1.12. «Маннесманн»: от проката труб к телефонной связи

Содержание
  1. Реинжиниринг компаний ФРГ и их глобальная конкурентоспособность
  2. • В начале 90-х годов крупные немецкие компании столкнулисьс проблемой снижения конкурентоспособности• В ответ на резкие изменения внешней среды фирмы ФРГ приступилик крупномасштабной перестройке своей деятельности какв традиционных, так и новых отраслях• Наиболее успешно провели реинжиниринг концерны “Маннесманн” и “Сименс”
  3. Новая “информационная” экономика и конкурентоспособность
  4. “Маннесманн”: от проката труб к телефонной связи
  5. Реинжиниринг деятельности концерна “Сименс”
  6. Реинжиниринг в Германии “Маннесманн”: от проката труб к телефонной связи
  7. Автомобильное прошлое концерна «Маннесманн»
  8. Из хроники Шейблеров
  9. Грузовики и автобусы из Аахена от Лондона до Константинополя
  10. На мирных и военных дорогах Российской империи
  11. Агония и крах в Веймарской республике

Реинжиниринг компаний ФРГ и их глобальная конкурентоспособность

1.12. «Маннесманн»: от проката труб к телефонной связи

НАТАЛИЯ КОНИНА
кандидат экономических наук, доцент Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ

• В начале 90-х годов крупные немецкие компании столкнулисьс проблемой снижения конкурентоспособности• В ответ на резкие изменения внешней среды фирмы ФРГ приступилик крупномасштабной перестройке своей деятельности какв традиционных, так и новых отраслях• Наиболее успешно провели реинжиниринг концерны “Маннесманн”

и “Сименс”

В 90-е годы компании ФРГ оказались перед необходимостью проведения широкомасштабной модернизации и реинжиниринга, аналогичных тем, которые с середины 80-х годов осуществляют крупнейшие компании США.

К этому времени четко проявилось отставание по темпам развития ведущих немецких фирм по сравнению с конкурентами из США и Японии. В традиционных отраслях стал ощутим натиск Китая и Индии.

Но главное, наметилось несоответствие модели развития немецкой экономики новым мировым реалиям.

Новая “информационная” экономика
и конкурентоспособность

Уже ясно обозначились приоритетные направления развития “информационной” экономики будущего столетия, и те компании, которые заняли ключевые позиции в перспективных отраслях, показали рекордный рост прибыли, объемов продаж и капитализации.

По основным направлениям технологической революции (информационной индустрии, биотехнологиям, производству новых видов сырья и полуфабрикатов, освоению космоса, технологиям сохранения окружающей среды) позиции немецких компаний оказались слабыми.

В ФРГ появились сбои в таких сильных подсистемах ее общественного устройства, как совершенная правовая система, эффективные правительство и государственный аппарат, хорошо образованная и дисциплинированная рабочая сила.

Постепенно накапливались экономические и социальные проблемы: рост ВВП был незначительным, индекс DAX рос крайне медленно, сохранялась высокой безработица (с 1995 по 1999 г. потеряли работу более 900 тыс.

человек, и сегодня каждый десятый трудоспособный немец является официально безработным), хотя ФРГ и удавалось обеспечивать достойный уровень жизни, оставаясь вторым по величине мировым экспортером и третьей в мире страной по экономической мощи.

К негативным моментам следует добавить также проблемы объединения с Восточной Германией, а также переход к расчетам в евро. К факторам, повлиявшим на отставание немецких фирм в конкурентной борьбе, можно отнести и ставку на традиционные отрасли и старые рынки сбыта, а также устаревший бюрократический стиль управления в крупных немецких компаниях.

Столкнувшись с проблемой перестройки бизнеса и адаптации к новым условиям, стимулируемые наплывом свободного венчурного капитала, международной конкуренцией, либерализацией рынков и требованиями своих акционеров немецкие компании в 90-х годах приступили к самому значительному со времен войны реинжинирингу. Крупнейшие компании Германии, такие как “Сименс”, “Маннесманн”, “ФЕБА”, “Хёхст”, “Пройссаг”, “Фольксваген”, “БМВ”, “РВЕ” и др., осуществляли перестройку своей деятельности по следующим важнейшим направлениям:

упрощение и модернизация производственной системы по опыту фирмы “Тоёта”;

строгая ориентация на прибыль;

реструктуризация деятельности путем продажи неперспективных и малорентабельных подразделений;

слияния и поглощения в стратегически перспективных отраслях, создание альянсов;

глобализация операций;

повышение рыночной стоимости компаний.

Перестройка управления ведущих фирм приобрела характер драматической борьбы за сохранение независимости на фоне крупнейших слияний и поглощений, происшедших в мире в 90-е годы.

“Маннесманн”: от проката труб
к телефонной связи

Одной из первых крупных компаний, приступившей к реинжинирингу, является “Маннесманн АГ”. Основанный в 90-е годы прошлого столетия братьями Маннесманн, которые изобрели способ проката бесшовных труб из слитков, “Маннесманн” долгое время оставался металлургическим и машиностроительным концерном. В 1994 г.

вследствие неудовлетворительных показателей произошла смена руководящего состава. Новое руководство приняло решение развивать наиболее прибыльный бизнес в сфере телекоммуникаций. С 1995 г.

началась реальная реструктуризация, в результате которой проданы (полностью или частично) 44 производственных подразделения, удвоен размер прибыли на вложенный капитал, только за 1998 г. более чем удвоена рыночная стоимость компании.

