1.1 Характеристика и структура парка автомобилей как условие

Размер и структура автомобильного парка

1.1 Характеристика и структура парка автомобилей как условие

ТЕМА № 1. Автосервис — подсистема автомобильного транспорта

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что включает в себя понятие «автосервис»?

2. Назовите основные виды услуг, оказываемых предприятиями автосер­виса.

3. Каковы размер и структура автомобильного парка России?

4. Охарактеризуйте возрастную структуру отечественного парка легковых автомобилей.

5. Дайте характеристику автосервиса за рубежом.

6. Приведите структурную схему фирменной системы автосервиса.

7. Каковы основные функции управлений ТО и запасных частей, входя­щих в фирменную систему автосервиса производителей автомобилей?

8. Каковы основные пути совершенствования автосервиса в России?

Понятие автосервиса. Виды оказываемых услуг

Рыночные отношения, изменение форм собственности, качествен­ные и количественные изменения структуры автомобильного рынка и инфраструктуры предприятий автомобильного транспорта (AT), произошедшие в России в 1990-х гг., обеспечили условия для разви­тия сферы услуг. Одним из быстро развивающихся видов услуг яв­ляется автосервис.

В стране создана и успешно функционирует достаточно мощная подсистема AT, включающая в себя широкую сеть предприятий ав­тосервиса, обеспечивающих поддержание многомиллионного парка автомобилей, принадлежащих гражданам и мелким автотранспорт­ным предприятиям (АТП), в технически исправном и работоспособ­ном состоянии.

Автосервис — это совокупность предприятий, средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффек­тивному использованию, обеспечению работоспособности, эконо­мичности, дорожной и экологической безопасности автотранспорт­ных средств в течение всего срока их службы.

Исполнителем и потребителем платных услуг могут быть юриди­ческие и физические лица.

Исполнитель предоставляет услуги юридическим и физическим лицам — владельцам автотранспортных средств (потребителям). По­требитель приобретает услуги по техническому обслуживанию и ре­монту автотранспортных средств.

Общероссийский классификатор платных бытовых услуг населе­нию (ОКУН) наряду с другими видами бытовых услуг предусматри­вает осуществление услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей и автобусов, а также специальных и специализированных АТС (раздел 0170001).

Размер и структура автомобильного парка

В последние два десятилетия автомобильный парк России пре­терпел существенные количественные и качественные изменения.

Во-первых, в период с 1990 по 2010 г. его размер увеличился с 12,8 до 39 млн единиц, т.е. почти в три раза.

Во-вторых, коренным образом изменилась структура парка: доля легковых автомобилей в общем парке в 2010 г. достигла 82 % (табл. 1.1).

В-третьих, доля отечественных марок в парке легковых автомо­билей в 2010 г. составляла 62,8 %, а доля иномарок — 37,2 %. В пер­спективе доля иномарок в общем парке легковых автомобилей будет расти еще более высокими темпами (рис. 1.1 и 1.2).

Таблица 1.2 — Характеристика российского парка легковых автомобилей

В связи с этим уже в ближайшем будущем потребуется существен­ное увеличение мощностей системы автотехобслуживания путем строительства новых автоцентров и станций технического обслужи­вания автомобилей (СТОА) для оказания услуг по техническому об­служиванию и ремонту (ТО и Р) иномарок, а также совершенство­вания существующих предприятий автосервиса, что позволит повы­сить удовлетворение спроса на услуги и обеспечить тем самым ра­ботоспособность подвижного состава автомобильного транспорта.

В-четвертых, доля старых автомобилей, имеющих значительные пробеги с начала эксплуатации, в 2010 г. составила 48,6 % (табл. 1.2).

В-пятых, существующий в настоящее время уровень автомобили­зации более-менее равномерен по всей территории страны (табл. 1.3 и 1.4).

Высокие темпы прироста парка легковых автомобилей обуслов­лены значительным ростом продаж новых и подержанных автомо­билей иностранного производства.

Существует еще одно обстоятельство, требующее дальнейшего увеличения мощности системы автотехобслуживания в России: бо­лее 50 % отечественных автомобилей эксплуатируются более 10 лет, т.е. полностью исчерпали свой ресурс, 27 % эксплуатируются от 5 до 10 лет и лишь 23 % имеют возраст до 5 лет.

Не лучше обстоит дело и с иномарками: ежегодно в стране про­дается примерно 15 % подержанных иностранных автомобилей (рис. 1.3), и те, которые были проданы ранее (в том числе новые), тоже имеют достаточно большие пробеги с начала эксплуатации.

