§ 5. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому

Постнеклассической науки в ее историческом становлении

§ 5. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА:  Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому

Классическая наука зародилась в XVI–XVII вв. как результат научных исследований Н. Кузанского, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта.

Однако решающую роль в ее возникновении сыграл Исаак Ньютон (1643–1727), английский физик, создавший основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел.

Он сформулировал три основных закона механики, сконструировал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисления в качестве языка описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона явилась классическим образцом дедуктивной научной теории.

Под влиянием классической механики в Новое время сложилась механистическая картина мира, в которой Вселенная представлялась как совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени, связаны силами тяготения, действующими по законам классической механики. Природа рассматривалась как простая машина, все части которой жестко связаны по закону причинности, а все процессы сводились к механическим.

Механистическая картина мира определила содержание естественнонаучного понимания многих явлений природы, сыграв во многом положительную роль.

Механистическая картина мира опиралась на метафизический подход к изучаемым явлениям природы как не связанным между собой, неизменным и не развивающимся.

Подобного подхода придерживался, например, шведский ученый-натуралист Карл Линней (1707–1778), создавший классификацию живого мира в работе «Система природы».

Он рассматривал виды растений и животных как сотворенные Богом и исторически не изменяющиеся.

Отличительной чертой классической науки стал объективизм, означающий, что исходным принципом любого исследования необходимо считать задачу получения знаний о природе независимо от познавательных процедур исследования.

Разделение субъекта и объекта познания, исключение любого влияния познающего субъекта на познаваемый объект рассматривалось в качестве обязательного условия объективности и предметности научного знания, описания и объяснения объекта самого по себе, таким, каким он является на самом деле.

Исключая любые возможные влияния субъекта (в том числе его ценностные ориентации, цели), используемых им средств познания на познаваемый объект исследователи стремились создать естествознание в виде точной системы знаний о природе.

В этом отношении идеалом истинного знания выступало полное, окончательное объяснение природных явлений путем сведения их к установленным механическим причинам, системам и субстанциям. В процессе получения знаний об объектах устранялась их качественная определенность. По отмеченным причинам период развития классической науки получил название механистического.

Особую роль в развитии классической науки сыграла математика, которая использовалась учеными для создания такой единственной идеальной конструкции (математической модели, алгоритма, теории), которая бы полностью соответствовала изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность истинного знания.

Таким образом, в классической науке механистическая картина мира стала универсальным руководством в исследовательской деятельности. Ее принципы и идеи выполняли основную объяснительную роль.

Абсолютизация методов и принципов механики, доминирование механистического взгляда на мир, были вызваны тем, что вплоть до нач. XIX в. механика была единственной математизированной областью естествознания.

Возникновение неклассической науки было связано с переходом от классической науки, ориентированной главным образом на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке, представленной биологией, химией, геологией и др.

Этот переход означал, что механистическая картина мира переставала быть общезначимой и общемировоззренческой. Объекты биологии, геологии качественно отличаются от объектов классической механики. Эти науки внесли в картину мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира.

Объяснение специфики объектов биологии и геологии было невозможным с позиций механической причинности. Оно требовало глубокого понимания сущности процесса развития и целостной организации таких объектов, что не учитывалось в механистическом подходе.

В биологии и геологии формируются идеалы эволюционного объяснения, зарождается картина мира не сводимая к механистической.

Идеи развития внедрялись в науку, начиная с создания гипотезы эволюционного происхождения солнечной системы, разработанной И. Кантом (1724–1804) и развитой французским математиком и астрономом П. Лапласом (1749 – 1847). Английский естествоиспы-татель Ч. Лайель (1747–1875) развил идею геологической эволюции. Французский естествоиспытатель Ж.-Б.

Ламарк (1744–1829) высказал идею эволюции в области биологии. Ч. Дарвин (1809–1882) разработал эволюционную теорию исторического происхождения видов живых организмов на основе единства факторов наследственности, изменчивости, отбора, накопления качеств, полезных для организмов в борьбе за существование. Г.

Мендель (1822–1884) путем объединения биологического и математического анализа взаимозависимости изменчивости и наследственности на генетическом уровне организации живого практически положил начало генетики. В 70-х гг. XIX в. ботаник М. Я. Шлейден (1804–1881) и биолог Т. Шванн (1810–1882) создали клеточную теорию строения растительных и животных организмов.

В науку, таким образом, начали входить идеи развития вместе с идеями единства и целостности на различных уровнях организации живой материи.

Об ограниченности объяснения связи явлений различной природы с позиций простой механической причинности свидетельствовало открытие немецкого врача Р. Майера (1814–1878) о взаимном превращении химической, тепловой и механической энергии.

Открытие периодического закона химических элементов. Д. И. Менделеева (1834–1907) выявило глубокую зависимость качественных и количественных характеристик объектов химии, явления их системной организации и особенности формирования целостности.

Но все эти достижения, наряду с другими открытиями, были лишь предпосылками формирования неклассической науки и новой квантово-релятивистской картины мира.

Решающую роль в становлении неклассического естествознания сыграла, в первую очередь разработка релятивистской и квантовой теорий в физике, а также создание генетики в биологии, возникновение квантовой химии и т.д.

Объектом исследований становятся явления и процессы микромира.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель (1852–1908) открывает явление самопроизвольного изучения урановой соли. Затем П. Кюри и М. Склодовская-Кюри устанавливают явление радиоактивности. Дж. Томсон в 1897 г. открывает электрон. В 1900г. М.

