§ 1. Онтологический монизм и доминирование рационализма

Онтология. Учение о субстанции: монизм, дуализм, плюрализм

§ 1. Онтологический монизм и доминирование рационализма

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе.

Первопричина происходящего. Как правило именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.

Проблемы определения Основная проблема чёткого определения что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее).

Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой «всеобщей субстанции» нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения).

Один из подходов в философии заключается в том, что «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций. Монизм Мони́зм (от др.

-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

Философский монизм В философии существует три вида монизма: 1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). 2.

Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. 3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий.

Дуализм Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

Дуализм в философии Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм.

Дуализм в философии сознания В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.

Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума).

Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы. Дуализм отличают от монизма и плюрализма. Плюрализм Плюрализм (от лат.

pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в.

Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. Плюрализм в философских системах Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_199_ontologiya-uchenie-o-substantsii-monizm-dualizm-plyuralizm.html

1.Онтология нового времени:дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюрализм Лейбница

§ 1. Онтологический монизм и доминирование рационализма

Онтология – наукао бытие.

Монизмв основе всей действительности ищет иусматривает одно начало. Монизм можетбыть материалистическим, когда он единойосновой (первопричиной) видит материю,или идеалистическим, когда такой единойосновой провозглашает дух (идею, чувства).

Монизм Спинозы имеет пантеистическийхарактер: Бог отождествляется с природой.Бог, идеальное и материальное слилосьу Спинозы в единую бесконечную субстанцию(натуралистический пантеизм). Существуетединая находящаяся вне сознаниясубстанция, которая является причинойсамой себя и не нуждается ни в какихдругих причинах.

Он решительно отвергалпредставление о мышлении как об особойсубстанции, которая будто бы существуетсама по себе и проявляется сама черезсебя. Категорически отрицает свободучеловеческой воли, понимая ее какактивизирующую силу истинных идей.

Дуализм -философскоеучение, исходящее из признанияравноправными, не сводимыми друг к другудвух начал — духа и материи, идеальногои материального. Декарт считал, протяженныймир со всеми качествами, какие мы познаемв наших ясных представлениях, действительносуществует.

Лежащая в основе егопротяженная сущность называется теломили материей. Её природа, согласнофилософии Декарта, состоит не в твердости,тяжести, окраске или вообще в каком-либокачестве, но единственно в протяжении.Протяжение имеет тело, но не душа. Междуними двумя существует диаметральнаяразница.

Тело может быть разрушено, душаже неразрушима, т. е. бессмертна. Количествовещества и движения, вложенных изначальнов мир Богом, остается неизменным.Последние составные частицы материи –мельчайшие тельца, различные по формеи величине (корпускулы).

плюрализмомв философии называется учение, признающеев отличие от монизма и дуализма,множественность первоначал мироздания.Субстанций, по мнению Лейбница, бесконечномного, их столько же, сколько вещей.Каждая вещи должна иметь свою отдельнуюсубстанцию. Эти субстанции Лейбницназывает монадами (единицами).

Тела,считает Лейбниц, не могут быть субстанциями,поскольку любое тело сложно, то естьдопускает бесконечное деление. Основнымисвойствами субстанции должны бытьпростота и активность. Именно такими иявляются монады. Они нематериальны,просты, неделимы, из-за своей неделимостиони неуничтожимы.

Монады наделены вечнойжизнью, поэтому картину мира, сложившуюсяу Лейбница в некоторой степени можноназвать разновидностью гилозоизма.Таким образом, монады это некие духовныеатомы метафизические точки, не связанныемежду собой.

 Богобъявляется Лейбницем высшей, верховноймонадой, которая придаёт деятельностимножества монад гармоничную согласованность.

2.Человек как предмет философского анализа. Природное и социальное в человеке

С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств.
Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.
В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.
Сложились две концепции о природе человека:
социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека; биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор.Билет 301.Немецкая классическая философия: общая характеристика и представители.Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Андреаса Фейербаха.Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры.2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания, Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека.3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. 4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.2.Человек и природа.
 Природа называется естественной средой обитания человека, в которой он рассматривается в качестве открытой системы: изменения в природе влияют на человека, а его деятельность сказывается на состоянии природы. Поэтому с появлением людей в природе начинается процесс коэволюции, т.е. совместной эволюции природы, общества, культуры и человека. Природная сущность человека «записывается» в генах — материальных носителях наследственной информации, которые предопределяют не только биологическое развитие человека, но и оказывают влияние на социальные изменения личности. Поэтому некоторые ученые считают, что человек, прежде всего, является существом природным, а его вторичные, социальные и культурные качества формируются над биологическими с целью наиболее эффективной реализации программы продолжения рода, заложенной в генах.Представители философской антропологии, отстаивающие позицию биологической недостаточности человека, выраженную в его незащищенности перед природной стихией, хищными животными и в длительном периоде «выхаживания», считают разум (практический интеллект) единственным способом приспособления природы к человеку. В результате биологической неспециализированности человек с помощью орудийной деятельности создал собственную среду обитания — мир культуры, сделав его искусственной основой жизни.Билет 31.1.Антропологический принцип философии Фейербаха. Критика религии.

