1. Фалес: Согласно изложенному нами закону развития человеческой мысли и

Читать

1. Фалес: Согласно изложенному нами закону развития человеческой мысли и
sh: 1: —format=html: not found

Александр Семенов

Философия. Краткая история

© ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2013

Вступление

Зачем нужна еще одна книга по истории философии, когда полки книжных магазинов буквально ломятся от изданий соответствующего рода? Казалось бы, бери любую и изучай на здоровье философские системы выдающихся мыслителей. Но проблема в том, что можно буквально по пальцам пересчитать книги, способные помочь новичку, едва начинающему «грызть гранит» этой нелегкой науки.

Большинство изданий по истории философии написаны авторами как бы для самих себя. Даже самые простые и ясные вещи там излагаются языком, перенасыщенным сложными понятиями, специальными терминами и наукообразными оборотами.

Подобные работы подразумевают определенную осведомленность читателя в философских вопросах, его умение разбираться в особенностях тех или иных учений. Словом, такие книги фактически рассчитаны на специалистов. Так где же выход? Ведь человеку, делающему свои первые шаги в философии, крайне тяжело начинать с литературы для профессионалов.

Ему нужны принципиально иные справочные издания, написанные ясно, легко и доступно. Книга, которую вы держите в руках, стала одним из первых опытов создания такой литературы.

Автор попытался осуществить синтез сразу нескольких жанров – словаря, справочника и учебного пособия. Выбрав около сотни наиболее значимых для истории философии мыслителей, мы расположили их в хронологическом порядке. В этом и заключен основной смысл книги – создать цельную, непротиворечивую и последовательную концепцию развития всемирной философской мысли.

Изложение философской концепции каждого мыслителя, как правило, предваряется его кратким жизнеописанием.

В каждой философской системе автор попытался выделить наиболее важные идеи и объяснить их в максимально доступной форме.

В конце книги автор счел необходимым поместить небольшой справочный материал по основным понятиям, категориям и терминам, а также дать краткие характеристики и определения важнейших философских школ и направлений.

Автор далек от мысли, что этот «первый блин» целиком и полностью удался, но надеется, что он и не «вышел комом». Понятно, что ни одна книга в мире не может устроить абсолютно всех, особенно если это не художественная, а специальная литература.

Кому-то из профессиональных философов данная книга может показаться слишком легковесной, кого-то не вполне удовлетворит подбор имен, кто-то останется недоволен краткостью справочного материала… Но хотелось бы повторить и подчеркнуть еще раз: книга написана для начинающих, а не для профессионалов! При этом автор попытался избежать популяризаторства и упрощенчества, стараясь по возможности полно и добросовестно осветить историю философской мысли. В какой степени это удалось – судить читателю.

Восточная философия

В VI–V вв. до н. э. мировая цивилизация пережила самый настоящий интеллектуальный бум. Именно в этот период сразу в трех очагах древней мировой культуры – в Индии, Китае и Греции – появились выдающиеся мыслители и религиозные деятели, давшие начало величайшим религиозно-философским учениям человечества.

В ряду причин, приведших к зарождению восточной философии, можно перечислить следующие:

1. Ослабление родоплеменных отношений и появление первых государств.

2. Связанный с этим кризис общепринятых морально-нравственных установок.

3. Усиление критического духа и рост научных представлений и знаний.

4. Возникновение оппозиционных настроений в отношении традиционной религии.

5. Развитие ремесел и торговли.

Индия

Первые зачатки философского мышления в Индии появились в глубокой древности – примерно в 2500–2000 гг. до н. э. Они содержатся уже в религиозных текстах, в Ведах, где наряду с гимнами в честь индийских богов появляются сутры – выраженные в мифопоэтической форме идеи бытия, времени, пространства, первовещества, причины и т. п.

, касающиеся в основном проблем осмысления традиционной индийской религии – брахманизма.

В течение длительного периода складывались религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады, где находили отражение многие проблемы находящейся в становлении индийской философии, историю развития которой принято условно делить на три основных периода:

1. Ведийский период: 2500–500 гг. до н. э.

2. Классический (брахмано-буддийский) период: 500 г. до н. э. – 1000 г. н. э.

3. Послеклассический период: 1000 г. – Новое время.

С некоторого времени также сложилась традиция делить все философские школы Индии на т. н. ортодоксальные, т. е. признающие авторитет Вед и Упанишад, и неортодоксальные, т. е. не признающие их авторитетными источниками познания истины.

К первым принято относить шесть основных философских школ: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса и Веданта. Ко вторым – Локаята (Чарвака) и Адживика, а также течения, представленные в форме религиозно-философских учений: буддизма и джайнизма.

В целом, все индийские философские школы выгодно отличаются органической общностью морально-нравственных и духовных взглядов, постоянным взаимообогащением и стремлением к дальнейшему совершенствованию.

Хотя становление и развитие их проходило в непрерывных теоретических диспутах, они все же не переступали дозволенных приличием границ и сопровождались высоким уровнем терпимости в отношении друг к другу, что вытекало из особенностей самой индийской философии в целом.

Согласно традиционным взглядам индийских мудрецов, целью философского познания мира является не чистая теория или простое любопытство, а практическое руководство правильной и добродетельной жизнью. Философское знание необходимо в первую очередь для исправления своих недостатков, для совершенствования – словом, для конкретного применения в жизни.

Для более полного ознакомления с основами индийской философии надо поближе познакомиться с ее главными учениями. Начнем с ортодоксальных школ.

Ортодоксальные школы

Санкхья[1]

Одна из наиболее популярных ортодоксальных философских школ древней Индии. Ее основателем является мудрец Капила (VI–V вв. до н. э.), о котором, к сожалению, известно очень мало.

Не сохранилось также каких-либо трудов других древних авторов, так что первое систематическое изложение этого учения – «Санкхья-карики» – принадлежит философу Ишваракришне, жившему уже в начале нашей эры. Этот текст и поныне считается основным.

К нему на сегодняшний момент набралось большое количество комментариев, авторами которых были, в частности, Гаудапада, Вачаспати Мишра.

Санкхья рассматривает общую картину мира, исходя из двух основных общемировых начал: единой, но изменчивой материи (природы) – пра́крити, и вечной, но неизменной духовной сущности – Пу́руши.

Пуруша, хотя и выступает в качестве духовного начала, тем не менее не является богом-творцом. Его, скорее, можно отождествить с сознанием, индивидуальностью, воплощающейся в живых существах.

Пракрити, как бессознательная материя, постоянно видоизменяется, развивается, преобразуется. Она состоит из трех основных элементов – гун:

1. Саттва – чистота, ясность; благое светлое начало, приводящее к гармонии, покою, счастью и мудрости.

2. Раджас – активность, страстность, действенность; начало, порождающее динамику мира.

3. Тамас – инертность, пассивность, бездеятельность; начало, вызывающее безразличие, косность и обман.

Все мировое природное многообразие возникло из сочетания и взаимодействия этих трех гун. Что же касается развития (эволюции) мира, природы и человека, то этот процесс начинается при соединении Пуруши с пракрити.

При этом всякое живое существо (не только человек), согласно Санкхье, имеет три уровня существования: собственно Пурушу (сознание), тонкое тело и грубое тело. Тонким телом является интеллект и органы чувств, дающие при взаимодействии самоощущение, «Я». Здесь, в тонком теле, зарождается кармическое начало живого существа.

