10.2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий

10.2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий

10.2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий

Специализацияи типизация магазинов являются однимиз основных направлений упорядочениярозничной торговой сети.

Они позволяютэффективнее использоватьматериально-техническую базу торговли,рационально организовать товароснабжение,повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговыхпредприятий предусматривает их разделениепо ряду признаков, основным из которыхявляется ассортимент реализуемыхтоваров.

Поэтому признаку все магазины можноразделить на три группы:

1)продовольственные;

2)непродовольственные;

3)смешанные.

Всвою очередь продовольственные инепродовольственные магазины взависимости от степени ограниченияассортимента товаров и его полнотыможно подразделить на следующие группы:

  • универсальные;
  • комбинированные;
  • специализированные с широким ассортиментом;
  • специализированные с узким ассортиментом.

Товарныйассортимент универсальных магазиноввключает большое число различных групппродовольственных или непродовольственныхтоваров.

Комбинированныемагазины реализуют товары различныхгрупп, объединенных по потребительскимкомплексам (товары для детей, женщин,мужчин) или по однородности спроса(диетические продукты, детское питание).К комбинированным магазинам можноотнести и те, которые осуществляютторговлю товарами нескольких (двух-трех)родственных групп (овощи – фрукты, мясо– рыба).

Специализированные магазиныс широким ассортиментом предлагаютпокупателям товары какой либо однойтоварной группы (ткани, одежда). Вспециализированных магазинах с узкимассортиментом представлена частькакой-либо товарной группы (мужскиесорочки, хлопчатобумажные ткани).

Нараспространение специализации оказываетвлияние и периодичность покупокпродовольственных и непродовольственныхтоваров. Так, большинство продовольственныхтоваров относятся к товарам повседневногоспроса. Посещая продовольственныемагазины, покупатели часто совершаюткомплексную покупку (хлеб, молоко, мясо,овощи и др.).

Поэтому важно, чтобы такиемагазины размещались в непосредственнойблизости от потребителей, и в них былипредставлены все группы товаров частогоспроса. Специализация же магазиновприводит к их удаленности от потребителей,создает не удобства для покупателейиз-за необходимости посещать несколькомагазинов для совершения комплекснойпокупки.

Со специализацией розничнойторговой сети тесно связана ее типизация,цель которой состоит в устраненииизлишнего многообразия типов магазинов.

Типизацияпредставляет собой систему мероприятий,направленных на отбор рациональныхтипов магазинов, которые являютсяэкономически эффективными и обеспечиваютвысокое качество обслуживания населения.При этом наряду с отбором из числа ужедействующих типов магазинов ведетсяразработка новых технически совершенныхтипов.

Применение типизации снижаетзатраты и сокращает сроки строительстваи реконструкции магазинов за счетиспользования типовых проектов.

Онатакже способствует более рациональномууправлению розничной торговой сетью,поскольку позволяет применять типовыерешения по организации товароснабжения,формированию ассортимента, подборуторгово-технологического оборудования,рациональной организации труда.

Приопределении типа предприятия учитываютсяследующие признаки:

  • ассортимент реализуемых товаров;
  • размер торговой площади;
  • применяемые методы продажи товаров;
  • месторасположение.

Наиболеераспространенными типами розничныхторговых предприятий в настоящее времяявляются следующие:

  • универсам (супермаркет) – магазин, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно методом самообслуживания, торговой площадью от 400 м2;
  • гастроном – магазин с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента (с преобладанием гастрономии), торговой площадью от 400 м2;
  • магазин «Продукты» (минимаркет) – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки), с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2;
  • универмаг – магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 м2 (в сельской местности – от 650 м2), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров и использующий различные методы торгового обслуживания покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок обслуживания и др.).
  • универмаг «Детский мир» – предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей и применяющее различные методы торгового обслуживания покупателей, с торговой площадью от 2500 м2;
  • торговый дом – предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для женщин и мужчин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия), использующее различные методы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2;
  • магазин «Промтовары» – предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2.
  • В сельской местности получили распространение магазины «Товары повседневного спроса», в которых покупатели могут приобрести все необходимые на каждый день продовольственные товары, атакже непродовольственные товары повседневного и частого спроса.

Типыторговых предприятий постоянно изменяютсяи совершенствуются под влияниемпроцессов, происходящих в экономикестраны, научно-технического прогресса,социальных и других факторов. Так,широкое распространение за рубежом ив крупных городах России получилигипермаркеты. Они представляют собоймагазины самообслуживания с оченьбольшой торговой площадью (не менее5000м2).

