1.2 Цели и задачи бизнес-плана: Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования

Цели и задачи бизнес-плана

1.2 Цели и задачи бизнес-плана:  Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования

Как уже отмечалось, бизнес-план создания бизнеса — это план создания предприятия, описание предлагаемого бизнеса, документальное обоснование прибыльности создаваемого проекта.

Основной целью разработки бизнес — плана создания бизнеса является планирование хозяйственной деятельности создаваемого предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес — план должен отражать, обоснованность затрат и прибыльность создаваемого бизнеса.

Однако эта цель не единственная. Наряду с главной, определяющей целью составления бизнес — плана выделяют следующие, не менее важные цели:

? снизить риск создания нового бизнеса;

? привлечь интерес потенциальных инвесторов (спонсоров, кредиторов);

? уяснить степени реальности достижения намеченных результатов;

? показать потенциальным инвесторам целесообразность создания нового предприятия;

? бизнес-план в целом считается инструментом для получения финансирования (кредитов, инвестиций). Он информирует инвестора о состоянии дел предпринимателя;

? бизнес — план помогает определить сильные и слабые стороны предлагаемого бизнеса, оценить риски;

? важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления;

Цели создания бизнес — плана разделяют также на внутренние и внешние цели.

Внутренние цели — проверка собственных знаний, понимания рыночной среды, а также получение опыта. Очень важно понимание инвестором стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Внутренними целями составления бизнес-плана являются:

1) Разработка стратегии создания нового предприятия.

Стратегическое внутрифирменное планирование осуществляется путём реализации ряда этапов:

— Постановка стратегических целей предприятия;

— Определение совокупности альтернативных направлений развития предприятия для достижения поставленных целей;

— Определение ресурсов, необходимых для реализации каждого из альтернативных направлений развития предприятия;

— Оценка и сравнение эффективности вариантов развития предприятия;

— Выбор наиболее эффективного варианта из всей совокупности альтернативных направлений развития предприятия;

— Оценка потребности в дополнительном финансировании для реализации выбранного варианта;

Вся существенная информация, полученная в результате стратегического планирования, находит своё отражение в бизнес-плане.

2) Обеспечение возможности контролировать процесс реализации выработанной стратегии.

Являясь базой для сравнения, бизнес-план позволяет выявить отклонения от заданного курса действий, определить причины этих отклонений и запланировать мероприятия для их устранения.

Таким образом, бизнес-план — это эффективный инструмент для управления предприятием. Составив бизнес-план, можно с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

Внешней целью составления бизнес-плана является привлечение финансирования из внешних источников в виде инвестиций или заемных средств, привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого — изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план, по сути — визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска.

В соответствии с целями выделяют четыре основные задачи бизнес — плана:

Задача 1. Изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта.

Задача 2. Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции или услуг, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность.

Задача 3. Обнаружить «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его существования.

Задача 4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно определять — идет ли дело на подъем или катиться к развалу.

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование целесообразности бизнеса, последующее планирование необходимых затрат на осуществление ожидаемых конечных результатов.

Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инвестиционного проекта, но и дает возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных видов товаров и услуг. Следовательно, любой бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг.

Бизнес — план выполняет четыре основные функции:

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса.

Эта функция особенно необходима при создании нового предприятия. Бизнес — план является документом, позволяющим определить курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития выбранного направления деятельности.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства. Бизнес-план является основным документов при подаче кредитной заявки в банк.

Бизнес — план — это эффективный инструмент привлечения инвестиций, так как он позволяет не только оценить рентабельность будущего инвестиционного проекта, но также позволяет инвестору определить размер инвестиций, источники возврата средств и сроки окупаемости будущего бизнес — проекта.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов и технологии возможно лишь при наличии бизнес — плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период времени.

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.

Бизнес — план, в конечном счете, должен определить возможную стоимость проекта и планируемые доходы.

Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план.

Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности.

Бизнес-план нужен тому, кто будет вкладывать деньги в инвестиционный проект. цель бизнес-плана — это доказать инвестору, что изложенная в нем бизнес идея перспективна и прибыльна.

А для банков главное понять, откуда предприятие возьмет необходимые средства для погашения кредита в полном объеме и в установленные сроки.

Для самого же предприятия бизнес-план — это с профессиональной точки зрения способ понять перспективность будущего бизнеса и оценить объем инвестиций.

