13 1 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ФИЛОСОФСКОМУ АНАЛИЗУ

Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания

13 1 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ФИЛОСОФСКОМУ АНАЛИЗУ

Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением человека. Это действительно самый поразительный и загадочный феномен жизни, возникающий на определенном уровне развития материи.

С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее — в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически.

Лезвие разума мысленно рассекает все и вся на составные части, обнаруживая перед нами внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит то, чего нет в природе, мир культуры, в котором воплощена, опредмечена сила мысли.

Что же такое сознание, разум? Человеческая мысль в поисках ответа на этот вопрос прошла долгий и трудный путь, прежде чем удалось приоткрыть тайны своей природы, выявить свои сущностные характеристики. Но этот процесс продолжается.

В настоящее время все больше увеличивается круг наук, которые вовлекаются в исследование сознания. Такие исследования ведут философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики.

Исследуемые в отдельных науках аспекты сознания оказываются достаточно далекими друг от друга и к тому же не соотносятся с сознанием как с некоторым целым. Каждая из наук пользуется собственными методами, схемами, идеалами, вырабатывает свои критерии рациональности, объективности, строгости, научности, т. е.

такого рода исследования носят, скорее, монодисциплинарный характер. Несмотря на расширение междисциплинарных исследований феномена сознания следует признать, что они остаются во многих случаях концептуально разобщенными.

Вероятно, следует говорить не об одном едином понятии сознания, а о целом ряде специфических понятий, используемых в самых различных областях знания.

Рассмотрим аспекты сознания, изучаемые отдельными областями знания.

Общественные науки, включая психологию, постигают следующие формы общественного сознания − правовое, политическое, нравственное, эстетическое, экономическое.

Естественные науки, к которым иногда относят и психологию, исследуют преимущественно состояния индивидуального сознания, их механизмы и материальный субстрат.

Технические науки анализируют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относятся распознавание образов, память, интеллект. Эти формы также изучаются и психологией.

В условиях междисциплинарного изучения сознания возникает потребность в философском осмыслении различных подходов, в формировании философского понятия сознания, которое выполняло бы интеграционную роль по отношению к специальным научным понятиям и представлениям о сознании, способствуя целостному видению проблемы сознания. В свою очередь, данные психологии, нейрофизиологии, нейрокибернетики и других специальных областей исследования сознания, несомненно, способствуют более глубокому пониманию Философского понятия сознания.

Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статуса, его места в структуре бытия — как природного, так и социального. Онтологические и гносеологические измерения сознания, являясь его фундаментальными характеристиками, взаимообусловлены.

Сознание есть творческая форма отражения действительности, но сознание является и свойством, функцией высокоорганизованной материи, которая формируется в контексте социокультурного развития человека, усвоения исторически выработанных форм культуры.

В философском осмыслении сознания несостоятельна как позиция крайнего гносеологизма, обусловленного игнорированием онтологического аспекта проблемы сознания, так и прямолинейное, грубое сведение сознания к функции головного мозга.

Позиция крайнего гносеологизма замыкает сознание в самом себе, пресекает его необходимую связь с материальной действительностью и тем самым ведет к его идеалистической мистификации, и вряд ли убедительно объяснение сознания лишь как функции головного мозга. Необходим более широкий подход, раскрытие роли социокультурных предпосылок сознания, «прояснение» сознания.

Далее философия выделяет и изучает основные типы отношения сознания к миру: познание, деятельность, ценностное отношение. Философия изучает сложные, неоднозначные, нередко противоречивые и драматические отношения разных типов сознания друг к другу (познание и нравственность, добро и красота, истина и ценность).

Философию интересуют вопросы об отношении субъективного сознания и сознания объективированного в виде особых предметов — предметов культуры, отношение индивидуального и общественного сознания.

Таким образом, специфика философского подхода к сознанию задается интересом к определенным граничным проблемам: сознание и бытие, познание и нравственность, индивидуальное и общественное сознание.

Важнейшей характеристикой сознания в его философском осмыслении является способность сознания к мысленному построению действий и прогнозированию их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Функция сознания есть самооценка, саморефлексия в ее уникальности, неповторимости, непосредственном переживании человеком системы своих отношений к миру и самому себе.

Какова же специфика философского понятия сознания? Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа изображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

Перечислим особенности философского исследования феномена сознания:

• выявление онтологического статуса сознания.

С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание − не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром.