Восстановление работоспособности старых автомобилей увели­чивает число заездов на СТОА и трудоемкость выполняемых ремонт­ных работ, требует большего количества запчастей и, как следствие, дополнительных мощностей в системе.

В связи с этим основной задачей подсистемы автосервиса на бли­жайшую перспективу является обеспечение работоспособности пар­ка легковых автомобилей и в первую очередь иномарок, доля кото­рых в парке быстро растет (см. рис. 1.1).

В процессе перехода страны к рыночной экономике произошли существенные изменения в структуре предприятий автомобильного транспорта, которые ранее обеспечивали поддержание своего парка в работоспособном состоянии и осуществляли львиную долю пере­возок грузов и пассажиров.

В результате диверсификации АТП их количество только в период с 1990 по 1998 г. увеличилась в 2,8 раза (с 609 тыс. до 1,5 млн).

В настоящее время большая часть АТП являют собой мелкие пред­приятия, 90 % из которых имеют в своем составе до 10 автомобилей и не располагают необходимой производственно-технической ба­зой (ПТБ) и квалифицированными кадрами. Тем не менее доля парка, который им принадлежит, составляет примерно 80 % обще­го парка грузовых и пассажирских автомобилей.

Мелкие АТП априори не могут поддерживать принадлежащие им автомобили в технически исправном состоянии и обеспечивать ныне существующие требования к дорожной и экологической безопасно­сти АТС.

В связи с этим они вынуждены проводить работы по ТО и ремонту своих автомобилей на стороне.

Именно поэтому в послед­ние годы стали создаваться специализированные предприятия тех­нического сервиса для оказания такого рода услуг юридическим ли­цам, предпринимателям и частным лицам.

Очевидна целесообразность создания в рамках системы автотех­обслуживания таких специализированных предприятий техническо­го сервиса. В противном случае обеспечить надлежащее техническое состояние и работоспособность этой достаточно большой части ав­томобильного парка не удастся.

Целесообразность такого решения этой важной проблемы под­тверждается опытом организации автосервиса в зарубежных странах.

Источник: https://poisk-ru.ru/s42117t3.html

Характеристика автотранспортного предприятия ОАО АТП-7 и его автопарка

1.1 Характеристика и структура парка автомобилей как условие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Характеристикаавтотранспортного предприятия

ОАО «АТП-7»и его автопарка

1.1 Краткие сведения предприятия ОАО«АТП-7»

ОАО «АТП-7»расположено в юго-восточной частиРостовской области в г. Сальске на 1 км.Ново-Егорлыкского шоссе. Удаленностьот областного центра составляет 180 км.

Предприятиерасположено в зоне умеренного климата,дорожная сеть представлена асфальтированнымии асфальтобетонными дорогами, которыесвязывают все населенные пункты, а такжепроизводственные центры района.

Черезг. Сальск проходит железная дорога,станция которой служит основнымпогрузочно-разгрузочным пунктом. Тамже находятся два элеватора, молокозаводи другие перерабатывающие сельхозпродукциюпредприятия.

В экологическомотношении предприятие представляетсерьезную угрозу окружающей среде, таккак его деятельность сопровождаетсяобразованием большого количествапромышленных отходов.

Наиболее опаснымив этом отношении являются: отработанныемасла и смазки, технические жидкости,сточные воды от мойки автотранспортныхсредств, отработавшие свой срокавтомобильные шины и аккумуляторы,отходы красок.

Около 70% образующихся впроцессе производства отходов представляютсобой вторичное сырье, которое необходимособирать и использовать.

Общая площадь,занимаемая предприятием, составляет62106 м2.

В ОАО «АТП-7»занято человек, из них:

— ремонтнаязона и вспомогательные рабочие — 5;

-инженерно-технические рабочие и служащие — 4;

— водители — 17.

Автотранспортноепредприятие выполняет следующие функциипо перевозке грузов и пассажиров, атакже оказанию ремонтов:

1. Грузовыеперевозки:

— паркавтотранспортного предприятияосуществляет перевозку грузов надоговорных началах. В основном перевозкугрузов сельскохозяйственных предприятийСальского района.

1.2 Анализпроизводственно-хозяйственнойдеятельности предприятия ОАО «АТП-7»

Анализпроизводственно-хозяйственнойдеятельности проведен на основе данныхгодовых отчетов предприятия за последниетри года (2004, 2005, 2006г.), представленныхв таблице 1.1. Динамика измененияпоказателей приведена в таблице 1.2.

Анализпоказателей производственно-хозяйственнойдеятельности ОАО «АТП-7» (таблица 1.1.), идинамики их изменений (таблица 1.2.

