14.2 Организация государственного контроля торговли

24.2. Организация государственного контроля торговли

14.2 Организация государственного контроля торговли

Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо­лучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития России.

В своей деятельности эта служба руководствуется Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными консти­туционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, меж­дународными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также специальным Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориаль­ные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными полномочиями, осуществляемыми Федераль­ной службой по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека и имеющими прямое отноше­ние к контролю торговли, являются:

государственный санитарно-эпидемиологический над­зор за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регу­лирующих отношения в области защиты прав потребителей;

контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, вы­полнения работ, оказания услуг;

осуществляет в установленном порядке проверку дея­тельности юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей и граждан по выполнению требований санитарно­го законодательства, законодательства Российской Федера­ции в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установ­ленный законодательством Российской Федерации срок.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет право:

организовывать проведение необходимых исследова­ний, испытаний, экспертиз, анализов и в том чис­ле научных исследований по вопросам осуществления над­зора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства Россий­ской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупре­дительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий наруше­ний юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль за деятельностью территориаль­ных органов Службы и подведомственных организаций;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере дея­тельности;

разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также оказание платных услуг.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека явля­ется главным государственным врачом Российской Феде­рации. Он несет персональную ответственность за осуще­ствление возложенных на Службу функций.

Порядок проведения мероприятий по контролю деятель­ности торговых организаций и предприятий регламентиру­ется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госу­дарственного контроля (надзора)», в котором установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должност­ных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Мероприятия по контролю проводятся на основании приказов (распоряжений) органов государственного кон­троля (надзора) и только тем должностным лицом (лицами), которое указано в данном приказе (распоряжении).

Продолжительность мероприятия по контролю не долж­на превышать один месяц, за исключением случаев, свя­занных с необходимостью проведения специальных иссле­дований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю.

Мероприятия по проверке могут носить плановый (не более чем раз в два года) и внеплановый характер. При внеплановой проверке проверяется деятельность юридиче­ского лица или индивидуального предпринимателя по уст­ранению нарушений, выявленных в результате плановой проверки.

По результатам мероприятия по контролю (надзору) со­ставляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В Кодексе Российской Федерации «Об административ­ных правонарушениях» в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятель­ности» установлена ответственность за осуществление пред­принимательской деятельности без государственной реги­страции или специального разрешения (лицензии), за неза­конную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, за нарушение законодатель­ства о рекламе.

Установлена также ответственность за следующие на­рушения:

продажу товаров, выполнение работ либо оказание ус­луг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; нарушение правил ценообразования; обман покупателей; нарушение иных прав потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное использование товарного знака; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции.

Гл а в а 25

Источник: https://studfile.net/preview/5642403/page:36/

Государственный контроль в торговле

14.2 Организация государственного контроля торговли

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Государственный контроль в торговле

2. Имущественная ответственность продавца по договору купли-продажи

3. Возмещение морального вреда покупателю

4. Правовая база электронной торговли в России

Список литературы

1. fГосударственный контроль в торговле

Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция).

Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя.

Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования торговым и технологическим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки. контроль торговля вред покупатель

В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем.

Госторгинспекция наделена широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:

осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов;

производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту.

Госторгинспекция имеет право составлять акты и давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологии производства товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требований нормативной документации.

Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Другие органы государственного управления осуществляют контроль в коммерческой деятельности в пределах своей компетенции.

2. fИмущественная ответственность продавца по договору купли-продажи

Под ответственностью понимается предусмотренное законодательством или договором имущественное взыскание или имущественное обременение, применяемое к субъекту гражданского правоотношения, нарушившему возложенные на него обязанности, и компенсирующие имущественные потери уполномоченного лица, вызванные нарушением.

Выделяют санкции (меры) ответственности, к которым относятся возмещение убытков и взыскание неустойки, кроме того, в качестве санкции ответственности определяется и такая мера, как удержание задатка, и др.

Санкции ответственности следует отличать от организационных мер воздействия на нарушителя договорного обязательства, или по-другому — оперативные санкции. Они направлены на изменение или прекращение правоотношения между нарушителем прав и лицом, потерпевшим от нарушения. Сюда может входить изменение условий и порядка исполнения обязательств.

Имущественные последствия при этом наступают лишь как попутный результат. Оперативные санкции среди других мер защиты прав по договору имеют небольшой удельный вес, что, однако, не снижает их значимость.

Рассмотрим общие положения об ответственности по договорам купли-продажи. Основная особенность продавца передать товар покупателю.

Ответственность за неисполнение обязанности передать индивидуально — определенную вещь предусмотрена Гражданским кодексом. Помимо в принуждения продавца к передаче индивидуально-определенной вещи покупатель может взыскать и причитающиеся убытки.

В тех случаях, когда в результате неисполнения обязательства по передаче рядовой вещи покупатель потерпел убытки.

