11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Философия Древнего Китая — Философия

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая восходитк началу I тысячелетия до н.э. Формированиефилософских представлений в Китае проходило в сложных социальных условиях. Ужев середине II тысячелетия до н. э. возникает рабовладельческий уклад хозяйства,начинается зарождение экономики Древнего Китая.

Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных,использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результатевойны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основалосвою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династииДжоу господствующим было религиозно — мифологическоемировоззрение. Одно изотличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующихв них богов и духов.

Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства.Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступалаперсонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное,но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а егопервосвященником и единственным представителем на земле являлся император,носивший титул Сына Неба.

Особенности философии Древнего Китая

1) Культ предков — строился на признании влияния духов умерших нажизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставшихдухами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

2) Представление о мире как взаимодействии противоположныхначал: женского инь и мужского — ян.

 Вглубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселеннаяпредставляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа — инь иян, которые занялись упорядочением мира.

Дух ян стал управлять небом, а дух инь— землей. В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкиезачатки натурфилософии.

3) Холизм — мир и каждый индивид рассматриваются как «единаяцелостность», более важная, чем составляющие ее части.

Идея о гармоническом единстве человека и мира являетсяцентральной в этом мышлении.

Человек и природа рассматриваются не какпротивостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», вкоторой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническомединстве.

4) Интуитивность —в китайском традиционном философском мышлении имеют большое значениеметоды познания, сходные с интуицией. Основа этого — холизм. «Единое» не можетбыть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность» —необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

5) Символизм —познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практикеморальных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

6)Коллективизм – приоритет общественного начала над личностным.

7)Традиционализм – широкая опора на обычаи и традиции данногообщества.

8)Конформизм – боязнь перемен.

9)Иерархичность – построение общества от высшего к низшему

Философскиешколы Древнего Китая

1)    Конфуцианство

Конфуцианство (школа ученых, школа книжников)—религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 векедо н.э., основоположником которой был Конфуций(Кун-Фу-Цзы).


Более двух тысячелетий это философское, религиозноеи этическое учение регламентировало всестороны жизни китайцев, начиная от семейных отношенийи заканчивая государственно-административным устройством.

В отличиеот большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианствахарактерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгийрационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритетобщих интересов над частными.

Здесь нет духовенства, как например,в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административныефункции, в число которых входили и религиозные отправления.

Конфуцианствочасто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч летподдерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этническойконсолидации.

 
Эта школа основано Кун-Фу-Цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.).Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен послесмерти.

 Согласно этому учению, мудрость исходит из прошлого, аотвергающего традиции постигают неудачи. 

Главныйпринцип общественной организации — «хэ»(гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярныхинтересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.

Конфуцианствоформулирует концепции «жэнь»(гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика). 

В конфуцианстве общество делилось на две категории — благородных ипростолюдинов. Благородный мужстремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится кбогатству и выгоде. 

Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет оземле. Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о полученииблагодеяния. Необходимо быть честным сановником и почитать правителя. 

В конфуцианстве разработана системагосударственного управления: наверху находится высший правитель — «сынНеба». 

Проповедуютсялюбовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу. Выдвигаетсяпринцип справедливости как основарешения дел. Непреклонная верность учению, способность овладевать им ихранить его — важное требование конфуцианства.Личное желание человека должносводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии. Любовь —лучшее средство проверки величия человека. 

Культивируетсяуважение к предкам и старшим. Сыновние обязанности бывают двух видов: забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительскогоавторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний; 

поддержание авторитета семьи. 

Конфуцианствопровозгласило доктрину следования «срединномупути», во избежание крайностей.

  Для достижения совершенства необходимбаланс в деятельности: 
приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти. Справедливостьи законы являются следствием длительного развития мышления и практики.

  Тольконемногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать врамках закона, утверждая его силой. 

Людиделятся на три группы: 1) хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования; 2) плохие от природы, которых удерживает только страх наказания; 

3) смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться вразличных направлениях.

Каноныконфуцианства, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и игралиогромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.

 Наоснове канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник,чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязансдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.

  Влияние конфуцианствана китайскую культуру и сегодня остается значительным. По приблизительнымоценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляетсв. 300 млн. человек.

 2) Даосизм

2. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытаетсяобъяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, покоторому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв.до н. э.

 Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и»Дэцзин», совместно име­нуемые «Даодэцзин».

2. Основными понятиями даосизма являются «Дао» и»Дэ». «Дао» имеет два значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек иприрода, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало,которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» —благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало»Дао» преобразовалось в окружающий мир.

3. Философия даосизма несетв себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одногоявления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборотматерии в природе («все происходит из земли и ухо­дит в землю»), тоесть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих вовселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоялчеловек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явленийприроды;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и независят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покойи недеяние («у-вэй»);

• особа императора священна, только император имеет духов­ныйконтакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и всечеловечество сходит «Дэ» — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближечеловек к импера­тору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;

• познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишьпри полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» — первонача­лом,послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний истрастей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

3) Легизм

Леги́зм (фр. Légisme) — философская школаКитая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная такжекак «Школа законников» (фацзя).  

Основоположниками теориии практики легизма считаются Гуань Чжун(кон. 8–7 в. до н.э.), Цзы Чань (6 в. до н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ(возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. до н.э.). Крупнейшими теоретиками легизмапризнаны Шан Ян, Шэнь Дао, ШэньБухай (4 в. до н.э.) и Хань Фэй (3в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).

Шан Ян

Основнойидеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чегоявлялась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина,вплоть до первого министра.

Легисты печальнопрославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайнежестокие законы и наказания.

Основные идеи школы:

Провозглашалось равенствовсех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачититулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любойпростолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовалвыдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службев войске.

Успехав политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и используетточные расчёты.

Следуетусваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобыпринести пользу государству, не обязательно подражать древности».

Дляполитики очень важна экономическая ситуация в стране.

