1. Классификация основных форм деятельности человека.

Классификация основных форм деятельности человека

1. Классификация основных форм деятельности человека.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают суще­ственное влияние на изменение функционального состояния орга­низма человека. Многообразные формы трудовой деятельности де­лятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигатель­ный аппарат и функциональные системы организма человека (сер­дечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспе­чивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и пе­реработкой информации, требующей преимущественного напряже­ния сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида тру­да характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности орга­низма и повышению эмоционального напряжения.

Гипокинезия яв­ляется одним из условий формирования сердечно-сосудистой пато­логии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка ока­зывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудша­ются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появля­ется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности человека объем чисто фи­зического труда незначителен. В соответствии с существующей фи­зиологической классификацией трудовой деятельности различают:

— формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механи­зированных средств для выполнения работ и характеризуется повы­шенными энергетическими затратами;

— механизированные формы труда. Особенностью механизиро­ванных форм труда являются изменения характера мышечных нагру­зок и усложнение программы действий.

В условиях механизирован­ного производства наблюдается уменьшение объема мышечной дея­тельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, кото­рые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами.

Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотон­ности труда и быстрому наступлению утомления;

— формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматиче­ским производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм.

Задача человека ограничивается вы­полнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработан­ную деталь.

Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

— групповые формы труда — конвейер.

Эта форма труда опреде­ляется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматиче­ской подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейе­ра.

При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работаю­щим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содер­жание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нерв­ному истощению;

— формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необ­ходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с воз­растанием степени автоматизации процесса управления.

Различают формы управления производственным процессом, требующие час­тых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию по­стоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

— формы интеллектуального (умственного) труда подразделяют­ся на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью на­грузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высо­ким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиа­диспетчера характеризуется переработкой большого объема инфор­мации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной на­пряженностью.

Труд руководителя учреждений, предприятий {управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастани­ем дефицита времени для ее переработки, повышенной личной от­ветственностью за принятые решения, периодическим возникнове­нием конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается посто­янными контактами с людьми, повышенной ответственностью, час­то дефицитом времени и информации для принятия правильного ре­шения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряже­ния.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций, как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая зна­чительного объема памяти, напряжения, внимания,— это творческий труд.

Труд научных работников, конструкторов, писателей, компо­зиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повы­шению нервно-эмоционального напряжения.

При таком напряже­нии, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахи­кардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вен­тиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работо­способность человека в процессе труда.

В соответствии с ГОСТ 12.0.002—80 различают четыре группы факторов трудовой деятельности:

— физические факторы, включающие микроклиматические пара­метры и запыленность воздушной среды, все виды излучений, виброакустические характеристики рабочего места и качество освещения;

— химические факторы, включающие некоторые вещества био­логической природы;

— биологические факторы, куда отнесены патогенные микроор­ганизмы, белковые препараты, а также препараты, содержащие жи­вые клетки и споры микроорганизмов;

— факторы трудового процесса.

Условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровень не превышает гигиенических нормативов (Р.2.2.2006—05 «Гигиениче­ские критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжен­ности трудового процесса»), называют безопасными условиями труда.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам:

Оптимальные (комфортные) условия труда (1-й класс) обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

Допустимые условия труда (2-й класс) – уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест.

Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воз­действие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда (3-й класс) – наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1— вызывающие обратимые функциональные изменения орга­низма;

3.2— приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;

3.3— приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4— приводящие к возникновению выраженных форм профес­сиональных заболеваний, значительному росту хронических и высо­кому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Травмоопасные (экстремальные) условия труда (4-й класс). Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профес­сиональных заболеваний.

Работа в условиях несоответствия нормативным требованиям возможна только с сокращением времени воздействия вредных про­изводственных факторов, т. е. сокращением рабочей смены — защи­та временем.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1841; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-3861.html

Классификация основных форм деятельности

В нашей стране принята физиологическая классификация трудовой деятельности.

