1.1.4. Отражение выручки от оказания услуг по проживанию в

Энциклопедия решений. Учет выручки от оказания услуг | ГАРАНТ

1.1.4. Отражение выручки от оказания услуг по проживанию в

Учет выручки от оказания услуг

Организация, применяющая общую систему налогообложения, оказала заказчику услуги. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете выручку от оказания услуг?

Юридические аспекты

Согласно п. 1 ст.

 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ правила главы 39 ГК РФ являются общими нормами для договоров оказания услуг (за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным отдельными главами ГК РФ).

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде (статьи 702-739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также специфике договора возмездного оказания услуг.

Бухгалтерский учет

Выручка от оказания услуг признается организацией доходом от обычных видов деятельности в сумме, согласованной сторонами в договоре (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Выручка признается в бухгалтерском учете при выполнении условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, а именно:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

В бухгалтерском учете выручка признается независимо от того, поступили денежные средства в оплату или нет (метод начисления).

В соответствии с п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 9/99).

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»(отражается дебиторская задолженность покупателя) на дату оказания услуг (п.п. 5, 6.1, 12 ПБУ 9/99). Одновременно себестоимость оказанных услуг списывается со счета 20 в дебет счета 90, субсчет 90 «Себестоимость продаж» (п.п. 5, 16, 19 ПБУ 10/99). 

Если организация оказывает услуги в рамках одного договора, действие которого рассчитано на длительный период времени (более одного отчетного периода), то выручка в бухгалтерском учете может признаваться по мере готовности услуги или по завершении оказания услуги (п. 13 ПБУ 9/99). 

В отношении разных по характеру и условиям оказания услуг организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки.

Документооборот

Законодательством не установлены конкретные документы, требуемые для оформления оказания услуг. Составление акта об оказании услуг не является обязательным. Поэтому перечень документов, которые должны быть оформлены, может быть установлен сторонами в договоре.

К документам, подтверждающим получение выручки от оказания услуг, можно отнести, в частности:

— договор, в котором предусматривается порядок и условия приема оказанных услуг;

— акт приемки результатов оказания услуг, подтверждающий факт оказания услуг;

Если из требований законодательства и (или) условий договора об оказании услуг (по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом) не следует, что акт об оказании услуг подлежит ежемесячному составлению, то для целей документального подтверждения в налоговом учете доходов ежемесячное составление актов не требуется.

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных бланков «первички» организации могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. 

Важно, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Это надо учитывать при разработке собственных бланков.

При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Источник: https://base.garant.ru/57970889/

Признание и измерение выручки от предоставления услуг и выполнения работ: МСФО (IAS) 18 и 11

1.1.4. Отражение выручки от оказания услуг по проживанию в

09.09.2011 Бухгалтерский ДЗЕНподписывайтесь на наш канал Данная статья М.Л. Пятова и И.А. Смирновой (СПбГУ) посвящена особенностям признания и измерения выручки, полученной от предоставления услуг, определяемым положениями действующего МСФО (IAS) 18.

Также в статье, рассматриваются вопросы признания выручки от выполнения работ, которые определяются положениями МСФО (IAS)11 «Договоры подряда».

Говоря об отражении выручки в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО, следует отметить, что правила признания выручки от предоставления услуг и выполнения работ определяются не только МСФО (IAS) 18 «Выручка».

Это связано с тем, что некоторые виды услуг (работ) выполняются не единовременно,  а в течение нескольких отчетных периодов. В таком случае действуют специальные правила определения величины выручки, относимой к отчетному периоду, признания расходов, создающих выручку, и определение финансового результата соответствующей операции.

Эти правила более подробно определяются МСФО (IAS) 11 «Договоры подряда»  (или «Договоры на строительство»).  В связи с этим, данная статья рассматривает правила применения положений двух стандартов: IAS 18 и IAS 11.

Говоря об отражении выручки в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО, следует отметить, что правила признания выручки от предоставления услуг и выполнения работ определяются не только МСФО (IAS) 18 «Выручка». Это связано с тем, что некоторые виды услуг (работ) выполняются не единовременно,  а в течение нескольких отчетных периодов.

