2.1.Технология применения когнитивных упражнений для освоения

Содержание
  1. Когнитивная технология обучения и следование ФГОС: как продуктивно провести урок
  2. Метод интеллект-карт
  3. Когнитивная технология обучения
  4. Типология уроков в когнитивной образовательной технологии
  5. Структура урока изучения декларативной информации
  6. Структура урока изучения процедурной информации
  7. Структура этих уроков состоит из следующих этапов:
  8. 10 упражнений для когнитивной стимуляции мозга при деменции
  9. 10 упражнений для когнитивной стимуляции мозга при деменции
  10. 1- Лепка из пластилина
  11. 2- Классификация объектов
  12. 3- Сделать книгу
  13. 4- Автобиографический дневник
  14. 5- Угадайте, что в мешке
  15. 6- Откройте для себя CogniFit («КогниФит») : ведущую программу для когнитивной оценки и стимуляции
  16. 7- Шеф-повар
  17. 8- Заведите домашнего питомца
  18. 9- Используйте силу музыки
  19. 10- Настольные игры
  20. Когнитивные тренажеры
  21. Что такое когнитивные тренажёры
  22. Эффективны ли когнитивные тренажёры
  23. Где тренироваться
  24. Как тренироваться
  25. Когнитивные тренировки: «апгрейд» памяти и мышления
  26. 8 когнитивно-поведенческих УПРАЖНЕНИЙ, которые вам ПРИГОДЯТСЯ в жизни
  27. Лечебно-профилактические средства психотерапии

Когнитивная технология обучения и следование ФГОС: как продуктивно провести урок

2.1.Технология применения когнитивных упражнений для освоения

Есть педагоги, которые ругают ФГОС, а есть те, кто считает, что новые стандарты помогают в работе. И тем, и другим необходимо учитывать изменения в образовательном пространстве. Наш блогер Дмитрий Логинов поделился, как организовать структуру урока, чтобы и по ФГОС, и понятно детям.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Классическая дидактика отвечает на два центральных вопроса: «чему учить?» и «как учить?». Эти вопросы неизменны и универсальны. Однако контекст, в котором они задаются, определяет разные, часто диаметрально противоположные ответы.

ХХ век принёс различные авторские педагогические системы, которые помогают теоретикам и практикам находить ответы на вопросы дидактики. Речь идёт о системах В. В. Давыдова, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занкова и так далее.

Но эти ответы не исчерпывающие, и новые поколения учёных и педагогов по-прежнему ищут те, которые наиболее полно соотносятся с современным контекстом.

Современная информационная среда создаёт вызовы системе образования, прежде всего учителю. Среди них можно выделить:

  • огромный объём информации, создающий условия для перегруженности памяти;
  • высокая скорость обновления информации, как следствие, постоянная потребность как самого человека, так и общества вокруг, в постоянном переучивании и освоении новых знаний и компетенций;
  • широкий спектр источников информации, который оказывает влияние на формирование особого свойства мышления — клиповости;
  • дистанционные формы общения, которые приводят к недостатку живой коммуникации, что может снижать уровень понимания друг друга и провоцировать конфликтные ситуации;
  • неопределенность социальных, политических, правовых условий, которая дезориентирует и снижает мотивацию к активному действию.

Педагоги все больше ориентируются на такие принципы, как:

  • вместо передачи знаний — обучение способам их осмысления (понимания) и переработки;
  • вместо передачи норм и правил — помощь в формировании ценностного отношения к явлениям и поступкам;
  • вместо контроля первичного усвоения — создание ситуаций для практического применения и творческого развития знания.

Необходимость постоянного поиска новых ответов на вопросы дидактики во многом связаны с тем, что в развивающимся образовательном пространстве сложно оценить самого ученика (его способности, индивидуальные цели, психические процессы и психические свойства личности). Поэтому всё большую актуальность приобретает принцип опосредованности в обучении, предложенный Выготским Л.С.

Визуальный канал восприятия обладает особой информативностью при передаче информации

Соответственно, потенциал для получения и осмысления информации у графических образов больше. Образы должны осуществлять не только информационную, но и познавательную (когнитивную) функцию. Тогда рационально говорить о реализации подхода когнитивной визуализации, который позволяет отразить, а затем и воспринять многомерный предмет исследования в виде целостного образа.

Метод интеллект-карт

Средствами фиксации ассоциативных мыслей могут служить графики, схемы, рисунки, символы, цвет, условные обозначения, а также интеллект-карты или ментальные карты.

Методика интеллект-карт предполагает визуальное сопровождение мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют новые мысли, заключения и переходы между ними.

При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция — функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.

Если говорить о научных основаниях использования метода интеллект-карт, то стоит отметить предложенную Т. Бьюзеном теорию радиатного мышления. Это принцип работы головного мозга, использующий одновременно оба полушария.

Я называю его «супермышлением» — это способность человека производить бесконечное количество новых комбинаций мыслей при малейшем изменении вводной информации.

Образы, представления, значения и смыслы слов и знаков соединены друг с другом многочисленными ассоциациями, которые создают сложную сеть взаимосвязей, образующих подобие информационных карт.

Главным критерием хорошей интеллект-карты является её востребованность, многоразовое использование. Она позволяет разделить изучаемый материал на составляющие, использовать не только материал учебника, но дополнять новыми фактами.

