13. 3. _Правовое государство и гражданское общество

Тест по теме

13. 3. _Правовое государство и гражданское общество

Правовое государство. Гражданское общество.

1. Ниже при­ведён ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся прин­ци­па­ми толь­ко пра­во­во­го го­су­дар­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вер­хо­вен­ство права 4) раз­де­ле­ние вла­стей на три ветви

2) не­зыб­ле­мость прав и сво­бод граж­дан 5) вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и лич­но­сти

3) го­су­дар­ствен­ный кон­троль над об­ще­ством 6) су­ве­ре­ни­тет

2. По­ли­ти­че­ские на­блю­да­те­ли уста­но­ви­ли, что го­су­дар­ство М может быть клас­си­фи­ци­ро­ва­но как пра­во­вое го­су­дар­ство. Какой при­знак мог бы быть на­зван среди про­чих как до­ка­за­тель­ство сде­лан­но­го вы­во­да? 1) взи­ма­ние на­ло­гов, ис­поль­зо­ва­ние мер го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

2) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та

3) на­ли­чие ис­клю­чи­тель­ных права, в том числе на при­ня­тие за­ко­нов

4) дей­ствие прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей

3.К от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сит­ся

1) ре­а­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей

2) при­ни­ма­ют­ся об­ще­обя­за­тель­ные для на­се­ле­ния ре­ше­ния

3) уста­нав­ли­ва­ют­ся и взи­ма­ют­ся на­ло­ги

4) дей­ству­ет прин­цип вер­хо­вен­ства го­су­дар­ствен­ной вла­сти

4. К от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сит­ся

1) при­ну­ди­тель­ный ха­рак­тер го­су­дар­ствен­ной вла­сти

2) под­чи­не­ние за­ко­ну го­су­дар­ства, его ор­га­нов

3) об­ще­обя­за­тель­ность ре­ше­ний го­су­дар­ствен­ной вла­сти

4) на­ли­чие ин­сти­ту­та граж­дан­ства (под­дан­ства)

5. Какой из при­ведённых при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет де­я­тель­ность ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства?

1) Пре­зи­дент стра­ны провёл пла­но­вую встре­чу с чле­на­ми Со­ве­та без­опас­но­сти.

2) Го­су­дар­ствен­ная дума рас­смот­ре­ла за­ко­но­про­ект, внесённый пре­зи­ден­том стра­ны.

3) Совет ди­рек­то­ров круп­ной ком­па­нии от­чи­тал­ся по ито­гам года перед со­бра­ни­ем ак­ци­о­не­ров.

4) Совет ве­те­ра­нов ло­каль­ных войн и кон­флик­тов провёл бла­го­тво­ри­тель­ную акцию.

6. Среди при­ведённых си­ту­а­ций ука­жи­те при­мер, ил­лю­стри­ру­ю­щий де­я­тель­ность ор­га­ни­за­ций, пред­став­ля­ю­щих граж­дан­ское об­ще­ство.

1) вы­ступ­ле­ние ини­ци­а­тив­ной груп­пы жи­те­лей мик­ро­рай­о­на про­тив стро­и­тель­ства элит­ных кот­те­джей в ле­со­пар­ко­вой зоне

2) со­вер­ше­ние пре­мьер-ми­ни­стром по­езд­ки по отдалённым ре­ги­о­нам стра­ны с целью озна­ком­ле­ния с усло­ви­я­ми жизни на­се­ле­ния

3) вы­ступ­ле­ние пар­ла­мент­ской фрак­ции с пред­ло­же­ни­я­ми по­пра­вок к за­ко­ну о бюд­же­те

4) на­зна­че­ние со­ве­том ди­рек­то­ров круп­ной ком­па­нии но­во­го фи­нан­со­во­го ди­рек­то­ра

7. В какой из при­ведённых ниже си­ту­а­ций пред­став­лен ин­сти­тут граж­дан­ско­го об­ще­ства?

1) Ми­нистр со­ци­аль­но­го раз­ви­тия вы­сту­пил с про­ек­том мо­дер­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния ре­ги­о­на.

2) Де­пу­та­ты За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния об­ла­сти об­суж­да­ли во­прос по­вы­ше­ния та­ри­фов ЖКХ.

