11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Читать ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговый зал – часть  торговой площади, на которой  осуществляется продажа  товаров.  Устройство и планировка торгового зала должны разрабатываться с учетом следующих требований:

¾         обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

¾         создания условий для механизации трудоемких процессов;

¾         удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

¾         эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

¾         обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;

¾         создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1 : 1 до 1 : 3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1 : 1; 1 : 1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1 : 10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах,

продажа в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

¾         установочную площадь;

¾         площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

¾         площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

¾         площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т.п.

), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 \% всей площади торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

Ку = Sy / Sт.з ,

где Ку – коэффициент установочной площади; Sy – установочная площадь магазина, м2; Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же

значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:

Кэксп = Sэксп / Sт.з ,

где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала; Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2; Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы.

Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока.

Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест  обслуживающего персонала.

Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места.

Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом.

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями.

В магазинах            самообслуживания            эта            площадь            не            должна            превышать

15 \% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют,

исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового  зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть

оборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров всеми покупателями, позволяет совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки:

¾         продольную – линии оборудования выстроены вдоль торгового зала;

¾         поперечную – оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

¾         комбинированную, сочетающую в себе продольную и поперечную планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до

12 м) глубину. При большей глубине целесообразно использовать поперечную или комбинированную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.п.).

Выставочная  планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

Контрольные вопросы  и задания

1          Назовите основные признаки классификации торговых зданий и сооружений. Дайте характеристику отдельных видов зданий и сооружений.

2          Сформулируйте основные требования к торговым зданиям и сооружениям.

3          На какие группы подразделяются помещения, входящие в состав магазина?

4          Что входит в состав торговых помещений магазина?

5          Охарактеризуйте основные группы неторговых помещений.

6          Перечислите основные требования, предъявляемые к планировке помещений магазина и обеспечивающие их рациональную взаимосвязь.

7          Каким основным требованиям должны отвечать устройство, конфигурация и планировка торгового зала магазина?

8          Что включает в себя установочная площадь магазина? С помощью какого показателя рассчитывается эффективность использования торговой площади под установку оборудования?

9     Как исчисляется экспозиционная площадь магазина? Какой показатель характеризует степень использования площади торгового зала под выкладку товаров?

10   Что включает в себя площадь контрольно-кассового узла магазина?

11   Перечислите возможные варианты планировки торгового зала магазина.

Источник: http://vuzmen.com/book/663-organizaciya-texnologiya-i-proektirovanie-kommercheskix-predpriyatij-molotkova-nv/49-113nbspnbsp-ustrojstvonbsp-i-planirovka-torgovogonbsp-zala-magazina.html

11 Планировка торгового зала магазина

11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Планировка торгового зала магазина

Торговый зал — основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала должны обеспечивать создание условий для высокого уровня торгового обслуживания.

Устройство и планировка торгового зала зависят от его формы и размеров, зон размещения товаров, вида оборудования, применяемого для их выкладки, системы расчетов с покупателями и разрабатываются с учетом следующих требований:

— создания наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам выкладки и размещения;

— эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

— обеспечения свободного движения потоков покупателей;

— рациональной организации расчетных операций.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Такая конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1, 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6х6, 6х9, 6х12 м, но она может быть увеличе­на до 18, 24 м и более.

Основной формой продажи продовольственных и непродовольственных товаров является самообслуживание. При этой форме продажи торговый зал не делят на зоны для покупателей и рабочие места продавцов. В распоряжение покупателей, которые самостоятельно отбирают товары, передается вся площадь торгового зала.

Важным требованием к устройству и планировке торгового зала магазина самообслуживания является рациональная организация движения покупательского потока.

Отечественная и зарубежная практика работы магазинов самообслуживания показывает, что наиболее рациональной является такая планировка торгового зала, при которой покупатели движутся по кругу против часовой стрелки и возвращаются к начальному пункту движения.

Это обусловлено тем, что они отбирают товары во взятые при входе инвентарные корзины (тележки), которые возвращают обратно при выходе.

Кроме того, покупатели, оставившие на хранение при входе в магазин свои личные сумки, должны получить их после расчета за отобранные товары. С учетом этого магазины самообслуживания должны иметь вход-выход, размещенный в правой части торгового зала.

