1.3. Правила поведения в условиях автономного существования

Читать

1.3. Правила поведения в условиях автономного существования
sh: 1: —format=html: not found

Коллектив Авторов

Способы автономного выживания человека в природе

ОТ АВТОРОВ

Современный человек преодолел необычайно долгий эволюционный путь развития от обитателя пещер до создателя космических аппаратов. Сегодня мы умеем лечить многие заболевания, прогнозировать погоду, пользуемся всеми благами современной цивилизации.

Но можем ли мы считать себя подготовленными к автономной жизни более других обитателей дикой природы? Мы охотимся на животных ради забавы, рубим лес и загрязняем среду ради денежной наживы, не говоря о криминальных преступлениях против своих же собратьев.

Поэтому многие районы природы, где еще не ступала нога человека, более чисты, красивы и, главное, безопасны для выживания по сравнению с жилыми кварталами многих городов мира. Это главное, что должен знать человек, который оказался не по своей воле в дикой природе.

Лес, горы, степи, тундра, пустыня – это места обитания многих живых организмов, здесь можно найти и воду, и пищу, и кров, и лекарства. Избежать нападения хищников также вполне по силам каждому, если знать основные правила и законы жизни в дикой природе. Соблюдение этих правил и законов обеспечит вашу безопасность.

Главные проблемы выживания человека в природе сегодня заключаются в нем самом. Слабая физическая подготовка, чрезмерная раздражительность, страх и паника, наличие неврозов, хронические заболевания и зависимость от комфортных условий жизни делают человека незащищенным и неготовым к выживанию в автономных условиях.

Большинство жителей развитых стран мира привыкло передвигаться в автомобилях, питаться в системе общепита, покупать одежду в магазинах, подшивать ее в ателье, строить жилье, нанимая рабочих, а с любым заболеванием обращаться в медицинское учреждение.

Такие умения, как разводить огонь, готовить пищу на костре, охотиться, спать в палатке, вести активный образ жизни без средств, обеспечивающих комфорт, и всегда иметь под рукой носимый аварийный запас (НАЗ) – многим кажутся фантастическими.

На самом деле эти умения и навыки сегодня актуальны практически для каждого человека, который собирается в отпуск на роскошном океанском лайнере, совершает авиаперелеты, отправляется в лес за грибами или в поход.

Данное учебное пособие посвящено аварийному выживанию человека в дикой природе, то есть ее изучению, взаимодействию с ней, воспитанию любви и уважения к ней, что и будет являться основным и самым значимым фактором выживания.

Глава 1

ОСНОВЫ АВАРИЙНОГО ВЫЖИВАНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ

1.1. Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия

Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах.

Где тот порог, за которым изменения функций органов и систем становятся необратимыми? Каким лимитом времени могут располагать люди, оказавшиеся в тех или иных экстремальных условиях? Как лучше защитить человека от неблагоприятного воздействия многочисленных и разнообразных факторов природной среды?

Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени.

Однако человек, не привыкший к этим условиям, попавший в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в дикой природе, чем ее постоянные обитатели.

Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Важное значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания.

Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира.

Они обусловливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, особенности строительства убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, возможность передвижения по местности и т. д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания.

Основой выживания человека является его убежденность в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:

♦ потери ориентира;

♦ лишения транспортного средства;

♦ потери человека, знающего местность;

♦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:

♦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

♦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

♦ неумение ориентироваться на местности;

♦ невнимательность;

♦ излишняя самоуверенность.

В любом случае человек должен знать факторы выживания в дикой природе.

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе

Факторы выживания – это причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы выживания

Практика показала, что из общего количества людей, попавших в экстремальную ситуацию, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25 % – невротическую реакцию. Самообладание сохраняют не более 10 %. Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

Какие реакции человека, попавшего в экстремальные условия, – негативные или позитивные – возьмут верх, зависит от следующих факторов.

Физическое состояние человека, то есть отсутствие или наличие у него хронических заболеваний, аллергических реакций, ранений, травм, кровотечений. Важны возраст и пол человека, так как наиболее тяжело автономное выживание переносят люди преклонного возраста и дети дошкольного возраста, а также беременные женщины.

Психологическое состояние человека. К благоприятным психологическим факторам относятся умение самостоятельно принимать решения, независимость и стрессоустойчивость, чувство юмора и способность к импровизации. Важно умение справляться с болью, одиночеством, апатией и чувством бессилия, преодолевать голод, холод и жажду, а также справляться с другими стрессорами выживания.

