§ 2. Административно-правовая характеристика форм и методов

Содержание
  1. Понятие и виды административно-правовых форм
  2. Виды административно-правовых форм
  3. 5. Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика
  4. Административно-правовые формы и методы государственного управления
  5. Классификация административно-правовых действий
  6. Понятие метода административного регулирования, виды методов
  7. Понятие и виды актов государственного управления
  8. Виды правовых актов управления
  9. Понятие и виды мер административного принуждения
  10. Разрешительная система
  11. Понятие лицензирования. Лицензирование отдельных видов деятельности
  12. Раздел 3. Административно-правовые формы и методы государственного управления
  13. 7.2. Методы государственного управления и их классификация
  14. Понятие и виды форм государственного управления. Административно-правовые формы: общая характеристика

Понятие и виды административно-правовых форм

§ 2. Административно-правовая характеристика форм и методов

Вопросы по теме:

9.1. Понятие и виды административно-правовых форм.

9.2. Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.

9.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

9.4. Понятие и основные черты административно-правовых методов.

9.5. Виды и содержание административно-правовых методов.

9.6. Административное принуждение: сущность, основания и виды.

Государственная власть реализуется через конкретные действия различного рода, совершаемые его субъектами.

Государственное управление – это деятельность, осуществляемая органами государства (органами исполнительной власти) и от его имени. Она имеет юридическое значение и в силу этого требует определённого официального оформления.

Задачи и функции такой деятельности реализуются в конкретных действиях органов государственного управления и их должностных лиц. Эти действия находят внешнее выражение и называются формой реализации исполнительной власти (или формой управленческой деятельности).

Административно-правовая форма — это способ выражения государственно-правового содержания управленческой деятельности.

исполнительной власти раскрывается в её функциях, компетенции субъектов, в методах, используемых ими в интересах решения поставленных перед ними задач.

Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других – не вызывают таковых.

Отсюда, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать в роли:

а) форм реализации исполнительной власти;

б) форм государственно-управленческой деятельности (внутриаппаратной работы).

Главное и основное значение в механизме функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они выражают внешнее юридическое воздействие. В них фактически выражается сама исполнительная власть со своими атрибутами.

Итак, под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществлённое в рамках его компетенции и вызывающее определённые последствия.

Управленческие действия вызывающие юридические последствия или же имеющие определённое юридическое значение можно обозначить как административно-правовые формы.

Виды административно-правовых форм

Формы управленческой деятельности многообразны. Поэтому их выбор зависит от многих обстоятельств: от характера компетенции данного органа; особенности объекта управляющего воздействия; конкретных целей совершаемых управленческих действий; характера решаемых вопросов; характера вызываемых действиями последствий.

Наиболее значимы формы, связанные с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти; они вызывают наиболее существенные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их деление на правовые и неправовые.

Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

Правовые формы государственного управления всегда влекут за собой чётко выраженные юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение административных правовых отношений между субъектом и объектом управления).

К числу правовых форм относятся:

1) принятие нормативных актов;

2) издание индивидуальных (административных) актов;

3) заключение договоров;

4) совершение других юридически значимых действий (выдача водительских удостоверений, паспортов, разрешение на хранение и ношение огнестрельного гражданского оружия и т.п.).

5) осуществление организационных действий;

6) выполнение материально-технических (организационно-технических) операций.

Исполнительная власть с учётом её особенностей реализуется только её субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и иного вспомогательного типа) и только в правовых формах.

Относительно организационно-технических или материально-технических операций (действий) следует иметь в виду, что последние вообще не могут рассматриваться в качестве форм управленческой деятельности. Их роль исключительно вспомогательная (делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.п.

), а форма выражения – неправовая. Реализацию исполнительной власти они, конечно, не выражают; осуществляют их не управленческие работники, а обслуживающий персонал. Но в целом они не могут быть исключены из перечня форм управленческой деятельности, т.е.

понятия, более широкого по своему смыслу, чем собственно реализация исполнительной власти.

Неправовые формы государственного управления не требуют полного и строгого, определённого законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий.

Их видами выступают:

1) осуществление организационных действий;

2) осуществление аналитических действий;

3) осуществление обеспечительных действий и т.п.;

4) выполнение материально-технических операций.

Внутриаппаратные действия либо предшествуют реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации в пределах компетенции определённого должностного лица.

Все они могут быть как правовыми, так и неправовыми.

