10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

В результате модификации сложилась система экологического законодательства.

В основе этой системы находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 г., Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция (Основной

Закон) Российской Федерации, принятая в результате всенародного ания 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природно-ресурсного законодательства, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования. В подсистему природно-ресурсного законодательства входят: земельный кодекс РСФСР, закон РФ

о недрах, основы лесного законодательства РФ, водный кодекс РСФСР, законы РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Закон об охране окружающей природной среды имеет следующие особенности: Во-первых, закон является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования с его стороны служат экологические (природоохранительные) отношения. В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:

Сохранение природной среды;

Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

Оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Закон возглавляет систему экологического законодательства. Это значит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Во-вторых, генеральная линия закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду.

Научная обоснованность сочетания экологии и экономики определяется мерой этого сочетания. В качестве таковой выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду.

Превышение этих норм создает опасность причинения вреда природной среде, здоровью человека и является экологическим правонарушением.

В-третьих, в отличие от соответствующих отраслевых законов — основ земельного законодательства, лесного, водного, о недрах, где правила охраны обращены прежде всего к природным объекгам, данный закон формулирует экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям, учреждениям, организациям.

В-четвертых, центральная тема закона — человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности; и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. И такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административно- правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающей среды как меру экономического стимулирования, а также обязательность государственной экологической экспертизы, меры государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование. Таков состав механизма реализации положений закона, закрепленного в его нормах.

Ядром данного закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но такие нормы действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права — административного, гражданского, уголовного, международного и т.д.

Так, система управления охраны окружающей природной среды и государственного экологического контроля (ст. 5 — 10, 69, 70), административной ответственности (ст.

84) выражает административно-правовые отношения, регулируемые нормами административного права возмещение вреда природной среде, причиненною экологическим правонарушением, здоровью человека, причиненного нарушением экологического законодательства, является по своему содержанию гражданско-правовым отношением.

регулируемыми нормами гражданского права. Нормы возмещения вреда, помещенные в законе (ст. 86 — 91), представляют собой конкретизацию общих норм гражданскою права.

Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения принят 19 апреля 1991 г. Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды -производственной, бытовой, природной.

Экологические требования, выраженные в статьях закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов, ст.

11 — о планировке и застройке населенных пунктов и т.д.

Другим источником экологического права в части норм, содержащих экологические императивы, служат Основы законодательсгва РФ об охране здоровья, принятые Верховным Советом РФ в августе 1993 г. В целом закон относится к источникам административного права, так как он регулирует административные отношения.

Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В частности, ст. 20. дающая право гражданам требовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой. Ст.

28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека. В развитие этой ветви экологического законодательства разрабатываются и другие законы.

Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993 г. -это документы периода перехода от административного метода регулирования земельных отношений к гражданско-правовым отношениям.

Они построены на базе отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и провозглашении приоритета частной собственности на землю.

Земля стала объектом гражданского оборота — купли-продажи, наследования, залога, аренды и т.д.

Данное обстоятельство в корне изменило содержание земельных правоотношений и методов их регулирования. Земельные отношения — составная часть гражданско-правовых отношений, а гражданско-правовой метод — основной метод их регулирования. Земельное право в части регулирования отношений с землей как с недвижимостью перешло в семейство

гражданско-правовых отраслей права. Тем самым раскололся некогда единый блок природноресурсовых отношений как составных частей экологических отношений.

С данных позиций все нормы Земельного права разделяются на четыре группы. Первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения (купля-продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.

); вторая — земельно- административные, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, с учетом их количества и качества; третья — земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; наконец, четвертая группа норм — земельно- экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиты окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель. В этой части «Земельный кодекс» и «Основы земельного законодательства» можно рассматривать как источники экологического права.

В 1993 г. Верховный Совет РФ принимает Закон об основах лесного законодательства РФ. С точки зрения источников экологического права в нем пять групп правовых норм:

лесохозяйственные (ведение лесного хозяйства, воспроизводство лесов, охрана и зашита леса и т.д.).

лесо-ресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса),

лесо-земельные (использование земель лесного фонда),

управленческие (компетенция органов управления лесным хозяйством),

экологические.

Эти нормы касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределение лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

Водный кодекс РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во многом отражает потребности правового регулирования вод на уровне социалистических отношений. На ПУТИ к рыночным отношениям разрабатывается новый законодательный документ — Водный кодекс Российской Федерации.

Заметное место в нем должны занять нормы, регулирующие платность водопользования и сброса сточных вод, захоронения вредных веществ.

В новом законе непременно будет усилена экологическая функция вод и в то же время будет развернута организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод, вызванным стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека.

Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в 1982 г. на базе союзного закона с аналогичным названием.

В нем содержатся и административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели и требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений.

Эти и другие проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в Государственной Думе.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ. практически не ограничен. В числе указов Президента РФ следует назвать указ от 4 февраля 1994 г.

о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению УСТОЙЧИВОГО развития или указ от 27 декабря 1993 г.

о приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ.

Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г.

об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.

(например, «Положение о министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ 22 февраля 1993 г.).

Третья группа постановлений Правительства включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г.

о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а также постановление Правительства от 10 декабря 1993 г.

, утвердившее положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков.

Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Так, министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды) России издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Минприроды утвердило 20 ноября 1992 г. «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».

Кроме Минприроды правом издания обязательных нормативных актов обладают другие органы природоохранительного профиля. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения; Роскомрыболовства РФ издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов;

Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечения безопасности пользования недрами, например, Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технические, технико-экономические, технологические, организационные и т.п.

К ним относятся нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы допустимой радиации, уровней шума, вибрации и т. д.

Эти нормативы выражают технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25 — 27 и др.) устанавливают юридическую обязательность их исполнения. Эта обязанность придает таким нормам юридический характер и позволяет оценивать их как источники права.

Согласно Федеративному договору и Конституции РФ субъекты Федерации вправе принимагь законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входят указы, постановления, ведомственные нормативные акты.

Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение зколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта.

Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. По отношению к ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ субъектам, т.е. тем.

кто загрязняет и истощает природную среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов.

Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях . Но в части норм, которые касаются охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.

Источник: https://uchebnikfree.com/ekologiya/102-sistema-istochnikov-ekologicheskogo-prava.html

Читать ЭКОЛОГИЯ

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

В результате модификации сложилась система экологического законодательства.

В основе этой системы находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Федеративной  Социалистической  Республики,  принятая 12  июня 1990  г.

,  Декларация  Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР                 22 ноября 1991 г., Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, принятая в результате всенародного ания 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природно-ресурсного законодательства, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования. В подсистему природно-ресурсного законодательства входят: земельный кодекс РСФСР, закон РФ

о  недрах,  основы  лесного  законодательства  РФ,  водный  кодекс  РСФСР,  законы  РСФСР  об  охране  и  использовании животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Закон   об   охране   окружающей   природной   среды   имеет   следующие   особенности:   Во-первых,   закон   является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования с его стороны служат экологические (природоохранительные) отношения. В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:

1. Сохранение природной среды;

2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Закон возглавляет систему экологического законодательства. Это значит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Во-вторых, генеральная линия закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую

окружающую среду. Научная обоснованность сочетания экологии и экономики определяется мерой этого сочетания. В

качестве таковой выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм создает опасность причинения вреда природной среде, здоровью человека и является экологическим правонарушением.

В-третьих, в отличие от соответствующих отраслевых законов — основ земельного законодательства, лесного, водного, о недрах, где правила охраны обращены прежде всего к природным объекгам, данный закон формулирует экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям, учреждениям, организациям.

В-четвертых, центральная тема закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду,

несущий   ответственность   зa   последствия   своей   деятельности;   и   как   объект   такого   воздействия,   наделенный

соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. И такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административноправового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающей среды как меру экономического стимулирования, а также обязательность государственной экологической экспертизы, меры государственного экологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование. Таков состав механизма реализации положений закона, закрепленного в его нормах.

Ядром данного закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но такие нормы действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права — административного, гражданского, уголовного, международного и т.д.

Так, система управления охраны окружающей природной среды и государственного экологического контроля (ст. 5 –

10, 69, 70), административной ответственности (ст.

84) выражает административно-правовые отношения, регулируемые нормами административного права возмещение вреда природной среде, причиненною экологическим правонарушением, здоровью человека, причиненного нарушением экологического законодательства, является по своему содержанию гражданско-правовым отношением. регулируемыми нормами гражданского права. Нормы возмещения вреда, помещенные в законе (ст. 86 – 91), представляют собой конкретизацию общих норм гражданскою права.

Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения принят 19 апреля 1991 г. Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды -производственной, бытовой, природной.

Экологические требования, выраженные в статьях закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов, ст.

11 – о планировке и застройке населенных пунктов и т.д.

Другим источником экологического права в части норм, содержащих экологические императивы, служат Основы законодательсгва РФ об охране здоровья, принятые Верховным Советом РФ в августе 1993 г. В целом закон относится к источникам административного права, так как он регулирует административные отношения.

Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В частности, ст. 20. дающая право гражданам требовать назначения медицинской  экспертизы  для  определения  степени  вреда,  причиненного  окружающей  средой.  Ст.

  28  закрепляет  права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека. В развитие этой ветви экологического законодательства разрабатываются и другие законы.

Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993 г. -это документы периода перехода от административного метода регулирования земельных отношений к гражданско-правовым отношениям.

Они построены на базе отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и провозглашении приоритета частной собственности на землю.

Земля стала объектом гражданского оборота — купли-продажи, наследования, залога, аренды и т.д.

Данное обстоятельство в корне изменило содержание земельных правоотношений и методов их регулирования. Земельные отношения – составная часть гражданско-правовых отношений, а гражданско-правовой метод – основной метод их регулирования. Земельное право в части регулирования отношений с землей как с недвижимостью перешло в семейство

гражданско-правовых отраслей права. Тем самым раскололся некогда единый блок природноресурсовых отношений как составных частей экологических отношений.

