§ 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ УРОВНИ БЫТИЯ

30(2). Пространство и время. Пространственно-временные уровни бытия

§ 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ УРОВНИ БЫТИЯ

Пространство и время как формы существования материи

Два принципиально разных подхода к интерпретации пространства и времени можно назвать объективистским и субъективистским. Первый из них считает пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека, а второй рассматривает пространство и время как внутренние способности человеческого сознания.

Первой исторической версией субъективистской концепции времени были идеи Августина Блаженного, одного из Отцов Церкви V в. н. э. Он считал, что время — это человеческий способ обозначения изменения и потому в объективном смысле не существует. Самой известной субъективистской концепцией пространства и времени является философия И. Канта.

Пространство и время у Канта являются формами чувственной познавательной способности человека и не существуют независимо от него. От Беркли к Маху идет линия доводов, согласно которым пространство и время — это формы упорядоченных рядов ощущений.

Сточки зрения махизма, пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещей.

Объективистский способ интерпретации пространства и времени также имеет длительную историю. Первой формой объективистской парадигмы была так называемая субстанциональная концепция пространства п времени. Она трактует их как самостоятельные сущности, не зависящие ни от материи, ни друг от друга. Родоначальниками этой концепции можно назвать Демокрита (470/460-380/370 до н. э.) и Платона.

Демокрит ввел представление о пустоте как вместилище атомов. Пространство и есть пустота, оно объективно, однородно, бесконечно. Время — чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время — это вместилище событий. Свой окончательный вид субстанциональная концепция принимает в Новое время. Ее основами стали механика Ньютона и онтологические представления философов XVII в.

Теперь пространство — это пустое вместилище для вещества, материи, оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время — совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему.

В субстанциональной концепции время и пространство рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга и от характера протекающих в них материальных процессов.

Другое понимание пространства было сформулировано сначала Аристотелем. Он отрицал существование пустоты как таковой. Пространство, по Аристотелю, — это система естественных мест, занимаемых материальными телами. Позднее концепция, соответствующая представлениям Аристотеля, стала развиваться Г. Лейбницем (1646-1716) и Р. Декартом. Эту концепцию принято называть реляционной (лат.— отношение).

Исторически сложилось так, что на протяжении XVII— XVIII вв. доминировала субстанциональная концепция. В области опыта, в макромире — основной среде обитания человека трудно заметить прямую связь между пространством, временем и движущимся материальным объектом.

Поэтому субстанциональная концепция представлялась вполне очевидной, а значит, истинной. Однако уже Г. Гегель энергично выступил против нее. Он писал: «Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным, оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения.

Не во времени все возникает, происходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прохождение».

К началу XX в. стали складываться естественно-научные представления в пользу реляционной концепции. Достаточно назвать результаты Н. И.Лобачевского (1792— 1856) и А.Эйнштейна (1879-1955).

Так общая теория относительности нанесла непоправимый урон и субстанциональной концепции, и субъективистской парадигме в трактовке сущности пространства и времени.

Теория относительности показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем.

Разъясняя свою теорию, Эйнштейн писал: «Раньше считали, что если бы каким-нибудь чудом все материальные веши исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».

С точки зрения современного естествознания и современной материалистической философии, объективная реальность представляет собой неразрывную связь пространства, времени, движения и взаимодействия разных видов вещества и поля. Теперь принято говорить о некоем едином пространственно-временном континууме.

Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материи. В качестве основных свойств пространства и времени можно назвать бесконечность и неисчерпаемость, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени.

К метрическим свойствам относят протяженность и длительность, к топологическим — непрерывность и изотропность (равномерность во всех направлениях).

Источник: https://www.i-po.ru/shpory/filosofia2/filosofia232.html

3.2. Материя и её атрибуты: пространство, время, движение, системность. 3. Бытие природного (объективного). Философия. Курс лекций

§ 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ УРОВНИ БЫТИЯ

3.2.1. Пространство и время как атрибуты материи

3.2.2. Движение — как основной способ бытия материи

3.2.3. Системность как основное свойство материи

3.2.1. Пространство и время как атрибуты материи

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств.

Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь — абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная пли актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время — самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .

Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И.

Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении.

Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся.

Получается, что пространство — это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, — а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время — не самостоятельные сущности, а системы отношении, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна.

Их геометрические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия.

Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойств от характера движения материальных систем.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства — времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств, практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время — это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

3.2.2. Движение — как основной способ бытия материи

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи — абсолютно, ее покой — относителен.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием «перемещение», а изменчивость их качественной определенности как результат их существования во времени условным термином «изменение», приходим к следующему выводу.

Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь».

Именно такой смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что материя не может существовать без движения.

Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля).

Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение -производно. Оно как бы подчинено материи.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения).

Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка, а немецкий философ А .

Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм.

По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук), движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей.

Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) — в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд — в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений — в общественном развитии и т. п.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов.

Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) — это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.

Покой — это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета.

Так, например, можно видеть, что любой возраст человека, (допустим 18 лет) — это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.

Многообразные, конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенные законы. Современная классификация форм движения материи включает:

  • пространственное перемещение,
  • электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц,
  • гравитационную форму движения;
  • сильное (ядерное) взаимодействие,
  • слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона),
  • химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов),
  • геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах — материках, слоях земной коры и т. д.):
  • биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.),
  • социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи.

Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлении от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором определенных материальных носителей. Анализ принципа генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими остается актуальным.

Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могу быть познаны только на основе анализа структур низших форм.

И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

С принципом генетической обусловленности тесно связан принцип несводимости высших форм движения к низшим н неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. Это принцип качественной специфики всякой формы движения.

В высшей форме движения низшие его формы представлены не в «чистом», а в синтезированном («снятом») виде. «Механические» движение руки человека -это результат сложения сложных процессов и собственно механического, и биологического, и химического.

Потому всякая попытка создать чисто механический аналог руки человека абсурдна.

Абсурден и перенос закономерностей животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, что в нем господствует «закон джунглей». Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвестны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах движения материи элементов его высших форм. Мыслящий булыжник — это нонсенс. Однако, это — крайний, так сказать случай, гипербола.

Менее смешной выглядела, попытка одного из крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезьянам «человеческие» условия, рассчитывая через сотню — другую лет обнаружить в их потомстве антропоида (первобытного человека).

Наконец, нельзя включить и еще один очень важный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи — принцип связи каждой из них с определенной наукой. Этот принцип позволяет связать проблему классификации форм движения с проблемой классификации наук.

Принципы классификации форм движения материи позволяют отнестись к редукционному механицизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к закономерностям: низших форм социальных к биологическим, биологических к физико-химическим и т.д.

3.2.3. Системность как основное свойство материи

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система (с греческого — целое, составленное из частей) — это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.

Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему.

Для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения), выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система — это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды, поваренной соли, симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.

Суммативные системы — это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно.

Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей.

Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но и выделение тех из них, которые являются системообразующими, т. е.

обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня.

Для системы обычно характерна иерархичность строения — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии.

Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

Разумно такое определение:» …Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении».

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч.- Т.18.- С.

149, 131.). (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

Источник: https://siblec.ru/gumanitarnye-nauki/filosofiya/3-bytie-prirodnogo-ob-ektivnogo/3-2-materiya-i-ejo-atributy-prostranstvo-vremya-dvizhenie-sistemnost

Пространство и время. Пространственно-временные уровни бытия

§ 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ УРОВНИ БЫТИЯ

Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.

Человек всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность «непространству», т.е. хаосу — некоторому образованию, в котором еще отсутствует порядок.

Хаос — потенциальный прообраз пространства, некая разверстая бездна, пустота, в которой все пребывает. Так, из Хаоса возникает «Эвринома, богиня всего сущего», которая обнаруживает, что ей не на что опереться, поэтому она отделяет небо от моря (пеласгический миф).

В олимпийском мифе творения из Хаоса возникает мать-Земля, у Гесиода в его философском мифе творения все происходит от союза Темноты и Хаоса. Таким образом, пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов.

Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство — «хронотоп», что проявляется в том, что они часто обозначаются в разных культурах словом, происходящим от сходной корневой основы.[2]

Из свойства пространства древние отмечали прежде всего это свойство развертывания, растекания, распространения пространства по отношению к особому мировому центру, как некой точке, «из которой совершается или некогда совершилось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота».

И в современном языке, в частности в русском, пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими расширение, открытость. Эту этимологическую связь понятий пространства и времени с особенностями их восприятия в различных культурах использует, например, Г.

Гачев для построения концепции «национальных вариантов» образов пространства и времени.[3]

Интеграция временных и пространственных определений всякого конкретного сущего предполагает понятие становления и образ чего-либо становящегося или развивающегося в пространственно представленной связи «прошлое – настоящее – будущее». Становление – синтетический продукт человеческого рассудка.

