1. Экономическая наука: предмет, метод, функции.: Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе

1.1. Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и

1. Экономическая наука: предмет, метод, функции.: Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе
Слово «экономика» греческого происхождения (о1копош1ке— «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика—это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод.

Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ-водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест-ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ-ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо-мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст-вующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза.

Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.).

Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например опре-деление показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов.

Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах.

Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по-казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально- экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить: 1) гарантии частной собственности вообще и права частных

предпринимателей в частности;

проведение соответствующей государственной налогово- бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принять международ-ные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними.

Источник: https://knigi.news/ekonomika/predmet-funktsii-metodyi-ekonomiki-vzaimosvyaz-27787.html

Лекция 1. Понятие

1. Экономическая наука: предмет, метод, функции.: Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе

Часто не задумываясь, мы употребляем термин «экономика» в разных смыслах. К примеру, говорим о недостаточном развитии экономики (т.е. хозяйства) какой-либо страны, региона. Либо изучаем экономику (т.е. науку). Таким образом, можно выделить два смысла экономики:

1) экономика — это хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле является всё экономически активное население — люди, принимающие участие в экономических отношениях;

2) экономика — это наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле являются учёные, а также все те, кто её изучает (школьники, студенты и т.п.).

Экономическая наука выполняет ряд функций: — познавательная функция — проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества; — методологическая функция — предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины; — практическая функция — проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.; — образовательная функция — проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества — экономической; — идеологическая функция — заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый — возможно добавить и другие функции экономики как науки.

В современной экономической науке выделяют два раздела: 1) макроэкономика — раздел экономической науки, изучающий хозяйство в целом страны или мира. Важнейшими проблемами исследования этого раздела экономической науки являются: занятость, объёмы производства страны или региона, инфляция, кризисы и т.п.;

2) микроэкономика — наука об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителей. Микроэкономика акцентирует внимание на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемы ценообразования и т.п.

В целом, главный предмет исследования экономики — экономические отношения. Такие отношения реализуются по поводу экономических благ.

Экономическое благо — это благо, удовлетворяющее двум условиям: 1) ограниченность, относительная редкость; 2) способность удовлетворять потребности, полезность. К примеру, воздух полезен — безусловно. Но — он не ограничен, поэтому и не является экономическим благом; у него нет цены.

Книги — благо экономическое. Книг в мире не безграничное количество, и они способны удовлетворять потребности в чтении. Поэтому книги имеют цену.

Цена — это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем оно имеет, как правило, более высокую цену.

Экономические отношения реализуются в четырёх стадиях (другими словами это можно назвать циклом воспроизводства товара): 1) производство — процесс создания экономического блага; 2) распределение — разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи, как правило, безвозмездно в отдельные фонды, отдельным лицам. Примером распределения может служить выплата налогов, благотворительность — они осуществляются безвозмездно; 3) обмен — возмездная купля-продажа или бартер (обмен без использования денег) товаров. Исходя из этого, обмен можно разделить на два типа: а) Т — Д — Т (товар — деньги — товар, т.е. купля-продажа) и Т — Т (товар — товар, или бартер). Примером обмена может являться покупка овощей в магазине. Покупатель обменивает деньги на товар;

4) потребление — извлечение полезных свойств из товара. Потреблённый товар прекращает своё существование, а цикл воспроизводства товаров повторяется.

Качество экономических отношений и, в целом, уровень развития производственной сферы в немалой степени зависит от экономической культуры.

Экономическая культура общества — это общественная система мотивов, ценностей, установок хозяйственной деятельности, экономических отношений, а также совокупность знаний, предопределяющие деятельность людей в экономической сфере.

От уровня экономической культуры общества зависят уважение к частной собственности и коммерческому успеху, неприятие экономических правонарушений, одобрение и поддержка предпринимательства.

