«?.1.2.Философия: взгляд изнутри: Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории.»

Философия для технических вузов (стр. 3 из 162)

"?.1.2.Философия: взгляд изнутри:  	Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории."

Бывает и так, что слово «философия», «философский», «философичный» употребляется в трудно уловимом значении. В критических статьях искусствоведов некоторые литературные произведения – поэмы, стихи, повести – оцениваются как произведения «эпического и философского звучания».

Употребляются выражения типа «серьезным философским складом заметно выделяются стихи…» или «армейская тема не принизила бы его философских размышлений». Слово «философия» широко используется в периодической печати журналистами для придания публикациям оттенка глубокомыслия.

Обороты речи, содержащие это слово, приобрели уже характер стертого стилистического штампа. Например, в статьях о музыке можно встретить обороты: «философское содержание симфонии…» и т.д. Те же самые обороты можно встретить и в обзоре театральной жизни.

Там, где автор желает сказать, каким видится ему современный театр он обязательно напишет, что это должен быть «театр больших страстей, ярких характеров, театр глубоких и сильных философских обобщений».

В статьях на экономические и политические темы встречаются примерно такие фразы: «Общая философия, которая лежит в основе проекта… экономического и валютного союза, — это философия федеральной Западной Европы, вдохновленная отчасти примером Соединенных Штатов Америки».

Здесь явно слово «философия» употреблено вместо слова «идея».

В том же смысле оно используется солидным западногерманским журналом, который в статье «Больная Англия» так характеризует внутреннюю политику правительства консерваторов: «Философия консерваторов в области экономики сводится к тому, чтобы по возможности выключить государство из экономической жизни и полагаться, в первую очередь, на инициативу частных предпринимателей. Следуя этой философии, консерваторы взяли курс на резкое сокращение государственных расходов».В западных средствах массовой информации часто пишут о «философии рекламы» или о «философии владельца загородного дома». Один из типичнейших представителей американского бизнеса на просьбу корреспондента одного из крупнейших журналов охарактеризовать современную ситуацию в США, ответил: «Те, кто следует моей философии – находить выгоду в скверных обстоятельствах, видеть благо даже в несчастьях, — всегда окажутся наверху. Большинству же людей не хватает умения жить».

Рассматривая подобное словоупотребление, можно констатировать, что при обыденном использовании слова «философия», скорее всего, имеют ввиду принципы, лежащие в основе того или иного способа поведения и действия. Обычный вопрос «Какова Ваша философия жизни?» имеет отношение к сумме первичных убеждений, в соответствии с которыми ведет себя человек.

Распространено также использование слова «философия» для обозначения нравственно-психологических качеств человека. Выражения «философское спокойствие», «философская невозмутимость» довольно прочно вошли в обыденную речь.

Словом «философия» многие называют размышления о жизни, рассуждения на исторические, нравственные, религиозные, политические темы.

Ярким примером, иллюстрирующим такое словоупотребление, может служить рассуждение Александра Карамзина о «Философическом письме» Чаадаева: «Философия – самая ужасная вещь настоящего века, станешь философствовать, что вот-де как проводишь время, что-де молодость проходит самым подлым образом, что оскотинился, что чувства душевные тупеют приметно, что начинаешь походить на полену и пр. При этой философии начинает по всему телу проходить какая-то гадость, которая мало-помалу переходит в сонливость, станешь зевать, ляжешь да и всхрапе! А на другое утро в казарму. Видя такую всеобщую гадость в жизни, можно помешаться и даже написать вроде Чаадаева…».

Такое применение слова «философствование» часто встречается в русской литературе XIXв. Герои многих рассказов и пьес А.П.Чехова в этом смысле философы. Например, Иван Иванович из рассказа «Ночь на кладбище», аттестуя себя смирным и пьяненьким обывателем, повествует: «Жизнь – канитель… — философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь.

– Пустое бесцветное прозябание… мираж.

Дни идут за днями, годы за годами, а ты все такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься все тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но, жалко, подлец, мало денег оставил!…».

В научной литературе, претендующей на разработку теоретических проблем какой-либо науки, словом «философия», как правило, именуют теоретическое мышление.

С этой точки зрения философствовать – значит мыслить, а философ – это вообще человек, обладающий развитой способностью мышления.

По-видимому, в таком смысле используется слово «философия» при характеристике тех направлений современной теоретической мысли, которые охватываются общим для них названием «философские проблемы естествознания».

На Западе со времен Возрождения сложилась традиция обозначать светское знание словом «философия», чтобы отличать его от богословия.

В соответствии с этим значением в XYII и XYIIIв.в. философией называли все теоретические науки. Сочинение И.Ньютона по теоретической механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии». Первый естественнонаучный журнал в Англии получил название «Философские записки королевского научного общества».

Издававшийся Томсоном журнал назывался «Анналы философии или химии, минералогии, механики, естественной истории, сельского хозяйства и искусств». Гегель отмечал обычай английских торговцев называть термометры и барометры философскими инструментами.

