§5.1. Понятие оценки воздействия на окружающую среду

Содержание
  1. Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду
  2. Понятие оценки воздействия окружающей среды
  3. В процедуре овос участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу. исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. исполнитель отвечает за полноту и достоверность соответствие их экологическим нормативам и стандартам. третий участник овос — общественность региона. он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения овос. принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях

Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду

§5.1. Понятие оценки воздействия на окружающую среду

План

Лекция 7.

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

\ Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду

2 Понятие и признаки экологической экспертизы

3. Государственная экологическая экспертиза

4 Общественная экологическая экспертиза

Проблема экологической оценки впервые возникла в США, когда пра­вительство под давлением общественного мнения в 1970 г. было вынуж­дено принять Закон о национальной политике в области окружающей среды (NEPA).

Его важными аспектами стали: требование подготовки общедоступных заявлений о воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду (ЗВОС) для всех федеральных проектов, кото­рые могут повлечь за собой значительные экологические последствия; участие общественности в формировании проекта и обоснованное при­нятие решений. Впоследствии эта практика получила распространение во всем мире, включая и Российскую Федерацию.1

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — вид деятель­ности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных пос­ледствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйствен­ной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документа­ция которой подлежит экологической экспертизе в соответствии со ст.11-12 Закона об экологической экспертизе. Так, в частности, согласно ст.

11 данного закона, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевоору­жения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности Рос­сийской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление кото­рых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Следовательно, в отношении указанных проектов будет обязательно про­ведена оценка воздействия на окружающую среду, а материалы по оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду войдут в состав документации, представляемой на экологическую экспертизу.

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий Результатами ОВОС являются: а) информация о характере и масш­табах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий; б) выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений касающихся намечаемой деятельности; в) решения заказчика по опре­делению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятель­ности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

При проведении ОВОС необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйс­твенной или иной деятельности), а также равной обязательности тре­бований о проведении ОВОС для всех без исключения физических и юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих).

Можно выделить несколько этапов проведения ОВОС. Первый этап — уведомление органов власти и информирование общественности о намечаемой деятельности, предварительная оценка и составление техничес­кого задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Второй этап — проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материа­лов по оценке воздействия на окружающую среду.

Третий этап — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения.

В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружа­ющую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

Окончательный вариант утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновыва­ющей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

r том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность еТ иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и «одготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду псуШествляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке °оздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Осу­ществление процедуры ОВОС предусмотрено и иными международны­ми документами. Так, в 1997 г. вступила в силу Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду, разработанная Европейской Эко­номической Комиссией ООН (ЕЭК ООН). Обязательность проведения ОВОС отмечалась и участниками Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро, которые в частности подчеркивали, что участие обществен­ности в оценке воздействия на окружающую среду является одной из предпосылок для достижения устойчивого развития (п. 23.2 Повестки дня на XXI век).

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты дости­жения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также выявить, проанализировать и учесть экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая «нулевой вариант» (отказ от деятельности). При этом инфор­мирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

Информирование общественности и других участников оценки воз­действия на окружающую среду на этапе уведомления, предваритель­ной оценки и составления технического задания на ее проведение осуществляется заказчиком.

Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объек­та государственной экологической экспертизы, а хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействия.

В публикации представляются сведения о названии, целях и мес­торасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за органи­зацию общественного обсуждения; предполагаемой форме обществен­ного обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.), также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и иной информации.

Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликова­ния информации. Данные замечания и предложения учитываются при

составлении технического задания по оценке воздействия на ружу щую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздей твия на окружающую среду.

На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уТоч няется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесо­образности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду. При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слу­шаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опаснос­ти намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Общественные обсуждения — комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование обще­ственности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Порядок проведения общественных обсуждений определяется органа­ми местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.

Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по ОВОС в течение всего срока с момента утверж­дения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности. Существуют позитивные примеры работы данной право­вой нормы. Так, в январе 2005 г.

в Иркутске были проведены обществен­ные слушания в рамках процедуры ОВОС, в которых приняло участие более 160 человек. Предметом обсуждения был проект газификации Иркутской области, предусматривавший несколько этапов. В целом проект получил положительную оценку принявшей участие в обсужде­нии общественности; замечания носили уточняющий характер.

Тем не менее, все замечания были занесены в протокол с обещанием разработ­чиков по их учету в ходе доработки проекта.

