§ 9. Экзистенциализм А. Камю: «Бунтующий человек»: А. Камю (1913–1960) родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного

Читать онлайн

§ 9. Экзистенциализм А. Камю: «Бунтующий человек»:  А. Камю (1913–1960) родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного

* * *

В своем стремлении к бесконечному человек всегда есть нечто большее, чем он есть: в этом, в частности, состоит его историчность; его возможности не исчерпаны ни в какой момент его жизни. Его порыв к трансцендентному воплощается уже в том, что он воспринимает мир как совокупность шифров трансцендентного.

Весь мир, включая и его самого, субъекта, понимается как совокупность шифров! Человек, поскольку он всегда есть нечто большее, чем он есть, не постигает себя самого окончательно. И уже поэтому он шифр для себя самого.

Если он это понимает, то он ближе всего к трансцендентному; на языке мифологии и технологии это сознание трансцендентного выражается в утверждении, что он, человек, создан по образу и подобию Божию. Познавая самого себя, т. е. конечное в любой момент существо — он создает себе картину целого.

Но является ли эта картина действительно сколько-нибудь адекватной картиной целого, или в ней акцентировано внимание на частностях — четкого ответа нет, он противоречив. Всякое представление о Едином — мире как космической природе, как истории, руководимой провидением, как экзистенции единичных личностей — сомнительно. Любое из этих представлений — шифр.

Человек как природное существо всего чаще проявляется в его чувственном начале — эротике. Но — если она не вырождена в вакханалию, если в ней осуществлена коммуникация человека с человеком. Тогда она — тоже шифр трансцендентного; отсюда самоотдача в любви.

Другой шифр трансцендентного — единство человека с его миром. «Общество и государство становятся позитивной действительностью человека, который себя отождествляет с ними» (47, III, 189).

Человек, не разрушая себя самого, не может забыть об обществе, семье, государстве, профессии. Он находит себя только в них.

Но трансцендентное проявляется здесь только в том случае, если все эти и другие институты социальности не поглощают личности человека, а помогают ему в его самопознании и самоосуществлении.

Третий шифр — свобода. Она, как мы уже знаем, неотрывна от экзистенции, а не экзистирующий человек — не более чем природный объект. Свобода свидетельствует о его качественном отличии от природы, от «эмпирического бытия».

Она вместе с тем помогает человеку понять его заброшенность в отличный от него, чуждый ему мир, когда остается лишь «надеяться на пощаду» (47, III, 191) трансцендентного; Бог не дает гарантии на спасение — он, в конечном счете, дарит мне то, чего я никогда бы не достиг своими силами.

«Трансцендентное снисходит к людям, как человек делает себя подготовленным к нему, и само это снисхождение вместе с видом подготовленности есть его шифр» (47, III, 192).

Читать шифры нас учит искусство во всех его видах (архитектура, музыка, пластика) и философия, понятая как метафизика (включая историко-философские размышления), разумеется, под тем углом зрения, который задает философия экзистенциализма.

Однако, любая истинно философская доктрина противоположна позитивизму — этому продукту и почве «мироориентирующей науки»; «…вместо шифров он получает в конечном счете пустой понятийный механизм или пустое знание-ничто (Nichtsein)» (47, III, 215).

Идеализм обращает внимание на духовную целостность — ив этом его сила — но останавливается «на поверхности» вещей: он не видит в очевидной целостности шифра, утверждая онтологический тезис о «единстве противоположностей»: «идеализм — это философия счастья» (47, III, 217).

Экзистенциалистская философия не предлагает счастливого успокоения; подобно позитивизму, она признает фактическое в качестве базового для бесконечного познания, но признание абсолютной историчности, экзистенции в пограничных ситуациях и коммуникациях обеспечивает ей контакт с тем, что «за пределами» фактичного бытия, с трансцендентным. Сама временность предстает перед экзистенциалистским философом как шифр трансцендентного, конечно же, неоднозначный.

И наиболее «решительным» шифром трансцендентного, по Ясперсу, является смерть, конечность человеческого бытия, и экзистенция в смерти, а также в многообразных формах крушения (Scheitern), краха того, что предпринимает человек.

Крушение — только человеческое «качество»: животное только преходяще, оно не знает крушений, поскольку существует «для-себя» только в настоящем; у него нет неоднозначных, отягощенных сомнениями проектов на будущее; и, главное, нет пограничных ситуаций, в которых ощутим крах.

Так уж устроен человек: «В пограничных ситуациях становится очевидно, что все позитивное для нас связано с относящимся к этому позитивному негативным.

Нет хорошего без возможного и действительного злого, нет истинного без ложного, жизни без смерти; счастье связано со страданием… Во всем Dasein я могу увидеть антиномичную структуру» (47, III, 220–221).

Но ведь именно «неустойчивость» бытия, постоянная угроза «крушения» заставляет человека искать прочное, непреходящее, видеть знак непреходящего в более или менее эмпирически устойчивом, длящемся.