В продолжение этой традиции и сейчас на Западе человеку, защищающему после окончания высшего учебного заведения теоретическую работу, скажем, по физике или лингвистике, присваивают ученую степень доктора философии.

Широко распространено использование слова «философия» как синонима слова «мировоззрение». Для обыденного словоупотребления между значениями двух этих терминов нет различия.

Когда французская писательница Жорж Санд в одном из писем пытается обрисовать свое религиозно-социалистическое мировоззрение, сложившееся под влиянием идей Руссо, то она называет его философией: «Это единственная философия, которая ясна, как день, и проникает в сердце, как евангелие; я погрузилась в нее и преобразилась, я нашла в ней покой, силу, веру и терпеливую, неизменную любовь к человечеству…».

В учебной и научной литературе термин «философия» используется также для обозначения особой формы общественного сознания, относимой к ряду: религия, искусство, мораль, политика, наука – и отличаемой от каждой из них как по мыслительным средствам, так и по содержанию.

Итак, наблюдение за употребление слова «философия» в языке газет, журналов, научных книг, литературных произведений позволяет сделать вывод, что философией называют:

1) рассуждения о жизни, смерти и возможности бессмертия;

2) размышления о тщете жизни и несовершенстве мира;

3) совокупность принципов, лежащих в основе поведения и действия;

4) нравственное, политическое, научное и прочее самосознание;

5) размышления о смысле жизни;

6) научное мышление, теоретическое содержание любой отрасли знания;

7) мировоззрение;

8) особую форму общественного сознания;

I.1.2.Философия: взгляд изнутри

Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории. Философия возникает в VI веке до н.э.

Первым, кто употребил слово «философ», был, вероятно, Пифагор. По преданию правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было незнакомо правителю и Пифагор объяснил его так.

«Жизнь, — говорил он, — подобна олимпийским играм: одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни – одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы – до одной только истины».

Слово «философия» древнегреческого происхождения, означает любовь к мудрости (филео – любить, софия — мудрость).

Мудрость в то время приписывали богам. Афина почиталась как богиня мудрости. На скульптурных изображениях у ее ног обычно восседает сова – священная птица, символ мудрости.

Мудрость была свойственна и некоторым людям. Как и все выдающиеся человеческие способности она считалась даром богов. В поэмах Гомера говорится о мудром Калхасе: «Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет».

Возникновение философии в YI веке до н.э. означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению о мире, о человеческой судьбе. Появились люди, поражавших других своей способностью рассуждать о вещах, о которых никто не задумывался или которые не смели поставить под вопрос. Они стали называть себя философами, т.е. любящими мудрость.

Один из первых греческих философов, Гераклит, утверждал, что «мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Есть такая сила, которая всем управляет. Это Логос, всеобщий закон, который пребывает во всем, все порождает и все уничтожает. Ничто не может отклониться от него.

Люди же не понимают его, не признают его безграничной мощи даже когда слышат о нем из уст философов. «Большинство людей, — говорит Гераклит, — не понимают того, что им встречается, да и по обучении не разумеют, но самим им кажется, будто они знают». Мудрость — это познание самого главного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни.

Философ стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Важнейшей в философии становится проблема «единого и многого»: существует ли нечто, устойчивое и неизменное, стоящее за множеством отдельных изменчивых вещей.

Это проблема первоначала, первопричины, которая все порождает и всем управляет, в том числе и человеческой жизнью.

Источник: https://mirznanii.com/a/233278-3/filosofiya-dlya-tekhnicheskikh-vuzov-3

.1.2.Философия: взгляд изнутри

"?.1.2.Философия: взгляд изнутри:  	Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории."

Чтобыпонять, что такое философия, вначалеобратимся к истории. Философия возникаетв VIвеке до н.э.

Первым, кто употребилслово «философ», был, вероятно, Пифагор.По преданию правитель города Флиунтаспросил его, кто он такой. Пифагорответил: «Философ». Слово это былонезнакомо правителю и Пифагор объяснилего так.

«Жизнь, — говорил он, — подобнаолимпийским играм: одни приходят на нихсостязаться, другие – торговать, а самыесчастливые – смотреть; так и в жизни –одни рождаются жадными до славы и наживы,между тем, как философы – до одной толькоистины».

Слово «философия»древнегреческого происхождения, означаетлюбовь к мудрости (филео – любить, софия- мудрость).

Мудрость в то времяприписывали богам. Афина почиталаськак богиня мудрости. На скульптурныхизображениях у ее ног обычно восседаетсова – священная птица, символ мудрости.

Мудрость быласвойственна и некоторым людям. Как ивсе выдающиеся человеческие способностиона считалась даром богов. В поэмахГомера говорится о мудром Калхасе:«Мудрый, ведал он все, что минуло, чтоесть и что будет».

