1. История развития коммуникаций. Понятие сети: История развития коммуникаций довольно чётко делится на три

История развития коммуникаций в обществе — файл 1.doc

1. История развития коммуникаций. Понятие сети:  История развития коммуникаций довольно чётко делится на три
История развития коммуникаций в обществе
скачать (80 kb.)

1.doc80kb.18.12.2011 06:31скачать

Реклама MarketGid:

Введение

Возникнове­ние человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная рево­люция». Язык стал основным средством общения и передачи ин­формации. Человек, как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми. Для интенсификации и расширения сферы публичных коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния и он вынужден был искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении. Пожалуй, самым первым наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций являлась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение ее в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации. Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы. Здесь речь шла об осуществлении внешних публичных массовых коммуникаций, осуществляемых путем перемещения субъектов коммуникации во внешнюю отдаленную коммуникативную среду. Одной из причин, вызывавших стремление к осуществлению таких коммуникаций является желание расширить сферу функционирования и развития системы обмена товарами, информацией, а в последующем и предметами материального производства. За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообще­ний: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмеди Возникновение письменности, положившее нача­ло переходу от словесной культуры к письменной, датируется при­близительно 3-м тысячелетием до н.э. Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различ­ные предметы (например, стрела или меч могли означать объявле­ние войны, а зеленая ветвь — предложение мира; разновидностью предметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на Востоке), а также узелковое письмо, получившее распростра­нение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где коли­чество узелков соответствовало количеству животных. Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пикто­графии простые изобразительные знаки, иногда способные вы­зывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каж­дый отдельный знак обозначает слово или словосочетание. Оче­видно, что овладение иероглифическим письмом требует немалых усилий по заучиванию многочисленных иероглифов. Подлинной революцией в письменности стало изобретение фо­нетического письма, в котором особым символом обозна­чался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. Когда мы говорим, мы произносим сравнительно немного сущест­венно различающихся звуков. Поэтому количество символов, необ­ходимых для их обозначения, невелико. Такое письмо оказалось эф­фективным, гибким и высокоадаптивным средством общения, удобным для обучения и запоминания, поскольку не надо учить ты­сячи иероглифов. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.

Примечательно, что, борясь с избыточностью знаков в письме, некоторые народы пользовались только согласными звуками. Так, финикийцы (которые, предположительно, были первыми, кто ис­пользовал фонетическое письмо еще в конце 2-го тысячелетия до н.э.) записывали только согласные звуки, обозначавшиеся 22 знаками.

Гласные отсутствуют и в древних рукописях других наро­дов.. Греки к согласным добавили гласные буквы. Ко IIв. до н.э. сло­жился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы.

Классическая латиница легла в основу письменности романо-гер-манских народов, а также балтийских и некоторых славянских (по­ляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты).

Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с не­большими изменениями сохранился до настоящего времени. Он был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славян­ской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX в. сла­вянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослу­жебные книги. Церковно-славянский язык в его древнерусском варианте также характеризовался высокой степенью сжатости: часто встречаю­щиеся слова сокращенно записывались в религиозных текстах всего несколькими буквами, подобно тому, как мы в настоящее время пользуемся аббревиатурами вроде ООН, ЮНЕСКО, РФ, СНГ и др. Чем больше было распространено то или иное слово, тем ско­рее оно угадывалось и тем меньше о нем требовалось сообщать. Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом ва­рианте, сыграло колоссальную цивилйзационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на матери­альном носителе — пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди по­лучили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться в глубь истории, знакомить­ся с классическим литературным и философским наследием про­шлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно предста­вить, насколько оно превысило возможности человеческой памя­ти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, бы­стрее стало меняться само общество. С возникновением письменности человечеству пришлось ре­шать еще одну важную проблему — проблему поверхностей, пригод­ных для письма. Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых, легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы (как позже береста на Руси) обладали одним существенным недо­статком — делали практически невозможным внесение изменений или исправлений в текст. Современные историко-культурные исследования показывают, что древние римляне были, вероятно, первыми, кто преодолел эту трудность: они покрывали деревянные дощечки воском и затем вы­резали в нем свои тексты. Чтобы внести изменения в написанное, разглаживали воск, а на разглаженной поверхности писали исправ­ленный текст. Адресат мог прочесть его и написать ответ на той же восковой табличке, предварительно разгладив воск. Так возникла двусторонняя система посланий, вполне в духе современного факс­аппарата (условным прообразом которого можно считать восковую табличку). Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папи­русную бумагу для письма. Из папируса, произраставшего на отме­лях Нила, египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверх­ность для письма. Технология производства бумаги, придуманная древними египтянами, имеет много общего с современным бумаж­ным производством. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило пере­ход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значитель­но увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типо­графским способом, стала достоянием широкого круга читателей. Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце IX в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков. Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в Германии И. Гутенбергом (1399—1468), а печатание первой знаменитой Библии Гутенберга было закончено в 1456 г. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутен­берг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев; более того, некоторые специалисты утверждают, что печать с на­борных матриц была открыта в Голландии раньше, чем в Гер­мании. Новый способ распространился очень быстро и ознаменовал на­чало «эры Гутенберга». Данный термин, широко используемый в со­временной коммуникативистике, был предложен известным канад­ским ученым Г.М. Маклюэном (столь же часто используется и дру­гой его термин «Галактика Гуттенберга») для обозначения одного из трех выделенных им этапов в развитии цивилизации наряду с воз­никшим ранее письменным и современным, основанным на элек­тронных аудиовизуальных мас-медиа. Россия вступила в «эру Гутенберга» через сто лет, при Иване Грозном, когда в 1564 г. в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке — «Апостол».[1, c.51] Изобретение Гутенберга использовалось практически в неиз­менном виде вплоть до конца XVIII в. В начале XIX в. на смену пе­чатному станку пришли печатные машины, обладающие значитель­но большей производительностью. В 1866 г. У. Буллоком была со­здана ротационная машина, печатающая одновременно на обеих сторонах бумажного полотна и потому исключительно удобная для выпуска газет. Спустя два десятилетия в США появилась строкоот­ливная машина — линотип, а в 1897 г. — буквоотливная наборная ма­шина — монотип, значительно облегчающая корректуру и верстку. Бурное развитие полиграфической индустрии охватило весь мир. Так, в России в 1913 г. было 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. человек [4, c. 130] Промышленное производство книг повлекло за собой значи­тельные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли гра­мотного населения; книга стала с самого начала «невежества тем­ность прогоняти» (С. Полоцкий), будучи средством не только рели­гиозного, но и светского просвещения. Во-вторых, развитие книго­печатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бу­мажной промышленности. С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов, как между современниками, так и между Поколениями и представителями различных культур. Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии. Так воз­ник мощный канал массовой коммуникации — пресса, воздействие которой на массовое сознание, но праву снискало ей титул «четвер­той власти». Пресса начинает успешно конкурировать с книжным производством, а в некоторых странах, например в России в XIX в., становится центром культурного и литературно-публицистическо­го процесса. Таким образом, к началу XX в. в «Галактике Гутенбер­га» в равной степени представлены как книжное, так и газетно-журнальное производство.

  1. Электронная коммуникация.