В таком случае действуют специальные правила определения величины выручки, относимой к отчетному периоду, признания расходов, создающих выручку, и определение финансового результата соответствующей операции.

Эти правила более подробно определяются МСФО (IAS) 11 «Договоры подряда»  (или «Договоры на строительство»).  В связи с этим, данная статья рассматривает правила применения положений двух стандартов: IAS 18 и IAS 11.

Согласно требованиям МСФО (IAS) 18, выручка от предоставления услуг может быть признана в бухгалтерском учете, только если ей можно дать надежную оценку. Такая оценка может быть получена при одновременном выполнении указанных Стандартом условий:

«(a) сумма выручки может быть надежно измерена;

(b) вероятно получение организацией экономических выгод, связанных с операцией;

(c) стадия завершенности операции по состоянию на конец отчетного периода может быть надежно определена;

(d) затратам, понесенным при выполнении операции, и затратам, необходимым для ее завершения, можно присвоить надежную оценку».

Организация может дать надежную оценку параметрам операции только в том случае, если она согласует с другими  участниками операции  способ и сроки расчетов, величину получаемого возмещения, а права каждой из сторон сделки по оказанию услуг обеспечены юридической защитой.

В Стандарте специально оговаривается, что организация должна иметь эффективную внутреннюю систему финансового планирования и отчетности, которая позволит проводить проверку и пересмотр выручки по сделке по мере предоставления услуг и согласования процесса исполнения сделки с заказчиком.

Необходимость таких пересмотров очевидна в условиях роста цен, изменения требований заказчика, при этом пересмотр не означает, что результат операции не может быть надежно оценен.

В некоторых случаях, характерных для начальных этапов предоставления услуг, когда  результат операции не поддается надежной оценке, но вероятно, что заказчик возместит понесенные затраты, выручка может быть признана в пределах возмещаемых затрат по операции, которые она должна покрыть. Поскольку результат операции не может быть надежно определен, прибыль не признается.

Если существуют сомнения относительно вероятности возмещения понесенных затрат заказчиком, выручка не может быть признана, а понесенные затраты признаются в качестве расхода. Устранение неопределенности, препятствовавшей надежной оценке результата договора, приводит к признанию выручки на общих основаниях.

Выручка может быть признана, только если «вероятно поступление в организацию экономических выгод». Это означает, что у руководства организации практически нет сомнений в погашении дебиторской задолженности заказчика.

Здесь важно обратить внимание на то, что, согласно МСФО, если возникает неопределенность в отношении получения суммы, уже включенной в выручку, то данная сумма признается в качестве расхода, корректирующего дебиторскую задолженность заказчика, но не в качестве корректировки первоначально признанной выручки.

В Приложении к Стандарту МСФО (IAS) 18  приведено множество примеров признания выручки по оказанию услуг. В частности, указывается, что если отпускная цена на товар включает сумму для последующего обслуживания, то данная сумма признается в качестве выручки за период, в течение которого выполнено такое обслуживание.

Комиссионное вознаграждение за размещение  рекламы в СМИ признается выручкой в том периоде, когда соответствующая реклама публикуется и становится доступной.

Отсрочка признания выручки допускается, когда необходимо покрыть ожидаемые затраты на оказание услуг согласно договору, с тем, чтобы признать соответствующую прибыль от оказанных услуг.

Признание выручки за оказание финансовых услуг зависит от целей самих услуг, а также от вида соответствующего финансового инструмента.

Здесь, согласно МСФО, необходимо различать поступления средств, которые являются неотъемлемой частью эффективной процентной ставки финансового инструмента, и поступления, которые заработаны за собственно оказанные услуги.

Например, платежи, взысканные компанией для обслуживания займа, признаются как выручка, поскольку услуги оказаны, комиссионное вознаграждение по предоставлению акций признается как выручка, когда акции были выделены клиенту.

