§ 3. Теория истины: диалектика относительной и абсолютной истины

40. Теория истины, диалектика относительной и абсолютной истины

§ 3. Теория истины: диалектика относительной и абсолютной истины

Понятиеистины. Соотношение абсолютного иотносительного в истине. Истина изаблуждение.

Какв прошлом, так и в современных условияхтри великих ценности остаются высокиммерилом деяний и самой жизни человека- его служение истине, добру и красоте.

Перваяолицетворяет ценность знания, вторая- нравственные устои жизни и третья -служение ценностям искусства. При этомистина, если хотите, есть тот фокус, вкотором соединяются добро и красота.

Истина- это цель, к которой устремлено познание,ибо, как справедливо писал Ф.Бекон,знание — сила, но лишь при том непременномусловии, что оно истинно.

Истинаесть знание. Но всякое ли знание естьистина? Знание о мире и даже об отдельныхего фрагментах в силу ряда причин можетвключать в себя заблуждения,, а порой исознательное искажение истины, хотяядро знаний и составляет, как ужеотмечалось выше, адекватное отражениедействительности в сознании человекав виде представлений, понятий, суждений,теорий.

Ночто такое истина, истинное знание? Напротяжении всего развития философиипредлагается целый ряд вариантов ответана этот важнейший вопрос теории познания.Еще Аристотель предложил его решение,в основе которого лежит принципкорреспонденции: истина — это соответствиезнания объекту, действительности.

Р.Декартпредложил свое решение: важнейшийпризнак истинного знания — ясность. ДляПлатона и Гегеля истина выступает каксогласие разума с самим собой, посколькупознание является с их точки зренияраскрытием духовной, разумной первоосновымира.

Д.Беркли,а позднее Мах и Авенариус рассматривалиистину как результат совпадениявосприятий большинства.

Конвенциональнаяконцепция истины считает истинноезнание (или его логические основания)результатом конвенции, соглашения.

Наконец,отдельными гносеологами как истинноерассматривается знание, котороевписывается в ту или иную систему знаний.Иными словами, в основу этой концепцииположен принцип когерентности, т.е.сводимости положений либо к определеннымлогическим установкам, либо к даннымопыта.

Наконец,позиция прагматизма сводится к тому,что истина состоит в полезности знания,его эффективности.

Разбросмнений достаточно велик, однако наибольшимавторитетом и самым широким распространениемпользовалась и пользуется классическаяконцепция истины, берущая свое началоот Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции,соответствию знания объекту.

Классическаяконцепция истины хорошо согласуется сисходным гносеологическим тезисомдиалектико-материалистической философиио том, что познание есть отражениедействительности в сознании человека.Истина с этих позиций есть адекватноеотражение объекта познающим субъектом,воспроизведение его таким, каким онсуществует сам по себе, вне и независимоот человека, его сознания.

Существуетряд форм истины: обыденная или житейская,научная истина, художественная истинаи истина нравственная. В целом же формистины почти столько, сколько видовзанятий. Особое место среди них занимаетнаучная истина, характеризующаяся рядомспецифических признаков.

Прежде всегоэто направленность на раскрытие сущностив отличие от обыденной истины. Крометого, научную истину отличает системность,упорядоченность знания в ее рамках иобоснованность, доказательность знания.

Наконец, научную истину отличаетповторяемость и общезначимость,интерсубъективность.

Атеперь обратимся к главным характеристикамистинного знания. Ключевой характеристикойистины, ее главным признаком являетсяее объективность. Объективная истина- это такое содержание наших знаний,которое не зависит ни от человека, ниот человечества.

Инымисловами, объективная истина представляетсобой такое знание, содержание котороготаково, как оно «задано» объектом,т.е. отражает его таким, какое он есть.Так, утверждения, что земля шарообразна,что +3 > +2, — это объективные истины.

Еслинаше знание — это субъективный образобъективного мира, то объективное вэтом образе и есть объективная истина.

Признанияобъективности истины и познаваемостимира равнозначны. Но, как отмечал В.И.Ленин, вслед за решением вопроса обобъективной истине следует второйвопрос: «…

Могут ли человеческиепредставления, выражающие объективнуюистину, выражать ее сразу, целиком,безусловно, абсолютно, или же толькоприблизительно, относительно? Этотвторой вопрос есть вопрос о соотношенииистины абсолютной и относительной».(Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн.собр.соч.).

Вопросо соотношении истины абсолютной иотносительной выражает диалектикупознания в его движении к истине, о чемуже шла речь выше, в движении от незнанияк знанию, от знания менее полного кзнанию более полному. Постижение истины,- а объясняется это бесконечной сложностьюмира, его неисчерпаемостью и в большом,и в малом, — не может быть достигнуто водном акте познания, оно есть процесс.

Этотпроцесс идет через относительные истины,относительно верные отражения независимогоот человека объекта, к истине абсолютной,точному и полному, исчерпывающемуотражению этого же объекта.

Можносказать, что относительная истина — этоступень на пути к истине абсолютной.Относительная истина содержит в себезерна истины абсолютной, и каждый шагпознания вперед добавляет в знание обобъекте новые зерна истины абсолютной,приближая к полному овладению ею.

