2.2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России

2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России

2.2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России

Этическиенормы установления деловых связей,деловых отношений, этические требованияв России были известны и распространеныв сфере деятельности купцов уже всередине ХVIII в. Так, в книге «Средневековыйкупец» А.Я.Гуревич рассказывает о купцеА.

Фомине из Архангельска: «При всех сихсведениях следует ему ( купцу) бытьтрудолюбиву, ласкову, обходительну,учтиву, честну, скромну … умеющу говоритькрасно и порядочно … Надо, чтобы бодростьи предприимчивость были ево удел;осторожность и быстрота мыслей — егощастие, а довольная опытность иосмотрительность — его подпора.Противоестественно купцу быть ленивуили тратить время в излишних забавах…Но при том всем купец за самое главноеправило почитать должен честность инепоколебимое держание своего слова».Гуревич А.Я. Средневековый купец /А.Я.Гуревич // Личность и общество. — М. -1990. — С.97.

Русскийкупец был религиозен и благочестив. Егорелигиозное поведение сочеталось скоммерческим подходом к добрым делам,за которые купец ожидал помощи ипокровительства Бога.

Результатомдеятельности его должно быть не тольколичное обогащение, но и общественнаяпольза, богатство государства: любоедействие, поступок, поведениерассматривалось и оценивалось с позициипользы — критерия оценки деятельностивладельца собственного дела.

Российскиемыслители и философы размышляли надэтой проблемой и вырабатывали взглядыи подходы к проблемам труда и трудовойэтики, которые утверждали, что достоинствочеловека определяется его трудом.

Длякупечества и промышленников труд былсредством накопления и обогащения.

Однако в середине ХIХ века появляютсяи другие мотивы труда, не толькообогащение: само дело, деятельность,направленная на созидание, становитсядля российских предпринимателей важныммотивом их труда.

Характеризуякупеческую этику как профессиональнуюв конце ХVIII и ХIХ вв., современникиговорили о ней достаточно противоречиво:с одной стороны, честность, верностьслову, добросовестность, стремлениесохранить доброе имя; с другой — склонностьк обману, стремление к наживе любойценой, нарушение взятых на себяобязательств.

Исследователи отмечаютблаготворное влияние и воздействиеправославия на деловую этику. Этовоздействие имело, прежде всего, общийпозитивный морально-этический характер.Конкретные проявления этого воздействиябыли различными. Православная церковьпоощряла благотворительную деятельность,но осуждала ростовщичество.

Это вело кторможению разворачивания банковскогодела, следовательно, задерживалоэкономическое развитие страны в целом.

Следуетотметить еще один момент. Религиозностьвоспринималась в предпринимательскойсреде как безусловная добродетель.

Достаточно часто твердое, неколебимоеотношение к вере в купеческой средеспособствовало упрочению деловойрепутации того или иного бизнесмена.

Вотсутствие письменных документов(которые входили в практику деловойжизни очень медленно) «верность Богу»ассоциировалась с твердостью и надежностьюв «держании слова» при устном заключенииконтракта.

Вистории появления и развития основныхидей деловой этики и этики управленияв России важная роль принадлежитстарообрядческой ветви религии. Выходцамииз старообрядцев были купцы и промышленникиРябушинские, предприниматели и купцыСтрогановы, Прохоровы, Абрикосовы идругие.

Процесс появления деловых людейиз числа старообрядцев и упрочения ихположения проходил в середине ХVII века,когда патриарх Никон провел реформы.Исправление книг и обрядов по греческимобразцам, принятым в южнославянскихстранах, служило укреплениюцерковно-политических связей России сэтими странами, находившимися подтурецким игом.

Унификация культаподчиняла церковь общегосударственнойсистеме централизации. Значительнаячасть духовенства выступила противнововведений. В церкви возник раскол.Царь, правительство поддерживали Никонаи его реформы, однако значительная частьнаселения, разные его слои активносопротивлялись, что выражалось внежелании жить в тех местах, гдедействовали сторонники патриархаНикона.

Те, кто поддерживался старыхрелигиозных устоев — старообрядцы,переселялись в Сибирь, на Урал, на Север,туда, где их не могли преследовать. Ониоседали в новых местах, становилисьвладельцами новых предприятий -промышленных, торговых, занималисьпоиском и добычей полезных ископаемых.