Таким образом, классификационный подход к формам управления подводит к выводу о наличии правовых либо неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме. Внутриорганизационная деятельность может быть выражена в обеих формах.

Правовые формы государственного управления можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию:

— правотворческая – выработка правовых норм, изменение, отмена;

— правоприменительная – это установление фактических обстоятельств дела, выбор, нормы права,. принятие по делу решения, исполнение акта применения права;

2) по целенаправленности:

— внутриуправленческая деятельность;

— внешнеуправленческая деятельность;

3) по способу выражения:

словесные (письменные и устные);

— конклюдентные (жесты, сигналы, движения, знаки);

4) по объёму:

— общеобязательные;

— адресованные конкретным объектам;

5) по условиям применения:

— нормальная общественная жизнь;

— реакция на негативные явления в сфере государственного управления (охранительные);

6) по особенностям объекта управляющего воздействия:

— государственные;

— кооперативные;

— акционерные;

— коммерческие;

— частные и т.д.;

7) по степени юридического выражения:

— основные (издание правовых актов);

— и базирующиеся на них — регистрационные, разрешительные, надзорные, пресекательные, обеспечительные; лицензирование и т.д.

8) по юридическому содержанию:

— предписывающие, запретительные, дозволительные.

Существуют и иные критерии классификации форм управления.

Таким образом, форма управления – это внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определённые последствия.

Главенствующая роль в системе административно-правовых форм отводится правовым актам управления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_1749_ponyatie-i-vidi-administrativno-pravovih-form.html

5. Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика

§ 2. Административно-правовая характеристика форм и методов

Понятие.Наряду с формами в процессе практическойреализации исполнительной власти важнаяроль отводится методам государственногоуправления.

Методыгосударственного управления (МГУ)— это способы, приемы, средства практическойреализации задач и функций исполнительнойвласти в деятельности исполнительныхорганов (должностных лиц) на основезакрепленной за ними компетенции, вустановленных границах и в соответствующейформе.

Характерныечерты МГУ:

  1. они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;

  2. они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

  3. в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;

  4. они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;

  5. своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);

  6. в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;

  7. метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;

  8. методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);

  9. выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).

МГУбывают правовыми (АПМ) и неправовыми(методы идеологического воздействия,связанные с использованием различногорода призывов, лозунгов, политическихпрограмм, социальных концепций; методыпсихологического воздействия: повышениеобщественной репутации профессии,всевозможные психологические побужденияк выполнению гражданского долга,возбуждение патриотических чувств ит.п.). Неправовыми являются и такие методыуправления, которые представляют собойзлоупотребление должностным положением:например, меры, принимаемые с превышениемдолжностных полномочий, меры «телефонногоправа» и т.п.

Административно-правовыеметоды государственного управления(АПМ) – это определенные правом конкретныеприемы и способы деятельности органовисполнительной власти и их должностныхлиц, осуществленные в рамках их компетенциии вызывающие юридические последствия.

Видыадминистративно-правовых методов. Втеории административного праваадминистративно-правовые методыгосударственного управленияклассифицируются по различным основаниям.

Методыуправления в обобщенном виде могут бытьпредставлены только какадминистративно-правовые. Без правовойрегламентации и юридической формыневозможно осуществить эффективное,рациональное управление.

Всфере государственного управлениядействуют два универсальных метода —убеждениеи принуждение.Эти методы являются универсальнымиспособами воздействия на волю и поведениелюдей в любой сфере деятельности, в томчисле и в государственном управлении.

Спомощью методов убеждения стимулируетсядолжное поведение участников управленческихотношений. К этим методам относятсятакие определенные административнымправом приемы и способы государственногоуправления, как разъяснения, рекомендации,применение поощрений и др.

Кметодам принуждения относится привлечениелиц к административной ответственности,а также ряд иных мер административногопринуждения. Принуждение традиционнорассматривается в качестве вспомогательногометода воздействия, используемого всилу нерезультативности убеждения.

Вслучае нарушения требованийадминистративно-правовых норм оновыражается в применении дисциплинарнойили административной ответственности.

При необходимости в обеспеченииобщественной безопасности действуетособый комплекс принудительных мер, всовокупности с юридической ответственностьюобозначаемых как административноепринуждение.

Похарактеру воздействия на объектыуправлениявыделяют две группы методов, а именно- административных и экономических.