3) Члены ТСЖ вы­сту­пи­ли на со­бра­нии жиль­цов с отчётом о про­де­лан­ной ра­бо­те за год.

4) Ли­де­ры по­ли­ти­че­ских пар­тий стра­ны вы­сту­пи­ли с кри­ти­кой дей­ствий пра­ви­тель­ства.

8. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го про­яв­ле­ния де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства.

1. Меж­ре­ги­о­наль­ный проф­со­юз во­ди­те­лей-даль­но­бой­щи­ков об­ра­тил­ся с ини­ци­а­ти­вой из­ме­не­ния рас­по­ло­же­ния склад­ских по­ме­ще­ний и сто­я­нок близ сто­лич­но­го ме­га­по­ли­са.

2. Ми­ни­стер­ство по делам пе­ча­ти и ин­фор­ма­ции объ­яви­ло кон­курс на про­из­вод­ство серии ху­до­же­ствен­ных филь­мов о фор­ми­ро­ва­нии граж­дан­ской иден­тич­но­сти.

3. Пра­во­за­щит­ная ор­га­ни­за­ция «Сво­бо­да слова» вы­сту­пи­ла в под­держ­ку жур­на­ли­стов и пред­ло­жи­ла при­нять за­ко­ны, на­прав­лен­ные на га­ран­тию без­опас­но­сти их де­я­тель­но­сти.

4. Ас­со­ци­а­ция твор­че­ских учи­те­лей на­ча­ла на своем ин­фор­ма­ци­он­ном пор­та­ле про­ект кон­суль­ти­ро­ва­ния мо­ло­дых учи­те­лей по ме­то­ди­че­ским во­про­сам.

5. След­ствен­ный ко­ми­тет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­нял к рас­смот­ре­нию дело о на­па­де­нии на из­вест­но­го жур­на­ли­ста.

6. Пре­зи­дент стра­ны ини­ци­и­ро­вал со­зда­ние но­во­го ин­но­ва­ци­он­но­го на­уч­но­го цен­тра в под­мос­ков­ном Скол­ко­во.

9. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке эле­мен­ты си­сте­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов между вет­вя­ми вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) воз­мож­ность на­ло­же­ния Пре­зи­ден­том РФ вето на за­ко­но­про­ект

2) кон­фе­де­ра­ция об­ществ за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей

3) сво­бод­ные сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции

4) ин­сти­тут Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка

5) право ро­спус­ка Го­су­дар­ствен­ной Думы Пре­зи­ден­том РФ

6) под­отчётность Пра­ви­тель­ства РФ пар­ла­мен­ту

10. В стра­не Z идёт фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какие из при­ведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?

1) Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управ­ле­ния.

2) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

3) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские со­ве­ты.

4) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг.

5) Вы­рос­ло число граж­дан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий.

6) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских боль­ниц.

11. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пра­во­вое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от об­ще­ства.

3) Власть в пра­во­вом го­су­дар­стве, так же, как и в не­пра­во­вом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Пра­во­вое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство.

5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.

12.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это го­су­дар­ство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство, за­щи­тить права граж­дан.

2) Не­об­хо­ди­мым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние вла­стей.

3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти граж­да­ни­на.

4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на.

5) Любое го­су­дар­ство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и за­ко­но­да­тель­ство, можно счи­тать пра­во­вым.

13. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о функ­ци­ях граж­дан­ско­го об­ще­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Сти­му­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­но по­лез­ной де­я­тель­но­сти граж­дан.

2) За­щи­та гра­ниц и обес­пе­че­ние об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка.

3) Уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии ор­га­нов де­мо­кра­ти­че­ско­го пра­во­во­го со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства.

4) Ор­га­ни­за­ция об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем пра­вил доб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции.

5) Раз­ре­ше­ние эко­но­ми­че­ских спо­ров между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми.

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми го­су­дар­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

B) си­сте­ма за­ко­но­да­тель­ства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные от­рас­ли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (за­ко­на) в об­ще­стве

1)толь­ко пра­во­вое

го­су­дар­ство

2)го­су­дар­ство лю­бо­го типа

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вет­вя­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти в РФ и её ор­га­на­ми

Б) гу­бер­на­тор об­ла­сти

В) Совет Фе­де­ра­ции

Г) Го­су­дар­ствен­ная дума

Д) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд

Е) Пра­ви­тель­ство РФ

1) за­ко­но­да­тель­ная

2) ис­пол­ни­тель­ная

3) су­деб­ная

Правовое государство. Гражданское общество.