Когнитивная технология обучения

Анализ существующих педагогических технологий, которые отвечали бы и вызовам современной среды, и неклассическим принципам педагогики (надо отметить, что именно они завуалированно декларируются ФГОСом — открытость, вариативность, индивидуализация) выделил разработанную и описанную Бершадским М.Е. теорию когнитивной технологии обучения.

Она разработана на основе когнитивной психологии и призвана решить проблему индивидуального взаимодействия с информацией (восприятие, переработка, хранение, применение). Кроме того, когнитивная технология обучения предоставляет возможность формирования компетенций: учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.

Сама по себе когнитивность — это способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Когнитивные способности к обучению — это, во-первых, тренировка разных видов памяти для освоения учебной информации, а во-вторых, освоение способов умственных действий с информацией в процессе её использования.

Так, применение когнитивной технологии обучения на уроках позволяет учителю интеллектуально развивать учеников в процессе усвоения систематического научного содержания предмета.

В основе когнитивной образовательной технологии лежит предположение, что необходимым условием успешного обучения является понимание учеником информации, которая предъявляется ему в качестве содержания обучения.

Образы, представления, значения и смыслы слов и знаков, запечатленные в памяти ученика, являются своеобразными следами предыдущего познавательного опыта, они связаны множеством ассоциативных связей, основа которых — сложные биохимические процессы, произошедшие в нейронах мозга.

Доказано, что эти процессы группируются в комплексы, обеспечивающие извлечение различных видов информации из воспринимаемых организмом сигналов, идущих от разнообразных объектов окружающей среды. Данные комплексы получили название «когнитивные схемы». Именно они становятся материалом для работы учителя.

Учитель в процессе обучения создает внешние условия, которые оказывают влияние на когнитивные схемы, уже сформированные у ребёнка. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем. Если же они отсутствуют, то информация либо воспринимается, либо частично искажается.

Поэтому в ходе обучения необходимо формировать когнитивные схемы для адекватного восприятия окружающего мира.

Ключевая функция когнитивных схем — хранение обобщенной информации, касающейся различных аспектов жизни

Если рассмотреть классификационную принадлежность когнитивной технологии обучения, то это технология алгоритмизации пооперационного управления познавательной деятельностью учеников для достижения запланированных результатов обучения, которые могут быть выражены на языке наблюдаемых и однозначно интерпретируемых действий обучающихся.

Типология уроков в когнитивной образовательной технологии

Постепенный переход всё большого числа образовательных организаций на ФГОС ООО заставляет пересмотреть образовательные технологии, которые ориентированы на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Большинство педагогов прибегают к тому, что просто копируют технологические этапы уроков развивающего обучения в начальной школе — не самый худший подход, но встаёт вопрос о целесообразности и, главное, соответствии данных приёмов работы и возрастных особенностей подростков.

Анализируя методический аспект когнитивной технологии обучения, нельзя обойти стороной типологию уроков — изучение декларативной информации и изучение процедурной информации.

Общее для обоих типов то, что происходит максимальная алгоритмизация деятельности, процесс изучения становится понятным и наглядным. Это важно для подростка, которому бывает сложно структурировать свою деятельность.

Усвоенный алгоритм упрощает процесс обучения и оставляет пространство для общения — обсуждение выполненных действий и анализ их эффективности.

Структура урока изучения декларативной информации

Основная цель блока уроков изучения декларативной информации состоит в такой организации познавательной деятельности, которая обеспечит понимание изучаемой информации. Её достижение определяет структуру уроков, которая состоит из следующих этапов:

1. Осуществление входной диагностики и корректировка на её основе данных. Цель первого этапа — актуализация знаний и построение границы «знания — незнания».

2. Изучение новой информации. Здесь эффективны интеллект-карты и карты понятий, представление новой информации может сопровождаться составлением простого или развернутого плана теоретического материала.

3. Деятельность по первичному усвоению новой информации с последующей диагностикой первичного усвоения.

Тут эффективно планирование и проведение наблюдения; планирование и проведение эксперимента; поиск существенных признаков; поиск логических ошибок; расстановка в правильном порядке; вставка нужных слов.

Кроме того, могут быть эффективными аналогии, исключение лишнего, обобщение и завершение умозаключений.

4. Коррекция данных диагностики с опорой на результаты диагностики первичного усвоения.

5. Повторная диагностика и коррекция результатов. Полученные на этом этапе данные становятся основой для проектирования задания на дом.

Структура урока изучения процедурной информации

Уроки изучения процедурной информации предназначены для реализации деятельностной составляющей целей когнитивной образовательной технологии. Для школьных учебных предметов — это общие и частные методы познания, применяемые в различных науках. Цель этих уроков — изучение детьми данных методов. Школьники должны приобрести:

  • умение выбрать метод, позволяющий осуществить преобразование объекта в соответствии с поставленными целями;
  • умение осуществлять действия и операции, входящие в состав метода, в соответствии с условиями конкретной задачи на преобразование объекта;
  • умение сопоставлять результаты выполненного преобразования объекта с поставленными целями и обнаруживать их соответствие или несовпадение;
  • умение осуществлять метакогнитивный контроль собственной деятельности с целью исправления ошибок.

