§2. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и новая повестка

Азиатский финансовый кризис (1997-1998)

§2. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и новая повестка

Относительно молодые экономики азиатских «тигров» 2 июля 1997 г. рухнули, как карточный домик, в чем проявилась взаимозависимость мировых рынков капитала и их влияние на валютные рынки.

Причиной краха стали существенные факторы: непрозрачная система кредитования, раздутые торговые дефициты и неразвитые рынки капитала.

Все вместе они привели к катастрофической ситуации: основные азиатские рынки оказались неспособны функционировать, а валюты с некогда высокими курсами значительно обесценились. На фондовых рынках отрицательные последствия кризиса были очевидны, но пострадали и валютные рынки.

«Мыльный пузырь»

Вплоть до 1997 г. инвестиционная привлекательность стран Азии постепенно увеличивалась, особенно это касалось инвестиций в недвижимость и акции местных компаний.

В результате на фоне экономического роста и повышения производительности в Малайзии, Филиппинах, Индонезии и Южной Корее в регион пришли иностранные инвесторы. В 1988 г. темпы роста в Таиланде составили 13% (в 1996 г. эта цифра снизилась до 6,5%).

Дополнительным стимулом для экономик азиатских стран стала привязка курса национальных валют к более сильному доллару США.

Благодаря этому Таиланд обеспечил финансовую стабильность на собственном рынке и стабильность курса национальной валюты относительно американского доллара, что способствовало развитию экспорта с США. (Аналогично события развивались и в других странах.) В результате положительные экономические показатели и увеличение числа спекулятивных позиций в ожидании дальнейшего роста привели к повышению курсов азиатских валют.

Огромный дефицит текущего баланса и недействующие кредиты

В начале 1997 г. настроения инвесторов изменились, поскольку правительствам азиатских стран становилось все сложнее управлять растущими торговыми дефицитами, а существующие на тот момент в странах Азии принципы кредитования негативно влияли на экономику.

В частности, беспокойство экспертов вызывал тот факт, что в 1992-1996 гг. дефицит текущего баланса Таиланда вырос до 14,7 млрд долл. И хотя торговый дефицит США был сравнительно больше, дефицит Таиланда составлял 8% его ВВП. Ситуация усугублялась непрозрачной системой кредитования.

Как выяснилось, в странах Азии решающим фактором при предоставлении кредитов были личные отношения между заемщиками и высокопоставленными должностными лицами.

Это отразилось на многих южнокорейских компаниях с высокой долей заемного капитала, а общая сумма недействующих кредитов составила 7,5% ВВП страны.

По нашей оценке, на 27.01.2020 г. лучшими брокерами являются:

• для торговли валютами – AMarkets;

• для торговли бинарными опционами – Intrade.bar;

• для инвестирования в ПАММы и др. инструменты – Альпари;

• для торговли акциями – RoboForex.

Похожая ситуация с кредитами сложилась и в Японии. В 1994 г. японское правительство объявило, что общая сумма сомнительных и недействующих займов составила 136 млрд. долл., но уже год спустя власти страны признали, что эта цифра достигает 400 млрд. долл.

Огромная сумма недействующих кредитов в сочетании с ослабленным фондовым рынком, снижением цен на недвижимость и темпов экономического роста способствовали девальвации иены. Пытаясь получить прибыль, инвесторы продавали валюты других азиатских стран и оказывали давление на их курсы.

Когда японский «мыльный пузырь» лопнул, стоимость активов снизилась на 10 трлн долл. Доля недвижимости в этом падении составила 65%, что равнялось общему объему продукции, произведенной в Японии за два года. Снижение стоимости активов спровоцировало банковский кризис, который начался еще в начале 1990-х и достиг высшей точки в 1997 г.

после банкротства нескольких крупных японских банков. В ответ на это власти Японии заявили о возможном повышении базовых процентных ставок в надежде защитить курс национальной валюты. К сожалению, эти ожидания не оправдались, дальнейшего падения не удалось избежать.

Курс национальной валюты Таиланда – бата – сначала поддерживался за счет резервов центрального банка, но когда они иссякли, стоимость бата начала стремительно падать под давлением инвесторов, продающих валюту.

Валютный кризис

После массовой продажи валют и неудачной интервенции экономики азиатских стран оказались разрушены и были неспособны нормально функционировать. Бат – национальная валюта Таиланда с некогда высоким курсом – обесценился на 48%, а к концу 1997 г. эта цифра приближалась уже к 100%.

Но сильнее всех в результате кризиса пострадала индонезийская рупия, курс которой до обрушения был относительно стабильным. Национальная валюта Индонезии обесценилась на 228% (первоначальный курс IDR/USD– 12,950). Девальвация тайского бата и индонезийской рупии показана на рис. 2.4. Что касается основных азиатских валют, то в 1997-1998 гг.

курс японской иены к доллару США снизился приблизительно на 23% (рис. 2.5).

Финансовый кризис 1997-1998 гг. наглядно продемонстрировал взаимозависимость экономик и их влияние на мировые валютные рынки. Кроме того, он показал неспособность центральных банков эффективно регулировать валютные курсы, когда в действие вступают мощные рыночные силы и курсы валют не подкреплены основными экономическими показателями.