Физическая трудовая деятельность, в соответствии с этой классификацией, выделяет такие формы труда:

Труд, использующий значительную мышечную энергию. Трудовые операции данного вида применяются при отсутствии механизированных средств. Энергетические затраты в данном случае повышены и составляют $4$ — $6$ тыс. ккал в сутки.

Использование механизированных форм труда снижает энергетические затраты до $3$ — $4$ тыс. ккал в сутки. При механизированных формах труда характер мышечных нагрузок изменяется, и усложняются программы действий. Сам труд уже требует специальных знаний и навыков.

При управлении механизмами в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые обеспечивают большую скорость и точность движений.

Надо сказать, что такая форма труда связана с однообразием простых и локальных действий, а небольшой объем воспринимаемой информации делают труд монотонным.

Частично автоматизированные формы производства. Производство будет относиться к полуавтоматическому, человек не принимает участия в непосредственной обработке предмета труда, потому что эту функцию выполняют механизмы.

Непосредственная задача человека заключается в обслуживании автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Работы относятся к монотонным, с высоким темпом, ритмом и нервной напряженностью. Особенность этой трудовой формы связана с постоянной готовностью работника к действию и быстротой реакции по устранению возникших неполадок.

Работник постоянно находится в состоянии «оперативного ожидания», что приводит к различной степени утомляемости.

Существует конвейерная форма труда или групповая. Суть её состоит в разделении общего процесса на отдельные и конкретные операции, строгую последовательность их выполнения, автоматическую подачу деталей к каждому рабочему месту.

Конвейерная форма труда имеет заданный ритм и темп, поэтому требует от участников процесса синхронной работы. Меньшее время, затраченное на операцию, делает работу более монотонной и простой по содержанию.

Конвейерный труд имеет отрицательное последствие – монотонию, проявляющуюся в преждевременной усталости и нервном истощении.

Управление производственными процессами и механизмами, как форма труда, включает в систему человека в качестве необходимого оперативного звена.

Участие человека увеличивается при уменьшении автоматизированности процесса управления.

Основные формы управления производственным процессом с физиологической точки зрения с одной стороны требуют частых и активных действий со стороны человека, а с другой – редких.

В умственной трудовой деятельности существуют профессии, связанные с материальным производством – конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, так и нематериальным производством – ученые, врачи, учителя, артисты, художники и др. Формы умственного труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

К формам умственного труда относятся:

  • Труд оператора. На первом плане многофакторного современного производства лежат функции управления и контроля над работой технологических линий по обслуживанию покупателей и процессом товародвижения.
  • Труд администратора супермаркета, например, связан с переработкой большого объема информации за короткий период времени и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
  • Труд руководителей учреждений и предприятий, который относится к управленческому труду, имеет огромный объем информации и требует быстрого принятия решений, высокую личную ответственность, периодичность конфликтов.

Сложной формой трудовой деятельности является творческий труд. Он требует большого объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения. Творческим трудом занимаются педагоги, программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, композиторы.

Особенностью труда работников всей сферы услуг является постоянный контакт с людьми. Этот труд характеризуется высокой степенью нервно-эмоционального напряжения, повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для принятия решения.

Учебный труд (труд учащихся и труд студентов) связан с напряжением основных психических функций – памяти, внимания, восприятия, а также наличием стрессовых ситуаций – экзаменов и зачетов.

Повышение эффективности трудовой деятельности человека

Замечание 5

Предметы труда и орудия труда, работоспособность человека, организация рабочего места и гигиена производственной среды, оказывают значительное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Работоспособность организма человека во время его трудовой деятельности изменяется во времени, поэтому выделяют 3 основные фазы состояний человека:

Фаза нарастающей работоспособности или фаза врабатывания.

По сравнению с исходным периодом происходит постепенное повышение работоспособности, длительность которого зависит от индивидуальных особенностей человека.

При физическом труде его продолжительность от нескольких минут до $1,5$ часов, а при умственном творческом труде продолжительность увеличивается от $2$…$2,5$ часов.

Вторая фаза связана с высокой устойчивостью работоспособности. В этом периоде происходит сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже снижением напряженности физиологических функций. Фаза может длиться $2$…$2,5$ часа и, конечно, будет зависеть от тяжести и напряженности труда.