Возникновениефилософии в YIвеке до н.э. означало постепенный переходот мифов к самостоятельному, независимомуот внешнего авторитета размышлению омире, о человеческой судьбе. Появилисьлюди, поражавших других своей способностьюрассуждать о вещах, о которых никто незадумывался или которые не смелипоставить под вопрос. Они стали называтьсебя философами, т.е. любящими мудрость.

Один из первых греческихфилософов, Гераклит, утверждал, что«мудрость состоит в том, чтобы говоритьистину и, прислушиваясь к голосу природы,поступать согласно с ней». Есть такаясила, которая всем управляет. Это Логос,всеобщий закон, который пребывает вовсем, все порождает и все уничтожает.Ничто не может отклониться от него.

Людиже не понимают его, не признают егобезграничной мощи даже когда слышат онем из уст философов. «Большинстволюдей, — говорит Гераклит, — не понимаюттого, что им встречается, да и по обучениине разумеют, но самим им кажется, будтоони знают». Мудрость — это познаниесамого главного в мире и поэтому самоговажного для человеческой жизни.

Философстремится познать высшую истину,указывающую правильный путь в жизни.Важнейшей в философии становитсяпроблема «единого и многого»: существуетли нечто, устойчивое и неизменное,стоящее за множеством отдельныхизменчивых вещей.

Это проблема первоначала,первопричины, которая все порождает ивсем управляет, в том числе и человеческойжизнью.

Философия как мудростьсразу же противопоставляет себя тому,что знают обычные люди. Большинство, помнению философов, не знает истины,поскольку руководствуются тем, что даютчувства. Это не знание, а мнение.

Оноповерхностно, поскольку чувства имеютдело с изменчивыми вещами. Истинноезнание обо всем дает разум. Он открываетто, что скрыто, не лежит на поверхности,открывает сущность, первопричину, всемуправляющую.

Таким образом, с самогоначала возникает противопоставлениезнания разумного, истинного, открываемогофилософом и знания толпы, знанияизменчивых, преходящих вещей.

Мирполучает как бы еще одно измерение: естьвидимые изменчивые вещи, возникающиеи исчезающие, и есть неизменное бытие,сущность, первопричина, которая порождаетизменчивые вещи. Философия ставит своейцелью познание истины, т.е. первоначала,вечного и неизменного бытия.

Или, какговорил Гераклит, познания самогомогущественного в мире и самого важногов человеческой жизни.

Такое представлениео философии и ее работе, в основном,сохранялось на протяжении многихстолетий. Сохранялось, прежде всего,внутри самой философии.

Философия чащевсего определялась как наука о сущности,познание первых начал бытия, наука овсеобщем. Тем самым она отделялась отдругих наук, которые познают отдельныечасти сущего, а не сущее как таковое.

Еще раз уточним: это то, что сами философыдумают о своей работе, как они представляютфилософию.

Остановимся на этомнесколько подробнее.

Основательафинской Академии Платон (Y– IYвв.до н.э.) для объяснения того, что такоефилософия, использует образ пещеры.

Представьте пещеру,достаточно глубокую, в которой людиприкованы так, чтобы видеть только днопещеры. Позади их — огонь. Между огнем иместом, которое они занимают, движутсялюди, неся перед собой статуи, изображениялюдей, животных, различных предметов.

Что видят пленники? Не в состоянииповернуть голову, они видят появляющиесяи движущиеся на дне пещеры, как на экране,только тени статуй и предметов. Что онимогут думать? Они не подозревают ни осуществовании статуй, ни тем более осуществовании реальных предметов. Онипринимают тени за настоящую реальность.

Теперь предположим, что кого-нибудь изэтих пленников освобождают от оков,принуждают подняться, повернуть головуи взглянуть в сторону огня; неподвижныйс самого рождения, он не может проделатьэти движения без страдания, Если пленникавывести из пещеры и показать ему реальныепредметы при свете солнца, то ослепленныйего блеском, он не сможет сначаларазличить ни одного из реальных предметов.Однако постепенно его глаза привыкнутк новому миру. Теперь он видит настоящиерастения, животных и открывает подлинноесолнце. Фигуры и тени пещеры были толькоих жалкой имитацией, тусклым отблеском.Если он вернется в пещеру и попытаетсярассказать своим товарищам о своемвосхождении к свету и красоте открытогомира, то кто ему поверит.

Мирчувственных восприятий, говорит Платон,мир который обычные люди видят, слышат,осязают и принимают за истиннуюреальность, только тень настоящегомира. Настоящий мир постигается нечувствами, а умом. Высшая реальностьоткрывается философам.

Не каждый может«выйти из пещеры», подняться от иллюзийобыденной жизни к созерцанию высшегоидеального мира. Платон считает, чтовсех людей можно разделить на честолюбцев,сребролюбцев и философов. Первые двегруппы — это большинство. Им не дофилософии.

Заняться философией для нихозначает выйти из своего состояния,оставить его и перейти к другой жизни– «разумной».

