§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК: Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

Дифференциация и интеграция наук. Интеграция современной науки: определение, особенности и интересные факты

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК:  Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

С течением времени наука, безусловно, претерпевает качественные изменения. Она увеличивает объем, разветвляется и усложняется. Фактическая ее история представлена достаточно хаотично и дробно. Однако во множестве открытий, гипотез, концепций присутствует определенная упорядоченность, закономерность становления и смены теорий, — логика развития познания.

Актуальность вопроса

Выявление логики в развитии науки выражается в уяснении закономерности прогресса познания, сил, движущих им, их исторической обусловленности. В настоящее время эта проблема рассматривается под иным углом, нежели это было в прошлом столетии.

Ранее считалось, что в науке имеет место постоянное приращение знания, накопление новых открытий, выдвижение более точных теорий. Все это в итоге создавало кумулятивный эффект на различных направлениях изучения явлений. Сегодня логика становления науки представлена в ином свете.

В настоящее время господствует идея, что она развивается не только посредством непрерывного накопления идей и фактов, но и с помощью фундаментальных теоретических сдвигов.

Благодаря им в определенный момент ученые начинают перекраивать привычную картину мира и перестраивают свою деятельность на основании принципиально других мировоззренческих установок. На смену логике неспешной эволюции пришла тенденция катастрофы и научных революций.

Это явление предполагает разделение единой системы на отдельные ее части. В научной сфере в качестве нее выступает познание. При делении его на элементы происходит возникновение новых сфер, областей, объектов исследования и отрасли. Дифференциация способствовала превращению науки в сложную, разветвленную систему, включающую множество дисциплин.

Предпосылки

Сегодня в науке насчитывается не меньше 15 тысяч разных дисциплин. Усложнение структуры знания обуславливается несколькими причинами. В первую очередь в основу современной науки положен аналитический подход к реальным явлениям.

Другими словами, в качестве базового приема выступает расчленение события на простейшие элементы. Этот методологический подход направлял исследователей на детализацию действительности. Во-вторых, в течение последних трех веков резко увеличилось количество объектов, ставших доступными для изучения.

Существование гениев, способных охватить многообразие познания, в настоящее время стало физически невозможным – человек может изучить только небольшую долю того, что в целом известно людям.

Формирование отдельных дисциплин происходило путем отграничения предмета исследования каждой из них от прочих элементов остальных направлений. В качестве стержня при этом выступают объективные закономерности действительности.

Специализация отраслей неизбежна и полезна. Дифференциация позволяет более глубоко исследовать отдельные стороны реальности. Она существенно облегчает работу ученых, влияет непосредственно на структуру всего научного сообщества. Специализация идет и сегодня.

К примеру, генетика считается относительно молодой дисциплиной. Между тем, уже сегодня существует множество ее ответвлений – эволюционная, молекулярная, популяционная. Отмечается и «дробление» более старых наук.

Так, в химии возникло квантовое направление, радиационное и так далее.

Негативные стороны

Несмотря на явные преимущества, дифференциация несет в себе опасность разложения общей картины мира. Дробление единой системы на отдельные элементы – закономерное следствие интенсивного увеличения и усложнения знания. Этот процесс неизбежно приводит к специализации, разделению научной деятельности.

Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Изучая этот аспект проблемы, Эйнштейн указывал на то, что работа отдельных ученых неизбежно приходит к более ограниченному участку общего знания. Специализация может привести к тому, что единое понимание познания не сможет успевать за развитием системы.

В результате существует угроза сужения перспективы ученого, принижения его до уровня ремесленника.

Кризис

Взаимное разделение научных дисциплин, изоляционистская дифференциация считалась основной тенденцией до 19 столетия.

Результатом этого явления стало то, что несмотря на внушительные успехи, достигнутые в ходе прогрессирующей специализации, имело место усиление рассогласованности направлений. Это привело к кризису единства науки.

Однако уже классическое естествознание постепенно выдвигает на первый план идею принципиального единства явлений природы и, следовательно, дисциплин, отражающих их. В связи с этим стали появляться смежные направления (биохимия, физическая химия и так далее).

Границы, которые существовали между оформившимися направлениями, стали все более условными. При этом фундаментальные дисциплины настолько проникли друг в друга, что возникла проблема формирования общей системы знаний о природе.

Процесс интеграции науки

Он протекает одновременно с разделением единой системы на элементы. Интеграция наук – это явление, обратное дроблению. Термин произошел от латинского слова, в переводе означающего «восполнение», «восстановление».

Понятие применяется, как правило, для обозначения объединения элементов в одно целое. При этом предполагается преодоление дезинтегрирующих обстоятельств, приводящих к разобщенности системы, чрезмерному росту самостоятельности ее компонентов.

Это должно способствовать повышению степени упорядоченности и организованности структуры. Интеграция наук – это взаимное проникновение, синтез, объединение дисциплин, их методов в одно целое, устранение границ между ними. Особенно активно это проявляется в настоящее время.

Интеграция современной науки выражается в возникновении таких областей, как синергетика, кибернетика и так далее. Вместе с этим идет формирование различных картин мира.

Ключевые принципы

Интеграция наук базируется на философской модели единства мира. Действительность является общей для всех. Соответственно, ее отражение должно выражать единство. Системно-целостный характер окружающей среды обуславливает общность естественнонаучного познания.

В природе отсутствуют абсолютные разграничительные линии. В ней существуют только формы перемещения материй относительно самостоятельного характера. Они переходят друг в друга, составляют звенья общей цепи развития и движения.

Соответственно, дисциплины, в рамках которых они изучаются, могут иметь относительную, а не абсолютную самостоятельность в различных сферах.