Для третьей фазы характерно снижение работоспособности. Происходит снижение функциональных возможностей основных органов человека, возникает чувство усталости.

Любая работа будет продуктивной и не такой утомительной, если выполняется в определенной последовательности и имеет упорядоченный характер. С усвоением ритма движений возникает состояние высокой и устойчивой работоспособности.

Опытный и тренированный человек легко выполняет работу, затраты физической и умственной энергии снижаются. Соблюдая определенный ритм и темп работы человек, не только сбережет свое здоровье, но и будет работоспособным в течение длительного времени.

Ритм зависит от характера человека и его целеустремленности, поэтому подбирать ритмичность в работе надо правильно с точки зрения физиологических возможностей организма.

Неравномерность нагрузок в течение дня, недели, месяца с отсутствием очередности при выполнении технологических операций, снижают работоспособность, приводят к неорганизованности, появлению ошибок, быстрой утомляемости.

Следствием является нарушение согласованной работы физиологических функций организма и переутомление.

Источник: https://spravochnick.ru/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti/osnovy_fiziologii_truda/klassifikaciya_osnovnyh_form_deyatelnosti_cheloveka/

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1. Классификация основных форм деятельности человека.
.

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Характер и организация трудовойдеятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состоянияорганизма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся нафизический и умственный труд.

Физический труд характеризуется впервую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и егофункциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную идр.), обеспечивающие его деятельность.

Физический труд, развивая мышечнуюсистему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательныхпоследствий.

Прежде всего это социальная неэффективность физического труда,связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряженияфизических сил и потребностью в длительном – до 50 % рабочего времени – отдыхе.

Умственный труд объединяет работы,связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественногонапряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессовмышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия,т.е.

значительное снижение двигательной активности человека, приводящее кухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистойпатологии у лиц умственного труда.

Длительная умственная нагрузка оказываетугнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем,концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной),восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельностичисто физический труд не играет существенной роли.

В соответствии с существующейфизиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда,требующие значительной мышечной активности, механизированные формы труда, формытруда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством, групповыеформы труда (конвейеры), формы труда, связанные с дистанционным управлением, иформы труда интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительноймышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работыхарактеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами.

Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечныхнагрузок и усложнения программы действий.

В условиях механизированногопроизводства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работувовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны, обеспечить большуюскорость и точность движений, необходимых для управления механизмами.

Однообразиепростых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объемвоспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. Приэтом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижаетсяскорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производствечеловек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда,который целиком выполняет механизм.

Задача человека ограничивается выполнениемпростых операций на обслуживании станка подать материал для обработки, пуститьв ход механизм, извлечь обработанную деталь.

Характерные черты этого видаработ–монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяетсядроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностьювыполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту спомощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающимина операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводитк преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных сдистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человеквключен в системы управления как необходимое оперативное звено.

В случаях,когда пульты управления требуют частых активных действий человека, вниманиеработника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательныхактах.

В случаях редких активных действий работник находится главным образом всостоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального трудаподразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинскихработников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаютсяорганизацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степеньюэмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большойответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, трудавиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации закороткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Трудруководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяетсячрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для еепереработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения,периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинскихработников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью,часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливаетстепень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуетсянапряжением основных психических функций, таких как память, внимание,восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовойдеятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, –это творческий труд.

Труд научных работников, конструкторов, писателей,композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышениюнервно-эмоционального напряжения.

При таком напряжении, связанном с умственнойдеятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления,изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода,повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативныхфункций.

Энергетические затраты человеказависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда,степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности,скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственноготруда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5…

11,7 МДж; дляработников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц,рабочих, обслуживающих автоматы) –11,3…12,5 МДж; для работников, выполняющихработу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков,сельскохозяйственных рабочих и др.), –12,5…

15,5 МДж; для работников,выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов,грузчиков), –16,3…18 МДж.

