1. Обобщение и ограничение понятий: Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим

Ограничение и обобщение понятий

1. Обобщение и ограничение понятий: Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим

Обобщение – это операция, в которой при помощи исключения видообразующего признака из содержания данного понятия получают родовое понятие из видового, таким образом, процесс заключается в увеличении объема исходного понятия, то есть — это переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом за счет, уменьшения содержания исходного понятия.

Пример:«Министерство юстиции Российской Федерации» → «министерство юстиции» → «министерство» → «орган государственного управления». Каждое последующее понятие является родом по отношению к предыдущему.

Пределом обобщения являются наиболее общие понятия, представляющие философские категории: движение, материя, сознание, отражение. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя. Обобщение — это восхождение в познании от конкретного к абстрактному, от явления к сущности все более высокого порядка.

Пределом обобщения любого понятия, всеобщее понятие — «реальность», обобщающее в себе все моменты объективной и субъективной реальности. Оно наиболее абстрактно, беднее по содержанию, но предельно велико по объему.

Обобщая единичное понятие «мой письменный стол», получим последовательность все более общих понятий: «письменный стол» → «стол» → «предмет мебели» → «вещь» → «объективная реальность» → «реальность».

Обычно уточнение мысли происходит одним актом: «лейтенант» → «офицер», но часто применяются инеоднократные акты: «четырехугольник» → «многоугольник» → «геометрическая фигура» → «пространство».

В процессе обобщения необходимо соблюдать последовательность, нужно избегать скачков, а это означает, что каждый акт должен быть переходом от видового понятия к ближайшему родовому понятию. Обобщение — это переход от подчиненного понятия к подчиняющему.

Обобщение может быть выполнено правильно и не правильно. Правильное обобщение, если переход от вида к ближайшему роду: «декларация о независимости» → «декларация».

Неправильное, если переход от вида к роду только видимость, на самом деле это другой род: «колесо автомобиля» → «средство передвижения». (Правильно «изделие»).

Ограничение– это операция, состоящая в прибавлении данного понятия нового признака и в получении видового понятие из родового, таким образом, процесс заключается в уменьшении объема исходного понятия, то есть — это переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом за счет, увеличения содержания исходного понятия.

Пример:«Материя» → «вещество» → «железо» → «этот железный предмет».

Пределом ограничения являются конкретные единичные понятия. Ограничение — это нисхождение в познании от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению, и поэтому результат ограничения не может быть общим понятием.

Обычно уточнение мысли происходит одним актом: «атом химического элемента» → «атом водорода», но часто применяются и неоднократные акты: «студент Санкт-Петербургского университета» → «студент СПбГУ гуманитарного факультета» → «студент СПбГУ философского факультета» → «студент СПбГУ 1-го курса философского факультета».

В процессе ограничения необходимо соблюдать последовательность, избегать скачков, а это означает, что каждый акт должен быть переходом от родового понятия к виду именно этого рода. Ограничение может быть выполнено правильно и не правильно.

Правильное ограничение, если переход от рода к ближайшему виду: «наука» → «биология». Неправильное, если переход от рода к виду только видимость, на самом деле это вид другого рода: «лес» → «дерево».

(Правильно «хвойный лес» или «лиственный лес»).

Как известно, нулевые понятия своим объемом не отражают реально существующих материальных объектов, но, несмотря на это, как мысли они могут быть, и обобщены, и ограничены. Обобщим нулевое понятие «кентавр» → «мифологический образ», ограничим: «кентавр» → «кентавр Гилей» или «кентавр Хирон».

Дело в том, что в подобных случаях имеем дело с мысленными формами, а мысли, независимо от того, отражают они реальность или нет, обладают собственными, отличными от предметов, свойствами. Они приобретают относительную самостоятельность и с ними можно производить определенные действия.

Обобщение и ограничение пустых понятий дают, как правило, тоже пустые единичные или общие понятия.

Обобщаются и ограничиваются, и абстрактные понятия, но обобщаются они, сразу философской категорией: «твердость» → «свойство» или «признак», «качество», а ограничение может быть доведено до единичности: «белизна» → «белизна скатерти».

Отношение вида и рода надо отличать от отношения части и целого. При обобщении переход от понятия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник» — правильный, а переход от понятия «прямоугольный треугольник» к понятию «сторона треугольника» — не правильный.

Проверяем правильность, таким образом, в первом случае можно сказать: «Всякий прямоугольный треугольник – треугольник», но «сторона треугольника не является треугольником». При ограничении переход «сутки» → «день» → «час» — не правильный, так как каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое — нельзя рассматривать как родовое.

Поэтому этот переход — не ограничение, а выделение части из целого.

Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Например, расследование преступления связано с установлением его признаков. Установив, что деяние является преступным, следователь обнаруживает у него признаки преступления против собственности.

Дополнительное расследование выявляет новые признаки, позволяющие с помощью операции ограничения, квалифицировать это преступление как вымогательство. Мысль движется от понятия большего объема к понятию меньшего объема: «деяние» → «преступление» → «преступление против собственности» → «вымогательство».