Обученность действиям в автономных условиях – основополагающий фактор выживания. От степени профессиональной подготовки зависит многое. Большой удачей для группы, попавшей в автономные условия, являются члены экипажа, профессиональные военные, врачи, спасатели. Шансы выжить у такой группы существенно увеличиваются.

Однако эта ситуация может сформировать и определенные проблемы. Наиболее подготовленные члены группы сразу становятся формальными лидерами, но в зависимости от специфики их профессии они обучены действовать, имея в руках необходимое оборудование, работать в команде таких же профессионалов, как и они сами.

В условиях аварийной ситуации оборудования и специального снаряжения обычно не бывает, профессионал может оказаться в одиночестве, от принятых им решений зависит жизнь десятков людей, пребывающих в смятении и не готовых действовать в экстремальных ситуациях.

В таких условиях специалист должен быть не просто спасателем, врачом, но и лучшим специалистом в данной области, иметь опыт действий в подобных ситуациях, обладать навыками управления в условиях кризиса.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112425&p=4

Правила поведения в условиях вынужденной автономии

1.3. Правила поведения в условиях автономного существования

Цели урока: Повторить правила работы с картой, правила ориентирования

на местности. Закрепление знаний о правилах ориентирования
на местности.

Объявление темы, установление связи с изученным материалом.

– Что понимают под ориентированием?

– Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?

– Как ориентирована карта относительно сторон света?

– Для чего служит компас и как им пользоваться?

– Как можно ориентироваться по небесным светилам?

– Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?

– Как используются при ориентировании культовые сооружения?

Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологи­ческого состояния, запасов пищи, воды, эффективно­ сти снаряжения.

К первоочередным заботам относятся: оказание пер­вой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие , добывается пища и вода, проводятся ориентирова­ ние, поиск маршрутов и выход в населенную местность.

Выжить в случае вынужденной автономии в приро­ де — это значит решить три важнейшие задачи:

1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защи тить организм от переохлаждения или перегрева в зави­ симости от местности и погодных условий.

2. Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.

3. Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.

5. Ориентирование на местности.

В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по дру­гим показателям.

По небесным телам.

К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места вос­ хода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра .

Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.

Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклоне ние — самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти мож но довольно легко.

Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упира емся в звезду, которая является ча стью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая.

Самое главное — отложить эти пять отрезков и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает

большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите на­ правление на север.

Запомните его, наметьте какие-либо непод вижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку.

Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.

Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указы вала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время — 2). Эта точка показывает направление на юг, об­ ратная ей — на север.

По местным предметам.

В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с юж­ ной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев.

Ал­ тари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни — на запад. Опущенный край нижней перекла­ дины креста на куполе православной церкви обращен к югу, при­ поднятый — к северу.

В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жух­ лый цвет.

:  Спиннинг для морской рыбалки

— Какой прием описывает писатель-геодезист Г. А. Федосеев, которому его обучили местные жители?

«Я подвел его к нетолстой сосне.

— Смотри хорошо, одна сторона коры должна быть светлая, как золото, другая темная, как старая осина. Видишь?

— Вижу, хорошо заметно.

— Положи мою руку на светлую сторону. Эта сторона всегда смотрит в полдень. Разве не знаешь, что от солнца кора деревьев светлеет, а от тени темнеет? Теперь сам себе скажи, где заходит солнце, туда и веди след.

Все оказалось просто и понятно». («По деревням».)

При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам.

Постараться найти материал о других способах ориентирования на местности.

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.

Вынужденная автономия – это ситуация, когда отдыхающий или турист случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств, оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельств.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а в условиях вынужденной – на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.

Добровольная автономия – это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям.

Распространенным видом добровольной автономии является активный туризм. Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение.

Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Ален Бомбар, будучи практикующим врачом в приморской больнице, был потрясен тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море.

При этом значительная часть людей гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, поверив в неизбежность своей гибели.

Доктор был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать ее, а пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать ее или просто выдавить из нее лимфатическую жидкость.

Чтобы доказать правильность своих доводов, он в одиночку на надувной лодке, снабженный парусом, провел в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счет того, что добывал в море.

:  Манок на изюбря своими руками

Приведенный пример – свидетельство полной добровольной автономии человека в океане, проведенной А. Бомбаром с исследовательской целью. Он доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, способен вынести многое, если не потеряет силу воли и будет до последней возможности бороться за свою жизнь.

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил наш соотечественник Федор Конюхов в 2002 г.

: он пересек Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 суток; 16 октября он стартовал с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Ф. Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. На его счету около 40 сухопутных, морских и океанских экспедиций и восхождений и 1000 суток одиночного плавания.