),позволяет сделать следующие выводы:численность работников на предприятиив 2006 году сократилось на 11 % по сравнениюс 2005 годом при одновременном ростезарплаты на 16 %, что обеспечивает напредприятии наличие необходимой изаинтересованной в результатах своеготруда рабочей силы. Грузооборот напредприятии был снижен в 2005 году, однаков 2006 году наблюдается его рост приувеличении объема перевозок грузов.

Таблица 1.1.Основные показатели производственно-хозяйственнойдеятельности ОАО «АТП-7»

Наименование показателя

Единица измерения

Величина показателей по годам

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

Среднесписочная численность

чел.

34

29

26

Фонд оплаты труда

т. руб.

1209,7

1143,3

1219,7

Среднемесячная зарплата

руб.

2965

3285

3909

Выручка

т. руб.

7915,9

2998,1

4718,0

Объем перевозок грузов

т. тонн.

50,2

25,9

34,8

продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

5

Грузооборот

т. т/км.

2136,3

1691,1

1907,0

Коэффициент технической готовности

0,76

0,74

0,75

Коэффициенттехнической готовности характеризуетсянизкими показателями, связанными свозрастным составом имеющегося напредприятии автопарка со средним срокомэксплуатации более 10 лет, что в своюочередь приводит к увеличению затратна его содержание.

Таблица 1.2.Динамика изменения показателейпроизводственно-хозяйственнойдеятельности предприятия ОАО«АТП-7».

Наименование показателя

Величина изменения показателя, %

2006г. к 2005г.

2007г. к 2005г.

Среднесписочная численность

85

89

Фонд оплаты труда

95

107

Среднемесячная зарплата

111

119

Выручка

38

157

Объем перевозок грузов

52

134

Грузооборот

79

113

Коэффициент технической готовности

97

101

Несмотря назначительный износ подвижного состава,доходы предприятия имеют устойчивуютенденцию к росту, и по финансово-экономическимпоказателям ОАО «АТП-7» является однимиз наиболее стабильно работающихпредприятий Ростовской области.

ОАО«АТП-7» предоставляет более 50 % услуггрузоперевозки Сальского района отобщего объема перевозок по району иявляется крупным бюджетообразующимпредприятием района, обеспечивая более3 млн.

рублей годовых налоговых поступленийв бюджеты всех уровней.

1.3 Характеристикаавтопарка ОАО «АТП-7»

1.3.1 Общаяхарактеристика ОАО«АТП-7»

Автотранспортноепредприятие занимает территорию 62106м2,огражденную капитальным забором содними въездными воротами.

На еготерритории находятся следующие зданияи сооружения: административно-бытовойкорпус, два профилактория для проведениятехнических обслуживаний и выполнениямелких ремонтов, ремонтные боксы, складызапчастей и ремонтного фонда, помещения моторного, сварочного, столярного,электротехнического, вулканизационного,рихтовочного, агрегатного, аккумуляторного,медницкого цехов и цеха по ремонтутопливной аппаратуры, а также зданиеконтрольно-технического пункта, открытаястоянка для грузовых автомобилей, мойкадля автотранспорта.

Административныйкорпус имеет два этажа общей площадью143 кв. м., на первом этаже размещены ЦУП,кабинет техники безопасности, столовая,медицинский и диспетчерский пункт,гардероб, туалет. На втором этажерасполагаются кабинеты руководящих иинженерно-технических работников,учебный и актовый залы, бухгалтерия июридический отдел.

1.3.2 Кадровыйсостав ОАО«АТП-7»

Для работына автотранспорте в штате предприятияимеется 17 водителей разных классов истажа работы.

Составводителей по классам:

— водители1 класса – 10 чел.;

— водители2 класса – 5 чел.;

— водители3 класса – 2 чел.

Составводителей по стажу работы:

— до 3 лет –3 чел.;

— от 3 до 5 лет– 2 чел.;

— свыше 5 лет– 12 чел.

Анализводительского состава показывает, что59% водителей имеют 1 класс, а 70% работающихсо стажем свыше 5 лет позволяют говоритьоб устоявшемся коллективе и хорошейморальной обстановке в нем.

1.3.3 Анализпроизводственной деятельности автопаркаОАО«АТП-7»

Количественныйсостав автопарка ОАО «АТП-7» представлен35 единицами подвижного состава, из нихгрузовых автомобилей – 32 ед., легковыхавтомобилей – 3 ед.

