¦ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:   Как отмечалось выше, в структуре науки наряду с 22G эмпирическим и

15) Эмпирический теоретический метатеоретический уровни научного познания

¦ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:   Как отмечалось выше, в структуре науки наряду с 22G эмпирическим и

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:

·        эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а так же результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях );

·        теоретический уровень (его составляют  основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории);

·        метатеоретический (представлен  философскими установками, социокультурными основаниями научного исследования, а так же  методами, идеалами, нормами, эталонами, регулятивами, императивами научного познания, стилем мышления исследователя и т.д.).

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный  момент здесь тоже присутствует, однако имеет подчиненное значение.

На данном уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая деятельность.

Эмпирическое познание непосредственно (без промежуточных звеньев) направлено на свой объект.

Оно осваивает объект с помощью таких приемов и средств познания как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ.

Однако, опыт никогда не бывает в современной науке свободным от рациональных компонентов (так, опыт планируется, конструируется теорией, а получаемые факты так или иначе теоретически нагружены

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента. Живое созерцание здесь не устраняется, но становится подчиненным моментом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

Такая «обработка» осуществляется с помощью систем абстракций – таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и т.д.

На основе эмпирических данных на теоретическом уровне происходит объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов существования. Важнейшая задача теоретического уровня знания –достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

При  этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), идеализация – процесс создания идеальных мыслительных конструкций (например, «абсолютно черное тело»), синтез (объединение полученных в результате анализа элементов в систему), дедукция и индукция. Характерной чертой теоретического познания является внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения осуществляется предсказание и научное предвидение будущего.

Метатеоретический уровень научного исследования, по сути, не является обособленным и «пронизывает» как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования. Метатеоретический уровень (или блок) представляет собой совокупность идеалов, норм, ценностей, целей, установок, которые выражают ценностные и целевые установки науки.

Блок идеалов и норм исследования включает в себя идеалы и нормы:

-доказательности и обоснования;

-объяснения и описания;

-построения и организации знания.

Это —  основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования. Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, каждый новый тип объектов (или их системной организации), вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм исследования.

Важная составляющая блока метатеоретических оснований науки – научная картина мира.

 Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях их исторического развития.

Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. Одновременно она функционирует и как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска, выбор средств их решения.

Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют так же эвристическую (предсказательную) функцию. Они активно участвуют в построении новых теорий, целенаправляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует как философской, так и специальной научной эрудиции (понимание особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, образцов деятельности и т.п.).

Этот особый слой исследовательской деятельности обозначен в настоящее время как философия и методология науки.

Источник: https://studfile.net/preview/4521167/page:14/

Метатеоретические основания науки

¦ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:   Как отмечалось выше, в структуре науки наряду с 22G эмпирическим и

Описание: Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире

Дата добавления: 2014-11-01

Размер файла: 11.04 KB

Работу скачали: 48 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Метатеоретические основания науки

Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, но и наличием метатеоретических оснований науки. Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.

Функции метатеоретических оснований науки:

— определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;

— систематизация имеющихся научных знаний;

— обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

Основания научного знания включают в себя три блока:

— научная картина мира;

— идеалы и нормы научного познания;

— философские основания науки.

Научная картина мира

В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто называют специальными картинами мира. Термин «мир» здесь понимается как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке.

Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине мира посредством представлений о:

— фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;

— типологии изучаемых объектов;

— общих закономерностях их взаимодействия.

Структура научной картины мира:

1) центральное теоретическое ядро (обладает относительной устойчивостью);

2) фундаментальные допущения (условно принимаемые за неопровержимые);

3) частные теоретические модели.

Одновременно научная картина мира функционирует и как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.

Картина мира связана с ситуациями опыта тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых еще не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами.

В свою очередь эмпирические исследования оказывают обратное воздействие на научную картину мира, стимулируя ее уточнение и развитие.

Кроме непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним опосредованные связи через основания теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы. Картина мира предстает как некая теоретическая модель исследуемой реальности.

Но это особая теоретическая модель, отличающаяся степенью общности и уровнем абстракции теоретических конструктов (на основе одной картины мира можно объяснить множество теорий). Благодаря связи с картиной мира происходит объективация теоретических схем.