При поддержке МВФ и с введением более строгих требований четыре азиатских «дракона» снова начали оживать. Юго-Восточная Азия возвращает себе былой статус одного из наиболее развитых регионов мира.

Однако наученные горьким опытом азиатские «экономические тигры» принимают активные меры с тем, чтобы их центральные банки имели достаточные резервы для защиты от возможных атак валютных трейдеров.

Источник: https://steps-to-trade.com/lien11.html

Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг.: причины, последствия и их ликвидация

§2. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и новая повестка

, студентка гр.2631  Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

АЗИАТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 1997-1998 ГГ.: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ИХ ЛИКВИДАЦИЯ

       Аннотация. Статья посвящена Азиатскому финансовому кризису 1997-1998 гг. Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказал существенное влияние на мировую экономику. В статье выделены причины возникновения кризиса и его распространение на другие страны мира, рассмотрены основные проявления кризиса в наиболее пострадавших странах.

Кроме этого, определены последствия данного кризиса, меры по его ликвидации, а также сформулированы общие итоги азиатского финансового кризиса.

       Ключевые слова: азиатский финансовый кризис, экономика, валютный курс, кредиты, национальный рынок.

       На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества экономика многих стран претерпевала кризисы. В период их действия наблюдался нарастающий спад производства, падение цен, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы и многое другое.

Во второй половине XX века произошло значительное количество мировых финансовых кризисов. Одним из них стал Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг.

До начала 1960-х гг. государства Восточной и Юго-Восточной Азии ничем особым не выделялись на экономической карте мира. Корея и Тайвань, Индонезия и Таиланд воспринимались на Западе как типичные развивающиеся страны: экзотические, нищие, коррумпированные.

Перемены, произошедшие в Восточной Азии в 1960-1990 гг., действительно заслуживают наименования «чуда». Среднегодовой рост ВВП в этот период составил от 6,3% в Гонконге до 7,0% в Сингапуре. В результате ВВП на душу населения, который в 1960 г. находился где-то на уровне Нигерии и Эфиопии, приблизился к европейскому уровню, а в некоторых случаях даже превзошел его.

Ускоренная индустриализация требовала все больше ресурсов, источники которых были ограничены, внутренних сбережений стало не хватать. В связи с этим местные финансовые системы начали брать на себя повышенные валютные риски, проводя большинство краткосрочных займов через местные банки в долларах США.

Азиатский финансовый кризис считается периодом финансового кризиса, захватившего большую часть Восточной Азии в июле 1997 года, который стал серьезным потрясением мировой экономики и вселил страх международного экономического краха.

Необходимо отметить, что в его основе лежат следующие причины.

Во-первых, налоговая политика Японии, где правительством в 1997 г. были резко повышены налоги, что за­ставило японских производителей продавать товары в соседних странах Юго-Восточной Азии по низким ценам, что, в свою очередь, разоряло местных товаропроизводителей.

Во-вторых, наличи­е на рынках, в частности на фондовых биржах, большого количества производных ценных бу­маг, носящих исключительно спекулятивный харак­тер. Сбросы подобных бумаг на рынках ведут к падению курсов других ценных бумаг и способствуют развитию биржевых крахов.

Третьей причиной кризиса является определенная заинтересованность США в подрыве экономики так называе­мых «восточных тигров», т. е. ряда стран Юго-Восточной Азии, которые на протяжении последних лет были конкурентами США, поставляя на американский рынок такие дешевые това­ры, как бытовая техника, текстиль, игрушки и прочее.

Четвертая причина азиатского финансового кризиса — не­правильное использование кредитов и инвестиций в долларах и иенах в странах Юго-Восточной Азии, направленных в недви­жимость и финансовые активы, а не в производство.

Кризис начался в Таиланде с краха тайского бата. В результате правительству из-за недостатка резервов в иностранной валюте, благодаря которой оно поддерживало фиксированный обменный курс, пришлось ввести «плавающий курс» [6].

Аналогично таиландскому сценарию развивались события на Филиппинах. Стране удалось избежать прямой атаки со стороны международных валютных спекулянтов. После обвала бата правительство ринулось на защиту песо путем повышения ставки рефинансирования: уже 3 июля она выросла с 15 до 24%. Полностью избежать обесценивания национальной валюты не удалось [3].

В Индонезии, спекуляции иностранных инвесторов не сыграли ре­шающей роли, как в Таиланде. Вкладчики местных банков стали в массовом порядке закрывать свои счета, что и спровоцировало кризис.

Поводом к кризису в Южной Корее послу­жило поведение международных кредиторов, которые отказались ре­финансировать краткосрочные займы конгломератов, осуществлявших громадные инвестиции на заемные деньги.

Банкротство таких известных концернов, как Hanbo Steel, Kia Motors, вынудило иностранных инвесторов изымать вложенные в Юж­ную Корею средства, что привело к резко­му ухудшению экономического и финан­сового секторов экономики.

Проявление кризиса в Японии выразилось в резком падении курса японской иены по отношению к доллару США, снижении рейтингов крупнейших компаний и банков Японии, что ускорило обвал иены и индек­са фондового рынка Японии.