Четвертая коммуникативная револю­ция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Согласно концепции Маклюэна, она знаменовала конец «эры Гутенберга» и начало перехода от условных печатных знаков к возрождению естественной устности, характерной для дописьменной культуры, но основанной на новейших радиотелевизи­онных средствах связи. Естественность новых средств связи Маклюэн видел в «элек­тронной устности» с ее слухо-визуальным воздействием на людей, тогда как печатная культура, по его мнению, воспитывала искусст­венное, линейное, одномерное восприятие мира (основанное на принципе бегущей строки), лишенное зрительной и акустической многомерности и натуральности. Провозглашая конец «эры Гутен­берга», Маклюэн расчищал путь идеям «новой грамотности» — элек­тронной, аудиовизуальной, взамен традиционной, основанной на печатном слове.[1, c. 52-53] Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, бла­годаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации. Начало было положено созданием техники телеграфии. Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказал мысль о том, что для связи на дальние расстояния можно использовать «симпатическую иглу» (природ­ный магнит). В 1746 г. английский естествоиспытатель Уотсон передал электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реали­зовано оно было лишь в XIX в. В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786—1837). В 1832 г. он создал первый пригодный для практики электромагнитный теле­графный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную пере­дачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе (1791—1872) — американский портретист, переквали­фицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистан­ционную передачу сообщений с использованием специального дво­ичного кода — «азбуки Морзе». В 1844 г. Морзе со своей группой за­вершили проведение телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором и через нее азбукой Морзе было отправлено знамени­тое послание «Что сотворил Бог?» — первое послание, отправлен­ное по первой общественной телеграфной линии в мире. В 1851 г. для связи начали использовать подводный кабель, проложенный под Ла-Маншем, а в 1866 г. и Трансатлантический кабель, проло­женный между Европой и Америкой. По этим кабелям передавали телеграфные сообщения, а после изобретения телефона появилась возможность передавать по проводам и человеческий голос. Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847—1922) — шот­ландец, эмигрировавший в Америку (г. Бостон). В 1876 г. Белл и его ассистент ТА. Уотсон получили патент США на телефонный при­бор. В 1878 г. Белл продемонстрировал свое изобретение королеве Виктории, которая была так восхищена им, что распорядилась про­ложить телефонную линию от острова Уайт до Лондона. Несколько месяцев спустя первая в мире общественная телефонная линия на­чала функционировать в Лондоне. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Мос-Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространить по всему миру.

В то же время продолжались поиски более быстрых и более дешевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, которые могла обеспечить только беспроводная связь. В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Маркони (1874—1937) начал свои эксперименты, а в течение 1985 г.

он добился успеха, посылая простейшие сигналы на расстояние более 3 км. В 1897 г. в Лондоне департамент телеграфа британской почты организовал демонстрацию аппарата Маркони. В России работы по созданию радиопередающего и принимающего устройства велись физиком и электротехником А.С. Поповым 359—1906).

Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. К лету 1897 г. Попову удалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в 1901 г. — около 150 км. К 1901 г.

Маркони удалось значительно увеличить дальность радиосвязи — он послал первое радиосообщение через Атлантичесий океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м. Началась эра радиосвязи на большие расстояния.

Для первых радиосообщений использовалась азбука Морзе, но уже в 1906 г. появилась возможность передавать и человеческий голос. Человеческая речь и музыка впервыепрозвучали по радио в Великобритании в 1907 г.

Еще в начале XX в. Маркони предсказал, что вскоре появится «видимый телефон». Активная работа по его созданию велась в России. Профессор Санкт-Петербургского технологического института Б.Л. Розинг 22 мая 1911 г. произвел первый в мире опыт передачиизображения по проводам на расстояние.

Им была создана электронно-лучевая трубка — прообраз современного кинескопа. В 1925 г. в Лондоне Дж.Л. Берд осуществилбеспроводную передачу изображения человека из одной комнатыв другую.

Через три года из студии Берда Британская радиовещательная корпорация (Би-Би-Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Си начала регулярное телевещание на весь мир.

Новое средство коммуникации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры — экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и воспри-тия сообщений.