С данных позиций все нормы Земельного права разделяются на четыре группы. Первая группа – нормы, регулирующие земельно-гражданские  отношения  (купля-продажа  земель,  наследование,  аренда,  залог  и  т.п.

);  вторая  –  земельноадминистративные,  регулирующие  управленческие  отношения  в  области  использования,  распределения  и перераспределения земель, с учетом их количества и качества; третья – земельные отношения, связанные с использованием

земель  и  выполнением  прав  и  обязанностей  землепользователями;  наконец,  четвертая  группа  норм  —  земельноэкологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиты окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель. В этой части “Земельный кодекс” и “Основы земельного законодательства” можно рассматривать как источники экологического права.

В 1993 г. Верховный Совет РФ принимает Закон об основах лесного законодательства РФ. С точки зрения источников экологического права в нем пять групп правовых норм:

1) лесохозяйственные (ведение лесного хозяйства, воспроизводство лесов, охрана и зашита леса и т.д.).

2) лесо-ресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса),

3) лесо-земельные (использование земель лесного фонда),

4) управленческие (компетенция органов управления лесным хозяйством),

5) экологические.

Эти нормы касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределение лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

Водный кодекс РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во многом отражает потребности правового регулирования вод на уровне социалистических отношений. На ПУТИ  к рыночным отношениям разрабатывается новый

законодательный  документ  —  Водный  кодекс  Российской  Федерации.  Заметное  место  в  нем  должны  занять  нормы,

регулирующие платность водопользования и сброса сточных вод, захоронения вредных веществ. В новом законе непременно будет усилена экологическая функция вод и в то же время будет развернута организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод, вызванным стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека.

Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в 1982 г. на базе союзного закона с аналогичным названием.

В нем содержатся и административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели и требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений.

Эти и другие проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в Государственной Думе.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ. практически не ограничен. В  числе  указов  Президента  РФ  следует  назвать  указ  от  4  февраля  1994  г.

  о  государственной  стратегии  Российской Федерации  по  охране  окружающей  среды  и  обеспечению  УСТОЙЧИВОГО  развития  или  указ  от  27  декабря  1993  г.

  о приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ.

Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г.

об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.

(например, “Положение о министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации”, утвержденное постановлением Правительства РФ 22 февраля 1993 г.).

Третья группа постановлений Правительства включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г.

о создании   Российской   системы   предупреждения   и   действий   в   чрезвычайных   ситуациях,   а   также   постановление Правительства от 10 декабря 1993 г.

, утвердившее положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков.

Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Так, министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды) России издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты по вопросам охраны окружающей среды и использования природных   ресурсов.   Минприроды   утвердило   20   ноября   1992   г.   “Типовое   положение   о   порядке   добровольного экологического страхования в Российской Федерации”.

Кроме  Минприроды  правом  издания  обязательных  нормативных  актов  обладают  другие  органы природоохранительного профиля. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения; Роскомрыболовства РФ издает

нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов;

Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечения безопасности пользования недрами, например, Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технические, технико-экономические, технологические, организационные и т.п.

К ним относятся нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы допустимой радиации, уровней шума, вибрации и т.д.

Эти нормативы выражают технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25 – 27 и др.) устанавливают юридическую обязательность их исполнения. Эта обязанность придает таким нормам юридический характер и позволяет оценивать их как источники права.

Согласно Федеративному договору и Конституции РФ субъекты Федерации вправе принимагь законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входят указы, постановления, ведомственные нормативные акты.

Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение зколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического права, заложенные в специальных  законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических

вопросов. По отношению к ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ субъектам, т.е. тем. кто загрязняет и истощает природную среду, нормы

экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов.

Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях . Но в части норм, которые касаются охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.

Источник: http://vuzmen.com/book/1222-yekologiya-lebedeva-ni/29-102nbspnbsp-sistema-istochnikov-yekologicheskogo-prava-rossii.html

8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. В системе источников экологического права. См зкон

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

Рассмотримранее упоминавшиеся экологизированныенормативно-правовые акты. Под экологизациейнадо понимать внедрение эколого-правовыхтребований в содержание, правовую тканьнормативно-правового акта.

Необходимостьэтого процесса состоит в неспособностинорм экологического права, заложенныхв специальных законах, всегда действоватьнапрямую в регулировании экологическихвопросов.

Базовым законодательным актомдля экологизации законодательстваслужит Закон РФ об охране окружающейприродной среды и другие отраслевыеэкологические правовые акты, дополняющиезакон. В числе других экологизированныхзаконов следует назвать Закон о местномсамоуправлении.

В заключение темы обисточниках экологического права следуетотметить, что экологизированные актыявляются источниками права в своихправовых отраслях, но в части норм,которая касается охраны окружающейсреды, они имеют прямое отношение и кэкологическому праву.