Достаточно развернутоеисследование того, чем занимаетсяфилософия, предпринял ученик ПлатонаАристотель, которого считают наиболеевыдающимся греческим философом.

В своемглавном труде «Метафизика» он писал:«Есть некоторая наука, котораярассматривает сущее как таковое и то,что ему присуще само по себе.

Эта наукане тождественна ни с одной из частныхнаук: ни одна из частных наук не исследуетобщую природу сущего, но все они выделяютсебе какую-либо часть его (сущего)».«Именно первой философии надлежитисследовать сущее как сущее – что онотакое и каково все присущее ему каксущему».

Высшая наука – перваяфилософия. Она исследует сущее само посебе, первые начала и причины. ДляАристотеля первая причина — это высшийРазум, Бог.

Ходмысли Аристотеля в установлении имсамого первого начала таков. Есть нечто,что движет, не находясь в движении, нечтовечное и являющее собой сущность иреальную активность.

Поскольку, по егомнению, в человеческой деятельностиначалом является мышление, то логичнопредположить, что таким началом мираявляется некий разум. «Так вот, от такогоначала зависит мир небес и (вся) природа.И жизнь (у него) — такая, как наша — самаялучшая (которая у нас) на малый срок».Это начало есть Бог.

Самое же приятноезанятие, подобающее Богу, — это умозрение,мышление. Мы мыслим только иногда, онже — всегда. «И жизнь без сомненияприсуща ему: ибо деятельность разумаесть жизнь, а он есть именно деятельность…мы утверждаем поэтому, что бог естьживое существо, вечное, наилучшее.

Богкак вечная, неподвижная сущностьпребывает отдельно от чувственныхвещей. Это начало не имеет никакойвеличины, не подвержено внешнемувоздействию и недоступно изменению.

Аристотель говорито причинах возникновения философии.«Ибо вследствие удивления люди и теперьи впервые начали философствовать».«Когда оказалось налицо почти всенеобходимое и также то, что служит дляоблегчения жизни и препровождениявремени, тогда (только) стало предметомпоиска такого рода разумное мышление».

Философия в той форме, в какой онавозникла и существовала во временаАристотеля и еще долго после него, —дитя свободного времени и занятие людей,свободных от тягот и забот, связанныхс трудом по добыванию хлеба насущного.Она свободная наука. «…Все науки болеенеобходимы, нежели она, но лучше — нетни одной».

«Она одна существует радисамой себя»; она — занятие, достойноеБога.

ДляАристотеля философия не только наука,но и образ жизни, причем наисовершеннейшийобраз жизни, высший род досуга. Внедошедшем до нашего времени сочинении«Протрептик» («Увещевание к философии»)он рисует жизнедеятельность философакак идеал человеческой жизни вообще.

Поскольку человек – существо разумное,наилучший вид деятельности для него –размышление, познание. Это «совершеннаяи не испытывающая помех деятельностьв себе самой содержит наслаждение,поэтому только философы способны вполненаслаждаться жизнью…

Приобретениемудрости доставляет наслаждение. Вселюди чувствуют себя дома в философии истремятся проводить жизнь в изученииее, оставив все другие заботы.

Философамне нужно ни орудий, ни оборудованногоместа для работы: где бы ни размышлялво всем свете кто-нибудь, повсюду онокружен присутствием истины».1

Если кратко изложитьаристотелевское понимание философии,то оно сводится к следующему. Философия:1) учение о сущем самом по себе, о первыхначалах и причинах, о боге; 2) это высшаяумозрительная наука; 3) наука наук; 4)высший род досуга, наиболее совершенныйобраз жизни свободного человека,обладание знанием в общей форме и кактаковая есть достояние немногих.

Одиниз крупнейших современных философовМ.

Хайдеггер в работе «Что такоефилософия?», приведя высказываниеАристотеля о том, что «философия естьумозрительное понимание первых основанийи причин», заключает: «Вопрос «Что естьфилософия» — уже решен Аристотелем».

Что же касается изменений философии ипредставлений о ней, то М. Хайдеггерубежден, что «философия от Аристотелядо Ницше как раз на основе этих измененийи благодаря им остается одной и тойже».1

Мыне можем рассматривать здесь всемногообразие представлений о философии,которые существовали в ее истории.Обратимся к еще одной «знаковой» фигурев истории философии, представителюнемецкой классической философииГ.В.Ф.Гегелю.

. Свои определения философии Гегельначинает с того, чем заканчиваетАристотель, а именно с определения еекак учения о Боге.

«Философия и религияимеют своим предметом истину и именноистинув высшем смысле этого слова — в томсмысле, что бог, и только он один,есть истина.

Обе далее занимаютсяобластью конечного, природоюи человеческимдухом,в их отношении друг к другу и к богу, каких истине».2

. В отличие от других наук, «философияхочет познать неизменное, вечное, сущеесамо по себе; ее цель—истина». Философияесть учение об абсолютной истине, ипоэтому она претендует на роль абсолютнойнауки.