Кинематическая метафора о течении времени из прошлого в будущее не отражает сама по себе никакого объективного факта и имеет чисто мыслимый характер. «Прошлое», «настоящее», «будущее» – специфические координаты сознания, которые получают свой содержательный объем в зависимости от опыта субъекта.

Гипостазирование им всяких временных отношений, например: «прошлое-настоящее», «настоящее-будущее», «будущее-прошлое» или «раньше-позже», предполагает его значительную свободу на поприще генерации образов временного потока.

В свою очередь, эта свобода является свидетельством, во-первых, некой безусловной, не находящейся в потоке длительности первоосновы человеческого сознания, а во-вторых – ее внутренней уникальности и самотождественности, позволяющей личности сохранять свою идентичность вопреки временной динамике.

Итак, в отличие от пространства, представляющего «развертку» временных отношений, зримость временного положения вещей, собственная стихия длительности намекает на вневременные, запредельные основания реальности.

Невыразимость «самости» длительности объяснима тем, что она, в сущности, есть не видимость чего-либо, а непосредственная упорядоченность качественно разнородных моментов (мгновений) самого мышления и чувствования, восходящая к некоему загадочному сверхсознательному фактору. Не случайно время таинственно для нас.

Оно воспринимается в качестве роковой силы, принуждающей нас к чему-либо, ограничивающей нашу свободу, тогда как пространство, простор дарует нам возможность свободного поведения с забвением диктатуры времени.

Поскольку пространство и время – тесно взаимосвязанные координаты сознания, постольку их восприятие характеризуется значительной степенью индивидуально-человеческой и культурно-исторической относительности.

К примеру, если мы мыслим динамику времени сквозь призму причинно-следственной связи, то время для нас течет по линии: прошлое – настоящее – будущее.

В этом случае прошлое как бы движет нас вместе со скользящим во времени настоящим к некоему будущему состоянию, так что прошлое должно раскрыть свою силу в будущем.

Если же мы мыслим мир телеологически, с точки зрения некой «конечной причины», то время для нас течет из будущего в настоящее и в прошлое. В этом случае время течет нам навстречу, настоящее настает, то есть приходит из будущего, от силы смысла, определяющего целое временного процесса и не позволяющего забыть прошлое как его момент.

Причинно-следственная оптика порождает линейный, безжизненный и бессмысленный тип восприятия временного потока, ибо мы фиксируем внимание на абстрагированной, оторванной от какого-либо целостного, конкретно сущего качества и обособленной в представлении субъекта только одной линии телеологической связи – связи, идущей из прошлого в будущее. Прошлое в таком смысле обусловливает настоящее, настоящее обусловливает будущее и т.д. Каузальная хронотипология способствует объяснению частных аспектов движения и развития данного качества, в виде продукта внешних, главным образом механически мыслимых воздействий. Однако причинно-следственные отношения, всегда линейные, необратимые, приходящие из дурной бесконечности и уходящие в нее, не ведут нас к познанию смысловых оснований бытия. Подобно бестолковому сказочному заданию: «пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что», каузальные связи, сами по себе, не дают возможность объяснить организацию мироздания, достичь метафизической осмысленности бытия. Свойства (элементы), выделенные с учетом одних только причин и следствий, не несут на себе той целостности качества (системы), откуда они вычленены, не символизируют ничего большего, чем их фактическое значение. [4]

Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано на двух противоположных операциях — анализе (членении) и синтезе (соединении).

В мифологическом сознании это реализуется, например, в характерном для многих культур годовом ритуале расчленения жертвы (образ старого мира) и затем собирания в единое целое ее отдельных частей на стыке старого и нового года, что символизирует распадение старого мира (пространственно-временного континуума) и переход к новому. Более позднее понимание пространства — это понимание его как «относительно однородного и равного самому себе в своих частях»,[5] что в свою очередь приводит к идее его измерения. Однако основной характеристикой пространства все же остается разнородность и прерывность.

В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек. Центр пространства — это место особой сакральной ценности.

Внутри географического пространства оно ритуально обозначается некими ритуальными знаками, например храмом или крестом. Периферия пространства — это зона опасности, которую в сказках и мифах должен преодолеть герой. Иногда это даже место вне пространства (в неком хаосе) — «иди туда не знаю куда».

Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства, т.е. «приобщение его космизированному и организованному «культурному» пространству».

Такое понимание, в снятом виде, сохраняется в наше время в особого рода ритуальных культурных пространствах, где наше поведение должно подчиняться традициям (например, на кладбище), хотя чисто физически или геометрически оно ничем не отличается от иного куска земли.

Итак, подводя некоторый итог, можно сказать, что пространство в мифологическую эпоху трактовалось не только как некая физическая характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированных добрых или злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена неким закономерностям. Это был образ, прежде всего культурного пространства, которое было разнородно, а поэтому его отдельные места были наполнены специфическими смыслами и значениями для человека. Вот откуда позже появляется шекспировский образ мира как театра, на сцене которого разыгрывается трагедия, в которой люди выступают как актеры.

От времени человек ощущал в древности еще большую зависимость, так как с этим было связано понимание смерти как остановки индивидуального времени. Человек жил во времени и боялся его. В древнегреческой мифологии Крон, один из сыновей-титанов Урана, по наущению матери, мстившей за сброшенных в Тартар сыновей-циклопов, восстает против отца и оскопляет его серпом.

Этот образ времени как всепожирающей силы, перед которой ничто не может устоять, прочно входит в человеческую культуру. Крон получает власть над Землей, зная, однако, по предсказаниям, что его должен свергнуть один из сыновей. Тогда он пожирает всех сыновей, но одного из них — Зевса — удается спрятать.

Зевс в конце концов побеждает Крона, и эта победа трактуется как начало нового времени, времени царствования олимпийцев.

Таким образом, время в архаическом мифологическом сознании — это прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира.

Это придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки.

Позже указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, где время может конкретизироваться либо как «золотой век», либо, наоборот, как изначальный хаос.

Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую — циклическую модель времени».[6] Свойство цикличности (повторяемости) времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.

Таким образом, подводя итоги мифологическим представлениям о пространстве и времени, мы приходим к далеко не тривиальным выводам, которые не позволяют данные представления рассматривать лишь как пережиток сознания. В особенности представление о тесной взаимосвязи пространства и времени.

Пространственно-временной континуум в мифологическом сознании выступает как основной параметр устройства космоса. В космосе имеются особого рода сакральные точки (места), которые представляют собой центры мира. В образно-метафорической форме это суть точки «начала во времени, т.е.

времени творения, воспроизводимого в главном годовом ритуале, соответственно сакрально отмеченных точек пространства — «святынь», «священных мест» и времени — «священных дней», «праздников».

Иначе говоря, изначальный хаос упорядочивается посредством пространственно-временных отношений, которые определяют причинные схемы развития в виде некой меры, «которой все соответствует и которой все определяется, мирового закона».[7] Мифологические представления о пространстве и времени, как показывает современная наука, содержали в себе интуитивные догадки, до которых наука доходит только сегодня.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_81485_prostranstvo-i-vremya-prostranstvenno-vremennie-urovni-bitiya.html

Многообразие пространственно-временных уровней бытия

§ 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ УРОВНИ БЫТИЯ

Физика, изучающая мир в области своей изменчивой предметности, рассматривает различные понятия, такие как пространство и время с относительной позиции. В философском же смысле смотреть на пространство и время как физические атрибуты не правомерно.

Определение 1

Пространство и время в философии являются важнейшими атрибутами бытия. Таким образом, категории пространства и времени трактуются по-разному, в зависимости от рассматриваемой культуры, что, естественно, имеет разные выражений на различных уровнях.

Кульутрно-языковые «вертикальные» уровни пространства и времени

Русский язык включает в себя 3 языковых обозначения временной категории, в процессе речи:

  • Прошлое
  • Настоящее
  • Будущее

Иные языки могут передавать временную дистанцию, касающуюся близости и отдаленности события. Наряду с этим есть относительные времена, которые предлагают многоступенчатую ориентацию.

Из этого можно сделать вывод, что разные культуры могут давать своё собственное представление и восприятие времени, описывая временные состояния по-разному.

Вместе с тем, такое отличие понимания времени в культуре может влиять на физическую трактовку этого понятия, детерминируя образы и представления.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Пространство, в русском языке, характеризует широту, пространность, когда как в немецком языке оно будет обозначать чистоту, пустоту, отстранение.