Необходимым требованием к устройству торгового зала является рациональная планировка зон размещения товаров и оборудования, а также проходов для покупателей.

Основной системой планировки в магазинах самообслуживания является линейная.

При линейной планировке вся зона размещения товаров, оборудования и проходов для покупателей представляет собой прямые линии в продольном и поперечном направлениях по отношению к продольной оси торгового зала.

Для более эффективного использования площади зала при линейной планировке часть оборудования (односторонние горки, охлаждаемые прилавки, тару-оборудование) следует размещать вдоль трех стен торгового зала.

Планировка торгового зала магазина самообслуживания должна обеспечивать контроль за выходящими из зоны самообслуживания покупателями. Это достигается размещением кабин кассиров-контролеров в едином для всей зоны самообслуживания узле. Кабины устанавливают так, чтобы кассир-контролер сидел лицом к торговому залу, а покупатели подходили к нему с левой стороны.

Количество кабин кассиров-контролеров определяется из расчета одной кабины на каждые 80 м2 площади торгового зала. Однако следует учитывать и интенсивность покупательских потоков, поэтому во избежание очередей в расчетном узле в часы пик многие крупные магазины увеличивают число кабин кассиров-контролеров, доводя обеспеченность ими до 60 м2 площади торгового зала на одну кабину.

За пределами узла расчета устанавливают столы, на которых покупатели перекладывают купленные товары из инвентарных корзин или тележек в личные сумки.

В крупных продовольственных магазинах самообслуживания организуют отделы продажи товаров по заказам, а также кафетерии. Их следует размещать так, чтобы покупатели могли посещать их, минуя зону самообслуживания.

В настоящее время в проекты торговых зданий конструктивно закладывается принцип так называемой гибкой планировки, предусматривающий ограничение устройства капитальных перегородок, создания условий для укрупнения площади торговых помещений и их модернизации.

Перепланировка торговых помещений необходима при совершенствовании форм торгового обслуживания, внедрении нового оборудования, расширении торгового ассортимента и дополнительных услуг покупателям.

Планировка торгового зала должна обеспечивать рациональное использование его площади и оборудования. Эффективность использования торговой площади и оборудования в магазинах самообслуживания оценивается размерами установочной и экспозиционной площадей и определяется коэффициентами.

Установочной называют часть площади торгового зала, занятую под оборудование для выкладки товаров.

Коэффициент установочной площади рассчитывается по формуле:

Ку = Поб : По,

где Ку — коэффициент установочной площади;

Поб — площадь торгового зала, занятая оборудованием с товарами, м2;

По — общая площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования.

Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Экспозиционная (демонстрационная) площадь — это площадь выкладки товаров, слагаемая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров.

Коэффициент экспозиционной площади рассчитывается по формуле:

Кэ = Пэ : По

где Кэ — коэффициент экспозиционной площади;

Пэ — экспозиционная площадь, м2;

По — общая площадь торгового зала, м2.

В зависимости от вида, назначения и конструкции торгового оборудования коэффициент экспозиционной площади может быть различным.

На его снижение в продовольственных магазинах влияет наличие в общем количестве оборудования торгового зала охлаждаемых горок, которые имеют соотношение установочной и экспозиционной площадей 1:1.

Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Повышение установочной площади в магазинах с интенсивным покупательским потоком ведет к неудобствам и стесненности. Увеличение экспозиционной площади также не всегда оправдано, так как приводит к расширению кладовых и камер хранения. Поэтому выбор оптимальных значений и соотношения коэффициентов установочной и экспозиционной площадей является важной частью проектирования.

Рекомендуемые примерные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в продовольственных магазинах самообслуживания приведены в табл. 3.2.

Таким образом, коэффициент эффективности использования торговой площади и оборудования магазина (Кэф) рассчитывается как отношение фактических значений коэффициентов установочной и экспозиционной площадей к нормативным. При соответствии фактических и нормативных данных коэффициентов установочной и экспозиционной площадей Кэф =0,25; при частичном отклонении Кэф = 0,15; при полном несоответствии Кэф = 0.

Таблица 3.2 Примерные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в магазинах самообслуживания

Площадь торгового зала, м2Коэффициент установочной площадиКоэффициент экспозиционной площади в магазинах
с универсальным ассортиментоммолочных,мясо-рыбныхпрочих
До 2500,320,650,70
251-6500,300,720,600,68
651-10000,290,700,68
свыше 10000,270,68
В среднем0,300,700,630,68

Для рациональной организации торгового и технологического процессов и повышения эффективности использования торговой площади и оборудования магазина важное значение имеет размещение товаров и товарных групп на площади торгового зала.

