2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России

История развития деловой этики в россии. план: 1.возникновение и развитие торговой и промышленной этики в россии. 2.этические нормы деловых связей, деловых. — презентация

2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ

2 План: 1. Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России. 2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России. 3. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика

3 1. Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России В Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

4 Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.

Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа –«деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».

5 Отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П. Безобразов* выделяет особо: чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

6 трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия; сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств. Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.

7 практический расчет – умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

8 Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю.

Самые основательные предприниматели объединялись в торгово- промышленные ассоциации, корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане» и др.

Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями. Второй по значению после гостей в XVI – XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня.

9 В XVI – XVIII вв.

гости – члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др. Состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.

10 2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этические требования в России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже в середине ХVIII в.

11 Русский купец был религиозен и благочестив. Его религиозное поведение сочеталось с коммерческим подходом к добрым делам, за которые купец ожидал помощи и покровительства Бога. Результатом деятельности его должно быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство государства.

12 Российские мыслители и философы размышляли над этой проблемой и вырабатывали взгляды и подходы к проблемам труда и трудовой этики. Русский историк Е.А. Болховитинов утверждал, что достоинство человека определяется его трудом.

Характеризуя купеческую этику как профессиональную в конце ХVIII и ХIХ вв.

, современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой – склонность к обману, стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств.

13 Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело прежде всего общий позитивный морально-этический характер.

Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество.

Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом.

14 Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика В истории появления и развития основных идей деловой этики и этики управления в России важная роль принадлежит старообрядческой ветви религии. Процесс появления деловых людей из числа старообрядцев и упрочения их положения проходил следующим образом.

15 В середине ХVII в. патриарх Никон провел реформы. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно- политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом.

16 Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол.

17 Никон стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления власти патриарх. Он пытался освободить церковь из-под опеки светской власти, выдвинув тезис «священство выше царства».

18 Мнения историков о причинах реформ различны. До сих пор нет однозначной оценки, принесли ли пользу или вред церковные реформы.

Согласно одной из точек зрения, патриарх Никон хотел с их помощью остановить разложение российского общества, наблюдавшееся в середине ХVII в.

, проявлявшееся на всех уровнях – как среди высших слоев, так и среди простонародья. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы.

19 Однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, что выражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона. Те, кто поддерживался старых религиозных устоев — старообрядцы, не приняли церковные реформы ХVII в. Они стали оппозиционными или враждебными официальной православной церкви.

20 М. Вебер пришел к выводу, что экономика процветает в странах, населенных в основном протестантами, поддерживавшими и культивировавшими этические нормы. Он назвал их протестантской этикой.

Свободное от работы время протестанты затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души.

Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом.

21 Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев.

22 Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством.

23 Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка –важная этическая норма. Причиной формирования и упрочения этой этической нормы явилось то, что притеснения в стране были направлены, невзирая на богатство, против всех старообрядцев.

24 Старообрядчество разделилось на ряд течений, толков и согласий. Оно имеет в своем составе две церкви: Белокриницкую иерархию, а также Беглопоповскую архиепископию.

25 Спасибо за внимание!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1281142/

Деловая этика и ее развитие в России

2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России

      

Введение

1. Этика бизнеса и ее специфика

2. Деловая этика и ее развитие в России

2.1 Возникновение этики в России

2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России

2.3 Деловая культура современного российского общества

Заключение

Список использованной литературы

                                             Введение 

     Актуальность. Жизнь делового человека непосредственно связана с общением.

Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических техник управления людьми, системном понимании сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы.

     Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это — деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.

     Таким образом, культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

     Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.

     Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе.

Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

                                1. Этика бизнеса и ее специфика 

     Этика (греческое ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) — совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.1

     Всем знакомы общественные установления, связанные с этичностью: быть вежливым, проявлять уважение, не обманывать и т.п. Однако в деловой этике эти общественные пожелания раскрываются в конкретных практических руководствах и принципах, которые позволяют менеджеру не просто быть приятным человеком, но решать деловые задачи.