Бизнес-план составляется в целях эффективного планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления создаваемого предприятия, определяющих прибыльность его деятельности.

Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некоего «стандартного» плана, приемлемого во всех случаях. Существует пять обязательных принципов составления любого бизнес-плана. Бизнес — план должен быть:

— Ясным;

— Кратким;

— Логичным;

— Правдивым;

— Подтверждаться цифрами.

Одним из основных требований к бизнес-плану проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии.

Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным.

Объем бизнес-плана составляет 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования , и объем может достигать 50 листов.

Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения. Бизнес-план должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов.

В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках.

Должна быть приведена достоверная информация о рисках участия в проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный анализ и рассмотрены варианты его избегания или минимизации.

Чем детальнее проработан бизнес-план, тем большую практическую ценность он имеет.

Бизнес-план обязательно должен иметь титульный лист, на котором приводятся следующие сведения:

? наименование проекта;

? наименование предприятия (предпринимателя), реализующего проект, или организации-учредителей будущего предприятия;

? подписи руководителя предприятия, реализующего проект, и разработчика бизнес-плана;

? месяц и год разработки бизнес-плана;

В бизнес-план должны быть включены следующие основные разделы:

? Резюме проекта

? Описание предприятия

? Описание продукта или услуги

? Маркетинговый план

? Оперативный план

? Организационный план

? Финансовый план

?Анализ рисков

? Приложения к бизнес — плану

Бизнес-план обязательно должен содержать описание всех уникальных особенностей продукта (услуги), особенно конкурентных преимуществ, производства и реализации продукта (услуги), а также раскрыть конкретные практические шаги, которые превратят вложенные деньги в прибыль.

Бизнес-план — документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов и банкиров, поэтому он должен хорошо выглядеть.

Применение деловой графики (графики, диаграммы, схемы, таблицы) позволяет лучше воспринимать представленные сведения. Графики и диаграммы избавляют читателя от необходимости тратить время на изучение цифровой информации для определения взаимосвязей и тенденций.

Схемы лаконично показывают взаимоотношения (например, организационную структуру) и последовательности процессов (например, технологических).

Таблицы позволяют представить цифровую информацию в сжатой и упорядоченной форме, привлекают внимание читателя к значимым цифрам.

Заголовки желательно выделять жирным шрифтом или подчеркивать

Бизнес-план должен опираться на действующие законы.

Все разделы бизнес-плана должны согласоваться между собой.

Признаком хорошо разработанного бизнес-плана является наличие содержательной и достаточно полной информации во всех его разделах, а также внимание к деталям.

Чем лучше проработаны детали, тем более эффективным будет переход к делу и выше вероятность успеха.

Этот документ должен быть достаточно полным, чтобы четко объяснить планы по реализации бизнес — идеи, но не слишком длинным, чтобы утомить читателя.

Page 3

Структура бизнес-плана не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.

Структура бизнес — плана носит лишь рекомендательный характер. Она зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен — для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного планирования.

Бизнес-план как документ наделен специфичными, только ему присущими чертами, но при этом о нем нельзя говорить о нем, как о документе со строго заданными параметрами. Четкой регламентации структуры бизнес-плана не существует.

Однако есть разделы, которые являются основополагающими и без которых бизнес-план не может выполнять поставленной перед ним цели — это разделы, освещающие идеи, цели бизнеса, специфику продукта предприятия, его финансовый проект и перспективы развития.

Таким образом, при создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес-план с желательным рассмотрением следующих разделов:

1) Титульный лист;

2) Оглавление;

3) Резюме;

4) Описание компании;

5) Описание продукта или услуги;

6) Маркетинговый план;

7) Производственный (Оперативный) план;

8) Организационный план;

9) Финансовый план;

10) Анализ рисков;

11) Приложения к бизнес — плану.

? Титульная страница содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) суть проекта, информацию об исполнителях проекта и дату его составления.

? После титульного листа следует оглавление — формулировка разделов плана с указанием страниц.

? Резюме проекта представляет собой основные положения, суть, проекта, его основные выводы. Цель резюме — заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана.

Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями.

Резюме должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.

Резюме составляется после написания всех разделов бизнес — плана, так как содержит самое основное из всех его разделов.

В резюме указываются привлекательность создаваемого бизнеса, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль.

