11.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина: Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие

Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь

11.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина:  Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие

ТЕМА УСТРОЙСТВО, ПЛАНИРОВКА, ОБОРУДОВАНИЕ ТОРГОВОГО ЗАЛА

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на следующие группы:

торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.).

Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине.

Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы;

помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.). Прием товаров осуществляется через разгрузочную площадку.

Это могут быть открытые рампы или рампы, расположенные в закрытых помещениях. Высота разгрузочных площадок должна быть равна высоте кузова автомобиля или иметь уравнительные площадки.

Площадь кладовых для хранения товаров предусматривается в соответствии с нормами для каждой товарной группы с учетом ее особенностей, применяемых средств механизации и сроков хранения. Размеры помещений для подготовки товаров к продаже также устанавливаются в соответствии с СНиП.

Эти помещения должны иметь хорошую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к продаже должны оснащаться приспособлениями для фасовки, нарезки, этикетирования товаров, а также другими устройствами в зависимости от характера подготовительных операций;

подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды, коридоры, тамбуры, вестибюли и др.).

Помещения для хранения тары обменного фонда должны примыкать к разгрузочной платформе и располагаться на минимальном расстоянии от торгового зала, с тем чтобы пути перемещения освобождающейся тары для последующего вывода ее из магазина были минимальными;

административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и.д.). Их целесообразно проектировать отдельным блоком, изолируя от производственных помещений, так как у них иное функциональное назначение;

технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок, электрощитовая и др.). Необходимо соблюдать правила ТБ, а также допустимые нормы по организации труда (шум, загрязнение воздуха и т.д.);

площадь связи (проходы, проезды), на их долю, как правило, приходится 15-20 % общей площади магазина. Должны обеспечить пожарную безопасность, возможность эвакуации, рациональную организацию технологического процесса, комфортность при отборке и покупке товаров.

Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

• торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

• проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

• помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

• расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Источник: https://studopedia.su/2_48630_sostav-pomeshcheniy-magazina-ih-planirovka-i-vzaimosvyaz.html

Состав и взаимосвязь помещений магазина

11.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина:  Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие

Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:

1) торговые;

2) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

3) подсобные;

4) административно-бытовые;

5) технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процес-са в магазине и экономические показатели его деятельности.

К таким помещениям относятся:

• торговые залы магазинов;

• отдел заказов;

• зал кафетерия;

• помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).

Состав и размеры площадей неторговых помещений определяются в соответствии со строительными нормами и правилами в зависимости от величины магазина (торговой площади) и его специализации (типа).

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу входят следующие помещения:

• разгрузочные;

• приемочные;

• кладовые (в том числе охлаждаемые камеры);

• для подготовки товаров к продаже;

• кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов;

• вспомогательные помещения кафетерия.

Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:

• помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;

• помещения для приема стеклянной тары от населения;

• моечные

• камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов;

• мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;

• рекламно-декорационные мастерские;

• экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят:

• помещения аппарата управления;

• комната персонала;

• предприятия питания для персонала (столовая, буфет);

• помещения для приема пищи;

• главная касса;

• гардеробные;

• душевые и др.

Состав технических помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:

• машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;

• вентиляционные камеры;

• электрощитовую;

• котельную;

• тепловой узел;

• камеру кондиционирования воздуха;

• радиоузел;

• телефонные коммутаторы и др.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина (рис. 8) должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей.

Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла 6ы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Рис. 8. Планировка помещений универсама:

1 — торговый зал; 2- отдел заказов; 3 — кафетерий; 4 — кладовая продовольственных товаров; 5 — охлаждаемые камеры; 6 – кладовые непродовольственных товаров; 7 — помещение для хранения тары; 8 — административно-бытовые помещения; 9 — разгрузочная; 10, 11 — технические помещения

Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

• разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

• помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если то-вары поступают в таре-оборудовании;

• помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;

• помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

• административно-бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;

• взаимное расположение административно- бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обе-спечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);

• помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

§ 3. Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговый зал — часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:

• обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

• создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;

• удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

• эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

• обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;

• создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вы тянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6 х 6, 6 х 9, 6 х 12 м, но она может быть увеличена до 18, 24 м и более.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

В магазине с отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить:

• на установочную площадь;

• площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

• площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

• площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле

Где — коэффициент установочной площади;

— установочная площадь магазина,

— площадь торгового зала, м2.

В магазинах самообслуживания оптимальным является значение коэффициента равное 0,27-0,33, т. е. под установочную площадь обычно отводится примерно 30% о всей площади торгового зала.

Если значение коэффициента установочной площади ниже, то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования.

