§ 2. Сущность политической власти: Главным вопросом политики является вопрос о власти. Поскольку власть

Параграф 20. Политика и власть

§ 2. Сущность политической власти:  Главным вопросом политики является вопрос о власти. Поскольку власть

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда — либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный.

Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, — необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству.

Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение.

«Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению.

Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный.

Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, — необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству.

Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение.

«Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Вопрос 3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдумано и оговорено.

Вопрос 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Власть не должна быть с силовыми методами. Властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова структура политики как деятельности?

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой.

Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития.

В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности.

Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной — социальная сфера, молодёжной политики — молодёжь и т. п.

Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней — мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Вопрос 2. Что входит в понятие «сфера политики»?

Политическая сфера — это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их современном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает более полутора столетий.

Вопрос 3. Какие социальные отношения являются политическими?

Политические отношения — это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления.

Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти.

Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения между:

— государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

— государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

— государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

— политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

— государством и гражданами;

— различными государствами на международной арене;

— государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Вопрос 4. Охарактеризуйте субъектов политики.

Субъекты политики — это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Вопрос 5. В чём заключаются политические интересы?

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

— личностные интересы;

— групповые интересы;

— корпоративные интересы;

— классовые интересы;

— национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

— стихийные интересы;

— осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

— внутриполитические;

— внешнеполитические;

— глобальные (геополитические).

Вопрос 6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

По моральным установкам, воспитанию и нравственности руководителей организаций.

Вопрос 7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность.

Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» — это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Вопрос 8. Дайте характеристику партии как политического института.

Любая политическая партия — это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.).

В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно закону, являются:

— формирование общественного мнения;

— политическое образование и воспитание граждан;

— выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

— выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Партия — это организация, принципы построения которой, права и обязанности членов которой отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение.

Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Вопрос 9. В чём состоит сущность власти?

Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает, и теми, кто эти приказы исполняет или на кого направлены властные воздействия.

Властные отношения возникают везде, где существуют устойчивые общности людей. Любая организация, любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без того, чтобы кто-то руководил, а кто-то исполнял указания.

Даже в межличностном общении двух людей, как правило, возникают отношения соподчинения.

Вопрос 10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения — это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления — политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов.

Тот, кто имеет власть, отдаёт приказы, распоряжения, директивы, команды.

Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Во-первых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества.

В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвёртых, для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.

В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Таким образом, политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Вопрос 11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?

На основе этих знаний можно проанализировать те или иные решения и выработать наиболее рациональный и совершенный способ управления.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?

1. Поднять экономику.

2. Повысить уровень и качество жизни.

3. Вернуть сырьевые источники из частного капитала в народный.

4. Взяться за молодёжь, наше будущее.

5. Ужесточить законы для власти.

6. Сократить все аппараты власти, до необх. кол-ва.

7. Снизить зарплату для госслужащих.

8. Дать регионам самим распоряжаться прибылью.

9. Пересмотреть законы в плане жизни, собственности, чести вне зависимости от ранга.

10. Иметь сильную, мобильную, профессиональную армию.

11. Улучшить работу правоохранительных органов введя рычаги реального поощрения и наказания.

Вопрос 2. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

Наш паровоз, вперёд лети! В Коммуне — остановка. Иного нет у нас пути — В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Песня написана в 20-е годы, сразу после революции, пели ее большевики, или коммунисты, которые считали, что только в руках с винтовкой можно сокрушить все старое и построить новое общество. Этот куплет отражает идеи Коммунистической партии.

Вопрос 3. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской.

Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как и лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

В основном направлен против молодёжных организаций нацистского толка. Применяется против русских националистов крайне правого толка. Смысл этого закона в противодействии экстремистской деятельности, так как это разжигание межрасовых конфликтов. Примеры: расформировали организацию Северное братство, на счёте которых было более 1000 преступлений.

Вопрос 4. В 2011 г. незадолго до очередных выборов в Государственную Думу социологи провели опрос избирателей, в котором выявили уровень интереса к этим выборам. Заявили, что такой интерес есть, 40% из числа опрошенных, а об отсутствии интереса 54%. Затруднились ответить 6% (Огонёк. — 2011. — №35).

Как вы оцениваете эти результаты опроса? Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию?

Причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию заключаются в том, что многие считают что власть коррумпирована, все голоса куплены.

