15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм: Патриотизм — любовь к Родине, нормальное, естественное отношение

Патриотизм, любовь к Родине — аргументы ЕГЭ

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм:  Патриотизм — любовь к Родине, нормальное, естественное отношение

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

М. Шолохов «Судьба человека». За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и несгибаемом характере героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод — прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины.

Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона.

Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди — достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды.

Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он — человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей.

В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев — настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки.

Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев «Сашка». Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне.

Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой.

Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба — истинный патриот, не терпящий предательства.

Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано.

Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом.

Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз.

Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

Источник: https://bank-argumentov.info/problema-istinnogo-patriotizma-argu/

Национализм, патриотизм, шовинизм — где границы? СОНАР-2050

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм:  Патриотизм — любовь к Родине, нормальное, естественное отношение

Термин «национализм» на территории Союзного государства в публицистике используется в основном в негативном смысле. В то же время в научных публикациях всё не столь однозначно.

Традиция говорить о национализме в негативном свете сложилась в России и Беларуси на основе советской традиции, в которой национализм рассматривался как капиталистическое извращение в противовес пропагандируемому СССР интернационализму.

Интернационализм в понимании Москвы был важной частью наступательной доктрины на капитализм, он должен был объединить прогрессивные силы в западных обществах, чтобы посредством цепи социалистических революций свергнуть национальные капиталистические правительства и привести к власти дружественные для Советского Союза. Капиталистический национализм считался барьером для идеологической экспансии СССР, и с ним надлежало беспощадно бороться. Уместным термином для части тех процессов, которые в зарубежной науке анализировали при помощи термина «национализм», в трудах советских учёных выступал «патриотизм».

Давно уже минули времена СССР и мощной борьбы за социалистические революции в капиталистических странах, а традиция клеймить национализм осталась.

Между тем в зарубежной науке не зря используют термин «национализм», а делают это потому, что популярный в СССР термин «патриотизм» не способен охарактеризовать все те процессы, которые легко освещаются в рамках познавательных возможностей исследований национализма. Приведём простой, но яркий пример.

Великий объединитель Италии Джузеппе Гарибальди родился в Сардинском королевстве, но приводится очень часто в качестве образца итальянского патриота, боровшегося за свою родину до последнего вздоха.

Между тем никакой Италии как государства на момент его рождения и в помине не было, с точки зрения здравого смысла, он должен был быть верным патриотом Сардинского королевства, но формально не был, поскольку в результате его деятельности оно исчезло, частично войдя в созданное Итальянское государство, частично в состав Франции (стала частью Франции и Ницца, в которой родился сам Гарибальди). Налицо противоречие. Но если вместо патриотизма использовать национализм, никакого логического противоречия не будет. Одной из целей национализма является создание государства или политической автономии для существующей нации. Итальянская нация на момент рождения Гарибальди уже была, но жила на множестве территорий, часто принадлежащих другим государствам. Гарибальди, как итальянский националист, все свои силы приложил к тому, чтобы объединить итальянцев в рамках одного национального государства — Италии. Благодаря его усилиям итальянская нация обрела своё единое государство, в котором он и умер уже как патриот возникшей Италии.

Использовать национализм в научных исследованиях, не клеймя его негативными прозвищами, необходимо и по другой причине. Как Беларусь, так и Россия, как и все другие государства мира, являются национальными государствами. В основе любого национального государства лежит нация, поэтому без национализма как инструмента, а не средства эмоциональной риторики не обойтись.

Для определения нации как основы национального государства можно использовать определение В. Коннора, говорящего, что этническая группа не является нацией до того, «пока её члены не уверены в своей уникальности». Осознание такой уникальности как самостоятельное, так и продуманное со стороны элит, приводит к появлению национализма, имеющего важное значение для создания и функционирования национального государства.

Национализм в системном плане может являться одним из средств локализации, средством противодействия процессам глобализации. Может он также быть средством глокализации давления или кооперативной глокализации. Может стать и средством национальных проектов глобализации, к примеру, китайского глобализационного проекта.

