§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: В рыночной экономике предпринимательство выполняет

Предпринимательство в рыночной экономике

§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:  В рыночной экономике предпринимательство выполняет

          Введение

          Глава 1. Сущность предпринимательства и его место в современном     обществе

    1. Понятие предпринимательства………………………………….. 5
    2. Функции предпринимательства…………………………………10
    1. Формы и виды предпринимательской деятельности…………. 14

          Глава 2. Предпринимательство в рыночной экономике

           2.1.    Характеристика предпринимательской деятельности в рыночной   экономике и её значение…………………………………………. 20

           2.2.    Риски предпринимательской деятельности…………………………28

  Заключение………………………………………………………………… 33

           Список использованной литературы…………………………………… 35

Введение

Последние 30 – 60 лет XX века ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран.

Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в бизнесе, разрабатываются практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов.

Проводятся международные конференции, широко развивается предпринимательское образование, во многих странах все более усиливается роль государства в поддержке предпринимательства, особенно малого, год от года позитивно меняется роль общественного менталитета.

Вторая половина XX века – это период развития в большинстве западных стран практического цивилизованного предпринимательства.

В это же время к этой актуальной проблеме обращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством, важнейшими хозяйственными субъектами.

Именно поэтому, считая данную тему важной и актуальной на сегодняшний день, я выбрал предпринимательство, так как экономика нашей страны совсем недавно стала рыночной с переходом от командно-административной, и именно предпринимательство является основным двигателем экономического потенциала России.

Целью работы является подробно рассмотреть характеристику предпринимательства в среде рыночной экономической системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: охарактеризовать предпринимательство в общем, как процесс, выявить значение предпринимательства в настоящее время, указать особенности рыночной экономики для предпринимательства, взаимоотношения предпринимателя и государства, обозначить возможные риски деятельности предпринимателя, а также формы предпринимательской деятельности.

Глава 1.Сущность предпринимательства и его место в современном обществе

1.1 Понятие предпринимательства

Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения).

В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями.

Например, по понятиям американских ученых, предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов.

По мнению американского ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство – это динамичный процесс наращивания богатства. В свою очередь, известные американские ученые профессора Р. Хизрич и М.

Питерс дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы. Немецкий ученый, экономист и философ М. Вебер видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п. Вебер считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма. Он доказывал, что мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.

Определенный интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина о сущностных понятиях предпринимательства, под которым он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой цели на определенных формализованных началах.

По мнению Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования.

В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается, как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

 Итак, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах или услугах и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. Также это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.          За словом «предпринимательство» стоит дело, предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта).

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли – дохода.

  Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений – финансовых, экономических, социальных – которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства – сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии – с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками, а также, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти.

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную систему целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением её в конкретный предпринимательский проект. Поэтому зафиксируем ещё одно определение предпринимательства.

Это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в создании нового, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат – продукт, товар или технологию – приносящий предпринимателю прибыль.

Роль предпринимательства в развитии общества состоит, прежде всего в

развитии инициативы массы людей, которые не находятся на содержании

государства (общин, мафиозных групп и т.п.), в выборе сферы приложения

своих сил и способностей.

Предпринимательство — форма выражения и развития личности человека,

его способностей и потребностей, Социальные потребности людей

определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор

способа реализации трудового потенциала и форм деятельности

ограничивается лишь их эффективностью. По мере выхода из нищеты

предприимчивость все теснее связывается с состязательностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе.

В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

По мнению российских специалистов, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах, работах, услугах, для получения прибыли, для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами – кредиторами.

Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя любое начинание в области формируемой рыночной экономики можно было бы считать предпринимательством, конечно, с определенными оговорками).

Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей.

Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение. 

1.2.  Функции предпринимательства

В развитой рыночной экономике предпринимательство, как интегрированная совокупность предпринимательских организаций, компаний и фирм, индивидуальных предпринимателей, выполняет следующие функции:

  • Новаторская
  • Организационная
  • Хозяйственная
  • Социальная
  • Личностная

Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации – союзы предпринимателей.

Современное понимание сущности предпринимательства в значительной мере раскрывается в работах теоретиков постиндустриального общества, которое, по их мнению, должно прийти на смену современному капиталистическому.

Так, американский социолог Вильям Ростоу (1916) отмечал, что среди факторов экономического роста важную роль будет играть склонность людей к инновациям и материальным усовершенствованиям.