Или же наоборот, устанавливая, что конкретное деяние является «оскорблением», → мы относим его к «преступлениям против чести и достоинства личности», осуществляя операцию обобщения понятия.

Деление понятий

При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. В теоретической и в практической областях часто необходимо выявить многообразие некоторого рода предметов, их классификацию и типологию.

Деление — логическая операция, раскрывающая объем родового понятия путем перечисления его видов с учетом какого-либо признака, это распределение объема исходного понятия на виды, группы, классы, части по единому для них основанию деления.

В делении различают делимое понятие, основание (признак) деления и члены деления (соподчиненные виды). Делимое понятие является родовым понятием, а основанием деления должен быть общий для всех членов деления признак; видоизменение этого признака и отличает один член деления от другого.

Наличие основания деления отличает эту операцию от простого расчленения предмета на части.

Пример: понятие «высшее учебное заведение» может быть разделено на понятия: «институт», «академия», «университет». Основанием деления здесь является статус вуза.

Структура деления представлена в виде формулы:

Ар = а + b + с + … + n,

где А – делимое;

индекс р, признак деления — основание деления.

а, b, с, …, n — члены деления.

ВИДЫ ДЕЛЕНИЯ

Определяющее значение в этой операции имеет основание деления. Оно обусловливает характер тех видов, которые обнаруживаются в данном процессе деления.

В зависимости от основания деления различают три вида данной логической операции: деление по видоизменению признака, дихотомическое деление и наиболее важный в науке вид деления — классификация (кодификация, систематизация, стратификация, типология и пр.).

Деление по видоизменению признака

Как правило, основанием деления выступает существенный признак.

Деление понятия «треугольник» на «остроугольные», «прямоугольные» и «тупоугольные» осуществляется по существенному признаку остроты угла, видоизменение которого отличает один член деления от другого, члены деления при этом исключают друг друга, а их совокупный объем равен объему исходного, делимого понятия — нет пропусков, это полное деление.Понятие «студент» может быть раскрыто путем перечисления его видов в зависимости от времени обучения: «первокурсники», «второкурсники» и т. д; в зависимости от места обучения: «институт», «университет», «семинария», «академия» и так далее.

Дихотомия, или дихотомическое деление, (от греч. дихо — надвое, томос — деление).- это деление любого объема (множества, класса) всего лишь на два члена деления. А весь объем предметной области исчерпывают только противоречащие понятия, взаимоисключающие друг друга.

«Мир природы» можно делить на «органический и неорганический». Общий объем этих двух понятий соответствует объему делимого понятия, таким образом, дихотомия никогда не нарушает главный закон деления — соразмерность. Дихотомическое деление осуществляется по разным признакам.

«Мир природы» можно делить на «живой и не-живой», «животный и не-животный», «растительный и не-растительный», «молекулярный и не-молекулярный» и т.п. Если строго выдерживать деление на противоречащие понятия, то ошибиться невозможно, но ошибки возможны, если мы будем делить на противоположные понятия.

Понятие «дерево» можно разделить на «хвойное» и «не-хвойное», или на «лиственное» и «не-лиственное» и это правильное дихотомическое деление.

Если его разделить на «хвойное» и «лиственное», то такое деление не будет являться дихотомическим, правильным, так как противоположные понятия не исчерпывают всю предметную область.

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.

При определении меры наказания важно установить возраст обвиняемых. Лица, совершавшие преступление, делятся на «совершеннолетних» и «несовершеннолетних». В отношении последних закон устанавливает дополнительные гарантии прав и законных интересов.

«Несовершеннолетних» делятся на лиц, «достигших 16 лет» и «не достигших этого возраста».

Важно установить достигли ли лица «младше 16 лет» 14-тилетнего возраста, так как известно, что лица, совершившие преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности лишь за некоторые виды преступлений, а лица, которым не исполнилось 14 лет, к уголовной ответственности не привлекаются.

Преимущество дихотомического деления в том, что не надо перечислять все виды делимого рода: а достаточно выделить один вид, и образовать противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды и они исчерпывают весь объем делимого понятия и поэтому всегда соразмерны. Недоставки: во-первых, объем отрицательного понятия слишком широкий и неопределенный – «юристы» на «судей и не-судей». Во-вторых, строгим и последовательным является, лишь деление на два первых противоречащих понятия.

Классификация — особый вид деления, заключающийся враспределение предметов по группам (классам), и каждый класс при этом имеет свое постоянное, определенное место.

Цель классификации — систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время.

Классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.

Классическим вариантом классификации по существенному признаку, отражающему закономерные связи в определенной предметной области, является система химических элементов Д.И. Менделеева. Так же примером служит классификация животных в биологии, охватывающая до 1,5 млн.

различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных. В основе всякой классификации лежит операция логического деления. Классификации подразделяются на искусственные (по несущественному признаку) и естественные (по существенному признаку). Выделяют также научные и ненаучные классификации и т.п.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явления природы и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочно к какой-либо определенной группе явлений.

Семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнести к какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризуется как материальными, так и духовными процессами.

С развитием знаний классификация изменяется, дополняется, заменяется новой, более точной, поэтому ни одна классификация не может быть завершенной.