“Маннесманн” превратился в одну из крупнейших и наиболее перспективных телекоммуникационных компаний Европы, занимающую второе место как в Германии, так и Италии и активно вторгающуюся на рынки Великобритании, Испании, Швейцарии, Франции и Австрии.

“Маннесманн АГ” начал свой телекоммуникационный бизнес в ожесточенной конкуренции с бывшим монополистом “Дойче Телеком”. Получив доступ к междугородной и международной связи, “Маннесманн” в 1996 г.

выиграл ключевые сражения за право контроля над телекоммуникационным подразделением государственной железнодорожной компании, годом позже он вышел на рынок Италии через сделку с “Оливетти”, который продал “Маннесманн” свои компании мобильной и проводной связи “Омнител” и “Инфострада” всего за 8 млрд долл.

В том же году концерн стал завоевывать рынки Франции через сделки с “Сежетел” и “СФР” и Австрии через сделку с “Телеринг”.

В 1999 г. “Маннесманн” продолжил успешно развивать свою телекоммуникационную империю, купив наряду с компаниями в Италии компании в ФРГ – “Отело”, “Исис Мультимедиа Нет”, а также третью по величине телекоммуникационную компанию Великобритании “Оранж”.

Перепрофилирование положительно сказалось на финансовом состоянии фирмы. Так, если за 1998 г. стоимость DAX увеличилась только на 16%, то стоимость акций “Маннесманн” возросла на 116%. Телекоммуникационное подразделение приносит около 80% прибыли, хотя на его долю приходится только 1/8 работающих и всего 1/4 оборота компании.

На начало 2000 г. клиентами мобильных и проводных телефонных услуг “Маннесманн” были 36 млн человек, в том числе в четвертом квартале 1999 г. дополнительно клиентами мобильной телефонной связи стали 4 млн человек.

Рост числа клиентов у операторов мобильной телефонии контролируемых “Маннесманн” компаний “Д 2″ (ФРГ), ”Омнител», “Оранж” превысил за год 70%. Количество интернет-клиентов “Маннесманн” на начало 2000 г. превысило 2,6 млн человек.

Несмотря на падение объемов продаж, незначительную прибыль в инжиниринговом отделении и убытки в трубопрокатном производстве, успешное развитие бизнеса в секторе мобильной телефонной связи обеспечило рост общего объема продаж компании за 1999 г. на 22% по сравнению с 1998 г.

Прибыль до налогообложения по итогам 1999 г. превысила 4,3 млрд евро, что выше уровня предыдущего года на 37%.

В ноябре 1999 г. предпринята попытка покупки концерна крупнейшей британо-американской компанией сотовой связи “Водафон Эйртач”. Трехмесячное противостояние двух компаний завершилось в феврале 2000 г. слиянием “по обоюдному согласию”, в рамках которого акционеры “Маннесманн АГ” получат 49,5% капитала объединенной компании.

“Водафон-Маннесманн” будет крупнейшей корпорацией в Европе с рыночной капитализацией более 370 млрд долл. и четвертой по величине (после “Майкрософт”, “Дженерал Электрик” и “Сиско Системз”) в мире. Новый гигант сможет обслуживать более 42 млн абонентов в 25 странах.

Аналитики считают, что объединенный “Водафон” сможет захватить львиную долю быстрорастущего рынка беспроводных интернет-услуг и будет самым крупным мобильным интернет-провайдером в мире, при этом рынок таких услуг возрастет с 270 млрд долл. в 1999 г. до 520 млрд долл. в 2000 г. Можно отметить положительные итоги данного слияния для “Маннесманн АГ”:

резкий рост (на 76%) стоимости акций;

сохранение разработанной стратегии бизнеса на ближайшие годы;

сохранение рабочих мест и получение пяти должностей в объединенном наблюдательном совете;

неизбежный резкий рост стоимости акций новой компании в ближайшее время.

Обычным явлением для немецких фирм стали слияния и поглощения, что свидетельствует об усилении концентрации производственного капитала.

Основные предпосылки, вынуждающие фирмы к подобным процессам, обусловлены сохранением и расширением доли на рынке, обеспечением конкурентоспособности, экономией на издержках, увеличением оборотного капитала, а также спецификой отдельных отраслей.

Так, например, в фармацевтике это рост расходов на НИОКР, металлургии и металлообработке – увеличение издержек и жесткая конкуренция с производителями из разных стран, нефтепереработке – снижение цен, автомобилестроении – наличие избыточных производственных мощностей и рост расходов на НИОКР и т.д. Однако в среднесрочном плане менее половины, а в долгосрочном лишь чуть более трети слияний оказываются экономически эффективными.

Характерным примером реструктуризации бизнеса в традиционной отрасли путем экономии на издержках и рационализации производства является слияние в 1997 г. сталелитейных концернов “Крупп” и “Тиссен”. Оно оказалось успешным, и в среднем за 1997-1998 гг.

объединение “Крупп – Тиссен” удвоило объемы прибыли по сравнению с предыдущим годом. Значительная часть прибыли реинвестирована в производство.

Так, “Тиссен” начал осуществление инновационных проектов по расширению и модернизации производственных мощностей, выделив на эти цели 832 млн марок, а объединение “Тиссен – Крупп” планирует к 2003 г. построить завод по производству кокса стоимостью 1,6 млрд марок.

Реинжиниринг деятельности
концерна “Сименс”

Глобальной компанией немецкого происхождения является “Сименс АГ”. Основанный в 1847 г.

“Сименс” за очень короткое время стал лидером, мощь которого возросла после мировых войн (1/2 его оборота приходилась на ФРГ, еще 1/4 – на Западную Европу, а оставшаяся часть – на остальной мир). В 1981 г.