     Например, у норвежских купцов есть замечательный кодекс,2 состоящий всего из двух пунктов:

     1) не бери с партнера больше стоимости своего продукта;

     2) поступай всегда так, чтобы можно было обратиться к партнеру в будущем.

     Это простые и понятные принципы, благотворность которых формально признается любым человеком, рассуждающим о нравственности ведения бизнеса или этике управления.

Но достаточно проанализировать отношения в обществе с устоявшейся этичной бизнес-средой и в обществе с незрелой бизнес-средой, чтобы сделать вывод о том, где эти принципы соблюдаются, а где нет; и почему общество, где эти принципы соблюдаются, лучше для бизнеса и для жизни; и почему эти и подобные принципы надо соблюдать.

     Этика не предписана ни государственным законодательством, ни даже законами природы. Например, если человек пренебрежет законами природы и попробует дышать под водой, он будет жестоко наказан.

Если человек нарушит законы государства, то также последует наказание. Нарушения этики не караются таким буквальным образом. И отсюда возникает иллюзия, что этика необязательна, но этика предпочтительна.

     Этическое поведение является предметом предпочтительности, то есть добровольного выбора, либо выбора, обусловленного воспитанием, гуманитарной или профессиональной подготовкой. Регулятором этики является не столько наказание, сколько поощрение.

Да, неэтичный менеджер, как и неэтичный бизнесмен, скорее всего, потерпит неудачу. Но это не будет моментальной и неотвратимой карой, как в случае с законами физики или государства. Куда важнее, что следование законам этики приводит к формированию успешной среды для бизнеса и управления, то есть к успеху.

Вот почему соблюдение этических основ в деловых отношениях регулируется не наказанием, а поощрением.

     Базовые принципы человеческого общения таковы, что общество предпочитает этичных. Следовательно, и конкретные люди, если хотят встроиться в общественные структуры, просто вынуждены предпочитать этичное поведение.

     Предпочтительность этики означает, что менеджер, следующий этическим принципам в деловых отношениях, получает конкурентные преимущества.

Если же менеджер работает в высокоэтичной деловой среде, каковой с необходимостью является развитая цивилизованная рыночная общественная система, то следование этическим принципам становится уже не столько конкурентным фактором, сколько фактором допуска в бизнес и в деловую среду. Неэтичный менеджер не попадет в приличное общество — хоть светское, хоть акционерное.

     Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой, профессиональной этики.

     Профессиональная этика — это нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса.3

     Этика бизнеса — это деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с существующими законодательством и традициями.4 Она включает в себя:

     нормы, требования, регулирующие деятельность и взаимоотношения предпринимателей;

     этику ведения переговоров;

     этику конкурентной борьбы;

     деловой этикет;

     влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение;

     проблемы социальной ответственности бизнеса и т.д.

     Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям.

     Первичные основы этики бизнеса были заложены еще в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе — (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров.

Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

     Интерес к этике бизнеса в 70-е годы XX века в США, был вызван огромным количеством социальных конфликтов и политических скандалов.5 В результате общественность заговорила об ответственности корпораций перед обществом и моральных нормах администрации.

Все это потребовало разработки норм и правил ведения бизнеса, регламентации взаимоотношений с деловыми партнерами.

В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу, в результате чего и формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения.

     В России к этой дисциплине обратились только в начале 90-х годов. Необходимость изучения этики бизнеса была вызвана рядом причин.

Переход к рыночной экономике повлек за собой множество изменений в привычных и устоявшихся нормах поведения людей.

Однако, в условиях централизованной экономики принятие ответственных решений было нередко результатом приспособленческого поведения: главное здесь не экономическая эффективность, а отношение к принятому решению со стороны вышестоящих органов.