Например, он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест – полюс высоты, мыс Горн – полюс яхтсменов-парусников и др.

Конюхова – это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Таким образом, любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные испытания.

Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе

· аварии на морском и речном транспорте;

· аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях, связанных, например, с авариями транспортных средств (самолета, поезда, судна, автотранспорта и т. п.), позволил специалистам выявить общую схему первоочередных действий в целях спасения жизни.

Что надо сделать в первую очередь человеку, потерпевшему бедствие при аварии транспортных средств? Следует воспользоваться следующими рекомендациями:

· перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место;

· покидая транспортное средство, необходимо взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

· оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;

· сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение;

· при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни и здоровью человека, необходимо решить, что делать дальше: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение оставаться на месте аварии принимают при следующих обстоятельствах:

· сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

· место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (например, горы, леса, болота, глубокие овраги, толстый слой снежного покрова и т. п.);

· направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

· большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за болезни и полученных травм.

Приняв решение оставаться на месте аварии, следует придерживаться основных правил безопасного поведения в окружающей природной среде, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

Решение об уходе с места аварии принимается в следующих ситуациях:

– точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

– возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение, селевой поток и т. п.;

– люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

– в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направления своего ухода, например, выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Для правильного перемещения в природной среде необходимо знать, как ориентироваться на местности.

Чтобы прожить в природных условиях хотя бы один день, необходимы умения обеспечить себя пищей и водой, соорудить временное укрытие от непогоды, а также позаботиться о личной безопасности.

При этом необходимо знать особенности того места, где планируется отдых (горы, равнина, лес, вода); соблюдать правила безопасного поведения; уметь оказывать первую доврачебную помощь человеку, попавшему в беду.

:  Классификация грибов по съедобности: таблица

Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием. Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека.

Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого.

Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств, его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели – выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую социоприродную среду.

Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение достаточно длительного времени сохранять свои силы, надежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защищать себя от неблагоприятных факторов.

При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Целесообразно не впадать в панику и побеждать в себе страх, контролировать свои эмоции и действия.

Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.

В подтверждение сказанному существует множество примеров как в нашей стране, так и за рубежом.

Сооружение временного укрытия.

Если в природных условиях у туриста возникает необходимость в сооружении временного укрытия (например, если испортилась погода, или приближается ночь, или принято решение ждать группу спасателей на месте), то сначала нужно определить его назначение (защита от дождя, холода, ветра и т. п.), какие материалы для строительства и инструменты имеются в наличии (например, лопата, топор, весла, нож и т. д.). В зависимости от этого человек может решить, какой тип укрытия ему подойдет.

Существует несколько типов временных укрытий: навес, заслон, шалаш, снежная траншея, снежная пещера и др. Выбор типа укрытия зависит также от времени года, умения, трудолюбия и физической подготовки.

Затем необходимо выбрать место для временного укрытия. В первую очередь оно должно быть сухим и, если есть возможность, находиться недалеко от воды (ручья, речки).

Необходимо хорошо расчистить выбранную площадку, а потом заготовить строительный материал (жерди, лапник, ветви, кору и т. д.).

Способы добывания огня. При автономном существовании в природных условиях умение добывать огонь и развести костер в значительной степени увеличивает шансы человека на выживание. Так, костер необходим для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, отпугивания диких животных, подачи сигналов бедствия.

Опытные туристы и путешественники советуют каждому человеку, находящемуся в природных условиях, иметь с собой спички, которые входят в так называемый носимый аварийный запас (НАЗ), и хранить их в полиэтиленовом пакете.

При отсутствии спичек (или зажигалки) жизнь туриста становится намного сложнее, так как придется добывать огонь, как в свое время его добывали древние люди – с помощью огнива, кремня и трута.

Так, в качестве трута можно использовать сухой мох, мелко раздробленную кору, древесную пыль, которую можно найти под корой засохших деревьев. В качестве кремня целесообразно использовать твердый камень, в качестве огнива (или кресала) – лезвие ножа или любой предмет из стали.

»

Источник: https://extremale.ru/dobyicha-edyi/pravila-povedenija-v-uslovijah-vynuzhdennoj-avtonomii.html

Урок 1. Автономное пребывание человека в природной среде

1.3. Правила поведения в условиях автономного существования

Учебный вопрос № 1: Причины попадания человека в условия вынужденной автономии.
Автономное существование — наиболее опасная экстремальнаяили аварийная ситуация, так как положение человека,оказавшегося один на один с природной средой,обычно возникает неожиданно и вынужденно,

причём помощь извне проблематична.

