13.9. Человеческое счастье: Взаимосвязь смысла жизни и счастья Взаимосвязь смысла жизни и

Счастье и смысл жизни. Статья. Самопознание. Самопознание.ру

13.9. Человеческое счастье:  Взаимосвязь смысла жизни и счастья Взаимосвязь смысла жизни и

Наша жизнь — это счастье, но многие с этим не согласятся. Почему? Потому что у всех жизнь совершенно или почти разная, все имеют свои нормальные жизненные проблемы.

Вывод отсюда следующий: для всех людей понятие счастье — разное. Для кого-то это просто выспаться, поесть, поболдеть где-нибудь в компашки или у себя за пазухой и так далее и тому подобное.

И таких людей, на мой счёт — большинство.

Есть и иная категория, которая живёт своей жизнью ради других любимых ему людей. И это уже похоже на счастье. Так держать, ведь жить ради других это так благородно и правильно. Но есть одно но. Не стоит этим сильно увлекаться.

Если чисто жить ради других людей и не думать о себе — можно попасть в беду. Но как не крути, жить и помогать другим людям это очень и очень похвально. Просто есть ещё второе но. Человек может помогать другим людям только в том случае, если он способен помочь себе.

Это тоже закономерность. Всегда надо начинать с себя.

Третья категория — это та, которая живёт ради своего тщеславия. Таким людям нужно, чтобы на них обращали внимания, чтобы ради них шли на жертвы, чтобы им везде потакали. Но какая должна быть та самая жизнь. Ведь человек настолько ко всему привыкает, особенно к радостям жизни, что его уже ничто не способно удовлетворить?

Счастье и смысл жизни

Счастье — это иметь смысл жизни. Смысл жизни — это то, ради чего человек живёт на этой Земле. Видеть смысл жизни — это видеть перспективы будущего, стремление ради него.

И неважно, в каком Вы сейчас положении находитесь. У Вас может быть много радостей, смеха и позитива в Вашей жизни.

Но делает ли это Вас в действительности счастливым? Или душа каждый день куда-то зовёт и заставляет Вас пойти у себя наперекор?

Человек ситуативно может быть счастлив (выспался, вкусно поел, вдоволь напрыгался, понежился), но жизнь кажется пустой и от этого радости в сердце и душе не проявляется. Зато другой живёт в нищете, напряжении и выглядит как оборванец, знает ради чего он живёт и куда ему стремиться. Как написал Ницше: «Тот, кто знает зачем, выдержит любое как».

Счастье — это, по сути, не смысл жизни. Если говорить конкретнее, то оно может им являться, но это зависит от типов личности. Типы личности можно поделить на процессников и результатников. Давайте познакомимся с ними вкратце.

Процессники — это переживатели (чаще женщины). Такие люди живут своими чувствами и редко делают то, что им не нравиться, даже если это необходимо. Для них цель дня — это испытать больше радости.

Поэтому для них смысл каждого дня (и только этот диапазон) — это как можно больше испытать удовольствия в стандартных радостях: выпить пивка, поиграть в карты с друзьями, попусту поболтать.

Такие люди не обладают дальновидностью.

Результатники — самого название говорит за себя. Для таких людей важны цели и, жить согласно своему плану. Они постоянно ведут контроль над собой. Увлекательность — не для них.

Если Вы читаете книгу и постоянно анализируете: «Какую пользу я от этого вынесу? Что это мне даст?» — Вы результатник. Если Вы листаете страницы и получаете от этого удовольствие, да и читаете, потому что это интересно и только — Вы процессник.

Для процессника цель жизни и смысл её заключается в её увлекательном процессе. Для результатников характерно то, что может дать результаты, а прочие переживание и счастье уходит на второй план.

Академик Любищев подводя итоги года, писал: «В этом году был счастлив и сделал мало». Эти слова заставляют задуматься: в них кроется раздумье или грусть.

Определись, каким человеком являетесь Вы. Вы предпочитаете обращать внимание на свои эмоции или на результаты каждодневного дня? В любом случае никто Вас не упрекает, если Вы относитесь к первому типу личности.

В этом мире нужны люди всех категорий и типов личностей, так как всё взаимосвязано. Если Вы целитесь только на результаты и всё, то неплохо было бы пожить жизнью, хотя бы денёк, не ставя себе цели.

Возьмите пример у процессников.

Но самое главное — это иметь смысл жизни и знать ради чего ты живёшь. Такие люди внутреннесодержимы. Делайте то, что подсказывает Вам душа. Она знает лучше Вас, в чём Ваш смысл жизни.