Основные направления

Самостоятельность дисциплин, возникновение которых обуславливает интеграция наук, проявляется:

  1. В организации исследования на границе направлений. В качестве результата выступают пограничные дисциплины. В этом случае имеет место интеграция наук, отличающихся сложной структурой.
  2. В разработке междисциплинарных методов. Они могут использоваться в самых разных сферах познания, в которых также происходит интеграция наук. Примеры: спектральный анализ, компьютерный эксперимент, хроматография. Более широкое объединение и взаимное проникновение дисциплин обеспечивает математический метод.
  3. В поиске объединяющих принципов и теорий. К ним можно сводить бесконечное многообразие природных явлений. Например, такими теориями считаются эволюционный глобальный синтез в биологии, химии, физике и пр.
  4. Разработке теорий, исполняющих общеметодологические задачи в естествознании. В качестве результата выступает интеграция наук, стоящих достаточно далеко друг от друга (синергетика, кибернетика).
  5. В изменении непосредственного принципа выделения дисциплин. Возник новый вид проблемных направлений. В них решаются преимущественно комплексные вопросы, требующие привлечения нескольких дисциплин.

Взаимосвязь явлений

Как выше было сказано, дифференциация и интеграция наук протекают в одно время. Однако на том или ином этапе прослеживается преобладание одного явления над другим. Сегодня дифференциация и интеграция наук обуславливается различными факторами.

При преобладании объединяющих условий отрасль выходит из кризиса специализации. Во многом этому способствует интеграция науки и образования. Между тем, в настоящее время стоит проблема достижения большей упорядоченности и организованности.

Раздробление дисциплин сегодня приводит не к разобщенности, а, наоборот, к взаимопроникновению направлений. Таким образом, можно сказать, что в качестве результата разделения выступает интеграция науки.

Производство сегодня во многом зависит от достижений и открытий ученых, их исследований и получаемых показателей. По этой причине немаловажно установить связь между практической и теоретической деятельностью.

Заключение

Интеграция наук – механизм развития знания, в результате которого разрозненные его элементы объединяются в одно целое. Другими словами, имеет место переход от «множества» к «единству». Это явление выступает в качестве одной из важнейших закономерностей развития знания, формирования его целостности.

Необходимо отметить, что не любое междисциплинарное изучение комплексных проблем можно считать интегративным взаимодействием направлений. Суть явления заключается в уплотнении информации, усилении системности, емкости и комплексности знаний. Проблема научной интеграции имеет множество граней.

Ее сложность обуславливает необходимость использования передовых средств методологического анализа.

Источник: https://FB.ru/article/283461/differentsiatsiya-i-integratsiya-nauk-integratsiya-sovremennoy-nauki-opredelenie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Кохановский Валерий Павлович. Философия для аспирантов (40)

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК:  Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

      Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.

      Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв.

В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.

), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

      В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук.

      Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки — биохимии.

Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки — биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д.

Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой — биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении.

«Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

      Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.

Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А.

Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания.

Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки…; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника» [1].

      1 Эйнштейн А. Физика и реальность. — М., 1965. С. 111.

      Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними.

Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др.

, строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

      Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека.

Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется» [2]. Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

      2 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна. 1397. С. 150.

      Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

      В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями.

Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей.

Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

К титульной странице Вперед Назад

Источник: https://www.booksite.ru/localtxt/koh/ano/vsky/40.htm

Процессы дифференциации и интеграции в современной науке

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК:  Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов — дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв.

В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.

), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки — биохимии.

Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки — биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д.

Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И.

Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой — биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении. «Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.

Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора — иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А.

Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания.

Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки…; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника».

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними.

Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др.

, строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека.

Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется». Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями.

Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей.

Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

Источник: https://students-library.com/library/read/28567-processy-differenciacii-i-integracii-v-sovremennoj-nauke

Дифференциация и интеграция научного знания

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК:  Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов: дифференциацией – выделением новых научных дисциплин и интеграцией – синтезом знания, объединением ряда наук, чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке». На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других – их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации отпочкование наук, превращение отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и их внутринаучное «разветвление» в научные дисциплины – начался на рубеже XVI–XVII вв.

В этот период единое ранее дерево философского знания раздваивается на два «ствола» – собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь, философия расчленяется на ряд философских направлений (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.

), а наука как целое разделяется на отдельные частные науки, среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

Дифференциация наук явилась закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний.

Она неизбежно вела к специализации и разделению научного труда, что имеет как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные – особенно «потеря связи целого», сужение кругозора ученого – иногда до «профессионального кретинизма».

Интеграциянауки идет следом за дифференциацией и является результатом сближения ранее независимых наук.

Вместе с тем интеграция– это не просто объединение существующих систем, не сумма знаний, достигнутых разными науками, а процесс их взаимосвязи, позволяющей им заимствовать друг у друга методы и язык для изучения своего объекта.

Интеграция – один из показателей глубокого единства современного научного знания, усиления взаимосвязей между большим количеством различных областей, интегративных тенденций в развитии каждой из них.

Интеграция охватывает четко отделенные одна от другой науки и обозначает процесс формирования целостной структуры концептуального каркаса отправного знания. В то же время интеграция не только способствует сближению и взаимодействию наук, но и ведет к формированию интегративных наук (кибернетики, биохимии, молекулярной биологии).

Для современного общества характерна вертикальная интеграция: во-первых, тенденция к всё большему сближению науки с практикой и, во-вторых, сближению между фундаментальными и прикладными науками. Другая показательная тенденция интеграции науки – усиление взаимодействия естественных, общественных и технических наук.

Основой их взаимодействиявыступают не столько объективные (предметные) факторы (они могут существенно различаться), сколько деятельностные факторы и характеристики, поскольку субъект, методы, используемые приемы, цели исследования этих наук довольно близки.

Интегративные потенции науки проявляются и в использовании принципа общей связи отдельных явлений и материальной целостности мира, а также других принципов, законов и категорий философии.

В настоящее время для развития науки характерна тенденция к усилению единства дифференциации и интеграции, следствием чего явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук – биохимии, биофизики, физической химии, химической физики, геохимии и др., ставших уже классическими.

Возникают и новые научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, например, биомедицинская этика или биогеохимия – сложная научная дисциплина, «область ведения» которая определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов живого населения планеты (В. И. Вернадский).

.Прогресс науки

Прогресс науки – это присущая ей тенденция концептуальных изменений, которая позволяет интерпретировать рост научного знания как направленное его развитие к более полным, точным и совершенным формам организации и функционирования науки.