? Описание компании содержит информацию о создаваемой компании, продукции или услугах, которые будет предлагать компания, информацию об учредителях и их реквизиты, цели компании, организационную структуру;

? Описание продукта или услуги включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.

? Маркетинговый план содержит информацию об имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.

Маркетинговый анализ — самый первый и важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке.

Основной задачей данного раздела является дать ответ на вопросы: какой товар, и в каком количестве требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.

Стратегия продвижения товара или услуги является важной частью маркетингового анализа. Здесь основным является определение рыночной ниши, т.е.

того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар или услуга, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу.

Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом.

Завершающим этапом маркетингового анализа является SWOT анализ.

Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: сила — strength, слабость — weakness, возможности — opportunity и угрозы — threat. Именно на них и строиться SWOT анализ.

SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу, состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа.

Анализируя расположенные в таблице данные, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков. Схема разработки SWOT — анализа представлена в табл. 1.

Таблица 1 SWOT — анализ

Сильные стороныСлабые стороны
ВозможностиУгрозы

Page 4

Создание бизнес — плана — сложный и трудоемкий процесс.

Для начала необходимо определить, каким способом будет составляться бизнес — план: можно заказать написание бизнес-плана профессиональным консультантам или написать бизнес-план самостоятельно.

В первом случае, высока вероятность получить профессионально сделанный и грамотно оформленный проект бизнес-плана, но такой вариант является более дорогим по сравнению со вторым.

При самостоятельном написании вы можете не знать, как написать бизнес-план и не обладать профессиональной подготовкой для создания грамотного проекта. Вам могут понадобиться значительные затраты времени и сил на обучение. Есть сомнения в том, что вы все сделаете правильно.

Преимуществом является то, что вам придется самому разобраться во всех деталях проекта, что даст вам возможность очень хорошо понять механизм функционирования предприятия и сделает управление бизнесом более грамотным и эффективным, а значит, бизнес наверняка принесет и вполне осязаемые результаты.

Вы будете знать, как написать бизнес-план, когда задумаете следующий проект.

Прежде, чем приступить к созданию бизнес — плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации. В этом отношении можно выделить следующие этапы бизнес — планирования:

1. Сбор необходимой информации. Источниками информации могут стать учебники по бизнес — планированию, фирмы по консультированию, консультанты в сфере маркетинговых исследований, курсы по составлению бизнес — планов и другие источники.

Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля, консультанты по управлению.

2. Определение общей структуры бизнес — плана;

3. Написание бизнес — плана.

В разработке бизнес-плана следует выделить два этапа: подготовительный этап и основной.

Подготовительный этап

Для начала следует четко сформулировать (желательно письменно) бизнес-идею. Бизнес-идея — это виденье возможности зарабатывать деньги на рынке в избранной сфере. Если восприятие окружающей среды и собственных возможностей соответствует действительному положению вещей, то бизнес-идея будет работать.

Рынок — это ничто иное, как люди (и организации), являющиеся потенциальными покупателями товаров и услуг, которые удовлетворяют их желания и потребности. Поэтому общая схема бизнеса описывается следующей последовательностью действий:

А). Найдите неудовлетворенную потребность людей (и организаций), которые обладают платежеспособностью.

Б). Удовлетворите эту потребность продажей товара или услуги.

Таким образом, бизнес-идея должна описать технологию удовлетворения потребности людей, обладающих платежеспособностью. Письменно сформулированная бизнес-идея является стержнем будущего бизнес-плана.

Затем выполните расчет прибыльности. Для этого соберите всю доступную информацию о расходах и возможных доходах. Если расчет показывает окупаемость вложенных средств, то можно переходить к основному этапу разработки бизнес-плана.

Основной этап

Рекомендуется выполнить разработку бизнес-плана в следующей последовательности.

1. Опишите продукт (услугу), которая будет лежать в основе предпринимательской деятельности;

2. Опишите предприятие, которое должно производить продукт (услугу);

3. Опишите рынок сбыта выбранной продукции (услуги);

4. Определите потребности в финансовых средствах, требуемых для создания предприятия, и рассчитайте финансовое обеспечение предпринимательского проекта;

6. Разработайте график реализации проекта;

7. Опишите возможные риски реализации проекта и пути их преодоления;

9. Подберите материалы для приложений;

10. Составьте резюме;

11. Оформите титульный лист.