В период своей философско-математической деятельности Декарт отошел от рассмотрения пространства таким образом, как это полагали Кеплер и Галилей. Он понимал пространство как «растекание». Ньютон рассматривал путь разрыва материи-полноты и пространства, что сделала физическую картину мира измеряемой и ограниченной пространством и временем.

Так можно увидеть изменение представлений о пространстве и времени исходя из разных культур.

Культурно-исторические «горизонтальные» уровни пространства и времени

Если рассматривать этот вопрос в более масштабном смысле, то в других культурах, таких как культуры Востока, имеются свои представления о пространстве и времени в бытии.

В Китае время понималось не в качестве последовательности событий, направленных в будущее, а в качестве неоднородных отрезков. Таким образом, история обозначается личными именами тех императоров или великих людей, кто правил в тот или иной отрезок.

С таким пониманием времени требовалась и своеобразная трактовка пространства. Время представлялось цикличным, а пространство – замкнутым.

Помимо таких важных культурных примеров, необходимо учитывать и субъективное человеческое понимание и переживание времени.

Замечание 1

Таким образом, изучая пространство и время как формы бытия с философской точки зрения, можно определить в нем относительно независимые уровни, в которых совершается процесс спецификации этих категорий. Качественная характеристика этих уровней изменяет всеобщее понимание пространства и времени, которые наполняются конкретным смыслом.

Следовательно, рассуждая о времени, мы не должны отводить его к физическому или природному представлению. Трубников, выдающийся русский философ, определил время в качестве:

«меры социально-исторического и всякого иного бытия, мера социально-исторической и всякой иной его связи и последовательности.

Как такая мера оно может быть измерено и сосчитано в тех или иных отвлеченных единицах, как-то: год, месяц, час или еще в более отвлеченных единицах частоты колебаний атома какого-либо удобного для этого элемента.

Но оно всегда есть нечто иное и большее, чем этот счет и это измерение. Оно есть мера человеческой жизни и человеческого ее определения».

Из всего сказанного, мир можно понимать как иерархическую, многоуровневую структуру, на основе которой можно выделить пространственно-временные отношения.

Можно выделить историческое и социальное время, а в пространстве глубокий человеческий смысл. Прежде всего пространство может пониматься как этническое, государственное и затем уже как мировое, космическое. Из этого следует то, что человек пребывает не только в физическом, но и культурно-смысловом пространстве.

Типологическое понимание времени делает свой акцент на эпохи, эры и периоды, являясь тканью мира.

Время, таким образом, выступает мерой, которая фиксирует изменчивость состояний объектов, тем самым, может применяться к различным уровням мира, но каждая система создает свою собственную специфику для протекания временных событий.

Пространство выражает протяженность разных систем, которые так же корректируются организацией пространства выбранной системы.

Поэтому пространственно-временные характеристики весьма абстрактны, отражая часть разнообразия мира и его уровней.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/fundamentalnye_svoystva_bytiya/mnogoobrazie_prostranstvenno-vremennyh_urovney_bytiya/

Пространство и время как формы бытия

§ 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ УРОВНИ БЫТИЯ

В данной статье рассмотрены понятия пространства и времени, их концепции и свойства. Выявлены главные проблемы философии по отношению к этим составляющим.

Важной особенностью этой статьи является взгляд на пространство и время с точки зрения физики и математики, а именно физвакуум (Великая Пустота) и общая теория относительности (пространственно-временной континуум).

Приведены уровни мироздания, на которых пространство и время не существует, а также затронуто перцептуальное или психологическое пространство и время человека

«Основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства.»Фридрих Энгельс.

https://www.youtube.com/watch?v=AyOYFvkq_wM

Такие мысли излагал Фридрих Энгельс, один из основоположников марксизма. Своими словами он хотел подчеркнуть, что ничего не существует кроме материи, а материя не существует отдельно от пространства и времени.

Таким образом, я считаю, что пространство и время нельзя рассматривать отдельно от материи.

Предметом этого эссе является рассмотрение сущности пространства и времени c разных точек зрения, а также проблема объективности пространства и времени.

Для начала нужно рассмотреть главные понятия пространства и времени, так как без понимания их сути будет трудно разобраться в проблеме.

Что же такое пространство? Пространство – это протяженность и структурированность материальных объектов.

Пространство связано с ощущениями и не отделимо от них в восприятии и в представлениях. Отсюда следует, что пространство неизбежная форма сознания и возникает одновременно с ним. Поэтому невозможны ни эмпирическое объяснение его происхождения, ни определение его сущности. Лишь представления о пространстве можно исследовать.