В противоположность эмпирическимнаукам, философия — наука о действильности,о в-себе-и-для-себя сущей необходимости.Не философия существует для другихнаук, а они для нее. Легко заметить, чтов определениях философии Гегель восновном повторяет Аристотеля.

Что жекасается социальной функции философии,то Гегель прямо говорит о необходимостислияния философии и государства.

Онобосновывает «необходимость того, чтобыгосударственная власть, религия ипринципы философии совпали воедино,чтобы произошло примирение всей вообщедействительности с духом, а государства— с религиозной совестью и с философскимзнанием».

Еслиже в обобщенном виде выразить то, какпредставлялась философия в самосознаниифилософов, то такое nредставлениерезюмируется в следующем: это наука осущем, о первых причинах бытия, науканаук, aбсолютнаянаука, хранительница истины в последнейинстанции обладательница принципов,на основе которых, можно построитьразумную жизнь.

Далеемы приведем без комментариев рядвысказываний о философии, принадлежащихкрупнейшим философам от античности донаших дней. На наш взгляд это необходимодля того, чтобы прикоснуться к самойфилософии.

.1.3.Философы о философии

Алкиной– греческий философ, представительплатоновской школы, автор «Учебникаплатоновской философии».

«Философияесть тяга к мудрости, или отрешение иотвращение от тела души, обратившейсяк умопостигаемому и истинно сущему;мудрость состоит в познании делбожественных и человеческих.

Естьдва рода жизни: созерцательная идеятельная. Главное в созерцательнойжизни — знать истину, а в деятельной —делать то, что велит разум. Жизньсозерцательная хороша сама по себе, адеятельная — поскольку необходима. Чтоэто так, ясно из следующего.

Созерцаниеесть действие ума, мыслящего умопостигаемое,а деятельность — действие разумнойдуши, происходящее с помощью тела.

Считается, что душа, созерцающаябожественное и мысли божьи, получаетудовольствие, и это ее состояниеназывается размышлением, которое, можносказать, ничем не отличается от уподоблениябожеству.

Поэтому созерцание — самоеважное и ценное, самое желанное ипритягательное, всегда доступное изависящее от нассамих— одним словом, то, ради чего мы стремимсяк поставленной цели.

Итак,философу пристало непрерывное созерцание,его он должен постоянно питать иусиливать,ак жизни деятельной обращатьсяпостольку-поскольку.

СогласноПлатону, философ ревностно занимаетсятремя вещами:онсозерцает и знает сущее, творит доброи теоретически рассматривает смыслречей. Знание сущего называется теорией,знание того, как нужно поступать,—практикой, знание смысла речей —диалектикой.

Одинаспект практическойфилософии— воспитание характера, другой —домоправительство, третий — государствои его благо. Первый называется этикой,второй — экономикой , третий — политикой.

Одначасть теоретической философии — теология— имеет дело с неподвижными и первымипричинами, а также с божеством; другая— физика — изучает движение звезд, ихобращение и возвращение; а также

устройство космоса;математике подлежат то, что рассматриваетгеометрия и прочие такого рода науки».1

Эпикур(IIIв.д.н.э.)– греческий философ.

«Пустьникто в молодости не откладывает занятияфилософией, а в старости не устаетзаниматься философией: ведь никто небывает ни недозрелым, ни перезрелым дляздоровья души. Кто говорит, что еще ненаступило или прошло время для занятияфилософией, тот похож на тогоктоговорит, что для счастьяилиеще нет, или уже нет времени.

Поэтому июноше, и старцу следует заниматьсяфилософией: первому для того чтобы,старея,быть молоду благами вследствиеблагодарного воспоминания о прошедшем,а второму— для того чтобы быть одновременнои молодым, и старым вследствие отсутствиястраха перед будущим.

Поэтому следуетразмышлять о том, что создает счастье,если действительно, когда оно есть, унас все есть, а когда его нет, мы вседелаем, чтобы его иметь».2

Сенека(Iв.н.э.)-римский философстоик,писатель, государственный деятель,наставник императора Нерона.

«Философия— не лицедейство, годное на показ толпе,философом надо быть не на словах, а наделе.

Она не для того, чтобы приятнопровести день и без скукиубитьвремя, нет, оно выковывает и закаляетдушу, подчиняет жизнь порядку, управляетпоступками, указывает, что следуетделатьиотчеговоздержаться, сидит у руля и направляетсреди пучин путь гонимых волнами. Безнее нет в жизни бесстрашия и уверенности:ведь каждый час случается так много,что нам требуется совет, которого можноспросить только у нее.

Кто-нибудьскажет: «Чтомнепользы в философии, если есть рок? Чтов ней пользы, если правит божество?Что в ней пользы,если повелевает случай?Мои замыслы либо предвосхищены божеством,решившим за меня, что мне делать, либофортуна не даст им осуществиться».

