1.2. Русская тяжеловозная порода и ее использование дли повышения

Русский тяжеловоз: племенная работа

1.2. Русская тяжеловозная порода и ее использование дли повышения

О племенной работе с русским тяжеловозом

Русская тяжеловозная порода лошадей получена в результате систематического подбора и отбора низкорослых, но массивных жеребцов и кобыл арденской породы.

Русскому тяжеловозу присущи мелкий рост (от 142 до 150 см), массивный, длинный, глубокий и широкий корпус с обхватом груди 185—205 см, короткие, сухие конечности с удовлетворительным развитием костяка, породная голова средних размеров, короткая, массивная шея.

При хорошем развитии корпуса и достаточно гармоничном телосложении у лошадей этой породы часто встречаются присущие выводным предкам экстерьерные недостатки. Основные из них — мягкая спина, короткий, свислый круп, запавшее запястье, саблистость.

Кобыла Боевая, русский тяжеловоз

Жеребец Колодник, русский тяжеловоз

К ценным хозяйственно полезным признакам этой породы следует отнести подвижность, длинный продуктивный шаг и свободную рысь, неприхотливость к кормам и способность держать тело при удовлетворительном кормлении, добронравность, достаточную силу, в соответствии с типом лошади, высокую плодовитость, выносливость и приспособленность к различным климатическим и хозяйственным условиям.

Величина максимальной силы тяги у русского тяжеловоза значительно меньше, чем у других сравниваемых пород, причем она меньше не только в абсолютном выражении, но и по отношению к живому весу.

По данным Института коневодства, полученным в 1951 г., рекорды максимальной грузоподъемности повышаются по мере повышения кровности русского тяжеловоза.

Согласно этим данным, чистопородные русские тяжеловозы установили максимальное тяговое усилие 314 кг, а помеси первого поколения 185 кг, помеси же второго поколения — 232,5 кг.

Характеристика хозяйственно полезных качеств русского тяжеловоза и анализ его происхождения показывают, что эта порода отличается по своим качествам как от выводных арденов, так и от других тяжеловозных пород. Новый тип русского тяжеловоза отвечает современным требованиям многих краев, областей и республик РФ, в связи с чем и получил широкое распространение.

Определяя направление и методы племенной работы с русским тяжеловозом, необходимо повышать с каждым годом требования к качеству рабочих лошадей колхозов и совхозов различных зон СССР, в том числе и зон распространения русского тяжеловоза.

Анализ истории племенной работы в прошлом показывает, что длительный, систематический отбор и широкое использование в качестве заводских производителей низкорослых жеребцов и применение инбридинга приводило к закреплению и стойкой передаче по наследству мелкого роста.

Вообще заводские жеребцы-производители и родоначальники линий с ростом 150 см и выше встречаются редко.

Например, родоначальник одной из современных линий жеребец Ларчик при недостаточном росте — 139 см имел хорошую косую длину— 154 см и обхват груди 193 см, но обхват пясти только 20 см. Такое же несоответствие в промерах можно наблюдать и у других представителей линий, например, у жеребца Караула — 143—155—187—20 см.

Мелкие производители не могут поднять рост местных лошадей даже в зонах первичного улучшения.

Повышения роста можно добиться двояким путем. Первый наиболее быстрый и простой путь, это прилитие крови советского тяжеловоза. Однако к этому способу надо прибегать лишь в крайних случаях, при недостатке хороших заводских жеребцов-производителей.

Поднимая рост русского тяжеловоза, нельзя допустить утраты сложившегося его желательного типа. Опыт работы ряда конных заводов показывает, что когда поднимают рост без учета необходимости сохранения сложившегося в этой породе типа, получают хотя и более крупных, но нетипичных для породы лошадей.

Скрещивание с советским тяжеловозом может повести к утрате ряда породных особенностей русского тяжеловоза и превратить его в мелкого советского тяжеловоза

Поэтому основным методом дальнейшей племенной работы с русским тяжеловозом следует признать улучшение в себе, за счет отбора более крупных, но типичных жеребцов и кобыл. При таком отборе и правильном подборе необходимо одновременно обеспечить хорошие условия кормления, ухода и содержания производящего состава — кобыл, жеребцов и молодняка всех возрастных групп.

Особое внимание должно быть обращено на повышение рабочих качеств: увеличение грузоподъемности, выносливости, скорости движения шагом и рысью.

