10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

Содержание
  1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
  2. Тема 3. Розничные торговые предприятия, их классификация, функции и принципы размещения
  3. Классификация, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли
  4. Классификация и функции розничных торговых предприятий
  5. fВведение
  6. Таким образом, рентабельность деятельности предприятия за рассматриваемый период повысилась, что говорит о положительной тенденции и характеризует повышение эффективности работы предприятия. Повышение на 20,7% произошло за счет повышения чистой прибыли, а за счет повышения выручки произошло понижение на 13,8%, в результате этого рентабельность деятельности предприятия повысилась на 6,9%
  7. fЗаключение
  8. 1 Классификация и функции предприятий розничной торговли
  9. Классификация розничных торговых предприятий
  10. § 20.1. Классификация и функции розничных торговый предприятий

КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, которая представляет собой совокупность розничных торговых предприятий, т. е. предприятий торговли, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

К предприятиям розничной торговли относят магазины и объекты мелкорозничной торговой сети.

Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций.

Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг.

Поэтому желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины.

К объектам мелкорозничной торговли относят нестационарные торговые объекты, предназначенные и используемые для выкладки (демонстрации) товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Их подразделяют на павильоны, киоски, торговые автоматы, бахчевые развалы, елочные базары, передвижные (мобильные) и другие сооружения.

Павильон представляет собой временное сооружение с торговым залом и помещениями для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов.

Киоск — временное, оснащенное торговым оборудованием сооружение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. В киосках реализуют мороженое, безалкогольные напитки, в том числе предназначенные для реализации в розлив, продукцию периодической печати, цветы и т.п.

Бахчевой развал — специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой обособленную площадку для продажи сезонной бахчевой продукции. Площадка для продажи может быть оборудована ограждениями, сетками, корзинами, зонтами, тентами, навесами и т. п.

Елочный базар — специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой обособленную площадку для новогодней (рождественской) продажи натуральных деревьев и веток деревьев хвойных пород (елок, сосен и др.).

Торговый автомат — стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца.

К передвижным (мобильным) сооружениям относят объекты развозной и разносной торговли, в том числе: автомагазины (автолавки, автоприцепы, автофургоны), автоцистерны, ручные тележки, торговые палатки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Автомагазины, автолавки, автофургоны представляют собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день. Через эти средства реализуют сельскохозяйственную продукцию, непродовольственные товары и др.

Автоцистерны — изотермические емкости, установленные на автотранспортные средства и предназначенные для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (безалкогольные напитки и др.).

Ручные тележки — передвижные торговые объекты для осуществления разносной торговли, оснащенные колесным механизмом для перемещения товаров и используемые для продажи штучных и фасованных товаров.

Для продажи мороженого и охлажденных напитков используют ручные тележки, оснащенные холодильным оборудованием, для продажи горячих изделий — ручные тележки, оснащенные изотермическими или подогреваемыми емкостями.

Торговая палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

Лоток — передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день.

Предприятия розничной торговли подразделяют по следующим основным признакам:

  • • вид торгового объекта;
  • • особенности объемно-планировочного решения здания;
  • • специализация торговой деятельности;
  • • тип предприятия;
  • • размер торговой площади;
  • • применяемые методы продажи;
  • • способ организации торговой деятельности;
  • • организационно-правовые формы.

По виду торгового объекта розничные торговые предприятия подразделяются на стационарные и нестационарные.

Стационарное предприятие розничной торговли представляет собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарное предприятие розничной торговли — это временное сооружение или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение. К нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты; к нестационарным передвижным торговым объектам — лотки, атомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и т. п.

С учетом особенностей объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных, как правило, по специально разработанным для них проектам. Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты.

Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг (общественного питания и бытового обслуживания), размещенных на одной территории. Предприятия, входящие в его состав, спланированы, построены и управляются как единое целое. В границах торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин.

По специализации торговой деятельности розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, специализированные и неспециализированные (в том числе комбинированные и смешанные).

Предприятия розничной торговли классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади, предлагаемого ассортимента товаров и применяемых методов их продажи.

По размеру торговой площади можно выделить магазины мелкие — от18до250м2, средние — от251до1000,крупные — от 1001 до 4000 и особо крупные — свыше 4000 м2.

По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

С учетом способа организации торговой деятельности

розничные торговые предприятия бывают сетевые (входящие в состав торговых сетей), автономные, фирменные и др.

В зависимости от формы собственности предприятия розничной торговли подразделяются на частные, государственные, муниципальные, кооперативные и др.

На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций.

и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

  • • изучение покупательского спроса на товары;
  • • формирование ассортимента товаров;
  • • управление товарными запасами;
  • • составление заявок на завоз товаров;
  • • рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

  • • приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
  • • хранение товаров;
  • • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
  • • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
  • • продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
  • • выполнение расчетов с покупателями.

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц.

Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.

Источник: https://ozlib.com/844845/ekonomika/klassifikatsiya_funktsii_printsipy_razmescheniya_predpriyatiy_roznichnoy_torgovli

Тема 3. Розничные торговые предприятия, их классификация, функции и принципы размещения

10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она представляет собой совокупность розничных торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров покупателям для их личного использования.

Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам:

· особенности устройства;

· особенности объемно-планировочного решения здания;

· вид (товарная специализация);

· размер торговой площади;

· тип предприятия;

· применяемые методы продажи.

По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.

