2.2. Факторы, влияющие на экономику отеля: Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют,

Социально-экономические факторы развития индустрии размещения

2.2. Факторы, влияющие на экономику отеля: Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют,

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по дисциплине: Гостиничное хозяйство

тема: Социально-экономические факторы развития индустрии размещения

Введение

Одной из важнейших отраслей туристской индустрии является гостиничное хозяйство. Гостиничная индустрия специализируется на предоставлении одной из важнейших туристских услуг — услуги размещения.

Развитие той или иной отрасли зависит от целого ряда факторов. Гостиничный сектор не является исключением. Перечисляя факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие гостиничной отрасли, необходимо, прежде всего, разграничивать факторы, обусловленные местом гостиничного сектора в системе экономических связей и специфические условия функционирования отрасли в конкретной стране.

Основной группой факторов являются социально — экономические факторы (общее состояние экономики, финансовая стабильность, развитость туристического сектора, инвестиционная привлекательность, средний доход на душу населения, уровень безработицы, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты, наличие сильной конкуренции со стороны стихийного рынка апартаментов и квартир и др.).

Цель контрольной работы: изучение и анализ социально-экономических факторов развития индустрии размещения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить современное состояние гостиничного бизнеса в России;

2) выявить социально-экономические факторы развития индустрии размещения.

1.Современное состояние гостиничного бизнеса в России

Гостиничный бизнес обладает очень большим потенциалом развития. Сейчас в России функционируют гостиницы с самым различным уровнем. Большинство из них не уступает даже лучшим гостиницам мирового уровня.

В настоящее время функционирует около 4 000 гостиниц (сюда же включены санатории и пансионаты), а это более 420 тысяч мест.

В России присутствуют почти все крупные международные сети, однако их деятельность сосредоточена в сегменте четырех- и пятизвездочных отелей и обычно управляются международными компаниями, а их собственниками являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Здесь высокое качество обслуживания диктует высокие цены, доступные для крупных бизнесменов, деловых туристов, известных артистов, спортсменов. Но почти нет гостиниц туристского класса с хорошим уровнем сервиса для человека среднего достатка, который приезжает посмотреть нашу страну.

Помимо строительства гостиниц высокого класса идет формирование рынка обслуживания туристов в небольших частных гостиницах. Но этот процесс происходит крайне медленно, поскольку не находит государственной поддержки.

Большую роль сейчас отводят дополнительному сервису и развлечениям. В результате чего в России ведут активное строительство разнообразных развлекательных центов.

Большинство специалистов данной отрасли утверждают, что у российского гостиничного бизнеса очень большой потенциал. И при сотрудничестве правительства страны с гостиничными предприятиями и зарубежными инвесторами данный сектор экономики будет интенсивно развиваться.

2. Социально-экономические факторы развития индустрии размещения

2.1 Факторы развития индустрии размещения

Размещение — самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия — суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества — уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма, в состав которой входят различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хотели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

Индустрия гостеприимства развивается под воздействием ряда факторов, которые можно разделить на две группы — внешние и внутренние. Внешние определяются воздействием компонентов окружающей действительности, не связанных с функционированием индустрии гостеприимства. Внутренние факторы непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий индустрии гостеприимства.

К внешним факторам относятся: политико _ правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, инфраструктурно _ коммуникационные, демографические, развитие торговли, новые и новейшие технологии.

Факторы развития гостиничной индустрии и эффективности деятельности гостиничного предприятия сформулированы в работах А.С. Кускова, М.А. Морозова, Н.В. Колесника, Л.А. Родригина, А.В. Сорокиной.

На эффективность работы гостиничного хозяйства влияют следующие факторы:

· экономические — общее состояние экономики, средний доход на душу населения, уровень безработицы, обменный курс валюты, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты, государственная поддержка и др.; гостиничный тариф бизнес обслуживание

· социально-экономические — распределение населения по уровню доходов, уровень образования, образ жизни, возрастная структура, соотношение городского и сельского населения, инфраструктура, уровень преступности, развитие туризма и т.п.

На индустрию гостеприимства оказывают влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост безработицы и инфляции значительно беспокоят общество, и это часто приводит к тому, что население предпочитает воздерживаться от туристских поездок.

В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Уровень цен на туристские услуги рассматривается как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха.

В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеют валютный курс, простота и доступность валютного обмена.

К уменьшению числа бизнес — туристов в гостиницах приводят экономические кризисы, снижающие поток иностранных инвестиций и экспорт товаров в страну.

На загрузку гостиниц в курортных регионах влияют также быстро меняющаяся мода на отдых, трудности получения визы, условия работы транспортных компаний.

Влияние любого из перечисленных факторов сказывается, прежде всего, на коэффициенте загрузки гостиницы. Это важнейший показатель работы гостиницы, определяющий ее рентабельность. В настоящее время в мире наблюдается постепенное снижение этого коэффициента. Это вызвано строительством новых отелей, благодаря чему предложение гостиничных услуг в целом превышает спрос на них.

Коэффициент загрузки изменяется в сезон он выше, в не сезон — ниже, в субботу и воскресенье — меньше, чем в будние дни; в праздники — меньше, чем в обычные дни и т. д. У каждой гостиницы коэффициент загрузки изменяется во времени по-разному, и администрация должна применять соответствующие меры для выравнивания колебаний этого коэффициента.

Социально-экономические критерии предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности побудительных мотивов и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов и расходования средств.

В гостиничном бизнесе данная группа критериев, пожалуй, наиболее часто используется при сегментации рынка.

Так, в соответствии с целями поездок выделяют следующие группы (сегменты) туристов: бизнес-туристы (командированные, бизнесмены, коммерсанты); туристы, направляющиеся на отдых и экскурсии (познавательный и поощрительный туризм); конгрессмены и организаторы мероприятий и т.д.

Каждая из этих групп потребителей не является окончательно определенной.

В каждой группе можно выделить потребителей с разным уровнем доходов или командировочных средств (например, технический персонал, менеджмент низового, среднего и высшего звеньев), различного статуса и социального положения (президенты компаний и рядовые сотрудники, министры и чиновники более низкого ранга, поп-звезды и сопровождающие, футбольные команды и болельщики и т. п.). Можно и далее сужать получаемые сегменты потребителей — по сезонности поездок, длительности пребывания в отеле и т.п. Для каждого из этих рынков потребуются различные варианты одних и тех же гостиничных продуктов по разным ценам, реализуемых через различные каналы сбыта.[8]f

2.2 Классификация гостиниц

На экономические показатели отеля может повлиять и неправильная выбранная система тарифов. В мире используются следующие основные системы гостиничных тарифов.

1. В тариф входит только оплата проживания.

2. В тариф входят оплата проживания и завтрак.

3. Полупансион. В тариф входят проживание, завтрак, обед или ужин.

4. Полный пансион. В тариф включены проживание и трех (или четырех) разовое питание. Применяется в курортных отелях, в особенности в регионах, где недостаточно развита сеть общественного питания.

5. «Все включено». В тариф включаются проживание, многоразовое питание, все (или большинство) развлечения и напитки в баре (обычно за исключением импортных). Применяется в курортных отелях, которые изолированы от посторонних.

Влияние любого из вышеперечисленных факторов сказывается, прежде всего, на коэффициенте загрузки отеля. Это важнейший показатель работы гостиницы, определяющий его рентабельность.

Классификация позволяет клиенту выбрать по своим потребностям гостиницу, которая бы соответствовала по качеству сервиса и инфраструктуре.

Гостиницы различаются по таким основаниям, как:

1) форма собственности;

2) цена номера;

3) месторасположение;

4) комфортность;

5) вместимость;

6) продолжительность работы;

7) питание;

8) продолжительность пребывания;

9) функциональное назначение;

10) тип конструкции гостиничного сооружения;

11) средства размещения.

В зависимости от формы собственности выделяют следующие гостиницы:

1) находящиеся в муниципальной собственности;

2) находящиеся в частной собственности;

3) ведомственные;

4) смешанной собственности;

5) принадлежащие общественным организациям;

6) созданные с привлечением иностранного капитала.

В зависимости от цены за номер можно выделить гостиницы:

1) бюджетные;

2) эконом-класса;

3) средние;

4) первоклассные;

5) апартаментные;

6) фешенебельные.