Экологизацияроссийского законодательства, какизвестно, является одним из традиционных,проверенных практикой направленийразвития правового регулированияэкологических отношений. Данный процесссопровождает формирование исовершенствование экологическогозаконодательства.

Эколого-правоваянорма (или их совокупность) экологизированныхактов имеет, как правило, двойственноезакрепление – в акте экологическогозаконодательства, и, в необходимойинтерпретации, в акте иной отраслизаконодательства.

Важно, что помещаемаяв акты иных отраслей законодательства,она не изменяет принадлежности акта ктой или иной отрасли законодательстваи не модифицирует общей направленностисодержания соответствующих актов. Смучебник!!!!

10. Нормативныеправовые акты Президента РФ, ПравительстваРФ, министерств и ведомств в системеис­точников экологического права.  А.Нормотворческая компетенция ПрезидентаРоссии предусмотрена ст. 90 КонституцииРФ, согласно которой Президент РФпринимает акты в форме указов ираспоряжений.

Источниками экологическогоправа являются те из них, которыеустанавливают нормы права, то естьправила общего характера, модельповедения. Для них характернанеперсонифицированность адресата,возможность многократного примененияи т.п. Указы и распоряжения главыгосударства обязательны для исполненияна всей территории России.

Как подзаконныеакты они не должны противоречитьКонституции РФ и федеральным законам.  В целом Президентом РФ принимаетсязначительное число указов и распоряженийв сфере взаимодействия общества иприроды. Круг отношений, регулируемыхнормативными правовыми актами Президента,весьма широк. В качестве иллюстрацийназовем Указ от 2 октября 1992 г.

«Обособо охраняемых природных территорияхРоссийской Федерации»; Указ от 4февраля 1994 г. «О государственнойстратегии РФ по охране окружающей средыи обеспечению устойчивого развития»;Указ от 6 июля 1994 г. «О природныхресурсах побережий Черного и Азовскогоморей»; Указ от 22 ноября 1994 г.

«Одеятельности российских физических июридических лиц по разведке и разработкеминеральных ресурсов морского дна запределами континентального шельфа»;Указ от 1 апреля 1996 г. «О Концепцииперехода Российской Федерации кустойчивому развитию»; Указ от 29августа 1997 г. «О мерах по обеспечениюохраны морских биологических ресурсови государственного контроля в этойсфере»; Указ от 21 июля 2007 г.

N 933 «Одне эколога»; Указ от 4 июня 2008 г. N 889″О некоторых мерах по повышениюэнергетической и экологическойэффективности российской экономики».  Б.В соответствии с Конституцией Россиинормотворческая компетенция ПравительстваРФ в области природопользования и охраныокружающей среды существенным образомотличается от компетенции Президента.Согласно ст.

115 Правительство издаетпостановления и распоряжения на основаниии во исполнение Конституции РФ, федеральныхзаконов, нормативных указов ПрезидентаРФ. Статья 23 Федерального конституционногозакона от 17 декабря 1997 «О ПравительствеРоссийской Федерации» предусматриваетуточнение: акты, имеющие нормативныйхарактер, издаются в форме постановленийПравительства РФ.

   Конституционноеположение о нормотворческой деятельностиПравительства РФ «на основании и воисполнение» актов более высокогоиерархического уровня, вытекающее изпринципа разделения властей.

Оноозначает, что Правительство можетсоздать норму права в рамках делегированногонормотворчества, когда необходимостьпринятия правительственного постановленияили распоряжения вытекает из актовболее высокого иерархического уровня.

Правительство принимает свои акты,создавая источники экологическогоправа, если это предусмотрено в законеили указе президента, или если этонеобходимо для выполнения возложеннойна Правительство функции. Так, вФедеральном законе «Об охранеокружающей среды» предусматривается,что обязательная экологическаясертификация осуществляется в порядке,определяемом Правительством РФ.

  Постановления и распоряжения Правительствав случае их противоречия Конституции,федеральным законам и указам Президентамогут быть отменены Президентом РФ илиобжалованы в суде.   ПравительствоРоссии весьма активно в регулированииотношений по природопользованию иохране окружающей среды. К примеру, имприняты Постановления от 3 августа 1992г.

«Об утверждении Порядка разработкии утверждения экологических нормативоввыбросов и сбросов загрязняющих веществв окружающую природную среду, лимитовиспользования природных ресурсов,размещения отходов»; от 28 августа1992 г.

«Об утверждении Порядка определенияплаты и ее предельных размеров зазагрязнение окружающей природной среды,размещение отходов, другие виды вредноговоздействия»; от 11 июня 1996 г. «Обутверждении Положения о порядкепроведения государственной экологическойэкспертизы»; от 16 июня 2000 г.

«ОПравилах разработки и утверждениянормативов образования отходов и лимитовна их размещение»; от 3 октября 2000 г.»Об утверждении пределов допустимыхконцентраций и условий сброса вредныхвеществ в исключительной экономическойзоне Российской Федерации»; от 15января 2001 г. «Об утверждении Положенияо государственном контроле за охранойатмосферного воздуха»; от 29 мая 2008 г.

