11.1 Классификация торговых зданий и сооружений и требования,

Классификация торговых зданий и помещений, основные требования к их устройству

11.1 Классификация торговых зданий и сооружений и требования,

Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по нескольким признакам. Но типу зданиямагазины различаются:

  • · в составе торговых центров;
  • · встроенные;
  • · встроенно-пристроенные;
  • · в специальных отдельно стоящих зданиях.

Магазины, размещаемые в составе торговых монстров, обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной экономии затрат как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается на первых этажах жилых домов, административных зданий (встроенные) или в блоках, пристроенных к многоэтажным жилым домам, где часть помещений магазина находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая площадь — вынесена за пределы первого этажа (встроенно-пристроенные). Эти виды зданий имеют ограниченные габариты (малая ширина и высота, частая сетка колонн), не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования, транспортных средств, загрязненность территории и т.д.). [13, с. 91] Специальные отдельно стоящие зданиявыгодно отличаются от встроенных и встроенно-пристроенных. Они в большей мере обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для любого жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, хозяйственные дворы магазинов изолируются от жилых домов.

По капитальности сооруженияторговые здания делятся на капитальные (магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть).

По особенностям объемно-планировочных решенийторговые здания бывают одно- и многоэтажными, с подвалом или без него.

Современные проекты торговых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривают строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, которые позволяют наиболее эффективно использовать торговые площади, не требуют средств механизации для вертикального перемещения товаров и обеспечивают наилучшие условия для торгово-технологического процесса. [8, с. 201] Вместе с тем для одноэтажных зданий необходима большая территория застройки, что при высоких ставках за аренду земли экономически невыгодно.

В зависимости от материала степ и конструктивных элементов торговые здания могут быть кирпичными, каменными, гипсо-, шлако- и железобетонными.

Типовые проекты наиболее современных магазинов (универсамы, универмаги, дома торговли, торговые центры) предусматривают строительство индустриальными методами из сборных железобетонных конструкций, что значительно ускоряет процесс их строительства и ввода в действие.

По размеру торговых площадейторговые здания делятся на мелкие (до 250 м2), средние (2501000 м2), крупные (10005000 м2), особо крупные (свыше 5000 м2). [11, с. 67]

Эффективность торгово-технологического процесса в магазине во многом зависит от наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей.

Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже (перемеривание тканей, утюжка одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа живой рыбы и т.д.).

Помещения магазина делятся на следующие группы:

  • · торговые помещения, занимающие центральное место в магазине. Их удельный вес может достигать 70% общей площади магазина. К торговым помещениям относятся торговые и демонстрационные залы, столы заказов и упаковки товаров, бюро дополнительных услуг, кафетерии. Данные помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине, поэтому от их удельного веса в общей площади и форм планировки во многом зависят экономические показатели деятельности магазина;
  • · подсобно-оперативные помещениядля приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, кладовые, комплектовочные, фасовочные и др.);
  • · подсобно-вспомогательные помещения, предназначенные для хранения и ремонта оборудования и инвентаря, тары, хранения белья, упаковочных материалов, а также радиоузел, рекламные мастерские и др.;
  • · административно-бытовыепомещения, включающие кабинет директора, помещения для специалистов, столовую (буфет), комнаты отдыха, личной гигиены, санузлы, гардероб, душевые;
  • · технические помещения, предназначенные для размещения котельной, холодильного оборудования, вентиляционных устройств, электрощитовых, телефонных коммутаторов.

Между этими группами помещений должна быть надлежащая взаимосвязь, которая обеспечивала бы рациональную организацию всего технологического процесса.

Например, вспомогательные помещения должны быть хорошо связаны с торговым залом, конторские помещения — с торговым залом и вспомогательными помещениями.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать схеме торгово-технологического процесса. [11, с. 87].

Эффективная работа магазинов, культура торгового обслуживания, рациональная организация торгово-технологического процесса и труда работников во многом зависят от устройства, проектирования, планировки магазинов.