Французский теоретик постиндустриального общества Раймон Арон (1905-1983) утверждал, что присущее такому обществу рационализаторство будет сопровождать дух научности, прогресса, рационального управления, экономического развития и демократии.

Первая функция – новаторская. Это содействие процесса продуцирования новых идей, осуществление исследовательско-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг.

Новаторская функция — творческо-поисковая (инновационная) связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей.

Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

Организационная функция — внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальное объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением. Эта функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности фирмы и т. д.

Хозяйственная или ресурсная функция — наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов. Эта ресурсная функция является важной функцией предпринимательства.

Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант.

Источник: https://www.stud24.ru/economics/predprinimatelstvo-v-rynochnoj-jekonomike/360067-1120836-page1.html

Сущность предпринимательства

§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:  В рыночной экономике предпринимательство выполняет

Предпринимательствопредставляетсобой свободное экономическоехозяйствование в различных сферахдеятельности (кроме запрещенныхзаконодательством), осуществляемоесубъектами рыночных отношений в целяхудовлетворения потребностей конкретныхпотребителей и общества в товарах(работах, услугах) и получения прибыли(дохода), необходимых для саморазвитиясобственного дела (предприятия) иобеспечения финансовых обязательствперед бюджетами и другими хозяйствующимисубъектами.

Предпринимательство– это принципиально новый типхозяйствования, базирующийся наинновационном поведении собственниковпредприятия, на умении находить ииспользовать идеи, воплощать их вконкретные предпринимательские проекты.

Это, как правило, рисковое дело, но тот,кто не рискует, не может в конце концовдобиться успеха. Однако риск рискурознь.

Предприниматель, прежде чемрешиться на создание собственного дела(об этом будет рассказано особо), долженпроизвести расчеты, изучить предполагаемыйрынок сбыта и конкурентов, не пренебрегаяпри этом и собственной интуицией.

Предпринимательствоесть способ хозяйствования, который врезультате многовековой эволюцииутвердился в экономике развитых стран.Первоначально предпринимателяминазывали предприимчивых людей, действующихна рынке, или просто людей энергичных,азартных, склонных к рискованнымоперациям.

В дальнейшем к предпринимательствустали относить любую деятельность,направленную на увеличение прибыли ине запрещенную законом. Предпринимательстворазвивалось сложно, сопровождалось исопровождается бесконечным процессомвозникновения и разрешения многочисленныхпротиворечий. Его первые ростки началипробиваться вместе со становлениемрыночных отношений.

Однако возникновениепредпринимательства как оформившегосяустойчивого явления относят к XVII в.

Функции предпринимательства

В рыночнойэкономике предпринимательство выполняетобщеэко­номическую, ресурсную,творческо-поисковую (инновационную),социальную, организаторскую функции.

Определяющейв развитой рыночной экономике являетсяобщеэкономическаяфункция,котораяобъективно обусловлена рольюпредпринимательских организаций ииндивидуальных предпринимателей каксубъектов рынков.

Предпринимательскаядеятельность направлена на производствотоваров (выполнение работ, оказаниеуслуг) и их доведение до конкретныхпотребителей: домохозяиств, другихпредпринимателей, государства, что впервую очередь и предопределяетобщеэкономическую функцию.

Важнейшей функциейпредпринимательства является ресурсная.Развитиепредпринимательства предполагаетэффективное использование каквоспроизводимых, так и ограниченныхресурсов, причем под ресурсами следуетпонимать все материальные и нематериальныеусловия и факторы производства.

В первуюочередь это трудовые ресурсы (в широкомпонимании этого слова), земля и природныересурсы, все средства производства инаучные достижения, а такжепредпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысшихуспехов, если он сумеет генерироватьнаучно-технические идеи, нововведенияв сфе­ре деятельности, в которой онсоздает собственное дело, и все этообъединить с использованиемквалифицированной рабочей силы иэффективным потреблением всех видовресурсов.

Однако погоня за максимальнымдоходом (прибылью) зачастую приводит кхищ­ническому использованию ресурсов.Такие предприниматели своей деятельностьюнаносят вред окружающей среде и населению.

В связис этим важное значение приобретаетрегулирующая роль го­сударства,устанавливающего формы ответственностипредприни­мателей за неправильноеиспользование ресурсной функции. Этафункция предпринимательства противоречива.С одной стороны, предпринимательзаинтересован в рациональном использованииресурсов, а с другой — может безжалостноотноситься к ним.