N 404 «О Министерстве природных ресурсови экологии Российской Федерации»; от12 августа 2008 г. N 603 «Об утвержденииПравил образования рыбохозяйственныхзаповедных зон» и др.  В.Разновидностью источников экологическогоправа являются нормативные правовыеакты федеральных министерств и ведомств.

Нормативные правовые акты федеральныхорганов исполнительной власти издаютсяна основе и во исполнение федеральныхзаконов, указов и распоряжений ПрезидентаРФ, постановлений и распоряженийПравительства РФ, а также по инициативефедеральных органов исполнительнойвласти в пределах их компетенции. Приэтом акты специально уполномоченныхгосударственных органов в областиприродопользования и охраны окружающейсреды, наделенных надведомственнойкомпетенцией, являются обязательнымидля других министерств и ведомств,юридических и физических лиц, общественныхобъединений. Акты министерств и ведомств,осуществляющих отраслевое управление,обязательны для исполнения в пределахсоответствующей отрасли.  Требования по подготовке нормативныхправовых актов федеральных министерстви ведомств определяются ПостановлениемПравительства РФ от 13 августа 1997 г. «Обутверждении Правил подготовки нормативныхправовых актов федеральных органовисполнительной власти и их государственнойрегистрации». Нормативные правовыеакты названных органов издаются тольков виде постановлений, приказов,распоряжений, правил, инструкций иположений. Акты, изданные в ином виде(например, указания, письма, телеграммыи др.), не должны носить нормативныйправовой характер.

Взависимости от характера правовых норм,устанавливаемых в ведомственных актах,последние подлежат государственнойрегистрации в Министерстве юстиции РФ.

Государственной регистрации подлежатнормативные правовые акты:   а)содержащие правовые нормы, затрагивающие:экологические права и обязанностиграждан Российской Федерации, иностранныхграждан и лиц без гражданства; гарантииих осуществления, закрепленные вКонституции РФ и иных законодательныхактах РФ; механизм реализации прав иобязанностей;  б) устанавливающиеправовой статус организаций;  в)имеющие межведомственный характер.    Нормативные правовые акты, принимаемыеспециально уполномоченными федеральнымиорганами исполнительной власти в областиприродопользования и охраны окружающейсреды, как правило, имеют межведомственныйхарактер. Обширный массив таких актов,в частности, включает:   — Правилаохраны поверхностных вод, утвержденныеПриказом Госкомприроды СССР от 21 февраля1991 г.;   — Приказ Минприроды Россииот 29 декабря 1995 г. «Об утвержденииИнструкции по экологическому обоснованиюхозяйственной и иной деятельности»;  — Приказ Госкомэкологии от 19 апреля 2000г. «О реализации ПостановленияПравительства Российской Федерации от24 марта 2000 г. N 251 «Об утвержденииПеречня вредных веществ, сброс которыхв исключительной экономической зонеРоссийской Федерации с судов, другихплавучих средств, летательных аппаратов,искусственных островов, установок исооружений запрещен»;   — ПриказГоскомэкологии России от 16 мая 2000 г. «Обутверждении Положения об оценкевоздействия намечаемой хозяйственнойи иной деятельности на окружающую средув Российской Федерации»;   -Приказ МПР России и МНС России от 22 марта2001 г. «О совместной деятельности МПРРоссии и МНС России в осуществлениисбора платежей за нормативные исверхнормативные выбросы и сбросызагрязняющих веществ, размещение отходови иные виды вредного воздействия наокружающую природную среду»;  — Приказ Минимущества России, МНС России,Минфина России и Росземкадастра от 23апреля 2001 г. «О проведении совместныхмероприятий по обеспечению поступлениядоходов от арендной платы за землю вфедеральный бюджет РоссийскойФедерации»;   — Приказ МПРРоссии от 16 апреля 2001 г. «О созданиисистемы обязательной сертификациидревесины, отпускаемой на корню, ивторостепенных лесных ресурсов в лесномфонде Российской Федерации, об утвержденииположений о системе и о знаке соответствиясистемы»;   — Приказ МПР Россииот 7 мая 2001 г. «Об установлении лимитовводопользования субъектам РоссийскойФедерации»;   — Приказ МПРРоссии от 26 сентября 2000 г. «Оспециализированных морских инспекцияхМинистерства природных ресурсовРоссийской Федерации»;   -Приказ МПР России от 30 марта 2007 г. N 71 «Обутверждении Методики исчисления размеравреда, причиненного водным объектамвследствие нарушения водногозаконодательства»;   — ПриказМинистерства природных ресурсов иэкологии Российской Федерации от 16 июля2008 г. N 151 «Об утверждении Долгосрочнойгосударственной программы изучениянедр и воспроизводства минерально-сырьевойбазы России на основе баланса потребленияи воспроизводства минерального сырья».  Важную роль в качестве источниковэкологического права играют нормативныеакты, принимаемые специально уполномоченнымигосударственными органами в областиохраны окружающей среды в соответствующихсферах: Федеральной службой по надзорув сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека — в областисанитарной охраны окружающей среды;Федеральным агентством по техническомурегулированию и метрологии — в областиэкологической регламентации истандартизации производства продукциимассового производства и др.  

