10.3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Основные принципы размещения розничной торговой сети

10.3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 34Следующая ⇒

Розничная торговая сеть — это совокупность розничных предприятий торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Розничная торговля осуществляет ряд функций1:

— исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

— определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

— осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной тор­говли;

— проводит отбор товаров, их сортировку при составлении тре­буемого ассортимента;

— осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

— проводит операции по приему, хранению, маркировке и реа­лизации товаров, устанавливает на них цены;

— оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспеди­ционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Основными показателями качества розничной торговой сети выступают:

— соотношение количества предприятий по торговле продоволь­ственными и непродовольственными товарами;

— удельный вес специализированных магазинов в общем коли­честве торговых предприятий;

— используемые формы продажи и методы обслуживания;

— соотношение торговых и неторговых площадей магазина, ис­пользуемых для реализации отдельных групп товаров;

— продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);

— соотношение торговой площади предприятий, расположен­ных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

ф удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным обору­дованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортя­щимися товарами;

— средняя торговая площадь одного магазина;

— плотность торговой сети — число торговых единиц, приходя­щихся на 10000 жителей;

— обеспеченность населения розничной торговой сетью — торго­вая площадь, приходящаяся на 1000 жителей;

— общее число предприятий торговли.

Классификация предприятий розничной торговли являет­ся одним из важнейших направлений управления торговой сетью. Необходимость классификации магазинов вызывается широтой и разнообразием ассортимента товаров, постоянным его усложнением.

Предприятия розничной торговли в соответствии с введен­ным с 2002г. ГОСТ Р 51773—2001 классифицируют по видам и типам.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров выде­ляют магазины:

— специализированные — предприятия розничной торговли, реализующие одну группу товаров, например хлебобулочные изделия, молочные продукты, обувь, одежду и т.п.;

— неспециализированные — магазины с комбинированным ас­сортиментом товаров, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазины «Продукты», «Промтова­ры», «Все для дома», «Товары для женщин» и др.), а также мага­зины со смешанным ассортиментом — предприятия рознич­ной торговли, реализующее отдельные виды продовольствен­ных и непродовольственных товаров;

— универсальные — предприятия розничной торговли, реализу­ющие универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т.д.).

Каждый вид магазина (за исключением неспециализи­рованных магазинов со смешанным ассортиментом товаров) классифицируют в зависимости от торговой площади и приме­няемых форм торгового обслуживания:

— гипермаркет — реализует продовольственные и непродоволь­ственные товары универсального ассортимента преимущест­венно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 кв. м;

— универмаг — реализует непродовольственные товары универ­сального ассортимента, используя различные формы торгово­го обслуживания покупателей. Торговая площадь в городской торговле не менее 3500 кв. м, в сельской торговле — не менее 650 кв. м;

— универмаг «Детский мир» — реализует непродовольственные товары универсального ассортимента для детей, используя раз­личные формы торгового обслуживания покупателей. Торго­вая площадь от 2500 кв. м;

— магазин-склад — реализует продовольственные и (или) непродо­вольственные товары универсального ассортимента, используя форму самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.), населению, а также предпри­ятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказа­ния услуг населению. Торговая площадь от 650 кв. м;

— универсам (супермаркет) — реализует продовольственные това­ры универсального ассортимента и непродовольственные това­ры частого спроса, используя преимущественно форму самооб­служивания. Торговая площадь от 400 кв. м;

— гастроном — реализует продовольственные товары универсаль­ного ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с инди­видуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Тор­говая площадь от 400 кв. м;

— магазин товаров повседневного спроса — реализует продоволь­ственные и непродовольственные товары частого спроса, ис­пользуя преимущественно форму самообслуживания. Торговая площадь от 100 кв. м;

— магазин «Продукты» (минимаркет) — реализует продовольствен­ные товары узкого ассортимента, основные из которых хлебобу­лочные изделия, кондитерские товары, гастрономия, винно-во­дочные изделия, пиво, безалкогольные напитки; форма обслу­живания — индивидуальное через прилавок. Торговая площадь от 18 кв. м;

— дом торговли — реализует товарные комплексы предметов туа­лета и гардероба для мужчин и женщин, использует различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая пло­щадь от 1000 кв. м;

— магазин «Промтовары» — реализует непродовольственные то­вары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торго­вая площадь от 18 кв. м;

— комиссионный магазин — осуществляет продажу товаров, при­нятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

Рациональное размещение магазинов на территории населен­ного пункта является важным условием эффективности функ­ционирования розничной торговой сети.

