1. Жизненный путь К. Маркса: Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,

Научный социализм

1. Жизненный путь К. Маркса:  Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,

Основоположниками научного социализма являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В теоретической части их воззрений к ним примыкают Карл Родбертус-Ягетцов и Фердинанд Лассалъ, имеющие, впрочем, индивидуальные оттенки своей экономической физиономии. Учение Родбертуса, как наиболее отклоняющееся от взглядов Маркса и до известной степени ему предшествующее, изложено выше.

Карл Генрих Маркс. Биография. Юность (1818—1838)

Жизнь Карла Маркса всегда обращала на себя внимание изучавших историю социального движения и социалистической мысли 19 столетия. Особенно важны этапы развития воззрений Маркса до создания Первого Интернационала, когда складывалось его мировоззрение.

«Вы не найдете человека, жизнь которого лучше характеризовала бы наше движение, чем жизнь нашего учителя Карла Маркса», — говорит Карл Каутский. Особенно важен период жизни Маркса между 1835 и 1848 годами, период создания идей революционного марксизма.

Карл Генрих Маркс родился 5-го мая 1818 года в небольшом немецком провинциальном городе Трире (Прирейнской провинции).

О детстве его нам ничего неизвестно; по-видимому, оно ничем и не было замечательно.

Отец К. Маркса происходил из семьи еврейских раввинов, занимался адвокатурою и под конец жизни достиг звания юстиц-рата[1]. Мать — голландская еврейка, урожденная Генриетта Пресбург. В 1824 году, когда мальчику было 6 лет, семья Маркса перешла в протестантство.

Этому вопросу в свое время было посвящено немало строк. Совершенно обычное явление массовой ассимиляции еврейской интеллигенции в различных странах превратилось в какую-то проблему.

Так, например, биограф Маркса Франц Меринг старался оправдать будущего «юстицрата», папа-Маркса, называвшегося в детстве Мордухаем, и уверял, что обращение его в христианство произошло только для того, чтобы внешне порвать с иудейством, которое он уже пережил внутренне»[2].

Дело, по всей вероятности, обстояло много проще и печальнее: в те годы политической реакции, в годы гнета прусского режима, ассимиляция давала буржуазному еврейству единственный выход.

Великий поэт Генрих Гейне, крестившийся почти одновременно с отцом Маркса, нисколько не желал, даже напротив, чтобы акт его измены религии предков представлялся бы в благоприятном свете. «Уверяю тебя, — пишет он приятелю, — будь бы законом и дозволено красть серебряные ложки, я бы не крестился».

Из всего этого нам ясно одно, что юный Маркс обучался и воспитывался в тех же условиях, что и все остальные его немецкие сверстники. Он вовремя поступил в трирскую гимназию, вовремя окончил семилетний курс ее, когда ему исполнилось 17 лет.

Затем, естественно, молодой Маркс поступил в университет, в начале в местный Боннский, а потом в столичный, в Берлинский, куда тянуло всякого студента. В 1841 году, т. е.

после шести лет студенчества, молодой человек закончил курс университета со степенью доктора философии, написав маленькую малоинтересную диссертацию.

Вторая половина 30-х годов — время, когда К. Маркс был студентом, — характеризовалась, между прочим, бурным политическим возбуждением немецкого студенчества.

Студенческие речи того времени были полны бунтарской фразиологиею и революционным сумбуром; студенчество играло роль почти единственной оппозиции мрачной реакции царствования Фридриха Вильгельма III, но юный студент- юрист Маркс на студенческой скамье остался чужд общего настроения и движения товарищей.

Эпоха идеалогического хаоса отразилась только на том внешнем хаосе его образования, которое огорчало его отца, не понимавшего пути, по которому шло развитие его сына.

В дни Маркса в Берлине, куда он перешел вскоре из Боннского университета, на юридическом факультете играли выдающуюся роль профессора Савиньи и Ганс. Первый — знаменитый юрист исторического направления, второй — блестящий гегельянец. Усвоив излагавшееся ими, Маркс желал сам продолжать развитие науки с места, на котором она остановилась.

Составив свою теорию права и свою систему юриспруденции, он вскоре отверг воззрения Савиньи и Ганса, убедившись в необходимости подвесть под них новое философское обоснование. Но «господствующая философия — гегельянство — его тоже не удовлетворяла.

Фантастические горние мелодии гегельянства кажутся ему, в конце концов, только оружием умственного фехтовального искусства»[3]. Он составляет «пролегомена» к своей собственной новой системе. Рукопись носит название: «Клеантус или об исходной точке и необходимости развития философии».

Но и эти prolegomena, в которых наука сближалась с искусством, шеллингианство с естествознанием, не удовлетворяли юного искателя истины, но пока ему ничего нового создать не удавалось.

Описанный путь самообразования и индивидуального развития требовал необычайной затраты времени и энергии. К. Маркс совершенно замкнулся в своих занятиях, и единственною связью с миром служила ему его пламенная любовь к его невесте — чувство, которое он тоже гипертрофировал.

В конце 30-х годов молодой Маркс примкнул к клубу младо-гегельянцев, где давали тон Д. Штраус, Кеппен, Бруно Бауер, тогда берлинский доцент. Последний — современник Маркса и его старший сотоварищ по университету — увлек молодого Маркса заняться подготовкою к профессорскому званию по кафедре философии.

Маркс сдал экзамен на степень доктора философии и представил в Иенский университет в апреле 1841 года докторскую диссертацию «О различии натурфилософии Демокрита и Эпикура».

В предисловии диссертации обращает на себя внимание известный характерный ответ Прометея служителю богов Гермесу, который должен служить выражением настроения и позиции автора[4]. Маркс стоит в этой работе еще целиком на идеалистической гегельянской точке зрения.

По окончании курса университета Маркс на 24 году своей жизни посвящает себя литературной деятельности. Он участвует, а несколько позднее, с 1842 года, и сам редактирует в Кельне политическую газету «Рейнскую газету», основанную прирейнскою либеральною буржу- азиею, вскоре закрытую.

В статьях Рейнской газеты уже заметен уход Маркса влево; он переходит от идеализма к материализму, от революционного демократизма к коммунизму. Затем Маркс приступает к изданию журнала, еще менее долговечного, чем газета.

В 1843 году он обращает на себя внимание статьею о цензуре в «левом» сборнике, составленном Руге: «Anekdote zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik», а сам вместе с Руге приступил в Париже к изданию радикального журнала: «Немецко-Французского ежегодника», с которого он начинает обращать на себя внимание радикальных кругов пишущей братии, так выбирается на новую материалистическую и коммунистическую позицию.

В этот период жизни у Маркса начинается и семейная жизнь. Он женился на некой Джени фон-Вестфален, умной образованной девушке, дочери немецкого дворянина средней руки.

Последнее обстоятельство очень волнует некоторых из биографов Маркса, и их проникнутому почтением воображению жена Маркса рисуется чуть не родовитою принцессою, важным персонажем из готского Альманаха.

В действительности, жена Маркса внесла не знатность или дворянскую чванную претенциозность, а много искреннего чувства к мужу и своей семье. В свою семейную жизнь Маркс также внес кажется единственную сохранившуюся у него еврейскую черту — патриархальность и чадолюбие.

Жена его всю жизнь была ему верным другом в нужде и гонениях, платила ему нежною взаимностью. Сыновья Маркса умерли в раннем возрасте, а из трех дочерей две — жены Поля Лафарга и Эдуарда Эвелина — покончили с собою самоубийством. Из них унаследовала некоторые литературные дарования Элеонора, жена Эвелина.

К этому же периоду жизни Маркса относится и дружба его с даровитым сыном берлинского фабриканта, естественником по образованию и философом по склонностям, Фридрихом Энгельсом, сыгравшим выдающуюся роль в жизни Маркса.

Бескорыстная дружба Маркса и Энгельса длилась всю их долгую бурную жизнь, причем более мягкий и скромный Энгельс всегда добровольно становился на второй план и был верным и трогательно-внимательным другом и соратником во все фазы жизни Маркса.