Акклиматизация — процесс приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям.В основе акклиматизации лежит выработка организмом приспособительных реакций, направленных

на поддержание его нормальной жизнедеятельности в новых условиях окружающей среды.

Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни,здоровья и работоспособности в экстремальных условиях с использованиемдля этого всего, что дает окружающая среда и собственные теоретические

знания и практический опыт.

Причины:
1. ЧС природного характера: стихийные бедствия, (землетрясения,наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий

(резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.).Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).

3. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды.

Факторы, способствующие развитию экстремальных ситуаций:
А) Климатогеографические особенности района:температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, давление атмосферы, ветер, ураган),а также: рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериодика (полярная ночь, полярный день),колебания магнитного поля Земли.

Б) Психо-физиологические факторы:

страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, голод, заболевание и травмы.

Учебный вопрос № 2: Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению
в условиях автономного существования.


Факторы, способствующие выживанию:
А) психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая подготовленность,обученность действиям при выживании);

Б) одежда, водно-пищевой запас, подручные средства, используемые для различных целей,

аварийно-спасательное снаряжение, устройства для сигнализации и связи.

В автономном существовании человек столкнётся с ситуациями:А) резкого изменения теплового режима;Б) акклиматизации и реакклиматизации;

В) изменения режима питания, питьевого режима.

А) Резкое изменения теплового режима:Все живые организмы делятся на две группы: пойкилотермные («разнотермные») и гомойотермные («одинаковотеплые»).

Пойкилотермность — фактор, снижающий выживаемость, т.к. жизненная активность организмов зависит от изменений температуры среды. Гомойотермность — фактор, повышающий выживаемость.

Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах 36,4°С — 37,5°С, её повышение вызывает состояние перегрева (гипертермии), а понижение — переохлаждение (гипотермия). Физиологическая система терморегуляции у человека включает в себя регулирование теплообразованием и теплоотдачей.

Теплообразование происходит в скелетных мышцах в результате сложных химических реакций при усвоении пищи.

Следует помнить, что при незначительном охлаждении начинается непроизвольная микровибрация мышц, которая в дальнейшем переходит в длительную синхронную активность отдельных мышечных волокон (терморегуляционный тонус), а при боле сильном охлаждении возникает холодовая дрожь.

При этом теплообразование повышается в 3-5 раз, при произвольной мышечной активность (ходьба, бег) теплообразование может увеличиваться в 10-20 раз. Физическая терморегуляция играет более существенную роль, чем химическая в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении температуры среды теплоотдача уменьшается, при повышении температуры среды — увеличивается.

Теплоотдача происходит четырьмя способами:
1. Кондукцией (кондукция (проведение) — прямая передача тепла от тела к твердой среде.Максимальная теплоотдача — в положении лёжа.

2. Конвекцией — теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам тела.

Чем ниже температура среды и сильнее ветер, тем выше конвекция.

3. Излучением (излучение (радиация) — отдача тепла в виде инфракрасных лучей.

4. Испарением — влага с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей
(потение) охлаждаясь усиливает теплоотдачу тела человека.

Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения.
Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы — всё это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению новых.

Регулирование теплового режима достигается несколькими способами:
а) оптимальным чередованием состояния активности и покоя;
б) оборудованием простейших временных укрытий из природных и подручных материалов;
в) организацией рационального питания;
г) организацией внешних источников тепла (костров).

Типы костров:
I. По предназначению:
1. Дымовые — разводят для подачи сигнала бедствия, а также, чтобы отогнать комаров и мошкару;
2. Жаровые — для приготовления пищи, для обогрева, для просушки вещей;
3.

Пламенные — для освещения места привала, для кипячения воды, для подогревания пищи.
II. По их устройству:
1. «Шалаш» — пламенный
2. «Колодец» — пламенный (в сырую погоду)
3. «Звёздный» — пламенно-жаровой
4.

«Нодья» — жаровой
5. «Очаг» — пламенный

Б) Акклиматизация и реакклиматизация:
Акклиматизация в горной местности:Факторы, отрицательно влияющие на организм: снижение концентрации кислорода в воздухе, понижение барометрического давления, а также высокая интенсивность ультрафиолетового излучения солнца.

Акклиматизация в жарком климате:

Факторы, отрицательно влияющие на организм: высокая температура воздуха, значительная интенсивность солнечной радиации, высокая (или низкая) влажность атмосферного воздуха, резкие колебания температуры окружающей среды в течение суток.Характерное патологическое состояние: тепловое истощение, тепловой удар, тепловые судороги (при большой потере минеральных солей).

