1.2. Факторы выживания человека в дикой природе: Факторы выживания – это причины объективного и субъективного

fenix-life.ru

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе: Факторы выживания – это причины объективного и субъективного

Выживание — активные и целенаправленные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Экстремальная ситуация — самые крайние, неблагоприятные, предельно возможные для жизнедеятельности условия, связанные с угрозой для жизни.

Автономное существование — существование человека без помощи извне.

Выживание зависит от большого числа факторов, наличие или отсутствие которых характеризует тяжесть сложившейся экстремальной ситуации и влияет на возможность выхода из нее. Одни факторы благоприятно влияют на исход событий, другие усугубляют бедственное положение людей, терпящих бедствие.

В литературе по выживанию в подходах к названиям факторов и оценке их степени влияния наблюдаются различия, но в целом это выглядит так.

Надо отметить, что основным и определяющим фактором выживания является желание человека выжить, его воля к жизни. Оно определяется характером человека, отношением к близким, обязательствами перед ними.

Человек с большим желанием выжить сделает для этого больше того, кем овладело безразличие. И шансов выжить у него будет больше, даже если он находится в худшей, кажущейся безвыходной ситуации.

Воля к жизни мобилизует человека, направляет все его мысли и чувства на спасение.

Обученность действиям по выживанию

Является одним из главных факторов, помогающих сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Есть немало примеров, когда люди подготовленные к действиям в аварийных ситуациях, имеющие навыки выживания и знающие приемы спасения, даже будучи травмированными, благополучно спасались.

Подготовленный человек правильно распорядится имеющимися продуктами питания, сможет построить укрытие от непогоды,  организует применение сигнальных средств и средств связи, использует все возможности для спасения.

К сожалению есть немало и других примеров, когда люди, имевшие реальную возможность для спасения, гибли из-за неправильных действий.

От обученности людей напрямую зависит их способность правильно выбрать тактику выживания.

Психическое состояние

Оказавшись в экстремальной ситуации не все люди могут оценить ситуацию и приступить к правильным действиям. Только от 12 до 25% из них с первых минут способны к оценке ситуации и к осмысленным  действиям по спасению.

Остальные реагируют на окружающее с разной степенью адекватности, от заторможенности до полной прострации или истерики. Со временем большинство из них приходит в нормальное состояние и включается в действия по спасению.

Наличие в группе людей подготовленных, способных к поддержке других и умеющих пошутить ускоряет нормализацию психического состояния в группе.

Физическая подготовка

Человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации потребуется много сил, чтобы выжить. Физически подготовленный человек легче переносит неблагоприятные условия, может преодолеть большие расстояния и, в общем, имеет больше шансов на спасение, чем человек слабый, быстро теряющий силы.

Сильный человек может помочь другим и увеличит возможности спасение для всей группы.

Наличие аварийно-спасательного снаряжения

Наличие такого снаряжение, аварийного запаса продуктов питания, средств сигнализации и связи значительно ускоряет поиск пострадавших. Оно помогает им легче и с меньшими потерями пережить экстремальные условия, значительно повышает вероятность спасения.

Надо только уметь правильно и эффективно использовать аварийно-спасательное снаряжение, средства связи и сигнализации.

Заболевания и травмы

При авариях необходимо немедленно оказать медицинскую помощь пострадавшим. А в дальнейшем строго следить и пресекать любые действия, которые могут привести к травмам, отравлениям, укусам ядовитых животных, простудным заболеваниям.

Беспомощный человек теряет возможности для спасения и значительно осложняет его для всей группы, отвлекая силы на себя и снижая ее мобильность.

Первостепенную важность для людей имеет умение оказать первую медицинскую помощь и знание способов предупреждения травм и заболеваний.

Климатические и географические особенности района

Они определяют план действий по спасению и тактику выживания. К ним относятся: рельеф местности, наличие источников воды и водных препятствий, влажность и температура воздуха, осадки, видовой состав фауны и флоры, наличие высокого уровня солнечной радиации.

Исходя из состава и мощности этих факторов принимаются меры защиты от них и строится план действий по спасению потерпевших бедствие.

Факторы риска или стрессоры выживания

Факторы риска или стессоры выживания являются основными врагами человека в условиях чрезвычайных ситуаций. Их отрицательное воздействие может существенно повлиять на процесс и исход автономного существования.

Одновременно своим воздействием они могут подстегивать людей к ускорению принятия решений и активным действиям.

К факторам риска следует отнести: голод, жажду, холод, жару, страх, переутомление, одиночество. Некоторые авторы причисляют к ним и стихийные бедствия, болезни, не правильные и конфликтные взаимоотношения в группах терпящих бедствие.

Они имеют значительное влияние на людей в чрезвычайной ситуации. Поэтому воздействие их следует рассмотреть подробнее в отдельных статьях.

Источник: https://fenix-life.ru/osnovny-e-ponyatiya/faktory-vy-zhivaniya-v-e-kstremal-ny-h-usloviyah.html

Факторы выживания человека в дикой природе

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе: Факторы выживания – это причины объективного и субъективного

Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия

Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени.

Однако человек, не привыкший к этим условиям, попавший в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в дикой природе, чем ее постоянные обитатели.

Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Важное значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания.

Основой выживания человека является его убежденность в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:

♦ потери ориентира;

♦ лишения транспортного средства;

♦ потери человека, знающего местность;

♦ стихийного бедствия.

Причинами этих случаев могут быть:

♦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

♦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

♦ неумение ориентироваться на местности;

♦ невнимательность;

♦ излишняя самоуверенность.

Факторы выживания человека в дикой природе

Факторы выживания – это причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования (рис. 1.1).

Рис. 1.1.Факторы выживания

Практика показала, что из общего количества людей, попавших в экстремальную ситуацию, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25 % – невротическую реакцию. Самообладание сохраняют не более 10 %. Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

Какие реакции человека, попавшего в экстремальные условия, – негативные или позитивные – возьмут верх, зависит от следующих факторов.

Физическое состояние человека,то есть отсутствие или наличие у него хронических заболеваний, аллергических реакций, ранений, травм, кровотечений. Важны возраст и пол человека, так как наиболее тяжело автономное выживание переносят люди преклонного возраста и дети дошкольного возраста, а также беременные женщины.

Психологическое состояние человека.К благоприятным психологическим факторам относятся умение самостоятельно принимать решения, независимость и стрессоустойчивость, чувство юмора и способность к импровизации. Важно умение справляться с болью, одиночеством, апатией и чувством бессилия, преодолевать голод, холод и жажду, а также справляться с другими стрессорами выживания.

Основные навыки и умения, которыми должен обладать человек, оказавшийся в ситуации автономного выживания в природе:

1) умение рассчитывать необходимый минимальный объем пищи и воды;

2) владение способами добычи и очистки питьевой воды в природе;

3) умение ориентироваться на местности с помощью карты, компаса, GPS–навигаторов, других приборов и без них;

4) навыки оказания первой медицинской помощи;

5) навыки охоты на дикого зверя, рыболовства, отслеживания добычи;

6) умение разводить костер при помощи подручных средств;

7) знания технологии постройки временных укрытий;

8) умение сигнализировать о своем местонахождении при помощи переговорных радиостанций, таблиц, визуальных и жестовых кодовых сигналов.

Средства выживания – это минимум предметов для выживания, обеспечивающих комфортное пребывание человека в дикой природе при любых погодных условиях. Это носимый аварийный запас (НАЗ) с предметами первой необходимости.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 531; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-3894.html

02.1. Факторы выживания

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе: Факторы выживания – это причины объективного и субъективного

1. Кто более подготовлен к жизни в тайге (тундре, джунглях): современный человек или человек, живший в древности?

2. Какие знания, опыт утеряны современными людьми? В чем наш опыт беднее знаний древних людей, живших в лесах, тундре, пустыне?

3. Сравните возможности современного горожанина и жителя тайги в ситуации, когда они оказываются в одиночестве в дремучем лесу. Кто из них имеет больше шансов уцелеть? Почему?

4. Какими качествами должен обладать человек, чтобы уцелеть, оказавшись один на один с дикой природой (в тайге, в джунглях и т. п.)?

5. Какие природные условия могут помочь человеку выжить?

6. Какие трудности может испытать человек, оказавшийся наедине с природой?

7. Какие природные условия (факторы) могут привести к гибели человека?

8. Почему некоторые люди, оказавшись наедине с природой, погибают, не пользуются возможностью выжить?

9. В чем проявляются страх, уныние человека?

10. Как можно преодолеть панику, страх, уныние?

Способность человека выживать в окружающей природной среде — одно из древнейших его качеств.

Еще в незапамятные времена он научился охотиться на зверей с помощью ловушек и западней, отыскивать съедобные коренья и плоды в чаще леса, находить воду в пустыне, добывать огонь трением, строить убежища из снега и ветвей деревьев, защищать себя от зноя и холода.

Но прошли столетия, и человек отгородился от природы, растерял опыт, накопленный в течение тысячелетий многими поколениями предков. Они кажутся многим нашим современникам бесполезными и необязательными.

Опасное заблуждение! Ведь в наше время люди часто попадают в условия, в которых многие из этих забытых знаний становятся снова жизненно необходимыми. Люди оказываются затерянными в джунглях, плутают в пустыне, их уносит в открытый океан на утлых суденышках.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости и др. Но их одних нередко оказывается недостаточно для спасения.

Люди гибнут от жажды и зноя, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный водоисточник; погибают от голода в лесу, кишащем дичью; замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега; гибнут от укусов ядовитых животных, не зная, как оказать доврачебную медицинскую помощь.

Основа безопасности человека — умение выжить. В экономике, социологии, биологии этот термин всегда употреблялся в конкретном смысле, означая «уцелеть, уберечься от гибели, остаться в живых». Однако с развитием теории и практики выживания это понятие обретает иное значение. В. Г.

Волович пишет: «Под выживанием ныне понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде».

Главный постулат выживания — человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.

Но для этого необходимы теоретические знания и практический опыт.

Отправляясь в странствие, человек должен знать о физико-географических условиях района предстоящего путешествия: о рельефе и водоисточниках, растительном и животном мире, о климатических факторах, которые могут неблагоприятно воздействовать на организм (холод, жара и т. п.