Магазин — специально оборудованное стационарное здание, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом помещений, предназначенных для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации, создает благоприятные условия труда, способствует повышению качества торгового обслуживания.

Магазины-склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В состав таких магазинов могут входить: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения, навесы, площадки для хранения товаров.

Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к мелкорозничной торговой сети.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товарный запас.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Автомагазины, а также другие средства передвижной торговли (автоприцепы, тележки, лотки и др.) предназначены для торговли вразвоз или вразнос. Они применяются в основном для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины. В последние годы передвижную торговлю стали активно использовать и в крупных городах в местах большого скопления людей.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам.

Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах здания.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты.

Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый центр представляет собой комплекс предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной территории. В границах торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин.

По видам (товарной специализации) розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные.

По размеру торговой площади выделяют магазины мелкие — до 250 м², средние — от 251 до 1000м², крупные — от 1001 до 5000м² и особо крупные — свыше 5000 м².

На типы магазины подразделяют в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади.

По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные с доведением товаров до населения.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из торговых (коммерческих) и технологических операций.

и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

К основным торговым функциям магазинов следует отнести:

· изучение покупательского спроса на товары;

· формирование ассортимента товаров;

· составление заявок на завоз товаров;

· оказание торговых услуг покупателям;

· рекламирование товаров и услуг;

· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.).

Основными технологическими функциями являются:

· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

· хранение товаров;

· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

3.2 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ТИПИЗАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

‐ продовольственные;

‐ непродовольственные;

‐ смешанные.

В свою очередь продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:

‐ универсальные;

‐ комбинированные;

‐ специализированные с широким ассортиментом;

‐ специализированные с узким ассортиментом.

Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.

Комбинированные магазины реализуют товары различных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание). К комбинированным магазинам можно отнести и те, которые осуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) родственных групп (овощи — фрукты, мясо — рыба).

Специализированные магазины с широким ассортиментом предлагают покупателям товары какой- либо одной товарной группы (ткани, одежда).

В специализированных магазинах с узким ассортиментом представлена часть какой-либо товарной группы (мужские сорочки, хлопчатобумажные ткани).

На распространение специализации оказывает влияние и периодичность покупок продовольственных и непродовольственных товаров. Так, большинство продовольственных товаров относятся к товарам повседневного спроса. Посещая продовольственные магазины, покупатели часто совершают комплексную покупку (хлеб, молоко, мясо, овощи и др.).

Поэтому важно, чтобы такие магазины размещались в непосредственной близости от потребителей, и в них были представлены все группы товаров частого спроса.

Специализация же магазинов приводит к их удаленности от потребителей, создает неудобства для покупателей из-за необходимости посещать несколько магазинов для совершения комплексной покупки.

Со специализацией розничной торговой сети тесно связана ее типизация, цель которой состоит в устранении излишнего многообразия типов магазинов.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов.

Применение типизации снижает затраты и сокращает сроки строительства и реконструкции магазинов за счет использования типовых проектов.

Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгово-технологического оборудования, рациональной организации труда.

При определении типа предприятия учитываются следующие признаки:

· ассортимент реализуемых товаров;

· размер торговой площади;

· применяемые методы продажи товаров;

· месторасположение.

Наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются следующие:

‐ универсам (супермаркет) — магазин, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно методом самообслуживания, торговой площадью от 400 м²;

‐ гастроном — магазин с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента (с преобладанием гастрономии), торговой площадью от 400 м² ;

‐ магазин «Продукты» (минимаркет) — предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки), с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м² ;

‐ универмаг — магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 м² (в сельской местности — от 650 м²), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров и использующий различные методы торгового обслуживания покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок обслуживания и др.).

‐ универмаг «Детский мир» — предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей и применяющее различные методы торгового обслуживания покупателей, с торговой площадью от 2500 м²;

‐ торговый дом — предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для женщин и мужчин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия), использующее различные методы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м²;

‐ магазин «Промтовары» — предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м².

В сельской местности получили распространение магазины «Товары повседневного спроса», в которых покупатели могут приобрести все необходимые на каждый день продовольственные товары, а также непродовольственные товары повседневного и частого спроса.

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты. Они представляют собой магазины самообслуживания с очень большой торговой площадью (не менее 5000 м²).

В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов-дискаунтов, основная задача которых — продажа товаров по более низким ценам за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров (их хранением, подготовкой к продаже и т.п.). Этому способствует:

‐ сокращение числа посредников;

‐ преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью;

‐ применение самообслуживания;

3.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние на ее размещение оказывают тип населенного пункта и численность жителей. Так, при размещении магазинов в городах следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

К градостроительным факторам следует отнести площадь города, зонирование его территории, численность и плотность населения, размещение административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относятся необходимость достижения высокого качества торгового обслуживания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.

Обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство и эксплуатацию составляют основу экономических факторов размещения предприятий розничной торговли.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат принципы равномерности и группового размещения, а также ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания.

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, к так называемым удобным магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т.д.) с целью удовлетворения комплексного спроса.

Не менее важным является принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общегородского значения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения, или «удобные магазины» располагаются в жилой зоне города в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины.

Магазины в составе торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассортимент. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.

Перспективным направлением развития розничной торговли в городах является создание сетей магазинов, включающих в свой состав супермаркеты, гипермаркеты и магазины-дискаунты.

В районных центрах в зависимости от численности населения розничная торговая сеть может быть представлена универсамами, универмагами, специализированными магазинами, магазинами «Современное домашнее хозяйство», «Техника», Детский мир» и т.д.