Планк высказывает догадку о квантовом характере энергии электромагнитного излучения. Э. Резерфорд устанавливает наличие ядра в атоме и строит его первую модель, а Н. Бор развивает представления о строении атома и создает его квантовую модель.

В 1924г. французский физик Л. де Бройль выдвинул идею о корпускулярно-волновой природе излучений. В 1926 г. австрийский физик-теоретик Э. Шредингер вывел основное уравнение волновой механики, а в 1927 г. немецкий физик В.

Гейзенберг сформулировал принцип неопределенности, согласно которому значение координат и импульсов микрочастиц не могут быть названы одновременно и с высокой степенью точности, что указывало на невозможность получения абсолютно точного знания об объекте в противовес позиции классической науки.

В исследования микрообъектов вводился принцип релятивизма, указывающий на относительность истинного знания, как характерную черту неклассического естествознания.

В 1929 г. английский физик П. Дирак сформулировал основы квантовой электродинамики и квантовой теории гравитации, разработал релятивистскую теорию движения электрона и предсказал существование позитрона – первой античастицы.

Однако решающий переворот в физической картине мира был вызван трудами физика-теоретика А. Эйнштейна, создавшего специальную (1905) и общую (1916) теории относительности.

Согласно этим теориям пространство и время не являются абсолютно неизменными, самостоятельными реальностями, их свойства обусловлены спецификой материальных объектов и характеристиками их изменений (движением).

Неклассическая наука опиралась на широкую связь с математикой, которая способствовала выдвижению новых идей, созданию новых теорий. Математизация естествознания вела к росту уровня ее теоретичности.

Неклассическая наука не отлучает субъект познания от объекта исследований, не исключает влияние приборов, инструментов и методов на исследуемый объект и знания о нем.

Напротив, сочетание факторов – свойств движущихся микрообъектов, необходимости создания специальных приборов для наблюдений и экспериментов с этими объектами, выбора методик и методов их обнаружения и изучения признаются составными элементами условий влияющих на формирование знаний, их содержание и истинность.

Неклассическая наука, таким образом, показала, что объекты природы не могут изучаться в чистом виде, как они есть сами по себе, так как они являются наблюдателю в их взаимодействии с приборами, поскольку приборы взаимодействуют с микрообъектами, оказывая влияние на их характеристики.

Квантово-релятивистская физика, лежащая в основе соответствующей картины мира, основывается в своих познавательных концепциях на конструктивном содержании приведенного понимания механизма познания.

Соответственно, проблема истины не отделяется от исследователя, а напрямую связывается с его деятельностью, уровнем его профессиональной подготовки, целями, средствами познания и т.д.

Поэтому в неклассической науке (что сохраняется и в современном научном познании) допускается истинность нескольких теоретических описаний одного и того же объекта. Знание же о нем является относительным.

Постнеклассическая наука начала формироваться в 70-х годах XX в. Она имеет ряд отличительных особенностей.

Если объектом классической науки были простые системы, объектом неклассической науки – сложные системы, то объектом постнеклассической науки становятся исторически развивающиеся, (саморазвивающиеся), открытые, «человекоразмерные» системы.

К таким системам относятся объекты экологии (в том числе и биосфера), объекты биотехнологии, системы «человек – машина», медико-биологические объекты и т.д.

Изучение таких объектов, со множеством различных по природе компонентов, требует разработки новых методов познания, совместных, комплексных, междисциплинарных исследований с участием специалистов в различных областях знания, применения знаний естественных, технических и гуманитарных наук. Важнейшим признаком постнеклассической науки, поэтому является синтез данных наук в решении комплексных проблем познания.

Постнеклассическая наука строится и развивается на основе соединения объекта и субъекта исследований, преодоления их разрыва, характерного для классической науки.

Субъект (познающий человек, группа людей, общество) рассматриваются как часть «человекоразмерной системы» и объективно истинное описание таких систем предполагает включение ценностных ориентаций, целей и интересов в содержание знаний, объясняющих их свойства.

постнеклассической науки в значительной степени формируется в результате широкого распространения идей и методов синергетики – теории самоорганизации, развития систем любой природы, представлений о неравновесности, нелинейности, нестабильности, неопределенности, необходимости, хаотичности и т.д.

В науке происходит укрепление парадигмы целостности или всестороннего подхода к изучаемым объектам. Эта парадигма включает представления о целостности общества, биосферы, ноосферы, мира и т.п.

Человек рассматривается как часть познаваемого целого. Целостный подход включает формирование нового взгляда на природу как живой организм.

Живая природа изучается как сложная система, включающая различные уровни организации в виде подсистем – организма, вида, биоценоза, биогеоценоза.

Для постнеклассической науки характерна также закономерность сближения естественных, гуманитарных и технических наук. Осуществляется широкое распространение идеи развития и на этой основе, в особенности, формируется целостная концепция развития мира – глобальный эволюционизм как процесс, соединяющий космическую, химическую, биологическую и социальную эволюции.

В объяснении совместного развития частей одной системы и различных систем все более широко используется принцип коэволюции, т.е. сопряженного, взаимозависимого количественного и качественного изменения.

К числу важнейших тенденций постнеклассической науки относится так же усиление математизации научных теорий, увеличение уровня их абстрактности и сложности, а также методологический плюрализм, означающий ограниченность и односторонность любой методологии, необходимость введения в научные исследования принципа разнообразия методологий и методов.

