2.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе

Содержание
  1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе
  2. ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
  3. Место предприятия (фирмы) в экономической системе — Энциклопедия по экономике
  4. 1.2 Роль предприятий (организаций) в экономической системе
  5. 2.2 Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций по видам экономической деятельности
  6. 1.2 Роль денежного рынка в экономической системе
  7. § 1.1. Понятие, структура и роль инвестиций в экономической системе
  8. 1.2 Место малых предприятий в экономической системе
  9. 1.1 Место заготовительного оборота в системе показателей экономической эффективности заготовительной деятельности, его роль в увеличении прибыли организаций в современных условиях
  10. 1.1 Сущность, структура и роль инвестиций в экономической системе страны
  11. f1. Понятие, экономическое содержание, общественно-экономические функции и роль малых предприятий в системе современных экономических отношений
  12. f2.2 Место и роль предпринимательства в экономической системе общества
  13. fГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
  14. 1.3 Роль и место предприятий в системе предпринимательских структур
  15. 2.2 Место и роль предпринимательства в экономической системе общества
  16. 1.1 Место и роль трудовых ресурсов в системе ресурсного обеспечения предприятий исправительных учреждений
  17. fПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  18. f1. Понятие фиктивного капитала и его роль в экономической системе
  19. Предприятие в экономической системе

Место предприятия (фирмы) в экономической системе

2.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе

Любое предприятие предстает как место соединения факторов производства. Эти факторы соединяются таким образом, что можно говорить о наличии на предприятии производственной кооперации, при которой личные и вещественные факторы производства обеспечивают общий процесс производства.

Факторы производства, их специализация и производственная кооперация характеризуют производительные силы общества, тем самым каждое предприятие предстает как составная часть производительных сил.

В качестве такового оно занимает определенное место в системе общественного разделения труда, специализируясь на производстве определенного продукта.

В рыночной экономике производимая продукция имеет форму товара, поэтому предприятия предстают как основные товаропроизводители.

Это означает, что предприятие можно рассматривать не только с материально-технической, но и с экономической стороны.

В качестве товаропроизводителя предприятие вступает в различные экономические отношения, отношения купли-продажи факторов производства, отношения по поводу производства соответствующего товара, купли-продажи произведенного товара и т.д.

Фирма — это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции.

Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.

Целевые установки фирмы

Получение максимальной прибыли — это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

— увеличение объема продаж;

— достижение более высоких темпов роста;

— увеличение доли рынка;

— увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

— увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

— увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

— изменение структуры капитала.

Характер данных целевых установок предприятия определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:

Первая стадия Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.
Вторая стадия Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.
Третья стадии Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не сколько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Система ценностей фирмы

Создание ценностей — есть основополагающая функция предприятия.

Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающее предприятие — это предприятие получающее устойчивую прибыль от своей деятельности.

Владельцы (либо акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере.

Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Общественное признание, в свою очередь, дает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.

Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций предприятия, является рыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимущества предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия.

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.

После того, как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей предприятия.

I этап планирования Анализ внешней среды, то есть политическая и экономическая ситуация в стране, анализ отрасли (темпы роста. Цикличность, финансовые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, реклама, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
II этап планирования Оценка потенциальных возможностей предприятия. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, обеспечение принятия грамотных решений.
III этап планирования Выбор вариантов развития предприятия (составление бизнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый планы).

Поведение субъектов, представляющих предприятие в качестве товаропроизводителя, позволяет сделать вывод о том, что предприятие в условиях рыночной экономики предстает как сфера бизнеса и предпринимательской деятельности.

Бизнес и предпринимательство нередко отождествляются, однако между ними есть различия.

Бизнес есть самостоятельное занятие, дело, приносящее доход.

Это может быть доход от индивидуальной трудовой деятельности, доход от спекуляции и даже от криминальной деятельности (есть и преступный бизнес).

Работа по найму тоже может давать доход в виде зарплаты, но ее нельзя считать бизнесом, поскольку последний есть деятельность обособленного, экономически самостоятельного субъекта рыночной экономики.