Выручка от театральных представлений, концертов, банкетов и иных специальных событий признается в том отчетном периоде, когда указанное отдельное событие имело место.

Когда билеты на множественные события проданы, платежи относятся к каждому отдельному событию на основе, которая отражает степень выполнения каждого события.

В любом случае из всех приведенных в Приложении примеров критическим для признания выручки событием является факт оказания услуг.

Стандарт указывает, что выручка признается в соответствии объемом оказанных услуг и определяется степенью завершенности операции на конец отчетного периода, то есть на основе метода процента выполнения.

Стадия завершенности операции определяется различными путями, которые организация выбирает сама, исходя из обеспечения надежного измерения выполненной работы.

Это может быть сделано, например, на основе: анализа предоставленных услуг (выполненных работ); доли или процента предоставленных услуг на отчетную дату к общему объему услуг; соотношения затрат, понесенных на данный момент, к оценочной величине общих затрат по сделке.

Следует отметить, что в затраты, понесенные на отчетную дату, включаются лишь те, которые отражают предоставленные на эту дату услуги. В оценочные совокупные затраты по сделке включаются только затраты, отражающие предоставленные или подлежащие предоставлению услуги. При этом по общему правилу предоплата и авансы, полученные от заказчиков, для оценки оказанных услуг не принимаются во внимание.

Стандартом допускается признание выручки и на равномерной основе,  если услуги предоставляются неопределенным количеством действий на протяжении определенного периода времени, и если нет основания для  применения иного метода, лучше отражающего стадию завершенности.

Тем не менее, в тех случаях, когда какое-либо действие в схеме оказания услуг является намного более значительным, чем другие, то признание выручки должно быть отложено до выполнения этого действия.

Например, оказание услуг по установке программного обеспечения может потребовать выполнения нескольких незначительных предварительных процедур, которые могут носить длительный характер.

В таком случае до собственно установки программного обеспечения выручка не должна признаваться.

Таким образом, выручка при оказании услуг признается в том же отчетном периоде, когда услуги предоставляются.

МСФО (IAS) 18 прямо делает ссылку на  МСФО (IAS) 11 «Договоры подряда», отмечая, что при выполнении работ требуется признавать выручку на этой же основе.

Требования указанного стандарта в целом применимы для признания выручки и соответствующих расходов по сделке, предполагающей предоставление услуг.

Выручка по договору подряда на выполнение работ (в частности, строительных работ) включает помимо выручки, изначально предусмотренной договором, суммы дополнительных отклонений (корректировок), претензий и поощрительных платежей.

Отклонения могут быть связаны с изменением сметных затрат, спецификаций, срока исполнения договора. Они должны быть утверждены заказчиком.

Претензия — это сумма, которую подрядчик намеревается получить от заказчика в качестве возмещения затрат, не включенных в цену договора. Претензии могут быть обусловлены задержкой платежей со стороны заказчика, ошибками в спецификациях или конструкции, а также спорными отклонениями в работах по договору.

Поощрительные платежи — это дополнительные платежи, уплачиваемые подрядчику, например, за досрочное выполнение работ по договору.

Согласно МСФО (IAS) 11, поощрительные платежи включаются в выручку по договору, если сумма выручки по согласованию сторон договора при переходе от одного отчетного периода к другому может изменяться в некоторых ситуациях.

Стандарт приводит соответствующие примеры:

«(a) подрядчик и заказчик могут согласовать суммы отклонений или претензий, которые увеличивают или уменьшают выручку по договору в периоде, следующем за периодом, в котором договор был первоначально согласован;

(b) сумма выручки, согласованная в договоре с фиксированной ценой, может увеличиться в соответствии с положениями, предусматривающими увеличение выручки при увеличении затрат;

(c) сумма выручки по договору может уменьшиться в связи со штрафами, возникшими в результате задержки выполнения договора со стороны подрядчика; или

(d) если договор с фиксированной ценой предусматривает фиксированную цену за единицу работ, выручка по договору увеличивается по мере увеличения числа таких единиц».