Составляющая их система теоретических объектов предстает как выражение сущности изучаемых процессов «в чистом виде».

(Пример: В механике Герца вводится теоретическая схема механических процессов, в рамках которой они изображаются только как изменение во времени конфигурации материальных точек, а сила представлена как вспомогательное понятие, характеризующее тип такой конфигурации, то все это воспринимается вначале как искусственный образ механического движения. Но разъяснение: все тела природы взаимодействуют через мировой эфир, а передача сил представляет собой изменение пространственных отношений между частицами эфира. В результате теоретическая схема предстает уже как выражение глубинной сущности природных процессов).

В случае столкновения научной картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, приспосабливаясь к аномалиям. Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания.

Таким образом, научная картина мира имеет парадигмальный характер: Она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущений гипотез, влияет на нормы научного исследования. Парадигма влияет на поведение ученых, постановку и способы решения исследовательских задач.

Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

Они встроены в научную картину мира и на достаточно долгий срок определяют стойкую систему знаний, которая распространяется и транслируется посредством механизмов обучения, воспитания и популяризации научных идей, а также охватывает менталитет современников.

Основные функции научной картины мира:

— интегративная (способствует синтезу научных знаний, их систематизации);

— нормативная (научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя его основные характеристики, но и задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования).

Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество.

Наиболее изученным образцом специальной научной картины мира является физическая картина мира. (Пример: механическая картина мира.

Ее основные принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные их них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

Затем происходит переход к электродинамической – последняя четверть 19 в. – и квантово-релятивистской картинам физической реальности – первая половина 20 в.).

По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины мира в других науках. Среди них также существуют исторически изменяющие друг друга типы картин мира.

Каждая из конкретно-исторических форм картины мира может реализовываться в ряде модификаций.

Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии того или иного типа картины мира (например, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы).

Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о мире и когда одно из них в конечном итоге побеждает (конкуренция Декартовой и Ньютоновой концепций природы как механической реальности).

Отдельные специально-научные картины мира тесно связаны между собой и взаимодействуют. Наряду с ними выделяется общенаучная картина мира.

Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук – это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистеме, биосфере, обществе как саморазвивающейся системе и т.д. Вначале эти идеи развиваются в рамках специальных картин мира, а затем включаются в общенаучную картину мира.

Изменения научных картин мира происходит в результате научных революций. Однако это сложный процесс. Вначале новые картины мира выдвигаются как гипотезы.

Гипотетическая картина мира происходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать с прежней картиной мира.

Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом ее принципов, но и благодаря тому, что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий.

Идеалы и нормы научного исследования.

Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.

Нормы указывают на типичные, усредненные правила, на должное и обязательное в науке. Идеал – на высшую эталонную форму развития объекта (своеобразный ориентир).

Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

— собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;

— социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития

Этот блок включает в себя:

— идеалы и нормы доказательности и обоснования знания;

— идеалы и нормы объяснения и описания знания;

— идеалы и нормы построения и организации знания.

В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

На разных этапах своего исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования. Идеалы и нормы научного исследования придают систематический характер совокупной системе знания.

Идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы науки имеют конкретно-исторический характер, накладывают свой отпечаток на процесс коммуникации ученых, проявляются в оформлении научно-исследовательских работ, в самой тактике построения научного исследования.

В идеалах и нормах науки зафиксированы принципиальные отличия научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, характерные для отдельных областей научного познания, а также отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания.

В содержании любой из форм идеалов и норм науки (объяснения и описания, доказательности, обоснования и организации знаний) можно выделить три взаимосвязанных уровня:

1) Признаки, которые отличают науку от других форм познания. В разные исторические эпохи по-разному понималась природа научного знания, процедуры его обоснования и стандарты доказательности.

Но в науке любого периода существовали одни и те же нормативные требования к научному знанию – оно должно быть обосновано, доказано, проверено на практике, не должно ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должно раскрывать их сущность.

2) Исторически изменчивые установки, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе.

Примеры изменений идеалов и норм в истории науки.

3) Установки второго уровня, конкретизированные применительно к специфике предметной области отдельных наук. Например, в математике или во многих гуманитарных науках отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.

В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только ступающих в стадию теоретизации и математизации.

В биологии идея развития распространяется на все объекты, а в физике до последнего времени она практически отсутствовала.

Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания. Каждый новый тип системной организации объектов требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.

Идеалы и нормы научного исследования формируются также под влиянием общественного окружения: социальных потребностей, мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи. Особенно четко зависимость идеалов и норм науки от культуры эпохи прослеживается на втором отмеченном уровне (примеры).

Таким образом, идеалы и нормы научного исследования образуют целостную систему с достаточно сложной организацией («сетка метода», которую наука забрасывает в мир с целью найти определенные типы объектов).

Определяя общую схему метода, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Они как бы вплавляются, впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности.

Исследователь может не осознавать всех применяемых в научном поиске нормативных структур, многие из которых представляются ему само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных научных исследований и на их результаты.

В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания.

В системе таких знаний и способов их построения возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь (пример: ньютоновская механика послужила образцом для Ампера).

Философские основания науки. 

Философские основания науки включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления о всеобщих предпосылках, возможности и общей направленности познавательных процессов.

Как правило, в фундаментальных областях исследования развита наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту эпоху, в которую они были открыты).

Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи.

Поэтому научные картины мира (схемы объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.

Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска.

Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин мира, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых научных картин мира и новых представлений о методе.

Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным.

Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки допускают вариации философских идей, применяемых в исследовательской деятельности.

Философские основания науки не следует отождествлять со всем массивом философского знания. Из всего поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.).

Оно осуществляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению.

Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки.

Системная организация философских оснований науки:

1) онтологическая подсистема (категории, служащие для понимания и познания исследуемых объектов; например, «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние» и т.д.);

2) эпистемологическая подсистема (категории, характеризующие познавательные процедуры и их результат – понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства и т.д.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.

Источник: http://refleader.ru/merotryfsbew.html

Особенности метатеоретического уровня научного знания и его роль в современной науке. Рефлексия как основной метод метатеоретического по знания

¦ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:   Как отмечалось выше, в структуре науки наряду с 22G эмпирическим и

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.

В структуре науки выделяются эмпирический и теоретический уровни и соответственно эмпирические и теоретические методы организации научного познания, помимо которых в структуре научного знания необходимо артикулировать наличие третьего (более общего по сравнению с ними) метатеоретического уровня знания. Это наивысший уровень научного познания, представляющий собой совокупность принципов, норм, идеалов, составляющих основание научных теорий и науки в целом, которые обеспечивают единство и определенность научной деятельности, влияют на характер возникающего теоретического знания.

Метатеоретический уровень состоит из двух основных подуровней: общенаучного знания и философских оснований науки.

философских оснований науки выражено, во-первых, в философских принципах, отражающих фундаментальные предпосылки и общую направленность познавательных процессов. Во-вторых, в нормах научной познавательной деятельности, фиксируемых в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, простоты и др.

Философские основания науки выполняют мировоззренческую функцию.

Это блок наиболее общих представлений об исследуемой реальности, определяющий основные характеристики способа ее познавательного освоения, которые конкретизируются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания.

Общенаучный уровень знания включает в себя общенаучную картину мира и общенаучные методологические принципы.

Научная картина мира – это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека.

Научная картина мира выступает не просто как форма систематизации научного знания, но и как исследовательская программа, которая определяет задачи эмпирического и теоретического исследования, а также выбор средств их решения.

От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов.

Истории научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых научных парадигм. Понятие «парадигма» (с греч. — пример, образец) было введено американским историком науки Т. Куном.

Оно обозначает определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на конкретном этапе идеалов и нормы научного исследования, которые в течение определенного времени задают модель, образец постановки и решения научных проблем.

В различные исторические периоды времени функционируют различные научные картины мира. При смене парадигм изменяются основополагающие представления о мире, о фундаментальных объектах мира, об общих закономерностях их взаимодействия, дается новое толкование базовым понятиям.

Смена парадигм — это революционный сдвиг в науке, выход ее на новые этапы развития.

Методология науки — это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются:

— методы и операции научного исследования;

— формы научного познания;

— нормы и идеалы науки.

В самом общем смысле метод — есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта познания на достижение определенного результата.

Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: здесь выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.

), и по содержательным аспектам — методы эмпирического и теоретического исследования.

Рефлексия является основным методом метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами результаты.

Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные результаты.