Долг, терпение, надежда в душе человека противостоит нигилизму и страсти к разрушению, свидетельствуя о трансцендентном, о Боге.

Они намекают о покое, хотя никогда не дают абсолютной гарантии этого покоя; достаточно того, что подверженная краху экзистенция способна переводить неоднозначный язык трансцендентного в «самую однозначную бытийную очевидность» (47, III, 236).

«Не радостным погружением в совершенство, а на пути страданий, взирая на неумолимый лик повседневного бытия… возможная экзистенция способна достигнуть того, что не планируемо и становится противным смыслу, если его пожелать: испытывать бытие в крушении» (47, III, 236).

Такова концепция человеческого бытия религиозного экзистенциалиста К. Ясперса. Нелишне будет заметить, что книга, в которой она представлена систематично (и на которой основывалось наше представление этой концепции), трехтомная «Философия», впервые увидела свет в 1932 г.

, в Германии, быстро превращавшейся в гитлеровскую Германию.

И симптоматично, что посвятил Ясперс этот свой труд — основной труд о сущности человеческого бытия, о свободе, ответственности, совести — жене еврейке, ставшей невольной причиной (конечно, только одной из многих) краха университетской карьеры философа. Не менее симптоматично и предисловие к I тому «Философии».

«Наш способ философствования, — пишет здесь Ясперс, — коренится в традиции свободной мысли прошлого тысячелетия» (47, I, VIII), Он подчеркнул далее, что пытается сохранить наследие ясности греческой философии, твердости геройского духа северных народов, глубины еврейской души.

К.Ясперс оставался среди тех немногих, кто противостоял разрушительному национализму провозвестников «нового порядка», намеревавшегося существовать тысячелетие. Он, в ряду этих немногих, сохранил доброе имя германской философии.

И он же — вполне естественно! — после разгрома гитлеризма, выдвинул тезис о «метафизической вине» немцев за свое прошлое — тезис, ставший одним из краеугольных камней здания современного правового государства, и он же резко критиковал опасную тенденцию возрождения милитаризма, проявившуюся в политике Аденауэра.

Философские размышления, политическая деятельность, личная жизнь предстали в этом человеке в поразительном единстве. Он прожил жизнь достойно.

§ 9. Экзистенциализм А. Камю: «Бунтующий человек»

А. Камю (1913–1960) родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего — поденщика. Отца потерял, когда ему был один год. Учился на гроши, заработанные матерью, убиравшей в богатых домах.

Школьный учитель выхлопотал для Камю стипендию в алжирском университете. Там Камю изучал философию. Писать начал рано. Организовал самодеятельный театр.

В 1938 г. стал сотрудником новой левой газеты «Алжье републикен». Во время «странной войны» газету запретили. Камю перебрался в Париж в редакцию «Paris Soire». После разгрома Франции вернулся в Алжир, но осенью 4 1 — го года снова уехал во Францию и стал активным участником движения Сопротивления. Познакомился с Сартром.

Источник: https://www.rulit.me/books/zapadnaya-filosofiya-xx-veka-read-237400-81.html

1. А. Камю как представитель экзистенциализма 4

§ 9. Экзистенциализм А. Камю: «Бунтующий человек»:  А. Камю (1913–1960) родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного

Понятиебунта у А.Камю

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.А.КАМЮ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 4

1.1.Проблемы экзистенциальной философии. 4

2.ПОНЯТИЕ БУНТА А.КАМЮ В ЭССЕ «БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК» 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ВВЕДЕНИЕ

ИсторияXXстолетия ознаменовалась реализациейи крушением многих великих идей. Научныйпрогресс и демократические преобразованияутверждали силу и величие человека,свободы.

В то же время самые страшные вистории мировые войны, изобретениеновых форм оружия массового поражения,глобальный экологический кризис,противостояние политических режимовне позволяли оценивать преобразованияв истории как прогресс и торжестворазума в мире.

Эта ситуациянаходит выражение и в философии, котораяоказалась связана, с одной стороны, сразвитием гуманистических ирационалистических теорий, а с другой– с их критикой и пересмотром.

Общимичертами западной философии XXвека явились:

— кризис идейрационализма, прогресса, антропоцентризма(что выразилось в позиции представителей«философии жизни», экзистенциализма,психоанализа, философской антропологии;

— антисциентизм,отказ от механизма, технократизма впонимании человека и культуры, отследования строгим научным методам вфилософии;

— скептицизми пессимизм в оценках человеческойприроды, отказ от утверждения разумнойи социальной сущности личности;

— развитиеиррационализма, обращение не только кклассической европейской, но и к восточнойфилософской традиции;

— переносвнимания от проблем изучения природы,методов познания, общества к индивидуальномубытию личности, самопознанию.

Основныминаправлениями и школами философии XXвека явились «философия жизни»,пихоаналитическая традиция, феноменология,экзистенциализм, структурализм,постмодернизм и др.