«Пусть одно из этих утверждений верно,Луцилий, пусть все они верны,— нужнобыть философом! Связывает ли наснепреложным законом рок, божество лиустановило все в мире по своему произволу,случай ли без всякого порядка, швыряети мечет, как кости, человеческие дела,- нас должна охранять философия..

Онадаст нам силу добровольно подчинятьсябожеству, стойко сопротивляться фортуне,она научит следовать велениям божестваи сносить превратности случая».3

Декарт(XYIIв.)французский философ и математик.

«Преждевсего я хотел бы выяснить, что такоефилософия, начав с самого обычного, аименно с того, что слово философияобозначает занятие мудростью и что подмудростью понимается не толькоблагоразумие в делах, но также исовершенное знание всего, что можетпознать человек; это же знание, котороенаправляет нашу жизнь, служит сохранениюздоровья, а также открытиям во всехискусствах. А чтобы оно стало таковым,оно необходимо должно быть выведено изпервых причин так, чтобы тот, кто стараетсяовладеть им (а это и значит, собственно,философствовать), начинал с исследованияэтих первых причин, именуемых первоначалами.Для этих первоначал существует дватребования. Во-первых, они должны бытьстоль ясны и самоочевидны, чтобы привнимательном рассмотрении человеческийум не мог усомниться в их истинности;во-вторых, познание всего остальногодолжно зависеть от них так.

Вполнемудр в действительности один Бог, ибоему свойственно совершенное знаниевсего; но и люди могут быть названы болееили менее мудрыми сообразно тому, какмного или как мало они знают истин оважнейших предметах. С этим, я полагаю,согласятся все сведущие люди.

Далее я предложил бы обсудитьполезность этой философии и вместе стем доказал бы, что философия, посколькуона простирается на все доступное длячеловеческого познания, одна толькоотличает нас от дикарей и варваров ичто каждый народ тем более цивилизовани образован, чем лучше в нем философствуют;поэтому нет для государства большегоблага, как иметь истинных философов.

Действительно, те, кто проводит жизньбез философии. совсем сомкнули глаза ине пытаются их открыть; между темудовольствие, какое мы получаем присозерцании вещей, доступных нашемуглазу, несравнимо с тем удовольствием,какое доставляет нам познание того, чтомы находим с помощью философии.

К томуже для направления наших нравов и нашейжизни эта наука более необходима, чемпользование глазами для направлениянаших шагов».1

И.Кант(XYIIIв.)– немецкий философ,основоположникнемецкой классической философии.

«Кфилософии по школьному понятию относятсядве вещи: во-первых,достаточный запас рациональных знании;во-вторых,систематическая связь этих знаний, илисоединение их в идее целого.

Философияне только допускает такую строгосистематическую связь, но и являетсяединственной наукой, которая имеетсистематическую связь в собственномсмысле и придает всем другим наукамсистематическое единство.

Чтоже касается философии по мировомупонятию (insensucosmico),то ее можно назвать также наукойо высшей максиме применения нашегоразума,поскольку под максимой разумеетсявнутренний принцип выбора междуразличными целями.

Ибои в последнем значении философия естьнаука об отношении всякого знания ивсякого применения разума к конечнойцели человеческого разума, которой, каквысшей, подчинены все другие цели и вкоторой они должны образовать единство.

Сферу философиив этом всемирно-гражданском значенииможно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я долженделать?

3. На что я смеюнадеяться?

4. Что такое человек?

Напервый вопрос отвечает метафизика,на второй — мораль,на третий — религияи на четвертый — антропология.Но в сущности все это можно было бысвести к антропологии, ибо три первыхвопроса относятся к последнему.

Итак философ долженопределить:

1. Источникчеловеческого знания,

2.объем возможного и полезного применениявсякого знания и, наконец,

Источник: https://studfile.net/preview/4522751/page:4/

Философия для технических вузов Философия читать, Философия для технических вузов Философия читать бесплатно, Философия для технических вузов Философия читать онлайн

"?.1.2.Философия: взгляд изнутри:  	Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории."

Философия для технических вузов

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!

Философия для технических вузов. Предисловие. Авторы учебника исходят из того, что высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров.

Только такой сплав названных компонентов образовательной деятельности является наиболее результативным в процессе подготовки высококлассных технических специалистов.

Иными словами, стратегия осуществления преподавания в высших технических учебных заведениях связана с интеграцией специальных дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов с курсом философии. Данный учебник содержит необходимые отправные моменты для проведения этой интеграции.

Авторы учебника учитывают то немаловажное обстоятельство, что студенты, изучая дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов, приобщаются к постижению их познавательного базисного компонента, составляющего теоретические основы этих дисциплин, а это, в свою очередь, способствует выработке у них мировоззренческих установок.

Исходя из этого, авторы видят своей важной задачей продолжить, развить и углубить процесс мировоззренческой подготовки студентов, максимально используя наработки, полученные при овладении основами профессионально-технического знания. Авторы учебника убеждены в том, что велением времени является гуманитаризация высшего технического образования.