Дальнейшую историю жизни Маркса, во-первых, можно разбить по его месту жительства на три следующих этапа, именно: 1) жизнь в Париже, 2) в Брюсселе, 3) в Лондоне. Во-вторых, дальнейший жизненный путь Маркса можно расчленить по этапам его духовного развития; их можно определить, как:

  • 1) эпоху идеализма и народничества, 1838—1842 гг.;
  • 2) эпоху народничества и фейербахианства, 1842—1844 гг.;
  • 3) эпоху освобождений, размежеваний и выработки своей позиции:
    • а) от гегельянства и фейербахианства,
    • б) от «истинных» социалистов,
    • в) от анархизма Штирнера,
    • г) от анархизма Прудона, 1844—1847 гг.

Это особенно важный период развития Маркса, так как в это время впервые формулируются идеи исторического материализма и общей социально-политической и социально-философской позиции К. Маркса;

  • 4) эпоха революции 1848 г. и «Союза коммунистов». Ее идеология выражена в «Коммунистическом Манифесте». 1848—1853 гг.;
  • 5) эпоху газетной публицистики и подготовки экономического ученияидей. «Критика политической экономии». 1854—1859 гг.;
  • 6) эпоху «Интернационала» и выработки социалистической тактики как одной из основ марксизма, 1860—1864 гг.;
  • 7) эпоху «Капитала» или выработки экономического учения К. Маркса. 1865—1872 гг.;
  • 8) эпоху II и III томов «Капитала», 1872—1883 гг.

Рассмотрим вкратце каждый из этих периодов в отдельности.

Первые два года развития двадцатилетнего К. Маркса проникнуты

той умственной атмосферой, в которой в конце 30-х годов живет передовая Германия. «Некоронованный король философии» Гегель царит в умах своих более чутких и передовых современников.

Гегельянство помимо общего философского мировоззрения дает определенную позицию в социально-философской и социально-исторической области. Молодой Маркс — чистой воды гегельянец. Следующие два года приносят народничество и Фейербаха.

Исторический процесс, происходящий в Европе, рассматривается двояко. Приемлемый для «Западной Европы» (Англии, Бельгии, Франции) путь развития непригоден для отсталой Германии. Отсталость в материальной культуре вознаграждается подъемом духовной.

Маркс разделяет тогдашние народнические иллюзии немецкой интеллигенции, которая отрицательно относится к развитию капитализма в Германии.

В статье: «К критике гегелевской философии права» («Немецко- Французский Ежегодник», 1844) Маркс пишет: «Подобно тому, как древние народы переживали свое прошлое в воображении, в мифологии, подобно этому мы, немцы, переживали свое грядущее в мыслях, в философии. Мы являемся философскими современниками новейшего времени, не будучи в то же время его историческими современниками».

Отсюда, как вывод, идея только теоретического освобождения, которое провозгласило бы самого стремящегося к освобождению человека сущностью человека. Это и сделал Людвиг Фейербах со своим антропоморфизмом. Народническая интеллигенция в лице социалистов Мозеса Гесса, Карла Грюна, Леннинга встретили как нового пророка Фейербаха. В число фейербахианцев вступил и молодой Карл Маркс.

Те же взгляды разделяет и Фридрих Энгельс, ставший к этому времени фейербахианцем и народником. На собрании в Элобержелоде в 1845 году Энгельс горячо доказывает невозможность развития в Германии капитализма и необходимость прямо и непосредственно перейти к коммунизму.

С средины сороковых годов наступает особенно важная эпоха в умственной жизни Маркса.

Источник: https://studme.org/334242/sotsiologiya/nauchnyy_sotsializm

Карл маркс (1818–1883) / 100 великих мыслителей

1. Жизненный путь К. Маркса:  Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,

Немецкий мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма. Идеи марксизма оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце XIX–XX веков.

Главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1, 1867); 2 и 3 тома подготовил к изданию Ф. Энгельс (1885 и 1894). Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844), «К критике гегелевской философии права» (1844), «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845–1846), обе совместно с Ф.

Энгельсом; «Нищета философии» (1847), «Критика Готской программы» (1875).

Детство Маркса прошло в Трире, городе Рейнской области. В экономическом и политическом отношении это была одна из наиболее развитых частей Германии.

Отец мальчика Генрих Маркс — личность талантливая, незаурядная — относился к сыну с необычайной нежностью, заботился о его духовном развитии. Вся атмосфера в доме благоприятствовала тому, чтобы детская душа тянулась к знаниям, добру, справедливости.

Карл был крещен в возрасте шести лет в евангелической церкви города Трира в Пруссии по просьбе его отца, который отказался, таким образом, от семейной веры. Позже Карл сам отверг религию, заявив, как известно, что она является «опиумом для народа».

Когда Карлу исполнилось двенадцать, он поступил в местную гимназию. Учеба давалась легко — особенно при изучении тех дисциплин, где требовались творческая самостоятельность, живое воображение.

Маркс успешно овладевал латинским и греческим языками, легко читал древние тексты. По-видимому, именно любовь к древним языкам привила ему тот логичный и в то же время живой, полный иронии стиль, отличавший его произведения.

Преуспевал Маркс и в математике.

После окончания гимназии Маркс поступил в Боннский университет. Проучился он там недолго — всего год: поиски жизненного пути привели Маркса на юридический факультет Берлинского университета. Здесь все еще «витал дух» великого Гегеля.

И это, несомненно, подтолкнуло впечатлительного, жаждавшего всесторонних познаний Маркса наряду с занятиями юриспруденцией, историей, теорией искусства, иностранными языками взяться за глубокое изучение философии.

Он штудирует многие труды, в том числе работы Гегеля и большинства его учеников.

Маркс сблизился с младогегельянцами (представителями одного из течений последователей знаменитого философа).

Начиная с 1839 года философия стала для Маркса главным делом жизни. И уже скоро напряженная умственная работа принесла свои плоды.

В 1841 году его диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» была отмечена дипломом доктора философии.

Несмотря на то что Маркс еще оставался в своей работе сторонником учения Гегеля, она стала заметной вехой в его духовном развитии: он провозгласил принцип активного отношения философии к действительности, заявил о своих атеистических взглядах.

К этому же времени относится начало политической деятельности Маркса В октябре 1842 года он становится одним из сотрудников и редакторов «Рейнской газеты», чьи статьи определяют ее направленность.

Он призывал к революционной борьбе за демократические свободы Разумеется, подобные призывы серьезно беспокоили прусское правительство. Цензура «вымарывала» каждый выходивший в свет номер. Маркс тяжело переносил такое вероломство властей.

«Противно быть под ярмом — даже во имя свободы, противно действовать булавочными уколами, вместо того чтобы драться дубинами», — писал он. В начале 1843 года правительство добилось своей цели, закрыло «Рейнскую газету».

В июне того же года в жизни Маркса произошло и счастливое событие: он вступил в брак с Дженни фон Вестфален. В Дженни, дочь барона, Карл влюбился, когда ему было еще шестнадцать.

Дженни была умной, благородной и немного тщеславной. Из многочисленных своих поклонников она выбрала Маркса, которого ласково называла «маленьким черным дикарем». Обе семьи были против этого брака.

Медовый месяц молодые супруги провели в Швейцарии. Их первенец родился в Париже.

Переезд в Париж был вызван во многом тем, что редактору слишком «неудобной» для правительства газеты сделали предложение перейти на прусскую государственную службу, Маркс воспринял это как плохо замаскированный подкуп и с негодованием отверг его.

Первый приезд Маркса в Париж — наиболее памятный и значительный. Именно в 1843–1844 годах завершился его переход на революционно-коммунистические позиции, именно тогда зародилась дружба с Фридрихом Энгельсом, сыном богатого фабриканта.

В феврале 1844 года вышел единственный номер журнала «Немецко-французский ежегодник». Маркс впервые высказал мысль о том, что коммунистическое преобразование общества — единственно реальный путь преодоления ограниченности буржуазной революции и освобождения человека от социальных, национальных и других оков.

В Париже Маркс принимает активное участие в деятельности немецкой эмиграции, сотрудничает в газете «Вперед!». Но в январе 1845 года французские власти в угоду прусскому правительству выслали редакторов и сотрудников газеты из страны. Маркс с семьей переезжает в Брюссель.