Экзистенциализмс его трагической интонацией передалдуховный трагизм современной эпохи, еепротиворечия, усилившиеся в нынешнейглобальной исторической ситуации,которая может быть оценена, на нашвзгляд, и как пограничная. В этом изаключается актуальность нашей работы.

Целью даннойработы является изучение и анализпонятия бунта у А.Камю в его эссе«Бунтующий человек». Для реализациипоставленной цели необходимо решитьследующие задачи:

— датьопределение понятию «экзистенциализм»;

— выявитьосновные проблемы экзистенциальнойфилософии;

— определитьглавную тему философствования А.Камю;

-проанализировать работу Камю «Бунтующийчеловек» и определить, какой смыслвкладывает философ в понятие бунта всвоем научном труде.

Основнымиметодами исследования работы являютсясравнительно-сопоставительный иописательный методы, системно-структурныйанализ.

Материалом для данной работы послужили монографии,учебные пособия.

1.1.Проблемыэкзистенциальной философии

Экзистенциализм(экзистенция от позднелат. ex(s)istentia– существую) представляет собойсовременную разновидность иррационализма(от лат. irrationalis– неразумный, бессознательный).

Само названиенаправления содержит программу: заменитьклассическую философию философиейчеловека.

В соответствиис данной установкой главными темамиявляются: человеческое существование,судьба личности в современном мире,проблемы веры и неверия, утраты и поискисмысла жизни.

Философиясуществования человека – экзистенциализм– возникает в период Первой мировойвойны и испытывает особый подъем послеВторой мировой войны, явившись результатомпереживания бессмысленной гибелимиллионов людей, одержимых идеаламисоздания, совершенного рациональногообщества.

Экзистенциализмстал выражением протеста против синтезафилософии и науки (в варианте позитивизма),поскольку именно с наукой его представителисвязывали технократизацию сознания икультуры, подчинение человека строгимматематическим и логическим законам,экзистенциализм выступил против жесткогорационализма и веры в неизбежныйпрогресс.

Экзистенциализмпостоянно и настойчиво проводит идеюединства человека с точки зрения понятийсредства и цели. Человек сам должен себепомочь, не дожидаясь того времени, когдаего превратят в послушный механизм или,прикрываясь борьбой за его счастье исвободу, лишат и того и другого. В этом,как представляется, и заключен социальныйи гуманистический смысл этой философии.

Центральнымипроблемами для представителейэкзистенциальной философии становитсясам человек, его свобода, существованиев мире. Главными понятиями здесь выступаютэкзистенция как внутриличностное бытие,истинное Я, невыразимое в логике, потокпереживаний, и трансценденция – выходза собственные пределы во внешнюю длячеловека реальность.1

Экзистенциалистыутверждали примат существования надсущностью: человек не реализует своюсущность, а создает ее в процессе своегосуществования.

Они подчеркивалиуникальность и неповторимость человеческойжизни, ее несводимость к чему-либо общему– будь то сущность человека вообще иличеловеческое общество. Они резкопротивопоставляли человека и общество.

Они считали, что в обществе человеческаяличность растворяется.

Немецкоеслово «Man»- неопределенное личное местоимение;общество понималось как некоторый Man– неопределенное, в котором теряетсячеловек. Человек, оставаясь наедине сэтим Man,должен оставаться нерастворимым в нем.Это тоже некоторая абсолютизациявраждебных отношений человека и общества.

Экзистенциалистыотвергли традиционную онтологическуюпроблематику. Для них мир как таковойне существовал. Кроме того, они отверглипроблематику, связанную с анализомчеловеческого познания и мышления. Онисосредоточили свое внимание на проблемахчеловека и человеческого существования,человеческих эмоций, воли и т.д.

Т.о.

,мы видим, что, в целом, экзистенциализмпредставляет собой умонастроениечеловека XXвека, утратившего веру в разум историческийи научный; недаром он находится воппозиции как к рациональному иклассическому идеализму, верившим вразумную необходимость историческогопроцесса, так и к позитивному. Не возлагаянадежд ни на божественное провидение,ни на логику истории, ни на всесилиенауки и техники и не доверяя природноймощи, экзистенциализм обращается не ксиле, а к слабости – к самому человекув его конечности.

Сегодняшнийчеловек, согласно экзистенциализму,может черпать силы только в своейслабости, он может обрести смысл своейжизни не перед лицом смерти.

Освободитьчеловека от всех надежд на то, что онможет обрести свободу с помощью чего-товне себя, и от всех иллюзий, связанныхс этими надеждами, поставить его передсобой и заставить заглянуть в себя –вот та задача, которую поставил передсобой экзистенциализм.

А.Камю былодним из экзистенциалистов. Рассмотримформирование его философских взглядовболее подробно.

1.2. ФилософияА.Камю.