Самое худшее, что с Вами может случиться — это когда Вы не будете знать, куда Вам девать себя. И наоборот, если у Вас есть видение, Вы уже имеете вдохновение и жить становиться интереснее.

Так, что найдите свой смысл жизни как можно быстрее (читайте статью: «Как найти себя«).

«Депрессия — болезнь обеспеченных людей с большим запасом свободного времени. Занятым людям нет возможности выделить время, в которое можно себя пожалеть».(Неизвестный остряк)Всё чаще можно услышать, как люди жалуются на депрессию, подавленные состояния сознания. Действительно ли это так? На самом ли… Читать дальшеОбратная связь в повседневной жизни окружает нас ежеминутно, сигналы и реакции на наше поведение, слова и поступки не заставляют себя ждать. Но мы этого даже не замечаем! Чаще всего мы вовлечены в свою собственную картину мира и не подозреваем, что как-то влияем на окружение. И мы влияем! Даже своим… Читать дальше
Размышлял над тем, кто такой психолог. Мысли приходят о том, что иногда в психологию «идут» не по велению внутреннего — сердечного естества,.. а в целях доминирования, желания проявить свою многозначительность и свою животную природу как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Такая группа… Читать дальшеПеред вами тренинг «Старые привычки». Он поделён на несколько частей (статей). Материалы идут в той последовательности, в которой должны идти. Сокращения касаются теоретической части и детализации выводов из упражнений. Изучайте материал и действуйте, меняйтесь сами и изменяйте окружающий мир.

Упражнение… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/schaste_i_smysl_zhizni/

Счастье и смысл жизни — Психологос

13.9. Человеческое счастье:  Взаимосвязь смысла жизни и счастья Взаимосвязь смысла жизни и

​​​​​​​Счастье является одной из важнейших ценностей современного человека, но это говорит только о том, что мы живем в обществе потребления. Счастье — это про получение. Вы про это знаете?

Одно из замечательных упражнений на тренингах синтон-программы — это подарки друг другу картинок счастья и картинок любви. Участники обычно не сразу понимают, в чем между ними разница.

.. Вы выходите из тёмного подъезда, а на улице светит солнышко, набухают почки, и в воздухе стоит запах весны.

… Или — вы лежите на песчаном пляже, слышите шум моря, а вашу кожу обдувает приятный, чуть прохладный ветерок…

Вопрос — эти картинки про счастье или про любовь?

А если вы ждете любимого, готовите ему его любимое блюдо и накрываете на стол так, чтобы он понял — этот вечер посвящен ему: это только про счастье и или еще и про любовь?

Счастье — это радость получения, любовь — это радость дарения. Получать для себя — понятно, а думать о другом и отдавать свое кому-то другому — труднее, именно поэтому счастья хочется каждому, но далеко не все понимают ценность любви.

должна быть «зачем», не слышали даже большинство взрослых.

​​​​​​​Смысл жизни — то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, это ответ на вопрос «Зачем я живу?».

А много у нас тех, кто в здравом состоянии задаются подобным вопросом? Видение смысла жизни — это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. Если счастье достаточно чувствовать, то о смысле жизни нужно думать.

Ну и много у нас людей, склонных думать? Если людей не учить этому специально, о будущем думает мало кто. Более того, вал психологической литературы сегодня учит жить чувствами, а не головой, и жить только «здесь и сейчас», не размышляя о каком-то будущем…

В результате о каком либо «смысле жизни» так воспитанные люди думать уже и не хотят, и тема смысла жизни волнует, похоже, только невротиков, у которых жизнь все никак не складывается…

Счастье и смысл жизни — достаточно разные вещи. У человека может быть в жизни счастье, но не быть в жизни смысла. И наоборот — смысл есть, а счастья нет.

Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это — и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет. «Тот, кто знает Зачем, выдержит любое Как» — писал Ницше.

Если жизнь уподобить маршруту, то смысл жизни — одно из его направлений, а счастье — один из способов передвижения по этому маршруту.

Кто-то в своей жизни выбирает направлением вовсе не смысл жизни, а другие ценности — развлечения или достаток, здоровье или острые переживания…

Большое число наших сограждан вовсе не заморачиваются направлением своей жизни, считая вполне достаточным удовлетворение своих потребностей, а те, кто не научился жить счастливо, могут поставить счастье смыслом своей жизни…

При этом счастье само по себе целью и смыслом жизни не является. Точнее, может являться, а может и нет: все зависит от типа личности, взглядов и мотивов человека. Если все ваше счастье — отдирать обои и складывать ботинки в ряд, кажется, что такое счастье недостойно взрослого человека.