В середине XIX векас острой критикой идеализма выступилнемецкий философ Людвиг Фейербах. Сточки зрения Фейербаха, идеализм естьне что иное, как рационализированнаярелигия, а философия и религия по самомуих существу, считал Фейербах, противоположныдруг другу.

В основе религии лежит верав догматы, тогда как в основе философии— знание, стремление раскрытьдействительную природу вещей. Поэтомупервейшую задачу философии Фейербахвидел в критике религии, в разоблачениитех иллюзий, которые составляют сущностьрелигиозного сознания.

Религия и близкаяк ней по духу идеалистическая философиявозникают, по мнению Фейербаха, изотчуждения человеческой сущности,посредством приписывания богу техатрибутов, которые в действительностипринадлежат самому человеку.

Согласно Фейербаху,для освобождения от религиозныхзаблуждений необходимо понять, чточеловек — не творение бога, а часть —и притом наиболее совершенная — вечнойприроды.

Антропологическийпринцип Фейербаха в теории познаниявыражается в том, что он по-новомуинтерпретирует само понятие «объект».

По Фейербаху, понятие объекта первоначальноформируется в опыте человеческогообщения, и поэтому первый объект длявсякого человека — это другой человек.

Именно любовь к другому человеку естьпуть к признанию его объективногосуществования, а тем самым к признаниюсуществования вообще внешних вещей.

Источник: https://studfile.net/preview/1624419/page:27/

Онтологический монизм: историческая реконструкция

§ 1. Онтологический монизм и доминирование рационализма

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 23Следующая ⇒

В практическом употреблении термин «онтология» был закреплён Христианом фон Вольфом, который явно разделил семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. С другой стороны, метафизика изучает первоначала природы, рассуждает о первопричинах, что сближает ее с онтологией.

Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

1.1.1 Онтологический монизм древнегреческой философии

Онтологический монизм, оформившийся в древнегреческой философии, впоследствии воплотился в следующих учениях:

пантеизм, панэнтеизм – строится на основе постулирования: божественной субстанции;

гилозоизм, панвитализм – жизненной субстанции, жизни;

панпсихизм – всеобщей одушевленности;

панлогизм – разуме как абсолютной субстанции;

энергетизм – энергии как первооснове мира и т.д.

В рамках монистической концепции встает проблема рационального объяснения отношения материального и духовного: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны?

Онтологический монизм –это философское представление, согласно которому разнообразие объектов, в конечном счете, сводится к единому началу или субстанции.

Таким образом, монизм – есть способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Противоположностью монизма выступает плюрализм, который исходит из множественности начал.

Можно выделить несколько форм онтологического монизма: материалистический монизм, который выводит идеальное из материального; идеалистический монизм постулирует существование духовного первоначала – идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель) и т.д.; так называемый нейтральный монизм выводитпсихическое и физическое из «нейтрального» начала» (например, у Маха из элементов).

В античной философии монизм первоначально представлял собой учение о «первовеществе», из которого возникли все вещи. Такими первоначалами были вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита), в этих представлениях основная мировоззренческая проблема выступала в качестве вопроса о первовеществе, телесном первоначале, объясняющем одновременно и целостность и многообразие мира.

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» как из кирпичиков, все другие тела во Вселенной. Понимание материи в античной философии осуществлялись путем отождествления материи с различными веществами, например, с водой (Фалес Милетский) или воздухом (Анаксимен).

Однако Анаксимандр понял, что нельзя одно из существующих веществ принимать за материю как таковую и предложил понятие «апейрон» – неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество, которое у него выступает основой мира и существует в вечном движении. Бескачественная материя возникает путём выделения из апейрона противоположностей.

Апейрон выражет идею о неопределённой субстанции [3].