В экзистенциализмеразличают 2 основных направления:религиозный экзистенциализм (К.Ясперс,Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер)и атеистический экзистенциализм(М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр).

А.Камю (1913 –1960) был представителем французскогоатеистического экзистенциализма. Онродился и вырос в Алжире, в городе Мондовив семье сельскохозяйственного рабочего.Там же он окончил лицей, а потомуниверситет.

Несмотряна философское образование, Камю нестремился стать профессионалом в этомделе. После окончания университета онстановится писателем, позже пробуетсебя как актер и режиссер. В 1934 – 1937годах он состоял во французской компартии,участвовал в Сопротивлении.

Наиболееизвестны такие работы Камю, как эссе«Изнанка и лицо» (1937), повесть «Посторонний»(1942) и роман «Чума» (1947). Кроме того, оннаписал ряд пьес, а также философскиепроизведения, прежде всего «Миф о Сизифе»(1942) и «Бунтующий человек» (1951).

Уже в первыхэссе («Изнанка и лицо») рождаются главныепонятия эстетики и философии Камю:любовь, красота, жизнь и смерть,одиночество, абсурд, враждебная человекуистория.

В этихпроизведениях Камю даже не пытаетсявыстраивать как-то метафизику втрадиционном смысле этого слова, хотяон и выводит такое понятие, какметафизический бунт, который являетсяцентральным понятием «Бунтующегочеловека».

Здесьнужно отметить, что сам Камю пыталсяотмежеваться от экзистенциалистов,называя экзистенциализм «философскимсамоубийством». Но история, как известно,расставляет свои акценты.

В результатесегодня Камю признан одним из яркихпредставителей этого направленияфилософии XXвека.

Хотя и после своего выхода изкомпартии в 1937 году Камю продолжаетсотрудничать с коммунистами; в целомон разочаровывается в мировомкоммунистическом движении. Но в то жевремя он не переходит на позициилиберализма.2

ТворчествоКамю –это философский поиск, который основанна страстном переживании за человека,оказавшегося так называемой жертвой,очевидцем и соучастником трагическогонадлома истории и времени в XXвеке.

АКамю главной темой своего философствованияназывает абсурд мира и бунт личностипротив него. Основной вопрос философии,по его мнению, звучит так: «стоит или нестоит жизнь того, чтобы ее прожить».3

Этот вопросявляется обратной стороной проблемысмысла жизни, которая для многих имеетсмутное решение. Камю против того, чтобыпредаться абсурдной повседневной суете,тоске или отчаянию. Камю стремился«вглядеться» в человеческую жизнь; датьпредельно искренний самоотчет» мыслящегоиндивида, оказавшегося в эпицентрекризисных процессов.

Он провозглашаетв качестве противостояния бессмысленнойсутолоке жизни – бунт против абсурдностимира, против смерти. Экстаз бунта,полагает он, может объединять людей, ноэто экстаз разрушения. Абсурдный геройвсегда одинок, его путь не имеет гарантииуспеха, он трагичен, но свободен и самсоздает свой мир. Рассмотрим понятиебунта А.Камю на примере его эссе «Бунтующийчеловек».

2.ПОНЯТИЕБУНТА А.КАМЮ В ЭССЕ «БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК»

Вэссе «Бунтующий человек» Камюпоследовательно рассматривает историюидеи бунта: «метафизический бунт»,«исторический бунт», «бунт и искусство».Посредством анализа бунта – противнесправедливости человеческого удела,- он стремится найти ответы на самыеострые вопросы нашего времени.4

Предметомрассмотрения Камю является трагедияфилософии, превращающейся в идеологию,оправдывающую террор. Камю стремитсядонести до сознания каждого человекапростую истину: человек должен бытьчеловеком.

Всеначинаетсяс осознания абсурдности жизни в минуту,считает Камю, когда пустота становитсякрасноречивой, когда рвется цепькаждодневных действий, и сердце впустуюищет утерянное звено.

Камю здесьсовершенно прав, констатируя то состояние,которое в наши дни получило название«экзистенциального невроза». Современныйчеловек при внешнем благополучии своегосуществования способен вдруг утратитьсмысл жизни и интерес к ней. Он не хочетбольше жить.

И такойфеномен характерен именно для современногочеловека. Во-первых, потому что у негоуже достаточно развитая индивидуальность,в сравнении, к примеру, с античным исредневековым человеком. А во-вторых,он острее переживает отчуждение, котороев нашу эпоху обрело вид господства надличностью безличных социальных сил.

Такого рода«беспричинное» расстройство случаетсячаще всего у людей, живущих в странах«золотого миллиарда». И, как правило,оно воспринимается в качестве психическогоотклонения, требующего психиатрическогоили психоаналитического вмешательства.

Но для Камюи других философов экзистенциалистскогонаправления причины таких состоянийлежат более глубоко и связаны с сутьючеловеческого бытия.

Указанноесостояние, которое Камю определяет вработе «Бунтующий человек» как скуку,имеет разные последствия.