Здесь ему пришлось испытать немало невзгод и лишений — по сути дела, он остался без средств к существованию.

Единственный источник мизерных доходов — гонорары за статьи по вопросам текущей политики — оказался закрытым: брюссельская полиция в знак солидарности с прусскими властями запретила Марксу публиковать что-либо в прессе. На помощь пришел его верный друг Фридрих Энгельс.

Он организовал сбор средств среди сторонников и единомышленников Маркса в Рейнской области, выслал часть гонорара за свою книгу «Положение рабочего класса в Англии».

Поддержка соратников окрыляет Маркса, он с головой уходит в работу. Вместе с Энгельсом примерно за шесть месяцев заканчивает рукопись «Немецкой идеологии», делает черновые наброски «Тезисов о Фейербахе», создает другие произведения, в которых сформулировал исходные положения нового мировоззрения.

Весь предшествующий опыт классовой борьбы и теоретический анализ привели Маркса и Энгельса к выводу, что только революционная рабочая партия сможет поднять, организовать и повести рабочий класс на слом старого мира. Соратники направляют все свои усилия на создание революционной партии.

Еще в начале 1846 года Маркс организует Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет, который поддерживал связи с комитетами и группами в Великобритании, Франции, Германии. В июне 1847 года в Лондоне при участии Энгельса состоялся первый конгресс Союза коммунистов.

Реорганизованный Марксом и Энгельсом Союз коммунистов заложил основы всей последующей истории революционного рабочего движения. На втором конгрессе союза в Лондоне им поручили написать его программу, и они ее написали.

В феврале 1848 года вышел в свет знаменитый «Манифест Коммунистической партии».

Революция 1848–1849 годов стала первой исторической проверкой марксизма.

Известие о свержении парижского «короля банкиров» Луи-Филиппа вызвало бурю восторга в Брюсселе. Ликующий народ запрудил улицы. Власть тут же стянула к городу войска. Маркс, незадолго до этого получивший наследство, отдал несколько тысяч франков на вооружение рабочих.

Бельгийская полиция, напуганная активной революционной деятельностью Маркса, поспешила выслать его за пределы страны. Он снова оказался во Франции, но всеми своими помыслами стремился к себе на родину.

После мартовских баррикадных боев на улицах Берлина, когда реакция под началом прусского короля Вильгельма ослабила свои позиции, немецкие эмигранты в Париже получили возможность вернуться в Германию. В апреле 1848 года Карл Маркс пересек границу и снова увидел родные пейзажи.

В Кёльне он приступает к изданию «Новой Рейнской газеты». Маркс и Энгельс четко определили программу печатного органа, ликвидацию прусских и австрийских государств и создание единой республиканской Германии.

Маркса называли душой редакции. Он определял стратегическую линию газеты, распределял среди сотрудников задания, вел обширную переписку, редактировал, распоряжался финансами. Когда издание оказалось в тяжелом материальном положении, он пожертвовал значительную сумму денег из наследства отца.

Маркс стал одним из руководителей кёльнского Демократического общества, входил в Рейнский окружной комитет демократов. В июне Маркс снова уехал во французскую столицу, но и здесь реакция продолжала его преследовать. Пришлось перебраться в Великобританию. Лондон стал для Маркса колыбелью многих теоретических разработок.

Классические выводы Маркс разработал в своем главном произведении — «Капитале». Они родились в результате многолетнего, кропотливого труда.

Маркс приступил к детальному изучению политэкономии капитализма с середины сороковых годов, не без основания считая, что именно эта сфера исследования позволит ему понять специфические законы капитализма, раскрыть «анатомию гражданского общества».

В письме к Энгельсу зимой 1857 года он признавался, что работает «как бешеный», все ночи напролет. Месяц спустя писал опять: «Я чересчур злоупотреблял ночной работой…»

В январе 1859 года работа над экономической рукописью была завершена. В ней, по сути дела, заключался план создания шести книг, о капитале, земельной собственности, наемном труде, государстве, внешней торговле и мировом рынке.

У автора, однако, не было ни гроша, чтобы переслать рукопись издателю. Один из первых биографов Маркса — Франц Меринг писал с грустной иронией по поводу того, что счета не сходились у этого классического теоретика денежного обращения. Деньги всегда были больным местом Маркса.

Он отказался быть «машиной, производящей деньги», поэтому его семья всегда жила на то, что он зарабатывал сочинительством, а также на помощь родственников Дженни и Энгельса.

Дети Маркса были научены говорить всем, кто приходил к ним в дом, требуя оплаты какого-нибудь очередного счета или долга — «Господина Маркса нет дома».

Как всегда, на помощь приходит Энгельс. Благодаря его стараниям рукопись попадает к издателю и вскоре публикуется под названием «К критике политической экономии.

Первый выпуск» Маркс считал, что его труд — лишь первый подступ к теме, требующей своего дальнейшего развития.

Таким продолжением и стал «Капитал», в котором он реализовал план создания одной из шести книг, набросанный в работе «К критике политической экономии».

Под влиянием идей Фейербаха Маркс отверг гегелевское понятие Абсолютного духа и в центр своей философии стремился поставить человека и человеческое сознание. Социальные отношения, которые связаны с наемным трудом, производством, торговлей и деньгами, он стал рассматривать как определяющие силы человеческой истории.

Общественные отношения, которые возникают на определенной стадии развития общества, говорит Маркс, соответствуют стадии развития материальных сил производства, и все это в комплексе составляет экономическую структуру общества Он писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Маркс полагает, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующими производственными отношениями, в результате чего они становятся тормозом развития общества. Это порождает социальные революции.

В то же время Маркс подчеркивает, что ни один порядок не исчезнет, прежде чем все производительные силы не будут развиты, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся, прежде чем материальные условия существования не созреют в недрах старого общества. Под производственными отношениями он понимает отношения, которые возникают между землевладельцем и наемным работником, владельцем завода и рабочим и т. д. Они составляют экономическую структуру общества и являются основой политической, моральной и духовной надстройки.

Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Духа в направлении более высокого самосознания, так Маркс верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни и человеческой природы. Внимание Маркса было направлено на материальную и физическую, а не на духовную реальность.

Он выделяет рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. По Марксу, сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в рамках частной собственности.

Поэтому условия существования человека должны быть изменены посредством упразднения частной собственности и системы труда, при которой происходит эксплуатация человека человеком.

Все это должно привести к освобождению людей от условий, при которых они все видят все под углом зрения рынка. Маркс сразу же после выхода в свет своего первого экономического исследования приступает к этой работе.

Изо дня в день, долгие часы он просиживал за книгами в библиотеке Британского музея, подробно конспектируя прочитанное Но все же основное теоретическое осмысление всего проходило дома, за письменным столом скромно обставленного кабинета.

По своему обыкновению, Маркс работал не щадя своих сил. Лишь иногда, почувствовав усталость, откладывал рукописи и отдыхал за высшей математикой. И все же переутомление давало о себе знать — он жаловался на недомогание и боли в печени.

«Поверьте мне, — читаем в одном из его писем Женни Маркс, — вряд ли какая-нибудь книга писалась в более тяжелых условиях. «В конце марта 1867 года, после почти десятилетнего труда, первый том был готов к печати.

Энгельс, сразу же извещенный об этом событии, не может сдержать радости: «Ура! От этого возгласа я не мог удержаться, когда наконец прочитал черным по белому, что первый том готов». В конце того же года «Капитал» вышел из печати.

В центре исследования — отношения, складывающиеся между капиталом и трудом, буржуазией и пролетариатом. Маркс стремился показать, что капитализм несет в себе самом семена собственного разрушения.

Он утверждал, что капиталисты создают свою прибыль на основе прибавочной стоимости, которую они присваивают за счет рабочих. Поэтому по мере развития капитализма соотношение труда и капитала постоянно меняется.

А это значит, что доля прибыли должна в конце концов падать, что ведет к подрыву капитализма.

Жажда прибавочной стоимости у капиталиста безгранична, она вызывается всем ходом развития капиталистического производства, ведь капиталист, если он не хочет разориться, должен вновь и вновь повторять процесс производства прибавочной стоимости.