Гераклит рассматривает материю как источник движения. Философ предлагает различные виды доказательств сущностного единства противоположностей и устанавливает четыре различных вида связи между противоположностями:

1. Вещи можно рассматривать с противоположных сторон (например, море как чистое для рыб и губительное для питья человеком).

2. Различные аспекты тех же самых вещей могут находить противоположные описания (письмо – линейно и округло).

3. Хорошие и желательные вещи, такие как здоровье или отдых можно определить только из сравнения с противоположным (все познается в сравнении).

4. Некоторые противоположности сущностно связаны, поскольку они следуют друг за другом (пара день-ночь – общим для включенных в неё противоположностей будет понятие «сутки»).

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием [20].

1.1.1.1. Онтологический монизм в учениях элеатов

Парменид первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной степени обобщения, говоря о бытии (или сущем) и небытии (или не-сущем). Парменид – философ, элеат (из города-государства Элея). Элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии – однородном, вечном и неизменном единстве.

Небытия нет, ибо оно немыслимо и несказанно, бытийно лишь мыслимое (мысль о предмете и предмет мысли – одно и то же). Не будучи разделенным небытием, бытие едино.

Так как изменение и перемещение предполагает небытие (движущееся не находится там, где оно только что было, и его нет там, где оно сейчас будет), то бытие неизменно и неподвижно, вечно, вне времени, «все в настоящем».

Парменид открыл бытие как новое измерение универсума, не сводимое к природе – ни к окружающему миру, ни к природе человека.

Начал размышлять о сущем как таковом: про него невозможно сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно; оно завершено, закончено, существует в строгих границах и похоже на шар, любая точка на котором равно отстоит от центра, шар, центр которого везде, а периферия нигде.

Элеаты отрицали не сами, видимые нами, движение и множественность мира, а их мыслимость, для этого они использовали специфическую логическую аргументацию [3].

Апории Зенона

Геометрия пифагорейцев опиралась на ряд идеализированных понятий. Тем самым любая классическая кривая считалась одновременно и непрерывной, и состоящей из бесконечного количества отдельных точек. Цель элеатов – показать, что наше (математическое) представление о движении противоречиво.

Рисунок 1 – Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости. Зенон как раз и ставит под сомнение применимость к реальному движению идеализированных математических понятий: суть парадоксов состоит в неадекватности непрерывной, бесконечно делимой математической модели, с одной стороны, и физически дискретной материи, с другой [38].

Парадоксы возникают из-за некорректного применения к реальности идеализированных понятий «точка пространства» и «момент времени», которые не имеют в реальности никаких аналогов, потому что любой физический объект имеет ненулевые размеры, ненулевую длительность и не может быть делим бесконечно – эти представления предвосхитили идеи квантовой физики.

В современной физике существует модель абсолютно чёрное тело – физическая идеализация, тело, поглощающее всё падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах и ничего не отражающее. Несмотря на название, абсолютно чёрное тело само может испускать электромагнитное излучение любой частоты и визуально иметь цвет.

Спектр излучения абсолютно чёрного тела определяется только его температурой.

При выведении законов излучения абсолютно чёрного тела физики столкнулись с парадоксом, который был назван ультрафиолетовая катастрофа – физический термин, описывающий парадокс классической физики, состоящий в том, что полная мощность теплового излучения любого нагретого тела должна быть бесконечной.

Изначально к решению проблемы были применены чисто классические методы, которые дали ряд важных и верных результатов, однако полностью решить проблему не позволили, приведя в конечном итоге не только к резкому расхождению с экспериментом, но и к внутреннему противоречию – так называемой ультрафиолетовой катастрофе.

Рисунок 2 – Модель абсолютно черного тела

Изучение законов излучения абсолютно чёрного тела явилось одной из предпосылок появления квантовой механики. Интенсивность излучения абсолютно чёрного тела в зависимости от температуры и частоты определяется законом Планка: квант (от лат. quantum – «сколько») – неделимая порция какой-либо величины в физике.

Рисунок 3 – Формула Планка. Кривая распределения энергии в спектре излучения абсолютно чёрного тела по измерениям Кобленца, а также кривые, получаемые на основе формул Вина, Рэлея-Джинса и Планка

Исследования свойств излучения абсолютно чёрного тела завершились выдвижением гипотезы Макса Планка о том, что энергия любой системы при излучении или поглощении электромагнитного излучения частоты может измениться только на величину, кратную энергии кванта (то есть дискретно). То есть электромагнитное излучение испускается в виде отдельных порций энергии (квантов).