Грубое тело – это, собственно, материальное тело, физическая оболочка Пуруши и тонкого тела. Оно гибнет и разлагается со смертью организма.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=240405&p=11

2.1. Фалес

1. Фалес: Согласно изложенному нами закону развития человеческой мысли и

1.ДревняяГреция представляла конгломерат городов- государств (полисов), расположенныхпо побережью Средиземноморья, Балканскогополуострова, западном побережье МалойАзии.

Общественно-экономическая жизньполисов характеризовалась развитымиформами отношений между социальнымигруппами, классами, партиями, городами,развитием демократических институтов,обширными торговыми связями, взаимодействиемразличных культур Средиземноморья. Всеэто во многом способствовало расцветуискусства и культуры Древней Греции.

Духовный мир представлен развитымисистемами мифологических представленийи религиозных верований, которые вклассической форме выступают в поэмах»Илиада», «Одиссея» Гомера,»Теогония» Гесиода, некоторых болеепоздних литературных памятниках.Создается величественная картинарождения мира.

Ввозникновении теоретического мышленияне последняя роль принадлежала исубъективным качествам национальногохарактера греков: активная любознательность,восприимчивость к культурам другихнародов; интерес, вызываемый потребностямивсе более расширяющейся практики, кприродным и социальным явлениям;физические, астрономические, математическиезнания, накопленные в других странах,не просто усваивались греками, аопределенным образом преобразовывались.В Египте и Вавилоне положительные знаниявозникали на базе практики и не имелидолжного логического и теоретическогообоснования, и существовали в видетезисов. В Греции же эти элементарныезнания в области математики, астрономиипревращаются в доказываемые теоремы.Так, например, египтяне владели системойматематических расчетов, которые онииспользовали при межевании полей. Онизнали, что у прямоугольного треугольника,катеты которого равны 3 и 4, а гипотенуза5, квадраты катетов имеют общую площадь,равную квадрату гипотенузы. Эти знаниябыли получены в результате практики, врезультате многократного повторениясхожих ситуаций. Но греки это частноеправило превратили в теорему и доказали,что это положение верно для любогопрямоугольного треугольника — «Суммаквадратов катетов равна квадратугипотенузы». Они впервые доказали,что правила, тезисы, вытекающие изпрактической деятельности, являютсяестественными законами, и саманеобходимость делает их тем, что ониесть. Преобразования знаний приводятк появлению научного инструментария,приемов и методов теоретическогорассмотрения.

Греческоемышление с полным правом можно назватьтеоретическим. Оно носило созерцательныйхарактер и было лишено экспериментакак критерия истины.

Хотя возникновениетеоретического мышления было вызванопотребностями практики, но древниемыслители не рассматривали проблемусоответствия теории практическойдеятельности, ее нуждам и запросам.

Вэтом подходе проявляется особый характеробщественного разделения труда:физический труд, практическая деятельность,связанная с повседневной деятельностью— удел рабов, умственный труд — правои привилегия, признак свободногочеловека.

Поэтомуотсутствие экспериментальной проверкиистинности знания является причинойнеобычного многообразия различных школи направлений, где проявляются различныетенденции, возможности становления иразвития теоретического знания.

Поэтомудревнегреческая философия становитсяподлинной школой мышления, интеллектуальногостановления для последующих эпох.Рабский труд не стимулировал развитиетехники, средств производства в целоми основанного на них эксперимента какформы научного познания. Поэтому воснове научной деятельности лежали ненаблюдения, проверяемые экспериментально,а гипотеза. Одно и тоже явлениегипотетически имело множество значений.

Отличительнымпризнаком зарождающейся древнегреческойфилософии становится космоцентризм.Космос (греч. Kosmos — строй, порядок,украшение, Вселенная) — огромное,шарообразное, гармоничное во всех своихчастях, живое одушевленное тело.

Предельное обобщение всего видимого имыслимого, объединяющего в единое целоеприроду, богов, человека. Космическаягармония выступает как закон (nomos),разумное установление, обязательно-необходимоедля всех сфер мира.

Всестороннееобоснование космического универсумаво всех его проявлениях и формах —неотъемлемая, характерная чертадревнегреческой философии.

Первойфилософской школой Эллады, а тем самыми Европы была Милетская школа, возникшаяв Малой Азии.

Основателемфилософской школы в Милете считаетсяФалес. Фалес был тесно связан сближневосточной культурой. Он – первыйматематик и физик в Ионии. Существовалодаже предание, что Фалес был финикийцем,ставшим гражданином Милета. Болееправдоподобна версия о финикийскихпредках Фалеса. Фалес жил в самом концеVII – первой половине VI в. до н.э.

Онпредсказал год полного для Иониисолнечного затмения, которое, какопределила современная астрономия,имело место 28 мая 585 г. до н.э. Известнотакже, что Фалес был провозглашен первымиз «семи мудрецов» в 582 г. до н.э. Нечуждался он и политической деятельности,был патриотом Ионии.

Фалес настоятельносоветовал ионийским полисам объединитьсяперед лицом угрозы внешней агрессиисначала против Лидии, а затем противПерсии. Но советам философа, как этобудет потом часто, не вняли. В борьбеЛидии с Персией Фалес, понимая, чтоПерсия более опасный враг, чем Лидия,помогал последней как инженер.

Он помогКрезу, царю Лидии, перейти через рекуГалис, посоветовав вырыть водоотводныйканал, понизивший уровень воды в реке.

Фалесдожил до глубокой старости.

Вантичности ему были приписаны сочиненияв прозе: «О началах», «О солнцестоянии»,«О равноденствии», «Морская астрология».Сами эти названия говорят о Фалесе какоб ученом и философе, искавшем физическоеначало мироздания. К сожалению, от этихтрудов дошли до нас только их названия.

Поздняяантичная традиция единодушна в том, чтовсе свои первоначальные научные знанияФалес почерпнул в Азии и в Африке, т.е.в Вавилонии, Финикии и Египте.

Проклутверждает, что Фалес принес в Элладуиз Египта геометрию. Ямвлих говорит,что свою мудрость Фалес почерпнул ужрецов Мемфиса и Диополиса. СогласноАэцию, Фалес занимался философией ужев Египте.

Он прибыл в Милет уже далеконе молодым человеком.

Вантичной традиции Фалес – первыйастроном и математик. Младший современникего, Гераклит, знает Фалеса лишь какастронома, прославившегося предсказаниемсолнечного затмения.

Однако, как ивавилоняне и египтяне, он не понималтого, что действительно происходит нанебе во время затмений. Его представленияо небе были совершенно неверными.

Фалеспросто опирался на ту периодичностьзамечаний, которую обнаружили жрецыАккада, Шумера, Египта.

Фалесуприписывалось также открытие годовогодвижения Солнца на фоне «неподвижных»звезд, определение времени солнцестоянийи равноденствий, понимание того, чтоЛуна светит не своим светом, и т.п. Внебесных телах он видел воспламенившуюсяземлю.

Фалес разделил небесную сферуна пять зон.

Он ввел календарь, определивпродолжительность года в 365 дней иразделил его на 12 тридцатидневныхмесяцев, отчего пять дней выпадали измесяцев и были помещены в начало годатак, как это было принято в те временав Египте.