Вобласти управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в рукахверховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их вобыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу»,«не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и спомощью законов наводит порядок».

Чтобыобеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате,предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

ШанЯн предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноватьсягосударю.

Предполагалосьограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.

Предлагалосьтакже установить единые для всего государства законы. Под законом понималасьрепрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряженияправительства.

Отношениямежду властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующихсторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когдавласти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовомгосударстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.

Замалейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практикудолжна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглуплениенарода.

Высшаяцель деятельности государя — создание могущественной державы, способнойобъединить Китай путём захватнических войн.

4) Моизм

Основателем моизма считается философ Мо Ди, который жил в5-4 вв. до н.э. 

Главные теории моизма изложены в трактате Мо-цзы, который являетсяглавным теоретическим памятником этой школы. Мо Ди считал, что у каждогочеловека есть равные политические возможности, все зависит от его врожденныхспособностей. Он выступал против выдвижения чиновников по родству.
Этическая система моизма выражена принципом взаимного уважения ивзаимопомощи всех жителей страны. Правители, считали моисты, должнытрудиться наравне со всеми, показывать хороший пример своими действиями ипоступками. Они также выступали за аскетический образ жизни, т.е. отказ отроскоши, за экономию при захоронениях, против музыки.
Моисты считали небо образцом воплощения этических принципов. Ониговорили, что оно одинаково относится ко всем, кто находится на земле.

Расцвет моизма приходится на 4 век до н.э., а уже в третьем веке школа моистовраспалась на три течения, а затем и вовсе стала утрачивать свои позиции ипопулярность.

Более того, распавшись на течения, он стал ассоциироваться снародными движениями и заговорщиками.

Несмотря на то, что некоторые идеи моизмаоказывали влияние на людей вплоть до 20 века, все же свою первоначальную рольон потерял еще в древности, так и не смог ее восстановить, что вскоре привело кего исчезновению. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/filosofiaprimizt/home/razdel-i-predmet-filosofii-i-ee-istoria/filosofia-drevnego-kitaa

Философия Древней Индии и Древнего Китая

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Основные этапы развития античной философии:

Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, Вавилоне, Греции и Риме. Философия шла на смену религиозно-мифологической картине мира и стремилась к рациональному осмыслению окружающей действительности и человека в ней.

Индийская философия – часть мировой философии, выражающая своеобразие национальной жизни, стиля мышления народов Индии.

Главные особенности индийской философии – это:

— автохтонность (возникновение на собственной культурной почве);

— самобытность (отсутствие влияния иноземных идей);

— традиционность (существование тысячелетиями без серьезных изменений);

— религиозность (большинство философских учений представляли собой развитие религиозных вероучений);

— отношение к философии как к образу жизни;

— высокий общественный статус философии (философы были в основном брахманами, т.е. жрецами высшего сословия);

— принятие фактически всеми школами учения о карме и сансаре (бессмертии душ и их перерождении по законам воздаяния);

— этико-философская направленность учений.

Основные школы древнеиндийской философии различают по их отношению к Ведам – первым священным книгам Индии, в которых содержатся представления о едином и многосоставном мировом порядке (Легенда о Буруши), целостной духовной субстанции – первоосновы Вселенной (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о карме.

К первой группе относятся ортодоксальные школы, признающие традиции Вед: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Синтезом основных идей ортодоксальных школ является индуизм, играющий важное значение в духовной жизни Индии с н. IX века до наших дней.

Во вторую группу входят неортодоксальные школы, не признающие себя последователями Вед: джайнизм, локаята, аджавика, буддизм, буддизм.

Джайнизм утверждает, что жизнь Вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых состоит из периода улучшения и периода упадка. Джайнизм требует выполнения строгих аскетических правил для того, чтобы, разрушив карму, остановить процесс перерождений. В основе этики джайнизма лежит принцип ненасилия.

Материалистическая школа локаята признает бесполезность всех религиозных ритуалов и моральных предписаний. Человек должен взять от жизни как можно больше и добиться в ней счастья: «Если необходимо для счастья – бери масло в долг и ешь».

Учение аджавики напоминает взгляды Парменида – мир вечен и неподвижен, всякое изменение и движение – иллюзии. В мире существует безличный принцип, который определяет все до мельчайших деталей, в т.ч. и жизнь каждого человека.

Главным же достижением индийской религиозно-философской мысли, безусловно, является буддизм. Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Будды – Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала.

Отец Сиддхартхи Шуддходана был раджей полузависимого княжества. Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына.

Его рано стал тревожить характер ребенка.

Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений.

Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.

Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?

Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости.

Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. Его охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежности детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми.

Это было восстание против самих основ мироздания, мятеж надысторического значения.

«И вот, – рассказывал Будда, – покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время, когда к Сиддхартхе пришло «просветление», ему шел тридцатый год. Учение Будды составило канонический свод буддизма – Трипитаку. Это слово обозначает на языке пали «три сосуда» (точнее три корзины).

В буддизме существуют несколько направлений: махаяна – «широкая колесница» (проповедует деятельный гуманизм) и хинаяна – «узкая колесница» (проповедует аскетический образ жизни).

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Мир непостоянен: в нем нет ничего устойчивого. Все преходяще и все есть становление.

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального «сознания», которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответствии с учением о драхмах «поток сознательной жизни» индивидуума, в конечном счете, является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия.

Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного. Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира.

Рассматривать его, по мнению буддистских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью.

Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения», «заблудшего» сознания.

Первая из четырех «благородных истин» формулируется так: «В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение – страдание; расстройство здоровья – страдание; смерть – страдание; скорбь, горе, несчастье и отчаяние – страдание; союз с нелюбимым – страдание; разлука с любимым – страдание; неполучение страстно желаемого – страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) – страдание». «Вторая благородная истина» гласит, что источником страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества».

«Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них».