При размещении магазинов в городах учитывают следу­ющие факторы:

— градостроительные — площадь города, форма плана (компакт­ная, расчлененная и др.), функциональное зонирование терри­тории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и др.

), плотность населения, размещение адми­нистративных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда; о транспортные — направление и интенсивность основных пото­ков движения, развитие средств общественного и индиви­дуального — транспорта, размещение остановок наземного транспорта, станций метро;

— социальные — необходимость снижения совокупных затрат вре­мени на посещение магазинов;

— экономические — обеспечение эффективного использования инвестиций.

Вопросы размещения каждого конкретного магазина нель­зя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они долж­ны рассматриваться комплексно, с учетом назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.

Размещение магазинов розничной торговой сети бывает равномерное, групповое и ступенчатое.

Равномерное размещение магазинов предполагает их распо­ложение равномерно по всей территории города с учетом плот­ности населения.

Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, прежде всего к магази­нам товаров повседневного и частого спроса, к которым отно­сится значительная часть продовольственных товаров.

Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение магазинов предполагает террито­риальное сближение магазинов различного товарного профи­ля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплекс­ностью спроса, или взаимозаменяемых.

При отсутствии уни­версального продовольственного магазина или универсама такое комплексное размещение небольших магазинов по про­даже хлебобулочных изделий, молока, мяса, рыбы, овощей и т.п.

позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Ступенчатое размещение магазинов предполагает концен­трацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение магазинов товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупате­лей. Такие магазины имеют небольшой радиус обслуживания, тогда как магазины, торгующие максимально широким ассор­тиментом товаров, или только товарами периодического и ред­кого спроса, имеют радиус деятельности, включающий рай­оны деятельности магазинов первой ступени.

Функциональная система размещения торговой сети сложи­лась на основе указанных выше методов, действующих одно­временно. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов — местного и городского значения.

Магазины местного значения, обеспечивающие население основными продовольственными и непродовольственными то­варами повседневного и частого спроса, размещаются так, что­бы обеспечить минимальные затраты времени потребителя на посещение и обслуживание.

Такие магазины размещают отно­сительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жи­лых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных на­правлений пешеходных потоков; они обслуживают население в пределах пешеходной доступности («шаговой доступности»).

Магазины городского значения предоставляют населению максимальный выбор товаров и услуг, удовлетворяющих за­просы и отвечающих вкусам разных людей.

К предприятиям городского значения относятся: универмаг, магазин типа «Гастроном» и специализированные магазины.

Их размещают в об­щегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспорт­ной доступности.

В зависимости от специфики обслуживания потребителей розничная торговля подразделяется на стационарную, пере­движную, посылочную.

Стационарная торговая сеть наиболее распространена и включает в себя как крупные современные, технически обору­дованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом выделяют магазины самообслуживания, где покупатель имеет свободный доступ к товарам.

Разновидностью стационарной торговли являются магази­ны типа «магазин-склад», где товары не выкладываются на витрины, полки, что значительно снижает расходы по их по­грузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа товаров здесь осу­ществляется по более низким ценам. Такие магазины работа­ют, как правило, на окраинах крупных городов.

В магазинах, торгующих товарами по каталогам, торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги либо раздают потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, либо рассылают им по почте.

Покупатель, изучив ка­талоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих рек­визитов в магазин по почте, телефону, интернету. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю.

При нали­чии в магазине демонстрационного зала покупатель может лично выбрать необходимый ему товар.

Организация продажи товаров через торговые автоматы имеет немалые потенциальные возможности. Торговые авто­маты могут работать круглосуточно, не требуют торгового пер­сонала.

Они устанавливаются внутри магазина или вне его — на улицах, вокзалах, в кафе, вестибюлях гостиниц и т.д.

Предме­том торговли обычно бывают определенный круг товаров повседневного спроса — напитки, бутерброды, жевательная ре­зинка, сигареты, канцелярские принадлежности, почтовые конверты, открытки и др.

Передвижная торговая сеть предполагает приближение то­вара к покупателю и оперативное его обслуживание.

Эта тор­говля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок или разносной с применением лотков и других не­сложных устройств.

Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому, когда торговые агенты изго­товителей, сбытовых, посреднических и предприятий торгов- ,:Ли поставляют и реализуют продукцию непосредственно поку­пателю.

Посылочная торговля занимается обеспечением населе­ния, предприятий, организаций книжной продукцией, канц­товарами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппарату­рой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продук­цию производственно-технического назначения — запасные части, инструменты, резинотехнические изделия, метизы, подшипники и др.