Классификация гостиниц по месторасположению:

1) находящиеся в пределах города;

2) находящиеся на побережье моря (удаленность от моря играет большую роль);

3) находящиеся в горах.

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта:

1) общая характеристика всех имеющихся номеров (площадь номеров, количество одноместных, многокомнатных номеров);

2) техническое состояние мебели, инвентаря;

3) наличие и обстановка в ресторанах, кафе, барах;

4) архитектурное и техническое состояние зданий;

5) обустройство как гостиничной территории, так и прилегающей;

6) техническое оснащение номеров и всей гостиницы в целом;

7) дополнительные услуги.

В зависимости от вместимости выделяют гостиницы:

1) малых размеров (до 100 номеров);

2) средних размеров (от 100 до 300 номеров);

3) больших размеров (от 300 до 1000 номеров);

4) гигантских размеров (более 1000 номеров).

В зависимости от продолжительности работы гостиницы бывают:

1) круглогодичные;

2) двухсезонные;

3) односезонные.

В зависимости от предоставляемого питания выделяют:

1) полный пансион (размещение и трехразовое питание);

2) размещение и только завтрак.

В зависимости от продолжительности пребывания гостей гостиницы бывают:

1) рассчитанные на длительное пребывание гостя;

2) рассчитанные на небольшую продолжительность пребывания гостя.

В зависимости от функционального назначения:

1) целевые гостиницы, которые включают:

а) гостиницы делового назначения;

б) гостиницы для отдыха;

2) транзитные гостиницы, предназначенные для кратковременных остановок;

3) гостиницы, предназначенные для постоянного проживания гостей.

Таким образом, выбор гостиницы зависит от социальной принадлежности и финансовых возможностей клиента.

Заключение

С точки зрения бизнеса гостиница является предприятием по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю. 
В эту концепцию входит несколько факторов: 

· место расположения, от которого зависит удобство доступа к отелю (гостинице) и привлекательность его окружения (инфраструктуры) для гостя, которая зависит во многом и от цели посещения (бизнес, отдых, обучение и т.д.) средства обслуживания (удобства) — спальни, рестораны, бары, рекреационные удобства, 

· доступные для клиентов и дифференцированные по типам, размерам, цене уровень сервиса, включающий ассортимент услуг, наличие разных видов удобств, их стиль и качество, и способствующий удовлетворению потребностей клиентов имидж — обеспечение благоприятного восприятия отеля, известного клиентам. Имидж отеля определяется его месторасположением, предлагаемыми услугами и удобствами, внешним восприятием и внутренней атмосферой отеля, квалификацией обслуживающего персонала и т.п. цена — выражает стоимость обслуживания. 

Список литературы

1. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного бизнеса: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Гостиничный и туристский бизнес: Учебник./Под ред А.Д. Чудновского .- М.: ЭКМОС, 2007.

4. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учеб. по специальности «Менеджмент орг.». М.: КРОНУС, 2004.

5. Косолапов А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: Учеб. пособие, М.: КРОНУС, 2005.

6. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Учеб. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Организация туризма: Учеб. пособие / Под ред.Н.И.Кабушкина. М.: Новое издание, 2005.

8. Сорокина А.А.Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. М.: Альфа-М, 2007

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/sport/00216711_0.html

Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятий гостиничного бизнеса | Научно-исследовательский журнал

2.2. Факторы, влияющие на экономику отеля: Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют,
Аннотация: В статье рассмотрены особенности внешней и внутренней среды предприятий гостиничного бизнеса. Выделены особенности основных финансово-экономических факторов, влияющих на деятельность предприятий гостиничного бизнеса.

Авторами определено, что исследование внешней среды является инструментом, позволяющим выявить как возможные угрозы, так и пути развития.

Исследование внешней среды дает возможность компании своевременно прогнозировать возникновение возможностей и угроз, разработать план действий на случаи возникновения чрезвычайных обстоятельств, сформулировать стратегию, которая позволит компании достичь целей и превратить существующие угрозы в перспективные возможности.

Abstract: In the article features of external and internal environment of the enterprises of hotel business are considered. The peculiarities of the main financial and economic factors affecting the activity of the hotel business enterprises are singled out.

The authors determined that the study of the external environment is a tool to identify both possible threats and ways of development. The study of the external environment enables the company to predict the emergence of opportunities and threats in a timely manner, develop an action plan for emergencies, formulate a strategy that will allow the company to achieve its goals and turn existing threats into promising opportunities.

Ключевые слова: гостиница, гостиничный бизнес, внешние факторы, внутренние факторы, конкурентоспособность.

Keywords: hotel, hotel business, external factors, internal factors, competitiveness.

Современная среда, в которой функционируют компании гостиничного бизнеса, характеризуется исключительно высокой степенью неопределенности, динамизма и сложности. Способность компаний адаптироваться к изменениям – главное условие их эффективной работы.

Более того, в подавляющем числе случаев – это условие их развития и выживания.

Для того чтобы выбрать стратегию поведения и ее реализовать, менеджмент организации должно иметь достаточно информации о внутренней среде компании, ее возможностях и перспективах развития, а также иметь четкое представление о внешней среде, трендах ее развития и положении занимаемом в ней данной организацией. Опираясь на мнение Балаева А. [1,c.35], можно сказать, что внутренняя среда и внешнее окружение исследуются менеджерами главным образом для того, чтобы выявить те возможности и угрозы, которые компания должна учитывать при реализации своих целей и задач.

В зависимости от направленности воздействия все факторы подразделяются на внешние и внутренние и оказывают прямое влияние на экономическую и социальную эффективность хозяйственной деятельности [2,c.90].

внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность гостиницы и учитывающих специфику отрасли индустрии гостеприимства, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на функционирование компаний гостиничного бизнеса

Внутренние факторы, выступая ситуационными переменными внутри компании, оказывают значимое влияние на результативность деятельности компании. Так как компании представляют собой социальные системы, то внутренние факторы выступают следствием управленческих решений.

При этом, как показывает практика, далеко не все внутренние факторы могут контролироваться руководством. Как правило, внутренний фактор – это нечто «данное», что менеджер должен преодолеть своими решениями [4,c.85].

Механизм управления ориентирован на достижение эффективного взаимодействия всех функциональных сфер и уровней управления для достижения оптимального результата.

В зависимости от особенностей воздействия, внешние факторы можно классифицировать на факторы микро и макро среды. внешних переменных, оказывающих влияние на функционирование гостиниц и учитывающих специфику отрасли гостеприимства, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Внешние факторы, оказывающие влияние на функционирование гостиниц

