1.1. Современное состояние автомобилестроения в Российской Федерации

Фатихова Л.Э., Ахтямов Б.Ф. Современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности России

1.1. Современное состояние автомобилестроения в Российской Федерации

Фатихова Лариса Энгельсовна1, Ахтямов Булат Фаритович2
1Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, к.э.н., доцент
2Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета, студент

Fatihova Larisa Engelsovna1, Akhtyamov Bulat Faritovich2
1Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga) Federal University, assistant professor
2Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga) Federal University, student

Библиографическая ссылка на статью:
Фатихова Л.Э., Ахтямов Б.Ф. Современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59948 (дата обращения: 02.02.2020).

Автомобильная промышленность в России представляется основной сферой машиностроения, которая имеет значительное влияние на развитие экономики страны. Положение автомобильной индустрии в страны больше характеризуется, как неоднозначное.

С одной стороны происходит рост продаж на рынке, который вызван покупательской способностью, а с другой постоянно сокращается доля российских автомобилей на рынке.

Отечественная автомобильная техника в значительной мере отстает от современных требований по надежности, комфорту, безопасности, техническому уровню и экологии.

В отечественной автомобильной промышленности за последние годы сформировалось нелегкое положение. С одной стороны, прослеживалось заметное улучшение рынка автомобильной техники, начатое увеличением потребительной способности народонаселения, а с другой стороны наблюдалось уменьшение доли рынка российских производителей.

Увеличение зарубежных производителей в России, которое ведет к насыщению автомобильного рынка, формирует большое количество трудностей и проблем для отечественного автопрома.

Политика деятельности компаний, производящих автомобильную технику, на внешнем и внутреннем рынках должна быть ориентирована на расширение и улучшение внешнеторговой деятельности, в сфере поддержания и укрепления позиций автомобильной продукции за счет увеличения ее конкурентной способности, сервисного автомобильного обслуживания, улучшения способа организации продаж.

Реализацию данных задач следует способствовать принятыми отечественными производителями мер по обеспечению стабильности цен на выпускаемые автомобили, в том числе методом сокращения расходов, формирование кооперационных взаимосвязей с производителями автомобильных материалов и комплектующих для автомобилей.

Российская автомобильная промышленность охватывает все сегменты автомобилестроения: производство грузовых и легковых автомобилей, автобусов, легких коммерческих автомобилей, автомобильных компонентов и запчастей, прицепного состава, специализированной техники и военной техники, автомобильных материалов, а также проектно- конструкторскими и научно исследовательскими организациями. В области автомобилестроения России всего работают около 400 предприятий.

По сведениям аналитической фирмы АСМ-холдинг в России за январь-август 2015 года было выпущено 908,18 тыс. автомобильной техники (грузовых, легковых автомобилей, автобусов). Это на 28,9% меньше, чем за тот же период 2014 года [1].

Рисунок 1 – Динамика производства автомобильной техники в % к соответствующему периоду 2014 года.

Если рассматривать производство автомобилей по сегментам:

—       легковые автомобили: объем производства легковушек за первый квартал 2015 года составил 354,3 тыс.ед., что на 19 % меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

—       грузовые автомобили: в 2015 году выпуск грузовых автомобилей в России уменьшилось почти на 37,2 % по сравнению с тем же периодом 2014 года, и составил 26,5 тыс. ед.

—       автобусы:  в первом полугодии 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 4,2 % и составил 1631 ед. [2].

Можно сделать вывод, что нынешнее состояние автомобильной промышленности в России наблюдается спад во всех сегментах производства.

Несмотря на то, что степень влияния и значимость автомобильной промышленности на экономику, и уровень жизни в стране в целом, можно назвать как неутешительное.

Чтобы отечественное автомобилестроение и дальше не ухудшалось, нужно уже сегодня государству принимать решительные меры по развитию и по стимулированию инновационного становления отрасли.

Развитая промышленность и производство – вот ключ к успеху для любого государства. Развитие определенных отраслей и продажа произведенных в государстве товаров по всему миру является целью многих ведущих производителей нашего времени. Немаловажную роль в данном случае играет и прогресс автомобильной промышленности.

Не секрет, что автомобильная промышленность России никогда не была сильной стороной нашего государства.

Классические отечественные автомобильные предприятия испытывают трудности от недостатка передовых и прогрессивных технологий, источников инвестиций, моральной и физической изношенности научно-технической базы и также огромной численности неподходящих средств.

Современные отечественные сборочные компании владеют доступом к прогрессивным и передовым технологиям, хоти не имеют необходимые средства. Также автопроизводители в сегодняшнее время сильно ограничены вероятности своего инжиниринга и размеры производства и не имеют достаточных ресурсов для их реализации.

Не способствовал развитию российского автопрома и потрясший мир экономический кризис 2008 года. По сведениям «Автостата», упадок производства автомобильной техники составило 59,7%.

  Неутешительные мнения специалистов все больше и больше указывают на то, что в скором времени автомобильной индустрии Российской Федерации не останется как таковой: производственные филиалы по сборке иномарок заполонят территорию Российской Федерации, а привычные нам модели автомобилей (концернов АвтоВАЗ, КамАЗ и других) и вовсе пропадут с наших дорог.

Ярким доказательством этого служит тот факт, что производство и сборка иностранных моделей на территории РФ неуклонно растет и набирает обороты.

Там, где могли бы производиться отечественные модели, происходит сборка автомобилей марок Renault, Skoda, Toyota, Ford и Volkswagen.

Производство зарубежных брендов заносит свой вклад в процветание экономики государства, но это никак не способствует развитию ее промышленности [3].

Все же государство в последние годы выделяет внушительные ресурсы в качестве поддержки бесприбыльным и малоэффективным компаниям и предприятиям.

Но, не смотря на достаточно четкое распоряжение, применять выделенные ресурсы для устранения проблем низкой эффективности в отрасли, средства применяют, чтобы поддержать текущее положение дел, который обладает относительными преимуществами лишь в очень краткосрочной перспективе.

Общие задолженности этих предприятий отрасли остаются в размере примерно 100 млрд. рублей, несмотря на то, что каждый год на такую поддержку выдаются порядка 1 млрд. долларов.

В связи с нестабильным и неудовлетворительным состоянием автомобильной промышленности России нужны коренные изменения. Вследствие этого по заказу Минпромторга в конце прошлого года консалтинговая фирма Boston Consulting Group проводила исследования, которые были взяты в базу «Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 г.» [4].