Предпринимательство есть инициативная деятельность под собственную материальную ответственность, направленная на получение прибыли. Поскольку прибыль предстает как разница между получаемым предпринимателем доходом и расходами, то предпринимательство можно рассматривать как бизнес, но не всегда бизнес есть предпринимательство, так как не всегда его непосредственной целью является прибыль.

Предпринимательская деятельность включает деятельность по приобретению необходимых факторов производства и их соединению, предполагающую организацию производства и управление им, а также деятельность по сбыту произведенных товаров. Она возможна при наличии предприятия, где можно проявить необходимые для предпринимателя качества: инициативу; организаторские и управленческие способности; новаторство; готовность к риску и ответственность.

Предпринимательская деятельность предполагает правовое оформление, что означает регистрацию созданного предприятия и наделения его статусом физического или юридического лица.

К физическим лицам здесь относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под собственную имущественную ответственность. Они платят налоги как физические лица в зависимости от размеров полученного дохода.

В качестве физических лиц обычно регистрируются мелкие предприятия, крестьянские или фермерские хозяйства.

К юридическим лицам относятся организации, имеющие обособленное имущество, самостоятельный баланс и отвечающие своим имуществом по своим обязательствам. Ими могут быть не только производственные или торговые предприятия, но и различные организации и учреждения, в том числе вузы. Предприятия как юридические лица облагаются двойным налогом: платится подоходный налог и налог на прибыль.

Предприятие как сфера предпринимательской деятельности выступает в роли хозяйствующего субъекта, вступающего в договорные отношения с другими предприятиями и отдельными лицами, несущего перед ними и государством определенные обязательства. В качестве такового предприятие принимает форму фирмы.

С точки зрения экономической теории, предприятие есть производственная ячейка. звено в совокупности производительных сил общества, а фирма хозяйственная ячейка, занимающая определенное место в системе экономических отношений.

Фирму обычно характеризует многопрофильность, так как в условиях рынка опасно ориентироваться на выпуск одного какого-то товара. Предприятие же может быть однопрофильным. Крупные фирмы, как правило, имеют несколько предприятий.

Итак, фирма, будучи субъектом экономических отношений, имеет имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, счет в банке, устав, обладает необходимыми юридическими правами и несет ответственность по своим обязательствам перед другими экономическими субъектами.

Предприниматель, будучи физическим лицом, выступает как представитель фирмы и от ее имени заключает договоры, осуществляет наем работников, ведет расчеты с другими фирмами и т.д.

В нашей стране понятия «фирма» и «предприятие» обычно отождествляются, и даже в законах слово «фирма» заменено словом «предприятие». Поэтому в дальнейшем мы будем говорить о предприятиях даже тогда, когда, с точки зрения экономической теории, речь идет о фирмах.

Место и роль того или иного предприятия в экономической системе нельзя определить без его отнесения к соответствующему типу, виду, категории и форме. В основу деления предприятий по типам заложена цель их деятельности.

Предприятие, имеющее цель производства прибыль, является коммерческим. Если цель предприятия иная, то оно относится к типу некоммерческих. Основой рыночной экономики являются коммерческие предприятия.

Именно они будут объектом нашего последующего анализа.

Предприятия делятся на три вида в зависимости от вида собственности на его имущество: частные, государственные, в том числе муниципальные, и смешанные. В рыночной экономике преобладают частные предприятия, и именно они обычно берутся в качестве объекта микроэкономического анализа.

Предприятия подразделяются на три категории с учетом их размеров.

Размеры предприятия определяет величина его капитала (имущества), численность работников, объем производимой продукции (товарооборот). В нашей стране главным критерием является численность

занятых на предприятии, в связи, с чем выделяют малые, средние и крупные предприятия. При этом учитывается отраслевая принадлежность предприятий. Так, в России в промышленности, строительстве, транспорте предприятия с числом занятых до 100 человек относятся к малым, в сельском хозяйстве до 60 человек, оптовой торговле до 50, в розничной торговле до 30 человек.

