1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

Особенности поведения индивидов в группе

1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

.

Введение.

Глава1. Общая характеристика групп в организации. Формы взаимодействия человека и группы………………………………………………………………………………………3

1.1.Понятие, классификация и  общие характеристики групп………………….3

1.2.Групповые нормы и нормативное поведение…………………………….…5

1.3.Формы взаимодействия человека и группы……………………………..…10

Глава2. Особенности поведения индивидов в группе…………………….…..12

2.1.Поведение индивида в группе……………………………………………….12

2.2.Изменения в поведении под влиянием группы……………………………14

Глава3. Анализ групповой сплоченности индивидов на предприятии ОАО «Тайфун»………………………………………………………………………….17

3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Тайфун»……………………17

3.2. . Оценка  сплоченности различных подразделений организации………..19

3.3. Анализ факторов внутригрупповой сплоченности………………………..22

3.4.Мои рекомендации по улучшению групповой сплоченности индивидов на предприятии………………………………………………………..…………….26

Заключение…………………………………………………………………….…27

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение — важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин. Рассматриваемых классическими теориями группообразования.

Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос таких дисциплин как организационное поведение и социальная психология, поскольку становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для любого социально-психологического исследования крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности.

Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Естественно, что природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений в группе.

Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях — в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Цель курсовой работы: Изучить особенности поведения индивидов в группе, а так же исследовать поведение индивидов в группе на примере предприятия.

Объектом практического исследования  является ОАО « Тайфун».

Глава 1. Общая характеристика групп в организации. Формы взаимодействия человека и группы.

1.1 Понятие, классификация и  общие характеристики групп.

Группа — это объединение людей, основанное на их общем участии в какой-либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Классификация групп:

Существует большое множество видов групп, и все они классифицируются по следующим признакам:

1.по размеру:

большие;

малые.

Под малой группой понимают небольшое объединение людей(2-20(30)чел.). занятых общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Малая группа- совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом. Осознают свою принадлежность к группе, и считаются членами этой группы с точки зрения других.

(Это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д.)

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга.

Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое.

Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория — общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство.

2.по сфере совместной деятельности:

управленческие;

производственные.

3.по уровню развития:

высокоразвитые;

слаборазвитые.

4.по реальности существования:

Реальные- действительно существующие объединения людей, отвечающие определению малой группы.

условные( номинальные)-объединяющие людей, не входящих в состав ни одной малой группы.

5.по степени формализации (по принципу создания):

Формальные( создающиеся и существующие лишь в рамках социальных организаций)

Неформальные(возникающие как бы в рамках организации).

Формальные группы подразделяются на:

Добровольные

Недобровольные.

6. по цели существования:

целевые (проектные);

функциональные;

7.по периоду функционирования:

постоянные;

временные.

Общие характеристики групп:

  1. Взаимоотношение коммуникаций между членами.
  2. Общие интересы, цели и задачи.
  3. Распределение принятия определенных ролей в рамках группы.
  4. Выработанные членами группы набор поведенческих ролей и модель

коммуникативного поведения в определенной ситуации.

5.и тд.

1.2. Групповые нормы и нормативное поведение.

Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Характеристикой жизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.

Под нормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер.

При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы — растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам.

Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися», понижение их статуса внутри групповых связей.

Определить характеристику функционирования норм в группе можно по следующим признакам:

  • групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (организацией);
  • группа не устанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для группы;
  • нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и роли, возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;
  • нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;
  • нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы).

Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность ее существования.

Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами.

Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовывать свои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могут быть рассмотренными как отклонение от них.

Нормативное влияние это конкретизация более общей проблемы — влияния группы на поведение индивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительно самостоятельных вопросов:

  • влияние нормы группового большинства,
  • нормативного влияния группового меньшинства,
  • последствия отступления индивида от групповых норм,
  • референтных групп особенности.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

    • сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
    • вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
    • демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);
    • осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти «свое место в группе или в рядах «законопослушных», или в рядах «местных бунтарей».

Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положил американский психолог С. Аш.

Источник: https://www.referat911.ru/Menedjment/osobennosti-povedeniya-individov-v-gruppe/287222-2623407-place1.html

Групповые влияния на индивидуальное поведение

1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

Жизнедеятельность социальных групп можно рассматривать как совокупность определенных процессов, направленных на ее регулирование. Каждая личность, будучи членом какой-либо социальной группы, так или иначе участвует в этих процессах, внося свою лепту в групповую жизнедеятельность.