Источник: https://studbooks.net/809551/marketing/tseli_zadachi_biznes_plana

1.2. Назначение бизнес-плана, его цели и задачи

1.2 Цели и задачи бизнес-плана:  Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования

План маркетинга,как правило, является ключевым разделомбизнес плана.

Успех предпринимательскойдеятельности во многом определяетсякачеством разработанного бизнес-плана,который включает в себя определениестратегии и тактики поведения, выделениеперспективных целей в рамках реализуемогопроекта, механизмов их достижения иресурсного обеспечения.

Бизнес-план— системный документ, позволяющий четкообозначить цели развития фирмы, методы,средства и способы их достижения наближайшую и отдаленную перспективу сучетом возможных рыночных перемен.6

Именнобизнес-план делает возможным комплекснуюоценку рыночного потенциала фирмы, ееперспективных возможностей с привлечениемклассных специалистов. Бизнес-пландолжен отражать эффективность иреальность маркетингового проекта, егостратегические возможности на баземаркетинговых исследований с учетомфакторов внутренней и внешнейсоциально-рыночной среды.

Бизнес-план— это документ, в котором представленокомплексное исследование основныхсторон предпринимательского проекта;описание механизма создания ифункционирования нового илиреконструированного предприятия. Вотличие от плана бизнес-план отражаетразвитие какого-либо одного направления.7

Бизнес-план- это документ, включающий все основныестороны коммерческой деятельностипредприятия: его производственные,коммерческие и социальные проблемы.

Онсоставляется на 3-5 лет с разбивкой погодам, а первый год – по месяцам.

Вотличие от директивного плана он непринимает законодательного характера,регулярно корректируется в зависимостиот конъюнктуры рынка, и, таким образом,адаптируется к непредсказуемым рыночнымситуациям.8

Бизнес-планпредставляет собой специальный инструментуправления, широко используемыйпрактически во всех областях современнойрыночной экономики независимо отмасштабов и сферы деятельностипредприятия, формы собственности.

Этодокумент, в котором изложены организационные,производственные и рыночные аспектыпредлагаемого бизнеса, а также представленыплановые расчеты объемов производства,вкладываемых инвестиций и получаемыхфинансовых результатов.

Приразработке бизнес-плана необходиморуководствоваться следующими принципами:

  • бизнес-план должен иметь конкретные реальные цели, отражающие маркетинговую стратегию и адресные источники покрытия совокупной потребности;
  • разделы бизнес-плана должны быть сформулированы кратко, ясно и доступно с включением четко обозначенных сроков и ответственных исполнителей;
  • в основе разработки бизнес-планов должны быть маркетинговые исследования, выполненные с учетом геоэкономических, геополитических факторов маркетинговой среды;
  • бизнес-план должен быть гибким документом с конкретными рекомендациями в области адаптации к различным рыночным переменам, а также отражать потенциальные возможности корпорации по реструктуризации и диверсификации маркетинговой деятельности в зависимости от состояния рыночного спроса;
  • ключевым содержанием бизнес-плана должна быть маркетинговая программа хозяйственной деятельности предприятия, которая является органическим дополнением к производственной, финансовой, сбытовой программам.
  • решение задач планирования маркетинговой деятельности возможно при комплексном использовании таких инструментов как:
  • продуктовая политика, основными элементами которой являются товар, ассортимент, качество, товарный знак, создание брэнда, маркировка, упаковка, сервисные услуги, модификация и концепция нового товара;
  • ценовая политика, включающая в себя систему мер, направленных на формирование спроса и предложения за счет использования гибких ценовых стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности товара, престижности фирмы, результативности финансово-кредитного механизма, создание выгодного инвестиционного портфеля;
  • распределительная политика, направленная на обоснование оптимальных каналов распределения, создание надежной системы дистрибъюции с учетом выгодных маршрутов доставки грузов, а также активное использование логистических, форм и методов управления материальными потоками;
  • коммуникационная политика предусматривает комплекс мер по организации рекламной деятельности, персональных продаж; участию в ярмарках, выставках, международных экономических форумах, пресс-конференциях, презентациях, а также проведению социальных акций спонсирования, благотворительности, патронирования.9

Разработкабизнес-плана предполагает решениекомплекса задач (рис. 1).