Постнекассическая наука, формирующая синергетическую картину мира, не исключает методы, рациональную роль и практическую значимость классической и неклассической науки, коль скоро объективно существуют простые и сложноорганизованные системы.

Однако подобные объекты не исчерпывают всего разнообразия явлений действительности, а поэтому знания их специфики не может считаться общезначимым, но является необходимым для решения различных проблем жизни общества.

Постнеклассическое, неклассическое и классическое научное знание образуют взаимодополняющие структуры, что является условием дальнейшего развития науки и роста ее практической значимости.

Предыдущая47484950515253545556575859606162Следующая

Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 621; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-75308.html

Постнеклассическая наука

§ 5. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА:  Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому

Автор термина «постнеклассическая наука» — Стёпин. Этот период характеризуется следующими чертами.

  1. Стремление построить общую научную картину мира из разрозненных картин отдельных отраслей науки на основе универсального (глобального) эволюционизма.
  2. Установка на включение науки в аксиологический (ценностный) контекст. Сопряжение науки и морали, истины и блага.
  3. Установление тесного союза, сотрудничества между гуманитарным и естественным познанием на основе синергетики. Междисциплинарные исследования. Работа с человекоразмерными и «саморазвивающимися» системами.

Рассматривая развитие научного сознания, нельзя не заинтересоваться тем, как именно происходит это развитие, как сменяются теории. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что процесс смены теорий обусловлен не только экспериментальными актами, но и авторитетами, был американский историк науки Т. Кун.

Согласно его представлениям, наука как социальный институт руководствуется так называемой парадигмой — признанными всем сообществом теориями, методами, языком описания. Исследования в рамках парадигмы Кун называет периодом нормальной науки.

Цель этого периода состоит в уточнении известных фактов, сбора новых, согласующихся с парадигмой, наведением порядка. Но наряду с этим периодом есть период, связанный с революцией, — аномальный. В этот период накапливается большое количество аномальных фактов, которые противоречат существующей парадигме.

Новая парадигма вступает в борьбу со старой, причем этот спор не может решиться лишь на основе фактов и внутринаучных споров. У. Куайн показал, что в целом теоретическое знание является «холистским», т.е. можно, модифицируя отдельную его часть, исправить противоречие.

Опираясь на его рассуждения, Кун говорил об «ad hoc» гипотезах, которые вводятся ученым для устранения противоречий с существующей парадигмой, причем этот процесс не является ограниченным. Именно так в модели Птолемея для устранения ошибок в измерениях траекторий планет были введены «эпициклы».

Таким образом, решающими не являются лишь факты. Многие исследователи, в том числе Фейерабенд и Кун, утверждают, что зачастую решающими становятся социокультурные и мировоззренческие факторы, а также общая обстановка и дух эпохи.

Постнеклассическая наука постулировала тенденции к объединению наук, к междисциплинарным исследованиям, уделяла большое внимание изучению системности, которая проявляется на стыках наук, вернула ценностные вопросы в ряд первостепенных.

характерные черты развития науки конца XX – начала XXI вв.

, связанные с переходом к четвёртой глобальной научной революции: 1) Широкое распространение идей и методов синергети­ки – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы; В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны такие понятия как диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, хаосомность, странные аттракто­ры, нелинейность, неопределенность, необратимость и т.п. Синергетика демонстрирует, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществля­ется через хаос.Каждая такая система предстает как «эво­люционное целое». Синергетика открывает новые границы построе­ния сложных развивающихся структур из простых. При этом она исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению, а имеет место перекрытие областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. 2) Широкое применение прин­ципа коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловлен­ного изменения систем или частей внутри целого (см. статью «коэволюция»). 3) Укрепление парадигмы целостности,связанное с осознанием необходимости глобального всестороннего взгляда на мир (см. отдельную статью). 4) Преодоление разрыва объекта и субъек­та.Если объектом клас­сической науки были простые системы, а объектом не­классической науки – сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают истори­чески развивающиеся системы, которые с течением вре­мени формируют всё новые уровни своей организации. При этом возникновение нового уровня организации оказывает воздействие на предыдущий этап, меняя связи и композицию их элементов. В естествознании XX в. всё более широкое распространение получает так называемый «антропный принцип», который устанавливает связь су­ществования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы. Согласно антропному принципу, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся систе­ма, включенность в нее человека не может быть отброше­на. Развитие науки XX в. – как естествоз­нания, так и обществознания – убедительно показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход со­бытий», просто не существует. Человека – «единствен­ного наблюдателя», которого мы способны себе предста­вить – невозможно вычленить из окружающего мира, сде­лать его независимым от его собственных действий, от про­цесса приобретения и развития знаний. Облик совре­менной постнеклассической науки характеризуют самораз­вивающиеся открытые системы. Если на предшествующих этапах на­ука была ориентирована преимущественно на постиже­ние все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современ­ной науки всё более определяют комплексные исследо­вательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисцип­линарные исследования. Реализация комплексных научных программ порожда­ет особую ситуацию сращивания в единой системе дея­тельности теоретических и экспериментальных исследо­ваний, прикладных и фундаментальных знаний, интен­сификации прямых и обратных связей между ними. Все это порождает усиление взаимодействия сложившихся в различных дисциплинарных областях науки идеалов, норм и методов познания. 5) Методологический плюрализм–осознание ограничен­ности, односторонности любой методологии и, прежде всего, рационалистической, хотя в постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего, в силу специфики его пред­мета и возрастания роли человека в нем), чем на предыду­щих этапах, «задействованы» все функции философии – онтологическая, гносеологическая, методологическая, ми­ровоззренческая, аксиологическая и др. Однако попытки введения «внепарадигмальных вкрап­лений» в содержание научного знания становятся все бо­лее распространенным явлением в постнеклассической науке и все убедительнее ставят под сомнение утвержде­ния о незыблемости рациональных норм и принципов. 6) Распространение идеи развития. Крупный физик и методолог науки К. фон Вайцзеккер пишет, характеризуя научное познание нашего времени в целом, что развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии. Исторический аспект любой науки, в том числе о нежи­вых объектах все более выдвигается на передний план познания (в последние годы активно формируются новые направления исследова­ний – эволюционная химия, универсальная история и др.). 7) Усиливается математизация теорий и уровень их абстрактности. Эта особенность современного естествознания привела к тому, что работа с его новыми теориями из-за высокого уров­ня абстракций вводимых в них понятий превратилась в но­вый и своеобразный вид деятельности. Возникает угроза превращения теоретической физики в математическую теорию. В науке XX в. резко возросло значение вычислитель­ной математики (ставшей самостоятельной ветвью мате­матики). В настоящее время важ­нейшим инструментом научно-технического прогресса ста­новится математическое моделирование. Его сущность – замена исходного объекта соответствующей математичес­кой моделью. Активная математизация различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности и быстрый прогресс вычислительной техни­ки привели к появлению целого ряда новых математичес­ких дисциплин (теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, те­ория оптимального управления и др.).

ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОСТИ – рассмотрение общества, биосферы, ноосферы, ми­роздания и т.п. как взаимосвязанных процессов и формирование «организмического» видения в понимании природы.

Природа, общество и человек начинают рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах, а на­рушение их приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.

Все более укрепляется идея взаимосвязи и гармоничес­кого отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целое. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя. Получает развитие так называемая биосферная этика. В конце XX в.

начинает проявляться тенденция сближения естественных и гума­нитарных наук, науки и искусства, науки и религии.

Если раньше естествознание ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельнос­ти, а гуманитарные науки – на постижение человека, че­ловеческого духа, культуры, то сегодня для всех наук приоритетное зна­чение приобрело раскрытие смысла, не столько объясне­ние, сколько понимание, связь социального знания с цен­ностно-целевыми структурами. Идеи и принципы современ­ного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки. Но имеет место и об­ратный процесс. Исследование наукой саморазвивающихся социальных и «антропологических» систем стирает прежние непрохо­димые границы между методологией естествознания и социального познания, т.е. наблюдается тен­денция к конвергенции научно-техни­ческой и гуманитарно-художественной культур, где человек оказывается доминантой этого процесса. Всё более распространяется убеждение в слабости европейского рационализма и его методов и ученые Запада всё чаще обращаются к традициям восточного мышления и его ме­тодам. Различие восточного и западного типов куль­тур всё более пронизывает жизнь современной цивилизации и влияет на пути осмысле­ния возможных перспектив развития человека.

СИНЕРГЕТИКА (от греч. «синергия» – сотрудничество, совместное действие) – междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности самоорганизации открытых (не линейных) систем в неустойчивом необратимом состоянии. Начало исследованию проблем самоорганизации положила кибернетика.

Важнейшим свойством системы самоорганизации является бифуркация, механизм которой разработал Анри Пуанкаре(1854–1912).

Бифуркация – это такое состояние системы, когда она в состоянии неравновесности находится перед выбором возможных вариантов функционирования и малейшие, случайные обстоятельства могут кардинально изменить направление её дальнейшего развития, закрывая возможные альтернативные пути её изменения. Термин «самоорганизующаяся система» ввел английский кибернетик У.Р. Эшби в 1947 г.

Широкое изучение самоорганизации началось в конце 50-х годов в целях отыскания новых принципов построения технических устройств, обладающих высокой надежностью, и создания вычислительных машин, способных моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности человека.

В 60-е и 70-е годы XX века появляется понятие диссипативной структуры (структуры, существующей за счёт постоянного энергообмена между систе­мой и окружающей средой), предложенное бельгийским учёным русского происхождения И. Пригожиным и его соавторами, и понятие самоорганизации как образования диссипативной структуры.

Концепция самоорганизации кон­центрировалась вокруг теории диссипативных структур, которые с необходи­мостью вызывают выбросы избыточной энтропии (энтропия – это мера беспорядочности физической системы, получение информации из окружающей среды понижает уровень энтропии системы), а они, в свою очередь, вы­зывают появление новых структур и их устойчивость.

С 70-х годов XX века к изучению самоорганизации привлекаются процессы термодинамики открытых систем, что привело в последние десятилетия века к созданию синергетики как интегрирующей науки. Сам термин имеет древнегреческое происхождение и означает «содействие», «соучастие» или «содействующий», «помогающий».

Следы его употребления можно найти еще в исихазме – мистическом течении средневековой Византии. Годом рождения синергетики считается 1973 г., когда немецкий ученый Г. Хакен заявил о новой науке в своей работе «Синергетика» (1980), где он объяснил, почему он назвал новую дисциплину синергетикой: в ней 1) «исследуется совместное действие многих подсистем…

, в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование»; 2) она кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов самоорганизации систем.