     В рыночных условиях ситуация существенным образом изменилась. Этика бизнеса в современной России связана с особенностями культурного характера. Слепое копирование европейских стандартов на российской почве было не всегда осуществимо из-за другого менталитета, иных традиций и норм поведения.

     Этика деловых отношений подразумевает:

     1) уважение к традициям — общественным и деловым установлениям;

     2) уважение к человеку.

     Соответственно, для реализации этических принципов деловых отношений надо, во-первых, знать и уважительно соблюдать основные установки делового общения, во-вторых, знать и уважительно соблюдать принципы взаимоотношений с другими людьми.

     Таким образом, деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания в рамках конкретных видов деятельности, затем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов.

                         2. Деловая этика и ее развитие в России 

                              2.1 Возникновение этики в России 

     Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.

Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

     Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.

Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа — «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».6

     Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П.Безобразов выделяет особо черты, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих веков:7

     чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

     практический расчет — умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

     самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

     трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;

     сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

     Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю. Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации, корпорации: «Московское сто», («Ивановское сто», «Сурожане» и др. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями.

     Второй по значению после гостей в XVI — XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня. В XVI — XVIII вв.

гости — члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др.

Состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.

Источник: https://student.zoomru.ru/etika/delovaya-jetika-i-ee-razvitie/80991.660606.s1.html

Возникновение и развитие торговой и промышленной этики

2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России

Профессиональная этика формировалась стихийно, на основе представлений об этике самих профессионалов, весьма далеких от философской теории морали, а также на основе собственного, более или менее обобщенного опыта специалиста в той или иной профессии.

История документально подтверждаемого развития профессиональных союзов дает нам примеры того, что профессиональная деятельность всегда в силу внутренних потребностей стремилась к нормативному упорядочению.

Первые оформленные профессионально-этические кодексы относятся к ХII — XIII вв. — периоду становления средневековых ремесленных цехов. Своего расцвета они достигли в XIV — XV вв.

Так, например, до периода Реформации только в Дании документально подтверждается существование 62 цехов мастеров. Большинство упоминаний принадлежит к XV-XVI в.

Средневековые своды цеховых правил дошли до нашего времени частично в виде оригиналов, имеющих форму пергаментных кодексов разного формата или свитков, частично в виде списков XV-XVII вв., большинство из которых было включено в так называемые городские книги.

Эти уставы отражали многообразные функции ремесленной ассоциации: отношения ремесленников между собой, с покупателями и властями, в области производства и сбыта, найма, обучения и использования работников, низшей юрисдикции, религиозных отправлений, благотворительности и т. д.

Поэтому цеховой устав выглядит не только как должностная инструкция, но и как моральный кодекс городских ремесленников.

Так, например, одним из исходных условий статуса мастера в цеховых уставах средневековой Швеции являлась его хорошая репутация, включавшая законность рождения, добропорядочность, личную честность, христианские добродетели, в частности несклонность к склокам.

Наличие этих характеристик у претендента удостоверялись документами и устными свидетельствам. Таким образом, уставы средневековых гильдий уже можно было бы рассматривать как протоформы профессиональной этики, где к представителю профессии предъявлялись не только профессиональные, но и общие нормативно-нравственные требования.

Профессиональная этика того времени формировалась в условиях явного недостатка юридических норм, которые могли бы быть применены для всестороннего и эффективного регулирования профессиональных взаимоотношений, с одной стороны, а с другой — в условиях достаточно сильной ригидности древних и средневековых сообществ по отношению ко всему новому. Поэтому можно говорить о том, что именно обособление профессии, обоснование ее исключительности и нормативной регуляции, со всеми прилагающимися в таком случае привилегиями, — основной фактор возникновения первых средневековых профессионально-этических кодексов. Эти кодексы, в свою очередь, помогали профессиональным объединениям выживать в условиях конкуренции, а с другой, путем предъявления набора определенных требований, сужали круг профессионалов, повышая качественность труда и приводя к корпоративной обособленности. Достаточно четкий элемент обособления вносится и «Клятвой

Гиппократа»: «наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому», да и концовка текста «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена» позволяет врачу прямо заявить: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств».

