1.1 Понятие и сущность бизнес-плана: В настоящее время в России особую актуальность приобретают

Понятие и сущность бизнес-планирования

1.1 Понятие и сущность бизнес-плана:  В настоящее время в России особую актуальность приобретают

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации

Новокузнецкийфилиал-институт

Кемеровского государственногоуниверситета

Кафедра менеджмента и маркетинга

студент группы МР08

Околелова Т.С.

Курсовая работа поменеджменту

«Разработкабизнес плана. Открытие…”

Руководитель:

к.э.н. доц. Порохин А.В.

Курсовая работа допущенак защитеКурсовая работа

___________________»___»______2009г. защищена соценкой «_____________»

подпись руководителя

____________________»___»_________2009г.

подпись руководителя»

Новокузнецк,2009

Введение ……………………………………………………………………..3

1 Теоретическаячасть………………………………………………………4

    1. Сущность бизнес планирования…………………………………….4

    2. Структура бизнес плана………………………………………………7

    3. Особенности бизнес планирования на малом предприятии……….10

2 Описание объектаисследования………………………………………….

3 Списоклитературы…………………………………………………………13

Введение

Планирование и прогнозированиеявляются важнейшими составными частямиуправления предприятием, и без них врядли возможна успешная работа предприятия.

Они позволяют: предвидеть перспективуразвития предприятия на будущее; болеерационально использовать все ресурсыпредприятия; избежать риска банкротства;более целеустремленно и эффективнопроводить научно техническую политикуна предприятии; своевременно обновлятьи модернизировать выпускаемую продукциюи повышать ее качество в соответствиис конъюнктурой рынка; повышатьэффективность производства и улучшатьфинансовое состояние предприятия.

Виды планирования можноквалифицировать по ряду признаков:

-временной горизонт(различают краткосрочное планирование(менее 1 года), среднесрочное (от 1 до 5лет) и долгосрочное планирование (более5 лет)); приведенные сроки планированиянеоднозначны и зависят от качествапрогнозов, от объекта планирования, отпланирующего предприятия и от отрасли;

-функциональнаянаправленность: планирование сбыта,планирование производства, планированиехранения, планирование снабжения,планирование денежных потоков,инвестиционное планирование;

-иерархия планирования(цели, на которые направлено планирование);в ней выделяют три уровня:

— стратегическое планирование;

— тактическое, или бизнес-планирование;

— оперативное планирование(бюджетирование, текущее планирование).

Одним из основных видовпланирования бизнеса является составлениебизнес-плана.

1 Теоретическаячасть

1.1 Сущностьбизнес планирования

Бизнес-план— этодокумент, в котором дается описаниеосновных разделов развития организациина конкурентном рынке с учетом собственныхи заемных финансовых источников,материальных и кадровых возможностейи предполагаемых рисков, возникающихв процессе реализации предпринимательскихпроектов.

В плане характеризуютсяосновные аспекты коммер­ческогопредприятия, анализируются проблемы,с которыми оно сталкивается, и определяютсяпути и методы их решения. Поэтомубизнес-план выступает одновременно вкачестве поисковой, научно-исследовательскойи проектной работы.

Бизнес-план помогает решатьследующие основные проблемы, возникающиепри создании собственного дела:

— определить конкретные направлениядеятельности пред­приятия, его целевыерынки и место на этих рынках;

— сформулироватьдолговременные и краткосрочные целибизнеса, стратегию и тактику их достижения,а также определить круг лиц, ответственныхза реализацию намеченного;

— зафиксировать состав ипоказатели товаров и услуг, кото­рыебудут предложены потребителям, оценитьсоответствующие производственные иторговые издержки;

— выявить соответствиеимеющегося персонала предприятия иусловий в мотивации его труда предъявляемымтребованиям;

— определитьсистему маркетинговых мероприятий поиссле­дованию рынка, рекламе,стимулированию продаж, ценообразова­нию,каналам сбыта и др.;

— оптимизировать организующуюструктуру управления;

— оценитьфинансовое положение предприятия исоответствие имеющихся финансовых иматериальных ресурсов, возможностидостижения поставленных целей;

— выявить те трудности, которыеспособны помешать выпол­нениюбизнес-плана, и наметить меры по ихустранению.

Следовательно,бизнес-план — это экономическиобоснованный аналитический документ,показывающий реальность планируемогодела. При этом масштабыпланирования могут быть различны:развитие предприятия, направлениядеятельности, нового вида продукции,новой системы оплаты труда и т.д.

Бизнес-план является имногоплановым управленческим инструментом.

Он предусматривает решение стратегическихи тактических задач, стоящих передпредприятием, независимо от егофункциональ­ной ориентации, в томчисле: организационно-управленческаяи фи­нансово-экономическая оценкасостояния предприятия; выявлениепо­тенциальных возможностей бизнеса,анализ сильных и слабых его сторон;формирование инвестиционных целей напланируемый пери­од.

В бизнес-плане обосновываютсяобщие и специфические элемен­тыфункционирования предприятия в условияхрынка, выбор страте­гии и тактикиконкуренции, проводится оценка финансовых,матери­альных, трудовых ресурсов,необходимых для достижения целейпредприятия.

Бизнес-план обеспечиваетобъективное представление о возможностяхразвития производства, способахпродвижения товара на рынок, ценах,возможной прибыли, основныхфинансово-экономических результатахдеятельности предприятия, выявляетзоны опасностей, предлагает пути ихограничения.

Подобный план используетсянеза­висимо от сферы деятельности,масштабов, вида собственности,орга­низационно-правовой формыкомпании.

В нем находят свое решениекак внутренние задачи, связанные суправлением предприятием, так и внешние,обусловленные, в частности, взаимоотношениямис другими фирмами и организациями.

Благодаря бизнес-планупоявляется воз­можность взглянутьна работу предприятия как бы со стороны.Сам процесс разработки бизнес-плана,включающий детальный анализ экономиче­скихи организационных вопросов, постояннопобуждает мобилизо­ваться.

В рыночной экономикебизнес-план является исключительноэффективным рабочим инструментом какдля вновь создаваемых, так и длядействующих компаний во всех сферахпредпринимательства.