Хакен утверждает, что различные по своей природе системы (от электрона до людей) имеют одни и те же принципы самоорганизации, а значит, природные и социальные процессы имеют общие детерминанты, на нахождение которых и направлена синергетика, которую особенно интересуют ситуации, когда структуры или функции систем переживают коренные изменения масштабного уровня.

Поэтому она занимается изучением открытых систем. Открытой называется система, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией; альтернативой представляется закрытая система, которая представляет собой идеальную схему системы в равновесном состоянии (Вселенная Ньютона, классическая термодинамика являют пример закрытых систем).

Закрытая, изолированная от информации окружающей среды, система (предоставленная самой себе), неизбежно приходит к состоянию наибольшей энтропии, т.е. к хаосу, что фактически означает разрушение. В 1977 году Г. Николис и И. Пригожин определили условия существова­ния диссипативных структур.

Необратимость и неравновесность здесь явля­ются источником упорядоченности; их флуктуации порождают бифуркации (моменты выбора системой одного из альтернативных путей её развития), а эволюция – это последовательность неустойчивостей.

Им было показано, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. И. Пригожин представлял себе процессы в неравновесных открытых системах следующим образом.

В моменты неустойчивого состояния в системах могут возникнуть малые возмущения, флуктуации, способные разрастаться в макроструктуры.

Если раньше под «порядком» понималось состояние устойчивости, под «хаосом» – состояние неустойчивости, а развитие рассматривалось как процесс перехода от одного порядка к другому, где хаос проявлялся как побочный продукт этого процесса, то синергетика рассматривает хаос как закономерный этап развития, которое предстаёт в виде многократного чередования порядка и хаоса.

Поэтому синергетику можно считать новым этапом в развитии диалектической концепции. Хаос и случайность здесь выступают в качестве активного начала, приводящего к развитию новых самоорганизаций. В равновесном или слабо равновесном состоянии в системе существует только одно стационарное состояние, которое зависит от некоторых управляющих параметров.

Изменения этих управляющих параметров будет уводить систему из равновесного состояния. В конце концов, вдали от равновесия система достигает некоторой критической точки, называемой точкой бифуркации. Невозможно предсказать, какой путь эволюции выберет система за порогом бифуркации. Начиная с этого момента, на дальнейший ход эволюции системы могут оказывать воздействие даже ничтожно малые флуктуации (флуктуация – это обусловленное случайными факторами небольшое колебание величин системы, которые становятся «пусковым механизмом» для изменения направленности эволюции всей системы). Явление бифуркации тесно связано с понятием аттрактор – т.е. совокупность условий, при которых выбор дальнейших путей эволюции развития системы происходит в направлении притягивания к одной точке (эта направленность в виде «куколки» заложена в системе, как один из возможных вариантов её дальнейшего развития. В 1980 году в предисло­вии к работе «От существующего к возникающему» И. Пригожин пишет, что книга создана для того, чтобы «попытаться показать читателю, что мы пере­живаем период научной революции, когда коренной оценке подвергается ме­сто и само существование научного подхода – период, несколько напоми­нающий возникновение научного подхода в Древней Греции или возрождение во времена Галилея». Синергетика как теория самоорганизации нашла свое применение в современной космологии, квантовой физике, химической и биологической теории. Общество тоже является открытой нелинейной системой, поэтому идеи синергетики распространяются и на него. Уже сейчас существуют попытки их применения к глобальному анализу общественных систем.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ –принцип постнеклассической науки, объединяющий идеи сис­темного и эволюционного подходов. В основе эволю­ционного подхода (который был разработан в биологии Ч. Дар­виным, лежала идея о непрерывном появлении в мире все более сложно организованных живых систем. Си­стемный подход, возникший в 40-50-е гг. XX в.

, по­зволил выявлять целостность исследуемого объекта в его взаимосвязи с окружающей средой, взаимодействие составляющих его элементов.

С развитием синергетики, которая предложила идею универсального эволюционизма, принци­пиально изменились как классическое учение об эво­люции, так и содержание системного подхода, ибо процессы и явления живой, неживой и социальной мате­рии стали рассматриваться как самоорганизующиеся системы, обладающие способностью «выбирать» из множества возможностей один путь развития. Под влиянием теории нестационарной Вселенной, синергетики, кон­цепций биосферы и ноосферы универсальный эволюционизм утвер­дился в качестве принципа построения современной общенаучной картины мира.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_58051_postneklassicheskaya-nauka.html

Неклассическая и Постнеклассическая наука. Возникновение науки Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. — презентация

§ 5. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА:  Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому

1 Неклассическая и Постнеклассическая наука

2 Возникновение науки Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества.

Как своеобразная форма познания — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI- XVII вв.

, в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

3 Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение на основе реальных фактов — самой природы, объективной действительности.

В общественной жизни стали формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину мироздания и привели к оформлению принципиально нового по сравнению с античностью и средневековьем понимания мира.

4 Неклассическая наука Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века — М. Планком и А. Эйнштейном.

5 Первый, Макс Планк ( ) ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля.

Немецкий физик, один из основоположников квантовой теории, иностранный член- корреспондент Петербургской АН (1913) и почетный член АН СССР (1926).

Ввел (1900) квант действия (постоянная Планка) и, исходя из идеи квантов, вывел закон излучения, назван его именем. Труды по термодинамике, теории относительности, философии естествознания.Нобелевская премия (1918).

6 Но по истине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик- теоретик А. Эйнштейн ( ), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.

Альберт Эйнштейн ( ).