В феврале 2006 г. состоялись общественные слушания по оценке воз­действия на окружающую среду «Технико-экономического обоснования строительства газопровода Ковыкта — Саянск — Иркутск» в нескольких муниципальных образованиях на территории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.1

Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду опре­деляется порядком ее проведения и зависит от вида намечаемой хозяйс­твенной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспер­тизы. Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной

В заключение следует отметить не совсем удачную формулиров­ку п.2 ст.32 Закона об охране окружающей среды по поводу участия «общественных объединений» в процедуре ОВОС. Общественные эко­логические объединения являются разновидностью некоммерческих юрпдических лиц (ст.

117 ГК РФ), а возможность широкого участия последних в природоохранной деятельности предусматривается ст. 12 Закона об охране окружающей среды.

Поэтому сужение прав некоммер­ческих юридических лиц на участие в ОВОС можно рассматривать как недостаток юридической техники данного закона.

Источник: https://studopedia.su/16_138137_ponyatie-i-znachenie-otsenki-vozdeystviya-na-okruzhayushchuyu-sredu.html

Понятие оценки воздействия окружающей среды

§5.1. Понятие оценки воздействия на окружающую среду

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие оценки воздействия окружающей среды

2. Участники, цели, задачи проведения ОВОС

3. процедура, применение и этапы проведения ОВОС

Заключение

Список литературы

 

Введение

Антропогенная нагрузка на природу постоянно возрастает, увеличивается значимость негативных изменений в окружающей среде, усиливается необходимость их устранения. Однако, природоохранные меры не дают желаемого результата.

Острота экологической напряженности нарастает.

Становится очевидным, что человечество все больше нуждается не столько в эффективных способах ликвидации экологических последствий хозяйственной и иной деятельности, сколько в надежных механизмах их предупреждения.

Наибольшее развитие системы ОВОС в нашей стране пришлось на конец прошлого столетия второй половине 90-х годов. В это время было выпущено основное количество нормативных документов по этому направлению.

Однако экономическая ситуация в стране не позволила полноценно внедрить все необходимые положения оценки воздействия. Процедуру ОВОС посчитали слишком громоздкой для применения во всех случаях. Полноценное применение стали употреблять все реже и реже, а с вступления в силу изменений в 2007 г.

в закон «Об экологической экспертизе» с удалением большинства объектов экспертизы процедура ОВОС практически прекратила свое существование.

Тем не менее, в последние месяцы руководство страны начало уделять самое пристальное внимание экологическим аспекта, что дает определенную надежду на если не полное, то хотя бы частичное возвращение этой проверенной и во многом необходимой процедуры.

 Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ.

Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment).

Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

 

1. Понятие оценки воздействия окружающей среды

Для формирования понятия ОВОС имеет смысл вновь обратиться к обсуждению сути экологических проблем. Представим себе некий объект хозяйственной деятельности, который «погружен» на конкретную территорию (в материально-вещественный слой), оказывающую разнообразные воздействия на среду обитания.

Первым мысленным пространством, в котором окажется будущий объект, будет пространство воздействия на окружающую среду. Оказанные воздействия означают, что объект при своем существовании и функционировании что-то из окружающей среды изымает и что-то привносит.

Воздействие на окружающую среду — единовременный или периодический акт либо постоянный процесс привнесения и/или изъятия любой материальной субстанции или энергии по отношению к окружающей среде, приводящий к изменению ее состояния.

Оказываемые воздействия вызывают чрезвычайно многочисленные процессы изменений в окружающей среде, подобно кругам на воде от брошенной горсти камней. При этом важным является то, что, как таковые, изменения в его среде обитания для человека ничего не означают.

Однако, когда эти изменения, складываясь в некие совокупности, осознаются обществом (в интеллектуальном слое) и оцениваются им как «эффекты», отражающиеся на здоровье людей или условиях их жизнедеятельности (в социальном слое), появляется третье пространство — поле последствий (экологических, социальных, экономических и др.).

Последствия — осознаваемые субъектами (отдельными людьми, определенными социальными группами или профессиональными сообществами) изменения окружающей среды, происшедшие или могущие произойти под воздействием хозяйственной и/или иной деятельности и приводящие к ухудшению здоровья и условий жизнедеятельности людей в настоящем или будущем.

Применительно к «воздействию» и «последствию» в методологии ОВОС используется только одна пара описания взаимосвязей и явлений: воздействие — последствие в трехэлементном мире. В качестве интерпретации трехэлементного мира выделяют:

  • действующий субъект;
  • объект, на который оказывается воздействие (человек, природный или искусственный объект);
  • среда, в которой объект живет и функционирует (среда его обитания).