В рядовых селах с учетом численности жителей могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: «Продтовары», «Промтовары», «Товары повседневного спроса».

При невозможности создания стационарной розничной торговой сети обслуживание должно осуществляться с помощью передвижной сети — автомагазинов и других передвижных средств торговли.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные признаки, по которым принято классифицировать розничные торговые предприятия.

2. Дайте характеристику розничных торговых предприятий по их видам и особенностям устройства.

3. Перечислите основные торговые (коммерческие) и технологические функции розничных торговых предприятий.

4. На какие составные части можно разделить торгово-технологический процесс в магазине?

5. Что такое специализация розничных торговых предприятий, по каким признакам она осуществляется?

6. Что такое типизация розничных торговых предприятий?

7. Дайте характеристику наиболее распространенных типов магазинов.

8. Назовите основные факторы, оказывающие влияние на размещение сети розничных торговых предприятий в городах.

9. Перечислите принципы размещения розничной торговой сети в городах.

10. Что положено в основу размещения розничной торговой сети на территории сельского административного района?

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/9-11995.html

Классификация, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли

10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

Процессобращения товаров и доведения их донепосредст­венных потребителейзавершается в розничной торговой сети,составляющей основу материально-техническойбазы торговли и представляющей собойсовокупность торговых предприятий.

Подторговым предприятием понимаютимуществен­ный комплекс, используемыйорганизацией для купли-про­дажитоваров и оказания услуг торговли.В основу клас­сификации розничныхторговых предприятий положены следующиепризнаки1:

  • особенности устройства;
  • виды и типы предприятий;
  • форма торгового обслуживания;
  • тип здания и особенности его объемно-планировочно­го решения;
  • функциональные особенности предприятия.

Поособенностям устройствапредприятия розничной торговлиподразделяют на магазины, павильоны,киоски, палатки, автомагазины.

Магазин— специально оборудованное стационарноездание или его часть, предназначенноедля продажи това­ров и оказания услугпокупателям и обеспеченное торго­выми,подсобными, административно-бытовымипомеще­ниями, а также помещениями дляприема, хранения и под­готовки товаровк продаже.

Павильоныи киоски представляют собой сооружениялегкой конструкции и относятся кмелкорозничной торго­вой сети. Вотличие от магазинов они предлагаютболее узкий ассортимент товаров и меньшеудобств при обслу­живании покупателей.

Павильон— оборудованное строение, имеющеетор­говый зал и помещения для хранениятоваров. Может быть рассчитан на одноили несколько рабочих мест.

Киоск— оснащенное торговым оборудованиемстрое­ние, не имеющее торгового залаи помещений для хране­ния товаров.Рассчитан на одно рабочее место продавца,на площади которого хранится рабочийзапас товаров.

Кмелкорозничной торговой сети относятсяи передвиж­ные средства развозной иразносной торговли (автомагази­ны,тележки, лотки), палатки, а также торговыеавтоматы.

Автомагазиныи другие средства передвижной торговлииспользуют для обслуживания жителейнеболь­ших населенных пунктов, а такжеработников сельского хозяйства наполевых станах, отгонных пастбищах ит. д. Они широко используются ипроизводственными пред­приятиямидля реализации своей продукции в городах.

Палатка— легко возводимая сборно-разборнаякон­струкция, оснащенная прилавком,не имеющая торгового зала и помещенийдля хранения товаров. Товарный запас,рассчитанный на один день торговли,размещается на пло­щади одного илинескольких рабочих мест продавца.

Торговыеавтоматыустанавливают в магази­нах, наприлегающих к ним территориях, а такжев местах массового скопления людей (впарках, на вокзалах и т. п.).

Подвидомпредприятия розничной торговлиследует по­нимать предприятие,классифицированное по ассортимен­туреализуемых товаров. С учетом этогоразличают универ­сальные,специализированные магазины, а такжемагазины с комбинированным и смешаннымассортиментом.

Типпредприятия розничной торговли— предприятие определенного вида,классифицированное по торговой площадии формам торгового обслуживанияпокупателей. Например, типом предприятийрозничной торговли явля­ются: универмаг,универсам, магазин «Продукты» и т. д.

Поформам обслуживанияразличают салонное обслу­живаниепокупателей, индивидуальное обслуживаниече­рез прилавок или продавцом-консультантомв магазине самообслуживания. Форматоргового обслуживания — ор­ганизационныйприем, представляющий собой сочетаниеметодов обслуживания.

Сучетом типа здания и особенностей егообъемно­планировочного решенияпредприятия розничной торговлиподразделяют на отдельно стоящие,встроенно-пристроенные и торговыекомплексы, они также бывают одноэтажные,мно­гоэтажные, с подвальными помещениямиили без них.

Пофункциональным особенностямрозничные торговые предприятия делятсяна стационарные, передвижные, сезонные,посылочные и комиссионные.

Крометого, розничные торговые предприятиямогут быть представлены в виде торговыхкомплексов и торговых центров.

Торговыйкомплекспредставляет собой сово­купностьторговых предприятий, реализующихуниверсаль­ный ассортимент товарови оказывающих широкий набор услуг, атакже централизующих функции хозяйственногооб­служивания торговой деятельности(инженерное обеспече­ние, ремонтзданий, охрана торговых объектов и т.д.).