Для православного человека счастье как наслаждение радостями современного мира — не смысл жизни, а дьявольское соблазнение. Смысл его жизни — приближение к Богу, спасение души.

Можно сказать, что счастье православного человека — в служении Богу, но размышления о счастье в принципе для православия не характерны.

При этом важно помнить, что для любого христианина уныние является одним из страшнейших грехов.

Для деятельного человека счастье — ресурс и инструмент. Деятельному человеку счастье помогает, когда оно становится привычным фоном и источником энергии. Счастье мешает, когда отвлекает от дел.

Академик Любищев, подводя итоги года, как-то написал: «В этом году сделал мало. Был счастлив». За этими словами слышится то ли раздумье, то ли — печаль.

Для процессника счастье может являться целью и смыслом жизни, это его ценности. Результатнику важнее результат, а переживания и счастье во вторую очередь. Смотри Счастье и типы личности

Наполеон, оглядываясь на свою жизнь, сосчитал в ней всего четыре счастливых дня. Ну и что? Ему нужна была Франция, он хотел подарить Франции свободу, разумные законы, эффективную экономику — и это было для него важнее, чем его личные переживания. Большие люди на свои эмоции обращают внимание не слишком много. А на результаты — внимание обращают обязательно. Это им важно.

В синтон-подходе, счастье — это не цель, а только способ жизни разумного человека. Это естественный фон жизни, который не приходит к нам (при приближении к целям), а который мы сами создаем несложными ключами и механизмами. Мы это делаем — или не делаем. И иногда вовсе это не нужно делать, если позитив начинает противоречить более важным целям и ценностям.

В настоящей, правильной жизни никто не обещает вам полного и абсолютного счастья, вы часто будете переживать и дефицит, и нехватку. Вы это обязательно почувствуете.

Когда вам категорически не будет хватать целой жизни, когда вы всем телом будете ощущать, что вам позарез нужно три жизни последовательно и хотя бы две параллельно, когда каждый день для вас страшно короткий — у вас правильная жизнь!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/schaste-i-smysl-zhizni

Счастье и смысл жизни: в чём мы больше нуждаемся?

13.9. Человеческое счастье:  Взаимосвязь смысла жизни и счастья Взаимосвязь смысла жизни и

Люди могут напоминать других существ в их стремлении к счастью, но поиск смысла жизни является тем, что делает нас человеком.

— Рой Баумейстер

Стремление к счастью и смыслу – два центральных мотива в жизни каждого. Множество исследований (1) в области позитивной психологии показывают, что счастье и смысл, на самом деле, являются основными составляющими хорошего самочувствия.

Эти два понятия сильно коррелируют (2) и часто подпитывают друг друга. Чем больше смысла мы находим в жизни, тем счастливее мы чувствуем себя, и чем больше мы испытываем счастья, тем более мы воодушевляемся на поиск новых смыслов и целей.

Но не всегда.

Возросшее количество исследований по этой теме показывает (3), что между стремлением к счастью и поиском смысла жизни могут быть как компромиссы, так и разногласия.

Вспомнить хотя бы «парадокс родительства»: молодые люди часто сообщают, что были бы счастливы иметь детей, но родители, которые живут с детьми, как правило, дают очень низкую оценку своей удовлетворенности и ощущения счастья. Создается впечатление, что воспитание детей может негативно сказаться на счастье, но увеличить смысл.

Или посмотрим на революционеров, которые на протяжении нескольких лет могут терпеть жестокость и насилие ради великой цели, что в конечном счёте приводит их к большему удовлетворению и ощущению смысла своей жизни и жизни других.

В своей восхитительной книге «Смыслы жизни» («Meanings of Life») Рой Баумейстер использует подобные примеры, чтобы доказать: люди стремятся не только к счастью, но и к обретению смысла жизни. Об этом же говорил выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл, когда описывал свой трагический опыт жизни в концлагере во время Холокоста, и утверждал, что людям свойственна «воля к смыслу.

По этому поводу можно также посмотреть публичную лекцию доктора философских наук Наталии Кузнецовой о теориях счастья — от Аристипа и Эпикура до Канта и Шопенгауэра.

В последние годы ряд экспериментов подтверждает эти тонкие различия между счастьем и смыслом.