Источник: https://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/11-klass/bogoljubov/20

Сущность политической власти (стр. 1 из 2)

§ 2. Сущность политической власти:  Главным вопросом политики является вопрос о власти. Поскольку власть

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет заочного и послевузовского обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема:

«Сущность политической власти»

по дисциплине

Политология

План

1. Сущность политической власти, ее признаки. 3

2. Типы лидеров и их функции. 7

Литература. 11

1. Сущность политической власти, ее признаки

Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть — это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять.

Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле.

Без власти в том или ином ее проявлении — племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д.

— ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин «власть» имеет много разных толкований.

В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом — орган власти, в третьем — право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.

В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.

Власть — это:

способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств — авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;

механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;

производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;

система властных органов;

лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;

знание-власть и коммуникационная власть — комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.

Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).

В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.

По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и др.

По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.

По своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др.

По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)

Основные разновидности власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.

Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.

Власть включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты.

Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования.

Функциональное измерение власти состоит в ее понимании как способности и умения реализовать функцию общественного управления на практике — поддерживать и развивать политическую систему, формировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти.

Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.

Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Концептуальные подходы к интерпретации политической власти с известной долей условности можно разделить на два основных класса.

Во-первых, это атрибутивно-субстациональные теории власти, трактующие власть как атрибут, качественное свойство влияния субъекта.

Во-вторых, это реляционные концепции, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на том или ином коммуникативном уровнях.

Итак, в политической науке выделяются следующие направления понимания и рассмотрения власти:

бихевиористское (поведенческое): власть — особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;

инструменталистское, воздействующее: власть — возможность использование определенных средств, в частности насилия;

структуралистское: власть — особый род отношений между управляющими и управляемыми, иерархический срез;

функционалистское: власть — способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом;

конфликтное: власть — возможность принятия субъективных решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях;

телеологическое: власть — это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;

коммуникативное: власть — феномен, определяемый характером и направленностью коммуникативных потоков, деятельностью средств массовой информации и коммуникации.

Источник власти заключается в существующих в существующих общественных отношениях, структура которых оказывает решающее воздействие на сущность и характер власти, на функционирование системы социального управления как в обществе в целом, так и в составляющих его общностях.

2. Типы лидеров и их функции

Лидерство — руководство, лидерство, инициативность, ведущее, руководящее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, нации, цивилизации, обусловленное более эффективными результатами их деятельности и воздействия на развитие общества в целом или его различных составляющих и сфер (экономической, научной, социальной).2) процессы внутренней самоорганизации социальной группы, обусловленные индивидуальной инициативой ее членов;

3) способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера, которое может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и занимаемой позиции.

Сложная социально-политическая и психологическая природа лидерства обусловливает возможность классификации этого феномена по различным основаниям.

Так, по прежнему сохраняет свою актуальность типология, предложенная М. Вебером, в основе которой лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть.

Понимая под лидерством способность «отдавать приказы» и «вызывать повиновение», Вебер дифференцировал его на следующие типы.

Традиционное лидерство, основанное на вере и следованию обычаям и традициям (власть и функции племенных вождей, шаманов, колдунов; монархическая власть).

Харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающихся, близких к сверхъестественным способностям вождя, руководителя, пророка. Для него характерна, в частности, такая модель: «Сказано…, а я говорю вам…».

Легально-правовое лидерство, основанное на вере в законность, легитимность существующей политической системы, государственного устройства. В by[лидер-чиновник, лидер-бюрократ, лидер-функционер выступает не как индивид, от которого лично исходит власть и влияние, а как агент определенный государственной функции, проводник идей существующего правопорядка.

В коллективном исследовании американских политологов «Политическая психология, вышедшим под редакцией профессора М. ДЖ. Хермани, выделяются четыре ролевых типа лидерства: «лидер-вождь», «лидер-коммивояжер», «лидер-марионетка» и лидер-пожарник».

«Лидер-вождь» определяет цели и указывает своим сторонникам направления их деятельности, дает им обещания и увлекает за собой. Он воспринимает как признанный вождь. Этих политических лидеров отличается собственное видение действительности.

У них есть мечта, ради осуществления которой они нередко стремятся изменить политическую систему.

Для понимания этой формы политического лидерства необходимо знать личные качества человека, который возглавляет своих приверженцев в движении к поставленной цели.