ФакторыХарактеристика
Макроэкономические факторы, влияющие на конкурентоспособность гостиниц
1. Экономичес-кая политика государстваЗначения основных макроэкономических показателей (уровень безработицы, ВНП, темпы инфляции, реальные доходы граждан, бюджетные показатели); стратегия развития страны; доля частной собственности; наличие трудовых и сырьевых ресурсов; показатели системы налогообложения; размеры доходов населения и их структура и распределение; степень развития финансовой системы; структура рынка услуг гостеприимства.
2. Политическая ситуация в странеСтабильность политической системы; криминогенная ситуация; уровень развития демократии; степень свободы СМИ; деятельность органов власти и степень их вмешательства.
3. Правовая сфераНормативные акты регулирующие гостиничный бизнес (в сфере налогообложения, развития предпринимательства, туризма); программы развития регионов; эффективность работы надзорных органов за соблюдением законодательства; преемственность правовых норм по горизонтали и вертикали.
5. Социальная и культурная политика государстваУровень прироста продолжительности жизни; уровень жизни граждан; смертность и рождаемость граждан; структура общества по полу, образованию, возрасту, составу семьи, уровню дохода; плотность населения страны; удельный вес рабочих, служащих, учащихся, пенсионеров иных категорий граждан; миграция; сельское и городское население; длительность отпуска, обеспеченность культурными объектами (библиотеками, театрами, спортивными сооружениями и пр.); отношение населения к окружающему миру; тренды развития культурных ценностей; традиции лечения и отдыха.
6. Междуна-родная ситуацияМеждународные саммиты, кинофестивали, выставки и иные мероприятия; военные конфликты; степень интеграции страны в мировое хозяйство; доступность рекреационных и иных технологий.
7. Природные и климатические ресурсыПриродные ресурсы; рекреационные ресурсы; особенности климатического фактора страны; дефицитность данных ресурсов по отдельным регионам страны.
Отраслевые факторы, влияющие на конкурентоспособность гостиниц
1. КонкурентыВиды, качество, цена услуг у конкурентов; имидж, реклама, уровень сервиса; организационный и технический уровень производства главных конкурентов; финансовое состояние конкурентов; рыночная стратегия, цели и задачи главных конкурентов; доля рынка; клиенты; внешняя политика; диверсификация деятельности; научная и исследовательская деятельность; маркетинговая деятельность; производственная база.
2. Поставщики услуг и товаровУсловия оплаты и цены; постоянство; скорость и форма доставки; размер партии; качество ресурсов.
3. КлиентыКлючевые клиенты; основные потребители, структура клиентов по полу, образованию, возрасту, доходу, составу семьи; приверженность к определенному отелю; методы покупки; психографические признаки; основные мотивы при выборе услуг отеля; желаемый уровень сервиса.
4. Посредники (брокеры гостиничных услуг)Стратегия и структура посредников; постоянство и надежность посредников; условия сотрудничества; организация маркетинга в низкий и высокий сезон; мероприятия по развитию отношений с контактной аудиторией; контакты с агентствами (консалтинговые, рекламные компании); связи с кредитными и финансовыми учреждениями.
5. Контактная аудиторияОтношение к отелю деловых кругов, СМИ, муниципальных и государственных учреждений, общественных организаций, местного сообщества и др.
6. Альянсы, союзы и ассоциацииСовместная маркетинговая деятельность, консалтинг формирование нормативно-правового регулирования в отрасли.

Исследование внешней среды выступает инструментом, посредством которого авторы стратегии осуществляют контроль внешних, по отношению к компании, факторов с целью предвидеть возможные угрозы и вновь открывшиеся возможности.

Исследование внешней среды дает возможность компании своевременно прогнозировать возникновение возможностей и угроз, разработать план действий на случаи возникновения чрезвычайных обстоятельств, сформулировать стратегию, которая позволит компании достичь целей и превратить существующие угрозы в перспективные возможности.

По нашему мнению, наибольшее воздействие на функционирование гостиниц оказывают экономические факторы. Мало того, чтобы знать, сколько у компании потенциальных клиентов, гораздо важнее определить, какие услуги они захотят купить.

На платежеспособный спрос граждан влияет множество факторов, среди которых уровень развития экономики страны, размер оплаты труда, уровень инфляции и безработицы. Следует учитывать высокую степень зависимости спроса на гостиничные услуги от уровня дохода.

Усредненные данные свидетельствуют о том, что граждане вынуждены тратить только лишь на приобретение продуктов питания до 70 процентов своих доходов. Сложившаяся в настоящее время ситуация негативно влияет на развитие гостиничной индустрии.

Помимо уровня дохода, на спрос существенно влияют темпы инфляции, курсы валют, уровень занятости и др. Каждый из перечисленных факторов может представлять угрозу, но в то же время и открывать новые возможности развития для компании.

Группа факторов социального поведения включает факторы меняющихся отношений в обществе, нравы и ожидания общества (к примеру, отношение к роли женщин, роли предпринимательства, меньшинств (национальных, сексуальных) в обществе, общественных движений).

Исследование демографических факторов внешней среды также играет важную роль при анализе потенциала гостиницы, поэтому менеджер должен анализировать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так рынок туризма людей пожилого возраста является в настоящее время самым быстрорастущим.

Природные и климатические факторы не могут не оказывать влияние на состояние гостиничного бизнеса, тем более что отдельные аспекты разумного использования рекреационных и природных ресурсов, защиты окружающей среды приобретают статус глобальных. Помимо этого, природно-климатические факторы (топография, климат, фауна и флора) – ключевой элемент мотивации клиентов к путешествию и привлечения гостей в ту или иную страну или регион.

На основе исследования литературных источников следует утверждать, что гостиничное предприятие не может влиять на факторы макроэкономического уровня (может только подстроить свою работу под воздействие данных факторов) при создании конкурентных преимуществ, следовательно, наибольшее значение в развитии конкурентоспособности гостиниц играют факторы микросреды (отраслевые) и факторы внутренней среды гостиничного предприятия [9,c.123]. Рассмотрим влияние факторов микросреды на конкурентоспособность гостиничного предприятия.

  1. Поведение покупателей. Для реализации стратегии, направленной на формирование лояльных клиентов, менеджменту гостиничного предприятия необходимо постоянно осуществлять анализ рынка, а также всей микросреды, в частности: потребительских ожиданий, перспектив гостиничного предприятия по созданию и продвижению услуг гостеприимства, соответствующим запросам потребителей. Также важно осуществлять оперативное и стратегическое планирование работы с целью обеспечения эффективной работы гостиничного предприятия.

Любой из потенциальных клиентов гостиничного предприятия имеет свои особые требования к качеству, уровню и набору предлагаемых гостиницей услуг, при этом ни одно гостиничное предприятие не в силах угадать и удовлетворить весь спектр этих требований в полном масштабе. Следовательно, при разработке стратегии обслуживания гостей отелю следует сосредоточиться на отдельном или нескольких сегментах потребителей и на разработке предложения дополнительных и основных услуг, исходя из предпочтений данного сегмента.

Для индустрии гостеприимства особенно важно, чтобы функционирование отеля было сконцентрировано на определенном сегменте потребителей [3,c.167].

Сегментация дает возможность гостинице предлагать гостям услуги, предназначенные для данных сегментов и, следовательно, учесть все запросы этого потребительского сегмента, укреплять репутацию гостиничного предприятия, проводить адресную рекламу.

Количество сегментов, на которых специализируется гостиничное предприятие, зависит от уровня ее вместимости, квалификации работников, оснащенности здания. У каждой компании гостинично-туристического комплекса свой контингент потребителей [6,c.45].

  1. Деятельность конкурентов. Исследование конкурентов должно начинаться со сбора данных по гостиничным предприятиям, находящимся в территориальной близости, имеющих аналогичную звездность и сходный перечень услуг [8,c.56]. В процессе этого изучения проводится мониторинг отдельных аспектов деятельности отелей – конкурентов, в частности:

— анализ и систематизация потенциальных и реальных возможных услуг, связанных с конкурентами [7,c.25].

— определение перечня основных конкурентов на рынке данной территории и их потенциальных перспектив [7,c.113].

— анализ и выявление всех имеющихся данных о производственной, хозяйственной, маркетинговой, финансовой и прочих видов деятельности конкурентов;

— постоянное изучение всех новых услуг и предложений, появляющихся в отрасли [8,c.25].

Представленный перечень мер не является исчерпывающим, он может изменяться в зависимости от ситуации, специфики гостиничного предприятия и его перспектив. К сожалению, на практике выявить всех конкурентов отдельного гостиничного предприятия очень сложно, поэтому важно выделить именно те гостиничного предприятия, которые сходны по главным аспектам деятельности.

  1. Политика, осуществляемая поставщиками. К поставщикам услуг гостеприимства относятся маркетинговые посредники, занимающиеся исследованиями рынка, рекламой услуг гостиниц, продвижением этих услуг на рынок и продажей этих услуг.

Эксперты считают, что самыми эффективными на сегодняшний день являются следующие каналы продажи услуг гостеприимства:

— корпоративные агентства, продающие номерной фонд гостиничного предприятия за определенную комиссию;

— туроператоры и турагентства;

— call – центры компаний, осуществляющие обработку заявок от туристов и передающие заявки в службы бронирования отелей;

— глобальные системы для резервирования (к примеру Galileo, Amadeus) или гостиничные брокеры (к примеру Booking.com).

В целом, подводя итог, можно сказать, что выбор пути развития организаций гостиничной индустрии диктуются не столько внутренними процессами в отрасли, сколько рядом внешних причин, следовательно ключевым фактором достижения успеха выступает способность к пониманию потребностей рынка и адаптации к ним.

Выделение факторов на внешние и внутренние обусловлено тем, что внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации и оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации. Факторы внешней среды обусловлены долговременными тенденциями и не связаны волевыми решениями конкретного субъекта.