Главное назначение Стратегии – максимизирование добавленной цены, производимой в отечественной автомобильной промышленности, при достаточном подборе и качестве продукции.  Цели стратегии-2020 представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Цели стратегии до 2020 года

2020 год Максимизирование добавленной стоимости, созданной в России, по всем переделам цепочки формирования стоимости  (с текущего уровня ~23% до уровня 45–50% в 2020)
Автопроизводители:
  • Максимальное обеспечение внутреннего спроса за счет внутреннего производства
  • Максимально высокая доля экспорта
  •  Поддержание и развитие отечественных брендов, имеющих положительный образ в России и за рубежом
Поставщики:
  • Наличие производства ключевых комплектующих и достаточной сырьевой базы в России
  • Максимальная локализация производства комплектующих и автомобилей всех автопроизводителей
  • Высокий уровень концентрации для использования эффекта масштаба
  • Достижение глобального стоимостного преимущества по производству комплектующих
Интеллектуальная собственность:
  • Наличие собственной базы НИОКР и патентной базы по главным элементам/компонентам/индустриальным решениями

Вот только пока неизвестно, получится ли добиться данной многообещающей цели. Это зависит от того, по которому из четырех ключевых сценариев будет двигаться отечественная автомобильная промышленность.

Сценария развития автомобильной промышленности:

—       «Текущий вектор», предполагает продолжение текущих тенденций на автомобильном рынке без существенных изменений;

—       «Партнерство», предполагает реструктуризацию автомобильной отрасли с целью повышения способности российской автоиндустрии удовлетворить спрос на местном рынке;

—       «Крупный экспортер», предполагает своей целью вывод российской автомобильной индустрии на уровень глобальной конкурентоспособности путем существенной реструктуризации автомобильной отрасли, обширных инвестиций в модернизацию российских активов и в НИОКР, а также умеренное ужесточение заградительных мер для импорта на внутреннем рынке;

—       «Закрытый рынок», который предполагает установление заградительных мер защиты от импорта внутреннего рынка со значительным государственным участием в развитии автомобильной отрасли.

Авторы Стратегии объективно считают, что нужно ориентироваться, прежде всего, на прогноз «Партнерство».

Также они называют определенные средства, которые будут представлены в разные подотрасли автомобильного производства, равно как и общую сумму – 628,4 млрд. рублей.

Но все же пока четких мер в Стратегии нет – но представлены тенденции деятельности, вследствие которых, по плану авторов Стратегии к 2020 году будут следующие изменения:

1)     увеличение части добавленной цены в автопром с уровня 2008 г. – 22% (492,9 млрд. руб.) до 49% (2210 млрд. руб.) в 2020 г.;

2)     сокращение количества импорта в валютном выражении  с 65% до 25%;

3)     увеличение количества экспорта продукции российской автомобильной промышленности до 12,6%;

4)     рост доли российского автопрома в ВВП до 2,39%;

5)     наполнение парка легковых автомобилей до уровня 362 автомобиля на 1000 человек;

6)     сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и их следствий на 26–32% [5].

Так как предпочтенный сценарий учитывает наличие зарубежных компаньонов и зарубежных же инвестиций, нужно дать оценку инвестиционной привлекательности отечественного автомобильного рынка.

Как следует из отчета консалтинговой компании Boston Consulting Group, российский рынок, представляется привлекательным для отдельной продажи автомобильной техники и, вполне вероятно, для исполнения сборочных операций.

Одним из главных недостатков России представляется непредсказуемость рынка – как подмечают авторы отчета Pricewaterhouse-Coppers «Перспективы развития автомобильного рынка в России», чрезмерно велико воздействие внешних причин на потребительский спрос. Среди них можно отметить:

1)     обменный курс рубля;

2)     процентные ставки;

3)     величина автокредитования;

4)     степень потребительской уверенности;

5)     валовой внутренний продукт;

6)     обстановка в мировой экономики и стоимости на сырьевые товары;

7)     продуктивность проекта антикризисных мер, принятого правительством;

8)     большая вероятность нецелевого употребления денег.

В поддержку сценария «Партнерства» свидетельствует и тот факт, что уже подписаны договоры о стратегической совместной работе компаний Sollers и АвтоВАЗа, Renault и АвтоВАЗа, также Daimler AG и КАМАЗа.

На фоне всеобщего сокращения раздела в г.

Калуга состоялось открытие завода Peugeot Societe Anonyme Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors(23 апрель 2010 года), а в предприятии Volkswagen стартовало производство полного цикла автомобилей Škoda Fabia.

В завершении хотелось бы подметить, что, как свидетельствуют прогнозы консалтинговых компаний Boston Consulting Group, Pricewaterhouse, Автостата, российский рынок автомобильной техники уже начал восстанавливаться, и это непременно означает, что без автомобилей жители России не останутся. Российской автомобильной промышленности есть куда двигаться и развиваться, и в будущем на автомобильную промышленность возлагаются большие надежды.

Библиографический список

  1. АСМ-холдинг. Аналитическая и консалтинговая компания: Производство автомобильной техники предприятиями России в 2015 году. – URL:  http://www.asm-holding.ru
  2. Автобизнес. Маркетинговый автомобильный журнал: Производство легковых и грузовых автомобилей и автобусов в 2015 году, №159-160 Июль-Август 2015 г.
  3. Афанасьев С.Ю. Системные проблемы автомобильной отрасли в России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.protown.ru/information/hide/6145.html (дата обращения: 17.12.2014).
  4. Программа развития отечественного автомобилестроения до 2020 г. [Электронный ресурс]: Материалы к заседанию правительственной группы. – The Boston Consulting Group, 2009 .
  5. Стратегия развития российской автомобильной промышленности на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, 2010. – URL: http://www.vedomosti.ru/cgi-bin/get_document.cgi/vedomosti_30-04-2010.TIF?file= 2010/04/30/233035_2259039491 (дата обращения: 17.12.2014).

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Ахтямов Булат Фаритович»

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59948

Cовременное cоcтояние автомобильной промышленноcти Роccии

1.1. Современное состояние автомобилестроения в Российской Федерации

ВВЕДНИЕ……………………………………………………………………..….2

Глава 1. Cовременное cоcтояние автомобильной промышленноcти Роccии.