Административныеметодыобычно квалифицируются в качествеспособов или средств внеэкономическогоили прямого управляющего воздействиясо стороны субъектов государственно-управленческойдеятельности на соответствующие объектыуправления независимо от конкретнойобласти общественной жизни. Своевыражение они находят в совершениисубъектом управления таких управленческихдействий, в содержании которых проявляетсявластное обеспечение должного поведенияуправляемых объектов (команда).

Ониимеют прямойхарактер(субъект управления в рамках своейкомпетенции принимает управленческоерешение, юридически обязательное дляобъекта управления, т.е. адресата) ивнеэкономическийхарактер(реальным объектом управления являетсясознательно-волевое поведениеуправляемых).

Экономическиеметодыобычно характеризуются в качествеспособов или средств косвенноговоздействия субъектовгосударственно-управленческойдеятельности на соответствующие объектыуправления. Здесь субъект управлениядобивается должного поведения управляемыхвоздействуя на их материальные интересы(т.е. опосредованно).

Объектуправления ставится в такие условия,когда он сам начинает действоватьдолжным образом не под влиянием угрозы,страха наказания, директивных предписаний(команд) субъекта управления, а в силутого, что такое его поведение материальностимулируется. Чаще всего стимулирующиесредства сводятся к экономическим(например, материальное поощрение,предоставление имущественных льгот,налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).

Посодержаниювыделяются следующие методы:

-установление правил поведенияобщеобязательного характера;

-предписание о совершении, запрещенииили разрешении определенных действий;

-государственная регистрация(лицензирование);

-установление стандартов;

-осуществление надзора и контроля;

-разрешение споров между участникамиуправленческих отношений;

-применение мер поощрения и административногопринуждения;

-приостановление или отмена правовыхактов подведомственных государственныхорганов и должностных лиц и др.

Поюридическим свойствамадминистративно-правовые методыгосударственного управления подразделяютсяна нормативные и индивидуальные. Кнормативным относится издание правовыхактов, регулирующих управленческиеотношения в определенных сферах, киндивидуальным — предписания в видепрямых распоряжений конкретным лицам.

Поспособу воздействия на поведениесубъектовадминистративно-правовые методыподразделяются на обязывающие ксовершению определенных действий,уполномочивающие совершать определенныедействия, а также запрещающие совершатькакие-либо действия.

Поформе предписанияони могут быть подразделены наимперативные, поручительные ирекомендательные.

Источник: https://studfile.net/preview/4332744/page:4/

Административно-правовые формы и методы государственного управления

§ 2. Административно-правовая характеристика форм и методов

Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное деяние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его представителя (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т. е. обладающее свойствами юридического факта.

Признаки:

Особенности государственного управления:

  • государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;
  • государственное управление осуществляется непрерывно;
  • государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);
  • государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

  • являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;
  • основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;
  • специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;
  • данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему – распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти.

Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права:

  • метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому;
  • метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
  • метод согласования – характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга;
  • метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;
  • метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой;
  • метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. 

Под правовыми формами осуществления государственного управления (исполнительной власти) понимают такие формы внешнего выражения административной деятельности, которые всегда влекут за собой определенные юридически значимые последствия.

К правовым формам относят, в частности:

  • издание нормативных и ненормативных правовых актов;
  • заключение договоров;
  • совершение иных юридически значимых действий.

Неправовые формы административной деятельности, в отличие от правовых, не влекут прямых юридически значимых последствий и сводятся к совершению различных организационных действий и материально-технических операций.

Под административно-правовым действием следует понимать властный волевой акт поведения административного органа, совершаемый в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленный на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления указанным органом административной деятельности, и влекущий для названных лиц определенные правовые последствия.

Признаки административно-правовых действий:

  • совершаются только в процессе осуществления административной деятельности;
  • производятся только административными органами в пределах их компетенции;
  • виды и порядок (процедуры) их совершения определяются нормами административного права.

Классификация административно-правовых действий

1. В зависимости от сферы осуществления (внутренней или внешней) административной деятельности:

  • действия, совершаемые внутри государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, – так называемые внутриорганизационные административно-правовые действия;
  • действия, совершаемые административными органами в сфере их внешневластной деятельности, т. е. в отношении не подчиненных им организационно-физических и юридических лиц.

2. В зависимости от целей совершения (направленности) и содержания:

  • действия, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;
  • действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, а также на обеспечение общественной безопасности, безопасности государства, отдельных лиц (административно-охранительные действия).