Если продавец не исполняет обязанность передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, то покупатель также в соответствии с общими положениями об ответственности может взыскать причиненные ему убытки и отказаться от принятия товара.

При этом покупатель обязан назначить продавцу разумный срок для передачи документов, то есть не может сразу применять меры ответственности. При нарушении продавцом требования о количестве товара передаваемого по договору, наряду с отказом от переданного товара и его оплаты — взыскать убытки.

Аналогичная ответственность продавца наступает в том случае, когда он не выполняет своей обязанности передать товар свободным от прав третьим лицам. В этом случае, когда продавец передает товар не в обусловленном ассортименте, покупатель может применить санкции ответственности в случае отказа от товара, не соответствующего требованиям по ассортименту.

В ГК РФ непосредственно предусмотрены санкции ответственности за нарушение продавцом обязанности передать товар надлежащего качества. Покупатель вправе потребовать в таком случае от продавца:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2) безвозмездного устранения товаров в разумный срок;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков-товаров.

При нарушении требования по комплекту покупатель вправе потребовать:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2) доукомплектования товаров в разумный срок;

замены некомплектного товара на комплектный.

Отнесение перечисленных мер к санкциям ответственности объясняется тем, что продажа комплектного товара может произойти не по вине продавца (то есть фактически продавец передал комплектный товар), однако в соответствии с требованиями законодательства или договора продавец обязан восстановить имущественную сферу покупателя. В том случае будет налицо претерпевание продавцом отрицательных имущественных последствий (лишений), что является характерным признаком гражданско-правовой ответственности.

Применение специальных санкций ответственности не лишает покупателя прав в полной мере воспользоваться компенсационным механизмом гражданско-правовой ответственности и довзыскать с продавца остальные убытки.

Ответственность покупателя наступает в том случае, когда он в нарушение законодательных требований не принимает или отказывается принять товар, не оплачивает полученный товар или не выполняет обязанности по оплате еще неполученного товара, когда срок оплаты уже наступил. Продавец в этом случае взыскивает с покупателя неустойку за пользование чужими деньгами. Однако если продавец не выполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного покупателем товара, то неустойка взыскивается уже с него.

По договору розничной купли-продажи также предусмотрены специальные санкции ответственности. При нарушении продавцом обязанности принять некачественный товар у покупателя для замены, в сроки указанные в п. 4, ст.

14 Закона о защите прав потребителей, за каждый день их нарушения продавец одновременно с выдачей замененного товара уплатить неустойку в размере одного процента стоимости товара.

Если возникает потребность в гарантийном ремонте купленной вещи, потребитель (покупатель) вправе потребовать, чтобы крупногабаритные или тяжелые, или тяжелые, свыше десяти килограммов, вещи, предметы, подлежащие ремонту (возврату в магазин), доставлялись на место и обратно силами и за счет мастерской или магазина.

Гарантийная мастерская на время нахождения в ремонте технически сложной вещи обязана выдавать безвозмездно на срок ремонта покупателю такую же вещь с доставкой на место. При нарушении сроков ремонта или безвозмездного предоставления на время ремонта вещи продавец уплачивает неустойку в размере одного процента розничной цены товара за каждый день просрочки.

При отсутствии представителя торговой организации в месте нахождения потребителя он вправе направить товар в адрес торговой организации по месту покупки или ее представителю с актом о наличии в приобретенном товаре дефекта. В этом случае продавец обязан возместить издержки, связанные с установлением дефектов в продукции и направлением ему товара.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданину вследствие наличия конструктивных, производственных, рецептурных недостатков продукции подлежит возмещению в полном объеме, в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, может быть установлен более высокий размер ответственности. В настоящее время гражданское законодательство допускает соглашение о более высоком размере ответственности

Ответственность по договору поставки в целом не отличается от общей ответственности по договору купли -продажи. Положение о поставках продукции предусматривает санкции в виде неустоек за отдельные виды нарушения, к примеру поставку некачественных товаров. В соответствии с п.

46 Положения о поставках поставщик в случае поставки некачественной (некомплектной) продукции уплачивает штрафную неустойку в размере двадцати процентов от ее стоимости. Неустойка, в том числе зачетная, взыскивается в ряде других случаев допущения поставщиком нарушений по договору.

Наряду с применением имущественной ответственности во всех случаях применимо взыскание потерпевшей стороной договора купли-продажи компенсации за причиненный моральный ущерб.

3. Возмещение морального вреда покупателю

Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается. Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями.

Следует также отметить, что в связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования, изготовитель (продавец) не несет ответственности за действия третьего лица[1].

Российские суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении морального вреда.

Хотя в большинстве решений по спорам о компенсации морального вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов к вопросу определения размера компенсации, но в делах по спорам о защите прав потребителей некоторое время проявлялась тенденция к уравниванию размера компенсации морального вреда со стоимостью некачественного товара (работы, услуги)[2].