Структура этих уроков состоит из следующих этапов:

1. Входная диагностика и коррекция на основе её данных.

2. Изучение структуры и содержания деятельности по применению процедуры (метода, приёма, правила и так далее).

3. Первичное усвоение структуры и содержания деятельности по применению процедуры. Завершить этот этап важно диагностикой первичного усвоения процедуры.

4. Коррекция на основе данных диагностики для осознания осваиваемой процедуры.

5. Повторная диагностика (этап может отсутствовать при большом объёме информации). Результаты повторной диагностики, так же как и в системе уроков изучения декларативной информации, становятся основой для домашнего задания.

Методы и приёмы, позволяющие достигать цели урока изучения процедурной информации:

  • организация поиска признаков применения процедурной информации;
  • методика «расставьте в правильном порядке»;
  • обоснование порядка выполнения действий и операций;
  • повторение отдельных действий и операций в ситуации первичного усвоения;
  • представление системы действий и операций в виде цепочки умозаключений;
  • представление системы действий и операций в виде графической схемы;
  • анализ образца выполнения процедуры с целью обнаружения (изменения порядка выполнения действий, выполненных правильно или ошибочно).

Многое в структурах уроков может быть рассмотрено как составляющие тренинговой деятельности, что позволяет переориентировать работу учителя, который занимает позицию модератора процесса, тьюторскую позицию.

Структура когнитивной технологии обучения способствует развитию таких познавательных способностей, как стремление узнавать новое, структурировать собственные знания, формировать умения и навыки. При этом роль учителя в учебном процессе изменяется.

Он становится посредником, который оказывает помощь в исследовании и направляет умственную деятельность ученика в нужном направлении, что оказывает положительное влияние на развитие эмоционально-волевого и мотивационного компонентов познавательной самостоятельности.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/dmitry-loginov/53468-kognitivnaya-tekhnologiya-obucheniya-i-sledovaniye-fgos-kak-produktivno-provesti-urok

10 упражнений для когнитивной стимуляции мозга при деменции

2.1.Технология применения когнитивных упражнений для освоения

Деменция, в частности, болезнь Альцгеймера, как ее наиболее распространенное проявление, является тяжелым заболеванием, которое связано с нарушением когнитивных способностей человека.

Это заболевание поражает как память, так и процессы мышления или разума, что имеет тяжелые негативные последствия для повседневной жизни пациента.

Деменция является серьезной проблемой общественного здравоохранения, как по причине ее высокой распространенности, так и потому, что она имеет серьезные социальные и экономические последствия как для самого пациента, так и для его родственников.

Негативное воздействие на семью зачастую усугубляется в связи с отсутствием медицинских и экономических ресурсов. Это обычное явление, когда родственники, ухаживающие за больным с деменцией, чувствуют себя уставшими от постоянной ответственности и затрачиваемых усилий без адекватной поддержки.

Важно дать возможность человеку, страдающему деменцией, оставаться независимым до тех пор, пока это возможно. Поэтому упражнения для когнитивной стимуляции мозга больных деменцией могут замедлить ухудшение их когнитивных способностей.

Ели вы имели опыт ухода за такими больными, то уже наверняка стали экспертом в области нейропсихологии за счет детальной оценки когнитивных способностей пациента. Тем не менее, в этой статье мы хотели бы поделиться с вами некоторыми ресурсами, которые могут вам пригодиться.

Мы предлагаем ряд упражнений для когнитивной стимуляции мозга пациентов с деменцией, которые вы можете выполнять в домашних условиях.

Эти простые упражнения позволят вам не только дольше поддерживать мыслительные процессы пожилых членов вашей семьи на более высоком уровне, но и послужат для укрепления социальных и эмоциональных отношений, помогут повысить самооценку пациента и уверенность в себе, расширить границы его личной автономии. Обо всём этом — в материале психолога CogniFit («КогниФит») Кристины Нафриа.

Упражнения для стимуляции мозга при деменции

10 упражнений для когнитивной стимуляции мозга при деменции

Есть много упражнений и игр, которые мы предлагаем для наших родственников с деменцией, которые не только стимулируют их когнитивные способности (память, внимание, язык, рассуждения и т.д.

), но и оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние и самооценку.

Лучшая терапия – это проводить время вместе с ними, окружить их необходимой любовью, заботой, пониманием, помочь им почувствовать себя полезными и важными.

1- Лепка из пластилина

Дайте пациенту шар из пластилина и предложите ему что-нибудь из него слепить: собаку, торт, грушу или пепельницу. Лепка из пластилина полезна для тренировки рук и стимулирования координации движений.

Кроме того, это веселое упражнение, которое подходит для всей семьи и объединяет поколения.

Используйте эту игру, чтобы собрать вместе три поколения, и научите внуков, бабушек и дедушек наслаждаться совместной деятельности с единой общей целью: творить, создавать, фантазировать… и получать от этого удовольствие.

2- Классификация объектов

Предложите родственнику с деменцией классифицировать объекты. Например, вы можете попросить его навести порядок в шкатулке с пуговицами, а именно разложить их по цветам или размерам. Для этого упражнения вы можете также использовать продукты, такие как овощи, фрукты, ягоды или травы, или мелкие предметы: шарики, камешки, ракушки и т.д.