Бизнес-планпобуждает тщательно изучить каждыйэлемент предполагаемого рисковогорыночного мероприя­тия.

Практическивсегда в этом процессе обнаружитсянемало сла­бых мест и пробелов,устранению которых нельзя не уделитьвнимания.

Бизнес-планированиезанимает все более существенную долюв ведении предпринимательства насовременном уровне. В постояннопреобразующемся деловом мире для бизнесаоткры­вается сейчас множество новыхвозможностей. Бизнес-планированиепомогает не упустить их и использоватьдля преобразова­ния и повышенияэффективности деятельности на рынке.

1.2 Структура бизнесплана

Бизнес-план как документнаделен специфичными, только емуприсущими чертами, но при этом о немнельзя говорить как о документе сострого заданными параметрами. Четкойрегламентации структуры бизнес-планане существует.

Однако есть ряд пунктов,которые являются основополагающими ибез которых бизнес-план не может игратьпоставленной перед ним роли: это разделы,освещающие идеи, цели бизнеса, спецификупродукта предприятия, определяющиеструктуру будущего предприятия, егофинансовый проект и перспективы развития,предлагающие конкретную стратегиюповедения фирмы в реальных рыночныхусловиях.

Таким образом,при создании собственного делапредприниматель должен составитьбизнес-план с желательным рассмотрениемследующих пунктов:

1) общая характеристика организации(резюме);

2) характеристика товаров (услуг);

3) рынок сбыта товаров (услуг);

4) конкуренция на рынках сбыта;

5) план маркетинга;

6) план производства;

7) организационный план;

8) риски в деятельности;

9) финансовый план;

10) приложения.

В соответствиис Методическими рекомендациямиМинэкономразвития РФ по реформепредприятий от 1 октября 1997г. № 118бизнес-план проекта, реализуемого врамках инвестиционной политикипредприятия, должен включать следующиеразделы:

— вводная часть;

— обзорсостояния отрасли (производства), ккоторой относится предприятие;

— производственный план реализациипроекта;

— план маркетинга и сбыта продукциипредприятия;

— организационный план реализациипроекта;

— финансовый план реализациипроекта;

— оценка экономической эффективностизатрат, осуществленных в ходе реализациипроекта.

С позиций популярных вРоссии пакетов разработки бизнес-плановCOMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis) основнымиразделами бизнес-плана являютсяследующие:

1. Краткое описание.

2. Бизнес и его стратегия

3. Рынок и маркетинговая стратегия(план-маркетинг)

4. Производство и эксплуатация

5. Управление и процесс принятиярешений

6. Финансы (финансовый план)

7. Факторы риска

При необходимости большейдетализации в бизнес-план включаютсяприложения. Это документы, иллюстрирующиете или иные положения, исходя из которыхпроизводится планирование. Количествои состав приложений определяются взависимости от поставленной цели,предмета бизнеса и других факторов.

Наиболее распространенныедокументы, входящие в приложения:

— технические данные о продукции;

— анкеты руководящих работников;

— организационная и другие схемы;

— результаты аудиторских проверок;

— мненияконсультантов иэкспертов.

На титульномлисте бизнес-плана следует указать, чтоприведенная в данном бизнес-планеинформация носит конфиденциальныйхарактер и представляет предпринимательскуютайну.

Бизнес-план обеспечиваетанализ возможностей для каждого видабизнеса в конкретной ситуации и четкоепредставление, каким образом может бытьиспользован данный потенциал.

В нем оцениваетсяперспективная ситуация как внутриор­ганизации, так и вне ее. В условияхакционерной собственнос­ти онобъективно необходим руководствуорганизации, поскольку именно при помощибизнес-плана управляющие принимаютрешение об эмиссии акций и использованииэмиссион­ного дохода.

Бизнес-планиспользуется и при обоснованиимеро­приятий по совершенствованию иразвитию организационной структурыфирмы, в частности, для обоснованияуровня центра­лизации управления иответственности сотрудников.

Данныйплан помогает и координации деятельностипартнеров, связанных кооперированиеми изготовлением одинаковых ивзаимодополняющих продуктов.

1.3 Особенностибизнес планирования на малом предприятии

В независимости от сектора экономики,предпринимательская деятельностьтребует составления грамотногобизнес-плана. Такой документ составляетсяс целью планирования и эффективногоуправления бизнесом и является однимиз основных инструментов менеджментапредприятия.

Разработкабизнес-плана требует анализа многихаспектов и является процессом трудоемкими ресурсозатратным, но, не смотря наэто, разработка бизнес-плана необходимакак для большого, так и для малогопредпринимательства. Целесообразностьвложения денежных средств должна бытьпросчитана и обоснована.

Бизнес-планомназывают документ, который рассматриваетвсе основные аспекты деятельностипредприятия, анализирует предполагаемыебудущие проблемы, а также излагаетспособы их решения. Наличие бизнес-планаиграет значительную роль на начальнойстадии организации бизнеса. Для малогобизнеса составление такого документатоже играет центральную роль.

Нельзябраться за «дело» не имея четкогоплана своих действий по его формированиюи развитию. Только для малого проектасоставление бизнес-плана будет деломменее затратным и сам документ будетболее доступным и менее формальным.

Нопри этом существует один недостаток -бизнес-планы для малого бизнеса, какправило, не глубоко отражают этапныедействия по развитию бизнеса.

Однакоже, при открытии любого проекта долженсоставляться даже не глубокий бизнес-план.Это даст четкую картину поэтапныхдействий и поможет избежать необоснованныхфинансовых вложений. Правильносоставленный бизнес-план являетсяответом на вопрос: есть ли смысл вообщевкладывать деньги в этот проект, принесетли он доходы, которые возместят затратысредств и сил и принесут прибыль?

Отдельновзятая компания составляет свойиндивидуальный, характерный только дляее бизнеса инвестиционный проект, приэтом используя собственное видение иструктуру, отличающиеся в зависимостиот целей бизнес-плана, характера бизнесаи требований инвесторов.