3. Различают следующие действия в зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:

  • действия, которые непосредственно влекут возникновение прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются (составление уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина протокола об административном правонарушении);
  • совершение которых не влечет непосредственно возникновения прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются, однако создает возможность возникновения таких последствий.

4. В зависимости от наличия или отсутствия необходимости официально-документального оформления совершаемых действий различают следующие:

  • подлежащие официально-документальному оформлению;
  • не подлежащие официально-документальному оформлению.

Понятие метода административного регулирования, виды методов

Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие виды методов:

  • метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
  • метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;
  • метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
  • метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
  • метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
  • метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

По характеру организующего воздействия выделяют: методы психологического воздействия; методы идеологического воздействия (призывы, агитация и т. д.); методы экономического воздействия (материальное поощрение и т. д.); методы административного воздействия (властного принуждения – приказ.)

По средствам воздействия выделяют следующие виды:

  • метод убеждения;
  • метод принуждения;
  • метод стимулирования.

Особенности административного принуждения и условия его применения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицами;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

В качестве метода стимулирования могут применяться: грамоты, дипломы; ценные подарки; разнообразные надбавки и доплаты; льготы; квоты и т. д.

Понятие и виды актов государственного управления

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения.

Виды правовых актов управления

1. По юридическим свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности; б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела; в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

2. По форме выражения:

а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные.

3. По сроку действия:

а) бессрочные; б) срочные; в)временные.

4. По территории действия:

а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему акт:

а) акты Президента РФ; б) акты Правительства РФ;

в) акты федеральных органов исполнительной власти;

г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей предприятий, учреждений.

6. По характеру компетенции:

а) общей компетенции; б) межотраслевой компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции.

7. По наименованиям:

а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

8. По функциональной роли:

а) плановые; б) методические; в) кадровые; г) финансовые и др.

9. В зависимости от порядка принятия: а) коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством); б) единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).

10. По степени сложности:

а) простые (рутинные); б) сложные; в) уникальные.

Для того чтобы правовые акты управления обладали определенной юридической силой, они должны соответствовать ряду требований:

  1. требования к подготовке и изданию нормативного акта: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта; наименование должности и ФИО подписавшего акт;
  2. требования : законность; целесообразность;
  3. требование к форме: устная, письменная или конклюдентная; четкость и краткость изложения; полнота изложения материала; структура нормативно-правового акта;
  4. требование к порядку вступления в законную силу.

Понятие и виды мер административного принуждения

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения: основывается на нормах административного права; применяется как физическими, так и юридическими лицами; применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права; закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах; применяется широким кругом уполномоченных субъектов; система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия); применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке; порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру; применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Виды государственного принуждения: административное принуждение; уголовное принуждение; гражданско-правовое принуждение; дисциплинарное принуждение.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, грудовому, административному праву.

Цели административного принуждения: предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий; пресечение правонарушений; восстановление нарушенного состояния; процессуальное обеспечение; наказание (ответственность) правонарушителя.

Виды мер административного принуждения

1. По характеру и специфике правонарушения:

  • меры психического воздействия;
  • меры физического воздействия;
  • меры материального (имущественного) воздействия;
  • меры организационного воздействия.

2. По субъекту применения:

  • применяемые индивидуальными субъектами;
  • применяемые коллективными субъектами.

3. По нормативным основаниям:

  • основанные на законах;
  • основанные на подзаконных актах.

4. По порядку применения:

  • применяемые в административном (внесудебном) порядке;
  • применяемые в судебном порядке.

5. По фактическим основаниям:

  • основанные на правонарушениях;
  • основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

6. По сфере воздействия:

  • внутриорганизационные меры;
  • внешневластные меры.

7. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению:

  • меры административного предупреждения;
  • меры административного пресечения;
  • меры административно-процессуального обеспечения;
  • административные правовосстановительные меры (меры защиты);
  • меры административного наказания.

Разрешительная система

Под разрешительной системой государства понимается его деятельность в трех основных направлениях:

  • государственная регистрация;
  • государственное лицензирование;
  • особый порядок разрешения на осуществление определенных операций (например, валютных).

Под регистрацией понимается деятельность государственных органов по фиксации (учету) объектов регистрации в специальных перечнях.