Такположительное значение скуки, по Камю,состоит именно в том, что она можетпробудить в человеке сознание. «Скука,- пишет Камю, — пробуждает его и провоцируетдальнейшее: либо бессознательноевозвращение в привычную колею, либоокончательное пробуждение.

А запробуждением рано или поздно идутследствия: либо самоубийство, либовосстановление хода жизни. Скука самапо себе омерзительна, но здесь я долженпризнать, что она приносит благо. Ибовсе начинается с сознания, и ничто помимонего не имеет значения».

5

Итак, под«метафизическим бунтом» Камю имеет ввиду неприятие этого мира. Я не бога, асозданный им мир не принимаю, — заявлялв свое время Иван Карамазов. И Камю неслучайно часто и много обращается ктворчеству Достоевского, у котороготема нигилизма занимает одно изцентральных мест.

Всвоем «Бунтующем человеке» Камю несоглашается, прежде всего, с М.Шеллером,у которого всяких вздох угнетеннойтвари есть озлобление и зависть.Отечественный политолог Л.Радзиховскийпостроил на этом целую философию истории.Все освободительные движения у негоесть выражение зависти бедных к богатым.

У Камю совсем по-другому. «Озлобление,- пишет он, — всегда обращено против егоносителя. Бунтующий человек, напротив,в своем первом порыве протестует противпосягательств на себя такого, каков онесть. Он борется за целостность своейличности.

Он стремится поначалу нестолько одержать верх, сколько заставитьуважать себя».6

Такимобразом, бунт у Камю есть, прежде всего,борьба человека за свое человеческоедостоинство. И это достоинство человекутверждает уже тем, что он борется, а немирится со своим униженным положением.

Здесь Камю развивает идею, которую можнобыло бы сравнить с известной ленинскойсентенцией о том, что раб, который миритсясо своим рабским положением, есть простораб и холуй.

А раб, который борется противсвоего рабского положения, становитсяреволюционером.

Вбунте, согласно Камю, проявляется любовьи человеческая солидарность. Он пишет:«Я настаиваю на созидательном порывебунта…По своей видимости негативный,поскольку ничего не создает, бунт вдействительности глубоко позитивен,потому что он открывает в человеке то,за что всегда стоит бороться».7

Так что бунту Камю получается не такой уж бессмысленныйи беспощадный.

Вместе с тем, он соглашаетсяс Шелером в том, что мятежный дух находитсвои наиболее характерное проявлениев современном западном обществе, гдеформальное рабство и свобода резкоконтрастируют с фактическим неравенствоми фактической несвободой.

Но хотя Камюи пытается здесь встать на историческуюпочву, бунтарскую суть человека он вконечном счете трактует, подобно Сартру,как его антропологическую природу.Поэтому речь здесь, на наш взгляд, идет,прежде всего, о «метафизическом бунте».

Ночто характерно, так это то, что в бунтарскомпорыве, согласно Камю, мы прорываемсяв наше коллективное бытие: «Я бунтую,следовательно, мы существуем».8

Однако Камюговорит не только о «метафизическомбунте». В «Бунтующем человеке» речьидет также о бунте историческом и бунтев области искусства.

Историческийбунт – это революция. Последняя отличаетсяот простого бунта тем, что в результатереволюции, как считает Камю, завершаетсяопределенный исторический цикл иустанавливается новый общественныйстрой. Камю уделяет много вниманияВеликой Французской революции, и общейзакономерностью революции считает то,что в ее ходе свобода приносится в жертвусправедливости.

«Итогда, — как пишет Камю, — революциязавершается большим или малым террором».9

В его пониманииэто слишком просто, если революциисовершают не ради метафизическихпринципов, а в силу того, что люди нехотят жить по-старому. Именно поэтомуон Маркса считает «буржуазным пророком».

Бунт у Камюсозидателен, а революция – нигилистична.Такова формула, выражающая суть егопонимания того и другого.

Что касаетсяискусства, то его гуманистический смысл,согласно Камю, состоит в том, что этовоплощенное творчество, котороенеотделимо от свободы. Ведь творчествоможет быть только свободным творчеством.Творчество и рабство несовместимы.

«Всякоетворчество, — пишет Камю, — самим своимсуществованием отрицает мир господинаи раба. Гнусное общество тиранов и рабов,в котором мы живем, обретает свою гибельи преображение только на уровнетворчества».10

Взгляды Камюна бунт, безусловно, выходят далеко запределы чисто экзистенциальной философии.И прежде всего потому, что здесь неттого крайнего индивидуализма, которыйхарактерен для Хайдеггера и Сартра. УКамю есть попытка выйти в реальныеистории и понять правомерность протеста(бунта) как социального протеста. Темне менее, все это у Камю, по большомусчету, остается только попыткой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какмы выяснили в нашей работе, экзистенциализмделает ударение на человеческой жизниили ситуации. Как сознательноесвободное бытие, человек выступает изфона природы.