При их строительстве должны применяться современные проекты и индустриальные методы строительства с использованием новейших конструкций и отделочных материалов, внедряться совершенные системы вентиляции и кондиционирования воздуха. [6, с.

 101] Устройство и планировка магазина должны отвечать целому ряду требований.

Технологические требованияпредусматривают прежде всего беспрепятственное движение покупательских потоков, выделение помещений или зон в соответствии со стадиями технологического процесса, отсутствие перекрещивающихся покупательских потоков и обеспечение наикратчайших путей движения товаров. Исходя из этого требования, в магазине выделяется главная зона — торговая, на долю которой должно приходиться 50-80% всей полезной площади торгового предприятия. Соответствие торговых зданий техническим требованиям означает также и применение современных средств торговой и вычислительной техники.

Эргономические требованиясводятся к повышению производительности труда торговых работников за счет применения современных средств механизации и автоматизации торговых процессов и создания комфортных условий для работников магазинов (соответствующие температура, освещенность, акустика). Выполнение этих требований связано с выделением отдельных помещений бытового характера (душевых, моечных, комнат отдыха и др.).

Строительные требованияпредполагают применение современных индустриальных методов при строительстве торговых зданий, использование отделочных материалов заводского изготовления (панели, щиты, плиты) из новых, экономичных и гигиеничных материалов (пластмассы, керамика, мраморная крошка, пеностекло и др.). Строительство должно предполагать необходимую прочность, устойчивость и долговечность здания, торговые здания — легко реконструироваться.

Архитектурные требованиясводятся к оформлению внешнего (экстерьер) и внутреннего (интерьер) вида магазинов.

Архитектурное решение фасада магазина должно обеспечивать максимальную обозримость интерьера торгового зала с улицы, быть лаконичным и выразительным.

Необходимо, чтобы наружные витрины, вывески и другие рекламные средства были броскими и максимально наглядными. Фасад магазина должен выгодно отличаться от других зданий и соответствовать архитектурному ансамблю города.

Экономические требованиязаключаются в том, что торгово-технологический процесс должен осуществляться с наименьшими затратами труда и средств. Торговые здания с экономической точки зрения должны быть дешевыми, оснащенными удобным и недорогим оборудованием. При этом сроки окупаемости капитальных вложений предусматриваются минимальными.

Санитарно-гигиенические требованияопределяют общие условия работы торгового персонала, комфортность для покупателей и соблюдение режимов хранения товаров с целью сохранения их качества и снижения потерь. В этом отношении магазины должны быть оборудованы современными средствами вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.

Требования к благоустройствуприлегающей территории: зона для покупателей (площадки для отдыха, подходы к магазину, автостоянки для индивидуального транспорта и др.) и зоны хозяйственного назначения (хозпостройки, навесы для тары, подъезды к местам разгрузки товаров) должны быть разграничены с тем, чтобы покупательские и товарные потоки не пересекались.

Источник: https://studwood.ru/2133591/marketing/klassifikatsiya_torgovyh_zdaniy_pomescheniy_osnovnye_trebovaniya_ustroystvu

Классификация торговых зданий

11.1 Классификация торговых зданий и сооружений и требования,

Для размещения магазинов используют здания и сооружения, которые классифицируются по следующим основным признакам:

— месту расположения;

— капитальности;

— материалу стен и конструктивных элементов;

— этажности;

— функциональному назначению;

— конструктивным особенностям.

По месту расположения магазины делятся на отдельно стоящие, отдельно-стоящие совмещенного типа, встроенные, встроено-пристроенные.

Наиболее эффективными являются отдельно стоящие торговые здания.

Их располагают в местах, удобных для населения, на специально отведенных площадках, на площадях, перекрестках дорог, у транспортных остановок.

Архитектурно-планировочные решения этих зданий могут максимально учитывать требования, предъявляемые к современным магазинам, необходимость создания условий для внедрения новых технологий.

Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры. Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации.

Кроме магазинов, они включают предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения.