), особенностях этого воздействия и методах защиты. Он должен научиться ориентации на местности по природным явлениям, распознаванию съедобных растений, добыванию огня без спичек, приготовлению пищи без кухонной посуды.

Разносторонняя информация, полученная в ходе обучения, приобретенные практические навыки не только помогут в борьбе с трудностями, но и повысят уверенность человека в своих силах, внушат убежденность в том, что он сможет справиться с любыми невзгодами.

Именно эти знания и навыки, их надежность, достоверность, разносторонность и глубина определят возникновение положительной («боевой азарт»), отрицательной (тревога, ярость) эмоций или сообщат человеку то хладнокровие, которое особенно ценно и продуктивно в экстремальной ситуации.

Для неподготовленного человека окружающая среда кажется источником всевозможных опасностей. Он находится в постоянном тревожном напряжении, ибо не знает, откуда ждать опасности, а если и знает, то не способен правильно оценить степень ее реальности.

Далеко не все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, способны к немедленным целесообразным действиям. Через некоторое время практически все люди адаптируются к новой обстановке и включаются в деятельность по сохранению жизни и здоровья. Эффективность работы по обеспечению безопасности зависит от так называемых факторов выживания.

К их числу относятся природные условия (температура, влажность воздуха, осадки, солнечная радиация и др.), психическое состояние людей (воля к жизни, активность, целеустремленность и т. п.

), стрессоры выживания (физическая боль, голод, переутомление, страх, жажда, одиночество, жара, холод), заболевания (тепловые и холодовые поражения, укусы ядовитых животных и насекомых, отравления животными и растительными ядами, острые психические заболевания, паразитарные болезни и т. п.), физическое состояние (сила, выносливость, ловкость и т. д.

), обученность действиям в условиях автономного существования (умение добывать воду, оборудовать укрытия, разжигать костер и т. п.), аварийное снаряжение (средства связи, средства сигнализации, медицинская аптечка и т. д.).

Поскольку особую роль в выживании человека играют так называемые стрессоры выживания, рассмотрим каждый из них отдельно.

Боль. Нормальная физиологическая реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, не может своевременно устранять угрожающий фактор. С другой стороны, боль раздражает, отвлекает человека. Вместе с тем человек способен справиться даже с очень сильной болью. Сосредоточившись на решении очень важной задачи, он может на время «забыть» о боли.

Холод. Снижая работоспособность и физическую активность, холод воздействует на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеют мозг, воля, без которой борьба за выживание обречена на поражение. Поэтому деятельность человека в зоне низких температур начинается с мер по защите от холода.

Жара. Высокая температура окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация, ведет к перегреву организма человека, нарушению функций органов и систем, нарушению физической и психологической деятельности. Особенно опасно воздействие жары при недостатке питьевой воды, так как при этом наряду с перегревом происходит обезвоживание организма.

Жажда. Является естественным сигналом о нехватке жидкости в организме. При недостатке воды жажда становится серьезной помехой деятельности человека, может стать причиной его гибели в условиях автономного существования.

Голод. Ощущение потребности организма в пище. Человек может обходиться без пищи в течение длительного времени, сохраняя при этом работоспособность. Однако многодневное голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов (холода, переутомления и т. п.).

Переутомление. Состояние организма после физического или психического напряжения. Переутомление опасно тем, что притупляет волю человека. Избежать переутомления, быстро восстановить силы позволяют правильное распределение физических нагрузок, своевременный полноценный отдых.

Уныние. Психическое состояние, вызываемое одиночеством, неудачами, отсутствием конкретной программы действий и т. п. Уныния можно избежать, если у человека будут конкретные реальные цели, определенные обязанности в группе людей, если человек будет обеспечен разнообразной значимой деятельностью.

Страх. Чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью. «Страх, — отметил Оноре Бальзак, — явление столь сильно и болезненно действующее на организм, что все способности человека внезапно достигают либо крайнего напряжения, либо приходят в полный упадок».

«Почуяв» опасность, организм становится подобным взведенной пружине. Мозг начинает соображать быстрее, зорче становится взгляд, острее слух, мышцы наливаются неведомой силой.

Если научиться контролировать страх, он становится своеобразным катализатором энергии и решительности. Но стоит поддаться страху, как он подчинит себе все мысли и поступки человека.

Поддавшись страху, человек утрачивает способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Простая проблема превращается в сложную, а сложная — в непреодолимую.

Существует два вида страха: контролируемый и бесконтрольный. Ты контролируешь свой страх, значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться, пытаешься избежать их. В этом случае всегда найдешь выход.

А бесконтрольный страх — это просто паника. Бесконтрольный страх может сделать из закаленного атлета самого жалкого хлюпика.

И наоборот, если подобного страха нет, то даже физически слабый человек может превратиться благодаря своей моральной стойкости в героя.

Ежегодно сотни тысяч людей оказываются в пустыне, океане, в тундре и тропиках против своей воли, среди разгулявшейся стихии. При этом тысячи людей гибнут, имея спасательные лодки и плоты, снаряжение, пищу, воду. Причина их гибели — страх, отсутствие элементарных знаний о способах выживания.