Экзистенциализмне отделяет людей друг от друга, асоединяет, но лишь духовно, что, как намкажется, уже не мало. Поэтому само явлениеэкзистенциализма – это скорее всегореакция на проникновение «всевидящегоока буржуазной цивилизованности» всамые потаенные уголки человеческойдуши». Это борьба личности (бунт) сболезнью стандартизации, но мерамиисключительно индивидуальными.

Всамом деле, как совместить культурноетворчество – созидание, утверждение –с устремленностью к ничто, концу, смерти?Как соединить культуру и экзистенцию?Перед лицом ничто всякое устремление,всякое творчество с самого началаобречено на крушение, перед лицом ничтонезачем строить. Поэтому экзистенциалисты,и прежде всего А.Камю склонен скорее кбунту, чем творчеству, созиданию.

Так,основная направленность философскихмыслей Каю была такая – судьба человекатрагична,человек «заброшен в этот мир», жизньсама по себе абсурдна.

Бунт для Камю– это не индивидуалистический мятеж,а требование подлинной человеческойсолидарности, общего для всех людейсмысла существования. Бунтарь встаетс колен, говорит «нет» угнетателю,проводит границу, с которой отнынедолжен считаться тот, кто полагает себягосподином. Отказ от рабского уделаодновременно утверждает свободу,равенство и человеческое достоинствокаждого.

Противопоставление,которое наметил Камю, можно определитькак «безрассудное молчание мира» содной стороны, и «бунт человека» — сдругой.11

Камю находитограничения бунта в самом человеке,вышедшем из страданий и вынесшем из нихбунт и солидарность. Такой человек знаето своих правах, выражает в бунте своечеловеческое измерение и сознаниенеустранимости трагизма человеческогосуществования.

Протестпротив человеческого удела всегдаобречен на частичное поражение, считалА.Камю, но он (бунт) необходим человеку.Такова основная философская идея Камю,которая нашла свое отражение в эссе«Бунтующий человек».

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баева. Л.В. Современная западная философия / Баева Л.В., Карабущенко П.Л. и др. Философия: учебник для вузов – Астрахань: Астраханский университет, 2007. – 439с.

  2. Золкин А.Л. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590с.

  3. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 2000. – 544с.

  4. Мареев С., Мареева Е. История философии (общий курс). М.: Академический проект, 2004. – 880с.

  5. Тормасов Б.А. Философы и философия. – М.: Остожье, 2008. – 541с.

1 Л.В.Баева. Современная западная философия / Баева Л.В., Карабущенко П.Л. и др. Философия: учебник для вузов – Астрахань: Астраханский университет, 2007. – с.190.

2 Мареев С., Мареева Е. История философии (общий курс). М.: Академический проект, 2004. – с.673.

3 Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович; Худ. обл. М.В. Драко. – М.: ООО «Попурри», 2000. – с.15.

4 Тормасов Б.А. Философы и философия. – М.: Остожье, 2008. – с.475.

5 Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 2000. – с.26.

6Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 2000. – с.161-162.

7 Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 2000. – с.163-19-64

8 Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 2000. – с.167.

9Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 2000. – с.304.

10 Камю А. Миф о Сизифе; Бунтующий человек/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 2000. – с.469.

11 Золкин А.Л. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.267.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/15028.html

А. Камю,

§ 9. Экзистенциализм А. Камю: «Бунтующий человек»:  А. Камю (1913–1960) родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного

Альбер Камю – один из самых известных философов и писателей, теории которого нашли свое применение во многих практических программах и формирующихся идеологиях. Работы Камю при жизни автора были переизданы несколько раз и получили невероятную популярность в определенных кругах. В 1957 году за свои литературные достижения прозаик был удостоен Нобелевской премии.

«Бунтующий человек», несмотря на внушительный объем, по своей структуре является скорее эссе, чем трактатом, описывающим историческую предрасположенность человека к любому виду бунта и противостояния.

Взяв за основу концепции Эпикура, Лукреция, Гегеля, Бретона и Ницше, Камю выводит на их основе собственную теорию свободы человека.

Произведение получило довольно большую известность в кругах лиц, являющихся приверженцами экзистенциализма и его разновидностей.

Биография

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, в семье эльзасца и испанки. С детства, еще в дошкольном возрасте, Камю был вынужден выполнять самую разную работу, чтобы помогать семье выживать. Труд разнорабочего плохо оплачивался, и поэтому мать принимает решение отдать сына в начальную школу.

Камю обнаруживает поразительную тягу к знаниям и демонстрирует недюжинные способности. Педагоги отмечают врожденный талант Альбера и убеждают его мать разрешить сыну учиться дальше.

Луи Жермен, один из учителей школы, в которой обучался Камю, не только лично подготовил его к вступительным лицейским экзаменам, но и помогал мальчику финансово, добившись назначения стипендии для Альбера и оплачивая его текущие расходы из собственного кармана.