Если результат договора на строительство может быть надежно определен, выручка и затраты по договору подряда признаются в отчете о прибылях и убытках как статьи выручки и расходов на конец отчетного периода по мере выполнения этапов по договору методом процента выполнения. Сопоставляя выручку и понесенные расходы по договору, мы получаем финансовый результат выполнения работ.

Обеспечение будущих работ по договору может привести к дополнительным затратам подрядчика, например, он может закупить материалы, оплатить вперед аренду основных средств, выплатить авансовые платежи субподрядчикам за работы, которые должны быть выполнены по договорам субподряда.  Данные затраты должны отражаться на балансе подрядчика как актив, если их возмещение заказчиком вероятно, то есть такие затраты капитализируются.

В том случае, когда ожидается убыток по договору подряда, например, при превышении совокупных затрат по договору над совокупной выручкой по договору, он должен быть признан немедленно в отчете о прибылях и убытках.

Величина убытка определяется независимо от того, было ли начато выполнение работ, степени завершенности выполнения работ или суммы прибыли, которая ожидается по другим договорам, не учитываемым как объединенный договор.

В МСФО (IAS) 11 «Договоры подряда» приводятся примеры определения степени выполнения договора в зависимости от его характера:

«(a) сравнение затрат по договору, понесенных для выполнения работ на указанную дату, с совокупными затратами по договору;

(b) экспертная оценка выполненных работ; или

(c) подсчет доли выполненных работ по договору в натуральном выражении».

Метод процента выполнения применяется в каждом отчетном периоде к текущим расчетным оценкам выручки и затрат по договору.

Корректировка расчетных оценок отражается как изменение бухгалтерской оценки в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения бухгалтерских оценок и ошибки».

Откорректированные оценки служат основанием для расчета величин выручки и расходов, признаваемых в отчете о прибылях и убытках.

Организация «А» (подрядчик) заключила договор на оказание услуг в течение 3-х лет. Стоимость оплаты услуг по договору составила 1 000 тыс. руб. Заказчик утвердил смету расходов по договору в размере 800 тыс. руб. Таким образом, организация «А» ожидает получить прибыль в размере 200 тыс. руб. за 3 года оказания услуг.Организация «А» определяет степень завершения (процент выполнении) сравнением затрат по договору, понесенных для выполнения работ на указанную дату, с совокупными затратами по договору.I ГодВ течение первого года организация «А» на оказание услуг израсходовала 400 тыс. руб. Эта сумма оказалась выше ожидавшейся по объему оказанных услуг, поскольку цены на необходимые материалы возросли. Однако, организация «А» уверена, что выручкой будут покрыты все затраты и планирует обсудить с заказчиком новую стоимость оказания услуг по договору. В данном отчетном периоде она признает сумму выручки равной понесенным затратам, поскольку изменения в договор пока не внесены.В отчете о прибылях и убытках (независимо от полученных денежных средств заказчика) будет отражено:Выручка         400 Себестоимость          400 Валовая прибыль         0II ГодВ результате переговоров с заказчиком стоимость услуг по договору была откорректирована до 1 300 тыс. руб., а смета затрат до 1 000 руб. Таким образом, ожидаемая прибыль по договору составит 300 тыс. руб. Фактические понесенные затраты за второй год составили 300 тыс. руб.Процент выполнения за два года: [(400 + 300) : 1 000] x 100% = 70%Соответственно выручка за два года равна: 1 300 x 70% = 910 тыс. руб.Выручка за второй год: 910 — 400 = 510 тыс. руб.В отчете о прибылях и убытках организации «А» будет отражено:Выручка         510 Себестоимость          300 Валовая прибыль      210 III ГодЗа третий год фактические понесенные затраты составили 300 тыс. руб., то есть в полном соответствии со сметой затрат. Поскольку никаких корректировок в договор не вносилось, выручка за третий год определяется по остаточному значению: 1 300 — (400 + 510) = 390 тыс. руб.В отчете о прибылях и убытках организации «А» будет отражено:Выручка         390 Себестоимость          300 Валовая прибыль      90

Мы рассмотрели положения МСФО в области признания и измерения выручки от оказания услуг и выполнения работ. В следующей статье мы обратимся к вопросам, связанным с особенностями признания и измерения выручки организаций от получения процентов, дивидендов и лицензионных платежей (роялти).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/14813/

Выручка от оказания услуг

1.1.4. Отражение выручки от оказания услуг по проживанию в

И в том и другом случае, выручку отразите в том периоде, в котором услуга была фактически оказана, независимо от даты составления акта об оказании услуг или даты подписания его заказчиком или даты поступления ее в бухгалтерию.