Выделяется два содержательных аспекта проблемы научного прогресса:

1. Реконструкция и объяснение генезиса нового знания, которое продуцируется в отдельных актах научного открытия.

Как правило, новое знание появляется в процессе разрешения возникших в старой теории проблем и противоречий за счет разработки и обоснования нетрадиционной эвристики.

Попытки разработать рационально-логические механизмы такой эвристики и производства нового знания не удаются, поэтому они интерпретируются в терминах интуитивно-бессознательных познавательных процедур.

2. Рассмотрение общей направленности концептуальных изменений в науке, исследование ее исторической динамики с целью оценить основной вектор этой динамики в терминах прогрессивного, регрессивного или одноплоскостного развития.

В рамках второго подхода прогресс науки – это тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному научному знанию, связанный с повышением уровня организации исследуемых систем.

Комплексное рассмотрение проблемы позволяет различать два важнейших параметра научного прогресса:

1) Рост научного знания с позиций его инструментально-объяснительных возможностей, таких как увеличение проблем-разрешающей эффективности новой научной теории; как накопление объема полезной информации об исследуемой предметной области и т.д.

2) Эффективное использование нового научного знания в интересах стабилизации и гармоничного развития той социальной системы, в которой осуществляется генерация этого нового знания.

Для того чтобы оценить новое научное знание в контексте указанных параметров прогрессивного развития науки (научной дисциплины, теории, картины мира и т.д.

) необходимо осуществить процедуру его системной экспертизы.

Она включает в себя ряд этапов, на каждом из которых оцениваются характеристики нового знания и производится его сравнение с предшествующими концептуальными и когнитивными структурами.

1.Инструментальная экспертиза – оценка проблем-разрешающей эффективности новой теоретической системы, ее способности решать конкретные задачи и проблемы, не прибегая к помощи гипотез и допущений для отдельных случаев.

2. Методологическая экспертиза оценка новой теории с точки зрения ее соответствия эталонам и нормам научного исследования, доминирующим в данном научном сообществе, либо характерным для определенной научной дисциплины.

3. Социокультурная экспертиза – оценка нового знания в аспекте возможностей его успешного освоения и перспектив интеграции в конкретно-исторический тип социокультурной действительности.

Вопрос 45. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса

Идея диалектической изменчивости знания была обоснована еще Гегелем, который считал, что истина есть процесс, а не готовый результат. Однако в рамках стандартной концепции научное знание рассматривалось, прежде всего, в аспекте анализа его логической структуры без учета его роста и концептуальных изменений.

В рамках неопозитивистской философии науки впервые теоретически обосновывается идея кумулятивной природы динамики знания. Ее сторонники (Г.Спенсер, А.Пуанкаре и др.

) считали, что развитие знания – это эволюционное и непрерывное накопление позитивной эмпирической информации, сопровождающееся возрастанием степени общности достоверных теоретических концепций.

Такое линейное понимание роста научных знаний абсолютизировало его постепенные количественные трансформации и исключало моменты прерывности и радикального переосмысления научных теорий в процессе исторической динамики науки.

Теория кумулятивности исходила из того, что научное знание с течением времени не теряется и не подвергается радикальному отрицанию, а аккумулируется в форме непрерывного приращения совокупной научной информации.

Реальная практика научных исследований показала несостоятельность такого идеализированного представления о научном прогрессе. К середине ХХ века в связи с кризисом неопозитизма доктрина кумулятивности становится объектом критического анализа и кардинального переосмысления. Проблема роста научных знаний начинает активно разрабатываться постпозитивистской философией науки.

Ее представители К. Поппер, Т. Кун, П.

Фейерабенд и другие философы и методологи науки предлагают такие интерпретации динамики науки, которые не сводятся к процессу непрерывной кумуляции положительного научного знания, а предполагают наличие в этом процессе этапов революционного пересмотра сложившихся теоретических представлений, радикальной смены метатеоретических оснований науки.

В связи с этими тенденциями все более популярными становятся антикумулятивные теории научной динамики, в которых развитие науки изображается в виде перманентной борьбы и смены научных теорий, между которыми нет ни логической, ни содержательной связи и преемственности. Научный прогресс, согласно этой доктрине, приводит к полной релятивизации картины мира и радикальной несоизмеримости исторически сменяющих друг друга научных теорий.

Каковы же основные ориентации постпозитивистской философии науки? В общих чертах для нее характерны:

– историческая реконструкция науки в поисках оптимальных средств и методов познания;

–признание научной ценности (эвристичности) философского знания;

– изучение социокультурных факторов развития науки.

– исследование динамики научного знания, путей перехода к новым теориям;

– начинают выделяться этапы революционного пересмотра сложившихся теоретических представлений и радикальной смены метатеоретических оснований науки.

При этом критический рационализм Карла Поппера предлагает:

1) основой научной рациональности считать принцип критического мышления;

2) научное знание считать гипотетическим, результатом конвенции, а не собранием неопровержимых истин;

3) признаком научности считать не верификацию, а фальсификацию, опровержимость, погрешимость.

В «анархистской эпистемологии» Пола Фейерабенда утверждается, что:

1) наука утрачивает черты объективно-истинного знания, начинает оцениваться как верование, своеобразная форма мифологических представлений;

2) приверженность ученого той или иной теории определяет его восприятие научных фактов, которые, т.о., становятся зависимыми от идеологии науки;

3) рост знаний – это пролиферация (размножение) научных теорий, часто несовместимых друг с другом, что благотворно для науки, ибо обеспечивает разнообразие;

4) плюрализм научных теорий ведет к плюрализму методов, которые могут нарушаться; поэтому главным принципом науки должно быть: anything goes – «допустимо все»;

5) признание плюрализма методов и теорий ведет к выводу о равноправии различных типов знаний (научных, вненаучных, религиозных и др.), из которых ученый как свободная личность может выбирать.