То, что большей частью обличалось во времена СССР как национализм и по инерции продолжает жёстко критиковаться уже сейчас, очень часто является вовсе не национализмом, а шовинизмом или расизмом. К примеру, у немецкой нации было право на реализацию своих национальных интересов, но Адольф Гитлер, придя к власти, провозгласил по факту её примат над большинством других наций.

Уничтожение и преследование представителей других наций как менее полноценных по сравнению со своей является выражением шовинизма. Чистка рядов немецкой нации, проводимая фашистами Гитлера по критерию личной преданности фюреру, принадлежности к определённым национальностям, конфессиям или партиям, уничтожала прежние принципы общежития для граждан Германии.

Для достижения своих геополитических амбиций, исходя из сравнительно небольшой численности немцев, Гитлер провозгласил часть европейских наций частями арийской расы наряду с немцами, что было уже расизмом, поскольку арийской расе он приписал выдающиеся отличия от других, якобы неполноценных рас и право господствовать над ними.

Геноцид как инструмент используется именно шовинистами или расистами.

Фактическая политика СССР как внутри, так и вне вела к укреплению государственности и созданию единого народа в определённых национальных границах на базе сплачивающей идеологии, вне зависимости от тех этнических, национальных, религиозных и других отличий, которые могли её разделять. В результате деятельности советских чиновников возник традиционный советский национализм, который, по мнению Э. Баргхурна, являл собой синтез «частей русской традиции», «частей марксизма» и «системы рационализации политического порядка, проводившейся в жизнь с 1917 года». Москва проводила консолидацию советского государства на базе советского национализма с высоким уровнем использования идеологической компоненты. То же касается и ЕС.

И СССР, и Евросоюз огромное внимание уделяли попытке создания «плавильного котла» по образцу первичной консолидации множества эмигрантов в США в американцев. СССР исчез с мировой сцены во многом потому, что появление у власти Михаила Горбачёва обратило вспять успешный проект создания советской нации.

Горбачёв прекратил необходимую для сплочения множества участвовавших в консолидации народов практику рекламирования множества позитивных выгод от создания СССР и единой советской нации (рост уровня жизни, бесплатное высшее образование, возможность получения бесплатного жилья в городах и т. д.).

Параллельно он дал возможность ранее загнанным в угол национализмам (от эстонского до украинского) обрести второе дыхание и нарастить потенциал. И окончательно всё угробил, сделав общей практикой трансляцию в массмедиа вместо позитивных примеров совместного общежития негативные (ГУЛАГ, репрессии, злоупотребления НКВД и т. д.

), убивавшие веру советских граждан в преимущества совместного построения советской нации и обращавшие их в адептов множества новых наций, от молдавской до грузинской.

Действия Михаила Горбачёва привели к такому ослаблению государственных структур, что, по мнению М.

Брауна, вместо советского национализма, базировавшегося на идее равных прав всех проживающих в стране, возник «этнический национализм», основывающийся не на институтах, а на культуре.

На самом деле речь шла о формировании намного более сложной совокупности национализмов в силу неизбежных культурных, материальных, этнических, социальных и других различий в рамках советской общности.

Европейский союз имеет чёткое понимание, что, не выстроив единую европейскую нацию, может в любой момент пойти по пути СССР в последние шесть лет его существования.

В эпоху еврооптимизма 1991–2008 годов процесс шёл очень бойко, и были надежды, что через 30–40 лет остановленный на территории ЕС гражданин на вопрос «Кто ты?» ответит не как сейчас — поляк или болгарин, а иначе: «Я — гражданин ЕС». Последние десять лет всё изменили.

Постоянные проблемы вызвали всплеск интереса к 28 национальным идеологиям, что уже привело к «Брекситу» и противостоянию Брюсселя с Будапештом и Варшавой. Оживились и локальные сепаратисты, что недавно продемонстрировал пример Барселоны.

Не стоит рассматривать национализм и как препятствие для межгосударственного сотрудничества. Подлинное продуктивное межгосударственное сотрудничество невозможно, если его участники не осознают и не преследуют своих национальных интересов.

Думается, никто не станет отрицать, что в Китае или Японии имеет место ярко выраженный национализм, проявляющийся в чётком осознании национальных интересов. Не будет подвергнут отрицанию и тот факт, что межгосударственное сотрудничество осуществляется этими странами очень эффективно.