В рамках одного из исследований (4) Баумейстер и его коллеги обнаружили, что такие факторы, как ощущение связи с другими, ощущение продуктивности, нахождения не в одиночестве и отсутствие скуки способствовали появлению как ощущения счастья, так и смысла происходящего. Тем не менее, ученые также нашли некоторые важные различия в нашем отношении к этим сторонам человеческого бытия:

  • Определение своей жизни как лёгкой или трудной было связано с ощущением счастья, а не смысла;
  • Здоровое состояние чаще связывают со счастьем, а не со смыслом;
  • Хорошее настроение также вызывало счастливые переживания, а не ощущение смысла;
  • Нехватка денег больше влияла на ощущение счастья, чем на ощущение смысла;
  • Люди, чья жизнь была наполнена смыслом, соглашались, что «отношения дороже достижений»;
  • Помощь нуждающимся людям была связана с вопросом смысла жизни, не счастья;
  • Глубокие размышления крепко связаны с осмысленностью, а не со счастьем;
  • Счастье было больше связано с позицией получателя, а не дарителя, в то время как осмысленность больше коррелировала с позицией дающего, а не получающего;
  • Чем больше люди ощущали, что их деятельность была совместима с важными для них темами и их ценностями, тем больший смысл они вкладывали в свою активность;
  • Видение себя мудрым, творческим и даже тревожным было связано с вопросами смысла и не имело никакого отношения к счастью (в некоторых случаях даже показывало отрицательную связь).

Похоже, что счастье больше связано с удовлетворением потребностей, получением того, что вы хотите, и общим хорошим самочувствием, в то время как наделение чего-либо смыслом связано с уникальной внутренней работой человека – поиском и освоением собственной идентичности, самовыражением и осмыслением своего прошлого, настоящего и будущего опыта.

Подтверждение этой идеи можно найти в недавно вышедшем лонгитюдном исследовании (5) Джо Энн Айб о влиянии счастья и создании смысла. Её работа преодолевает некоторые ограничения предыдущих исследований из этой сферы, например, опору на опросники участников и оценку счастья и смысла в определённый момент времени.

Эйб анализирует меру счастья и ощущение присутствия смысла в жизни людей, основываясь на еженедельных журналах, которые писались в течение одного семестра. Участникам была предоставлена свобода писать, о чём им хочется, с детальным анализом их мыслей и чувств. Таким образом, данное исследование позволило людям анализировать свои эмоции и осмысливать свой опыт на протяжении времени.

После этого журналы были проверены с помощью компьютерной программы (6), анализирующей текст, которую разработал Джеймс Пеннебейкер с коллегами. Счастье оценивалось по частоте слов, описывающих положительные эмоции (смеяться, рад и т.д.).

Со смыслом немного сложнее. Существует точка зрения (7), что «смысл» состоит по меньшей мере из двух компонентов: когнитивной обработки, включающей осмысление и интеграцию опыта, и компонента цели, который является более мотивационным и включает активное преследование долгосрочных целей, таких как поиск собственной идентичности и преодоление узких эгоистических интересов.

Эйб оценивала когнитивный компонент смысла, анализируя частоту причинных слов («например», «потому что», «причина») и слов, связанных с пониманием («например», «понять», «осознать»). Целевой компонент смысла оценивался с помощью анализа частоты использования местоимений третьего лица, которые могли бы указывать на отдаленные перспективы и планы на будущее этого третьего лица.

Что нашла Эйб? Во-первых, результаты показали, что частота положительных эмоций была очень мало связана с оценкой адаптивного поведения испытуемых на стадии реализации их планов (время которого варьировалось от полугода до 7 лет).

По факту, положительная эмоциональность была чаще связана с подавлением эмоций впоследствии.

Этот вывод согласуется с другими исследованиями, показывающими, что даже если создание смысла связано с отрицательными эмоциями на раннем этапе, это может способствовать большей гибкости и благополучию в долгосрочной перспективе.

Это открытие также демонстрирует потенциальную темную сторону безмятежного счастья.

В то время как счастье способно заставить нас чувствовать себя хорошо в данный момент, со временем избегание негативных мыслей и чувств может остановить рост личного развития. В конце концов, для развития личности необходим весь спектр эмоций (8, 9).

Существуют также исследования, которые показывают, что долго длящееся счастье порождает в конце концов повышенное чувство одиночества (10) и снижение ощущения благополучия (11).

В противоположность этому, измерения смысла (когнитивных процессов и целей), так или иначе присутствующего в текстах, показали положительную связь с большей адаптированностью экспериментируемых.