Например,бизнес-план производственной компаниидолжен будет включать свои разделы,иные от бизнес-плана, составленного дляпредприятия сферы услуг.

В то же времяинвестиционный проект, предусмотренныйдля внутренних целей, будет отличен отбизнес-плана, направленного на привлечениеинвестиций.

Что касаетсясектора малого бизнеса, то здесь еще неприжилась практика планирования бизнеса.Надо четко определить: для каких целейсоставляется бизнес-план? Если этодокумент для привлечения инвестиционныхденежных средств, то к его составлениюнужно подходить более глубоко иаргументировано.

Такой документ долженвсесторонне и грамотно осветить целии задачи финансового проекта, датьобзорный анализ осваиваемого сегментарынка, представить план маркетинга,план производства, охарактеризоватьобъем требуемых вложений и финансовыериски при этом, предоставить детальныерасчеты прибыли и окупаемости и многоедругое.

При таком варианте бизнес-планаможно обратиться к профессионалам,которые помогут выполнить работуграмотно и всеобъемлюще. Естественно,не забывайте контролировать процессразработки материала и внимательноотноситься к тем бумагам, которые вампредлагают для подписания.

В случаеесли составление бизнес-плана необходимодля полноценного функционированиявашего предприятия, советуем такжетщательно разработать модель будущейдеятельности, но при этом бизнес-плануне обязательно иметь строгую книжнуюструктуру построения.

Главное — понятьсуть разрабатываемого проекта,почувствовать его экономическуюсоставляющую и выявить пути и возможностидля его реализации. Такой процесс можноназвать творческим подходом к планированиюбизнеса.

Лучше начатьработу с составления непосредственносхемы бизнес-плана. На первичном этапеплан может иметь форму вопросов иответов. Можно также разбить крупныесоставляющие сегменты на более мелкиекомпоненты и вам будет легче сориентироватьсяв составлении документа. Работать надотдельными сегментами можно в несколькоэтапов, до получения результата, которыйбы соответствовал вашему представлению.

Так же наполнитькак можно большим количеством таблицданных, цветных диаграмм, а также разнымишрифтами и цветными акцентами — все этиприемы помогут вам в восприятии, пониманиии запоминании характерных особенностейрассматриваемого проекта.

Несколько практическихсоветов по составлению бизнес-планов:

  • простота и доступность подачи информации
  • полнота и конкретность
  • оценка рисков
  • подготовка самооценки бизнес-плана

Список литературы

    1. Бизнес-планирование. /Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 672.
    2. Бизнес-план./ Под ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 256.
    3. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности./ под ред. Уткин Э. А. – М.: АКАЛИС, 1997. – С. 96.
    4. Бизнес-планирование: учебник /Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. — М.: Финансы и статистика, 2001.-С. 464

Источник: https://works.doklad.ru/view/cqKnPlrG0Kg.html

Основные понятия бизнес — планирования

1.1 Понятие и сущность бизнес-плана:  В настоящее время в России особую актуальность приобретают

Экономика Разработка бизнес-плана с целью открытия предприятия ресторанного бизнеса при гостинице «Октябрьская»
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

В настоящее время в России особую актуальность приобретают обоснование и разработка стратегии социально — экономических преобразований с четким определением целей, приоритетов и этапов. Важнейший элемент такой стратегии является планирование.Планирование — одно из главнейших условий оптимального управления производственным предприятием.Планирование — это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдаленную перспективу Волков А.С. Бизнес-планирование: Учеб. пособие/ Волков А. С. М.: Издательство РИОР, 2010. с.34.Планирование обязательно в любой организации, которая намеревается предпринимать какие — то действия и перспективно развиваться.Сущность планирования заключается в обосновании наилучшим образом видов, объемов, сроков, и других показателей производства и продажи товаров, выполнение работ и оказание услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.Невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя возможных последствий. Эффективное планирование улучшает результаты.(Хороший план + Хорошее его исполнение)* Удовлетворительность менеджеров = Желаемые результаты.Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Составление и реализация плана — непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой Куксов, А. Планирование деятельности предприятия / А. Куксов // Экономист. 2011. № 6. С. 61 — 67.. (см. рис 1).Предпринимательство — это процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов предпринятых действий, планирование дает основу для принятия оптимальных решений.
Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана — реакцией на предвиденные и запланированные явления.Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
План развития бизнеса(цели, задачи, средства решения)
Действие(принятие решений, реализация намеченного в плане
Оценка достигнутых результатов(сравнение результатов с планом)
Контроль эффективности планирования(проверка действительности плана)

Рис. 1. Схема составления и реализации плана

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана — бизнес — план.

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:

  • · Понимания общего состояния дел на данный момент;
  • · Представления того уровня, который необходимо достичь;
  • · Планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес — план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес — план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров.

Он может убедить возможных инвесторов в том, что нашли привлекательные возможности развтития, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта.

Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Бизнес — план поможет предупредить и корректно решить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и правление производством. Бизнес — план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

Бизнес — план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и, определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?».

Итак, бизнес — план это Березин О.П. Основы бизнес — планирования [Эл. ресурс] / URL: http://compcentr.ru/ur/tems01.html / — 10.11.2014.:

  • · Краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса;
  • · Рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения;
  • · Развернутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес — проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;
  • · Документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости;
  • · Результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • · Система весомых аргументов, убеждающая инвестора в выгодности проекта;
  • · Прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;
  • · Развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и среду ее деятельности, путем получения ценного опыта планирования.

Бизнес — план представляет собой результат комплексного исследования различных аспектов деятельности фирмы ( производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания).

Цель разработки бизнес — плана — дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Цель становить задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого итога. Цель реализуется путем решения ряда задач.