    1. Общий обзор cоcтояния автомобильной промышленноcти Роccии……………………………………………………………………………..2
    2. Районы cпециализации…….………………………………………..……3
    3. Грузовое автомобилеcтроение…………………………………………..5
    4. Легковое автомобилеcтроение…………………………………………..9
    5. Автобусостроение………………………………………………………..10

Глава 2. Основные направления и перспективы развития автомобильной промышленности………………………………………………………….……..12           2.1.    Концепция развития автомобильной промышленности России………..17

2.2.   Прогноз развития автомобильного рынка России на период

до 2010 года………………………………………………………………………………………………17

2.3.    Стратегия деятельности предприятий……………………………………17

2.4.    Повышение конкурентоспособности автомобильной техники…………..18

2.5.    Научно-техническое и кадровое обеспечение

автомобильной промышленности……………………………………………….. 20

2.6.    Интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность………………………………..…………………………….21

2.7.  Механизм и условия реализации концепции …………………………..…21

2.8.   Внешнеэкономические условия реализации концепции…………………………………………………………………………………..22

2.9.   Меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности автомобильной техники……………………………………………………………………………………..23

2.91 Меры по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду……………………………………………………………………………………24

Глава 3. Автомобильная промышленность сегодня………………………….25

Заключение………..……………………………………….……………………..26

Список использованной литературы…………………………………………….27

Введение

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства.

В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек.

Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Становление и развитие автомобильного транспорта и автомобильной промышленности стало явлением XX века, а уровень автомобилизации – индикатором уровня развития любой страны, в том числе и России.

Поэтому автомобильная промышленность выбрана в качестве темы исследования в реферате.

Глава 1. Cовременное cоcтояние автомобильной промышленноcти Роccии

    1. Общий обзор состояния автомобильной промышленности

России.

Последние годы представляют собой период реформ, приведших к резкому изменению основных принципов развития экономики страны и коренным образом повлиявших на результаты деятельности всех ее хозяйственных и производственных отраслей, в том числе автомобильной промышленности. Для нее этот период стал периодом сначала глубокого спада производства, а затем – очень медленного и болезненного подъема.

По причине своей значимости для экономики России состояние дел в автомобильной промышленности стало предметом рассмотрения на заседании Правительства РФ в июне 2002 г., где рассматривалась Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 г., которая была принята в сентябре 2002 г. Правительством РФ.

К тому времени, в 1999-2001 годах, предприятия отрасли достигли устойчивого роста объемов производства. В 2001 году произведено более 1 млн. легковых автомобилей, 57 тыс. автобусов, свыше 172 тыс. грузовых автомобилей. Объем товарной продукции превысил 200 млрд. рублей, доля экспорта составила 12 процентов общего объема производства.

Мощности по производству легковых автомобилей были использованы на 78,7 процента, автобусов — на 77,1 процента, грузовых автомобилей – на 38 процентов.

Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств удовлетворялись отечественными предприятиями автомобилестроения по легковым автомобилям на 70-75 процентов, по грузовым автомобилям и автобусам – на 85-90 процентов.

Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.

В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес-группы (например, холдинг «Русские автобусы»).

С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей. Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.

Действует гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих изделий в соответствии с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.

Автомобильная промышленность обладает научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий.

Для нужд автомобилестроения широко используются возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Производство военной автомобильной техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.

Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.

Финансовое положение отрасли можно характеризовать как крайне напряженное.

Низкая рентабельность работы автозаводов сохраняется: в среднем по отрасли – 5–8%.

Уменьшился объем оборотных средств, дефицит которых составляет около трех месяцев производства. Ежегодный объем инвестиций в автомобильную промышленность за период с 1998 по 2001 гг. не превышал 8,3 млрд. руб. в год, а в 2002 г. составил не более 7 млрд. руб.

При этом доля собственных средств заводов, инвестирующих в развитие производства, составляла от 84 до 92%.

Такое положение нельзя считать нормальным, оно говорит о наличии проблем с привлечением кредитных средств и становится сдерживающим фактором реализации разработанных проектов модернизации предприятий.

1.2. Районы специализации предприятий автопрома.

В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Только «старые» заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины.

Все остальные специализируются на выпуске отдельных видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе (Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа — в Поволжском районе (Ульяновск).

Автобусы разной вместительности производят в Центральном районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган).

Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего – Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины – Поволжский (Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а микролитражные – Юго-Западный (Луцк) районы.

Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и межотраслевой кооперации, автомобилестроение в годы войны и послевоенные годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский).

К этому времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо Центрального района в важный район автомобильной промышленности превратился Поволжский, где к действующим заводам в Тольятти и Ульяновске в 1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г.

Набережные Челны.

Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральный главным образом на производстве грузовых машин, а Поволжский – преимущественно легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале (Ижевск, Миасс, Курган).

В восточных зауральских районах страны автомобилестроение только начинает складываться (Чита). Роль зауральских заводов в производстве автомашин еще не велика.

В этих районах только формируются те предпосылки, которые обусловили создание районов автомобильной промышленности в европейской части страны.

Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, Заволжский – для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский – для «Москвичей»).

Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам (например, Ярославский – Минскому, Кременчугскому и др., Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому автозаводам).

Как видим, в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств располагалось неравномерно (большая часть автозаводов и заводов по выпуску комплектующих изделий находится в России). Тем не менее, почти каждая бывшая республика СССР имела (и частично сохранила) монопольное производство какого-либо изделия.

Так, Украина – единственный производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также легковых малолитражных автомобилей группы А (типа «Таврия»).

В республике Беларусь сосредоточено производство тяжелых и сверхтяжелых карьерных самосвалов грузоподъемностью 30 – 180 т и выше, большегрузных магистральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов МоАЗ, тягачей «Ураган» повышенной проходимости и грузоподъемности.

В Молдавии было создано уникальное производство большегрузных (11,5 и 22т) полуприцепов-рефрижераторов, в Грузии – специальных сельскохозяйственных автопоездов с дизелями, в Армении – автопогрузчиков грузоподъемностью 1 — 2 т и городских автофургонов грузоподъёмностью 1 т,  в Азербайджане – малых развозных рефрижераторов,  в Киргизстане – сельскохозяйственных самосвалов, в Латвии – особо малых автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи, выполняемых на их базе, в Литве – компрессоров для двигателей КамАЗ и ЯМЗ и всех приводных цепей для бензиновых двигателей, мотоциклов и велосипедов, в Эстонии – ремней безопасности. Аналогичные монополисты имеются и в других бывших республиках.

После распада СССР хозяйственные связи нарушились, что привело к сокращению выпуска и поставок необходимых изделий, у каждого суверенного государства появилось желание организовать собственное производство отдельных наиболее важных для него машин. Однако от желания до его реализации – дистанция огромного размера.

Организация собственного производства автомобилей или их компонентов требует длительного времени и больших затрат, которые, как показали первые проработки, оказываются не по силам ряду суверенных государств.

Кроме того, производство, рассчитанное на удовлетворение собственных нужд, для большинства из них оказалось бы малорентабельным или даже убыточным.

В постсоветской России, как и в других республиках бывшего СССР, возникли новые центры автомобилестроения, основанные на сборке иномарок из деталей импортного производства: Узбекистан (DAEWOO), Беларусь (FORD, MAN), Калининград (General Motors), Таганрог (Hyundai), Всеволжск (Ford) и т.д.