Рис.1.Задачи разработки бизнес-плана

Составлениебизнес-плана имеет существенное значениедля предприятий в тех случаях, когда уних недостает собственных финансовыхресурсов для выполнения того или иногоих проекта.

В этих случаях данный документявляется одним из основных, которыйнеобходим предприятию для обращения кдругим инвесторам с просьбой привлеченияих финансовых ресурсов для финансированияданного проекта или в банк, для полученияна данную цель заемных средств, дляопределения объемов и разработкистратегии финансирования. При этом вкачестве инвесторов могут выступатьбанки, другие юридические лица, а такжефизические лица.

Бизнес-планоценивает перспективную ситуацию каквнутри фирмы, так и вне ее. Он необходимруководству фирмы для ориентации вусловиях акционерной собственности и,в определенной мере, при созданииобществ.

Именно при помощи бизнес-планаруководство фирмы принимает решение,какая часть прибыли остается в деле длянакопления, а какая – распределяетсяв форме дивидендов между акционерами.

Бизнес-план используется при обоснованиимероприятий по совершенствованию иразвитию организационно-производственнойструктуры фирмы, в частности дляобоснования уровня централизации иответственности.10

Процессразработки бизнес-плана предусматриваетпоследовательное выполнение следующихосновных этапов.

1.Принятие планово-управленческогорешения о создании нового предпринимательскогозамысла по производству или продажамновых видов товаров, услуг, или освоениюновых товарных ниш, или привлечениюнеобходимой суммы инвестиций дляреконструкции и поступательного развитияфирмы.

2.Анализ и оценка текущего состоянияпредприятия, его реальных возможностейс учетом внутренних и внешних факторовмаркетинговой среды, уровнейпроизводственного, коммерческого,рыночного, ресурсного и сервисногопотенциалов фирмы.

3.Анализ целевых рынков сбыта дляобоснования товарной ниши за счеткомплексной оценки рейтинга отрасли,уровня конкурентоспособности,экспортно-импортных возможностей,рыночных тенденций национальнойэкономики, рычагов государственногорегулирования товарно-денежных отношений.

4.Ранжирование возможных товарных нишдля окончательного выбора целевогорынка сбыта с использованием маркетинговыхисследований по оценке рыночныхтенденций, возможной емкости, уровняспроса, конъюнктуры, конкурентоспособностипредлагаемых товаров, услуг.

5.Составление прогнозных тенденцийвозможного уровня продаж и потребительскойпанели, а также обоснование зон рыночногоприсутствия с учетом возможных стратегийпо товару, рынкам, уровню рыночной долии темпов спроса.

6.Оценка и обоснование состояния рыночнойинфраструктуры, производственныхвозможностей, системы товаропродвижения,складского хозяйства на основетехнико-экономической оценки.

7.Разработка маркетинговой программы наоснове использования возможногоменеджмента, предложенных маркетинговыхстратегий, наличия финансовых и ресурсныхисточников покрытия потребности.

8.Оценка бюджета бизнес-плана на основефинансового анализа бюджетныхвозможностей, сопоставления доходов ипредстоящих расходов, создания правовогополя и осуществления страхованиякоммерческой деятельности.

9.Принятие и утверждение на верхнем уровнеиерархии управления окончательноговарианта бизнес-плана как единогосистемного документа, включающегокоммерческие, финансовые, производственные,организационные, антикризисныенаправления корпоративной деятельности.

10.Контроль за оперативной реализациейосновных разделов бизнес-планов,своевременная корректировка контрольныхцифр в целях ликвидации узких местмаркетингового проекта.

Спецификаразрабатываемых современных бизнес-плановсостоит в том, что они обязательнопредусматривают мониторинг возможногорыночного потенциала в органическойувязке с фактическим и прогнознымсостоянием рынков сбыта и факторовмаркетинговой среды.

,объем, структура бизнес-плана определяютсяспецификой маркетингового проекта,объемами деятельности, видомфункционирования, целями бизнес-плана.

Чемкрупнее фирма, чем больше объемы сбыта,возможные рынки ее присутствия, темсложнее ее функциональная деятельность,требующая больших усилий для обоснованиямаркетингового проекта.

При этом особуюзначимость приобретают маркетинговыеисследования в области ранжированиярынков сбыта, обоснования зонстратегического присутствия на рынке,комплексной оценки уровня конкуренции,качества и сервисности обслуживания.