Определять налоговую базу по НДС в первом случае нужно в день оказания услуг, а выставить заказчику счета-фактуры не позднее пяти дней после оказания услуг.

Во втором случае (по длящейся услуге) определить налоговую базу по НДС нужно в последний день налогового периода, в котором услуги были оказаны, а выставить счет-фактуру следует в течение пяти дней по окончании квартала.

Если организация не вовремя отразила выручку и реализацию, то придется подать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении реализацию работ (услуг)

Бухучет

В бухучете доходы и расходы от реализации работ (услуг) учитывайте тогда, когда работа выполнена, а услуга оказана (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Работа (услуга) считается выполненной (оказанной), когда ее результат принят заказчиком и подписаны документы, удостоверяющие это (ст. 720, 783 ГК РФ).

Значит, доходы и расходы отражайте на дату подписания этих документов как исполнителем, так и заказчиком (подп. «г» п. 12 ип. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов. Подробнее об этом см. Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства.

ОСНО: налог на прибыль

Доходом от реализации работ (услуг) является выручка (п. 1 ст. 249 НК РФ). При расчете налога на прибыль ее учитывайте на дату принятия заказчиком результатов работ, услуг (этапа работ, услуг).

То есть на дату составления и подписания сторонами документов, удостоверяющих передачу всей работы или этапа заказчику (например, акта об оказании услуг, выполнении работ) (письмо Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/2/56).

Так поступайте, если организация применяет метод начисления (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Если из договора не следует иное, по некоторым видам длящихся услуг составлять ежемесячные акты исполнителю необязательно.

К таким услугам относятся, в частности, услуги связи и аренда (письма Минфина России от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750, от 16 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/247, от 6 октября 2008 г.

№ 03-03-06/1/559 и ФНС России от 29 декабря 2009 г. № 3-2-09/279). Доход от реализации таких услуг можно отражать на основании договора.*

Ситуация: в какой момент отражать доход, если услуги оказаны в одном месяце, а акт составлен и подписан в другом месяце*

Доход отражайте в том периоде, в котором услуга была фактически оказана, независимо от даты составления акта об оказании услуг или даты подписания его заказчиком.

Это объясняется следующим.*

Под услугой налоговое законодательство понимает деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Составленный акт только формально подтверждает, что услуга оказана.

Поэтому доход от реализации услуг нужно отражать на дату их фактического оказания* (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 271 НК РФ). Аналогичная точка зрения содержится в письмах УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2008 г. № 20-12/083102 и от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041989.

ОСНО: НДС

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому в момент передачи заказчику результатов работ (услуг) или получения предоплаты по договору начислите этот налог (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Рекомендация: Как начислить НДС при реализации товаров

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:*

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.

Например, если организация отгрузила покупателю товары (выполнила для заказчика работы, оказала ему услуги), то по этой операции она должна начислить НДС, даже если оплата от покупателя (заказчика) не поступила.

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: Как для целей НДС определить дату передачи заказчику результатов выполненных работ (оказанных услуг)*

Налоговую базу определяйте на дату подписания акта приема работ (услуг).

Налоговый кодекс РФ не определяет понятие «дата передачи заказчику результатов выполненных работ (оказанных услуг)». Но из буквального толкования положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ следует, что НДС со стоимости выполненных работ (оказанных услуг) нужно начислить:

  • либо при получении аванса;
  • либо (если предоплата не предусмотрена) после того, как условия договора будут выполнены. То есть когда стороны договора подпишут акт о том, что исполнитель выполнил порученные ему работы (оказал услуги), а заказчик принял их результаты.