Объектами регистрации могут быть:

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законом.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
  • прекращение действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий и т. д.

Понятие лицензирования. Лицензирование отдельных видов деятельности

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
  • прекращение действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Источник: http://be5.biz/pravo/a019/5.html

Раздел 3. Административно-правовые формы и методы государственного управления

§ 2. Административно-правовая характеристика форм и методов

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает: установление фактических обстоятельств дела; поиск и выбор соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве); уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование; принятие по делу решения в виде индивидуального акта; исполнение акта применения нормы права.

По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, в свою очередь правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неукоснительное соблюдение.

Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

2). По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами.

Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

3). По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.).

Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт-документ.

Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

Неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строгого,

определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К неправовым формам относятся формы выражения

организационных действий и материально-технических операций по управлению.

Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материальнотехническим действиям, например, относятся составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, размножение материалов и документов и др.

7.2. Методы государственного управления и их классификация

Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.

Источник: https://studfile.net/preview/2146536/page:15/

Понятие и виды форм государственного управления. Административно-правовые формы: общая характеристика

§ 2. Административно-правовая характеристика форм и методов

1. Понятие и виды форм государственного управления. Административно-правовые формы: общая характеристика.

2. Правовые акты управления: понятие, признаки, виды, порядок издания и государственной регистрации.

3. Административный договор.

4. Административные действия.

5. Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика.

6. Административное принуждение.

Понятие. Формы государственного управления – это внешнее выражение содержания исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет организационные формы (аппарат (органы) управления) и юридические формы (административное право).

Таким образом, формы государственного управления – это внешне выраженные типичные проявления практической деятельности органов государственного управления (органов исполнительной власти), посредством которых они реализуют свои функции, решают стоящие перед ними задачи.

Виды. Как и другие виды государственной властной деятельности (законодательная, правосудие) государственное управление осуществляется в правовых и неправовых формах.

Правовые формы – это и есть административно-правовые формы государственного управления.

Суть их состоит в том, что они влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

Главной АПФ являются правовые акты управления (о них пойдет речь в следующем вопросе лекции). Административно-правовые формы (АПФ) принято классифицировать по следующим основаниям.

По содержанию: правотворческая, правоприменительная, договорная.

Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности.

Нормативные правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своей правотворческой деятельности руководствуются также законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правоприменительная форма государственного управления включает издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права) и совершение действий юридического характера.

Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.

Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола, регистрация обращения и др.).

Договорная форма государственного управления – это форма координационных (согласительных) административно-правовых отношений, предполагающая равенство участников этих отношений.

То есть использование этой формы ставит возникновение административного правоотношения в зависимость от согласия на вступление в него каждой из потенциальных сторон этого отношения (поступление на государственную службу по контракту, заключение органами исполнительной власти соглашения о разграничении компетенции, о совместных действиях и т.п.).

По функциональной направленности: регулятивная АПФ и правоохранительная АПФ.

Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).

Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.

По способу выражения: вербальные (словесные) и конклюдентные (знаки).

Вербальные формы включают: письменные и устные АПФ.

Письменная форма – основная административно-правовая форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия.

данной формы государственного управления состоит в подготовке и принятии соответствующими органами исполнительной власти правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), а также оформлении документов управленческого характера (протоколов, актов, справок и др.).

Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.

Конклюдентные формы – это административные акты имеющие форму знаков, жестов (свисток милиционера, жест постового, регулирующего дорожное движение, сигнал светофора, дорожные знаки).

Неправовые формы включают:

1) действия организационного характера.

Они выражаются в организации делопроизводства, методической работе, составлении отчетов, проведении совещаний, обучении персонала, внедрении научной организации труда и другой организационной работе в органе исполнительной власти.

Эти действия направлены на повышение культуры и эффективности управленческой деятельности и не связаны с возникновением, изменением или прекращением административно-правовых отношений.

2) материально-технические операции призваны обеспечить работу органов исполнительной власти. К этим операциям относятся организация материального и финансового обеспечения государственного органа, организация работы экспедиции, транспорта, внедрение оргтехники и ряд других мер.

!!! МТО фактически являются формами деятельности исполнительно-распорядительных органов и их должностных лиц, а не формами государственного управления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_101710_ponyatie-i-vidi-form-gosudarstvennogo-upravleniya-administrativno-pravovie-formi-obshchaya-harakteristika.html

Scicenter1
Добавить комментарий