1.1. Сущность и виды коммуникаций: Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди

Сущность и виды коммуникаций

1.1. Сущность и виды коммуникаций:  Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди

Коммуникация (от лат.- comunicatio— «контакт, связь, об­щее») — это процесс обмена информацией, ее смысловым значе­нием между двумя или более людьми, группами, организациями. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Информация (от лат.

informatio— «осведомлять») в менеджменте рассматривается как сведения, данные, значения технических, экономических и других показателей, являющиеся объектами целенаправленного сбора, хранения, обработки, пере­дачи информации и используемые в процессах анализа и выра­ботки управленческих решений.

Следовательно, коммуникация включает в себя собственно информацию, которая передается, и то, как эта информация передается и воспринимается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие как мини­мум двух людей.

Как процесс коммуникации отражают принципы и закономер­ности отношений между людьми: например, поддержка или проти­водействие между руководителем и подчиненным.

Коммуникация рассматривается и как явление — это уста­новленные в организации нормы, правила, инструкции, положения, способствующие организации взаимодействовать между людьми.

Организационные коммуникации — это сложная, многоуров­невая система, которая охватывает как саму организацию, так и ее внешнюю среду. Принято различать следующие основные функ­ции коммуникативности в группе или организации как их способ­ность к взаимодействию:

— контроль и мотивация: коммуникативность контролирует поведение членов группы во взаимодействии, характер которого регулируется мотивацией;

— эмоциональное выражение и информационное обеспечение: для большинства людей их работа является первичным источни­ком социального взаимодействия, тогда коммуникативность спо­собствует эмоциональному выражению чувств и позволяет удов­летворить социальные потребности. Коммуникативность позволя­ет представлять информацию, необходимую индивидуумам и груп­пам для принятия решения, посредством передачи данных для иден­тификации и оценки альтернативных решений.

Различают внешние и внутренние коммуникации.

Внешние коммуникации — это обмен информацией между орга­низацией и ее внешней средой. Для обмена с внешней средой орга­низации использует множество самых разнообразных средств, на­пример:

— для коммуникации с потребителями продукции организации используют рекламу, выставки, социологические опросы;

— с налоговыми органами и органами статистики, а также вне­бюджетными фондами — различные справки, сведения, отчеты;

— с определенными политическими партиями или отдельными депутатами — оказывая поддержку на выборах или внося взносы в их пользу;

— с общественностью, когда необходимо создать в обществен­ном мнении благоприятный образ организации, — с помощью спе­циальных отделов по связям с общественностью.

Внутренние коммуникации — это обмен информацией меж­ду элементами организации. Обмен осуществляется по верти­кали и горизонтали.

Вертикальные коммуникации представля­ют собой передачу информации с высших уровней руководства на нижние, например, сообщения работникам организации о но­вых стратегических и тактических целях, изменениях в правилах,инструкциях.

В обратном направлении с помощью коммуника­ций передается информация о реальном положении дел в орга­низации, о результатах реализации принятых ранее решений, о возникших трудностях и проблемах. Горизонтальные комму­никации — это обмен информацией между подразделениями.

Цель горизонтальных коммуникаций — это согласование теку­щих и совместных задач. Горизонтальные информационные обмены в отличие от вертикальных связывают равноправные элементы организации и способствуют формированию между ними отношений кооперации и координации.

Неформальные коммуникации — это обмен информацией, ос­нованной на личных или неслужебных отношениях. Такую инфор­мацию определяют как слухи, передаваемые при помощи нефор­мальных коммуникаций. Особенность таких коммуникаций — со­мнительная достоверность, большая скорость передачи, значи­тельный объем аудитории.

Тем не менее менеджеры часто исполь­зуют эту форму общения для того, чтобы выяснить реакцию на предстоящие изменения. Неформальные коммуникации — явле­ние нормальное до определенной степени.

Слухи возникают вви­ду недостатка официальной информации и свидетельствуют о неблагополучии системы организационных коммуникаций и ее неэффективности.

Коммуникации между руководителем и подчиненными относят­ся к межличностным отношениям и являются разновидностью вер­тикальных коммуникаций. Этот тип составляет абсолютное боль­шинство всех информационных обменов в организации и имеет особую значимость.

Таким образом, коммуникация — это то средство, с помощью которого достигается единство организации в достижении цели.