“Сименс” начал важную технологическую перестройку, в результате которой электротехнический гигант трансформировался в электронную компанию.

Концерн активно внедрился в полупроводниковую отрасль, а его подразделение цифровых и передающих систем EWSD заняло лидирующее положение на рынке благодаря надежности и безотказности выпускаемой продукции. Однако в 1993 г. “Сименс” столкнулся с тяжелым кризисом, который привел к смене руководства и разработке плана стратегических мероприятий по глубокой реформе компании.

Первостепенной задачей “Сименс” стало повышение производительности труда. Этому предшествовали упрощение организационной структуры и сокращение персонала. Только в Германии на заводах “Сименс” с 1993 по 1997 г. число занятых уменьшилось на 50 тыс. При этом если рост производительности труда до 1993 г. составлял от 2 до 4% ежегодно, то после сокращения – от 8 до 10%.

Вторая важнейшая задача — ускорение инновационного процесса. В 1996 г. концерн являлся владельцем 1 800 патентов, что вывело его по этому показателю на первое место в ФРГ, второе – в Европе и в число первых 25 компаний мира. Если в 1985 г. только 55% продукции было моложе пяти лет, то сейчас доля такой продукции составляет 74%.

Во многих передовых отраслях информационных и коммуникационных технологий “Сименс” занимает лидирующие позиции — в производстве полупроводников, телекоммуникационного оборудования, медицинского и электронного оборудования, автомобильной электроники. Имея в штате 27 тыс.

специалистов-программистов, “Сименс” является одним из крупнейших производителей программного продукта в мире.

Третьим направлением, реализованным концерном, была глобализация производства и операций. За 90-е годы “Сименс” из “национального чемпиона” превратился в “глобального игрока”. С 1992 по 1997 г.

доля продаж, приходившаяся на ФРГ, сократилась с 46 до 34%, доля Европы осталась на уровне 20% общего объема продаж, а Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона возросла соответственно с 13 до 20% и с 8 до 13%.

Доля Германии в объеме продаж наиболее конкурентоспособных подразделений “Сименс” в 1993 г. составила около 50%, в 1996 г. она сократилась до 21%, а в 2001 г., по прогнозам, не превысит 12%.

В последние годы “Сименс” проводил политику активного проникновения на наиболее важные и перспективные рынки. Большим достижением в этом направлении являются внедрение и закрепление позиций на емком и быстрорастущем американском рынке. Так, в 1971 г. “Сименс” располагал в США штатом сотрудников 700 человек и имел объем продаж 40 млн долл.

В 1997 г. на него в Америке работало уже 50 тыс. сотрудников, при этом объем продаж возрос до 8 млрд долл. На сегодняшний день “Сименс” стал крупнейшей иностранной фирмой-работодателем в США и одним из значительных поставщиков на американском рынке средств автоматики, медицинского, телекоммуникационного, осветительного и силового оборудования.

Одним из крупнейших рынков для концерна становится Азия и, в частности, Китай. С 1990 г. “Сименс” создал в Китае около 50 совместных предприятий и 3 стопроцентные дочерние компании, оборот которых в 1998 г.

составил 3,5 млрд марок. В 1993–1998 гг.

среднегодовые темпы роста объемов продаж концерна в Китае составили 45%, что почти в 3 раза превышает аналогичные показатели в электротехнической и электронной промышленности этой страны.

В рамках стратегии оптимизации деятельности, концентрации усилий на наиболее выгодных направлениях и глобализации операций “Сименс” активно скупает нужные для себя компании и подразделения других фирм, а также осуществляет продажу своих неперспективных производств. Важнейшими сделками “Сименс”, сильно повлиявшими на глобальную конкурентоспособность концерна в последние годы, стали:

покупка американской фирмы “Сильвания”, специализирующейся на производстве осветительного оборудования за 1,5 млрд долл.;

покупка бизнеса у швейцарской компании “Электроватт” за 3 млрд долл.;

приобретение отделения светового оборудования у американского концерна “Вестингауз Электрик” за 1,5 млрд долл.;

покупка трех молодых американских сетевых фирм – “Кастл Нетворкс”, “Аргон Нетворкс”, “Рэдстон Комьюникейшн”;

приобретение у немецкого концерна “Бош” подразделения, занимающегося выпуском телекоммуникационного оборудования.

Еще одной стратегической задачей руководство “Сименс” считает создание новой корпоративной культуры.

Устаревшая бюрократическая структура управления и связанный с ней стиль работы должны уступить место новым моделям и подходам к работе.

Организационная структура концерна стала более плоской, доход работников поставлен в зависимость от их вклада в конечный результат деятельности подразделения.

Наряду с крупнейшими немецкими компаниями, активно перестраивающими свою деятельность в соответствии с современными требованиями, в Германии за последние два года появилось большое число молодых, агрессивных фирм, оперирующих в новых отраслях, как правило, в сфере информационных технологий. Они созданы при активном участии венчурного капитала, объем которого в 1999 г. достиг более 2 млрд долл. Некоторые из этих компаний, например “Интершоп” в Берлине, успешно конкурируют и являются транснациональными компаниями с момента своего возникновения.

Основные направления трансформации крупных компаний ФРГ в настоящее время следующие:

• повышение глобальной конкурентоспособности, концентрация бизнеса в перспективных отраслях, где компания, ее продукты и услуги имеют шанс быть в числе лидеров;

• обеспечение производства и сбыта путем организации сети производственных подразделений на важнейших мировых рынках;

• переход к плоским организационным структурам;

• изменение подходов к мотивации высшего менеджмента;

• ускорение инновационного процесса и увеличение расходов на НИОКР.