Судьба китайского юаня и гонконгского доллара вызывала некоторые опасения в КНР. Финансовая система КНР была не доступна для иностранного капитала, поскольку в середине 90-х она ее не ли­берализовала. Именно поэтому кризис не оказал заметного влияния на китайскую экономику.

Таким образом, сильнее всего финансо­вый кризис ударил по таким странам как Таиланд, Индонезия, Малайзия и Южная Корея. Причиной этому стал переход по рекомендации МВФ в середине 1990-х годов к модели экономического развития, основанной на высоких процентных ставках и текущем платежном дефиците в сочетании с прин­ципиальным отсутствием контроля над движением капитала [2].

Последствия кризиса для США и западной Ев­ропы оказались менее ощутимыми. Снижение курса акций на фондовых биржах этих стран было приостановлено как вре­менным закрытием бирж, так и обратной покупкой ценных бу­маг теми компаниями и корпорациями, у которых упали курсы бумаг в октябре — ноябре 1997 г. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Цепная реакция азиатского финансового кризиса еще более негативное воздействие оказала и на Россию, где отсутствовала экономическая и финансовая ста­бильность.

Причиной неустойчивого положения российского рубля и высокого уровня процентных ставок, было, по большей части долгосрочные кредитные проблемы страны. Резко снизилась доходность ГКО – до 27%.

Процентные ставки резко возросли, государственные расходы были сокращены.

В условиях развертывания мирового финансового кризиса ми­ровое сообщество стало искать выход из него. Основными направле­ниями в ликвидации его последствий стали:

— меры жесткой экономии и стабилизации денежно-кредитных систем, прово­димых в странах, которые наиболее сильно пострадали от кри­зиса;

— оказание экономической финансовой помощи в виде кредитов со стороны МВФ, МБРР и регио­нальных кредитно-финансовых институтов;

— подготовка рефор­мирования мирового финансового рынка в целях создания более стабильных условий его функционирования и тесного координирования с национальными рынками капиталов [4].

МВФ создал ряд дотаций для наиболее затронутых экономических систем, чтобы позволить затронутым странам избежать неплатежа, связав пакеты с валютой, реформами банковской и финансовой системы.

Индонезии МВФ выдал кредиты на 23 млрд. долл. Однако, эти средства не спасли экономи­ческое положение страны.

Международные финансовые структуры выделили Южной Кореи экстренную финансовую помощь в размере $55 млрд.

По жестким условиям займов руково­дство Южной Кореи ликвидировало сла­бые банки, стоящие на грани банкротства, резко сократило финансирование социаль­ных программ и увеличило налоги, прове­ло реформу чеболей, сделав их более кон­курентоспособными на мировых рынках.

Токио предпринимал попытку оказать государствам региона финансовую по­мощь. Японские банки кредитовали пре­имущественно дочерние фирмы и филиалы японских концернов, таких, как Sony, Toyota и других.

Во время финансового кризиса 1997 г. Китай привязал свою валюту к доллару и перестал торговать на мировых рынках. Эта стратегия помогла Китаю быстро восстановиться от последствий азиатского кризиса [1].

Кризис 1997 г. привел к тому, что былое некритически восторженное отношение к новым индустриальным странам на несколько лет сменилось не менее некритическим скептицизмом, пошли разговоры о конце «азиатского чуда».

Второй итог кризиса – изменение валютной политики многих развивающихся стран. После кризиса Центробанки чаще стали привязывать свои валюты не к доллару, а к корзине валют, в которую стали включать не только доллар и евро, но также иену и даже юань.

Третий важный вывод, который сделали азиатские страны: любой ценой избегать вмешательства МВФ в свои дела. Помощь со стороны фонда была обусловлена целым рядом требований, которые, по мнению многих азиатских экономистов, лишь усилили кризисные тенденции.

Наконец, четвертый итог – осознание того, что все азиатские страны, в конечном счете, находятся в одной лодке. «Заразность» кризиса заставила азиатские государства рассматривать друг друга в качестве важных партнеров, а не только как конкурентов.

Финансовый кризис 1997-1998 гг. наглядно продемонстрировал взаимозависимость экономик и их влияние на мировые валютные рынки. Кроме того, он показал неспособность центральных банков эффективно регулировать валютные курсы, когда в действие вступают мощные рыночные силы и курсы валют не подкреплены основными экономическими показателями [1].

Список литературы:

       1. Азиатский финансовый кризис [Электронный ресурс]. // UFC Management [сайт]. – Режим доступа: http://www. bbest. ru (21.03.2016). 4

       2. Экономические и политические последствия кризиса 1997-1998 гг. для стран Восточной Азии / М. Ауган // Вестник КазНУ. – 2010. — Режим доступа: http:// (20.03.2016). 8

       3. тсутствие воды в кране. (Механизмы азиатского кризиса 1997 г.) // Бизнес-журнал. — 2008. — №12. — С. 45-48. 2

       4. , Капаева экономические отношения: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г. 6

Источник: https://pandia.ru/text/80/504/54593.php

Азиатский кризис (1997-1998)

§2. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и новая повестка

С 1960 годов Гонконг, Южная Корея, Тайвань и Сингапур показывали наиболее высокие темпы роста.  Экономики этих стран стали называть «Четыре азиатских тигра».