В отношении длящихся договоров на оказание услуг, срок действия которых охватывает более одного налогового периода по НДС, финансовое ведомство занимает другую позицию (письма Минфина России от 25 июня 2008 г. № 07-05-06/142 и от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47).

Если условиями таких договоров не предусмотрена предварительная оплата услуг, то исполнитель должен определять налоговую базу по НДС в последний день налогового периода, в котором услуги были оказаны.

Независимо от наличия двусторонних актов и сроков оплаты услуг заказчиком. Такие требования распространяются, в частности, на услуги, оказанные по долгосрочным договорам аренды, хранения, абонентского обслуживания и т. п.

 Выставлять заказчику счета-фактуры при оказании подобных услуг следует в течение пяти дней по окончании квартала.

Позиция Минфина России основана на том, что для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (п. 5 ст. 38 НК РФ).

В рамках длящегося договора услуги, которые являются его предметом, исполнитель оказывает заказчику постоянно (ежедневно) в течение всего срока действия договора.

Поэтому исполнитель обязан определять налоговую базу по НДС по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 54, п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Таким образом, если организация работает по договору, который действует в течение нескольких кварталов, налог следует начислять в соответствии с названными письмами финансового ведомства. Если же договор заключен в рамках одного квартала, день передачи заказчику результатов выполненных работ (оказанных услуг) определите по дате подписания акта.*

Пример определения даты оказания услуг по договору, срок действия которого охватывает более одного квартала. Договором не предусмотрена предварительная оплата оказываемых услуг*

ЗАО «Альфа» (арендодатель) заключило договор аренды. Согласно договору организация предоставляет в аренду помещение производственного цеха сроком на два года. Месячная сумма арендной платы составляет 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.).

 Акты об оказании услуг между арендодателем и арендатором подписываются ежеквартально в течение пяти дней после окончания квартала.

Арендная плата за квартал поступает на расчетный счет «Альфы» в течение двух дней после подписания акта об оказании услуг.

Ежеквартально (в последний день каждого квартала) бухгалтер «Альфы» включает в расчет налоговой базы по НДС выручку от реализации услуг по аренде в размере 3 000 000 руб. ((1 180 000 руб. – 180 000 руб.) ? 3 мес.).

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Рекомендация: Как выставить счет-фактуру покупателю

Срок выставления

По общему правилу счет-фактуру нужно выставить в течение пяти календарных дней:*

  • со дня получения предоплаты (полной или частичной) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
  • со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Об этом сказано в пункте 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.

Пятидневный срок начинайте отсчитывать со дня, следующего за днем отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ, передачи имущественных прав). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Такие правила установлены в статье 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Рекомендация: В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет.

* Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена.

Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки.

Об этом сказано впункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/49253-vyruchka-ot-okazaniya-uslug

Еще несколько слов о бухгалтерском учете в гостиницах

1.1.4. Отражение выручки от оказания услуг по проживанию в

Гостиничный бизнес с каждым днем «набирает обороты». И недалек тот день, когда в каждом населенном пункте нашей страны будет хотя бы один отель. Отметим, что у бухгалтера гостиницы нередко возникает масса неоднозначных ситуаций в учете.

Деятельность гостиниц регулируют правила предоставления гостиничных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490. Любой отель предназначен, прежде всего, для проживания.

Однако постояльцам могут быть предложены и дополнительные услуги. Например, химчистка, питание в ресторане или даже услуги салонов красоты, трансфер.

Разберемся, как отразить в учете некоторые моменты комплексного сервиса.

Действуем по разрешению

Перечень лицензируемых видов деятельности представлен в статье 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон). Непосредственно на оказание услуг по проживанию лицензия не требуется. Однако на некоторые дополнительные услуги гостиницам необходимо получить разрешение. Например, на транспортные или медицинские.