Развитие материально-технической базы розничной торговли в России в настоящее время осуществляется преимущественно с помощью частных лиц. Субъекты предпринимательской дея­тельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма ограниченных.

Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети — киос­ков, палаток и т.п. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание.

С одной стороны, увеличение числа Пунктов реализации товаров способствует сокращению време­ни покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды.

С другой стороны, опережающие темпы роста числа объек­тов мелкорозничной сети отрицательно сказываются на разви­тии процессов формирования торговой сети в целом:

— мелкорозничная сеть не способствует развитию производства, о чем свидетельствует однообразный ассортимент реализу­емой импортной продукции;

— многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной сети нарушают архитектурный ансамбль городов;

— отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение сани­тарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здо­ровье потребителей;

— мелкорозничная сеть часто предлагает услуги низкого качест­ва, что выражается в нарушении правил продажи товаров и прав потребителей;

ввиду специфики организации контроль за их деятельностью затруднен, и значительная часть налогов от предприятий мел­корозничной торговли не поступает в городские (местные) бюджеты;

— развертывание мелкорозничной торговой сети резко снижает темпы строительства магазинов как основного элемента ин­фраструктуры рынка.

Чтобы мелкорозничная торговля приобрела цивилизован­ные формы, необходимо предпринимать определенные меры.

Во-первых, объекты мелкорозничной сети должны раз­мещаться в первую очередь в районах нового жилищного строительства, где ввод объектов торговой инфраструктуры от­стает от ввода жилья.

Во-вторых, не следует размещать объекты мелкорознич­ной сети вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебны­ми, лечебными учреждениями, так как это создает неудобства для нормального и полноценного отдыха граждан, особенно пожилых людей и детей, сложности для движения пешеходов и пассажиров (рядом со станциями метрополитена, вокзалов и внутри них), предпосылки для аварийных ситуаций и возник­новения опасности для жизни граждан, особенно детей (около транспортных развязок или остановок транспорта).

Наиболее целесообразно функционирование самостоя­тельных объектов мелкорозничной сети в составе торгового комплекса — совокупности предприятий торговли, реализу­ющих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хо­зяйственного обслуживания торговой деятельности.

Все вновь вводимые комплексы мелкорозничной сети сле­дует сдавать в аренду только на конкурсной основе, и договор аренды должен включать условие благоустройства территории и поддержания соответствующего архитектурно-планировоч­ного вида, проведение последующих реконструкции и модер­низации объектов торговли.

Правильное размещение торговой сети обеспечивает:

— оптимальное соотношение различных видов розничной торговой сети, позволяющее использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;

— ациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов торговых объектов; ациональный товарный ассортимент за счет организации купных торговых объектов; — рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организации дополнительных торговых услуг населению.

Так, в центральной части города, которая представляет интерес для туристов, приоритетными должны быть направления Торговли сувенирами, товарами подарочного назначения, цветами, мороженым, прохладительными напитками.

В настоящее время происходит становление и развитие Предприятий торговли, ориентированных на категории поку­пателей в соответствии с размерами их доходов.

Предприятия, Обслуживающие покупателей с высокими доходами и, следовательно, с большими возможностями приобретения товаров, имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и предлагают высокий уровень торгового обслуживания.

Часть розничных предприятий торговли ориентирована на торговое обслуживание населения со средними низкими доходами, а также социально незащищенных слоев населения.

Как показывает опыт развитых стран и наметившиеся тенденции в организации отечественной торговли, типовое разнообразие предприятий торговли можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого населения на несколько групп:

— магазины относительно невысоких цен типа «магазин-склад», «магазин-дискаунт», торговля на вещевых, продовольствен­ных и смешанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума;

— универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магази­ны типов «Продукты», «Минимаркет», «Непродовольственные товары» — для покупателей, среднедушевой доход которых равен или немного превышает прожиточный минимум;

— специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты и гипермаркеты, находящиеся главным образом в центральных торговых зонах, торгующие высококачественными дороги ми товарами, — для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превосходит прожиточный минимум.

В каждой группе торговых предприятий проводится раз личная ассортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера.

Обострение конкуренции привело к появлению новых под- ходов к развитию розничных предприятий. Современные кон­цепции развития торговли основаны на идеях формирования общего ассортимента и стандарта обслуживания населения.

При этом предусматриваются создание единообразного внеш­него облика и внутреннего оформления магазинов, использо­вание схожего оборудования, применение единых принципов ассортиментной политики и методов продажи товаров.