Пережив в 80-е годы структурный кризис и приступив к организационно-технологической перестройке, немецкие компании в достаточно короткие сроки сумели сократить разрыв с американскими компаниями и войти в число ведущих мировых конкурентов фирмам США и Японии как в традиционных, так и новых отраслях.

Источник: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/19_4_00.htm

Реинжиниринг в Германии “Маннесманн”: от проката труб к телефонной связи

1.12. «Маннесманн»: от проката труб к телефонной связи

Однойиз первых крупных компаний, приступившейк реинжинирингу, является “МаннесманнАГ”. Основанный в 90-е годы прошлогостолетия братьями Маннесманн, которыеизобрели способ проката бесшовных трубиз слитков, “Маннесманн” долгое времяоставался металлургическим имашиностроительным концерном. В 1994 г.

вследствие неудовлетворительныхпоказателей произошла смена руководящегосостава. Новое руководство принялорешение развивать наиболее прибыльныйбизнес в сфере телекоммуникаций. С1995 г.

началась реальная реструктуризация,в результате которой проданы (полностьюили частично) 44 производственныхподразделения, удвоен размер прибылина вложенный капитал, только за 1998 г.более чем удвоена рыночная стоимостькомпании.

“Маннесманн” превратился водну из крупнейших и наиболее перспективныхтелекоммуникационных компаний Европы,занимающую второе место как в Германии,так и Италии и активно вторгающуюся нарынки Великобритании, Испании, Швейцарии,Франции и Австрии.

“МаннесманнАГ” начал свой телекоммуникационныйбизнес в ожесточенной конкуренции сбывшим монополистом “Дойче Телеком”.Получив доступ к междугородной имеждународной связи, “Маннесманн” в1996 г.

выиграл ключевые сражения заправо контроля над телекоммуникационнымподразделением государственнойжелезнодорожной компании, годом позжеон вышел на рынок Италии через сделкус “Оливетти”, который продал “Маннесманн”свои компании мобильной и проводнойсвязи “Омнител” и “Инфострада” всегоза 8 млрд долл.

В том же году концерн сталзавоевывать рынки Франции через сделкис “Сежетел” и “СФР” и Австрии черезсделку с “Телеринг”.

В1999 г. “Маннесманн” продолжил успешноразвивать свою телекоммуникационнуюимперию, купив наряду с компаниями вИталии компании в ФРГ – “Отело”,“Исис Мультимедиа Нет”, а также третьюпо величине телекоммуникационнуюкомпанию Великобритании “Оранж”.

Перепрофилированиеположительно сказалось на финансовомсостоянии фирмы. Так, если за 1998 г.стоимость DAX увеличилась только на 16%,то стоимость акций “Маннесманн”возросла на 116%. Телекоммуникационноеподразделение приносит около 80% прибыли,хотя на его долю приходится только 1/8работающих и всего 1/4 оборота компании.

Наначало 2000 г. клиентами мобильных ипроводных телефонных услуг “Маннесманн”были 36 млн человек, в том числе в четвертомквартале 1999 г. дополнительно клиентамимобильной телефонной связи стали 4 млнчеловек.

Рост числа клиентов у операторовмобильной телефонии контролируемых“Маннесманн” компаний “Д 2″ (ФРГ),”Омнител», “Оранж” превысил за год70%. Количество интернет-клиентов“Маннесманн” на начало 2000 г. превысило2,6 млн человек.

Несмотря на падениеобъемов продаж, незначительную прибыльв инжиниринговом отделении и убытки втрубопрокатном производстве, успешноеразвитие бизнеса в секторе мобильнойтелефонной связи обеспечило рост общегообъема продаж компании за 1999 г. на22% по сравнению с 1998 г.

Прибыль доналогообложения по итогам 1999 г.превысила 4,3 млрд евро, что выше уровняпредыдущего года на 37%.

Вноябре 1999 г. предпринята попыткапокупки концерна крупнейшейбритано-американской компанией сотовойсвязи “Водафон Эйртач”. Трехмесячноепротивостояние двух компаний завершилосьв феврале 2000 г. слиянием “по обоюдномусогласию”, в рамках которого акционеры“Маннесманн АГ” получат 49,5% капиталаобъединенной компании.

“Водафон-Маннесманн”будет крупнейшей корпорацией в Европес рыночной капитализацией более 370 млрддолл. и четвертой по величине (после“Майкрософт”, “Дженерал Электрик” и“Сиско Системз”) в мире. Новый гигантсможет обслуживать более 42 млн абонентовв 25 странах.

Аналитикисчитают, что объединенный “Водафон”сможет захватить львиную долюбыстрорастущего рынка беспроводныхинтернет-услуг и будет самым крупныммобильным интернет-провайдером в мире,при этом рынок таких услуг возрастет с270 млрд долл. в 1999 г. до 520 млрд долл. в2000 г. Можно отметить положительныеитоги данного слияния для “МаннесманнАГ”:

резкийрост (на 76%) стоимости акций;

сохранениеразработанной стратегии бизнеса наближайшие годы;

сохранениерабочих мест и получение пяти должностейв объединенном наблюдательном совете;

неизбежныйрезкий рост стоимости акций новойкомпании в ближайшее время.

Обычнымявлением для немецких фирм стали слиянияи поглощения, что свидетельствует обусилении концентрации производственногокапитала. Основные предпосылки,вынуждающие фирмы к подобным процессам,обусловлены сохранением и расширениемдоли на рынке, обеспечениемконкурентоспособности, экономией наиздержках, увеличением оборотногокапитала, а также спецификой отдельныхотраслей.