Одно из принципиальных отличий постиндустриального раз­вития связано именно с коммуникацией, которая как ресурс обла­дает рядом специфических черт. Прежде всего коммуникация явля­ется нематериальным ресурсом (активом), для которого (в отли­чие от материального) характерны следующие особенности:

— в процессе использования стоимость (ценность) увеличи­вается;

— не отчуждаем;

— не ограничен пространством;

— тиражируется с малыми затратами.

Источник: https://magref.ru/sushhnost-i-vidyi-kommunikatsiy/

Глава 1. Понятие и сущность коммуникации

1.1. Сущность и виды коммуникаций:  Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди

Сферы применения коммуникационногоменеджмента

Введение

1.1 Определение коммуникации

1.2 Виды коммуникаций, применяемых вкоммуникационном менеджменте

1.3 Коммуникационная сеть

Глава 2. Коммуникационный процесс

2.1 Сущность коммуникационного процесса

2.2 Этапы процесса коммуникаций

Глава 3. Сферы применения коммуникационного менеджмента

3.1 Коммуникационные барьеры и преграды

3.2 Сферы применения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работыобусловлена тем, что коммуникации, обменинформацией — это то, в чем каждыйучаствует ежедневно, но лишь не многиеделают это достаточно согласованно.

Почти невозможно переоценить важностькоммуникаций в управлении. Едва ли невсе, что делают руководители, чтобыоблегчить организации достижение еецелей, требует эффективного обменаинформацией. Если люди не могутобмениваться информацией, ясно, что онине сумеют работать вместе, формулироватьцели и достигать их.

Однако, коммуникации — это сложныйпроцесс, состоящий из взаимозависимыхшагов. Каждый из этих шагов очень нужендля того, чтобы сделать наши мыслипонятными другому лицу.

Цель данной работы — изучить сферыприменения коммуникационного менеджмента.

Задачи данной работы следующие:

— Дать определение и раскрыть сущностькоммуникации.

— Рассмотреть коммуникационный процесс.

— Выявить сферы применения коммуникационногоменеджмента.

Объект исследования — коммуникационныйменеджмент.

Предмет — сферы применения коммуникационногоменеджмента.

В настоящее время можно утверждать, что реализация управленческого процесса невозможна без использования коммуникационного менеджмента, его форм, принципов и методов

Коммуникационный менеджмент сейчасприменяется во многих сферах, там гденеобходимо коммуникационное взаимодействие,направленное на достижение поставленнойцели.

Глава 1. Понятие исущность коммуникации

1.1 Определениекоммуникации

Важную роль приосуществлении менеджерами управленческихфункций и принятии решений играетинформация. Ее получают и передаютпосредством процесса, который называетсякоммуникацией. Невозможно переоценитьважность коммуникации в функционированиисистемы управления.

Коммуникации — этосвязи между функциями, подразделениямисистемы управления, между людьми.Коммуникации — взаимодействия, двусторонниеусилия, без которых невозможна совместнаядеятельность, это первое условиесуществования всякой организации.

Без процессакоммуникации, без передачи информацииот субъекта управления к объектууправления, и наоборот, без правильногопонимания передаваемой и получаемойинформации управленческая работаневозможна.

Рассмотрим сущность,структуру, виды, средства, способыкоммуникаций в организации.

На обыденном уровнекоммуникацию определяют как передачуинформации от человека к человеку. Вменеджменте коммуникация — это обменинформацией между людьми. На основекоторого руководитель получаетинформацию, необходимую для принятиярешений, и доводит принятие решения доработников организации.

Коммуникация можетиметь место, если общающиеся людипонимают друг друга, т. е. у них имеетсяобщий социальный опыт или они говорятна одном языке. Коммуникаций не бываетбез информации, т. е. того, что передаетсяв ходе коммуникативного процесса, чемлюди обмениваются при коммуникации.[9, С.73]

Если источникомсообщения выступает субъект управления,то говорят об управленческой информации:

Управленческуюинформацию различают как:

— исходную, онакладется в основу принятия решений;

— организационную,она используется при реализации решений;

— регулирующую,она сопровождает управленческое решениеи существует в виде определенных правил,предписаний, норм, рекомендаций;

-учетно-контрольную, она использует назавершающем этапе управленческогоцикла.