Страх — вполне естественная реакция человека на опасность, «Не верю, что есть люди, не ведающие страха… Другое дело, когда ты перебарываешь страх духовной силой своей, с этим можно согласиться, это в природе человеческой», — отмечает командир дальнего бомбардировщика, участник Великой Отечественной войны Александр Згеев.

О том, как побороть страх, советы дает Я. Палкевич:

— найти удобное положение, которое позволяет расслабиться и обрести спокойствие;

— дышать глубоко;

— спокойно размышлять, сосредоточившись только на ближайших делах;

— осмотреть все, что вас окружает;

— говорить с самим собой, чтобы обрести уверенность;

— планировать последующие действия.

1. Вспомните, как вы отдыхали на природе (в лесу, на даче, у озера и т. п.). Опишите характерные для данной местности факторы выживания.

2. Как могут действовать люди, оказавшиеся один на один с природой? Какие качества они проявляют? Какие качества помогают преодолеть трудности? Какие качества личности вам хотелось бы развивать у себя?

3. Что такое стрессоры выживания? Вспомните ситуации, когда вы испытывали боль, голод, жажду, усталость, страх. Что можно противопоставлять стрессорам выживания? Каким опытом можно при этом воспользоваться?

02.05.2013 3:18

Источник: http://www.obzh.ru/learn/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/02-1-faktory-vyzhivaniya.html

Факторы выживания

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе: Факторы выживания – это причины объективного и субъективного

От чего и от кого зависит благополучный исход вынужденного автономного существования? Ответ на этот вопрос позволит оп­ределить необходимый минимум знаний, умений и навыков, пред­метов снаряжения, необходимых человеку в автономном существовании для поддержания своего существования. Прежде всего, успех зависит от самого человека, попавшего в такую ситуацию, от его» личностных качеств и способностей. И в первую очередь — от умения выживать в природной среде.

Выживание — грамотные, четкие действия, активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья, работоспособности в условиях автономного существования.

Чтобы определить порядок и правила действий, направленных на выживание в экстремальных ситуациях автономного существо­вания, рассмотрим те неблагоприятные воздействия, которые приходится преодолевать человеку, и условия, выполнение кото­рых позволит справиться с ними, а также те качества личности, которые способствуют выживанию.

При нахождении в экстремальной ситуации организм человека испытывает неблагоприятное воздействие различных раздражите­лей природной среды и реагирует на них в первую очередь в целях сохранения гомеостаза — постоянства внутренней среды. Такие реакции называются стрессами.

В условиях стресса изменения функций органов и систем орга­низма человека допустимы лишь до определенных пределов, за которыми они становятся необратимыми и переходят в патоло­гию, приводящую к гибели.

Время, в течение которого нарушения достигают опасного предела, называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Продолжительность этого периода зависит от многих причин — субъективных и объектив­ных.

Их называют факторами выживания. Все факторы выживания можно разделить на факторы, обеспечивающие выживание человека, и факторы, влияющие на состояние здоровья человека в экстремальной ситуации природного характера.

Факторы, обеспечивающие выживание человека:

1. Антропологические (обученность действиям в условиях автономного выживания, воля к жизни, мотивация, адаптированность к условиям климата, морально-волевые качества, физическое состояние –физическая выносливость, резервы организма, психическое состояние – активно-преобразовательная деятельность, психологическая подготовленноть);

2. Материально-технические (одежда, спасательное снаряжение, подручные средства);

3. Аварийный запас (средства радиосвязи, средства сигнализации, аварийный запас пищи, лагерное снаряжение, аварийная аптечка, аварийный запас воды, аварийные плавсредства).

Факторы, влияющие на состояние здоровья человека:

1. Природно-средовые (температура воздуха, содержание кислорода в воздухе, водоисточники, осадки, рельеф, ветер, влажность, возмущение ЭМП, солнечная радиация, флора, фауна, изменение фотопериодизма);

2. Экологические (тепловые и холодовые поражения, укусы ядовитых животных, природно-очаговые заболевания, отравление растительными и животными ядами, острые психические заболевания, паразитарные болезни, травмы);

3. Стрессоры (переутомление, физическая боль, холод, Жара, голод, Жажда, страх, одиночество, уныние).

Первая группа включает в себя факторы физического и психического состояния человека. Все они в той или иной мере способствуют выживанию человека, созданию необходимых ус­ловий для преодоления кризиса. При этом воля к жизни, психо­логическая подготовленность к перенесению невзгод являются до­минантными в борьбе за выживание.

Практически любой человек способен реагировать на кратковременную опасность, действуя инстинктивно (например, хватаясь при падении за неподвижные предметы, отбегая от катящегося на него камня).

При длительном же нахождении в автономном существовании наступает крити­ческий момент, когда кажется, что все дальнейшие усилия бессмысленны. Человеком овладевает апатия, безразличие.

Он не ве­рит в возможность спасения и гибнет, несмотря на то, что у него еще есть запасы продовольствия, необходимая одежда.

Воля к жизни — это осознанное желание выжить, несмотря ни на какие лишения и мрачные перспективы.