Новаторскаяфункция —содействие процесса продуцированияновых идей (технических, организационных,управленческих и др.), осуществлениеисследовательско-конструкторскихразработок, создание новых товаров ипредоставление новых услуг и т.п..

Творческо-поисковая,инновационнаяфункция, связанная не только сиспользованием в процессе предпринимательскойдеятельности новых идей, но и с выработкойновых средств и факторов для достиженияпоставленных целей. Творческая функцияпредпринимательства тесным образомсвязана со всеми другими функциями иобусловлена уровнем экономическойсвободы субъектов предпринимательскойдеятельности, условиями принятияуправленческих решений.

Социальная функция— изготовление товаров и услуг,необходимых обществу, соответственноглавной цели, требованиям действияосновного экономического закона.

Социальнаяфункцияпроявляется в возможности каждогодееспособного лица быть собственникомдела, лучше проявлять свои индивидуальныеталанты и возможности.

Эта функцияпред­принимательства больше проявляетсяв формировании людей предприимчивых,склонных к самостоятельнойхозяйственно-эко­номическойдеятельности, способных создатьсобственное дело, преодолеватьсопротивление среды и добиватьсяпоставленной це­ли.

Однако одновременнорастет слой наемных работников, кото­рые,в свою очередь, экономически и социальнозависят от устой­чивой деятельностипредпринимательских предприятий.

Чемэффективнее будут функционироватьпредприниматель­ские предприятия,тем больше будет размер поступлений ихсредств в бюджеты различных уровней ив государственные вне­бюджетныесоциальные фонды. Развитие предпринимательстваобеспечивает рост количества рабочихмест, сокращение уровня безработицы,повышение жизненного уровня и социальногополо­жения наемных работников.

Организаторскаяфункцияпредпринимательства проявляется впринятии предпринимателями самостоятельногорешения об организации собственногодела, его диверсификации, во внедрениивнутрифирменного предпринимательства,в формировании предпринимательскогоуправления, в создании сложныхпредпринимательских структур, в изменениистратегии деятельности предпринимательскойфирмы и т.д. Организаторская функцияособенно четко выражается в быстромразвитии малого и среднегопредпринимательства.

Организаторскаяфункция особенно четко появляется вбыстром развитии малого и среднегопредпринимательства, а также в«коллективном» (сете­вом)предпринимательстве.

Источник: https://studfile.net/preview/5287027/page:3/

Теоретические основы предпринимательства в рыночной экономике

§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:  В рыночной экономике предпринимательство выполняет

Как известно, хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательство, предпринимательская деятельность, бизнес и коммерция.

Предпринимательство — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. Природу предпринимательства исследовали многие экономисты на протяжении всей истории существования рыночных отношений.

Впервые предпринимательство, как институт рыночной экономики исследовал Р. Катильон. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, позволяющее отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Р. Катильон ввел понятие «предприниматель» (французское «посредник») в экономический лексикон.

Под предпринимательством Р. Катильоном понимается производственно-хозяйственная деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска, а предприниматель является субъектом, наделенным способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения.

Позднее Ж. Б. Сэй в «Трактате политической экономии» (1803 г.) дал такое определение предпринимательской деятельности — это «соединение, комбинирование трех классических факторов производства — земли, труда, капитала».

По мнению А. Смита предпринимательство в рыночной экономике является «самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, которая при наличии основных факторов производства возникает спонтанно».

Большой вклад в понимание сущности предпринимательства, его экономической природы внесли представители австрийской школы экономистов: Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек.

По мнению Ф. Хайека «предпринимательство связано, прежде всего, с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами». Сущность предпринимательства — это «поиск и изучение новых возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности». [4]

Современные экономисты часто ставят знак равенства между понятиями «предпринимательство» и «бизнес», имея в виду, что первый термин — иностранного происхождения, а второй – русского. Вместе с тем, термин «предпринимательская деятельность» используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнес-деятельности.[5]

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[1, ст. 2]

На основании выше сказанного раскроем сущность и содержание предпринимательства:

  • смысл предпринимательской деятельности заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах;
  • удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли;
  • занятие предпринимательской деятельностью является неотъемлемым правом гражданина (здесь требуется не разрешение, а регистрация);
  • предпринимательская деятельность носит инициативный характер (предпринимателя не назначают, им становятся);
  • предпринимательство – это не одноразовый акт, а постоянное занятие, систематическая деятельность;
  • предпринимательская деятельность рискованна по своей природе, риск здесь обусловлен возможностью понести убытки по не зависящим от предпринимателя причинам;
  • за последствия риска отвечает сам предприниматель (а не государство);
  • государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность;
  • роль государства ограничивается установлением «правил игры», контролем за соблюдением, а также регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.[3]

В развитой рыночной экономике предпринимательство (бизнес) выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Общеэкономическая функция предпринимательства, как определяющая, объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции.