Управленческуюинформацию можно подразделить на:

— внутреннюю;

— внешнюю.

Внутренняяинформация — это информация непосредственноо данной организации и ее внутреннихпеременах (цели, задачи, структура,технология, люди). Внешняя — об окружающейорганизацию среде.

По предназначениюуправленческая информация может быть:

— открытой

— для служебногопользования;

— секретной;

— совершенносекретной;

— совершенносекретной особой важности;

Средства передачии получения управленческой информациина современных предприятиях самыеразнообразные. Выбор средств зависитот характера информации, ее вида,возможностей, которыми располагаютотправитель и получатель информации.

В современный период все большееприменение находят технические средствапередачи и получения информации — радио,телефон, факс. Огромные возможности дляполучения и хранения информации имеютсовременные компьютеры.

Наметилисьтенденции к сокращению письменнойинформации, но полностью избежать этогоспособа передачи информации нельзя.[11, С.192]

Управляющаяинформация выполняет в организацииследующие задачи:

— обслуживаниефункции управления — от подготовки ипринятия решения до подведения результатовего выполнения;

— связываетподразделения организации и обеспечиваетконтакты с внешней средой;

— обеспечиваетдвижение к заданной цели, позволяявыбрать определенную линию поведения.

Буквально всеорганизации перерабатывают, используютинформацию.

Важно знать обуправленческой информации:

— какая исходнаяинформация необходима для принятиярешения;

— в каких информационныхдокументах оформляется решение;

— какими средствамидоводится исходная директивная информациядо объекта управления, исполнителей;

— какая информацияо ходе результатов выполнения решениядолжна даваться органу управления сразличных участков управляемого объекта;

— кто обязан даватьэту информацию, в какое время и при какихусловиях;

— каким образомоформляется информация, какими средствамипередается, по каким каналам;

— кому предназначенаинформация, в каком объеме и ассортиментеона передается для различных уровней;

— пути и средстваобеспечения своевременного полученияи надежности информации, контроля заее прохождением;

— проверкидостоверности;

— место, методы итехнические средства, люди, предназначенныедля работы с информацией, получаемойот объекта хранения, переработки ииспользования, кто использует информацию;

— лица, принимающиена основе полученной информации новыерешения и корригирующие старые;

-формы директивной или регулирующейинформации, периодичность ее передачи,получатели и исполнители, сроки доведениядо исполнителей. [13, С.203]

1.2 Виды коммуникаций,применяемых в коммуникационномменеджменте

Коммуникации ворганизации делятся на формальные(официальные) и неформальные. Формальныекоммуникации определяются политикой,правилами, должностными инструкциямиданной организации и осуществляютсяпо формальным каналам. Среди формальныхкоммуникаций выделяют:

— вертикальные,когда информация перемещается с одногоуровня на другой;

— горизонтальныемежду различными подразделениями,предназначающиеся для координациидеятельности различных подразделений.

Вертикальныекоммуникации в свою очередь подразделяютсяна:

— восходящие, когдаинформация передается снизу вверх (снизших уровней на высшие). Этот типкоммуникаций содержит информацию,необходимую менеджерам для оценки тойсферы деятельности, за которую они несутответственность;

— нисходящие,осуществляемые сверху вниз. Этот типкоммуникаций непосредственно связанс руководством и контролем за работниками.

Неформальныекоммуникации не следуют общим правиламданной организации и осуществляютсяпо неформальным каналам,которыесуществуют в силу личных отношениймежду членами организации.

С существованиемнеформальных коммуникаций связанапроблема слухов в организации.

Слухами называетсялюбая информация, которая получена понеофициальным каналам коммуникации.

Типичная информация,передаваемая по каналам неформальныхкоммуникаций:

— предстоящиесокращения работников;

— новые меры понаказаниям за опоздание;

— изменения вструктуре организации;

— грядущие измененияи повышения;

— подробное изложенийспора двух руководителей на последнемсовещании по сбыту.

Существует дветочки зрения, каким образом свести кминимуму эти слухи:

— распространениемаксимально возможной информации черезканалы формальной коммуникации;

— поощрение сетейнеформальных коммуникаций и включениеменеджеров в эти сети для обратнойсвязи. [7, С.128]

Эффективностькоммуникационных сетей организации,как формальных, так и неформальных,определяется тем, как быстро доходитуправленческая информация до адресатаи насколько она сохраняет своюадекватность, пройдя по коммуникационнымканалам.