В качестве базисных показателей для расчета необходимого для каждой группы товаров оборудования и торговой площади используются два: запас товаров, который должен храниться в торговом зале, и стоимость товаров определенной группы, размещаемых на одном квадратном метре экспозиционной площади.

Первый показатель может быть получен из отчетов материально ответственных лиц и материалов инвентаризации, второй определяется на основе расчетов. Располагая этими двумя показателями, можно рассчитать необходимую торговую площадь и количество оборудования для выкладки каждой группы товаров.

Расчет ведут по формуле:

Кг = (Тз :Тм ) : Пэ,

где Кг — необходимое количество горок для товарной группы, единиц;

Тз — товарный запас в торговом зале по группе товаров, руб.;

Тм — стоимость товаров данной группы, размещенных на одном квадратном метре экспозиционной площади, руб.;

Пэ — экспозиционная площадь одной горки, на которой будет размещена товарная группа, м2.

Площадь торгового зала для размещения рассчитанного количества горок определяют по формуле:

П = (У1 ´ Кг ) : Ку ,

где П — площадь торгового зала, необходимая для размещения това­ров данной группы, м2;

У1 — установочная площадь одной горки, м2;

Кг — необходимое количество горок, единиц;

Ку — принятый для магазина коэффициент установочной площади.

Не все магазины даже в перспективе станут магазинами самообслуживания. В частности, не будут переведены на самообслуживание магазины по продаже ювелирных изделий, а также небольшие по площади магазины, размещенные в неудобных помещениях старого жилого фонда.

Самой распространенной планировкой торгового зала таких магазинов является линейное размещение рабочих мест продавцов. В зависимости от глубины торгового зала применяются различные варианты линейной планировки.

При глубине торгового зала 6-7 м шкафы и прилавки размещают в одну линию, вплотную к стене, отделяющей торговый зал от подсобных помещений. Если глубина торгового зала превышает 8 м, рабочие места продавцов могут быть размещены вдоль двух или трех стен.

Выбор варианта линейной планировки рабочих мест зависит не только от размера и формы торгового зала; необходимо соблюдать также следующее требование: площадь, занятая рабочими местами продавцов, не должна превышать 40% площади торгового зала.

Кассовые кабины следует размещать по фасадной линии торгового зала, а не по линии оборудования рабочих мест продавцов. Оптимальная глубина и ширина кассовых кабин 1,5 м.

Источник: https://studizba.com/lectures/139-jekonomika-i-finansy/2310-organizacija-tehnologija-i-proektirovanie-predprijatij/43801-11-planirovka-torgovogo-zala-magazina.html

Тема семинара: Устройство и планировка торгового зала магазина

11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Тема семинара: Устройство и планировка торгового зала МАГАЗИНА

Руководитель: к. э.н., доцент, зав. кафедрой «Коммерция»,

Основным торговым помещением магазина является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина.

Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям.

В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций.

Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошего обзора и удобной ориентации покупателей.

Рационально планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь как можно больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов, площадь зоны контрольно-кассового узла.

Установочная площадь магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу.

Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала. Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле: Ку = Sy / S t. з., где Ку — коэффициент установочной площади; Sy — установочная площадь, м2; St.з.

— площадь торгового зала, м2.

Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Экспозиционная площадь определяется: для островных и пристенных универсальных горок путем суммирования площади всех полок оборудования; для перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру. Коэффициент экспозиционной площади Кэ характеризует степень использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение экспозиционной площади Sэ, м2 (площади выкладки товаров) к площади торгового зала Sт. з., м2: Кэ = Sэ/ Sт. з.

Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров.

Значение коэффициента экспозиционной площади зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей.

Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную; боксовую; смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Линейная планировка может быть трех вариантов: — продольная, — поперечная, — смешанная (рис. 1).

Рис. 1. Варианты линейной планировки: 1 — продольная; 2 — поперечная; 3 — смешанная

Технологическая схема планировки должна отвечать следующим основным требованиям:

  создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;

  обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров;

  оптимально использовать торговые площади;

  создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА:

1. Какая планировка магазина наиболее удобна для покупателей и по каким критериям?