В первом томе «Капитала» Маркс приводит высказывание журнала «Куотерли ревьюэр», характеризующее неуемную алчность буржуазии.

«Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

В письме Энгельсу 24 августа 1867 года Маркс писал, что в его книге самое лучшее — это открытый им двойственный характер труда товаропроизводителя.

Двойственность труда состоит в том, что он одновременно выступает как конкретный труд, создающий потребительную стоимость товара, и как абстрактный труд, создающий стоимость товара.

Открытие им производственных отношений дало ключ к раскрытию всех особенностей товарного производства.

По характеристике Маркса, «капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства — рабочей силой». Этот способ производства основан на беспощадной эксплуатации и присвоении чужого труда.

Наряду с титанической научной работой К. Маркс продолжал активно участвовать в революционном движении. Ему принадлежит ведущая роль в организации Международного Товарищества Рабочих — I Интернационала, учредительный съезд которого состоялся в 1864 году.

Он возглавил его руководящий орган — Генеральный совет, подготовил Учредительный манифест Международного Товарищества Рабочих и Временный устав Товарищества, где изложил программные положения, в которых определил революционную направленность Интернационала и развил идеи пролетарского интернационализма.

В последние годы своей жизни Маркс с обычным усердием занимался дальнейшим совершенствованием революционной теории, формированием пролетарских партий в других странах и укреплением интернациональных связей между ними.

Глубокий интерес проявлял Маркс к России. Его связи с представителями революционного движения этой страны с каждым годом расширялись. Он хорошо знал и высоко ценил русскую демократическую литературу, был глубоко убежден — Россия может сыграть важную роль в мировом революционном процессе.

В июне 1858 года Маркс писал о том, что существует еще одна великая держава, которая десять лет тому назад чрезвычайно энергично сдерживала напор революции.

А теперь, отмечал он, у нее самой под ногами накопился горючий материал, который, при сильном порыве ветра с Запада, может внезапно воспламениться.

Симптомы войны крепостных крестьян внутри России настолько очевидны, убежденно заявил Маркс, что самим местным властям приходится для объяснения этого необычайного брожения обвинять в нем Австрию, будто бы с помощью тайных эмиссаров распространяющую по всей стране социалистические и революционные учения.

В течение жизни на долю Маркса не раз выпадали тяготы эмиграции. В жертву делу своей жизни, борьбе за торжество коммунизма он принес, по его собственным словам, здоровье, счастье и свою семью.

На вопрос: «Ваше представление о счастье?» Маркс отвечал — «Борьба». Жена и верный друг Дженни разделяла с мужем все горести его беспокойного бытия, скитания, нищету, яростную травлю.

Из семи их детей выжили лишь три дочери — Женни, Лаура, Элеонора.

Жена была ближайшим помощником и советчиком Маркса, его «добрым гением». Несмотря на семейные заботы, она многие годы была его незаменимым секретарем, переписывала его сочинения. Женни вела переписку с деятелями международного рабочего движения.

Когда она скончалась, Энгельс обронил фразу «Мавр умер тоже» (близкие и члены семьи уважительно-шутливо называли Маркса Мавром). Энгельс знал, что Карл и Женни буквально не могли жить друг без друга. Величие ума Маркса признавали многие его современники.

Тем, кому приходилось общаться с выдающимся мыслителем, говорили и писали о всеобъемлющем характере гения Маркса, колоссальной эрудиции, покоряющей мощи таланта.

Когда одного из современников Маркса спросили, какое впечатление на него произвел вождь I Интернационала, он, подумав, назвал его Аристотелем.

Впрочем, были и другие, еще более образные сравнения: «Представь себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля в одном лице… И перед тобою будет доктор Маркс», — так, к примеру, писал в 1841 году своему другу молодой почитатель таланта Маркса Гесс.

После выхода «Капитала» друзья Маркса организовали публикацию в одной из газет заметок рекламного характера, что вызвало резкий протест Маркса.

«Подобные вещи, — заявил он, — я считаю скорее вредными, чем полезными, и недостойными человека науки.

Так, например, издатели Энциклопедического словаря Мейера уже давно писали мне и просили мою биографию. А я не только не дал ее, но и на письмо не ответил».

В начале 1880-х годов здоровье Маркса ухудшилось. За короткое время ему довелось выдержать два страшных удара. В декабре 1881 года умерла жена, а в январе 1883-го — старшая дочь Женни. Это подорвало последние силы 14 марта 1883 года Маркса не стало.

Хоронили его 17 марта на Хайгетском кладбище в Лондоне. Над могилой своего друга Энгельс пророчески сказал: «И имя его, и дело переживут века».

Марксистская теория оказала большое влияние на многих мыслителей XIX и XX века. В XX веке под влиянием марксизма возникло философское течение под названием неомарксизм (Франкфуртская школа), которое интерпретировало идеи Маркса под углом зрения современности.

Источник: http://www.uhlib.ru/filosofija/100_velikih_myslitelei/p67.php

Жизненный путь К. Маркса

1. Жизненный путь К. Маркса:  Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,

Карл Генрих Маркс (1818-1883) родился в старинном городе Трире, который расположен в Рейнской провинции в Пруссии. Его отец Генрих Маркс был адвокатом. Поскольку по законам Прусского королевства евреи не имели права заниматься юридической практикой и занимать государственные должности, Генрих Маркс вынужден был креститься в лютеранство.

Надо сказать, что отец Маркса был вполне образованным человеком и оказывал большое влияние на сына, который, в свою очередь, питал неизменную любовь к отцу. Что касается матери Маркса, то она была простой домохозяйкой, и ее в основном заботило здоровье и материальное благополучие сына и еще троих дочерей.

Первоначальное образование Карл Маркс получил в Трирской гимназии, которую он успешно окончил в 1835 году. В «Аттестате зрелости воспитанника Трирской гимназии Карла Маркса» было, между прочим, сказано, что он обладает хорошими способностями и, прежде всего, проявляет себя в древних языках, а в немецком, истории, географии, физике и математике демонстрирует средние и слабые познания.

Говорилось, в частности, что он легко переводит с латыни и «объясняет легкие места читаемых в гимназии классиков без подготовки, бегло и уверенно; а при надлежащей подготовке или при некоторой помощи часто и более трудные места, в особенности такие, где трудность заключается не столько в особенностях языка, сколько в сущности и в общей связи идей». Далее говорится, что сочинение Маркса «обнаруживает, объективно говоря, богатство мыслей и глубокое понимание предмета, но часто оно излишне перегружено». Что касается греческого языка, то здесь «его познания и его умение понимать читаемых в гимназии классиков почти такие же, как в латинском». И еще одно важное замечание: «Его знания христианского вероучения и нравоучения довольно ясны и обоснованны; и он до известной степени знает историю христианской церкви».

2 См.: Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения. М., 1938. Т. 1. С. 411-412.

Уже в годы учебы у Маркса сформировалось совершенно определенное мировоззрение, которое нашло свое выражение в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии». «…

Главным руководителем, — пишет совсем еще юный Маркс, — который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование.

Не надо думать, что оба эти интереса могут враждебно выступать друг против друга, что один должен уничтожить другой; природа человека устроена так, что он может достичь своего усовершенствования, только работая для совершенства, для блага своих современников.

Если он работает только для себя, то он, конечно, может стать знаменитым ученым, великим мудрецом, прекрасным поэтом, но никогда не может стать совершенным, истинно великим человеком».

Духовное развитие Маркса происходило бурно и стремительно. Поражает количество прочитанного и написанного им уже в студенческие годы.

В письме к отцу он излагает свое видение системы права и добавляет: «При этом я усвоил себе привычку делать извлечения из всех прочитанных мной книг — например, из «Лаокоона» Лессинга, «Эрвина» Зольгера, «Истории искусства» Винкельмана, «Немецкой истории» Людена, — снабжая их своими замечаниями.

В то же время я переводил Germania Тацита, Libri tristium Овидия и начал изучать самостоятельно, т. е. по грамматикам, английский и итальянский, в чем я до сих пор не успел; — читал «Уголовное право» Клейна и его «Летописи», а также все новинки литературы, но последнее лишь между прочим».