Источник: http://5rik.ru/lib/index-6343.php

1.Классификация основных форм деятельности человека

1. Классификация основных форм деятельности человека.

Лекция 2

Основы физиологии труда

Характери организация трудовой деятельностиоказывают существенное влияние наизменение функционального состоянияорганизма человека. Многообразные форытрудовой деятельности делятся нафизический и умственный труд.

Физическийтрудхарактеризуется нагрузкой наопорно-двигательный аппарат ифункциональные системы организмачеловека (сердечно-сосудистую,нервно-мышечную, дыхательную и др.),обеспечивающие его деятельность.

Физический труд, развивая мышечнуюсистему и стимулируя обменные процессы,в то же время имеет ряд отрицательныхпоследствий.

Прежде всего, это социальнаянеэффективность физического труда,связанная с низкой его производительностью,необходимостью высокого напряженияфизических сил и потребностью в длительном– до 50% рабочего времени – отдыхе.

Умственныйтрудобъединяет работы, связанные с приемоми переработкой информации, требующейпреимущественного сенсорного аппарата,внимания, памяти, а также активизациипроцессов мышления, эмоциональнойсферы. Для данного вида труда характернагипокинезия, т.е.

значительное снижениедвигательной активности человека,приводящей к ухудшению реактивностиорганизма и повышению эмоциональногонапряжения. Гипокинезия является однимиз условий формирования сердечно-сосудистойпатологии у лиц умственного труда.

Длительная умственная нагрузка оказываетугнетающее влияние на психическуюдеятельность: ухудшаются функциивнимания (объем, концентрация,переключения), памяти (кратковременнойи долговременной), восприятия (появляетсябольшое число ошибок).

Всовременной трудовой деятельностичеловека объем чисто физического труданезначителен. В соответствии с существующейфизиологической классификацией трудовойдеятельности различают:

— формытруда, требующие значительной мышечнойактивности. Этот вид трудовой деятельностиимеет место при отсутствии механизированныхсредств для выполнения работ ихарактеризуется повышенными энергетическимизатратами;

-механизированные формы труда. Особенностьюмеханизированных форм труда являетсяизменения характера мышечных нагрузоки усложнение программы действий.

Вусловиях механизированного производстванаблюдается уменьшение объема мышечнойдеятельности, в работу вовлекаютсямелкие мышцы конечностей, которые должныобеспечить большую скорость и точностьдвижений, необходимых для управлениямеханизмами.

Однообразие простых ибольшей частью локальных действий,однообразие и малый объем воспринимаемойв процессе труда информации приводятк монотонности труда и быстромунаступлению утомления;

— формытруда, связанные с полуавтоматическими автоматическим производством. Притаком производстве человек выключаетсяиз процесса непосредственной обработкипредмета труда, который целиком выполняетмеханизм.

Задача человека ограничиваетсявыполнением простых операций наобслуживание станка: подать материалдля обработки, пустить в ход механизм,извлечь обработанную деталь.

Характерныечерты этого вида работ: монотонность,повышенный темп и ритм работы, утрататворческого начала;

-групповые формы труда – конвейер.

Этаформа труда определяется дроблениемпроцесса труда на операции, заданнымритмом, строгой последовательностьювыполнения операций, автоматическойподачей деталей к каждому рабочемуместу с помощью конвейера.

При этом чемменьше интервал времени, затрачиваемыйработающим на операцию, тем монотоннееработа, тем упрощеннее ее содержание,что приводит к преждевременной усталостии быстрому нервному истощению;

— формытруда, связанные с дистанционнымуправлением. При этих формах трудачеловек включен в систему управлениякак необходимое оперативное звено,нагрузка на которое уменьшается свозрастанием степени автоматизациипроцесса управления.

Различают формыуправления производственным процессом,требующие частых активных действийчеловека, и формы управления, в которыхдействия оператора носят эпизодическийхарактер, и основная его задача сводитсяк контролю показаний приборов иподдержанию постоянной готовности квмешательству при необходимости впроцесс управления объектом;

— формыинтеллектуального (умственного) трудаподразделяются на операторский,управленческий, творческий, трудмедицинских работников, труд преподавателей,учащихся, студентов. Эти виды различаютсяорганизацией трудового процесса,равномерностью нагрузки, степеньюэмоционального напряжения.