Для того чтобы деление не приводило к ошибкам, чтобы оно действительно раскрывало объем интересующих нас понятий, при совершении деления нужно соблюдать простые правила.

ПРАВИЛА ЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ

Логическое деление, должно соответствовать двум условиям: условию полноты и условию разграничения. Деление объема понятия является полным, если все его десигнаты распределены между объемами членов деления.

Логическое деление является разграниченным, если каждый из десигнатов делимого оказывается в объеме только одного члена деления, и ни один из них не может быть десигнатом двух или нескольких членов деления.

Соответствие этим условиям достигается выполнением определенных требований, называемых правилами.

1. Деление должно быть адекватным(соразмерным), т.е. сумма членов деления должна быть в точности равна объему делимого понятия. (Условие полноты).

Ар = а + b+ … + п

Нарушение этого правила приводит к ошибкам двух видов.

а)Неполное деление — когда перечисляются не все виды делимого родового понятия.

Ар > а + b + с + …+п

Пример: «Энергия делится на механическую и химическую», (не указана электрическая и атомная энергия).

б)Деление с лишними членами когда в результате деления к объему делимого понятия добавляются предметы, которых там первоначально не было.

Ар < а + b + с ...+ п

Пример: «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы» (сплавы не входят в объем понятия химический элемент).

Обеспечить выполнение условия полноты деления, если число членов деления, достаточно велико, десятки и даже сотни, можно следующим способом: перечислить произвольное количество видов, добавить одно из известных выражений: «и т. д.», «и т. п.», «и др.», «и пр.». Таким образом, нужно поступить, например, при ответе на вопрос: «Какие нации и народности проживают на территории бывшего СССР?»

2. Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются, т.е. несовместимыми. Каждый элемент из объема делимого понятия должен попасть только в один класс, в противном случае возникнет путаница, а не прояснение объема интересующего нас понятия. (Условие разграничения).

Ошибка – исключение третьего.

Пример: «Войны бывают справедливыми, несправедливыми, освободительными, захватническими и мировыми». Здесь члены деления не исключают друг друга: справедливая война может быть освободительной, захватнические войны — все несправедливые, и те и другие могут быть мировыми.

3. Деление должно производиться только по одному основанию(«подмена основания») — нельзя в процессе деления заменять один признак, опираясь на который вы начали деление, другим признаком. (Условие разграничения деления).

Ошибка – перекрестное деление.

Пример: «Люди делятся на мужчин, женщин и детей». Половой признак как основание в ходе деления подменен возрастным.

4. Члены деления должны быть однопорядковыми видами по отношению к делимому роду.

Ошибка — скачок в делении, когда среди членов деления

наряду с видами одного порядка называются виды другого

порядка.

Пример: «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и кражи».

Кража есть вид умышленного преступления — преступления делятся на умышленные и неосторожные, а умышленные преступления в свою очередь делятся на кражи, разбой, хулиганство, грабеж и т.п.

Расчленение понятий – выделение части из целого принципиально отличается от выделения вида в объеме понятия. Не следует смешивать виды с частями в процессе деления.

«Деревья делятся на хвойные и лиственные» — это деление. «Дерево делится на корни, ствол, крону» — это не деление, а расчленение.

Корни, ствол, крона не являются видами родового понятия «дерево».

Такое деление, которое базируется на отношении целое — часть, называется аналитическим делением. Оно используется столь же широко, как и логическое, но посредством его решаются иные задачи.

Если логическое деление используется в целях выявления структуры объема родового понятия путем вычленения из него видового многообразия, тоаналитическое деление производится с целью ознакомления со сложной структурой предметов какого-либо класса, их внутренним устройством.

Примеры: Логическое деление — «Самолеты по типу двигателя делятся на винтовые, турбореактивные и реактивные». (Виды самолётов).

Аналитическое деление — «Самолет состоит из фюзеляжа, несущих плоскостей, винтомоторной группы и хвостового оперения» (Части самолета).

Аналитическое деление может быть многоуровневым, напоминающим классификацию, когда оно проводится последовательно. Особым видом аналитического деления является периодизация — разделение протекающих во времени процессов на отдельные периоды. Основание периодизации — качественные изменения объектов, в разные периоды истории своего существования.

Пример: «Жизнь человеческого индивида обычно разбивается на периоды детства, юности, возмужалости и старости».

Аналитическое деление, как и логическое, должно соответствовать некоторым требованиям.

1. Аналитическое деление должно быть полным (адекватным), т.е. в ходе деления должны быть названы все части, которые в своей взаимосвязи составляют целостный предмет.

2. Аналитическое деление должно быть исключающим, т.е. выделяемые в ходе его части не должны содержать в себе совместно принадлежащих им деталей.

3. Аналитическое деление должно производиться по одному основанию. Сложный объект может быть расчленен по-разному в зависимости от того, какой принцип членения мы выберем. Но избранное основание должно выдерживаться до конца и не подменяться в ходе членения другим.

4. Аналитическое деление должно проводиться последовательно. В нем, как и в логическом делении, возможен «скачок», когда среди частей более крупного членения оказывается составная часть одной из них.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 7304; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-43017.html

Обобщение и ограничение понятий

1. Обобщение и ограничение понятий: Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим

       Семинар 4. Обобщение и ограничение понятий.
  1. Обобщение понятий.
  2. Ограничение понятий.
  3. Определение понятий.