В такие концепции обычно включают следующие разделы: ассорти­ментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов, определе­нию зон самообслуживания и продажи определенных товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок фор­мирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современного оформ­ления продуктов питания и фирменной одежды персонала; об­разцы ценников и др.

«Торговые цепи» различного рода предоставляют наиболь­шие возможности для реализации концепций развития роз­ничной торговой сети. В зарубежной практике в их составе преобладают:

— продовольственные магазины самообслуживания с сопутст­вующими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждодневные покупки (супермаркеты);

— крупные универсальные магазины, расположенные преиму­щественно в пригородах и на трассах, имеющие большие сто­янки для автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или более длительный период (гипермарке­ты);

— магазины-дискаунты, торгующие товарами по ценам, более низким по сравнению с другими предприятиями торговли.

Подобные тенденции в формировании торговой сети полу­чили развитие и в России.

Особенность современных торговых корпоративных ор­ганизаций в том, что они стремятся вовлечь потребителей в Корпоративные интересы, сформировать постоянные груп­пы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации.

Так, для постоян­ных покупателей предусматриваются введение корпоративных пластиковых карт, служащих удобной формой расчетов, пре­доставление различного рода скидок и бонусов.

Примером по­добного подхода может служить осуществление в Москве экс­перимента по созданию «народных магазинов»1, когда потен­циальные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5%-ной скидкой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под розничным товарооборотом?

2. Как можно охарактеризовать структуру розничного товарооборота?

3. В чем состоят особенности развития розничного товарооборота в Рос­сии?

4. Какие виды розничного товарооборота вы знаете?

5. Назовите этапы процесса управления товарооборотом предприятия торговли.

6. Перечислите основные этапы планирования товарооборота предпри­ятия.

7. Какие виды продаж включаются в состав розничного товарооборота?

8. Назовите методы размещения предприятий розничной торговой сети в городах.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Date: 2015-10-22; view: 568; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/8-118261.html

Размещение розничных торговых предприятий

10.3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

5. Размещение розничных торговых предприятий

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. На ее размещение, прежде всего, оказывает влияние характер населенных пунктов и численность жителей, проживающих в них. Так, при размещении магазинов в городах следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

К градостроительным факторам следует отнести величину города, форму плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение наиболее крупных промышленных объектов, а также административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относят потребность в снижении затрат времени населения на посещение предприятий торговли, необходимость повышения уровня его обслуживания.

К экономическим факторам размещения предприятий розничной торговли относятся: обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на строительство и эксплуатацию розничной торговой сети.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат принципы равномерности и группового размещения.

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, и в первую очередь к магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т. д.) с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

Не менее важным является принцип ступенчатого размещения розничных торговых предприятий, в соответствии с которым вся сеть магазинов делится на предприятия местного и городского значения.

Магазины местного значения (в основном, универсамы, гастрономы, магазины «Продукты») располагают в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах). Радиус их деятельности составляет примерно 500 м.

Магазины городского значения предназначены для обслуживания населения всего города, они должны предоставить покупателям возможность максимального выбора товаров и услуг. К ним относятся универмаги, а также специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.

Из вышесказанного следует, что одно из основных требований культуры торговли — удобство для населения — может быть достигнуто, если при размещении торговых предприятий соблюдены следующие условия:

• магазины максимально приближены к потребителю;

• в них обеспечена возможность приобретения товаров сложного ассортимента жителями ближайшего микрорайона;

• равномерно, пропорционально численности населения, размещены однотипные магазины;

• комплексно расположены магазины с ассортиментом товаров, связанных общностью спроса;

• обеспечены условия рентабельной работы для каждого торгового предприятия.

При размещении розничных торговых предприятий на территории сельских административных районов учитывают функциональную значимость каждого населенного пункта.

Так, в районных и межхозяйственных центрах в зависимости от численности населения розничная торговая сеть может со­стоять из универсамов, универмагов, специализированных магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, магазинов «Современное домашнее хозяйство», «Техника», «Детский мир» и т. д.

Во внутрихозяйственных центрах и рядовых селах с учетом численности жителей могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: «Продтовары», «Промтовары», «Товары повседневного спроса».

При невозможности создания стационарной розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью автомагазинов и других передвижных средств торговли.

Кроме того, они могут применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ.

6. Организационно-правовые формы торговых предприятий

Торговую деятельность могут осуществлять как предприятия (юридические лица), так и индивидуальные предприниматели (физические лица).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны также иметь самостоятельный баланс или смету.