Так, например, в фармацевтикеэто рост расходов на НИОКР, металлургиии металлообработке – увеличениеиздержек и жесткая конкуренция спроизводителями из разных стран,нефтепереработке – снижение цен,автомобилестроении – наличиеизбыточных производственных мощностейи рост расходов на НИОКР и т.д.

Однако всреднесрочном плане менее половины, ав долгосрочном лишь чуть более третислияний оказываются экономическиэффективными.

Характернымпримером реструктуризации бизнеса втрадиционной отрасли путем экономиина издержках и рационализации производстваявляется слияние в 1997 г. сталелитейныхконцернов “Крупп” и “Тиссен”. Онооказалось успешным, и в среднем за1997-1998 гг.

объединение “Крупп –Тиссен” удвоило объемы прибыли посравнению с предыдущим годом. Значительнаячасть прибыли реинвестирована впроизводство.

Так, “Тиссен” началосуществление инновационных проектовпо расширению и модернизациипроизводственных мощностей, выделивна эти цели 832 млн марок, а объединение“Тиссен – Крупп” планирует к 2003 г.построить завод по производству коксастоимостью 1,6 млрд марок.

Источник: https://studfile.net/preview/514312/page:2/

Автомобильное прошлое концерна «Маннесманн»

1.12. «Маннесманн»: от проката труб к телефонной связи

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации из архива автора, а также из журналов «Автомобиль», «Мотор», Allgemeine Automobil-Zeitung и Der Motorwagen

Торговая марка «Маннесманн» известна во всём мире. В глобальном масштабе богатая традициями фирма прославилась в металлургической промышленности – прежде всего высококачественными трубами для газо- и нефтепроводов. Но «Маннесманн» делала не только трубы.

Перечень продукции, изготовлявшейся одним из старейших концернов Германии и его филиалами на протяжении двух веков, занял бы несколько листов. В хронике одного из самых знаменитых немецких предприятий была и автомобильная страница.

Она существовала недолго, но была яркой и неповторимой и тесно связана с другим старейшим германским предприятием – фирмой «Шейблер» из города Аахен.

Родоначальником династии знаменитых немецких промышленников стал помещичий сын Иоганн Генрих Маннесманн (Маннесман, 1750–1815 гг.). Четвёртый сын в семье был вынужден получить профессию, ибо поместье, расположенное недалеко от вестфальского города Майнерцхаген, наследовал старший сын.

Обладавший недюжей физической силой и ростом под два метра Маннесманн освоил профессию кузнеца, но был вынужден долго скрываться от вербовщиков короля Фридриха Великого, принудительно рекрутировавших крепких высокорослых парней в прусскую лейб-гвардию.

Молодой кузнец бежал в город Ремшейд (Ремшайд), входивший в то время в независимое от Пруссии герцогство Берг. Там мастер арендовал небольшое заведение и начал выпускать высококачественный металлический инструмент с клеймом Mannesmann. В основном он занимался насечкой напильников по собственной технологии.

В 1796 году Маннесманн приобрёл в местечке Блидингхаузен близ Ремшейда дом и участок земли и основал предприятие, записав его в регистр на имя своих ещё юных сыновей Иоганна-Арнольда и Петера.

В 1897 году инженер Вилли Зек сконструировал свой первый легковой автомобиль с расположенным в задней части 2-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 10 л.с. и кузовом типа Dog-Cart. Первый прототип был построен на заводе Oberurseler Motorenfabrik. Образцом для машины послужила популярная в то время конструкция Карла Бенца. С этой модели в 1900 году началась история автомобилей Scheibler.

Промышленники из семьи Маннесманн всегда отличались технической сметкой, предприимчивостью и новаторской инициативой. В начале XIX века они снабжали Европу газовыми светильниками. В 1885 году братья Рейнхард и Макс Маннесманн изобрели поперечно-винтовую прокатку труб, известную также как бесшовная технология.

Трубы невиданного доселе качества приобрели такую популярность во всём мире, что пришлось организовать сразу несколько новых заводов. Развитие семейного дела шло и в других направлениях.

В начале ХХ века в Марокко, например, действовали горнорудные и сельскохозяйственные предприятия, а в Ремшейде было налажено производство электротехники и различных сельскохозяйственных машин. Чуть позже начался выпуск и автомобилей.

1796 – в Блидингхаузене около Ремшейда основана металлургическая и слесарная мастерская Arnold & Peter Mannesmann, существующая и ныне под вывеской A. Mannesmann Maschinenfabrik GmbH.

1832 – владельцами предприятия становятся сыновья Иоганна-Арнольда Маннесманна – Арнольд и Рейнхард (старший). Новое название фирмы – Bruder Mannesmann.

1840 – братья Маннесманн открывают свой первый сталелитейный завод.

1886–1888 – основаны трубопрокатные заводы с участием фирмы Mannesmann в городах Боус и Ремшейд, а также в Австрии и Англии. Руководство фирмы переходит к сыновьям Рейнхарда Маннесманна – Максу и Рейнхарду (младшему). На эмблеме фирмы появляются две стилизованные человеческие фигурки и инициалы владельцев.

1890 – германские и австрийский трубопрокатные заводы объединены в концерн Deutsch-Österreichische Mannesmannröhren-Werke AG со штаб-квартирой в Берлине.

1893 – Макс и Рейнхард Маннесманн покидают посты руководителей акционерного общества, штаб-квартира переезжает в Дюссельдорф.