В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные рограммы — это было начало цветного телевидения. По­степенно начали формироваться межнациональные телевизион­ные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объедини­лись в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спут­ников позволило телевещанию стать поистине всемирным явле­нием. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Со­ветском Союзе, а к концу 1980-х гг. на земной орбите вращались уже около 3500 спутников. Причем общее количество спутников, запус­каемых СССР, было почти в 3 раза больше, чем запускаемых всеми остальными странами (включая США). Спутники изменили всеоб­щее восприятие мира. Ныне наша планета окружена кольцом спут­ников, которые создают невидимую электромагнитную сеть, связы­вающую мир воедино постоянным обменом видимой и слышимой информацией. Спутник связи получает сигналы от наземного пере­датчика или от соседних спутников-трансляторов, затем посылает сигналы на соответствующие земные приемники. При этом спут­ник может связываться с неограниченным количеством наземных принимающих станций, входящих в радиус его действия. В послед­ние годы стоимость радиотелевизионных систем (профессиональ­ных и бытовых), принимающих сигналы со спутников, резко снизи­лась, а их качество кардинально улучшилось — их коммуникацион­ная загрузка удваивается приблизительно каждые 5 лет. Все это предвещает радикальные культурные последствия: космическая эра, начавшаяся чуть более 40 лет назад, привела к глобальным переменам в коммуникациях. В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила воло­конно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель бо­лее надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопас­ности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слыши­мость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В 1988 г. всего лишь одна нить волоконно-оптического кабеля была способна пере­давать одновременно более 3 тыс. телефонных разговоров, тогда как объем передач по одному медному кабелю не превышал 48 раз­говоров. Теперь этот показатель многократно увеличился — по одной нити оптического волокна можно передавать одновременно несколько миллионов телефонных разговоров. В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлан­тический океан. Этот кабель позволял вести телефонные разгово­ры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Во вто­рой половине 1990-х гг. была установлена связь с использованием волоконной оптики между всеми континентами. Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Долгое время вычисли­тельная техника и техника связи развивались параллельно: гро­моздкие ламповые ЭВМ первых поколений занимались в основном рутинной переработкой огромного количества цифр. Сегодня ком­пьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше. Ключевым моментом такого схождения стало превра­щение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последо­вательности двоичных чисел (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире). Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям. О развитии цифровых технологий свидетельствует тот факт, что на цифровой компакт-диск (CD) первоначально помещалась 70-ми­нутная музыкальная запись, а сегодня на одном CD-ROM может уместиться текст солидной энциклопедии. Цифровые технологии в отличие от аналоговых (используемых, например, в обычных маг­нитофонах) позволяют делать неограниченное количество копий без потери качества — оригинал и тысячная копия будут идентич­ными. Цифровая информация может храниться как угодно долго, она не ветшает и легко доступна при наличии соответствующей техники. Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поисти­не глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволя­ют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные тех­нологии связи, хранения и обработки информации в своей сово­купности создают такое интегральное качество, которое без пре­увеличения можно назвать информационным обществом, ближай­шим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет. Внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ. Информационное пространство «захлестывает волна», которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость. Заключение Термин «коммуникация» был введен в научный оборот в начале XX в., а ранее проблема коммуникации рассматривалась как проблема человеческого общения. Хотя человеческое общение всегда составляло основу социального бытия, а его значение и суть далеко не одинаково осознавались на разных этапах становления и развития человеческого общества. Коммуникация сложное и многогранное явление, представляет собой необходимые условия и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ. В этом процессе выделяются следующие этапы: возникновение речи, письменности, книгопечатания наконец электронных средств коммуникации. Возникновение и широкое распространение электронных средств коммуникации в XX в. Стимулировали исследовательский интерес к проблемам массовой коммуникации. В результате было выдвинуто и получено империческое подтверждение большое количество теорий, осмысляющих и объясняющих роль и значения СМИ в современном обществе. Список литературы

  1. Основы теории коммуникации: Учебник/Под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. -615 с.
  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», 2001. — 656 с.
  3. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. — 319 с.
  4. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций: Учеб. пособие. СПб.: ЛОПИ, 1995. — 163 с.
  5. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. Учебное пособие. СПб., 2001. – 230 с.

Скачать файл (80 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v36531/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5

Исторические этапы развития коммуникации как социокультурного феномена. (ОТК)

1. История развития коммуникаций. Понятие сети:  История развития коммуникаций довольно чётко делится на три

Коммуникации в обществе развиваются от устной к документной и далее к электронной коммуникации. Эволюция социальных коммуникаций органически связана с эволюцией культуры: пракультура, археокультура, палеокультура, неокультура и постнеокультура.

Последовательная смена коммуникационных систем происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребности отдельных людей и общества в целом. Разрешение кризиса происходит путем изменения перегруженных каналов.

Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов (родом социальной коммуникации).

А.В. Соколов очерчивает такую хронологию развития форм коммуникационной культуры: словесность, книжность, мультимедийность. Книжность он подразделяет на три поколения: палеокультурное, мануфактурное неокультурное, индустриальное, неокультурное.

Словесность — форма коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность — состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации.

Мультимедийность — состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Каждому или почти каждому большому периоду истории соответствует свой тип коммуникационной культуры.

Хронология коммуникационных систем

Постнеокультура, или культура постмодерна: с конца 60-х гг. начинает развиваться теория постиндустриального общества (или информационного общества), отличительными чертами которого считают:

качественно возросший объем и значение научного знания и информации;

— развитие средств коммуникации;

— массовое распространение творческого, интеллектуального труда;

— преобладание в структуре экономики сферы услуг и др.

Становление информационного общества связывается с развертывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер.

Ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. Новая эпоха, кроме того, обозначает законченность определенного исторического и мировоззренческого периода.

Очевидно, что наиболее заметными процессами, характеризующими современное общество, являются процессы информатизации, но вместе с тем наряду с ними происходят и другие, не менее знаковые для эпохи события, например: смена мировоззренческих установок, изменение подходов в научном познании, пересмотр ориентиров всоциально-политической практике и т.д.

Наступление постмодерна связывается с отказом от универсальности, от стремления охватить все многообразие бесконечной реальности несколькими общими идеями или какой-тоисчерпывающей философской концепцией. Постмодернистскому мировоззрению чужда «фундаменталистская установка».

Основными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются: плюрализм, релятивизм, децентрация, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, контекстуальность.

Это в полном смысле «мозаичное общество», которое то и дело меняет центры притяжения и отличается предельной подвижностью своих связей и зависимостей.

Появляются возможности для развития индивидуальности.Возникает парадоксальная ситуация: некогда маргинальные субкультуры теперь выходят на передний план. Меньшинства, будь то национальные, сексуальные, религиозные, в своей совокупности оказываются в большинстве.

Вместе с тем подобная ситуация указывает на то, что мир становится ближе к человеку; последнему уже больше не надо подстраивать свою индивидуальность под общую идею, он может полноценно жить своей собственной жизнью, выбирая собственный фрагмент культурного пространства, не оглядываясь на общепринятые стереотипы.Г.

Маркузе считал, что на смену «принципу производительности» должен прийти «принцип удовольствия». По его мнению, человеку необходимо вырваться из пределов материального производства — царства отчужденного труда и погрузиться в мир игры и фантазии. Труд должен стать средством самовыражения и реализации индивидуальных способностей,и, как полагал Г.

Маркузе, это возможно при превращении его в игру, в разновидность отдохновения. При этом Г. Маркузе предупреждал о рисках, связанных с воздействием коммуникативных технологий манипулятивного характера, облачённых в «приятные» формы.

Т. з. Маклюэна:от алфавита и письма к печатному станку, а затем к электронным средствам коммуникации – таков путь развития цивилизации…

— эпоха «дописьменного варварства», в которой жил «человек слушающий» речь другого;

— эпоха письменной кодификации, при которой в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами;

— это эпоха Гуттенберга, при которой наступает «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории;

— современная эпоха, для которой характерен синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры). Электрические и электронные средства связи, по словам Г.М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_178834_istoricheskie-etapi-razvitiya-kommunikatsii-kak-sotsiokulturnogo-fenomena-otk.html

Этапы развития средств коммуникации

1. История развития коммуникаций. Понятие сети:  История развития коммуникаций довольно чётко делится на три

В истории развития средств коммуникации можно выделить пять основных периодов.

1. Довербальный период. Это период развития пещерного человека, не владеющего еще членораздельной

речью (слово «вербальный» означает словесный). Продолжался он сотни тысяч лет. Комму-

никация между первобытными людьми осуществлялась с помощью простых звуков, мимики, жестов,

наскальных рисунков.