Вобласти геометрии Фалес установил рядравенств: вертикальных углов, треугольниковс равной стороной и равными прилегающимик ней углами, углов при основанииравнобедренного треугольника, разделенныхдиаметром частей круга.

Фалес вписал вкруг прямоугольный треугольник. Ученымжрецам Вавилонии и Египта это былоизвестно, но для Эллады стало открытием.

Однако принципиально новое состояло втом, что уже Фалес стал преподаватьматематику не только в эмпирической,но и в отвлеченной форме.

Какфизик Фалес пытался понять причинулетних разливов Нила. Он ошибочно нашелее во встречном пассатном ветре, который,затрудняя движение воды Нила, вызывалповышение его уровня. Нил же разливаетсяв результате летнего таяния снегов водном его истоке и летних дождей вдругом, эти верховья были найдены сгромадными жертвами со стороныэнтузиастов-путешественников тольков прошлом веке.

Самаяранняя информация о Фалесе как философепришла к нам от Аристотеля.

В аристотелевской«Метафизике» сказано: «Из тех, кто первымзанялся философией, большинство считалоначалом всех вещей одни лишь начала ввиде материи: то, из чего состоят всевещи, из чего первого они возникают иво что в конечном счете уходят, причемосновное пребывает, а по свойствам своимменяется, это они и считают элементоми началом вещей. И поэтому они полагают,что ничто не возникает и не погибает,так как подобная основная природа всегдасохраняется… Количество и форму длятакого начала не все указывают одинаково,но Фалес – родоначальник такого родафилософии – считает ее водою» (Аристотель.Метафизика. Кн. I. Гл. 3). Таким-то образоми осмыслил Аристотель суть учения первыхфилософов, которых мы называем стихийнымиматериалистами.

ВодаФалеса – философское переосмыслениегомеровского Океана, шумеро-аккадскогоАбзу (Алсу). Правда, название его сочинения«О началах» допускает, что Фалес поднялсядо понятия первоначала, иначе он не сталбы философом. Фалес, понимая воду какначало, наивно заставляет плавать наней землю – в этой форме он и представляетсубстанциальность воды, она буквальнопребывает подо всем, на ней все плавает.

Сдругой стороны, это не просто вода, авода «разумная», божественная. Мир полонбогов (политеизм). Однако эти богидействуют в мире силы, они также душикак источники самодвижения тел.

Так,например, магнит имеет душу, потому чтоон притягивает железо. Солнце и другиенебесные тела питаются испарениямиводы.

Сказанное можно подытожить словамиДиогена Лаэртского о Фалесе: «Началомвсего он полагал воду, а мир считалодушевленным и полным божеств».

Стихийныйматериализм Фалеса содержал в себевозможность позднейшего раскола.Божество космоса – разум. Перед намиздесь не только антимифологичностьФалеса, поставившего на место Зевсаразум, логос, сына Зевса, который отрицалсвоего отца, но и заложенная впротофилософском учении возможностьидеализма.

Онтологическиймонизм Фалеса связан с его гносеологическиммонизмом: все знание надо сводить кодной единой основе. Фалес сказал:«Многословие вовсе не является показателемразумного мнения».

Здесь Фалес высказалсяпротив мифологического и эпическогомногословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое,выбирай что-нибудь одно доброе, так тыуймешь пустословие болтливых людей».

Таков девиз первого древнезападногофилософа, его философское завещание.

Источник: https://studfile.net/preview/1764621/

Тестовые задания по философии

1. Фалес: Согласно изложенному нами закону развития человеческой мысли и

Тестовые задания по общепрофессиональной дисциплине

Основы философии

Вариант 1

1. Система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение:

1)

мировоззрение

2)

наука

3)

культура

2. Первым употребил слово «философ»:

1)

Сократ

2)

Конфуций

3)

Пифагор

3. Учитывает только количественные изменения в мире, и вне их взаимосвязи:

1)

Агностицизм

2)

метафизика

3)

субъективный идеализм

4. Диалектика – это:

1)

Наука о развитии

2)

материалистическое представление о мире

3)

философская школа античности

5. Материализм утверждает, что:

1)

мозг излучает мысль, как печень выделяет желчь

2)

сознание – это свойство высокоорганизованной материи

3)

сознание – это функция духовной субстанции, души

6. Карма – центральное понятие:

1)

Даосизма

2)

Конфуцианства

3)

Буддизма

7. Перевоплощение души в индуизме называется:

1)

Карма

2)

Нирвана

3)

Сансара

8. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет и все меняется!»:

1)

Эпикур

2)

Гераклит

3)

Анаксимандр

9. Платон утверждал, что философ должен изучать:

1)

Мир природы

2)

Мир идей

3)

Самого себя

10. Сократ считал, что главным пороком человека является:

1)

Невежество

2)

Лень

3)

Гордыня

11. Сказал, что Вселенная – четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух:

1)

Эпикур

2)

Эмпедокл

3)

Фалес

12. Утверждал, что все состоит из воздуха, разрежающегося и сгущающегося:

1)

Анаксимен

2)

Фалес

3)

Гераклит

13. «Летящая стрела»:

1)

Трактат Гераклита

2)

Поэма Демокрита

3)

название апории Зенона

14. Демокрит:

1)

создал учение об атоме

2)

создал гуморальную теорию

3)

сформулировал основы диалектики

15. Для того чтобы быть добродетельным, нужно (Сократ):

1)

получить соответствующее воспитание

2)

быть человеком верующим

3)

знать, что такое добродетель

16. «Истинный философ должен иметь дело с…» (Платон):

1)

миром природы

2)

миром красоты

3)

миром идей

17. Истинное удовольствие для человека, считал Эпикур, — это:

1)

невозмутимость духа и здоровое тело

2)

чувственное наслаждение

3)

счастье близких людей

18. Иисус Христос родился в:

1)

Вифлееме

2)

Назарете

3)

Иерусалиме

19. В нагорной проповеди Христа изложены:

1)

Символы веры

2)

Христианская мораль

3)

Христианские таинства

20. «О граде Божьем» — работа:

1)

Тертуллиана

2)

Августина

3)

Ф. Аквинского

21. Крестил Христа::

1)

Иоанн

2)

Ной

3)

Давид

22. Антропоцентризм – основная идея:

1)

Средневековья

2)

Возрождения

3)

Античности

23. «Люди-просвещенная машина», — утверждал

1)

Ламетри

2)

Локк

3)

Беркли

24. «Все действительное разумно, все разумное действительно, — утверждал:

1)

Гегель

2)

Фейербах

3)

Маркс

25. «Мера нравственности определяется чувством долга»,-считал:.