Ответы

1. 3, 6

2. 4.

3. 1.

4. 2.

5. 4.

6. 1.

7. 3.

8. 1, 3, 4.

9. 1, 5, 6.

10. 2, 3, 5.

11. 1, 4, 5. ( 2) Оно есть в любом го­су­дар­стве. 3) В не­пра­во­вом мо­но­по­лия в может быть и в руках по­ли­ти­че­ской пар­тии)

12. 1, 2, 4.

13. 1, 3, 4.

14.

Источник: https://infourok.ru/test-po-teme-pravovoe-gosudarstvo-grazhdanskoe-obschestvo-1359402.html

5.10 Гражданское общество и правовое государство

13. 3. _Правовое государство и гражданское общество

Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 1

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы — независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов.

Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии.

Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

  • гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
  • гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы — не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
  • демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
  • высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;
  • народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
  • верховенство и полновластие народа;
  • справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
  • свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества — в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим — т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:

  • защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
  • способствует формированию демократии, правового государства;
  • контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
  • помогает воспитанию и социализации граждан;
  • защищает интересы людей. 2

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

  • закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;
  • верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;
  • при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

  • верховенство права и закона;
  • максимальную гарантию прав и свобод человека;
  • равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом.

Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. 3

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/sfera_politiki_i_socialnogo_upravleniya/?id=17262

Билет №13

13. 3. _Правовое государство и гражданское общество

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как фило­софская концепция. В XVII в. английский философ Т.

Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возни­кает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государ­ства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззре­ниям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивиду­альностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть.

В идее граж­данского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более ци­вилизованному. Ж.Ж.

Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданст­венности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной вла­сти.

Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором ци­вилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, граждани­ном и обществом.

Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства.

Граж­данское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества.

Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влия­ния в политической организации общества.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, явля­ется построение правового государства.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной вла­сти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.

В России в конце XIX — начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели — Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др.

Но после революции сформировав­шаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг.

прошлого века проблема пра­вового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.

Признаки правового государства

1.  Господство (верховенство) права. Это означает, что закон должен быть выражением права как узаконенной справедливости.

Не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, кото­ рый отвечает жизненным потребностям человека и гражданского общества в целом.

Таким право­ вым законам обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные лица в государ­ стве. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и

для граждан.

2.  Реальность прав и свобод личности.

В правовом государстве необходимым является не только конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, но и реальная возможность реализации их на практике.

Для этого в государстве должна существовать дейст-венная система гарантий прав и свобод личности. Важна в этом смысле связанность государства и гражданина взаимными правами, обязанностями и ответственностью.

3. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Этот принцип был впервые сформулирован в классическом труде Ш. Монтескье «О духе законов».

Принцип разделения властей предполагает распределение функ­ций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Причем принцип разделения властей вовсе не предполагает их обособления.

На прак­тике такое разделение эффективно, если сопровождается системой «сдержек и противовесов», то есть сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно для достижения целей, поставленных перед государством.

2.  Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский экономист Ф.А.

Хайек
писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех об­стоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и опера­тивно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой то ме­ханизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом про­шлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом яв­ляется в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заме­нить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовы­вать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать». Объясните, почему уче­ный называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей. Используя знания курса «Обществознание» и ав­торский текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка (потребителя, производителя).

На рынке возможны три ситуации.

Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-х — 80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство).

Подобная ситуация возникла в период так называемой «Великой депрессии» 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние яв­ляется оптимальным.

Таким образом, цена, как правило, является индикатором состояния на рынке товаров и услуг и фактически показывает, насколько производители смогли правильно спрогнозировать их востре­бованность.

Также она позволяет частным предпринимателям быстро принимать решения о до­полнительном выпуске каких-либо товаров либо приостановке их производства, то есть является ориентиром для планирования дальнейшего производства.