Эти страны по экономическому росту стали ровняться с самыми богатыми и развитыми экономиками мира. Но любой экономический рост сменяется падением и, в июле 1997 года произошел крах.

Тут стоит выделить несколько моментов присущих экономикам  в момент, предшествующий краху:

  • Взаимозависимость соседних экономик.
  • Обесценивание национальных валют «Азиатских тигров».
  • Низкий уровень развития финансовых рынков по сравнению с их ростом (проще говоря рынки не были подготовлены к функционированию при высоком росте и к большим финансовым вливаниям)
  • Низкая прозрачность кредитов, выдаваемых компаниям (зачастую кредиты получали компании не способные по ним расплатиться, тут можно вспомнить ипотечный кризис 2008 года в США, ситуация немного схожая).

Начало мыльного пузыря

Рост экономик «Азиатских тигров» начался с прихода крупных иностранных инвесторов и вливаний крупных инвестиций и увеличения экспорта в Америку. Это произошло после привязки курсов азиатских валют к доллару. Основной рост пришелся на сектор недвижимости и производственный сектор.

Как и при любом большом росте, на финансовых рынках в один момент стало открыто слишком много необеспеченных позиций по основным активам. Данные покупки были основаны на уверенности в дальнейшем росте и чисто спекулятивном расчете, но менее всего на фундаментальных показателях.

Страны стали превышать отношения внешних кредитов к собственному ВВП (первым это сделал Таиланд в 1997 году и национальная валюта (БАТ) попала под сильные распродажи на международных рынках).

Основные причины начала кризиса

В странах начался дефицит торгового баланса (то есть импорт товаров и услуг стал превышать экспорт).

С 1992 по 1996 торговый дефицит Таиланда превысил 14 млрд долларов и продолжал рост. Это были первые признаки перегрева азиатских экономик. В денежном выражении 14 млрд не так уж и много, но стоит вспомнить низкий ВВП Таиланда и относительно слабую экономику, перед ростом. Все это привело к тому, что от ВВП дефицит стал составлять более 8 процентов.

Свои особенности кредитования и стиль ведения бизнеса, присущие почти всем азиатским странам, когда при заключении сделок/соглашений и выдачи кредитов на первое место ставятсяся не финансовые показатели и отчетность заемщика, а взаимоотношения между кредитором и партнерами. В итоге, значительно вырос процент необслуживаемых кредитов, а в Южной Корее доля «плохих» кредитов превысила 7 процентов от общего ВВП страны.

В Японии сумма «плохих кредитов в 1994 году превысила 130 млрд долларов, но действенных мер принято не было и кредиты продолжались выдаваться «по дружбе». В итоге в 1995 году сумма почти поднялась уже до 400 миллиардов долларов.

При этом в 1997 году власти Японии открыто делали заявления о планах повысить ключевую ставку (расчет был сделан на привлечение дополнительных инвестиций, обычно ставку повышают при росте экономики) и, тем самым, показать «хорошее» состояние своих дел, но сумма дефицита бюджета была слишком высокой.

Учитывая падение других секторов экономики, данные меры были предложены слишком поздно.

В совокупности этих факторов у «Азиатских тигров» началась девальвация национальных валют и отток инвестиционного капитала из экономик. Инвесторы старались побыстрее вывести свои активы, а спекулянты на валютных рынках открывали все больше и больше коротких позиций по азиатским валютам.

После начала краха потери составили более 9 трлн долларов. Это превышало более чем в 22 раза сумму «плохих» кредитов!!! Также, на падение рынка сильно повлиял крах цен на недвижимость (тут опять совпадение с кризисом 2008 года).

Падение рынка жилья оставило более половины от общих потерь экономики.

Кризис начался и в банковской сфере. Первые проблемы проявились в 1991/1922 годах и достигли своего пика в 1997. Повлияли большие суммы ненадежных кредитов, а также общий спад цен на основных рынках (банки как правило всегда инвестируют свободные средства, кроме капитала необходимого для обеспечения).

Таиланд в разгар кризиса поддерживал Бат вливанием бюджетных средств и средств из резерва Центробанка. То есть, искусственно создавали спрос, скупая национальную валюту против трейдеров и инвесторов, открывающих короткие позиции. Но, потом свободные средства закончились и Бат пришлось отправить в «свободное» плавание.

Вслед за этими событиями последовал валютный кризис азиатских экономик. Сильнее всего пострадали Индонезийская рупия и Таиландский Бат. На графике ниже можно увидеть положение цен до начала девальвации и после.

Бат обесценился почти на 50 процентов (от пиковой стоимости), а в разгар кризиса практически полностью! А Индийская рупия потеряла более 200 процентов (в относительном выражении)

Относительно удачно их этой ситуации удалось выйти Японии. Иена потеряла не более четверти от стоимости по отношению к доллару США.

Итоги и выводы

При повторяющихся экономических циклах повторяются и кризисные ситуации, но при этом зачастую основные причины остаются одни и те же:

  • Спекулятивно завышенные цены.
  • Высокая дола необеспеченных кредитов и низкая прозрачность в банковском секторе.