Такая характеристика сознания предполагает выяснениеонтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции;

• характеристика в гносеологическом аспекте. В этом плане сознание есть отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел − головной мозг;

• сознание есть идеальное, оно проявляется в форме идеальных образов;

• сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания;

• сознание обозначает высший уровень психической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер;

• философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе;

• сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

Следует отметить, что философская рефлексия XX в.

наряду с функциональной и субстанциальной парадигмами выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенциальной и феноменологической традициями, где акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при одновременном творческом внесении личностных смыслов в действительность (Гуссерль, Сартр, Ясперс и др.). В противоположность классическим онтологическим моделям, сознание здесь предстает не как феноменология духа, но сам мир предстает как феномен человеческого сознания, которое при таком подходе трактуется не столько как отражение, сколько как осмысление, творческое конструирование смысла действительности, задающее и формирующее мировоззренческое видение «жизненного мира» человеческого бытия. Поэтому истинное бытие сознания многовекторно в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, «архетипы» и ассоциации, онтологические и гносеологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге «Я» и Мира, «Я» и Другого, межличностной коммуникации, обусловливая вариативность и открытость проекции человеческого сознания и бытия человека в мире.

Источник: http://an-site.ru/dk/of33.htm

Вопрос 25 Проблема сознания и основные подходы к его философскому анализу

13 1 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ФИЛОСОФСКОМУ АНАЛИЗУ

Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека. Выделяют 3 основные парадигмы в философии сознания:

Субстанциальная. Представителя данной парадигмы являются: Платон, Аристотель, Декарт, Гегель и т.д. Данная парадигма представляет разум человека как наиболее значимый и универсальный по отношению к сознанию и проецирует его на структуру универсума в целом. Разум в данном случае выступает гарантом единства и упорядоченности бытия.

В результате чего индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление мирового разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, за счет которых конструируются сущностные свойства объекта, определяют его содержание.

Статус индивидуального сознания оценивается через степень его приобщения к миру, а также к идеям разума.

Функциональная. Данная парадигма интерпретирует сознание как функцию материальных систем, которая в своих исходных характеристиках не содержит ничего идеального и мыслящего.

Согласно данной парадигме сознание обеспечивается функционированием нервной системы, которая организована соответственно с универсальными законами механики. Подлинным основанием мышления является чувственный опыт.

При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных конструкций, а отражением реально существующих объектов и связей действительности данных нам ощущений.

Экзистенциально-феноменалогическая. Данная парадигма делает акцент на описание опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность (предполагает способность сознания быть всегда «сознанием о»).

данная парадигма наделяет индивидуальное человеческое «Я» активным конституирующим статусом. В результате чего сознание не столько является отражением, сколько осмыслением действительности.

Именно сознание формирует жизненный мир человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет опыт его существованием. При этом сознание не отождествляется с разумом, т.к.

подлинное бытие сознания осуществляется как динамическая целостность рефлексивных и до рефлексивных слоев, как поток мыслей, чувств и ассоциаций. При этом «Я» человека оказывается всякий раз не столько давностью, сколько заданностью.

Вопрос 26 Проблема генезиса (происхождения) сознания.

Проблема происхождения сознания рассматривается на нескольких уровнях: в контексте обще природной эволюции; в связи с происхождением культуры и общества; в аспекте онтогенеза человека (индивидуального развития человека).

Природным основание… стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материях.

Отражение сознания характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты, воздействующие на них явлениях.

Тип, содержание и формы отражения определяются уровнем и особенностями системно структурной организации отражающих объектов, а также способов их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия, описанного выше, отражения не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В разработке теории отражения выделяют 2 концепции:

Функциональная концепция предполагает, что в не органических объектах есть лишь предпосылки для свойств отражения, но не его активное проявление.

Атрибутивная. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойств отражения.

Основные этапы в развитии материи и эволюции свойств отражения:

Отражение в неживой природе;

Отражение в живой природе;

Социальное отражение.

На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения:

Раздражимость – это ответна реакция организма на воздействие окружающей сред. Данная форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Сущность данной формы состоит в том, что:

Организм реагирует на биологически важные факторы.

Организм реагирует как целостное образование, поскольку нет деференциированных органов.

Изменение происходит без временного разрыва, т.к. сохраняющие реакции запускаются сразу.

Чувствительность – это способность организма иметь ощущение, отражающее отдельные свойства предметов, которые воздействуют на организм. У низших животных органы чувств не развиты.

Психика обусловлена появлением второй сигнальной системы у человека. для неё характерным становится реакция не только на жизненно важные факторы, но и на те сигналы, которые не являясь сами по себе значимыми для выживания, выступают как сигнал, предупреждающий об опасной или неблагоприятной ситуации.