В своем основном и главном значении палийское слово «ниббана» или санскритское «нирвана» означает «затухание», «угасание», «успокоение». Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние «полного небытия», при котором «перерождения — страдания» кончаются.

Если все в мире течет, то состояние нирваны как покоя есть приобщение к непроявленному бытию.

«Четвертая благородная истина» – практический путь, который ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно «срединным путем» или «благородным восьмеричным путем» спасения.

Это:

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы созерцания и медитации.

Буддизм – это первая по времени возникновения мировая религия, главной особенностью которой, пожалуй, является отсутствие самого Бога-творца.

Философия Древнего Китая характеризуется следующими специфическими чертами: автохтонность (возникновение на собственной культурной почве); самобытность (отсутствие влияния иноземных идей); традиционность (существование тысячелетиями без серьезных изменений); высокий общественный статус философии; внимание к государственной и социально-политической жизни; большая роль государственных и семейно-родовых ценностей (божественных характер происхождения власти императора).

Древнекитайские мудрецы осмысливали все явления жизни в круговой динамике чередования активности и пассивности, свертывания и развертывания, взаимодействия мужского и женского начал, света и тени – «инь» и «ян» в ритме, который образует основу динамической гармонии мира. Эта «естественная ритмика получила название Дао («путь») – верховный закон и конструктивный принцип мироздания. Считалось, что Небо – мир вечных добродетелей, содержащий в себе все прошлое, настоящее и будущее Поднебесной (мира, где живет человек).

VII – III вв. до н.э. – время расцвета и соперничества философских школ конфуцианства, даосизма, моистов, легистов и последователей натурфилософской концепции «инь-ян».

Наиболее важными были даосизм и конфуцианство, которые породили два типа философствования: совершенномудрие Лао-цзы, основателя даосизма, с его методом недеяния и молчания, принципами природной простоты и аскетизма, и конфуцианский идеал благородного человека, в своей жизни ориентирующегося на гуманность и «ли» (правила, нормы общежития). Но объединяет их осуждение распада кровнородственных отношений, стремление к гармонии в Поднебесной.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал оригинальную этико-политическую систему идей самовоспитания и всеобщих правил нравственности. Он оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Более того, его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России.

Конфуций хотел убедить человека, что его спасение заключается в его собственном самосовершенствовании, в организации и управлении социальной жизнью. Он считал себя лишь транслятором родовых традиций. Все внимание он сосредоточил на взаимоотношениях людей.

Чтобы сделать нравственность «домом» своего индивидуального бытия, надо «войти» в прошлое своего народа. В процессе учебы и приобщения к прошлому человек познает истину. Самовоспитание начинается с момента «сдерживания» каждым себя и почтительности к другому.

Конфуций говорил: «Не делай другим, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Идеальный правитель по Конфуцию должен быть справедливым, стремиться к добру, тогда и народ пойдет за ним, как «…склоняется трава вслед ветру». По словам Конфуция, на месте государя должен стоять человек, которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой, чтобы «…были рады те, что близко, и приходили те, что далеко».

Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: «Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным.

Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности».

Но самое главное, по мнению Конфуция, это то, что народ должен верить своим «управляющим, иначе государству не устоять».

Позднее конфуцианство впитало в себя космологические идеи даосизма, идем буддизма, а с XIV в. оно становится в Китае государственной религией.

Рекомендуемая литература:

1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

3. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т.1.

4. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983.

5. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М., 1997.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону,1994. Т. I.

7. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

8. Горелов А.А. Философия. М., «Юрайт-Издат», 2003.

9. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.

10. История китайской философии. М., 1989.

11. История философии в кратком изложении. М., 1991.

12. Канке В.А. Философия. М., Издательская корпорация «Логос», 1998.

13. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1997.

14. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.

15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист. Филос. Очерки и портреты. М., 1991.

16. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

17. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

18. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

19. Таранов В. Философия изнутри. 70 мудрецов, философов, мыслителей. М., 1996, Т.1.

20. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_110760_filosofiya-drevney-indii-i-drevnego-kitaya.html

Общая характеристика философии Древней Индии и Древнего Китая

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Начало философии

Философия (от греч. филио – любовь, софия – мудрость) – это мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир и отношение к этому миру. Возникла философия в XII-X вв. до н.э. в трех великих цивилизациях: Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция. В эту эпоху еще не было наук, любое знание называлось философией. Таким образом, философия дала жизнь всем наукам.

Философия -> 17в. (механика, биология, физика…) -> 19в. (политология, социология…)

В современном мире роль философии впитывать и обобщать знание частных наук.

В Древних Индии, Китае, Греции философия зародилась, потому что там возник класс аристократии (людей свободных от физического труда), который имел время рассуждать.

Лекция №3

Специфика философского мировоззрения (Отличие от религии, искусства, идеологии и науки)

Что такое философское мировоззрение?

Человек рождается дважды, сначала он появляется физически, а второй раз его рождение происходит, когда он формируется как личность, т.к. чтобы жить в мире человек должен приспособиться к нему, в процессе своего взросления человек упорядочивает свою личность, формирует принципы жизни и конструирует смысл своей собственной жизни.

Термин мировоззрение ввел в 18 веке немецкий философ Имануил Кант (взгляд на вселенную). Философский тип мировоззрения – комплексное знание о мире, но не примитивное, как мифология, а находящееся на более высокой стадии развития, ближе к научному. Философия откинула все фантастическое от мифологии, и унаследовала все позитивное знание.

Философия мыслит только с позиции разума, именно поэтому из нее вышла наука.

Причины возникновения философии:

1. Отделение умственного труда от физического, появление класса аристократии, которые не работали физически, а поэтому имели время и силы заниматься духовной деятельностью.

2. Все большее развитие и усложнение мифологии, которая способствовала накоплению теоретических знаний о мире.

3. Постепенное накопление эмпирических, опытных знаний о мире, которые часто противоречили мифологии и религии.

4. Человек стремился познать свою сущность, понять, чем он отличается от животных, т.к. человеку свойственна рефлексия – особенность человеческого мышления, направленная на осознание самого себя.