Квантовая механика показала, что в микромире резко повышена роль дискретности (прерывистость). Квантовые уравнения требуют, чтобы некоторые величины, такие как энергия атома, могли принимать только определенные дискретные значения.

Вопросы, поднятые элеатами, также актуальны в новых физических теориях, например, в теории петлевой квантовой гравитации, котораяутверждает, что:пространство-время в действительности является дискретным, то есть существуют минимальные порции (кванты) как пространства, так и времени.

В петлевой теории гравитации главные объекты – маленькие квантовые ячейки пространства, определенным способом соединенные друг с другом. Петлевая квантовая теория – одна из гипотез теорий квантовой теории гравитации.

Рисунок 4 – Пространственно-временная пена в планковских

масштабах.

1.1.1.2. Идеалистический монизм Платона

Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своём учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Следует признать наличие трех родов сущего – вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи.

Платон, описывая Универсум, считал, что космологическое учение может быть только «правдоподобным мнением» о предметах чувственного мира.

Рисунок 5 – Шарообразная Вселенная.

Взгляды Платона в какой-то мере соответствуют пифагрейским. Космос Платона является управляемым с помощью Демиурга и Необходимости, и при участии Судьбы (диалог «Тимей» и «Политик»). Платон разрабатывает учение о «вместилище», или «восприемнице», то есть «материи», делая её отличной от какого-либо первовещества.

Платон разрабатывает учение о макрокосме и микрокосме. В «Тимее» данное учение сходно с учением пифагорейцев о взаимосвязи человеческой души с мировой, однако в «Политике» это учение напоминает, скорее, учение Эмпедокла о космических циклах и связанными с ними циклами человеческой истории.

В отличие от досократиков, Платон считает, что космологическое и физическое может быть лишь вторичным по отношению к истинному, вечносущему бытию, которое находится за пределами человеческого чувственного опыта и не может быть достижимо не иначе как в форме чувственного созерцания.

В то же время Платон считал, что космос как живое существо является самым совершенным живым существом, созданным согласно умопостигаемому первообразу.

В диалоге «Политик» Платон проводит параллель между космосом, который упорядочивается Богом и человеческим обществом, руководимым идеальным политиком, который должен обладать знанием в большей или меньшей степени совпадающим со знанием о благе и «благом Демиурге», который «упорядочивает» движение космоса [14;40;41].

1.1.1.3. Представления Аристотеля: теологический онтологизм

Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд.

Сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента – эфира. Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Он божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента.

Идеи Аристотеля об эфире созвучны представлениям современной науки о плазме, из которой состоят звезды. Плазма (от греч. «вылепленное», «оформленное») – частично или полностью ионизированный газ, образованный из нейтральных атомов (или молекул) и заряженных частиц (ионов и электронов).

Плазма иногда называется четвёртым (после твёрдого, жидкого и газообразного) агрегатным состоянием вещества.

Небесный свод и все небесные светила – шарообразны. Однако доказывал эту мысль Аристотель, исходя из телеологической концепции о том, что «сфера» является наиболее совершенной формой.

Согласно Аристотелю, материя (в пер. с греч. «то, из чего») представляет собой многообразие вещей, существующих объективно. Он вводит понятие «форма» (в пер. с греч. «то, что»), а также сущность, стимул, цель, понятие причины становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель).

Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина (в пер. с греч. «то, откуда») характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.

Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина – это энергийная сила, порождающая не только материи и формы, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Аристотелевский финитизм актуализируется в невозможности актуально существующей бесконечной величины – отсюда конечность Вселенной; запрет бесконечных причинно-следственных цепей – отсюда идея перводвигателя [2].

Материя рассматривалась Аристотелем как пассивное начало, а дух – а как начало активности, творчества (материи необходим демиург также, как глине – гончар), что надолго определило решение проблемы материи в философии.

В Средние века аристотелевский дуализм материи преобразовался сообразно монотеистическим религиозным учениям христианства и мусульманства, заняв господствующее положение.

1.1.2. Онтологический монизм средневековой философии

Онтологические представления средневековой философии воплотились в так называемом онтологическом волюнтаризме, который приписывает божественной воле основную роль в развитии природы и общества.

В средневековой онтологии понятие бытия отождествляется с Богом. Отцы схоластики подробно разрабатывают учение об уровнях бытия: субстанциальном, актуальном, потенциальном, необходимом, случайном и т.д.