Итак,истина одна — она объективна, посколькусодержит знание, не зависящее ни отчеловека, ни от человечества, но она вто же время и относительна, т.к. не даетисчерпывающего знания об объекте. Большетого, будучи истиной объективной, онасодержит в себе и частицы, зерна истиныабсолютной, является ступенью на путик ней.

Ив то же время истина конкретна, посколькусохраняет свое значение лишь дляопределенных условий времени и места,а с их изменением может превратиться всвою противоположность. Благотворенли дождь? Однозначного ответа быть неможет, он зависит от условий. Истинаконкретна.

Та истина, что вода кипит при1ОО градусах цельсия, сохраняет своезначение лишь при строго определенныхусловиях.

Положение о конкретностиистины, с одной стороны, направленопротив догматизма, игнорирующегоперемены, происходящие в жизни, а сдругой стороны — против релятивизма,отрицающего объективную истину, чтоведет к агностицизму.

Нопуть к истине отнюдь не усеян розами,познание постоянно развивается впротиворечиях и через противоречиямежду истиной и заблуждением.

_Заблуждение. — это такое содержание сознания, котороене соответствует реальности, нопринимается за истинное. Взять хотя быидею самозарождения жизни, которая лишьв результате работ Пастера былапохоронена.

Или положение о неделимостиатома, надежды алхимиков на открытиефилософского камня, с помощью котороговсе легко может превращаться в золото.

Заблуждение — результат односторонностив отражении мира, ограниченности знанийв определенное время, а также сложностирешаемых проблем.

_Ложь. — намеренное искажение действительногоположения дел с целью обмануть кого-либо.

Ложьнередко принимает облик дезинформации- подмены из корыстных целей достоверногонедостоверным, истинного ложным. Примеромподобного использования дезинформацииможет служить разгром Лысенко генетикив нашей стране на основе клеветы инепомерного восхваления своих собственных»успехов», что очень дорого обошлосьотечественной науке.

Критерииистины

Энциклопедии:

Истина,согласие наших мыслей с действительностью,а также в формальном смысле — согласиенаших мыслей с общими логическимизаконами. Вопрос о критерии И., то естьоб основаниях достоверности, разбираетсяв теории познания (гносеологии).

Истина,верное отражение объективнойдействительности в сознании человека,воспроизведение её такой, какой онасуществует сама по себе, вне и независимоот человека и его сознания. ПониманиеИ. как соответствия знания вещам восходитк мыслителям древности. Так, Аристотельписал: «…

прав тот, кто считаетразделенное (в действительности. — Ред.)- разделенным и соединенное — соединенным…»(Метафизика, IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л.,1934). Эта традиция в понимании И. продолженав философии нового времени (Ф. Бэкон, Б.Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах,М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н.

Г.Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

Видеалистических системах И. понимаетсяили как вечно неизменное и абсолютноесвойство идеальных объектов (Платон,Августин), или как согласие мышления ссамим собой, с его априорными формами(И. Кант). Немецкий классический идеализм,начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И.диалектический подход. По Г. Гегелю, И.есть процесс развития знания.

Представителиэкзистенциализма, вслед за датскиммыслителем С. Кьеркегором, трактуют И.субъективно-идеалистически — как формупсихологического состояния личности.

Согласнодиалектическому материализму, истиннымявляются те представления, понятия,идеи, теории, которые адекватно, верноотражают то, что есть в объективнойдействительности. В. И. Ленин называетобъективной И. такое содержаниечеловеческих представлений, «…котороене зависит от субъекта, не зависит ниот человека, ни от человечества…»(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).

Наука- не склад готовых и исчерпывающих истин,а процесс их достижения, движение отзнания ограниченного, приблизительногоко всё более всеобщему, глубокому,точному. Этот процесс безграничен.

И.относительна, поскольку она отражаетобъект не полностью, а в известныхпределах, условиях, отношениях, которыепостоянно изменяются и развиваются.Каждая ступень познания ограниченаисторическими условиями жизни общества,уровнем практики. И в этом смысле И. -«дитя эпохи».

Каждая последующаянаучная теория по сравнению с предшествующейявляется более полным и глубоким знанием.Прежняя теория истолковывается в составеновой теории как относительная И. и темсамым как частный случай более полнойи точной теории (например, классическаямеханика И. Ньютона и теория относительностиА. Эйнштейна).

Такое соотношение междутеориями в их историческом развитииполучило в науке название принципасоответствия. Диалектический материализм»…признает относительность всехнаших знаний не в смысле отрицанияобъективной истины, а в смысле историческойусловности пределов приближения нашихзнаний к этой истине» (там же, с. 139).

Абсолютизация относительной И.,увековечение И. порождает заблуждение,догматизм мышления.

Вкаждой относительной И., поскольку онаобъективна, содержится «частичка»абсолютного знания. Абсолютная И. естьтакое знание, которое полностьюисчерпывает предмет и не может бытьопровергнуто при дальнейшем развитиипознания. Человечество движется по путиовладения абсолютной И., которая в этомсмысле складывается из суммы относительныхИ.»…

Человеческое мышление, — писалВ. И. Ленин, — по природе своей способнодавать и дает нам абсолютную истину,которая складывается из суммы относительныхистин.