К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий (например, пекарня и хлебный магазин, колбасный цех и магазин колбасных изделий, швейная мастерская и магазин по продаже готового платья и т.д.). С развитием индивидуального предпринимательства такое совмещение становится весьма эффективным. Особое место среди торговых зданий занимают магазины-склады, которые включают комплекс различных сооружений в зависимости от его назначения.

Встроенные магазины располагаются на первых этажах жилых зданий. Их достоинство заключается в том, что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближены к покупателю.

Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затруднены погрузочно-разгрузочные работы, порожняя тара, мусор захламляют двор, шум механизмов, автомашин, прибывающих с грузом, мешает жителям.

Встроено-пристроенные помещения магазинов бывают двух типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.

По капитальности торговые здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины. При их сооружении объем строительных работ достаточно большой, расходуется значительное количество строительных материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства.

Сооружения облегченного типа предназначены для мелкорозничной торговой сети: ларьков, палаток, киосков, павильонов. Они требуют меньше материальных и денежных затрат, сроки их строительства небольшие.

Кроме того, они легко собираются и разбираются и быстро могут перемещаться в нужное место. Однако они менее удобны для организации технологического процесса.

Условия труда в них хуже, чем в магазинах, более узкий ассортимент товаров, меньше удобств для покупателей.

В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания делятся на кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные.

Каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные и железобетонные здания по степени огнестойкости относятся к несгораемым и трудносгораемым, а деревянные – к сгораемым.

По этажности торговые здания могут быть одно- и многоэтажные (двух- и более).

.Большинство магазинов потребительской кооперации – одноэтажные. Это объясняется тем, что они сравнительно небольшие, организация технологического процесса в одном уровне экономичнее, площади таких магазинов используются более эффективно.

В более крупных городах, особенно в центральной их части, где плотная застройка и трудности с земельными участками, возникает необходимость в строительстве многоэтажных магазинов.

С точки зрения архитектуры они выглядят более привлекательно, и вместе с другими общественными зданиями формируют облик города.

По функциональному назначению и конструктивным особенностям торговые здания подразделяются на универсальные и специальные.

В торговых зданиях универсального назначения имеются условия для организации торговли различными товарными группами. Специальные торговые здания необходимы для торговли особыми видами товаров (например, магазины-салоны для торговли мебелью, бытовой техникой, магазины-склады, магазины-заготпункты).

Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Технологические требования предусматривают возможность рациональной организации торгово-технологического процесса с применением современной техники и новейших технологий. С учетом технологических требований определяют состав помещений магазина, их взаимосвязь, размещение, движение грузовых и покупательских потоков. Здание должно легко поддаваться реконструкции.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, возможность возведения его индустриальным методом, выразительный архитектурный облик.

Архитектура зданий должна быть увязана с общей композицией застройки.

Цветовое и художественное решения всех элементов магазина должны сочетаться и способствовать главному функциональному назначению магазина – наилучшим образом показать товар и создать максимум комфорта покупателю.

Экономические требования предусматривают оптимизацию всех видов ресурсов как в процессе строительства, так и в эксплуатации.

Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Эти устройства необходимы не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.

Особые требования предъявляются к устройству прилегающих к магазину зон. Выделяются зоны для покупателей и хозяйственные. Зона для покупателей имеет площадки для отдыха, тротуары для подхода к павильонам, киоскам, торговым автоматам, витринам и другим средствам рекламы, а также стоянки для парковки индивидуального транспорта.

Хозяйственная зона необходима для подъезда и разгрузки автомашин с товаром, хозяйственных построек, навесов для тары и т.д.

Зоны для покупателей и хозяйственная должны быть четко разграничены и разделены линией озеленения либо ограждением, потоки грузовые и покупательские не должны пересекаться.

Выделенные автостоянки имеют специальные нормативы, которые будут увеличиваться по мере возрастания количества покупателей-автомобилистов.

Предусматриваются благоустройство зоны и возможность ее расширения в перспективе.