В средневековой философии формируется два подхода в онтологии, опирающиеся на аристотелевскую и августинианскую традициии.

Главный представитель аристотелизма – Фома Аквинский вводит в средневековую онтологию плодотворное различение сущности и существования, а также понятие «момент творческой действенности бытия», сосредоточенной в полной мере в самом бытии, в Боге как actus purus (чистый акт).

На идеях Августина строит свои философские представления Иоанн Дунc Скот – главный оппонент Фомы Аквинского. Он отвергает жесткое различение сущности и существования, полагая, что абсолютная полнота сущности и есть существование. В то же время над миром сущностей возвышается Бог, о котором уместнее мыслить с помощью категорий Бесконечности и Воли.

Эта установка Дунса Скота кладет начало онтологическому волюнтаризму. Различные онтологические установки проявились в споре схоластов об универсалиях, из которого вырастает номинализм Оккама с его идеей примата воли и невозможности реального бытия универсалий. Оккамистская онтология играет большую роль в деструкции классической схоластики и формирования мировоззрения Нового времени [36;37].

1.1.3. Онтологическая проблематика эпохи Возрождения: пантеизм

Философской мысли Ренессанса в целом чужда онтологическая проблематика, более менее явно она проявилась в учении Николая Кузанского, его учении о possest – «бытии-возможности», об абсолютном максимуме; о «неином». Онтологический монизм Кузанского воплотился в его учении о едином.

В отличие от абсолюта универсум есть определившееся, стяженное (contractum) целое и потому неизбежно ограничен не пределами, а своей конкретностью. Всякий вещественный центр относителен (предкоперниканская космология), средоточием и пределом мира, не умеющего найти в самом себе своего конца, оказывается Создатель.

Максимальное различие вещей, когда нет того общего, на чьем фоне они разнились бы, совпадает с их минимальным (никаким) различием [34]. Пантеизм Кузанский рассматривал с точки зрения математики.

Хотя Николай Кузанский догадывался о существовании бесконечности в пространстве и времени, он считал сотворенный мир «Богом в ничто» котором никакое учение о творении неспособно что либо изменить. Связующим звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Человек является микрокосмосом и отблеском универсума.

1.1.4. Дуализм/онтологический монизм Нового времени: представления Декарта

Трудности на пути охвата всей действительности в рамках одного принципа приводили к тому, что исторически возникавший монизм, как правило, трансформировался в дуализм или плюрализм.

Декарт как представитель дуализма, бытие разделил на мыслящую субстанцию дух и протяженную – материю. Декарт решал онто-гносеологические проблемы с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга.

Признавая существование двух субстанций в рамках метафизики Декарт не был вполне последовательным. И дух, и протяженность не вполне автономны и, значит, не вполне субстанциальны. Обе они сотворены Богом и зависят от него. Тем более что Декарт сторонник идеи постоянного творения мира Богом.

По существу, единственной подлинной субстанцией, являющейся причиной самой себя, у Декарта является Бог, эти идеи изложены в «Размышлениях о первой философии». Тем не менее на уровне «тварного» бытия разделение на res cogitans и res extensa имеет фундаментальный характер.

Оно означает, что тело и дух вполне независимы друг от друга.

Декарт в своей теории субстанций снимает вопрос о носителе первичных свойств, вообще отождествляя материю с единственным ее свойством – протяженностью.

«Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что она – вещь твёрдая, весомая, окрашенная или каким-либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что она есть – субстанция протяжённая в длину, ширину и глубину» [17].

1.1.5. Марксистско-ленинская концепция монизма

Марксистско-ленинская концепция монизма связана с пониманием мира как противоречивого развивающегося единства многообразного, в основе которого лежит одна (материальная) субстанция.

Такое содержание наиболее адекватно выражается понятием «диалектико-материалистический монизм», которое позволяет, в отличие от широко употребляемого в отечественной литературе термина «материалистический монизм», отграничить монистическую концепцию марксизма от вульгарно-материалистических и метафизико-материалистических подходов.

Принцип диалектико-материалистического монизма имеет следующие основные аспекты: онтологический (единство мира «самого по себе»), гносеологический (единство субъекта и объекта, содержания сознания и внешнего мира) и логический (единство результатов процесса познания действительности). Их содержание раскрывается и конкретизируется в ряде самостоятельных принципов: материального единства мира (онтологический аспект), отражения (гносеологический аспект) и единства знания (логический аспект) [43].

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2015-10-19; view: 2760; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/8-82018.html

Scicenter1
Добавить комментарий