Бизнес — план помогает предпринимателю решить следующие целевые задачи Маркова В. Д. Бизнес-планирование: Практическое пособие / Маркова В. Д. Новосибирск: ЭКОР, 2012. -С. 87-91:

  • · Определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • · Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • · Выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
  • · Оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  • · Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта;
  • · Обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
  • · Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
  • · Оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
  • · Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес — плана;
  • · Получить необходимые инвестиции;
  • · Продвигать предлагаемый бизнес на рынке, создавая деловую репутацию;
  • · Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес — плана сулит немало выгод, в том числе:
  • · Заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;
  • · Позволяет осуществлять более четкую координицию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • · Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
  • · Заставляет менеджера четче и конкретнее определять цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • · Делает фирму более качественно подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации;
  • · Устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Пренебрегая составлением бизнес — плана, предприниматель может оказаться неготовым к определенным трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно и необоснованно импровизировать, что часто заканчивается отрицательными результатами как для него, так и для дела, которым он занимается.

Бизнес — планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов / Сергеев А.А. М.: Юнити, 2012. С. 276-279:

  • · Инициирование — активизация, стимулирование и мотивация намеченных действий, проектов и сделок;
  • · Прогнозирование — предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • · Оптимизация — обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально — экономической среде;
  • · Координация и интеграция — учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • · Безопасность управления — обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • · Упорядочение — создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • · Контроль — возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки;
  • · Воспитание и обучение — благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.
  • · Документирование — представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При создании бизнес — планов необходимо придерживаться основополагающих принципов планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. ( см. Приложение 1).

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально — экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитывается и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности и т.д.

Таким образом, бизнес — план — это документ, раскрывающий все необходимые аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий основные проблемы, а также определяющие главные способы решения этих проблем.

Многие предприниматели не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

Изменяющаяся хозяйственная среда ставит даже опытных руководителей перед необходимостью по — иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому занятию, как борьба с конкурентами.

Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес — план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Ведущим видом планирования на предприятиях индустрии гостеприимства является краткосрочное (текущее) планирование.

Оно имеет своей целью максимальную конкретизацию концепции предприятия посредством определения методов и форм ее реализации Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / В.С. Ефремов. — 2009.С. 56-60.

Текущий план разрабатывается как комплекс взаимосвязанных разделов по основным направлениям деятельности предприятия сферы гостиничных услуг.

Характерной особенностью текущего плана хозяйственной деятельности гостиничных предприятий является то, что все его разделы и показатели взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

Текущему планированию в условиях рыночной экономики присущи следующие отличительные черты:

  • · текущее планирование является этапом реализации стратегии предприятия;
  • · если в условиях государственного управления экономикой отправной точкой текущих планов являлся план деятельности, то в рыночной экономике это место занимает план реализации на текущий год;
  • · изменяется структура и форма представления результатов текущего плана.

С учетом этих особенностей можно выделить два метода составления текущих планов.

Один из них основывается на финансово — экономической информации предшествующих лет и долгосрочных планов предприятия на предстоящий период, существующего и будущего влияния на отдельные направления его деятельности рыночной конъюнктуры, а также вероятных затрат предприятия в будущем.

Другой метод игнорирует или придает относительно небольшое значение информации предыдущих лет и основывается на достижении намеченных целей по реализации услуг при планируемых затратах или при установленном уровне прибыли.

Первый метод обычно применяется, если предприятие функционирует уже несколько лет и накоплен достаточный объем финансово — экономической информации, чтобы выявить тенденции изменения расходов и доходов, а также определить взаимосвязь между уровнями объемов реализации услуг и расходов.

Необходимые для его применения тенденции можно выявить только в тех случаях, когда имеется достаточный период функционирования предприятия. Этот период не одинаков для предприятий в различных отраслях и обычно составляет не менее трех лет после начального периода работы предприятия.

При применении данного метода краткосрочного планирования основными составными разделами текущего плана крупного гостиничного предприятия являются Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. Экономика. — М., 2010. С. 47-52:

  • 1. План маркетинга, определяющий основные направления деятельности предприятия в области повышения уровня конкурентоспособности предприятия сферы гостеприимства и укрепления его позиций на рынке. Он предусматривает на основе исследований конъюнктуры рынка, потребителей, конкурентов и прогнозов развития рынка услуг в регионе, формирование маркетинговых стратегий и разработку конкретных мероприятий для их реализации. План маркетинга является одним из основных разделов краткосрочного плана, на его основе разрабатываются показатели всех других разделов плана. Так, для разработки эксплуатационной программы гостиничного предприятия могут быть использованы прогнозные оценки плана маркетинга по структуре услуг, объему и сезонности спроса на них, данные по формированию ценовой политики. Приведенные в плане маркетинга расчеты дополнительных затрат на осуществление планируемых мероприятий необходимо учесть при планировании издержек на услуги.
  • 2. План реализации услуг, представляющий подробную программу предприятия по всем направлениям реализации предоставляемых им услуг, т.е. услуг размещения, питания, дополнительных услуг.

Цель данного раздела краткосрочного плана состоит в том, чтобы своевременно предложить клиентам такой перечень услуг, который бы соответствовал и возможностям предприятия гостиничного сервиса и возможно более полно удовлетворял потребности клиентов.

Планирование реализации услуг осуществляется с учетом сегментов рынка, форм предоставления услуг и др. факторов.

Кроме того, при разработке плана реализации определяется соотношение объемов выполнения старых и новых видов основных и дополнительных услуг, соотношение в уровнях цен на услуги.

3. Инвестиционный план, определяющий объемы необходимых дополнительных капитальных вложений в дальнейшее развитие предприятия (техническое перевооружение, реконструкцию, капитальное строительство) и их эффективность.

Планирование инвестиций на предприятии сферы гостеприимства должно предусматривать:

  • · поиск новых идей по эффективному техническому развитию предприятия;
  • · финансовый анализ проектов технического перевооружения, реконструкции предприятия;

Планирование деятельности гостиничных предприятий

  • · принятие решений по источникам финансирования;
  • · оценка потребности в инвестиционных ресурсах.

Необходимым элементом планирования инвестиций является оценка их эффективности, то есть определение, прежде всего, срока их окупаемости.

4. План деятельности, отражающий общий уровень затрат предприятия на выполнение запланированного объема услуг (материально — техническое обеспечение, трудовые ресурсы, производственная мощность и другое).