Торговыйцентр— совокупность торговых пред­приятийи предприятий по оказанию услуг,реализующих уни­версальный ассортименттоваров и услуг, расположенных наопределенной территории, спланированных,построенных и управляемых как единоецелое и предоставляющих в грани­цахсвоей территории стоянку для автомашин.

Завершаякомплексный торгово-технологическийпро­цесс товародвижения, магазинывыполняют ряд торговых (коммерческих)и технологических функций.

Основныеторговыефункции магазинов следующие:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг.

Ктехнологическимотносят функции, связанные с выполнениемследующих технологических операций:

  • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
  • хранение товаров;
  • производственная доработка товаров (фасовка, упа­ковка и др.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
  • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение рас­четных операций).

Крометого, магазины выполняют функции,связанные с оказанием покупателямдополнительных услуг (предвари­тельныйприем заказов на товары, доставкакупленных в магазине товаров на домпокупателю и т. д.).

Объеми характер выполняемых магазином функцийбудут зависеть от его типа и размера,хозяйственной самостоятельно­сти,технической оснащенности, местарасположения и других факторов.

Например,магазин, обладающий полной хозяйст­веннойсамостоятельностью, кроме перечисленныхвыше функций выполняет также функции,связанные с оптовы­ми закупкамитоваров и расчетами за них, осуществляетуправление и хозяйственное обслуживаниеподчиненных ему торговых единиц.

Здесь,как правило, имеется больше возможностейдля оказания широкого круга дополнитель­ныхуслуг.

  1. Специализация и типизация магазинов

Одноиз направлений совершенствованиярозничной торговой сети — ее специализация.Она способст­вует облегчению трудаторговых работников и росту егопроизводительности, более эффективномуиспользованию материально-техническойбазы торговли и оказывает поло­жительноевлияние на качество обслуживанияпокупателей.

Специализациямагазинов может осуществляться по:

  • товарному профилю (признаку);
  • формам торгового обслуживания;
  • функциональной роли.

Ведушцмнаправлением специализации являетсяспе­циализациямагазинов по товарному признаку,предусмат­ривающая ограничение ихдеятельности торговлей отдель­нымивидами или группами товаров приодновременном расширении ассортиментакаждой группы.

Необходимостьспециализации розничных торговыхпредприятий — следствие постоянногоизменения ассор­тимента товаров,который нуждается в глубоком расчле­нениивсей товарной массы на группы.

Вспециализиро­ванных магазинах имеютсялучшие условия для более тщательногоизучения покупательского спроса,повышения квалификации торговыхработников.

Здесь имеется боль­шевозможностей для предложения покупателямширокого ассортимента товаров в пределаходной или нескольких родственныхтоварных групп, для более эффективноговоздействия на производство товаров.

Вто же время чрезмерно узкая специализациямагазинов может отрицательно сказатьсяна торговом обслуживании населения,так как она может привести к территориальномуудалению их от потребителей, что, в своюочередь, вызовет увеличение затратвремени на приобретение товаров. Крометого, рассредоточенность товаров понескольким магазинам усложняет совершениеединой комплексной покупки.

Сучетом товарной специализациимагазины делят на следующие виды:

универсальные— реализующие универсальный ассортиментпродовольственных или непродовольственныхтоваров (универсам, универмаг и т. п.);

специализированные,в основу построения ассортимента которыхположены товары одной товарной группыили ее части (узкоспециализированные);

комбинированные— реализующие несколько групп товаров,связанных общностью спроса иудовлетво­ряющих отдельные потребности(мясо-рыба, трикотаж-га­лантерея), атакже специализирующихся на продажепо­требительских комплексов (товарыдля женщин, для детей, для дома и т. д.).

смешанные,ведущие торговлю узким ассортиментомпродовольственных товаров, не связанныхобщностью спроса.

Специализациямагазинов по товарному признаку на­шлаболее широкое распространение в городах,где до­вольно высокий уровеньконцентрации предприятий роз­ничнойторговли.

Впотребительской кооперацииспециализированные магазины создаются,как правило, на основе использова­нияили реконструкции действующих торговыхпредпри­ятий. Рост их численностисдерживается из-за рассредото­чениямагазинов по небольшим населеннымпунктам.

Дляопределения уровня специализациирозничной тор­говой сети рассчитываюткоэффициент специализации Ксп)по формуле

К= О

11сп

Оо

где

Источник: https://studfile.net/preview/5642403/page:26/

Классификация и функции розничных торговых предприятий

10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

46

Оглавление

Введение

Глава 1 Сущность, функции и задачи розничной торговли в условиях рынка

1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

1.2 Специализация и типизация магазинов

1.3 Основные принципы размещения розничной торговой сети

Глава 2 Анализ процесса управления розничной продажей на предприятии

2.1 Организация процесса управления розничной продажей на предприятии

2.2 Характеристика планировки торгового зала магазина

2.3 Соблюдение правил продажи и требований культуры обслуживания

2.3 Эффективность применения метода розничной продажи на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

fВведение

Размещено на http://www.allbest.ru/

46

Таким образом, рентабельность деятельности предприятия за рассматриваемый период повысилась, что говорит о положительной тенденции и характеризует повышение эффективности работы предприятия. Повышение на 20,7% произошло за счет повышения чистой прибыли, а за счет повышения выручки произошло понижение на 13,8%, в результате этого рентабельность деятельности предприятия повысилась на 6,9%

Рассчитать и проанализировать коэффициенты ликвидности.