Права и обязанности юридического лица должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может сниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В зависимости от формы собственности, на которой базируются юридические лица, они делятся на частные, государственные и муниципальные.

При этом государственные и муниципальные юридические лица, как правило, действуют в форме унитарных предприятий, имущество которых находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

По основным целям деятельности юридические лица могут быть коммерческими или некоммерческими организациями, а также объединениями коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, которая распределяется между его участниками.

Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определены в Федеральном законе Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их участников (акционеров) регламентируются Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах». Этот закон, кроме того, обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Для некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации, фонды и т. п.) извлечение и распределение прибыли не является основной целью их деятельности. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Так, предпринимательскую деятельность могут осуществлять потребительские кооперативы. В частности, для организаций, действующих в соответствии с законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», основными задачами являются:

• создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

• закупка сельскохозяйственной и другой подобной продукции и сырья и их последующая переработка и реализация;

• производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей реализацией через организации розничной торговли;

• оказание производственных и бытовых услуг.

Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения предусмотренных законодательством обязательных платежей, направляются в фонды потребительского общества для осуществления расчетов с кредиторами и кооперативных выплат.

Независимо от организационно-правовой формы все юридические лица осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов. Это может быть устав, учредительный договор или и то и другое вместе.

Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Как уже отмечалось выше, осуществлять торговую деятельность могут не только юридические, но и физические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации закреплено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К такой деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса, которыми регулируется деятельность коммерческих организаций, если иное не предусмотрено законом.

Источник: https://mirznanii.com/a/131620/razmeshchenie-roznichnykh-torgovykh-predpriyatiy

Торговые сети и принципы размещения розничных торговых предприятий

10.3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В последние годы в России стали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность двух и более торговых предприятий, находящихся под общим управлением либо использующихся под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАГАЗИНОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

(по ГОСТ Р 51773-2009 “Услуги торговли. Классификация предприятий торговли”)

ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
Универсальные магазины
Гипермаркет4000Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми маркамиПреимущественно самообслуживаниеШирокая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации.До 40% площадей используют под размещение непродовольственных товаров.Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Универмаг3500 — в городах,Универсальный ассортимент непро- Самообслуживание; продажа товаров по образ-Реализация широкого ассортимента непродовольственных
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
650 — в сельской местностидовольственныхтоваровцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок и др.товаров, допускается наличие отдела продовольственных товаров (до 20% всего ассортимента).Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Магазин-склад650Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаровСамообслуживаниеРеализация товаров преимущественно из транспортной тары и тары-оборудования (ящики, контейнеры и др.).Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Универсам200Универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непро-Самообслуживание; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокВозможно наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
довольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми маркамии блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Супермаркет600Универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми маркамиСамообслуживание; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокНепродовольственные товары составляют не более 30% всего ассортимента.Наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации.Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Гастроном400Универсальный ассортимент продовольственных товаров и узкийПреимущественно индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок с частичным самообслуживаниемГастрономические товары составляют не менее 40% всего ассортимента.Наличие отдела по реализации
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
ассортимент непродовольственных товаровполуфабрикатов и кулинарных изделий
Специализированные продовольственные магазины
Магазин “Хлеб”, “Овощи- фрукты”, “Рыба”,“Мясо”, “Колбасы”, “Минеральные воды” и т. п.18Широкий ассортимент продовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией магазинаСамообслуживание; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокВозможна реализация товаров дистанционным способом
Специализированные непродовольственные магазины
Магазин“Одежда”,“Обувь”,“Ткани”,“Электротовары”,“Хозяйственныетовары”,“Мебель”,“Книги”,18Широкий ассортимент непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией магазинаСамообслуживание; продажа товаров по образцам;индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокВозможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
“Зоо товары”, “Семена”, “Цветы”, “Природа”, “Мир садовода”, “Охотник”, “Спорт и туризм” и т. п.
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров
Магазин товаровповседневногоспроса60Ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спросаПреимущественно самообслуживаниеРеализация социально значимых товаров потребительской корзины.Размещение, как правило, в радиусе шаговой доступности. Возможна реализация товаров дистанционным способом
Минимаркет40 (но не более 50)Узкий или ограниченный ассортимент продовольственных товаров, в том числе гастрономические, кондитерские, винно-водочные товары, безалко-Самообслуживание
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
гольные напитки, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса
Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом товаров
Торговый Дом1000Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин, женщин и детей (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия и др.); электротовары, предметы мебели, хозтовары и т. п.Преимущественно самообслуживание;продажа товаров по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокМногопрофильное предприятие торговли.Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для650Комбинированный ассортимент товаров для определенного контингентаСамообслуживание; продажа товаров по образцам, по каталогам, по предварительным заказам;Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
молодежи, для новобрачных, для будущих мам, для новорожденных, для полных и т п.покупателей в соответствии со специализацией магазинаиндивидуальное обслуживание покупателей через прилавок и др.
Прочие неспециализированные магазины
Магазин“Продукты”18Узкий ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса, в том числе хлеб, кондитерские и гастрономические товары, безалкогольные напиткиИндивидуальное обслуживание покупателей через прилавок с частичным самообслуживанием
Магазин“Промтовары”18Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе одежда, обувь, галантерейные, парфюмернокосметические товары и др.Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
Комиссионныймагазин18Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе антикварныхСамообслуживание, индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокРеализация непродовольственных товаров, в том числе бывших в употреблении,которые принимаются у населения на основании договоров комиссии
Стоковый магазин (магазин “Сток”)Не нормируетсяОграниченный ассортимент непродовольственных товаровСамообслуживаниеРеализация морально устаревших непродовольственных товаров
Магазин“Секонд-хенд”18Узкий ассортимент непродовольственных товаровСамообслуживаниеРеализация бывших в употреблении непродовольственных товаров
Магазин“Дисконт”,“ СаБЬ&Саггу”, “Дискаунтер”Не нормируетсяШирокий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаровСамообслуживаниеРеализация товаров с невысоким уровнем наценок
Магазин “Бутик”18Ограниченный ассортимент модных непродовольственных товаров (одежда, обувь и др.) или продовольственных товаров редковогоСамообслуживание, индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокРеализация товаров с высоким уровнем наценок.Постоянное обновление ассортимента товаров, в том числе по сезонам, коллекциям, брендам и пр.
ТипмагазинаТорговая площадь, м2, не менееАссортиментреализуемыхтоваровМетодыпродажитоваровОтличительныеособенностимагазина
спроса (коллекционные вина, фирменный шоколад, кондитерские изделия и др.)Оказание дополнительных услуг покупателям
Магазин-салон18Ограниченный ассортимент товаров одной группы (например, автомобили, обувь, одежда, цветы и др.)Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавокРеализация товаров с высоким уровнем наценок.Постоянное обновление ассортимента товаров.Оказание дополнительных услуг покупателям