Поступательное развитие предпринимательства является одним из главных условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как выражение в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов.

Под ресурсами надо понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов.

Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу, а значит, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению.

Очевиден двойственный характер ресурсной функции: предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

В связи с этим большое значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсов.

Творческо-поисковая (инновационная) функция свойственна предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их.

Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику.

Социальная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивида быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей — предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.

Особенно четко организаторская функция выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.[5]

В теории предпринимательства имеются различные подходы к установлению классификационных признаков предпринимательства. Для большинства специалистов при установлении типов (видов) предпринимательства определяющее значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др.

Отсюда предпринимательскую деятельность классифицируют по следующим характерным признакам.

По формам собственности в рыночной экономике предпринимательство развивается как частная и государственная собственность. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской). В России государственная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов РФ.

Предпринимательство развивается и на основе муниципальной собственности, а также на смешанной и совместной формах собственности и собственности иностранных инвесторов.

По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное и незаконное.

Незаконное предпринимательство — осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере. [2, ст. 171]

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица — образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах. [2, ст. 173]

Уголовным кодексом Российской Федерации установлены меры уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и незаконную банковскую деятельность, а также за незаконное образование юридического лица.

По распространению деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

По составу учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития. Например, в России создана Ассоциация женщин-предпринимателей России.

По темпам роста, уровню прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития, высокоприбыльные и низкорентабельные, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса. Хотя нельзя непосредственно поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем риска той или иной компании, поскольку на конечные результаты деятельности влияет целая совокупность факторов.

По использованию в процессе своей деятельности инноваций, нововведений, новых технологий, постоянного поиска новых возможностей для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования спроса и предложения на основе нового комбинирования факторов производства, применения инновационного менеджмента, прогрессивного маркетинга предпринимательская деятельность является:

  • творческо-поисковой, продуктивной, революционизирующей экономику;
  • рутинной, шаблонной, репродуктивной, направленной на воспроизводство известных продуктов труда посредством устаревших технологий.

По количеству участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское).

По численности всего персонала, удельному весу других субъектов в уставном (складочном) капитале определяется малое и среднее предпринимательство. В странах с развитой рыночной экономикой отнесение субъектов хозяйствования к малым предприятиям осуществляется почти по 50 критериям.

Если в создании предпринимательской организации наряду с российскими участниками принимают участие иностранные учредители (участники), такое предпринимательство является совместным. Выделяют еще и предприятия с иностранными инвестициями.

По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью. По механизму создания, числу учредителей (участников), процессам функционирования и управления следует выделять простые и сложные предпринимательские организации.

С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства:

  • Производственное предпринимательство — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям, например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т.д. С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство является определяющим
  • Коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности развивается относительно высокими темпами. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
  • Финансово-кредитное предпринимательство — специализированная область предпринимательской деятельности, где предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ.

Таким образом, предпринимательство есть порождение рыночной системы хозяйства, которое является ее основным звеном. Предпринимательство и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе. В процессе эволюции рыночной экономики изменяется и экономическая организация предпринимательской деятельности вместе с изменением условий ее существования.

Другие статьи по данной теме:

  • Особенности предпринимательства в здравоохранении

Список использованных источников

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekonomika-zdrav/ekonomika-zdrav-20-1.html

Функции предпринимательства

§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:  В рыночной экономике предпринимательство выполняет

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как выражение в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов.

Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов.

Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению.

В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Творческо-поисковая инновационная функция свойственна предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования.

Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их.

Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику.