Психика основана на видовой гинетически закрепленных программах жизнедеятельности и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде.

Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность говорить о наличии у человека «практического интеллекта» ассоциативного мышления.

Основными отличительными признаками сознания человека от психики животных являются:

Абстрактно логическое мышление, которое связано с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, которые не даны непосредственно восприятиям.

Целеполагание рассматривается, как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в неё.

Самосознание позволяет человеку иметь возможность выделять себя из внешней среды.

Язык (речь), который выступает второй сигнальной системой и заставляет нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим единицам.

Вопрос 27 Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и язык .

Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт – это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения.

Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это коммуникация.

Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания.

Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях.

Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, – это речь и язык. Язык – это система знаков, соответствующих определенным понятиям.

Речь – это оформленная в соответствии с принятыми в обществе правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык.

Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой.

Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Значение языка для понимания опыта сознания огромно.

Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли.

Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь посредством языка.

Вопрос 28 Общество как предмет философского осмысления . Особенности познания социальной реальности.

На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания, результаты которого прямо или косвенно сказывались на характере деятельности человека, отношениях между людьми, формах самоорганизации и регуляции жизни социума. Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией, задача которой – выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Если исходить из содержания и характера отношений между индивидами, осуществляющих свою жизнедеятельность, то определяющим фактором их совместного бытия будут выступать деятельность и оформляющие ее связи и отношения.

В этом смысле любое сообщество индивидов имеет в качестве условий своего существования совместную (кооперированную, организационно оформленную и управляемую, самоорганизующуюся и т. д.) деятельность, требующую, в свою очередь, определенных знаний, умений и навыков ее осуществимости.

Понятая таким образом общность людей, которая может быть описана и выражена в категориально-понятийной форме как система сложившихся и постоянно складывающихся отношений в ходе взаимодействий многообразных форм, видов, типов, родов деятельности, есть общество.

Сферу социально-философского познания составляют теории, отражающие специфику таких объектов, как общество, человек, культура. Отличительная особенность этого познания – наличие объекта особого рода: цели, воля и желания индивидов.

Включенность самого субъекта (человека) в познаваемый объект (общество) – первая отличительная черта социального познания; невозможность абстрагирования социального познания от непосредственной жизнедеятельности людей, мира повседневных отношений – вторая его отличительная черта; в отличие от символики естественно-научного типа, за которой скрываются вещи, за символами социального характера скрываются идеи и действия агентов социума – это третья отличительная черта социального познания.

Социальная философия – философия общества. Выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предмет социальной философии: проблемы социального бытия.

Основные проблемы социальной философии. Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли.

Социальная философия – это философия общества,выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являютсяпроблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии.

Несмотря на то, что общество, будучи сложной самоорганизованной системой, является объектом изучения различных наук, это не отменяет необходимостифилософской рефлексии над обществом, над различными концепциями и направлениями, в которых предпринимаются попытки анализа и объяснения самых разнообразных феноменов социальной жизни.

Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной онтологии, выявления специфики социальной реальности, взаимодействия различных феноменов общественного сознания и социальных явлений друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.

На определенной стадии развития конкретно-научная рефлексия над обществом с необходимостью переходит на уровень философской рефлексии, когда выстраиваются различные исследовательские программы в обществознании, предлагаются альтернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновываются критерии стратификации, рассматриваются проблемы и типы цивилизационной динамики и культуротворчества, появляются разнообразные футурологические модели развития человечества.

Названные проблемы и понятия составляют категориальную матрицу и исследовательское поле социальной философии, или философии общества.

Социальная философия ставит перед собой следующие вопросы: какова специфика социального бытия, существуют ли законы общественной жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, эмпирического и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделей общества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие.

В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности.

В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).

Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы.

Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.

В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека.

Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, начиная с конца XVIII – 1-й половины XIX вв., когда возникают попытки построения систематического обществоведения.

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К ним относятся следующие:

– натуралистическая (ее версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм);

– культурно-историческая (культурно-центристская);

– психологическая и социопсихологическая;

– исследовательские программы классического и постклассического марксизма;

– программа социального действия М. Вебера;

– программа социальной реальности как феномена символической интеракции (Дж. Г. Мид);

– программа структурного функционализма (Т. Парсонс);

– программа общественной рациональности и коммуникативного действия, «системы» и «жизненного мира» (Ю. Хабермас) и др.