Различают транснациональные и общенациональные сети. Они могут образовываться в основном за счет:

  • • поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;
  • • занятия свободной ниши;
  • • агрессивного проникновения — покупки существующих субъектов, их модернизации и строительства новых магазинов;
  • • ассортиментного проникновения — создания специализированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

  • • концентрация аппарата управления сетью в едином центре;
  • • централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;
  • • сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;
  • • внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;
  • • оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;
  • • использование методов штрихового кодирования;
  • • внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.

Так, “инвестиционная” модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования.

При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности.

Однако отсутствие консолидации закупочной деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяют полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.

В определенной степени этих недостатков лишена “холдинговая” модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.

Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является “централизованная” модель.

Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров.

Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.

Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании так называемой лоточной модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.

На практике также может быть использована “гибридная” модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по “лоточному” или “холдинговому” принципу.

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние на ее размещение оказывают тип населенного пункта и численность жителей, проживающих в нем.

При размещении магазинов в городах следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

К градостроительным факторам следует отнести площадь города, форму плана и функциональное зонирование его территории, численность и плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относятся необходимость достижения высокого качества торгового обслуживания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.

Обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство и эксплуатацию составляют основу экономических факторов размещения предприятий розничной торговли.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат принципы равномерности и группового размещения, а также ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания.

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, в первую очередь к магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т. д.) с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

Не менее важным является принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть подразделяется на магазины местного и общегородского значения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения, или “удобные магазины”, располагаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т. д.) в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины. В таких магазинах покупателям необходимо предоставить максимально широкий выбор как товаров, так и дополнительных услуг.

Магазины в составе торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.

Вдоль автомагистралей наряду с магазинами размещают и такие объекты мелкорозничной торговли, как павильоны, киоски и т. п.

Перспективным направлением развития розничной торговли в городах является создание сетей магазинов, включающих в свой состав гипермаркеты, супермаркеты и магазины- дискаунтеры.

При размещении розничных торговых предприятий в сельских поселениях учитывают функциональную значимость каждого населенного пункта и численность населения, проживающего в нем.