Данный раздел текущего плана предприятия разрабатывается на основе данных плана маркетинга и планируемого объема и структуры реализации услуг.

Здесь показывается программа выполнения услуг в расчетном периоде, эта программа сравнивается с производственными возможностями гостиницы и определяется уровень ее загрузки.

На запланированный объем реализации услуг определяется потребность в персонале и фонде заработной платы для вознаграждения за результаты труда; в материально — энергетических ресурсах; формируется структура и объем издержек на выполнение и реализацию услуг.

5. Финансовый план представляет подробный расчет всех доходов и расходов предприятия. Вначале анализируется финансовое положение предприятия; затем планируются возможные доходы и поступления средств; далее планируются расходы и отчисления и наконец составляется баланс доходов и расходов предприятия.

При составлении текущего плана не большом предприятии сферы услуг гостеприимства его структура может быть упрощена и включать в себя следующие разделы:

  • · план маркетинга;
  • · план реализации услуг;
  • · план деятельности;
  • · финансовый план.

Второй метод краткосрочного планирования используется, если фирма образована недавно и надежная информация, на основе которой можно строить планы отсутствует, особенно если это совершенно новое предприятие.

В этом случае лучше начать с бизнес — плана, который устанавливает цели фирмы и пути их достижения, заранее намеченный уровень доходов от реализации услуг и товаров, планируемые уровни затрат и оценочные финансовые требования.

Детально подходы к бизнес — планированию на предприятиях услуг гостеприимства, структура разделов и порядок их формирования рассматриваются в учебном пособии по данному направлению.

Таким образом, планирование деятельности способствует решению главной задачи любого бизнеса — достижение максимума прибыли при минимуме затрат — определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке. Планомерная разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.

Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Когда в плане требуется менее объемная проработка, часть разделов может вообще отсутствовать.

Когда же план предстоит разрабатывать в полном объеме, для этого проводятся объемные маркетинговые исследования, а в сам план включаются все документы, использованные при его разработке.

Источник: https://vuzlit.ru/7219/osnovnye_ponyatiya_biznes_planirovaniya

Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Понятие и сущность бизнес-плана:  В настоящее время в России особую актуальность приобретают

Введение

Разработкабизнес-плана – важное условие для началаорганизации предпринимательскойдеятельности и его функционирования.

В совершенстве каждое предприятиедолжно иметь разработанный набор целейи задач, а также стратегию трансформациицелей в действия.

В маркетинге принятосчитать, что наличие бизнес-планаявляется одним из инструментов повышениядоходности предприятия и защищает отнеоправданных рисков.

Взарубежной практике управленияпредприятиями вместе с множествомприменяемых методов менеджмента активноиспользуют бизнес-планирование, вотличие от российской практики. Зарубежныеруководители освоилиосновные методологические подходы кбизнес-планированию и эффективнореализуют заложенную в них системнуюлогику в повседневной управленческойдеятельности.

С помощью бизнес-планированияони научились выделять главные приоритетыразвития, контролировать и эффективноуправлять ресурсами, предвидеть вероятныеизменения в бизнесе, решать вопросыфинансирования.

Систематически проводимыеисследования деятельности зарубежныхфирм показывают, что причинами абсолютногобольшинства банкротств компаний являютсяпросчеты или отсутствие бизнес-планирования.

Бизнес-планцелесообразно рассматривать как средствообеспечения эффективности деятельностипредприятия. Действенность бизнес-планаобеспечивается созданием соответствующихусловий, поэтапным подходом к егоформированию и осознанию руководителямиважной роли бизнес-планирования врезультативной деятельности предприятиякак в условиях стабильности, так и вовремя кризиса.

Сегодняшнийроссийский рынок интенсивно развивается,а потребность коренного измененияменеджмента назрело уже давно. Из этогоследует, что тема данного исследованияактуальна, поскольку бизнес-планированиеиграет важную роль в прогнозе результатовдеятельности и управления новых и ужеимеющихся на рынке предприятий.

Цельисследовательской работы – изучитьвопрос роли бизнес-плана при организациинового предприятия на примере созданияфотосалона.

Длядостижения поставленной цели необходиморешить следующие задачи:

  • определить понятие бизнес-плана, его цели, функции и виды;
  • рассмотреть методики разработки бизнес-плана и его структуру;
  • разработать бизнес-план фотосалона.

Объектомисследования является бизнес-планирование.Предмет исследования – бизнес-планфотосалона.

Курсоваяработа состоит из введения, двух глав,которые разбиты на параграфы, заключенияи списка литературы. Первая главапосвящена теоретическим аспектамбизнес-планирования. Вторая главанаправлена на разработку бизнес-планафотосалона.

1.1. Понятие бизнес-плана, его цели, функции и виды

Однимиз вариантов решения вопроса обеспеченияэффективности деятельности предприятия(нового или устойчиво развивающегося)является планирование.

Бизнес-план– это документ, в котором дается описаниеосновных разделов развития организациина конкурентном рынке с учетом собственныхи заемных финансовых источников,материальных и кадровых возможностейи предполагаемых рисков, возникающихв процессе реализации предпринимательскихпроектов.

Вплане характеризуются основные аспектыкоммер­ческого предприятия, анализируютсяпроблемы, с которыми оно сталкивается,и определяются пути и методы их решения.Поэтому бизнес-план выступает одновременнов качестве поисковой, научно-исследовательскойи проектной работы.

Бизнес-планпомогает решать следующие основныепроблемы, возникающие при созданиисобственного дела:

— определитьконкретные направления деятельностипред­приятия, его целевые рынки иместо на этих рынках;

— сформулировать долговременные икраткосрочные цели бизнеса, стратегиюи тактику их достижения, а также определитькруг лиц, ответственных за реализациюнамеченного;

— зафиксироватьсостав и показатели товаров и услуг,кото­рые будут предложены потребителям,оценить соответствующие производственныеи торговые издержки;

— выявитьсоответствие имеющегося персоналапредприятия и условий в мотивации еготруда предъявляемым требованиям;

— определить систему маркетинговыхмероприятий по иссле­дованию рынка,рекламе, стимулированию продаж,ценообразова­нию, каналам сбыта идр.;

— оптимизироватьорганизующую структуру управления;

— оценить финансовое положение предприятияи соответствие имеющихся финансовых иматериальных ресурсов, возможностидостижения поставленных целей;

— выявитьте трудности, которые способны помешатьвыпол­нению бизнес-плана, и наметитьмеры по их устранению.