В понятии общества отражаются

— субъективно-материальные (экономические) факторы (Адам Смит, Карл Маркс)

— духовные параметры (Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Карл Ясперс)

— субъективно-личностные измерения (Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг).

Вопрос 29 Проблема направленности общественного развития : линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

Нелинейные интерпретации истории

Связаны с представлением о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении».

Обретают вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса (Дж. Вико, И. В. Гете).

Нелинейная модель исторического процесса закрепляется в концепциях культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локалных цивилизаций» А. Дж. Тойнби и др.

Линейные интерпретации истории

Представлены в двух основных моделях:

«регрессизм». Появляется в древнем мире в концепциях «возврата имен», «золотого века», в религиозно-богословских представлениях иудаизма и христианства – в эсхатологии. В эпоху Просвещения проявился в воззрениях Ж.-Ж. Руссо, усмотревшего в развитии культуры регресс человеческой свободы. Позиции историческогорегрессизма в наше время проявляются в идейных течениях:

экологического пессимизма;

технократического антиутопизма;

религиозно-сектантского финализма.

«прогрессизм». Оформился в 18 веке в философии Просвещения. Связан с верой во всесилие разума, могущество преобразовательных возможностей человека.

Идея социального прогресса получила развитие в немецкой классической философии – «спиралевидная» модель истории Г. Гегеля.

Особый вариант прогрессизма характерен для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации.

В современной философии истории возникают концепции, имеющие регрессивный оттенок:

«пределов роста» (Форрестер, Медоуз);

«конфликта цивилизаций (Хантингтон);

«золотого миллиарда»;

«конца истории» (Фукуяма).

Вопрос 30 Понятие и функции культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Культура (от лат. сultura — возделывание, воспитание, а также лат. cult — почитание) для обыденного сознания представляет прежде всего совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности.

Она сложный мир символов, знаков, использующихся для обозначения человеком окружающего мира. Поскольку за внешним обликом вещей и символов обычно не так-то легко усмотреть их духовное содержание, возникает даже опасение, что точно определить содержание культуры невозможно.

Эта трудность, однако, отчасти преодолевается посредством обращения к этимологии понятия культуры.

Слово «культура» латинского происхождения и первоначально оно обозначало возделывание, обработку земли. Позже, благодаря Цицерону, оно стало использоваться для характеристики человека, как обозначение его воспитанности, образованности, и более широко «культивирования» в человеке человеческих качеств.

Длительное время в классической философской литературе понятие «культура» отождествлялось с цивилизацией. Такой подход особенно был характерен для французских просветителей XVIII в. Только в конце XIX — начале XX в.

в философии предпринимаются серьезные попытки разграничить данные понятия (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Вместе с тем, и сегодня проблемы соотношения культуры и цивилизации весьма актуальны и носят дискуссионный характер.

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. В современной науке широко распространено следующее определение. Культура — процесс создания и передачи из поколения в поколение определенного набора программ деятельности, общения и поведения людей.

В современной науке выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры:

аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека;

деятелъностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта;

семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу;

структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь;

гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на проблемах совершенствования человека как духовно-нравственного субъекта и др.

В истории человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи:

эпоха дописьменного варварства;

тысячелетие фонетического письма;

«Гутенбергова галактика» — пять сотен лет печатной техники;

«Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация.

Источник: https://megapredmet.ru/1-62550.html

Основные подходы к философскому анализу сознания

13 1 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ФИЛОСОФСКОМУ АНАЛИЗУ

«Познай самого себя»

Сократ

«Я мыслю, следовательно, существую»

Декарт

«Cознание» — это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен – компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.

В философии категория «сознание» является одним из основных понятий и противопоставляется категории «материя».

В истории философии синонимами слова «сознание» служили понятия «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «Божественный разум», «объективный разум», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т. д. На протяжении тысячелетий природа и сущность сознания оставались мистической тайной.

Представление о сознании как проявлении души— таинственной «чувственно-сверхчувствительной» сущности, ответственной за человеческую жизнь и состояния человеческого тела, возникло в глубокой древности.

Тогда материальное и идеальное еще не разделялись, душа не отделялась от тела. На начальных этапах и древнегреческая философская мысль не знала понятия «идеального» как особой противоположности чувственно-предметному материальному.

Только с течением времени душу стали рассматривать как некую нематериальную субстанцию, независимую от материи, способную вести самостоятельное существование, бессмертную и вечную.