Внутренними являются факторы, воздействующие на отдельную гостиницу или в целом на индустрию.

Внешними считаются такие факторы, как политическая ситуация в конкретном регионе и мире (характеризующая степень стабильности в обществе), демографическая ситуация (рост населения, миграция), экономическое состояние (уровень жизни граждан), уровень развития технологий, психографический фактор.

Влияет на современную гостиничную индустрию и формирование современных научных концепций развития гостиничных предприятий. Среди способов развития современных гостиниц можно выделить, прежде всего, такую концепцию развития, как расширение. Причем расширение может быть географическим и горизонтальным.

Географическое расширение представляет собой стратегию, при которой гостиничное предприятие создает свои дочерние предприятия в различных регионах страны и мира. Как правило, это реализуется следующим образом: сначала отель эффективно развивается в отдельном регионе страны, затем выходит на национальный уровень, а затем и на рынок иностранных государств.

Развитие гостиничных организаций посредством горизонтального расширения осуществляется путем расширения сферы своих интересов на смежные виды деятельности (питание, транспорт, досуг и т.п.).

Многие компании добиваются роста доли рынка путем классификации своих продуктов (по типу, ценовым сегментам, структуре услуг и т.п.).

1. Балаева А. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 3. – С. 23-29. 2. Барчуков И.С. Индустрия размещения и гостиничный бизнес: учебник / Л.В. Баумгартен, И.С. Барчуков [и др.]. — М.: КноРусс, 2013. – 168 с. 3. Березин А.А. Модель организационного и экономического механизма повышения конкурентоспособности организации // Вестник Академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы. – 2013.-№ 2. – с. 90-93. 4. Дудникова, А.В. Развитие методологического инструментария по оценке бизнес-мооделей компаний [Текст] / А.В. Дудникова // Экономика РФ в 21 веке: сборник научных трудов. — Томск: ТПУ. — 2014. — С. 167-173. 5. Зайцева Н.А. Управление кадрами в гостиницах: учебное пособие / Н.А. Зайцева. – М.: Форум, 2013. – 416 с. 6. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. – М.: Норма, 2016. – 412 с. 7. Кабушкин Н.И. Менеджмент ресторанов и гостиниц: учебник / под ред. Н.И. Кабушкина. — М.: КноРусс, 2013. – 416 с. 8. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. – М.: Перспектива, 2016. – 389 с. 9. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: маркетинг, стратегия, интернационализация: учебное пособие / под ред. А.Я Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 301 с. 10. Малых Н.И. Экономика гостиничных предприятий: учебное пособие / Н.Г. Можаева, Н.И. Малых. – М.: Форум, 2013. – 320 с. 11. Молоток Е. Принципы маркетингового исследования рыночной конкуренции // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m3/ 12. Предводителева М.Д. Подходы к управлению качеством услуг: фокус на потребителя // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 90-101. 13. Туватова В.Е. Повышение эффективности маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе// Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 92-98. 14. Удалова И.Б. Менеджмент в туриндустрии: учебное пособие / Н.М. Удалова, И.Б. Удалова [и др.]. — М.: ИТК Дашков и К, 2013. – 256 с. 15. Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л.Ф. Ходоркова. – М.: Высшая школа, 2015. – 312 с.

16. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма. – М.: Проспект, 2013. – 227 с.

Источник: http://edrj.ru/article/22-10-2017

Гостиничная индустрия: ее роль в развитии экономики, основные проблемы и пути их решения (Забержинский Б.Э., Карева Н.В., 2016)

2.2. Факторы, влияющие на экономику отеля: Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют,

Введение

Развитиегостиничной индустрии происходит с давних времен и зависит от состоянияэкономики, политики, науки и техники. С развитием общества все большевозрастала потребность в перемещении на большие расстояния, в проживании ипитании вдали от места жительства. Рост экономического благосостояния гражданвлияет, в свою очередь, на выбор и качество предоставляемых услуг.

Сферагостиничной индустрии характеризируется жесткой конкуренцией на рынке, котораяобусловленная бурным развитием гостиничных услуг. В связи с этим рассмотрениееероли,определение основныхпроблем рынка гостиничных услуг и путей их решения является актуальным насовременном этапе развития экономики.

Цельюнаписания статьи является характеристика основных проблем в сфере оказаниягостиничных услуг и путей их решения. Согласно поставленной цели в работерассматриваются следующие задачи:

— определение роли гостиничной индустрии вразвитии экономики;

— характеристика основныхпроблем в сфере оказания гостиничных услуг;

-поиск путей решениявыявленных проблем.

Принаписании данной статьи были использованы труды таких ученых, как Бодров А.В., БондаренкоГ.А., Гаврильчак И.Н., Кабушкин Н.И, Кошелева Е.А., Ляпина И.Ю.,Терентьева Ю.Г., Шарафанова Е.Е., Шматько Л.П., Федоров Р.Г.

Гостиничнаяотрасль является одним из наиболее привлекательных секторов экономики дляинвестиций в связи с небольшими начальными вложениями капитала, постояннорастущим спросом общества на гостиничные услуги, высоким уровнем рентабельностии средним сроком окупаемости проектов [1, с. 17-19].

Гостиничныйбизнес стимулирует развитие смежных отраслей народного хозяйства, в первуюочередь строительства и торговли, способствует созданию новых рабочих мест.Установлено, что для обслуживания 10 человек, проживающих в гостинице,необходимо создать дополнительно пять рабочих мест, три из которых связанынепосредственно с оказанием гостиничных услуг, два – косвенно.

Гостиничная индустрия активно влияет на экономикугорода (региона, страны в целом), в частности на сферы хозяйственной исоциальной деятельности. Степень такого влияния и экономическая эффективностьоцениваются с помощью математических моделей, основанных на реальныхстатистических данных выбранного региона.

Необходимые данные специалистыполучают с помощью маркетинговых групп, например, Discovery Research Group,занимающихся исследованием рынка гостиничных услуг в России. Подобныеисследования позволяют определить тенденции развития гостиничного бизнеса,лимитирующие, «проблемные» вопросы, наметить пути их решения.

  

Как экономическое явление, рассматриваемая отрасльимеет индустриальную форму, выступает в качестве продукта и услуг, которые немогут накапливаться и транспортироваться, перераспределяет национальный доход впользу стран, специализирующихся в гостиничном бизнесе; совмещается со всемиотраслями народного хозяйства и видами деятельности человека.

Развитиегостиничной индустрии обуславливает многообразие форм ее организации.  Наиболеехарактерными типами управления являются аренда, управление по контракту,управление через договор франчайзинга.

Под контрактом науправление понимается письменное соглашение, которое заключается междувладельцем предприятия и менеджером или компанией, специализирующейся вуправлении соответствующими типами предприятий [1, с. 205].

В содержание контрактов науправление, как правило, включают 7 основных аспектов [1, c. 205]:

1)            Наделениеуправляющей фирмы (компании) правом управления предприятием. При этомсобственник лишается прав вмешиваться в процесс управления.

2)            Возложениена владельца всех затрат по разным операциям, а еще всех денежных и оперативныхрисков, вытекающих из его права принадлежности.

3)            Защитаили же освобождение компании от ответственности за всевозможные действия, заисключением тех, которые осуществлены с умыслом или же в результате грубойнеосторожности.

4)            Срокуправления собственностью гостиничных компаний. Как правило, договор науправление заключается на 5, 10 или 20 лет.

5)            Управленческоевознаграждение, величина которого ориентируется исходя из объемов валовогодохода или чистой прибыли. Как правило это 2-4,5%от валового дохода или чистой прибыли.

Договора некоторых компанийпредусматривают в 1-ый год — 2%,во 2 — 2,5%, в 3-ий и дальнейшийгоды — 3,5%.

Усилившаясяконкурентность меж управленческими фирмами привела к сокращению объемаконтрактного вознаграждения.

6)            Обстоятельствавозобновления договора. Основная масса существующих условий даютпреимущественное право принятия управленческой фирмой. В случае еслисобственник располагает серьезными средствами влияния на управляющую фирму, онимеет возможность получить преимущественное право принятия решения овозобновлении договора.