 

        1,2. Ограничение и обобщение понятий
       Ограничение логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например, “поэт”, “великий поэт”, “великий английский поэт”, “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”). При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”).
       Обобщение логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Обобщение применяется во всех определениях понятий, которые даются через род и видовое отличие. Пределом обобщения являются категории (философские, общенаучные, категории конкретных наук). С помощью кругов Эйлера изобразим графически обобщение и ограничение понятий.
       Обобщение и ограничение понятий схематически можно изобразить так:
       При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержание уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, наоборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b, с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.
       Приведем примеры из русского языка. Ограничением понятия “предложение” будут следующие понятия: “простое предложение”, “односоставное предложение”, “односоставное предложение с главным членом сказуемым”, “безличное предложение”. На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия “предложение”.
       Операции обобщения и ограничения понятий следует отличать от отношений целого к части (и наоборот). Например, неправильно обобщать понятие “городская улица” до понятия “город” или ограничивать понятие “педагогический институт” до понятия “факультет педагогического института”, так как в обоих случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отношении части и целого. 

  

   Ограничение   Обобщение
   1. Река в Африке   1. Большой  пресный проточный водоем
   2. Река в Африке, впадающая в  Средиземное море   2. Пресный  проточный водоем
   3. Большая река в Африке, впадающая  в Средиземное море   3. Пресный  водоем
   4. Большая река в Египте   4. Водоем
   5. Река Нил     

   3. Определение понятий

   Определение (дефиниция)понятия логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.

   С помощью определения понятий мы в явной форме раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

   Понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым понятием (definiendит, сокращенно Dfd), а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим понятием (definiепсе, сокращенно Dfп), Правильное определение устанавливает между ними отношение равенства (эквивалентности).

   Определения делятся на явные и неявные. В явных определениях даны определяемое понятие и определяющее, объемы которых равны, т. е. Dfd = Dfп. К их числу относится самый распространенный способ определения через ближайший род и видовое отличие, где формулируются существенные признаки определяемого понятия.

   Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов, называется родовымпризнаком, или родом. Признаки, при помощи которых выделяется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию, называется видовым отличием (их может быть один или несколько).

   Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение, в котором указывается способ образования только данного предмета.

   Определения через ближайший род и видовое отличие, и генетические определения входят в класс реальных определений, ибо они определяют само понятие. Последние дают определение термина, который обозначает понятие, или вводят знаки, заменяющие понятие (обычно в свой состав они включают слово “называется”.

Источник: https://www.stud24.ru/logic/obobshhenie-i-ogranichenie-ponyatij/19943-54901-page1.html

Тема 6. Обобщение и ограничение понятий

1. Обобщение и ограничение понятий: Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим

Тема 6. Обобщениеи ограничение понятий

План

1. Закон обратногоотношения между содержанием и объемомпонятия.

2. Логический смыслоперации обобщения понятий.

3. Логический смыслоперации ограничения понятий. Логикародовидовых отношений.

1. Закон обратногоотношения между содержанием и объемомпонятия.

Всякое понятиеимеет содержание и объем.

естьсовокупность существенных признаковпредмета, группы предметов, явленияотраженном в данном понятии.

Объемом понятияявляется совокупность предметов мысли,обладающим одним и тем же содержанием.Объем выступает количественным параметромпонятия.

и объемпонятия связаны между собой закономобратного отношения. Суть законаследующая – с увеличением содержанияпонятия его объем уменьшается, а суменьшением содержания понятия егообъем увеличивается.

Например, понятие«статья кодекса о браке и семье». Еслиуменьшить содержание понятия этогопонятия, отнимая признак «о браке исемье», то остается только «статьякодекса». «Кодекс» может быть, «уголовным»,«административным», «жилищным» и т.п.Таким образом, видно, что объем понятияувеличился.

Если еще уменьшить содержаниепонятия, отнимая такой признак как«кодекс», то объем понятия увеличиваетсяболее. Так как остается только понятие«статья», а «статья» может быть в газете,книге, статья кодекса и т.п. Такую желогическую операцию можно произвестив обратном порядке.

Изприведенногопримера видно, что содержание будетбогаче, если оно включает большееколичество отличительных или существенныхпризнаков. Объем соответственно считаетсяболее узким, если он содержит меньшееколичество элементов.

Закон обратногоотношения применим к понятиям, находящимсядруг к другу в отношении «частного»к «общему» или, точнее, «вида»и «рода».

Итак, чем большесодержание мысли, тем меньше, конкретнееее объем, а чем меньше содержание, темобъемнее мысль.

2. Логическийсмысл операции обобщения понятий.

Основными логическимиоперациями с понятиями являются:определение, деление, ограничение иобобщение понятий, а также сложение,умножение и дополнение и др.

Обощением понятияявляется переход от понятия с меньшимк понятию с большим объемом путемуменьшения его содержания. Или переходот вида к роду. Например:

«металл» →«химический элемент», «пчела» →«насекомое», «трапеция» → «геометрическаяфигура».