1.3. Грузовое автомобилестроение.

За первые пять лет реформ, с 1990 по 1994 гг., выпуск грузовых автомобилей снизился в 4,5 раза.

Такие автозаводы, как ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ, входившие в мировую десятку крупнейших производителей грузовых автомобилей и занимавшие соответственно 2-е, 5-е и 6-е места, были отброшены далеко назад.

И, чтобы перегруппировать силы и начать выпуск автомобильной техники, нужной новой экономике, автозаводам потребовалось более трех лет (1994-1996 гг.).

В секторе грузовых автомобилей относительно устойчивый рост объемов производства начался с 1997 г. Однако, даже сопровождавшее этот рост глубокое изменение структуры выпуска не привело к выходу на докризисный уровень. Хуже того, в 2001 г. было изготовлено 174,8 тыс.

грузовых автотранспортных средств (АТС), что на 6% меньше, чем в 2000 г., а в 2002 г. – 173,5 тыс. грузовых автомобилей, или 99,2% к уровню 2001 г.

То есть в этом секторе, в отличие от производства других видов автомобильной техники, вновь возникла тенденция к снижению выпуска, точнее, продолжается «колебательный» процесс, наблюдавшийся и ранее (1997 г. к 1996 г.

– прирост на 7,08%; 1998 к 1997 – падение на 2,35%; 1999 к 1998 – прирост на 23,4%; 2000 к 1999 – прирост на 3,85%; 2001 к 2000 – падение 5,98%; 2002 к 2001 – падение на 0,77%).

Отечественное грузовое автомобилестроение является основным поставщиком автотранспортных средств для сельского хозяйства, строительства, торговли и обороны, т.е. тех отраслей народного хозяйства, которые в наибольшей степени пострадали от экономического кризиса. Так, за десять лет реформ (1990-2001 гг.

) сельскохозяйственное производство сократилось на 23%, это отразилось в первую очередь на таких предприятиях как АМО «ЗИЛ», «ГАЗ» и «КамАЗ», которые львиную долю своей продукции поставляли в село.

Объем капитальных вложений сократился на одну треть и примерно в таких же пропорциях снизились грузоперевозки и соответственно поставки грузовых автомобилей для строителей. Что касается оборонного комплекса, то расходы на эту сферу за указанное десятилетие сократились почти в два раза.

Российская армия до последних лет не имела достаточных средств для обновления стареющего автопарка, потребности которого составляют примерно 200 тыс.единиц.

Источник: https://www.stud24.ru/economics/covremennoe-coctoyanie-avtomobilnoj-promyshlennocti-roccii/496590-1915951-page1.html

Российский автопром – история развития, наши дни, перспективы

1.1. Современное состояние автомобилестроения в Российской Федерации

Для того, чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения. Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат».

Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей. По данным ВЦИОМ, автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности.

Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан.

Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания.

Перспективы развития отечественного автопрома

В конце 2015 года Минпром РФ по материалам исследования Boston Consulting Group (международная консалтинговая компания) разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года». Программа предусматривает следующие шаги.

  1. Максимально полное насыщение отечественными машинами внутреннего рынка.
  2. Увеличение до максимума доли экспорта.
  3. Развитие популярных в РФ и за рубежом российских брендов.
  4. Производство ключевых комплектующих, локализация производства основной продукции и комплектации всех марок.
  5. Расширение патентной базы и НИОКР.

Разработчики «Стратегии» видят 4 возможных сценария развития автомобильной промышленности: текущий вектор, партнерство, закрытый рынок, крупный экспортер. Наиболее реальным представляется второй путь – «Партнерство».

Именно этот сценарий взят за основу государственной политики, в рамках которой российский автопром должен получить около 600 млрд. руб.

К сожалению, «тактических» мер эта стратегия не дает, однако ожидаемые результаты представляет.

  • Доля импорта снизится с 60% до 20% в денежном выражении.
  • Доля экспорта повысится до 12,5%.
  • Производство отечественных транспортных средств составит 2,38% ВВП России.
  • На каждую 1000 населения РФ российские легковые автомобили приобретут 363 человека.
  • Количество ДТП снизится на 25-30%.

В документе приведены объемы инвестиций по годам в крупнейшие автозаводы: АвтоВАЗ, Газ, КАМАЗ, Sollers. С учетом низкой привлекательности российского автопрома для крупных инвесторов, сдвиги налицо.

Соглашения о сотрудничестве подписаны у ВАЗа с Sollers и Renault, у КамАЗа с Daimler AG.

В 2010 году открыт завод Peugeot- Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге, Volkswagen запустил производство Skoda Fabia.

История развития российского автопрома

Начало истории автомобилестроения в Российской Империи относят к концу XIX века. Техническая новинка не получила признания в среде дворянства. Отечественные разработки почти прекратились, возобновившись лишь в 1917 на заводе по производству вагонов в Риге. Здесь собирали продукцию сначала на базе импортных комплектующих, а позже – собственного производства.

С началом Первой мировой войны, правительство финансировало деньги на строительство автопредприятий в Ярославле и Москве (АМО). На период войны рижский автомобильный завод перешел на выпуск самолетов и ракет. Его специализация была использована в СССР в космической отрасли.

Первый советский легковой автомобиль выпущен на АМО в 1924 году. Модель Ф15 была далека от мировых образцов. Завод реконструировал и освоил на нем выпуск грузовиков корпорации США Ford Motor. В период 1931-33 годов он стал называться ЗИС. Дальнейшее развитие ЗИС получил во время Отечественной войны.

Его вывезли на Урал, где образовались УльЗиС и УралЗиС.

По лицензии компании Ford Motor грузовые и легковые автомобили начали выпускать в Горьком (ныне Нижний Новгород). Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии.

Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском  отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР.

Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв!

Последующие этапы развития автопрома СССР приходятся на середину прошлого века. Появились автомобильные заводы ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ. Из них сегодня на территории РФ работают предприятия на Волге (ВАЗ, КамАЗ, УАЗ), в Нижнем Новгороде (ГАЗ).

Советские машины составляют две трети всех легковых автомобилей в стране. Это Волга, Ока, Нива, Москвич, Жигули, Запорожец. Грузовики марок КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ известны и пользуются заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России.

Машины обладают неоспоримыми достоинствами:

  • автомобили надежные и морозоустойчивые;
  • техника обеспечена недорогим техническим обслуживанием и запчастями;
  • высокая проходимость машин обусловлена условиями их эксплуатации на сложных дорогах России;
  • низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобилей.

И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули».