Эти виды деятельности послужат для стимулирования исполнительных функций, абстракции и рассуждения.

3- Сделать книгу

Соберите старые журналы и попросите родственника с деменцией найти для вас что-то конкретное.

Например, предложите ему найти картинки на следующие темы: птицы, дети, животные, автомобили, известные люди, еда… Проконтролируйте его, покажите, что вам действительно важен результат.

Затем попросите его вырезать найденные объекты и, используя их, создать историю, сделать «книгу» своими руками. Удостоверьтесь, что ему под силу вырезать, и подберите для него ножницы с закругленными концами.

4- Автобиографический дневник

Если ему нравится писать, вы можете попросить его сделать автобиографический дневник его жизни. Начиная с тех пор, когда он был еще маленький, до настоящего дня.

Просмотрите вместе старые фотографии, и вы сможете добавить их к дневнику, чтобы помочь автору и поддержать его историю. Попросите его рассказать вам в деталях, кто изображен на этих фотографиях, что они делали, сколько лет им было, и т.д.

Пусть расскажет вам о забавных историях из своей жизни, поделится своими воспоминаниями и опытом.

Если ему не нравится писать, вы можете выполнить это упражнение только в устной форме и сделать вместе особенный фотоальбом, или даже записать видео, сделать «фильм» о нем и его историях.

С помощью этого вида деятельности стимулируются память и речь.

Ведение автобиографического дневника полезно для памяти

5- Угадайте, что в мешке

Эта игра будет веселее, если в ней примет участие больше людей. Вы можете пригласить остальную часть вашей семьи принять участие в игре, детям это точно будет только в радость.

Положите в большой мешок самые разные виды предметов: мячи, журналы, фрукты, носки, катушки ниток, салфетки, ложки… Теперь попросите участников по очереди опустить руку в мешок и угадать, какой предмет им попался.

Это упражнение служит для стимуляции тактильного гнозиса, или способности распознавать объекты на ощупь.

6- Откройте для себя CogniFit («КогниФит») : ведущую программу для когнитивной оценки и стимуляции

Когнитивная стимуляция от CogniFit – это немедикаментозная терапия, которая чаще всего используется в случаях умеренных когнитивных нарушений, связанных с болезнью Альцгеймера или деменцией на ранней стадии. Технология CogniFit стандартизирована и подтверждена научным сообществом.

Программа фокусируется на пластичности мозга, это способность мозга создавать новые нейронные связи, восстанавливаться и реструктурироваться, что позволяет замедлить прогрессирование заболевания и сохранить на более долгий срок когнитивные способности человека.

Таким образом, CogniFit улучшает качество нашей жизни.

Когнитивная стимуляция мозга с помощью CogniFit

CogniFit является ведущей клинической программой для тренировки мозга. Программа состоит из серии веселых научных игр, разработанных на основе клинических исследований, в которые можно играть онлайн.

Вам нужно только зарегистрироваться! Серия игр от CogniFit помогает оценить и точно измерить когнитивные сильные и слабые стороны любого пользователя (с деменцией, или здорового человека).

После выполнения упражнений, CogniFit отображает график с когнитивными результатами и автоматически подбирает для вас персональный режим тренировок, который является наиболее оптимальным для стимуляции когнитивных способностей каждого пользователя.

Как предотвратить деменцию: нашему мозгу свойственны изменчивость и пластичность, когнитивная стимуляция для пациентов с болезнью Альцгеймера и других видов деменции способствует повышению пластичности мозга и приводит к развитию новых нейронных соединений.

7- Шеф-повар

Хорошая стратегия когнитивной стимуляции для лечения деменции – это попросить вашего родственника помочь вам на кухне. Позвольте ему самостоятельно следовать рецепту, но не забывайте контролировать его. Попросите его выбирать несложные рецепты, адаптированные к его компетенциям.

Это могут быть простые блюда, такие как фруктовый салат: попросите его нарезать кусочки фруктов (например, используя пластиковые ножи), добавьте йогурт и наслаждайтесь вместе вкусным и полезным рецептом! Или попробуйте приготовить более сложные рецепты, если ему это под силу.

Вы сами это увидите на практике.

8- Заведите домашнего питомца

Если вам нравятся животные, или у вас уже есть домашний любимец, то вы, возможно, заметили, что забота о нем идеально подходит для лечения всех видов заболеваний, в том числе деменции.

Предложите человеку, страдающему этим заболеванием, принимать активное участие в уходе за животными, кормить их, выходить с ними на прогулку (если у вас есть собака).

Это оказывает терапевтический эффект при многих заболеваниях.

9- Используйте силу музыки

Используйте музыку в качестве союзника для когнитивного вмешательства. Включите музыку, которая нравится больному, которую он знает, и посмотрите, что происходит.

Может быть, он будет подпевать в такт песне, или захочет станцевать, или просто отдохнуть и расслабиться. Вы можете придумать другие виды деятельности с использованием музыки.

Например, вы можете вместе разучить тексты песен, проверить, знает ли он песню на память, обсудить, как он ее понимает, какие воспоминания вызывает у него та или иная мелодия…

10- Настольные игры

Настольные игры являются большими союзниками для стимуляции когнитивных функций наших родственников, а также помогают хорошо провести время с семьей. Сыграйте в лото, шашки или монополию. Конечно, виды игр не должны быть слишком сложными.