Автор основополагающих трудов по квантовой теории и статистической физике, один из основателей современной физики, иностранный член-корреспондент РАН (1922) и иностранный почетный член АН СССР (1926).

7 Основные принципы: неклассической науки Отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливаются связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира; Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке.

Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности. Неклассическая фаза (Теория относительности, квантовая механика)

8 Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом.

Наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не «интуитивная очевидность», а «уместная адаптированность».

Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы для «чистоты рассмотрения», признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта Переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы.

9 Особенности неклассической науки 1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук; 2. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения; 3. Укрепление и расширение единства природы, повышение роли целостного и субстанциального подходов.

Целостность природы имеет качественное своеобразие на каждом из структурных уровней развития материи. Субстанциальный подход – стремление найти первосубстанцию; 4.

Формирование нового детерминизма, основанного на всеобщей причинности, а не только на механической причинности; Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между субъектом и объектом.

10 5. Противоречие рассматривается как существенная характеристика объектов материального мира (например, противоречие квантовой и волновой структуры элементарных частиц); 6.

Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим, точно определенным; 7. Вытеснение метафизики в науке диалектикой (изменение способа мышления); 8.

Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.

11 Постнеклассическая наука Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах

12 По-новому на этапе становления постнеклассической науки зазвучали идеи В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, высказанные им еще в 20-х годах XX в., рассматриваемые ныне как естественнонаучное обоснование принципа универсального эволюционизма.

13 Вернадский утверждает, что закономерным этапом достаточно длительной эволюции развития материи является биосфера — целостная система, которая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции

14 Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность.

И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое.

И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс

15 Заключение Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические.

В развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

16 Спасибо за внимание!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/279468/

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

§ 5. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА:  Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому

Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д.

Основная цель генных технологий — видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов (совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом), а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов.

Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии — клонирование.

Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.

Прогресс в 80 — 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники был вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач.

Большой шаг вперед сделан в области решения качественных задач. Так, на основе теории нечетких множеств создаются нечеткие компьютеры, способные решать подобного рода задачи.

А внесение человеческого фактора в создание баз данных привело к появлению высокоэффективных экспертных систем, которые составили основу систем искусственного интеллекта.

Главные характеристики современной постнеклассичесой науки:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития систем любой природы.

В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присутствия» в Универсуме противоположных характеристик.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации, понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм.

4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только не допускает, но и предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений.

7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

В том, что философия как органическое единство своих двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — пронизывает современное естествознание, — в этом, кажется, сегодня не сомневается ни один мыслящий естествоиспытатель.

В постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего в силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыдущих этапах, «задействованы» все функции философии— онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.

8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности.

В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование.

9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейсрабенд: «Все дозволено».

В науке XXI в. все чаще говорят об эстетической стороне познания, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теориям, законам, концепциям. Красота — это не только отражение гармонии материального мира, но и красота теоретических построений. Поиски красоты, т. е.

единства и симметрии законов природы, — примечательная черта современной физики и ряда других естественных наук. Характерная особенность постнеклассической науки— ее диа-лектизация — широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания.

Объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания.

В научном поиске наших дней все яснее обнаруживается постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

Источник: http://psyvision.ru/help/filosofiya/50-filnayki59/537-filnayki20

Кохановский Валерий Павлович. Философия для аспирантов (13)

§ 5. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА:  Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому

      Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон и т.д.

Основная цель генных технологий — видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии — клонирование (см.

подробнее гл. III, §7).

      Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления — эволюционной химии. Так, на основе ее открытий, в частности разработки концепции саморазвития открытых каталитических систем, стало возможным объяснение самопроизвольного (без вмешательства человека) восхожде ния от низших химических систем к высшим.

      Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности.

Так, например, развитие абстрактных методов в исследованиях физической реальности приводит к созданию, с одной стороны, высокоэффективных теорий, таких как электрослабая теория Салама-Вайнберга, квантовая хромодинамика, «теория Великого Объединения», суперсимметричные теории, а с другой — к так называемому «кризису» физики элементарных частиц. Так, американский физик М. Гутцвиллер в 1994 г. писал: «Несмотря на все обещания, физика элементарных частиц превратилась в кошмар, несмотря на ряд глубоких интуитивных прозрений, которые мы эксплуатировали некоторое время. Неабелевы поля известны 40 лет, кварки наблюдались 25 лет назад, а гармоний открыт 20 лет назад. Но все чудесные идеи привели к моделям, которые зависят от 16 открытых параметров… Мы даже не можем установить прямые соответствия с массами элементарных частиц, поскольку необходимая для этого математика слишком сложна даже для современных компьютеров… Но даже когда я пытаюсь читать некоторые современные научные статьи или слушаю доклады некоторых своих коллег, меня не оставляет следующий вопрос: имеют ли они контакт с реальностью? Разрешите мне в качестве примера привести антиферромагнетизм, который сновз популярен после открытия сверхпроводящих медных окислов Сверхизощренные модели антиферромагнетизма были предложены и разработаны чрезвычайно тщательно людьми, которые ни разу не слышали, да и слышать не хотят, о гематите, или о том, что, как каждый знает, называется ржавым гвоздем» [1].

      1 Цит. по: Нугаев Р. М. Классика, модерн и постмодерн как этапы синтеза физической теории // Философские проблемы классической и неклассической физики. — М., 1998. С. 52-53. 

      Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.

      Прогресс в 80 — 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач.