Экономическая культура включает три компонента: экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы) личности.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Источник: https://social-studies.ru/theory/razdel-2-ekonomika/ponyatie-ekonomika-i-predmet-ejo-izucheniya.php

Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми — файл n1.doc

1. Экономическая наука: предмет, метод, функции.: Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе
Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми
Скачать все файлы (126 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc126kb.16.02.2014 23:20скачать

Реферат

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.История экономической науки…………………………………………. 5
2. Экономическая наука и общество……………………………………… 10
3.Предмет экономической науки………………………………………….. 15
4.Экономика как хозяйственная система ………………………………… 19
5.Экономика слов, чисел, рассуждений, мнений………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………. 26
Список используемой литературы………………………………………… 27

Введение

Экономика — это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют слова, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Быть вне экономики невозможно. Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя различные люди вкладывают в него разное содержание. И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика — настолько общее, емкое, многозначное понятие, что ее определить одной фразой не представляется возможным.

Считается, что термин «экономика» изобрел греческий поэт Геси-од (8—7 вв. до н.э.), соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.

В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430—355 или 354 г. до н.э.), написавший труд под названием «Экономиксе», и Аристотелем (384—322 гг. до н.э.).

Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги)1.

Но времена меняются, а вместе с ними меняется и смысл старых слов. В настоящее время термин «экономия» получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под ним обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Для общества в целом экономия означает такое использование экономических ресурсов, которое ведет к максимальному повышению уровня жизни в данном обществе. Изучая эту тему можно узнать, что же представляет собой экономика, как она развивалась как наука и почему ей придавалось такое важное значение и каково современное состояние экономической науки.

1. История экономической науки

Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития. У истоков экономической науки стоял греческий мыслитель Аристотель, который был первым экономистом, употребившим термины «экономия» и «экономика» в одном и том же смысле. Аристотель впервые в истории экономической науки подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества того времени. Свое название экономическая наука получила в XVII в. Француз Антуан Монкретъен впервые ввел в социально-экономическую литературу термин политическая экономия: в 1615 г. он издал «Трактат политической экономии». Этим Монкретьен провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств (политика — государство). Однако главная заслуга Монкретьена состоит в том, что он выделил в особый самостоятельный предмет исследования экономические проблемы. Этим он отделил экономическую науку от других общественных наук. Полтора столетия после Монкретьена политическая экономия рассматривалась преимущественно как наука о государственном хозяйстве. Только с созданием классической школы буржуазной политической экономии, основоположником которой был английский экономист Адам Смит, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще.

А. Смит впервые разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается «естественный порядок», эффективное экономическое развитие. Следовательно, А. Смит впервые показал, что экономика развивается на основе стихийного механизма самонастройки, саморегулирования2.