И чуть ниже там же: «Я изучил «Владение» Савиньи, «Уголовное право» Фейербаха и Грольмана, «De verborum significatione» Крамера, «Систему пандектов» Венинг-Ингенхейма и «Doctrina pandectarum» Мюленбруха, над которой я все еще работаю; я изучил далее отдельные титулы по Лаутербаху, гражданский процесс и особенно церковное право, первую часть которого: «Concordia discordantium canonum» Грациана, я почти целиком прочел в Corpus, сделав соответствующие извлечения, а также «Institutiones» Ланцелотти. Далее я перевел часть риторики Аристотеля, прочел «De argumentis scientiarum» знаменитого Бекона Веруламского, много занимался Реймарусом, книгу которого «О художественных инстинктах животных» я продумал с наслаждением. Я принялся также за немецкое право, но главным образом лишь постольку, поскольку я занимался капитуляриями франкских королей и письмами пап к ним».

По окончании гимназии Маркс поступает в Боннский университет, чтобы получить профессию юриста, как и его отец. Но уже через год он переходит в Берлинский университет, где изучает в основном историю, литературу и, в особенности, философию. Кроме того, Маркс очень увлекается поэзией и пишет большое количество посредственных стихотворений.

Но насчет собственного поэтического таланта он не строил никаких иллюзий, отдавая себе отчет в том, что это всего лишь юношеское увлечение. «Но поэзия, — писал он в письме отцу от 10 ноября 1837 года, — могла и должна была быть чем-то побочным: я должен был изучать юриспруденцию и прежде всего почувствовал желание побороться с философией».

Источник: https://www.kalitva.ru/150623-zhiznennyj-put-k-marksa.html

Карл Маркс родился в Трире… Музей великого мыслителя

1. Жизненный путь К. Маркса:  Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,
?

Categories:

  • общество
  • история
  • семья
  • Cancel

В Германии, в бывшей Священной Римской Империи, а до того Римской Империи есть и поныне маленький городок Trier…

Говорят, это самый древний сохранившийся город, что раскинулся в живописной долине реки Мозель.

Здесь много невероятных достопримечательностей, в первую очередь связанных с римлянами, но сегодня я хочу рассказать только об одной.

Это дом — музей великого Карла Маркса, что находится  в самом центре города по адресу Brückenstrasse 10.

В этом симпатичном просторном  трех этажном( и хоть убейтесь, а для меня он не двух этажный) домике с множеством комнат, родился  один из величайших умов своей и не только своей эпохи.

«Противно быть под ярмом — даже во имя свободы.«

Произошло это в семье  преуспевающего адвоката 5 мая 1818 года.

Здесь он прожил всего лишь несколько месяцев, семья не владела домом, а арендовала и вскоре переехала по другому адресу, на Simeonstraße 8.
В юношестве Карл Маркс написал:

«Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».

В 1837 году тайно обручился с Женни фон Вестфален, 1814 года рождения, происходившей из аристократического рода, которая позже стала его женой.

В 1841 году Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».

Он собирался преподавать вместе с Б. Бауэром философию в Боннском университете, но реакционное правительство и семья заставили его отказаться от ученой карьеры.
В 1842-1843 годах Карл Маркс работал журналистом и редактором газеты, зарабатывая 500 талеров.
Летом 1843 года Маркс написал работу «К критике гегелевской философии права», посвященную критике идеалистических взглядов Гегеля на общество.
Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства, разумеется это не могло остаться не замеченным. После того как он отказался от подкупа, (ему предложили пойти на гос. службу на вкусную доходную должность) спасаясь от ареста Марксу с семьей пришлось бежать из Пруссии в Париж.
Здесь он подружился с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом.

С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа. Маркс завязал широкие знакомства с представителями революционных кругов из различных стран, жившими в Париже.

«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.«

В начале февраля 1845 г. Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель.

Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами. По поручению общества они составили программу коммунистической организации — знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года в Лондоне.

После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Там ему удалось в короткие сроки совместно с Энгельсом организовать выпуск большой ежедневной революционной газеты «Neue Rheinische Zeitung».

Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 года и со своей семьёй сначала отправился в Париж, но после демонстрации 13 июня 1849 года был выслан и оттуда. В конечном счете Маркс с семьей переехал в Лондон, где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал»…
Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы, Маркс с семьёй жил исключительно за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств от родственников и случайных заработков от написания статей в газеты. В одном из писем с просьбой о денежной помощи Маркс пишет: «Женни больна. Моя дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8-10 дней семья питалась только хлебом и картофелем. Диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника — все не оплачены». Историк Н. И. Басовская отмечает, что в условиях крайней нужды Маркс сделал попытку продать некоторые предметы из семейного серебра фон Вестфален, но был задержан полицией, подозревавшей его в воровстве, и благополучно вызволен своей женой Женни.
В 1850-х годах Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии, социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал  материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).

В 1864 году он организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал). Он разошелся во взглядах с Бакуниным и анархисты были исключены из состава Интернационала.

В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской конференции.

Однако Второй Интернационал, в который входили левые партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Европы, был учреждён через 6 лет после смерти Маркса, в 1889 году, как преемник Первого Интернационала. В мае 1867 года вышел в свет первый том «Капитала».

Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 64 лет. Похоронен на Хайгейтском кладбище.

После смерти Маркса к дому, где он родился началось паломничество. И именно поэтому здесь создали музей, но вскоре к власти пришли нацисты, они сожгли экспозицию…

После войны  в 1947 году, состоялось торжественное открытие  возрожденного музея Карла Маркса.
Говоря о самом музее нужно подчеркнуть, что если рядом с вами нет переводчика или если вы сами не владеете достаточно хорошо немецким языком, то вы испытаете глубокое разочарование. Русского аудио гида нет.

По словам сотрудницы музея, нет потому, что очень мало русскоязычных, которые приходят в этот музей. Что меня несказанно удивило… Странно… Но вот для  китайцев есть и аудиогид и многие сувениры сопровождаются иероглифами, на входе на китайском соответствующая надпись…

Анфилады пустых комнат… Световые стенды… Бюсты… Одинокие экспонаты…  Карикатуры… Знаменитые цитаты Маркса и Энгельса…
Только знаток немецкого языка сможет оценить подачу информации на стендах  о жизни Маркса и его семьи.
Здесь вы узнаете о том, каким  был романтичный юноша,  рано познакомившийся с несправедливостями судьбы и увидевший тяготы простого народа под гнетом капиталистов…Кстати, он писал стихи…

Вы узнаете, что Карл отдал своей работе ВСЁ, в прямом смысле все: любовь, дружбу, семью, детей и саму жизнь. Это человек невероятно трагичной судьбы, был ли он когда — то счастлив?

Он не обладал красивым почерком, а жена полностью посвятившая свою жизнь мужу, переписывала его труды…

Два  малолетних сына умерли, как и две дочери, еще  две дочери хоть и были удивительно талантливы, но им было тяжело жить в тени отца, осуждаемого буржуазным обществом, бедствовала семья, они покончили с собой …

Если экспозиция неплохо начата, то полное отсутствие хотя бы одной  восстановленной в стиле того времени комнаты удивляет. Количество оригинальных экспонатов принадлежавших Карлу Марксу невероятно мало.
Рад был увидеть сохранившиеся номера «Новой рейнской газеты». В эту газету, которая была детищем Союза Коммунистов и издавалась с 1 июня 1848 года, Карл Маркс вложил  немало средств. Основная часть инвесторов состояла из либералов, которые, отказались продолжать её финансирование, и Маркс вложил в газету всё, что у него на тот момент оставалось от отцовского наследства. В частности, печатный станок также был куплен самим Карлом Марксом.

Подавленное восстание в Рейнской провинции стало концом газеты в 1849 году. Карл Маркс, Эрнст Дронке, Георг Верт были высланы из страны, а остальная редакция оказалась под судебным разбирательством. Но перед тем как газета закрылась, 19 мая 1849 года редакция выпустила последний её номер, напечатанный красными чернилами.