11.Проблемы соотношения экологическогозаконодательства Федерации и субъектовФедерации.

Проблемасоотношения компетенции федерации исубъектов федерации в области экологииКведению РФ в числе других вопросовконституционно отнесены регулированиеи защита прав и свобод человека игражданина, федеральные программы вобласти экологического развития,международные отношения и договоры РФ,определение статуса и защита государственнойграницы, территориального моря, воздушногопространства, исключительной экономическойзоны и континентального шельфа РФ,уголовное и гражданское законодательство(ст. 71 Конст. РФ). Попредметам ведения РФ принимаются иизменяются Конституция РФ, федеральныеконституционные законы и федеральныезаконы, имеющие прямое действие на всейтерритории РФ. Федеральные законы немогут противоречить федеральнымконституционным законам (пп. «а», абзЛ,ст.71 и чч.1 и Зет. 76 Конституции РФ). Ксовместному ведению РФ и ее субъектовотнесены такие вопросы, как защита прави свобод человека и гражданина, в томчисле в области экологии, обеспечениезаконности и правопорядка; вопросывладения, пользования и распоряженияземлей, недрами, водными и другимиприродными ресурсами; природопользование;охрана окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности; особоохраняемые природные территории;административное, земельное, водное,лесное законодательство, законодательствоо недрах, об охране окружающей среды;координация международных связейсубъектов РФ; выполнение международныхдоговоров РФ (ст. 72 Конст. РФ). Попредметам совместного ведения РФ и еесубъектов издаются федеральные законыи принимаемые в соответствии с нимизаконы и иные нормативные правовые актысубъектов РФ (ч. 2 ст. 76 КонституцияРФ). Законыи иные нормативные акты субъектов РФне могут противоречить федеральнымзаконам, принятым в соответствии сКонституцией РФ. В случае противоречиямежду ними действует федеральный закон(чч.1,2 и 3 ст. 76 Конституции РФ). 

Источник: https://studfile.net/preview/1771082/page:2/

И система источников экологического права

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

Понятие, особенности, классификация

Наличие развитой системы источников экологического права — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

а) иметь объективно выраженную форму — закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) должен быть принят уполномоченным органом;

в) должен иметь предусмотренную законом форму;

г) должен быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях.

Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли содержаться в разных отраслях права.

Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

а) законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера — акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях».

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий.

Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д.

Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

4. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты.

Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права.

В экологическом праве кодифицированные акты — Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Закон «О недрах» и др.

Систему источников экологического права образуют:

— Конституция РФ,

— федеративные договоры,

— международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

— федеральные законы,

— нормативные правовые акты Президента РФ,

— нормативные правовые акты Правительства РФ,

— нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

— конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

— локальные нормативные правовые акты,

— судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования.

На современном этапе в регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов.

Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом «О животном мире» (ст.

ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_211718_i-sistema-istochnikov-ekologicheskogo-prava.html

Экологическое право России

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопроса о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в правовые институты, которые, в свою очередь, формируют экологическое право в целом.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных общественных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Институты экологического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

Система экологического права — это совокупность последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание.

Система экологического права:

  • Общая часть;
  • Особенная часть;
  • Специальная часть.

Общая часть экологического права содержит:

  • общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);
  • право собственности физических и юридических лиц на природные ресурсы;
  • управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды (экологическое управление и контроль, нормирование качества окружающей среды, экологический мониторинг и экологическая экспертиза);
  • экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);
  • юридическую ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права содержит:

  • правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и растительного мира);
  • правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;
  • правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков и т.п.);
  • правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
  • правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

Специальная часть экологического права содержит:

  • общие принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • международные экологические организации;
  • международное эколого-правовое регулирование.

Необходимым условием правового регулирования общественных отношений является наличие объективно выраженных правовых предписаний, т.е. источников права.

Источники экологического права — это внешняя форма выражения обязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, входящие в сферу эколого-правового регулирования. Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и некодифицированными.

Источники экологического права могут быть классифицированы:

по юридической силе:

  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ:
  • ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
  • подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;

по направленности правового регулирования:

  • общие нормативные акты, объектами регулирования которых является окружающая среда и деятельность по ее охране и обеспечению безопасности в целом;
  • специальные нормативные акты, объектами регулирования которых являются отдельные компоненты окружающей среды или деятельности по ее охране и обеспечению безопасности.