Для соблюденияправильности обобщения необходимопоследовательно переходить от вида кроду, включающему в себя данный вид.Пределом обобщения являются категории.Категории — это наиболее общиефундаментальные понятия, отражающиесущественные, закономерные связиобъективной действительности и познания.Например обобщить такие понятия как«жизнь», «материя», «вселенная» уже невозможно.

3.Логическийсмысл операции ограничения понятий.Логика родовидовых отношений.

Ограничение понятияэто логическая операция обратнаяОбобщению понятия. Которая заключаетсяв переходе мысли от понятия с большимобъемом к понятию с меньшим объемом. Засчет увеличения его содержания. Например: ограничением понятия «дерево» можетбыть понятие «клен» или понятие «металл»,его ограничением может быть «алюминий».

При ограничениипонятий важно соблюдать правилопоследовательного перехода от рода квиду. Пределом ограничения являетсяединичное понятие, например, ограничивпонятие «писатель», получим «А.С. Пушкин»объем такого понятия уменьшить уженельзя, так как речь идет о конкретномчеловеке.

 Из двух понятий,находящихся в отношении подчинения,понятие с большим объёмом (подчиняющее)является родовым, или родом по отношениюк понятию с меньшим объёмом (подчинённому),а последнее по отношению к первомуназывается видовым, или видом. Родовидовыеотношения лежат в основе логическихопераций ограничения и обобщенияпонятий, деления объёма понятий инекоторых видов определения.

Таким образом,изменяя объем исходного понятия, мыизменяем и его содержание, осуществляятем самым переход к новому понятию — сбольшим объемом и меньшим содержанием(обобщение) или с меньшим объемом ибольшим содержанием (ограничение).

Логические операцииобобщения и ограничения имеют большоезначение в процессе мышления: переходяот понятий одного объема к понятиямдругого объема, мы уточняем предметнашей мысли, делаем наше мышление болееопределенным и последовательным.

Упражнения

  1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

Лекция, диплом,проездной билет, экзамен, закон Ньютона,теорема «Геделя», песочные часы, тонометр,маркетинг, Вавилон, рубль, персонажпьесы, глюон, ислам, гробница, Птолемей,бор, омоним, пролог, сахар.

Лекция → формаобучения.

Диплом → документоб образовании.

Проездной билет→ документ, дающий право на проезд.

Экзамен→ оценказнаний человека.

Закон Ньютона →закон.

Теорема «Геделя»→ теорема.

Песочные часы →хронометр.

Тонометр → прибор.

Маркетинг → системауправления предприятием.

Вавилон → городДревнего мира.

Рубль → денежнаявалюта.

Персонаж пьесы →действующие лица.

Глюон → элементарнаячастица.

Ислам → религия.

Гробница →архитектурное сооружение.

Птолемей→ греческий астроном.

Бор → химическийэлемент.

Омоним → единицаязыка.

Пролог → частьхудожественного произведения.

Сахар → углевод.

  1. Проведите операцию ограничения со следующими понятиями:

ВУЗ, логическийсоюз, интеграция, сигнал бедствия,телевизионное устройство, ректор,студент, экзамен, программа, религия,игра, система, удовольствие.

ВУЗ → БГУИР.

Логический союз→ «или».

Интеграция →политическая интеграция.

Сигнал бедствия→ SOS.

Телевизионноеустройство → телевизор.

Ректор → ректоруниверситета.

Студент → студентВУЗа.

Экзамен → экзаменпо физике.

Программа →текстовый редактор.

Религия → буддизм.

Игра → прятки.

Система → системауравнений.

Удовольствие →вкусная еда.

3. Определите видсложного умозаключения: ((pq)q)→pи проверьте его правильность при помощитаблицы истинности.

Модус толленс –отрицательный модус, вывод называетсяотрицательным. Рассуждение идет ототрицания следствия к отрицаниюоснования.

Следовательно,не-А

Например:

Если эта фигураквадрат, то все углы у нее прямые

Прямых углов нет

Значит, эта фигуране является квадратом

Фрагмент таблицыистинности:

pqp→qpq(pq) →p
иииии

Список используемойлитературы.

Логика : учебноепособие / Г.И. Малыхина. – 4-е изд., испр.– Минск : Выш. шк., 2007. – 240с.

Логика : учебно-метод.Комплекс для студ. заоч. и дист. формобуч. / Г.И. Малыхина, В.А. Инохемцев, М.Р.Дисько. – Минск : БГУИР, 2007. – 48с.

Логика : Учебникдля вузов /В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И.Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф.Беркова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.

Источник: https://studfile.net/preview/825715/

Лекция № 8 обобщение и ограничение; определение понятий / логика: конспект лекций

1. Обобщение и ограничение понятий: Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим

  • 1. Обобщение и ограничение понятий
  • 2. Определение
  • 3. Правила определения
  • Обобщение понятия — это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

    Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес — это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом.

    Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение».

    Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

    Цель обобщения — максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

    Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

    Ограничение понятия — это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

    Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

    Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

    Таким образом, операции ограничения и обобщения — это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным.

    Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

    Слово «определение» произошло от латинского слова definition. В процессе общения, работы, просто повседневной жизни у человека нередко возникают проблемы с уяснением информации и передачей этой информации другим людям. Это связано с отсутствием или незнанием определения предмета, данного в имеющейся информации.

    Проще говоря, человек зачастую не понимает значения того или иного понятия. Разъяснить сложное понятие, выявить его суть не обязательно должен сам человек, который столкнулся с проблемой, но это может сделать человек, к профессии которого относится рассматриваемая проблема.

    Для осуществления толкования призвана логическая операция определения понятия.

    Определение понятия — это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия.

    Определить понятие — значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия от объемов иных понятий (т. е. определить предметы, входящие в понятие, и отделить их от других предметов).

    Необходимо сказать о соотношении определения и дефиниции. Часть ученых отождествляют их, однако некоторые исследователи отделяют определение от дефиниции и в качестве последнего называют суждение, раскрывающее содержание понятия. Таким образом, получается, что определение есть логическая операция, а дефиниция — суждение.

    Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называют определяемым понятием и обозначают Dfd (definiendum).

    Для раскрытия содержания этого понятия используется определяющее понятие, обозначаемое Dfn (definence).

    Целью человека, раскрывающего содержание Dfd, применяя Dfn, является достижение эквивалентности (равенства) обеих сторон определения, т. е. определяемого и определяющего понятия.

    Определение понятия как логическая операция играет важнейшую роль в деятельности человека, чем бы он не занимался. На первый взгляд, знание содержания того или иного понятия не является необходимостью для людей, не занимающихся наукой.

    Однако это не так, ведь точное знание признаков понятия не только увеличивает массу знаний человека, но и помогает избежать недоразумений, казусов, ошибок. Логическая ошибка тем более опасна, что в настоящее время особую роль играет закон.

    Незнание признаков (содержания) тех или иных юридических понятий делает человека уязвимым в правовых отношениях.

    Стоит ли говорить, что для науки определение понятий играет еще более значимую роль, ведь именно в рамках науки происходит появление новых понятий и толкование старых. И если мы говорим о юридической науке, то понимаем, что от того, насколько четкими и правильными будут определения, зависит жизнь государства, общества и отдельного человека.

    Определение понятия может быть явным и неявным.

    Явные определения содержат определяемое и определяющее понятие, при их равных объемах. В этом виде для определения используется ближайший род и вид (видовое отличие), содержащие характерные признаки определяемого понятия.

    Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое (от греч. genesis — «происхождение») определение. В нем указывается только способ образования данного предмета, его происхождение.

    Генетическое определение играет очень важную роль для наук, где, в силу их специфики, многие понятия могут быть определены лишь через способ образования или происхождения. К таким наукам относятся математика, химия, физика.

    Генетическое определение является видом определения через род и видовое отличие, поэтому подчиняется тем же правилам и имеет аналогичную логическую структуру. В качестве отдельного вида определения через род и вид можно назвать номинальные определения.

    Они определяют термин, обозначающий понятие, или вводят знаки, заменяющие его. Обычно в таком определении имеется слово «называется».

    Определение через род и видовое отличие производится в два шага. Первый шаг такого определения — это отношение (подведение) определяемого понятия под родовое понятие, характеризующееся большей степенью обобщения.

    Вторым шагом определяемое понятие отделяется от других, входящих в тот же род, при помощи видовых отличий. Признаки и рода, и вида, на основании которых происходит определение понятия, содержатся в определяющем понятии. Например: «Квадрат — это прямоугольник с равными сторонами».

    Определяемое понятие здесь — это «квадрат»; родовое — «прямоугольник»; видовое отличие — «с равными сторонами».

    Например: «Обычаем делового оборота считается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

    В данном случае понятие «обычай делового оборота» является определяемым понятием. Родовым для него будет «правило поведения», содержащееся в самом начале определяющего понятия. Таким образом, мы подводим определяемое понятие под более общее.

    Так как «правило поведения» содержит в своем объеме не один только обычай делового оборота, а целый комплекс правил, возникает необходимость выделить последний из общей массы. Для этого мы добавляем признаков данного явления, тем самым расширяя содержание и уменьшая объем.

    Обычай делового оборота не закрепляется в законе, но может быть отражен или не отражен в каком-либо документе. Указывая на этот характерный признак, мы сокращаем количество предметов, содержащихся в объеме, до искомых.

    Признаки, при помощи которых мы отграничиваем определяемое понятие от других, соответствующих родовому понятию, называются видовым отличием (видом). В определении видовых отличий может быть одно или же несколько.

    Определение через род и видовое отличие можно отразить в виде формулы А = Вс. Под А в данном случае подразумевается определяемое понятие, В — это род, а с — вид. В и с в совокупности являются определяющим понятием. Другой способ отражения такого определения выглядит так: Dfd = Dfn.

    Определение через род и видовое отличие называют также классическим. Оно наиболее распространено и широко используется в различных отраслях научного знания.

    Неявные определения. Определение через род и видовое отличие — это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий. Однако, как и любое другое орудие, этот вид определения имеет ограничения. Так, нельзя определить при помощи обращения к роду и виду понятия, вообще не имеющие рода, какими являются общефилософские категории.