Однако, как отмечено в Постановлении пленума Верховного суда РФ, поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае[3].

Как отмечает Эрдлевский А.М.

, позитивная часть этого постановления выглядит менее четко поскольку оперирует не вполне удачными понятиями: «характер объем нравственных страданий» и «характер и объем физических страданий», так как нравственные и физические страдания, будучи составляющими морального вреда, не предполагают возможности их дальнейшего разделения по категориям. Как показывает анализ решений, суды в большинстве случаев не устанавливают, какие виды страданий перенес истец и в чем они конкретно выражались, и не обосновывают определяемый ими размер компенсации морального вреда.

Необходимо констатировать отсутствие детального законодательного регулирования института компенсации морального вреда. Такая ситуация складывается в отношении определения размера компенсации морального вреда в российской правоприменительной практике.

Проблема отсутствия точно сформулированных критериев и общего метода оценки размера компенсации моральною вреда ставит судебные органы в сложное положение.

Проанализируем установленные в ГК РФ критерии оценки размера компенсации морального вреда.

В ст. 151 ГК законодатель установил следующие критерии, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда:

степень вины нарушителя;

степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред; иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С введением в действие второй части ГК этот перечень был дополнен в ст. 1101 следующими критериями:

* характер физических и нравственных страданий, который должен оцениваться с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего;

* требования разумности и справедливости.

В случае противоречия между установленными в ст. 151 и ст. 1101 ГК критериями размера компенсации морального вреда следует руководствоваться ст.

1101 ГК, которая, находясь в составе второй части ГК, не только является более поздней по сравнению со ст.

151 ГК нормой, но и, как следует из ее названия, представляет собой специальную норму, устанавливающую правила определения размера компенсации морального вреда.

Еще один нюанс. Статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе предъявить предусмотренные Законом требования продавцу либо организациям, выполняющим их функции на основании договора с ними.

Эти организации, нарушив права потребителя, таким образом, могут стать причинителями морального вреда.

Вместе с тем их ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара Законом не предусмотрена, поскольку они не имеют отношения к изготовлению или реализации товара.

Отношения этих организаций с продавцом товара регулируются договором между ними. Суть такого договора заключается в возложении продавцом исполнения своих обязательств перед потребителем, предусмотренных Законом, на соответствующие организации.

Общим правовым основанием таких действий является ст. 313 ГК РФ «Исполнение обязательства третьим лицом». Согласно этой статье, потребитель обязан принять исполнение его требований, предложенные за продавца, изготовителя третьим лицом.

В соответствии со ст. 403 ГК, продавец отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение их обязательств третьим лицом, на которое было возложено исполнение, если законом не установлена ответственность третьего лица, являющегося непосредственным исполнителем.

Анализ показывает, что такая прямая ответственность третьего лица Законом предусмотрена, например, в ст. 23. Прямая ответственность третьего лица может быть предусмотрена в договоре с продавцом, изготовителем.

Договор между продавцом, изготовителем и третьим лицом является договором об оказании возмездных услуг, впервые предусмотренным в ГК РФ (гл. 39).

4. Правовая база электронной торговли в России

Отношения в сфере электронной торговли регулируются как международным, так и национальным законодательством.

Среди международных актов в данной области следует отдельно выделить Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах от 23 ноября 2005 Г.

, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, Декларацию о свободе обмена информацией в Интернете от 28 мая 2003 Г. и т.д.

Следует отметить, что в настоящее время внутреннее законодательство РФ в сфере электронной торговли разработано недостаточно'. Оно далеко от совершенства и требует разработки и принятия новых актов.

Среди действующих в этой сфере национальных источников права можно особо выделить ГК РФ И федеральные законы «Об электронной цифровой подписи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О СВЯЗИ», «О техническом регулировании», от 29 декабря 1994 г.

Ng 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», от 24 июля 2002 г. Ng 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерацию>, от 29 декабря 2006 г.

Ng 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О рекламе», а также Закон РФ «О защите прав потребителей» и др.

исследуемой области можно выделить общеправовые, межотраслевые (отраслевые) лринципы регулирования. Социальное регулирование деятельности субъектов в киберпространстве прежде всего должно базироваться на общеправовых принципах: законности, свободы объединения, выражения мнений и др.

Межотраслевыми принципами регулирования в сфере электронной торговли являются:

1) принцип свободы сетевого договора. Россия должна создавать условия свободного доступа к интернет-технологиям. Не допускается в какой-либо форме принуждение к заключению сетевых договоров или навязывание кабальных условий в процессе заключения подобных соглашений;

2) принцип соразмерного государственного воздействия на интернет-сферу. Государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения неотложных задач в сфере развития высоких технологий, и только если невозможно использование иных механизмов регулирования, вводить ограничения и запреты; (ст. 74 Конституции РФ);

3) принцип приоритетного использования диспозитивных методов правового регулирования. Императивные правовые нормы могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства;

4) принцип свободного развития электронной торговли и содействия конкуренции. Разрабатывающиеся нормативные

правовые акты не могут создавать препятствий для конкуренции, а также барьеры для международной электронной торговли.