Социальная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей — предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 2012; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-33198.html

Роль предпринимательства в рыночной экономике Модуль 2 Лекция

§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:  В рыночной экономике предпринимательство выполняет

Роль предпринимательства в рыночной экономике Модуль 2. Лекция 3

Вопросы лекции: 1. 2. 3. 4. 5. Сущность, функции предпринимательства. Виды предпринимательства и его признаки. Инфраструктура бизнеса. Организационно правовые формы предпринимательства. Государство и предпринимательство.

Сущность, функции предпринимательства Можно выделить три эпохи в мировой истории предпринимательства. Первая охватывает древность и средневековье. Предпринимательство тогда не играло существенной роли в социально экономических отношениях. Следующая эпоха начинается в Новое время, с зарождением капиталистических отношений.

Качественно преображается рынок товаров, возникают рынки труда и капиталов. Это выводит на совершенно новый уровень общественную роль предпринимательства, в нем сочетаются рациональный и инновационный стили мышления и поведения.

Во второй половине ХХ века постиндустриальная цивилизация и общество массового потребления обуславливают наступление третьей эпохи в истории предпринимательства. Его главная отличительная черта массовость предпринимательства.

В развитых странах предпринимательская деятельность становится либо основной, либо дополнительной для большей части населения. Малый и средний бизнес создает основу формирования и развития нового среднего класса.

Определения предпринимательства А.

Хоскинг определяет бизнес как «деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» .

Н. Смелзер считает предпринимателя центральной фигурой в процессе развития капитализма и модернизации. В. Ильин замечает, что обладание капиталом как типом социального отношения позволяет предпринимательским кругам «получать прибыль или усиливать экономическую власть.

Таким образом, предпринимательство – процесс поиска новых возможностей для бизнеса, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ.

Предпринимателем, как правило, называют человека, идущего на риск организации нового бизнеса с целью получения прибыли. Предприниматели и бизнес лидеры обладают тремя особыми свойствами мышления, отличающими их от обычных людей.

Это проактивность, ответственность и ориентирование на результат. Самые преуспевающие бизнес лидеры также отличаются рискованностью и предприимчивостью.

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением за фактор производства предпринимательство. Предприниматель в результате выполнения своих функций вправе претендовать на определенный доход прибыль.

Функции предпринимательства: соединение других ресурсов труда, капитала, земли для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, ресурсную, творческо поисковую (инновационную), социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Виды предпринимательства и основные его признаки С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства: производственное; коммерческо торговое; финансово кредитное.

По формам собственности: частные (частный сектор свободен от прямого государственного вмешательства, на долю которого приходится основная часть национального производства и занятости); государственные (государственное предпринимательство означает непосредственное участие государства в производственной деятельности, государственное воздействие на управление предприятиями) смешанные – это различные сочетания частных и государственных фирм.

По размерам бизнес делится на микро-, малый, средний и крупный. Преимущества малого бизнеса в том, что он мобильный и адаптивный, дает возможность реализоваться конкретному лицу, не требует больших капитальных затрат. Малый бизнес это постоянный поиск новых рынков, новых сфер приложения своих усилий, новых продуктов, новых методов и новых технологий.

Когда речь заходит о преимуществах малого бизнеса, то указывают на инициативу предпринимателя, его самостоятельность, интенсивный труд, особые навыки и знания, которые может использовать предприниматель для своего выживания, для получения минимального дохода.

Основное преимущество малого бизнеса заключается в совпадении рисков и ответственности у самого предпринимателя.

Как правило, считается, что средний бизнес является не таким эффективным как малый или крупный.

Происходит это в связи с тем, с ростом масштабов производства начинают теряться основные преимущества еще недавно эффективного малого бизнеса: под влиянием конкуренции и насыщения спроса приходится снижать цены реализации, быстро исчерпываются рынки поставок дешевого сырья, растут постоянные издержки, связанные с обеспечением координации крупного производства. В конце концов, именно борьба за эффективность в рыночных условиях приводит к банкротству средних предприятий и появлению на их руинах новых малых предприятий.

Крупный бизнес является главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства.

На крупных предприятиях сегодня производится большая часть приводимой массовой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства.

Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Инфраструктура бизнеса Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного бизнеса являются: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2. аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; 3.

кредитная система и коммерческие банки; 4. эмиссионная система и эмиссионные банки; 5. система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); 6. информационные технологии и средства деловой коммуникации; 7.

налоговая система и налоговая инспекция; 8. система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; 9. специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; 10.

торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; 1.