Выбирайте игры, адаптированные к возможностям вашей семьи, все ваши родственники должны понимать правила и получать удовольствие от процесса.

Если стандартные правила игры кажутся вам слишком сложными, вы всегда можете упростить их и разработать свои правила, которые будут понятны каждому игроку. Проявите творческий подход!

Протестируйте Ваших близких или пройдите сами онлайн тест CogniFit на болезнь Паркинсона!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/59ddd1fd48c85e3cb02c4cf2

Когнитивные тренажеры

2.1.Технология применения когнитивных упражнений для освоения

Многие люди стремятся к развитию своих интеллектуальных способностей. Кто не хочет обладать хорошими памятью, вниманием, мышлением и т.д.? Это помогает как на работе, так и в повседневной жизни. Но как вывести свой интеллект на новый уровень? Добиться этого вам помогут когнитивные тренажёры.

Когнитивные тренажёры – это программы (чаще всего игры), развивающие умственные способности. Эффективны ли они? Если да, то где и как тренироваться? Читайте полный обзор темы в этой статье.

Что такое когнитивные тренажёры

Когнитивные тренажеры (брейн-тренажёры) – это специальные программы, развивающие когнитивные способности. Они предлагают пользователю выполнять определённые упражнения, которые помогают ему тренировать концентрацию внимания, память, логическое мышление и т.д. Чаще всего когнитивные тренажёры устроены в игровой форме, из-за чего тренировки становятся более увлекательными.

Эффективны ли когнитивные тренажёры

Некоторые люди убеждены, что когнитивные способности неизменны. Чем наградила природа – с тем и живи. Но это не так.

Наш мозг обладает нейропластичностью – способностью изменяться в течение всей жизни. Конечно, в зрелом возрасте эти изменения происходят не так легко и быстро, как в детском, но они всё-таки происходят. Даже если вы уже взрослый человек, ваш мозг способен развиваться.

Отсюда следует, что тренировать мозг действительно стоит. Но подходят ли для этого когнитивные тренажёры? Давайте разбираться.

Например, психологи Сюзан Джегги и Мартин Бушкюль утверждают, что развития подвижного интеллекта можно добиться с помощью тренировки рабочей памяти.

Но наряду с исследованиями, подтверждающими эффективность брейн-тренажёров в развитии сложных когнитивных способностей (сложных – то есть комплексных, использующих несколько простых одновременно, например, внимание, память и абстрактное мышление), существуют исследования, указывающие на малую пользу от подобных тренажёров.

Рассмотрим одно исследование. Авторы изучали влияние когнитивных тренажёров на способность принимать решения (это сложный когнитивный процесс). Участие в исследовании приняли 128 человек в возрасте от 18 до 35 лет.

Их разделили на две равные группы. По 5 раз в неделю на протяжении 10 недель первая группа тренировалась с помощью приложения Lumosity (крупнейший сайт для онлайн-тренировок – 95 миллионов участников за 10 лет), а другая в это время играла в видеоигры, которые не предполагали никакого когнитивного развития.

Участников тестировали на состояние когнитивных способностей в начале эксперимента, в середине и по его завершении.

Оказалось, что способности испытуемых в обеих группах возросли примерно в равной степени. Например, в игре n-назад (оценивающей рабочую память) количество правильных ответов в первой группе возросло на 4,6%, а во второй – на 3,9%.

Зато участники первой группы стали гораздо лучше справляться с упражнениями, которые они выполняли в рамках когнитивных тренировок.

Какие выводы можно сделать:

  • Когнитивные тренажёры не сделают из вас гения. Игр на развитие памяти и устного счёта недостаточно для этого, нужно использовать и другие пути самосовершенствования.
  • Когнитивные тренажёры эффективны, но они развивают только тот навык, на который направлены. Например, если вы тренируете способность быстро распознавать определённые триггеры и реагировать на них, вы действительно сможете её развить. Но вряд ли это повлияет на другие ваши навыки.

В общем, брейн-тренажёры действительно помогают развивать определённые навыки и способности, но тренажёр устного счёта не улучшит ничего, кроме умения считать в уме, а тренажёр на скорость реакции не улучшит ничего, кроме скорости реакции.

Где тренироваться

Рассмотрим несколько площадок с когнитивными тренажёрами.

Не сочтите за хвастовство или рекламу, но все же мы думаем, что имеем право сказать несколько слов о нашем ресурсе. На 4brain вы можете начать заниматься по бесплатной онлайн-программе «Нейробика»:

  • более 20 удобных, интересных и эффективных упражнений на развитие памяти, внимания и мышления;
  • возможность ежедневно поддерживать мозг в тонусе;
  • можно пользоваться с любого гаджета, в любом месте и в любое время;
  • статистика, которая поможет вам отслеживать результат.

Но, конечно же, обратите внимание и на другие сайты с когнитивными тренажёрами:

  • Викиум
  • Lumosity
  • BrainApps

Можете совмещать тренировки на нескольких сайтах или попробовать позаниматься на каждом и выбрать тот, который лучше всего подходит именно вам.