Оно не диктуется ин­стинктивным порывом, а является закрепленной в сознании, осо­знанной необходимостью человека.

История знает массу приме­ров, когда целеустремленные люди выживали, казалось бы, в не­вероятных обстоятельствах только потому, что желание выжить, воля к жизни у них были несгибаемыми.

В экстремальной ситуации воля к жизни подразумевает в пер­вую очередь необходимость действия. Вот почему нужно заставить что-то делать всех попавших в аварийную ситуацию, заразить их примером действия, борьбы.

При этом имеет значение мотивация тех или иных действий, поступков человека, попавшего в сложную ситуацию.

Адекватная мотивация, равно как и наличие воли к жизни, находится в не­посредственной зависимости от высоких морально-волевых качеств человека.

Человек, обладающий такими качествами, позаботит­ся о своем спасении и поможет окружающим. Активно-преобразовательная деятельность подразумевает готовность человека действовать самостоятельно.

Но конечно, никакие самые высокие качества личности не за­менят умения правильно действовать в условиях автономного су­ществования, даже имея продукты питания и снаряжение.

Основа выживания при длительной автономий — практические умения самообслуживания, ориентирования, правильной организации движения, оказания первой медицинской помощи, строительства временного жилища, добывания огня и пищи, подачи сигналов бедствия.

Сюда же следует отнести и знание особенностей мест­ности (фауны и флоры), климата. Вот почему обучение ос­новам туризма — залог адекватного поведения в ситуации автономного существования.

Не первостепенное, но очень важное значение имеет группа факторов, обеспечивающая существование человека в природной среде, способствующая защите его от негативного воз­действия окружающей среды.

Это материально-технические фак­торы.

Человек, подготовленный к действиям в автономном существовании, снабженный всем необходимым, может долгое время находиться в одиночестве, ожидая помощи или самостоятельно выходя к населенному пункту.

Природно-средовые факторы (тем­пература и влажность воздуха, ветер, осадки, солнечная радиа­ция, физико-географические особенности района и т.п.) могут оказывать на человека неблагоприятное воздействие.

Не имея достаточ­ных запасов одежды, сложно противостоять воздействию внешних факторов, организовать ночлег, длительное нахождение в усло­виях автономии.

Так же сложно без должной подготовки передви­гаться по незнакомому и сложному рельефу, обеспечить себя пи­щей, не зная особенностей местной фауны и флоры.

Особую группу факторов называют «стрессоры выживания». К этой группе факторов относятся: холод, жара, голод, жаж­да, одиночество, переутомление, уныние, страх, физическая боль. Их действие бывает настолько сильным, что может привести к возникновению и развитию стресса.

Процесс их возник­новения тем активнее, чем менее подготовлен человек к действи­ям в экстремальной ситуации автономной существования. Этому подвержены люди со слабой волей к жизни.

По данным некоторых исследований, лишь 12-25% постра­давших удается сохранить самообладание и, правильно оценив об­становку, действовать решительно и разумно.

Около 50-70 % по­страдавших оказываются в состоянии ошеломления, паники. Они ведут себя внешне спокойно, тихо, но не способны к самостоя­тельным разумным действиям. У 12-15% наблюдается истери­ческая реакция.

Она проявляется либо в резком двигательном возбуждении, бессмысленных, неадекватных поступках, либо в глубоком безразличии к происходящему, полной бездеятельнос­ти и безволии.

В конечном итоге человеку приходится противостоять именно этим факторам.

Холод. Влияние низких температур снижает активность и, как следствие, работоспособность человека. Холодовой стрессор ока­зывает неблагоприятное воздействие на психику человека. Мозг, воля человека как бы цепенеют, и любая борьба обречена на по­ражение.

Именно поэтому при низких температурах, причем не только в арктических условиях, как пишут некоторые авторы, защита от холода играет первостепенную роль. Воздействие низ­ких температур усиливается при наличии ветра, способствующего более быстрому охлаждению организма человека.

Действия по выживанию в этих условиях следует начинать с мероприятий по защите от воздействия холода: утепления за счет имеющихся запасов одежды, строительства убежища, разведения костра, приготовления горячей пищи.

Жара. Высокая температура воздуха, прямая солнечная радиа­ция вызывают в организме человека значительные неблагоприят­ные изменения. При этом перегрев нарушает функции организма, ослабляет физическую и психическую деятельность. Опасно воз­действие высоких температур при недостатке питьевой воды, внут­ренние запасы которой организм расходует на поддержание нор­мальной температуры тела.

Значительно меньше времени человек может прожить без воды, чем без пищи. Смертельным считается потеря более 15 % внутрен­него запаса воды в организме. Поэтому первостепенное значение имеет изготовление солнцезащитного тента, ограничение двигательной активности, сбор и экономное расходование питье­вой воды.

Жажда, являющаяся следствием воздействия высокой темпе­ратуры воздуха, ведет к обезвоживанию организма. При этом воз­можно нарушение обмена веществ в организме, приводящее при длительном воздействии к серьезным заболеваниям.

Жажда завладевает сознанием человека. Он теряет возможность сосредоточиться, решая лишь одну задачу — избавиться от этого чувства. Но и при достаточном количестве питьевой воды человек способен испытывать чувство «жажды.