Подлинный российский и белорусский национализм, проводимый посредством государственных аппаратов, направлен на создание патерналистского государства с сильным лидером и гражданским обществом, развивающимся в гармонии с государством. Акцент делается на этатизм — значительную роль государства и лидеров во главе его.

Основой для этого является первичная политическая апатия большинства населения, вызванная отсутствием оснований для бурного этнического национализма.

Она характерна для стран, население которых не ждало распада СССР, в большинстве своём не хотело этого и оказалось первоначально в растерянности и смятении от обретённого суверенитета.

Сохранившаяся приверженность к советскому национализму с верой в эффективность государственного регулирования экономики позволяет государству действовать достаточно самостоятельно, сохраняя хороший контакт с населением, а не зависеть от тех или иных сиюминутных капризов групп избирателей.

Речь можно вести о воплощении в жизнь идеологического национализма, посредством которого осуществляется серьёзная идеологическая работа с населением, ориентирование его на полезную для страны деятельность с целью сплочения для решения стоящих перед обществом важнейших задач. Налицо постановка чётких целей, включающих ответственную ориентацию государства на социальную защиту населения. Ценны все граждане, независимо от их цвета кожи, религиозных предпочтений или используемого языка.

И в России, и особенно в Беларуси практикуется этатизм, базирующийся на модернизированной идеологии советских времён, которая хорошо отвечает ментальным нуждам основной части населения.

С этой точки зрения совершенно неправильно называть белорусскими националистами небольшую группу маргиналов, которые жаждут прорваться во власть и реализовать свои мечты по селекции многонациональной белорусской нации, использующей два государственных языка, на неправильную часть, подлежащую репрессиям, подавлению и в идеале вытеснению за пределы территории страны, и на правильную. Это альтернативный проект формирования белорусской нации, который гораздо больше склоняется к шовинизму, чем к нормальному процессу строительства европейской нации. В современной Европе нормально иметь на территории государства или даже международной организации, которой является Европейской союз в данный момент, несколько государственных языков, о чём свидетельствует опыт Финляндии, Бельгии или той же Швейцарии. Как чётко заявляется на сайте ЕС, «Многоязычие играет центральную роль в культурном разнообразии ЕС. В ЕС имеется 24 официальных языка».

Отдавая бренд белорусского национализма небольшой группе маргиналов, мы лишь усиливаем их позиции. Но на деле все усилия, связанные с развитием белорусской нации в последние десятилетия, сделаны не ими, все успехи по созданию поликонфессиональной, мирной двуязычной Беларуси, являющейся образцом урегулирования внутренних противоречий социальных групп для многих других европейских стран, принадлежат вовсе не им.

В России также речь может идти только о конструктивном российском национализме, включающем в себя на равной основе всех граждан страны, от русских и башкир до татар и якутов, от православных и католиков до мусульман и буддистов, в продвижении успешного российского государства.

Любые попытки заменить его русским национализмом, якутским или татарским, преференциями для православных в ущерб представителям других конфессий приведут к тем же последствиям, которые принёс для СССР Михаил Горбачёв, нанеся страшный удар по советскому процессу создания единой нации.

Источник: https://www.sonar2050.org/publications/970/

Расизм и шовинизм

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм:  Патриотизм — любовь к Родине, нормальное, естественное отношение

Расизм — это психология, идеология и социальная политика, основывающая на антинаучных представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас.

Шовинизм [франц. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I] — это крайняя агрессивная форма национализма.

В развернутом виде “теория” неравенства рас впервые была изложена в середине 19 века во Франции идеологом федеральной аристократии графом Артуром де Гобино (1816-1882).

Граф в своем сочинении “Неравенство человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами и народами, “провозглашая подлинно высшей и современно-совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами” Гобино считал франков — будущих французов.

Особенно широкое влияние во II половине 19 века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нациях непрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-дарвинисты совершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую борьбу в обществе, захватнические войны и т.п.