1)

Кант

2)

Фейербах

3)

Маркс

26. А.П.Чаадаев

1)

Западник

2)

Славянофил

3)

Евразиец

27. Специфика философских вопросов заключается в том, что они являются…

1)

Вечными

2)

Конкретными

3)

Древними

28. Философское понятие для обозначения всего сущего – это …

1)

Природа

2)

Материя

3)

Бытие

29. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …

1)

Теоцентризм

2)

Антропоцентризм

3)

Натуроцентризм

30. Предметом этики является

1)

Общество

2)

Человек

3)

Мораль

Вариант№2

1. «Первичной была мировая идея. Из нее все и произошло, в том числе эволюционным путем», — утверждает:

1)

субъективный идеализм

2)

вульгарный материализм

3)

объективный идеализм

2. Рассматривает мир, все явления в развитии и взаимосвязи:

1)

Позитивизм

2)

Диалектика

3)

Скептицизм

3. Упанишады – Веды – священные книги:

1)

Даосизма

2)

Конфуцианства

3)

Буддизма

4. Медитация – это:

1)

Принцип даосизма

2)

Ступень йоги

3)

Религиозный обряд в конфуцианстве

5. Автор даосизма:

1)

Конфуций

2)

Мэн-Цзы

3)

Лао-Цзы

6. Понятие «дао» означает:

1)

Единый закон мироздания

2)

Отношение к действительности (невмешательство)

3)

Цель человеческой жизни

7. Сказал, что «философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий»:

1)

Фалес

2)

Гален

3)

Гиппократ

8. Первым назвал себя философом

1)

Анаксимен

2)

Фалес

3)

Пифагор

9. Сын повивальной бабки говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений. Это:

1)

Сократ

2)

Платон

3)

Фалес

10. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — утверждал

1)

Сократ

2)

Аристотель

3)

Гераклит

11. «Люди видят предметы и не видят идей, они принимают тени за действительный мир»:

1)

Аристотель

2)

Платон

3)

Сократ

12. Создал учение об общих логических понятиях, категориях:

1)

Платон

2)

Сократ

3)

Аристотель

13. Греческое слово «христос» означает:

1)

Мессия

2)

Святой

3)

Пророк

14. Согласно христианскому вероучению, реальностью, определяющей мир, является:

1)

деятельность человека

2)

деятельность Бога

3)

Природа (космос)

15. Коренная черта христианской морали:

1)

Аскетизм

2)

Любовь к человеку

3)

добрые дела

16. Спасение души – высшая форма деятельности человека, утверждает философия:

1)

Средневековья

2)

Возрождения

3)

Античности

17. Привел логическое доказательство существования Бога:

1)

Ф. Аквинский

2)

Ибн-Сина

3)

Н. Кузанский

18. «Я мыслю, следовательно, существую» — это изречение принадлежит:

1)

Р. Декарту

2)

Б. Спинозе

3)

Д. Юму

19. Неотчуждаемые права человека (Д. Локк):

1)

Право на жизнь

2)

Право на религию

3)

Право на образование

20. В основе общественного прогресса лежат естественные, географические, климатические условия:

1)

Монтескье

2)

Локк

3)

Ламетри

21. « Наблюдение, опыт, эксперимент – основа познаний» — изречение:

1)

Р. Декарта

2)

Д. Локка

3)

Ф. Бэкона

22. «Разум – предпосылка всех других характеристик человека»,-утверждают философы

1)

Эпохи Просвещения

2)

Средневековья

3)

Античности

23. «Мера нравственности определяется чувством долга»,-считал:

1)

Кант

2)

Фейербах

3)

Маркс

24. «Все действительное разумно, все разумное действительно, — утверждал:

1)

Гегель

2)

Фейербах

3)

Маркс

25. Предположил принципы «категорического императива»:

1)

Кант

2)

Гегель

3)

Фейербах

26. Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:

1)

Толстой

2)

Достоевский

3)

Соловьев

27. Составлением глобальных прогнозов занимается:

1)

информатика

2)

евгеника

3)

футурология

28. На что опирается философия?

1)

На разум и объективные знания

2)

На эмпирические данные

3)

На знания авторитетных источников

29. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …

1)

Индивид

2)

Человек

3)

Лидер

30. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:

1)

индивид

2)

индивидуальность

3)

личность

Вариант№3

1. Кастовая система общества закреплена в:

1)

Индуизме

2)

Буддизме

3)

Кришнаизме

2. Срединный восьмеричный путь к «просветлению» открыл:

1)

Лао-Цзы

2)

Конфуций

3)

Гаутама Будда

3. Инь и Ян в даосизме означают:

1)

Мужское и женское начало в мире

2)

Направление философии Китая

3)

Добродетели

4. «Я знаю только, что ничего не знаю»:

1)

Платон

2)

Аристотель

3)

Сократ

5. «Академия»- школа:

1)

Платона

2)

Сократа

3)

Гераклита

6. «Человек – существо политическое», утверждал:

1)

Платон

2)

Аристотель

3)

Эпикур

7. «Божественный разум – основа природы, познавая природу, человек может познать мудрость Бога», — утверждал:

1)

Ф.Аквинский

2)

Тертуллиан

3)

Августин

8. Иисуса Христа крестил:

1)

Иоанн

2)

Моисей

3)

Авраам

9. Государство является, считал Гоббс:

1)

Инструментом политического господства

2)

Результатом классовой борьбы

3)

Результатом общественного договора

10. Основой мироздания является механика (законы Ньютона).

Это идея:

1)

Нового времени

2)

Возрождения

3)

Средневековья

11. «Разум – предпосылка всех других характеристик человека»,- утверждают философы

1)

Эпохи Просвещения

2)

Средневековье

3)

Античности

12. Развитие русской культуры и философии связано, прежде всего, с

1)

Крещением Руси и ее христианизацией

2)

Освобождением от татаро-монгольского ига

3)

Развитием торговых связей

13. Россия должна вписаться процесс развития европейской культуры, считали:

1)

Славянофилы

2)

Западники

3)

Евразийцы

14. Автор «Слова о законе и благодати»:

1)

Митрополит Илларион

2)

Князь Владимир

3)

Владимир Мономах

15. А.П.Чаадаев:

1)

Западник

2)

Славянофил

3)

Евразиец

16. Л.Н. Толстой был предан анафеме за:

1)

«Рациональную» христианскую философию

2)

Революционную деятельность

3)

Атеизм

17. «Россия поверила в коммунизм как в новую религию», писал:

1)

Бердяев

2)

Соловьев

3)

Киреевский

18. «Народ – результат божественного провидения, объединен принципом соборности», утверждали: .

1)

Славянофилы

2)

Нигилисты

3)

Западники

19. Автор «Идеи ранга»:

1)

Соловьев

2)

Ильин

3)

Толстой

20. «Долг христианина – служить Богу, людям; свобода – условие для этого служения», считал:

1)

Бердяев

2)

Ильин

3)

Франк

21. Автор «Философии жизни»:

1)

Ницше

2)

Фрейд

3)

Адлер

22. Способ реализации бессознательного в социально одобренном поведении называется (Фрейд):

1)

Сублимация

2)

Ассоциация

3)

Навязчивые идеи

23. «Вначале он как верблюд, затем лев и, наконец дитя» (Ф.Ницше). Речь идет:

1)

О библейской притче

2)

О превращении человеческого духа

3)

О судьбе мира

24. «Комплекс неполноценности – это энергетический потенциал, который приходит на смену либидо, — мнение:

1)

Адлера

2)

Юнга

3)

Фромма

25. «Сущность человека – свобода, главное в ней – возможность выбирать, а следовательно, отвечать за свой выбор»:

1)

Марксизм

2)

Психоанализ

3)

Экзистенциализм

26. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …

1)

Фетишизм

2)

Анимизм

3)

Аскетизм

27. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является…

1)

Генетической предрасположенностью

2)

Результатом его жизни в обществе

3)

Результатом его самообразования

28. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …

1)

Чувствительность

2)

Сознание

3)

Раздражимость

29. Идеалисты утверждают, что:

1)

первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало

2)

существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное

3)

материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления

30. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

1)