Из азиатского кризиса были извлечены следующие уроки:

  • Баланс в мерах регуляции со стороны ЦБ и МВФ. Во время кризиса одной из причин, у Южной Кореи, как раз стали завышенные требование МВФ к капиталу.
  • Наблюдение (регуляция) за активами, показывающими спекулятивный рост или падение цен. Например, крах доткомов произошел, частично, по тем же причинам.
  • Контроль государства за инвестициями в жизненно важные отрасли экономики и прозрачная отчетность этих отраслей.
  • Центробанк государства должен иметь необходимый запас золотого резерва, для поддержания курса национальной валюты в случае сильного падения.
  • Контроль за отношением госдолга и внешних заимствований к ВВП страны.

Ниже вы можете увидеть последствия кризиса для «Азиатских тигров» в денежном выражении.

Источник: https://www.forex.blog/aziatskij-krizis-1997-1998/

Азиатский финансовый кризис 1997 года

§2. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и новая повестка

Начало большой статьи, в которой описаны механизмы и методы использованные различными странами, ввергнутыми в финансовый кризис 1997 года. Рекомендуется к ознакомлению всем, кому интересны причины, скорость развития и последствия кризиса смоделированного МВФ.

Общие характерные черты катастрофы Азии 97года и текущего положения России: — банки перекредитовывались на западе, занимаясь расшерением компаний, а не эффективностью (национальная валюта росла к доллару — соответвенно кредит постоянно уменьшался, …

); — деньги получали зачастую неэффективные люди, которые были «ближе» к власти; — договорённости между компаниями строились на трастах, семейных связях, «бамбуковой сети» и др (не на контрактах); — валюта вкладывалась для выявления молниеносной прибыли, а не развития производств и предприятий..

— азиатский кризис 1997 года считается прородителем обвала России в 1998 году…

Страны, наиболее сильно пострадавшие от азиатского финансового кризиса 1997

Азиатский финансовый кризис охватил бо́льшую часть Восточной Азии в июле 1997 году и вызвал опасения крупномаштабного экономического кризиса во всем мире.

Кризис начался в Таиланде (он известен как кризис Tom Yum Goong) с краха тайского бата, в результате правительство страны было вынуждено ввести «плавающий курс» из-за недостатка резервов в иностранной валюте, с помощью которой оно поддерживало фиксированный обменный курс.

В этот период Таиланд накопил бремя внешней задолженности, которое сделало страну банкротом еще задолго до падения собственной валюты.

С распространением кризиса, большинство стран Юго-Восточной Азии и Япония испытывали сильное падение национальных валют, девальвацию фондовых рынков и резкое повышение частного долга, сопровождаемое падением стоимости активов.

транами, наиболее пострадавшими от кризиса, являются Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Лаос, Малайзия и Филиппины. Бруней, Китай, Сингапур, Тайвань и Вьетнам были затронуты в меньшей степени, хотя и пострадали от потери спроса и уверенности во всем регионе.

В 1993-96 годах в четырёх крупных странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии(далее в тексте ASEAN) отношение иностранного долга к ВВП возросло со 100% до 167%. Только в Южной Корее отношение долга сначала увеличилось с 13 до 21%, а затем повысилось до 40%, в то время как в северных индустриальных странах дела обстояли значительно лучше.

После того, как большинство стран Азии озвучили фискальную политику, Международный валютный фонд (далее в тексте МВФ) инициировал программу помощи в размере $40 миллиардов для стабилизации валют стран, особенно сильно пострадавших от кризиса: Южной Кореи, Таиланду и Индонезии.

Однако усилия, направленные на столпы экономического кризиса не дали больших результатов. После дестабилизации внутренней ситуации в Индонезии, 21 мая 1998 года, после 30 лет пребывания у власти, президент Сухарто был вынужден уйти в отставку  в результате беспорядков, последовавших после резкого повышения цен, вызванных девальвации курса рупии.

В 1998 году рост Филиппин рухнул практически до нуля.

Хаджи Мухаммед Сухарто, президент Индонезии 27 марта 1968 г. — 21 мая 1998 г.)

Последствия кризиса сказывались ещё достаточно долго и после 1998 года. Только Сингапур и Тайвань оказались относительно изолированы от экономического шока, однако, и они понесли серьезные потери, более или менее удар смягчился благодаря размеру стран и их географическому расположению. Только к 1999 году аналитики увидели признаки восстановления стран Азии.

После азиатского финансового кризиса 1997 года, правительства стран региона тщательно работают над финансовой стабильностью и надзором за движением капитала. До 1999 года, Азия привлекала более половины общих инвестиций в развивающиеся страны.

Правительствами стран Юго-Восточной Азии поддерживались высокие процентные ставки для привлечения иностранных инвесторов, ищущих высокой доходности. В результате, экономика региона получила большой приток денег и испытала резкий разбег цен на активы.

 В конце 1980-х и в начале 1993 года, региональные экономики Таиланда, Малайзии, Индонезии, Сингапура и Южной Кореи выделялись высокими темпами роста 8-12% ВВП — в последствии это достижение было отмечено, как «азиатское экономическое чудо».