Если же значение коэффициента завышено, то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:

где — коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

— экспозиционная площадь магазина, м2;

— площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7-0,75.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т. Д

Часть площади торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов в каждом конкретном магазине зависит от его торговой площади (чем больше магазин, тем шире проходы между оборудованием), применяемых средств механизации и интенсивности ниже, контрольно-кассовым узлом.

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а так-же площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15%о площади торгового зала.

При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира должно приходиться до 100 м2 площади торгового зала, а в непродовольственных — до 160 м2.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров методом самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную покупку с расчетом в едином контрольно-кассовом узле, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки (рис. 9):

• продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;

• поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

• комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.

Рис. 9. Варианты линейной планировки торгового зала: 1 — продольная; 2 — поперечная; 3- комбинированная

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине торгового зала целесообразно использовать попе-речную или комбинированную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т. п.).

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.



Источник: https://infopedia.su/9xbbb.html

9.1 Классификация торговых зданийи сооружений и требования, предъявляемые к ним

Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания исооружения, являются:

— капитальностьсооружения;

— особенностиобъемно-планировочного решения;

— материалнаружных стен.

1.Покапитальностивсе торговые здания и сооружения делятся на два вида: 

1) капитальные (предназначенные для размещениямагазинов)

2) облегченные (для устройства мелкорозничных торговыхпредприятий).

2.Взависимости от особенностей объемно-планировочного решенияторговые здания могут быть отдельностоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующимиторговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, сподземными этажами или без них.

Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземныхэтажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройствалестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и дляпокупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегдавозможно, особенно в районах с плотной застройкой.

3.Поматериалу наружных стенторговые зданияподразделяют на каменные, кирпичные,шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов в настоящее время наиболее частоиспользуют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущиминаружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение получает и строительство павильонов,представляющих собой быстровозводимые конструкции, изготовленные изпрофилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичныхматериалов.

Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным,экономическим и санитарно-техническим требованиям.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, прикотором обеспечивается рациональная организация торгово-технологическогопроцесса, предусматривающая возможность комплексной механизациипогрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажитоваров.

Архитектурно-строительными требованиями предусматриваются прочностьконструкции здания, использование при строительстве готовых элементовзаводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции ужеимеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаровдля пешеходов.

В соответствии с экономическимитребованиями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство иэксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основныхстроительных материалов на единицу торговой площади или объема здания,применение унифицированных деталей.

Санитарно-технические требования определяют устройство системтеплоснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения.Соблюдение этих требований положительно сказывается на работе персонала,способствует повышению качества обслуживания покупателей.

9.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина

Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующиеосновные группы:

1. торговые;

2. для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

3. подсобные;

4. административно-бытовые;

5. технические.

1.Торговые помещенияявляются основными в магазине. К таким помещениямотносятся:

1) торговые залы магазинов;

2) отдел заказов;

3) зал кафетерия;

4) помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей(места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей и др.).

2.Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение дляобеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В этугруппу входят следующие помещения:

1) разгрузочные;

2) приемочные;

3) кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов.

3.Подсобные помещениявыполняют вспомогательную функцию вмагазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К нимотносятся:

1) помещения для хранения контейнеров и тары, упаковочныхматериалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;

2) помещения для приема стеклянной тары от населения;

3) моечные;

4) мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;

5) рекламно-декорационные мастерские;

6) экспедиции по доставке товаров на дом и др.

4. В группу административно-бытовых помещений входят:

1) помещения аппарата управления;

2) комната персонала;

3) помещения для приема пищи;

4) главная касса;

5) гардеробные;

6) душевые и др.

5. Состав технических помещенийзависитот климатического района, в котором расположен магазин, а также уровнямеханизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещениявключают в себя:

1) машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;

2) вентиляционные камеры;

3) электрощитовую;

4) котельную;

5) тепловой узел;

6) камеру кондиционирования воздуха;

7) радиоузел.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должнобыть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь,способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечениядвижения потоков товаров и покупателей.

Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазинанеобходимо соблюдать следующие основныетребования:

1) разгрузочные(платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

2) помещения для приемкиследует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними ипомещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товарыпоступают в таре-оборудовании;

3) помещения для хранениятоваров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близостиот помещений для подготовки товаров к продаже;

4) помещения для хранениятоваров и подготовки их к продаже должны быть связаны с соответствующимиотделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

5) служебные и бытовыепомещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связьмежду этой группой помещений и другими помещениями;

6) взаимное расположение служебныхи бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспеченасвязь между помещениями для отдыха и приема пищи).