На новых местах поселения, в новыхсуровых условиях жизни у старообрядцевсложились и новые этические нормы -правила жизни и общения, которыевпоследствии выделили их из общей массынарода и сделали возможным достижениеуспехов в предпринимательстве. Все этопривело к сосредоточению в рукахстарообрядцев огромных богатств.

М.Веберназвал их протестантской этикой.Горбатов, А.В. Деловая этика: учебноепособие / А.В.Горбатов, О.В.Елескина. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. — С.42.Свободное от работы время протестантызатрачивали опять на работу, которуюони считали средством спасения души.

Чистый досуг протестанты оценивали какбессмысленную трату времени, как грехперед Богом. Бережливость, удивительноетрудолюбие, отвращение к пустым забавами развлечениям, аскетизм в быту,осторожность и расчетливость в делах,приверженность строгости и простоте водежде и питании были этическими нормамистарообрядцев.

Таким образом, протестантыобразовали на базе веры общность,социальную группу, которая оказалавлияние на возникновение и развитиекапиталистических отношений, на упрочениеэкономической базы. Этические нормывнедрялись в практику владения иуправления промышленностью, торговлей,строительством.

Внутри старообрядческихпоселений сложилась взаимовыручка ивзаимоподдержка — важная этическаянорма.

РоссияXIX — начала XX вв. характеризуется уженабором традиций, позволяющих ей встатьна один уровень с ведущими нациями мира.Мировую известность получили именаМамонтовых, Морозовых, Третьяковых,Путилова, Алексеева, Чижова и др.

В этовремя в России существовал механизм,позволяющий «отсекать» от предпринимательстватех, кто не стремился соблюдать принятыево всем мире морально-этические нормы.В каждом городе действовало купеческоеобщество, имевшее право рекомендоватьили не рекомендовать предпринимателяв купеческую гильдию. Это право надобыло заслужить добросовестностью иличной честностью.

Каждый вступавшийв гильдию объявлял свой капитал, чтозначительно упрощало работу налоговойгосударственной службы. СуществовалСовестный суд, который навсегда моглишить купца фактического правазаниматься предпринимательскойдеятельностью.

Благодаря этомувырабатывались, прочно входили в обиходтакие понятия и правила, как «слово-вексель»,«не оскудеет рука дающего», «торгуйправдою, больше барыша будет», и др.Создавались «товарищества на вере»,которые объединяли людей без всякихучредительских договоров, одним толькокупеческим словом.

Характервнутрифирменных отношений в Россииконца XIX века, как правило, был таков,что служащие очень дорожили работой,уходя только при намерении начатьсобственное дело. Фирмы, где из-за плохогообращения служащие часто менялись, непользовались уважением в обществе; ихпрезрительно называли «проходнымидворами».

Немалую роль в формированиитакого типа отношений сыграло то, чтои купцы, и заводчики, и работавшие у нихпролетарии были недавними выходцамииз крестьян.

Нормы нравственности,бытовые привычки в их семьях носилиотпечаток норм и обычаев крестьянства,что выразилось в «общинности», «соборности»и совпадении понятий «работники» и«члены семьи».

Некоторые исследователиотмечают, что в поведении русских купцовболее, чем у представителей другихгосударств, присутствовала «истовость»в поступках, и объясняют это ихприверженностью к православной вере.Отчасти это можно признать справедливым,хотя и с той же оговоркой, что исоответствующее утверждение о христианскойоснове деловой этики, приведенное выше.

И всеже предпринимательский слой в началевека был неоднороден. Деловая культураРоссии представляла собой сложноепереплетение новых образцов деловогоповедения и старых стереотипов,обусловленных не только особенностямистановления и развития великорусскойнации, религии, но и влиянием государствана деловую жизнь.

К тому же новые формыделовых отношений сковывались устарелымиприемами ведения дела еще во многихпредприятиях. Ощущалась потребность всамоорганизации предпринимателей, чтостало реализовываться через созданиеассоциаций, союзов и клубов деловыхлюдей, в частности, с целью наведенияпорядка в своей среде.

Делались шаги ипо неформальной регламентации деловыхотношений. Среди них — принятие в 1912 годуроссийским деловым сообществом «Семипринципов ведения дел в России», которыеможно считать отправной точкойформирования современного этическогокодекса российской деловой культуры.