Важнейшим источником экологического права является Конституция РФ, которая устанавливает:

  • конституционные экологические права и обязанности граждан (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан бережно относиться к природным богатствам);
  • разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ (в частности, к предмету совместного ведения России и ее субъектов относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, законодательство об охране окружающей среды);
  • основные приоритеты организации и деятельности государственных органов, в том числе в области природопользования и охраны окружающей среды:
  • формы собственности на природные ресурсы, режим пользования ими и способы защиты от противоправных посягательств.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Экологическое законодательство отличается большим разнообразием, динамикой развития, что в первую очередь связано с предметом его правового регулирования, в который входят следующие элементы:

  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ (в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ);
  • отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления (регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования);
  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством).

Основным источником экологического права является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По своей структуре данный Закон состоит из преамбулы, 16 глав и включает в себя 84 статьи.

Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит следующие разделы и понятия:

  • общие положения;
  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • природные объекты, находящиеся под особой охраной;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
  • заключительные положения.

Важным источником экологического права являются постановления Правительства РФ, значение которых выражается в следующем:

  • в целях обеспечения единства экологической политики на основе принимаемых федеральных законов Правительство РФ утверждает федеральные целевые программы;
  • в целях обеспечения единства правового регулирования и правоприменения в постановлениях, принимаемых Правительством РФ, уточняются, детализируются и конкретизируются положения действующих федеральных законов;
  • правительство РФ утверждает положения о государственных органах, полномочия которых реализуются в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Источник: https://isfic.info/ecolog/nikar03.htm

Система источников экологического права России

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Иерархии эколого-правовых нормативных актов представляют собой много уровней, прежде всего, международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора РФ являются составной частью правовой системы России. Если между договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.

4 ст. 15 Конституции РФ). Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. В качестве примера — договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канал на Корейском перешейке и о. Малый Высоцкий.

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лицам. В соответствии с ч. 3 ст.

6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав.

Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом «ст. 3 АПК».

2) Конституция Российской Федерации — источник экологического права.

Далее следует конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ «ст. 15».

Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности «ст.72 Конституции РФ»

3) Конституционные Федеральные законы — источники экологического права.

Третьим после конституционного уровня являются конституционные Федеральные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66 ,68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).

Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый конституционный Федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию «ст. 108».

4) Федеральные законы — источники экологического права.

На основании Конституции РФ были приняты следующие Федеральные законы:

Лесной кодекс РФ, который определил понятие лесного фонда РФ, компетенцию органов в сфере регулирования лесных отношений и т. п.;

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 27 января 1995);

Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» (от 15 февраля 1995);

Федеральный закон «О животном мире» (от 22 марта 1995);

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (от 19 июля 1995);

Федеральный закон «Водный кодекс РФ» (от 18 октября 1995);

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (от 20 октября 1995);

Федеральный закон «О континентальном шельфе» (от 25 октября 1995) и др.

10 января 2002 г. был принят ФЗ «Об охране окружающей среды». Он регулирует основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обусловленные особенностями природных объектов.

5) Указы Президента РФ — источники экологического права.

Статьей 90 Конституции РФ установлено, что Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся к подзаконным нормативным актам.

6) Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права.

Бывают правительственные (Постановления Правительства РФ по вопросам государственной экологической экспертизы и т.д.), межведомственные (напр.

, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ), ведомственные (принимаются начальниками ведомств и министрами по вопросам экологопользования).

7) Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права.

Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты учетом Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О животном мире», и др. В соответствии с указанными законами некоторые субъекты РФ приняли различные кодексы. Так, в Карелии 27 января 1991 г. был принят Земельный кодекс, в Республике Башкортостан 27 января 1995 — Водный кодекс, в Республике Коми- лесной кодекс.

8) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с ч.2 ст.

6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1999) к вопросам местного самоуправления относятся также организация и обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулирование использования водных объектов местного значений, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр строительства подземных сооружений местного значения и т. д.

Закон «Об охране окружающей среды» (с.10) содержит более подробный перечень полномочий органов местного самоуправления. В их числе: определение основных направлений охраны окружающей природной среды, разработка экологических программ, учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на подведомственной территории и так далее.

9) Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их роль в формировании источников экологического права.

Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен, и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому судам дано право в случае пробела применять аналогию закона или аналогию права. Фактически дано судам нормативное предписание, не предусмотренное в законе.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. В силу этого Высший Арбитражный Суд РФ совершенствует сферу экологопользования двумя путями:

а) воздействием на экологические отношения через рассмотрение экономических споров. Так, Высший Арбитражный Суд РФ, а также арбитражные суды, рассматривающие экономические споры в республиках, входящих в состав России, при рассмотрении преддоговорных споров не должны утверждать условия договоров, противоречащих экологическим нормативно-правовым актам;

б) непосредственным участием в создании и совершенствовании экономического законодательства. Например, бывший Государственный арбитраж СССР утверждал инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, через которые потребитель продукции экологопользования имеет возможность воздействовать на экологопользователя, осуществляющего производство этой продукции.

Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права непосредственно, но они оказывают определенное влияние на совершенство экологических отношений.

10) Вспомогательные нормативно-правовые акты как источники экологического права.