2. Период устного общения. Членораздельная речь как средство общения появилась примерно пятьдесят

тысяч лет назад. Стал развиваться язык -стихийно возникшая в человеческом обществе система дискретных,

членораздельных звуковых знаков. Постепенно язык становится основным средством коммуникации и

передачи знаний.

3. Период появления и развития письменности как средства общения. Он начался около пяти тысяч лет

назад. Письменность по-разному развивалась на Западе и на Востоке. Появление возможности фиксации

знаний с помощью письменных знаков -сначала на камне и глине, а затем на папирусе и бумаге — это

качественный скачок в развитии общения и цивилизации в целом.

4. Четвертый период связан с эпохой книгопечатания. Она началась около пятисот лет назад с появлением

в Германии первого печатного станка с подвижными литерами, изобретение которого связывают с именем

Иоганна Гутенберга (1399-1468), впервые напечатавшего в городе Майнц 42-строчную Библию. Значение

этого изобретения трудно переоценить. Считается, что это самое большое достижение человечества за

последнее тысячелетие.

5. Пятый, современный, период охватывает последние сто лет. Он знаменуется появлением таких средств

общения (коммуникации), как радио, кино, телевидение, компьютерные сети, системы мультимедиа. Нетрудно

усмотреть в них одно общее свой-

ство: все они позволяют использовать для общения невербальные знаковые системы — человек как бы

возвращается к тем средствам общения, с которых началось его развитие. Это не случайно: потребность в

общении на невербальном уровне определена самой природой человека, особенностью его сознания.

Схема на рис. 2 представляет пять этих периодов. Для большей наглядности весь эволюционный путь

развития средств коммуникации (и одновременно — развития цивилизации в целом) показан в виде зигзага,

отражающего основные поворотные моменты истории: появление устной речи, появление письменности,

изобретение книгопечатания и т.д.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 256 с. — (Весь Мир Знаний). 8

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9

Рис 2. Этапы развития средств коммуникации

Очевидна та стремительность, с какой происходит развитие средств коммуникации, средств общения.

Несколько десятков или даже сотен тысяч лет -достаточно малый промежуток по сравнению со временем

существования жизни на Земле (по разным оценкам около двух миллиардов лет). За время, прошедшее от

момента, когда первобытный человек впервые взял в руки каменный топор, и до запуска первого спутника,

животный и растительный мир изменился очень незначительно. Например, эволюционные изменения, которые

за это время произошли с лошадью, заключаются в основном в том, что пальцы у нее на ногах срослись

вместе, образовав копыта, — в результате лошадь стала быстрее бегать. Но разве сравнимо это с теми изменени-

ями, какие произошли с человеком за тот же промежуток времени?

Заметим, что современный человек внешне мало отличается от первобытного. Если бы с помощью

«машины времени» удалось перенести в наше время какого-нибудь кроманьонца (первобытного человека,

проживавшего в эпоху палеолита на территории Европы), одеть в современную одежду и вывести на улицу, то

вряд ли кто обратил бы на него особое внимание.

В отношении же таких качеств, как сила, ловкость, быстрота реакции, первобытный человек явно

превосходил современного. Так что результаты, достигнутые человеком в процессе эволюции, связаны не

столько с анатомическими изменениями и совершенствованием его органов чувств, сколько с развитием

сознания и мышления. Рассмотрим подробнее,

за счет чего человек за сравнительно короткий срок сумел добиться столь впечатляющих успехов.

Как известно, основной движущей силой эволюции у животных является естественный отбор: выживает

тот, кто сильнее, кто лучше может приспособиться к изменениям окружающей среды. Положительные

качества, благодаря которым отдельным особям удается выжить, передаются затем по наследству их

потомству. Таким образом, от поколения к поколению накапливаются изменения, отражающие всю историю

развития данного вида животных. И, как мы видели на примере лошади, должно пройти немало времени,

чтобы эти изменения стали заметными.