В данное время, когда племенной состав конзаводов, как правило, используется на различных работах в хозяйстве, выявление работоспособности упростилось, нужно только вести учет выполнения работы каждой лошадью и ее состояния в смысле упитанности, работоспособности и доброезжести. Весь племенной молодняк должен проходить тренинг и испытания.

Данные о работоспособности надо вносить в заводские и племенные книги, где указывать не только рекорды, полученные при официальных испытаниях, но и данные о рабочих качествах при использовании в хозяйстве в старшем возрасте.

Необходимо также вести работу по повышению скороспелости русского тяжеловоза, чего можно добиться путем отбора по этому хозяйственно полезному признаку хорошим кормлением и выращиванием молодняка.

Уровень кормления должен быть обеспечен согласно нормам, рекомендованным научно-исследовательским институтом коневодства.

Наряду с обеспечением лошадей в стойловый период хорошим сеном из бобовых и злаковых трав, в рацион должны входить доброкачественные концентрированные корма в виде овса, отрубей, жмыха, а также сочные корма в виде моркови, турнепса и кормовой свеклы. В летний период производящий состав в свободное от работы время должен пользоваться пастбищем с богатым травостоем и получать подкормку концентратами.

Рекомендуемые нормы кормления предусматривают обеспечение всеми основными питательными веществами согласно живому весу, возрасту, сезону и физиологическому состоянию лошадей.

При работе на жеребых кобылах норма кормления должна быть увеличена не менее чем на 30% против рекомендуемых размеров для соответствующей неработающей группы тяжеловозов.

Низкий уровень кормления не обеспечивает хорошего развития молодняка, всвязи с чем снижается его качество, а отсюда понижается цена при реализации. Экономически выгоднее при полноценном кормлении и рациональном содержании выращивать молодняк класса элиты и первого, чем при скудном кормлении выращивать продукцию, отвечающую требованиям второго класса.

Жеребцы-производители в неслучной сезон при хорошем полноценном кормлении также могут быть использованы на внутрихозяйственных работах.

В случной сезон жеребцам нужно ежедневно предоставлять умеренный

моцион путем проездки в упряжи или выпуска в леваду.

Молодняк в летний период должен пользоваться пастбищным содержанием, а в зимний период его необходимо выпускать на длительные прогулки в леваду и проводить групповой тренинг всем табуном в степь по определенному маршруту на протяжении 1,5—2 часов на расстояние 8—10 км.

Заездку, выездку и тренинг молодняка нужно производить согласно наставлению научно-исследовательского института коневодства с учетом возможности использования молодых лошадей на внутрихозяйственных работах. Производимые на молодняке работы нужно обязательно учитывать и оценивать качество их выполнения.
А. Яковлев, профессор

Источник: https://www.ya-fermer.ru/russkiy-tyazhelovoz-plemennaya-rabota

Русский тяжеловоз: описание породы, характеристика, фото

1.2. Русская тяжеловозная порода и ее использование дли повышения

Лошадей разделяют на несколько категорий, среди которых выделяется порода Русский Тяжеловоз. Свое название она получила от рода деятельности, содержания и предназначения в сельском хозяйстве.

Лошадь породы Русский Тяжеловоз

История создания

Селекционеры создали такой замечательный вид животных путем скрещивания нескольких пород. Вывод данного типа был затруднен, тат как это происходило путем скрещивания местных представителей и коней Бельгийской или Французской крови, что значительно утрудняло весь процесс.

Впервые по официальным данным, создать такой вид удалось ветеринарам из Уральских краев, так как скрещивание происходило с участием местных пород животных.

С годами каждый селекционер привносил свои изменения, днк показатели смешивались, что было нацелено на выведения нетребовательного, но рабочего вида.

https://www.youtube.com/watch?v=_dzBrC5FyaE

Лошадей породы Русский Тяжеловоз в то время уже признавали как одну из лучших пород в своей сфере. После того как закончилась революция и на смену пришла стабильность, изучением и разведением Русских Тяжеловозов занялись еще серьезней. Уже в 1930-х годах в России был окончательно презентован данный вид.

Хотя не все хозяева и фермеры признавали преимущества животных, в связи с тем, что у них был слишком маленький рост, что в то время было непривычно для содержания и недопустимо. На этом эксперименты не закончились, и уже через 20 лет вопрос с ростом был решен.

Второе название животные получили достаточно интересное и запоминающееся: Русских Тяжеловозов также называют Арденами, что достоверно связанно с корнями.