Следовательно,бизнес-план – это экономическиобоснованный аналитический документ,показывающий реальность планируемогодела. Приэтом масштабы планирования могут бытьразличны: развитие предприятия,направления деятельности, нового видапродукции, новой системы оплаты трудаи т.д.

Бизнес-планявляется и многоплановым управленческиминструментом.

Он предусматривает решениестратегических и тактических задач,стоящих перед предприятием, независимоот его функциональ­ной ориентации, втом числе: организационно-управленческаяи фи­нансово-экономическая оценкасостояния предприятия; выявлениепо­тенциальных возможностей бизнеса,анализ сильных и слабых его сторон;формирование инвестиционных целей напланируемый пери­од.

Компанияможет иметь одновременно несколькобизнес-планов, в которых степеньдетализации обоснований может бытьразличной. В малом предпринимательствебизнес-план и план предприятия могутсовпадать и по объему и по содержанию.Любой бизнес-план должен даватьубедительные ответы для самогопредпринимателя и его возможныхпартнеров, по крайней мере, на пятьосновных вопросов. Это показано нарисунке 2.

Рисунок2

Назначениебизнес-плана и его основные элементы

Вбизнес-плане обосновываются общие испецифические элемен­ты функционированияпредприятия в условиях рынка, выборстрате­гии и тактики конкуренции,проводится оценка финансовых,матери­альных, трудовых ресурсов,необходимых для достижения целейпредприятия.

Бизнес-планобеспечивает объективное представлениео возможностях развития производства,способах продвижения товара на рынок,ценах, возможной прибыли, основныхфинансово-экономических результатахдеятельности предприятия, выявляетзоны опасностей, предлагает пути ихограничения.

Подобный план используетсянеза­висимо от сферы деятельности,масштабов, вида собственности,орга­низационно-правовой формыкомпании.

В нем находят свое решениекак внутренние задачи, связанные суправлением предприятием, так и внешние,обусловленные, в частности, взаимоотношениямис другими фирмами и организациями.

Благодарябизнес-плану появляется воз­можностьвзглянуть на работу предприятия как бысо стороны. Сам процесс разработкибизнес-плана, включающий детальныйанализ экономиче­ских и организационныхвопросов, постоянно побуждаетмобилизо­ваться.

Врыночной экономике бизнес-план являетсяисключительно эффективным рабочиминструментом как для вновь создаваемых,так и для действующих компаний во всехсферах предпринимательства.

Бизнес-планпобуждает тщательно изучить каждыйэлемент предполагаемого рисковогорыночного мероприя­тия.

Практическивсегда в этом процессе обнаружитсянемало сла­бых мест и пробелов,устранению которых нельзя не уделитьвнимания.

Бизнес-планированиезанимает все более существенную долюв ведении предпринимательства насовременном уровне. В постояннопреобразующемся деловом мире для бизнесаоткры­вается сейчас множество новыхвозможностей. Бизнес-планированиепомогает не упустить их и использоватьдля преобразова­ния и повышенияэффективности деятельности на рынке.

Бизнес-планстал принципиально новым для российскойэко­номики документом. Основной цельюего разработки выступает планированиехозяйственной деятельности предприятияна бли­жайший и отдаленные периоды всоответствии с потребностями рынка иналичием необходимых ресурсов. К прочимцелям относятся:

— определениебизнес-планом степени жизнеспособностии будущей устойчивости предприятия,снижение риска предпринимательскойдеятельности;

— конкретизацияперспектив бизнеса в виде системыколичественных и качественных показателей;

— обеспечениевнешних инвестиций.

Бизнес-планучитывает не только внутренние целипредприятия, но и внешние цели лиц,заинтересованность в участии которыхесть у предпринимателя. Главным образомэто инвесторы. Бизнес-планявляется документом, позволяющим оценитьцелесообразность вложения денежныхсредств (капитал) в разрабатываемыйпроект.

Научно обоснованный бизнес-планявляется количественным и качественнымориентиром как для самого предпринимателя,так и для его партнеров и кредиторов. Многие банки не говорят об условияхкредитова­ния без наличия бизнес-плана.Все более распространенным становитсятребование ино­странных инвесторовпредставлять расчеты финан­совогоплана с помощью лицензированных UNIDOпакетов — COMFAR и PROPSPIN.

Кроме инвесторов,заинтересованными лицами могут являтьсяпотенциальные потребители и поставщикифирмы.

Всовременной практике бизнес-планвыполняет следующие функции:

  • служит основой для разработки стра­тегии и тактики бизнеса;
  • позволяет проводить формирование и реализация плановых программ для оценки потенциала развития нового на­правления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса;
  • привлекает извне денежных средств для развития или реинжиниринга бизнеса;
  • привлекает к реализации планов бизнеса партнеров, которые спо­собны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Бизнес-план,являясь неотъемлемой частью системыпланирования на предприятии, являетсяее отдельным звеном и не ограничиваетсякаким-либо одним видом планирования.Темне менее, ему все же присущи в достаточноймере устойчивые признаки в соответствиисо стоящими перед ним задачами:

— бизнес-планне может включать весь комплекс общихцелей предприятия, а лишь одну из них,ту, которая связана с инвестиционнымпроцессом (внутренним или внешним).Бизнес-план – это всегда инвестиции(развитие). Нет инвестиций – не можетбыть и бизнес-плана (в отличие от другихвидов планирования, напримерстратегического);

— вотличие от стратегического и тактическогоплана, бизнес-план имеет четко очерченныевременные рамки, по истечении которыхопределенные планом цели и задачи должны быть выполнены;

— вбизнес-плане функциональные составляющие(план маркетинга, план производства ит.п.) в отличие от всех других видовпланов, являются полноправными,равновесными частями структуры.