Каждая ступень в развитии наукиприбавляет новые зерна в эту суммуабсолютной истины, но пределы истиныкаждого научного положения относительны,будучи то раздвигаемы, то суживаемыдальнейшим ростом знания» (там же, с.137).

Однимиз основных принципов диалектическогоподхода к познанию является признаниеконкретности И., что предполагает преждевсего точный учёт всех условий, в которыхнаходится объект познания, выделениеглавных, существенных свойств, связей,тенденций его развития. Принципконкретности И.

требует подходить кфактам не с общими формулами и схемами,а с учётом реальных условий, конкретнойобстановки. В практике должен доказатьчеловек истинность, т. е. действительностьи мощь, посюсторонность своего мышления.Спор о действительности илинедействительности мышления, изолирующегосяот практики, есть чисто схоластическийвопрос» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 3, с.

1-2). В нашем сознании правильно,объективно то, что прямо или косвенноподтверждено на практике, или то, чтоможет быть осуществлено на практике.Если человек сравнивает своё понятиео вещах с др. понятиями, практически ужеудостоверенными, он тем самым опосредованносравнивает своё понятие с самим предметом.

Соответствие понятия предмету доказываетсяв полной мере лишь тогда, когда человекуудаётся найти, воспроизвести или создатьпредмет, соответствующий тому понятию,которое он образовал.

Проблемы,связанные с теоретическими и социальнымиусловиями постижения И., разрабатываютсяв теории познания и социологии познания.

Источник: https://studfile.net/preview/7109628/page:44/

Теория истины. Диалектика абсолютной и относительной истины — allRefs.net

§ 3. Теория истины: диалектика относительной и абсолютной истины

Теория истины. Диалектика абсолютной и относительной истины — раздел Образование, Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях Истинное Знание, Как И Сам Объективный Мир, Развивается По Законам Диалектики…

Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли.

Выло ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение светил с единствен­ного “наблюдательного пункта” — Земли, приводило к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее.

Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, а именно, знание о том, что светила Солнечной системы движутся. В этом заключалась крупица объективной истины.

В учении Коперника утверждалось, что центром пашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вра­щаются вокруг него по концентрическим окружностям.

Здесь уже доля объективного содержания была гораздо выше, чем в прежних представлениях, но далеко не все полностью соответствовало объективной реальности, так как для этого не хватало астроно­мических наблюдений. Кеплер, опираясь па наблюдения своего учителя Тихо Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солн­ца не но окружностям, а но эллипсам. Это было еще более истинным, еще более верным знанием. Современная астрономия вычис­лила траектории и законы вращения планет еще точнее. Из данных примеров явствует, что объективная истина исторически разви­вается. С каждым новым открытием се полнота возрастает.

Форму выражения объективной истины, зависящую от кон­кретных исторических условий, характеризующую степень ее точ­ности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной.

Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, бо­лее полно и точно выражающими объективную истину.

Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее зна­ние о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрос отвечают отрицательно.

В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо.

И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то ость полного, исчерпывающего знания о нем. И, тем не менее, абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот продел, ту цель, к которой стремится человеческое познание.

Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д.

Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине.

Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более пол­ные и точные знания.

Этот постоянный процесс перехода от од­них относительных форм объективной истины к другим — важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина — это предел беско­нечной последовательности истин относительных.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях

На сайте allrefs.net читайте: материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. оглавление..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

Источник: http://allrefs.net/c12/3s8te/p28/

Диалектика абсолютной и относительной истины

§ 3. Теория истины: диалектика относительной и абсолютной истины

Философская и научная концепция (проблема) истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Целью всякого познания является получение знаний, но не просто знаний, а знаний истинных, то есть таких, которые адекватно отражают действительность. Понятие истины устанавливает отношение соответствия между нашим разумом и внешней действительностью.

Оно фиксирует совпадение человеческих представлений с объективным положением, дел.

Сами по себе природные или социальные процессы не истина, они действительность, а истина — это характеристика нашего знания о них, поэтому более точным выражением является «истинное знание», которое противостоит выражению «заблуждение», то есть знания, не соответствующего реальной действительности.

Существует два класса истин — логические и фактические.

Логическая истина — это тавтология (от греческого слова tauto — то же самое, logus-слоо), это выражение, повторяющее в новой словесной форме ранее сказанное. Пример тавтологии может служить 5-й постулат Евклида.

Логические истины не выводят за рамки наличного знания, в них нет прироста информации. Истинность тавтологии полностью определяется ее логической структурой. Если рассуждение совершается по схеме А есть А, то этого достаточно для его логической истины, но полученные суждения не прибавляют ничего нового к тому, что уже было сказано.

Фактические истины — это верное адекватное отражение действительности. Истинными знания могут называться тогда, когда они не противоречат, а соответствуют реальным предметам и процессам. Первая преграда при анализе истины — это определение ее «местопребывания».

Истины в материальных вещах и процессах нет как бы глубоко не проник человек в тайны микро-, макро- или мегамира, найти там истину в буквальном смысле слова нельзя, потому что истина идеальна.

Истинаэто элемент сознания, продукт мыслительной деятельности. Истина есть не сами вещи, а знания об этих вещах. Истинными или ложными могут быть знания о вещах, а не сами вещи.

Вывод: Истина- это духовное образование, которое существует в форме понятий, суждений, умозаключений, гипотез и т.д. Следовательно, истина существует в сознании человека,который является природным существом.