Описание

Конями породы Русский Тяжеловоз восхищаются многие знатоки. Несмотря на усилия профессоров и специалистов, рост особей остался в пределах 145 см. Животные выделяются тем, что их габариты немного меньше, хотя при этом сами кони намного продуктивней конкурентов.

Описание породы Русский Тяжеловоз

Хотя жеребца породы Русский Тяжеловоз и применяют в качестве рабочей силы, животное все равно остаётся благородным, при этом в любую пору года выглядит отличною Такие выводы можно сделать, если посмотреть на Русских Тяжеловозов зимой, даже фото даст правильное представление. К слову вес жеребцов в среднем доходит до 650 кг, кобылы — до 550. Среди иных животных описываемые особи выделяются тем, что у них:

  • Сухие, но очень красивые ноги.
  • Удлиненное туловище и широкая грудная клетка, что при таких габаритах очень выделяется.
  • Большая голова и широкий лоб делают образ строже и серьезней.
  • Шея удачно выделяется, красиво изогнута, широкая и с четкими формами и мышцами. Большая и симпатичная холка.
  • Хвост и весь волосяной покров зачастую имеют особенный блеск и густоту.

В основном масть коня рыжая, темные особи встречаются довольно редко, но не являются исключением. Русский тяжеловоз завораживает своим видом и манерой поведения, что для обычной лошади не характерно.

Характер

Главным преимуществом и положительным качеством лошадок можно считать веселое и энергичное поведение. Все хозяева характеризируют их как хороших помощников и верных спутников в любой работе.

Выносливый и неприхотливый скот — мечта каждого фермера. Работоспособность и плодовитость также являются неопровержимым их положительным качеством. Действительно сил и энергии у Русских Тяжеловозов хоть отбавляй.

Уход

Даже самые нетребовательные виды не могут выполнять свою работу на 100% эффективно, если за ними не ухаживать как подобает. Русский Тяжеловоз предназначен для выполнения сложных полевых работ, поэтому составление рациона имеет большое значение для работоспособности коня. С учетом того, что весят лошадки немного, их кормление не отнимет лишнего времени, сил и материальных затрат.

Чтобы не перестараться с сухими кормами и сеном, стоит рассчитывать и учитывать все индивидуальные особенности каждой особи. лошади — дело ответственное? ведь наблюдать за ростом и всей жизнью коня, взрослением, питанием, поведением и особенностями характера одно удовольствие.

Уход за лошадью породы Русский Тяжеловоз

В сезон взрослая особь должна получать:

  • около 7-8 кг концентрированного корма на единицу скота;
  • 12 кг сена в сутки;
  • по 6 кг овса и бобов;
  • несколько кг свежей моркови.

Летом представитель описываемой разновидности должен получать около 30 кг свежей травы. От того, сколько весит животное, будет зависеть количество свежих кормов, рассчитанных на рабочий сезон. такой пищи должно быть разнообразным, насыщенным витаминами, злаками и полезными веществами.

В стойле согласно нормам должны быть созданы санитарные условия и оборудованы помещения для содержания. В случае с кобылами количество еды можно немного уменьшить, морковь заменить пророщенными злаковыми.

Кроме того, нужно тщательно следить за состоянием здоровья, зубами, копытами и чистотой шерсти. Если расчёсывать гриву регулярно или делать стрижку, густой волосяной покров не станет обузой для скакуна.

Обязательно проводить проверки у ветеринаров.

Область применения

Если говорить о разведении такой породы в современном мире, то она широко используется только в сельском хозяйстве, где главным предназначением будет рабочая сила и выдержка.

Если учитывать все возможности данного животного, то некоторые аналитики утверждают, что его сила приравнивается к трактору Т-40. Максимальным весом, который удается сдвинуть с места, является порог в 14,5 т. В связи с подорожанием топлива такой вариант — просто отличная альтернатива для экономных и находчивых предпринимателей и фермеров.

Интересные факты и истории

Во всем мире можно встретить более чем 20 вариантов и разновидностей подобных конец. В мультфильме про Русских богатырей был использован прототип такого жеребца, сильного и выносливого надежного соратника.

Тяжеловозы обладают крепким телом и мускулистыми ногами, но быстро бегать они не могут, так как очень неповоротливы.

Даже с учетом всех вышеперечисленных аспектов они без затруднений преодолевают препятствия: перепрыгивают, проскакивают, обходят все, что стоит на пути.