Вних представлено до нескольких тысячнаименований как продовольственных,так и непродовольственных товаров.

Крометого, в зарубежной торговле существуетразвитая сеть магазинов-дискаунтов,основная задача которых – продажатоваров по более низким ценам за счетуменьшения расходов, связанных собслуживанием товаров (их хранением,подготовкой к продаже и т.п.). Этомуспособствует:

  • сокращение числа посредников;
  • преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью;
  • применение самообслуживания;
  • использование специальных стеллажей, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре.

Источник: https://studfile.net/preview/2482155/page:29/

Специализация и типизация розничных торговых сетей

10.2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий

По масштабу деятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные.

К малым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностью работающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий для подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в зарубежной практике.

Например, в соответствии с этим критерием все предприятия в США делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие (не более 20 человек); мелкие (не более 99 человек); средние (не более 500 человек); крупные (свыше 500 человек).

За рубежом широко распространены такие типы крупных розничных предприятий, как супермаркеты и гипермаркеты. Супермаркет, например во Франции, представляет собой крупный по объемам продаж и ассортименту товаров магазин.

Размер торговой площади такого супермаркета составляет примерно 1 500 – 1 800 м2, осуществляющее продажу продовольственных и непродовольственных товаров с очень широким ассортиментом – до 50 000 наименований, из которых 4 000 – 5 000 наименований составляют продовольственные товары.

Кроме того, в таких магазинах можно купить сопутствующие товары. Гипермаркеты размещаются, как правило, на окраинах города.

По товарной специализациирозничные торговые предприятия подразделяют на узкоспециализированные, специализированные, универсальные.

Узкоспециализированные розничные предприятия – это магазины, в которых реализуется один какой-либо товар, например магазины «Хлеб», «Колбасы».

Специализированные розничные торговые предприятия осуществляют продажу целой группы товаров. К таким предприятиям могут быть отнесены магазины «Мебель», «Хозяйственные товары» и т.п.

Розничные торговые предприятия, специализирующиеся на торговле потребительскими комплексами, включающими товары многих товарных групп, — «Все для дома», «Товары для детей» и т.д.

Универсальные розничные торговые предприятия – универмаги, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты – должны располагать универсальным ассортиментом товаров.

По методу обслуживания покупателейразличают розничные торговые предприятия самообслуживания, предприятия обслуживания покупателей через прилавки, предприятия торговли по каталогам, по почте и т.д. К предприятиям самообслуживания относятся прежде всего универсамы, супермаркеты, гипермаркеты.

При этом следует отметить, что отнесение предприятия к той или иной классификационной группе по методу обслуживания во многом условно. Предприятие, используя преимущественно какой-либо один метод обслуживания, применяет в то же время, если это целесообразно, и другие методы обслуживания.

По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров– еще один признак классификации розничных предприятий.

В последнее время в нашей стране в связи с большой дифференциацией доходов разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:          

  • группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;
  • часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;
  • основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.

Расслоение населения по возможности приобретения товаров на отмеченные выше три группы имеет место в большинстве развитых стран. В отличие от них абсолютно преобладающей является треть группа потребителей и совсем небольшой частью населения представлена вторая группа.

Процесс формирования указанных групп потребителей вызвал во внутренней розничной торговле тенденцию к становлению и развитию торговых предприятий, специально ориентированных на обслуживание покупателей одной из этих групп. А именно:

  • предприятий розничной торговли, обслуживающих покупателей с весьма большими возможностями приобретения товаров. Это розничные предприятия с ассортиментом высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высоким уровнем торгового обслуживания;
  • розничных торговых предприятий, ориентирующихся на обслуживание социально незащищенных слоев населения.

В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

  • виды и особенности устройства;
  • тип предприятия;
  • форма торгового обслуживания;
  • тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
  • функциональные особенности предприятия.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.

Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

Магазины — склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:

Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площадимагазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры.

По формам обслуживанияразличают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решенияпредприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностямрозничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

1.3.Основные принципы размещения розничной торговой сети

    Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований и методов.

Методы размещения розничной торговой сети:

  • равномерный — с целью максимального приближения к населению;
  • концентрический или ступенчатый — общегородской тип, тип жилых районов;
  • групповой — создание торговых улиц, торговых центров.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

  • градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
  • транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;
  • социальные — возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;
  • экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство и реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:

  • плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
  • обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;
  • доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
  • уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
  • общая численность торговых предприятий;
  • средняя торговая площадь магазина;
  • соотношение торговой к неторговой площади магазина.

Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.

Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Классификация розничной торговой сети по двум признакам:

  • по стационарности;
  • по товарно-ассортиментному профилю.

Специализация розничной торговой сети — это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.

Типизация торговых предприятий — это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.                 

Глава 2. Специализация РТС.

            Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети. Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значи­тельного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Источник: https://student.zoomru.ru/men/specializaciya-i-tipizaciya-roznichnyh-torgovyh/13344.126795.s2.html

Специализация и типизация розничных торговых предприятий

10.2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий

Специализация и типизация предприятии розничной торговли являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, улучшить изучение спроса, повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

1) универсальные;

2) специализированные;

3) неспециализированные.

Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных и (или) непродовольственных товаров. Специализированные магазины предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (одежда, ткани, без-алкогольные напитки) или в них может быть представлена часть какой-либо товарной группы (мужские костюмы, льняные ткани, минеральные воды).

Неспециализированные магазины занимают промежуточное место между универсальными и специализированными, поскольку их ассортимент не столь широк, как у первых, и не столь узок, как у вторых. Кроме того, к неспециализированным относят магазины, предлагающие покупателям комбинированный и смешанный ассортимент товаров.

В магазинах с комбинированным ассортиментом товаров представлено несколько товарных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин, молодежи, ветеранов) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание, предметы домашнего хозяйства, подарки). К комбинированным магазинам можно так-же отнести и те, которые осуществляют торговлю товарами не-скольких (двух-трех) групп, связанных общностью спроса (галантерея — парфюмерия — трикотаж, часы — ювелирные изделия, мясо — рыба).

В магазинах со смешанным ассортиментом товаров представлены как продовольственные, так и непродовольственные товары отдельных видов.

Следует отметить, что наиболее широкое применение специализация получила в городах, где уровень концентрации предприятий розничной торговли выше, чем в сельской местности.

На распространение специализации оказывает влияние и периодичность покупок продовольственных и непродовольственных товаров. Так, большинство продовольственных товаров относятся к товарам повседневного спроса. Посещая продовольственные магазины, покупатели, как правило, совершают комплексную покупку (хлеб, молоко, мясо, овощи и др.).

Поэтому важно, чтобы такие магазины размещались в непосредственной близости от потребителей и в них были представлены все группы товаров частого спроса. Специализация же магазинов приводит к раздробленности торговой сети, т. е.

к их удаленности от потребителей, ведет к уменьшению торговой площади, создает неудобства для покупателей из-за необходимости посещать не-сколько магазинов для совершения комплексной покупки.

В меньшей степени эти недостатки проявляются при специализации непродовольственных магазинов. Это связано прежде всего с тем, что большинство непродовольственных товаров приобретаются с периодичностью от нескольких недель до нескольких лет.

Поэтому территориальная удаленность таких магазинов не играет большой роли.

Однако в небольших населенных пунктах целесообразно размещать универсальные не-продовольственные магазины или магазины, специализирующиеся на продаже потребительских комплексов, позволяя тем самым покупателям сокращать время на совершение покупок.

Уровень специализации розничной торговой сети определяется по следующей формуле:

где — коэффициент специализации;

— количество специализированных магазинов в насе-ленном пункте или районе;

— общее количество магазинов в населенном пункте или районе.

Существуют и другие способы расчета уровня специализации: его можно определить как отношение торговой площади специализированных магазинов к торговой площади всех магазинов, а также по доле розничного товарооборота специализированных магазинов в розничном товарообороте всех магазинов.

Со специализацией розничной торговой сети тесно связана ее типизация, цель которой состоит в устранении излишнего многообразия типов магазинов.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов.

Применение типизации снижает затраты и сокращает сроки строительства и реконструкции магазинов за счет использования типовых проектов. Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгового оборудования, рациональной организации труда.

При определении типа предприятия учитываются следующие признаки:

• ассортимент реализуемых товаров;

• размер торговой площади;

• применяемые методы продажи товаров.

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Характеристики наиболее распространенных в настоящее время типов розничных торговых предприятий приведены в табл. 2.



Источник: https://infopedia.su/9xbb9.html

Специализация и типизация магазинов

10.2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий

Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, улучшить изучение спроса, повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

1) универсальные;

  • 2) специализированные;
  • 3) неспециализированные.

Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

Специализированные магазины предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (одежда, ткани, молочные продукты) или в них может быть представлена часть какой-либо товарной группы (мужские костюмы, хлопчатобумажные ткани, сыры).