Так, в крупных и больших сельских поселениях (численностью населения свыше 5 тысяч человек и от 1 тысячи до 5 тысяч человек соответственно) розничная торговая сеть может состоять из универсамов, универмагов, специализированных магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, магазинов “Современное домашнее хозяйство”, “Техника”, “Детский мир” и т. д.

В средних сельских поселениях (численностью населения от 200 человек до 1 тысячи человек) могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: “Продукты”, “Промтовары”, “Товары повседневного спроса”.

В малых сельских поселениях (численностью населения до 200 человек) при невозможности создания стационарной розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью автомагазинов и других передвижных средств торговли. Кроме того, они могут применяться и при обслуживании мест массовых сельскохозяйственных и иных работ.

Источник: https://ozlib.com/844847/ekonomika/torgovye_seti_printsipy_razmescheniya_roznichnyh_torgovyh_predpriyatiy

Основные принципы размещения розничных торговых предприятий

10.3ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние на ее размещение оказывают тип населенного пункта и численность жителей, проживающих в нем.

При размещении магазинов в городах следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

К градостроительным факторам следует отнести площадь города, форму плана и функциональное зонирование его территории, численность и плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относятся необходимость достижения высокого качества торгового обслуживания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.

Обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство и эксплуатацию составляют основу экономических факторов размещения предприятий розничной торговли.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат принципы равномерности и

Таблица 2

Основные характеристики магазинов различных типов

(по ГОСТ Р 51773-2009 “Услуги торговли. Классификация предприятий торговли”)

Тип магазина

Торговая площадь, м2, не менее

Ассортимент реализуемых товаров

Методы продажи товаров

Отличительные особенности магазина

1

2

3

4

5

Универсальные магазины

Гипермаркет

4000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками

Преимущественно

самообслуживание

Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. 'Наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации.

До 40% площадей используют под размещение непродовольственных товаров. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям

Универмаг

3500 —в городах, 650 — в сельской местности

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание; продажа товаров по образцам, по каталогам, по предвари-

Реализация широкого ассортимента непродовольственных товаров, допускается наличие отдела продовольственных товаров

119

1

2

3

4

5

тельным заказам; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок и др.

(до 20% всего ассортимента). Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров

Самообслуживание

Реализация товаров преимущественно из транспортной тары и тары-оборудования (ящики, контейнеры и др.). Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям

Универсам

200

Универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками

Самообслуживание; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Возможно наличие миницехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации.

Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям

to

о

1

2

3

4

5

Супермаркет

600

Универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками

Самообслуживание; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Непродовольственные товары составляют не более 30% всего ассортимента.

Наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации.

Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров и узкий ассортимент непродовольственных товаров

Преимущественно индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок с частичным самообслуживанием

Гастрономические товары составляют не менее 40% всего ассортимента.

Наличие отдела по реализации полуфабрикатов и кулинарных изделий

Специализированные продовольственные магазины

Магазин “Хлеб”, “Овощи- фрукты”, “Рыба”, “Мясо”, “Колбасы”, “Минеральные воды” и т. п.

18

Широкий ассортимент продовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Возможна реализация товаров дистанционным способом

1

2

3

4

5

Специализированные непродовольственные магазины

Магазин “Одежда”, “Обувь”, “Ткани”, “Электротовары”, “Хозяйственные товары”, “Мебель”, “Книги”, “Зоотовары”, “Семена”, “Цветы”, “Природа”, “Мир садовода”, “Охотник”, “Спорт и туризм” и т. п.

18

Широкий ассортимент непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание; продажа товаров по образцам;

индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям

Магазин-салон

18

Ограниченный ассортимент товаров одной группы (например, автомобили, обувь, одежда, цветы и др.)

Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров. Оказание дополнительных услуг покупателям

Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров

Магазин товаров повседневного спроса

60

Ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса

Преимущественно

самообслуживание

Реализация социально значимых товаров потребительской корзины.

Размещение, как правило, в радиусе шаговой доступности. Возможна реализация товаров дистанционным способом

122

1

2

3

4

5

Мини-маркет

40 (но не более 50)

Узкий или ограниченный ассортимент продовольственных товаров, в том числе гастрономические, кондитерские, винно- водочные товары, безалкогольные напитки, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса

Самообслуживание

Неспециализированные магазины с комбинированным ассортиментом товаров

Торговый Дом

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин, женщин и детей (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия и др.); электротовары, предметы мебели, хозтовары и т. п.