2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов

Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

— не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

— использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

— способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

— обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

— выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

— организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны – торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.

Проекты магазинов должны соответствовать:

— прогрессивным направлениям развития отрасли;

— функциональным требованиям организации движения товаров в магазине от разгрузки до продажи потребителю;

— градостроительным условиям размещения (объемно-архитектурное решение);

— требованиям по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;

— экономичности проектного решения.

При проектировании магазинов следует учитывать прогрессивные направления развития отрасли, которые оказывают влияние на планировочную структуру здания. К ним относятся:

— развитие системы прямых хозяйственных связей и взаимоотношений с предприятиями-изготовителями;

— широкое использование централизованной доставки товаров, в том числе и в таре-оборудовании;

— поступление товаров, максимально подготовленных к продаже;

— организация ритмичной доставки товаров в соответствии с потребностями магазина как по объему, так и по частоте и др.

Перечисленные факторы определяют величину и структуру площадей магазина, их размещение.

Одним из главных требований к магазинам, обеспечивающим повышение их эффективности, является создание конкурентоспособных торговых предприятий, обладающих следующими признаками:

— широким ассортиментом товаров;

— наличием прогрессивных технологий при продаже товаров и обслуживании покупателей;

— высоким уровнем рекламно-информационного обеспечения магазина;

— высокой культурой обслуживания, обеспечивающей максимум удобств для покупателей;

— оптимальным режимом работы;

— широким предложением дополнительным услуг;

— грамотной ценовой политикой;

— минимальными издержками потребления.

Планировочная структура магазина. Объемно-планировочные и конструктивные решения магазинов должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.

Планировочная структура магазина должна определяться системой движения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем.

Для решения этой задачи необходимо:

— помещения для хранения и продажи одноименных товаров размещать на одном уровне (этаже);

— предусматривать кратчайшие пути между разгрузочными площадками, помещениями для приемки, хранения и торговым залом в последовательности, определяемой технологией выполняемых операций;

— вспомогательные, подсобные и административно-бытовые помещения размещать в стороне от основных направлений движения товаров;

— не допускать пересечения направлений товародвижения с потоками покупателей;

— обеспечить гибкую планировку, позволяющую в процессе эксплуатации передвигать перегородки внутри здания с учетом изменений в технологическом процессе магазина, переспециализации отделов, внедрения средств механизации.

Более рациональной является планировочная структура с укрепленной сеткой колонн, позволяющей более рационально размещать и использовать торгово-технологическое оборудование и выбирать направления движения грузовых и покупательских потоков.

Отсутствие внутри здания большого количества капитальных перегородок будет способствовать перепланировке магазина, увеличению торговой площади за счет неторговых помещений без больших затрат.

Увеличение площади магазина может быть достигнуто за счет пристройки к нему необходимых помещений вместо строительства нового объекта, что будет, с экономической точки зрения, более целесообразным.

Планировочная структура магазина должна обеспечить последовательность технологического процесса, максимальные удобства для покупателей и персонала, их функциональную взаимосвязь (рисунок 1).

Рисунок 1 – Функциональная взаимосвязь помещений

В соответствии с технологическим процессом рекомендуется:

— разгрузку товаров осуществлять на разгрузочной площадке или на площади для приемки товаров, к которым должны примыкать кладовые для их хранения;

— кладовые для хранения товаров связать с помещениями для их подготовки к продаже, фасовке, если того требует технология;

— помещения для хранения и подготовки соответствующего товара максимально приблизить к местам их продажи;

— помещения для хранения порожней тары разместить рядом с погрузочной площадкой.

Все помещения, в которых размещаются товары, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их сохранность.

Архитектурно-планировочные условия требуют соблюдения некоторых рекомендаций. В первую очередь важно обеспечить рациональное использование участка застройки, увязать с общей композицией застройки, придать ему выразительность и привлекательность, выделить как общественное здание.