Вообще средневековое общество было буквально «пронизано» разнообразными общественными союзами. Помимо корпораций ремесленников существовали общие и купеческие гильдии, чья деятельность носила главным образом социальный характер, клерикальные гильдии с чисто духовными задачами и другие, как сказали бы наши современники, «общественные организации».

Их внутренняя жизнь регулировалась нормами, восходящими к правовой самостоятельности родового общества. Они оказывали своим членам правовую, а в случае необходимости и физическую защиту, осуществляли принцип взаимопомощи в нужде, объединяли людей «по интересам», собирая, в том числе, и для совместных пиров.

Постепенно, в рамках перехода от ранних этапов Средневековья к более поздним, с развитием административных органов городского самоуправления и по мере создания правового поля профессиональной деятельности, профессиональные союзы теряют часть властных функций и перерождаются в чисто социальные или профессиональные организации и учреждения.

Эти организации также имели свои уставы, влияние которых заметно в профессиональных и других специальных уставах периода так называемого «высокого Средневековья».

В Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.

Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа — «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».

Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П. Безобразов выделяет особо:

  • — чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
  • — практический расчет — умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;
  • — самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;
  • — трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;
  • — сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.

Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю.

Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации, корпорации: «Московское сто», («Ивановское сто», «Сурожане» и др .Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями. Второй по значению после гостей в XVI — XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня.

В XVI — XVIII вв.

гости — члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др. состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.

Источник: https://studwood.ru/555183/etika_i_estetika/vozniknovenie_razvitie_torgovoy_promyshlennoy_etiki

Этика развитие

2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России

     2. Деловая этика и ее развитие в России 

     2.1 Возникновение этики в России 

     Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.

Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

     Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.

Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».1

     Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П.Безобразов выделяет особо черты, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих веков:2

  • чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
  • практический расчет – умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;
  • самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;
  • трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;
  • сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

     Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю. Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации, корпорации: «Московское сто», («Ивановское сто», «Сурожане» и др. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями.

     Второй по значению после гостей в XVI – XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня. В XVI – XVIII вв.

гости – члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др.

Состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.

     С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли.

Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям.

Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

     Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II.

Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились.

Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.      

     Деловая культура современного российского общества 

     После распада Советского Союза Россия оказалась в сложных экономических и социальных условиях. Переход к рынку был связан со значительными социальными потрясениями. Все это отразилось на поведении первых российских бизнесменов — «новых русских». Ситуация, в которой они оказались, во многом напоминала положение второй половины XIX века.

России вновь пришлось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы ведения дел.

Если в советские времена на неотесанность партнеров закрывали глаза, так как они выступали как представители государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение российских бизнесменов вызывало недоверие.

Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных партнеров.

     В период перестройки система ценностей и этические представления людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся этика российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при социализме.

Первая культура связана с описанной выше традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов.

Воззрения, связанные с ней и привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения субъектов – участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

     1. Представители партийной (комсомольской) номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 80-е годы. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур.

     2. Люди, пришедшие в предпринимательство из «нормальной» жизни. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются стремление восстановить традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. 

     Вторая культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество.

Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек.

Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.

     В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое.

На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис.

Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.

Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

     В настоящее время, отечественные бизнесмены отходят от методов «дикого капитализма» и стремятся вести дела в соответствии с международными нормами.

Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а многие вчерашние «новые русские» сняли малиновые пиджаки и массивные золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании и повышении квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что касается ситуации развития этики российского бизнеса, то отличительной особенностью современного этапа предпринимательства является возрастание роли социально-культурного фактора. Основной подход к формированию деловой культуры базируется на следующих положениях:3

  • деловая этика является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России, которые пытается установить ВТО.
  • механизм формирования национальной деловой культуры необходимо рассматривать как подстраивание реальной существующей модели и норм на национальном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя рассматривается как свод абстрактных правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента, а не его национальные модели.

     Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием.

Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности.

С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях России, с другой, — практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия. Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей, а также их современных организационных форм: от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний.

Источник: https://www.stud24.ru/ethics/jetika-razvitie/130096-381804-page1.html

2. Возникновение и развитие торговой и промышленной этики

2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России

Профессиональнаяэтика формировалась стихийно, на основепредставлений об этике самих профессионалов,весьма далеких от философской теорииморали, а также на основе собственного,более или менее обобщенного опытаспециалиста в той или иной профессии.

История документальноподтверждаемого развития профессиональныхсоюзов дает нам примеры того, чтопрофессиональная деятельность всегдав силу внутренних потребностей стремиласьк нормативному упорядочению. Первыеоформленные профессионально-этическиекодексы относятся к ХII – XIII вв. — периодустановления средневековых ремесленныхцехов. Своего расцвета они достигли вXIV – XV вв.

Так, например, до периодаРеформации только в Дании документальноподтверждается существование 62 цеховмастеров. Большинство упоминанийпринадлежит к XV-XVI в. Средневековые сводыцеховых правил дошли до нашего временичастично в виде оригиналов, имеющихформу пергаментных кодексов разногоформата или свитков, частично в видесписков XV–XVII вв.

, большинство из которыхбыло включено в так называемые городскиекниги.

Эти уставы отражалимногообразные функции ремесленнойассоциации: отношения ремесленниковмежду собой, с покупателями и властями,в области производства и сбыта, найма,обучения и использования работников,низшей юрисдикции, религиозныхотправлений, благотворительности и т.д.

Поэтому цеховой устав выглядит нетолько как должностная инструкция, нои как моральный кодекс городскихремесленников.

Так, например, одним изисходных условий статуса мастера вцеховых уставах средневековой Швецииявлялась его хорошая репутация, включавшаязаконность рождения, добропорядочность,личную честность, христианскиедобродетели, в частности несклонностьк склокам.

Наличие этих характеристику претендента удостоверялись документамии устными свидетельствам. Таким образом,уставы средневековых гильдий уже можнобыло бы рассматривать как протоформыпрофессиональной этики, где к представителюпрофессии предъявлялись не толькопрофессиональные, но и общиенормативно-нравственные требования.

Профессиональнаяэтика того времени формировалась вусловиях явного недостатка юридическихнорм, которые могли бы быть примененыдля всестороннего и эффективногорегулирования профессиональныхвзаимоотношений, с одной стороны, а сдругой – в условиях достаточно сильнойригидности древних и средневековыхсообществ по отношению ко всему новому.Поэтому можно говорить о том, что именнообособление профессии, обоснование ееисключительности и нормативной регуляции,со всеми прилагающимися в таком случаепривилегиями, — основной факторвозникновения первых средневековыхпрофессионально-этических кодексов.Эти кодексы, в свою очередь, помогалипрофессиональным объединениям выживатьв условиях конкуренции, а с другой, путемпредъявления набора определенныхтребований, сужали круг профессионалов,повышая качественность труда и приводяк корпоративной обособленности.Достаточно четкий элемент обособлениявносится и «Клятвой

Гиппократа»:«наставления, устные уроки и все остальноев учении сообщать своим сыновьям,сыновьям своего учителя и ученикам,связанным обязательством и клятвой позакону медицинскому, но никому другому»,да и концовка текста «Мне, нерушимовыполняющему клятву, да будет даносчастье в жизни и в искусстве и славе увсех людей на вечные времена» позволяетврачу прямо заявить: «Медицина поистинеесть самое благородное из всех искусств».