пропаганда

2)

заблуждение

3)

суждение

Вариант№4

1. Причина всех человеческих бед – вмешательство в естественный ход событий:

1)

Даосизм

2)

Буддизм

3)

Индуизм

2. Идея увей – это:

1)

Невмешательство

2)

Самосовершенствование

3)

Гармония между землей и небом

3. Культ предков, почитание родителей характерно для:

1)

Даосизма

2)

Индуизма

3)

Конфуцианства

4. Автор даосизма:

1)

Конфуций

2)

Мэн-Цзы

3)

Лао-Цзы

5. Сократ утверждал, что человек должен:

1)

Познать природу

2)

Познать суть вещей

3)

Познать самого себя

6. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — утверждал:

1)

Сократ

2)

Аристотель

3)

Гераклит

7. Покой и безмятежность, безразличие ко всему – истинная мудрость. Это идеи:

1)

Сократа

2)

Стоиков

3)

Платона

8. Условием «спасения» в христианстве является:

1)

Добрые дела

2)

Аскетизм

3)

Вера в Христа

9. Моисей – пророк, действующее лицо:

1)

Ветхого Завета

2)

Евангелия

3)

Апокалипсиса

10. «Основной критерий истины – достоверность, отчетливость, ясность мышления»- утверждал:

1)

Декарт

2)

Бэкон

3)

Локк

11. С помощью просвещения можно исправить нравы народа и обеспечить прогресс общества. Это идеи эпохи:

1)

Возрождения

2)

Просвещения

3)

Средневековья

12. Я мыслю, следовательно, существую» — это изречение принадлежит:

1)

Р. Декарту

2)

Б. Спинозе

3)

Д. Юму

13. Православная вера даст «цельное зрение ума» — считали:.

1)

Славянофилы

2)

Западники

3)

Евразийцы

14. Автор «Слова о законе и благодати»:

1)

Митрополит Илларион

2)

Князь Владимир

3)

Владимир Мономах

15. Основная ценность национальной жизни (православие):

1)

Соборность

2)

Климат

3)

Производство

16. Что произошло с группой русских писателей и философов в 1922 г.

1)

Их сослали на Соловки

2)

На пароходе отправили в Германию

3)

Арестовали

17. А.С. Хомяков:

1)

Западник

2)

Славянофил

3)

Евразиец

18. Самобытность русской истории определяется своеобразием русской духовной жизни. Таково содержание понятия:

1)

Западники

2)

Евразийцы

3)

Славянофилы

19. Цельность общества основана на общих духовных православных ценностях. Таково содержание понятия:

1)

Гражданское общество

2)

Соборность

3)

Политическая система

20. «Тема свободы, творчества и Бога – главное в философии», утверждал:

1)

Бердяев

2)

Ильин

3)

Франк

21. Эгалитаристы:

1)

Сторонники идеи равенства

2)

Сторонники идеи ранга

3)

Патриоты

22. А.Герцен – продолжатель идей:

1)

Западников

2)

Славянофилов

3)

Марксистов

23. «Пассивному нигилизму должен противостоять сверхчеловек»- считал:

1)

Фрейд

2)

Ницше

3)

Адлер

24. «Толкование сновидений» — работа:

1)

Фрейда

2)

Ницше

3)

Фромма

25. Психологическую основу для детектора лжи создал:

1)

Юнг

2)

Адлер

3)

Фрейд

26. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это

1)

Подсознание

2)

Самосознание

3)

Индивидуальность

27. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …

1)

Речь

2)

Письмо

3)

Язык

28. Что не относится к формам общественного сознания?

1)

Искусство

2)

Религия

3)

Астрология

29. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок – это …

1)

Разум

2)

Ощущения

3)

Интуиция

30. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира называется:

1)

материализм

2)

скептицизм

3)

эмпиризм

Ключ для обработки материалов тестирования по общепрофессиональной дисциплине Основы философии

Номер задания

Правильный ответ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1.

1

3

1

1

2.

3

2

3

1

3.

2

3

1

3

4.

1

2

3

3

5.

2

3

1

3

6.

3

1

2

3

7.

3

3

1

2

8.

3

3

1

3

9.

2

1

3

1

10.

1

3

1

1

11.

2

2

1

2

12.

1

3

1

1

13.

3

1

2

1

14.

1

2

1

1

15.

3

2

1

1

16.

3

1

1

2

17.

1

1

1

2

18.

1

1

1

2

19

2

1

2

2

20.

2

1

3

1

21.

1

3

1

1

22.

2

1

1

1

23.

1

1

2

2

24.

1

1

1

1

25.

1

1

3

1

26.

2

2

3

2

27.

1

3

2

2

28.

3

1

2

3

29.

2

1

1

1

30.

3

2

2

2

Инструкция по проведению тестирования по дисциплине

«Основы философии»

Уважаемые студенты!

Перед вами задания, составленные в виде тестов. Тестовые задания представлены в четырех вариантах, уравновешенных между собой по сложности.

все варианты содержат по 30 тестовых заданий — закрытого типа с выбором одного правильного ответа.

Внимательно прочитайте задания. Порядок выполнения выбираете сами. Перед началом работы с тестовыми заданиями необходимо подписать бланк ответов.

Время тестирования составляет 90 минут, время ответа на одно тестовое задание — 3 минуты. При выполнении заданий впишите в бланк ответов цифры (буквы), которые, по вашему мнению, обозначают правильный ответ.

Если вы вписали не тот ответ, то зачеркните неверный ответ и затем впишите цифру (букву) правильного ответа.

Если для текста ответа на задание открытого типа недостаточно места в бланке ответов, используйте оборотную сторону бланка, сделав пометку «см. на обороте».

При выполнении заданий разрешается пользоваться черновиками.

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненные задания оцениваются в 0 баллов. Максимальное количество баллов — 30.

Во время тестирования запрещается разговаривать, ходить по аудитории, пользоваться мобильным телефоном.

Критерии оценок

Количество правильных ответов

Отметка

26-30

5 «Отлично»

21-25

4 «Хорошо»

15-20

3 «Удовлетворительно»

0-14

2 «Неудовлетворительно»

__________________________________________________________

Наименование ОУ

БЛАНК ОТВЕТОВ

Специальность –

Дата тестирования «___» ________ 201_ г.

Дата проверки «___» ___________ 201_ г.

Ф.И.О. студента _______________________

______________________________________

Ф.И.О. проверяющего __________________

______________________________________

Группа _______________________________

Кол – во правильных ответов ____________

Подпись студента ______________________

Кол – во неправильных ответов __________

Вариант № __________

Оценка ______________

Подпись проверяющего _________________

Варианты ответов

Варианты ответов

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30

Источник: https://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-filosofii-707676.html

Читать онлайн

1. Фалес: Согласно изложенному нами закону развития человеческой мысли и

3 См.: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Тахо Годи А.A. Греческая мифология. М., 1989.

мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры.

Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.п.

Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания.

В качестве нерасчлененного, синкретического, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И все-таки надо их знать — они составляют значимый факт культуры.

Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: «Мы все вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира.

Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII в. до н.э.) — крестьянский поэт, автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. «Родословная богов» начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея).

Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб — начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо — видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. Такова предварительная «Теогония», т.е. происхождение мира.

После этого начинается родословная богов: от брака Геи и Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны — гиганты, олицетворяющие различные космические силы.