Кредитные пузыри и фиксированный обменный курс валют

Рассматривают много причин катастрофы. Подпитываемая горячими деньгами (англ. hot money) экономика Таиланда превращалась в экономический пузырь требующий всё больше и больше вложений, в результате чего размер пузыря рос.

Аналогичная ситуации сложилась в Малайзии и Индонезии, в которых ситуация дополнительно осложнялась так называемым «клановым капитализмом». Поток краткосрочных капиталов зачастую концентрировался для извлечения быстрой прибыли.

Деньги шли на развитие неконтролируемым образом, и зачастую доставались неэффективным людям особо не подходившим на должность, но тем кто был ближе к власти.

В середине 1990-х Таиланд, Индонезия и Южная Корея имели большой частный дефицит текущего счета, а обслуживание фиксированного обменного курса способствовало внешним заимствованиям, это и стало причиной подверженности валютным рискам в финансовых и в корпоративных секторах.

В середине 1990-х экономическая обстановка начала изменяться: девальвация китайского юаня и японской йены из-за “Плаза соглашений” 1985 года, подъем американских процентных ставок, которые привели к сильному доллару США и острому снижению цен на полупроводники; оказали негативное влияние на экономический рост. Американская экономика, восстанавливалась от рецессии начала 1990-х и Федеральный резервный банк при Алане Гринспене для препятствования инфляции начал поднимать процентные ставки.

Алан Гринспен, 13-й председатель совета управляющих Федеральной резервной системы

Для инвесторов, Соединенные Штаты стали более привлекательны, чем Юго-Восточная Азия с высокими процентными ставками на краткосрочные заимствования, что подняло покупательную способность доллара, а так как курс валют стран региона определялся отношением к доллару, то более высокий доллар заставил их собственный экспорт стать дорогим и неконкурентоспособным на мировых рынках, в то же время рост экспорта существенно замедлился ещё весной 1996 года, тем самым ухудшив положение.

Некоторые экономисты выдвигают причину замедления роста экспорта стран АSЕАН—  рост экспорта Китая, хотя некоторым экономистам эта причина не нравится, они утверждают,  что главной причиной кризиса стали чрезмерные спекуляции на рынке недвижимости.

Китай начал эффективно конкурировать с другими азиатскими экспортерами ещё с 1990-ого года, после реализации ряда экспортно-ориентированных реформ.

Эта причина подтверждается тем, что страны АSЕАН и Китай в начале 1990-х одновременно испытывали стремительный рост экспорта.

Многие экономисты считают, что азиатский кризис был создан не рыночной психологией или технологией, а политической. Доступный большой доле заёмщиков кредит, вызвал толчёк цен вверх на многие активы до неустойчивых уровней. В конце концов цены на активы начали падать и в результате отдельные лица и компании объявили дефолт по долговым обязательствам.

Паника среди кредиторов и изъятие кредитов

Паника среди кредиторов привела к большому выводу кредитов из кризисных стран, в результате чего кредитный кризис перерос в банкротства.

Кроме того, иностранные инвесторы пытались забрать свои деньги и рынок обмена валют был дополнительно наводнен валютой стран кризиса, что дополнительно оказывало обесценивающие давление на курсы этих валют.

Для предотвращения валютного краха, правительства стран, во-первых, подняли процентные ставки на чрезвычайно высокие уровни, в надежде остановить отток капитала путем привлечения кредитования по более привлекательным ставкам, во-вторых стали вмешиваться в валютный рынок, скупая излишки национальной валюты по фиксированному обменному курсу за счёт валютных резервов. Однако, ни одна из этих политических мер не может быть сохраняться долгое время.

Очень высокие процентные ставки, могут быть крайне разрушительным и для здоровой экономики, они сеют хаос и перспективы развития страны становятся достаточно туманны, не говоря уже про экономики находящиеся в хрупком состоянии, и это когда валютные резервы центральных банков обескровлены поддержкой курса национальной валюты.

Когда стало ясно, что прилива капитала способного спасти страны, добиться  не получилось, власти перестали защищать фиксированный обменный курс и перешли к плавающему валютному курсу.

В результате валютные обязательства, выраженные в отечественной валюте существенно выросли, а следствием этого стало большое количество банкротств и дальнейшее углубление кризиса.

Другие экономисты, в том числе Джозеф Стиглиц и Джеффри Сакс, предлагают не преувеличивать роль реального сектора экономики по сравнению с финансовым рынком. Быстрота, с которой кризис произошёл побуждает сравнивать его с классическим банковским кризисом — бег капитала.

По совету МВФ, правительства стран кризиса осуществляли строгую денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Однако, Фредерик Мишкин указывает, что на финансовых рынках появилась асимметричная информация, которая побудила инвесторов поддаться «стадному чувству», что увеличиваются риски в реальном секторе экономики.

 Таким образом, изучение кризиса привлекает больше поведенческих экономистов, интересующихся рыночной психологией.

Bank Run происходит, когда в банковской системе с частичным резервированием (банки хранят небольшую долю своих активов наличными, в то время, как денежные средства переводят в другие активы, такие как государственные облигации, драгоценные металлы или камни) большое количество клиентов снимает наличные деньги с депозитных счетов, потому что считают, что финансовое учреждение может стать неплатежеспособным — такой феномен называется бегством капитала.