Объективный идеалист Платон впервые ввел в философию понятия «идея», «идеальное», «идеальный мир» и противопоставил их понятиям «материальное», «материальный мир».

В истории философии проблема сознания толковалась в зависимости от того, какую позицию в вопросе соотношения материи и сознания занимали мыслители. Выделяют следующие основные подходы к анализу проблемы сознания:

1. Субстанциальный подход(Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель и др.) рассматривает сознание как самостоятельную субстанцию, первосущность, нечто внеположенное человеку.

Идеальный мир существует объективно, независимо от существования человека, считал Платон. В Средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира Бога.

Человеческое сознание существует как его проявление (частица), слабый отблеск божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения сознание стали воспринимать как атрибут человеческого бытия.

Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания, в частности, способность человека к мышлению. В философии Гегеля человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление Мирового Разума, выступающего гарантом гармонии, единства, упорядоченности бытия, Универсума в целом.

2. Натуралистически-функциональный подход появляется в философии и науке в Новое время. Согласно этому подходу, сознание – это особая функция мозга человека, благодаря которой он познает окружающий мир и самого себя.

Сознание в этом контексте выступает как функция природы, функция материальных форм, понимаемая с метафизических позиций. Так, механистическое толкование сознания сложилось в XVIII веке в гилозоизме (от греч.

вещество и zoe — жизнь), одухотворявшем все материальное и предполагавшем наличие ощущений и у неживых предметов: «и камень мыслит», считал Б. Спиноза.

На сегодняшний день известно, что в неживой материи сознания нет, но есть свойство, сходное с ощущением и являющееся основой для возникновения сознания – отражение. В середине XIX века распространился вульгарно-материалистический (упрощенный)взгляд на сознание.

Немецкие философы Фогт, Бюхнер, Молешот считали, что сознание, мысль «выделяется» мозгом так же, как желчь выделяется печенью.

Несмотря на то, что вульгарно-материалистическая точка зрения отвергнута достижениями современной науки, попытки свести (редуцировать) сознание к определенному виду материи, а психологию как науку заменить физиологией, предпринимаются до сих пор. Подобных взглядов придерживается бихевиоризм, основанный на объективном изучении поведения (движения, реакция), рассматривающий человека лишь как реагирующее существо и практически отрицающий его активную деятельность и самостоятельность психики.

3. Социокультурный подход проявился в немецкой классической философии Канта и Гегеля.

В ее рамках, во-первых, было выявлено влияние культурына формирование индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей); во-вторых, разграничено индивидуальное и надиндивидуальное (социальное) сознание; в-третьих,выделены различные уровни организации сознания, его активность и историзм.

В постклассический период, в философии марксизма (Маркс, Энгельс) в рамках диалектико-материалистической философии была проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи надиндивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей.Таким образом, в диалектико-материалистической социокультурной парадигме:

1) сознание производно от материи, оно вторично по отношению к ней;

2) истоки сознания, как и всего живого, находятся в материи, которая способна к движению и саморазвитию;

3) сознание — продукт закономерного исторического развития материи, социальной формы движения;

4) сознание — это особое, идеальное свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи, то есть человеческого мозга;

5) сознание — субъективный образ объективного мира, который необходим человеку для адекватной практической деятельности.

4. Психоаналитический подход, предложенныйЗ. Фрейдом, основан на наличии в структуре психики человекатрех компонентов:

1) Оно (Id)сфера бессознательного (билогические инстинкты, которые представляют деструктивное начало в психике человека);

2) Я (Ego)сфера сознания, обеспечивающая адекватное взаимодействие человека с внешним миром;

3) Сверх-Я (Super-Ego) структура в психике, сформированная (навязанная) обществом: совесть, внутренний критик.

5. Экзистенциально – феноменологический подходк изучению сознания (Сартр, Хайдеггер, Гуссерль) появился в ХХ веке со становлением неклассической философии. Новый подход сводится к следующему:

а) нельзя отождествлятьпсихику и сознание, они пересекаются, но не тождественны (психика — более широкое понятие);

б) нельзя изучать сознание только в рамкахиндивидуального сознания;

в) невозможно полностьюразделитьсферы идеального и материального.

В феноменологии Гуссерля делается акцент на индивидуальность человеческого сознания.

Как поток проявлений сознание не редуцируется (не сводится) к разуму, оно включает чувства, эмоции и другие компоненты.

Оно интенционально (направлено на объект), это сознание о чём-то. Сознание возможно лишь в уникальности опыта «Я» — это «заданность», «проект», который выбирает уникальный личностный мир.