Как тренироваться

Чтобы ваши тренировки приносили максимальную пользу, нужно соблюдать три основных правила:

  • Поддерживайте мотивацию. Если вы будете заниматься нехотя, через силу, если вы будете частенько пропускать тренировки из-за лени и нежелания утруждать себя, у вас вряд ли что-то получится. С руководством по самомотивации вы можете ознакомиться здесь.
  • Стремитесь к разнообразию. Не ограничивайтесь одни тренажёром или одной развиваемой способностью. Подходите к своим тренировкам комплексно. Чем лучше развиты ваши отдельные навыки, тем лучше развиты вы в целом.
  • Стремитесь к регулярности. Тренировки должны быть постоянными. Лучше заниматься каждый день по 10-15 минут, чем раз в неделю 2-3 часа. Выделите время в своём графике, поставьте напоминание на телефон. Чем регулярнее занятия, тем лучше эффект.

Если вы будете достаточно мотивированы и ваши занятия будут разнообразными и регулярными, прогресс не заставит себя ждать.

Задачу облегчает то, что чаще всего на сайтах с брейн-тренажёрами существуют готовые программы, нацеленные на разнообразное развитие всех когнитивных способностей. Вам остаётся только зайти и начать тренироваться. Рекомендуем попробовать!

Желаем успехов!

Источник: https://4brain.ru/blog/cognitnive-exercises/

Когнитивные тренировки: «апгрейд» памяти и мышления

2.1.Технология применения когнитивных упражнений для освоения
Наш мозг — удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины.

Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).  Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители.

Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами. Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени.

Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.

Анализ 20 научных исследований показал, что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.

Подвижный интеллект — это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний. Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения. Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).

Хотя Cognitive Function Test изначально создавался для людей в возрасте от 50 до 70 лет в рамках программы по борьбе с болезнью Альцгеймера, он подходит для любого взрослого, желающего оценить возможности мозга. Тест состоит из четырех частей и рассчитан на 15 минут. Во время теста важно не отвлекаться и не делать перерывов.

Тест проводится на английском языке. Зарегистрировавшись и ответив на несложные вопросы по расстройствам памяти (которых, надеемся, у вас еще нет), вы получите несколько различных заданий, оценивающих скорость вашей реакции и глубину рабочей памяти. Ниже приведен пример результата теста. Этот человек получил высокую оценку, у него нет когнитивных нарушений. Средняя оценка — 54,2. Так как тест разработан для возрастной группы 50–70, то большинство респондентов набирают от 43,2 до 65,2. У вас, очевидно, может быть и больше баллов. Оценка между 38 и 43 характеризует попадание в группу риска. Оценка ниже 38 классифицируется как «значительный риск». Важно помнить, что плохие оценки когнитивных тестов также могут быть вызваны депрессией, лекарствами, некоторыми типами дислексии или другими факторами. Не рекомендуется возвращаться к тесту в течение года, чтобы избежать эффекта обучения, так как это может повлиять на надежность получаемых результатов.

На графике по горизонтальной оси отложены результаты теста в секундах (учитываются только результаты лучше 1 секунды). По вертикальной оси — количество пройденных тестов с данным результатом.

Как быстро вы можете реагировать, если это необходимо? Способность к быстрой реакции может быть критической в разных ситуациях. Этот тест позволяет определить время вашей реакции — когда светофор зажигается зеленым, нужно немедленно нажать кнопку мыши.

Этот тест поможет определить, насколько сильна ваша кратковременная вербальная память. Тест рассчитан на 10 минут. Во многом тест похож на некоторые задания из Cognitive Function Test, с той лишь разницей, что сделан на русском языке и проходится быстрее.

Знаете ли вы, почему номер банковской карты чаще всего 16-значный? Такое число невозможно запомнить с одного взгляда. Проверить это утверждение можно в Number Memory Test. В течение примерно 5 секунд перед вами будут появляться цифры, а вам нужно будет их повторить. Средний уровень для этого теста — 7 цифр.

Lumosity — одна из самых популярных программ ежедневной тренировки для взрослых. Сделаны приложения для Android и iOS, в которых есть более 25 игр для тренировки мозга. Игры подстраиваются под уровень пользователя, поддерживая планку сложности при решении самых разнообразных задач. Задания построены на университетских исследованиях мозга, главным образом из Стэнфордского университета.

Большая и по большей части платная онлайн-система обучения, разработанная международной группой нейробиологов. Сайт предлагает занятия по 90 минут в неделю (есть возможность загрузить курс на iPhone / iPad).

Интересный курс с занятно иллюстрированными заданиями, больше похожими на игру. Геймификация тренировки способствует большей вовлеченности для максимальной эффективности.

В начале обучения вам будет предложено ответить на 11 вопросов, которые позволят выстроить персональный план обучения, соответствующий вашим целям и текущему уровню производительности. Подготовительные задания, дающие возможность оценить ваш уровень управления рабочей памятью, предоставляются бесплатно.

Кстати, есть и российский аналог — сервис Викиум.

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий. Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год. На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.
А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч. При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться. На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно — вы и так достигли совершенства.

Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.

Работает только под iOS.

Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains — единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.

* * * Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки. По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.

UPD. Добавлен проект «Викиум».