В 1932 году Альбер Камю поступает в Алжирский университет, где большое внимание уделяет изучению теоретической психологии и философии, а также становится слушателем лекций по культурологии, эстетике и истории.

Полученные знания подтолкнули юного философа к созданию собственных произведений в дневниковой форме.

В дневники Камю записывал личные наблюдения, анализы различных философских концепций, попутно пытаясь разработать на их основе свою.

Не обошел молодой Камю стороной и политику, успев побывать активным членом нескольких политических партий. Однако же к 1937 году он окончательно разочаровывается в псевдоразнообразии политических взглядов и принимает для себя установку, гласящую, что человек везде будет являться лишь самим собой, вне зависимости от идеологических, расовых или половых различий.

Философия

Альбер Камю в «Бунтующем человеке» определял себя как мыслителя, не относя свои убеждения ни к какой из существующих философских концепций.

Отчасти философия писателя все же депрессивна, но сам литератор считал это следствием продолжительной болезни и тяжелого детства и никак не связывал это с современными модными в образованном обществе тенденциями к искусственной меланхолии и духовному упадку.

«Мировой абсурд» Камю принимает как данность, не ища в своих работах способов избавиться от него. В «Бунтующем человеке» Камю кратко излагает теорию бессмысленности многих действий человека, которые лишь усложняют его и без того недолгую и не слишком радостную жизнь.

Вернувшись зимой 1950 года в Париж, Камю поселился на своей старой квартире, пытаясь привести в порядок собственные взгляды относительно человеческой психологии. Прежняя отрывочная концепция, ранее используемая писателем, больше не удовлетворяла его.

Камю желал чего-то большего, чем просто анализ, ему хотелось выяснить сокровенные, подсознательные причины различных типов человеческого поведения. К началу февраля 1950 года Камю был готов к изложению своих пока еще формирующихся взглядов на бумаге.

Составив подробный план, в который он часто вносил коррективы, писатель приступил к работе.

Философия Камю в «Бунтующем человеке» носила ярко выраженный характер экзистенциализма. Литератор долгое время не решался признать подобную сторону своих убеждений, все же позиционируя пишущееся эссе как «неоэкзистенциализм».

В марте 1951 года Альбер Камю заканчивает работу над черновым текстом книги. После нескольких месяцев доработки философ принимает решение опубликовать некоторые главы в журналах, чтобы оценить реакцию мыслящих слоев общества на его новую работу. Успех глав о Фридрихе Ницше и Лотреамоне был столь ошеломителен, что Камю немедленно относит полный текст эссе в издательство «Галлимар».

О чем книга?

Краткое содержание «Бунтующего человека» Камю заключается в полноценном анализе природы человеческого подсознательного сопротивления и бунта как такового.

Философ полагает, что бунт – есть естественная реакция на странности и абсурдность бытия, вызываемая сильной концентрацией этих явлений в жизни того или иного индивидуума. Пробуждаясь, подсознание активирует самосознание человека, что приводит к его желанию изменить действительность.

Анализ «Бунтующего человека» Камю показывает, что цель бунта — не разрушение, а созидание нового, изменение существующего порядка к лучшему, превращение хаоса в упорядоченную, понятную человеческому разуму систему.

Основная идея

Развивая концепцию бунта в сознании человека, философ выделяет три вида сопротивления, происходящих в подсознании человека.

  • Метафизический бунт. В «Бунтующем человеке» Камю сравнивает этот вид сопротивления с враждой раба и господина. Несмотря на ненависть к хозяину, раб не только признает его существование, но и соглашается с отведенной ему социальной ролью, что уже делает его проигравшим. Метафизический бунт – есть бунт индивидуальный, личный бунт каждого человека против социума.
  • Исторический бунт. К этому виду относятся абсолютно все предпосылки восстаний, целью которых было установление свободы и справедливости. Исторический бунт весьма схож с моральными требованиями и голосом совести каждого человека. В «Бунтующем человеке» Камю выражает позицию человека, также осуществляющего подобное восстание самим фактом написания этого эссе.
  • Бунт в искусстве. Этот вид сопротивления рассматривается Камю как вид полной свободы самовыражения человека в определенных «разрешенных» рамках. С одной стороны, творческой видение отрицает реальность, но с другой стороны, оно лишь ее трансформирует в приемлемую для творящего форму, так как человек не может создать то, чего никогда не было в общемировом сознании.

Взглянув на краткое содержание «Бунтующего человека» Альбера Камю, можно с уверенностью сказать, что единственной основной мыслью произведения был лишь тезис о том, что любой бунт бесполезен из-за слишком большого количества затрачиваемых на него усилий, а также невероятно малой продолжительности человеческой жизни.

Критика

Чтобы уберечь свою работу от бессмысленной или злостной критики, Камю неоднократно замечал в тексте эссе, что не является настоящим, профессиональным философом, а по сути, просто издал книгу рассуждений о психологии человека.