2. Назовите планировку торгового зала в магазинах, которые Вы посещаете достаточно часто?

3. Какие недостатки и ошибки планировки торгового зала магазина Вы отмечаете наиболее часто?

Что в ответе участника оценивается главным:

— ясное и точное использование понятийного аппарата дисциплины по теме и за её пределами;
— обобщать материал и делать выводы,

— умение кратко и ясно излагать свои мысли;
— умение использовать опыт практический работы при ответе на поставленные вопросы.

Активное и систематическое участие в семинарах в течение учебного года может быть учтено региональным отделом при итоговой аттестации студента. ПОЭТОМУ, Уважаемые студенты! УКАЗЫВАЙТЕ ВСЕГДА Ф. И.О.

студента-участника (полностью), Специальность, логин, курс, семестр обучения!

ШКОЛА ПОКУПАТЕЛЯ.

С 1 ИЮЛЯ 2012 ГОДА ВСТУПАЕТ В СИЛУ ТЕХРЕГЛАМЕНТ
« О безопасности упаковки». Он предписывает запрет на повторное использование стеклянной упаковки для алкоголя и детского питания.

  Какие последствия для экологии города и окружающей природы может иметь принятое решение?

  Какой мусор оставляют «россияне» чаще всего в лесополосе после шашлычных набегов на природу?

  Какого мусора станет больше в городах и селах России при современном уровне бытовой «культуры» горожан и жителей сельской местности?

  Что Вас могло бы заставит пойти собирать и сдавать бутылки?

Источник: https://pandia.ru/text/78/289/19094.php

11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговыйзал – часть торговой площади, на которойосуществляется продажа товаров.Устройство и планировка торгового заладолжны разрабатываться с учетом следующихтребований:

  • обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
  • создания условий для механизации трудоемких процессов;
  • удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;
  • эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
  • обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
  • создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболеераспространенными являются торговыезалы прямоугольной конфигурации спропорциями сторон от 1 : 1 до 1 : 3. Подобнаяконфигурация торгового зала обеспечиваетоптимальные условия для организациипродажи товаров такими современнымиметодами, как самообслуживание, продажатоваров по образцам.

Торговые залымагазинов, расположенных в отдельностоящих зданиях, имеют пропорции близкиек квадрату (1 : 1; 1 : 1,5), что делает ихэксплуатацию еще более эффективной сточки зрения перечисленных вышетребований.

Напротив, слишком вытянутаяформа торговых залов (1 : 10 и более)встроенных магазинов усложняет ихпланировку, вызывает необходимостьделения зала на отделы, что не всегдаудобно для покупателей.

При планировкеторгового зала важную роль играетправильная организация потоковпокупателей, которая зависит от размещениявходов и выходов, расстановки торговогооборудования и расположенияконтрольно-кассового узла.

Размещениевхода в магазин и выхода из него поцентру торгового зала применяют вмагазинах, продажа в которых происходитчерез прилавок обслуживания. Этопозволяет рассредоточить покупателейпо всей площади зала. В магазинахсамообслуживания вход и выход совмещеныи расположены, как правило, у правогоугла фасада здания, чтобы поток покупателейбыл направлен против часовой стрелки.Всю площадь торгового зала можно условноразделить на:

  • установочную площадь;
  • площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
  • площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
  • площадь контрольно-кассового узла.

Установочнаяплощадь включает в себя площадь, занятуюторговым оборудованием для выкладкитоваров и крупногабаритными товарами(холодильниками, стиральными машинамии т.п.

), размещенными в торговом зале, атакже площадь для проведения денежныхрасчетов и обслуживания покупателей.В магазинах самообслуживания подустановочную площадь обычно отводитсяпримерно 30 % всей площади торговогозала.

Об эффективности использованияплощади торгового зала судят покоэффициенту установочной площади,который рассчитывают по формуле:

Ку=Sy/Sт.з,

гдеКу – коэффициент установочной площади;

Sy– установочная площадь магазина, м2;

Sт.з– площадь торгового зала, м2.

Еслизначение коэффициента установочнойплощади низкое (меньше 0,25), то это говорито нерациональном использовании торговойплощади из-за небольшого количестваоборудования.