Вплоть до начала XIX в. политическая экономия считалась преимущественно английской наукой, а изучающих политическую экономию называли смитианцами. Крупный вклад в развитие экономической теории внес Карл Маркс, который впервые применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему не только дать критику предшествующей политической экономии, отметив все ценное, что было сказано предыдущими учеными, но и раскрыть законы движения капиталистической системы с позиции рабочего класса. В отличие от других экономических течений марксизм — это учение о революционном преобразовании капиталистического общества. В конце XIX — начале XX в. разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. В экономической теории широко используются математические методы исследования. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics). Крупнейшим представителем нового веяния в экономической науке является английский экономист Альфред Маршалл. Свои экономические воззрения он отразил в труде «Принципы экономики» (1890). Исследование экономических проблем А. Маршалл связывает с микроанализом. В центре внимания его учения — индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов. А. Маршалл первым применил в экономической теории математический аппарат. А. Маршалл — один из родоначальников маржиналистского направления в экономической науке («маржа» — предел). С его именем связаны новые разделы в экономической науке — теория предельной полезности и предельных издержек. Маржиналистское направление в центр предмета экономической теории ставит проблему рационального выбора. Однако теории маржиналистов, в том числе и А. Маршалла, отличаются статичным характером, преодолеть который пытался австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Его работа «Экономические циклы» (1939) раскрывает динамику капиталистического производства, связывая его с инновационным процессом. И. Шумпетер показал взаимосвязь трех видов циклов — коротких (2 года 4 месяца), средних (10 лет) и длинных (55 лет) циклов. Настоящую революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Кейнса, с чьим именем связано рождение нового направления в экономической мысли — кейнсианства. Дж. Кейнс и его последователи повернули экономическую теорию к макроэкономике, рассматривая все проблемы как общественно-национальные. С этих позиций кейнсианцы анализируют и хозяйственный механизм рыночной экономики. Дж. Кейнс отказался от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, ибо он не может обеспечить «эффективный спрос». Заслуга Дж. Кейнса состоит в том, что он впервые указал на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы. Американский экономист Пол Самуэлъсон, выступивший концепцией «неоклассического синтеза», пытается органически соединить методы рыночного и государственного регулирования. П. Самуэльсон известен как ученый, написавший первы учебник «Экономикс». Начиная с 1948 г. учебник переиздавался десятки раз. На русский язык он переведен в 1964 и 1992 гг. В конце 50-х — начале 60-х годов возникло противоположное кейнсианству направление — монетаризм. Его лидер американский экономист Милтон Фридмен в своем труде «Деньги и экономическое развитие» (1973) доказал, что главным механизмом функционирования экономики являются рынок и свободное предпринимательство, а вмешательство в экономику государства ограничено лишь денежной сферой. Еще одно направление современной экономической мысли — институционализм, возникшее на рубеже XIX и XX вв. Одним из первых представителей этого направления является американский экономист и социолог — Торстейн Веблен. Институционалисты считают, что главным фактором перемен в обществе является не рынок, а институты, человеческие отношения. Особый интерес они проявляют к юридическим наукам, поскольку правило 'поведения институтов на рынке определяет право. Большой вклад в развитие мировой экономической науки сделан русскими учеными. Некоторое время, до начала 30-х годов, в СССР параллельно существовали течения экономической мысли, иногда называемые «альтернативными». Они воплощались в основном в работах ученых дореволюционной выучки и ученых первого советского поколения. Диапазон научных проблем, разрабатываемых русскими учеными, весьма широк: формы хозяйствования (А. Богданов), финансовые проблемы (А. Буковецкий), плановая экономика (Б. Бруцкус), аграрные отношения (С. Булгаков), проблемы трудового семейного хозяйства (А. Чаянов), длинные волны динамики (Н. Кондратьев). К сожалению, цвет общественно-экономической мысли России был уничтожен большевиками: одни из них (Н. Кондратьев, А. Чаянов, Л. Юровский, В. Базаров, В. Громан) стали жертвами сталинских репрессий, другие (С. Булгаков, Н. Зворыкин, С. Прокопович, П. Сорокин) насильственно выдворены из страны. Поэтому долгое время мировая наука очень плохо знала об экономических исследованиях в СССР. А между тем, например, истоки леонтьевского метода «затраты—выпуск» (1973) коренятся в разработках советских экономистов и плановиков 20-х годов, связанных с разработкой первого пятилетнего плана и подготовкой «шахматного баланса». Большие экономические циклы И. Шумпете-ра (1939) по существу возродили теорию длинных волн Н. Кондратьева, под именем которого они и вошли в научный оборот. Работы А. Чаянова по вертикальной кооперации в сельском хозяйстве, в частности определение оптимального размера крестьянского хозяйства, нашли практическое воплощение в некоторых развивающихся странах. Сегодня имена многих русских ученых заняли заслуженное место в экономической науке, а их труды начали активно публиковаться на Родине. Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. Наличие множества разнообразных научных школ способствует развитию экономической мысли в целом. В то же время признание той или иной научной школы в определенный исторический период происходит потому, что практика хозяйственного развития меняет свое русло. И успех определенной научной школы зависит не от того, правильна она или нет, а насколько она соотносится с меняющейся действительностью. Поэтому ни одно экономическое учение не становится догмой. Понять природу и действие хозяйственной системы, которая сложилась в результате всех изменений в обществе, невозможно с позиции любого из отдельных направлений.