Эти семь принципов следующие: уважайвласть; будь честен и правдив; уважайправо частной собственности; люби иуважай человека; будь верен своемуслову; живи по средствам; будь целеустремлен.

Перваямировая война, октябрьский перевороти гражданская война прервали поступательноеразвитие России, привели к разрухе иломке общества.

Была проведенаэкспроприация собственности, разгромленкласс предпринимателей, введенакомандно-бюрократическая системахозяйствования. Вместе с тем в советскийпериод произошла существенная деформацияряда нравственных категорий и нормморали.

Осуществлялись массовыебеззакония в отношении личности, ееинтересы были почти полностью подчиненыинтересам тогдашнего общества.

ВРоссии социалистического периода,строго говоря, об этике бизнеса речьвообще не могла идти, поскольку бизнес- это предпринимательская деятельность,т.е. «дело, занятие, являющееся «источникомнаживы». Солоницына А.А. Профессиональнаяэтика и этикет. Учебник / А.А.Солоницына.

— Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та,2005. — С.38. Занятие бизнесом преследовалосьи влекло за собой наказание, вплоть досмертной казни.

Если деловая этика вдореволюционной России опиралась наэтические нормы православногохристианства, то основой деловой этикисоциализма, безусловно, служиламарксистская этика.

Обосновываяотносительную самостоятельность мораликак формы общественного сознания, онаутверждала классовый характер нравственныхтребований и норм. Отсюда в трудовыхотношениях общественное всегдапревалировало над личным, дисциплина- над инициативой и т.д.

Следуетотметить, что в среде руководителей впериод сталинского тоталитарного режимагосподствовала очень жесткая этика,главным стержнем которой была лояльностьк системе.

В постсталинский периодпроизошло постепенное замещение целей:бюрократический, технократическийаппарат стал ориентироваться насобственные узкие цели личного характера.В итоге декларированная социализмомделовая этика размывалась «двойнойморалью».

А этика предпринимательства,основанная на православных устоях идуховности воспитания, будучи поставленавне закона, оказалась утраченной.

Источник: https://studfile.net/preview/5183302/page:3/

Особенности и условия развития делового общения в России

2.2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России

Введение

I Глава. Значимость деловой культуры

II Глава. Особенности и условия развития делового общения в России

2.1. Возникновение деловой культуры в России

2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России

2.3 Деловая культура современного российского общества

Заключение

Список использованной литературы.

2

Жизнь делового человека непосредственно связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических техник управления людьми, системном понимании сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы.

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это — деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.

Таким образом, культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.

Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе.

Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения. К примеру, одним из параметров национального стиля управления является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К этому же параметру относится степень самостоятельности в принятии решений на переговорах.

Целью данной работы является – определение роли деловой культуры в современном обществе, изучение особенностей и условий развития деловой культуры в России.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

2

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Ещё в 30-е годы Дейл Карнеги заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми.

В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы культуры делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»).

Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться.

Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания.

Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы. 

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни. 

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы. 

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

 

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары. 

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. 

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным.

В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором — с помощью переписки или технических средств.

 Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребляемых — это убеждение, внушение, принуждение.

Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение — ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению. 

Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей.

Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения.

Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание. 

Принуждение — наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях. 

В деловых переговорах часто стороны имеют прямо противоположные цели, в этом случае задачей каждого из собеседников является завершение переговоров договоренностью, служащей его интересам.

Проявлять твердость в главном, будучи гибким, обсуждая второстепенные вопросы – пожалуй, основная задача деловых переговоров.

Уступить в малозначимом и настоять на основном, пойти на компромисс в одном вопросе в обмен на уступку в другом: очень похоже на игру в шахматы, в которой побеждает наиболее подготовленный и искусный.

2

2.1. Возникновение деловой культуры в России

Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.

Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.

Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».[1]

Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П.Безобразов выделяет особо черты, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих веков:[2]

                  чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

                  практический расчет – умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

                  самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

                  трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;

                  сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли.

Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям.

Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II.

Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились.

Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.

2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России

Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этические требования в России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже в середине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я.Гуревич рассказывает о купце А.

Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему ( купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно … Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были его удел; осторожность и быстрота мыслей – его щастие, а довольная опытность и осмотрительность – его подпора.

Противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах… Но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова».[3]

Русский купец был религиозен и благочестив. Его религиозное поведение сочеталось с коммерческим подходом к добрым делам, за которые купец ожидал помощи и покровительства Бога.

Результатом деятельности его должно быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство государства: любое действие, поступок, поведение рассматривалось и оценивалось с позиции пользы – критерия оценки деятельности владельца собственного дела.

Российские мыслители и философы размышляли над этой проблемой и вырабатывали взгляды и подходы к проблемам труда и трудовой этики, которые утверждали, что достоинство человека определяется его трудом.

Для купечества и промышленников труд был средством накопления и обогащения.

Однако в середине ХIХ века появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленная на созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда.

Характеризуя купеческую этику как профессиональную в конце ХVIII и ХIХ вв., современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой – склонность к обману, стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств.

Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело, прежде всего, общий позитивный морально-этический характер. Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество.

Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом.

Источник: https://www.turboreferat.ru/ethics/osobennosti-i-usloviya-razvitiya-delovogo/195267-978075-page1.html

Деловая этика и ее развитие в России

2.2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Сущность деловой этики и ее основные принципы 4

Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 8

Глава 2.1 Этика деловых связей и деловых отношений в России 8

Глава 2.2 Деловая этика современного российского общества 13

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Введение

Жизнь делового человека непосредственно связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических техник управления людьми, системном понимании сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы.

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это — деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.

Таким образом, культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.

Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе.

Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

Глава 1. Сущность деловой этики и ее основные принципы

Этика (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.

Всем знакомы общественные установления, связанные с этичностью: быть вежливым, проявлять уважение, не обманывать и т.п. Однако в деловой этике эти общественные пожелания раскрываются в конкретных практических руководствах и принципах, которые позволяют менеджеру не просто быть приятным человеком, но решать деловые задачи.

Это простые и понятные принципы, благотворность которых формально признается любым человеком, рассуждающим о нравственности ведения бизнеса или этике управления.

Но достаточно проанализировать отношения в обществе с устоявшейся этичной бизнес-средой и в обществе с незрелой бизнес-средой, чтобы сделать вывод о том, где эти принципы соблюдаются, а где нет; и почему общество, где эти принципы соблюдаются, лучше для бизнеса и для жизни; и почему эти и подобные принципы надо соблюдать.

Этика не предписана ни государственным законодательством, ни даже законами природы. Например, если человек пренебрежет законами природы и попробует дышать под водой, он будет жестоко наказан.

Если человек нарушит законы государства, то также последует наказание. Нарушения этики не караются таким буквальным образом.

И отсюда возникает иллюзия, что этика необязательна, но этика предпочтительна.

Этическое поведение является предметом предпочтительности, то есть добровольного выбора, либо выбора, обусловленного воспитанием, гуманитарной или профессиональной подготовкой. Регулятором этики является не столько наказание, сколько поощрение. Да, неэтичный менеджер, как и неэтичный бизнесмен, скорее всего, потерпит неудачу.

Но это не будет моментальной и неотвратимой карой, как в случае с законами физики или государства. Куда важнее, что следование законам этики приводит к формированию успешной среды для бизнеса и управления, то есть к успеху. Вот почему соблюдение этических основ в деловых отношениях регулируется не наказанием, а поощрением.

Базовые принципы человеческого общения таковы, что общество предпочитает этичных. Следовательно, и конкретные люди, если хотят встроиться в общественные структуры, просто вынуждены предпочитать этичное поведение.

Предпочтительность этики означает, что менеджер, следующий этическим принципам в деловых отношениях, получает конкурентные преимущества.

Если же менеджер работает в высокоэтичной деловой среде, каковой с необходимостью является развитая цивилизованная рыночная общественная система, то следование этическим принципам становится уже не столько конкурентным фактором, сколько фактором допуска в бизнес и в деловую среду. Неэтичный менеджер не попадет в приличное общество — хоть светское, хоть акционерное.

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой, профессиональной этики.

Профессиональная этика — это нравственные нормы, которые регулируют отношения людей в процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса.

Этика бизнеса – это деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке в соответствии с существующими законодательством и традициями. Она включает в себя:

    • нормы, требования, регулирующие деятельность и взаимоотношения предпринимателей;
    • этику ведения переговоров;
    • этику конкурентной борьбы;
    • деловой этикет;
    • влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение;
    • проблемы социальной ответственности бизнеса и т.д.