Если же значение коэффициентазавышено (более 0,35), то это может привестик неудобствам для покупателей, посколькунедостаточная ширина проходов междуоборудованием в таком случае будетпрепятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показательможет изменяться в зависимости отразмера магазина (чем больше торговаяплощадь, тем, как правило, меньше доляустановочной площади) и от егоспециализации. Наряду с рациональнымиспользованием торговой площади подустановку оборудования в магазиненеобходимо максимально эффективноиспользовать ее под выкладку товаров.

Это достигается за счет примененияоборудования, имеющего большуюэкспозиционную площадь.Экспозиционнаяплощадь исчисляется как сумма площадейвсех горизонтальных, вертикальных инаклонных плоскостей, используемых длявыкладки товаров на торговом оборудованиив торговом зале. К экспозиционной площадиотносится и площадь, занимаемаяоснованиями крупногабаритных товаров.

Степеньиспользования площади торгового залапод выкладку товаров характеризуеткоэффициент экспозиционной площади.Его рассчитывают по следующей формуле:

Кэксп=Sэксп/Sт.з,

гдеКэксп– коэффициент экспозиционной площадиторгового зала;

Sэксп– экспозиционная площадь магазина, м2;

Sт.з– площадь торгового зала, м2.

Этотпоказатель зависит от видов и типовприменяемого для выкладки оборудования.Оптимальным между экспозиционнойплощадью и площадью торгового зала вмагазине самообслуживания считаетсясоотношение, примерно равное 0,7.

Увеличениекоэффициента экспозиционной площадиза счет применения островных горок илистеллажей большой высоты может привестик ухудшению обозримости товаров, вызватьнеудобства при их выкладке, а такжезатруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площадизависит от специализации магазина: онбудет ниже в магазинах, где применяютсяхолодильные прилавки и подобноехолодильное оборудование, в магазинах,торгующих крупногабаритными товарами,и т.д. Для свободного перемещения товарови покупателей часть торгового заламагазина самообслуживания отводитсяпод проходы.

Ширина проходов междуторговым оборудованием определяетсястроительными нормами и правилами,однако она может изменяться в каждомконкретном магазине с учетом применяемыхсредств механизации и интенсивностипокупательского потока. Для свободногоперемещения покупателей обязательнымявляется наличие магистральных (болеешироких по сравнению с обычными) проходов.

В магазинах, где торговля ведется черезприлавок обслуживания, выделяетсяплощадь для организации рабочих местобслуживающего персонала. Ее размерравен произведению длины фронта прилавкана глубину рабочего места.

Глубинарабочего места продавца включает ширинуприлавка и торгового оборудования длявыкладки и размещения рабочего запасатоваров, а также ширину прохода междуними, который должен быть не менее 0,9 м.

Специально оборудованная часть площадиторгового зала, предназначенная длярасчетов с покупателями в зонахсамообслуживания магазинов, в пределахкоторой сосредоточено более однойконтрольно-кассовой машины, называетсяконтрольно-кассовым узлом.

Площадьконтрольно-кассового узла включает всебя площадь, занимаемую кассовымикабинами, проходами между ними, столамидля упаковки товаров, а также площадьдля хранения корзин и тележек для отборкитоваров покупателями. В магазинахсамообслуживания эта площадь не должнапревышать 15 % площади торгового зала.

При этом количество рабочих местконтролеров-кассиров определяют, исходяиз специализации магазина и площадиего торгового зала. При составлениитехнологической планировки торговогозала большое значение имеет рациональноеиспользование площади магазина за счетправильного размещения и примененияторгового оборудования.

В зависимостиот размеров и конфигурации торговогозала, ассортимента реализуемых товарови методов продажи применяют линейную,боксовую, выставочную и смешаннуюпланировки. При продаже товаров пометоду самообслуживания наиболеерациональна линейная планировкаторгового зала, когда расстановкаоборудования и проходы для покупателейспланированы в виде параллельных линий,расположенных, как правило, перпендикулярнолинии узла расчета. При этом частьоборудования (пристенные горки,тару-оборудование, охлаждаемые прилавки)устанавливают вдоль стен торговогозала, что позволяет с большей эффективностьюиспользовать его площадь. С помощьюлинейной планировки удобно регулироватьнаправления движения покупательскихпотоков, организовать единый расчетныйузел. Она обеспечивает хороший просмотрторгового зала, предоставляет возможностьсамостоятельного отбора товаров всемипокупателями, позволяет совершитькомплексную покупку, затратив на этоминимум времени.