Основная цель «Новой рейнской газеты» была в свержении феодализма и создании буржуазно-демократической Германии с республиканской формой правления, потому как обязательным условием формирования готового к революционным свершениям рабочего класса является капитализм, с его разделением труда, с его эксплуатацией, прибавочной стоимостью и кризисами перепроизводства…

«В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира».

Ближе к концу экспозиции влияние  капиталистической  пропаганды усиливается.Рассказывается о странах которые взяли на вооружение идеи Маркса…Ворота бывшие в Берлинской стене…Показывают Горбачева принесшему наконец демократию в тираническую страну основанную на трудах Маркса…

Показывают странное фото борца с коммунистами?

Экспозиция ненавязчиво подводит неискушённого посетителя к мысли, что марксизм изжил себя, как только трущобы на окраинах Берлина или Манчестера уступили место современным кварталам.

Новая экспозиция созданная в 2005 году вызвала много нареканий как от гостей- посетителей, так и со стороны представителей местных властей.

Критики считают, что слишком большая часть постоянной экспозиции отводится не непосредственно Марксу, а тому, как сегодня интерпретируют его идеи и хранят его наследие немецкие социал-демократы.

Вообщем капиталистическая пропаганда, искажает действительность и по своему интерпретирует его идеи, прошлое, настоящее и будущее их развитие.
Что неудивительно если послушать слова Элизабет Ной, куратора музея:

— Город никогда не гордился своим сыном, скорее немного стыдился. При жизни Маркса — в Трире его не любили за революционные идеи. Потом — во времена холодной войны — ассоциировали с коммунизмом. И только сейчас, когда в музей стали приезжать туристы из разных стран, особенно из Китая, трирцы немного поменяли свое отношение к Марксу.

( Бизнес ничего личного, ведь деньги не пахнут! Не так ли? Попутно можно подправить в нужном ключе историю.)

«Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение; 20% — становится оживленным; 50% — готов сломить голову; 100% — попирает ногами все законы; 300% — нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы

За пределами музея искусствовед из Трира Хельмут Швикерат выставил на всеобщее обозрение кальсоны развешанные на алтаре заявив, что они принадлежали Марксу… Он утверждает, что таким образом борется с церковью и напоминает о идеях Маркса…  С учетом того что интерес публики был небывалый, а город славится плащаницей Христа, то возможно эта акция имела смысл…)

«Религия – опиум народа.»

Странно выглядят  разделы музея, посвященные развитию  коммунистического движения в СССР, других странах Восточной Европы и Китая.

Путеводитель по выставке заканчивается такой фразой: «Крах государственного социализма в странах Центральной и Восточной Европы и трансформация азиатского коммунизма в полукапиталистические диктатуры еще не означают, что Карл Маркс утратил свое влияние».

«Самая крепкая крепость – это человеческая голова. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.»

Если Вы спросите простого горожанина, кем или чем гордится Трир, то вы вряд ли услышите имя самого знаменитого философа на земле.

Нет, он вам расскажет о плащанице, которой якобы бы укрыт Христос после снятия с креста и на которой будто бы запечатлён его лик.

Эта плащаница — одна из самых дорогих реликвий христиан — хранится в огромном городском соборе, начатом ещё римлянами… В этом весь «современный» человек…

trier, Германия, Карл Маркс, Трир, мнение, музеи, музей

  • Утром 31 августа Гитлер отдал приказ о нападении на Польшу на рассвете 1 сентября, а в 12.40 он подписал Директиву № 1: «1. Теперь, когда…
  • Итак, продолжим рассказ о госпоже Меркель или как ее иногда называют: «маме немецкой нации».( Меркель. Часть первая.) С 1981 по…
  • Кто такая Ангела Меркель? Очень сложный вопрос, на который нет четкого ответа. Хотя казалось бы фрау открыта всем взглядам и чиста как…
  • Когда кто — либо начинает разговор о лагерях Германии времен Великой Отечественной войны, то разумеется все представляют себе только лагеря…
  • Дневник начинался просто как дневник, а превратился в книжки издательства АСТ. Купить можно тут: http://www.labirint.ru/books/473201/ Или тут:…

Источник: https://jeteraconte.livejournal.com/151722.html

Первоначальное образование карл маркс получил в трирской гимназии

1. Жизненный путь К. Маркса:  Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,

1. Жизненный путь К. Маркса

Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире, который расположен в Рейнской провинции в Пруссии. Его отец Генрих Маркс был адвокатом. Поскольку по законам Прусского королевства евреи не имели права заниматься юридической

501

практикой и занимать государственные должности, Генрих Маркс вынужден был креститься в лютеранство.

Надо сказать, что отец Маркса был вполне образованным человеком и оказывал большое влияние на сына, который, в свою очередь, питал неизменную любовь к отцу.

Что касается матери Маркса, то она была простой домохозяйкой, и ее в основном заботило здоровье и материальное благополучие сына и еще троих дочерей.

Первоначальное образование Карл Маркс получил в Трирской гимназии, которую он успешно окончил в 1835 году.

В «Аттестате зрелости воспитанника Трирской гимназии Карла Маркса» было, между прочим, сказано, что он обладает хорошими способностями и, прежде всего, проявляет себя в древних языках, а в немецком, истории, географии, физике и математике демонстрирует средние и слабые познания.

Говорилось, в частности, что он легко переводит с латыни и «объясняет легкие места читаемых в гимназии классиков без подготовки, бегло и уверенно; а при надлежащей подготовке или при некоторой помощи часто и более трудные места, в особенности такие, где трудность заключается не столько в особенностях языка, сколько в сущности и в общей связи идей» [2]. Далее говорится, что сочинение Маркса «обнаруживает, объективно говоря, богатство мыслей и глубокое понимание предмета, но часто оно излишне перегружено» [3]. Что касается греческого языка, то здесь «его познания и его умение понимать читаемых в гимназии классиков почти такие же, как в латинском» [4]. И еще одно важное замечание: «Его знания христианского вероучения и нравоучения довольно ясны и обоснованны; и он до известной степени знает историю христианской церкви» [5].

2 См.: Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения. М., 1938. Т. 1. С. 411-412. 3 См.: там же. 4 См.: там же.

5 См.: там же.

Уже в годы учебы у Маркса сформировалось совершенно определенное мировоззрение, которое нашло свое выражение в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии». «… Главным руководителем, — пишет совсем еще юный Маркс, — который должен нас направлять при выборе профес-

502

сии, является благо человечества, наше собственное совершенствование.

Не надо думать, что оба эти интереса могут враждебно выступать друг против друга, что один должен уничтожить другой; природа человека устроена так, что он может достичь своего усовершенствования, только работая для совершенства, для блага своих современников.

Если он работает только для себя, то он, конечно, может стать знаменитым ученым, великим мудрецом, прекрасным поэтом, но никогда не может стать совершенным, истинно великим человеком» [6].

Духовное развитие Маркса происходило бурно и стремительно. Поражает количество прочитанного и написанного им уже в студенческие годы.

В письме к отцу он излагает свое видение системы права и добавляет: «При этом я усвоил себе привычку делать извлечения из всех прочитанных мной книг — например, из «Лаокоона» Лессинга, «Эрвина» Зольгера, «Истории искусства» Винкельмана, «Немецкой истории» Людена, — снабжая их своими замечаниями.

В то же время я переводил Germania Тацита, Libri tristium Овидия и начал изучать самостоятельно, т. е. по грамматикам, английский и итальянский, в чем я до сих пор не успел; — читал «Уголовное право» Клейна и его «Летописи», а также все новинки литературы, но последнее лишь между прочим» [7].

6 Там же. С. 406.
7 Там же. С. 417.

И чуть ниже там же: «Я изучил «Владение» Савиньи, «Уголовное право» Фейербаха и Грольмана, «De verborum significatione» Крамера, «Систему пандектов» Венинг-Ингенхейма и «Doctrina pandectarum» Мюленбруха, над которой я все еще работаю; я изучил далее отдельные титулы по Лаутербаху, гражданский процесс и особенно церковное право, первую часть которого: «Concordia discordantium canonum» Грациана, я почти целиком прочел в Corpus, сделав соответствующие извлечения, а также «Institutiones» Ланцелотти. Далее я перевел часть риторики Аристотеля, прочел «De argumentis scientiarum» знаменитого Бекона Веруламского, много занимался Реймарусом, книгу которого «О художественных инстинктах животных» я продумал с наслаждением. Я принялся также за немецкое право, но главным образом лишь постольку, поскольку я занимался капитуляриями франкских королей и письмами пап к ним» [8].