Происходит это при непра­вильном ее потреблении.

Холод — совокупность вполне нормальных ощущений, связан­ных с потребностью организма в пище, в пополнении энергии. Их можно рассматривать как типичную стрессовую реакцию.

Человек может длительное время существовать без пищи, но при этом он теряет работоспособность, снижается сопротивляемость организ­ма к воздействию холода, боли, заболеваниям.

При полном голодании в организме вначале сжигаются запасы жировой клетчатки, затем — белок, гликоген мышц и печени. Во время этого процесса снижается интенсивность обмена веществ, сокращаются энергозатраты.

Время, в течение которого человек может существовать без пищи, определяется многими фактора­ми, среди которых можно назвать степень двигательной активно­сти, физическое состояние на момент экстремальной ситуации, пол, возраст, температура окружающей среды. Чувство голода ощущается двое-четверо суток. Потом аппе­тит пропадает, иногда человек даже чувствует некоторую бод­рость. Но при этом наблюдаются плохой сон, головные боли, повышается раздражительность. Далее наступает апатия, вялость, сонливость.

Голод сокращает сопротивляемость холоду, увеличивает пред­расположение к заболеваниям и усугубляет течение болезни. При длительном голодании значительно снижаются работоспособность, умственная деятельность, реакция.

При невозможности обеспечения себя продуктами за счет сбо­ра съедобных ягод и растений, охоты или рыбалки в целях эконо­мии энергии следует ограничить двигательную активность, ожи­дая помощи. Все физические работы надо свести до разумного минимума.

Боль. Полученные по неосторожности травмы, возникшие или обострившиеся в период автономного существования воспалитель­ные процессы, высокие или низкие температуры вызывают боль.

Боль — защитная реакция организма, она сигнализирует о нару­шениях нормального функционирования органов и систем орга­низма человека. Без чувства боли человек может погибнуть, не зная о том, что какое-то воздействие губительно для него.

Однако постоянная боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает человека. Действуя продолжительное время, она стано­вится причиной серьезных нарушений здоровья человека, его пси­хики. Это отражается на его поведении, способности сосредото­читься на действиях по выживанию.

Именно произвольное сосредоточение на выполнении каких-либо дел помогает превозмочь боль и продолжить целенаправлен­ные действия по выживанию.

Переутомление рассматривают как состояние организма, воз­никающее после длительного физического или психического на­пряжения. Физическое переутомление преодолеть можно, орга­низовав отдых.

Сложнее преодолеть психическое переутомление, вызываемое воздействием практически всех вышеперечисленных стрессоров. При этом притупляется воля, человек становится уступчивым к собственным слабостям.

Он не спешит выполнять какую-то рабо­ту, откладывая ее на завтра, тем самым усугубляя или предрешая свое состояние.

Избегать переутомления надо организацией по возможности полноценного отдыха, нейтрализацией воздействия неблагопри­ятных для организма стрессоров.

Одиночество занимает особое место среди факторов выжива­ния. Оно нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека, в особенности ребенка, оказавшегося в ситуации вынужденного автономного существования.

Так как человек — существо социальное, привыкшее в своей жизни к общению, соотнесению своих действий с действиями окружающих людей, к защищенности в коллективе, он воспринимает одиночество как оторванность от всего мира.

Одиночество, по признанию испытавших его, вызывает сильное напряжение всех чувств, вплоть до возникновения гал­люцинаций.

Борьба с одиночеством предполагает создание иллюзии при­сутствия собеседника. Бороться с одиночеством можно, читая вслух стихи, стараясь вспомнить приятные моменты жизни, обсуждая вслух планы действий. Помогает отвлечься от одиночества актив­ная деятельность.

Следствием одиночества выступает уныние,усиливающееся неудачными попытками развести огонь, сориентироваться на местности, определить путь выхода к населенному пункту. Пре­одолеть такое состояние помогают опять-таки активная деятель­ность, вера в успех, воля к жизни.

Страх. Его порождают воздействие стрессоров, неуверенность в своих силах, ожидание гибели и страданий. Страх возникает как эмоциональная реакция на возникновении опасностей действи­тельных и кажущихся.

У человека, заблудившегося в лесу, чувство страха — первая реакция на неизвестность окружающей обстановки, собственное бессилие, оплошность.

Однако страх — это и своеобразная систе­ма предупреждения об опасности, сигнализирующая о необходи­мости мобилизации всех своих возможностей для устранения уг­розы жизни.

Страх — естественная реакция человека на возмож­ную опасность. При нормальной реакции на возможное возникновение опас­ности человек мобилизует свою волю и способен преодолеть возникающие осложнения.

При этом он зачастую демонстрирует такие высокие физические возможности своего организма, кото­рые проявить в нормальном состоянии не способен. Здесь важную роль играет чувство самосохранения, разумного и основанного на внутренней готовности к преодолению ослож­нений.

Нет людей бесстрашных, есть люди, готовые к преодоле­нию опасностей.

Однако страх может парализовать действия слабовольного че­ловека, который перестает контролировать себя, теряет способ­ность принимать правильные решения, видя опасность во всем его окружающем. Правильно говорит пословица: «У страха глаза велики». В таком состоянии человек, оказавшийся в экстремальной ситуации, гиб­нет от холода, имея спички и дрова, умирает от голода, имея запас продуктов.