Эти и другие идеи антикумулятивизма, которые приводят к релятивизации, относительности картины мира в наиболее полной мере воплотились в теории исторической динамики науки Томаса Куна. Он предлагает считать, что:

1) наука – не только система знаний, но и деятельность научных сообществ;

2) методологической основой этой деятельности выступает парадигма – «набор предписаний для научного сообщества»;

3) развитие науки представляет собой постоянную смену парадигм, осуществляемую путем чередования периодов «нормальной науки» и «научной революции»;

4) между старой и новой парадигмами существует отношение несоизмеримости.

В конечном итоге концепция революционной динамики наукиинесоизмеримости различных парадигм Т.

Куна вылилась в проблему методологического релятивизма, а впервые обоснованная им идея, что развитие научного знания должно рассматриваться как диалектическое единство эволюционных и революционных, экстенсивных и интенсивных изменений стала основой его концепции научных революций.

Вопрос 46. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии науки.

Научные революции и их типы

В развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: экстенсивныйэволюционный и интенсивныйреволюционный. В модели историко-научного процесса эти два этапа интерпретируются Т. Куном как фаза «нормальной науки» и период «научной революции».

Эволюционное или экстенсивноеразвитие не предполагает радикального обновления теоретических знаний. В этой фазе, как правило, происходит расширение области приложения доминирующих теорий, их адаптация к решению новых задач за счет их теоретического объяснения и ассимиляции в рамках устоявшихся стратегий научного исследования.

Революционное или интенсивное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее концептуально-теоретического арсенала.

В этот период происходит разрешение обострившихся противоречий между теорией и практикой.

Ассимиляция все возрастающего объема эмпирической информации не может больше происходить в рамках старых теоретических представлений – это стадия так называемой «сатурации» теории. При этом сама теория утрачивает свой объяснительный и предсказательный потенциал.

Научной революции предшествуют когнитивные и познавательные предпосылки:

1) исчерпание эвристического потенциала наличного теоретического знания, невозможность на его основе осуществлять успешное описание, объяснение и предвидение исследуемых явлений;

2) возрастающая сложность концептуального, логического и математического аппарата теоретической системы знаний за счет все более интенсивного использования одиночных гипотез и искусственных модификаций структуры и языка теории;

3) накопление эмпирических и теоретических аномалий, парадоксов и противоречий, которые не позволяют использовать традиционные для данной теории алгоритмы постановки и решения возникающих задач и проблем.

Это необходимые, но недостаточные предпосылки для реального осуществления научной революции. Начинается она лишь тогда, когда формируется новая креативная идея – концептуальное ядро будущей теории, парадигмы или научной картины мира.

То есть, теории, утратившие свои эвристические возможности, перестают использоваться лишь тогда, когда сформулированы хотя бы основы новой теоретической системы.

Эта методологическая норма научного познания выражена в принципе соответствия, который реализует требование преемственности между старыми и новыми теориями в процессе исторической динамики науки.

Более того, период научных революций наступает только тогда, когда происходит перестройка исследовательских стратегий, задаваемых метатеоретическими основаниями науки.

Эти основания обеспечивают эволюционный рост знания до тех пор, пока базовые характеристики изучаемых объектов успешно ассимилируются в рамках существующей картины мира, а методы теоретического освоения этих объектов соответствуют тем методологическим нормативам, которые входят в структуру доминирующего в данную эпоху стиля научного мышления.

Вместе с тем по мере своего развития наука рано или поздно сталкивается с принципиально новыми типами объектов, которые не могут быть освоены в рамках существующей картины мира и соответствующих ей эталонов и норм научного исследования.

В таких ситуациях возникает необходимость перестройки метатеоретических оснований науки, что знаменует собой этап интенсивного роста знаний или научной революции. В зависимости от того, какие конкретно основания науки подвергаются трансформации и изменениям (картина мира, идеалы и нормы науки, философские основания и т.д.) выделяют различные типы научных революций.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 11390; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-18168.html

Контрольная работа: Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК:  Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

Тема: Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.55K | Скачано: 58 | Добавлен 23.12.08 в 13:44 | : +39 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Ярославль 2007

Оглавление

1 Введение 3

2 Дифференциация в развитии науки 3

2.1 Начало процесса деления наук 3

2.2 Отрицательные стороны процесса дифференциации наук 5

3 Интеграция в развитии науки 6

3.1 Появление новой тенденции в развитии науки 6

3.2 Проявление интегративных процессов 8

4 Математизация в развитии науки 9

4.1 Влияние математики на развитие естествознания 10

4.2 Причины увеличения темпов математизации 11

4.3 «Выгоды» от использования математики 12

4.4 Математическая гипотеза 13

4.5 Роль математики в развитии 13

5 Заключени 14

6 Список использованной литературы 15

1. Введение

Многие историки полагают, что наука зародилась примерно в V в. до н.э. в Древней Греции. Именно в это время возникают первые программы исследования природы и создаются первые фундаментальные принципы познания природы.

Во времена Аристотеля перечень существующих тогда наук едва ли достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.)   Делавшие свои первые шаги научное знание было поневоле синкретичным, т.е. слитным, неразделённым.

В настоящее время насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин. И с каждым годом их число растет.

Одной из самых важных закономерностей развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания, которое до сих пор сопровождает развитие науки.

Целью данной работы является рассмотрение таких процессов, как дифференциация, интеграция и математизация (которая занимает неотъемлемую часть в развитии науки).

2. Дифференциация в развитии науки

Дифференциация науки (от лат. differentia — разность, различие)– выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования и превращение их в самостоятельные науки.

Современную науку недаром называют «большой наукой». Её системная сложность и разветвлённость поражают — Но это – сегодня. В прошлом картина была существенно другой.

2.1 Начало процесса деления наук

Известно, что в античной Греции не было строгого разграничения между конкретными областями исследования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики и частично астрономии.

Все известные знания и приемы изучения явлений входили в состав философии как нерасчлененной области знания.

Впервые отдельные научные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание, которое начало изучение природы с установления законов простейшей, механической формы движения.

 В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.

), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения. Позднее      постепенно формируются физика, биология и др. фундаментальные науки о природе.