Носитель истины — отдельный человек, затем коллектив, социальная группа, класс и т.д. По изложенным причинам истина не только идеальна.

Существует в форме духовного образования, но и субъективна, привязана к человеку и человечеству.

Между идеальным отражением (то есть нашими ощущениями, мыслями и т.д.

) и самой действительностью существует соответствие, которое должно быть верно, независимо от воли человека и человечества, поэтому мы вправе сказать, что истина для всех одна, и она всегда объективна.

Ум человека не создает истину, а открывает ее. Суждение, мысль тогда истины, когда они правильно воспроизводят действительность.

Вывод.Объективная истина есть такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Ключевым в этом определении являются два момента, которые выражены словами: содержаниеи не зависит.

Знания, которые переносят истину, конечно, зависят и от человека и от человечества, поскольку именно люди являются носителями знания, но содержание знания бывает различным.

Знание можно «загрузить» субъективным материалом в соответствии с принципом «я так считаю» или «все так полагают», но такие знания лишены объективной значимости, так как они не выводят нас в существующий независимо от нашего сознания мир, поэтому пользы обществу от таких знаний нет. Ценностью обладают лишь те знания, которые в идеальной форме воспроизводят действительность.

таких знаний не зависит от прихоти субъекта, его воли и желания, никакого значения здесь не имеет и мнение большинства, общепринятые взгляды. Истина не устанавливается анием. «Истина — дочь времени, а не авторитета» Ф.Бэкон.

Вывод: объективность истин связывается со следующими положениями:

1. источник знания – объективная реальность;

2. качество субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

3. вопросы истины не решаются арифметическим большинством;

4. категорией для выражения обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума.

Объективная истина приобретается человеком не сразу во всем объеме, а постепенно, потому что окружающий мир безграничен и бесконечен, а человечество ограничено в своих возможностях познавать мир на каждом этапе исторического развития.

Знания людей на каждом историческом этапе определяются достигнутым уровнем развития науки, техники, общественно-исторической практики. По мере развития научного познания открываются новые законы, а также уточняются те условия, при которых эти законы верны.

Между познанным и непознанным нет непроходимой грани.

Вывод:

1.относительная истина выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания;

2. относительность объективной истины означает ее незавершенность, приблизительность, наличие моментов несоответствия объекту, односторонность его воспроизведения, верность в строго определенных условиях.

Но если истина относительна, то есть ли истины, которые не подвластны времени и являются абсолютными? Такие истины есть в любой науке. Это моменты объективного в относительной истине.

Многое из того, что мы обнаруживаем в процессе познания, оказывается универсальным — всеобщим, абсолютным. Но даже такие истины могут изменяться. Абсолютность истиныозначает, что, она нигде никем и никогда не может быть опровергнута.

Она всё та же для всех времён и народов с момента её открытия

Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:

1. абсолютно полное знание обо всем, что было. Есть и будет в мире;

2.моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного;

3. так называемые «вечные», окончательные истины.

В первом случае абсолютная истина не достижима,но нет предела все более полного отыскания ее содержания.

Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание, на каждом из этапов его развития и таким образом истиной является не только абсолютная истина, то есть полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительная, неполная, то есть относительная истина.

Совершенно понятно, что абсолютно полного знания невозможно достичь ни на одном из исторических этапов развития общества; немецкий философ Гегель отмечал: «Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман».

Поэтому есть истины абсолютные (в философском смысле слова), и нет истины вечной, истины в последней инстанции. Последний момент концепции истины — это признание ее конкретности. Конкретность истины означает то, что она отражает предметы и явления в определенных условиях места и времени.

Конкретность истины предполагает постоянное соотношение теории и действительности.

Метафизическое противопоставление абсолютной и относительной истин приводит к заключению, что можно получить истину в последней инстанции, вечную истину,если принимать за истину такие положения, которые справедливы в любое время всегда и везде, то это будет означать догматическое пониманиедействительности. Догматизм в познании возникает в том случае, если принимаются без доказательства и проверки теоретические истины, которые были верными в других условиях.

Релятивизм- это признание только условности и относительности знания и отрицание, какой бы то ни было объективной абсолютной истины, объективной модели или научной картины мира, к которой стремится познание.

Прагматизм — (от древнегреческого pragma — дело) «истина то, что приносит практическую пользу, то, что полезно». Представители этого философского направления считают истинными только те суждения, руководство которыми приносит практическую пользу, обеспечивает успех, позволяет удовлетворить запросы и потребности личности.

Что является критерием истины? Отыскать критерий истины,это, значит, найти такое объективное независящее от человека и человечества основание, которое позволяет отличить истинное знание от ложного. Таким критерием является практика, то есть критерием истины является не полезность или какое-то другое основание, а только истинность знания, то есть их верность в действительности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_89056_dialektika-absolyutnoy-i-otnositelnoy-istini.html

Проблема истины в философской науке

§ 3. Теория истины: диалектика относительной и абсолютной истины
Узнать стоимость работы по вашей теме

  • FREE
  • 7 стр.
  • Контрольные
  • Философия

 Контрольная работа по философии на тему: Проблема истины в философской науке 

План

  1. Понятие истины. Объективность истины.
  2. Диалектика абсолютной и относительной истины.
  3. Истины и заблуждение.