Наконец, частные предприятия подразделяются по организационно-экономическим формам на индивидуальные, партнерские (товарищества и общества) и корпоративные.

В основу такого деления берут разные критерии: виды собственности, способы мобилизации капитала, необходимого для создания предприятия, формы управления и контроля над предприятием со стороны собственников, способы присвоения и распределения доходов предприятия, характер материальной ответственности предприятия по своим обязательствам, степень ликвидности предприятия.

Сложность подобных классификационных признаков требует отдельного рассмотрения организационно-экономических форм предприятий.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 2235; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-90820.html

Место предприятия (фирмы) в экономической системе — Энциклопедия по экономике

2.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе
Место предприятия (фирмы) в экономической системе
 [c.11]

В современных условиях АИС, АИТ и АРМ, как правило, не создаются на пустом месте.

В экономике практически на всех уровнях управления и на всех экономических объектах — от органов регионального управления, финансово-кредитных организаций, предприятий, фирм до организаций торговли и сфер обслуживания — функционируют системы автоматизированной обработки информации.

Однако переход к рыночным отношениям, возросшая в связи с этим потребность в своевременной, качественной, оперативной информации и оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также последние достижения научно-технического прогресса вызывают необходимость перестройки функционирующих автоматизированных информационных систем в экономике, создания АИС и АИТ на новой технической и технологической базах. Только новые технические и технологические условия — современные АИТ — позволят реализовать столь необходимый в рыночных условиях принципиально новый подход к организации управленческой дея-
 [c.71]

Очевидно, что при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с другими фирмами, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.
 [c.53]

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ — причины (явления, существенные обстоятельства), обусловливающие процесс, посредством которого руководители оценивают изменения во внешней и внутренней среде, внешние и внутренние возможности и опасности, могущие помочь или затруднить достижение целей предприятия (фирмы, организации). Их анализ и оценка помогают получить важные результаты, дают предприятию время для прогнозирования возможностей, составления плана на случаи непредвиденных обстоятельств, разработки системы раннего предупреждения при наличии негативных явлений, разработку стратегии. В процессе планирования стратегического изучение факторов сводится в основном к ответу на три вопроса какое состояние и место предприятия в сегодняшней обстановке, какое положение оно должно занять в будущем, что необходимо выполнить, чтобы занять прогнозируемое положение. Основными внешними факторами, в которых предприятие осуществляет свою деятельность, являются экономика, политика,рынок, технология, конкуренция, международные и социальные факторы. Экономические факторы имеют важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Среди них темпы инфляции или дефляции, уровень
 [c.126]

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, в семье). Анализ служит исходной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами.

Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу.

Микроэкономический анализ распространяется на отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов производства, издержек, прибыльности. Ретроспективный анализ представляет
 [c.14]

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ система методов координации работы смежных и обособленных подразделений предприятия, обеспечивающая достижение эффективных конечных результатов деятельности. Во В. п.

применяются разнообразные методы в зависимости от отраслевых особенностей фирм, их организационно-правовой формы, масштабов и условий деятельности, уровня самостоятельности подразделений, их территориального расположения и экономической обособленности. Важнейшей задачей В. п.

является четкое определение места и роли каждого подразделения в деятельности фирмы. В. п. ориентировано на децентрализацию руководства подразделениями по нисходящим ступеням иерархии управления фирма — предприятие, предприятие — цех, цех — участок, участок — бригада, бригада — рабочее место.

Такой порядок освобождает верхние ступени от конкретизации заданий нижестоящим. Если подразделения связаны между собой технологическим един-
 [c.91]

Создание чрезмерно крупных предприятий в электронной промышленности не позволяет, в связи с быстрой сменяемостью номенклатуры выпуска, в сжатые сроки переходить на изготовление новых изделий, перестраивать производство с целью применения новой, более прогрессивной технологии, осуществлять узкую специализацию предприятий. Поэтому наряду с крупными предприятиями в данной отрасли ведется строительство средних и небольших предприятий, которые также должны обеспечивать возможность применения современной техники, технологии и высокий уровень экономических показателей. Такое направление в развитии форм организации производства электронной промышленности имеет место и за рубежом, особенно в США И Японии, где наряду с крупными предприятиями, как правило сборочными, имеются небольшие узкоспециализированные заводы, кооперированные в системе фирм.
 [c.24]

Результатом является двухуровневая или двухъярусная система предпринимательства. Первая ориентирована на быстрый рост недавно возникших фирм, основанных на использовании передовых технологий, а вторая направлена на создание рабочих мест, чтобы обеспечить работой количество работников почти эквивалентное числу потерявших ее.