С другой стороны, группа осуществляет многообразные воздействия на личность, как произвольные, так и непроизвольные. Динамические процессы, характеризующие жизнедеятельность групп, включают в себя различные фазы. Изучая эти процессы, Р. Морланд и Д.

Левин предприняли попытку выяснить, как люди меняются вследствие своего членства в группе, а также как сама группа меняется вследствие идей и действий ее членов (Moreland and Levine, 1988).

При этом исследователи учитывали два следующих фактора, оказывающих влияние на групповое членство: степень, в которой отдельный индивид удовлетворяет потребности группы, и степень, в которой группа удовлетворяет потребности данного индивида. В соответствии с положениями Морланда и Левина, пребывание личности в группе можно рассматривать в рамках следующих одна за другой пяти фаз, каждая из которых связана с различной социальной ролью, выполняемой этой личностью.

На первой, исследовательской, фазе группа ищет людей, которые, по всей вероятности, способны достичь групповых целей, а вероятные члены заняты поиском групп, которые предоставят возможность удовлетворять их личные потребности.

Если оба уровня обязательств — и со стороны личности, и со стороны группы — достаточно сильны, то вероятный член входит в эту группу. Одни группы (и их немало) имеют сравнительно низкие критерии для вступления в них и постоянно принимают новых членов.

Другие же устанавливают строгие критерии и лишь время от времени позволяют другим входить в их состав.

В таких, более формальных, группах вступление новых членов почти всегда сопровождается какими-либо церемониями, суть которых состоит в признании только что установленных связей между данной группой и этой личностью.

На следующей фазе — социализации — группа пытается приспособить мышление и поведение индивида к тому, чтобы он мог внести максимальный вклад в ее деятельность.

Группа выполняет эту задачу посредством уроков формального и неформального обучения и с помощью «инструкторов», которые моделируют соответствующий образ мыслей и действий. Во время процесса социализации новый член группы часто пытается изменить данную группу таким образом, чтобы это соответствовало его потребностям.

Фаза социализации заканчивается, когда уровни взаимных (индивида и группы) обязательств возрастают в такой степени, что индивид становится полноправным членом группы.

В течение фазы утверждения группа пытается определить специальную роль для каждого полноправного члена, чтобы увеличить, насколько возможно, его вклад в групповые цели. В противоположность этому сам член группы часто старается определить свою роль в ней в соответствии со своими возрастающими потребностями.

Если социальное влияние, которое осуществляют обе стороны (личность и группа), приводит к обоюдному согласию относительно роли полноправного члена группы, то обязательства каждой из сторон возрастают. Если же такие переговоры о роли не удаются, то и личность, и группа будут считать свои отношения не плодотворными, следствием чего будет уменьшение взаимных обязательств.

Данный индивид тогда будет рассматриваться как маргинальный член.

Когда полноправный член группы оказывается маргиналом, то он вступает в следующую фазу — ресоциализации. При этом обе стороны еще раз пытаются убедить друг друга пойти навстречу взаимным ожиданиям.

Если группе или личности удается убедить другую сторону согласиться с их ролевыми ожиданиями или же здесь достигается компромисс, то маргинальный член группы снова считается ее полноправным членом.

Однако если никакого согласия не достигается, уровни взаимных обязательств личности и группы падают в еще большей степени, побуждая личность выйти из этой группы.

В результате следующей фазы — воспоминания — оставшиеся члены группы приходят к согласию относительно вклада бывшего члена в групповые цели, и аналогично этому бывший член вспоминает о плюсах и минусах своего пребывания в данной группе.

Комментируя эту теорию, С. Франзой (Franzoi, 1996) отмечает, что предлагаемое описание фаз группового членства имеет индивидуалистический «акцент». Иначе говоря, здесь есть предположение, что члены группы часто считают свои личные цели не совпадающими с целями группы. В коллективистских культурах фазы группового членства должны быть гораздо менее подвержены такому несовпадению.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3587/829/lecture/30790

Социальное поведение групп

1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

Социальное поведение групп (сообществ) выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.

Определение 1

Социальное поведение группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.

Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным.

Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью.

Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий.

К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам.

Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.

Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.