Учитывая, что это торговый объект, необходимо определить площадь световых проемов торговых залов и других помещений магазина на основе расчета необходимой естественной освещенности, создания условий сохранности товаров от воздействия солнечных лучей, оформить интерьер магазина, предусмотрев остекленные фа сады, рекламные элементы (постоянные и периодически сменяемые), выносные витрины, а также «маркизы» и другие устройства, защищающие от прямых солнечных лучей.

Конструктивные требования к магазинам должны основываться на применении наиболее эффективных типов унифицированных конструкций с максимальной заводской готовностью. Это ускоряет процесс строительства, дает возможность механизировать его и снижает стоимость.

Сетку колонн в торговых залах магазинов применяют 6х6, 9х6, 6х12, 12х12 м, безколонное решение. Более эффективно использование большепролетный конструкций с тем, чтобы колонные не мешали рациональной организации технологического процесса.

Особые требования предъявляются к материалам внутренней отделки магазинов. Они не должны быть источником пыли и местом ее скопления. Их качество должно обеспечить возможность влажной уборки помещений, ежедневного мытья панелей и полов горячей водой с применением моющих средств.

Отделочные материалы, покрытия пола и панелей стен в помещениях для приема и хранения товаров, в разгрузочных, в душевых, в камерах для мусора должны допускать мытье с однопроцентным раствором хлорной извести.

Полы в торговых залах следует предусматривать из твердых материалов (мозаичные, из керамических плит и др.) с учетом обеспечения использования напольного транспорта и нормальных условий труда продавцов.

Требования к рекламно-информационному оформлению магазинов. Рекламно-информационное оформление магазина включает различные художественно-графические средства, используемые в различных зонах магазина и на прилегающей к нему территории.

Зона наружной информации включает вывеску с режимом работы и витринно-выставочную рекламу. Вывеска магазина должна включать фирменный блок (эмблему, знак), текстовое его название, соответствующее типу магазина, информацию о принадлежности магазина.

Витрины магазина должны быть оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание покупателя, представить ему срез ассортимента магазина, обеспечить просмотр торгового зала через них.

Важным элементом оформления экстерьера магазина является планировка прилегающей к нему территории.

Художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:

— создание оптимальных пропорций здания, его архитектурного облика;

— рациональное размещение оборудования, использование рекламных средств, отделочных материалов;

— цветовое и световое решение.

Внутримагазинная реклама содержит указатели размещения товарных отделов, знаки-символы входа-выхода, улов расчета, информацию о товарах, дополнительных услугах, правилах отбора и расчета.

Войдя в торговый зал, покупатель должен получить максимальную информацию о размещении товаров и выбрать наиболее рациональный маршрут своего движения.

Внутримагазинная реклама призвана побуждать покупателя к приобретению товара, совершению импульсных покупок. Для композиционной выразительности используются фризы, различные планшеты, специальные стенды, графические символы, шрифты, декоративные элементы.

При оформлении торгового зала следует соблюдать следующие принципы: обеспечить оптимальные условия для показа товаров.

На первом плане должен быть товар, а все рекламные элементы призваны способствовать его наилучшему показу, подчеркивать его потребите6льские качества.

Эту роль могут выполнить так называемые рекламные ценники, которые отличаются от обычных большим форматом, яркостью оформления, наличием дополнительной информации о свойствах, качестве и назначении товара.

Качество интерьера торгового зала определяется тем, насколько полно соблюдены при проектировании следующие требования:

— создание оптимальных пропорций помещений, расстановка оборудования с учетом положения колонн, лестниц, пандусов, основных проходов;

— расположение витрин и других средств рекламы.

— отделка потолков, стен, колонн, полов;

— цветовое решение внутренней отделки помещений;

— решение системы освещения, размещение светильников, подсветов;

— устройство подвесных потолков, оформительских декоративных элементов.

Проектируя интерьер торгового зала, следует иметь в виду главную задачу – создание оптимальных условий для показа товаров, где ничто не должно отвлекать покупателя от них.

Характер отделки интерьера магазина зависит от товарной специфики и размера торгового зала.