3.  Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

Во-первых, необходимо определить круг источников, на которые следует опираться при под­готовке к выступлению.

Поскольку рассказать необходимо не только о событиях недельной давно­сти, но и о случившихся на протяжении довольно длительного времени — месяца, при подготовке целесообразно использовать еженедельные средства массовой информации, такие как «Аргументы и факты», «Российская газета (неделя)» и т.д.

Как правило, в таких изданиях дается перечень наи­более важных и интересных событий недели, проводится их аналитический разбор. В библиотеке попросите подшивку необходимых печатных средств массовой информации. Также можно ис­пользовать сайты средств массовой информации.

При подготовке выступления необходимо разработать определенный порядок подачи инфор­мации. Как правило, лучше начинать с политических событий, потом следуют экономические но­вости, новости культуры и спорта. Изложение можно сделать несколько другим — мировые ново­сти, события, произошедшие в России, новости региона.

Нужно помнить, что выступление должно быть небольшим — до 10-15 минут. Нельзя просто читать текст — его надо обязательно рассказывать своими словами.

Источник: http://humanitar.ru/page/bilet_number13

Правоведение

13. 3. _Правовое государство и гражданское общество

Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX века в основном в развитых индустриальных странах.

Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо.

Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства происходит после периода постиндустриального общества.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство — не равнозначные понятия.

С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля.

Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Гражданское общество — это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство — лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.

Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом.

Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования.

Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной.

Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество — это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого -обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но это упрощенное представление. Сам закон — это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие.

Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает этатистские представления и режимы, исходящие из трактовки права, отождествляемого с законом, — из трактовки права как орудия государства, средства управления, формы политики.

Тем более идея правового государства отвергает и идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим.

Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению — это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права.

Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок — таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством, например, при фашизме, большевизме.

Коль скоро концепция правового государства исходит из признания примата права, то оказываются совершенно неприемлемыми и трактовки права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых.

Юридическое право как нечто признанное государством, закрепленное законом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма правовой системы страны, порожденной обществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей экономической системой: отношения собственности и есть правовое выражение производственных отношений.

Однако чисто «экономический» подход к праву представляет собой вульгарный материализм, и лишь одностороннее выведение права из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные субъекты.

И тут мы подходим к действительной основе основ права — к человеку. Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека -право.

Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало. Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу.

Право — мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально).

Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека — право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей — правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности).

Из сказанного вытекает фундаментальное исходное положение: каждый человек рождается свободным и равным другому человеку; каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство — политическую силу, главное предназначение которой — охрана естественных и неотчуждаемых прав человека.

Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу — всем людям, его образовавшим и образующим нацию.

Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма.

Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установить власть, связанную правом, установить правление закона и господство права. Но в настоящее время речь может идти только о мирной смене власти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и цивилизацию, подавляет личность.

Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире при наличии средств массового уничтожения людей.

Итак, государство по природе своей -правовой союз граждан, и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

Тут уместно обратить внимание на то, что суд, правосудие выступает высшей гарантией прав и свобод человека.

Судебную власть нельзя трактовать как орган борьбы с преступностью, как «правоохранительный» орган — суд, это власть, действующая наравне с законодательной и исполнительной властями.

Высший судебный орган должен обладать полномочиями охраны конституции, правом отмены решений парламента, президента, правительства, если эти решения противоречат конституции государства и нарушают права и свободы человека и гражданина.

Правовое государство — это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

Источник: https://isfic.info/pravov/rosp08.htm

Правовое государство и гражданское общество

13. 3. _Правовое государство и гражданское общество

Гражданское общество и правовое государство есть опре­деленное качественное состояние и конкретный результат взаимодействия общества и государства.

Как только обще­ство оказывается способным контролировать себя и государ­ство, оно создает такое государство, которое его устраивает.

Подобное состояние общества называется гражданским, а го­сударство, как следствие его воздействия, — правовым. Го­сударство − не творец гражданского общества, а его продукт (К. Маркс).

Термин «правовое государство» впервые в научный обо­рот ввел Роберт фон Моль(1799 1875), «гражданское общество» − предположительно немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716).

Правовое государство — это такое государство, которое действует и функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их обще­ственных институтов и ассоциаций и связано с ними взаим­ной юридической ответственностью.