Уже в эпоху т.н. “первоначального накопления капитала” господствующие классы решились навязать государственный шовинизм, представление о цветных как о “низшей” расе, дикарях, варварах и т.п.

Конечно, самый отвратительный, самый грубый и примитивный расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром “мировоззрения” германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве “арийской расы” нацисты оправдывали “право” немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

Расизм был важной частью идеологических построений и у фашистов других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о “японском духе”, который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы свое призвание в качестве “великой нации”, “нации колонизатора”.

Преступные расистские “идеи” распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями различных рас. Такие законы были приняты примерно в 30 штатах.

В настоящее время расистские, социал-дарвинистские и т.п. “идеи” получают новое рождение по всему миру.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне».

«Патриот» по Далю — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине».

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Вот почему первыми самыми жесткими карательными мерами советской власти против врагов народа, предложенными Лениным, были расстрел или высылка из страны без права возвращения обратно. Т.е. лишение человека родины даже большевиками по степени тяжести наказания приравнивалось к расстрелу.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1.

Главный из них — наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные впоговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра — благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей — все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.

Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.

), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины.

В этой связи очень легко понять, насколько непатриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни.

Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство — все это элементы проявления различных форм непатриотизма в России.

Как патриотизм, так и непатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым.

Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число непатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Таким образом, состояние украинской политической культуры таково, что термин “нация” если и стал достаточно часто звучать в риторике политических деятелей и научных публикациях, зачастую остается столь же расплывчатым и многозначным, как и термин “народ”. У политиков термин “нация” также служит заменой термина “государство” (государство как бы членится на власть и нацию), а ученые используют этот термин как наукообразную замену термину “население”, “граждане” или (заметно реже) “гражданское общество”.

Общим свойством данного словоупотребления является избегание всякой этничности и выделение этнических проблем в особую тему, где рассматриваются в основном проблемы национальных меньшинств. В результате опорная основа нации, государствообразующий народ с его традициями и идеалами исчезает из рассмотрения.

Любая попытка вернуть его в научные и политические дискуссии вызывают совершенно несостоятельные обвинения в “национализме”. Цена за такой полтизированный подход — игнорирование огромного корпуса зарубежной и отечественной научной литературы, посвященной нации и этносу, национализму и национальному государству. Возвращение его в научный оборот — отдельная задача.

Но и с точки зрения теории государства, обращение к литературе о нации и национализме представляется чрезвычайно важным.

Минимальный результат, продемонстрированный нами выше, состоит в прояснении целого ряда вопросов, которые имеют не только терминологическое значение, но также принципиально расширяют возможности исследования государства, выстраивая канал, по которому теория государства привлекает представления о традиции, истории народов, духовно-нравственных аспектах политики.

Подлинно демократическая программа борьбы с расизмом, с шовинизмом и национализмом, за равноправие всех людей независимо от расовой и национальной принадлежности, предусматривает создание самой широкой коалиции людей, народов.

В этой борьбе задачи ликвидации расовой и национальной дискриминации соединяются с такими острыми социальными проблемами, как ликвидация бедности и безработицы, расширению демократических прав трудящихся, уважение и защита прав личности, развития нравственности, культуры людей.

1.

Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. — М.: РГГУ, 2000.

2. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.

3. Козинг А. Нация в истории и современности: Исследование в связи с историко-материалистической теорией нации. — М.: Прогресс, 1979.

4. Козлов С.Я. Расизм — вчера, сегодня… завтра? // Расы и народы. — М., 1993, Т. 23. — С. 5-15.

5. Хесли В.Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий // Политические исследования. — 1996. № 6. — С. 39-51.

6. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1998.

Источник: https://studbooks.net/562657/politologiya/rasizm_shovinizm

О любви к родине, патриотизме и национализме

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм:  Патриотизм — любовь к Родине, нормальное, естественное отношение

 Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отческим гробам.

А.Пушкин

О любви к Родине

«Любовь к родному пепелищу» — это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» — это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам, словом, ко всем пращурам.

Любовь к Родине — то, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека. Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением. Поэтому точнее, наверное, говорить о воскрешении естественного благоговения к земле, на которой человек родился и вырос.

Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину — это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф.