11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. таможенная система; профсоюзы работающих по найму; коммерческие выставочные комплексы; система высшего и среднего экономического образования; аудиторские компании; консультативные (консалтинговые) компании; общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.

Организационно-правовые формы предпринимательства индивидуальное предпринимательство, товарищества (полное товарищество, товарищество на вере (командитное товарищество), общества (общество с ограниченной ответственной, обществом с дополнительной ответственной, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество) производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации.

ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАКОНОПРОЕКТ N 47538 -6/2) Хозяйственные общества могут создаваться в организационно правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Из списка организационно правовых форм юридических лиц согласно Проекту исключены общества с дополнительной ответственностью, как не получившие широкого распространения на практике (ст. 95 ГК РФ в действующей редакции).

Также упразднено разделение акционерных обществ на закрытые и открытые, поскольку закрытые акционерные общества применяют модель отношений, характерную для обществ с ограниченной ответственностью. Хозяйственные общества, в свою очередь, разделены на публичные и непубличные общества.

К первым относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Положения о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества.

Государство и предпринимательство Государство должно создавать условия для эффективной работы предпринимателей, устанавливать и поддерживать единые для всех правила хозяйственной деятельности.

Взаимодействие государства и предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: Создание «правил игры» и невмешательство государство в дела частных предприятий (либеральная модель); Создание условий для успешного ведения бизнеса (инвестиционный климат, программы поддержки малого и среднего бизнеса, развитие приоритетных направлений в бизнесе с помощью прямых и косвенных методов государственного регулирования; Организация частно государственного партнерства (организация смешанных форм собственности в бизнесе, совместных инвестиций, организация инфраструктурных проектов и т. п. ).

Эффективность функционирования предпринимательства во много зависит от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. Государственное предпринимательство является одной из форм прямого воздействия государства на экономику.

Основные черты государственного предпринимательства: 1. один из видов вмешательства государства в экономику, инструмент правительства для осуществления национальной политики; 2.

связь с выпуском определенных видов продукции (таких, как взрыв чатые вещества, спички, соль, спирт и другие виды продукции), а также участие государственных предприятий в «прибыльном хозяйст ве»: шахты, железные дороги, леса, газо и электроснабжение и др. ; 3.

помимо коммерческих определенные социально экономические зада чи бесплатная перевозка малоимущего населения, предоставление дешевых товаров в кредит и др.

Государственное предпринимательство выполняет следующие функции: участие в преодолении технико экономической отсталости страны и структурной перестройке экономики, важнейшее значение в этом придается строительству и эксплуатации железных дорог, развитию базовых отраслей промышленности угольной, железорудной, метал лургической, машиностроительной; развитие инфраструктурных сетей (почтово телеграфной связи и т. д. ); материальное обеспечение реализации общегосударственных целей (например, укрепление обороноспособности, поддержание фискальной винной монополии, предоставление определенной социальной защиты некоторым категориям населения); воздействие на определенные уклады, с тем чтобы в них развивались элементы рыночного хозяйства, стимулировался рост негосударствен ных частнопредпринимательских форм; антимонопольная деятельность: противопоставление монополизации отдельных отраслей на основе низких цен на продукцию госпред приятий или установление предельного их уровня при закупках про дукции у монополистов.

Венчурное предпринимательство Вложение венчурного капитала в малые высокотехнологичные компании обусловлено стремлением получать более высокие доходы по сравнению с инвестициями в другие проекты.

Венчурный инвестор надеется создать новые рынки сбыта и занять на них лидирующее положение благодаря инновационной монополии.

Взаимный интерес новаторов — основателей компании и венчурных инвесторов — определяется не только вероятностью получения высоких доходов, но и активным развитием инновационного бизнеса, разработками прогрессивных технологий, возникновением новых направлений научно технического прогресса.

Инвестиции в малые высокотехнологичные компании харак теризуются высокой степенью риска. Поэтому венчурный инвестор соглашается на норму прибыли не менее 25 — 30% в год, рассматривая ее как плату за риск. Венчурный капитал имеет и другие особен ности.

К ним можно отнести, в частности, ориентацию инвесторов на его прирост, а не на получение дивидендов на вложенный капитал. Величина прироста капитала выявляется лишь при выходе предприятия на фондовый рынок.

Соответственно и учредительская прибыль — основная форма дохода на венчурный капитал реали зуется инвесторами после того, как акции венчурного предприятия станут котироваться на фондовом рынке. Жизненный цикл инвестиций в венчурный бизнес обычно не превышает 5— 7 лет.