Другой возможной причиной внезапного шока может быть связано с деколонизацией и передачей Британского Гонконга с 1 июля 1997 года Китаю. В 1990-х, горячие деньги полетели в регион Юго-Восточной Азии в том числе через такие финансовые центры, такие как Гонконг.

Инвесторы часто не знали реальных рисков соответствующих экономик, и как только кризис охватил регион, в сочетании с неопределенностью политического будущего Гонконга, некоторых инвесторы вывели все свои активы из Азии полностью, что ухудшило и без того тяжёлое финансовое положение.

Применение сетевого анализа объясняет взаимосвязь финансовых рынков и показывает значимость надёжности основных узлов. Любые внешние негативные воздействия на отдельные участки создают волновой эффект отражающийся по всей финансовой системе и экономике в целом.

Министры иностранных дел десяти стран АSЕАН считают, что имела место слаженная манипуляция валютой, целью которой было преднамеренная дестабилизация экономики стран. Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад обвинил Джорджа Сороса в гибели экономики Малайзии и «массовым валютных спекуляциям».

Сорос утверждает, что был покупателем малайзийских ринггитов во время их падения, а короткие позиции «SHORT», были открыты только в 1997 году.

На тридцатом совещании стран АSЕАН, состоявшемся в Субанг-Джая в Малайзии,министры иностранных дел приняли совместное заявление от 25 июля 1997 года выразив серьезную озабоченность и призвали в дальнейшем к активизации сотрудничества стран и обеспечению взаимных интересов.

Кстати, в тот же день, большинство центральных банков стран пострадавших в кризис участвовали в EMEAP — дословно: эксклюзивной встрече стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в Шанхае, и у них не получилось оперативно достигнуть «новых соглашений о займах».

Годом ранее 17 марта 1996 года, министры финансов этих же стран принимали участие в третьей встречеАТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество) в Киото, Япония, и  они были не в состоянии удвоить количество доступных кредитов в рамках «Генерального соглашения о займе» и «Механизма чрезвычайного финансирования».

Как таковой, ситуацию можно рассматривать как неспособность адекватно отслеживать потенциальный кризис и во-время предотвратить манипуляции с валютой.

Эта гипотеза пользуется особой поддержкой среди экономистов, в противовес утверждению, что один инвестор может иметь достаточно влияния на рынке для успешной манипуляции котировками валют другой страны.

Кроме того, маловероятна возможность организации и координирования массового исхода инвесторов из стран охваченных кризисом, только для того, что бы манипулировать курсом их валют.

Продолжение по ссылке:

Роль МВФ

Источник: https://smart-lab.ru/blog/305052.php

Азиатский кризис 1997-1998: причины, решения, уроки

§2. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и новая повестка

В период с июня 1997 года по январь 1998 года финансовый кризис охватил страны юго-восточной Азии. За предыдущее десятилетие Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Гонконг и Южная Корея показали один из самых высоких темпов роста в мире. Их ВВП увеличились от 6% до 9% в год.

 Однако бурный рост неожиданно закончился в конце 1997 года, когда поочередно в одной за другой стране обрушились местные фондовые рынки и валюты.

 Когда падение прекратилось в начале 1998 года, фондовые рынки во многих из этих стран потеряли более 70% своей стоимости, их валюты обесценились по отношению к доллару США, а лидеры этих стран были вынуждены обратиться за помощью в Международный валютный фонд (МВФ).

Причины кризиса

Интенсивный бум закончился в июле 1997 года, когда азиатский регион пострадал от одного из худших экономических кризисов. Крах тайской валюты (бат или THB) вызвал эффект домино в регионе, в результате чего валюты других азиатских стран подверглись давлению, а затем быстро обесценились.

В середине мая 1997 года тайский бат был подвержен массовым спекулятивным атаками, а поскольку валюта была привязана к USD, ЦБ должен был тратить валютные резервы для защиты Бата.

Хотя правительство и не желало корректировать привязку к доллару США, ему не хватило иностранных резервов для поддержки THB. Поэтому 2 июля 1997 года у правительства Таиланда не было другого выбора, кроме как установить плавающий обменный курс.

THB резко обесценился на 20% и вызвал цепную реакцию, которая привела к региональному кризису.

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммед ввел строгие финансовые ограничения, надеясь взять под контроль отток капитала и привязал ринггит (MYR) к USD на уровне 1 USD = 3,8 MYR, после того, как MYR ослабла с 2,5 до 4,57.

В Южной Корее индекс акций упал на 7%. Кредитный рейтинг страны в течение нескольких месяцев снизился с A1 до B2 по шкале Moody's, что привело к дальнейшему краху на фондовом рынке.

Из-за кризиса крупные автомобильные компании были либо расформированы, либо национализированы.

Инвестиционный бум. К середине 1990-х годов азиатские страны переживали беспрецедентный инвестиционный бум, большая часть которого финансировалась заемными средствами.

 В период с 1990 по 1995 год внутренние инвестиции увеличивались на 16,3% в год в Индонезии, 16% в год – в Малайзии, 15,3% –  в Таиланде и 7,2% в год в Южной Корее. Для сравнения, за тот же период инвестиции в США выросли на 4,1% в год, и на 0,8% в год во всех странах с высокими доходами на душу населения.