Совершенноочевидно, что объем, структура, содержаниеразделов бизнес-планов не имеют жесткихрегламентов оформления, но, как правило,в них должны получить отражение иобоснование идеи маркетингового проекта,его привлекательности и необходимостидля общества, реальные источники покрытиясовокупных потребностей для осуществлениябизнес-плана.11

Каждаяфирма делает акценты на определенныеразделы в зависимости от преследуемыхцелей и реальных возможностей.

Кразработке разделов очень частопривлекаются исполнители со стороны:институты маркетинговых исследований,маркетинговые центры, независимыеэксперты; аналитики, способные оказатьпрактическую помощь не только на стадииразработки, но и при защите маркетинговогопроекта, получении инвестиций, лицензий.

Основные функциибизнес-плана показаны в таблице 1.

Таблица1.

Основные функциибизнес-плана

Внутрифирменная деятельностьВнешние функции
Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельностиПривлечение для реализации проектов инвестиций
Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги)Обоснование для включения проектов в государственные программы и получение средств из централизованных источников
Оценка внутреннего научного, техничес-кого, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервовПолучение банковских кредитов
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудованияОбеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке
Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистовОрганизационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных произ-водств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности.
Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмыРазработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп
Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы
Формирование благоприятного имиджа фирмы
План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций
Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы

Бизнес-планпозволяет решать целый ряд задач, ноосновными из них являются следующие:

  • основание экономической целесообразности и направлений развития фирмы;
  • расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
  • определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способ концентрации финансовых ресурсов;
  • подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждаязадача плана может быть решена тольково взаимосвязи с другими. Основной центрбизнес-плана – концентрация финансовыхресурсов для решения стратегическихзадач. Именно бизнес-план – важноесредство для увеличения капитала фирмы.

Процесс составления бизнес-планапозволяет тщательно проанализироватьначатое дело во всех деталях.

Бизнес-планслужит основой бизнес-предложения припереговорах с будущими партнерами; ониграет важную роль при приглашении наработу основного персонала фирмы.

Такимобразом, бизнес-план является действительноочень важным моментом при реализациипроекта, поскольку в бизнес-планеотражаются все поступления и расходденежных средств, он показывает –прибылен ли проект, его срок окупаемостии др., т.е. является главным документомпри вопросе о финансировании какого –либо бизнеса.

Бизнес-план — это планразвития предприятия (деловой еди­ницы),необходимый для освоения новых сфердеятельно­сти фирмы, создания новыхвидов бизнеса. Бизнес-план может бытьразработан как для нового, толькосоз­дающегося предприятия, так и дляуже существующих экономиче­скихорганизаций на очередном этапе ихразвития.

Источник: https://studfile.net/preview/5733390/page:3/

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА

1.2 Цели и задачи бизнес-плана:  Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Цель разработки бизнес-плана — дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

  • 1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План — это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;
  • 2) бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно контролировать и управлять фирмой;
  • 3) законченный бизнес-план является средством предпринимателя для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников фирмы.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
  • • оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  • • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
  • • обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
  • • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
  • • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
  • • предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в том числе:

  • 1) заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;
  • 2) позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • 3) устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
  • 4) заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • 5) делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, т. е. уменьшает время адаптации;
  • 6) устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес- планированием.

Не следует пренебрегать составлением бизнес- плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана — адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д.

В значительной степени этот процесс может быть облегчен за счет применения современных программных средств, обеспечивающих автоматизацию составления и корректировки бизнес-плана (одной из ведущих компаний в этой области является фирма PRO-INVEST Consulting, разработавшая пакет Project Expert 6,0 for Windows [5]).

Программа Project Expert как инструмент финансового анализа выполняет две основные функции: во-первых, преобразует описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков; во-вторых, вычисляет показатели, по которым финансовый менеджер может судить о результативности принятых решений.

Важнейшим результатом применения программы Project Expert для разработки инвестиционного проекта является создание бизнес- плана, удовлетворяющего стандартам UNIDO.

Построив при помощи Project Expert 6,0 финансовую модель компании, можно решить следующие задачи:

  • • разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;
  • • определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;
  • • разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;
  • • проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;
  • • сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;
  • • подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на русском и нескольких европейских языках.