1.3 Коммуникационнаясеть

Понятие “коммуникационная сеть” является оченьважным вопросом в коммуникаций.Коммуникационная сеть — соединениеопределенным образом участников процессас помощью информационных потоков.

Если в коммуникацииучаствуют более двух человек, то способовкоммуникаций между ними может бытьдостаточно много.

Рассмотрим примерыразных способов коммуникаций ворганизационной группе. Состоящей изпяти человек, один из которых начальник,а остальные — подчиненные.

При этом способеначальник передает подчиненнымраспоряжения, дает необходимые пояснения.Подчиненные передают “наверх” информациюо состоянии дела, выполнении решений,о проблемах, с которыми они столкнулись.В этом случае сообщения и обратная связьдвижутся строго по “вертикали” отначальника к заместителю вплоть досамого низкого исполнительского уровня.

Если на каком -либо сообщение понято неправильно, тооно в искаженном виде будет передано“вниз”, в результате чего дело будетсделано неправильно. Определить этоначальник самого высокого уровня сможеттолько в результате обратной связи повсей цепочке.

Второй способ хотяи мало отличается от первого, будетспособствовать обнаружению и устранениюошибки быстрее, потому что цепочкаподчинения здесь короче.

Третий способпредставлен развитыми коммуникациями,все исполнители “видят” друг друга,но левая и правая “группировки” междусобой практически не связаны

Четвертый способкоммуникаций таков, что сотрудникипрактически изолированы друг от друга.Все исходит от начальника, вся деятельностьподчиненных контролируется непосредственно,сообщения передаются по назначениюочень быстро. Этот способ коммуникацийотражает предельно централизованнуюи организационную структуру предприятия.

Пятый способ -противоположен предыдущему и отражаетдемократизацию управления организацией,все на равных участвуют в выработке иполучении сообщения. При таком способекоммуникации решения принимаютсямедленно, поскольку они должны пройтидлительное согласование мнений разныхлюдей.

Выбор подходящегодля данной организации способа связиучастников коммуникационного процессаучитывает следующие обстоятельства:

— время;

— надежность;

— отношение членоворганизации к принятой в ней коммуникационнойсхеме. [10, С.144]

Это означает, чтодля нормальной жизни организации ирешения ею своих проблем информация отруководителя к непосредственномуисполнителю и обратно не должна“застревать” на промежуточных уровняхуправления; вся информация должнадоходить по назначению, а любая ошибкав работе обнаруживаться быстро, тогдане придется переделывать работу всейгруппы; люди должны быть удовлетворенысуществующими коммуникациями.

Глава 2. Коммуникационныйпроцесс

2.1 Сущностькоммуникационного процесса

Коммуникационныйпроцесс — это обмен информацией междудвумя или более людьми.

Основная целькоммуникационного процесса — обеспечениепонимания информации, являющейсяпредметом обмена, т.е. сообщений. Однакосам факт обмена информацией не гарантируетэффективности общения участвовавшихв обмене людей.

Вы, конечно, самисталкивались со случаями малоэффективногообмена информацией с друзьями, семьей,сотрудниками на работе.

Чтобы лучшепонимать процесс обмена информацией иусловия его эффективности, следуетиметь представление о стадиях процесса,в котором участвуют двое или большеечисло людей. [6, С.183]

В процессе обменаинформацией можно выделить четыребазовых элемента.

1. Отправитель,лицо, генерирующее идеи или собирающееинформацию и передающее ее.

2. Сообщение,собственно информация, закодированнаяс помощью символов.

3. Канал, средствопередачи информации.

4. Получатель, лицо,которому предназначена информация икоторое интерпретирует ее.

При обменеинформацией отправитель и получательпроходят несколько взаимосвязанныхэтапов. Их задача — составить сообщениеи использовать канал для его передачитаким образом, чтобы обе стороны понялии разделили исходную идею. Это трудно,ибо каждый этап является одновременноточкой, в которой смысл может бытьискажен или полностью утрачен.

2.2 Этапы процессакоммуникаций

Зарождение идеи. Обмен информациейначинается с формулирования идеи илиотбора информации. Отправитель решает,какую значимую идею или сообщениеследует сделать предметом обмена.