Функционирование на основе законов означает, что все органы государственной власти и управления, должностные лица осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права.

Они действуют в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходят за рамки своего правового поля. Действие и функционирование во исполнение законов означает, что государство гарантиру­ет реализацию прав и свобод человека и использует для этого все имеющиеся у него средства.

По утверждению немецкого философа Карла Ясперса (1883-1969),правовое государ­ство — это государство, где власть преодолевается правом и в конечном счете служит праву.

Принципы построения правового государства известны. К ним относится принцип верховенства права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон создает­ся, изменяется, отменяется парламентом, т.е. на основе за­кона. Закон выражает волю, интересы большинства, а не от­дельных граждан, основан на демократически выраженной воле народа.

Принцип равенства всех перед законом означает, что го­сударство, общество, личность должны действовать на осно­ве норм права, в строгом соответствии с законом, что «закон должен быть владыкой над всеми, в том числе и над правите­лями» (Аристотель).

Принцип незыблемости прав и свобод личности, их охраны и гарантированности означает неотчуждаемость прав и свобод граждан, их приоритет над законами государ­ства, которое не может их изменить или отменить.

Отсюда вытекает такой принцип правового государства, как нали­чие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, за законами, другими нормативны­ми актами государства, определением их конституцион­ности, легитимности.

Принцип разделения властей, демонополизации власти означает, что в правовом государстве не должно быть органа или лица, вкотором концентрировалась бы государствен­ная, законодательная, исполнительная и судебная власть в полном объеме.

Принцип судебной защиты прав личности означает, что никакие другие учреждения и ведомства, кроме суда, не вправе претендовать на исполнение судебных функций.

Судьи при осуществлении правосудия подчиняются только закону, какое-либо вмешательство вдеятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой ответственность по закону.

Обращение каждого гражданина к судебной власти должно быть завершено законным и обос­нованным решением. Судебные решения обеспечиваются со­ответствующими гарантиями.

Принцип взаимной ответственности означает правовое равенство власти, гражданина, общества перед законом. Правовую ответственность должны нести не только личность и институты гражданского общества, но и государство перед ними за невыполнение своих обязательств.

Представления о гражданском обществе формировались в органической связи с идеей правового государства.

Гражданское общество зародилось в период первых бур­жуазных революций и перехода к индустриальному способу производства. В большинстве государств Европы его основы сложились в начале XIX в.

Взаимоотношения зарождаю­щихся гражданских обществ и абсолютистского государст­ва, двух противоположных по своей сущности образований, были болезненно конфликтующими.

С точки зрения права их можно изобразить следующим образом: гражданское об­щество — право — признание права государством — право­вое государство.

В современной литературе имеются многочисленные трак­товки гражданского общества.

С точки зрения автора, — это совокупность самодеятельных, негосударственных общест­венных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, по­литически и экономически активных граждан в целях реа­лизации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.

Структуру гражданского общества составляют семья, органы самоуправления, неправящие политические партии, самодеятельные профессиональные, конфессиональные, творческие и другие общественные союзы и организации, гражданские инициативы, адвокатуры, суды присяжных. негосударственные СМИ, учреждения образования и воспитания, предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д.

Наряду с негосударственными общественными институтами гражданское общество есть совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые складываются и развиваются между гражданами и институтами гражданского общества вне рамок государства, без его вмешательства.

Институты гражданского общества властью не обладают. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (приказ – исполнение), а горизонтальные связи – отношения партнерства, добровольного сотрудничества и конкуренции между свободными и равноправными гражданами. Они формируются по горизонтали.

Все решения в гражданском обществе принимаются на основе консенсуса.

Гражданское общество к самодостаточно. Это, по сути, своеобразная готовность общества к самостоятельной жизни без вмешательства и контроля государства.

Государство не подавляет и не поглощает структуры гражданского общества, а обеспечивает создание условий для защиты свободы их деятельности, гарантии прав граждан и их объединений, в том числе прав на участие в управлении. Не общество служит государству и подотчетно ему, а государство обществу.

С одной стороны, гражданское общество способно решать многие проблемы самостоятельно и в определенных случаях вопреки государству (особенно если оно не обладает статусом правового).