Таблица 1 Оценка ликвидности

Коэффициенты ликвидностиНорматив20072008Изменение
Показатель абсолютной ликвидности0,25 до 0,5.0,010,050,04
Показатель критической ликвидности10,760,53-0,23
Показатель текущей ликвидности1,0 до 2,00,910,85-0,06

Показатель абсолютной ликвидности определяется по формуле:

Кал = 0,25 до 0,5.

Показатель абсолютной ликвидности характеризует способность предприятия высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и краткосрочные финансовые вложения для погашения краткосрочных обязательств.

Показатель абсолютной ликвидности показывает какую часть критической задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

Кал0 = =0,01

Кал1 = =0,05

Показатель абсолютной ликвидности за рассматриваемый период повысился, но так и не достиг минимального нормативного значения. Это говорит о том, что предприятие ООО «Экспотел» не может погасить краткосрочных обязательств в ближайшее время.

Показатель критической ликвидности определяется по формуле:

Ккл = 1,0.

fПоказатель критической ликвидности отражает прогнозируемую возможность предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Отражает ожидаемую платежеспособность предприятия на период равный средней продолжительности оборота дебиторской задолженности.

Ккл0 = =0,76

Ккл1 = =0,53

Показатель критической ликвидности на начало года не достиг минимального нормативного значения, а за рассматриваемый период понизился. Это говорит о том, что на предприятии ООО «Экспотел» на предприятии наблюдаются отрицательные тенденции, оно не может погасить краткосрочных обязательств в период равный средней продолжительности оборота дебиторской задолженности.

Показатель текущей ликвидности определяется по формуле:

Ккл = 1,0 до 2,0

где ТА — текущие актив (стр.290), КО — краткосрочные обязательства (стр. 690)

Показатель текущей ликвидности отражает достаточность оборотных активов у предприятия, которые могут быть использованы для положения его краткосрочных обязательств.

Отражает ожидаемую платежеспособность предприятия на период равный средней продолжительности оборота всех оборотных активов.

Он позволяет установить текущее финансовое состояние предприятия и выявить способно ли оно погасить свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов.

Ккл0 = =0,91

Ккл1 = =0,85

Показатель текущей ликвидности за рассматриваемый период понизился и нормативного значения не достигает.

Это говорит о том, что предприятие ООО «Экспотел» не может погасить свои краткосрочные обязательства за счет текущих активов, т. е.

у предприятия не достаточно количества средств для погашения своих краткосрочных обязательств и это свидетельствует о наличии финансового риска и угрозе банкротства.

fЗаключение

  • Розничная торговая сеть. Функции и классификация розничного торгового предприятия. Специализация и типизация розничного торгового предприятия. Принципы размещения розничного торгового предприятия. Торговое предприятие – звено розничной торговой сети.курсовая работа [47,8 K], добавлен 23.02.2009

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/economy/00125224_0.html

1 Классификация и функции предприятий розничной торговли

10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

Розничныеторговые предприятия — этосеть структурных образований всех формсобственности, осуществляющая реализациютоваров и оказывающая в связи с этимуслуги конечным покупателям (потребителям).

Розничные торговыепредприятия реализуют товарынепосредственно населению, т.е.окончательно завершают товарноеобращение от изготовителя продукции.

Для реализации в розницу необходимы нетолько специальные торговые помещения,оборудованные и приспособленные длясервисного обслуживания населения, нонеобходимо сформировать торговыйассортимент и изменять его в соответствиис быстро меняющимся спросом и пожеланиямипокупателей.

Таким образом,предметом розничной торговли являетсяне только целенаправленная продажатоваров, но и торговое обслуживаниепокупателей, и предоставлениедополнительных торговых и послепродажныхуслуг.

Розничные торговыепредприятия классифицируются по видам,предлагаемому ассортименту товаров,размещению и концентрации магазинов идругим признакам. Для осуществлениярозничной торговли необходима определеннаяматериальная база, основой которойвыступают розничные предприятия.

Функции и задачи

Задачами розничноготоргового предприятия являются:

  • изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательную способность;
  • определение ассортиментной политики;
  • формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
  • обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Функции предприятийрозничной торговли можно условноразделить на двегруппы.

Перваягруппа включает функции, выполняемыерозничными организациямипоотношению к поставщикам(предприятиямоптовой торговли). Среди этих функцийможно выделить следующие:

  • предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т.д.);
  • обеспечение оптовикам сбыта их товара;
  • осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;
  • осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;
  • принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;
  • маркировка товара;
  • транспортировка товара;
  • финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).

Втораягруппа включает функциипоотношению к покупателям — частнымлицам и домохозяйствам:

  • демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;
  • разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;
  • формирование товарного ассортимента;
  • складирование, хранение, упаковку товара;
  • доставку крупногабаритных товаров;
  • кредитование (продажу в кредит);
  • создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.

Классификацияпредприятий

Число предприятийрозничной торговли в настоящее времяпревышает 1 млн. Многообразие предприятийвызывает необходимость систематизироватьих.

Для их классификациии изучения используют разные признаки.Границы между видами предприятий оченьразмыты — многие предприятия розничнойторговли подвергаются изменениям всвязи с применением маркетинговыхусилий, поэтому четкую классификациюпредставить трудно. В пределах однойклассификации розничный магазин можетпопасть сразу в несколько категорий.