Философия и религия

У философии и религии одни базовые вопросы, обе они вышли из мифологии, но пошли разными путями, хотя и частично пересекаются.

Отличия:

1. В религии нужно все принимать на веру, в ее постулатах нельзя сомневаться. Лозунг религии: Все на веру; лозунг философии: Ничего не принимай на веру, во всем сомневайся. Философия основана на рациональном знании, она стремиться доказывать свои убеждения.

2. Религия не критична и авторитарна, поэтому она не развивается, а философия подвергает критике свои же выводы (поэтому она развивается)

3. Религия навязывает свои догматы и ограничивает разум человека, философия дает выбор теории, в ней нет догматов, а значит, она дает человеку свободу мышления.

Философия и искусство

Также частично пересекаются, у них есть общие черты, присутствуют эмоции, носят личностный характер и отражают свою эпоху.

Отличия:

1. Искусство описывает мир, а философия доказывает свои установки с помощью мышления.

2. Искусство обращено к чувствам людей, а философия к их разуму.

Философия и идеология

Идеология – отражение массовых интересов, а философия космополитична (вненациональна).

Идеология всегда опирается на насилие, а философия толерантна.

Философия и наука

Общие черты: наука вышла из философии; и философия и наука пытаются объяснить мир; основаны на разуме.

Отличия: разные науки объясняют лишь какие-то стороны мира, а философия пытается построить общую картину мира; в науке обязателен эмпирический уровень, а философии теоретические знания; научные теории со временем опровергаются, а философия – это единое смысловое пространство.

Лекция №5

Основные особенности древнего востока

Мелецкая школа.

Первая настоящая философская школа. Ее представители пытались найти первоматерию из которой состоит весь мир, они считали что это какая-то материальная стихия, поэтому их называют первыми «стихийными материалистами».

Фалес. Он полагал, что первоосновой мир является вода (влага), именно из нее возник весь мир, и она входит в состав всех вещей в мире.

Анаксимандр. Первооснова «апейрон» смесь стихий (вода, воздух и т.д.).

Анаксимен. Воздух.

Гераклит Эфесский – знаменитый античный философ, первоосновой мира считал материальную субстанцию – огонь (тепло). По его мнению, весь мир подчиняется некому всеобщему закону логосу (разум). Так же Гераклит считал, что весь мир постоянно движется и развивается. Знаменитые фразы Гераклита:

· Все течет, все изменяется.

· Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

Таким образом, Гераклит является основателем античной диалектики (учении о непрерывном развитии мира).

Древнегреческие атомисты.

Так же относятся к античным натуральным философам, Левкипп и Демокрит считали, что мир состоит из мелких частиц атомов, атом и есть та субстанция, которая лежит в основе мира. Тогда его считали неделимым. Атом (греч. неделимый), атомов бесчисленное множество, понятие атома было еще наивным, т.е. они считали что атом имеет разную форму и разный цвет.

Лекция №4

Структура философского знания, методы философии

Философия является сложным и многоуровневым знанием. Это вызвано сложностью предмета ее изучения, которым является бытие (все существующее), поэтому внутри философии много учений и направлений.

Так по месту возникновения философию различают: индийскую, китайскую, греческую, немецкую, русскую и т.д.;

По авторам, создавшим оригинальные философские учения, различают теории Платона, Карла Маркса, Ницше и т.д.

В зависимости от исторического времени различают:

· философию эпохи рабовладения (греческая античность) 6в. до н.э. – 5в. н.э.

· философию эпохи средневековья 5-14 века

· философию эпохи возрождения 15-16 века

· философию нового времени 17-18 века

· философию 19 века

· современную философию 20-21 века.

По темам философию разделяют на:

1. Классическую. Основы заложены в античности, она занималась проблемами поиска первоосновы мира, его познаваемости, выявления роли разума в познании человеком мира. Разум считался главной познавательной способностью человека.

2. Неклассическая. Ее представители считали, что большую роль в познании мира играют неразумные начала в человеке, такие как интуиция, религиозная вера, воля к власти, сфера бессознательного и т.д.

По исходным установкам устройства мира различают:

1. Монистическую (моно). Ее представители утверждают, что первоосновой мира выступает какое-то одно начало (Морис – материя, Гегель – абсолютный дух)

2. Дуалистическая. Ее представители считают, что в основе мира 2 начала, материальное и духовное (Декарт)

3. Плюралистическая (много). В основе мира лежит множество начал (Эмпедокл)

цель философии научить человека правильно жить и действовать в мире, а для этого нужно ответить на три главных вопроса: «Как следует жить человеку в мире?», «Как устроен мир?», «Как познавать мир?». Поиски ответов на эти вопросы привели к появлению различных отраслей философского знания:

· Гносеология – философское учение о познании мира, исследует принципы и методы человеческого сознания.

· Онтология – философское учение о бытие, т.е. об устройстве мира.

· Социальная философия – учение об обществе.

· Этика – учение о морали, которое исследует правила и нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.

· Аксиология – учение о ценностях (добро, любовь, справедливость и т.д.).

· Антропология – учение о человеке.

· Эстетика – учение о прекрасном.

· Логика – учение о способах рационального мышления.

· Философия науки – изучает методы и формы научного познания мира.

· История философии – учение о развитии самой философии.

Гуманизм в Италии

Гуманизм (лат. человеческий) – стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни человека.

Данте Алигьери 13-14вв. считал, что человек и бог не должны противопоставляться друг другу, а должны существовать в единстве. Человек создается двумя силами: природой и богом, поэтому в нем одинаково важны и душа, и тело. Цель человека – развивать свой разум и применять свои знания на практике, церковь не должна доминировать в обществе.

Франческа Петрарка 14в. Считается «отцом» гуманизма, именно он начал возрождать античную науку и философию. Считал, что человек должен быть свободен от влияния любых авторитетов, а цель его жизни активная самореализация.