9.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговыйзал часть торговойплощади, на которой осуществляется продажа товаров. Устройствои планировка торгового зала должны разрабатываться с учетом следующихтребований:

1) обеспечения рациональнойорганизации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

2) создания условий для механизациитрудоемких процессов;

3) удобного для покупателей размещениявходов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

4) эффективногоиспользования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

5) обеспечения рациональногоразмещения и максимальной видимостивыложенных товаров;

6) создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольнойконфигурации с пропорциями сторон от 1 :1 до 1 : 3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальныеусловия для организации продажи товаров такими современными методами, каксамообслуживание, продажа товаров по образцам.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях,имеют пропорции близкие к квадрату (1 :1; 1 : 1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точкизрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форматорговых залов (1 : 10 и более)встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость делениязала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей,которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торговогооборудования и расположения контрольно-кассового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа в которыхпроисходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточитьпокупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выходсовмещены и расположены, как правило, у правогоугла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

Следовательно,эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы имбыл обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможностине пересекались.

Однако не следует жестко направлять покупательские потоки поединым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративногооборудования и др. Покупателю необходимо предоставлять свободу в выборемаршрута движения в торговом зале.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

1) установочную площадь;

2) площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

3) площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

4) площадь контрольно-кассового узла.

1)Установочная площадьвключает в себя площадь, занятую торговымоборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами(холодильниками, стиральными машинами и т.п.

), размещенными в торговом зале, атакже площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Вмагазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно30 % всей площади торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади,который рассчитывают по формуле:

Ку = Sy/ Sт.з ,

где   Ку коэффициентустановочной площади;

Sy –установочная площадь магазина, м2;

Sт.з –площадь торгового зала, м2.

Оптимальное значение этого коэффициента должносоставлять 0,2-0,32.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-занебольшого количества оборудования.

Если же значение коэффициента завышено(более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, посколькунедостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будетпрепятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться взависимости от размера магазина (чембольше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) иот его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади подустановку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использоватьее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования,имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционнаяплощадьисчисляется как сумма площадей всехгоризонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладкитоваров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площадиотносится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаровхарактеризует коэффициент экспозиционнойплощади. Его рассчитывают по следующей формуле:

Кэксп = Sэксп / Sт.з ,

где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торговогозала;

Sэксп –экспозиционная площадь магазина, м2;

Sт.з –площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладкиоборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торговогозала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет примененияостровных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшениюобозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднитьотбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализациимагазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки иподобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритнымитоварами, и т.д.

В зависимости от размера площади торговогозала и форм товарной специализации рекомендуются следующие примерные показателикоэффициентов установочной и демонстрационной площади для магазинов розничнойторговли.

Таблица. Показатели коэффициентов установочной идемонстрационной площади в магазинах

Площадь, м2

Коэффициент установочной площади

Коэффициент демонстрационной площади

Продовольственных товаров

одежды

обуви

галантереи

Товары для детей, молодежи, женщин, мужчин

До 100

0, 32

0, 76

0, 66

0, 80

0, 90

0, 75

101-150

0, 31

0, 75

0, 63

0, 76

0, 88

0, 74

251-650

0, 30

0, 73

0, 60

0, 73

0, 85

0, 72

651-1500

0, 29

0, 72

0, 57

0, 70

0, 80

0, 70

свыше 1500

0, 27

0, 70

0, 68

в среднем

0, 30

0, 75

0, 60

0, 74

0, 86

0, 70

Сопоставление рекомендуемых и фактическидостигнутых значений коэффициентов установочной и демонстрационной площадипозволяет оценить эффективность технологической планировки торгового заламагазина и при необходимости разработать мероприятия по ее совершенствованию.

Отношение торговой площади к общей:

К = Sm / So,

где Sm – торговая площадь;

So – общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую частьобщей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этогокоэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

Можно сказать, что расширенноерассматривание содержания торгово-технологических процессов и технико-экономическихпоказателей зданий магазинов, предполагает практически одинаковый расчетпоказателей и предлагает оптимальное значение показателей, которое составляет 0,3.

Можно сделать вывод, что торговая площадьмагазинов должна быть занята установленным торговым оборудованием на 30%, а 70% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, дляразмещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижениятоваров.

В зарубежной практике торгового бизнесанаиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазинаравное соответственно 70/30 (в процентах), что обусловлено функциями розничногозвена – реализация товара и обслуживание покупателей.

2) Для свободного перемещения товаров ипокупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы.

Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительныминормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине сучетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока.

Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличиемагистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов.

3) В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания,выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала.

Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочегоместа.

Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торговогооборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширинупрохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

4) Специально оборудованная часть площади торгового зала,предназначенная для расчетов с покупателями в зонах самообслуживания магазинов,в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины,называется контрольно-кассовым узлом.