Структураподвижного состава автопарка по маркамавтомобилей:

  1. Автомобили на базе КамАЗ (КамАЗ-5320; КамАЗ-5511, КамАЗ-5410, КамАЗ-53202, КамАЗ-55102), всего – 25 шт.;

  2. Автомобили на базе МАЗ (МАЗ-5549), всего – 1 шт.;

  3. Автомобили на базе ГАЗ (ГАЗ-53), всего – 6 шт.;

  4. Легковые автомобили ГАЗ (ГАЗ-31029; ГАЗ-3110), всего – 2 шт.;

  5. Легковые автомобили ВАЗ (ВАЗ-2108), всего – 1 шт.

Важнейшейхарактеристикой автопарка предприятияявляется возраст подвижного состава.

Таблица 1.3.Возрастной состав автомобильного парка

Наименование показателя

Число грузовых автомобилей, шт.

Число легковых автомобилей, шт.

Автомобили, со сроком эксплуатации

До 2 лет

Свыше 2 до 5 лет

Свыше 5 до 8 лет

Свыше 8 до 10 лет

1

Свыше 10 до 13 лет

Свыше 13 лет

32

2

      1. Организация технического обслуживания автомобилей в

ОАО «АТП-7»

Техническоеобслуживание в ОАО «АТП-7» проводитсяв следующей последовательности:

— перед выездомиз парка механик производит проверкутехнического состояния автотранспортногосредства, ставит штамп в путевом листеи предупреждает водителя о том, что вконце смены автомобиль должен пройтиЕТО, а при необходимости номерное ТО(график проведения техническогообслуживания находится наконтрольно-техническом пункте);

— диагностированиетехнического состояния на предприятиине проводится в связи с отсутствиемнеобходимого оборудования и средствдиагностирования;

— по возвращениис линии в конце смены производятсяуборочно-моечные работы, и автомобилинаправляются в зону ожидания;

— в соответствиис определенной очередностью автомобилиустанавливаются на посты ТО, гдепроизводится их обслуживание согласнотехнологическим картам;

— по окончанииработ делается соответствующая отметкав журнале, и автомобиль устанавливаетсяна место хранения.

Высокиезатраты на проведение работ по ТО иремонтам связаны с их недостаточнойорганизацией.

Повышениеорганизации проведения работ по ТО иремонтам, сокращение трудоемкостиработ, оснащение рабочих мествысокопроизводительным оборудованиеми, как следствие этого, резкое повышениеуровня механизации производственныхпроцессов ТО и ремонта подвижногосостава следует рассматривать как одноиз главных направлений по реконструкцииремонтно-производственной базы АТП.

1.4 Обоснованиенеобходимости совершенствованияорганизации технической эксплуатацииподвижного состава на ОАО «АТП-7»

Анализпоказателей производственно-хозяйственнойдеятельности автотранспортногопредприятия, проведенный в предыдущихразделах показывает, что одной из причин,снижающих рентабельность деятельностипредприятия, является низкая организациятехнической эксплуатации подвижногосостава, а именно технического обслуживанияи ремонта автопарка.

https://www.youtube.com/watch?v=QsKDpzFmxK0

К недостаткамавтопарка можно отнести неоднородностьего марочного состава. Так на 32 единицыподвижного состава приходится 2 маркии модификаций автомобилей, что отрицательносказывается на организации техническогообслуживания и ремонта, а следовательнои эффективности использования парка.

Ремонтподвижного состава проводится в ремонтныхбоксах предприятия, оборудованныхосмотровыми канавами. На предприятииотсутствуют оборудованные постытехнического обслуживания и диагностики,поэтому трудозатраты на текущие ремонтыдостаточно высоки.

Отсутствиеорганизованной планово-предупредительнойсистемы проведения ТО и ремонтов, такжеприводит к росту этих затрат и снижениюэффективности использования парка.

Учитывая,что затраты на текущие ремонты, запасныечасти и горюче-смазочные материалы ещеболее увеличиваются со старением парка,просто необходима реконструкция гаражас внедрением планово-предупредительнойсистемы технических обслуживаний сэлементами диагностики для поддержанияподвижного состава предприятия втехнически исправном и работоспособномсостоянии.

Исходя изтого, что основной акцент в работепредприятия делается на перевозкугрузов, то необходимо в первую очередьпредусмотреть организацию и материальноеобеспечение технического обслуживанияи ремонта автомобилей КамАЗ.

Актуальностьэтого еще и в том, что в других хозяйствахрайона отсутствует техническаявозможность обслуживания грузовыхавтомобилей, что позволит использоватьданную базу для оказания ремонтныхуслуг на коммерческой основе.

Всоответствии с этим темой настоящегодипломного проекта является: «Организациятехнического обслуживания и ремонтаподвижного состава ОАО «АТП-7» г. СальскаРостовской области».

Источник: https://works.doklad.ru/view/1VPSiQqk7fQ.html

Scicenter1
Добавить комментарий