Неспециализированные магазины занимают промежуточное место между универсальными и специализированными, поскольку их ассортимент не столь широк, как у первых, и не столь узок, как у вторых. Кроме того, к неспециализированным относят магазины, предлагающие покупателям комбинированный и смешанный ассортимент товаров.

В магазинах с комбинированным ассортиментом товаров представлено несколько товарных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин, молодежи, ветеранов) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание, предметы домашнего хозяйства, подарки). К комбинированным магазинам можно отнести и те, которые осуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) групп, связанных общностью спроса (галантерея — парфюмерия — трикотаж, часы — ювелирные изделия, мясо — рыба).

В магазинах со смешанным ассортиментом товаров представлены как продовольственные, так и непродовольственные товары отдельных видов.

Необходимость специализации розничных торговых предприятий — следствие постоянного изменения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы.

В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников.

Здесь имеется больше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.

В то же время чрезмерно узкая специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки.

Специализация магазинов по товарному признаку нашла более широкое распространение в городах, где довольно высокий уровень концентрации предприятий розничной торговли.

В сельской местности специализированные магазины создаются, как правило, на основе использования или реконструкции действующих торговых предприятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредоточения магазинов по небольшим населенным пунктам.

Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле

где Ксп — коэффициент специализации;

(Зсп — количество специализированных магазинов в населенном пункте или районе;

О — общее количество магазинов 5″ „„ в населенном пункте или районе.

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов (*5'тсп)к общей торговой площади магазинов (Уто):

или отношения розничного товарооборота специализированных магазинов (Утсп) к товарообороту всех магазинов (Уто):

Рассчитав этот показатель приведенными тремя способами, можно составить более полное представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.

Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся:

  • • ассортимент реализуемых товаров;
  • • размер торговой площади;
  • • применяемые методы продажи товаров.

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Характеристики наиболее распространенных в настоящее время типов розничных торговых предприятий приведены в табл. 10.1.

Источник: https://ozlib.com/844846/ekonomika/spetsializatsiya_tipizatsiya_magazinov

Типизация и специализация розничной торговой сети коммерческой структуры, их влияние на эффективность работы предприятия

10.2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Курсовая работа

По дисциплине «Организация коммерческой деятельности»

На тему: «Типизация и специализация розничной торговой сети  коммерческой структуры, их влияние на эффективность работы предприятия».

Выполнила: студентка 2 курса

Группы КТ-11-3

Терещенко  Александра

Проверила: Фадеева Людмила Константиновна

« »

Дата: «   » __________ 20__г.

Иркутск – 2013г.

Введение

1. Теоретико-методологические основы развития розничной торговой сети.

1.1. Понятие и основные этапы развития розничной торговли в России

1.2. Современная типология предприятий розничной торговли

1.3. Классификация торговых центров: европейские стандарты

2.  Состояние розничной торговой сети города Иркутска.

2.1.Перспективы развития розничной торговой сети города Иркутска, на примере ГК « СЛАТА».

3. Заключение

Список использованных источников

Введение

Розничная торговля – торговля  товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения.

Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

 Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли. Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность.

Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения.

Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.

 Торговля является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана с денежным обращением страны, поскольку преобладающая часть наличных денег находится у населения. Объем продажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть и предприятий общественного питания, а также объем предоставленных услуг называется розничным т/о.

Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства — удовлетворению разносторонних потребностей людей.

Именно торговля, реализуя, произведенную потребительскую стоимость, связывает, производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Торговля активно развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей по объему производства ВВП и числу работающих.

Развитие торговли оказывает важное обратное воздействие на рыночные трансформации и их эффективность, особенно в социальном плане.

Решение важной социальной задачи — удовлетворение потребностей потребителей в товарах народного потребления во многом зависит от развития розничной инфраструктуры.

1.РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ

Розничная торговая сеть — это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную, передвижную и посылочную.

Основным видом розничной торговой сети является стационарная. Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы).

Основу розничной торговли составляют магазины (на их долю приходится примерно 90% всей сети). Они размещены в капитальных зданиях, располагают системой специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием, применяют различные формы продажи товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги, обеспечивают высокую культуру торговли.

Мелкорозничная торговая сеть организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и так далее) через павильоны, палатки, ларьки и киоски. Сюда же относят и торговые автоматы, устанавливаемые на улицах, площадях, в местах отдыха населения, на вокзалах.