По организационно-правовымформам и видам предпринимательскойдеятельности торговые предприятияподразделяются на:

  • хозяйственные товарищества в форме:
    • полного товарищества,
    • товарищества на вере,
  • хозяйственные общества (50%) в форме:

    • с ограниченной ответственностью,
    • с дополнительной ответственностью,
    • акционерных обществ (15%);
    • унитарные предприятия (менее 10%);
    • потребительские кооперативы;
    • индивидуальное предпринимательство (~ 20%).

Потипам(форматам):

  • универмаг;
  • универмаг «Детский мир»;
  • универсам (супермаркет);
  • гипермаркет;
  • гастроном;
  • мини-маркст (продукты);
  • магазин-склад;
  • магазин товаров повседневного спроса;
  • специализированные и узкоспециализированные магазины;
  • комиссионный магазин;
  • дом торговли;
  • промтовары;
  • фирменный магазин;
  • стоковый магазин;
  • магазин-салон;
  • магазин типа «бутик»;
  • магазин «секонд хенд»;
  • магазин «Кэш энд керри»,
  • дисконтный магазин.

Пометодампродажитоваров:

  • индивидуальное обслуживание (через прилавок);
  • открытая выкладка;
  • продажа по образцам;
  • самообслуживание;
  • по предварительным заказам.

Поценовойполитике:

  • ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хенд», комиссионные магазины;
  • соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса: магазины «Кэш энд керри»;
  • превосходящие прожиточный минимум (элитные):
  • продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермаркеты;
  • непродовольственные магазины — бутики, магазины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные.

Поразмерам торговогопредприятия:

  • крупные (более 150 м2);
  • средние (до 150 м2);
  • мелкие (до 50 м2).

Повиду реализуемого ассортимента:

  • универсальные;
  • специализированные (узкоспециализированные);
  • неспециализированные:
  • со смешанным ассортиментом,
  • с комплексным ассортиментом.

Поформам интеграции:

  • горизонтальная:
  • корпоративная,
  • добровольная;
  • вертикальная:
  • розничные предприятия с изготовителем,
  • розничные и оптовые предприятия,
  • смешанная интеграция.

Поуровнютерриториальной концентрации:

  • изолированные;
  • сгруппированные:
  • торговый комплекс,
  • торговый центр,
  • молл,
  • торговая галерея.

Повиду здании:

  • в отдельно стоящем здании;
  • встроенное в жилое здание;
  • встроено-пристроенное;
  • пристроенное.

Повидамоказываемых услуг:

  • связанные с покупкой товара;
  • связанные с оказанием помощи покупателям при использовании товаров;
  • связанные с созданием благоприятной обстановки при посещении магазина.

Поособенностямразмещения (месту расположения):

  • регионального значения (региональный торговый центр);
  • общегородского значения (центральный деловой район);
  • районного значения (районный торговый центр);
  • жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона).

Поформе обслуживания:

  • салонное обслуживание;
  • индивидуальное обслуживание.

Источник: https://studfile.net/preview/5183229/

Классификация розничных торговых предприятий

10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий

С переходом к рынку структура розничных торговых предприя­тии претерпела заметные изменения. Они существенно различают­ся между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию.

Торговая сеть классифицирует­ся по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов.

По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты про­дажи (автомагазин), розничные рынки и др.

По предлагаемому ассортименту товаров, магазины классифици­руются на:

­ узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);

­ специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);

­ универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);

­ комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);

­ смешанные (продовольственные и непродовольственные то­вары).

Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12-15% от суммы их продажи (специализированных и универсальных мага­зинах — 30-40%). Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, по­скольку организуют свою деятельность с минимальными издерж­ками.

Они работают без особых удобств, ограничены торговыми ус­лугами, имеют простое оборудование. Автомагазины в основном предназначены для обслуживания отдаленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой.

В последнее время все большее распространение получают роз­ничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно ши­рокий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут вхо­дить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фир­менные товары.

Рынки обладают способностью действовать и адап­тироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между роз­ничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию различий в ценах на товары.

К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:

1. соотношения различных типов магазинов;

2. используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;

3. удельный вес продовольственных товаров повседневного спро­са в общем объеме продовольственных товаров;

4. товарооборот продовольственных и непродовольственных то­варов, приходящийся на 1 м2 торговой площади.

Под рациональным размещением розничной торговой сети под­разумеваются равномерность и ступенчатость расположения мага­зинов. Основными факторами, влияющими на размещение магази­нов, являются:

— градостроительные (величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, ориентация на перспек­тиву поселения);

— транспортные (направления и интенсивность потоков движе­ния общественного и индивидуального транспорта);

— экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);

— социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).

Розничные торговые предприятия — основа материально-технической базы торговли, завершающая процесс обращения товаров, доводя их до непосредственных потребителей.

Классификация розничных предприятий:

1. По видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины):

— 90% — магазины, с набором помещений, оборудования. Размещаются в капитальных стационарных зданиях;

магазины-склады — торговля стройматериалами, топливом. В основном навесы, площадки и помещения;

павильоны, палатки, ларьки, киоски — это сооружения легкой конструкции с более узким ассортиментом и меньшими удобствами;

автомагазины — передвижная торговля для жителей небольших населенных пунктов, а также работников полевых станов, пастбищ.

2. По форме обслуживания:

— магазины самообслуживания;

— магазины торгующие через прилавок обслуживания.

3. По объемно-планировочному решению:

— отдельно-стоящие;

— встроенно-пристроенные;

— торговые комплексы (одноэтажные, многоэтажные, с подвалами и без них).

4. По функциональным особенностям:

­ стационарные;

­ передвижные;

­ сезонные;

­ посылочные;

­ комиссионные.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых и технологических функций.