Работаоператора отличается большойответственностью и высокимнервно–эмоциональным напряжением.Например, труд авиадиспетчерахарактеризуется переработкой большогообъема информации за короткое время иповышенной нервно- эмоциональнойнапряженностью.

Трудруководителя учреждений, предприятий(управленческий труд) определяетсячрезмерным объемом информации,возрастанием дефицита времени для еепереработки, повышенной личнойответственностью за принятые решения,периодическим возникновением конфликтныхситуаций.

Трудпреподавателей и медицинских работниковотличается постоянными контактами слюдьми, повышенной ответственностью,часто дефицитом времени и информациидля принятия правильного решения, чтообуславливает степень нервно–эмоциональногонапряжения.

Трудучащихся и студентов характеризуетсянапряжением основных психическихфункций, таких как, память, внимание,восприятие; наличием стрессовых ситуаций(экзамены, зачеты).

Наиболеесложная форма трудовой деятельности,требующая значительного объема памяти,напряжения, внимания, — это творческийтруд.

Труд научных работников,конструкторов, писателей, композиторов,художников, архитекторов приводит кзначительному повышению нервно-эмоциональногонапряжения.

При таком напряжении,связанном с умственной деятельностью,можно наблюдать тахикардию, повышениекровяного давления, увеличение легочнойвентиляции и потребление кислорода,повышение температуры тела и другиеизменения со стороны вегетативныхфункций человека.

Источник: https://studfile.net/preview/2900804/

§ 2. Классификация основных форм деятельности человека и условий труда

1. Классификация основных форм деятельности человека.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функциональное состояния организма человека.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, и его функциональные системы, обеспечивающие его деятельность.

Достоинства: развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы. Недостатки: социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе (до 50% рабочего времени).

Умственный труд – объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Недостатки: гипокинезия – значит снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность:

—          ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение),

—          памяти (кратковременной, долговременной),

—          восприятия (появляется число ошибок).

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности можно выделить следующие формы:

1. формы, требующие значительной  мышечной активности;

2. механизированные формы труда, связанные с полуавтоматическим, и автоматическим производством;

3. групповые формы труда (конвейеры);

4. формы труда, связанные с дистанционным управлением;

5. формы интеллектуального (умственного) труда.

Тяжесть и напряжённость труда характеризуется степенью функционального напряжения организма. Напряжение может быть энергетическим, зависящим от мощности работы – при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных  усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учётом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Например: работа, требующая нахождения работающего в статической позе

— 10-25% рабочего времени — характеризуется как работа средней тяжести (172-293 Дж/сек);

— 50-100% рабочего времени – тяжёлая работа (энергетические затраты – 293Dж/сек).

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его части в пространстве.

Если максимальная масса грузов, поднимаемых вручную, не превышает

— 5кг для женщин, и 15 кг для мужчин — лёгкая работа (до 172 Дж/сек);

— 5-10 кг для женщин и 15-30 кг для мужчин – средней тяжести;

— свыше 10 кг для женщин и 30 кг для мужчин – тяжелая.

Напряжённость труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. При оценке степени напряжённости учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений, и т.п.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы, который можно определить методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделение углекислого газа). С повышением тяжести труда значительно повышается потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Классификация условий труда.

В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013–94) условия труда подразделяются на 4 класса:

I. – Оптимальные — обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряжённость организма человека.

Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения.

II. – Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест.

Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентируемого отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем, и отдалённом периоде на здоровье работающего или его потомство.

III. Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

IV. Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или её части) создаёт угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжёлых форм острых профилактических поражений.

Первые 2 класса соответствуют безопасным условиям труда.

Источник: http://xn----8sbnaarbiedfksmiphlmncm1d9b0i.xn--p1ai/bezgd/7-glava11/13-klasosnformdeyat.html

Scicenter1
Добавить комментарий