По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления все новых и новых научных дисциплин и их ответвлений.

Стремление свести всю сложность единого, целостного мира природы к нескольким «простым элементам» настроило исследователей на подробнейшую детализацию изучаемой реальности. Изобретение таких приборов, как телескоп и микроскоп, гигантски расширило познавательные возможности и количество доступных изучению объектов природы.

Поэтому рост научного знания сопровождался его непрерывной дифференциацией. В физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр.

Интенсивно делилась и химия: сначала на органическую и неорганическую, затем — на физическую, а потом возникла химия углеводородов.

Необходимость и преимущества такой объектной специализации наук самоочевидны. Процесс этот продолжается и по сей день, правда, уже не таким стремительными темпами, как в XIX в.

Только недавно оформившаяся в качестве самостоятельной науки генетика уже предстаёт в различных видах: эволюционная, молекулярная, популяционная и т.д.; в химии появились такие направления, как квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий.

Количество самоопределяющихся в качестве самостоятельных научных дисциплин непрерывно растёт.   

Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил за счет отграничения предмета этих дисциплин от предметов других наук.

2.2 Отрицательные стороны процесса дифференциации науки

 Хотя при этом значительно возрастают точность и глубина знаний о действительности, одновременно ослабевают связи между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. В наше время дело доходит до того, что специалисты разных отраслей одной и той же науки нередко не понимают ни теорий, ни конечных результатов других отраслей.

Возрастающая дифференциация и узко дисциплинарный подход грозят превратить единую науку в совокупность обособленных и изолированных областей исследования, вследствие чего ученые перестают видеть место результатов своей деятельности и своей научной дисциплины в познании единого, целостного мира. Касаясь этой стороны проблемы, А.

Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки…

; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника» .

В самой науке существуют средства и методы для ограничения негативных сторон чисто дисциплинарного подхода к изучению мира.

С прогрессом научного познания становится все более очевидным, что сосредоточение усилий только на установлении специфических законов конкретных классов явлений в отдельных дисциплинах не способствует открытию общих, а тем более фундаментальных законов, с помощью которых раскрывается единство мира, взаимосвязь и взаимодействие образующих его систем и процессов. С помощью эмпирических законов можно понять и объяснить лишь постоянные, регулярно повторяющиеся связи между наблюдаемыми явлениями. Теоретические законы, раскрывающие более существенные, глубокие связи между ними, дают      возможность более точно объяснить не только конкретные факты, но и сами эмпирические законы. Еще большей объяснительной и предсказательной силой обладают фундаментальные законы и принципы науки.

Но при этом, уже в рамках классического естествознания, стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отображающих их научных дисциплин.

Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики, объекты геологии требовали как физических, так и химических средств анализа.

Та же ситуация сложилась и с объяснением жизнедеятельности живых организмов – ведь даже простейший из них представляет собой и термодинамическую систему, и химическую машину одновременно, т.е. происходят интегративные процессы.

3. Интеграция в развитии науки

Интеграция науки (от integratio — восстановление, восполнение) – проявление синтетических тенденций в развитии науки, выражающиеся в появлении новых наук на стыках старых.

3.1 Появление новой тенденции в развитии науки

Во второй половине XIX в. впервые определилась тенденция в развитии наук от их изолированности к их связыванию через промежуточные науки. В результате действия этой тенденции в эволюции наук со второй половины XIX в. началось постепенное заполнение прежних пробелов и разрывов между различными и, прежде всего, смежными в их общей системе науками.

В связи с этим движением наук от их изолированности к возникновению наук промежуточного, переходного характера стали образовываться связующие звенья («мосты») между ранее разорванными и внешне соположенными одна возле другой науками. Основой для вновь возникавших промежуточных отраслей научного знания служили переходы между различными формами движения материи.

В неорганической природе такие переходы были обнаружены благодаря открытию процессов взаимного превращения различных форм энергии. Переход же между неорганической и органической природой был отражен в гипотезе Энгельса о химическом происхождении жизни на Земле. В связи с этим Энгельс выдвинул представление о биологической форме движения.

Наконец, переход между этой последней и общественной формой движения (историей) Энгельс осветил в своей трудовой теории антропогенеза.

В самом естествознании впервые один из переходов между ранее разобщенными науками был создан открытием спектрального анализа. Это была первая промежуточная отрасль науки, связавшая собой физику (оптику), химию и астрономию. В результате такого их связывания возникла астрофизика и в какой-то степени астрохимия.

В общем случае возникновение таких наук промежуточного характера может иметь место, когда метод одной науки в качестве нового средства исследования применяется к изучению предмета другой науки. Так, в наше время возникла радиоастрономия как часть современной астрофизики.

Такой процесс заполнения пропастей между науками продолжался и позднее, причем в нараставших масштабах. В итоге вновь возникавшие научные направления переходного характера выступали как цементирующие собой ранее разобщенные, изолированные основные науки, наподобие физики и химии.

Этим сообщалась все большая связанность всему научному знанию, что способствовало процессу его интеграции.

Иначе говоря, дальнейшая дифференциация наук (появление множества промежуточных – междисциплинарных – научных отраслей) прямо выливалась в их более глубокую интеграцию, так что эта последняя совершалась уже непосредственно через продолжающуюся дифференциацию наук.

Границы, проведённые оформившимися разделами и подразделами естествознания, становились прозрачными и условными.

Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский.

Он считал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека.

Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой — их объект совершенно меняется».

 Таково было положение вещей примерно к концу первой половины ХХ в. В последующие десятилетия произошло усиление взаимодействия наук и достижение его новых, более высоких и более сложных форм.

К настоящему времени основные фундаментальные науки настолько сильно диффундировали друг в друга, что пришла пора задуматься о единой науке о природе. Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

3.2 Проявление интегративных процессов

Интегративные процессы в естествознании ныне, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации, дробления наук. Она может проявляться во многих формах:

  1. в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин, где, как говорится, и скрываются самые интересные и многообещающие научные проблемы;
  2. в разработке трансдисциплинарных научных методов, имеющих значение для многих наук;
  3. в поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии);
  4. в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);
  5. в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблемы возникновения жизни и т.д.).