1908 – новое поколение семьи Маннесманн совместно с другими акционерами расширяют деятельность концерна, активно осваивая отрасль машиностроения. Новое название предприятия – Mannesmannröhren-Werke AG. Финансовое участие в основании в Аахене автомобильной фирмы MULAG.

1911 – Карл Маннесманн основал в Аахене небольшой автомобильный завод Mannesmann Auto-Co. mbH. Мелкосерийное производство легковых и грузовых машин продолжалось до 1913 г.

Из хроники Шейблеров

История этой династии промышленников ведётся с начала XVIII в., когда Иоганн Генрих Шейблер основал в Моншау, недалеко от города Аахен (Ахен), большую текстильную мануфактуру.

Один из его потомков Леопольд Шейблер в 1837 году подключился к транспортному промыслу (тогда ещё гужевому), основанному в начале XIX века аахенским предпринимателем Фридрихом Вильгельмом Шарлье.

В 1841 году совместное предприятие начало деятельность в сфере железнодорожных перевозок, в 1872 году в Аахене был открыт коммерческий банк, а в 1898-м совместно с братьями Хейкен основали новую транспортную фирму. На рубеже XIX и XX вв. компаньоны решили внедрить в сферу перевозок автомобили.

Благо основа для их производства уже имелась – в том же Аахене Фриц Шейблер, сын Леопольда Шейблера, уже в 1879 году открыл небольшой металлургический и машиностроительный завод. Новое предприятие приступило к серийному производству автомобилей в 1900 году.

Грузовики и автобусы из Аахена от Лондона до Константинополя

В 1900 году на автомобильной выставке во Франкфурте-на-Майне впервые были представлены два 10-сильных легковых автомобиля и один грузовик Scheibler конструкции Вилли Зека. Дебют прошёл успешно – продукцию новой фирмы наградили Большой золотой медалью.

Годом позже фирма приступила к серийному производству грузовиков, оснащённых 2-цилиндровыми двигателями мощностью 12 л.с. и карданной передачей. Тогда же был и выпущен первый автобус Scheibler, поступивший в эксплуатацию на почтовый маршрут между городами Заарбург и Даксбург.

В 1903 году место главного конструктора занял работавший ранее на фирме Daimler инженер Хэгеле.

Через год его сменил Пауль Эрвин Адерс, прославившийся позже разработками автомобилей на заводах Büssing, Saurer, NAG, MAN, VOMAG, Daimler-Benz, но более всего – с 1934 года как конструктор танков для фирмы Henschel. В 1905 году шефом-конструктором аахенской фирмы стал Курт Шейблер.

До 1907 года предприятие Scheibler изготовляло легковые машины с двигателями мощностью от 5 до 40 л.с., однако большого распространения они не имели. Грузовики и автобусы – совсем другое дело! Они сразу же стали популярными не только в Германии, но главным образом на внешнем рынке.

В 1904 году завод освоил производство 4-цилиндровых 3-тонных грузовиков и автобусов на их шасси с двигателем мощностью 24/32 л.с. и цепной передачей. В 1906–1907 годах Курт Шейблер кардинально обновил модельную программу фирмы.

Появились грузовики и автобусы трёх основных моделей с цепным приводом, которые, пройдя неоднократную модернизацию, продержались в производстве вплоть до 1927 года под марками Scheibler, Mulag и Mannesmann-Mulag. Флагманом стала 6-тонная модель L56. Позже появились её модификации грузоподъёмностью от 3,5 до 5 т.

В различных вариациях машины этой модели оснащали двигателями мощностью от 28 до 58 л.с. Модель L57 в версиях разных годов имела полезную нагрузку от 2,5 до 4 т и двигатели мощностью от 20 до 53 л.с., а модель L58 соответственно – грузоподъёмность от 1,5 до 3,5 т и мощность от 20 до 45 л.с.

С 1906 года автобусы марки Scheibler и шасси для них в значительном количестве экспортировались в разные страны Европы и в первую очередь в Англию.

Консервативные, но богатые британцы, упорно продолжавшие строить свои традиционные паровые дилижансы и дорожные локомотивы, в начале ХХ века отстали в моторизации страны от континентальной Европы. Этим незамедлительно воспользовались немцы.

Переход грузового и общественного транспорта в Великобритании с пара на бензин проходил под «диктатом» германского автопрома. Даже знаменитые лондонские дабл-декеры того времени в большинстве своём были германского производства, среди них немало и марки Scheibler.

Вскоре англичане сами освоили массовое производство грузовиков и автобусов, экспорт в Великобританию автомобилей Mulag практически сошёл на нет. Рынок сбыта в Германии был в то время сравнительно невелик, новых покупателей пришлось искать в Голландии и Австрии, а также на севере и востоке Европы и в Латинской Америке.

Грузовые автомобили Mulag и Mannesmann-Mulag поставлялись в 20 стран мира. С 1908 года в Германии начала действовать программа частичного субсидирования покупки и эксплуатации населением тяжёлых грузовиков, годных для военной службы.

Субсидии покрывали половину стоимости автомобиля, но в случае войны их владельцы были обязаны передать машины безвозмездно в полное распоряжение германской армии. Субсидированию подлежали грузовики, испытанные военным министерством Пруссии и признанные «военногодными». Эта программа привела к оживлению автомобильной промышленности Германии и позитивно сказалась на экспортных продажах.

Надёжные и мощные машины из Аахена отвечали всем требованиям военных не только в Германии, но и в других странах. В 1910–1912 годах начались поставки грузовиков Mulag и Mannesmann-Mulag для армий Швеции, Болгарии, Румынии, Турции и России.