Источник: https://mirznanii.com/a/182751/sushchnost-politicheskoy-vlasti

Вопрос№2. Сущность, функции, типология политической власти

§ 2. Сущность политической власти:  Главным вопросом политики является вопрос о власти. Поскольку власть

Понятие, структура власти

Власть – межличностные отношения, позволяющие одному индивиду изменять или управлять поведением другого.

Власть— одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Виды власти

· Экономическаявласть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

· Социальнаявласть — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий.

· Культурно-информационнаявласть — это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию— управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

· Принудительнаявласть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

· Политическая власть

Социальная структура власти включает: субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс,приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект власти – тот, кто принимает политическое решение, организует его исполнение и несет персональную ответственность за его реализацию.

Объектами власти являются все те, кто признает действия субъекта разумными и не видит альтернативы данному субъекту. В их числе следует выделять:

§ Социальные корни субъекта власти – те группы, интересы которых защищаются властью в первую очередь. Эти группы формируют средние и высшие звенья сферы управленческого аппарата субъекта власти. Они непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и корректировке властных решений.

§ Социальная база субъекта власти – группы, интересы которых власть учитывает в своей стратегии.

§ Электорат — масса, поддерживающая субъект власти в силу различных причин на данном этапе развития.

Отношение объекта к субъекту власти основано на признании его в качестве управляющего, т.е. легитимности. Степень легитимности власти определяет наличие у нее ресурсов власти.

Ресурсом политической власти становится все то, что субъект власти способен использовать для реализации властного решения. Наличие ресурсов у власти определяется объективными и субъективными факторами.

Методы власти

Методы взаимодействия субъекта и объекта власти включают в себя методы насилия, ненасилия, авторитаризма, бюрократизма, демократии.

Методы насилия — основаны на создании условий, побуждающих к определенной деятельности независимо от воли и желаний. Низкий уровень разделения труда, образования и культуры вынуждает субъекта использовать методы насилия для подавления группового и индивидуального эгоизма.

Авторитарный метод — используется лидерами, склонными ставить общество перед свершившимся фактом, подавлять его своей настойчивостью, целеустремленностью и последовательностью действий. Общество использует этот метод при отсутствии навыков политической самоорганизации, желая снять с себя ответственность за положение дел в обществе.

Методы ненасилия — используются при наличии высокой политической культуры, заключаются в акциях убеждения, морального осуждения, гражданского неповиновения в виде уклонения от призыва в армию, неуплаты налогов, игнорирования распоряжений властей и т.д.

Бюрократический метод — используется субъектом власти для совершенствования государственной власти сверху на основе ее рационализации, компетентности, профессионализма, ответственности и исполнительности. Бюрократия посредством права формализует деятельность субъектов власти, ограничивает возможности произвола.

Демократический метод — используется при взаимной заинтересованности субъекта и объекта власти в мирном согласовании конкурирующих частных интересов посредством представительных органов власти, формируемых на основе выборов.

Вопрос№2. Сущность, функции, типология политической власти.

Определяя сущность политической власти необходимо подчеркнуть, что политическая власть является способом реализации содержания политического решения, которое должно обеспечить жизнедеятельность общества.

Политическая власть – это способность субъекта реализовывать политическое решение посредством активизации деятельности объекта в целях обеспечения целостности общества, стабильности его развития, реализации конкретного уровня прав человека.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

· легальностью использования силы в пределах государства;

· верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

· публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

· моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

· многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Функции политической власти:

1.Политическая власть организует процесс взаимодействия различных общностей людей в их совместной жизнедеятельности.

2.Политическая власть посредством государства регулирует и координирует взаимодействие различных субъектов общества в рамках общего политического управленческого решения.

3.Политическая власть реализует стратегию и тактику развития, стимулирует созидательную активность и подавляет деструктивную.

4.Политическая власть гарантирует реализацию определенного минимума прав человека, создает условия его самореализации.

5.Политическая власть обеспечивает целостность, стабильность и возможность дальнейшего развития общества.

Типология власти. Власть может быть:

§ по форме правления – монархическая, республиканская;

§ по социальной основе – рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;

§ по принципу организации – административная, основанная на иерархии сверху вниз, представительная — построенная на зависимости верхов от низов;

§ по методам действия — тоталитарная, авторитарная, демократическая;

§ по сферам действия — исполнительная, законодательная, судебная;

§ по уровню действия – федеральная, региональная, местная;

§ по идеологическим моделям – консервативная, либеральная, социал-демократическая.

Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 493; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-66947.html

Scicenter1
Добавить комментарий