Ксожалению, многие попытки обменаинформацией обрываются на этом первомэтапе, поскольку отправитель незатрачивает достаточного времени наобдумывание идеи.

Кит Дэвис подчеркиваетважность данного этапа: “Неудачноесообщение не станет лучше на глянцевойбумаге или от увеличения мощностигромкоговорителя. Лозунг этапа — “неначинайте говорить, не начав думать”.

Чтобы осуществить обмен эффективно, ондолжен принять в расчет множествофакторов.

К примеру, руководитель,желающий обменяться информацией обоценке результатов работы, должен четкопонимать, что идея состоит в том, чтобысообщить подчиненным конкретнуюинформацию об их сильных и слабыхсторонах и о том, как можно улучшитьрезультаты их работы. Идея не можетзаключаться в смутных общих похвалахили критике поведения подчиненных.

Руководители, неудовлетворительнообменивающиеся информацией, могутдействовать неудачно, поскольку поотношению к ним именно так действуетвысшее руководство. Однако вы находитесьв ином положении, чем ваше начальство.

Кодирование и выбор канала. Процесстрансформирования идеи в обращение,которое может быть передано.

Кодирование в коммуникационном процессеначинается с выбора системы кодовыхзнаков. Умение говорить, писать,жестикулировать, позировать играютважную роль в способности отправителякодировать передаваемую идею. Системакодирования должна быть известнаполучателю. В качестве системы кодовыхзнаков могут выступать:

— речевые системы, в основе которых лежитустная речь;

— системы письма;

— знаки телодвижений;

— язык жестов;

— видеосистемы;

— звуковые системы (например, азбукаМорзе) и т.д.

В результате кодирования формируетсяобращение. Смысл обращения представляетсобой принадлежащие отправителю идею.При этом отправитель рассчитывает, чтообращение воспримется адекватнозаложенному в него смыслу. [4, С.139]

Передача. На третьем этапе отправительиспользует канал для доставки сообщения(закодированной идеи или совокупностиидей) получателю. Речь идет о физическойпередаче сообщения, которую многие людипо ошибке и принимают за сам процесскоммуникаций. В то же время, как мывидели, передача является лишь однимиз важнейших этапов, через которыенеобходимо пройти, чтобы донести идеюдо другого лица.

Декодирование. Для того, чтобы процесскоммуникации был завершен, передаваемыйблок информации должен быть раскодировантаким образом, чтобы быть приемлемымдля получателя. Каждый принимающийинтерпретирует (декодирует) передаваемыйблок информации с точки зрения своегопредыдущего опыта и представлений. Чемтщательнее декодируется передаваемыйблок информации, тем эффективнеекоммуникация.

Источник: https://studfile.net/preview/404316/

Коммуникация: понятие и виды

1.1. Сущность и виды коммуникаций:  Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди

Тема 13 СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

План

1. Коммуникация: понятие и виды

2. Результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание

3. Современные тенденции в развитии массовой коммуникации

4. Социологические аспекты Интернет

Коммуникация: понятие и виды

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация(лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, значений, смыслов, ценностей и т. д.

Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов.

Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Истоками изучения коммуникации послужили различные направления психологии, лингвистики, идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирования социального знания как часть социальной деятельности людей.

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация — передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов — слов, картин, графиков и др. Коммуникация — это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом. Коммуникация — это процесс, который делает общеизвестным то, что, было монополией одного или нескольких. Коммуникация — это механизм, посредством которого реализуется власть.

Коммуникация- это передача информации, идей, оценок или эмоцией от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов.

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Коммуникация- социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других).

Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. ТО есть для коммуникации существенен переход от говорения одного к действиям другого.

Последнее определение наиболее подходит для выражения сущности такого социального феномена, как коммуникация. В нём улавливается главное в коммуникации однолинейная направленность информационного воздействия. Коммуникация- это субъект — объектное отношение.

Однако не всегда этот процесс можно квалифицировать как побуждение другого к выполнению действия. Например, паралингвистический уровень коммуникации (мимика, жесты и т.д.

) даёт достаточно информации о субъекте коммуникативного акта, но далеко не всегда может расцениваться как побуждение к действию.

Понятие коммуникации существует на двух уровнях — на уровне обыденного и уровне научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода.