 Более того, темпы инвестиций ускорились в 1996 году. Например, в Малайзии инвестиции составили 43% от ВВП в 1996 году.

Избыток мощностей.

 По мере того, как объем инвестиций, предоставляемый преимущественно самими правительствами азиатский стран, раздувался в течение 1990-х годов, качество многих из этих инвестиций значительно ухудшалось.

 Слишком часто инвестиции осуществлялись на основе прогнозов относительно будущих условий спроса, которые были нереалистичными. Результатом стало появление значительных избыточных мощностей.

Например, строительный бум в Таиланде привел к появлению избыточных мощностей в жилой и коммерческой недвижимости. К началу 1997 года в Бангкоке не было занято 365 000 единиц жилья, а еще 100 000 единиц жилья планировалось завершить в 1997 году. Таким образом, к середине 1990-х годов предложение не только догнало спрос, но и существенно его превысило. 

Долговая нагрузка. К началу 1997 года масштабные инвестиции в промышленные активы и собственность создали ситуацию избыточной мощности, что привило к падению цен. При этом, высокие инвестиции привели к росту долговой нагрузки, которую компании больше не могли обслуживать.

Хуже того, большая часть заимствований для финансирования инвестиций была номинирована в долларах США, а не в локальной валюте, поскольку долларовые ставки были ниже, чем в локальной валюте. А местные валюты жестко привязывались к доллару. Отношение внешнего долга к ВВП в некоторых из этих стран выросло до 160%.

Поэтому, девальвация местной валюты привела бы к банкротству предприятий, что и произошло. 

Поднятие ставок в США. По мере того, экономика США возвращалась к стабильному росту в 1990-х годах, глава ФРС Алан Гринспеп начинал ужесточать монетарную политику для предотвращения инфляционного риска. Повышение ставок в США улучшило инвестиционную привлекательность американских активов по сравнению с азиатскими, что также оказало давление на курс локальных валют.

Помощь МВФ

Размах коллапса потребовал неотложных действий со стороны Международного Валютного Фонда, чтобы спасти потерпевшие фиаско азиатские экономики. Страны, которые серьезно пострадали, подверглись серьезному риску дефолта по своим кредитам. Однако, сценарий с дефолтом не был лучшим выходом из ситуации, учитывая, что некоторые из пострадавших стран являлись одними из самых богатых стран в мире.

Международный валютный фонд (МВФ) составил ряд мер по урегулированию кризиса, чтобы избежать дефолтов по своим кредитам. Финансовая поддержка со стороны МВФ была привязана к реформам, которые необходимо было внедрить азиатским странам, начиная от урегулирования банковской деятельности и заканчивая финансовой системой.

МВФ раздел весь пакет помощи на транши, которые предоставлялись странам после оценки соответствующих критериев, установленных МВФ. МВФ призвал страны, пострадавшие от кризиса, сократить государственные расходы и бюджетный дефицит, также правительствам необходимо было спасать неплатежеспособные финансовые учреждения и повышать процентные ставки.

Это должно было вернуть доверие к экономике каждой страны и защитить валюту.

Южная Корея получила самую большую сумму в размере $57 млрд. Другие пострадавшие страны получили гораздо меньшие пакеты помощи и согласились на многие внутренние реформы. Суммарный объем помощи составил около $110 млрд.

Азиатский экономический кризис изменил и политическую конъюнктуру в регионе. Наиболее примечательным событием на политической арене оказалась отставка премьер-министра Таиланда и президента Сухарто из Индонезии после трех десятилетий правления.

Уроки азиатского кризиса

1. Режим с фиксированным курсом валюты. Правительство, которое контролирует обменный курс должно обладать достаточным запасом золотовалютных резервов для стабилизации своей валюты.

В противном случае население потеряет доверие к ЦБ и валюта может девальвироваться, что произошло в Венесуэле в 2017 г.

А компании, финансирующие свою деятельность за счет валютных кредитов, должны обладать валютный выручкой для покрытия как валютных процентов, так и погашению валютных долгов.

2. Государственные расходы. Правительство руководило расходной составляющей по инфраструктурным проектам и стимулировало частные инвестиции в отдельные сектора, что также способствует возникновению пузырей.

3. Пузыри на рынке рисковых активов. Инвесторы должны внимательно следить, если какой-либо актив начнет резко возрастать в стоимость. Слишком часто эти пузыри в конечном итоге оборачиваются плачевно как для отдельных стран, так и мировой экономики в целом. (Подробнее о крахе доткомов читайте в статье Пузырь доткомов: история, причины, последствия)

4. Роль МВФ. МВФ часто подвергается критике за то, что требует  выполнения слишком строгих условий в своих кредитных соглашениях, особенно от таких стран, как Южная Корея во время азиатского кризиса и Греции в 2010-2012 гг. О причинах кризиса в Греции можно прочитать здесь. Чрезвычайно жесткие меры МВФ также могут оказаться причиной продолжительного кризиса.

Источник: https://www.finopedia.ru/aziatskii-krizis-1997-1998-prichiny-resheniya-uroki

Scicenter1
Добавить комментарий