Такого рода деятельность имеет место на обоих ярусах классическом уровне действующих малых предприятий и уровне появляющихся растущих компаний. С точки зрения венчурного капитала, быстрее всего растет та компания, у которой самый большой потенциал (таблица).

С другой стороны, с точки зрения развития экономической политики, можно было бы утверждать, что наиболее важны малые предприятия. Для вновь появляющихся растущих компаний, исходя из тенденции старения рабочей силы, важно, что производительность труда тем выше, чем позднее работник уходит на пенсию.

В то же время предоставление льгот пожилым работникам имеет гораздо большее значение и влечет за собой очень большие расходы и должно быть перенесено в будущую эпоху намеченных изменений. В целом это вопрос о необходимости образования и тренингов. Базовая система образования в США нуждается в улучшении, что потребует значительных средств.

Быстрые изменения в экономике также предполагают потребность в постоянных тренингах как на уровне работников, гак и на руководящем уровне.
 [c.119]

Мир постепенно становится все более интегрированной системой, причем политическая интеграция различных государственных структур по своей интенсивности отстает от экономической.

Расширение внешнеэкономических связей заключается в экспорте и импорте, международных аукционах и торгах, денежных инвестициях в зарубежные предприятия и, наконец, в существовании мирового рынка товаров и услуг, где особое место занимают транснациональные корпорации, действующие во многих странах, использующие зарубежные производственные и сбытовые отделения, которые фактически работают на мировой рынок в целом. Все это предполагает необходимость международного маркетинга — особого комплекса мероприятий по реализации товаров и услуг за пределами своей страны. Речь здесь идет о международных фирмах, сфера производительной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные государства и характеризуется наличием филиалов и дочерних компаний, технологическим кооперированием и специализацией, общностью ресурсной базы, централизацией управления и подконтрольностью.
 [c.383]

Приведенную систему неравенств можно условно назвать золотым правилом экономики предприятия , или экономической нормалью, понимаемой как наиболее желаемое, т. е. нормальное соотношение между темповыми показателями базовых характеристик.

Отклонения от приведенной системы неравенств не только возможны, но и периодически имеют место в частности, это происходит в случае масштабных инвестиций.

Поэтому важно не столько долгосрочное и безусловное следование приведенным закономерностям (это невозможно в принципе), сколько осуществление контроля за недопущением хронических и длительных по времени нарушений в соотношениях приведенной системы неравенств. Логика здесь очевидна фирма должна расти, а еде-
 [c.278]

Расходы в первую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы.

Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности.

Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму.

Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.).

Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.
 [c.611]

Очевидно, что при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала фирмы, его сравнении с другими предприятиями, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровнях.

К числу таких показателей обычно относят активы фирмы, объем продаж, показатель валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал фирмы.

Так, деловой американский журнал Fortune и английский E onomist используют следующие критерии оценки при ранжировании лучших фирм  [c.150]

Неадекватность управления возникает тогда, когда управление неадекватно потенциалу предприятия, не учитывает его внутреннее состояние и возможное место в экономике [9, с. 14]. Именно это (неизменчивость, статичность) явилось основной причиной кризисного состояния многих промышленных фирм.

Не изменение формы собственности, а неадекватность управления резко изменившимся в РФ условиям (возможностям) функционирования промышленных фирм в конкурентно-рыночной системе хозяйства, которые в очень короткие сроки пришли на смену административно-распределительной системе хозяйства.