Логическое задание.

Список использованной литературы.

1. Понятие истины. Объективность истины

Непосредственной целью познания является достижение истины. По выражению Гегеля, истина есть великое слово, а еще более великий предмет. С древних времен философы обращались к проблеме истины.

Одни из них подходили к истине с гносеологических позиций, отвечая на вопрос — что есть истина? Другие анализировали истину со стороны логического аспекта и отвечали на вопрос: действительно ли это — истина? Почему это — истина?[1]

Так, что есть истина?

Данный вопрос — один из центральных в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались Платон и Аристотель, Бэкон и Декарт, Кант и Гегель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдеггер. И это не случайно, ибо истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Философы по-разному отвечали на этот вопрос[2].

Философы выработали широкий спектр взглядов на истину: от глубины теоретических систем до полного отрицания ее как феномена в стиле Ницше: «…истина — это иллюзия, порожденная волей к могуществу».

В зависимости от учета тех или иных характеристик истины, от общефилософских и гносеологических позиций философы делили истины (и содержащие их знания) на врожденные и приобретенные из опыта (Декарт), истины разума и истины факта (Лейбниц), априорные, апостериорные, аналитические и синтетические (Кант), материальные и формальные (в логике),дискурсивные и интуитивные, эмпирические и теоретические, непосредственные и опосредствованные, необходимые и случайные, общие и частные, абсолютные и относительные, вечные и преходящие, объективные и субъективные, Истина с большой буквы и истина с малой буквы (Н. Бердяев) и т.п. Часто в этом делении подход к истине одного философского направления перекрывает другие направления или даже дублирует их. Не все они носят научный характер с позиции здравого смысла. Дать анализ этим подходам к истине затруднительно в таком пособии из-за ограниченного его объема. Обратим внимание только на то, что многие философы выдвигают как общие проблемы истины:

  • во-первых, о соотношении истины и знания;
  • во-вторых, о соотношении истины и заблуждения;
  • в-третьих, об объективном и субъективном в содержании истины;
  • в-четвертых, об абсолютном и относительном в развивающемся знании;
  • в-пятых, о конкретности истины;
  • в-шестых, о критериях истины.

С древних времен философы связывали истину со знанием: или отождествляли ее с ним, или считали истину элементом знания. Еще Аристотель считал, что истина — это знание, которое соответствует действительности.

Это знание, которое верно отражает действительность. Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Противоположная категория истины -ложь. Ложь — неверное, неадекватное описание действительности.

(Есть разные точки зрения по поводу лжи и заблуждения).

Такой подход объективно отвечал интересам и практическим потребностям познания действительности, если соблюдался принцип: истина никому и ничему не служит, ей служат. В дальнейшем философы начали различать знание и истину. Под истиной понимают содержание знания, характеристику знания. Ложь является содержанием заблуждения, т.е.

неадекватного познавательного образа. «Истина» и «знание» — с одной стороны, и «ложь» и «заблуждение», с другой — не являются синонимами. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один», — так определяет французский просветитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо. Истина есть суд над ложью, свет, обличающий тьму.

Знание имеет логическую структуру, тогда как истина не имеет ее, хотя и существует только в ней. Истина, как наглядно интерпретированное адекватное описание предметной ситуации, имеет категориальную структуру. Но поскольку знание содержит истину, оно может быть определено как истинный познавательный образ или совокупность истинных познавательных образов.

Эта точка зрения довольно распространена в современных условиях.

Далее следует подчеркнуть, что истина имеет два смысла: истина как знание о реальности и истина как самая реальность. «Истина есть не только идея, ценность, но также существо, существующее», — так определяет Н. Бердяев. И далее «…

истина не есть то, что существует, а есть смысл, логос существующего. Но этот смысл есть существующее, существующий». «Истина есть творческий акт духа, в котором рождается смысл». Здесь поставлена проблема объективного и субъективного в содержании истины.

Хотя точка зрения Бердяева по этой проблеме двойственная. Он больше субъективизирует истину: «Истина совсем не есть познание объекта, истина есть победа над объективизацией… Истина совсем ничего не отражает, как ничего не отражает реальность духа.

Истина — духовна, она в духе и есть победа духа над бездуховной объективностью мира, — мира вещей… Истина есть пробуждение духа в человеке, приобщение к духу«[3].

Ни предметы (явления, процессы), ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными, ни ложными. Восприятия, представления, ощущения могут быть истинны или ложны только в случае их сопоставления с объектом.

Истина — это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний. Она являет собой итог процесса познания. Истина — центральная категория теории познания, любой философской системы.

«Истина — дочь времени, а не авторитета», — говорил Ф. Бэкон. Гегель утверждал, что истина «есть великое слово и еще более великий предмет», так что у духовно здорового человека «при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь».

Самая серьезная потребность человека есть потребность познания истины. Она не подобна цветам, которые легко срывают по пути. Это далекая цель трудного пути познания. «Недостаточно просто открыть глаза и уши, чтобы стать мудрым и знающим.

Многие только потому и спорят против истины, что пропадут, приняв ее за таковую» (Гете).