Отдельный вопрос – лицензирование деятельности ресторана. Согласно Закону, ведение такой деятельности не требует лицензии. Но ресторан фактически торгует алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Значит, лицензия потребуется (ст. 18 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).

Учет крыши над головой

Основное предназначение гостиницы – предоставление клиентам номеров для проживания. Деньги, которые поступают от постояльцев в счет оплаты за проживание, формируют в бухучете отеля доходы от обычной деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).

В учетной политике гостиницы может быть предусмотрено, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно. Тогда отражение выручки в бухучете тоже должно производиться ежедневно. Если же услуга считается оказанной в момент выезда гостя, то отражение выручки производится соответственно в этот момент.

В налоговом учете плата за проживание считается выручкой от реализации (ст. 249 НК РФ).

Помимо проживания, гостиницы предоставляют и такую услугу как бронирование номеров. Бронирование номеров в отеле должно происходить на основании заявки. Ее форма утверждена приказом Минфина России от 13 декабря 1993 г. № 121.

Налоговый режим

С 2006 года расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может уплачиваться ЕНВД. Теперь к ним относятся и услуги по временному размещению и проживанию (подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако возможность перейти на «вмененку» есть далеко не у всех отелей. Дело в том, что законодатели установили ограничение.

Платить единый налог могут только гостиницы с общей площадью спальных помещений не более 500 кв. метров. Что касается бронирования, то, по мнению Минфина, оно является дополнительной услугой, оказываемой в гостинице (письмо от 4 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/148).

А значит, есть риск того, что плату за бронь контролеры признают выручкой от дополнительной деятельности, облагаемой общими налогами.

А в ресторане…

Сегодня сложно представить отель, не имеющий собственного ресторана. Ведь его наличие это не столько требование моды, сколько забота о престиже и поддержании репутации. Основные требования, предъявляемые к ресторанам, определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».

Сотрудники. Обратите внимание, работники ресторана должны проходить обязательные медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ). Такие медосмотры осуществляются за счет работодателя. На время их прохождения за работниками сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).

В бухучете гостиницы затраты на медосмотр учитывают в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). В налоговом учете такие затраты отражают в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Такого мнения придерживается и Минфин (письмо от 7 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/340). А траты на оплату неотработанного времени, связанного с прохождением медосмостров включают в расходы на оплату труда (подп. 7 п. 1 ст.

255 НК РФ).

Доходы и расходы. Выручку от оказания услуг общественного питания гостиница по своему выбору может учитывать либо в составе доходов от обычных видов деятельности, либо включать ее в прочие доходы. Такое право предоставлено ей пунктом 4 ПБУ 9/99.

Важно только прописать выбранный порядок в учетной политике. Многие предпочитают отражать доходы ресторана в составе «Прочих доходов».

Поскольку это позволяет оценить рентабельность как основной деятельности (предоставление номеров для проживания), так и дополнительных услуг.

В отношении ресторана бухгалтер гостиницы может выбрать, каким образом он будет отражать в учете затраты, связанные с производством продукции.

При этом он имеет возможность учитывать на счете 20 «Основное производство» только стоимость израсходованного сырья, а остальные затраты отражать на счете 44 «Расходы на продажу».

Другой способ: отражать все затраты, связанные с производством продукции, на счете 20 «Основное производство». Используемый вариант необходимо закрепить в учетной политике.

Спецрежим. Если специально оборудованная площадь зала ресторана не превышает установленного для «вмененки» лимита 150 кв. метров, гостиница может платить ЕНВД и в отношении ресторана. Естественно, когда спецрежим в отношении такой деятельности введен региональными властями (346.26 НК РФ).

Под специально оборудованными понимаются только те помещения, в которых обслуживаются посетители. В их число не входят производственные, административно-бытовые и подсобные помещения, места раздачи и подогрева готовой продукции и место кассира (письмо Минфина России от 2 мая 2006 г.

№ 03-11-04/3/229).

Источник: https://www.frontdesk.ru/article/eshche-neskolko-slov-o-buhgalterskom-uchete-v-gostinicah

Scicenter1
Добавить комментарий