В течение этого времени компания должна до биться таких экономических результатов, которые позволили бы венчурным инвесторам полностью вернуть средства и выйти из бизнеса с прибылью.

Инфраструктура (институты), способствующая развитию венчурного предпринимательства: Венчурные инвестиционные фонды.

Технопарки (для всех концепций технопарков общим является наличие инкубатора (инновационного, технологического, бизнес инкубатора), играющего ключевую роль в стимулировании процесса учредительства и развития новых фирм).

Именно кризис в экономике нередко стимулировал создание технопарков (Великобритания, Франция, Германия и др. ). Они становятся эффективным механизмом выхода из кризисных ситуаций, способствуют экономическому процветанию целых регионов, обеспечивают сотни тысяч новых рабочих мест.

Кроме того, технопарки выступают новой формой интеграции сфер высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства, региональных и местных органов управления, а также различных источников финансирования. В России в настоящий момент создается аналог американской «Силиконовой долины» проект «Сколково» .

Источник: https://present5.com/rol-predprinimatelstva-v-rynochnoj-ekonomike-modul-2-lekciya/

Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике

§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:  В рыночной экономике предпринимательство выполняет

В рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции.

1.Экономическая.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей.

Она осуществляется под воздействием всей системы экономических законов.

Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода.

2.Ресурсная

Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование ресурсов — трудовых, земельных, природных, средств производства и научных достижений, предпринимательского таланта.

Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в своей сфере деятельности, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов.

3.Инновационная (творческо-поисковая)

Она связана не только с использованием в процессе предпринимательства новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

4.Социальная

Эта функция проявляется в следующем:

­ в возможности каждого индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои таланты и возможности;

­ в предоставлении новых рабочих мест;

­ в наполнении доходной части бюджета и внебюджетных фондов;

5. Организаторская

Предприниматели стремятся так организовать свое дело, чтобы как можно более эффективно использовать ограниченные ресурсы, оптимально соединить факторы производства.

Носителями или субъектами функций предпринимательства могут быть дееспособные физические лица; юридические лица – коммерческие организации; иностранные граждане и организации; лица без гражданства.

6 Малый бизнес: понятие и роль в рыночной экономике

Для современной экономики характерно сочетание различных по масштабам производства предприятий (крупных, средних, небольших). Предпринимательская деятельность небольших предприятий объединяется общим понятием малый бизнес.

Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относят к малым, являются:

­ среднесписочная численность работников;

­ размер уставного капитала;

­ величина активов;

­ объем оборота (прибыль, доход);

Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчётный период.

В зарубежной практике к малым в основном принято относить предприятия со среднесписочной численностью до 500 человек. Например, в США и Франции не более 500 человек, а в Англии и Германии до 50 человек.

В российской практике существование малого предпринимателя было разрешено в 1988 году.

В этот период к числу малых относили предприятия с численностью до 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малым неоднократно менялись.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.

95 № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

­ промышленность, строительство и на транспорт — 100 человек;

­ научно-техническая сфера — 60 человек;

­ оптовая торговля — 50 человек;

­ розничная торговля и бытовое обслуживание населения — 30 человек

­ другие отрасли и осуществление других видов деятельности — 50 человек

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность работников и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что это не побочная сфера экономики. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда.

Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались в результате стремления отдельных граждан открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена в крупные производственные комплексы через контрактную и субконтрактную системы, а также через франчайзинг. Большие компании стали клиентами малых фирм, а последние – их поставщиками.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

­ созданию новых рабочих мест;

­ внедрению новых товаров и услуг на рынке;

­ удовлетворению нужд крупных предприятий;

­ увеличению конкуренции на рынке

­ экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов, возрождению подсобных производств и ремёсел.

Источник: https://studopedia.org/9-31396.html

Функции и роль предпринимательства в экономике

§ 26.2. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:  В рыночной экономике предпринимательство выполняет

Определение 1

Предпринимательство представляет собой деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли в ходе производства или продажи готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ.

Для целей предпринимательства используются нематериальные активы, труд, имущество, как самого предпринимателя, так и средств, привлеченных со стороны. Предпринимательство представляет собой экономическую деятельность в ходе организации собственного дела.

Для предпринимательства характерны финансовые риски и уровень ответственности. Другими словами предпринимательство является деятельностью инициативного характера индивидуальных лиц или коллективного объединения юридических и физических лиц.