2. Экономическая наука и общество

Процесс постижения научной тайны экономики имеет одну удивительную особенность. То, над чем столетиями билась человеческая мысль, что познавалось с великим трудом, со временем стало азбучной истиной. Сегодня, очевидно, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политики, религия, наука, искусство. В настоящее время, как никогда, экономика властно вторгается в жизнь каждого человека, и люди стремятся больше знать о ней.

Что такое экономика? Термин «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос»— дом, хозяйство и «номос» — правило, закон. Значит, экономика — это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука — это наука о законах развития хозяйства3.

Является ли экономическая наука практической дисциплиной или -представляет собой преимущественно академический предмет? На первую часть вопроса убедительный ответ дал английский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Идеи экономистов и политических мыслителей, — и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого». Действительно, в поле зрения экономической науки такие проблемы, которые касаются всех без исключения: когда и какие виды работ надо выполнять, как их оплачивать, сколько товаров можно купить на определенную денежную единицу и т. д. Экономическая наука рассматривает и проблемы политического характера, решение которых также затрагивает интересы человека: будет ли государство платить безработным, помогать неработающим женщинам, нужно ли ать за конверсию и др. Экономическая наука отвечает на вопросы, касающиеся предпринимательства: почему так много бирж, стоит ли вкладывать деньги в акции или лучше положить их в банк и т. д. Наконец, экономическая наука должна ответить на вопросы, касающиеся нации и общества в целом: например, выйдем ли мы из кризиса, как будем развиваться — с ориентиром на Запад или определим свой путь. На протяжении всей истории общества подобные и многие другие вопросы обсуждались и будут обсуждаться людьми. И в этом обсуждении экономическая наука является важным подспорьем, так как большинство конкретных проблем повседневной жизни имеют важные экономические аспекты. Вот почему каждый гражданин общества должен знать основы экономической теории. Однако при всей практической полезности экономическая наука представляет собой предмет преимущественно академический. В мире экономической науки существуют многообразные отрасли знаний о конкретных экономических процессах в производстве, обмене, распределении, потреблении: бухгалтерский учет, статистика, организация производства, труда, сбыта продукции, финансирование предприятий, маркетинг и др. В отличие от этих конкретных знаний экономическая теория не подчинена решению конкретных экономических задач, хотя знание ее может помочь и в управлении предприятием, и в его финансировании. В экономической теории жизненные проблемы изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Производство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней не с позиции интереса отдельного человека, а с позиции общества в целом. Поэтому в семье всех экономических наук экономическая теория является головной. Любое общество сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами экономики:

  • что (какие продукты и в каком количестве) должно быть произведено?
  • как эти продукты надо произвести (кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии)?
  • для кого производится продукт, т. е. как национальный продукт разделить между индивидами и семьями?

Решение этих проблем связано с тем, что, с одной стороны, материальные потребности общества безграничны, а с другой стороны, экономические ресурсы, т. е. средства для производства продуктов, ограничены. Экономические ресурсы — это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые. Все экономические ресурсы можно разделить на материальные ресурсы (земля, капитал) и людские ресурсы (труд и предпринимательская способность). Такие экономические ресурсы, как земля, капитал, труд и предпринимательская способность, называют также в экономической науке факторами производства. Общим свойством всех экономических ресурсов является их ограниченность, вследствие чего и объем производства продуктов ограничен. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Экономическая теория — это наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных производственных ресурсов4. Экономическая теория тесно соприкасается с другими науками — социологией, политологией, психологией, антропологией. Тесно связана она и с историей.

Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с фактами, явлениями, условиями в сфере экономики. Описание, обобщение и объяснение экономических процессов составляют познавательную функцию экономической теории (например, уровень безработицы, инфляции). В этой функции экономическая теория изучает то, что есть в экономике, дает научные представления об экономических процессах. Но в отличие от естественных наук экономическая теория изучает процессы, которые реализуются через поведение людей в производстве, обмене, распределении и потреблении Материальных благ. Отсюда другая — практическая функция экономической науки. Она обосновывает необходимость определенных действий, определенного экономического поведения людей, т. е. какие конкретные действия человека смогут обеспечить ему наилучший результат. Следовательно, в практической функции экономическая наука определяет не то, что есть, а то, что должно быть, т. е. какие конкретные условия экономики желательны или нежелательны для общества (например, уровень безработицы и инфляции следует сократить). Практическая функция показывает, что экономическая наука включает политические и морально-этические принципы (например, надо ли с помощью налоговой системы перераспределять средства в пользу бедных; как должны расти расходы на оборону — на 3, 5 или на 10% в год?). Следовательно, экономическая теория имеет дело с экономической политикой (как стимулировать экономический процесс, как выйти из кризиса, как социально защитить население от негативных рыночных процессов). Вот почему знание основ экономической теории необходимо не только как элемент гуманитарного образования, но и для определения своего выбора в жизни. Человек с более широким кругозором и глубоким пониманием великих социальных сил современной экономики в конечном счете добьется большего материального успеха, чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу же приобрести практический опыт.

Лауреат Нобелевской премии Макс Планк, основатель квантовой физики, однажды скромно заметил, что он начинал свою деятельность как экономист, но затем оставил эту профессию, потому что она слишком трудна. Когда об этом рассказали пионеру современной математической логики Бертрану Расселу, он ответил: «Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она слишком проста»5.

Обе точки зрения содержат зерно истины. Любой смышленый человек может хорошо усвоить экономические принципы. Но в жизни на одной умственной виртуозности далеко не уедешь. Ключом к успешному овладению экономической теорией является логическое мышление, а для успешного приложения экономической теории на практике необходима точная оценка эмпирических данных.

Источник: http://perviydoc.ru/v21651/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE,_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0,_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%BC%D0%B8

Краткий конспект лекций по курсу экономика

1. Экономическая наука: предмет, метод, функции.: Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе

Вопросы:

Предмети функции экономической науки.

Методыэкономической науки.

Предмет и функцииэкономической науки

Существуетнесколько подходов к определениюэкономики. Само слово «экономика»греческого происхождения (ойкос— хозяйство,номос —закон), оно означает «законы хозяйствования».

Сегодня термин «экономика» используетсяв двух основных значениях: во-первых,как синоним слова «хозяйство» (экономикастраны, региона, предприятия, плановая,рыночная экономика и т.п.

), во-вторых,как название науки, изучающей теоретическиеосновы хозяйствования.

Вболее строгом пониманииэкономика представляет собой совокупностьвсей системы отношений людей междусобой в процессе производства,распределения, обмена и потребленияматериальных благ и услуг, необходимыхдля удовлетворения многообразныхпотребностей. Наукаоб экономике, дающая цельное представлениео всей экономической жизни людей всистеме понятий, категорий, принципов,теорий и экономических законов, называетсяэкономической теорией.

Экономическаятеория – наука,изучающая механизм хозяйствования иэкономические законы, регулирующиеотношения в производстве, распределении,обмене и потреблении материальных благи услуг на различных структурных уровняхэкономической системы – микро-,макроэкономики и мирового хозяйства.

Современнаяэкономическая наука исходит из положенияо безграничности потребностей в условияхограниченности (редкости) ресурсов, чтоопределяет необходимость выработатьэффективный механизм их использования.

Исходя из этого подхода экономика(экономическая теория)определяется как «наука о том, какобщество использует редкие ресурсы дляпроизводства ценных товаров и распределенияих среди людей» (П. Самуэльсон).

Экономика— это наука о выборе наиболее эффективныхспособов удовлетворения безграничныхпотребностей людей ограниченнымиресурсами, которые могут быть использованыдля удовлетворения этих потребностей.Исходя из различных подходов к определениюнауки можно выделить и несколько понятийпредмета науки.