Если же для решения проблемы требуется помощь государства, то следуют представление, артикуляция этой проблемы через институты гражданского общества государству, которое решает ее через свои органы. С другой стороны, институты гражданского общества и объединенные в них индивиды осуществляют свою деятельность в границах существующего правового поля, соблюдают законы государства, не подменяют его и активно участвуют в реализации общегосударственных целей.

Только при таком балансе обеспечиваются здоровое со­стояние и функционирование общества, его прочность и ста­бильность. Исходя из сказанного, государство и граждан­ское общество — две части единого социума, которые взаи­мосвязаны, живут одной жизнью, дополняя друг друга.

Сте­пень независимости общества от государства обусловлена в первую очередь тем, насколько граждане способны самостоя­тельно, без патерналистской опеки со стороны государства разрешать самые различные проблемы общественной жиз­ни, заботиться о своем материальном и духовном благопо­лучии.

Основными признаками (элементами) гражданского об­щества являются: демократический характер власти, полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независи­мость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; экономическая свобода; рыночные отношения; эффективная социальная политика; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический, партий­ный, идеологический и культурный плюрализм; определен­ный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Основу гражданского общества составляют граждане высо­кого политического, экономического, социального, культур­ного и морального статуса. Гражданское общество формиру­ется вместе с изменениями самого человека.

Тест

1. Исторически сложившийся политический институт, реа­лизующий определенные властные полномочия по руковод­ству и управлению основными сферами общественной жиз­ни в пределах конкретной территории, есть .

2. Основными признаками государства являются:

а) суверенитет; г) многопартийность;

б) территория; д) моноэтничность.

в) население;

3. Суверенитет государства означает:

а) борьбу за власть;

б) административно-территориальное деление страны

в) независимость и верховенство государственной власти;

г) этнический состав государства.

4.Форма правления — это:

а) политический режим;

б) полномочия главы государства;

в) легитимность власти;

г) организация верховной государственной власти.

5.Унитарное государство —

а) союзное государство;

б) временный политический союз государств;

в) государство, которое не имеет в своем составе иных государственных и национальных образований на правах его субъектов;

г) моноэтническое государство.

6.«Воля народа — самый лучший закон» (У. Грант) в правовом государстве означает принцип:

а) равенства всех перед законом;

б незыблемости нрав и и свобод личности;

в) взаимной ответственности;.

г) верховенства закона.

7. Федерация — это:

а) союзное государство;

б) временный политический союз государств;

в) насильственно созданное государство;

г) военный союз стран одного региона.

8. Правовое государство не строится на принципах:

а) верховенства закона;

б) равенства всех перед законом;

в) незыблемости прав и свобод личности;

г) единовластия;

д) обеспечения материального благополучия граждан.

9. Основными признаками гражданского общества явля­ются:

а) наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан;

б) подчинение общества государству;

в) многообразие форм собственности;

г) разветвленная сеть добровольных сообществ людей;

д) политический и идеологический плюрализм;

е) соблюдение обществом законов государства;

ж)подмена обществом государственных органов власти
и управления.

Вопросы для повторения

1.Приведите понятие политического института как организационной структуры системы политических отношений.

2. Дайте описание сущности государства и назовите его иные признаки и функции.

3.Назовите основные подходы к пониманию генезиса государства.

4.Расскажите о формах правления и государственно-территориального устройства.

5.Что такое правовое государство и гражданское общество?

6.Каковы соотношения и взаимосвязи государства и гражданского общества?

Литература

1.Авулнова, Г.И. Социально-правовое государство: сущность, энности становления / Г.И. Авулнова // Социально-гума-р. знания. — 2000. — № 3. ,

2.Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Василевич. — Минск, 2006. ,

Еськов, Г. Гражданское общество: к истории зарождения и ития идеи / Г. Еськов // Власть. — 2000. — № 12. ,

Манаев, О. Становление гражданского общества в незави-1Й Беларуси / О. Манаев // Социолог, опыты. 1991-2000. — 0К,2000. ,

Парламентаризм в Республике Беларусь: опыт становле-И развития: сб. науч. ст. / под ред. В.А. Божанова. — вк: Ин-т парламентаризма и предпринимательства, 2006.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_139037_pravovoe-gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obshchestvo.html

Scicenter1
Добавить комментарий