Сознание нельзя логизировать и рационализировать (ситуации отключения сознания); его необходимо чувствовать и интерпретировать, а не объяснять и анализировать. Сознание может быть «найдено» только в ситуациях слитности человека с миром. (вне мира нет сознания).

Итак, в идеалистической философии любого направления сознание выступает первичной, определяющей реальностью, порождающей окружающий мир, а его сущностными характеристикамиявляются:

– во-первых, идеальность, выражающаяся в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов субъекта (человека); т.

е. в образах сознания не присутствуют вещества, характерные для окружающей действительности и для мозга, они не имеют массы (веса), пространственных характеристик и других физических свойств;

– во-вторых,объективность,понимаемая объективными идеалистами (Платоном, Гегелем и др.

) как независимость сознания («мира идей», мирового Духа) от индивидуального мышления человека; первоосновой существования, по их мнению, является не сознание человека, а объективное – до человека и независимо от человека существующее сознание: «абсолютный дух», «мировой разум», «Бог» и т. д.

– в-третьих, субъективность, понимаемая субъективными идеалистами как зависимость мира человеческого сознания: мир — это лишь комплекс ощущений мыслящего субъекта, т. е. порождение нашего сознания. Кстати, в таком понимании есть реальная основа.

Действительно, наше знание — это не что иное, как идеальная (мысленная) конструкция, которая во многом определяется особенностями познающего субъекта. Вместе с тем субъективность может привести к солипсизму (от лат.

solus — один) — течению, согласно которому мир и остальные люди существуют только в сознании одного человека.

Мыслители, придерживающиеся идеалистической трактовки, утверждают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя.

В материалистической философии категория сознания используется для обозначения идеальной субъективной реальности как вида бытия, являющейся вторичной, зависимой от объективной реальности – материи. При этом идеальное определяется как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К.Маркс).

Сознание начинает пониматься как философская категория для обозначения особого свойства высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных образах. В такой интерпретации сознание выступает единственным не материальным, а идеальным свойством материи.

Его идеальность состоит в образовании мысленных образов, которые являются отражением действительности.

При этом сознание неразрывно связано с материей, между ними существуют и единство, и различия, которые проявляются в следующем: а) сознание порождается материей и не существует без нее; мозг и психические явления тесно взаимосвязаны как материальный субстрат и свойство, ему принадлежащее и без него не существующее; б) содержанием сознания являются образы внешних объектов, которые отражают материю, но отличны по форме от этих объектов как их идеальные копии; в) сознание изменяется вслед за изменением материи.

В диалектическом материализме вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи считается основным вопросом философии (Ф. Энгельс).

В 20 веке, в связи со специализацией философии (ориентацией ее на гносеологические, социальные либо антропологические проблемы) интерес к онтологическим проблемам первичности или вторичности сознания по отношению к материи угасает.

Тем более что вопрос этот принципиально неразрешим, ответ на него принимается в качестве постулата онтологических концепций и его истинность до сих пор не доказана. Кроме того, сегодня на первый план выдвигаются другие проблемы.

Так, для философов-экзистенциалистов основным вопросом философии становится вопрос о смысле человеческой жизни. Вместе с тем понимание сознания, выработанное в рамках диалектического материализма, и сегодня остается актуальным и является методологическим основанием естественнонаучного познания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a27520.html

42. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциальный, функциональный, экзистанциально-феноменологический

13 1 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ФИЛОСОФСКОМУ АНАЛИЗУ

Проблемасознания.Сознание является одним из фундаментальныхпонятий философии, психологии, социологии,кибернетики и других наук..

Сознаниепредставляет собой внутренний мирчувств, мыслей, идей и других духовныхфеноменов, которые непосредственно невоспринимаются органами чувств ипринципиально не могут быть объектамипредметно-практической деятельностичеловека.

Вфилософии проблема сознания изучаетсяв онтологии (проблема первичностиматериального и идеального), гносеологии(проблема соотношения объективного исубъективного моментов в структурепознавательного процесса), социальнойфилософии (проблема взаимо-связиобщественного и индивидуальногосознания).

Вонтологиипонятие«сознание» укоренено в структуру бытия:что отсутствуетв нашем сознании, то отсутствует и внашем бытии.

Сознание —это то, что очерчивает круг бытия,обнаруживает и раскрывает его, оформляет,проектирует и обозначивает бытие и, темсамым, отделяет бытие от небытия. Бытиеявляется главным условием существованиясознания.

Данная взаимозависимостьбытия и сознания приводит в философиик постановке вопроса о первичностиматериального и идеального.