Уровни социального поведения социальных групп

В социологической и психологической науках исследователи выделяют четыре ключевых уровня социального поведения субъекта или более широкой социальной общности:

  1. Реакция субъекта на имеющуюся в обществе социальную и актуальную ситуацию, а также на те или иные сменяющие друг друга события и процессы, которые носят целенаправленный или стихийный характер;
  2. Привычные для индивида или обширной социальной группы действия и поступки, которые выступают в качестве элементов поведения. В этих действиях и поступках выражаются устойчивые отношения одного субъекта с другими социальными субъектами;
  3. Целенаправленная последовательность социальных действий и поступков, которые происходят в условиях той или иной сферы жизнедеятельности с целью достижения субъектом более отдаленных целей. В жизни человека, на каждом этапе его существования такими целями могут выступать поступление в вуз, получение необходимой профессии, создание семьи, обустройство быта;
  4. Реализация ключевых стратегических целей в жизни индивида или более обширной социальной группы.

Социальное поведение контролируется при помощи ряда необходимых методов, которые необходимы для того, чтобы ожидания в отношении человека соответствовали реалиям. К методам относятся следующие:

  • социальные нормы,
  • правовые нормы,
  • нормы морали и нравственности.

Таким образом, методами являются стандарты, формально и неформально предписанные и предусмотренные к соблюдению в обществе, не зависимо от того, к какому социальному, демографическому и возрастному слою относится личность.

Данные нормы могут привести или к общественному одобрению социального поведения, или наоборот, к общественному порицанию, которое влечет за собой наказания как на бытовом, так и на более высоком – законодательном уровне.

Факторы социального поведения групп

Безусловно, социальное поведение индивида или более широкой социальной общности зависит от ряда ключевых факторов. Мы затронем некоторые из них.

Во-первых, индивидуальные эмоциональные и психологические качества субъекта (актора) социального взаимодействия. К примеру, в политике этот фактор продемонстрирован особо ярко. В.В. Жириновскому и его поведению характерна эмоциональная насыщенность, эпатаж и непредсказуемые действия и высказывания.

В свою очередь, В.В. Путин отличается сдержанностью, рассудительностью и взвешенностью как в словах, так и в поступках. Как мы видим, оба политика относятся к одной и той же политической сфере в одной стране, но при этом их поведение абсолютно разное, так же, как и отношение к одним и тем же событиям.

Во-вторых, личная (или групповая, если дело касается социальной общности) заинтересованность субъекта (актора) в событиях, которые происходят вокруг него. Например, некоторые политики очень активно продвигают какой-либо законопроект, хотя во время его принятия и обсуждения его поведение отличалось сдержанностью и пассивностью.

В-третьих, адаптивное поведение актора – это такой вид поведения, которое связано с острой необходимостью в приспособлении к новым, объективным условиям жизни и действительности. Например, очень сложно сейчас представить себе человека, который поддерживает политика или вождя (Сталина, Гитлера), но при этом выкрикивает лозунги, которые этого же вождя обличают и выставляют в негативном свете.

Еще один фактор – это ситуативное поведение человека. Оно обусловлено совокупностью возникших условий, когда социальный субъект (актор, личность, социальная общность) в своих поступках и действиях вынужден оценивать возникшую ситуацию и учитывать в первую очередь именно ее, а не собственные потребности, мотивы и интересы.

Замечание 1

На характер социального поведения во многом оказывает влияние и мотивация индивида, а также степень вовлеченности актора в какие-либо события или процессы. Массовое поведение при этом обуславливается социальными и психологическими свойствами толпы, в условиях, когда социальная мотивация подавляется в неосознанных, а зачастую стихийных действиях толпы.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_povedenie_v_sociologii/socialnoe_povedenie_grupp/

2 Влияние референтных групп на поведение потребителя Изучаемые вопросы. 3 Референтные группы и их классификация

1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

2.3. Влияние референтных групп на поведение потребителя
Изучаемые вопросы.

2.3.1. Референтные группы и их классификация.

2.3.2. Формы влияния референтных групп.

2.3.3. Исследование и учет группового влияния на потребителя.

2.3.1. Референтные группы и их классификация

Установлено, что человек склонен выстраивать свое поведение с учетом правил поведения общественных групп, в особенности в присутствии членов данных групп.

Под референтной можно понимать группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее.

Референтная группа может быть реальной социальной группой (семья) или воображаемой, которая выступает в качестве статистической общности (богема, люди науки). В современном обществе возрастает влияние воображаемых групп.

Связь индивида с референтными группами часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. На разных этапах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении разных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы.

Существует также понятие группы взаимодействия (членской группы): это непосредственное социальное окружение индивида, коллектив, к которому он принадлежит – семья, коллеги и т. п. Группа взаимодействия может быть референтной или не быть ей.