Выделяют несколько видов предпринимательства: малое предпринимательство, среднее и крупное предпринимательство. Данное разделение достаточно условное и в разных государствах достаточно отличается.

Для того чтобы начать предпринимательство в большинстве государств нужно официально зарегистрироваться.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В соответствии с российским законодательством предпринимательство осуществляется юридическим или физическим лицом после регистрации в порядке и установленном законом.

Гражданский кодекс характеризуют предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, которая направляется на систематическое получение прибыли от использования имущества реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг лицами, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Функции предпринимательства

Замечание 1

Сущность предпринимательской деятельности можно раскрыть через ее функции. Предприниматель берет на себя инициативу по соединению производственных факторов в единый процесс выпуска товаров и услуг для того, чтобы получить прибыль.

Предприниматель представляет собой организатора производства, который настраивает и задает тон деятельности предприятия, определяет стратегию и тактику поведения предприятия, принимает ответственность за ее успешное проведение.

Предприниматель это человек, который не боится риска, а сознательно идет на него для достижения бизнес-целей. Также предприниматель является новатором, который внедряет основе новые продукты, технологии и формы организации дела.

Можно выделить несколько основных функций, которые выполняет предпринимательство:

  • общеэкономическая,
  • ресурсная,
  • творческо-поисковая,
  • социальная,
  • организаторская.

Основной функцией является общеэкономическая, обусловленная ролью предпринимательства в качестве субъекта рынка. Предпринимательство направлено на выпуск продукции и оказание услуг, а также их доведение до конкретных потребителей, домашних хозяйств, государства и прочих предприятий.

Важная функция предпринимательства заключается в ресурсной функции. Развитие предпринимательской деятельности предполагает эффективное использование воспроизводимых и ограниченных ресурсов.

Ресурсы представляют собой материальные и нематериальные условия и факторы производства.

В первую очередь предпринимательство направлено на использование трудовых ресурсов, земли и природных ресурсов, производственных средств и научных достижений, а также предпринимательского таланта.

Часто предприниматели гонятся за максимальным доходом или прибылью, что приводит к техническому использованию ресурсов. Данная деятельность предпринимателя может нанести вред окружающей среде и обществу.

По этой причине важнейшее значение приобретает регулирующая роль государства, которая устанавливает формы ответственности предпринимателя за неправильное использование ресурсной функции.

Новаторская функция представляет действия по процессу продуцирования новой идеи технического, организационного или управленческого характера.

Новаторская функция проявляется в осуществлении исследовательских и конструкторских разработок, создании новой продукции, предоставлении новых услуг.

Творческо-поисковая функция определяется использованием в процессе предпринимательства новых идей и выработкой новых средств и факторов достижения поставленных задач.

Творческая функция тесно связана со всеми другими функциями и характеризуется определенным уровнем экономической свободы предпринимательских субъектов.

Социальная функция представляет собой изготовление услуг, которые нужны обществу. Социальная функция проявляется в возможности дееспособных лиц быть собственниками дела и проявляет свои индивидуальные возможности и таланты. Чем эффективнее будет функционировать предпринимательство, тем больше будет размер поступлений в государственный бюджет.

Развитие предпринимательской деятельности обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращает уровень безработицы и повышает жизненный уровень и социальное положение наемных работников.

Организационная функция предпринимательства представляет собой принятие предпринимателями самостоятельного решения по организации собственного дела, внедрение внутрифирменного предпринимательства, формирование управления и создания сложных предпринимательских структур.

Роль и значение предпринимательства

Предпринимательство играет огромную роль в развитии современной рыночной экономики и представляет собой связанную систему, включающую большое количество предпринимателей.

Замечание 2

Роль малых, средних и больших предприятий любого государства трудно переоценить. Именно с помощью предпринимательства создаются новые рабочие места, внедряются технологии, что способствует росту экономической мощи любой страны.

Предпринимательство — двигатель современной экономики. Оно формирует в обществе особый слой людей, которые самостоятельно решают сложные задачи по управлению хозяйством.

Важнейшая функция предпринимателя отражается на экономической жизни государства и состоит в поиске ресурсов для достижения целей и соединении усилий большого количества людей для получения определенного результата, который будет полезен для всего общества.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/funkcii_i_rol_predprinimatelstva_v_ekonomike/

Scicenter1
Добавить комментарий