Вообще средневековоеобщество было буквально «пронизано»разнообразными общественными союзами.Помимо корпораций ремесленниковсуществовали общие и купеческие гильдии,чья деятельность носила главным образомсоциальный характер, клерикальныегильдии с чисто духовными задачами идругие, как сказали бы наши современники,«общественные организации».

Их внутренняяжизнь регулировалась нормами, восходящимик правовой самостоятельности родовогообщества. Они оказывали своим членамправовую, а в случае необходимости ифизическую защиту, осуществляли принципвзаимопомощи в нужде, объединяли людей«по интересам», собирая, в том числе, идля совместных пиров.

Постепенно, врамках перехода от ранних этаповСредневековья к более поздним, с развитиемадминистративных органов городскогосамоуправления и по мере созданияправового поля профессиональнойдеятельности, профессиональные союзытеряют часть властных функций иперерождаются в чисто социальные илипрофессиональные организации иучреждения.

Эти организации также имелисвои уставы, влияние которых заметно впрофессиональных и других специальныхуставах периода так называемого «высокогоСредневековья».

ВДревней Руси в предпринимательскойдеятельности принимали участие всеслои общества. Оплотом развитияпредпринимательства становились города,вокруг которых возникали торговые ипромысловые поселения. Сюда сходилисьдля гостьбы (торговли) купцы (гости),бобровники, бортники и другие тогдашние«промышленники».

Успешный ростпредпринимательской деятельности вДревней Руси подтверждался широкимразвитием кредитных отношений. Какотмечал историк Д.И.

Иловайский,предпринимательство было связано систорически сложившимся характеромроссийского народа — «деятельного,расчетливого, домовитого, способногок неуклонномупреследованиюсвоей цели, к жесткому или мягкому образудействия, смотря по обстоятельствам».

Анализируяхарактер великороссов, отмечая черты,которые могли способствовать развитиюрусского предпринимательства, экономистакадемик В.П. Безобразов выделяет особо:

-чувство меры, которое уравновешиваетвсе разнообразные душевные порывы,движение увлечения всяких других чувстви страстей, соразмеряет важностьразличных целей и силу наличных способових достижения;

-практический расчет — умение сосредоточитьсяна ближайших и важнейших целях жизни ипожертвовать в момент действия всемиболее отдаленными, менее необходимымии менее достижимыми, хотя бы и самымивозвышенными целями;

-самообладание среди разнородных ипротивоположных потребностей жизни истремления к их удовлетворению;

-трезвость характера, не позволяющаяувлекаться никакими чувствами истрастями, удаляющими от раз поставленнойзадачи, от начатого предприятия;

-сила воли, непрерывно поддерживающаябодрость духа, не позволяющая предаватьсяизлишнему самообольщению при успехе иизлишнему унынию при неудаче, всегдадающая рассудку господство над порывамичувств.

Именноэти черты стали фундаментом для развитиярусского предпринимательства и определялиего успех более тысячи лет.

Гости(крупные купцы) успешно вели внутреннюю(между городами) и внешнюю (с зарубежнымистранами) торговлю.

Самыеосновательные предпринимателиобъединялись в торгово-промышленныеассоциации, корпорации: «Московскоесто», («Ивановское сто», «Сурожане» идр .Новгородские купцы вели свою торговлюи промысловую деятельность артелями.Второй по значению после гостей в XVI -XVIII вв. в Русском государстве былагостиная сотня.

ВXVI — XVIII вв.

гости — члены привилегированнойкорпорации купцов, выполняли финансовыепоручения правительства, поочередновыполняли сложные казенные поручения:возглавляли крупнейшие таможни, собираличрезвычайные налоги, заведовали казеннымипредприятиями, торговали казеннымитоварами и др. состав гостей формировалсяпо выбору правительства. Гости вкладывалиденьги в недвижимое имущество (дома,земля), а некоторые заводили промышленныепредприятия.

Источник: https://studfile.net/preview/8188179/page:2/

Scicenter1
Добавить комментарий