Торговые функции магазинов:

­ изучение покупательского спроса;

­ составление заявокна товар;

­ формирование ассортимента;

­ реклама товаров и услуг;

­ продажа товаров (предложение, оказание помощи в выборе, расчетные операции).

Технологические функции магазинов:

­ прием товаров по количеству и качеству;

­ обеспечение хранения товаров;

­ выполнение доработки (фасовка, упаковка);

­ внутри магазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Кроме того, функции дополнительных услуг: (прием предварительных заказов, доставкана дом); объем, и характер выполняемых услуг зависит от типа, размера, технической оснащенности магазина хозяйственной самостоятельности (оптовые закупки, управление филиалами, выездные точки и т. д.).

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реа­лизацией продукции конечному потребителю, что является завер­шающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предме­том розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг по­купателям.

Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами вре­мени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровожда­ются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервис­ным обслуживанием реализованных товаров.

Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

удовлетворение потребностей населения в товарах;

доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

поддержание баланса между предложением и спросом;

воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

В зависимости от предназначения продукции предусматриваются следующие виды ее реализации:

интенсивная — при продаже товаров повседневного спроса;

нацеленная — при продаже товаров конкретной группе покупателей;

единая — при продаже товаров в основном для всех покупателей, характеризуется широким воздействием рекламных мер;

прямая — при продаже средств производства и сырья;

селективная — при продаже обычно престижных товаров, требующих специального сервисного обслуживания или установки дополнительных комплектующих изделий повышенного спроса.

Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупате­лей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.

Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое пред­приятие достигает своей цели.

По своему экономическому содержа­нию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборот­ных средств, должен компенсироваться продажей товаров.

В услови­ях рынка необходимо реально оценивать динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.

Задачами розничного торгового предприятия в новых условиях хозяйствования являются:

— изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;

— определение ассортиментной политики;

— формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;

— обеспечение заданного товарооборота материальными и трудо­выми ресурсами.

При этом особое внимание уделяется взаимодействию рознич­ного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.

Исходя из задач розничной торговли коммерческая работа осуществляется в следующих направлениях:

— формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;

— развитие закупочной деятельности;

— организация хозяйственных связей с поставщиками;

— осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровожда­емого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;

— обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.

Коммерческая деятельность в розничной торговле должна разви­ваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода.

Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности рознич­ного торгового предприятия.

Она является экономическим обосно­ванием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит кон­трольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов.

Итак, основные цели коммерческой работы заключаются в обес­печении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования предприятий розничной торговли.

Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости.

Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий дина­мизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состо­янии, что составляет основу функционирования розничного торго­вого предприятия.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения магазинов.

Размещение магазинов увязывается с:

— градостроительными;

— транспортными;

— социальными;

— экономическими факторами.

Градостроительные — величина города, плотность населения, размещение мест труда, административных, культурных, спортивных центров.

Транспортные факторы — направления и интенсивность основныхпотоков движения общественного и индивидуального транспорта.

Экономические — достижение необходимой эффективности капиталовложений на строительство магазинов и оптимального уровня их доходности.

Социальные — обеспечение снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня торгового обслуживания.

Следующие принципы размещения:

Равномерность — т.е. равномерно по всей территории города с учетом плотности населения и применяется он к магазинам типа «товары повседневного спроса».

Групповое размещение — территориальное сближение магазинов разного товарного профиля (небольшие магазины) для комплексного обслуживания -хлеб, молоко, овощи и т.д.

Существует функциональная система размещения магазинов:

Местного значения — по продаже товаров повседневного и частного спроса, располагают в жилой зоне города (жилых комплексах) в пределах пешеходной доступности с радиусом обслуживания — 500 м.

Городского значения — с максимальным выбором товаров и услуг. Это универмаги, «Гастроном», специализированные магазины.

Магазины в составе торговых центров — комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, размещенных в одном здании.

Торговая сеть планируется с учетом функциональной роли сельских населенных пунктов (делятся на типы):

районные центры (административные экономические и культурно-бытовые центры обслуживания);

межхозяйственные центры (поселки, крупные села без административных функций);

внутрихозяйственные центры (центральная усадьба, отделения бригады;

рядовые населенные пункты (мелкие поселения).

Планируется торговая сеть соответственно:

«Универсамы» (250 — 850 м2); — «Универмаги» (650 — 3500 м2); «Продукты» (150 — 250 м2); — «Сельхозпродукты», «Хозтовары», «Культовары (100-400 м2).

Для населенных пунктов, где проживают свыше 100 чел. — магазины «товары повседневного спроса» (25, 50, 75 м2).

Контрольные вопросы

1. Какие основные цели и задачи поставлены для изучения дисциплины «Организация обслуживания»?

2. Какие законодательные акты регулируют деятельность субъектов предпринимательской деятельности (СПД)?

3. В чем различие юридического лица от физического?

4. Какие документы необходимы для регистрации юридического лица?

5. Какие документы необходимы для регистрации физического лица?

6. В каких органах проводиться регистрация физического или юридического лица, какова их специфика?

7. В каких случаях регистратор имеет право отказать в регистрации физического или юридического лица?

8. Периоды регистрации физического и юридического лица, конечный результат регистрации.

9. Что такое лицензия и сколько видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию?

10. Порядок получения лицензии.

11. Сколько счетов может открыть юридическое или физическое лицо, и в каких банках?

12. Порядок открытия счета в банка.