Преимущественно самообслуживание; продажа товаров по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Многопрофильное предприятие торговли.

Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям

Товары для дома, для детей,

650

Комбинированный ассортимент това-

Самообслуживание; продажа товаров по

Возможна реализация товаров дистанционным способом.

1

2

3

4

5

для женщин, для мужчин, для молодежи, для новобрачных, для будущих мам, для новорожденных, для полных и т п.

ров для определенного контингента покупателей в соответствии со специализацией магазина

образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок и др.

Оказание дополнительных услуг покупателям

Прочие неспециализированные магазины

Магазин “Продукты”

18

Узкий ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса, в том числе хлеб, кондитерские и гастрономические товары, безалкогольные напитки

Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок с частичным самообслуживанием

Магазин

“Промтовары”

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе одежда, обувь, галантерейные, парфюмернокосметические товары и др.

Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

1

2

3

4

5

Комиссионный

магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе антикварных

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Реализация непродовольственных товаров, в том числе бывших в употреблении, которые принимаются у населения на основании договоров комиссии

Стоковый магазин (магазин “Сток”)

Не нормируется

Ограниченный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание

Реализация морально устаревших непродовольственных товаров

Магазин

“Секонд-хенд”

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание

Реализация бывших в употреблении непродовольственных товаров

Магазин “Дисконт”, “Кеш- энд-керри”, “Дискаунтер”

Не нормируется

Широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Самообслуживание

Реализация товаров с невысоким уровнем наценок

Магазин “Бутик”

18

Ограниченный ассортимент модных непродовольственных товаров (одежда, обувь и др.) или продовольственных товаров редкого спроса(коллекционные вина, фирменный шоколад, кондитерские изделия и др.)

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок

Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров, в том числе по сезонам, коллекциям, брендам и пр.

Оказание дополнительных услуг покупателям

группового размещения, а также ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания.

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям и, в первую очередь, к магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т. д.) с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

Не менее важным является принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общегородского значения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения, или “удобные магазины”, располагаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т. д.) в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины. В таких магазинах покупателям необходимо предоставить максимально широкий выбор как товаров, так и дополнительных услуг.

Магазины в составе торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.

Вдоль автомагистралей, наряду с магазинами, размещают и такие объекты мелкорозничной торговли, как павильоны, киоски и т. п.

Перспективным направлением развития розничной торговли в городах является создание сетей магазинов, включающих в свой состав гипермаркеты, супермаркеты и магазины- дискаунтеры.

При размещении розничных торговых предприятий в сельских поселениях учитывают функциональную значимость каждого населенного пункта и численность населения, проживающего в нем.

Так, в крупных и больших сельских поселениях (с численностью населения свыше 5 тысяч человек и от 1 тысячи до 5 тысяч человек соответственно) розничная торговая сеть может состоять из универсамов, универмагов, специализированных магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, магазинов “Современное домашнее хозяйство”, “Техника”, “Детский мир” и т. д.

В средних сельских поселениях (с численностью населения от 200 человек до 1 тысячи человек) могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: “Продукты”, “Промтовары”, “Товары повседневного спроса”.

В малых сельских поселениях (с численностью населения до 200 человек) при невозможности создания стационарной розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью автомагазинов и других передвижных средств торговли. Кроме того, они могут применяться и при обслуживании мест массовых сельскохозяйственных и иных работ.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что относят к предприятиям розничной торговли? Какими они бывают?
  • 2. Назовите основные признаки, по которым принято классифицировать розничные торговые предприятия.
  • 3. Перечислите основные торговые (коммерческие) и технологические функции розничных торговых предприятий.
  • 4. На какие составные части можно разделить торговотехнологический процесс в магазине?
  • 5. Что такое специализация розничных торговых предприятий, по каким признакам она осуществляется?
  • 6. Что такое типизация розничных торговых предприятий? Назовите основные признаки, определяющие тип розничного торгового предприятия.
  • 7. Дайте характеристику наиболее распространенных типов магазинов.
  • 8. Назовите основные факторы, оказывающие влияние на размещение сети розничных торговых предприятий в городах.
  • 9. Перечислите основные принципы размещения розничной торговой сети в городах.
  • 10. Что положено в основу размещения розничной торговой сети на территории сельских поселений?

Источник: https://studref.com/357857/ekonomika/osnovnye_printsipy_razmescheniya_roznichnyh_torgovyh_predpriyatiy

Scicenter1
Добавить комментарий