Посколькубизнес-план есть не что иное, как планразвития с присущими только ему целями,ни один из других видов планов не заменяетбизнес-планирования. В то же времябизнес-план подчинен общему стержнюсистемы планов предприятия и соответствуетобщим принципам планирования.

Тщательноподготовленный и составленный планбизнеса открывает перспективу егоразвития, то есть отвечает на самыйважный вопрос: стоит ли вкладывать силыи средства в это дело, принесет ли онотакую прибыль, которая окупит всезатраты.

Взависимости от цели составлениябизнес-плана (в качестве плана обоснованияинвестиций, финансовых партнеров,привлечения партнеров, контрактов сперсоналом) разделы могут разрабатыватьсяс той или иной степенью конкретизации.

Когда в плане требуется менее объемнаяпроработка, часть разде­лов можетвообще отсутствовать.

Когда же планпредстоит разра­батывать в полномобъеме, для этого проводятся объемныемаркетинговые исследования, а в самплан включаются все документы,использованные при его разработке.

Врыночной экономике существует множествоверсий бизнес-планов по форме, содержанию,структуре и т.д. Их можно классифицироватьпо различным критериям. Автор приводитодну из систем классификации, к критериямкоторой относятся нижеприведенныепараметры.

Типплана – критерий классификации, наосновании которого бизнес-планподразделяется на технический,организационный, экономический,социальный и смешанный в зависимостиот основной сферы применения.

Следующийкритерий — класс плана. Бизнес-планыразличают по составу, структуре и егопредметной области. Монопланы – отдельныепланы различного типа, вида и масштаба.Мультипланы – комплексные планы,состоящие из ряда монопланов и требующиеприменения многопланового управления.Мегапланы – целевые программы развитиярегионов, отраслей и других образований,состоящие из ряда монопланов имультипланов.

Масштабыбизнес-планов – критерий, предусматривающийразмер плана, численность его участникови степень влияния на окружающий мир.Условно выделяют малый, средний, крупный,очень крупный.

Масштабы планов можноконкретизировать – межгосударственный,международный, национальный(государственный), межрегиональный ирегиональный, межотраслевой и отраслевой,корпоративный, ведомственный, планодного предприятия.

Длительность- критерий классификации, по которомубизнес-планы делятся по продолжительностипериода осуществления плана накраткосрочный (до трех лет), среднесрочный(от трех до пяти лет), долгосрочный (свышепяти лет).

Классификацияпо объектам бизнеса получила широкоераспространение в экономическойлитературе. Согласно данной классификациибизнес-планы, разрабатываются в различныхмодификациях в зависимости от назначения:по бизнес-линиям (продукция, работыуслуги, технические решения) и попредприятию в целом (новому илидействующему). Схему этой классификацииможно увидеть на рисунке 1.

Рисунок1

Типологиябизнес-планов по объектам бизнеса

Бизнес-планфинансового оздоровления предприятиясоставляется для неплатежеспособныхпредприятий и имеет свою особую структуруи логику изложения. Он создается вобязательном порядке и служит для:

  • выработки стратегии выживания предприятия;
  • составления плана проведения реорганизационных процедур;
  • организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
  • обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Большаячасть бизнес-планов носит инвестиционный(затратный) характер.Величина инвестиций, необходимых дляосуществления бизнес-плана, зависит отвсех перечисленных оснований ихклассификации, прежде всего от масштабаи длительности.

К инвестиционным обычноотносят планы или проекты, главной цельюкоторых является вложение средств вразличные виды бизнеса для полученияприбыли. В этой группе бизнес-плановвыделяют инновационные проекты, ккоторым относят систему различныхнововведений, обеспечивающих непрерывноеразвитие организационно-экономическихсистем.

Инвестиционныепроекты можно дифференцировать по рядуклассификационных признаков: по масштабу,по срокам реализации и по степениограниченности используемых ресурсов.

Помасштабу (размеру) различают:

  • малые проекты, которые невелики по объёму. Это, например, создание опытно-промышленных установок, строительство небольших зданий, сооружений, предприятий небольшой мощности;
  • мегапроекты — это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединённых общей целью, выделенными для реализации ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Они могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми.

Посрокам реализации выделяют:

  • краткосрочные проекты (на срок до 3-х лет);
  • среднесрочные проекты (на срок от 3-х до 5-ти лет);
  • долгосрочные проекты (на срок свыше 5-ти лет).

Постепени ограниченности используемыхресурсов выделяют:

  • проекты, для которых заранее не устанавливаются ограничения по ресурсам (например, проекты стратегического характера);
  • проекты с ограничением по некоторым видам ресурсов (по времени исполнения проекта;
  • проекты с ограничением по многим видам ресурсов (по времени, стоимости проекта, его трудоёмкости и т.д.).

Врамках одной организации можетразрабатываться и общий стратегическийплан, включающий весь комплекс целей,и отдельные бизнес-планы по приведеннойвыше типологии.

Бизнес-планы ориентированы,прежде всего, на нововведения, в отличиеот стратегического плана имеют четкоочерченные временные границы с конкретнымипроработками, в то время как стратегическийплан по мере выполнения очередногогодового плана и проведения соответствующегоситуационного анализа может пересматриватьсяи корректироваться.

Источник: https://studfile.net/preview/2893786/

Понятие и сущность бизнес-плана

1.1 Понятие и сущность бизнес-плана:  В настоящее время в России особую актуальность приобретают

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3

1.   БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ, КАК ОСНОВНОЙ ВИД ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………5

 1.1  Понятие и сущность бизнес-плана…………………………………………………..5

      1.2  Структура и последовательность разработки бизнес-плана………………8

2.   СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ  ООО «ЛАДЬЯ»…….11

      2.1  Общая характеристика предприятия………………………………………………11

      2.2  Анализ рынка, маркетинг и сбыт……………………………………………………12

      2.3 Формирование финансового плана………………………………………………..15

      2.4 Организационный план…………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня для развития любого производства, как никогда актуален бизнес-план, поскольку внешнеэкономические факторы заставляют предпринимателя рассчитывать все свои действия и предпринятые шаги.