22:39], то есть если мы не любим себя, то у нас нет внутреннего ориентира для любви к другим людям. Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу.

Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.

Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» наводит на мысль: Чти Родину, и будут благо и долгие дни и для нее, и для тебя.

Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от чего-то материально хорошего к чему-то материально лучшему.

Гоголь так связывал понятия «Россия» и «любовь»: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

Жизнь в родном культурном окружении — национальные песни и танцы, кушанья и напитки, народные герои и святые места, «дым отечества»…

Кто-то может жить вне всего этого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что дает хотя бы один только фольклор.

На концерте хора имени Митрофана Пятницкого такой человек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишь профессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного — как в целостном представлении дышит и живет вся Россия.

Во всех словах наших поэтов есть любовь к отчизне, которая никак не связана с какими-либо благами, полученными от нее, их любовь бескорыстна сострадательна.

Михаил Лермонтов

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень…

Александр Блок

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

Анна Ахматова

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

Вероника Тушнова

СТИХИ О ДОМЕ

Косое деревянное крыльцо,

облитое зеленым светом.

У дома было доброе лицо,

и дом всегда встречал меня приветом.

Какой суровый, необычный быт!

Здесь все не так, все трудно по-иному…

Но здесь мой кров.

Здесь мой ребенок спит.

Здесь мы живем.

За все спасибо дому.

Дым ел глаза…

Но то был добрый дым,

Дым очага! Добра не позабудем.

Спасибо стенам, тесным и простым,

Теплу, огню, хорошим русским людям!

Символы и выразители русской идеи — гении, герои, святые места

Столица государства всегда является символом нации. Для нашего государства в исторической последовательности это — Киев, Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Когда мы думаем о России, Пушкин всегда рядом:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Примечание. Наша столица и ее обитатели не всегда являла собой образцы гражданского сознания и патриотизма. Смутные времена российской истории показали, что основой национальной безопасности России является не столица, а вся Россия.

Процесс духовно-нравственного и государственно-политического объединения России символически связан с именами святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского.

Киевская Русь в лице святого равноапостольного князя Владимира дала русским христианство, Московская Русь в лице преподобного Сергия Радонежского дала русским духовное возрождение и национальную свободу.

Святой равноапостольный князь Владимир и преподобный Сергий Радонежский — это не только символы российского единства, но они и сами по себе суть Идея России в онтологическом понимании.

Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским, является одним из духовных центров России. Лавра в лице преподобного вдохновила на ратный подвиг русских на Куликовом поле.

В лавре находится церковь святой Троицы с боговдохновенной архитектурой. Лавра и Сергий Радонежский вдохновили Андрея Рублева на творение иконы «Троица».

Таким образом, лавра и преподобный Сергий Радонежский, «Троица» и преподобный Андрей Рублев — первый и второй символы русского духа.

Помимо фольклора как хранителя национального духа есть и гениальные (напомню, «гений» в переводе с латинского — дух, покровительствующий народу) носители и выразители национальной идеи: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, многие драматурги, композиторы, философы.

Есть герои — защитники Отечества: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Есть святые — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Можно долго называть имена выдающихся людей России.

Национальный дух выражается также во многих городах, храмах, теремах и палатах, дворцах и усадьбах и, конечно, в срубах с резными наличниками.

Имена носителей и выразителей национального духа — гениальных писателей, поэтов, композиторов, художников, выдающихся защитников России, святых людей и мест — становятся неотъемлемыми символами, связанными со смыслами национального самосознания. Предание их забвению, к чему обычно прибегали захватчики в нашей стране — западничество и космополитизм, — ослабляло российское самосознание, а вместе с этим приводило к ослаблению чувства национальной идентичности.

О патриотизме, патриотическом воспитании и национализме

Патриотизм — это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права».

Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера.

На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.

Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость — благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства.

Национализм — убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству его народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п.

Национализм имеет отнюдь не этническое и религиозное основания — это способ самоутверждения людей, далеких от духовных ценностей — истины, добра и красоты. Национализм является основой вражды между народами и причиной конфликтов вплоть до кровопролития. Борьба с национализмом — одно из направлений поддержания стабильности государственной жизни.