В зависимости от того, на каком этапе находится развитие той или иной отрасли знания и какие задачи выдвигаются на первый план, доминирует определенный тип рефлексии:

1) рефлексия над результатами познания;

2) анализ познавательных средств и процедур;

3) выявление предельных культурно-исторических оснований, философских установок, норм и идеалов исследования

Методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, индукция, абдукция, фальсификация, экстраполяция) и их познавательные возможности.

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.

В структуре науки выделяются эмпирический и теоретический уровни и соответственно эмпирические и теоретические методы организации научного познания. В каждой из этих взаимосвязанных форм научного знания исследователь использует возможности как чувственного, так и рационального познания.

Эмпирические знания представляют собой совокупность научных фактов, образующих базис теоретического знания. Исследователи получают эмпирические знания посредством применения двух основных методов: наблюдения и эксперимента.

Наблюдение — целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта. Постановка цели, способов наблюдения, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов — таковы важнейшие особенности конкретного наблюдения. Результаты наблюдения дают нам первичную информацию о действительности в форме научных фактов.

Эксперимент — это такой прием научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. В эксперименте исследователь активно вмешивается в условия протекания научного исследования.

Он может остановить ход процесса на любой стадии, что позволяет изучить его более детально.

Он может ставить исследуемый объект в разнообразные связи с другими объектами или создавать условия, в которых он ранее не наблюдался, и тем самым устанавливать новые, неизвестные науке свойства.

Эксперимент позволяет воспроизводить изучаемое явление искусственно и проверять результаты теоретического или эмпирического знания практикой. Эксперимент всегда, а в современной науке в особенности, связан с использованием порой очень сложных технических средств — приборов.

В зависимости от целей исследования различают исследовательский эксперимент (открытие нового) и проверочный (установление истинности гипотез), обнаруживающий новые свойства и демонстрирующий их; качественный — направленный на выявление объектов или их свойств, и количественный — связанный с измерением свойств изучаемого объекта. По объекту исследования выделяются природный и социальный эксперимент, а по способам осуществления — естественный и искусственный, модельный и непосредственный, реальный и мысленный. Различают также научный и производственный эксперимент. Производственный эксперимент включает разновидности промышленного или полевого.

Важнейший компонент эмпирических методов познания — сравнение, т.е. выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Сравнение — это не объяснение, но оно помогает уяснению. Будучи необходимым приемом познания, сравнение лишь тогда играет важную роль в практической деятельности

человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи..

Частным случаем сравнения является измерение. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью лишь при условии, если они выражены посредством измерения. Измерение — это процесс определения величины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Оно производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения.

Существует группа методов научного познания, которая используется на эмпирическом уровне познания. Специфика этой группы методов состоит в том, что они являются универсальными в умственной деятельности человека и поэтому без них невозможен сам мыслительный процесс — само движение знания. К названным методам относятся: абстрагирование, индукция, абдукция, фальсификация и экстраполяция.

Абстрагирование состоит в том, что наше мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фиксированием внимания на тех сторонах, которые важны для нас в настоящий момент.

Абстрагирование — это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов. Например, чтобы данное конкретное свойство объекта рассматривалось как химическое, необходимо отвлечение, абстракция.

В самом деле, к химическим свойствам вещества не относятся изменения его формы; поэтому химик исследует медь, отвлекаясь от конкретных форм ее существования. В качестве результата процесса абстрагирования выступают различные понятия о предметах («растение», «животное», «человек» и т.п.

), мысли об отдельных свойствах предметов и отношениях между ними, рассматриваемых как особые «абстрактные предметы» («белизна», «объем», «длина», «теплоемкость» и т.п.).

Индукция — метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, когда ход мыслей направлен от установления свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов.

Индуктивное умозаключение имеет вероятностный характер.

Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части предметов некоторого класса и от них — к установлению всеобщих причинных связей, имеющих силу для всего класса.

Методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей. На это обстоятельство в конце XIX в. обратил внимание американский логик и философ Чарльз С.

Пирс, основатель прагматизма, который заявил, что логика и философия науки должны заниматься концептуальным анализом возникновения в науке новых идей и гипотез. С этой целью он предложил дополнить общелогические методы индукции и дедукции методом абдукции как специфическим способом поиска объяснительных гипотез.