В отличие от других ездовых лошадей они имеют крепкую нервную систему и не реагируют рефлекторно, как это делают спортивные особи, на шумы и резкие хлопки.

Богатырские кони: где в Беларуси разводят чистокровных русских племенных тяжеловозов?Продажа жеребец. Русский тяжеловоз.

Сегодня, к сожалению, чистокровные представители этого вида на грани вымирания, так как все больше они смешиваются с другими аналогичными семействами, и содержать в надлежащих условиях их очень трудно.

Источник: https://FermoVed.ru/loshadi/russkij-tyazhelovoz.html

Бесплатный автореферат и диссертация по сельскому хозяйству на тему Методы совершенствования тяжеловозных пород лошадей ВАК РФ 06.02.01, Разведение, селекция, генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных

1.2. Русская тяжеловозная порода и ее использование дли повышения

введение.

Материалы и методика исследовании ;.

Глава I. ТРЕБОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА К ТЯЖЕЛОВОЗНОМУ КОННОЗАВОДСТВУ, СОСТОЯНИЕ и ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.

1.1. Главные направления развития коневодства и роль тяжеловозных пород

1.2. Характер использования лошади в сельском хозяйстве и требования к типу тяжеловоза.

1.3. Тяжеловозы в продуктивном коневодстве

1.4. Перспективы развития тяжеловозных пород и племенные ресурсы тяжеловозов

1.5. Выводы.

Глава 2. зоотехническая характеристика лошадей

ТЯЖЕЛОВОЗНЫХ ПОРОД.

2.1. Русская тяжеловозная порода.

2.1.1. Происхождение, численность, зона разведения, назначение породы.

2.1.2. Характеристика породы и результаты ее совершенствования по основным качествам.

2.1.3. Линии и их ценность.

2.1.4. Пути развития линий.

2.1.5. Маточные семейства в русской тяжеловозной породе

2.2. Советская тяжеловозная порода.

2.2.1. Происхождение, численность, зона р азведения и назначение породы.

2.2.2. Характеристика породы и результаты ее совершенствования.

2.2.3. Линии и их ценность

2.2.4. Пути развития линий.

2.2.5. Маточные семейства

2.3. Выводы.

Глава 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ПОРОДЫ и методы селекции.

3.1. Теоретический обзор, цели и методы исследования

3.2. Эволюция русской тяжеловозной породы, закономерности создания ее структуры и методы селекции.

3.3. Маточные семейства и выдающиеся кобылы в структуре русской тяжеловозной породы.

3.4. Советская тяжеловозная порода.

3.5. Владимирская и клейдесдальская тяжеловозные породы.

В разработанных ХХУ съездом КПСС «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» было указано на необходимость «. шире использовать возможности коневодства».

На ХШ съезде КПСС были рассмотрены вопросы улучшения племенной работы в животноводстве. В докладе Н.А.Тихонова «Основные направления экономического и социального развития СССР на 19811985 годы и перспективу до 1990 г.» сказано, что ученые должны «. совершенствовать селекционную работу по улучшению племенных и продуктивных качеств животных».

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года В 402 «О мерах по развитию коневодства» в настоящее время осуществляются мероприятия по увеличению поголовья лошадей в стране и улучшению их качества. Большое значение в связи с этим приобретает воцрос повышения качества и расширения воспроизводства тяжеловозных пород, как массовых улучшателей в рабочем и продуктивном коневодстве.

Очевидно, что эффективное совершенствование тяжеловозных пород возможно лишь на базе использования научно обоснованных рациональных методов селекции.

Племенная работа с тяжеловозными породами ведется на основе метода разведения по линиям. В научном обосновании этого метода ведущая роль принадлежит ученым советской зоотехнической школы (П.Н.Кулешов, Е.А.Богданов, М.Ф.Иванов, Д.А.Кисловский, А.И.Овсянников, В.О.Витт, Н.А.Кравченко, Ф.Ф.

Эйснер и др.). Главным положением теории разведения по линиям является представление о породе , как популяции, имевдей определенную линейную структуру, в рамках которой протекают сложные генетические процессы.

Однако, характер этих цроцессов, как и характер самой структуры порода, изучены недостаточно.

Ввиду отсутствия конкретной модели структуры породы, теоретическое положение о породе как структурном построении, правильное по своему существу, не могло быть использовано в качестве фундамента для практической селекции.