    Единичные понятия не имеют вида, и, соответственно, также не могут быть определены, ведь при использовании только рода для определения понятия мы получили бы слишком большое количество элементов в его объеме, куда при этом входило бы и само это понятие, что невозможно (например, понятие «Н. Г. Чернышевский» нельзя определить только как «русский писатель»).

    Когда возникает подобная ситуация, исследователи применяют неявные определения и приемы, заменяющие определения.

    В отличие от явных определений, где есть определяемое и определяющее понятия, равные между собой, в определениях неявных на место определяющего понятия подставляются контекст, аксиомы или описание способа возникновения определяемого объекта.

    Можно выделить несколько видов неявных определений: контекстуальное, индуктивное, остенсивное, через аксиомы.

    Контекстуальное (от лат. contextus — «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст, т. е.

    через относительно законченный отрывок информации, которая сопровождает данное слово, относится к нему и содержит его признаки. Иногда в процессе разговора мы сталкиваемся с ситуацией, когда собеседник употребляет незнакомое для нас слово.

    Не переспрашивая, мы пытаемся определить смысл этого слова, опираясь на слова, сопутствующие ему. Это и есть определение через контекст. Примером такого определения может послужить следующее предложение: «…возьмешь там чек. Он будет именной — на твое имя. Получишь по нему деньги».

    Таким образом, даже не зная, что такое чек, можно из контекста понять, что это документ, по которому получают денежные средства. Проявив некоторую смекалку, можно догадаться о существовании также чеков на предъявителя.

    Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 — натуральное число и n — натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.

    Остенсивное определение устанавливает значение термина, прибегая к демонстрации предмета, обозначаемого этим термином.

    Такие определения применяются при раскрытии сущности предметов чувственного мира, другими словами, предметов, которые доступны для непосредственного восприятия.

    Такое определение зачастую акцентируется на простейших свойствах предметов, таких как вкус, цвет, запах, текстура, вес и т. д. Часто используется при изучении иностранного языка или разъяснении смысла непонятного слова.

    Иногда для характеристики понятий используются приемы, заменяющие определения.

    Аксиома — это положение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.

    Определение через аксиомы основано на этом их качестве. Характеристика через аксиомы широко применяется в математике.

    Сравнение — это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его характерных признаков и черт с другим, однородным предметом.

    Такое сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем выявления не только сходства, но и различия их признаков.

    При использовании сравнения для определения понятия оно будет определено тем более полно, чем с большим количеством однородных предметов будет сравнен объем данного понятия. Сравнение приводит к формированию мнимого образа предмета, обладающего характерными признаками.

    Описание как прием более просто, чем сравнение. Задача исследователя, использующего описание, — закрепить как можно больше информации о предмете, содержащей указание на его характерные признаки.

    Другими словами, при описании образ предмета, непосредственно воспринимаемого исследователем, закрепляется в той или иной форме (рисунок, схема, текст и др.). При описании различного рода характерные черты (вес, форма, размер и т. д.

    ) должны отражаться наиболее полно и достоверно.

    Характеристика — это создание представления о предмете посредством указания на какую-либо его характерную черту. При этом раскрывается только один какой-либо важный признак. Пример характеристики может быть таким: «Джанфранко Педерзоли — лучший итальянский гравер современности»; «По словам К. Маркса, Аристотель — это „величайший мыслитель древности“».

    Можно встретить и сочетания описания и характеристики. Часто используется как в науке, так и в художественной литературе.

    Пример используется в случаях, когда затруднительно дать определение по роду и видовому отличию, но можно прибегнуть к описанию событий, процессов, явлений и прочее, иллюстрирующих данное понятие.

    Разъяснением при помощи примера является также отражение комплексного понятия через перечисление его элементов. Скажем, понятие «армия» можно объяснить через перечисление входящих в нее подразделений.

    Объяснение примером часто используется в учебном процессе младших классов.

    Истинность определения зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно будет выстроена его форма.

    Если истинность определения зависит от того, точно ли отражает его содержание все необходимые признаки определяемого понятия, есть лишь один рациональный способ получить такое определение — при формулировке строго следовать требованиям логических правил образования определений.

    Соразмерность. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что определенное понятие должно быть равно определяемому, т. е. определяемое и определяющее понятия должны иметь равные объемы. При нарушении этого правила возникает логическая ошибка, связанная с неполным определением либо со слишком широким толкованием предмета.

    Определение при совершении такой ошибки может быть либо слишком широким, либо слишком узким; иногда выделяют определения, являющиеся одновременно слишком узкими и широкими.

    Более широкие определения. Характеризуются тем, что объем определенного ими понятия больше, чем определяемого. В виде формулы это можно отразить следующим образом: Dfd ‹ Dfn. Примером слишком широкого определения могут быть следующие: «телевизор — средство утоления информационного голода» и «люстра — источник света», а также «колесо — резиновый круг».

    В связи с данным вопросом можно вспомнить случай, произошедший с древнегреческим философом Платоном, когда он определил человека как «двуногое животное без перьев».