Пико Мирандола 15в. Именно он ставит человека в «центр» мира. И хотя бог и создал человека, но человек имеет свободу выбора, этим он отличается от животного.

Гуманизм во Франции

Мишель Монтень 16в. Так же возрождал античную культуру, считал, что человек должен самостоятельно мыслить и развивать в себе скептицизм, сомневаться во всех авторитетах, единственный авторитет для человека – его разум.

Начало философии

Философия (от греч. филио – любовь, софия – мудрость) – это мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир и отношение к этому миру. Возникла философия в XII-X вв. до н.э. в трех великих цивилизациях: Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция. В эту эпоху еще не было наук, любое знание называлось философией. Таким образом, философия дала жизнь всем наукам.

Философия -> 17в. (механика, биология, физика…) -> 19в. (политология, социология…)

В современном мире роль философии впитывать и обобщать знание частных наук.

В Древних Индии, Китае, Греции философия зародилась, потому что там возник класс аристократии (людей свободных от физического труда), который имел время рассуждать.

Лекция №3

Специфика философского мировоззрения (Отличие от религии, искусства, идеологии и науки)

Что такое философское мировоззрение?

Человек рождается дважды, сначала он появляется физически, а второй раз его рождение происходит, когда он формируется как личность, т.к. чтобы жить в мире человек должен приспособиться к нему, в процессе своего взросления человек упорядочивает свою личность, формирует принципы жизни и конструирует смысл своей собственной жизни.

Термин мировоззрение ввел в 18 веке немецкий философ Имануил Кант (взгляд на вселенную). Философский тип мировоззрения – комплексное знание о мире, но не примитивное, как мифология, а находящееся на более высокой стадии развития, ближе к научному. Философия откинула все фантастическое от мифологии, и унаследовала все позитивное знание.

Философия мыслит только с позиции разума, именно поэтому из нее вышла наука.

Причины возникновения философии:

1. Отделение умственного труда от физического, появление класса аристократии, которые не работали физически, а поэтому имели время и силы заниматься духовной деятельностью.

2. Все большее развитие и усложнение мифологии, которая способствовала накоплению теоретических знаний о мире.

3. Постепенное накопление эмпирических, опытных знаний о мире, которые часто противоречили мифологии и религии.

4. Человек стремился познать свою сущность, понять, чем он отличается от животных, т.к. человеку свойственна рефлексия – особенность человеческого мышления, направленная на осознание самого себя.

Философия и религия

У философии и религии одни базовые вопросы, обе они вышли из мифологии, но пошли разными путями, хотя и частично пересекаются.

Отличия:

1. В религии нужно все принимать на веру, в ее постулатах нельзя сомневаться. Лозунг религии: Все на веру; лозунг философии: Ничего не принимай на веру, во всем сомневайся. Философия основана на рациональном знании, она стремиться доказывать свои убеждения.

2. Религия не критична и авторитарна, поэтому она не развивается, а философия подвергает критике свои же выводы (поэтому она развивается)

3. Религия навязывает свои догматы и ограничивает разум человека, философия дает выбор теории, в ней нет догматов, а значит, она дает человеку свободу мышления.

Философия и искусство

Также частично пересекаются, у них есть общие черты, присутствуют эмоции, носят личностный характер и отражают свою эпоху.

Отличия:

1. Искусство описывает мир, а философия доказывает свои установки с помощью мышления.

2. Искусство обращено к чувствам людей, а философия к их разуму.

Философия и идеология

Идеология – отражение массовых интересов, а философия космополитична (вненациональна).

Идеология всегда опирается на насилие, а философия толерантна.

Философия и наука

Общие черты: наука вышла из философии; и философия и наука пытаются объяснить мир; основаны на разуме.

Отличия: разные науки объясняют лишь какие-то стороны мира, а философия пытается построить общую картину мира; в науке обязателен эмпирический уровень, а философии теоретические знания; научные теории со временем опровергаются, а философия – это единое смысловое пространство.

Лекция №5

Основные особенности древнего востока

Общая характеристика философии Древней Индии и Древнего Китая.

В этих странах к 7 веку до н.э. были написаны первые философско-религиозные тексты.

Характеристики этой философии:

1. Она создавалась в условиях деспотичных государств, где личность полностью подавлялась обществом.

2. На данную философию очень сильно повлияла мифология.

3. Эта философия недостаточно рациональна и системна, в ней отсутствуют категории.

Ведическая религия древней индии

Тексты древнеиндийских мудрецов на сегодняшний день до конца не расшифрованы. Тексты эти разные по содержанию, но все вместе они называются ведической литературой. В основном они наполнены религиозным содержанием. Составлялись они на протяжении 9 столетий с 1500 по 600 гг. до н.э.

Ведическая литература делится на 3 группы текстов:

1. Веды – религиозные гимны, заклинания.

2. Брахманы – комментарии к ведам.

3. Упанишады – религиозно-философские трактаты.

В ведической литературе собраны и мифы, и ритуалы, и первые философские идеи. Ведическая религия является политеистической, каждый бог отвечает за какую-то природную стихию.

Боги у индийцев не всесильные, а подчиняются некому космическому порядку (судьбе). Данная религия является прагматичной, т.е. для того чтобы боги выполнили просьбу, им приносят жертву.

В этой религии есть первосущество (праджапати) которое создало мир.

Брахманизм – продолжение ведической религии. Более поздние тексты брахман, в которых продолжается описание жизни богов, а их у индусов >3000 и все они связанны с природой, богов нужно постоянно задабривать для чего в храм приносят еду. Брахманизм говорит о наличии загробной жизни.

Упанишады — религиозно-философские тексты, которые завершают ведическую литературу, в переводе (сидеть около) имеется в виду, что ученики сидели у ног учителя и воспринимали его мудрость. Данных текстов насчитывают около 300, возникли они в 7в до н.э. Именно их принято считать началом философии.

В них тоже присутствует много религии, но она уже более абстрактна. Первоосновой мира считается некая субстанция (брахман) из него возник мир, к нему же вернется. В каждом человеке есть как бы кусочек брахмана (Атман (душа)).