Большой шаг вперед сделан в области решения качественных задач. Так, на основе теории нечетких множеств создаются нечеткие компьютеры, способные решать подобного рода задачи.

А внесение человеческого фактора в создание баз данных привело к появлению высокоэффективных экспертных систем, которые составили основу систем искусственного интеллекта.

      Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование.

Его суть в том, что исходный объект изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ.

В математическом моделировании видятся большие эвристические возможности, так как «математика, точнее математическое моделирование нелинейных систем, начинает нащупывать извне тот класс объектов, для которых существуют мостики между мертвой и живой природой, между самодостраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшими проявлениями творческой интуиции человека» [1].

      1 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 19.

      На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Электроника — наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и устройств, используемых для передачи информации. И если в начале XX в.

на ее основе было возможно создание электронных ламп, то с 50-х гг. развивается твердотельная электроника (прежде всего полупроводниковая), а с 60-х гг. — микроэлектроника на основе интегральных схем.

Развитие последней идет в направлении уменьшения размеров, содержащихся в интегральной схеме элементов до миллиардной доли метра — нанометра (нм), с целью применения при создании космических аппаратов и компьютерной техники.

      Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием.

Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек — так называемые «человекоразмерные комплексы»; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы «человек-машина», которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д.

С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем.

      Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок.

Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

      Системный подход внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность рассмотрения систем как самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как отбор и существуют два типа механизмов, регулирующих его:

      1) адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы.

      Моисеев предложил принцип экономии энтропии, дающий «преимущества» сложным системам перед простыми. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.:

      1) теории нестационарной Вселенной; 2) синергетики; 3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

      Модель расширяющейся Вселенной, о которой подробно было рассказано выше, существенно изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции.

Теория расширяющейся Вселенной испытала трудности при попытке объяснить этапы космической эволюции от первовзрыва до мировой секунды после него.

Ответы на эти вопросы даны в теории раздувающейся Вселенной, возникшей на стыке космологии и физики элементарных частиц.

      В основу теории положена идея «инфляционной фазы» — стадии ускоренного расширения. После колоссального расширения в течение невероятно малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц.

Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается «великим объединением» теории элементарных частиц с моделью раздувающейся Вселенной.

На этой основе удалось описать слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества.

Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество.

Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расширяющейся Вселенной вскоре после «Большого взрыва». Таким образом, устанавливается взаимосвязь между эволюцией Вселенной и процессом образования элементарных частиц, что дает возможность утверждать — Вселенная может представлять уникальную основу для проверки современных теорий элементарных частиц и их взаимодействий [1].

      1 Линде А. Д. Раздувающаяся Вселенная // Успехи физических наук. 1984. Т. 144. Вып. 2. С. 177-214.

      Следствием теории раздувающейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно развивающихся вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи.

А возникновение жизни на Земле обосновывается на основе антропного принципа, устанавливающего связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц.

Данные космологии, полученные в последнее время, дают возможность предположить, что потенциальные возможности возникновения жизни и человеческого разума были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики, когда формировались численные значения мировых констант, определившие характер дальнейших эволюционных изменений.

      Вторым концептуальным положением, лежащим в основе принципа универсального эволюционизма, явилась теория самоорганизации — синергетика (об истории ее возникновения и особенностях см. гл. III, § 6). Неоценим вклад в развитие этой науки И.

Пригожина, который на основе своих открытий в области неравновесной термодинамики показал, что в неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса.

Синергетика изучает когерентное, согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Для того, чтобы было возможно применение синергетики, изучаемая система должна быть открытой и нелинейной, состоять из множества элементов и подсистем (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, органов, сложных организмов, социальных групп и т.д.

), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т.е. — в неравновесном состоянии.

      Синергетика использует математические модели для описания нелинейных процессов, которые могут быть процессами самоорганизации в изучении лазера или самоподдерживающимися и саморазвивающимися структурами в плазме.

Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.

      Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено в некоторых отношениях:

      1. Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергетики, могут быть только массовые процессы.

Поведение личности, мотивы ее деятельности, предпочтения едва ли могут быть объяснены с ее помощью, так как она имеет дело с макросоциальными процессами и общими тенденциями развития общества.

Она дает картину макроскопических, социоэкономических событий, где суммированы личностные решения и акты выбора индивидов. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.

      2. Синергетика не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, так как не рассматривает возможность человека прямо и сознательно противодействовать макротенденциям самоорганизации, которые присущи социальным сообществам.

      3. При переходе на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального события, в то время как синергетика применима к исследованию таких процессов, которые детерминированы небольшим количеством фактов [1].

      1 См.: Князева Е. Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии, 2001. № 10. С. 106-107.

      По-новому на этапе становления постнеклассической науки зазвучали идеи В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, высказанные им еще в 20-х годах XX в., рассматриваемые ныне как естественнонаучное обоснование принципа универсального эволюционизма.

      Вернадский утверждает, что закономерным этапом достаточно длительной эволюции развития материи является биосфера — целостная система, которая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Это особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса.

Биосфера является самоорганизующейся системой, чье функционирование обусловлено «существованием в ней живого вещества — совокупности живых организмов, в ней живущих» [1]. Биосфера — живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием внутренних структурных компонентов ее, а также под влиянием все возрастающих антропогенных факторов.

Благодаря последним растет могущество человека, в результате деятельности которого происходят изменения структуры биосферы. Под влиянием научной мысли человека и человеческого труда она переходит в новое состояние — ноосферу.