Вгносеологииисходным выступает оппозиция субъектаи объекта, местом встречи которых,является сознание, трактующееся каксубъективная реальность. Именно благодарядеятельности сознания познающий субъектможет нечто знать об объекте, устанавливатьсущественные связи и закономерностиобъективной действительности.

Однакосознание всякий раз преломляет мир сосвоей позиции, согласно своим желаниям,интересам и, естественно, своимвозможностям. Отсюда возникает проблемаистины как соответствие содержаниясознания познаваемому объекту.

Всоциальнойфилософиипроблема сознания исследуется в рамкахсоотношения общественного и личного вопыте сознания. С одной стороны, сознаниевсегда связано с неповторимым внутренниммиром человека. Оно существует толькотам, где индивид сам решает все жизненныевопросы, сам делает выбор, сам оцениваетсвое место в жизни и т. д.

Но, с другойстороны, существуют и всеобщие формывосприятия мира, ценностные установки,которые служат ориентиром дляиндивидуального сознания.

Подходыисследования сознания.Выделяют три основных подхода изучениясознания в философии: субстанциональный,функциональный и экзистенциально —феноменологический.

1. Согласносубстанциональному,сознание трактуется как существующеереально (т. е. происходит онтологизациясознания) и признается первичным поотношению к объективной действительности.

Основными историческими формами этогоподхода являются античный космологизм,теологическая трактовка сознания вэпоху Средних веков, рационализмновоевропейской философии, трансцендентализмНемецкой классической философии.

Всевнимание античногогрека былонаправлено на окружающий мир, космос,на выявление единых, сверхчувственныхпринципов и начал бытия, макро- имикрокосмоса. Таким началом выступалЛогос Гераклита, мир идей Платона,нематериальный и неподвижный перводвигательАристотеля. 2.

Наряду с субстанциональнымподходом в философии Нового времениформируется функциональныйподход кобъяснению сознания. Он начинаетрассматриваться Ф.Ламетри,Кабанисом, Гольбахом и др. в соответствиис достижениями физиологии и медициныв качестве особой функции мозга.

Отличиесознания от других функций мозга видитсяв том, что благодаря сознанию человекспособен приобретать знания о природеи самом себе. Историческими формамифункционального подхода к анализуфеномена сознания являются механистический,вульгарный, диалектический и научныйматериализм.

Согласномеханистическомуматериализму(Ламетри, Гольбах), мозг и нервная системафункционируют по аналогии с механизмом.Вульгарныйматериализм (Кабанис, Фогт, Бюхнер)утверждал, что мышление — такойже продукт мозга, как секреция поджелудочнойжелезы или печени.

Согласно Фогту, мыслинаходятся в таком же отношении к мозгу,в каком желчь находится к печени.

Бюхнерпопытался смягчить резкость высказыванийсвоего единомышленника, заметив, чтомысль не является продуктом выделения,и предложил смотреть на мышление какна особую форму всеобщего естественногодвижения, наподобие движения светаили магнетизма.

3. Всовременной западной философиискладывается экзистенциально-феноменологическийподход кпроблеме сознания.

Сознание рассматриваетсякак специфический вид бытия, которыйнельзя описать в традиционном длягносеологии ракурсе субъект-объектныхотношений, поскольку «Я» не можетнаблюдать самое себя со стороны. Сознаниев феноменологии описывается как нечтонеотделимое от непосредственнойжизненной реальности.

Согласнофеноменологии Гуссерля, сознание всегданаправлено на предмет, всегда естьсознание о чем-то, а не замкнутая в себесубъективность (в восприятии всегданечто воспринимают, в суждении о чем-тосудят, при ненависти — нечто ненавидят).

Представительэкзистенциального направления французскийфилософ Ж.-П. Сартр анализирует «абсолютноесознание», которое является сферойсвободы и условием существованиячеловека. Основными составляяющимисознания являются воображение и эмоции,благодаря которым сознание способноотрываться от данного мира и проектироватьто, чего в нем нет.

43.Генезиссознания. Сознание и отражение. Сознаниеи мозг. Проблема искусственногоинтеллекта.

ГЕНЕЗИС(генез), происхождение, возникновение;в широком смысле — момент зарожденияи последующий процесс развития, приведшийк определенному состоянию, виду, явлению.

Повопросу возникновения сознания существуетдве точки зрения.

Согласнопервой, сознание— результат развитияприроды, которая существует вечно. Вней действует закон энтропии, согласнокоторому все сложное со временемстановится простым. Предполагается,что в этом мире идут процессысамоорганизации.