В частности, склонность к когнитивной обработке коррелировала с твёрдостью характера (страстью и упорством в достижении долгосрочных целей), а самодистанцирование было прочно связанно с благодарностью и хорошим самочувствием и отрицательно — с подавлением эмоций.

Более того, взаимодействие между когнитивной обработкой и самодистанцированием дополнительно связаны со степенью адаптации. Есть основания полагать, что создание смысла наиболее влияет на адаптацию, если о будущих перспективах мыслить в категориях третьего лица (он сделает, у него получится и т.д.).

Это исследование уточняет некоторые положения активно формирующейся науки смысла (3). При изучении смысла и его сходства и различия со счастьем важно использовать различные методы.

В дополнение к письменному самоанализу и написанию журналов другие исследователи используют аналоги оценок (12) и геномные методы (13).

Чтобы получить более полную картину, мы должны смотреть на общие данные, которые мы получаем с помощью всех этих методов.

Хотя это исследование было сфокусировано на различиях между счастьем и смыслом, следует отметить, что оптимальное состояние человека часто зависит от обоих факторов.

Как отметил Тодд Кашдан с коллегами, «годы исследований психологии благополучия показали, что люди чаще счастливы, когда они вовлечены в значимые занятия и деятельность, приносящую благо».

Действительно, когда мы вовлечены в работу, которая соответствует нашим лучшим сторонам (нашему лучшему «Я»), мы часто отмечаем самые высокие уровни удовлетворенностью жизнью.

На мой взгляд, дальнейшее исследование сходства и различия между счастьем и смыслом может внести существенный вклад в наше понимание заветной точки эмоционального благополучия: этой кажущейся магической комбинации счастья и смысла, основанной на значимости и благе, которая в конечном счёте может привести нас к лучшей жизни. Это было бы действительно значимо.

Об авторе

Скотт Барри Кауфман — психолог, автор книг, руководитель научного направления Института воображения при университете Пенсильвании.

1. Martin E. P. Seligman . Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being (2012 г.).

2. Todd B. Kashdan, Robert Biswas-Dienerb & Laura A. Kingc «The Reconsidering happiness: the costs of distinguishing between hedonics and eudaimonia». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233

3. Paul T. P. Wong «The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (Personality and Clinical Psychology)»

4. Roy F. Baumeistera, Kathleen D. Vohsb, Jennifer L. Aakerc &Emily N. Garbinsky «Some key differences between a happy life and a meaningful life». Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233.

5. Jo Ann A. Abe «A longitudinal follow-up study of happiness and meaning-making». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice (2015).

6. «The Psychological Meaning of Words: LIWC and Computerized Text Analysis Methods». Journal of Language and Social Psychology 2010, 29: 24.

7. Paul T. P. Wang «A Decade of Meaning: Past, Present, and Future»

8. Todd Kashdan (Author), Robert Biswas-Diener (Author), Jeff Cummings (Reader) «The Upside of Your Dark Side: Why Being Your Whole SelfNot Just Your «Good» SelfDrives Success and Fulfillment»/ Audiobook.

9. Jo Ann A. Abe. «Differential Emotions Theory as a Theory of Personality Development». Emotion Review, November 18, 2014.

10. Mauss, I. B., Savino, N. S., Anderson, C. L., Weisbuch, M., Tamir, M., & Laudenslager, M. L. (2011, September 12). The Pursuit of Happiness Can Be Lonely. Emotion. Advance online publication. doi: 10.1037/a0025299

11. Iris B. Mauss, Maya Tamir, Craig L. Anderson, Nicole S. Savin «Can Seeking Happiness Make People Happy? Paradoxical Effects of Valuing Happiness». Emotion. 2011 Aug; 11(4): 807–815.

12 Tyler F. Stillman1, Nathaniel M. Lambert2, Frank D. Fincham2, and Roy F. Baumeister «Meaning as Magnetic Force: Evidence That Meaning in Life Promotes Interpersonal Appeal». Social Psychological and Personality Science 000(00) 1-8.

13. Barbara L. Fredrickson, Karen M. Grewen, Kimberly A. Coffey, Sara B. Algoe, Ann M. Firestine, Jesusa M. G. Arevalo, Jeffrey Ma, Steven W. Cole «A functional genomic perspective on human well-being». PNAS.

Обложка: Семейная вечеринка, Италия, 1983. Leonard Freed / Magnum

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://monocler.ru/schaste-i-smyisl/

Scicenter1
Добавить комментарий