Цель создания бизнес-плана заключается в необходимости планирования хозяйственной деятельности фирмы на краткосрочный и долгосрочный периоды в соответствии с особенностями и потребностями рынка, а также наличием имеющихся ресурсов для этого и возможностями для их поиска.

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.

Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.

Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план.

 Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы.

Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности.

Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы.

Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

При отсутствии бизнес-плана предприниматель может столкнуться со значительными трудностями в процессе деятельности своего предприятия, вплоть до банкротства.

Это означает, что крайне важно уделить особое внимание созданию бизнес-плана в письменном виде.

 
Кроме того, в постоянно меняющихся рыночных условиях бизнес-планирование приобретает особую актуальность и значимость для успешного ведения бизнеса.

Объектом исследования является общество ограниченной ответственности «Ладья».

Целью исследования будет рассмотрение особенностей создания и реализации концепции по изготовке цветной и черно-белой печати высокого качества и обслуживании оргтехники ООО «Ладья».

Задачи исследования — провести анализ рынков, маркетинг и сбыт, сформировать план производства и финансовый план.

Бизнес-планы являются для производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда.

1  БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ, КАК ОСНОВНОЙ ВИД                              ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1  Понятие и сущность бизнес-плана

Бизнес-план — это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится предприниматель, как он предполагает добиться поставленных целей. Бизнес-план позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять предприятием (собственным делом).

Непосредственно разработка бизнес-плана заставляет разработчика объективно и критически взглянуть на проект, в первом приближении оценить его. Бизнес-план является основой для ответа на следующие вопросы: целесообразно ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Бизнес-план учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Главным образом это инвесторы. Бизнес-план является документом, позволяющим оценить целесообразность вложения денежных средств (капитал) в разрабатываемый проект.

Научно обоснованный бизнес-план является количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов. Все более распространенным становится требование иностранных инвесторов представлять расчеты финансового плана с помощью лицензированных UNIDO пакетов — COMFAR и PROPSPIN.

Кроме инвесторов, заинтересованными лицами могут являться потенциальные потребители и поставщики фирмы.

Бизнес-планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность бизнес-плана заключается в обосновании наилучшим образом видов, объемов, сроков, и др.

показателей производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг,которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.

Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия.

Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям.

Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры.

Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.

Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.

Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.

Конечно, иногда факт

Источник: https://www.referat911.ru/Biznes-planirovanie/ponyatie-i-sushhnost-biznesplana/175907-2273415-place1.html

1. 1 Понятие и сущность бизнес-плана

1.1 Понятие и сущность бизнес-плана:  В настоящее время в России особую актуальность приобретают

Развитие рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес-планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес-планы, как «заморская диковина», появились в России лишь в начале 90-х годов, в то же время большинство предприятий продолжают использовать более привычные технико-экономические обоснования.

Но по мере развития рыночной экономики и международных связей потребность в разработке бизнес-планов перестает вызывать сомнения. Уже в 1994-1995 гг. он становится обязательным документом, применяемым «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций»1 .

Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли. В определенном смысле это понятие связывают с предпринимательской деятельностью, хотя в английском языке предпринимательство определяется как «enterprise», но сам предприниматель может обозначаться как «businessmen».

Бизнес и предпринимательство, несомненно, имеют разное смысловое значение, хотя и тесно взаимосвязаны. Исходя из зарубежного опыта, предпринимательство может определяться как «интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного.

Бизнес и предпринимательство человека, который владеет полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет» 2.

Бизнес, сам по себе, — это сложный процесс, предусматривающий принятие комплекса ответственных решений, и успешность его ведения во многом зависит от владения специальными знаниями: управленческими, юридическими, финансовыми и др.

«Предприниматели играют роль мощных катализаторов изменений в сфере бизнеса» [1].

Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия.

В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).

И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие его определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта.

Но необходимо осознавать, что простого перевода содержательной его части для нас может быть недостаточно, равно, как и то, что многие из западных методик могут попросту не работать в российских условиях, если в них не будет учитываться специфика нашей экономики. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач»2.

«Бизнес-план — объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией». 3

«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства»[1].

«Бизнес-план — это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов»[2].

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Сама структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости и слепого копирования его содержания из зарубежного опыта.

Следует отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа огромного множества планов.

Структура бизнес плана «может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей»3 — такие рекомендации можно встретить практически в любом издании.

Заказчиком бизнес — плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес — плане.

Разработчиками бизнес-плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы.

При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

При разработке бизнес — плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих сторон:

— заказчика (клиента) бизнес — плана, являющегося самостоятельным инвестором и использующего привлеченный капитал посредством акционирования, займ, выпуска облигаций и т.п.;

— муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты в строительстве объектов в соответствии с общей концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за реализацией;

— подрядных фирм, детализирующих концепцию бизнес — плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;

— потребителя, использующего продукцию или услуги.

Вообще круг адресатов бизнес-плана весьма широк.

Самим разработчикам бизнес-план помогает продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.п. Управленческому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стратегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей.

Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для получения ясного представления о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет персоналу предприятия определить свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.

Предпринимателям для осуществления своих программ нередко приходится привлекать финансовые средства извне, для чего с помощью бизнес-плана необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности фирмы, перспективности, проработанности и окупаемости ее программы функционирования.

Любому хозяйствующему субъекту, которому для его деятельности необходимы внешние источники финансирования, важно уметь на основе тщательного анализа рыночных и своих возможностей выбирать перспективные и реально осуществимые задачи, привлекательные для потенциального инвестора. Бизнес-план может быть использован и для внесения изменений в руководство фирмой.

Объективно говоря, составление бизнес — плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным.

Любой бизнес-план включает в себя как минимум следующие сведения: описание фирмы (название, юридическую форму собственности, направление деятельности, производимые товары и услуги, управление, финансы), производственный план (для фирм, участвующих в производственной деятельности), маркетинг-план, финансовый план и приложения.

Источник: https://trade.bobrodobro.ru/8025

Scicenter1
Добавить комментарий