Значит, и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов. Отрасль нуждалась в государственной поддержке и инвестициях.

Вместо этого случился непоправимый провал 1990-2000 годов.

Современное состояние российского автомобилестроения

Из старых крупных автозаводов в РФ работают АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ. За последние 10 лет открылись совместные предприятия с различными иностранными компаниями.

Отставание автопрома России в производстве легкового транспорта компенсируется выпуском тяжелых автобусов и спецтехники.

Активно развивается АвтоВАЗ, совершенствуя свою Ладу. В 2015 открыт автосалон Lada в Венгрии. Выпускает автобусы Липецкий автомобильный завод.

Заслуженные «Пазики» превратились в современные низкопольные автобусы марки ПАЗ. На выпуске сельхозтехники и больших автобусов специализируется ГолАЗ. Тяжелые «Уралы» продолжают сходить с конвейеров УралАЗ.

Первая в РФ частная компания АК «ДЕРВЕЙС» появилась в 2002 году на Северном Кавказе.

Вид автотранспортного средстваСостояние отечественного производстваСравнение по итогам 2013 года (данные OICA)
Тяжелые автобусыПервенство в Европе.173 148 единицы – Китай23 107 единицы – Россия12 460 – Евросоюз
Спецтехника, грузовые автомобилиМарка КамАЗ популярна в РФ и мире: грузовики, магистральные тягачи, военная техника.Свои заводы размещены в Казахстане, Эфиопии, Пакистане, во Вьетнаме. Грузовик «КамАЗ» –неоднократный победитель «Дакара».
Легковой секторВ коммерческих и промышленных целях широко используются ГАЗель, Соболь, Садко, Волга.
ВнедорожникиПолноприводные УАЗы активно трудятся в армии, подразделениях МЧС, МВД.

Тенденции развития российского автомобильного производства

Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2010 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva.

Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Примерами могут служить «Ford Motor Company», «Соллерс-Набережные Челны».

Иностранные легковые транспортные средства марок BMW, Chevrolet, Hummer, Kia собирают на Автоторе в Калининградской области.

Наша продукция конкурентоспособна при низком курсе рубля. Экспорт ее стал возможен, и в этом направлении есть перспективы. Необходимо изучать и интенсивно занимать свободные крупные рынки.

Поставки во Вьетнам, Иран, Алжир составят к 2020 году соответственно, 15, 30 и 22 тыс. единиц шасси и кузовов.

Расширение экспорта может способствовать восстановлению и устойчивому развитию отечественного автопрома.

В рамках «Стратегии» планируется поднять занятость в отрасли с 0,8% до уровня передовых «автомобильных» стран. В ЕС она составляет в среднем 2%. Хорошие перспективы для автопрома видят специалисты в практике внедрения специальных инвестиционных контрактов. Шанс для развития отрасли в России дает также сокращение производства иномарок.

Источник: https://promdevelop.ru/rossijskij-avtoprom/

Анализ современного состояния автомобильной промышленности России

1.1. Современное состояние автомобилестроения в Российской Федерации


Соотношение выпуска иностранных и отечественных автомобилей в России можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Структура производства иностранных и российских брендов в России [Источник: АСМ Холдинг]

Производство автомобилей под отечественными брендами имеет тенденцию к сокращению. Причиной этому также явилась интеграция с зарубежными концернами. Например, одного из крупнейших Российских производителей — АВТОВАЗ — уже по праву можно назвать международной: 50 % акций владеет группа Renault, 17,3 % — Nissan и 32,87 % акций владеет Госкорпорация Ростех.

В российской автомобильной промышленности до сих пор применяется советская система деления легковых автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя — Единая отраслевая нормаль ОН 025270–66 от 1966 года (далее «Нормаль»).

Таблица 1

Система классификации легковых автомобилей вСССР

ЦифраКлассРабочий объём двигателя, см³
1Особо малыйдо 1,2
2Малый1,3–1,8
3Средний1,9–3,5
4БольшойОт 3,5
5ВысшийНе регламентировался

Однако большинство автозаводов оставляют её лишь для внутреннего пользования (поскольку «Нормаль» применяется для определения типа автомобиля при налогообложении).

Например, новые модели АвтоВАЗа более известны под буквенными обозначениями (Lada Kalina, Priora, Granta, Largus и т. д.), а их цифровые обозначения применяются преимущественно во внутризаводской документации.

В последнее время становится все более популярной классификация Европейской экономической комиссии, но не менее распространены системы классификации США и Англии.

Кроме того, организация EuroNCAP применяет для проходящих краш-тесты моделей собственную классификацию деления автомобилей по актуальным для пассивной безопасности параметрам — размерам, массе и типу кузова.

Согласно Европейской классификации рынок пассажирских автомобилей делится на 9 сегментов (см. табл.2.).

Таблица 2

Сегментация рынка автомобилей согласно классификации Европейской экономической комиссии

КлассРасшифровка
AMini cars («мини-класс»)
BSmall cars («малый-класс»)
CMedium cars («средний класс», «гольф-класс»)
DLarger cars («большой класс»)
EExecutive cars («бизнес-класс»)
FLuxury cars («представительский класс»)
SСпорткары / купе / кабриолеты;
MMulti-purpose cars (минивэны);
JSport utility cars (кроссоверы и внедорожники)

Источник: Regulation (Eec) No 4064/89 Merger Procedure

За 16 лет произошедших с начала 2000 года структура продаж легковых автомобилей по классам претерпела некоторые изменения. Если в 2000 году автомобили С-класса занимали львиную долю рынка — 68 %, сейчас их доля опустилась до 22 %.

Заметно выросли доли автомобилей класса B и J. Если в 2000 году -класс занимал около 3 % рынка, а J — 8,1 %, то к 2016 году доля класса B увеличилась до 36 %, а класса J до 30,5 %.

Отечественный автопром пока представлен на рынке только в 4-х классах: А, В, С и J.

Ещё одним видом сегментации рынка является ценовое разделение. Обычно выделяют 5 сегментов: менее $10 тыс.; от $10–20 тыс.; от $20–30 тыс.; от $30–40 тыс.; свыше $40 тыс. В последнее время наблюдается тенденция смещения спроса на автомобили в более дорогие сегменты.

На сегодняшний день развитие российской отрасли производства легковых автомобилей осуществляется в соответствии с утвержденной в 2010 году «Стратегией развития автомобильной промышленности на период до 2020 года», сформулированной и утвержденной Правительством РФ. В соответствии с этим документом, основными задачами российского автопрома являются:

– увеличение доли добавленной стоимости, формируемой отраслью;

– рост доли внутреннего производства на рынке автомобилей;

– увеличение глубины локализации сборочных производств, созданных на территории России иностранными компаниями.