По окончании гимназии Маркс поступает в Боннский университет, чтобы получить профессию юриста, как и его отец. Но уже через год он переходит в Берлинский университет, где изучает в основном историю, литературу и, в особенности, философию. Кроме того, Маркс очень увлекается поэзией и пишет большое количество посредственных стихотворений.

Но насчет собственного поэтического таланта он не строил никаких иллюзий, отдавая себе отчет в том, что это всего лишь юношеское увлечение. «Но поэзия, — писал он в письме отцу от 10 ноября 1837 года, — могла и должна была быть чем-то побочным: я должен был изучать юриспруденцию и прежде всего почувствовал желание побороться с философией» [9].

В Берлинском университете Маркс знакомится с философией Гегеля, и его влияние чувствуется уже в упомянутом письме отцу. Это касается, прежде всего, понимания Марксом метода научного познания.

«Математик, — пишет он, — имея перед собой треугольник, делает разные построения, приводит доказательства; треугольник этот остается простым представлением в пространстве, он не развивается ни во что дальнейшее; его нужно привести к чему-нибудь другому — тогда он принимает другие положения и, в зависимости от этого, получаются различные отношения и следуют различные истины. Иначе совсем обстоит дело в конкретном выражении живого мира мыслей, каким является право, государство, природа, вся философия: здесь нужно присматриваться к самому объекту в его развитии, здесь нельзя вносить произвольных подразделений; разум самой вещи должен здесь развертываться как нечто в себе противоречивое и найти в себе свое единство» [10].

8 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. 9 Там же. С. 414.

10 Там же. С. 415.

Отец Маркса умер до окончании Карлом Берлинского университета. Надо сказать, что он поначалу не одобрил помолвки сына с аристократкой Женни фон Вестфален, которую Карл знал с детства, поскольку она была подругой его сестры Софи. Женни была на пять лет старше Карла, но это не помешало их взаимной

С уходом аристотеля античная философия таких всеобъемлющих философских систем уже
Благодаря психоанализу
Другого человека

Представляющим эмпирическую традицию в философии нового времени

Источник: https://textfighter.org/teology/Philos/mar/pervonachalnoe_obrazovanie_karl_marks_poluchil_v_trirskoi_gimnazii.php

Биография Карла Маркса

1. Жизненный путь К. Маркса:  Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,

Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx, 1818-1883) — выдающийся немецкий ученый, журналист, общественный деятель. Автор нескольких научных теорий, ставших поистине революционными для своего времени — теория прибавочной стоимости, принципы материализма, теория классовой борьбы.

Заложил основы современного социалистического и коммунистического движения, базирующихся на платформе созданной им идеологии марксизма. Написал ряд фундаментальных трудов — «Капитал», «Манифест коммунистической партии», в которых научно обоснованно вскрыл недостатки капиталистического строя. Тесно сотрудничал с другом и единомышленником Ф.

Энгельсом, с которым вместе выработали формационный подход в понимании истории.

Детство и юность

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в немецком городе Трире в еврейской семье. Его отец занимался адвокатской деятельностью, а полуграмотная мать посвятила большую часть жизни ведению домашнего хозяйства. Семья имела очень неплохие доходы и поэтому никогда не тяготела в революционной деятельности.

Известно, что родители юного Карла и его сестры Софии были счастливы друг с другом и помогли обеспечить своим отпрыскам беззаботную юность. Его определили учиться в трирскую гимназию, которую он окончил в 1835 году.

Об этом периоде жизни Маркс не очень любил распространяться и никогда не упоминал имена школьных товарищей.

Высшее образование будущий ученый получал в стенах Боннского, а затем Берлинского университета. Последний он закончил в 1841 году, защитив диплом на тему философских воззрений Эпикура.

В стенах вузов он изучал юриспруденцию, но его больше привлекала история и философия. В студенческие годы Карл вступил в ряды модных в то время гегельянцев, отстаивавших революционные и атеистические взгляды, которые они находили в философии Г.

Гегеля. Здесь он знакомится с Б. Бауэром и философом Л. Фейербахом.

Первые самостоятельные шаги

После получения диплома Маркс отправился в Бонн, рассчитывая получить профессорскую ставку. Однако этим планам не суждено было сбыться, и одной из главных причин стала реакционная политика правительства. По политическим соображениям его единомышленники подверглись ограничениям: Фейербах лишился кафедры, а Бауэру запретили читать лекции в Бонне.

В это время при поддержке радикально настроенной буржуазии и левых гегельянцев была основана «Рейнская газета». Туда и был приглашен Маркс вместе с Бауэром, а вскоре Карл стал ее главным редактором, что вынудило его переехать в Кельн.

Во время руководства газеты Марксом она все более «левела», за что она была подвергнута жесткой цензуре, а затем в 1843 году и вовсе закрыта.

Переезд в Париж

После потери возможности заниматься любимым делом на родине Маркс переезжает в Париж, где вместе с левым гегельянцем А. Руге начинает издавать радикальный журнал «Немецко-французский ежегодник».

Правда, идея не получила особого развития и свет увидел только один номер издания. Но Маркс написал к его выходу серию статей, в которых недвусмысленно продемонстрировал свои радикальные настроения.

В частности, автор призывал к критике существующих порядков, апеллируя за поддержкой к массам пролетариата.

В 1844 во французскую столицу приехал на несколько дней Ф. Энгельс, с которым и знакомится Маркс. Они быстро нашли общий язык и приняли активное участие в революционной деятельности Парижа. Однако надолго развить свою работу не получилось, так как по настоянию прусской стороны Карл был выслан за пределы Франции.

Бельгийский период

В 1845 году он вынужденно переезжает в Брюссель. Революционная деятельность была продолжена с новым размахом.

В 1847 году Маркс и Энгельс вошли в ряды тайной радикальной международной организации «Союз коммунистов», исповедовавшей революционные взгляды.

Они приняли активное участие в лондонском съезде 1847 года, и по его поручению написали одно из выдающихся революционных произведений «Манифест коммунистической партии».

В этой работе авторы обосновали цели и задачи зарождавшегося коммунистического движения. Маркс представил исторический путь человечества как борьбу классов и провозгласил неминуемую гибель капитализма от рук мирового пролетариата. Работа получила огромную популярность. В Германии, Англии и США Манифест выдержал 12 изданий.

Спустя полтора десятилетия благодаря усилиям друга Маркса анархиста М. Бакунина произведение будет переведено и на русский язык. В дальнейшем Маркс основал Немецкое рабочее общество, которое, будучи легальным, занималось пропагандой коммунистических идей. «Быть радикальным — значит понять вещь в корне», — утверждал Маркс.

В 1848 году, когда во всей Европе бушевал революционный пожар, Маркс вынужденно покидает Брюссель и вновь приезжает в Париж. Но здесь он пребывает недолго и возвращается в Кельн, где становится главным редактором «Новой рейнской газеты», параллельно возглавляя Кельнский рабочий союз.

Лондонский период

Поражение революционеров и торжество коммунистических сил способствовали организации гонений на лидеров рабочих организаций. Это вынудило Маркса вновь покинуть Германию и транзитом через Париж уехать в Лондон, где он, начиная с 1849 года, будет проживать до конца жизни.

Его переписка с Энгельсом открывает печальные страницы биографии ученого. Очевидно, что он с семьей испытывал серьезную материальную нужду и пользовался финансовой поддержкой более состоятельного друга Фридриха.

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что Энгельс поспособствовал рождению научных теорий Маркса не только идейно, но и материально.

В это время он проделал огромную работу по созданию материалистической теории, активнейшим образом изучая политэкономию. Новые идеи были отражены в двух известнейших работах Маркса: первом томе «Капитала» и «К критике политической экономии».

В «Капитале» автор заложил основы экономического учения, блестяще изложив теорию прибавочной стоимости и создав научную основу для освободительной борьбы пролетариата.