Интеграция естественно-научного знания стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития.

4. Математизация в развитии науки

Леонардо да Винчи, Эммануил Кант, Карл Маркс и другие философы, пытаясь определить, что же такое наука, пришли к выводу, что в любом учении научного ровно столько, сколько в нем математического. Поэтому процесс математизации неизбежен для преобразования любой отрасли знания в науку.

Простейшие в современном понимании математические начала, включающие элементарный арифметический счет и простейшие геометрические измерения, служат отправной точкой естествознания.

 «Тот, кто хочет решить вопросы без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является», — утверждал один из основоположников естествознания Галилео Галилей.

«В каждом знании столько истины, сколько есть математики», — вторил ему И. Кант. Логическая стройность, строго дедуктивный характер построений, общеобязательность выводов математики создали ей славу образца научного знания.

4.1 Влияние математики на развитие естествознания

Один из первых ключевых моментов влияния математики на развитие естествознания  признание гелиоцентрической системы мира. Сейчас ни у кого не вызывает удивления утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, но во времена Коперника (XVI век) общепринятой была геоцентрическая система.

Изучая движение небесных тел, Коперник предложил гелиоцентрическую гипотезу, а основным аргументом в ее пользу было то, что при этом возникают “чудесные математические упрощения”.

В средние века одним из основополагающих принципов развития любой науки был принцип, сформулированный Уильямом Оккамом в начале XIV века, “бритва Оккама”, который гласил, что “природа довольствуется простотой и не терпит пышного великолепия излишних причин”.

Коперник сам не дожил до признания учеными его гипотезы, но основным аргументом в ее пользу и сейчас является заметное упрощение уравнений движения планет.

Математика, начиная с XVII в. заняла ведущее место в физической науке, что привело к значительному увеличению результативности этой науки. Это произошло благодаря двум “гигантам”: Декарту и Галилею.

Они как бы реформировали саму природу научной деятельности.

Они критически пересмотрели понятия, которыми должна оперировать наука, по-новому определили цели и задачи научной деятельности и даже изменили саму методологию науки.

Декарт сделал вывод о том, что именно математический метод открывает перед человеком путь к постижению законов природы, и обосновал его. Он писал о математике “Это более мощный инструмент познания, чем все остальные, что дала нам человеческая деятельность, ибо он служит источником всего остального”.

Галилей также предложил свою философию естествознания.

Она имела немало общего с философией Декарта, но оказалась более радикальным и эффективным руководством к действию, Галилей придерживался мнения о том, что природа сотворена по математическому плану.

Он писал: “Философия природы написана в величайшей книге,… но понять ее сможет лишь тот, кто сначала выучит язык и постигнет письмена, которыми она начертана. А написана эта книга на языке математики”.

Дерзкий новаторский подход Галилея, развитый его последователями, состоял в том, чтобы получить количественные описания явлений, представляющих научный интерес, независимо от каких бы то ни было физических объяснений, т.е. Галилей предлагает выводить формулы, описывающие поведение физических тел, не вдаваясь в причины такого поведения.

Сама по себе эта идея поначалу не производит особого впечатления. Тем не менее, именно эти формулы оказались наиболее ценным знанием, которое людям удалось получить о природе.

Поразительные практические и теоретические достижения современной науки стали возможны вследствие того, что человечество накопило количественное описательное знание и научилось пользоваться им.

4.2 Причины увеличения темпов математизации

Одна из качественных особенностей развития науки – увеличение темпов математизации наук. Попытаемся проанализировать причины все увеличивающихся темпов математизации наук с точки зрения общей теории познания.

Таких причин, по крайней мере, две. Первая – это все возрастающие темпы развития, углубления каждой конкретной науки.

Хорошо известно высказывание К. Маркса о том, что наука достигает совершенства лишь постольку, поскольку ей удается пользоваться математикой. Действительно, на каком-то этапе развития, достигнув определенной степени глубины, любая наука начинает сначала робко, а затем все более и более основательно использовать математические методы.

Вторая причина – расширение границ самой математики. Ведь то, что называется математикой в наши дни, очень отличается, скажем, от определения, которое можно было дать математике в середине прошлого века. Границы математики сегодня очень раздвинулись, и это дает возможность использовать математические методы в других науках.

4.3 «Выгоды» от использования математики

И хотя современная математика весьма далека от идеала безупречной обоснованности и логического совершенства, но ее значение для естествознания не только сохраняется, но и усиливается.

«Выгоды» естествознания от использования математики многообразны. Во многих случаях математика выполняет роль универсального языка естествознания, специально предназначенного для лаконичной и точной записи различных утверждений.

Все, что можно описать языком математики, поддается выражению и на обычном языке. Но изъяснение в этом случае может оказаться столь длинным и запутанным, что это сильно усложнит жизнь. Математический же язык краток и компактен.

Однако главное достоинство математики, столь привлекательное для ученых-естественников, заключается в том, что она способна служить источником моделей, алгоритмических схем для связей, отношений и процессов, составляющих предмет естествознания.

Конечно, любая математическая схема или модель – это «упрощающая идеализация» исследуемого объекта. Но упрощение – не только огрубление, искажение. Это ведь одновременно и выявление ясной и однозначной сути объекта, с которой легко и просто работать.

4.4 Математическая гипотеза

Поскольку в математических формулах и уравнениях воспроизведены некие общие соотношения свойств реального мира, они имеют обыкновение повторяться в разных его областях. На этом соображении построен такой своеобразный метод естественно-научного познания, как математическая гипотеза.

В ней идут не от содержания гипотезы к математическому ее оформлению, а наоборот, пробуют к уже готовым математическим формам подобрать некое конкретное содержание.

Для этой цели из смежных областей науки выбирается какое-нибудь подходящее уравнение, в него подставляются величины другой природы (при этом возможно и частичное видоизменение самого уравнения) и производится проверка на совпадение с «поведением» исследуемого объекта.