Предметкурса экономики включает:

• разрешениевопросов: чтопроизводить, как и для кого;

• выборпроизводства при ограниченных ресурсахс целью более полного удовлетворениянеограниченных потребностей и болеерационального и эффективного ихиспользования;

• познаниезаконов развития экономических процессови механизма хозяйствования.

Функции экономической науки

познавательная— изучаетэкономические явления, выясняет сутьпроцессов и явлений, раскрывает законы,управляющие хозяйственными процес­сами;теоретически объясняет, как функционируетхозяйство, в чем суть, причины, последствияэкономических процессов (в чем сутьинфляции, как предложение влияет нацены и т.п.). На основе теоретическихобобщений реальных фактов хозяйственнойжизни экономика объясняет, что естьили что может быть,формулирует принципы экономическо­гоповедения (позитивнаяэкономика).

практическая- анализируетсоздавшиеся проблемы и предлагает путиих решения, разрабатывает научныепрогнозы, вы­являет перспективуобщественного развития.

На основепозитивных знаний экономика даетрекомендации, предлагает рецептыдействий. Она объясняет, что должнобыть, какойдолжна быть экономика (нормативнаяэкономика).

Эта функция экономики тесно связана сэкономической политикой.

Экономическаяполитикапредставляет собой систему мероприятий,направленных на достижение экономическихцелей.

Экономика— общественнаянаука. Онаизучает определенную сторону жизниобщества и как таковая тесно связана сдругими общественными науками: историей,социологией, политологией, психологией,юриспруденцией и т.д.

Связь экономикии юриспруденции обусловлена тем, что вхозяйственной жизни общества экономическиеи правовые отношения тесно переплетаются.

Экономика не может нормально функционироватьбез соответствующей правовой основы —совокупности норм, регулирующихдеятельность хозяйствующих субъектовкак на микро-, так и макроуровне.

Разделыэкономической теории

микроэкономика- ис­следуетповедение отдельныхэкономических субъектов —поку­пателей, фирм, анализируетмеханизмы функционирования от­дельныхрынков, распределение ресурсов и ихиспользование, формирование доходов ит.п;

макроэкономика- рассматриваетэкономические процессы на уровненациональной экономики, такие общиеявления и процессы как темпы ростанационального производ­ства, инфляция,безработица, бюджетный дефицит,государственный долг, методыгосударственного регулирования и т.п

мироваяэкономика (мегаэкономика)- рассматриваетэкономические отношения в мировомсообществе.

Прианализе экономических процессовэкономисты отбирают факты, обобщаютих, устанавливают причинно-следственныесвязи, выявляют закономерности, используяобщенаучные методы исследований: научнуюабстракцию, анализ и синтез, индукциюи дедукцию, выдвижение и проверкугипотез, моделирование, экспериментированиеи т.п.

Методы экономическойнауки.

Методнаукипринципы,подходы, формы и способы познанияпредмета данной науки.

Диалектическийметод:

• всеявления и отношения находятся в процессеразвития и изменения;

• развитиеидет от простого к сложному, от низшегок высшему;

• движущейсилой развития являются единство иборьба противоположностей.

Методнаучной абстракции суть —очищение исследуемого предмета отчастного, случайного и выделение наиболеесущественного, постоянного, типичногоРезультат научной абстракции — категории,понятия,выражающие сущностные стороны исследуемыхобъектов (цена, прибыль, рента и т.п.), иэкономическиезаконы (принципы),отражающие постоянные, устойчивые,повторяющиеся причинно-следственныесвязи между экономическими явлениями(закон спроса: повышение цены (причина)ведет к снижению спроса (следствие)).

Методанализа исинтезапредмет, явление расчленяются насоставные элементы, которые изучаются,и дается определение целого; при синтезепроисходит соединение элементов вединое целое, раскрывается внутренняясвязь между элемента­ми, противоречияи намечаются пути их устранения.

Методиндукции(выводтеории из фактов и наблюдений) идедукции (формулированиегипотез и подтверждение их фактами).

Методисторического и логического исследованияпроисхождения явления, этапов и тенденцийего развития.