Все философы по-разному трактуют сущность пространства. Наиболее распространено учение о критической философии, по которой пространство это наше представление, то есть вполне субъективно. Оно не воспринимается извне, а налагается самим познающим субъектом на весь материал чувственного восприятия.

Что такое время? Время — это длительность и последовательность состояний материальных объектов.

Так же это то, что заставляет все события происходить неодновременно.

Другие полагают что это субъективное ощущение, продукт мышления и восприятие нами окружающего мира. Единого подхода к понятию времени пока что нет. Но есть вещи, в которых уверены практически все, и они проверены очень точными экспериментами. Согласно общей теории относительности, время это одна из координат четырехмерного пространства времени, в которым мы все с вами живем.

Итак, обобщая выше сказанное, мы поняли, что понятие пространства связано с понятием протяженности, а понятие времени связано с понятием длительности.

В истории философии существуют две концепции пространства и времени. Это субстанциональная и реляционная концепции.

Первая говорит о том, что пространство и время — это особые самостоятельные сущности, которые существуют независимо от материальных объектов.

Еще в древности субстанциональный подход сформулировал Демокрит, а свое завершение он получил в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона.

В противовес субстанциональной концепции развивалась реляционная. Она говорила о том, что пространство и время существуют зависимо от объектов и процессов. Время согласно этой концепции не существует как самостоятельное явление. Представителем такой концепции был Лейбниц.

Но современная физика не отдает предпочтение ни одной из этих концепций.

Важнейшими философскими проблемами, относящимися к пространству и времени, являются:

  • вопросы о сущности пространства и времени,
  • вопросы об отношении этих форм бытия к материи,
  • вопросы об объективности пространственно-временных отношений и закономерностей.

И самой главной, из выше сказанных проблем нашего времени, является проблема объективности пространства и времени.

«Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (ведь любой, сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и, значит, его тоже нет, как времени.» — Августин Блаженный. Такую странную особенность времени в V веке подметил Августин Блаженный. Из этого высказывания следует, что время не обладает реальностью, а коренится в нашей душе.

Агностик Д. Юм признавал за пространством и временем последовательность и сопряженность наших восприятий.

И. Кант объявил пространство и время «внеопытными категориями нашего рассудка». Кант говорил: «Если все знание основано на чувственном опыте, то каким из органов чувств мы воспринимаем время? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать и т.д.

? Поскольку ответ на такой вопрос будет непременно отрицательным, следует признать, что в опыте пространство и время не даны и, значит, реальности за пределами субъекта познания не принадлежат.». Другое высказывание И.

Канта заключалось в том, что ограниченный человеческий опыт не может дать доказательств всеобщности и необходимости пространства и времени. И действительно в опыте мы не имеем дело с бесконечностью и всеобщностью.

Но что интересно, вместе с неповторимыми и уникальными свойствами вещей в них так же будет присутствовать что-то общее, такое общее, которое будет повторяться и в других вещах. Поэтому даже в нашем ограниченном опыте есть такие моменты, которые являются общими с реальностью за пределами опыта. Так что в принципе ограниченность опыта не закрывает дорогу к познанию всеобщего и необходимого.

Теперь то, что касается невозможности восприятия пространства и времени органами чувств. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний материальных объектов (например, молодой — старый), вполне доступна нашим органам чувств.

Таким образом объективность пространства и времени сейчас считается более обоснованной стороной, чем субъективность пространства и времени.

Посмотрим на пространство и время с точки зрения физики и математики.

«Физика — это теория относительности, изучающая природу посредством анализа пространства событий.» — Г. И. Шипов.

В результате развития идей Эйнштейна появилась теория физического вакуума, которая указывает на определяющую роль некой Высшей реальности при рождении грубой материи из ничего. Высшая реальность рассматривается рядом исследователей как Сверхсознание, Сверхразум или Бог.

Итак, физвакуум — это особая среда, формирующая пространство Вселенной, имеющая огромнейшую энергию, участвующая во всех процессах и видимым проявлением которой является наш материальный мир.

В книге теория физического вакуума Г. И. Шипова говорится о том, что физический вакуум – это Великая Пустота, которая лежит в основе мира.

Что всё состоит из пустого пространства, в котором по определенному закону располагаются молекулы. В свою очередь молекулы состоят из атомов, а между атомами пустота.

В центре атома ядро, вокруг которого электроны, а между ядром и электронами опять наблюдается пустота.