Социальные группы в целом можно классифицировать:

– на первичные и вторичные. Первичные – это малые группы, члены которых постоянно осуществляют личное взаимодействие (например, семья). Вторичные – это группы различных размеров, члены которых эпизодически осуществляют личное взаимодействие (например, профессиональный коллектив);

– формальные и неформальные. Формальные – это группы с четкой и документально утвержденной структурой (например, общественная организация). Неформальные – это группы, не имеющие четкой структуры и обычно основанные на общих интересах (например, друзья).

Влияние формальных групп на человека наиболее сильно в середине его жизни (когда он строит карьеру, сравнительно много общается с незнакомыми людьми).

Влияние неформальных групп наиболее сильно в начале и в конце жизни человека (круг общения в основном ограничивается родственниками и близкими знакомыми).

Кроме того, референтные группы разделяют на притягивающие (позитивные) – группы, с которыми потребитель стремится ассоциировать себя и перенимать соответствующие ценности и нормы, и отталкивающие (негативные) – группы, с которыми потребитель не хочет иметь связь (или стремится отвергать ее).

В обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех.

2.3.2. Формы влияния референтных групп

Можно сказать, что группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы поведения, в том числе и потребительского. Различают следующие формы такой власти:

1) власть вознаграждения – это способность оказывать влияние на поведение другого посредством обещаемого или предполагаемого вознаграждения за подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций.

Вознаграждение имеет место в форме и денежной премии, и подарка, и продвижения по службе, и молчаливого одобрения или восхищения. Следование нормам группы повышает статус индивида, дает ему больше уважения, признания, что стимулирует его еще более тщательно следовать групповым нормам.

Например, одев самое модное платье, женщина получает комплименты на вечеринке;

2) власть принуждения – это способность оказывать влияние на поведение другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть посредством негативных санкций.

В формальных группах за ненормативное поведение могут сделать замечание, выговор, что может отразиться на продвижении человека по службе. В неформальных группах нарушителя норм ждет осуждение или насмешка.

Например, если сотрудник банка придет на работу в пляжном костюме, ему обеспечено взыскание от руководства;

3) легитимная власть – это способность оказывать влияние на поведение посредством согласия членов группы с тем, что группа имеет законное (легитимное) право требовать от них определенного поведения.

В этом случае не требуется ни вознаграждение, ни принуждение. Индивид, не задумываясь, подчиняется требованиям группы, поскольку признает ее право решать такие вопросы.

Например, студенты покупают тетради, так как доверяют мнению преподавателей, что на занятиях нужно делать записи;

4) власть самоидентификации – это способность оказывать влияние на поведение индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней сблизиться.

Определенный стиль потребления или его элементы рассматриваются как атрибуты групповой принадлежности, поэтому желающие поддерживать свое членство должны следовать этому стилю.

Требование может быть как категоричным, так и мягким (пожеланием). Например, каждый байкер должен иметь мощный мотоцикл.

Влияние референтных групп может принимать три формы.

Первая форма – нормативное влияние – имеет вид требований подчиняться групповым нормам ради общественного одобрения. На нормативное давление со стороны группы сильнее реагируют люди с высокой степенью самоконтроля. Данная форма влияния заметна в отношении товаров видимого потребления. Нормативное влияние обычно испытывают люди в группах самоидентификации или утилитарных группах.

Референтная группа самоидентификации – это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как «подобающий», и избегать такого стиля, который считается в ней «неприличным», «странным».

Утилитарная референтная группа – это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы. Индивид должен быть мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания со стороны группы.

Вторая форма – ценностно-ориентированное влияние, при котором человек согласует свое поведение с поведением членов референтной группы вследствие внутреннего принятия ее ценностей. Потребитель может быть одним из представителей группы или только внутренне отождествлять себя с ними. Данная форма влияния проявляется со стороны групп самоидентификации или ценностных групп.

Ценностная референтная группа – это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он.

Поскольку эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения.

Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эталонной группы выступают выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

Третья форма – информационное влияние, которое осуществляется через обмен мнениями между людьми.

Потребитель может совершить покупку под воздействием информационного влияния референтной группы, когда ему необходимо получить сведения о товаре при дефиците других источников информации, когда между передающим и принимающим информацию имеются тесные социальные связи или когда покупатель испытывает сильную потребность в одобрении.

Информационное влияние на индивида оказывает информационная референтная группа – та группа людей, чьей информации он доверяет. Эта группа проявляется в двух основных формах:

а) носители опыта, то есть люди, попробовавшие данный товар;

б) эксперты, то есть специалисты в данной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качества товара. Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара (пример – картины).

2.3.3. Исследование и учет группового влияния на потребителя

При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп.

Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки.

Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.

Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой.

В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп. При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние референтной группы сильно по всем направлениям.

Силу влияния референтных групп на покупку товаров можно рассматривать с трех позиций:

– зависимость силы влияния от типа товара (предметы первой необходимости или предметы роскоши);

– зависимость силы влияния от типа потребления товара (публичное или приватное);

– направление влияние группы: на товарную категорию (например, пользоваться личным автомобилем или общественным транспортом, водить автомобиль самому или нанять шофера) или товарную марку (выбрать Мерседес или Фольксваген).

В зависимости от этих трех факторов можно описать влияние референтных групп следующим образом:

а) при покупке предметов первой необходимости публичного потребления влияние группы на тип продукта будет слабым (потребляют почти все), а на товарную марку – сильным (марка – символ престижа);

б) при покупке предметов первой необходимости приватного потребления влияние группы и на тип продукта, и на товарную марку будет слабым;

в) при покупке предметов роскоши публичного потребления влияние группы и на тип продукта, и на товарную марку будет сильным (наличие продукта является символом престижа, а марка подчеркивает это впечатление);

г) при покупке предметов роскоши приватного потребления влияние группы на тип продукта будет сильным, а на товарную марку – слабым.

Если влияние референтных групп на товарную марку является сильным, то оно может использоваться в брендинге (в таком случае бренд представляется как марка, рекомендуемая потребителю референтной группой).

Референтная группа является источником моды, что необходимо учитывать при продвижении разнообразных потребительских товаров. Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом (интериоризируется), становится его внутренней потребностью, желанием.

В структуре моды выделяют элементы:

– модные объекты, которыми могут быть одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и т. д. Одни предметы (обычно это предметы роскоши) больше подвержены моде, другие – меньше (более необходимые для жизни блага);

– модные стандарты поведения, которые могут быть как сугубо поведенческими актами, следующими определенной модели (например, модные танцы), так и моделями поведения, предполагающими использование модных объектов (ношение модной одежды, обладание модной мебелью).

Особенностями моды являются:

а) современность (чем моложе модный объект, тем выше его качество);

б) демонстративность: модный объект приобретается для показа окружающим.

Выделяют следующие фазы моды:

1) производство моды (идеальное или материальное). Идеальное производство – это разработка новых объектов в виде моделей, рисунков, чертежей, описаний. Творцами моды выступают модельеры, конструкторы, архитекторы, композиторы, писатели и т. д.;

2) распространение модных вещей и стандартов поведения, доведение модных моделей до максимально широкой публики. Это осуществляется через прямую и скрытую рекламу.

В первом случае потребителю прямо сообщают о появлении нового товара, в силу тех или иных причин приобретшего статус объекта моды.

Во втором случае ему показывают представителей референтных групп, которые уже пользуются модными объектами;

3) потребление модных вещей. На этой фазе люди, купившие объекты моды, используют их для демонстрации.

Как видно из изложенного материала, потребление человеком значительного количества товаров, в особенности дорогостоящих, в той или иной мере определяется групповым влиянием, что необходимо учитывать при ведении маркетинговой деятельности.

Литература
1. Алешина, И. В. Поведение потребителей: учеб. пособие / И. В. Алешина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 525 с.

2. Блэкуэл, Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэл, П. Миниард, Д. Энджел; пер. с англ. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 943 с.

3. Дейан, А. Изучение рынка / А. Дейан. – СПб.: Нева, 2003. – 128 с.

4. Денисова, Е. С. Поведение потребителей / Е. С. Денисова. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. – 111 с.

5. Ильин, В. И. Поведение потребителей: учеб. пособие / В. И. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 223 с.

6. Кравченко А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

7. Федько, Н. Г. Поведение потребителей: учеб. пособие / Н. Г. Федько, В. П. Федько. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 352 с. 8. Энджэл, Д. Поведение потребителей / Д. Энджэл, Р. Блэкуэл. – СПб.: Питерком, 1999. – 768 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: https://www.dogmon.org/2-vliyanie-referentnih-grupp-na-povedenie-potrebitelya-izuchae.html

Модное поведение индивида и социальной группы в трансформирующемся обществе

1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

Страница 1

Модное поведение представляет собой одну из основных характеристик моды как таковой. Поэтому в данном параграфе нам необходимо операционализировать это понятие и выделить его основные составляющие.

Однако первоначально анализ моды как детерминанты социального поведения требует рассмотрения ее в качестве модного действия как одной из форм социального действия и вычленения составляющих ее элементов.