Например, выражение: «коммуникативный человек»- характеристика того, кто легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание, кто сам открыт для контактов и общения. Некоторые научные определения коммуникации, при которых она не отдаляется от общения, базируются именно на обыденном представлении.

Исходя из этого, определяются как сам коммуникативный процесс, так и его участники:»коммуникационное действие- завершенная» операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Субъектами вступавших в коммуникацию, могут преследоваться три цели:

1)реципиент желает получить от комуниканта некоторые привлекательные для него смыслы;

2)коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;

3)комуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами.

Исходя из этого определения коммуникации, выделим три формы коммуникативного действия:

1)подражание- уподобление чему-нибудь или кому-нибудь, присущее первичному уровню социализации ( передача традиций и обычаев);

2)диалог- форма взаимодействия равноправных субъектов коммуникации;

3)управление- форма воздействия субъекта на объект.

Данная модель показывает, что при рассмотрении коммуникации только как диалог, во-первых, происходит смешение понятий » коммуникация» и «общение», так как диалог- это характеристика общения, а управление- характеристика коммуникации в строгом смысле слова; во-вторых, при этом в самом понятии коммуникации происходит смешение двух уровней её определения — обыденного и научного, так как подражания не может быть отнесено к коммуникации как таковой и является свойством индивида, способствующим адаптации его в среде существования.

Смешение понятий «коммуникации» и «общение» являются довольно распространенными в научной литературе. Это происходит из-за того, что перевод английского слова communication включает несколько смыслов и может означать передачу, сообщений сведений, информацию, связь, средства связи, а также общение.

Американский политолог Г. Лассуэл в 1948 г. предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) — коммутатор;

2) что? (передается) — сообщение;

3) как? (осуществляется передача) — канал;

4) кому? (направлено сообщение) — аудитория;

5) с каким эффектом? — эффективность.

Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия.

Для того, чтобы выступление человека оказало нужный эффект, этот человек должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).

Всесторонне исследовались и особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения.

Так, обнаружено, что Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания наиболее значимым для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей в областях, наиболее близких им, существуют наиболее обоснованные и проверенные опытом мнения, изменить которые крайне сложно. Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции способствует ее принятию в будущем.

Важным является степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее сильно привязанные к группе, вероятно, менее подвержены влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам.

Влияние группы проявляется и в том плане, что мнения, которые люди сообщают публично, труднее изменить, чем те, которые широко не афишировались.

Замечено также, что поддержка даже одного человека ослабляет давление большинства на индивидуальное мнение.

Основные виды коммуникации.Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

1. Межличностная коммуникация – это непосредственный, «лицом к лицу», контакт людей. Онапредполагает известную, психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания.

В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная сторона межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств.

Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» — взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос—ответ, просьба—отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

2. Групповая коммуникация– это процесс общения людей в малых группах (от 3 до 30 человек).

В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е.

процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е.

обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

3. Массовая коммуникацияэто процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т. д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передала знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данного подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации?

Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека.

Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной.

Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация.

Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.

В 60-х гг. считалось, что хотя массовая коммуникация и оказывает влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. К наиболее важным из них относятся:

· позиция группы или позиция отдельных ее членов;

· селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями.

В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.

Начиная с 70-х гг. массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, что говорит человек (тема), нежели на его конкурентную позицию по данной теме. Другими словами: чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов.

Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены в многочисленных теориях. Наиболее популярные из них:

· теория использования и удовлетворения, в которой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Ее недостатки: она игнорировала негативные результаты влияния массовой коммуникации в обществе, а также постулировала чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.

· теория зависимости, центральное положение которой таково: реципиент (получатель информации) зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои коммуникации и достигать различных целей.

Степень влияния СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества(социальные изменения и конфликты влияют на переоценку ценностей и норм и порождают потребность в дополнительной информации) и самих СМИ (от их количества и близости к нормам и ценностям объекта воздействия).

Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание. Социальные институты и СМИ формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей.

Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

.

Источник: https://mylektsii.ru/6-41188.html

Персональный сайт — 4) коммуникация

1.1. Сущность и виды коммуникаций:  Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди

Тема 4.Лекция 1.

1)коммуникация как основной вид взаимодйствия.