Для национальной гордости ключевое слово — достоинство, а для национализма — превосходство.

Национализм как явление определяется тремя основными факторами.

Первый фактор — индивидуально-психологический: националистами становятся люди, не проявившие себя ни в какой достойной и уважаемой области деятельности (неважно в чем: в портновском деле, науке, искусстве, политике), и им не остается ничего иного, как твердить о достоинствах своей нации.

Второй фактор связан с первым: национальная идентичность определяется такими людьми только по генетическому (биологическому, «кровному») — словом, животному — признаку.

Третий фактор определяется предыдущими (ограниченные люди создают миф-идеологию с преувеличением достоинств своей нации со сравнительными характеристиками превосходства своей нации по отношению к другим).

Как написано в «Философском словаре» под редакцией Эрнеста Радлова, изданном еще в 1914 году, «Понятие «национальность», узко понятое, ведет к национализму, противоречащему лучшим идеалам человечества».

Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности.

Можно привести примеры, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения.

Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.

Необходимо различать генетический код биологической наследственности и культурный код историко-культурной преемственности.

Высокие этические нормы и уровень интеллекта не могут быть свойственными только отдельным нациям, они присущи всем народам в равной степени. Эта установка дезавуирует шовинизм.

Национальная идентичность не может выражаться в превосходстве одного народа над другим по умственным способностям и по умению нести добро.

Более и менее умными, более и менее добрыми могут быть только отдельные люди, и то только могут, поскольку «не судите, да не судимы будете» [Мф. 7:1].

Непредосудительно выделение не превосходств, а особенностей народа, например, по направлениям интеллектуальной деятельности, по предпочтениям жанров, техники и форм изобразительных средств в искусстве, по традициям жизнеустройства, взаимоотношениям в семье, взаимоотношениям подданных и власть имущих, отношению к власти и политике, по приверженности к строгому укладу или к свободному жизнеустройству.

О воспитании воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ. Самое главное — это воспитание самих воспитателей.

Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал, Соловецкие острова, Крым или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам? Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину «Форд»?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.

Военно-патриотическое воспитание — это проверенное, важное и продуктивное направление решения проблемы национальной безопасности и здоровья нации.

Хорошие организационные формы такого воспитания ОСОАВИАХИМ (1927-1948) — «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» и ДОСААФ (1951 — н. вр.) — «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту».

Это же относится физкультуре и спорту, что в бывшем СССР было хорошо организовано в рамках движения «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Что же касается спортивно-патриотического воспитания, то это направление не существенный фактор воспитания патриотизма. Проигрыш команды — это еще не признак угрозы национальной безопасности, хотя таковой часто усугубляется противоправным поведением фанатов. Проигрыш же в военном сражении — это действительно плохой признак состояния национальной безопасности.

Заключительные афоризмы

Тот не вполне русский, кто ни разу не пил водки и не закусывал ее квашеной капустой.

Тот не вполне русский, кто в детстве не слушал русских народных волшебных сказок.

Тот не вполне русский, кто стремится к власти не как к средству, а как к цели.

Россия — одна из лучших стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия при всех ее бедах и неустроенности, является землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.

Владимир Игнатьевич Курашов, профессор, зав. кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ

Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. — P.8-19).

Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.

Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.

Курашов В.И Начала философии. — Москва: Издательство «Книжный дом Университет», 2007. — 344 с.

Курашов В.И Начала прагматической антропологии — М.: КДУ, 2007 — 304 с.

Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. — 248 с.

Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. — С. 12-25. (статья также есть в Internet см.:

http://devec.ru/almanah/1538-almanah-razvitie-i-ekonomika-mart-2014.html).

Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом — М.: КДУ, 2015. — С. 245-252.

Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом — М.: КДУ, 2015. — С. 8-19.

Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. — М: КДУ, «Университетская книга», 2016. — 450 с.

лекции и публикации Курашова В. И. в Internet

(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)

лекции:

Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом

Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина

Публикации:

Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).

Курашов Основы светской этики: базовые понятия

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/o_lyubvi_k_rodine_patriotizme_i_nacionalizme/

Scicenter1
Добавить комментарий