7)            Обстоятельствапрекращения договора. Есть как минимум 4 варианта прекращения договора, дающиеприоритет или владельцу, или управляющей фирме (компании):

—              вслучае если одна из сторон не выполняет условия договора в течениизаконодательно установленного времени с этапа извещения о обнаруженныхнарушениях, сделанного иной стороной;

—              вслучае если одна из сторон оказывается банкротом или передает имуществокредиторам за долги;

—              вслучае если одна из сторон становится причиной приостановления или отзывалицензии на право выполнения положенных на компанию обязательств;

—              контрактможно прекратить по взаимному желанию.

Управляющая фирма, какправило, не получает практически никаких прав на имущество фирмы. Впрочем, напрактике есть случаи, когда заключение договора сопровождалось частичнымучастием управляющей фирмы в собственности. Эти случаи свойственны длямежнациональных гостиничных фирм.

Франчайзинг (franchise — привилегия, льгота, освобождение отналога, взноса) – это форма сотрудничества между компаниями, в которых однакомпания, франчайзер, предоставляет другой компании, франчайзи, право накоммерциализацию отдельных видов продукции и услуг в обмен на определеннуюфинансовую компенсацию [9, c. 124]. При этом следует отметить, чтофранчайзинговая система используется чаще управления по контракту в гостиничныхсетях.

В любом договорефранчайзинга франчайзер дает франчайзи право применения собственного фирменногознака, технологии и способов работы, системы резервирования, отработанныхмаркетинговых процедур, системы бонусов и скидок и т.д. Одним из условийсчитается участие в рыночной стратегии франчайзера.

Важной составляющейконтракта франчайзинга считается согласование форм оплаты. В зарубежнойпрактике применяются такие формы оплаты, как вступительный взнос, отчислениялибо годовые фиксированные выплаты (роялти) и оплата за маркетинговые услуги. Сгостиниц также взимается оплата за пользование централизованной системойбронирования номеров.

Взнос считаетсяединовременной фиксированной выплатой за предоставленные права и оказанныеуслуги.

Как правило, он включает стоимость комплекта проектных документов,комплекта руководств по управлению фирмой, повышения квалификации высшего исреднего руководящего звена, подготовку обслуживающего персонала до открытияфирмы, а также цену повторяющейся подготовки (обучения) персонала обслуживанияв течение всего времени действия контракта. Выплата вступительного взносаисполняется незамедлительно при подписании договора франчайзинга или жераспределяется на 2 части: 50% до обучения, 50% во время обучения.

В дополнение к вступительномувзносу франчайзи должен выплачивать роялти (отчисления), размеры коих напрямуюнаходятся в зависимости от объемов осуществляемых операций. Для гостиничнойиндустрии они составляют в среднем 3-4%от дохода с каждого сданного номера.

В договоре франчайзингатакже предусмотрено его расторжение. Среди основных причин можно выделитьследующие:

1) нельзя добиться уровнястандартов, установленных франчайзером;

2) есть отличия отустановленных  технологий сервиса, комплекта услуг, меню в ресторане;

3) отсутствуют платежи посоглашению.

Практика зарекомендовала,что неуплата платежей и невыполнение других денежных обещаний по соглашениюбыли ключевыми основаниями расторжения договора франчайзинга компаниямиобщественного питания. Для гостиничной индустрии наиболее свойственной причинойрасторжения договоров франчайзинга было несоблюдение качественных показателей.

Исторически сложилось, чтогостиничные сети способствовали франчайзингу как способу расширения, как нанациональном, так и на международном уровнях.

Гостиничные сети в значительнойстепени придерживаются франчайзинга в более зрелых рынках, в то время как ониимеют сильное преимущество в управлении по контракту (и право собственности) наразвивающихся рынках.

Они также демонстрируют преимущество в контрактах науправление, когда дело доходит до роскоши и высококлассных отелей. В общемфранчайзинг используется десятью крупнейшими гостиничными сетями на 68%, аконтракты на управление на 22% [8, c. 141].

Ситуация в России впоследнее десятилетие характеризуется развитием гостиничной индустрии, в первуюочередь в таких крупных центрах страны, как Москва, Санкт-Петербург,Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Сочи и других городах с населением 1млн и более человек [7, с. 128].

Это сопровождается логичным ростом гостиничнойиндустрии в указанных городах. Развитие наблюдается практически во всехрегионах, однако в наибольшей степени – в Москве и Санкт-Петербурге, чтосвязано с рентабельностью гостиниц, которая в регионах составляет 15-20%, в столице – 25-35%.

 

Запоследние несколько десятилетий доходы гостиничного бизнеса в нашей страневозросли до миллиардных сумм за год, сформировалась наука управления отраслью,началась подготовка специалистов по новым, востребованным специальностяминдустрии, отечественный рынок стали осваивать международные компании, которыепоглощают конкурентов, строят новые объекты за свои средства и по современнымтехнологиям.   Такие международные гостиничные сети, как InterContinentalHotels Group, Hilton Hotels Corporation, Kempinski Hotels, MarriottInternational, активно осваивают российский рынок гостиничных услуг вбольшинстве регионов России. В свою очередь, появились российские гостиничныесети, осваивающие рынок в странах СНГ и за рубежом (Баден-Баден,  Мюнхен, Кельн).

Ежегодный рост количествагостиниц составляет 16-20% и на сегоднянасчитывает более 6000 единиц (в том числе пансионатов, санаториев), 630 тысячрабочих мест. В денежном выражении объем гостиничного рынка составляет до 4млрд долл., причем половина рынка приходится на Москву, гостиницы которойявляются самыми дорогими в мире [4].

Для инвесторов московскийрынок является наиболее перспективным, так как за полгода каждый московскийгостиничный номер приносит его владельцу 200 евро чистой прибыли, что на 50 евробольше, чем в Лондоне. 55% туристов, посещающих столицу, прибывают с деловымицелями (по России это количество составляет не более 18%).

Вот почему в Москвенаиболее развита структура гостиничной индустрии. Зарубежные бизнесмены,посещающие столицу, предпочитают отели 4-5-звездочные,располагающие возможностями для организации деловых переговоров и несколькимиконференц-залами с необходимым оборудованием.

Среднегодовая загрузка гостиниц наданный период составляет6080% вМоскве и 4050% врегионах.

В российской столиценасчитывается 40 тысяч гостиничных номеров, из них 12% приходится на гостиницы5*, 25% — 4*, 8% — 2*, 45% — 3* [5, с. 156].

Бизнес-отеливысшей категории занимают небольшую, но существенную часть рынка, имеют высокуюстоимость проживания, питания, аренды залов и оборудования и доступны, какправило, лицам, осуществляющим оплату оказанных услуг за счет фирм, в которыхработают.

  В то же время ежедневно столицу посещает большое количество людей,не имеющих возможности останавливаться в гостиницах 4-5*, поэтому остро ощущаетсянехватка отелей категории 2-3*.Дефицит гостиничных номеров такой категории частично восполняется формированиемрынка частных гостиниц.

Несколько иная ситуациясложилась в Санкт-Петербурге. С точки зрения развития инфраструктуры городотстает от столицы. Согласно данным Комитета по туризму и развитию курортовСанкт-Петербурга, сейчас в городе функционируют 180 гостиниц на 40 тысяч мест,в число которых входят ведомственные гостиницы, общежития гостиничного типаучебных и научных заведений.

В центральных районах города расположено 95%номерного фонда (145 объектов на 17 тысяч номеров). Основу гостиничного рынкасоставляют отели среднего класса (49,6%), доля гостиниц первого класса — 7,6%, экономического — 23%, не имеющих категории — 19,8%. На 1000 жителей приходится всего 10мест в гостиницах (в европейских столицах -30-40 мест) [6, с. 97].

Серьезнойальтернативой дефициту гостиниц в Москве, Санкт-Петербурге становятся съемныеквартиры с посуточной оплатой, так называемые апартаменты, которые формируютрынок мини-отелей.   По сути, мини-отели – это выкупленные подъезды вмногоквартирных домах, которые уже сегодня составляют конкуренцию гостиницам,кооперируясь в мини-гостиницы.  

Безусловно, рынкигостиничных услуг Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние насостояние гостиничной отрасли страны в целом. Однако в последние годынаблюдается тенденция сокращения доли двух столиц в общем балансе отрасли. Этопроисходит за счет развития гостиничных рынков в других регионах (Сочи,Екатеринбург), в которые на сегодня инвестируются значительные средства.