13. Какие основные формы розничной торговли вы знаете?

14. Раскрыть сущность системы розничной торговли в Украине привести примеры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_41094_klassifikatsiya-roznichnih-torgovih-predpriyatiy.html

§ 20.1. Классификация и функции розничных торговый предприятий

10.1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий
Завершение процесса обращения товаров происходит в роз­ничной торговой сети, которая представляет собой совокупность розничных торговых предприятий, т. е.

предприятий торгов­ли, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и ока­зание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

К предприятиям розничной торговли относят магазины и объекты мелкорозничной торговой сети.

Магазин — специально оборудованное стационарное зда­ние или его часть, предназначенное для продажи товаров и ока­зания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществ­ления различных торгово-технологических операций.

Это по­зволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых ра­ботников, способствует повышению качества торгового обслу­живания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг.

Поэтому желательно, чтобы в общей численности пред­приятий розничной торговли преобладали именно магазины.

Мелкорозничная торговая сеть осуществляет розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвиж­ные средства развозной и разносной торговли.

Павильон представляет собой оборудованное строение, име­ющее торговый зал и помещения для хранения товарного запа­са, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продав­ца, на площади которого размещается товарный запас.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструк­ция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и по­мещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или не­сколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Развозная торговля осуществляется с использованием спе­циализированных или специально оборудованных для торгов­ли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством. Развозная торговля включает в себя автомагазины, автоцистер­ны, сельские автолавки, магазины-вагоны, магазины-суда и др.

Разносная торговля товарами — это торговля товарами на транспорте, на улице, на дому, по месту работы и учебы поку­пателей, осуществляемая с лотков, прилавков, тележек, корзин и с помощью иных специальных приспособлений.

Лоток — передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводи­мую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади ко­торой размещен товарный запас на один день.

Тележка — передвижной торговый объект, осуществляю­щий разносную торговлю, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штуч­ных товаров.

Торговый автомат — стационарный некапитальный тор­говый объект, представляющий собой автоматическое устрой­ство, предназначенное для продажи штучных товаров без уча­стия продавца.

Автомагазин, автолавка, автофургон — передвижные торговые объекты, осуществляющие развозную торговлю, пред­ставляющие собой автотранспортные средства (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которых размещен товарный за­пас на один день реализации.

Автоцистерна — передвижной торговый объект, осуществ­ляющий развозную торговлю, представляющий собой изотерми­ческую емкость, установленную на базе автотранспортного сред­ства и предназначенную для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (молоко, квас, пиво и др.).

В соответствии с ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» предприятия рознич­ной торговли классифицируют по следующим основным при­знакам:

• вид торгового объекта;

• особенности объемно-планировочного решения здания;

• специализация торговой деятельности;

• тип предприятия;

• размер торговой площади;

• применяемые методы продажи;

• способ организации торговой деятельности;

• организационно-правовые формы.

По виду торгового объекта розничные торговые предпри­ятия делятся на стационарные и нестационарные.

Стационарное предприятие розничной торговли представ­ляет собой здание или часть здания, строение или часть строе­ния, прочно связанные фундаментом с землей и присоединен­ные к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарное предприятие розничной торговли — это временное сооружение или временная конструкция, не связан­ные прочно с земельным участком, вне зависимости от присое­динения или неприсоединения к сетям инженерно-техническо­го обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооруже­ние. К нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, платки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, атомагазины, автофургоны, автолавки, автоци­стерны, тележки и т. п.

С учетом типа .здания и особенностей его объемно-плани­ровочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-при- строенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, раз­личают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальны­ми помещениями или без них.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных, как правило, по специально разработан­ным для них проектам. Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объе­мах, вынесенных за эти габариты.

Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются об­щими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг (общественного питания и бытового обслуживания), размещенных на одной тер­ритории. Предприятия, входящие в его состав, спланированы, построены и управляются как единое целое. В границах торгово­го центра должна быть расположена стоянка для автомашин.

По специализации торговой деятельности розничные тор­говые предприятия принято подразделять на универсальные, специализированные и неспециализированные (в том числе ком­бинированные и смешанные).

Предприятия розничной торговли классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади, предлагае­мого ассортимента товаров и применяемых методов их прода­жи.

По размеру торговой площади можно выделить магазины мелкие — от 18 до 250 м2, средние — от 251 до 1000, крупные — от 1001 до 4000 и особо крупные — свыше 4000 м2.

По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

С учетом способа организации торговой деятельности роз­ничные торговые предприятия бывают сетевые (входящие в со­став торговых сетей), автономные, фирменные и др.

В зависимости от формы собственности предприятия роз­ничной торговли подразделяются на частные, государственные, муниципальные, кооперативные и др.

На предприятиях розничной торговли производятся опе­рации, связанные с доведением товаров непосредственно до на­селения.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций.

и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магази­на, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

• изучение покупательского спроса на товары;

• формирование ассортимента товаров;

• управление товарными запасами;

• составление заявок на завоз товаров;

• рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

• приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

• хранение товаров;

• выполнение операций, связанных с производственной до­работкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

• внутримагазинное перемещение, размещение и выклад­ка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

• продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

• выполнение расчетов с покупателями.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприя­тия выполняют также функции, связанные с оказанием поку­пателям дополнительных услуг.

Источник: https://all-sci.net/organizatsionnoe-povedenie_1046/201-klassifikatsiya-funktsii-roznichnyih-225690.html

Scicenter1
Добавить комментарий