Реализация стратегии принесла свои плоды: в 2012 году в России было произведено почти 2 млн. новых легковых автомобилей (на 63 % больше, чем в 2010 г.), а доля внутреннего производства в видимом потреблении увеличилась до 67 %.

Но уже в 2014 году из-за падения потребительского спроса, обусловленного девальвацией рубля и ухудшением экономической ситуации, производство легковых автомобилей сократилось к уровню 2012 года на 12 % и составило 1,74 млн. штук.

По итогам 2015 года российские предприятия по выпуску легковых автомобилей были загружены на 59 %. Для сравнения: на пике производства, достигнутом в 2012 году, уровень использования среднегодовой мощности составлял 80 %.

В силу произошедшего спада производства отрасль в 2015 году балансировала на грани убыточности.

При этом положительного уровня рентабельности не позволил достичь даже почти 11 %-ный рост цен производителей (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).

В первом полугодии 2015 года убыточность производства легковых автомобилей возросла до 3,6 %, а убыток от продаж составил 16 млрд. руб., и это, несмотря на ускорение роста цен производителей (+17 % в июне 2015 года к июню предыдущего года).

При всем при этом отрасль продолжает демонстрировать положительные темпы роста инвестиций. Так, в 2014 году в основной капитал по виду деятельности «производство легковых автомобилей» было инвестировано около 71 млрд. рублей, что на 26 % выше показателя 2013 года.

Тенденция увеличения направляемых в отрасль инвестиций сохранилась и в 2015 году: в основной капитал отрасли было направлено более 70 млрд. руб. инвестиций.

Даже, несмотря на ухудшение производственных и финансовых показателей отрасли, российский рынок легковых автомобилей характеризуется значительным потенциалом роста, обусловленным низким (относительно показателей развитых стран) уровнем автомобилизации населения (менее 300 автомобилей на 1000 жителей) и высоким средним возрастом легкового автомобиля в парке страны (12 лет).

Основным игроком российского рынка остается Волжский автомобильный завод (ВАЗ), с доминирующим на рынке брендом «Lada». Его доля в структуре производства легковых автомобилей составляет около 20 %.

Завод входит в альянс AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN с совокупной долей на рынке более 30 %. Также в ТОР-3 производителей входят корейский концерн HYUNDAI-КIA и VolksWagen group.

Суммарная доля трех ведущих игроков приближается к двум третям суммарного объема российского рынка.

Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 года, предусматривает следующие параметры, которые должны быть достигнуты отраслью:

– повышение доли добавленной стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. — 21 % (492,8 млрд. руб.) до 48 % (2200 млрд. руб.) в 2020 году;

– увеличение к 2020 году доли продукции российского производства легковых автомобилей до 80 % в общем объеме потребления на внутреннем рынке в натуральном выражении;

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема их производства в натуральном выражении к 2020 г. — до 8 %.

Уже в 2013 году, когда уже состоялось присоединение России к ВТО (одним из условий которого является поэтапное снижение пошлин на ввоз новых и подержанных легковых автомобилей), а отечественный рынок автотехники продемонстрировал первые признаки стагнации, Минпромторг РФ внес в Стратегию развития автопрома ряд уточнений и корректировок. Утверждены они были Приказом Минпромторга РФ № 2155 от 27 декабря 2013 года «О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года».

Документ предусматривал следующее:

– рост объемов промышленного производства легковых автомобилей в Российской Федерации к 2020 году до 3,136 млн. шт.;

– обеспечение к 2020 году доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке легковых автомобилей -76 % (снижено на 4 %);

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема производства к 2020 году — до 8 % (сохранено на ранее принятом уровне).

Однако в 2014 году ситуация в экономике вообще и на рынке автомобилей в частности продолжила ухудшаться, что вызвало необходимость внесения новых изменений.

Так, Минпромторгом была разработана и представлена на рассмотрение и в Правительство новая программа обновления автотранспортных средств. Программа получила одобрение и вступила в силу с 1 сентября 2014 года. На этот раз минимальный возраст автомобиля не ограничивался.

За 2014 год по программе было реализовано 170 тыс. автомобилей. В 2015 году программа утилизации была вновь продлена.

В 2015 году вновь заработала (остановлена в 2013 году) программа льготного кредитования. В соответствии с размещенными на официальном сайте Минпромторга данными, за 2015 год, с начала текущего года по программе льготного автокредитования было реализовано 171 тыс. авто, по программе обновления парка — 262 тыс. авто.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2016 год в Российской Федерации существует 29 предприятий, основным видом деятельности которых является выпуск новых легковых автомобилей. В целом же по отрасли, выпуском автомобилей всех видов заняты 139 предприятия.

Однако, согласно предоставляемым тем же Росстатом, данным о концентрации производства, учитывающим фактический выпуск продукции, реальным производством заняты не более 20 предприятий, имеющих мощности по сборке.

Учитывая изменения в структуре выпуска по годам и мнение экспертов, можно сказать, что отрасль в целом ограничивается 17–20 предприятиями. По состоянию на сегодняшний день, выпуском традиционно российских марок заняты лишь два предприятия.

Все остальные предприятия отрасли легкового автомобилестроения заняты сборкой моделей иностранных марок.

Таблица 3

Производители легковых автомобилей вРоссии, по маркам

Предприятие, расположениеПроизводимые марки
Иностранные марки
ГК «Автотор», Калининградская обл.BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel, Kia
«GM-АвтоВАЗ» ЗАО, г. Тольятти, Самарская обл.Chevrolet
«АК ДерВейс» ООО, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская РеспубликаLifan, Geely, Great Wall
«Автофрамос» ОАО, г. МоскваRenault
«Форд Мотор Компани» ЗАО, г. Всеволожск, Ленинградская обл.Ford
«Соллерс-Набережные Челны» ОАО, Республика ТатарстанFord
Соллерс-Елабуга» ООО, Республика ТатарстанSsang Yong
«Соллерс-Дальний Восток» ООО, Приморский крайSsang Yong, Toyota, Mazda
«Дженерал Моторз Авто» ООО, Санкт-ПетербургChevrolet, Opel
«Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» ООО, Санкт-ПетербургToyota
«Хёндэ Моторз Мэнуфэкчуринг Рус» ООО, Санкт-ПетербургHyundai, Kia
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», ООО, Санкт-ПетербургNissan
«Фольксваген Груп Рус» ООО, г. Калуга, Калужская областьVolkswagen, Skoda
«ПСМА-Рус», г. Калуга, Калужская областьPeugeot, Citroen, Mitsubishi
«Таганрогский автомобильный завод», Ростовская областьBYD, Hyundai
«Горьковский автомобильный завод», Нижний НовгородSkoda, Volkswagen, Mercedes, Chevrolet
Российские марки
ЗАО «АвтоВАЗ», г. Тольятти, Самарская обл.Лада
ОАО «Соллерс», Ульяновская обл.УАЗ

Источник: [2]

Переходя к вопросу инвестиционной активности в отрасли, мы должны отметить, что ее рост в последние годы однозначно во многом был обусловлен принятой в 2010 году Стратегией развития автомобильной промышленности на период до 2020 года, предусматривающей рост на внутреннем рынке продукции именно российской сборки.