В свою очередь изучение эффективности и применение многих частных цриемов селекции велось не на основе общих закономерностей развития породы, а автономно, по принципу «проб и ошибок», то есть в значительной мере эмпирически.

Так, например, издавна изучалась и использовалась сочетаемость (комбинационная способность) отдельных линий с другими линиями, но в целом общая система, общие закономерности взаимосвязи всех линий в породе не были вскрыты.

Недостаточная разработанность воцросов структуры породы как системы не позволяет использовать все преимущества метода разведения по линиям в селекции сельскохозяйственных животных. Отсутствие систематизации процесса разведения по линиям црепятствует также его включению в полной мере в современные системы племенной работы, как, например, в программы крупномасштабной селекции.

Осуществить необходимые исследования и интегрировать разобщенные теоретические положения и практические приемы разведения по линиям представляется наиболее рациональным на основе использования современных принципов системно-структурного подхода, согласно которому порода рассматривается как сложноорганизованная динамичная система.

Если исходить из представления о заводской породе как о строго закономерной органически целостной структуре или системе, в которой каждая линия и каждое животное занимают свое определенное место, то и все частные селекционные задачи работы с породама не могут решаться произвольно, а лишь на основе закономерностей, управляющих всей системой.

Актуальность этой темы определяется тем, что исследование вопросов структуры породы при разведении по линиям имеет большое значение как для развития селекционной науки, так и для совершенствования методов практической селекции конских пород.

При этом следует подчеркнуть, что в тяжеловозном коннозаводстве такие исследования проведены впервые,и они особенно необходимы в настоящее время в связи с большим и все возрастающим значением тяжеловозных пород в коневодстве нашей страны.

Цель исследования: на основе глубокого изучения состояния и развития русской и советской тяжеловозных пород лошадей, генеалогического анализа породы как системы и установления закономерностей ее создания, разработать эффективные методы совершенствования этих пород. Исходя из этого были поставлены следувдие задачи:

— определить требования сельскохозяйственного производства к типам и качеству лошадей тяжеловозных пород, на которые должна быть направлена селекция;

— дать зоотехническую характеристику основных тяжеловозных пород,и особенно — качественную оценку линий;

— изучить закономерности развития линий и породы в целом как динамической системы, определить характер взаимосвязи ее основных компонентов — линий и общий характер системы;

— на этой основе определить пути развития линий и оптимальные методы подборов при работе с ними;

— использовать установленные закономерности развития внутри-породной структуры в качестве научного обоснования практических приемов селекции в тяжеловозном коннозаводстве.

Вышеуказанные исследования были проведены нами согласно долголетней программе, по плану научных работ ЕНИЙКоневодства по цроблеме 10.01: «Разработать и внедрить методы совершенствования заводских пород лошадей» (№ гос. регистрации 76037529 ).

Работа выполнена на базе тяжеловозных конных заводов страны, в которых на протяжении двадцати лет научное и методическое руководство работой селекционеров и непосредственное практическое участие в селекции лошадей осуществлялось автором как ведущим селекционером в рамках селекционного центра по коневодству и как председателем Совета по племенной работе с тяжеловозными породами.

Критерием эффективности всякой селекционной программы является успешность развития породы, что в свою очередь зависит от полноты соответствия качеств животных требованиям потребителя, которым для тяжеловозов является сельскохозяйственное производство.

Исходя из этого, специальный раздел работы (глава I) посвящен результатам изучения требований народного хозяйства, предъявляемых к племенной продукции тяжеловозных конных заводов, а также состоянию и перспективам развития тяжеловозного коннозаводства.

На основе полученных данных определены желательные типы лошадей, на культивирование которых должна быть направлена селекция.

Во второй главе диссертации дана зоотехническая характеристика основных тяжеловозных пород (русской и советской), качественная оценка линий и анализ их развития. Показан процесс активного совершенствования русской и советской тяжеловозных пород.

Установлено, что в результате длительной селекции в породах достигнут высокий уровень однородности по основным признакам и что различия между линиями по средним показателям отдельных признаков невелики.

Тем не менее, путем применения новых специальных методов анализа выявлены четкие качественные различия между линиями.

Поскольку сам метод разведения по линиям основывается на использовании явления разнокачественности линий, то качественная оценка линий является важнейшим звеном селекционного процесса и необходимой предпосылкой для изучения внутренних взаимосвязей и общей структуры породы — результаты этого изучения даны в третьей главе диссертации. Здесь отражены итоги впервые проведенного в тяжеловозном коннозаводстве глубокого анализа структуры основных тяжеловозных пород лошадей с позиции системного подхода, в «результате чего выявлены закономерности и сформулированы принципы создания оптимальной линейной структуры породы.