На мирных и военных дорогах Российской империи

Первым моторным омнибусом в Финляндии, входившей до революции в Российскую империю, стал Scheibler. Приобрели его в Германии по инициативе Юхана Стенроза вскладчину несколько влиятельных жителей городов Або и Ништад в декабре 1905 года в целях организации междугородного сообщения. В первом же пробном рейсе у автобуса заклинил двигатель.

Мотор отправили в Германию на ремонт, и только в марте 1906 года автобус снова выехал на улицы города Або. Ввод в эксплуатацию планировался к 1 апрелю. Однако заснеженные даже весной дороги стали роковым препятствием для движения автобуса – перед первой же горкой машина забуксовала.

Только в мае омнибус отправился в Ништад, и всего три смельчака изъявили желание совершить на нём «путешествие». Неудачливые предприниматели пали духом, но им удалось сдать автобус в аренду городскому магистрату.

Выезд на маршрут стал более-менее регулярным, однако пассажиры по-прежнему бойкотировали технический прогресс, отдавая предпочтение надёжному в любое время года гужевому транспорту. В 1907 году автобус удалось продать со значительным убытком в Петербург.

В Российской империи автомобили Scheibler, Mulag и Mannesmann-Mulag большого распространения не получили. Генеральным представителем фирмы в России было Санкт-Петербургское товарищество «Политехник», в Москве её представлял Торговый дом «Э. Реми и К°», а в Одессе – инженер Д.А. Делер.

Оживление поставок в Россию принесла начавшаяся с 1910 года интенсивная моторизация Русской армии. В 1911–1912 годах Учебная автомобильная рота провела два испытательных пробега грузовиков, предназначенных для Военного ведомства.

В пробеге 1911 года участвовал один 3,5-тонный автомобиль Mulag с прицепом, а в пробеге 1912 года – две машины, уже под маркой Mannesmann-Mulag, одна из них также с прицепом.

Все эти грузовики прошли испытания успешно и по праву заслужили отличные отзывы российских военных автомобилистов, после чего их приобрёл Отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба.

На проходившей в Петербурге в мае 1913 года IV Международной автомобильной выставке 5-тонный 50-сильный грузовоз из Аахена получил Малую золотую медаль Министерства торговли «за испытанно-надёжную конструкцию и сравнительную дешевизну фабриката». После чего начались регулярные поставки грузовых автомобилей Mannesmann-Mulag в Русскую армию. До начала Первой мировой войны было поставлено не менее 50 машин.

С осени 1914 года фирма Mannesmann-Mulag стала работать исключительно для нужд армии Германии и её союзников, и производство грузовиков возросло. Если в 1913 году в Аахане выпускали по 50–60 грузовиков в месяц, то во время войны – по 100.

В то же время и в Русской императорской армии машины Mannesmann-Mulag продолжали исправно нести военную службу. Осенью 1914 года на Ижорском заводе в Колпино был изготовлен первый в России пушечный бронеавтомобиль. В качестве шасси использовали 5-тонный грузовик Mannesmann-Mulag – один из пяти, закупленных в 1913 году.

Кабину и платформу машины оснастили бронёй из хромоникелевой стали толщиной 3–5 мм, установили 47-мм пушку «Гочкисс» и два пулемёта «Максим». Броневик поступил на вооружение в 1-ю автомобильную пулемётную роту.

В 1915 году в состав этой части были введены ещё два бронеавтомобиля, изготовленных Ижорским заводом на 3,5-тонных шасси Mannesmann-Mulag. На них установили 37-мм пушки «Максим-Норенфельт».

На дорогах Первой мировой войны грузовики Mannesmann-Mulag работали по обеим сторонам Восточного фронта. На 1 июля 1917 года в составе Русской армии числилось ещё 20 машин этой марки.

Агония и крах в Веймарской республике

Вернёмся к грузовикам. В 1921 году довоенные грузовые модели завода в Аахене подверглись модернизации. Через три года увидели свет грузовики Mannesmann-Mulag модификаций L56 C5 (5 т), L57 Z3 (3 т), а также новая 3-тонная модель LC с карданным приводом.

Через год программу расширили моделями 5K (4–5 т) и 3K (3,5 т) и низкорамными шасси с индексами 5G и 3GN – последние предназначались для машин коммунального назначения и автобусов. Кузова для автобусов Mannesmann-Mulag строили в основном предприятия Waggonfabrik Uerdingen и Waggonfabrik Talbot. Тогда же была освоена трёхосная низкорамная модель 6GN-III с колёсной формулой 6х4.

Изготовленные на базе этой модели самые первые трёхосные автобусы в Германии вмещали 54 пассажира. В небольших количествах выпускались и полноприводные (4×4) 2-тонные машины вагонной компоновки с карданно-шестерёночным приводом типа Ritzel. Все эти модели оснащали «родными» 4-цилиндровыми двигателями мощностью от 44 до 58 л.с.

В 1927 году фирма Mannesmann-Mulag впервые в своей истории начала применять компоненты сторонних производителей. Новый 5-тонный грузовик модели M5 оснастили 6-цилиндровым двигателем мощностью 75 л.с., лицензию на производство которого приобрела фирма Selve у швейцарского завода W. Началось производство 5-тонных грузовиков моделей U5 и J5 (70 л.с.) и 3-тонных – A3 (52 л.с.

) и E3 (66 л.с.) – все с двигателями Selve. Последними грузовиками Mannesmann-Mulag стали представленные в конце 1927 года модели Mk5 и Mu5 с 6-цилиндровыми двигателями Maybach мощностью 100 л.с.