Таким образом, каждый человек является носителем высшего начала, поэтому должен постоянно развиваться и духовно и физически.

В идеале человек, если человек свою жизнь проживает очень хорошо, то его душа должна соединиться с брахманом и ощутить вечное блаженство, если же при жизни совершались какие то грехи, то душа будет постоянно возвращается на землю, и вселятся в новые тела людей или животных (закон сансары). Если же жизнь прожита очень плохо, то после смерти душа богатого может вселиться в тело нищего или животного (закон кармы — воздаяние за плохие поступки прошлой жизни).

Джайнизм. Возник в 6в до н.э. Его создал реальный человек Махавира, которого индусы прозвали Джина (победитель). Данная религия признает в основе мира 2 начала, материальное и духовное.

Целью жизни человека является освобождение от цепи перерождений и достижение нирваны (угасание), человек должен подавлять в себе все желания и воспитывать себя как сильную личность.

Джайнизм не получил широкого распространения из-за наличия в нем жестокого аскетизма.

Буддизм. В 6в до н.э. Вышел за пределы Индии и стал одной из 3х мировых религий. Основал его реальный человек принц Сиддхартха Гаутама (Будда (просветленный)).

Главной целью является Нирвана, страдания приносят человеку его желания, от них так же надо избавляться и по возможности не привязываться к чему-либо в мире.

Провозглашается принцип золотой середины, и в каждом поведении провозглашается умеренность.

Конфуцианство — философия древнего Китая, возникла в 5в до н.э. Основал Конфуций. В основном это социальное учение о том, как жить в обществе. Принцип золотой середины и 2 культа. Культ прошлого, культ почитания старших.

Лекция №6

Античная философия (натур. философский период)

Античность (лат. древность) – эпоха охватывающая историю и культуру древней Греции и древнего Рима с 6в до н.э. по 6в н.э.

В развитии философии этой эпохи выделяют следующие периоды:

1. Досократовская философия (натуральная) 6 – 5 вв. до н.э.

2. Классическая греческая философия 5 – 4 вв. до н.э.

3. Эллинистическая философия 3 – 1 вв. до н.э.

4. Римская философия 1 — 5 вв. до н.э.

Основной интерес представляет досократовская и классическая философия, это был рассвет философии древней Греции.

Характеристики античной философии:

1. Стремилась познать мир рационально (с помощью разума).

2. Стремилась создать реальную (не религиозную) картину мира.

3. Стремилась определить место человека в мире.

В античную философию вошли реальные зачатки научных знаний, наблюдения за явлением природы, и достижения культуры древнего востока.

Для античной философии характерен космоцентризм, т.е. главным объектом изучения был космос (природа). Греки выделяли макрокосмос (природа и природные стихии) и микрокосмос, человек который является маленькой моделью макрокосмоса.

Социальные предпосылки появления греческой философии:

1. В греческих полисах было развито рабство, поэтому у аристократии была возможность и свободное время заниматься искусством и философией.

2. Греческие полисы имели очень выгодное географическое положение, т.е. близко расположены к морям и в теплом климате.

3. Большую роль играла торговля, привлекло к необходимости путешествий, развития географического знаний и судостроения.

4. В Греции впервые была применена демократическая форма правления (свободные граждане выбирали правителей).

5. Греки развели в разные стороны религию и философию, это были самостоятельные отрасли знания.

Мелецкая школа.

Первая настоящая философская школа. Ее представители пытались найти первоматерию из которой состоит весь мир, они считали что это какая-то материальная стихия, поэтому их называют первыми «стихийными материалистами».

Фалес. Он полагал, что первоосновой мир является вода (влага), именно из нее возник весь мир, и она входит в состав всех вещей в мире.

Анаксимандр. Первооснова «апейрон» смесь стихий (вода, воздух и т.д.).

Анаксимен. Воздух.

Гераклит Эфесский – знаменитый античный философ, первоосновой мира считал материальную субстанцию – огонь (тепло). По его мнению, весь мир подчиняется некому всеобщему закону логосу (разум). Так же Гераклит считал, что весь мир постоянно движется и развивается. Знаменитые фразы Гераклита:

· Все течет, все изменяется.

· Нельзя войти дважды в одну и ту же реку.

Таким образом, Гераклит является основателем античной диалектики (учении о непрерывном развитии мира).

Древнегреческие атомисты.

Так же относятся к античным натуральным философам, Левкипп и Демокрит считали, что мир состоит из мелких частиц атомов, атом и есть та субстанция, которая лежит в основе мира. Тогда его считали неделимым. Атом (греч. неделимый), атомов бесчисленное множество, понятие атома было еще наивным, т.е. они считали что атом имеет разную форму и разный цвет.

Лекция №4

Структура философского знания, методы философии

Философия является сложным и многоуровневым знанием. Это вызвано сложностью предмета ее изучения, которым является бытие (все существующее), поэтому внутри философии много учений и направлений.

Так по месту возникновения философию различают: индийскую, китайскую, греческую, немецкую, русскую и т.д.;

По авторам, создавшим оригинальные философские учения, различают теории Платона, Карла Маркса, Ницше и т.д.

В зависимости от исторического времени различают:

· философию эпохи рабовладения (греческая античность) 6в. до н.э. – 5в. н.э.

· философию эпохи средневековья 5-14 века

· философию эпохи возрождения 15-16 века

· философию нового времени 17-18 века

· философию 19 века

· современную философию 20-21 века.

По темам философию разделяют на:

1. Классическую. Основы заложены в античности, она занималась проблемами поиска первоосновы мира, его познаваемости, выявления роли разума в познании человеком мира. Разум считался главной познавательной способностью человека.

2. Неклассическая. Ее представители считали, что большую роль в познании мира играют неразумные начала в человеке, такие как интуиция, религиозная вера, воля к власти, сфера бессознательного и т.д.