Термины «дедукция», «индукция» и «абдукция» происходят от корня «вести» и переводятся соответственно «выведение», «наведение», «приведение».

Индукция рассматривает теории и измеряет степень их согласия с фактами. Она никогда не может создать какой-либо идеи вообще. Кроме того, индукция только обобщает, абдукция – объясняет. Все идеи науки возникают посредством абдукции. Абдукция состоит в исследовании фактов и построении теории, объясняющей их.

Другими словами абдукция есть метод поиска гипотез, в то время как индукция, будучи вероятностным умозаключением, есть метод проверки имеющихся гипотез и теорий.

Таким образом, абдукция, так же как и индукция, обращается к фактам, но не для того, чтобы их сравнивать, обобщать, а чтобы на их основе сформулировать гипотезу.

Многочисленные неудачи в логическом моделировании процесса индукции привели некоторых видных философов науки XX в. к довольно низкой оценке познавательного статуса индукции в процессе научного познания и вообще к пересмотру функций наблюдения и эксперимента в развитии научного знания. Одним из таких философов был К. Поппер,

предложивший новую модель взаимоотношения теории и опыта, названную им фальсификацией. Фальсификация — доказательство ложности научных гипотез с помощью эмпирического опыта.

Согласно Попперу, основная функция эмпирического опыта в науке состоит не в том, чтобы доказывать или подтверждать истинные гипотезы и теории (ни то, ни другое невозможно для универсальных гипотез по чисто логическим соображениям), а в том, чтобы опровергать ложные научные гипотезы. Если из эмпирической гипотезы вытекают следствия, которые оказываются ложными в ходе их сопоставления с данными наблюдения и эксперимента, то мы с логической необходимостью должны заключить о ложности самих гипотез. В этой связи Поппер заявляет, что именно потенциальная фальсифицируемость знания является необходимым признаком его научности.

Экстраполяция — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы. Пределы применимости любой естественно-научной теории всегда должны выходить за рамки того опыта, на фундаменте которого она основывалась первоначально.

Необходимость экстраполяции теории на новые области явлений коренится в самом ее назначении как инструмента познания.

Вспомним, что покоряющая эффективность механики Ньютона с момента ее создания заключалась в ее способности к единообразному описанию таких казавшихся совершенно разнородными явлений, как например, падение камня с высоты на землю и движение Земли вокруг Солнца.

Экстраполяция — мощное эвристическое средство исследования природы; оно позволяет расширять познавательный потенциал научных понятий и теорий, увеличивать их информационную емкость, а также усиливает предсказательные возможности теории в обнаружении новых фактов. Сама способность к экстраполяции той или иной гипотезы есть мощное косвенное подтверждение ее истинности.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://vikidalka.ru/3-76678.html

Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного познания и методы научного познания

¦ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:   Как отмечалось выше, в структуре науки наряду с 22G эмпирическим и

В структуре научного познания (исследования) принято различать три уровня:

Эмпирический уровень базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Предполагает осуществление наблюдений, индуктивных обобщений и экспериментальную деятельность.

На этом уровне в объекте фиксируются факты, дается их описание на ступени явления. Средства этого уровня включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

Данное познание доставляет материал, который затем обрабатывается теоретическим познанием.

Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Эмпирические объекты — это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений. На этом уровне выявляются явления и их связи; в этих связях возможно даже уловить проявление закона (эмпирического).

Теоретический уровень. На этом уровне отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (конструкции ума исследователя).

Здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы построения теории; методы логического и исторического исследования и т.д. Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений.

Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность явлений.

Метатеоретический уровень науки представляют, прежде всего, идеалы и нормы научного исследования — это инвариант, который констатирует науку, отличая ее от других форм познания, выражая стиль мышления эпохи, позволяя отличить одну науку от другой.

Они включают в себя идеалы и нормы:

1) доказательности и обоснования

2) объяснения и описания

3) построения и организации знания.

Элементами метатеоретического уровня также выступают научная картина мира и философские основания науки.

Научная картина мира – это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека.

Это целостная концептуальная система, дающая интегральное научное представление о природе и обществе. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов.

Философские основания науки. Философия является средством адаптации научного знания к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Философские идеи и принципы обеспечивают эвристику поиска.