Основная масса критических замечаний от коллег по перу пришлась на те главы произведения Камю, где он описывал понятийный анализ.

Философы считали, что Альбер не дает точных определений различным психологическим явлениям и уж тем более неточно описывает концепции мыслителей прошлого, изменяя цитаты древних ораторов в свою пользу, подгоняя их под собственные воззрения на теорию свободы человека.

Однако, несмотря на большое количество неточностей и изъянов книги Камю «Бунтующий человек», критики отмечали новаторство мысли, уникальность изложенной авторской концепции и детальный анализ природы человеческого сопротивления.

Философы, относящие себя к традиционной, академической школе, отмечали высокую интуитивность рассуждений Камю, которым часто не хватает логического обоснования.

Признание

Популярность «Бунтующего человека» Камю оказалась совсем не такой, какую ожидал автор. Оказалось, что для большинства молодых людей, увлекающихся философией, книга стала не своеобразной энциклопедией человеческих чувств, а скорее модным атрибутом, обозначающим принадлежность владельца к особой касте экзистенциалистов-интеллектуалов, для которых были характерны депрессивные настроения.

Сам автор был возмущен подобной трактовкой своего произведения, так как не считал упадок духа положительным фактором для психики человека.

«Бунтующий человек» Камю породил субкультуру экзистенциализма, дав пищу для ума тысячам молодых людей, признавших Альбера своим лидером и собиравшихся в особых кафе, где потолок и стены были завешены черной тканью.

Подобные кафе служили прибежищем исключительно для сторонников «депрессивной философии отчуждения».

Сам автор презрительно отзывался о молодых людях, прожигающих свою жизнь в бессмысленных печальных мыслях вместо того, чтобы принять окружающую действительность и научиться жить в ней.

В россии

«Бунтующий человек» Камю вышел сразу в нескольких российских издательствах в конце восьмидесятых годов. Наряду с работами множества других философов запада работы Альбера Камю были тепло приняты отечественными культурологами и психологами.

Издание «А. Камю «Бунтующий человек» (М., 1990), ставшее самой популярной публикацией философа на русском языке, включало в себя не только его эссе, но также часть дневниковых записей и полные тексты записных книжек периода 1951-1959 годов.

Источник: https://FB.ru/article/457336/a-kamyu-buntuyuschiy-chelovek-kratkoe-soderjanie-otzyivyi

Альбер Камю (1913 – 1960). Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

§ 9. Экзистенциализм А. Камю: «Бунтующий человек»:  А. Камю (1913–1960) родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного

«Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать.  Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть.

 

Это поколение, получившее в наследство изуродованную историю — смесь разгромленных революций, обезумевшей техники, умерших богов и выдохшихся идеологий, должно было возродить в себе самом и вокруг себя, основываясь лишь на собственном неверии, хоть малую часть того, что составляет достоинство жизни и смерти».

   7 ноября 1913 года родился Альбер Камю, французский писатель, драматург и эссеист, автор романа «Чума», повести «Посторонний», философских эссе «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе», пьесы «Калигула».  

Камю —  представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Один из самых молодых обладателей Нобелевской премии (1957).

 

   Альбер Камю родился в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности, Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.

   В 1932-1937 учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936-1937 путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями.

Весной 1935 вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова.

  Ещё в 1930 у Камю был обнаружен туберкулёз, и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

  После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет.

На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны.

В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 написан первый вариант пьесы «Калигула».

  В январе 1940 Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они переселяются в Париж.

  В Париже Альбер Камю устроился техническим редактором. В мае 1940 была закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из газеты и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе.

    В феврале 1941 закончен «Миф о Сизифе». Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж. В 1942 был издан «Посторонний», в 1943 — «Миф о Сизифе». С 1943 начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором.

С конца 1943 начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»).

В 1944 был написан роман «Чума» (опубликован в 1947).

  После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность.

  В 1947 начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

    Камю сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

  В 1951 выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования.

Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского).

Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 Алжирской войны.

  Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там.

Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

  Камю всё больше увлекает театр, с 1954 он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже экспериментального театра. В 1956 Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

  В 1957 Альберу Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе. В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». 

    В последние годы жизни Камю практически ничего не писал. 4 января 1960 автомобиль Facel-Vega, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги.

В автокатастрофе погибли Камю и сам Галлимар. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченного романа «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет.

Незаконченный автобиографический роман «Первый человек» вышел в свет только в 1994 году.

livelib.ru›Альбер

«Истина загадочна, — говорил он, — она вечно ускользает от постижения, ее необходимо завоевывать вновь и вновь. Свобода опасна, обладать ею так же трудно, как и упоительно. Мы должны стремиться к этим двум целям, пусть с трудом, но решительно продвигаясь вперед и заранее зная, сколько падений и неудач поджидает нас на этом тернистом пути».

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post342635187/

Scicenter1
Добавить комментарий