2)понятия виды и формы коммуникации

3)восприятие как элемент общения.

4)невербальное общение

5)вербальное общение.

1)Термин коммуникация широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки всемивидами транспорта от оного пункта к другому.

Инженерные коммуникации образуют  сложную подземную инфраструктуру города.Инофрмационные коммуникации обеспечивают телефоннную и радиосвязь. Общение людей является также коммунитативным процессом.

Они играют очень важную роль в деловой жизни.

2)Коммуникации это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений.

Общение осуществляется двумя способами:

Вербальное-посредством устных и письменных сообщений.

Невербальное-посредством языка телодвижений и параметров речи.

Способы обеспечения информации:

Слушание-односторонний процесс. Один говорит-другой слушает.(сбор информации,оборонительное,наступательное,вежливое,селктивное)

Речь-диалог собеседников составляет основную долю коммуникации на совещаниях, переговорах и презентациях.Речь занимает 30% в межличностных коммуникациях и занимает второе место после слушания. Порождение речь это процесс перекодирования мыслей в звуковые или графические структуры. Он связан не только с чисто мысленными манипуляциями психики.

Это всегда какое-то отношение к ситуации,эмоциональная окраска речевых единиц общения.Тон речи служит индикатором психологического состояния говорящего. По тону можно легко догадаться верит ли сам говорящий в то что говорит. Громкость голоса также имеет ссвязь с намерениями говорящего.

Когда человек хочет оказать влияние громкость голоса увеличивается.

Восприятие-это целостный образ другого человека формируемый на основе оценки его внешнего вида,поведения. В деловом общении приходтся взаимодействовать как с людьми которые тебе знакомы, так и с теми которых видишь впервые.

В основе общения с незнакомыми людьмис которыми уже имеется определенный опыт общения лежат разные психологические механизмы. Люди при начале общения не равны: они отличаются друг от друга своими социиальными статусами,жизненным опытом,интеллектуальным потенциалом.

При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия которая приводит к ошибкам неравенства.Мы воспринимаем человека который превосходит нас по статусу или чему либо, мы воспринимаем его более положительно нежели восприняли бы его будь он равен нам.

Если же мы имеем дело с человеком котрого мы превосходим, мы недооцениваем его , причем привосхоодство фиксируется по какому то одному параметру, а переоценка(недооценивание) присходит по многим параметрам.

Для определения характера есть два источника информации:

1)одежда, внешний вид,включая такие оттрибуты как знаки отличия, очки,прическа,награды,драгоценности,машина,оформление кабинета и т.д.

2)Манера поведения человека(походка,речь,взгляд)

Информация о превосходстве обычно так или иначе закралывается в одежду, манеру поведения,в нихвсегда есть элементы свидетельствующие о принадлежности к той или иной социальной группе или ориентации на нее.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том что под его влиянием какие-то качства переоцениваются и недооцениваются другими людьми.

Привлекательность это ничто иное как степень приближения к тому типу внешности,который максимально одобряется группой,к которой мы принадлежим.

Фактор отношения к нам- действует таким образом что люди хорошо к нам относящиеся оцениваются выше тех,которые к нам относятся плохо.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера, его актуального эмоционального состояния,намерения, динамичного его отношения к нам.

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются:

Идентификация,Эмпатия,Рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека это идентификация- уподобление себя ему.

Очень близка к идентификации эмпатия-понимание на уровнне чувств,стремление эмоционально откликнуться на проблему другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается сколько прочувствывается.

Процесс понимания друг друга подобен процессам рефлексии-это осознание действующим индивидом того, как он вспринимается партнером по общению.

4)Невербальное общение человека неразрывно связано с его психисескими состояниями и служат средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности.Разработаны различные классифкаии видов нневербального общения к которым относятся все движения тела,интонационные хар-ки голоса,тактичные воздействия пространственной организации общения.

Наиболее значимыми кинесическими средствами зрительного восприятия движения другого человека,выполняющие выразительно-регулирующие функции в общении. К киневике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике,позе,месте,взгляде,походке.

1)особая роль в передаче информации отводятся мимике-движение мышц лица которое называют зеркалом души.