Ее основными тенденциями выступают, как известно, взаимопроникновение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также – усиление роли гуманитарного образования.

Учитывая сказанное, авторы учебника широко используют в нем элементы такого взаимопроникновения, опираясь на положение о возрастании роли мировоззренческой, философской подготовки в деле формирования современного инженера. Учебник состоит из 10 глав, подразделенных на параграфы.

Ориентированность учебника на технические направления и специальности вузов отражена в его структуре (в выделении наиболее важных для подготовки будущих инженеров узловых проблем), в том большом внимании, которое уделено в нем методологии научного познания, а также характеристике науки, техники, технологии, проблемам их взаимодействия.

Данный учебник отвечает требованиям нового Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» и является исправленным и дополненным вариантом учебника «Философия для технических вузов», изданного в январе 2001г. издательством «Феникс» (Ростов на-Дону).

I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

I.1.ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

I.1.1.Философия в обычном словоупотреблении

Термин «философия» широко используется в повседневной жизни, периодической печати, художественной и научной литературе. Иногда этим словом называют всякого рода сентенции о жизни, смерти и бессмертии типа французского выражения «се ля ви».Полусерьезно, полушутя И.Г.Эренбург писал о том, что философствовать – значит «предаваться размышлениям о тщете жизни».

Бывает и так, что слово «философия», «философский», «философичный» употребляется в трудно уловимом значении. В критических статьях искусствоведов некоторые литературные произведения – поэмы, стихи, повести – оцениваются как произведения «эпического и философского звучания».

Употребляются выражения типа «серьезным философским складом заметно выделяются стихи…» или «армейская тема не принизила бы его философских размышлений». Слово «философия» широко используется в периодической печати журналистами для придания публикациям оттенка глубокомыслия. Обороты речи, содержащие это слово, приобрели уже характер стертого стилистического штампа.

Например, в статьях о музыке можно встретить обороты: «философское содержание симфонии…» и т.д. Те же самые обороты можно встретить и в обзоре театральной жизни. Там, где автор желает сказать, каким видится ему современный театр он обязательно напишет, что это должен быть «театр больших страстей, ярких характеров, театр глубоких и сильных философских обобщений».

В статьях на экономические и политические темы встречаются примерно такие фразы: «Общая философия, которая лежит в основе проекта… экономического и валютного союза, – это философия федеральной Западной Европы, вдохновленная отчасти примером Соединенных Штатов Америки». Здесь явно слово «философия» употреблено вместо слова «идея».

В том же смысле оно используется солидным западногерманским журналом, который в статье «Больная Англия» так характеризует внутреннюю политику правительства консерваторов: «Философия консерваторов в области экономики сводится к тому, чтобы по возможности выключить государство из экономической жизни и полагаться, в первую очередь, на инициативу частных предпринимателей.

Следуя этой философии, консерваторы взяли курс на резкое сокращение государственных расходов».В западных средствах массовой информации часто пишут о «философии рекламы» или о «философии владельца загородного дома».

Один из типичнейших представителей американского бизнеса на просьбу корреспондента одного из крупнейших журналов охарактеризовать современную ситуацию в США, ответил: «Те, кто следует моей философии – находить выгоду в скверных обстоятельствах, видеть благо даже в несчастьях, – всегда окажутся наверху. Большинству же людей не хватает умения жить».

Рассматривая подобное словоупотребление, можно констатировать, что при обыденном использовании слова «философия», скорее всего, имеют ввиду принципы, лежащие в основе того или иного способа поведения и действия. Обычный вопрос «Какова Ваша философия жизни?» имеет отношение к сумме первичных убеждений, в соответствии с которыми ведет себя человек.

Распространено также использование слова «философия» для обозначения нравственно-психологических качеств человека. Выражения «философское спокойствие», «философская невозмутимость» довольно прочно вошли в обыденную речь. Словом «философия» многие называют размышления о жизни, рассуждения на исторические, нравственные, религиозные, политические темы.

Ярким примером, иллюстрирующим такое словоупотребление, может служить рассуждение Александра Карамзина о «Философическом письме» Чаадаева: «Философия – самая ужасная вещь настоящего века, станешь философствовать, что вот-де как проводишь время, что-де молодость проходит самым подлым образом, что оскотинился, что чувства душевные тупеют приметно, что начинаешь походить на полену и пр.

При этой философии начинает по всему телу проходить какая-то гадость, которая мало-помалу переходит в сонливость, станешь зевать, ляжешь да и всхрапе! А на другое утро в казарму. Видя такую всеобщую гадость в жизни, можно помешаться и даже написать вроде Чаадаева…». Такое применение слова «философствование» часто встречается в русской литературе XIXв. Герои многих рассказов и пьес А.П.

Чехова в этом смысле философы. Например, Иван Иванович из рассказа «Ночь на кладбище», аттестуя себя смирным и пьяненьким обывателем, повествует: «Жизнь – канитель… – философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь. – Пустое бесцветное прозябание… мираж.