По исходным установкам устройства мира различают:

1. Монистическую (моно). Ее представители утверждают, что первоосновой мира выступает какое-то одно начало (Морис – материя, Гегель – абсолютный дух)

2. Дуалистическая. Ее представители считают, что в основе мира 2 начала, материальное и духовное (Декарт)

3. Плюралистическая (много). В основе мира лежит множество начал (Эмпедокл)

цель философии научить человека правильно жить и действовать в мире, а для этого нужно ответить на три главных вопроса: «Как следует жить человеку в мире?», «Как устроен мир?», «Как познавать мир?». Поиски ответов на эти вопросы привели к появлению различных отраслей философского знания:

· Гносеология – философское учение о познании мира, исследует принципы и методы человеческого сознания.

· Онтология – философское учение о бытие, т.е. об устройстве мира.

· Социальная философия – учение об обществе.

· Этика – учение о морали, которое исследует правила и нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.

· Аксиология – учение о ценностях (добро, любовь, справедливость и т.д.).

· Антропология – учение о человеке.

· Эстетика – учение о прекрасном.

· Логика – учение о способах рационального мышления.

· Философия науки – изучает методы и формы научного познания мира.

· История философии – учение о развитии самой философии.



Источник: https://infopedia.su/11x444c.html

Философия Древнего Китая

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий.

Долгое время пребывая в изоляции от всего мира, она смогла пройти свой собственный путь, и приобрести ряд уникальных черт.

В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной.

Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.

Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб.

Рис. 1. Китайская мифология.

К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:

  • Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.
  • Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов инь и ян произошло упорядочивание Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.

Рис. 2. Инь и Ян.

Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.

  • Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.

Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности.

  • Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

Рис. 3. Лао-Цзы.

  • Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
  • Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.

При изучении темы «Философия Древнего Китая» мы узнали кратко самое главное о философия Древнего Китая. Выяснили, когда началось зарождение древнекитайских учений, какие предпосылки были для их развития, каковы их основные черты.

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 448.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/filosofiya-drevnego-kitaya-kratko.html

Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 44Следующая ⇒

Философия зародилась на Древнем Востоке в сер. I тыс. до н.э. Наибольшее развитие она получила в Индии и Китае, где она была тесно связана с религией.

Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на касты – замкнутые сословные группы, принадлежность к которым определялась фактом рождения: переход из одной касты в другую запрещался, смешанные браки исключались.

Существовали четыре основные касты:

— брахманы (жрецы);

— кшатрии (воины);

— вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники);

— шудры (слуги).

Такое положение поддерживалось религией, которая опиралась на комплекс священных текстов под общим названием Веды. Эти тексты представляли собой гимны богам, заклинания, жертвенные формулы и т.д. Наибольший интерес для философии представляют комментарии к Ведам, которые называются Упанишады.

Они содержат представления древних индусов о происхождении мира и человека. Индусы верили в то, что душа бессмертна и претерпевает бесконечное число перерождений, переселяясь из одного тела в другое (сансара).

При этом после смерти тела душа не может переселиться в тело представителя более высокой касты. В этих условиях спасение (мокша) виделось в том, чтобы прервать круг перерождений и привести душу в особое состояние (нирвана), в котором нет никаких эмоций и никакой жизни.

Вся индийская философия основывается на вере в “вечный моральный миропорядок”.

Отсюда и общее для всех индийских философских систем понятие кармы, которое показывает, что все содеянное человеком нигде и никогда не пропадает зря и то, что происходит с человеком, является следствием его собственных поступков. Поэтому мир – это арена для нравственных деяний, в нем каждый человек имеет возможность заслужить наилучшее будущее.

В зависимости от отношения к текстам Вед философы Древней Индии разделились на 2 группы школ:

— ортодоксальные школы философии считали авторитет Вед непререкаемым и видели свою задачу только в комментировании их текстов. К этим школам относятся: санкхья, веданта, миманса, ньяя, вайшешийа, йога;

— неортодоксальные школы не признавали авторитет Вед и допускали возможность отступления от них. Среди них особо влиятельными были джайнизм, буддизм, чарвака-лакаята.

Джайнизм. Смешение философии и религии. Сущность личности человека двояка. В ней есть два начало: материальное (аджива) и духовное (джива). Связующим элементом между ними является карма. Джайнизм подробно разработал концепцию кармы.

Джайнисты различали восемь видов различных карм двух качеств (злые и добрые). Злые кармы негативно влияют на душу, добрые – удерживают душу в круговороте перерождений (сансара). Когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм он освободится от сансары.

Освобождение от кармы и сансары возможно при помощи аскезы и совершения благих желаний.

Буддизм. Религиозно-этическое учение, ставшее в последствии мировой религией. Основатель – Сидхартха Гаутама. Центр учения – четыре благородных истины.

1. Существование человека связано со страданием.

2. Причиной страданий являются желания (жажда), ведущие через радости и страсти к перерождению вновь.

3. Устранение причины страдания заключается в устранении этой жажды, т.е. отказ от желаний.

4. Путь, ведущий к устранению страданий, благой восьмеричный путь.

В буддизме проповедуется «серединный путь», то есть отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Прекращение страданий – нирвана (буквально «угашенный»). Состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, страдание. Отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

Особенностью чарваков-лакоятов была материалистическая трактовка мира, в то время как остальные школы стояли на позициях идеализма. В целом для философии Древней Индии характерно слабое внимание к внешнему миру (природе и обществу) и ориентация человека на внутреннее самосовершенствование.

Особенности древнеиндийской философииопределяется особенностями культуры этой страны в целом.

1. В Индии философия не была исключительным достоянием узкого круга философов или ученых мужей. Она являлась важным элементом религии масс и проникала к ним в упрощенной форме, создавая основу для мировоззрения.

2. Другой особенностью является индивидуализм индийской философии, упор на исключительность, кастовость. Здесь все сосредоточено на личности на самом себе.

3. Крайняя терпимость по отношению к убеждениям и обычаям других, возможность придерживаться избранного образа жизни.