Современный гостиничный рынок российских регионов на 80% формируетсягостиницами старой постройки, поэтому нуждается в новых отелях, оборудованных всоответствии с современными требованиями, в основном, класса 3*. Отмечается,что рынок гостиничной индустрии развивается гораздо интенсивнее, чем жилищныйили торгово-офисный.

Рост, однако, обусловлен преимущественно увеличениемколичества гостиниц 4* и 5*.

Срединаиболее острых проблем гостиничной индустрии как отрасли народного хозяйстваможно выделить следующие.

Нехваткаквалифицированных кадров. Гостиничный бизнес является новой отраслью экономикисовременной России, поэтому здесь отсутствуют резервы квалифицированных работников,для подготовки и обучения которых необходимо создание сети профильных учебныхзаведений и существенные затраты времени.

Индустрия же развивается настолькостремительно и динамично, расширяя спектр предоставляемых услуг, совершенствуясистему организации труда, что дефицит кадров наблюдается постоянно.

Привлечение неквалифицированных работников к труду в отрасли, по мнению многихэкспертов, приводит к убыткам бизнеса вследствие непрофессионализма:материальный ущерб, потеря доверия клиентов и др.

Нехваткагостиниц среднего класса. Деятельность отечественных и международных сетейсосредоточена в основном в сфере гостиниц уровня 4*, 5*, собственниками которыхявляются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органоввласти.

Для таких гостиниц характерен высокий уровень обслуживания при высокойстоимости оказанных услуг, доступной к оплате, а значит, и использованию,только богатых людей (представителей крупного бизнеса, известных артистов,политических деятелей).

  Что же касается гостиниц с хорошим уровнем сервиса,доступных представителям среднего класса, в отрасли наблюдается их дефицит вовсех крупных городах страны, в том числе и в столице.

  Согласно маркетинговымисследованиям, наиболее востребованными на сегодня являются гостиницы 3*,большинство из которых не соответствуют своему уровню качества обслуживания иподготовки персонала [3, с. 163].

Несовершенствозаконодательства в области гостиничного бизнеса выражается в сложной идлительной процедуре получения предпринимателем лицензии, сертификата наосуществление гостиничной деятельности, актов регистрации и других юридическихдокументов.

  Это, в свою очередь,  сдерживает желание инвесторов вкладыватьсредства в строительство гостиниц, расширение их сети и спектра предоставляемыхуслуг.

Особенно остро такая проблема возникает в густонаселенных,многомиллионных городах, в которых земля под застройку имеет очень высокуюстоимость.

Крометого, законодательно несовершенной является система классификации гостиниц.Система, утвержденная в приказе Министерства экономического развития и торговлиРФ от 21 июня 2003 г.

№ 197 «Об утверждении Положения о государственной системеклассификации гостиниц и других средств размещения», является добровольной,поэтому многие гостиницы, получив свою категорию по устаревшей системе, покачеству гостиничных услуг не соответствуют ни одной из категорий. Таковыхнасчитывается более 50% от общего количества гостиниц в стране.

Отсутствиестабильного финансирования отрасли обуславливается, в первую очередь, неустойчивойэкономической ситуацией в государстве. Кризисы 2008, 2014 гг.

, связанные собщей экономической, политической ситуацией в мире и регионе, приводят кколебаниям курсов иностранных валют, снижению спроса на гостиничные услуги,сворачиванию деятельности отдельных компаний, финансовому банкротствупредпринимателей.

Нестабильная ситуация не позволяет разрабатывать иреализовывать программы устойчивого развития отрасли на годы вперед [2, с.172].

Низкаяэффективность реконструкции существующих гостиниц. Как отмечает большинствоэкспертов, реконструкция и замена устаревшего гостиничного фонда сопровождаютсянеудачами, так как на период выполнения таких работ у городских властей, какправило, нет альтернативного фонда, способного восполнить недостающее количествогостиничных номеров.

Поэтому либо реконструкция гостиницы происходит поэтапнобез прекращения ее работы, что ухудшает качество услуг, либо снос устаревшихзданий откладывается, что приводит к еще большему износу фонда номеров.

Снижение количества гостиничных номеров вследствие реконструкции или сносаотдельных гостиниц неизбежно приводит к повышению стоимости услуг в другихфункционирующих гостиницах.

Взаимодействиегостиничного и туристического видов бизнеса. Указанные отрасли наиболее тесновзаимодействуют между собой и по отношению друг к другу накопили немалопретензий, в основном касательно договорной дисциплины.

  Например, гостиницынередко терпят убытки вследствие того, что туроператоры, предварительнобронирующие места для туристических групп, не всегда выкупают такие гостиничныеместа. Отказ от бронирования происходит слишком поздно для того, чтобывыставить номера повторно на продажу.

Такая ситуация характерна в целом длягостиничной индустрии, является одним из факторов риска и для ее предупрежденияв договоры вносятся специальные положения о предоплате, залоге, дополнительныхгарантиях, что позволяет снизить финансовые потери при срыве сделки.

В своюочередь, туроператоры не всегда получают своевременное подтверждение своейзаявки на бронирование номеров, так как гостиницы часто занимают выжидательнуюпозицию, особенно накануне государственных праздников, мероприятий, когда спросна гостиничные номера высокий [3, с. 272].

Однимиз путей решения является регулирование гостиничного бизнеса государством наоснове выработанной единой концепции развития рынка гостиничных услуг в России,в которой предусматривались бы возможные проблемные ситуации и способы ихрешения.

Упрощениезаконодательных процедур регистрации, оформления гостиниц должно привлечь вотрасль капитал зарубежных инвесторов и дальнейшее расширение сети гостиничныхномеров, расширение спектра предоставляемых услуг.

Развитиегостиничной индустрии должно постепенно смещаться от мегаполисов Москвы иСанкт-Петербурга к региональным крупным городам (областным и краевым центрам,городам с миллионным населением), в первую очередь, к промышленным, торговым,культурным, туристическим центрам.

Состороны предпринимателей в сфере гостиничного бизнеса также необходимо активноеучастие в решении вопросов повышения качества услуг, квалификации работающегоперсонала, прозрачности осуществляемой деятельности. Важным являетсяпривлечение молодых специалистов к работе, повышение мотивации сотрудников [2,с. 175].

Заключение

1.Гостиничная индустрия представляет собой сложную, комплексную сферупрофессиональной деятельности, направленную на удовлетворение потребностейклиентов (туристов, деловых людей).

2.К основным проблемам гостиничной индустрии на современном этапе развитияотносятся дефицит квалифицированных кадров, нехватку гостиничного фондасреднего класса (3*), несовершенное законодательство относительно регулированиярынка гостиничных услуг.

Длярешения указанных проблем необходимо взаимодействие государства и бизнеса напринципах упрощения процедуры регистрации гостиничных объектов, поддержкиинвестиционных проектов, осуществления законной, прозрачной деятельности.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/35242

Факторы, влияющие на экономику отеля

2.2. Факторы, влияющие на экономику отеля: Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют,

Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют, прежде всего, экономические факторы (общее состояние экономики, средний доход на душу населения, уровень безработицы, обменный курс местной валюты, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты и др.

)- Вместе с тем большую роль на развитие отрасли оказывают и социально-экономические факторы: распределение населения по уровню доходов, уровень образования, образ жизни, возрастная структура, соотношение городского и сельского населения (городское население более подвижно), образ жизни, уровень преступности, развитие туризма и тп.

Естественно также, что состояние отрасли непосредственно зависит от законодательства (налоговое и трудовое законодательство, правила лицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарной безопасности, законы о правах потребителей и др.)

Помимо общеэкономических и демографических факторов на экономику отеля сильное влияние оказывают и ряд специфических факторов. В настоящее время самым внушительным таким фактором является терроризм.

Крупные террористические акты, такие как расстрел террористами туристов в Египте или разрушение небоскребов в Нью-Йорке, немедленно вызывают резкое снижение загрузки гостиниц в регионе, подвергнувшемся нападению террористов.

Правда, опыт показывает, что туристические потоки в эти регионы восстанавливаются уже через 2-3 года, однако за это время многие гостиницы могут и обанкротиться.