Развитие человека происходит по другим законам. Темпы развития человека несоизмеримы с темпами

эволюции у животных прежде всего потому, что в борьбе за выживание он, в отличие от животного, не просто

приспосабливался к окружающей среде. Люди объединялись в совместном труде, создавали орудия труда и с

их помощью преобразовывали среду обитания в соответствии со своими постоянно развивающимися

потребностями.

По мере развития сознания и мышления человек имел возможность в своей деятельности опираться не

только на личный опыт, но и, благодаря общению с себе подобными, — на исторический опыт всего общества.

Образно говоря, преимущество человека перед животным состоит в том, что он имеет возможность в процессе

общения и обмена информацией учиться на ошибках и достижениях других людей.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 256 с. — (Весь Мир Знаний). 9

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 10

Именно общение является той движущей силой, которая позволяла переходить человеку на все более

высокие ступени своего развития.

У первобытного человека были примитивные орудия труда и простейшие способы общения. Но уже в этих

условиях в полной мере проявлялась неразрывность трудовой деятельности и общения: результаты

коллективного труда напрямую связаны с тем, насколько согласованно действуют люди, насколько хорошо

они понимают друг друга. Только благодаря общению люди могли обмениваться опытом, накапливать его.

Появление новых орудий труда и предметов быта приводило к необходимости изобретать новые знаки для

их обозначения в процессе общения. Это, в свою очередь, давало новые возможности для развития

общественного и индивидуального сознания и, следовательно, стимулировало рост мыслительных и

творческих способностей человека. Таким образом, просматривается тесная связь между развитием

человеческого сообщества и развитием трудовой, творческой, познавательной деятельности человека.

Эволюция человека — это триединый процесс, связанный с развитием, во-первых, орудий труда и предметов

быта, во-вторых, знаковых систем и основанных на них языков общения, в-третьих, общественного и

индивидуального сознания самого человека.

Сознание — это высший уровень психической активности человека как существа социального. Оно

проявляется в целенаправленном характере его практической, познавательной, творческой и ин-

формационной деятельности. Важнейшей функцией сознания является осмысление окружающей

действительности.

Благодаря сознанию человек может в процессе общения соотносить свои действия с действиями и

жизненными позициями других людей, получает возможность познать самого себя. Познание самого себя есть

развитие самосознания.

Познавая предметы и явления, их взаимосвязи и взаимоотношения, человек выделяет существенные с

точки зрения общественной практики признаки, закрепляет их в своей памяти и передает другим людям. Тем

самым формируется личный и общественный опыт, общественное знание. Наше познание мира не есть

пассивное его отражение. Оно по природе своей активно и связано с общественной деятельностью человека.

Итак, подводя итог анализу периодов эволюции общения человека, можно сделать следующие выводы:

1. Человек — существо социальное, поэтому одним из основных условий его развития как личности

является общение с другими людьми в процессе трудовой, информационной и коммуникативной

деятельности.

2. Появление новых средств общения связано с тем, что на каком-то этапе общественного развития старые

способы перестают удовлетворять потребности общественного сознания.

Мысль о том, что не только язык общения, но и другие системы знаков используются человеком как

орудия взаимодействия с окружающей средой, вы-

сказана современным психологом Д. Брунером: «Язык — инструмент самого общего плана, ибо он дает

направление и инструкции для наших мускульных усилий, наших органов чувств и мыслительных

способностей… Для экономии мускульных усилий мы придумали специфические инструменты. Есть схемы,

экономящие нам время и усилия при восприятии, они реализуются в придуманных нами рисунках, диаграммах

и моделях. И наконец, что, вероятно, самое главное: существуют сокращающее время эвристики, дабы помочь

нам в планировании действий…» [65].

Каждая из информационных революций, пережитых человечеством — изобретение письменности,

книгопечатания, затем кино, радио, телевидения и, наконец, компьютерных систем коммуникации, —

приводила к существенному изменению среды обитания человека. При этом менялась и информационная

нагрузка на его разные сенсорные системы. Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе (важном для

понимания сути семиотических явлений в обществе), рассмотрим более подробно, каким образом человек

воспринимает и обрабатывает информацию.



Источник: https://infopedia.su/5x1a2.html

Scicenter1
Добавить комментарий