4. В философии Древней Индии не акцентировалось внимание на понятии общества в целом, на понятии долга перед обществом.

Особенности философии Древнего Китая вытекают из своеобразия истории и культуры народов Китая. Древнекитайское государство – типичная восточная иерархическая деспотия. Закона здесь не было, и никто не был защищен от произвола вышестоящего по социальной лестнице.

В жизни людей господствовали традиции, основанные на сложной системе ритуалов. Мифология в Древнем Китае была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. Вся жизнь китайца представала как непрерывный отчет перед духами предков.

Поэтому и не удивительно, что эта философия имеет явно выраженный морально-регулятивный характер.

Древнекитайская философии связана с древними книгами, так называемым «китайским Пятикнижием», составляющих основу мировоззрения образцового китайца.

В Пятикнижие входили: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись». «Книга Перемен» («И цзин») является наиважнейшей.

В ней содержаться первые представление о мире и человеке в китайской философии, сформулированы основные принципы философского мышления в Китае.

Наиболее известными и влиятельными школами древнекитайской философии, оставившими заметный след в истории культуры этой страны, были конфуцианство, даосизм, моизм, школа законов, школа имен. Наиболее влиятельными философскими течениями в Китае стали конфуцианство и даосизм, которые возникли в VI в. до н.э.

Основатель даосизма Лао-Цзы – личность полулегендарная. Основы его учения изложены в трактате «Дао дэ цзы». По его мнению, мир существует благодаря взаимодействию двух начал: темного пассивного женского начала Инь и светлого активного мужского начала Янь.

Инь-Янь – два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного и того же явления – активное и пассивное, ведущее и ведомое. Природа Инь и Янь не абсолютна, а относительна, Инь может превращаться в Янь и наоборот. Они не только противостоят друг другу, но и дополняют друг друга.

Движение Инь и Янь – это движение изменений в едином мире. Это движение имеет свой путь – путь Дао, и этот путь проживают все вещи. Мир существует и развивается благодаря всеобщему закону Дао, которому подчинены и силы природы, и судьбы людей.

Жить в соответствии с Дао можно, руководствуясь принципом «у-вэй» («недеяние»): человек не должен преобразовывать окружающий мир, а обязан всеми способами приспосабливаться к миру.

Характерный для китайской культуры дух традиционализма наиболее отчетливо и последовательно проявился в конфуцианстве. Название этой школы происходит от имени ее основателя Кун-фу-цзы (в латинской транскрипции – Конфуций).

Конфуций, занимаясь государственной деятельностью, видел свою задачу в том, чтобы предложить учение, которое обеспечило бы прочный мир и благоденствие народа.

Из его высказываний ученики составили трактат под названием «Лунь юй» («Беседы и высказывания») — это сборник нравственных поучений.

Упорядоченное зажиточное существовоание в мире и согласии наступает тогда, когда каждый руководствуется тремя моральными правилами: взаимностью, золотой серединой и человеколюбием, которые вместе составляют “дао-правильный путь”.

Этим путем должен следовать каждый, кто хочет жить в согласии с самим собой, с другими людьми, со вселенной, это значит – кто хочет жить счастливо.

Кто придерживается золотой “середины”, то есть способен выбирать между несдержанностью и осторожностью, кто достигает “человеколюбия” или почитания родителей и уважения к старшим, кто не чурается “взаимности”, то есть заботы о людях, тот добродетельный человек.

Только такие люди относятся к обществу с уважением и почитанием, без чего невозможен надлежащий образ жизни. Общество – это семья, где господствуют уважение детей к родителям, родительская любовь к детям, справедливость и мудрость.

Конфуций говорил, что все беды происходят из-за того, что люди забывают заветы предков и нарушают традиции. Конфуций выдвинул требование «исправления имен».

Оно означало, что каждый должен глубоко осознать свое положение в обществе и до мелочей выполнять все ритуалы (ли), которые ему соответствуют.

В результате этого в обществе будет установлен обязательный для всех закон (фа), а отношения между людьми станут гуманными (жэнь).

Даосизм и конфуцианство с течением времени превратились в национально-государственные религии.

Легизм(Школа закона или законники).Представители Хань Фэй и Шан Ян. Законники противопоставляли конфуцианскому ритуалу («ли») – закон («фа»).

Они целиком отказались от методов убеждения, то есть от нравственного принуждения, полностью положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Наивные представления о государстве как о большой семье заменили государством, как бездушном организме.

Высшей целью стала внешняя цель – победа своего царства в борьбе царств. Ради этого изгонялись разные «излишества», упразднялись искусства, пресекалось разномыслие, уничтожалась философия.

Философия вредна для государства, она предлагает людям непонятные и противоположные образцы для поведения и, тем самым сбивает людей с толку, сеет смуту и мешает управлению. Таким образом, Хан Фэй подвел итог, так называемого, «золотого века» китайской философии.

Особенности древнекитайской философиизаключаются в следующем:

1. Исторический период Древнего Китая, известный как период «борющихся государств и царств», в духовной жизни был «золотым веком» китайской философии» или «периодом «соперничества ста школ».

2. В большинстве философских школ Древнего Китая преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления обществом.

3. Древнекитайская философия была малоситемной. Это объясняется тем, что она была слабо связана с наукой, существующей в то время в Китае.

4. На древнекитайскую философию наложило отпечаток то обстоятельство, что в Древнем Китае была слабо развита логика. В Китае не было своего Аристотеля, отчего и философия была слабо рационализирована.

5. Используемый в то время древнекитайский язык, с его особенностями, затруднял выработку абстрактного философского языка.

В целом свое главное назначение китайские философы видели в обучении порядку. Они крайне негативно относились ко всему новому и были сторонниками традиционализма. Эта односторонность философии в дальнейшем предопределила серьезное научно-техническое отставание Китая от других цивилизаций.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2015-11-15; view: 869; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/9-99348.html

Scicenter1
Добавить комментарий