Различаюттри варианта линейной планировки:

  • продольную – линии оборудования выстроены вдоль торгового зала;
  • поперечную – оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;
  • комбинированную, сочетающую в себе продольную и поперечную планировки.

Продольнаялинейная планировка применяется, еслиторговый зал магазина имеет небольшую(до12 м) глубину. При большей глубинецелесообразно использовать поперечнуюили комбинированную планировки. Боксоваяпланировка представляет собой разбивкувсей площади торгового зала на отделы(боксы).

При этом каждый отдел имеетсобственный узел расчета, что делаеттакую планировку менее удобной дляпокупателей, совершающих комплекснуюпокупку, поскольку на приобретениетоваров в каждом отделе и на расчетныеоперации приходится затрачиватьдополнительное время.

Боксовая планировкачасто применяется в крупных магазинахили магазинах, расположенных в жилыхдомах и имеющих вытянутые пропорцииторговых залов. Оправдано ее применениеи в магазинах с универсальным ассортиментомнепродовольственных товаров, особеннопри продаже товаров, требующих примерки(обувь, одежда) или специального отбора(ювелирные изделия и т.п.).

Выставочнаяпланировка применяется в магазинах,торгующих по образцам. Ее используютпри продаже тканей, обоев, телевизоров,стиральных машин и др. Товары демонстрируютна стендах, горках, стеллажах, манекенах.Смешанная планировка торгового заласочетает в себе различные виды планировок.

Источник: https://studfile.net/preview/2482155/page:33/

Просмотр книги

11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговый зал – часть  торговой площади, на которой осуществляется продажа  товаров.  Устрой-

ство и планировка торгового зала должны разрабатываться сучетом следующих требований:

¾         обеспечения рациональной организацииторгового процесса, движения покупательских и товар-

ных потоков;

¾         создания условий для механизации трудоемкихпроцессов;

¾         удобного для покупателей размещения входов,выходов, секций (отделов), торгового оборудо-

вания;

¾         эффективного использования площадиторгового зала при размещении торгового оборудования;

¾         обеспечения рационального размещения имаксимальной видимости выложенных товаров;

¾         создания условий экономичности и простотысанитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залыпрямоугольной конфигурации с пропорция- ми сторон от 1 : 1 до 1 : 3. Подобнаяконфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организациипродажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажатоваров по образцам.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящихзданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1 : 1; 1 : 1,5), что делает ихэксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечис- ленных вышетребований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1 : 10 и более)встро- енных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость делениязала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

При планировке торгового зала важную роль играет правильнаяорганизация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов ивыходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассовогоузла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центруторгового зала применяют в магазинах,

продажа в которых происходит через прилавок обслуживания. Этопозволяет рассредоточить покупате-

лей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены ирасположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателейбыл направлен против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

¾         установочную площадь;

¾         площадь проходов для покупателей иперемещения товаров;

¾         площадь рабочих мест обслуживающегоперсонала;

¾         площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятуюторговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами(холодильниками, стиральными машинами и т.п.), размещен-

ными в торговом зале, а также площадь для проведенияденежных расчетов и обслуживания покупате-

лей. В магазинах самообслуживания под установочную площадьобычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судятпо коэффициенту установочной пло-

щади, который рассчитывают по формуле:

Ку = Sy / Sт.з ,

где Ку – коэффициент установочной площади; Sy – установочнаяплощадь магазина, м2; Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое(меньше 0,25), то это говорит о нера-

циональном использовании торговой площади из-за небольшогоколичества оборудования. Если же

значение коэффициента завышено (более 0,35), то это можетпривести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходовмежду оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободномуперемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменятьсяв зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, какправило, меньше доля установочной площади) и от его специа- лизации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади подустановку оборудования в магазине необходимо максимально эффективноиспользовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет примененияоборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всехгоризонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладкитоваров на торговом оборудовании в торговом за- ле. К экспозиционной площадиотносится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных то- варов.