От одного из титанов — Кроноса — берет начало новое поколение богов: сын Кроноса — Зевс в борьбе за власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое с огромной небесной выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви — Афродита.

Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и слиянности — та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот, мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов.

Начинается уже «историческая» полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса — «олимпийцев», а отсюда романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы; это упоительно-фантастическая череда любовных приключений богов.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу.

(Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) — родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан.

Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике.

Он — автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте [1].

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов.

Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения.

Хотя идея Фалеса о «первосущности» представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.

В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников…

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма [2] — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. По сообщению Аристотеля, Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

1 О Фалесе мало что известно.

Рассказывали, что, основываясь на своих знаниях метеорологических явлений, Фалес предсказал урожай оливок: «Фалес, желая показать, как легко разбогатеть, законтрактовал маслобойню, так как предвидел хороший урожай маслин, и собрал весьма много денег» (Диоген Лаэр-ций. 1. 26). Г.

Гегель, видимо в шутку, заметил по этому поводу: Фалес показал тем самым практическое значение философии. Традиция сохранила такие детали. Увлекшись наблюдением небесных явлений, он упал в колодец.

Служанка-фракийка весело хохотала: «Что ж ты хочешь узнать, что на небе, а сам не видишь, что под ногами». Этот эпизод весьма символичен: ведь тот, кого тревожат тайны неба, должен смотреть и себе под ноги. Иначе говоря, философские размышления, как бы они ни были возвышенны, не должны отрываться от земли, т.е. от простой житейской мудрости.

Источник: https://www.rulit.me/books/filosofiya-read-102136-7.html

Читать книгу «Основы философии» онлайн— Валерий Дмитриев — Страница 6 — MyBook

1. Фалес: Согласно изложенному нами закону развития человеческой мысли и

1. Система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение:

А. Мировоззрение

Б. Наука

В. Культура

2. Первым употребил слово «философ»:

А. Сократ

Б. Конфуций

В. Пифагор

Выбрать правильный ответ

4. Материализм утверждает, что:

А. Мозг излучает мысль, как печень выделяет желчь

Б. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи

В. Сознание – это функция духовной субстанции, души

5. «Первичной была мировая идея. Из нее все и произошло, в том числе эволюционным путем», – утверждает:

А. Субъективный идеализм

Б. Вульгарный материализм

В. Объективный идеализм

6. Субъективный идеализм – это:

А. Явления мира – комплексы наших ощущений

Б. Окружающий человека мир – объективная реальность

В. Мир – воплощение мировой идеи

Дополнить

12. Диалектика рассматривает мир, все явления в _______________________и взаимосвязи.

Выбрать правильный отве

21. Медитация – это:

А. Принцип даосизма

Б. Ступень йоги

В. Религиозный обряд в конфуцианстве

22. Кастовая система общества закреплена в:

А. Индуизме

Б. Буддизме

В. Кришнаизме

23. Будда:

А. Бог

Б. Человек, достигший «просветления»

В. Воплощение бога

24. Срединный восьмеричный путь к «просветлению» открыл:

А. Лао-Цзы

Б. Конфуций

В. Гаутама Будда

25. Автор даосизма:

А. Конфуций

Б. Мэн-Цзы

В. Лао-Цзы

26. Понятие «дао» означает:

А. Единый закон мироздания

Б. Отношение к действительности (невмешательство)

В. Цель человеческой жизни

27. Инь и ян в даосизме означают:

А. Мужское и женское начало в мире

Б. Направление философии Китая

В. Добродетели

28. Причина всех человеческих бед – вмешательство в естественный ход событий:

А. Даосизм

Б. Буддизм

В. Индуизм

Вопросы для обсуждения

1. Что такое мировоззрение?

2. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

3. Функции философии.

4. Что такое философское мировоззрение?

5. Типы философских систем, их проблематика.

6. Основные направления философии.

7. Философия Индии.

8. Философия Китая.

9. Философия и медицина, их взаимодействие на основных этапах развития человеческой культуры.

Темы рефератов и докладов

1. Понятие мировоззрения.

2. Философия и религия.

3. Особенности философского мышления.

4. Учение Будды.

5. Учение Конфуция.

6. Место философии в духовной культуре.

7. Основные типы философских систем.

Объяснить следующие понятия: миф, религия, карма, сансара, дао, увэй.

2.1. Греция VI – IV вв. до н.э. Философия Милетской школы

Греция и Рим находились на перепутье торговых и культурных путей между Востоком и Западом. В мировоззрении античных (древних) философов (VI – I вв. до н.э.) Греции и Рима имеются все оттенки и направления позднейших философских систем. Можно перечислить следующие особенности античного мира.

Греция состояла из городов-государств, в которых развивались ремесла, наука и философия. Между ними шло постоянное соперничество. Существовало частное рабовладение. В Афинах проживало 67 тыс. свободных человек и более 200 тыс. рабов. Можно было купить раба – поэта и философа. Существовало отделение умственного труда от физического.

Первых греческих философов называют «физиками»: задачи их философии – понять сущность природы, космоса. В мифологии считалось, что происхождение мира – результат действия небесных сил. Вначале был Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос – любовное влечение. Хаос породил Ночь и Мрак, от их любви появились День и Эфир, т.е.

первоначально было не вещество, а сила.

Фалес (624–547 гг. до н.э.). Основал философскую школу в Милете. «Земля плавает по воде, как дерево». Фалес сводит все богатства мира к единому связующему началу – воде. «Мир полон богов, демонов и душ». В предметах душа является движущим началом. Магнит может притягивать железо, так как обладает душой.

Фалес – крупный ученый и человек дела. «Не множеством слов доказывается рассудительность дела». Открыл Полярную звезду, способ измерения высоты пирамид, объяснил солнечное затмение («когда Луна, по природе своей землистая, проходит через Солнце по прямой линии»). Установил год в 365 дней.

Анаксимандр (610–546 гг. до н.э.). Берет за первооснову недифференцированное в своих качествах, неопределенное первовещество апейрон. Из беспредельного апейрона выделяются противоположности – тепло и холод, они порождают мир. Космология: Земля – центр Вселенной. Ее опоясывают три огненных кольца:

– первое – солнечное;

– второе – лунное;

– третье – звездное.

Кольца покрыты воздушной оболочкой, и когда они разрываются, человек видит небесные светила.

Анаксимен (585–524 гг. до н.э.). Материя – аэр (воздух). Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, затем – водой, затем – землей, затем – камнем. Такое движение происходит вечно.

Гераклит из Эфеса (544–484 гг. до н.э.). Главное произведение – «О природе».

«Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».

Огонь проходит пути:

Подчиняясь необходимости, материя не зависит ни от Бога, ни от человека. Мир – упорядоченный космос. Огонь – причина всех изменений в природе, материальная основа мира. Вечное обновление мира происходит через борьбу противоположностей. «На входящего в одну и ту же реку текут все те же и новые воды».

Изменения в мире подчиняются всеобщему закону Логоса (Логос – слово, закон, разум). Все человеческие законы должны соответствовать божественному Логосу.

Основы диалектики Гераклита.

Раздвоение единого и познание его противоречивых частей.

Учение об «обмене», «взаимопереходе», «тождестве противоположностей». «Война есть отец всего и всего царь, одним она определила быть богами, другим – людьми». Тождество временно, борьба абсолютна.