В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию.

      1 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М., 1977. С. 14.

      Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое.

И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания.

И центром этого слияния, сближения является человек.

      Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке, выразилась, в частности, в том, что европейская наука конца XX — начала XXI в. стала ориентироваться и на восточное мышление. Без этого, возможно, немыслима современная концепция природы. «Мы считаем, — пишут И. Пригожин и И.

Стенгерс, — что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы.

Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире» [1].

      1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М., 1986. С. 65.

      Центральной идеей концепции глобального эволюционизма является идея (принцип) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого.

Возникшее в области биологии при изучении совместной эволюции различных биологических видов, их структур и уровней организации понятие коэволюции сегодня характеризует корреляцию эволюционных изменений как материальных, так и идеальных развивающихся систем.

Представление о коэволюционных процессах, пронизывающих все сферы бытия — природу, общество, человека, культуру, науку, философию и т.д., — ставит задачу еще более тесного взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания для выявления механизмов этих процессов.

      Идея синтеза знаний, создание общенаучной картины мира становится основополагающей на этапе постнеклассического развития науки. Одной из весьма удачных попыток создать современную общенаучную картину мира на основе идей глобального эволюционизма является концепция Э.

Янча, предложенная в его работе «Самоорганизующаяся Вселенная: научные и гуманистические следствия возникающей парадигмы эволюции». Автор показывает, что все уровни неживой и живой материи, а также явления социальной жизни — нравственность, мораль, религия и т.д.

— развиваются как диссипативные структуры. Поэтому эволюция представляется ему целостным процессом, составными частями которого являются физико-химический, биологический, социальный, экологический, социально-культурный процессы.

На каждом уровне выявляются специфические его особенности.

      Источником космической эволюции Э. Янч называет нарушение симметрии, выражающееся в преобладании вещества над антивеществом, повлекшее за собой возникновение различного рода сил — гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых.

На следующем этапе эволюции возникает жизнь — «тонкая сверхструктурированная физическая реальность», усложнение которой приводит к коэволюции организмов и экосистем, в результате чего впоследствии происходит социальная эволюция, при которой возникает специфическое свойство, связанное с мыслительной деятельностью. Тем самым Э.

Янч включает в самоорганизующуюся Вселенную человека, придав глобальной эволюции гуманистический смысл.

      Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследования. Они будут продолжать использоваться в соответствующих им познавательных ситуациях, постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.

К титульной странице Вперед Назад

Источник: https://www.booksite.ru/localtxt/koh/ano/vsky/13.htm

Page 3

  • 1. Степин В. С. Вопросы философии,- №10, 2006,- С. 54-55.
  • 2. Степин В.С. Теоретическое знание,- М., 2003,- С. 619-626.
  • 3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 3. Новое время. — СПб., 1996. — С.482.
  • 4. Тарнас Р. История западного мышления: Пер. с англ. — М., 1995. — С.234.
  • 5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. — Т.2. Всемирно-исторические перспективы.- М., 1998. — С.534.
  • 6. См. Галилей Г. Избранные труды,- т. 1-2.- М., 1964
  • 7. См. Ньютон Математические начала натуральной философии,- СПб, 1916.
  • 8. См.: Бэкон Ф. Новый органон,- Л., 1935
  • 9. См.: Декарт Р. Рассуждения о методе. — Л., 1953.
  • 10. См.: Спиноза Б. Избр. произведения — Т.2.- М., 1957
  • 11. См.: Руссо Ж.Ж. Трактаты. — М., 1969.
  • 12. См.: Спиноза Б. Избр. произведения — Т.1.- М., 1957
  • 13. Гроций Г. «О праве войны и мира»,- М.,
  • 14. См.: Ньютон И. Математические начала натуральной философии,- СПб, 1916.
  • 15. Декарт Р. Избранные произведения.- М., 1950,- С. 539-540.
  • 16. Ламетри Ж.О. Соч. М., 1983.- С. 219.
  • 17. Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т,- М., 1964.
  • 18. См.: Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Новый Органон — СПб., 1935.
  • 19. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1985 — Т. 1.-. 154.
  • 20. Степин В.С. Теоретическое знание,- М., 2003,- С. 621.
  • 21. Цит. по: Тарнас Р. История западного мышления.- М., 1995,- С. 303.
  • 22. См. Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна,- М., 1989
  • 23. См.: Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории.//Собр. Соч. Т.1.- М., 2000.
  • 24. См.: Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. — М., 1995.
  • 25. См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.//Культурология XX век: Антология. — М., 1995 — С. 69-104.
  • 26. См.: Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование.-М., 1988.- С. 217.
  • 27. Трельч Э. Историзм и его проблемы. — М., 1994,- С. 236
  • 28. Серебряный С.Д. К истории русского словосочетания «гуманитарные науки» и его аналогов. Заметки филолога// Вестник РГГУ,- 1996.-№3,- С. 29-32.
  • 29. См. Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века// Вопросы экономики,- №3,- 2009.- С. 125- 141.
  • 30. Степин В.С. Теоретическое знание,- М., 2003.
  • 31. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1999. — С.4-5.
  • 32. Лебедев С.А., И.К. Кудрявцев Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2005. С. 3-20.
  • 33. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. — М., 1995,- С. 139.

  Посмотреть оригинал

Источник: https://ozlib.com/845971/sotsium/postneklassicheskaya_nauka

Scicenter1
Добавить комментарий