Площадьконтрольно-кассового узла включаетв себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столамидля упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборкитоваров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должнапревышать 15 % площади торгового зала. При этом количество рабочих местконтролеров-кассиров определяют, исходя из специализации магазина и площади еготоргового зала.

При составлении технологической планировки торгового зала большоезначение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильногоразмещения и применения торгового оборудования.

►В зависимости от размеров и конфигурацииторгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяютлинейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболеерациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановкаоборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий,расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом частьоборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки)устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностьюиспользовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направлениядвижения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Онаобеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможностьсамостоятельного отбора товаров всеми покупателями, позволяет совершитькомплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки:

1) продольную – линииоборудования выстроены вдоль торгового зала;

2) поперечную –оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

3) комбинированную,сочетающую в себе продольную и поперечную планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговый залмагазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине целесообразноиспользовать поперечную или комбинированную планировки.

Боксоваяпланировкапредставляет собой разбивку всей площадиторгового зала на отделы (боксы).

При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делаеттакую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплекснуюпокупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетныеоперации приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка часто применяется в крупных магазинах илимагазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговыхзалов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментомнепродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки(обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.п.).

Выставочнаяпланировка применяется вмагазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев,телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках,стеллажах, манекенах.

Смешаннаяпланировкаторгового зала сочетает в себе различныевиды планировок.

Структураплощадей различных видов помещений зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров,определяющих соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательныхторгово-технологических процессов.

В магазинах с индивидуальным обслуживаниемпокупателей удельный вес торговойплощади в общей площади магазина колеблется в пределах 45-46%, то в магазинах самообслуживания он возрастает до 55-65%, а в магазинах реализующихтовары по образцам и каталогам — до 65-75%.Кроме того, специалисты по торговле обращают внимания на то, что существенноевлияние на структуру площадей оказывает форма товарной специализации магазинов,это можно проследить по данным таблицы.

Рассматривая рекомендации, изложенные втаблице, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структураплощадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методупродажи. Как правило, в непродовольственных магазинах основная масса товарныхзапасов, находящихся в магазине перемещается непосредственно в торговый зал.

Так, если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров доля запасов, находящихся в торговом залесоставляет 20-25%, то в магазинахсамообслуживания она доходит до 40-60%,что создает предпосылки для существенного распределения площадей между торговымзалом и складским помещением.

За счет повышения доли торговой площади в общейплощади на 1% товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,2-0,4%

В связи с этим, можно сделать вывод, чтоторговые фирмы должны ориентироваться на повышение доли торговой площадимагазинов самообслуживания, организуемых в ранее действовавших магазинах синдивидуальным обслуживанием покупателей, в первую очередь за счет сокращенияплощади других помещений, примыкающих непосредственно к торговому залу.

Таблица.Рекомендуемая структура площадей различных видов помещений в магазинахсамообслуживания

Форма товарной специализации магазинов

Торговая площадь

Площадь для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Площадь подсобных помещений

Площадь административно-бытовых и технических помещений

Итого, %

всего

В т.ч. торгового зала

Продовольственные

60

55

25

8

6

100

Универмаги

54

56

31

9

6

100

«Товары для детей»

58

56

27

9

6

100

«Товары для молодежи»

60

58

25

9

6

100

«Товары для женщин»

61

59

24

9

6

100

«Товары для мужчин»

61

59

24

9

6

100

«Товары для дома»

57

55

28

9

6

100

«Галантерея»

63

61

23

8

6

100

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные признаки классификации торговых зданий исооружений. Дайте характеристику отдельных видов зданий и сооружений.

2. Сформулируйте основные требования к торговым зданиям исооружениям.

3. На какие группы подразделяются помещения, входящие в составмагазина?

4. Что входит в состав торговых помещений магазина?

5. Охарактеризуйте основные группы неторговых помещений.

6. Перечислите основные требования, предъявляемые к планировкепомещений магазина и обеспечивающие их рациональную взаимосвязь.

7. Каким основным требованиям должны отвечать устройство,конфигурация и планировка торгового зала магазина?

8. Что включает в себя установочная площадь магазина? С помощьюкакого показателя рассчитывается эффективность использования торговой площадипод установку оборудования?

9. Как исчисляется экспозиционная площадь магазина? Какойпоказатель характеризует степень использования площади торгового зала подвыкладку товаров?

10. Что включает в себя площадь контрольно-кассового узламагазина?

11. Перечислите возможныеварианты планировки торговог

Источник: http://bvt.hop.ru/MT/t9.htm

Scicenter1
Добавить комментарий