Степень использования площади торгового зала под выкладкутоваров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают последующей формуле:

Кэксп = Sэксп / Sт.з ,

где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торговогозала; Sэксп – экспозиционная площадь мага-

зина, м2; Sт.з – площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого длявыкладки оборудования. Оптималь-

ным между экспозиционной площадью и площадью торгового залав магазине самообслуживания счи-

тается соотношение, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счетприменения островных горок или стеллажей большой высоты может привести кухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а такжезатруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализациимагазина: он будет ниже в мага- зинах, где применяются холодильные прилавки иподобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритнымитоварами, и т.д.

Для свободного перемещения товаров и покупателей частьторгового зала магазина самообслужи- вания отводится под проходы.

Ширинапроходов между торговым оборудованием определяется строи- тельными нормами иправилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетомприменяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока.

Длясвободного переме- щения покупателей обязательным является наличиемагистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов.

В магазинах, где торговля ведется через прилавокобслуживания, выделяется площадь для органи- зации рабочих мест  обслуживающегоперсонала.

Ее размер равен произведению длины фронта прилав- ка на глубинурабочего места.

Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка иторгово- го оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, атакже ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

Специально оборудованная часть площади торгового зала,предназначенная для расчетов с покупа- телями в зонах самообслуживания магазинов,в пределах которой сосредоточено более одной контроль- но-кассовой машины,называется контрольно-кассовым узлом.

Площадь контрольно-кассового узлавключает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними,столами для упа- ковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележекдля отборки товаров покупателями.

В магазинах           самообслуживания            эта            площадь            не           должна            превышать

15 % площади торгового зала. При этом количество рабочихмест контролеров-кассиров определяют,

исходя из специализации магазина и площади его торговогозала.

При составлении технологической планировки торгового залабольшое значение имеет рациональ- ное использование площади магазина за счетправильного размещения и применения торгового обору- дования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала,ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную,боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболеерациональна линейная планировка торгового  зала, когда расстановка оборудованияи проходы для покупателей спланированы в виде па- раллельных линий,расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть

оборудования (пристенные горки, тару-оборудование,охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет сбольшей эффективностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулироватьнаправления движения покупательских по- токов, организовать единый расчетныйузел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, пре- доставляетвозможность самостоятельного отбора товаров всеми покупателями, позволяетсовершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки:

¾         продольную – линии оборудования выстроенывдоль торгового зала;

¾         поперечную – оборудование образует линии,идущие поперек торгового зала;

¾         комбинированную, сочетающую в себепродольную и поперечную планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговыйзал магазина имеет небольшую (до

12 м) глубину. При большей глубине целесообразноиспользовать поперечную или комбинированную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площадиторгового зала на отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узелрасчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающихкомплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и нарасчетные операции приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка часто применяется в крупных магазинахили магазинах, расположенных в жи- лых домах и имеющих вытянутые пропорцииторговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальнымассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров,требую- щих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделияи т.п.).

Выставочная  планировка применяется в магазинах, торгующихпо образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральныхмашин и др. Товары демонстрируют на стендах, гор- ках, стеллажах, манекенах.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себеразличные виды планировок.

Контрольные вопросы  и задания

1          Назовите основные признаки классификации торговыхзданий и сооружений. Дайте характери-

стику отдельных видов зданий и сооружений.

2          Сформулируйте основные требования к торговымзданиям и сооружениям.

3          На какие группы подразделяются помещения,входящие в состав магазина?

4          Что входит в состав торговых помещений магазина?

5          Охарактеризуйте основные группы неторговыхпомещений.

6          Перечислите основные требования, предъявляемые кпланировке помещений магазина и обес-

печивающие их рациональную взаимосвязь.

7          Каким основным требованиям должны отвечатьустройство, конфигурация и планировка торго-

вого зала магазина?

8          Что включает в себя установочная площадьмагазина? С помощью какого показателя рассчиты-

вается эффективность использования торговой площади подустановку оборудования?

9     Как исчисляется экспозиционная площадь магазина? Какойпоказатель характеризует степень использования площади торгового зала подвыкладку товаров?

10   Что включает в себя площадь контрольно-кассового узламагазина?

11   Перечислите возможные варианты планировки торговогозала магазина.

Источник: http://bookbk.net/book/210-organizaciya-texnologiya-i-proektirovanie-kommercheskix-predpriyatij-molotkova-nv/38-113-ustrojstvo-i-planirovka-torgovogo-zala-magazina.html

Scicenter1
Добавить комментарий