Как видно из сказанного, на человека, попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования, заблудившегося в лесу, воздействует множество факторов, способных привести постра­давшего к гибели. И лишь следование правилам подготовки к походу может в большой степени снизить вероятность попадания в такую ситуацию.

В случае аварии или экстремальной ситуации, как правило, первой на помощь приходит авиация. Обычно это происходит уже в первые часы после происшествия. Однако в осложненных усло­виях, из-за отсутствия аварийной радиостанции, плохих метеоусловий, наступления темноты и т.д.

поисково-спасательная опера­ция может быть затруднена, и человек или группа людей вынуж­дены будут автономно существовать в течение продолжительного времени. А в некоторых случаях потерпевшим бедствие ничего не остается, как самостоятельно передвигаться к ближайшему жилью, транс­портируя с собой еще и раненых.

В этом случае залог их безопасности – максимум информации о районе похода, собственная физическая, техническая и морально-волевая подготовка.

Поэтому любая группа, идущая в поход, должна обладать оп­ределенным «запасом прочности», который выражается в умении преодолевать трудности и лишения походной жизни, в том числе и возникающие внезапно.

В первую очередь это касается преодоления стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией.

В связи с этим необходимо овладение приемами выживания в условиях недостатка пищи и воды, при длительном холоде и жаре, непрекращающихся дождях, возврате холодов в горах при их раннем наступлении.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды факторов выживания вы знаете?

2. Какова роль антропологических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

3. Какова роль материально-технических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

4. Каков характер воздействия природно-средовых факторов на чело­века при автономном существовании в природной среде?

5. Каково воздействие экологических факторов на человека при авто­номном существовании в природной среде?

6. Что такое «стрессоры выживания»? Каково их влияние на состояние человека?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_55357_faktori-vizhivaniya.html

Основные факторы выживания

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе: Факторы выживания – это причины объективного и субъективного

При выживании успех в первую очередь зависит от самого человека. Это сплетение физический и психологических особенностей человека.

Помимо этого, это оценка имеющихся ресурсов, анализ окружающей среды, умение создать план действий и непосредственно совершение этих действий.

Основные факторы выживания всегда индивидуальны и зависят не только от местности нахождения и природных условий, но и от самого человека, от его психологии выживания. Но, перед тем как говорить о самих факторах, поговорим о союзниках человека в выживании.

Союзники человека: основные факторы в выживании

Союзник- партнёр в каких-либо отношениях, имеющий схожий интерес.

Для человека в выживании союзником будет «Волшебный» рюкзак для похода. Перед любым путешествием, необходимо подготовить себе материальную поддержку, в виде рюкзака со всем необходимым.

Итак, в каждом рюкзаке должно быть: посуда для приготовления пищи, запас пищи и воды, приспособление для ночлега (палатка или спальник), источник света, приспособления для добычи огня (спички, топорик, нож), запасная одежда, аптечка, средства ориентирования (карта, компас).

Тщательная подготовка перед походом -залог успешного выживания в экстремальных ситуациях. Прослеживается лишь один минус -в процессе похода рюкзак может по каким-то причинам безвозвратно исчезнуть.

Ещё один союзник человека — природные и климатические условия. Проще выживать в условиях оптимальных температур, небольшого количества осадков и т.д. Но, к сожалению, человек не может управлять погодой, поэтому придётся подстраиваться под окружающую действительность и «союзник» может быстро превратиться во «врага».

И самый основной и главный союзник человека- сам человек. Сочетание физических и психологических свойств человека составляют ключевого союзника в борьбе за выживание.

Выживание — это в первую очередь логичные действия в неблагоприятных условиях. Но часто понять какие действия логичны затруднительно. Ещё сложнее предпринять эти действия.

Основные же факторы выживания можно условно разделить на несколько групп. Первая группа- природные, экологические. Эта группа, которая не зависит от человека. Сюда относятся температура, влажность, осадки, тип местности и так далее. Человек просто попал в эти условия и для того, чтобы выжить должен просто приспособится к этим условиям.

:  Правила безопасного поведения при техногенном пожаре

Следующая группа — материальная. Это уже внешний фактор. Это то, что человек взял с собой: карты, приборы ориентирования, предметы добыча пищи и прочее.

Зачастую, при определенных условиях, даже если всё необходимое было с собой, оно может пропасть. Если у Вас есть «волшебный» рюкзак со всем необходимым, значит Вы скорее всего просто отправились в поход.

В условиях же выживания, в большинстве случаев, этого рюкзака или не было изначально, или он пропал в процессе.

Ещё одна группа- это физическое и психологическое состояние человека. Именно на этой группе факторов выживания мы остановимся чуть подробнее. Этот фактор на 100% зависит от самого человека, его состояния. Соответственно для каждого человека оно индивидуально. Более подробно о них расскажем ниже.