Отделку пола рекомендуется выполнить в одном тоне, геометрически нейтральноым рисунком, позволяющим передвигать торговое оборудование, не нарушая композиционного решения отделки.

Подвесные потолки предусматриваются в крупных универсальных магазинах. Они выполняют декоративные, акустические и осветительные функции.

В интерьерах торговых залов следует широко использовать легко изменяемые средства рекламы в соответствии с требованиями времени.

В интерьерах предусматривается использование рекламы, информирующей о наличии товаров, расположении отделов, дополнительных услугах, а также различных торговых знаков, эмблем и т.д.

В витринах, размещаемых внутри магазина, следует создавать преимущественно постоянно сменяемые композиции. В отдельно стоящих витринах, расположенных перед фасадом торгового здания, экспозиция должны характеризовать назначение предприятия, его профиль. Она, как правило, меняется редко.

В целях создания оптимальных условий для обозрения экспозиции в витринах следует предусмотреть специальное освещение и свободные подходы.

Классификация торговых зданий

Признак классификации Классификационные группировки
1. Место расположения 1) отдельно стоящие – располагают в местах, удобных для населения, на специально отведенных площадках, на площадях, перекрестках дорог, у транспортных остановок; 2) отдельно стоящие здания совмещенного типа – торговые комплексы или торговые центры (включают кроме магазинов, предприятия питания и бытового обслуживания); здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий; 3) встроенные магазины – располагаются на первых этажа зданий; 4) встроено-пристроенные магазины — торговый зал вынесен за пределы жилого дома (с фасада или с торца жилого дома)
2. По капитальности 1) капитальные – магазины; 2) облегченного типа – предназначены для мелкорозничной торговой сети (ларьки, палатки, киоски, павильоны)
3. В зависимости от материала стен и конструктивных элементов 1) кирпичные; 2) блочные; 3) крупнопанельные; 4) железобетонные; 5) деревянные (каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные и железобетонные здания по степени огнестойкости – несгораемые и трудносгораемые; деревянные — сгораемые)
4. По этажности 1) одноэтажные; 2) многоэтажные (двух- и более)
5. По функциональному назначению и конструктивным особенностям 1) универсальные – торгующие различными товарами товарных групп; 2) специальные – для торговли особыми видами товаров (магазины-салоны для торговли мебелью, бытовой техникой, магазины склады и т.п.)

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 14510; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-42101.html

Министерство образования и науки Российской Федерации (стр. 17 )

11.1 Классификация торговых зданий и сооружений и требования,

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты. Они представляют собой магазины самообслуживания с очень большой торговой площадью (не менее 5000  м2).

В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольст­венных товаров.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов-дискаунтов, основная зада­ча которых — продажа товаров по более низким ценам за счет уменьшения расходов, связанных с об­служиванием товаров (их хранением, подготовкой к продаже и т. п.). Этому способствует:

  • сокращение числа посредников;
  • преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью;
  • применение самообслуживания;
  • использование специальных стеллажей, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре.

10.3  ОСНОВНЫЕ

РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРИНЦИПЫ  РАЗМЕЩЕНИЯ

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние на ее размещение оказывают тип населенного пункта и численность жителей. Так, при размещении ма­газинов в городах следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и эконо­мических факторов.

К градостроительным факторам следует отнести площадь города, зонирование его территории, численность и плотность населения, размещение административных, культурных и спортивных цен­тров.

Транспортные факторы включают направления и интенсивность основных потоков движения об­щественного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относятся необходимость достижения высокого качества торгового об­служивания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной торговли.

Обеспечение оптимального уровня доходности розничной торговой сети, возмещение затрат на ее строительство и эксплуатацию составляют основу экономических факторов размещения предприятий розничной торговли.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат прин­ципы равномерности и группового размещения, а также ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания.

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, к так называемым удобным мага­зинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживаюшим в основном постоянный контин­гент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т.д.) с целью удовлетво­рения комплексного спроса.