Методсистемного подхода экономическийобъект рассматривается как система, свыделением причины и следствий,корреляционной зависимости.

Экономическоемоделирование.Моделипредставляют собой упрощенное,формализованное описание экономическойреальности, они, игнорируя многочисленныевторостепенные детали позволяют лучшепонимать и описывать при­чины,взаимосвязи, последствия тех или иныхэкономических процессов и явлений.

Математическоемоделированиев экономике достаточно сложно, так какэкономика — многомерная система,характер функционирования и развитиекоторой носит в значительной мерестохастический (вероятностный) характер,находится под воздействием множествавнешних факторов.

Функциональныйанализ.Прихарактеристике зависимостей и взаимосвязеймежду экономическими процессами однифакторы рассматриваются как данные,независимые, а другие как зависимые,производные от первых. Например, спросрассматривается как функция цены.

Экономическийэксперимент этоискусственное воспроиз­ведениеэкономических явлений в определенныхусловиях с це­лью их изучения идальнейшего практического изменения.

Экономическаятеория использует и другие методы:графических изображений, статистические,математические, сравнительного анализаи т. д.

Источник: https://studfile.net/preview/3675484/

2.1 Экономика и экономическая наука

1. Экономическая наука: предмет, метод, функции.: Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе

Экономика:

  • система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
  • наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. 1

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

Экономическая деятельность — совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.

Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики.

Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. 2

Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.

  • производство (процесс создания экономических благ и услуг);
  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
  • потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).

Производство:

  • Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
  • Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществленным в товаре трудом);
  • должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью — полезностью для потребителя);
  • должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг. 3

Субъекты экономики

 Субъектами экономики выступают:

  • домашние хозяйства;
  • фирмы;
  • государство.

Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.

Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).

Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).

Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить). 4

Экономика как наука

Экономика — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономика как наука:

  • основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безграничности потребностей);
  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);
  • особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях).

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.

  • Микроэкономика — наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
  • Макроэкономика — наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство. 5

Функции:

Экономическая наука выполняет ряд функций:

  • познавательная функция — проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;
  • методологическая функция — предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;
  • практическая функция — проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;
  • образовательная функция — проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества — экономической;
  • идеологическая функция — заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый — возможно добавить и другие функции экономики как науки. 6

Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением. 7

Источник: https://oege.nnewer.ru/ege/ekonomika/21_ekonomika_i_ekonomicheskaya_nauka.html

В.1. Предмет и метод экономики

1. Экономическая наука: предмет, метод, функции.: Экономика — наука, которая изучает отношения между людьми в процессе

Экономика для Юристов-15

Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбы своей страны.

Н.Г. Мэнкью

Введение

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Студенты всех специальностей всех высших учебных заведе­ний во всех странах изучают экономику. Учебные дисциплины мо­гут быть разные — «политическая экономия», «экономикс», «эко­номическая теория», «экономика», но основное содержание соот­ветствующих курсов одинаково — это теоретические основы экономической жизни общества.

Основным доводом в пользу изучения всеми теоретических ос­нов экономики является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовле­чены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают дохо­ды, совершают покупки, платят налоги и т.п.).

Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее — работать по найму или орга­низовать собственное дело, положить деньги в банк или купить ак­ции, и вообще, что такое деньги?

Как писал автор всемирно известного учебника «Экономика», лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, кото­рый систематически не изучал экономическую теорию, представ­ляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению».

Изучение экономики, экономических теорий и методов эко­номического анализа создает целостное представление об эконо­мической жизни общества, формирует экономический образ мыш­ления, необходимый для понимания сути разнообразных эконо­мических процессов и явлений.

В.1. Предмет и метод экономики

Начиная систематическое изучение курса, необходимо прежде всего выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функ­ции, как экономика связана с другими общественными науками; какими методами пользуются экономисты при проведении эконо­мического анализа; в чем особенность экономических показате­лей, характеризующих те или иные экономические процессы и яв­ления.

Слово «экономика» — греческого происхождения (ойкос — хо­зяйство, номос — закон). Оно означает «законы хозяйствования».

Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значе­ниях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика стра­ны, региона, предприятия и т.п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.

Согласно современному пониманию, экономика— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными ресурсами.

Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего позна­вательнуюфункцию — она теоретически объясняет, как функцио­нирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономичес­ких процессов (как банки создают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.).

Вторая функция экономики — практическая(рекомендатель­ная). На основе позитивных знаний экономика дает рекоменда­ции, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством.

Экономичес­кая политика(совокупность мер, направленных на достижение ос­новных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе её должны лежать теоретические выводы и по­ложения, вырабатываемые экономической наукой.

Экономика — сложная, многоуровневая система, поэтому в за­висимости от объекта исследования экономическая наука подраз­деляется на две большие области:

• микроэкономика— раздел экономической науки, который исследует поведение отдельных экономических субъектов — покупателей, фирм; анализирует механизм функционирова­ния отдельных рынков, способы распределение ограничен­ных ресурсов, процесс формирования доходов и т.п.;

макроэкономика— раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, та­кие общие явления и процессы, как темпы роста нацио­нального производства, инфляция, безработица, бюджет­ный дефицит, государственный долг, методы государствен­ного регулирования и т.п.

Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при микро- и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на разных уровнях.

Экономикаобщественная наука.Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими об­щественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д.

Связь экономики и юриспруденции обус­ловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются.

Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой осно­вы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствую­щих субъектов как на микро-, так и на макроуровне.

В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождает­ся изменениями, происходящими в экономической жизни общества. Экономика — историческая наука;она постоянно развивается, способствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества.

Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она являетсяосновой для большин­ства других общественных наук.

Экономическая наука — это един­ственная отрасль социальных исследований, за достижения в кото­рой присуждается Нобелевская премия.

Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требова­ния, как оно должно функционировать, экономика как наука ис­пользует определенные методы исследования(метод — это путь, способ исследования каких-либо явлений).

Как же экономика изу­чает свой предмет? При анализе экономических явлений пользу­ются такими методами исследования, как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка ги­потез, функциональный анализ, моделирование, экспериментиро­вание и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции.Его суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущ­ностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстрак­ции являются:

категории и понятия, выражающие сущностные стороны
исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.);

экономические законы (принципы), отражающие постоян­ные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

Функциональный анализ.Установление зависимостей и взаимо­связей между экономическими явлениями и процессами, при ко­торых одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых.

При изучении зависимости, например инвестиционно­го спроса от уровня банковского процента, процент рассматрива­ется как независимая переменная (аргумент), а инвестиции — как зависимая (функция).

В экономике широко используется метод графических изобра­жений,позволяющий наглядно изобразить те или иные экономи­ческие зависимости.

Экономико-математическое моделированиесегодня весьма распространенный метод исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, послед­ствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Моделипредставляют собой упрощенное описание реальности, абстракт­ное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя мно­гочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволяют лучше пони­мать и описывать экономическую практику.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер фун­кционирования и развития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер и находится под воздей­ствием множества внешних факторов.

Экономисты в своих исследованиях часто используют допуще­ние «при прочих равных условиях», т.е. допускают, что все другие пере­менные, за исключением тех, которые в данный момент исследуют­ся, неизменны.

Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. Например, при изучении влияния изменения дохода на ры­ночный спрос мы принимаем как неизменные цены данного и со­пряженных товаров, вкусы, число покупателей на рынке и т.п.

Экспериментирование — это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспе­риментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень осторожно; эксперименты не должны на­сильственным образом ломать естественные экономические про­цессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки ис­кусственных конструкций.

Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих ис­следованиях, практика, экономическая действительность являют­ся критерием верности тех или иных выводов, положений эконо­мической теории. Если можно сказать, что «это верно в теории, но не на практике», это значит, что неверно то или иное теоретичес­кое положение, тот или иной вывод.

Источник: https://poisk-ru.ru/s10283t4.html

Scicenter1
Добавить комментарий