    Впоследствии ему пришлось признать ошибку и добавить фразу «и с широкими ногтями», так как Диоген, другой мыслитель древности, принес на лекцию в школу Платона ощипанную курицу со словами: «Вот человек Платона».

    Слишком узкое определение. Это определение, в котором объем определяемого понятия шире, чем объем определяющего (Dfd › Dfn). Такая ошибка содержится в следующем определении: «недвижимая вещь — это дом или другое строение».

    Ошибка тут заключается в том, что строение (в том числе дом) не исчерпывает объема понятия «недвижимая вещь», так как к последней относятся также земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и т. д. Также слишком узким является определение «неделимая вещь — вещь, раздел которой в натуре невозможен».

    Здесь не была указана одна особенность, а именно, что раздел такой вещи невозможен, только если он изменяет ее функциональное назначение.

    Определение, чересчур широкое и вместе с тем узкое. Характеризуются известной неоднозначностью. Одно и то же определение, в зависимости от того, в какую сторону направлено его исследование, становится либо слишком узким, либо более широким.

    Например, понятие «автомобиль — устройство для перевозки людей» является широким, ведь автомобиль далеко не единственное устройство для перевозки людей.

    Однако с другой стороны, приведенное понятие узко, ведь автомобиль может использоваться не только для перевозки людей (ведь можно также перевозить животных, стройматериалы, например, и другие вещи).

    Отсутствие в определении круга. Круг в определении возникает в двух случаях. Первый называется тавтологией и характерен определением понятия через само же это понятие. Во втором случае круг образуется, если содержание определяемого понятия раскрывается через понятие, которое до этого (в предшествующем определении) было определено посредством понятия, определяемого в данный момент.

    Тавтология — это более простое, с точки зрения структуры и построения, ошибочное определение. Оно характеризуется абсолютной бесполезностью, так как не выполняет главной функции определения — раскрытия содержания понятия. Другими словами, после определения-тавтологии понятие остается таким же непонятным, как было до него.

    Примеров тавтологии много. Часто можно слышать тавтологии в разговорной речи, где бы вы ни находились — в очереди, на рынке, в цирке и даже театре. Люди прибегают к тавтологии, зачастую просто этого не замечая.

    Тавтологией являются следующие определения: «машинное масло — это маслянистая жидкость с резким запахом»; «старый человек — это тот, кто в процессе жизни состарился»; «смешным называется то, что вызывает смех»; «идеалист — это человек с идеалистическими убеждениями»; «памятка — это напоминание о чем-либо» и т. д.

    Отсюда видно, что если нам было неизвестно значение какого-либо понятия и оно было определено через само себя, смысл этого понятия не станет ясен, следовательно, такое определение бесполезно.

    С логической позиции некорректными являются выражения «заданная задача» или, например, «порученное поручение». Часто бывает, что один человек говорит другому: «Масло — маслянистое, сахар — сахаристый». Это также является тавтологией, но в данном контексте применяется для выделения тавтологии в речи другого человека.

    Другой случай определения, содержащего круг, — это определение первого понятия вторым понятием, которое до этого было определено первым (понятие А определяется через понятие В, а далее В определяется через А). Возможна более длинная цепь определений, замыкающаяся в порочный круг.

    В качестве примера такого круга можно привести определение, выведенное из суждения «определение должно быть правильным». Вот оно: «правильное определение — это определение, которое не содержит признаков неправильного определения». Это определение будет верно, если раскрыть содержание понятия «неправильное определение» («это такое определение, которое противоречит правильному»).

    То, что здесь допущена логическая ошибка, приводит к тому, что данное определение раскрывает то, что не раскрывает ничего.

    Ясность определения. Определение должно отбрасывать двусмысленность и использовать только истинные понятия, доказанные ранее или не нуждающиеся в определении. При нарушении этого правила, т. е.

    в случае допущения раскрытия содержания определяемого понятия через определяющее, значение которого также неизвестно, возникает логическая ошибка «определение неизвестного через неизвестное». Определение, соответствующее правилу ясности, не должно содержать метафор или сравнений.

    Существует ряд афоризмов и метафор, являющихся истинными суждениями, которые, хотя и эффективно передают информацию, служат поучительным целям и играют зачастую немаловажную роль в формировании мировоззрения человека, не являются определениями содержащихся в них понятий.

    Например, следующее суждение не определяет понятия: «Смерть одного человека — это трагедия, смерть тысячи людей — статистика» (И. В. Сталин).

    Недопустимость отрицательности. Это правило связано с тем, что отрицательное определение не раскрывает содержание определяемого понятия.

    Примером отрицательного определения может быть следующее суждение: «Автомобиль не является каретой». Это суждение не раскрывает признаков автомобиля, но указывает лишь на то, что «автомобиль» и «карета» — разные понятия.

    Естественно, что такого указания недостаточно для полноценного определения.

    Данное правило не распространяется на определение отрицательных понятий, содержание которых раскрывается преимущественно посредством отрицательных определений: «бесподобное произведение — это произведение, не имеющее равных».

    Источник: http://www.plam.ru/philos/logika_konspekt_lekcii/p8.php

    Scicenter1
    Добавить комментарий