Наличие к моменту вступления в рынок интегрированных структур в газодобывающей, химической промышленности, металлургии и некоторых других освободило входившие в них средние (с численностью персонала, в среднем, около 2—3 тыс.

человек) от необходимости быстрого формирования рыночных структур по взаимодействию с внешней средой и уберегло от катастрофических экономических потерь (недоборов). Такие структуры (ком-мерческо-сбытовые конторы, центры маркетинга, финансово-расчетные центры, конторы материально-технического снабжения и др.

) были созданы на уровне корпораций и сравнительно быстро вросли в рынок.

Выигрышным фактором явилось и то обстоятельство, что в отличие от машиностроения сырьевые отрасли не претерпели резкого изменения спроса (по номенклатуре и объемам) и соответствующей острой необходимости конверсии (причиной чему были и высокие мировые цены на сырье). Исключение составил АвтоВАЗ, который сам по себе явился крупной интегрированной структурой, специализированной на специфическом товаре народного потребления (автомобиле).
 [c.179]

Среди других методов экономического стимулирования инвестиционной деятельности зарубежных фирм в рамках СЭЗ значительное место отводится валютно-финансовым условиям, т.е. валютному регулированию. Известны различные валютные режимы СЭЗ.

Так, в некоторых странах (Румыния, Венгрия) взаимные расчеты предприятий, ведение бухгалтерского учета, все эспортно-импортные операции, в том числе и с внутренним рынком, осуществляются только в свободно конвертируемой валюте.

Широко развита также система параллельного обращения СКВ и национальной валюты с правом ее конверсии в иностранную валюту по курсу свободного рынка (Перу, страны Азии).

При параллельном обращении валют достигается большая гибкость функционирования предприятий СЭЗ, более быстрая интеграция экономики зоны с хозяйством страны. Однако возникают и негативные последствия усложняется решение валютной самоокупаемости зоны, затрудняется поиск подходов к введению конвертируемости национальной валюты.
 [c.33]

Многие специалисты в исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как …

совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции 3.

В справочнике, выпущенном компанией Данзас (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения / прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри.и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему4.
 [c.14]

Естественным образом возникает вопрос каковы особенности методов, применяемых для управления фирмами-операторами электросвязи, и чем они обусловлены Эти особенности обусловлены прежде всего масштабами управляемых систем, когда необходимо координировать деятельность многих экономически и организационно независимых операторов, связанных единым процессом передачи информации (исходящая, входящая, транзитные коммутационные станции, предприятия, организующие каналы). Поэтому в связи, как ни одной другой отрасли, необходимо регулирование деятельности со стороны государства. Кроме того, в таких науко- и капиталоемких системах, как организации электросвязи, когда процессом производства услуги управляет потребитель, на первое место выдвигаются по крайней мере еще две задачи. Первая — управление развитием предприятия, другими словами, управление инновационной деятельностью фирм-операторов, которая стала одним из решающих факторов повышения эффективности их работы в условиях нарушения естественной монополии электросвязи и появления конкуренции с учетом потребностей рынка. С этой задачей тесно связана другая — исследование и управление спросом на услуги связи в различных сегментах рынка квартирном секторе, деловой сфере (большом, среднем и малом бизнесе), в среде молодежи, в регионах и т.п., а также управление ценообразованием.
 [c.60]

Источник: https://economy-ru.info/info/122692/

1.2 Роль предприятий (организаций) в экономической системе

2.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе

Воспроизводство и инвестиции в основные фонды

2.2 Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций по видам экономической деятельности

Таблица № 4 — Инвестиции крупных и средних предприятий. Тыс. рублей % к итогу 2005 2006 2007 2005 2006 2007 Инвестиции в основной капитал — всего 37592625 45423454 96523921 100 100 100 в том числе: сельское хозяйство, охота…

Денежный рынок: особенности спроса и предложения. Роль в экономической системе

1.2 Роль денежного рынка в экономической системе

В национальной экономике движение денег совершается непрерывно и по весьма сложному маршруту. Денежный поток охватывает юридических и физических лиц. Движение денег противостоит потоку товаров и услуг. Деньги обслуживают производство…