Экономический кризис в стране, естественно, прекращает иностранные инвестиции и снижает экспорт товаров в эту страну, что приводит к уменьшению числа бизнес-туристов в отелях.

На загрузку отелей в курортных регионах влияют довольно быстро меняющаяся мода на отдых, трудности получения визы, условия работы транспортных компаний.

Например, запрет полетов над Европой самолетов советского производства с повышенным уровнем шума неизбежно приведет к частичному перераспределению потоков российских туристов с европейских курортов на турецкие и египетские.

На экономические показатели отеля влияют и внутренние факторы: принятая система управления и контроля (особенно система контроля за издержками), уровень предоставляемых услуг, а также трудовые отношения.

Поэтому администрация отеля постоянно должна уделять внимание улучшению условий труда персонала, сокращению текучести рабочей силы и улучшению общей атмосферы в трудовом коллективе на экономические показатели отеля может повлиять и неправильно выбранная система тарифов.

В мире используются следующие основные системы гостиничных тарифов:

1. В тариф входит только оплата проживания (Room only),

так называемый Европейский план.

2. В тариф входят оплата проживания и завтрак (Room and breakfast) — так называемый континентальный план При этом завтрак, включаемый в тариф, может быть трех видов

• континентальный (сок, кофе или чай, булочка, джем);

• английский (добавляется яичница с ветчиной),

• шведский стол (сыр, колбасные изделия, хлебобулочные изделия, фрукты, джемы, мед, соки, кофе, чай, предоставляемые по методу самообслуживания) Этот тариф сейчас наиболее распространен.

3. Полупансион (Half board, derm-pension, modified American plan) В тариф входят проживание, завтрак и обед или ужин.

Тариф применяется в некоторых курортных отелях и в отелях, обслуживающих туристов, путешествующих с познавательными целями, а также бизнесменов. Постояльцы этих отелей день проводят в экскурсиях по городу, где и обедают, а к ужину возвращаются в отель.

Что касается постояльцев курортных отелей, то многие предпочитают обедать в своем отеле, а ужинать в разных ресторанах и кафе  

4. Полный пансион (en pension, American plan). В тариф включены проживание и трех (или четырех) разовое питание. Применяется в курортных отелях, в особенности в регионах, где сеть общественного питания развита недостаточно.

5. «Все включено» («All included). В тариф включаются проживание, многоразовое питание (причем в одном из нескольких ресторанов по выбору клиента, все (или большинство) развлечения, напитки в баре (обычно за исключением импортных)).

Применяется в курортных отелях, которые могут быть достаточно хорошо изолированы от посторонних, обычно постояльцам отеля вручают какие-либо знаки, удостоверяющие их принадлежность к этому отелю, например на руку одевают неснимаемый браслет.

Существуют и другие схемы оплаты, например «Два по цене одного» (Two for one), когда гостю клиента предоставляется бесплатное проживание, но питание оплачивается, или «Дети бесплатно» (Children — free),

когда дети проживают бесплатно, если они живут в комнате с двумя родителями. Но эти тарифы применяются сравнительно редко.

При объявлении тарифа цена обязательно должна сопровождаться подробным разъяснением, что включено в тариф.

Обязательно нужно разъяснять, включен ли в тариф налог, поскольку клиент наверняка будет недоволен, если при оплате он вдруг обнаружит, что помимо тарифа он должен еще заплатить 20% налога.

Влияние любого из перечисленных выше факторов сказывается прежде всего на коэффициенте загрузки (occupancy rate) отеля. Это важнейший показатель работы гостиницы, определяющий ее рентабельность. В настоящее время в мире наблюдается постепенное снижение этого коэффициента.

Это вызвано строительством все новых и новых отелей, благодаря чему предложение гостиничных услуг в целом превышает спрос на них. Средний коэффициент загрузки сейчас около 60%, что почти на грани рентабельности.

Естественно, коэффициент загрузки изменяется: в сезон выше, в несезон — ниже; в субботу и воскресенье -меньше, чем в будние дни, в праздники выше, чем в обычные дни и т. д.

У каждого отеля своя картина изменения коэффициента загрузки во времени и администрация должна применять соответствующие меры для выравнивания колебаний этого коэффициента. Коэффициент загрузки зависит от многих факторов.

Здесь мы отметим только то, что не существует непосредственной зависимости между величиной тарифа и коэффициентом загрузки: например, отель с тарифом 60 долл. США может иметь коэффициент загрузки 62%, а отель с тарифом 100 долл. США — 75%, хотя экономическая теория предполагает увеличение спроса на услуги по мере снижения их стоимости. Однако применительно к одному отелю эта зависимость может наблюдаться: снижение тарифа ведет к некоторому увеличению загрузки.

Источник: https://students-library.com/library/read/13069-faktory-vliausie-na-ekonomiku-otela

Товарооборот гостиниц (стр. 1 из 4)

2.2. Факторы, влияющие на экономику отеля: Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют,

Оглавление

Введение. 3

1.Динамика доходности гостиниц в кризисных условиях 2008-2009гг.4

2. Товарооборот гостиниц. 7

3. Факторы влияющие на товарооборот гостиниц. 11

Заключение. 16

Список используемых источников. 18

Современный гостиничный комплекс занимает важное место в социальной сфере нашей страны и способствует удовлетворению первостепенных потребностей путешествующих в проживании и питании.

Без гостиниц невозможно создание современной индустрии туризма, ведь гостиничные предприятия являются составной частью сферы услуг. Предоставление этих услуг положительно отражается на финансово-экономической деятельности и играет большую роль в повышении эффективности общественного производства.

Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют, различные факторы и, прежде всего, экономические, социально-экономические, политические. Помимо общеэкономических и демографических факторов на экономику гостиничной отрасли влияние оказывают и ряд специфических факторов. В настоящее время самым внушительным таким фактором является терроризм.

Хозяйственная деятельность предприятий гостиничного бизнеса опосредствуется денежными отношениями, которые находятся в постоянном движении. Денежные отношения предприятий в процессе выполнения их функций выступают как финансы хозяйствующих субъектов (предприятий).

Финансы предприятий гостиничного бизнеса представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств и ценных бумаг в процессе выполнения хозяйственных функций.

Система денежных отношений предприятий и организации гостиничного бизнеса включает: расчет с поставщиками (продавцами) и покупателями продукции, товаров и услуг; расчеты с коммерческими банками по поводу перечисления выручки на расчетный счет в банке и др. операции.

В представленном реферате мы рассмотрим особенности товарооборота гостиниц, а именно: определим сущность товарооборота, охарактеризуем факторы влияющие на оборот гостиниц, проанализируем динамику оборота гостиничного бизнеса в кризисных условиях.

1. Динамика доходности гостиниц в кризисных условиях 2008-2009гг.

На рис.1. мы можем наблюдать за ситуацией, которая отражает «экономическую деятельность» гостиниц в период кризиса.

Рис.1. Динамика экономической деятельности гостиничного бизнеса в кризисных условиях

Суть рисунка заключается в том, что бы показать изменение ситуации на рынке «доходности» гостиничных услуг. Как мы можем видеть четвертый квартал 2008 года – начало рецессии, четвертый квартал 2009 года — начало выздоровления[1].

Стоит отметить, что данный упадок доходности наблюдается не только в области гостиничного бизнеса. Мировой экономический кризис заставил не только Российских но и европейских «отельеров» снизить стоимость гостиничных номеров на 50% и даже более.

Если бы не эта крайняя мера, большинство отелей в крупных европейских городах зимой 2008г. оказались бы полупустыми.

Эксперты отмечают, что «отельеры» всегда снижали цены на 5-10% в начале зимы. Но это снижение продолжалось не дольше двух недель. Нынешние же меры по привлечению туристов в гостиницы признаны беспрецедентными. Еще в 2008г.

аналитики предсказывали, что во многих отелях и вовсе придется закрывать целые этажи, чтобы «отельеры» не тратили деньги на обслуживание пустующих номеров и других помещений.

Больше всего снизили цены на номера гостиницы в Амстердаме, Праге, Париже и Дублине – традиционно самых привлекательных для туристов городах.

Кризис оказал серьезное влияние на различные сегменты гостиничного рынка. По официальным данным за I квартал 2009г.