Не менее важным является принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслу­живания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общего­родского значения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль автомаги­стралей.

Магазины местного значения, или «удобные магазины» располагаются в жилой зоне города в преде­лах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, по­этому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины.

Магазины в составе торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассор­тимент. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.

Перспективным направлением развития розничной торговли в городах является создание сетей ма­газинов, включающих в свой состав супермаркеты, гипермаркеты и магазины-дискаунты.

В районных центрах в зависимости от численности населения розничная торговая сеть может быть представлена универсамами, универмагами, специализированными магазинами, магазинами «Совре­менное домашнее хозяйство», «Техника», Детский мир» и т.д.

В рядовых селах с учетом численности жителей могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: «Продтовары», «Промтовары», «Товары повседневного спроса».

При невозможности создания стационарной розничной торговой сети обслуживание должно осуще­ствляться с помощью передвижной сети — автомагазинов и других передвижных средств торговли.

Контрольные вопросы и задания

    1. Назовите основные признаки, по которым принято классифицировать розничные торговые предприятия.
    2. Дайте характеристику розничных торговых предприятий по их видам и особенностям устройст­ва.
    3. Перечислите основные торговые (коммерческие) и технологические функции розничных торго­вых предприятий.
    4. На какие составные части можно разделить торгово-технологический процесс в магазине?

    1. Что такое специализация розничных торговых предприятий, по каким признакам она осуществляется?
    2. Что такое типизация розничных торговых предприятий?
    3. Дайте характеристику наиболее распространенных типов магазинов.
    4. Назовите основные факторы, оказывающие влияние на размещение сети розничных торговых предприятий в городах.
    5. Перечислите принципы размещения розничной торговой сети в городах.
    6. Что положено в основу размещения розничной торговой сети на территории сельского админи­стративного района?

11.1 Классификация торговых зданий и сооружений и требования, предъявляемые к ним

Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются:

  • капитальность сооружения;
  • особенности объемно-планировочного решения;
  • материал наружных стен.

По капитальности все торговые здания и сооружения делятся на два вида — капитальные (предна­значенные для размещения магазинов) и облегченные (для устройства мелкорозничных торговых пред­приятий).

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть от­дельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с подземными этажами или без них.

Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не все­гда возможно, особенно в районах с плотной застройкой.

По материалу наружных стен торговые здания подразделяют на каменные, кирпичные, шлако­блочные, железобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов в настоящее время наиболее часто используют сборные железобетон­ные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных мате­риалов.

Все большее распространение получает и строительство павильонов, представляющих собой быст- ровозводимые  конструкции,  изготовленные

из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов.

Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-техническим требованиям.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, при котором обеспечивается рациональная организация торгово-техноло-гического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов про­дажи товаров.

Архитектурно-строительными требованиями предусматриваются прочность конструкции здания, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитекту­ры здания композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требованиями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и эксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основных строитель­ных материалов на единицу торговой площади или объема здания, применение унифицированных дета­лей.

Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения. Соблюдение этих требований положительно ска­зывается на работе персонала, способствует повышению качества обслуживания покупателей.

11.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина

Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:

  1. торговые;
  2. для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  3. подсобные;
  4. административно-бытовые;
  5. технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. К таким помещениям относятся:

  • торговые залы магазинов;
  • отдел заказов;
  • зал кафетерия;
  • помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупате­лей, помещения для раскроя тканей и др.).

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значе­ние для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу вхо­дят следующие помещения:

  • разгрузочные;
  • приемочные;
  • кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов.

Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оп­тимальные условия для его работы. К ним относятся:

  • помещения для хранения контейнеров и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодеж­ды, уборочного инвентаря и моющих средств;
  • помещения для приема стеклянной тары от населения;
  • моечные;
  • мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;
  • рекламно-декорационные мастерские;
  • экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят:

Источник: https://pandia.ru/text/81/476/93696-17.php

Scicenter1
Добавить комментарий