5) принцип гармонизации законодательства. Национальный законодатель должен стремиться выработать нормы, которые создавали бы условия для интеграции России в глобальный информационный рынок товаров и услуг, в системы международной электронной торговли.

6) принцип гласности принимаемых решений в интернетсфере. Решения регулирующих государственных органов подлежат обязательному опубликованию при условии соблюдения ограничений, связанных с конфиденциальностью частной информации и защитой персональных данных пользователей.

fСписок литературы

1.Гаврилов, Н. К. Нормативно-правовая база электронной торговли в России / Н.К. Гаврилов. // Право и политика . -2009.

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ

3. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00409968_0.html

2. Организация государственного контроля в торговле

14.2 Организация государственного контроля торговли

Государственныйконтроль в торговле осуществляетсяорганами Министерства торговли Украины,Государственным комитетом Украины постандартизации и метрологии, МинистерстваУкраины по налогам и сборам, МинистерстваУкраины по антимонопольной политике иподдержке предпринимательства и другимиорганами государственного управленияв пределах своей компетенции.

Государственнойслужбой контроля за соблюдением норми правил торговли, порядком примененияцен, качеством и безопасностью товаровнародного потребления являетсяГосударственная инспекция по торговле,качеству товаров и защите прав потребителейМинистерства торговли Украины(Госторгинспекция). Еедеятельность направлена на искоренениезлоупотреблений в торговле и недопущениепоступлений на потребительский рынокнедоброкачественных товаров.

Объектами контроляГосторгинспекцииявляются предприятия, учреждения,организации независимо от формсобственности и ведомственнойпринадлежности, граждане, реализующие,производящие товары или услуги.

Госторгинспекцииподчинены территориальные управления.Территориальные управления проводятпроверки соблюдения правил торговли икачества товаров у продавцов, а такжекачества продукции у изготовителя.

Ониосуществляют в установленном порядкеконтроль на предприятиях торговли засоблюдением порядка применения цен,контролируют правильность пользованиявесовыми и измерительными приборами,торговым, технологическим и дозирующимоборудованием, а также принимают мерыпо устранению выявленных недостаткови нарушений, обеспечивают широкуюгласность результатов проверки.

Свою деятельностьв деле защиты прав и интересов граждантерриториальные управления координируюторганами государственной власти иуправления, общественными организациямипотребителей.

В их компетенцию входитрассмотрение в соответствии сзаконодательством писем, заявлений,жалоб граждан на качество товаров,нарушения в работе торговых предприятий.

Принимаемые ими после соответствующихпроверок решения обязательны дляисполнения продавцом, изготовителем.

Госторгинспекцияорганизуетработу и осуществляет контроль задеятельностью территориальных управлений.В ее функциивходит:

  1. участие в разработке предложений по совершенствованию правил торговли;

  2. внесение в Комитет Украины по стандартизации и метрологии предложений о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

  3. осуществления непосредственного контроля за продавцом, изготовителем и выполнение в отношении них тех же функций, что и у территориальных управлений;

  4. вносит в органы государственного управления предложения о мерах по улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения;

  5. разрабатывает методические материалы, инструкции, рекомендации по организации работы территориальных управлений.

Госторгинспекциянаделена очень широкими правами.Она имеет право осуществлять проверкис правом беспрепятственного доступана торговые и промышленные предприятиянезависимо от форм собственности иведомственной принадлежности. Ей такжепредоставлено право:

  • осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов;

  • производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

  • давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в частности их соответствия стандарту.

Госторгинспекцияимеет право составлять акты и даватьобязательные к исполнению продавцов,изготовителем предписания об устранениивыявленных нарушений правил торговлии технологической дисциплины припроизводстве товаров, о снятии среализации опасных (вредных) для жизни,здоровья и имущества граждан товарови приостановлении или введении особыхусловий приемки и реализации товаров,изготовленных с нарушением требованийнормативной документации. Она имеетправо передавать материалы в следственныеорганы для привлечения к ответственностидолжностных лиц, допустивших неоднократныезлоупотребления в торговле, выпуск иреализацию недоброкачественнойпродукции, наносящей значительный ущербинтересам потребителей.

Продавец, изготовительобязаны давать объяснения, связанныес результатами проверок, принимать мерыпо устранению вскрытых нарушений исообщать об этом в установленные срокисоответствующим управлениямГосторгинспекции.

Источник: https://studfile.net/preview/5251628/page:8/

Scicenter1
Добавить комментарий