Был разработан и применен комплекс методических приемов, позволяющих вскрыть и выразить в точных цифровых показателях как современное состояние структуры породы, показав характер взаимосвязи и степень взаимовлияния линий (структурно-функциональный аспект), так и ее генетико-исторический аспект, при котором структура породы раскрывается в процессе развития.

Новыми являются также научные разработки методических подходов к анализу характера эволюции линий, структура которых четко вскрывается в динамике поколений, что позволяет получать ясную картину их состояния и развития и научно обосновать дальнейшее направление селекции.

В результате проведенных исследовании установлено, что между линиями в породе существует не только координационная взаимосвязь, цри которой имеет место взаимовлияние линий, но и субординационная, с ярко выраженным односторонним влиянием ведущих линий на все остальные и на породу в целом. И этот второй тип связи является доминирующим и определяет сам характер системы — структуры породы, которая может быть классифицирована как иерархия линий, где каждый из компонентов занимает свое особое место и играет неодинаковую роль в функционировании системы.

С использованием элементов системного подхода впервые сделана попытка построения модели оптимальной линейной структуры породы.

На основе такого подхода определены оптимальные конкретные пути развития линий, научно обоснованы предпочтительные методы подборов в каждой из них на разных этапах развития, выявлены прогрессивные генеалогические комплексы, установлен желательный уровень генетического влияния основных родоначальников в линейных комплексах, конкретизированы приемы применения и интенсивность инбридинга и, таким образом, четко регламентированы приемы работы с линиями.

Выявленные закономерности развития структуры породы и ее линий явились базисом практических рекомендаций по методам разведения русской и советской тяжеловозных пород лошадей (глава 17) .\

Основные положения этих рекомендаций использованы при сос- \ ставлении планов племенной работы с породами (одобрены Научно-техническим советом и утверждены Главным управлением коневодства и коннозаводства МСХ СССР) и широко внедряются в тяжеловозном коннозаводстве :

— план племенной работы с советской тяжеловозной породой лошадей — БНИИК, 1963 , 98 е.;

— план племенной работы с русской тяжеловозной породой лошадей на I965-1974 гг. — БНИИК, 1965, 155 е.;

— план племенной работы с советской тяжеловозной породой лошадей в конных заводах на 1975-1984 гг. — БНИИК, 1975, ИЗ е.;

— план племенной работы с русской тяжеловозной породой лошадей в конных заводах на 1978-1987 гг. — БНИИК, 1978, 150 с.

Внедрение планов племенной работы в производство осуществляется при непосредственном участии автора как путем общего научного руководства селекционной работой с тяжеловозными породами, так и путем постоянной практической работы непосредственно в конных заводах, в которых,начиная с 1961 года,систематически проводятся бонитировки племенного молодняка, отбор лошадей в саморемонт, подбор кобыл к жеребцам, выбраковка животных из производящего состава, оценка жеребцов-производителей по качеству потомства и другие работы.

Планомерная научно обоснованная селекционная работа обеспе- \ чила повышение качества лошадей (при стабильной технологии).

За последние двадцать лет существенно улучшены рабочие и экстерьер-ные качества, устранены крупные недостатки телосложения; у русских тяжеловозов увеличена крупность при сохранении желательного типа; достигнут высокий уровень типизации пород. Сохраняются крепость конституции, высокая плодовитость и молочность.

В результате улучшения основных хозяйственно-полезных качеств неуклонно повышается комплексная бонитировочная оценка лошадей, выражаемая в классности племенного поголовья. В настоящее время около трех четвертей племенных лошадей, записанных в ГПК, относится к высшему бонитировочному классу элита, тогда как двад- ; цать лет назад их доля была почти в два раза меньше. /

Источник: http://earthpapers.net/metody-sovershenstvovaniya-tyazhelovoznyh-porod-loshadey

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

1.2. Русская тяжеловозная порода и ее использование дли повышения

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом.

Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда.

Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы.

Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород.

Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами.

Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайр

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого.

Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая.

Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась.

Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода.

Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии.

Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности.

Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем.

В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн.

Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны.

Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Источник: https://ferma.expert/jivotnie/loshadi/porody-loshadi/tyazhelovoznye-porody-loshadey/

Scicenter1
Добавить комментарий