Акклиматизация в условиях Крайнего Севера:

Факторы, отрицательно влияющие на организм: низкая температура окружающей среды (в зимние месяцы до — 60°С), нарушение светового режима (полярный день, полярная ночь), ультрафиолетовая недостаточность. В этихусловиях происходит резкое изменение реактивности организма.

Появляются чрезмерная утомляемость, сонливость в дневные часы, понижение аппетита, иногда одышка. Нарушение светового режима может привести к бессоннице и невротическим состояниям.

Реакклиматизация — повторное приспособление к ранее привычным условиям после временного пребыванияв другой климатогеографической среде.

В) Изменения режима питания, питьевого режима:Пищевой состав рациона зависит от условий, в которых находится человек. В условиях автономного существования необходим строгий учёт продуктов питания и распределение их на небольшие порции.

Вода. В идеальных условиях человек может обходиться без воды в течение 14 суток.

Учебный вопрос № 3: Правила поведения в условиях вынужденной автономии.
Окружающая среда — увеличивает или сокращает сроки автономного существования,способствует или препятствует успеху выживания. Везде своя специфика выживания.

Порядок действий:

1) устранить непосредственную угрозу для жизни (покинуть транспортное средство, выйти из очага пожара и т.д.)
2) в случае необходимости оказать себе первую медицинскую помощь;
3) дать оценку сложившейся ситуации;
4) выработать план дальнейших действий:А) сориентироваться на местности;Б) принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья;В) соорудить временное укрытие;Г) принять меры по обеспечению пищей и водой;

Д) принять меры к подаче сигналов бедствия.

а) Сориентироваться на местности:
Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам, звёздам, компасу, по квартальным столбам
(квартальные столбы: грань между двумя наименьшими номерами — всегда ориентирована на север).

б) Принять решение:
Оставаться на месте, если:— сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;- место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая(горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);- направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно.

Уйти с места аварии, если:

— точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть;- возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.;- человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте из-за окружающей его густой растительности;

— в течение трёх суток нет связи и помощи (следует помнить, что приняв решение одвижении необходимо на месте первоначального местонахождения оставить ТУР(куча камней с воткнутой веткой с тряпкой), с запиской, где указаны дата и направление движения. В дальнейшем такие записки (на коре дерева, бересты и т.д.) следует оставлять углём на месте каждого ночлега или большого привала.

в) Временное укрытие.

г) Обеспечение пищей и водой:Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы, растения — воздержаться в приёме.Нельзя употреблять растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко) сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом.

Косвенные признаки съедобности растения: — плоды, поклёванные птицами; — множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьев; — птичий помёт на ветках и стволах; — растения, обглоданные животными — плоды обнаруженные в гнёздах и норах.Рыбалка: леска — из шнурков, одежды. Крючок — сережки, блесна — пуговицы, невидимки.

Вода — фильтровать, кипятить (камни опускать в воду).

д) Подача сигналов бедствия:
— с помощью радиостанции (азбука Морзе),- пиротехнические сигнальные средства,- сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде равностороннего треугольника),- с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на самолёт, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на расстоянии до 25км),- сигналы международного кода — вытаптываются на снегу, выкладываются из камней, веток, дёрна и др. подручных средств:

I — нужен врач, серьёзные телесные повреждения

II — нужны медикаменты
X — не имеем возможности в передвижении
F — нужна вода и пища
V — требуется огнестрельное оружие и боеприпасы
LL — все в порядке
Y — да
N — нет
Квадрат — требуется карта и компас
Треугольник — здесь можно приземлиться.

Скачать урок можно здесь.

Задание на дом: учебник ОБЖ §1.1.Контрольные вопросы:1. Какие качества помогают выживать людям, попавшим в беду?2. В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?3. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?4. Способы (ориентирования) определения сторон горизонта.5.

Определить стороны горизонта по часам и солнцу.6. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам?7. Как определить направление на предмет по заданному азимуту?8. Способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях.

9.

Что может служить косвенным признаком съедобности растений?

Требования к учащимся по уровням знаний:Уровень «3»(удовлетворительно):Уровень «4»(хорошо): знания уровня «3» +

Уровень «5»(отлично): знания уровней «3», «4» +

Источник: http://www.mogggiiien.narod.ru/10kl/Avtonomi1.html

Scicenter1
Добавить комментарий