Конечно сфера применения такой математической «игры» ограничена теми родственными науками, где уже существует достаточно богатый математический арсенал. Но там, где она применима (например, в физике), ее эвристические возможности весьма велики. Так, с помощью этого метода были описаны основные законы квантовой механики. Австрийский физик Э.

Шредингер, поверив в волновую гипотезу движения элементарных частиц, сумел найти соответствующее уравнение, которое формально ничем не отличалось от хорошо известного классической физике уравнения колебания нагруженной струны.

Но дав членам этого уравнения совершенно иную интерпретацию (квантово-механическую), в итоге сумел получить волновой вариант квантовой механики, в котором знаменитое уравнение заняло центральное место.

4.5 Роль математики в развитии

Роль математики в современном естествознании трудно переоценить. Достаточно сказать, что ныне новая теоретическая интерпретация какого-либо явления считается полноценной, если удается создать математический аппарат, отражающий основные закономерности этого явления.

Заключение

В принципе можно согласиться с тем, что ныне интегративные процессы в естествознании стали ведущей силой его развития.

Наука стала целостным системным образованием, и проблема состоит теперь в достижении еще большей организованности и упорядоченности.

Однако разобщение еще далеко не преодолено, а на отдельных участках оно даже усиливается. Процессы дифференциации научного знания продолжаются.

Дифференциация и интеграция в развитии естествознания – не взаимоисключающие, а взаимодополнительные тенденции.

Развитие науки постоянно сопровождается ее математизацией. Математика превратилась в абсолютно необходимого помощника всех крупнейших исследований нашего времени. Более того, оказалось, что на определенных этапах развития знаний математика является единственным средством познания.

Однако это не означает, что следует ограничиваться только математическими доказательствами. Построение различных формальных систем, моделей, алгоритмических схем – лишь одна из сторон развития научного знания.

Английский физик Дж. К.

Максвелл (1831 – 1879) считал, что «следуя (только) математическому методу, мы совершенно теряем из виду объясняемые явления и поэтому не можем прийти к более широкому представлению об их внутренней связи».

Развивается же наука прежде всего как содержательное, т.е. неформализованное, неалгоритмизированное знание. Процесс выдвижения, обоснования и опровержение гипотез, организацию экспериментов, научную интуицию и гениальные догадки в процессе познания формализовать не удается.  

6. Список использованной литературы

  1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. – 447с.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1997 г. – 208 с.
  3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высшая школа, 2001г. – 336 с.
  4. Философия и методология науки. – М., 2000г.
  5. Лавриенко В.Н., Ратников В.П. Концепция современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1997 г.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+39

Размер: 19.55K

Скачано: 58

Скачать бесплатно

Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

Источник: https://studrb.ru/works/entry2712

Что такое дифференциация и интеграция наук

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК:  Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

Развитие научного знания поначалу шло дробно, но после системного оформления четко выявились закономерности этого процесса. Логика научного развития ведет его по двум направлениям – интеграция и дифференциация.

В XIX и начале ХХ века господствовала такая точка зрения по поводу логики научного развития, что происходит постоянное приращение знания.

Считалось, что новые открытия делают науку более всеохватной, что последовательное развитие знания предполагает более точное и полное понимание проблем.

Такой подход называется кумулятивным. Сейчас он не воспринимается как однозначно верный, возникли новые подходы в понимании развития науки.

Согласно современной точке зрения, непрерывное накопление знания не является единственной кардинальной характеристикой научного развития.

Важны также фундаментальные сдвиги, которые существенно меняют научную картину мира – научные революции.

Иными словами: наука развивается частично плавно, эволюционно, но периодически претерпевает революционные изменения, которые сопряжены не только с прогрессивными прорывами, но и с катастрофическими последствиями в каких-то областях.

Дифференциация науки

Дифференциация означает разделение целостной системы на составляющие ее части, которые тоже делятся. Этот процесс, применительно к науке, проявляется в том, что возникает более узкая специализация, появляются новые отрасли исследования, более конкретные объекты изучения.

Таким образом, наука становится более сложной системой, количество составляющих ее элементов размножается, а связи между ними все более опосредуются.

Современная наука включает в себя более 15000 дисциплин различного направления. И это не предел, процесс дифференциации продолжается.

Можно выделить две основные причины этого:

  • методологическую – она связана с тем, что в основе науки лежит анализ явлений, по своей сути означающий деление на простейшие элементы, на детализацию;
  • объективную – которая связана с тем, что в процессе познания людям открываются новые объекты для изучения. Чтобы глубоко изучить проблему, сейчас ученый должен сосредоточиться на ней, но зато быть в данной области специалистом. Поэтому и сформировались отдельные научные дисциплины, вышедшие из некогда одной целостной области науки.

Положительная сторона

Эффективность и полезность дифференциации науки неоспорима. Благодаря ей становится возможным подробно и  глубоко изучать разные стороны объекта.

Работа ученых становится более конкретной, узконаправленной, что позволяет им становиться очень знающими специалистами в определенных областях знания.

Это благотворно влияет и на структуру науки. Четкая разветвленная система дает возможность сразу видеть, как связаны между собой различные дисциплины, и к кому следует обратиться, когда надо получить полную консультацию в какой-то узкой области.

Негативная сторона

Невзирая на вышеназванные положительные характеристики, дифференциация науки имеет и отрицательную сторону. Узкая специализация может привести к ограниченности.

Из-за дробления научного знания ученый может потерять связь с пониманием общих целей научного поиска, и значит, не понимать место своих исследований в общей картине познания мира.

На этот недостаток указывал еще А. Эйнштейн, который предупреждал об опасности узкой специализации ученого.

Другое отрицательное последствие дифференциации связано с рассогласованностью научных направлений. Это угрожает единству науки и влечет за собой кризис.

Избежать этого позволяет противоположный процесс, который объединяет различные научные дисциплины вокруг изучения схожих проблем, размывает границы между науками, создает смежные дисциплины.

Интеграция науки

Речь идет об интеграции науки, процессу, противоположному дифференциации. Благодаря ему структура становится более упорядоченной и организованной.