Для анализа моды в этом аспекте перспективным, на наш взгляд, является возможность использования методологических принципов социологического познания М. Вебера и Т. Парсонса.

Если, благодаря веберовскому теоретико-методологическому конструкту «идеальный тип», мы можем представить моду в виде идеального объекта, не тождественного моде как объекту эмпирического наблюдения (другими словами, попытаемся представить идеальный тип моды как форму социального поведения), то методология структурно-функционального анализа Т. Парсонса позволяет нам проанализировать элементы моды как формы социального действия.

Зададимся вопросом: Что значит модное действие как форма социального действия? Каковы его границы, структура и критерии?

Сам термин «социальное действие» используется в социологии достаточно давно и определяется М. Вебером как такое, которое «по своему смыслу ориентировано на поведение других». Поскольку ранее мы уже отмечали среди качеств моды такое, как подражательность, то она вполне подпадает под веберовское определение социального действия.

Если обратиться к типологии социальных действий, проведенных по различным основаниям (управленческие и исполнительные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные, насильственные и ненасильственные, и т.д.

), то социальное действие, подверженное влиянию моды, можно отнести, на наш взгляд, к группе ненасильственных социальных действий. Кроме того, критерием отнесения социального действия к той или иной группе может выступать цель, механизм принятия решений и содержание.

В этом случае данное социальное действие можно отнести, вероятно, к ценностно-рациональным (по цели), целерациональным (по механизму принятия решений) и рекомендуемым (по содержанию).

Нам наиболее близка теоретическая позиция, представленная в работах М. Вебера, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, сосредоточивших свое внимание на личностном аспекте социальных отношений.

В качестве субъектов социального действия здесь рассматриваются индивиды, находящиеся в контактах, межличностных отношениях (интеракциях), что отвечает задачам нашего исследования.

Поэтому типологии социальных действий данных авторов вполне допускают отнести социальное действие, подверженное влиянию моды, к одному из предложенных ими вариантов.

Итак, мода может быть представлена в разных социологических теориях как целерациональное (М. Вебер), экспрессивное (Т. Парсонс), телеологическое (Ю. Хабермас) социальное действие.

Возникает вопрос: Какова структура моды как социального действия? Ответ на этот вопрос зависит от того, чьи теоретические принципы определяют эту структуру. Например, К.

Маркс выделяет как элементы социального действия активность совокупного субъекта, его потребности и интересы, цели, идеологию, направленность, объекты, средства, способы и результаты. Однако позиция Т.

Парсонса представляется нам более предпочтительной, так как, во-первых, автор рассматривает личностный аспект социальных отношений, во-вторых, само социальное действие получает у него системную интерпретацию, трансформируется в понятие системы действия, в «единичный акт», включающий в себя действующего человека, ориентацию действия, цели и средства действия, а также физическую, социальную и культурную системы действия, образующие его ситуационное окружение (поле).

Полезные статьи:

Бродяжничество как следствие и причина нарушения субъективно-личностной и социальной идентичности
Бродяжничество – это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города. Бездомность – это отсутствие пос …

Анализ результатов исследования
Проведя анализ документальных материалов и социологических данных можно сказать следующее: — В виду привлечения к уголовной ответственности и изоляции от общества осужденных, у многих из них в период адаптации довольно отчетливо проявлял …

Историческое развитие городов России. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках
Официальной датой образования русского государства считается 862 год – призвание варяжского князя Рюрика новгородцами для управления страной. Как мы видим, город играл большую роль в жизни славянских общин, так как все серьезные политичес …

Источник: http://www.sociopromote.ru/soces-313-1.html

Тема 12. Поведение — Обществознание

1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Примеры:

антисоциальное: 
    1) Ученик 11 а класса сидит на последний парте все время, не общаясь ни с кем из учеников.
    2) Драка учеников 11 а класса. 
конкурентное: среди учеников 11 а класса провели соревнования, поведение учеников является конкурентным.
помогающее: ученица 11 а класса, не понимая тему по физике, попросила свою подругу, также ученицу 11 а класса, объяснить ей материал. поведение этой подруги является помогающим.
девиантное: ученик 11 а класса Вася Пупкин, не отрываясь от компьютера целый день, играет в CS, эта зависимость именуется Гемблинг (игровая зависимость) — форма девиантного поведения. 

Массовое поведение – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

Пример:

Создание благотворительных фондов.

Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;

– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

— преступность;

— алкоголизм;

— наркомания;

— самоубийство;

— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

— антидисциплинарное поведение;

— асоциальное;

— противоправное;

— аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

— патологические;

— непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

— «реакции»;

— «развития»;

— «состояния».