Воздействие означает результат реализации намечаемой деятельности, с одной стороны, и его естественные следствия — с другой. И то и другое концентрируется внутри объекта. Последствия наступают за рамками объекта, в среде его существования. На основе всего вышесказанного можно сформировать следующие самые общие представления об ОВОС:

1) ОВОС — анализ всех разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе «взвешенных» социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

2) ОВОС — форма, в рамках которой инициатор намечаемой деятельности (заказчик/разработчик) фиксирует и представляет обществу совокупность условий, в которых он осуществлял выработку решений по объекту.

3) ОВОС — один из механизмов принятия решения, с помощью которого инициатор, органы власти, принимающие решение «разрешить — не разрешить ее осуществление», могут иметь ясную картину изученных альтернативных возможностей и последствий их реализации. [1]

Совокупность приведенных представлений позволяет сформулировать итоговое понятие ОВОС как структурированного процесса учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии

В процедуре овос участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу. исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. исполнитель отвечает за полноту и достоверность соответствие их экологическим нормативам и стандартам. третий участник овос — общественность региона. он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения овос. принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях

Цель и задачи проведения ОВОС.

Появление идеи ОВОС обусловлено объективными причинами заинтересованностью людей в такой организации хозяйственной деятельности на территории, которая позволяла бы сохранить среду обитания и не подрывать основу существования человека как биологического организма, социального индивида и духовной личности.

Следовательно, цель проведения ОВОС состоит в подготовке экологически обеспеченных хозяйственных и иных решений. Цель — нечто, увязанное со временем и измеримое в смысле состояния. Достижение сформулированной цели проведения ОВОС объективно работает на всех участников системы принятия решений и обеспечивается решением следующих задач.

Задача — цель, обеспеченная средствами.

  • Во-первых, выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду района реализации хозяйственного проекта.
  • Во-вторых, прогнозирование и оценка изменений окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления намечаемой деятельности.
  • В-третьих, предсказание (искусственно-техническое формирование) и классификация по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.
  • В-четвертых, учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.

При проведении ОВОС следует руководствоваться следующими основными принципами:

1) соучастия общественности, что является главным условием проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о хозяйственном развитии, осуществление которых окажет или может оказать воздействие на окружающую среду. При этом смысл соучастия заключается в причастности к выработке решений, а не в «участии в кампании»;

2) открытости экологической информации — при подготовке решений о реализации хозяйственной деятельности используемая экологическая информация должна быть доступна для всех заинтересованных сторон;

3) упреждения — процесс ОВОС должен проводиться начиная с ранних стадий подготовки решений по объекту вплоть до их принятия;

4) альтернативности и вариантности — в процессе подготовки решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности должны рассматриваться все возможные альтернативы (и варианты каждой из альтернатив) для того, чтобы существовала возможность выбора наиболее приемлемых из них с учетом возможных неблагоприятных последствий их осуществления;

5) интеграции, что означает, что все аспекты осуществления намечаемой деятельности (социальные, экономические, медико-биологические, демографические, технологические, технические, природно-климатические, нравственные, природоохранные, инженерные, архитектурно-планировочные и др.) должны рассматриваться во взаимосвязи;

6) разумной детализации — исследования в рамках ОВОС должны проводиться с такой степенью детализации, которая соответствует значимости возможных неблагоприятных последствий реализации проекта хозяйственной деятельности;

7) последовательности действий — при проведении ОВОС должна строго выполняться последовательность действий в осуществлении этапов, процедур и операций.

Очевидно, что указанные принципы проведения ОВОС базируются на более широких концептуальных посылках регулирования природопользования и охраны окружающей среды.[2]

3. Процедура, применение и этапы проведения ОВОС

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний.

Область применения ОВОС, обязательность и полнота проведения ее этапов и процедур для различных видов хозяйственной деятельности являются, безусловно, предметом договоренности в обществе.

В различных странах этот вопрос решается по-разному, в зависимости от остроты экологической ситуации, степени озабоченности общества по этому поводу, а также строения системы принятия решений. Однако подход везде примерно одинаков и заключается в следующем.

[3] Во-первых, в системе принятия решений выделяются те виды документации, в которых закладываются основные решения по развитию намечаемой деятельности.

Реализация деятельности «в материально-вещественном слое» на самом деле осуществляется практически только по одному виду документации — рабочему проекту строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) предприятия.