Инвестиционная деятельность в Тюменской области

§ 1.1. Понятие, структура и роль инвестиций в экономической системе

В системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно…

1.2 Место малых предприятий в экономической системе

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться…

Определение роли заготовительного оборота в увеличении прибыли, а изыскание резервов и путей их роста на примере ОСП «Коопзаготпром» Гомельского райпо

1.1 Место заготовительного оборота в системе показателей экономической эффективности заготовительной деятельности, его роль в увеличении прибыли организаций в современных условиях

заготовительный оборот прибыль резерв Развитие любой организации в рыночных условиях любой формы собственности, организационно — правовой формы, масштаба и вида деятельности зависит от эффективности и качества работы…

Особенности инвестиционных процессов в России

1.1 Сущность, структура и роль инвестиций в экономической системе страны

Подлинное становление рыночной экономики в России невозможно без развития инвестиционной деятельности. Инвестиции (от английского investments) означают «капитальные вложения», однако, в настоящее время этот термин трактуют более широко…

Понятие, экономическое содержание, общественно-экономические функции и роль малых предприятий в системе современных экономических отношений. Существующие системы налогообложения малого предпринимательства, их характеристика

f1. Понятие, экономическое содержание, общественно-экономические функции и роль малых предприятий в системе современных экономических отношений

Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга…

Предпринимательство в современном мире

f2.2 Место и роль предпринимательства в экономической системе общества

В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации…

Предпринимательство: сущность, формы и направления повышения эффективности

fГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности

1.3 Роль и место предприятий в системе предпринимательских структур

Роль предприятия проявляется в следующем: — на уровне предприятия решаются основные экономические задачи общества ( что производить, как производить…

Проблемы становления и тенденции развития современного российского предпринимательства

2.2 Место и роль предпринимательства в экономической системе общества

В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации…

Расчет объемов производства продукции в стоимостном выражении

1.1 Место и роль трудовых ресурсов в системе ресурсного обеспечения предприятий исправительных учреждений

Проблема привлечения осужденных к труду уже не одно десятилетие является объектом пристального внимания ученых и практиков…

Роль и функции малых предприятий в системе современных экономических отношений

fПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга…

Фиктивный капитал в экономической системе

f1. Понятие фиктивного капитала и его роль в экономической системе

В истории экономической мысли имелось много различных взглядов и мнений на природу сущности капитала. Капитал — это средства производства. Исторически родоначальниками такой трактовки выступили классики политической экономии А. Смит и Д…

Источник: https://econ.bobrodobro.ru/83149

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей.

Любое предприятие, прежде всего, предстает как место соединения факторов производства.

Факторы производства – это ресурсы, приведенные в действие как потенциальные возможности общества для производства товаров и услуг (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Ресурсы и факторы производства

Труд – фактор, объединяющий в единое понятие умственные и физические способности человека (кроме предпринимательских), направленные при помощи средств труда на преобразование предметов труда (сырья, материалов, полуфабрикатов и др.) во времени и пространстве для удовлетворения потребностей человека и общества.

Земля – даровой фактор, природный, естественный ресурс (леса, воздух, вода, нефть, минералы, пахотные земли), применяемый в процессе производства товаров и предоставления услуг.

Капитал – производный от труда и земли фактор, инвестиционный ресурс, объединяющий в себе средства и предметы труда, запасы готовой и неготовой продукции.

Информация – важнейший ресурс современной экономики, является предметом управленческого труда и средством обоснования управленческих решений, без которых процесс воздействия управляющей подсистемы на объект управления и их взаимодействие просто невозможен.

Эти факторы соединяются таким образом, что можно говорить о наличии на предприятии производственной кооперации, при которой личные и вещественные факторы производства обеспечивают общий процесс производства. Факторы производства, их специализация и производственная кооперация характеризуют производительные силы общества, тем самым каждое предприятие предстает как составная часть производительных сил.

В рыночной экономике производимая продукция имеет форму товара, поэтому предприятия предстают как основные товаропроизводители.