Ядро состоит из элементарных частиц между которыми пустота, а элементарная частица, например, электрон и есть пустота, согласно теории Дирака.

Чтобы понять, чем отличается пустота в том месте где есть электрон и где его нет, нужно ввести понятие абсолютной пустоты. Это пустое, без какого-либо вида материи пространство-время. Следовательно, где существует абсолютная пустота, там нет электрона, а где пространство искривлено, хотя бы незначительно, там электрон будет. [1]

Рассмотрим пространство и время с точки зрения общей теории относительности, одним из авторов которой был Альберт Эйнштейн.

Согласно этой теории мы живем в четырехмерном пространстве и времени. Пространство и время — это проявление одного и того же, некой единой сущности, которую назвали пространственно-временно континуум. Это и есть четырехмерное пространство и время.

Следовательно, мы все являемся четырехмерными объектами. Но люди не могут воспринимать четыре измерения одинаково, либо как пространство, либо как время. По сути мы видим только проекции настоящего четырехмерного объекта на пространство и время.

[4]

Разобравшись с физическим вакуумом, который формирует пространство Вселенной и говорит нам о том, что в основе мира лежит Великая Пустота, мы можем перейти к времени, а точнее к главным его свойствам.

Можем ли мы остановить, замедлить или ускорить время?

Скорость света в вакууме во всех системах отсчета одинакова (299 792 458 м/с) и из этого следует, что время может протекать везде по-разному. Например, если двигаться с огромной скоростью мимо неподвижного наблюдателя, то с его точки зрения стрелки ваших часов будут двигаться медленнее.

Есть еще один фактор влияющий на течение времени – это гравитация. Гравитация – искривление пространства и времени. Чем она сильнее, тем время протекает медленнее (чем ближе к земле, тем гравитация больше).

Время даже можно замедлить до полной остановки, но для этого нужно оказаться на горизонте событий черной дыры, там, где присутствует колоссальная гравитация или двигаться со скоростью света.

Так что при определенных условиях мы в принципе можем менять течение времени, но повернуть его вспять вряд ли получится, ведь время протекает только в одном направлении и с этим связаны фундаментальные законы термодинамики.

Не менее интересной темой для рассуждения является перцептуальное или как его еще называют психологическое пространство и время. Под ним понимается отражение в сознании человека, на уровне представления и воображения.

Это своего рода чувство пространства и времени, важной особенностью которого является субъективность. В наших представлениях мы часто наблюдаем временные и пространственные смещения.

Ведь наше время то стремительно бежит, то замедляется и у каждого человека по-своему. Это зависит от конкретных ситуаций.

Возьмем к примеру, то, что в детстве время течет медленно, но уже в зрелом возрасте нам его всегда не хватает, время кажется быстротечным.

Или другой пример, когда мы заняты чем-то интересным, то не замечаем времени. И наоборот, когда человек находится в постоянном ожидании чего-то, то время никуда не спешит.

Перцептуальное пространство – чувственное пространство, с которым мы постоянно встречаемся в повседневном опыте.

Психологическое пространство и время соответствует реальному времени и пространству, то есть объективной реальности. [2]

Что представляет собой пространство и время на высших уровнях реальности? С помощью теории физического вакуума стало возможным описать семь уровней реальности Мира. К материальному миру относятся первые четыре уровня:

  • твердые тела,
  • вода,
  • газ,
  • элементарные частицы.

Материальный мир – это всё, что нас окружает, он полностью доказан и исследован. Этот мир воспринимается нашими органами чувств, мы можем видеть, слышать и осязать его. Пространство и время является неотъемлемой частью материального мира.

К высшим уровням реальности относятся такие как:

  • физический вакуум
  • первичные торсионные поля
  • Абсолютное ничто

Абсолютное ничто является первоисточником и началом всех нижележащих уровней. Оно лежит в основе всего мира. Его принципиальной особенностью является бесконечность, в том числе и бесконечность во времени и пространстве. Значит время и пространство на этом уровне не существуют, так же, как и движение, эволюция, рождение и смерть. [3]

Итак, можно сделать вывод о том, что пространство и время неразрывно связаны с нашим сознанием и являются неотъемлемой частью человека. На разных уровнях реальности они имеют разные свойства и формы, кроме того пространство и время существуют не сами по себе, а обусловлены особенностью уровня реальности.

Источник: https://novainfo.ru/article/4100

Scicenter1
Добавить комментарий