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям.

Первичные основы этики бизнеса были заложены еще в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров.

Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством.

Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Интерес к этике бизнеса в 70-е годы XX века в США, был вызван огромным количеством социальных конфликтов и политических скандалов. В результате общественность заговорила об ответственности корпораций перед обществом и моральных нормах администрации.

Все это потребовало разработки норм и правил ведения бизнеса, регламентации взаимоотношений с деловыми партнерами.

В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу, в результате чего и формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения.

В России к этой дисциплине обратились только в начале 90-х годов. Необходимость изучения этики бизнеса была вызвана рядом причин. Переход к рыночной экономике повлек за собой множество изменений в привычных и устоявшихся нормах поведения людей.

Однако, в условиях централизованной экономики принятие ответственных решений было нередко результатом приспособленческого поведения: главное здесь не экономическая эффективность, а отношение к принятому решению со стороны вышестоящих органов.

В рыночных условиях ситуация существенным образом изменилась. Этика бизнеса в современной России связана с особенностями культурного характера. Слепое копирование европейских стандартов на российской почве было не всегда осуществимо из-за другого менталитета, иных традиций и норм поведения.

Этика деловых отношений подразумевает:

1) уважение к традициям — общественным и деловым установлениям;

2) уважение к человеку.

Соответственно, для реализации этических принципов деловых отношений надо, во-первых, знать и уважительно соблюдать основные установки делового общения, во-вторых, знать и уважительно соблюдать принципы взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, деловая этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания в рамках конкретных видов деятельности, затем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов.

Глава 2.1 Этика деловых связей и деловых отношений в России

Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этические требования в России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже в середине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я.Гуревич рассказывает о купце А.

Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему ( купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно … Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были ево удел; осторожность и быстрота мыслей – его щастие, а довольная опытность и осмотрительность – его подпора.

Противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах… Но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова».

Русский купец был религиозен и благочестив. Его религиозное поведение сочеталось с коммерческим подходом к добрым делам, за которые купец ожидал помощи и покровительства Бога.

Результатом деятельности его должно быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство государства: любое действие, поступок, поведение рассматривалось и оценивалось с позиции пользы – критерия оценки деятельности владельца собственного дела.

Российские мыслители и философы размышляли над этой проблемой и вырабатывали взгляды и подходы к проблемам труда и трудовой этики, которые утверждали, что достоинство человека определяется его трудом.

Для купечества и промышленников труд был средством накопления и обогащения.

Однако в середине ХIХ века появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленная на созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда.

Характеризуя купеческую этику как профессиональную в конце ХVIII и ХIХ вв., современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой – склонность к обману, стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств.

Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело, прежде всего, общий позитивный морально-этический характер. Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество.

Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом.

Следует отметить еще один момент. Религиозность воспринималась в предпринимательской среде как безусловная добродетель.

Достаточно часто твердое, неколебимое отношение к вере в купеческой среде способствовало упрочению деловой репутации того или иного бизнесмена.

В отсутствие письменных документов (которые входили в практику деловой жизни очень медленно) «верность Богу» ассоциировалась с твердостью и надежностью в «держании слова» при устном заключении контракта.

В истории появления и развития основных идей деловой этики и этики управления в России важная роль принадлежит старообрядческой ветви религии. Выходцами из старообрядцев были купцы и промышленники Рябушинские, предприниматели и купцы Строгановы, Прохоровы, Абрикосовы и другие.

Процесс появления деловых людей из числа старообрядцев и упрочения их положения проходил в середине ХVII века, когда патриарх Никон провел реформы.

Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации.

Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы, однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, что выражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона.

Те, кто поддерживался старых религиозных устоев — старообрядцы, переселялись в Сибирь, на Урал, на Север, туда, где их не могли преследовать. Они оседали в новых местах, становились владельцами новых предприятий – промышленных, торговых, занимались поиском и добычей полезных ископаемых.

На новых местах поселения, в новых суровых условиях жизни у старообрядцев сложились и новые этические нормы – правила жизни и общения, которые впоследствии выделили их из общей массы народа и сделали возможным достижение успехов в предпринимательстве. Все это привело к сосредоточению в руках старообрядцев огромных богатств.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%B5%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/179511_2303508_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Scicenter1
Добавить комментарий