Источник: https://habr.com/post/371451/

8 когнитивно-поведенческих УПРАЖНЕНИЙ, которые вам ПРИГОДЯТСЯ в жизни

2.1.Технология применения когнитивных упражнений для освоения

Экология сознания. Психология: Когнитивно-поведенческие упражнения применяются как с целью поддержания полученных результатов во время консультаций у психолога, так и как самопомощь.

Лечебно-профилактические средства психотерапии

Когнитивно-поведенческие упражнения – это лечебно-профилактические средства психотерапии, которые являются конгитивными средствами самовоздействия.

Конечная цель подобных упражнений – уменьшение или полное устранение разрушительного и неадекватного поведения или дискомфорта.

Упражнение №1

«Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике)

Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:

Шаг 1. 

Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:

  • «Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;

  • «Я испытываю тревогу потому, что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;

  • «Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.

Шаг 2. 

После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.

Шаг 3.

Концентрируем внимание на окружающем:

  • Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета;

  • На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то что почувствовали.

Шаг 4. 

Концентрируем внимание на внутреннем мире:

  • Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;

  • Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.

После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.

Выполняя это упражнение, тревога начнёт отступать, Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения.

Упражнение №2

«Преодоление страха» (по Эллису)

Если Ваш страх является следствием нерационального представления (ложного, не имеющего реальную основу) тогда необходимо сделать следующее:

  • Постарайтесь посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом;

Например, зачем Вам нужно одобрение Ваших родных по приготовленному обеду? Мыслите рационально: если бы блюдо было невкусным (пересоленным, недоваренным, слишком жирным и т.п.), то они точно бы об этом сказали, а раз молча кушают, значит им все нравится. Посмейтесь над тем, что Вы ждете одобрение там, где его не следует ждать?

  • Честно и откровенно расскажите о своем страхе доверительному лицу и покажите свои эмоции, которые Вы при этом испытываете;

  • Постарайтесь найти первопричину Вашего страха, т.е. иррациональное (неправильное, ложное) представление о должном и заменить его на рациональное(разумное);

  • Наблюдайте за своими страхами, признавайтесь себе, что они мелочны и ничтожны и находите «правильное» представление о должном, оспаривайте и постепенно преодолевайте их.

Например, Вы испытываете страх из-за того, что боитесь показать другим, как Вы тревожитесь за кого-либо или что-либо. Поймите, нет ничего постыдного и страшного в том, что другие увидят, что Вы встревожены.

Сознайтесь себе в том, что Ваш страх перед проявлением своих эмоций – беспочвенен и необоснованный.Запомните, что каждый человек имеет право на эмоции и переживания.

Упражнение №3

«Повышение творческой активности» (по Д.Скотту)

Это упражнение еще называют «Мозговым штурмом».

Шаг 1. Записываем идеи и решения проблемы – без особых раздумий взять лист бумаги и написать первые,которые пришли Вам в голову решения данной проблемы.

Это необходимо для того, чтобы исключить все Ваши возможные страхи и переживания за последующую неудачу, исключить все «тормоза» и влияние механизмов Вашего сознания, которые могут, а самое страшное, что наверняка возникнут при длительных размышлениях.

Шаг 2. Самооценка решений – это критико-аналитическая часть упражнения, которая позволит выявить годные и непригодные решения. Оценивать свои решения нужно по 5-ти бальной системе, от большего разумного и верного решения (оценка «5»), к самому нецелесообразному (оценка «2»).

Шаг 3. Отбор лучшего решения – это может быть один самый подходящий вариант, а может быть комбинация из нескольких, которые приведут к положительному решению проблемы.

Упражнение №4

«Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)

Это есть своеобразное «очищение мозга» от «ненужных» мыслей.

Шаг 1. Прислушайтесь к своим чувствам, которые Вы испытываете во время стресса, возможно Вас «прошибает пот» или Вы напряженные от ожидания.

Шаг 2. Теперь специально сделайте так, чтобы прочувствовать тот момент, когда Вы сильно напряжены. Задайтесь вопросом и ответьте на него: «Ради чего и зачем я так напрягаюсь?».

Шаг 3. Теперь задайте себе следующий вопрос: «А что мне нужно для того, чтобы я почувствовал(-а) себя лучше?».

Шаг 4. На 2-3 минуты преувеличьте свои ощущения, пусть Вас на это время «прошибет пот» или наступить колоссальное напряжение. Ничего не предпринимая просто прочувствуйте это состояние и убедитесь в том, что оно занимает очень много энергии и сил, и что эта энергия тратиться в пустую.

Шаг 5. После проведенного эксперимента-наблюдения ответьте себе: «Нужно ли мне такое напряжение? Хорошо ли это для меня? Хочу ли я избавиться он него?».

Шаг 6. Следующим шагом будет осознание того, что Ваши требования создают чувство отчаяния.

Шаг 7. Приступаем непосредственно к релаксации. Для этого нужно представить, что все Ваши мышцы стали подобием податливого теста или поролона. Постарайтесь поймать состояние равновесия.

Шаг 8. «Очищаем свой мозг от ненужного» и делаем что-то конструктивное и нужное вместо того, чтобы впустую тратить свои силы и энергию для бесполезного напряжения или «прошибания».

Шаг 9. Последним шагом будет осознанная замена Ваших требований на Ваши предпочтения.