Источник: https://megalektsii.ru/s36419t2.html

Система источников экологического права

10.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Систему источников экологического права образуют:

· Конституция РФ;

· Федеративные договоры;

· международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

· федеральные законы;

· нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ;

· нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

· конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

· нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативные правовые акты;

· судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай.

В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования.

В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов.

Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай какисточник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

9.ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. Как головной акт экологического законодательства

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

10.Законы как источники экологического права.Основными и доминирующими источниками экологического права выступают законы.

Закон – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом Всеукраинским референдумом), который устанавливает исходные юридические нормы, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

Закон как источник экологического права, выступая средством закрепления государственной экологической политики, выражает волю народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы.

Его особое место в системе источников экологического права обусловлено тем, что все другие нормативно-правовые акты носят подзаконный характер.

Среди законов, которые регулируют экологические отношения, главное место принадлежит Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 года.

Исходя из принципа верховенства права, Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Ее нормы являются нормами прямого действия.

Все законы и нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, должны приниматься на основе Конституции Украины и ей соответствовать.

Конституционные основы регулирования экологических отношений закреплены, в частности, ст.ст. 13,14,16,41, 50, 66, 85, 92, 116, 119, 137, 138. Данными нормами урегулированы важнейшие общественные экологические отношения. В частности, в ст.

13 определено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа.

Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является, согласно ст. 16 Конституции Украины, обязанностью государства.

В Основном Законе государства закреплены принципиальные основы взаимоотношений « гражданин-государство-природа». Так, согласно ч. 1 ст.

50 Конституции Украины каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Ч. 2 ст.

50 Конституции Украины устанавливает, что каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Подчеркивая юридическую силу Основного Закона государства, ст.

92 предусматривает, что наиболее важные экологические отношения, в частности, основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического пространства, а также отношения экологической безопасности, должны регулироваться исключительно законами. Указанные конституционные нормы являются исходными положениями для принятия соответствующего экологического законодательства по любым конкретным вопросам.

Ряд норм Конституции закрепляют основы и принципы деятельности, а также компетенцию государственных органов в экологической сфере (Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и др.

), в том числе и путем принятия ими соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения охраны окружающей природной среды.

Так, согласно Конституции Украины Кабинет Министров Украины, осуществляя государственное управление на основе Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, обеспечивает проведение политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования (ст. 116 п. 3).

В соответствии с Конституцией Украины исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. В частности, они обеспечивают на соответствующей территории соблюдение прав и свобод граждан, в том числе и экологических, а также выполнение государственных и региональных программ охраны окружающей среды (ст. 119 п. 3).

Заглавным и системообразующим актом самостоятельной отрасли экологического законодательства является Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г.

, который определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений.

В соответствии с данным законом задачи законодательства об охране окружающей природной среды состоят в регламентации отношений в среде охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации отрицательного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранения природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и иных природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием.

Место этого специализированного закона в системе экологического законодательства определено его статьей 2, согласно которой отношения в сфере охраны окружающей природной среды в Украине регулируются данным законом, а также разрабатываемыми в соответствии с ним земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством.

В составе кодифицированных поресурсовых актов самостоятельное место занимают Земельный кодекс Украины, принятый 25 октября 2001 года, Водный кодекс Украины, принятый 6 июня 1995 года, Лесной кодекс Украины в редакции от 8 февраля 2006 года, Кодекс Украины «О недрах», принятый 27 июля 1994 года.

Как ранее отмечалось, отдельную группу среди законов как источников экологического права составляют поресурсовые кодексы.

К поресурсовым актам относятся также законы Украины «О животном мире» от 13 декабря 2001 года, «Об охране атмосферного воздуха» в редакции Закона от 21 июня 2001 года, «О растительном мире» от 9 апреля 1999 года, «О природно-заповедном фонде Украины» от 16 июня 1992 года.

Особенностью указанных источников экологического права является то, что они призваны стать интегрирующей основой развития в области соответствующего экологического законодательства.

Структура и содержание поресурсовых кодексов характеризуется, прежде всего, общими чертами, присущими предмету и объекту правового регулирования, принципам и подходам к регламентации однородных общественных отношений и пр.

В это же время для поресурсовых кодексов и законов присущи и некоторые отличия, обусловленные спецификой конкретного природного ресурса и экологических отношений, которые возникают по поводу его использования и охраны, а также разной полнотой регламентации однотипных экологических отношений.

К законам, регулирующим общественные экологические отношения, интегрированным, общим объектом которых является природа, относятся законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 года, «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 года и др.

Кроме законов специального экологического назначения источниками экологического права выступают также законы общего характера, содержащие соответствующие эколого-правовые нормы. К ним относятся, например, законы Украины «О туризме» в редакции от 18 ноября 2003 года, «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года и др.

11.иные нормативно правовые акты как источники экологического права.Среди иных нормативных правовых актов выделяют указы Президента Российской Федера­ции

Источник: https://studopedia.info/2-121021.html

Scicenter1
Добавить комментарий