2)с мимикой довольно тесно связан взгля,визуальный контакт составляющий исключительно важную часть общения. Визуальный контакт свидетельствует о предрасположенности к общению

3)поза-это расположение человеческого тела типичное для данной культуры.Позы наглядно показывают как по отношению к статусу других присуствующих человек воспринимает свой собственный статус.Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы чем их подчиненные.

4)Также легко как и поза может быть понятно значение жестов-разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты бывают:

а)коммуникативные-привесттвие, прощание,привлечение внимания.

б)модальные-то есть выражающие оценку чего либо,отношение к чему то, жесты одобрения или наоборот.

в)описательные-которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

5)походка человека-то есть стиль передвижения, по которой довольно легко опреелить эмоциональное состояние человека.

6)виды невербальных средств общения связаны и с голосом.Хар-ки голоса относят к просодическим и экстралингвистическим.Просодика-это лющее название таких ритмико-интонационанных сторон речи как высота, громкость,тембр,сила ударения и т.д.Экстралингвистическая система это включение в речь пауз,а также различных психофизиологических проявления человека(плача,кашл,смеха и т.д.)

К таксическим средствам общения относятся динамические прикосновния в форме рукопожатий,похлопывания,поцелуя.

Рукопожатие делится на 3 вида:

доминирующее(рука сверху),

покорное(рука снизу),

равноправное.

Похлопывание по плечу возможно только при близких отношениях, социальном равенстве.

Эдвард Холл описал формы приближения одного человека к другому:

1)интимное расстоние-0-45 см.

2)персональное 45-120см общение,

3)социальное 120-400см. официальн.общен.

4)публичное 400-750см. при выступл перед публкой.

Если общение носит сопернический характер люди садятся напротив, если речь идет о дружеской беседе они занимают угловую позицию.При корпоротивном поведении занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола.Независимая позиция выражается в раположении по диагонали.

5)Устная речь остается самым распрастраненным видом коммуникации. Но чтобы вас поняли правиьно мало иметь хорошую дикцию,, вы должны сами ясно осознавать то что собираетесь рассказать.Кроме того вы должны выбрать такие слова чтобы ваша мысль была верно понята.

Если человеку педстоит выступить епред большой аудиторией он формирует для себя тезисы, или как то иначе готовится к докладу. Но в обысной жизни устная коммуникация требует спонтанности и это может вызвать у человека тревогу, неверенность и даже страх.

Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.Вспомним Мартина Идана,Джека Лондона, котрые перед тем как стать писателями принялись ежедневно изучать определенное количество новых слов.Теперь если и учать новые слова то только на иностранном языке.

Хотя расширять свой словарнй запас должны не только те у кого он невелик, но и те чья профессиональная деятельнось требует этого(писатели,политики)

Если вы ясно понимаете то что хотите сказать и у вас довльно большой словариный запас, для вас не составит никакого труда правильно донести ысль до собеседника.. Люди стесняются пользоваться своим словарным запасом не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Довольно важной способностью является удержание внимания аудитории, слушателей.Если выступая с докладдом вы будете смотреть кому то из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимания вам будет гарантированно.

И наоборот если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее приготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите что аудитория вас не слушает.Вмзульный контакт полезен и потом что дает возможность докладчику увидеть реакцию слушателей.

Самым эффективным общение является личное общение, т.е. коммуникация в которой участвуют два человека. Так в политике давно известен факт что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной компании.

Люди пользуются письменнй коммуникацией намного реже чем устной, но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возрасла.

Работадатели все чаще при отборе кандидатов обращают внимание на их способность грамотно писать.

Если при поступлениина работу вам предлагают заполнить анкету, это может означать что таким образом работатдатель хочет проверить ваши знания орфографии и грамматики.Любое письменное сообщение имеет одно преимущество. Составляя его вы можете продумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости переписать заново. Однако нужно отметить и недостатки письменной коммуникации:

1-невозможно передать интонацию,жестикуляцию,мимику.

20вы лишены мгновенной обрантной связи с читателями.Чтобы устранить первый недостаток стоит привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь вам хорошую службу может сослужить словарный запас.

Вторая проблема довольно легко решается если вам известен образовательный уровень, интересы и словарный запас людей к которым вы обращаетесь.

Стоит запомнить что короткое сообщение написанное простым языком как правило более понятно людям.

Источник: http://volkofff-1990.narod.ru/index/0-399

Scicenter1
Добавить комментарий