Формы девиантного поведения: 

Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация

Сексуальные девиации

  • педофилия
  • зоофилия
  • некрофилия

Алкогольная зависимость

Наркомания

Трудоголизм

Клептомания

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Источник: https://www.sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/celovek/tema-12-povedenie

Социальные группы — определение, виды с примерами, признаки и функции

1.3. Модное поведение индивида и социальной группы в

Социальные группы — основанные на общем участии в какой-либо деятельности объединения людей, другими словами это организованная по какому-либо признаку (например, демографическому) часть общества.

Они регулируются различными социальными институтами — как формальными, так и неформальными.

Характеристика каждого конкретного вида подразумевает обязательные признаки и черты, по которым можно определить тип, принадлежность. К ним относятся членство, единство и взаимодействие. Без наличия этих черт объединение нельзя назвать социальным.

  • Что такое социальная группа
  • Признаки социальной группы
  • Виды и примеры социальных групп
  • Причины разделения общества
  • Структуры социальных групп
  • Функции социальных групп
  • Значение социальной группы для человека

Что такое социальная группа

Совокупность людей, объединенных по некоторым критериям, называют социальной группой.

К критериям выделения относятся:

  • пол;
  • возраст;
  • единство интересов;
  • национальность;
  • расовая принадлежность;
  • вера;
  • профессия;
  • статус;
  • образование;
  • место проживания;
  • другие.

Стоит отметить: социальных объединений существует в два раза больше, чем проживает людей на Земле. Такое происходит потому, что один и тот же человек может быть одновременно членом нескольких образований.

Существуют определенные признаки, по которым можно охарактеризовать и выделить определенную социальную подгруппу.

К ним относятся:

  • взаимозависимость;
  • членство;
  • наличие ролей и структуры;
  • наличие определенных социальных норм;
  • цель существования;
  • ролевые ожидания членов образования по отношению друг к другу;
  • распределение ролей в объединении;
  • модели поведения;
  • наличие определенной внутренней организации.

Следует учесть: признаки могут быть как совместно друг с другом, также может выступать лишь два — три средних признака, по которым можно будет выделить тот или иной объект.

Такие образования относительно устойчивы. Они подразделяются на некоторые категории. Так, основными можно назвать большие и малые.

К малым группам относятся семья, школьные и студенческие классы, кружки и другие подобные общности людей.

К большим можно отнести касты, классы, сословия, общности, группы по профессиям и иные. Выделяется несколько основных видов:

  • классовые (рабочий класс, буржуазия);
  • демографические (разделяются по возрастным категориям — подростки, пожилые люди и т. д.);
  • этносоциальные (племя, нация, при этом размер может быть абсолютно любым);
  • территориальные (различаются по месту проживания человека, например, москвичи, сибиряки, другое население);
  • профессиональные (различаются по профессиональной принадлежности, например юристы, учителя, врачи).

Также существует другая градация. Она подразумевает деление людей по характеру взаимодействия. Так, отличают два типа — первичные и вторичные.

К первичным относятся семья, коллектив в школе или институте, сверстники, друзья. Первичная социальная группа является главной во взаимодействии человека с обществом. Первичная группа подразумевает непосредственный характер и отличается достаточным уровнем эмоциональности.

Ко вторичным можно отнести политические, религиозные, профессиональные образования. Они формируются по наличию определенных общих целей, этической деятельности и интересов у людей. Эмоциональность при этом снижена. Отношения в таких общностях носят более формальный характер.

По способу организации характеризуются следующие.

  1. Формальные, которые регулируются по характеру отношений между членами объединения. К ним относятся производственные предприятия, цеха, фабрики, другие места, где люди объединены в группы и взаимодействуют в некоторой степени формально.
  2. Неформальные — такие категории лишены юридического статуса и появляются обычно спонтанно. В таких объединениях существуют лидеры, которые выделяются неформальным образом. Примерами служат неформальные общности и организации, кружки по интересам, например, музыканты, пианисты, писатели и прочие.

Существует также еще одна классификация: это ингруппы и аутгруппы.

Под ингруппой понимается такое объединение, к которому человек себя относит. Это может быть «моя семья», «моя школа», «мои друзья» и другие образования. Здесь важна именно идентификация самого индивида.

Под аутгруппой понимается такая, к которой человек себя не относит и поэтому для себя определяет ее как чужеродную. Это может быть другая национальность, другая семья, другая вера.