В отличие от магазинов эти сооружения легкой конструкции не требуют больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей.

Однако в летнее время, в период проведения массовых мероприятий и массового поступления в город овощей, ягод, фруктов роль мелкорозничной торговли повышается.

 Торговые автоматы применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны.

Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы, установки отдельных автоматов на улицах, в метро, на вокзалах.

Увеличение численности торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием покупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.

Передвижную розничную торговую сеть делят на развозную и разносную.

 Развозная сеть включает сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет большое значение для населения отдаленных районов, сельской местности, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данном случае формируется с учетом спроса определенного контингента покупателей.

 Торговля через автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сет и автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары.

Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров.

Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах,

 Разносная торговля осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее организуют для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого, кондитерских и табачных изделий.

Передвижная торговая сеть обладает большой мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может быть организована стационарная торговля.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей.

Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечня товаров. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.

Посылторг имеет базы в Москве, Подольске, Туле, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске и других городах. В перспективе намечается

строительство крупных посылочных предприятий, оснащенных современным технологическим оборудованием и электронно-вычислительной техникой. Посылочная торговля продовольственными товарами занимает незначительное место. Также различают розничную торговую сеть:

смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца);

специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров); универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров).

В настоящее время существует большое количество разнотипных и разномасштабных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.

 По масштабу деятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные.

В России к малым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностью работающих не более 15 человек.

Численность работающих как критерий для подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в зарубежной практике.

Например, в соответствии с этим критерием все предприятия делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие (не более 20 человек); мелкие (не более 99 человек); средние (не более 500 человек); крупные (свыше 500 человек).

По товарной специализации розничные торговые предприятия подразделяют на узкоспециализированные, специализированные, универсальные.

Узкоспециализированные розничные предприятия – это магазины, в которых реализуется один какой-либо товар, например магазины «Хлеб», «Колбасы».

Специализированные розничные торговые предприятия осуществляют продажу целой группы товаров. К таким предприятиям могут быть отнесены магазины «Мебель», «Хозяйственные товары» и т.п.

Розничные торговые предприятия, специализирующиеся на торговле потребительскими комплексами, включающими товары многих товарных групп, — «Все для дома», «Товары для детей» и т.д.

Универсальные розничные торговые предприятия – универмаги, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты – должны располагать универсальным ассортиментом товаров.

 По методу обслуживания покупателей различают розничные торговые предприятия самообслуживания, предприятия обслуживания покупателей через прилавки, предприятия торговли по каталогам, по почте, интернета и т.д.

К предприятиям самообслуживания относятся, прежде всего, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты. При этом следует отметить, что отнесение предприятия к той или иной классификационной группе по методу обслуживания во многом условно. Предприятие, используя преимущественно какой-либо один метод обслуживания, применяет в то же время, если это целесообразно, и другие методы обслуживания.

По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров – еще один признак классификации розничных предприятий.

В последнее время в нашей стране в связи с большой дифференциацией доходов разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:

группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;

часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;

основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.

Расслоение населения по возможности приобретения товаров на отмеченные выше три группы имеет место в большинстве развитых стран. Однако в России в отличие от них, абсолютно преобладающей, является третья группа потребителей и совсем небольшой частью населения представлена вторая группа.

 Процесс формирования указанных групп потребителей вызвал во внутренней розничной торговле России тенденцию к становлению и развитию торговых предприятий, специально ориентированных на обслуживание покупателей одной из этих групп.

А именно: предприятий розничной торговли, обслуживающих покупателей с весьма большими возможностями приобретения товаров.

Это розничные предприятия с ассортиментом высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высоким уровнем торгового обслуживания; розничных торговых предприятий, ориентирующихся на обслуживание социально незащищенных слоев населения.

Специализация и типизация розничного торгового предприятия

Специализация розничной торговой сети — это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.

Типизация торговых предприятий — это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.

Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью.

Благодаря ей, можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.

В зависимости от применяемых форм торгового обслуживания и размера торговой площади предприятия розничной торговли можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает в себя различные типы магазинов: универсальные магазины (Гипермаркет, Универсам (супермаркет), Универмаг, Универмаг «Детский мир», Магазин-склад, Гастроном и т. п.); специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Сыры, Минеральные воды и т, п.);

Источник: https://www.referat911.ru/Marketing/tipizaciya-i-specializaciya-roznichnoj-torgovoj/477385-3114592-place1.html

Scicenter1
Добавить комментарий