В мире все относительно. «Добро и зло – одно». «Врачи, мучающие больных, режущие и жгущие их, требуют еще и денег». «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом».

Познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум. Мудрость в том, чтобы говорить истину и поступать в соответствии с природой.

Огнем управляет Логос – мировой закон. Из огня все выходит, туда же все и возвращается. Все изменчиво, находится в стадии становления. Смерть – есть рождение чего-то.

Человек занимает центральное положение среди живого. В человеке борется сон и бдение, смерть и жизнь, старость и юность.

Человеческая душа – часть мирового огня. Через душу человек связан с Логосом.

Душа – паук, а тело – паутина (тело управляется душой). Мудрая душа – горячая. Влажная душа не горит (у пьяниц).

Общество возникло в результате войны людей за свои интересы.

Красота и безобразие, добро и зло – это впечатления души человека о мире.

Жизнь вечно страдает. В каждой новой жизни человек должен получить наказание за прошлые прегрешения.

Человек – результат развития космоса.

Чтобы познать Логос, нужно быть правильным человеком.

232 000 книг и 41 000 аудиокниг

Источник: https://MyBook.ru/author/valerij-dmitriev/osnovy-filosofii-2/read/?page=6

Фалес: мудрец и натурфилософ | Философский штурм

1. Фалес: Согласно изложенному нами закону развития человеческой мысли и

Впервые как-то определить философию через её противопоставление мудрости попытался Пифагор, сказав, что он (Пифагор) не мудрец, а всего лишь любитель мудрости. В этой дефиниции (философия есть любовь к мудрости) нет и намека на предметную сторону философии.

Предметная сторона философии хорошо обозначена, например, у Гегеля: философия есть мышление не с помощью представлений, а с помощью понятий или принципов. Но здесь не видно различия между мудростью и философией. Ведь не всякая мудрость дана в представлениях и не всякая в понятиях.

Сергей Борчиков в теме «Шесть уровней философского сознания» первый уровень рассматривает как «самодеятельное метафизическое мышление».

Может к этому первому уровню и относится мудрость? И к какому уровню философского сознания принадлежал, например, Фалес, да и другие раннегреческие наторфилософы, ведь они не могли изучать предшествующие философские системы, поскольку их просто не было?

Соотношению мудрости и философии посвящена эта статья.

Познав себя, никто уже

не останется тем, кто есть.

Томас Манн

Сила и слабость философа

О первом философе Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа.

Первая о том, как он, предвидя хороший урожай оливок, арендовал все маслобойни, стал диктовать цены на продукцию маслобоен и, таким образом, разбогател.

Вот как это описывает Аристотель: «Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы роздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов» (Аристотель. Политика. 1259а).

Вторая легенда о том, как Фалес, заглядевшись на звездное небо, упал в яму (мол, витает в облаках, а что под ногами — не видит) «Рассказывают, — пишет Платон, — что когда он, наблюдая небесные светила и заглядевшись наверх, упал в колодец, то какая-то фракиянка, миловидная и бойкая служанка, посмеялась над ним, что-де он стремится знать, чт? на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает. Эта насмешка относится ко всем, кто проводит свой век в занятиях философией» (Платон. Теэтет. 174а).

Л.Е. Балашов «Занимательная философия»

Краткое содержание

О принципах философии. Интеллектуальная система Фалеса. «Начало всего есть вода» — первопринцип, выдвинутый Фалесом. Аргументы в пользу того, что первовлага есть единая материальная первопричина мира. Гилозоизм и анимизм во взглядах Фалеса. Философия энергетизма.

Понимание перволаги не как материальной, а как информационно-энергетической субстанции. Тезис Фалеса «Самое трудное — познать самого себя». Энергетическая сущность человека и мышления. Сосредоточение как пропускание мировой энергии через себя. Интерпретация отрывка из романа В.Пелевина «Жизнь насекомых».

Познание мира в его единстве требует такого же познания себя как тождественной мировой субстанции.

Начало всего есть вода

Философия имеет дело с принципами. Найти принцип какой-либо философии по Гегелю означает: 1) определить объективное начало всех вещей, некое содержание, 2) выяснить критерий познания, абсолютное основание всего, первое в движении мышления (4, с.55-56).

Философия в свете таких принципов давно уже не востребована. Востребованы жизненные принципы философии, понятные здравому смыслу и применимые в повседневной практике и общении (например, афоризмы великих людей и философов).

Свою задачу вижу в том, чтобы попытаться рассмотреть некий философский тезис, эксплицирующий определенную концепцию в истории философии, в его предельных основаниях, проводя паралели и с современными идеями из различных областей интеллектуальной деятельности, допуская при этом большую долю условности и свободу интерпретации.

Объектом анализа явились концепт Фалеса: «Начало всего есть вода» и приписываемое первому натурфилософу изречение «Познай самого себя».

Интеллектуальную систему Фалеса можно представить следующими положениями:

1 с Фалеса начинается философия в собственном смысле слова, отличная от религии, мифологии, искусства, науки и других сфер духовной жизни;

2 квинтэссенция философии Фалеса заключена в тезисе «Все есть вода»;

3 Фалеса можно отнести к первым греческим естествоиспытателям за его открытия в области астрономии и геометрии;

4 мировоззрению Фалеса присущи анимизм и гилозоизм, что находит свое подтверждение в его высказываниях: души бессмертны, космос одушевлен и полон богов;

5 история сохранила мудрые изречения и несколько житейских историй, характеризующих образ Фалеса, также известно, что Фалес был представителем «семи мудрецов» и активно участвовал в общественно-политической жизни. Самым ярким из афоризмов Фалеса периода «семи мудрецов» является изречение «познай самого себя».

Как правило, первые два положения логически связаны между собой и прочно обоснованы в истории философии. Третье положение историки философии либо относят к не совсем удачным попыткам научного объяснения явлений природы, либо считают это предметом истории науки, а не философии.

Четвертое положение вообще остается вне сферы философского анализа как пережиток религиозно-мифологического мировоззрения.

Пятое положение обычно также ни как не связывается с философией Фалеса, а рассматривается как набор анекдотов, пригодных для того, чтобы привлечь внимание студентов на лекциях по философии.

Для начала философствования необходимо, чтобы мысль сосредоточилась на самой себе. Чтобы начать рефлектировать и понимать, нужно испытывать неудовлетворенность своим существованием и нравственной жизнью.

Говоря словами Гегеля, философия возникает «в эпоху, когда дух народа уже освободился как от состояния безразличного прозябания первобытной естественной жизни, так и от точки зрения страстной заинтересованности, так что эта направленность на единичное изжила себя» (3, с.110).

Касательно индивидуального существования отдельного человека, потребность в философии возникает тогда, когда человек говорит себе: так дальше жить нельзя, и задается вопросом: а как дальше жить? Чтобы жить дальше нужно стараться не совершать ошибок, т.е. не попадаться на чужие уловки, а жить своим умом.

Это означает найти то, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Языком гегелевской философии это звучит так: «нужно возвести предметную действительность в рефлектирующееся в себя понятие и положить ее самое как понятие» (3, с.207).

Именно это впервые предпринял Фалес, поэтому он считается родоначальником философии. Итак, философия возникает тогда, когда мышление направлено на себя и порождает Понятие, которое не является чистым продуктом мышления, как фантазия, ничем не связанным с действительностью, а показывает действительность в ее всеобщности, целостности и единстве.