Науки объединяются, взаимно проникают друг в друга, стирают между собой границы. Появление смежных дисциплин, таких, как кибернетика, синергетика, математическая лингвистика, экология и т.д. – яркий пример интеграции.

Основой такого объединения служит философский принцип единства мира. Поскольку мир – единая система, его научное изучение должно опираться на общие принципы независимо от того, какая наука занимается исследованием.

Каждая отрасль знания имеет относительную самостоятельность, но она не абсолютная. Сейчас актуально проводить исследования на границе направлений, возникают междисциплинарные методы.

Взаимосвязь между обоими процессами

Дифференциация и интеграция науки сейчас идут рука об руку. Однако на различных этапах научного развития тот или другой процесс становятся более активными.

В нынешней ситуации дифференциация доходит до очень узких направлений, поэтому интеграция способствует избеганию разобщенности. Возникает взаимопроникновение разных специализаций.

Информационное общество требует более усугубленного изучения мира, в котором постоянно возникают новые явления. Не так давно в жизнь людей вошли компьютерные технологии, интернет. Это существенно меняет картину мира и требует от науки как специализированного изучения, так и интегрированного подхода.

Источник: https://fin-atlas.ru/chto-takoe-differentsiatsiya-i-integratsiya-nauk/

Лекция 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУК:  Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

1. Преемственность в развитии научных знаний.

Рассмотрим некоторые общие закономерности развития науки:

1.

объективной основой преемственности в науке является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями. При чем новые теории не отрицают полностью старые, потому что последние с определенной степенью приближения отображают объективные закономерности действительности в своей предметной области.

2. диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия. Согласно этому принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними.

В процессе развития научного познания возможен обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными.

На каждом этапе своего развития наука использует фактический материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением.

Преемственность обязательно включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое).

2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.

Преемственность научного познания в определенном срезе выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных изменений. Этап количественных изменений науки – это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций.

На определенном этапе процесса и в определенной точке происходит прорыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции.

Примерами таких революций являются создание гелиоцентричекой системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Ньютон), революция в естествознании кона 19 – нач. 20 в. — возникновение теории относительности и квантовой механики (А.Эйнштейн, М.Планк и др.).

научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень.

3. Дифференциация и интеграция наук.

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов:

— дифференциации — отпочкование наук, превращение отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины (16-17вв.). философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику и др.

), наука как целое разделяется на отдельные частные науки, среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний.

— интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между нами.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями.

4. Взаимодействие наук и их методов.

в процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, усиливающееся «онаучивание» практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочение аксиологической суверенности науки.

Один из важных путей взаимодействия наук – это взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами , однако, не была удовлетворена.

Для этого нужны были свои собственные – биологические методы и приемы их исследования.

Взаимодействие наук имеет важное значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук.

5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Одна из важных закономерностей развития науки – усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном обществе.

История познания и его современный уровень служат убедительным подтверждением «непостижимой эффективности» математики, которая стала действенным инструментом познания мира.

Сегодня становится все более очевидным, что математика руководствуется в конечном счете данными чувственного опыта и эксперимента, служит для того, чтобы многое сообщать об объектах окружающего мира. Математические понятия есть не что иное, как особые идеальные формы освоения действительности в ее количественных характеристиках.

Сущность процесса математизации заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук. В настоящее время одним из основных инструментов математизации научно-технического прогресса становится математическое моделирование.

6. Теоретизация и диалектизация науки.

Для науки 20го века характерно нарастание сложности и абстрактности знания, теоретические разделы некоторых научных дисциплин достигли такого уровня, когда целый ряд их результатов не могут быть представлены наглядно.

Процесс углубления теоретизации науки «выглядит» всегда специфически на каждом качественно-своеобразном этапе развития науки. Кроме того, этот процесс определяется предметом данной науки и особенно сильно выражен в математике, физике, химии и других естественных науках и дисциплинах, хотя все более характерным становится в социально-гуманитарном познании.

Диалектизация науки означает все более широкое внедрение во все формы научного познания идеи развития (а значит, и времени). Процесс диалектизации конкретно-историчен и определяется предметом науки, особенностями данной ступени ее развития и другими факторами.

Процесс диалектизации получил первые импульсы вместе с возникновением самой науки – и прежде всего благодаря созданию Декартом, а позднее – Кантом космологических гипотез. Необходимо творчески развивать диалектический метод, как мощного методологического орудия.

7. Ускоренное развитие науки.

На закономерность развития науки обратил внимание В.И.Вернадский, который подчеркивал, что ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления. Такой именно период усиления творчества мы и наблюдаем в наше время.

Констатация экспотенциального закона развития и науки (т.е.ускорения его темпов) и есть одна из общих закономерностей ее развития. Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производственных сил общества.

Это привело к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их масса, находящаяся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения.

Ускорению темпов развития науки способствовало и развитие средств сообщения, облегчавшее обмен идеями. Именно из закона ускоренного развития науки как его следствие вытекает все увеличивающееся влияние науки на развитие общества, на все стороны жизни людей.

8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.

Критика – способ духовной деятельности, основная задача которого – целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон и т.д.

существует две основные формы критики: а) негативная, разрушительная; б) конструктивная, созидательная, предполагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы решения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений.

Только конструктивная критика открывает возможности для обсуждения спорных или неясных вопросов науки, свободное и открытое столкновение многообразных подходов, борьбу различных мнений, концепций, теорий, научных школ, направлений и т.п.

Конструктивная, свободная критика – важнейшее условие для реализации принципаобъективности научного познания. Монополизм в познании – исключительное право на истину.

Догматизм – форма метафизического мышления, характеризующаяся застылостью, косностью, окостенелостью, «мертвостью» и неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретных условий места и времени.

Догматизм представляет собой специфическое отношение субъекта к некоторому содержанию познания, в котором данное содержание конституируется в качестве абсолютно абсолютного.

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-28; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/5-51685.html

Scicenter1
Добавить комментарий