Вся послевоенная история компании Mannesmann-Mulag была, по сути, борьбой за выживание. Прославленное предприятие столкнулось с трудностями, как и многие другие немецкие автозаводы. Спрос на грузовые машины в Германии во времена послевоенной разрухи резко снизился, а вырученные за продажу машин немецкие марки моментально «съедала» гиперинфляция.

Освоенный до войны экспортный рынок был практически потерян – в 1924 году фирма выпускала не более 60 грузовиков в месяц. Надежда на новых покупателей на Востоке оказалась иллюзорной. На появившиеся на карте Европы новые государства, такие как Финляндия, Венгрия и Польша, рассчитывать не было смысла.

Грузовики Mannesmann-Mulag продавались там, но покупательная способность этих «держав» была крайне ограничена. Руководство фирмы надеялось на значительные поставки в Советскую Россию и активно работало в этом направлении. В 1925 году состоялся Первый Всесоюзный испытательный автомотопробег.

Грузовики Mannesmann-Mulag прошли испытание успешно, взяв один из призов. Тогда же на выставке в Ленинграде был представлен и продан один автобус этой фирмы. На следующий год начался экспорт грузовиков в СССР, а ленинградский Отдел коммунального хозяйства закупил небольшую партию городских автобусов Mannesmann-Mulag.

Советский Союз платил за немецкие автомобили валютой, которую приходилось строго рационировать. Немцы же по условиям Версальского мирного договора были вынуждены часть вырученной валюты отдавать странам Антанты в виде репараций. Тем не менее торговля с СССР была для Германии крайне выгодна – за автомобили они получали не обесцененные рейхсмарки, а доллары.

В борьбе за советский автомобильный рынок концерн Маннесманов столкнулся с жёсткой конкуренцией со стороны более крупных немецких заводов, таких как Daimler-Benz, Büssing, MAN, NAG, VOMAG…

Неудачи преследовали Mannesmann-Mulag и на внутреннем рынке. Пользуясь правом победителей, американцы в 1923 году навязали немцам договор о дружбе и торговле, после чего в буквальном смысле «завалили» Германию дешёвыми автомобилями, в том числе и грузовыми.

Импорт из Америки не облагался пошлиной, что крайне негативно отразилось на продаже немецких машин. 1925 год принёс автозаводу Mannesmann-Mulag значительные убытки, фирма не смогла даже рассчитаться со своими поставщиками.

«Клан» Маннесманнов предоставил родственникам льготный кредит, но при условии сокращения производства автомобилей в два раза. Несмотря на радикальные меры (из 1200 рабочих завода 600 человек уволили), в следующем году убыток аахенского предприятия составил более 10 миллионов рейхсмарок.

Не помогло и обновление модельной программы. Наоборот – двигатели Selve оказались ненадёжными, что стало причиной многочисленных рекламаций, сбыт автомобилей стремительно падал.

Вскоре предприятию пришлось ради получения очередных кредитов для погашения долгов и освоения выпуска новых грузовиков с двигателями Maybach заложить все свои активы банкирам. Однако новый главный акционер Deutsche Bank не был заинтересован в реанимации завода. В начале 1928 года производство автомобилей Mannesmann-Mulag прекратилось.

1915 – после смерти Макса Маннесманна его брат Рейнхард занимает пост руководителя фирмы Mannesmann-Mulag AG.

1919 – в городе Ремшейд на базе заложенной ещё до войны братьями Рейнхардом, Максом, Альфредом, Карлом, Робертом и Отто Маннесманн электротехнической фабрики Mannesmannlicht GmbH основан новый завод по производству легковых автомобилей – Mannesmann Motorenwerke GmbH.

1922 – после смерти Рейнхарда Маннесманна руководство фирмы Mannesmann-Mulag AG переходит к совету акционеров, в котором участвуют многочисленные представители семьи Маннесманн.

1923 – автозавод в Ремшейде переименован в Mannesmann Automobil-Werk KG.

1927 – завод Mannesmann-Mulag AG кооперируют с фирмой Selve Automobilwerke AG, применяя на своих грузовиках двигатели Selve. В конце года объявлено банкротство предприятия.

1928 – на базе автозавода в Аахене основана фирма по изготовлению и сбыту запасных частей к грузовым автомобилям – Manesmann-Mulag Ersatzteile-Vertriebs GmbH. Создана комиссия по ликвидации, возложенной на город Аахен и берлинский концерн Manesmann Industrie- und Handels AG. Начался демонтаж оборудования и его продажа дюссельдорфской фабрике Rosenau AG.

1929 – недвижимость, остаточное оборудование и патенты бывшей фирмы Mannesmann-Mulag AG в Аахене стали собственностью автомобильного концерна Heinrich Büssing Automobilwerke AG. Станки и оборудование были перевезены на головной завод Büssing в Брауншвейг, завод в Аахене прекратил своё существование. Объявлено и о банкротстве фирмы Mannesmann Automobil-Werk KG в Ремшейде.

Автомобильная страница истории концерна «Маннеснманн» закончилась в начале «Великой депрессии». Разразившийся в 1929 году экономический кризис закрыл эту страницу навсегда.

Однако в течение времени многочисленные отпрыски промышленной династии Маннесманн открывали многопрофильные предприятия и оставили заметный след в мировой индустриальной истории.

Под маркой Mannesmann выпускалась и до сих пор выпускается самая различная продукция, в том числе и «околоавтомобильного» назначения. Например, в конце XX века были известны автокраны марки Mannesmann-Demag.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/14995-avtomobilnoe-proshloe-kontserna-mannesmann/

Scicenter1
Добавить комментарий