Дни идут за днями, годы за годами, а ты все такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься все тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но, жалко, подлец, мало денег оставил!…».

В научной литературе, претендующей на разработку теоретических проблем какой-либо науки, словом «философия», как правило, именуют теоретическое мышление. С этой точки зрения философствовать – значит мыслить, а философ – это вообще человек, обладающий развитой способностью мышления.

По-видимому, в таком смысле используется слово «философия» при характеристике тех направлений современной теоретической мысли, которые охватываются общим для них названием «философские проблемы естествознания». На Западе со времен Возрождения сложилась традиция обозначать светское знание словом «философия», чтобы отличать его от богословия. В соответствии с этим значением в XYII и XYIIIв.в.

философией называли все теоретические науки. Сочинение И.Ньютона по теоретической механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии». Первый естественнонаучный журнал в Англии получил название «Философские записки королевского научного общества».

Издававшийся Томсоном журнал назывался «Анналы философии или химии, минералогии, механики, естественной истории, сельского хозяйства и искусств». Гегель отмечал обычай английских торговцев называть термометры и барометры философскими инструментами.

В продолжение этой традиции и сейчас на Западе человеку, защищающему после окончания высшего учебного заведения теоретическую работу, скажем, по физике или лингвистике, присваивают ученую степень доктора философии. Широко распространено использование слова «философия» как синонима слова «мировоззрение». Для обыденного словоупотребления между значениями двух этих терминов нет различия.

Когда французская писательница Жорж Санд в одном из писем пытается обрисовать свое религиозно-социалистическое мировоззрение, сложившееся под влиянием идей Руссо, то она называет его философией: «Это единственная философия, которая ясна, как день, и проникает в сердце, как евангелие; я погрузилась в нее и преобразилась, я нашла в ней покой, силу, веру и терпеливую, неизменную любовь к человечеству…». В учебной и научной литературе термин «философия» используется также для обозначения особой формы общественного сознания, относимой к ряду: религия, искусство, мораль, политика, наука – и отличаемой от каждой из них как по мыслительным средствам, так и по содержанию. Итак, наблюдение за употребление слова «философия» в языке газет, журналов, научных книг, литературных произведений позволяет сделать вывод, что философией называют: 1) рассуждения о жизни, смерти и возможности бессмертия; 2) размышления о тщете жизни и несовершенстве мира; 3) совокупность принципов, лежащих в основе поведения и действия; 4) нравственное, политическое, научное и прочее самосознание; 5) размышления о смысле жизни; 6) научное мышление, теоретическое содержание любой отрасли знания; 7) мировоззрение;

8) особую форму общественного сознания;

I.1.2.Философия: взгляд изнутри

Чтобы понять, что такое философия, вначале обратимся к истории. Философия возникает в VI веке до н.э. Первым, кто употребил слово «философ», был, вероятно, Пифагор. По преданию правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было незнакомо правителю и Пифагор объяснил его так.

«Жизнь, – говорил он, – подобна олимпийским играм: одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни – одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы – до одной только истины». Слово «философия» древнегреческого происхождения, означает любовь к мудрости (филео – любить, софия – мудрость).

Мудрость в то время приписывали богам. Афина почиталась как богиня мудрости. На скульптурных изображениях у ее ног обычно восседает сова – священная птица, символ мудрости. Мудрость была свойственна и некоторым людям. Как и все выдающиеся человеческие способности она считалась даром богов.

В поэмах Гомера говорится о мудром Калхасе: «Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет». Возникновение философии в YI веке до н.э. означало постепенный переход от мифов к самостоятельному, независимому от внешнего авторитета размышлению о мире, о человеческой судьбе.

Появились люди, поражавших других своей способностью рассуждать о вещах, о которых никто не задумывался или которые не смели поставить под вопрос. Они стали называть себя философами, т.е. любящими мудрость.

Один из первых греческих философов, Гераклит, утверждал, что «мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Есть такая сила, которая всем управляет. Это Логос, всеобщий закон, который пребывает во всем, все порождает и все уничтожает. Ничто не может отклониться от него.

Люди же не понимают его, не признают его безграничной мощи даже когда слышат о нем из уст философов. «Большинство людей, – говорит Гераклит, – не понимают того, что им встречается, да и по обучении не разумеют, но самим им кажется, будто они знают». Мудрость – это познание самого главного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни.

Философ стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Важнейшей в философии становится проблема «единого и многого»: существует ли нечто, устойчивое и неизменное, стоящее за множеством отдельных изменчивых вещей. Это проблема первоначала, первопричины, которая все порождает и всем управляет, в том числе и человеческой жизнью.

Философия как мудрость сразу же

Источник: https://lbuckshee.com/philosophy/filosoff/tvorchestvo-155/filosofiya-dlya-tehnicheskih-vuzov/

Scicenter1
Добавить комментарий