Упражнение №5

«Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)

Встаньте удобно или сядьте и закройте глаза. Теперь представьте себе, что у Вас в обеих руках по одной фотографии:

  • В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;

  • В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.

Теперь одним взмахом, т.е. молниеносно опускайте негативную фотографию на колено, чтобы Вы ее перестали видеть, а позитивную поднимайте до уровня глаз.

Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация проявляется и у Вас наступает напряжение. Подобную молниеносную замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не вытеснит отрицательный.

Упражнение №6

«Коррекция негативного поведения путем самоанализа» (по Д.Рейуортеру)

Быть безучастным сторонним наблюдателем – это главное условие при выполнении данного упражнения. Вы должны прислушиваться, концентрировать свое внимание, осознавать свои чувства, прочувствовать их и запомнить, но при этом ничего не менять. Делаются подобные упражнения уединенно, чтобы Вам не мешали и не отвлекали.

Шаг 1. Концентрируемся на своем физическом теле:

  • Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.;

  • Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.;

  • Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению.

Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело».

Шаг 2. Концентрируемся на своих чувствах:

  • Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;

  • Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.

Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства».

Шаг 3. Концентрируемся на своих желаниях:

  • Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас;

  • Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим.

Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания».

Шаг 4. Концентрируемся на своих мыслях:

  • Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать;

  • Если мыслей много, то понаблюдайте как одна мысль сменяет другую. Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них.

Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли».

Подобное упражнение «Самокоррекции» относится к техникам психосинтеза и позволит понаблюдать и увидеть свое тело, чувства, желания и мысли как бы со стороны.

Упражнение №7

«Кто я?» (по Т.Йоуменс)

Данное упражнение также относится к техникам психосинтеза и заключается в постороннем наблюдении за собой. Цель упражнения –помочь развить в себе самосознание и выявить свое настоящее «Я».

Каждый человек подобен многослойной луковице, где слой за слоем спрятано наше истинное «Я». Такими слоями могут быть маски, которые мы каждый день «выбираем» под подходящий случай и «надеваем» на себя, чтобы люди не увидели наших истинных чувств или тех качеств, которых мы стесняемся или которых не любим в себе.

Но есть слои и положительные, которые мы игнорируем и не признаем себе, что они «хорошие». Увидеть за всеми этими слоями свою настоящую сущность, свое живое ядро, свою личность – это то, что благодаря этому упражнению Вам постепенно, шаг за шагом удастся сделать.

Необходимо чтобы во время выполнения этого упражнения Вас не отвлекали.

Шаг 1.

В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы. Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы, по Вашему мнению?».

Шаг 2. 

Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса. Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.

Шаг 3. 

Встаньте в середину комнаты и закройте глаза. Задайте себе тот же вопрос и прочувствуйте те движения, который начнет делать Ваше тело. Не контролируйте их, не мешайте, не вносите корректировки, а доверьтесь телу. Обязательно запомните эти движения, ведь именно таким образом оно отвечает на поставленный вопрос.

Упражнение №8

«Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи» (по М.Е. Сандомирскому)

цель диалога – срочно помочь себе снять возникший телесный эмоциональный дискомфорт. Упражнение нужно делать уединенно, чтобы не мешали.

Шаг 1. 

Закройте глаза и представьте перед собой зеркало, а в нем Ваше отображение. Присмотритесь: как Вы выглядите в момент наступившего дискомфорта, как это отражается на выражении Вашего лица, на осанке.

Шаг 2. 

Сконцентрируйтесь на физических ощущениях и найдите места, где именно испытываются неуютные ощущения.

Шаг 3. 

Суть следующего шага заключается в следующем:

Вы должны сами себе (т.е. воображаемому собеседнику, своему отображению) сказать все те слова, которые, по Вашему мнению, успокоят Вас в данной ситуации, ободрят, остановят навязчивую тревогу, самосожаление, самобичевание, самообвинения и восстановит Ваше самоуважение и достоинство.

Вложите в эти слова столько эмоциональности и чувств, сколько, по Вашему мнению, нужно будет для достижения поставленной цели.

Ваш воображаемый «зеркальный» собеседник будет реагировать на Ваши слова и его ответная реакция станет Вам сигналом – попали ли Ваши слова в цель или они были произнесены впустую.

Шаг 4. 

Переключитесь на свои физические ощущения.

Если слова дошли до цели, то физические страдания будут утихать и дискомфорт со временем исчезнет. Если же этого не произошло, повторите шаг 3 еще раз.

При необходимости данное упражнение можно повторять несколько раз, главное – это заставить стихнуть физическому эмоциональному дискомфорту – это и есть срочная мгновенная экстренная самопомощь.

В заключении хочется отметить, что подобных психотерапевтических упражнений в практике у психологов великое множество.

Объединяет их одна цель –это самопомощь.

Делая эти упражнения, Вы научитесь самостоятельно воздействовать на себя и тем самым помогать себе: устранять или уменьшать неадекватные проявления своего поведения, преодолевать тревогу или страх, снимать стресс, повышать свою творческую активность и лучше понимать себя.опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Павел Зайковский

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/175193-8-kognitivno-povedencheskih-uprazhneniy-kotorye-vam-prigodyatsya-v-zhizni

Scicenter1
Добавить комментарий