Это означает, что предприятие можно рассматривать не только с материально-технической, но и с экономической стороны.

В качестве товаропроизводителя предприятие вступает в различные экономические отношения – отношения купли-продажи факторов производства, отношения по поводу производства соответствующего товара, купли-продажи произведенного товара и т.д.

Поведение субъектов, представляющих предприятие в качестве товаропроизводителя, позволяет сделать вывод о том, что предприятие в условиях рыночной экономики предстает как сфера бизнеса и предпринимательской деятельности.

Под предпринимательствомпонимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.

Хозяйственная ассоциация– это договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно-хозяйственной деятельности для решения определенных задач. Ее участники объединяют лишь часть своих финансовых и материальных ресурсов. Они могут входить и в другие хозяйственные объединения предприятий без согласования с другими членами ассоциации

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

  1. самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
  2. экономическую заинтересованность. цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
  3. хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Понятие юридического лица

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:

  • имущественная обособленность, т. е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
  • самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;
  • самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;
  • организационное единство, т. е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Источник: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/ep/content/file11.htm

Предприятие в экономической системе

2.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие – самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.

Предприятие– это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги.

Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

Характеристика форм предприятий:

— наличие хотя бы одного сотрудника;

— наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества;

— получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информация, духовная пища);

— преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация).

Предприятие – обособленная специализированная единица, основным признаком которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужные потребителю товары (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством.

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату.

Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны.

Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Из этого следует, что предприятия – это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу обособленности предприятия самостоятельны:

— в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);

— в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);

— в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятия – это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий – важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций рис. 6.1.

Рисунок 6.1 – Виды предприятий

Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация – организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации рис. 6.2.

Коммерческие организации – организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Рисунок 6.2 – Формальные предприятия

Некоммерческие организации – организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества.

Организации могут быть классифицированы по следующим признакам (рис. 6.3):

1 Организационно-правовая форма (ОПФ) (рис. 6.4);

2 Форма собственности:

— частная;

— государственная;

— муниципальная;

— общественная.

3 Целевое назначение:

— производство продукции;

— выполнение работ;

— оказание услуг.

4 Широта производственного профиля:

— специализированные;

— диверсифицированные.

5 Характер сочетания науки и производства;

— научные;

— производственные;

— научно-производственные.

6 Число стадий производства:

— одностадийные;

— многостадийные.

7 Расположение предприятия:

— на одной территории;

— на одной географической точке;

— на разных географических точках.

Рисунок 6.3 – Классификация предприятий по ряду признаков

Рисунок 6.4 – Классификация предприятий по организационно-правовым формам

Юридическое лицо – это организация, которая:

— имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;

— отвечает имуществом по своим обязательствам;

— может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;

— может быть истцом и ответчиком в суде;

— имеет самостоятельный баланс или смету.

Классификация организаций по организационно-правовым формам:

Организационно-правовая форма – это форма объединения людей для осуществления их хозяйственной деятельности в рамках определенной структуры, имеющие законодательное закрепление этих форм.

Коммерческие организации:

1 Хозяйственные товарищества и общества:

1.1 Общество с полной ответственностью;

1.2 Общество с ограниченной ответственностью;

1.3 Общество с дополнительной ответственностью;

1.4 Акционерное общество : открытое и закрытое.

2 Производственный кооператив (артель).

3 Государственные и муниципальные предприятия.

Некоммерческие организации

1 Потребительский кооператив (союз, общество).

2 Фонды.

3 Общественные и религиозные организации (объединения).

4 Учреждения.

5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В дальнейшем под словом организация или предприятие подразумевается формальная коммерческая организация.

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальное предприятие – предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранное предприятие – предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.

Смешанные предприятия – предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры.

Смешанные предприятия – это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны.

Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Многонациональные предприятия – предприятия капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании.

Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, – в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_112402_predpriyatie-v-ekonomicheskoy-sisteme.html

Scicenter1
Добавить комментарий