Диалектический материализм рассматривает истину как процесс. Она не дается непосредственно и не является неизменным отражением объекта. Истина — результат последовательного, противоречивого процесса углубления познания.

Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность.

Проблема истинности наших знаний включает два вопроса. Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или только приблизительно и относительно?

Под объективной истиной понимается такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Скажем, утверждения «ядра атомов состоят из протонов и нейтронов» или «Земля вращается вокруг Солнца», «труд создал человека» и др. являются объективно истинными. Быть материалистом — значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом.[4]

Объективность истины — сложное свойство ее, включающее в свой состав независимость истины от произвола субъекта, его антипатий и симпатий и отношений к предмету знания, данному познанию независимо от истины.

Независимость истины от произвола субъекта есть выражение ее адекватности в отношении к объекту, в котором она предстает как описание объекта таким, каков он есть действительно, независимо от желаний, установок и т. п.

— как отклоняющих познающего субъекта от пути адекватного познания, так и направляющих субъекта на этот путь. Объективность истины потому и есть ее адекватность, а отнюдь не существование ее вне сознания субъекта.

В меру своей адекватности наше познание объективно, в меру неадекватности — субъективно, т. е. ложно[5].

Истина, конечно, присуща деятельности познающего субъекта, но она в общем и целом объективна по своему содержанию и источнику. (Термин «объективная истина» недостаточно строг, полностью объективной может быть только материальная действительность).

Неправы и субъективные идеалисты, которые полностью отрицают объективную сторону истины. Субъективизм в понимании истины присущ, например, сторонникам широко распространенной в недавнем прошлом такой философской концепции, как прагматизм (от греч. «прагма» — делаю), поскольку ее сторонники утверждают, будто истинно все то, что выгодно, приносит пользу и успех.

Другой разновидностью субъективистской трактовки истины является концепция «социально-организованного опыта» А.А. Богданова.

Согласно его взглядам, истинно то, что общезначимо, что соответствует мнению большинства, признается большинством.

Такая позиция тоже недостаточно корректна, поскольку новое в науке первое время часто расходится с мнением большинства (вспомним судьбу открытий Н. Коперника, А. Эйнштейна и др.).

Представители объективного идеализма склонны абсолютизировать и даже обожествлять знание, вынося при этом истину за пределы реальной действительности, в трансцендентный (потусторонний) мир, в «царство чистой мысли». На самом деле, ни знаний, ни, сало быт истины независимо от человеческой деятельности нет и быть не может.

Объективность в истине отрицается, если истина рассматривается как внутреннее свойство сознания, как бы последнее ни трактовалось.

И все же для решения проблемы истины признания в ней объективности недостаточно, так как сразу встает вопрос, дается субъекту познания истина сразу или же по частям, по мере движения от знаний менее глубоких и полных к знаниям большей глубины и достоверности, а это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины[6]

2. Диалектика абсолютной и относительной истины

Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман» (Гегель).

Но система научных знаний, да и житейский опыт — не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей.

Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.

Истина исторична. И в этом смысле она — «дитя эпохи». Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Считалось, к примеру, что химический состав, свойства и состояние воды изучены досконально.

Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с неведомыми ранее свойствами. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами.

Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо — она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.

Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо[7].

Относительная истина — это истина неполная, неокончательная, приблизительная. Она уточняется с ходом развития познания. Относительными являются, например, все гипотезы. Относительна точность наших измерений[8].

Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед — это открытие и новой тайны, и новых горизонтов незнания. Это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания.

Однако даже постоянное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может полностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать в крайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение — всего лишь гипотеза.

Получается, что научное знание представляет собой всего лишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок, лишенных устойчивой опоры достоверности.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции.

Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб.

Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления.

Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п.[9]

Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:

  1. абсолютно полное знание обо всем, что было, есть и будет в мире;
  2. моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного;
  3. так называемые «вечные» («окончательные») истины.

В первом случае абсолютная истина недостижима, но нет пределов все более полного «овладения» ею.

Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание на каждом из его этапов, и таким образом истиной является не только абсолютная истина, т. е. полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительное, неполное, т. е. относительная истина[10].

Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных возражений. Иными словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления.

Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т. п.

Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного.

Например, каждая последующая научная теория является по сравнению с предшествующей более полным и глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественниц, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин.

Прежняя теория истолковывается в составе новой как ее частный случай (например, классическая механика Ньютона в теории относительности Эйнштейна).

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности и еще раз относительности нашего знания[11].

Таким образом, зависимость между абсолютной и относительной истинами имеет достаточно сложный диалектический характер. Как и при объяснении явлений природы и общества, диалектика и здесь противостоит метафизике, которая проявляется в форме догматизма и релятивизма.

То и другое течение содержит в себе верные моменты, но односторонне преувеличивает их. Догматики признают только абсолютные истины. Истина, считают они, познается сразу, полностью или же не познается вовсе. Так считал, в частности, Дюринг. Критику его взглядов дал Ф.

 Энгельс в работе «Анти-Дюринг».

Другой крайностью является полное отрицание абсолютной и признание только относительной истины. На этой позиции стоят релятивисты (релятивизм присущ махизму, прагматизму, неопозитивизму).

Большинство течений современной философии, признавая относительность человеческих знаний, абсолютизирует эту относительность, превращая ее в полный релятивизм, отрицающий не только переход от относительной истины к абсолютной, но и само существование последней.