Философия генерирует своеобразные «проекты», предельно обобщенные теоретические схемы потенциально возможных мировоззренческих структур, тем самым, задавая научному поиску новые направления.

Философия выступает в качестве методологического основания науки, поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания, активно используемых в последствии наукой. Философия сама является методом познания, поскольку всегда определяет стратегию познавательной активности.

Познание, как специфический вид деятельности, для своего осуществления требует определенных приемов и операций, призванных обеспечить достижение поставленных познавательных целей.

Это методические средства познавательной деятельности. Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

Метод должен включать в себя 1) сформулированную цель

2) описание объективной ситуации, в пределах которой решается практическая или теоретическая задача

3) процедуру или перечень операций, которые необходимо осуществить для достижения цели в заданных условиях.

На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только позже осознается людьми. В сфере же науки метод формируется сознательно и целенаправленно.

Научный метод толькл тогда соответствует своему статусу, когда он обеспечивает адекватное отображение свойств и закономерностей предметов внешнего мира. Поэтому научный метод совпадает с научной теорией. Метод – это теория в ее практическом применении.

С одной стороны, теория представляет собой систему знаний о том или ином фрагменте мира, а с другой — она же выступает и как средство решения телоретических задач, то есть как метод.

Научному методу свойственны следующие признаки:

1) ясность или общедоступность;

2) детерминированность или отсутствие стихийности и произвола в применении;

3) направленность или способность обеспечивать достижение цели;

4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Методы, используемые в познавательной деятельности, можно разделить на три группы. К первой относятся общелогические методы, применяемые в любом акте познания и на любом уровне. Это анализ исинтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия и другие.

Ко второй группе относятся методы, применяемые только в определенной научной теории и приспособленные для исследования именно данного объекта. Отличительной особенностью этих методов является их зависимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач. Это конкретно-научные или дисциплинарные методы.

Третью группу составляют общенаучные методы, которые в меньшей степени зависят от специфики объекта исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования. На этом основании данные методы можно разделить на методы эмпирического и теоретического познания, которые соответствуют эмпирическому и теоретическому этапу исследования.

На эмпирическом этапе осуществляется сбор фактов, их первичная обработка, описание, классификация, выявление внешних зависимостей. На теоретическом этапе осуществляется обобщение эмпирических зависимостей, выявление структуры объекта, устойчивых взаимодействий, построение идеальных моделей объекта и теоретических схем реализации познавательных программ.

На эмпирическом этапе применяются такие методы, как наблюдение, классификация, эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей исследования. Классификация – это метод разделения множества изучаемых объектов на подмножества на основе строго зафиксированных сходств и различий.

Экспериментом называется метод исследования, при помощи которого определенный объект или процесс изучается в контролируемых и управляемых условиях.

Эксперимент применяется либо для создания ситуации, позволяющей исследовать объект в чистом виде, либо для проверки уже существующих гипотез и теорий, либо для формулировки новых гипотез и теоретических представлений.

На теоретическом этапе используются аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также методы исторического и логического анализа. Последние широко используется при изучении сложных исторически изменчивых объектов.

Аксиоматический метод сначала задает набор исходных аксиом, из которых затем по определенным правилам создается система выводных высказываний. Аксиомы, правила и выводные высказывания вместе и составляют теорию.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в том что сначала формулируется одна или несколько гипотез, из которых затем выводится система частных гипотез, подлежащая опытной проверке.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному ориентирует исследование на поиск и осмысление таких свойств, связей и отношений, которые первоначальному абстрактному образу объекта придают конкретность, отчетливость и определенность. Исторический метод требует описания фактической истории объекта во всем разнообразии его существования. Логический метод – это мысленная реконструкции история объекта, очищенная от всего случайного, несущественного и сосредоточенная на выявлении сущности.

На теоретическом этапе исследования применяются также и такие методы, как идеализация, формализация, моделирование ( в том числе и математическое и компьютерное). Это разнообразие применяемых методов обеспечивает адекватность результатов познания, логическую непротиворечивость научных знаний, эмпирическую обоснованность и возможность принципиальной проверки полученных знаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_14685_empiricheskiy-teoreticheskiy-i-metateoreticheskiy-urovni-nauchnogo-poznaniya-i-metodi-nauchnogo-poznaniya.html

Scicenter1
Добавить комментарий