На необъятных просторахВселенной на определенном этапе развитияфизическая материя усложняется настолько,что порождает жизнь, а жизнь, борясь засебя, вырабатывает сознание, как органприспособления.Согласновторой точке зрения,сознание является первичной основойдействительности. Оно существовалоизначально, и помогло физическому мирувозникнуть.

Именно мудрым вселенскимпланом сознания предусмотреноцелесообразное устройство нашего мира.Человеческое сознание является частьювселенского сознания. Существует научнаягипотеза, подтверждающая этот взгляд.Она основывается на наличии в нашеммироздании информационных полей,носителем которых выступает разновидностьфизического вакуума.

Не смотря напривлекательность данной концепции,она все же остается на уровне гипотезы.Наиболее исследованной является первая,связанная с естественнонаучнымобъяснением происхождения сознаниякак отражения.

Сознаниеи отражение, его виды.Отражение— этовсеобщее свойство материи, заключающеесяв воспроизведении признаков, свойстви отношений отражаемого объекта.Отражение происходит в результатевзаимодействия различных системреального мира, при котором происходитобмен информацией между этими системами.

На различных уровнях организации материихарактер отражения и содержаниеотражаемой информации имеют своюспецифику. В неживой природе взаимодействиематериальных систем ведет к механическойдеформации.

Происходит передачаинформации о колебаниях температуры,направлении и силе света, измененияхэлектромагнитных и звуковых волн, другиххимических и физических сигналов.

В живой природевыделяется три уровня отражения, которыезависят от сложности объектов и ихвзаимодействий со средой: раздражимость,возбудимость и чувствительность,психика.

Раздражимостьсвойствоорганизма отражать воздействия внешнейсреды, находясь в непосредственномконтакте с нею и реагируя как целое.Раздражимость выступает регуляторомприспособительного поведения и имеетсяуже у простейших организмов типа амебы.

Возбудимостьи чувствительностьспособностьорганизма избирательно реагировать набиологические раздражения различнымиорганами чувств. На этом уровне,характерном для многоклеточныхорганизмов,отражаютсяне только негативные, но и позитивныесигналы, начинают формироватьсяэмоциональные реакции.

Дальнейшиеэволюционные процессы приводят квозникновению центральной нервнойсистемы, и ее высшего отдела — головногомозга. Появление такого типа отраженияназывают информационным. Изучениеинформационных процессов позволилосоздатьискусственный интеллект

Проблемаискусственного интеллектаявляетсясейчас одной из самых злободневных. Ейзанимаются ученые различных специальностей:кибернетики, лингвисты, психологи,философы, математики, инженеры.

Приисследовании проблем, связанных сискусственным интеллектом, решаютсямногие основополагающие вопросы,связанные с путями развития научноймысли, с воздействием достижений вобласти вычислительной техники иробототехники на жизнь будущих поколенийлюдей. Здесь возникают и развиваютсяновые методы научных междисциплинарныхисследований.

Здесь формируется новыйвзгляд на роль тех или иных научныхрезультатов и возникает то, что можноназвать философским осмыслением этихрезультатов.

Сознаниеи мозг.Сознание неразрывно связанос мозгом. В науке сложилось несколькоподходов их взаимосвязи.

1.Нейропсихологический—изучаетсознание в зависимости от конкретныхучастков коры головного мозга. Еслинарушается функционирование мозга, всилу тех или иных заболеваний, то и всознании тоже происходят изменения.

Например, когда нарушаются лобные доли,больные не могут создавать и удерживатьсложные программы поведения; они неимеют устойчивых намерений, целеполаганияи легко отвлекаются побочнымираздражителями.

При поражениизатылочно-теменных отделов мозговойкоры левого полушария нарушаютсяориентировка в пространстве, оперированиегеометрическими отношениями, счет вуме и анализ некоторых грамматическихконструкций.

2.Нейрохимический—изучает как определенное настроение,алкоголь, наркотики влияют на химиюмозга, что оказывает непосредственноевлияние на сознание. Так, для депрессиихарактерно увеличение в крови уровнясеротонина.

3.Нейрокибернетический—рассматривает сознание и мозг какинформационные системы, сложныезапрограммированные машины, доказываеттождественность устройства ифункционирования мозга и существующихЭВМ, показывает, что работа мозгаопределяется определенными алгоритмами,программами и т. д.

Источник: https://studfile.net/preview/5707302/page:27/

Scicenter1
Добавить комментарий