Релятивисты абсолютизируют отдельные моменты процесса познания: его зависимость от психического состояния личности (экзистенциализм), от биологических потребностей и эмоций субъекта (Заммель, Ницше и прагматики) или же от логических форм и теоретических средств, как-то: символики и совокупности терминологии координат и методов отсчета и т. п. (неопозитивисты и семантические идеалисты).

Диалектический материализм решительно отвергает сведение релятивного к чисто субъективному. Он включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не абсолютизирует их. С точки зрения диалектического материализма разница между абсолютным и относительным тоже относительна.

Если понятие «объективность истины» подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» — сам процесс ее познания, то понятие «конкретность истины» говорит о возможном практическом применении полученных знаний. Диалектический материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает необходимость учета границы, пределов применимости результатов познания, а соответственно и их уточнения.

Принцип конкретности истины есть одно из гносеологических выражений внутренней противоречивости в природе и обществе, из чего вытекает необходимость всестороннего учета противоречий и различных тенденций развития. Эти принципы неразрывно связаны с анализом и осмыслением новых явлений, возникающих в научной практике и общественной жизни[12].

Источник: https://scholar.su/kontrolnye/problema-istiny-v-filosofskoi-nauke

35. Проблема истины в философии. Диалектика относительной и абсолютной истины

§ 3. Теория истины: диалектика относительной и абсолютной истины

Напути к восстановлению истины о предметахи явлениях окружающего мира лежит вопросо том, что является критерием, мериломистинности полученных знаний. Однифилософы говорят, что истинно то, чтополезно, выгодно (прагматики), другиесчитают, что истинно то, что согласуетсяс мнением большинства (конвенционализм),истинно то, что подтверждается напрактике.

Следуетуказать основные функции практики.Практикойназывается предметная деятельностьлюдей и имеет 3-и функции:

  • Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире.
  • Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя.
  • Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность.

Характеристикипрактики:

2.Этоспецифическая деятельность.

  1. это общественно-историческая деятельность.

  2. это изменяюще-преобразующая деятельность.

  3. это материальное дело.

  4. это сознательная деятельность

Значениепрактики:практика является основой познаниямира, все идеи ученые берут из практическойжизни; является критерием истинностизнаний; является целью познания, потомучто все открытия, которые совершаютсяв науке имеют, в конечном счете, цельвнедрения в практику.

Истина– адекватное, верное отражениедействительности. Это отражение предметатаким, каким он существует сам по себенезависимо от человека. Следует отличатьистину от заблуждения и лжи.

Заблуждение– непреднамеренное искажение фактовдействительности.

Ложь– сознательный обман.

Проблемаистины рассматривается с 2-х сторон:

  1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины.

  2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком.

Ответы:

  1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет.

  2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи.

Междуотносительной и абсолютной истинамисуществует диалектическая связь. Онасостоит: любая относительная истинасодержит в себе зерно, часть истиныабсолютной. В свою очередь абсолютнаяистина складывается из истин относительных.

Философыпо-разному оценивают роль абсолютныхи относительных истин в познании:

  • Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин.
  • Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний.

Деалектико- материалистическая позиция: познаниесуществует как относительное, так иабсолютное.

36. Специфика и функции категорий философии

Каждыйчеловек мыслит понятиями обыденногопознания, а наука оперирует научнымипознаниями, или категориями. С помощьюпонятийного аппарата наука проникаетв мир сущностей, вскрывает суть предметови явлений.

Категории– предельнообщие понятия науки, которые отражаютвид наиболее существенной стороны исвязи внешнего мира.

Ониизучались с древности, в античное времяАристотель выделял 10-ть категорий:качество, количество, сущность и т.д.

Внемецкой классической философии большоезначение в изучение критерий внеслиКант и Гегель. Гегель выделил 21 критериюи исследовал их противоречия.

Существуетклассификация философских категорий:

  1. Объективно-направленные понятия – они направлены на предметы (воздействие, причина)

  2. Субъективно-направленные понятия – они направлены на человека (смысл жизни, идеал, свобода)

  3. Равно–направленные (истина, знание, заблуждение).

Функциифилософских критерий:

  • Мировоззренческая – влияет на формирование мировоззрения человека.
  • Интеллектуальная – критерии – инструменты человека в его интеллектуальном понимании.
  • Логическая – критерии – элементы клеточки процесса научного мышления.
  • Практическая – усвоение критерий помогает человеку овладевать вне миром практики.

Окружающийчеловека мир – единство разнообразногобогатства мира обуславливает многообразиефилософских критерий. Выделяют следующиекритерии:

  1. Осваивая мир, выделяем в начале его отдельные характеристики: цвет. Так появилось понятие «свойство» – это философская критерия, отражающая отдельные стороны и характеристики предмета.

  2. Фиксируя взаимосвязь вещей и явлений, сформировалась критерия: связь-отношение.

  3. В целях познания вещей, с точки зрения пользы вещевого строения, философия выработала понятия: часть, целое, употребление, структура.

  4. Для характеристики предмета как выделение расчлененного, философия выработала такие понятия как содержание и форма.

это единствовсех элементов и внутренних связей вразвитии предмета.