Социологи предлагают оценить степень включенности человека в то или иное образование. Существует даже так называемая «Шкала социальной дистанции», по которой можно определить степень включенности индивида в ту или иную категорию.

Данная шкала была разработана Богардусом.

Американский социолог Хаймен предложил использовать термин «референтная группа». Под ним он подразумевал такое образование, которое обладает рядом норм и моральных установок. Люди в таких объединениях определяют для себя такие критерии и стараются следовать им, понимая их как образец поведения.

При этом в такой группе человек выделяет для себя образцы поведения и может сравнивать его в рамках норм, принятых в данном объединении. Благодаря таким группам индивид может определить для себя границы поведения и опознать, в какой социальной структуре общества он находится.

По важным социальным признакам социологи выделяют следующие разновидности:

  • реальные, которые объединяют людей по реальным критериям, таким как возраст, пол, расовая принадлежность и прочие подобные признаки;
  • номинальные, которые объединяют людей по определенным социальным категориям, таким как студенты, пенсионеры и прочие.

В социологии также существует понятие «квазигруппа«. Под ней понимается неустойчивое и неформальное объединение, которое не имеет определенных ценностей и целей для человека.

Характер взаимодействия у индивидов в таких объединениях бывает спонтанным. К ним относятся поездки в метро или другом общественном транспорте, где люди вынуждены определенным образом кратковременно контактировать с другими людьми.

Причины разделения общества

Люди по своей природе социальны. Им требуется общение и взаимодействие с такими же, как они. Для более комфортного отношения с миром люди научились объединяться в группы себе подобных по каким-либо признакам.

Изначально это были неформальные объединения, в которые люди попадали непреднамеренно. Постепенно стали образовываться и формальные организации, такие как рабочие коллективы, школы и прочие.

От недостатка общения люди стремятся попасть в какой-либо коллектив. Например, пенсионеры часто вступают в политические общности, ходят на занятия для таких же, как они, или поступают в кружки по интересам. Это происходит потому, что человеку свойственно жить в обществе, и он всегда будет стремиться к общению и социальному взаимодействию.

Когда человек попадает в ту или иную группу, он чувствует себя более защищенным. Так, например, датчане и датские ученые-социологи считают, что эта нация наиболее счастлива именно по причине принадлежности людей к определенным категориям. У них очень развито направление кружков, общностей по интересам и других образований, когда человек становится частью какой-либо команды.

В современной России так сильно не развито движение объединения людей по командам, но, тем не менее, люди самостоятельно стремятся занять позицию в какой-либо подгруппе.

Структуры социальных групп

Любая подгруппа имеет свою структуру.

Главной в ней выделяется ядро или даже несколько ядер. Под ними понимается главенствующие лидирующие позиции индивидов и требования к поведению в общности.

Помимо ядра, выделяется периферия в структуре. Она различается по мере удаления от ядра определенных свойств.

Функции социальных групп

Для того, чтобы научиться взаимодействию с обществом, человек с раннего детства, даже с младенчества начинает познавать его через понятие и принятые нормы поведения в первичной социальной группе.

Сначала он действует так, как показывают ему на своем примере родители, далее, по мере взросления, он начинает адаптироваться в школе или университете и поступает так, как принято в других социальных группах, к которым он себя относит.

Американский социолог Смелзер предложил выделить следующие функции:

  • важнейшая функция социализации, помогающая индивиду обрести свой статус и научиться взаимодействовать в обществе;
  • инструментальная, которая состоит в определении деятельности индивида;
  • экспрессивная, состоящая в том, чтобы человек удовлетворял свои потребности в общении, помощи, одобрении;
  • поддерживающая, когда люди стремятся объединяться в определенных ситуациях.

Любой человек подсознательно или сознательно стремится отнести себя к тому или иному образованию потому, что по природе он социальное существо. И роль социальных групп нельзя недооценивать.

Любой индивид чувствует себя более защищенным, если имеет отношение к определенной подгруппе как к части общества.

Значение социальной группы для человека

Для каждого человека очень важно чувствовать принадлежность к тому или иному объединению.

В детском возрасте ребенок хочет чаще быть со своими родителями, потом постепенно начинает отдаляться, но при этом не покидает принадлежности к группе. Он становится членом других групп. При этом один человек может быть членом сразу нескольких объединений.

В некоторых странах очень развита такая градация людей. Некоторые социологи и психологи считают, что этот фактор является основополагающим при определении критериев счастья.

В обществознании и социологии выделяются несколько делений категорий, каждая из которых несет определенную роль для индивида.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/socialnye-gruppy.html

Scicenter1
Добавить комментарий