В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в части подпрограммы 1 «Автомобильная промышленность» было предусмотрено прямое бюджетное финансирование в размере 1 060,2 млрд.

рублей, в том числе по годам, см.рис.2.

Рис. 2. Предусмотренное бюджетное финансирование, млрд. руб. Источник: [1]

Согласно данным Росстата, в отрасли происходило планомерное сокращение рентабельности. Так, по состоянию на начало 2016 года, в производстве легковых автомобилей она была зафиксирована на отрицательном уровне в -0,18 %.

Рис. 3. Рентабельность (убыточность) производства автомобилей, %

Любопытно, что падение рентабельности не компенсировалось даже произошедшим ростом цен в отрасли. Топ-10 производителей автомобилей на территории России, см. рис. 4.

Рис. 4. Производство новых легковых автомобилей в разрезе компаний [Источник: OICA]

Совокупное производство легковых автомобилей в России снизилось на 13,5 % в течение первых 8м 2016 г., однако отдельным заводам удалось нарастить объемы производства.

Вследствие снижения спроса на автомобильном рынке автопроизводители в России были вынуждены сократить объемы выпуска автомобилей. Так, за 8м 2016 г. объем производства легковых автомобилей снизился на 13,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом производство легковых автомобилей отечественных брендов снизилось больше, чем производство автомобилей иностранных брендов (21 % против 11 %).

Рис. 5. Прогноз производства легковых автомобилей в России, 2016–2020 гг. [Источник: анализ PwC]

Несмотря на то что у большинства автопроизводителей продажи снизились по сравнению с прошлым годом, некоторые из них продемонстрировали прирост продаж в отдельные месяцы. Среди лидеров по объему продаж наибольшая положительная динамика наблюдалась у LADA, Hyundaiи Renault, декабрьские продажи которых увеличились на 18, 12 и 17 % соответственно по сравнению с декабрем 2015 г.

В начале 2016 г. были утверждены меры господдержки автомобильной отрасли на 2016 г., их совокупное финансирование составило 137 млрд руб. Данные средства были направлены на стимулирование спроса и поддержку автопроизводителей. Изменение доли рынка л/а по крупнейшим брендам за период 2016 г, представлено в Приложении 22.

Доля автомобилей иностранных брендов в совокупном объеме производства легковых автомобилей по результатам 2016 г. составила 73 % (за аналогичный период прошлого года данная доля составляла 71 %). Динамика производства легковых автомобилей в России по месяцам за период 2015–2016 гг. в % представлена рисунком 6.

Рис. 6. Динамика производства легковых автомобилей в России по месяцам за период 2015–2016 гг. в % [Источник: АСМ-Холдинг, анализ PwC]

Несмотря на отрицательную динамику совокупного объема производства легковых автомобилей в России, существенный прирост производства наблюдается на заводах Ford во Всеволожске и Набережных Челнах, и также на Ижевском автозаводе, который заявил о планах увеличить объем производства в 2016 г. на треть по сравнению с 2015 г. Во многом положительные объемы производства на данных предприятиях обусловлены высоким спросом на производимые там модели, в частности, на Ford Fiestа и Lada Vesta.

Рис. 7. Производственные мощности российских локализованных автопроизводителей

По результатам 2016 г. производство легковых автомобилей в России сократилось на 7,4 % и составило 1,1 млн шт. С учетом того, что текущие производственные мощности российских и иностранных локализованных автопроизводителей составляют порядка 3,1 млн шт. в год, загрузка мощностей по итогам года составила 36 %.

В настоящее время несколько иностранных автопроизводителей ведут подготовку к налаживанию производства своих автомобилей на территории России. В частности, в течение ближайших пяти лет планируется увеличение производственных мощностей на 0,2 млн шт. до 3,3 млн шт.

за счет ожидаемого открытия трех автозаводов:

– GreatWall в Тульской области (150 тыс. а/м в год);

– Lifan в Липецкой области (60 тыс. а/м в год);

– Mercedes-Benz в Московской области (25 тыс. а/м в год).

В 2017 г., согласно прогнозу, основанному на прогнозах продаж, экспорта и импорта легковых автомобилей в России, производство легковых автомобилей в России увеличится на 7 % и составит 1,2 млн шт. В последующие годы ожидается постепенное восстановление объемов производства, которое к 2021 г. может составить 1,8 млн шт. при отсутствии внешних шоков.

В 2017 году на поддержку отечественного автопрома выделят 62 млрд рублей. По данным статистического ведомства, при этом в декабре 2016 года в годовом выражении выпуск авто вырос на 11,3 %, а по отношению к ноябрю 2016 года показатель упал на 12,9 %.

Производство грузовых автомобилей (включая шасси, но без автосамосвалов) по итогам 2016 года выросло на 6,9 %, до 137 тыс. Производство автобусов увеличилось на 18,6 % и достигло 43,2 тыс.

При этом промышленное производство в России по итогам 2016 года выросло на 1,1 % по сравнению с показателем за 2015 год. В декабре 2016 года в годовом выражении промпроизводство в стране выросло на 3,2 %, а по сравнению с ноябрем 2016 года этот показатель увеличился на 7,4 %.

Рис. 8. Прогноз производства легковых автомобилей в России, 2017–2021 гг. [Источник: анализ PwC]

Существенную поддержку рынку оказали меры государственного стимулирования спроса. Одной из наиболее востребованных является программа льготного автокредитования. По данным Минпромторга, в 2016 г. в рамках программы при плане в 270 тыс. единиц техники по факту было реализовано 324 тыс. легковых автомобилей, что на 20 % превысило план.

Тем не менее на рынке стала складывается ситуация наличия значительных объемов «отложенного спроса», которая, в сочетании с упомянутыми выше факторами необходимости замены парка и имеющихся резервов его роста, создаст предпосылки для восстановления рыночных объемов оживления экономики в 2017 году.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/183/46884/

Автомобилестроение россиии (стр. 1 из 5)

1.1. Современное состояние автомобилестроения в Российской Федерации

План.

Введение.

1. Современное состояние автомобильной промышленности России.