Форма– это организация содержания, способего выражения.

Этипонятия взаимосвязаны: содержаниеоформлено, а форма наполнена содержанием.

Сущность– это вид иустойчивое чувственно не воспринимаемаясторона предметов и явлений.

Явление– проявлениеобнаружения сущности. Нечто внешнее ичувственно воспринимаемое.

Сущностьявляется, а явление существенно.

  1. В целях исследования качественного многообразия вещей и процессов окружающего мира в философии применяются понятия единичное, особенное, общее:

Единичное– это предмет,с его индивидуальными характеристиками(например, конкретный человек).

Особенное– это то, чтоприсуще конкретной группе, классупредметов (женщина, мужчина).

Общее– это то, что определяет все без исключения(смертность).

  1. Известно, что все предметы и процессы материального мира всесторонне связаны. Есть причинно-следственные связи.

Причина– это процессы и явления, которые приопределенных условиях вызывают к жизниновые процессы и явления (например, водакипит при 1000С).

Следствие– это то, чтовозникает, порождается под воздействиемпричины.

Причинаи следствие меняются местами.

  1. Для вскрытия и анализа закономерных связей бытия, философия выработала критерии: необходимость и случайность.

Необходимость– это то, чтообязательно произойдет при естественномтечении времени (времена года).

Случайность– это то, что может произойти и непроизойти (гибель урожая от града).

  1. При исследовании развития вне мира, то время философии применяются критерии: возможность и действенность.

Возможность– это то, чтоеще не стало реально существующим наличном бытие.

Действительность– реальное или созревшее бытие вещейи процесса.

Философскиекритерии – это итог познания ипрактического преобразования человекомокружающего мира.

Философскиекритерии – это степени в познании, безовладения которыми не возможно философскоемышление как размышление о мире.

Источник: https://studfile.net/preview/3047985/page:20/

Понятие истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

§ 3. Теория истины: диалектика относительной и абсолютной истины

Истина – это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Философия с точки зрения теории познания делит истину:

– на абсолютную;

– относительную.

Абсолютная истина является предельной целью, идеалом человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина – это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием науки, а обогащаемое и постоянно подтверждающееся жизнью.

Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более полной, более глубокой, стремится стать абсолютной.

Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.

Истина – это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.

Истина – это свойство знания, а не самого объекта познания.

Истина – это не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.

Понимание истины с такой точки зрения открывает более тонкие и адекватные ее связи с красотой и добром и превращает их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Знание – это отражение, существующее в виде чувственного или понятийного образа – вплоть до теории как целостной системы. Истина бывает и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система.

Истину часто называют адекватным отражением объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это является объективным содержанием чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.

Утверждение, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая связана с прогностическим измерением.

Истинные знания помогают людям разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.

Если бы познание не являлось с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Истина – это характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Конкретность истины – это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития.

45. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

46. Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля.

Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности.

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод мышления, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики. (Гераклит — предшественник)

За основу систему принимает абсолю — “абсолютную логическу идею”,которая является фактом познаваемости истины.. “Феноменология духа” — работа, в которой он отображает эту систему. Природа сама по себе не существует, а существует идея (сложная логическая конструкция)

Гегелевская система делится на несколько частей:
-наука логика.
-философия природы.
-философия духа.
Сущ.

абсолютная идея, которая хочет себя познать, по средствам отчуждения. и пройдя через все 3 части системы можно познать истину ( не только абсолютную но и относительную).

Тезис порождает антитезис что приводит к синтезу, который далее порождает антитезис для себя.

47. Необходимость показать связь материи с конкретными вещами обусловливает рассмотрение материи в ее проявлености через присущие ему неотъемлемые общие свойства — атрибуты: движение, пространство, время.Движение является способом существования материи. Материальный мир развивается благодаря движению, т.е.

взаимодействия вещей и процессов. Взаимодействие — причина разнообразия вещей объективного мира, источник их изменений. Поэтому ее можно интерпретировать как субстанцию.Пространство и время — общие формы существования (бытия) материи.

Пространство выражает протяженность, строение материальных объектов, а время — длительность протекания процессов, последовательность смены их состояний.

Каждому структурированном уровню материи (физической, биологической, социальной) отвечают специфические пространственно-временные параметрыВсеобщее свойства материальных вещей его атрибутом движении, пространство, время. Своей работе материализм и эмпиризм………….

в мире нет ничего, кроме вечно движущей материи, которая происходит в пространстве и во времени. Мир есть вечно движущая материя .Движение является способом существования материи, бытие материи необходим о движение материи.. Энгельс определял, движение — это сумение вообще, благодаря движении материи сила обхож.

себя воздействием. На наши………… движение материи абсолютна вечна его нельзя не сохранить, не уничтожить, т.к. несохранима и неуничтожима. Доказательство этого является закон сохранения и превращение в энергии. Во всеобщем потоке изменений имеются моменты покоя. категория покоя обозначается стоянием стабильности предмета, обеспечивающие его качества.

48.Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.

Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов: v Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к.

пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания, v Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей.

Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира, v Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.

Источник: https://studopedia.su/15_60516_ponyatie-istini-dialektika-absolyutnoy-i-otnositelnoy-istini.html

Scicenter1
Добавить комментарий