В процессе собственно строительства объекта, особенно если он уникальный, нередко вносится столько изменений, что от задуманного по проекту, исходя из возможностей строительной техники и по другим причинам, остается около 50 %. Это необходимо для того, чтобы «захватить» все стадии подготовки хозяйственных решений, на которых наиболее эффективно можно «включить» процесс ОВОС. Чем позже будут использованы процедуры и операции ОВОС, тем меньше шансов вернуть средства, уже вложенные в подготовку решения, и существует большая вероятность дополнительных затрат на изменение решений после заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно Закону Российской Федерации «Об экологической экспертизе» (статья 14) вся документация, подлежащая государственной экологической экспертизе, должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду». Традиционно ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации :

1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);

4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

Во-вторых, составляются списки (перечни) объектов и видов хозяйственной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке или не проводится вообще. В России ОВОС проводится в полном объеме только для 33 объектов и видов деятельности .

Во всех других случаях вопрос о полноте проведения ОВОС решается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России.

При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России он принимает решение с учетом заключения этого Министерства.

Главным критерием для объектов, не вошедших в перечень, подготовка обосновывающей документации на строительство которых сопровождается ОВОС в полном объеме, является отношение общественности к тому или иному виду деятельности.

Это отношение складывается из массы факторов, но основную роль играют экологическая ситуация на конкретной территории и вероятность распространения воздействий на территории с особым правовым статусом или на зоны особой природной чувствительности. Особо следует рассматривать виды деятельности, воздействие которых, в зависимости от природных условий, может быть как благоприятным, так и вредным.

Кризисная экологическая ситуация на территории способна создать множество проблем, связанных с возможностью развития на ней новых видов хозяйственной деятельности.

Например, когда по требованию местных жителей и представителей органов местного самоуправления была проведена ОВОС строительства гостинично-спортивного комплекса «Спорт-Локомотив» (на Новорязанской улице в Бауманском районе г. Москвы), были выявлены причины крайне неблагоприятной экологической обстановки в микрорайоне.

Однако вместо решения экологических проблем за счет (частично) средств заказчика гостиничного комплекса местные жители приняли решение о запрещении строительства на уже выделенном участке. Причина — взаимное недоверие населения, хозяйствующего субъекта и органов власти.

К территориям с особым правовым статусом относятся памятники природы местного, регионального и федерального значения, территории расселения малочисленных народов, а также зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, которые должны быть объявлены таковыми в установленном порядке.

К территориям особой природной чувствительности относятся:

1) территории с неустойчивыми экосистемами (например, район распространения многолетней мерзлоты);

2) территории, имеющие особое природохозяйственное значение (например, бассейн нерестовой реки, места гнездований птиц, зимовий и т.п.);

3) ареалы распространения растений и животных, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.

Таким образом, можно выделить следующие критерии отнесения видов деятельности к тем, которые подлежат ОВОС:

  • объект или вид деятельности находится в Перечне, в соответствии с которым ОВОС проводится в полном объеме;
  • реализация проекта предполагается в районе, который имеет особый правовой статус или особую природную чувствительность;
  • местное население считает необходимым проведение ОВОС из-за озабоченности экологической ситуацией.

Однако, сколь бы универсальным ни был используемый тот или иной метод отбора, инициатор намечаемой деятельности никогда не застрахован от возникновения ситуации, при которой он столкнется с нежеланием представителей общественности и населения, проживающего на данной территории, соглашаться на размещение предлагаемого объекта, не попадающего ни в одну из указанных категорий, и местного органа власти выдать разрешение на природопользование без проведения ОВОС.

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  • Скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
  • Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  • Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  • Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

 

Заключение

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института.

В общих чертах они публикуются в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации и специализированном журнале.

Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС.

Задачи оценки неоднородности экспертной группы, получения групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия планируемой деятельности на окружающую среду решаются методами математико-статистического системного анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспечения экологической экспертизы и ОВОС.

Главные выводы, которые можно сделать в завершение:

  • ОВОС — это объективное явление современного мира, переводящее бесконечные разговоры об охране окружающей среды в плоскость практических и эффективных действий в системе принятия решений о хозяйственном развитии;
  • ОВОС позволяет результативно использовать весь накопленный опыт природоохранной деятельности и вырабатывать экологически обеспеченные хозяйственные решения, осуществление которых гарантированно не приведет к неприемлемым экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям;
  • основной задачей развития методологии ОВОС является отработка на практике соответствующих процедур и операций при подготовке различных видов обосновывающей документации с последующим закреплением норм и правил проведения ОВОС на уровне федерального законодательства.

 

Список использованной литературы

  1. Букс И.И., Фомин СЛ. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Программа курса и учебно-методические материалы. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 146 с.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/ekologiya-ohrana-prirody/ponyatie-ocenki-vozdeystviya-okruzhayuschey-sredy/

Scicenter1
Добавить комментарий