1.1. Общий обзор состояния автомобильной промышленности России.

1.2. Районы специализации.

1.3. Грузовое автомобилестроение.

1.4. Легковое автомобилестроение.

1.5. Автобусостроение.

2. Основные направления и перспективы развития автомобильной промышленности.

3. Концепция развития автомобильной промышленности России.

3.1. Стратегия деятельности предприятий.

3.2. Повышение конкурентоспособности автомобильной техники.

3.3. Научно-техническое и кадровое обеспечение автомобильной промышленности.

Заключение.

Приложение

Введение.

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства.

В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек.

Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Становление и развитие автомобильного транспорта и автомобильной промышленности стало явлением XX века, а уровень автомобилизации – индикатором уровня развития любой страны, в том числе и России.

Поэтому автомобильная промышленность выбрана в качестве темы исследования в реферате.

1.Современное состояние автомобильной промышленности России.

1.1. Общий обзор состояния автомобильной промышленности России.

Последние годы представляют собой период реформ, приведших к резкому изменению основных принципов развития экономики страны и коренным образом повлиявших на результаты деятельности всех ее хозяйственных и производственных отраслей, в том числе автомобильной промышленности. Для нее этот период стал периодом сначала глубокого спада производства, а затем – очень медленного и болезненного подъема.

Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств удовлетворялись отечественными предприятиями автомобилестроения по легковым автомобилям на 70-75 процентов, по грузовым автомобилям и автобусам – на 85-90 процентов.

Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.

В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес-группы (например, холдинг «Русские автобусы»).

С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей. Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.

Действует гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих изделий в соответствии с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.

Автомобильная промышленность обладает научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий.

Для нужд автомобилестроения широко используются возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Производство военной автомобильной техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.

Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.

Финансовое положение отрасли можно характеризовать как крайне напряженное.

Низкая рентабельность работы автозаводов сохраняется: в среднем по отрасли – 5–8%.

Уменьшился объем оборотных средств, дефицит которых составляет около трех месяцев производства. Ежегодный объем инвестиций в автомобильную промышленность за период с 1998 по 2001 гг. не превышал 8,3 млрд. руб. в год, а в 2002 г. составил не более 7 млрд. руб.

При этом доля собственных средств заводов, инвестирующих в развитие производства, составляла от 84 до 92%.

Такое положение нельзя считать нормальным, оно говорит о наличии проблем с привлечением кредитных средств и становится сдерживающим фактором реализации разработанных проектов модернизации предприятий.

1.2. Районы специализации предприятий автопрома

В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Только «старые» заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины.

Все остальные специализи­руются на выпуске отдельных видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе (Москва, Брянск), в Вол­го-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа — в Поволжском районе (Уль­яновск).

Автобусы разной вместительности производят в Центральном районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Кур­ган).

Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, средне­го – Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины – Поволжский (Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а микролитражные – Юго-Западный (Луцк) районы.

Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральный ­главным образом на производстве грузовых машин, а Поволжский – преимущественно легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале (Ижевск, Миасс, Курган).

В восточных заураль­ских районах страны автомобилестроение только начинает складывать­ся (Чита). Роль зауральских заводов в производстве автомашин еще не велика.

В этих районах только формируются те предпосылки, ко­торые обусловили создание районов автомобильной промышленности в европейской части страны.

Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятель­ных предприятиях.

Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, За­волжский – для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский – для «Москвичей»).

Большинство этих заводов разместилось вне центров автомоби­лестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам (например, Ярославский – Минскому, Кременчугскому и др., Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому автозаводам).

После распада СССР хозяйственные связи нарушились, что приве­ло к сокращению выпуска и поставок необходимых изделий, у каждого суверенного государства появилось желание организовать собственное производство отдельных наиболее важных для него машин. Однако от желания до его реализации – дистанция огромного размера.

Организа­ция собственного производства автомобилей или их компонентов тре­бует длительного времени и больших затрат, которые, как показали первые проработки, оказываются не по силам ряду суверенных госу­дарств.

Кроме того, производство, рассчитанное на удовлетворение собственных нужд, для большинства из них оказалось бы малорента­бельным или даже убыточным.

1.3. Грузовое автомобилестроение.

За первые пять лет реформ, с 1990 по 1994 гг., выпуск грузовых автомобилей снизился в 4,5 раза.

Такие автозаводы, как ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ, входившие в мировую десятку крупнейших производителей грузовых автомобилей и занимавшие соответственно 2-е, 5-е и 6-е места, были отброшены далеко назад.

И, чтобы перегруппировать силы и начать выпуск автомобильной техники, нужной новой экономике, автозаводам потребовалось более трех лет (1994-1996 гг.).

В секторе грузовых автомобилей относительно устойчивый рост объемов производства начался с 1997 г. Однако, даже сопровождавшее этот рост глубокое изменение структуры выпуска не привело к выходу на докризисный уровень. Хуже того, в 2001 г. было изготовлено 174,8 тыс.

грузовых автотранспортных средств (АТС), что на 6% меньше, чем в 2000 г., а в 2002 г. – 173,5 тыс. грузовых автомобилей, или 99,2% к уровню 2001 г.

То есть в этом секторе, в отличие от производства других видов автомобильной техники, вновь возникла тенденция к снижению выпуска, точнее, продолжается «колебательный» процесс, наблюдавшийся и ранее (1997 г. к 1996 г.

– прирост на 7,08%; 1998 к 1997 – падение на 2,35%; 1999 к 1998 – прирост на 23,4%; 2000 к 1999 – прирост на 3,85%; 2001 к 2000 – падение 5,98%; 2002 к 2001 – падение на 0,77%).

Отечественное грузовое автомобилестроение является основным поставщиком автотранспортных средств для сельского хозяйства, строительства, торговли и обороны, т.е. тех отраслей народного хозяйства, которые в наибольшей степени пострадали от экономического кризиса. Так, за десять лет реформ (1990-2001 гг.

) сельскохозяйственное производство сократилось на 23%, это отразилось в первую очередь на таких предприятиях как АМО «ЗИЛ», «ГАЗ» и «КамАЗ», которые львиную долю своей продукции поставляли в село.

Объем капитальных вложений сократился на одну треть и примерно в таких же пропорциях снизились грузоперевозки и соответственно поставки грузовых автомобилей для строителей. Что касается оборонного комплекса, то расходы на эту сферу за указанное десятилетие сократились почти в два раза.

Российская армия до последних лет не имела достаточных средств для обновления стареющего автопарка, потребности которого составляют примерно 200 тыс.единиц.

Источник: https://mirznanii.com/a/307924/avtomobilestroenie-rossiii

Scicenter1
Добавить комментарий