«Говорить о естественной справедливости — бессмыслица», — пояснял свою позицию основатель научного коммунизма.

У истоков i интернационала

В самый разгар рабочего движения Маркс на волне протестных настроений приходит к идее создания Международного товарищества рабочих. Фактически это означало обособление пролетариата от опеки буржуазии и начало формирования самостоятельного политического пути.

I Интернационал был создан в сентябре 1864 года в Лондоне на совместном собрании английских и французских рабочих, хотя на мероприятии присутствовали представители других стран.

Маркс подготовил два основополагающих документа: Устав и Учредительный манифест, а также был избран в Генеральный совет организации.

С самого начала I Интернационал занялся организацией совместных действий рабочих, стимулировал стачечное движение, способствовал созданию печатных органов. Огромной заслугой Маркса можно назвать выработку общей тактики борьбы пролетариата и объединение большого числа немарксистских течений в единый фронт.

При этом великий ученый не уставал развенчивать ограниченность их взглядов и тактических устремлений. Деятельность Международного товарищества рабочих была поставлена под угрозу 1871 года, когда под натиском революционных сил пала Парижская Коммуна, а бакунинцам удалось изнутри расколоть организацию.

Тем не менее формально она прекратила существование лишь в 1876 году.

Роспуск I Интернационала и переезд многих его лидеров за океан стали причинами отхода Маркса от активной общественной деятельности. С тех пор и до последних дней жизни он сосредоточится на научной работе, лишь эпизодически возвращаясь к рабочему движению.

Последние годы жизни

В 1875 году Маркс пишет работу «Критика Готской программы», которая стала одним из ключевых произведений марксизма и изначально не предполагалась к изданию. Она была напечатана только спустя 8 лет после смерти автора при посредничестве Энгельса.

В своей работе Маркс подверг жесткой критике программу германской рабочей партии, в которой был обозначен умеренный путь построения социализма. В качестве конструктивной альтернативы перехода к коммунизму он предложил идею диктатуры пролетариата, пролетарский интернационализм и необходимость создания настоящей партии рабочего класса.

При этом на пути построения коммунизма Маркс выделил две фазы, на высшей из которых будет утвержден следующий принцип: «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

Кроме того, Маркс приложил много усилий для создания рабочих партий во многих странах мира, а также продолжил заниматься разработкой революционной теории.

Работая над созданием 2 и 3 тома «Капитала», он пришел к выводу о коммунистическом характере первобытного общества.

В последующем эти выводы будут использованы Энгельсом при написании книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Личная жизнь

Супругой великого ученого была подруга детства Дженни фон Вестфален, на которой он женился в 1843 году. Она имела прусские корни, а ее семья принадлежала к реакционной прослойке помещиков.

Неудивительно, что родной брат Дженни занимал пост министра внутренних дел в одной из наиболее реакционных прусских правительств. Карл Маркс был отцом семи детей, однако до взрослых лет дожили лишь три дочери.

Младшая из них Элеонора стала последовательницей отца и активно участвовала в международном рабочем движении.

В 1881 году ученого настиг страшный удар — смерть любимой супруги. Затем тяжело заболела и скончалась старшая дочь Женни. Все это серьезно подкосило здоровье Маркса. Он умер в Лондоне 14 марта 1883 года от осложнений, связанных с перенесенным бронхитом.

Источник: https://stories-of-success.ru/karla-marksa

Глава 8. К. МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

1. Жизненный путь К. Маркса:  Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире,

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

211

материальный принцип с принципом движения. Атомы у Эпикура — это и движимое, и движущее, и существование, и сущность.

«Эпикур, — пишет Маркс, — объективировал противоречие в понятии атома между сущностью и существованием и, таким образом, дал науку атомистики, между тем как у Демокрита не имеет места реализация самого принципа, но удержана только материальная сторона и выставлены обслуживающие эмпиризм гипотезы»18.

Здесь Маркс уточняет, что атомы, если это принцип и основа, могут иметь отношение только к самим себе. Точно так же, как человек может быть принципом и субстанцией только тогда, когда он имеет отно-

16Маркс К.,Энгельс Ф. Указ. соч. С. 41.

17Там же. С. 30.

18Там же. С. 38.

508

шение к себе, а иначе он чисто природное существо.

«Так, человек, — пишет Маркс, — перестает быть продуктом природы лишь тогда, когда другое, к которому он имеет отношение, не есть отличное от него существование, но само есть отдельный человек, хотя бы еще не дух но чтобы человек, как человек, стал своим единственным действительным объектом, для этого он должен сломить в себе свое относительное бытие, силу страстей и голой природы»19.

Субстанциальное значение у Эпикура, считает Маркс, получает и отдельный атом, и человек, и природа в целом. В человеческом чувстве, которое Демокрит считает чисто субъективным, — «только в мнении существует теплое и холодное, сладкое и горькое» и т.д.

, — природа, по Эпикуру, чувствует самое себя. «В слухе поэтому, — пишет Маркс, — природа слышит самое себя, в обонянии она обоняет самое себя, в зрении она видит самое себя»20. Это уже зачатки, можно сказать, будущего спинозизма у Эпикура, которые замечает Маркс.

И эта идея ляжет в основу понимания природы и материи в марксизме.

Уже в указанной диссертации Маркс проявляет себя как масштабный мыслитель, который, погружаясь в частности, не упускает всеобщего.

В своей докторской диссертации он высказывает ряд соображений, которые легли в основу всего его мировоззрения, всего его будущего учения. идея в данном случае — это единство теории и практики, философии и жизни.

Уже здесь оторванная от жизни философия оказывается у Маркса философией, не доведенной до ума.

Как и другие младогегельянцы, Маркс придает в своей диссертации особое значение критике: «Критика — вот кто меряет отдельное существование сущностью, особую действительность — идеей»21.

Однако философия, будучи орудием критики, сама, как считает Маркс, нуждается в самокритике.

К индивидуальному самосознанию, по Марксу, предъявляется двойное требование: «одно острие направлено против мира, другое — против самой философии»22.

19Там же. С. 33.

20Там же. С. 45.

21Там же. С. 71.

22Там же.

509

Философия, как считает Маркс, не должна бояться потерять себя в мире. Чтобы сделать мир философским, т. е. истинным, философия сама должна стать мирской.

«Таким образом, — пишет он, — получается результат, что проникновение мира философией в то же время становится обмирщением философии, что ее осуществление есть вместе с тем ее потеря, что то, против чего она борется вне себя, есть ее собственный недостаток, что именно в борьбе она впадает в те ошибки, против которых она и борется, и что она, лишь сама впадая в эти ошибки, уничтожает их. То, что выступает против нее и против чего она борется, есть всегда то же самое, что она есть, но с противоположными факторами»23.

Маркс, хотя здесь он, повторим, еще идеалист — гегельянец, уже явно выходит за пределы гегельянства с его «некритическим позитивизмом», как он назовет это чуть позже. Впрочем, и здесь речь идет о двух партиях, — либеральной и позитивной, демократической и консервативной. Дело первой — критика.

«Действие второй — попытка философствовать, следовательно, обращение философии в себя, причем она находит, что недостаток имманентен философии, тогда как первая понимает его как недостаток мира, который надо сделать философским»24. Другими словами, судьба философии неразрывно связывается Марксом с судьбами этого мира.

А оторванную от мира философию он по сути считает недостаточно разумной.

3. Расставание с Гегелем

Уже в 1842 году Маркс обращает внимание на творчество Людвига Фейербаха. Маркс пишет ему письмо, в котором пытается склонить последнего выступить против Шеллинга.

Дело в том, что Шеллинг, в особенности после его лекций по философии откровения в Берлинском университете, стал знаменем реакции в Германии.

В том же письме Маркс дает известную характеристику Шеллингу, называя его «переметной сумой»: «Как ловко умел господин Шеллинг

23Маркс К ,Энгельс Φ. Указ. соч

24Там же. С.72

510

привлечь к себе французов, сперва слабого эклектика Кузена, позднее даже гениального Леру. Ведь

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2003. — 880 с. — («Gаuudeamus»).

Источник: https://studfile.net/preview/878342/page:74/

Scicenter1
Добавить комментарий