Работа с Project Expert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

  • 1) построение модели;
  • 2) определение потребности в финансировании;
  • 3) разработка стратегии финансирования;
  • 4) анализ финансовых результатов;
  • 5) формирование и печать отчета;
  • 6) ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.
Процесс построения модели является наиболее трудоемким и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Различные модули Project Expert независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. Однако отсутствие некоторых необходимых исходных данных может блокировать доступ к другим модулям программы. Независимо от того, разрабатывается ли детальный финансовый план или же производится предварительный экспресс-анализ проекта, необходимо в первую очередь ввести следующие исходные данные:
  • • дата начала и длительность проекта;
  • • перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;
  • • две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;
  • • перечень, ставки и условия выплат основных налогов;
  • • для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.

Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие исходные данные:

  • • инвестиционный план, включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;
  • • операционный план, включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план персонала, а также производственные издержки и накладные расходы.

Источник: https://studref.com/570420/ekonomika/tsel_zadachi_osobennosti_sostavleniya_biznes_plana

1.Цель,задачи и особенности составления бизнес-плана

1.2 Цели и задачи бизнес-плана:  Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования

Бизнес-план представляет собойрезультат комплексного исследованияразличных сторон деятельности фирмы(производства, реализации продукции,послепродажного обслуживания и др.)

Цель его разработки – дать обоснованную,целостную системную оценку перспективразвития фирмы, т.е. спрогнозировать испланировать ее деятельность на ближайшийпериод и перспективу, исходя изпотребностей рынка и возможностей фирмыпо их удовлетворению.

Бизнес-план помогает предпринимателюрешить следующие основные задачи:

  • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

  • сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

  • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;

  • оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

  • обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;

  • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

  • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;

  • предусмотреть трудности и “подводные камни”, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план всегда носит вероятностныйхарактер, предполагая возможностьразличных вариантов делового поведенияпредприятия. Любая информация,представленная в нем (хозяйственнаястратегия, формулы распределенияприбыли, схемы работы с поставщиками исубподрядчиками и т.п.), может статьпредметом обсуждений, дальнейшегоанализа.

Бизнес-план предназначен в первуюочередь для следующих категорийучастников экономических процессов:

  1. – менеджеров фирм, для которых бизнес-план является руководящим документом, а сам процесс планирования обеспечивает эффективность их деятельности;

  2. – собственников этих фирм, использующих бизнес-план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения своих целей и реализации интересов;

  3. – внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций и паев), которым необходимо знать и контролировать перспективы отдачи от их вложений;

  4. – других деловых партнеров (оптовых покупателей, поставщиков, государственных органов, участников консорциума и т. д.).

Таким образом, с точки зрения целевойаудитории и поставленных задач различаютдва вида бизнес-планов:

– внутренний (рабочий)- для менеджерови собственников предприятия;

– внешний (официальный)- длявнешних инвесторов и других деловыхпартнеров.

Бизнес-план – документ перспективныйи составлять его рекомендуется спрогнозом на несколько лет. Для первогои второго года основные показателирекомендуется давать в поквартальнойразбивке (а при возможности даже впомесячном разрезе, особенно для первогогода), и только, начиная с третьего годаможно ограничиться годовыми показателями.

Структура бизнес-плана и его детализацияопределяются направленностью и масштабомзадуманного дела, т.е. спецификой объекта,сферой деятельности фирмы, организационнымсостоянием, размерами предполагаемогорынка, наличием конкурентов и перспективамироста.

Однако в большинстве случаев, несмотряна значительные внешние отличия,содержание бизнес-план и общие требованияк их оформлению практически совпадают.

Так, при написании бизнес-плананеобходимо учитывать следующиетребования:

  1. Степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего.

  2. Для удержания постоянного внимания эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым, использовать разговорный язык, стараться избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации использовать приложения (первоначально они будут лишь поверхностно интересовать незнакомого с техникой финансиста).

  3. Как можно чаще использовать заголовки для разделения текста, чтобы он был ясным и легко воспринимаемым.

  4. При обосновании прогнозов использовать как можно больше подтверждающих фактов (собственное мнение предпринимателя и его вера не являются доказательством). Прогнозы должны быть реалистичными, а посему не слишком “унылыми” и не слишком амбициозными, более осмотрительными, нежели оптимистичными.

Источник: https://studfile.net/preview/5152646/

Scicenter1
Добавить комментарий