Воля к жизни

При непродолжительной угрозе вопрос выживания решается на уровне рефлексов. Всё просто-рука прикасается к горячему и тут же отдёргивается от этого предмета, что-то падает сверху и ноги самостоятельной отходят в сторону. Это в нас заложено природой, вполне стандартный инстинкт выживания, помогающий не умереть. И всё тот же вопрос встаёт ребром при более длительной угрозе.

Так или иначе наступает момент, когда все попытки выжить теряют смысл. Этот момент наступает как правило длительных нагрузках физических и психологических. Происходит подавление воли жизни. Все действия кажутся четными, лишними, не нужными. Мозг охватывает незаинтересованность и равнодушие к собственному спасению.

Человек совершает ряд нелогичных решений, например не равномерное распределение отдыха и работы, небезопасные источники воды, не известная пища и прочее. Зачастую люди, оказавшиеся на грани выживания, не контролируют даже приём пищи. При изобилии воды и еды, из-за отсутствия воли к жизни, они просто погибают, от, казалось бы, самых безопасных явлений.

Из вышесказанного напрашивается очевидный вывод: опираться лишь на биологическую составляющую выживания не имеет смысла при долговременном выживании. Ключевая составляющая воли к жизни является в первую очередь психология. Именно стремление выжить на психологическом уровне должно быть осознанным и направляющим.

Самое опасное- думать, что от судьбы не уйти и все попытки выжить бессмысленно. Тут не помогут ни запасы еды и воды, ни физическая подготовка, ни специальный запас для выживания.

Основная цель, которая должна засесть в голове до спасения – цель выжить. При чём, это должно быть не просто инстинкт. Это должно быть не просто желание, а на уровне осознания.

:  Подготовка к землетрясению

Главное в выживании- активное действие. Постройка жилища, добыча пищи, исследование территории и т.п. Действие не приходит из неоткуда, оно не является рефлексом. Действие — это следствие воли к жизни. Чем воля к жизни сильнее, тем более оптимальное и обдуманное будет действие.

Ещё один не маловажный фактор воли к жизни = отключение эмоций. Необходим холодный, логический расчёт и последовательность действий. Как и в любой жизненной ситуации чрезмерное количество эмоций способствует жалости к себе. А чем больше Вы жалеете себя в условиях выживания, тем меньше действий, чаще возникают мысли о кончине.

Единственные эмоции, которые можно оставить, это мысли для кого, кроме себя, Вы должны выжить. И чаще задавать себе вопрос «Что я буду делать после спасения?».

Из таких мелких мыслей, нужных эмоций и самое главное логических действий складывается пазл «воля к жизни».

Навык — это доведённая до автоматизма повторение действий.

Простыми словами навык – не какое-то теоретическое знание, полученное из книг, фильмов, но и умение применять эти знания на практике. Самый простой пример: человек, большую часть жизни проживший в тайге.

Несомненно, до жизни в тайге, человек подготовился, изучил теорию, но именно навыки к нему пришли непосредственно с практикой. Он без проблем организует себе жилище, добудет воду и пищу, защититься от хищных зверей. Он просто понимает, что и как необходимо делать в любой ситуации. Для него все эти ситуации-норма жизни.

Но не каждый из нас живёт в тайге или проводит там большую часть времени.

Поэтому необходимы элементарные теоретические знания, такие как: способы добычи огня, строительства жилища, поиск пищи и воды и т.д. Но, как мы уже выяснили выше, одной теории для выживания недостаточно.

Для тог, чтобы быть готовым к экстремальным ситуациям, необходимо устраивать «рейды» выходного дня на природу. И это должен

:  Как не паниковать в критических ситуациях

быть не просто рядовой поход, когда с собой есть всё необходимое, а специально создавать для себя экстремальные ситуации. Для начало подойдёт что угодно: ограниченное количество ищи, потребность организовать ночлег, отсутствие источников огня и прочее. Это позволить подкрепить теорию практическими навыками выживания.

Физическая подготовка, закалка

Физическая подготовка- самый очевидный фактор выживания. Очевидно, что чем лучше человек подготовлен, тем проще ему приспособится к условиям окружающей среды. Чем лучше человек закалён-тем выше вероятность, что он не заболеет, а значит сможет дольше сохранить возможность работать на своё спасение.

Так же очевидно, что подготовка и закалка не берётся из неоткуда. Необходимы месяцы и годы тренировок, развивая и расширяя способности организма.

Заключение

Мы рассмотрели основные факторы выживания.

Наиболее подробно рассмотрели ключевой фактор- самого человека, ведь успешность выживание в первую очередь зависит от самого человека, его поведении, подготовки, навыков и реакции на непривычную окружающую среду.

Первично для человека, в экстремальных условиях, отношения к этим условия. Необходимо настроить себя на спасение и предпринимать логичные и взвешенные действия, направленные на спасение.

В обыденной жизни нам и так сложно в условиях большого города, бешенного ритма жизни контролировать свой эмоциональный фон, срывы и паники, давление по работе, проблемы в личной жизни, необходимо научиться контролировать свои эмоции. А часть свободного времени посвятить изучению теории выживания в экстремальных условиях и выделять время для практического применения этих знаний.

Источник: https://extremale.ru/psihologiya-vyizhivaniya/osnovnyie-faktoryi-vyizhivaniya.html

Scicenter1
Добавить комментарий