Этим Понятием или первоначалом является у Фалеса Вода или Первовлага. Все происходит из воды, вода есть начало и конец Вселенной.

Вода с легкостью преображается во все другие тела и принимает многообразие форм. Вода, наконец, первейший элемент из четырех главных элементов.

Эта мысль о воде как первопричине всего, как постоянный элемент всех изменений является наиболее достоверной мыслью Фалеса.

Фалес впервые поставил вопрос об источнике единства в многообразии и предположил в качестве такого источника Первовлагу, но не привел аргументов в пользу этого тезиса. Вся аргументация была создана последующими интерпретаторами философии Фалеса.

Первый аргумент приводится Аристотелем: «Так, Фалес, родоначальник такого рода философии, считает [материальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля – на воде).

Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а «то, из чего [все] возникает», – это, [по определению], и есть начало всех [вещей].

Вот почему он принял это воззрение, а также потому, что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу [существ] – вода» (10, с.109). То есть, если без воды не может жить ни одно существо, то, значит, вода есть основа всего. Однако такая псевдо-естественнонаучная наблюдательность по-детски наивна и несостоятельна.

Второй аргумент состоит в том, что из четырех первоэлементов вода способна переходить во все остальные: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь [собств. «перелепливаясь»] во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира.

Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» (10, с.110). Данный аргумент поднимает фундаментальную проблему греческой натурфилософии — проблему изменения. Однако все первоэлементы кроме земли с легкостью перетекают во все остальные.

Третья аргументация представлена норвежскими философами, авторами учебного пособия по истории философии Г. Скирбекком и Н. Гилье: «Вода существует частично в виде недифференцированной первоосновы (жидкая вода) и частично в виде дифференцированных объектов (всего остального). Таким образом, устройство вселенной и преобразования вещей могут быть представлены в виде вечного кругооборота:

— вода в дифференцированном состоянии;

— вещи;

— первооснова;

— вода в недифференцированном состоянии.

Итак, суть предлагаемой интерпретации рассматриваемого положения Фалеса кратко выражается формулой — из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду»(9, с.24). Данная аргументация хотя и не дает ничего нового по сравнению с прежними, но отличается логической точностью и определенностью.

Приведенные аргументы убеждают в том, что отнести Фалеса нужно не только к родоначальнику философии, но и к раннему естествоиспытателю: «положение, что все возникло из воды, следует рассматривать в качестве научной гипотезы, а отнюдь не в качестве абсурдной гипотезы» (8, с.58).

Однако выводы о естественно-научной основе учения Фалеса опровергаются тезисами раннего древнегреческого мыслителя о том, что «все полно богов» и «души бессмертны». А.Ф. Лосев в «Очерках античного символизма и мифологии» предлагает «порвать с «научностью» таких систем, как ионийская.

Здесь первые полеты грандиозных вне-эмпирических обобщений» (6, с.105). Учению Фалеса присущи не наблюдательность естествоиспытателя, а гилозоизм как учение об универсальной одушевленности материи и анимизм — вера в духов как причину жизни и явлений природы.

Идея о том, что «Бог есть разум мира, вселенная же одушевлена и вместе с тем полна демонов; божественная сила пронизывает даже первичную влажность, являясь ее движущим началом» позволила Цицерону увидеть в «боге» Фалеса «ум» Анаксагора. Говоря словами А.Ф.

Лосева, мышление Фалеса – это «мистический опыт, зацветающий роскошным покровом мифа», за которым нужно увидеть «учение о Боге как имманентной сущности всякого становления, учение о тождестве Бога, Мира, Разума и Души, как общего, исходного диалектического Понятия-Мифа» (6, с.11).

Если под мифом понимать не наивно-примитивное мировоззрение, свойственное первобытно-родовым отношениям, а диалектику Абсолютного Мифа, то с таким сравнением можно согласиться.

Похожее учение о диалектическом единстве в природе материального и духовного начал возникло в XIX веке. Оно основано на открытии свойств энергии. Энергия (с греч. деятельность) — общая мера различных форм материального движения.

Энергия есть свойство системы, заключающееся в способности совершить внутри себя движение. В философских концепциях энергия трактуется как особого рода субстанция или как некая внутренняя активность, как всякое раскрытие какого-либо содержания вовне, т.е.

действие сущности в инобытии. В отличие от близкого понятия эманации, энергия подчеркивает активность сущности, момент свободы в ней. В философии Аристотеля под энергией подразумевается все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело (греч.

ergon), что равнозначно решительности, волеустремленности человеческого поведения.

Понятие энергии в современной физической картине мира определяется «законом сохранения энергии», согласно которому различные виды энергии при соответствующих условиях могут превращаться один в другой, однако энергия в целом и при всех превращениях остается равной самой себе (по количеству).

Этот принцип открыл Роберт Майер, который считается родоначальником энергетизма как философского направления. Энергетизм — отрасль знаний об энергиях, их взаимодействиях, способах и методах их использования.

На основе учения об энергиях энергетизм раскрывает основы мироздания, его базисные принципы, а так же разъясняет сложные предметы бытия. В качестве философской категории энергия нашла свое обоснование в диалектическом энергетизме австрийского ученого и философа В.

Оствальда, который рассматривал энергию как естественное средство снять разграничение мира на материю и дух, подчинив оба понятия понятию энергии. Материя и дух, таким образом, сводятся к энергии.

Рискну предположить, что под Первовлагой, Фалес понимал нечто иное, чем материальную стихию. Возможно, уровень развития человеческих знаний того времени не позволял еще сформулировать нужную категорию.

Если выйти за рамки материально-эмпирического восприятия мира и встать на точку зрения энергетического подхода, тогда некоторые неточности и просчеты в учении Фалеса устраняются сами собой. Именно энергия есть то, что невозможно ни создать, ни уничтожить, она всегда была, есть и будет, энергия способна принимать самые разные формы.

То, что вода обладает огромным информационно-энергетическим потенциалом известно с древнейших времен в форме донаучного и вненаучного знания, хотя нашло научное подтверждение только в настоящее время (11).

Если поставить в центр греческой натурфилософии, начиная с Фалеса, вопрос об изменении и проблему единства в разнообразии, то без понятия энергии как меры движения и внутренней активности обойтись очень трудно.

Именно способность Первовлаги внутренним побуждением переходить в самые разнообразные состояния, сохраняясь при этом в качестве первоосновы и не уничтожаясь, делает «воду» Фалеса принципом философского мышления.

Рассматривая учение Фалеса с точки зрения энергетизма, становится возможным логический переход от тезиса «все есть вода» к тезису «все полно богов» и одушевленности мира.

Во-первых, признав, что все вещи пронизаны энергиями, уже не кажутся такими абсурдными аргументы в пользу одушевленности предметов природы на основе свойств магнита и янтаря.

Во-вторых, интерпретируя тезис «все полно богов» как признание множества форм энергии, которые переходят друг в друга и пронизывают все мироздание, в таком случае взгляды Фалеса нельзя считать пережитками религиозно-мифологического мышления.

Энергетическое понимание Первоначала Фалеса позволяет снять антитезу материальной основы мира и всеобщей божественности и одушевленности, поскольку энергия представляет собой и физическое и идеальное явление.

Источник: http://PhilosophyStorm.org/node/1644

Scicenter1
Добавить комментарий