падение товарооборота в 3-5 зведочных гостиницах составило от 30 до 50%, товарообороты менее «звездочных» гостиниц упали в среднем на 30-20%. При этом реальное падение товарооборота гораздо больше.

В регионах в отличие от Москвы, наблюдается и отток клиентов, и снижение стоимости среднего чека. В столице же торговый оборот в большей степени снизился из-за изменения структуры спроса[2].

До кризиса 2008-2009г. доходы московских гостиниц превышают доходы гостиниц в любом другом городе Европы. Средний гостиничный номер в российской столице принес 5225 рублей чистого дохода за первые 6 месяцев 2009 года.

Рис.2. Стоимость проживания в гостинице в зависимости от класса, руб. в сутки

В настоящее время объём российского гостиничного рынка превышает 2,5 млрд. долл. США, почти половина рынка приходится на Москву. На данный момент в стране насчитывается 13 тысяч гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам.

10 тысяч из них находятся в Москве, еще 1,5 тысячи – в Санкт-Петербурге, и всего лишь еще 1,5 тысячи – в других городах России.

При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80% формируется гостиницами старой постройки советской эпохи и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями, в основном, класса 3*.

За последние 3 года мировая гостиничная отрасль пережила настоящий подъем — загрузка отелей и стоимость размещения заметно выросли, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру. Быстрыми темпами росла и российская гостиничная отрасль, которая по мировым меркам является слабо развитой. Однако в середине 2008 г.

гостиничный бизнес в России оказался под ударом экономического кризиса. Ряд «отельеров» не смог справиться с растущими издержками и не успел выполнить свои обязательства по кредитам. В результате, многие гостиничные проекты как в России, так и за рубежом сейчас заморожены.

Загрузка гостиниц и цены на проживание в гостиничных номерах стремительно падают. Так, в феврале 2009 г. загруженность российских гостиниц сократилась на 22,8% по сравнению с февралем 2008 г. В Москве в четвертом квартале 2008 г. цены упали на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Впрочем, несмотря на это, московские гостиницы остались самыми дорогими в мире. В настоящее время в российском гостиничном бизнесе существует множество проблем.

Таким образом можно сделать следующий вывод:

— К негативному влиянию мирового экономического и финансового кризиса на гостиничный рынок необходимо отнести следующее: «замораживание» или продажа проектов, в состав которых входит гостиничная функция; перенос сроков открытия гостиниц; замедление темпов прироста номерного фонда; снижение загрузки гостиниц; снижение въездного тур потока; низкая востребованность конференц-залов и банкетных площадок; миграция из отелей 3-4 звезды в гостиницы уровня 2-3 звезды; сокращение количества инвестиционных сделок; уменьшение масштабов реализуемых проектов; в сложившейся ситуации требования к внутренней норме доходности (IRR) и ставкам капитализации будут возрастать, что в целом отражает увеличение стоимости финансирования и повышение рисков на рынке гостиничной недвижимости.

— К позитивному влиянию кризиса необходимо отнести следующее: кризис приведет к повышению конкурентоспособности отельного бизнеса и повышению качества гостиничных услуг в России; многие отельные сети должны будут пересмотреть свою политику и сделать ее максимально клиентоориентированной.

В гостиничном бизнесе, как, впрочем, и в любом другом, происходит постоянное движение денежных средств, которые приходят в гостиничную компанию и уходят из нее.

Источниками денежных средств являются владельцы или держатели акций отелей и гостиничных компаний, кредиторы, предоставляющие средства во временное пользование, а также поступления от продаж услуг гостиницы.

По форме эти средства могут представлять собой как наличность, средства на счетах компании, ценные бумаги или, например, еду и напитки в ресторане, так и инвестиции в долгосрочные активы — землю, здание отеля, мебель в номерах, оборудование и т.п.

Почти всегда отток средств зависит от расходов — отель может приобретать дополнительное оборудование, продукты для ресторана, моющие средства и средства гигиены для гостевых номеров, платить сотрудникам зарплату, выплачивать проценты по кредиту и т.п. — это все статьи расходов. При этом финансовая ситуация в компании всегда динамична, так как соотношение между различными источниками поступления и расходования средств постоянно меняется.

Финансы гостиничного предприятия — это экономические отношения, возникающие в результате движения его денежных средств. Финансовые отношения отеля делятся на четыре основные группы:[3]

— внутренние финансовые отношения (проведение расчетов с гостями, выплата зарплат и премий сотрудникам, дивидендов акционерам и т.п.);

— отношения с другими организациями (поставщиками, партнерами, строительно-монтажными и транспортными компаниями и др.) — это самая большая по объему платежей группа;

— отношения со структурами внутри объединений отелей (например, отношения конкретного отеля с головным офисом в рамках гостиничной корпорации);

— отношения с финансово-кредитной системой страны — бюджетами различных уровней, внебюджетными фондами, банками, биржами и т.п. (перечисление налогов и отчислений на социальное и медицинское страхование, погашение кредитов и т.п.).

Управление финансами возможно только при постановке перед руководством отеля и реализации им конкретных целей, в противном случае бизнес будет развиваться хаотично и непредсказуемо. Конечно, финансовые цели могут быть различными для отелей разного размера, специализации и т.д., но, как правило, к ним относятся:

Источник: https://mirznanii.com/a/257151/tovarooborot-gostinits

Экономика отеля

2.2. Факторы, влияющие на экономику отеля: Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют,

На экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют, прежде всего, следующие экономические факторы:

— общее состояние экономики;

— средний доход на душу населения;

— уровень безработицы;

— обменный курс местной валюты;

— уровень налогообложения;

— банковский процент на кредиты и др.

Вместе с тем большую роль на развитие отрасли оказывают и социально-экономические факторы:

— распределение населения по уровню доходов;

— уровень образования;

— образ жизни;

— уровень преступности;

— развитие туризма и т.п.

Состояние отрасли также зависит от законодательства:

— налоговое и трудовое законодательство;

— правила лицензирования;

— санитарно-гигиенические требования;

— правила пожарной безопасности;

— законы о правах потребителей и пр.

На загрузку отелей в курортных регионах влияют:

— довольно быстро меняющаяся мода на отдых;

— трудности получения визы;

— условия работы транспортных компаний.

На экономические показатели влияют и внутренние факторы:

— принятая система управления и контроля (особенно система контроля за издержками);

— уровень предоставляемых услуг;

— трудовые отношения.

Поэтому администрация отеля постоянно должна уделять внимание улучшению условий труда персонала, сокращению текучести рабочей силы и улучшению общей атмосферы в трудовом коллективе.

Что касается тарифов на гостиничные услуги, с формированием ценовой политики сталкивается любая гостиница, как и каждое предприятие на рынке. Каждый новый игрок гостиничного сегмента неизбежно задается вопросом, какую же цену нужно устанавливать.

Расчетных методов известно немного. Один из них, самый простой метод ценообразования, — когда к издержкам на номер плюсуется некая маржа. Он, увы, не применим для гостиниц, которые только выходят на рынок по той причине, что им абсолютно неоткуда взять информацию об издержках.

Консультанты, в том числе и специалисты компании Colliers International, рассчитывают стоимость издержек, они определяются как процент от предполагаемых доходов, рассчитываемых на основе экспертных коэффициентов.

На основании этих расчетов операторам отеля рекомендуется цену, но, как правило, позже, вследствие различных обстоятельств, она все-таки корректируется.

В международной практике есть и другие методы расчета средней цены на номер. Например, так называемый метод Хабберта, который «привязывает» среднюю цену за номер к издержкам, понесенным инвестором в ходе строительства. Пропорция при этом такова: на каждую тысячу долларов затрат приходится $1 цены за номер.

Недостаток «формулы Хабберта» заключается в том, что она привязывает уровень цен к «историческим» значениям расходов на строительство и не учитывает текущих издержек. Но для предварительных расчетов этот метод вполне применим.

Собственно, на этом расчетные методы исчерпываются, а методы продвижения и реализации услуг на рынке, то есть маркетинговые стратегии, только зарождаются.

Первым шагом на пути осуществления успешной PR-акции является сбор информации и анализ клиентской базы. Это помогает определить и устранить недостатки в обслуживании, правильно позиционироваться на высококонкурентном столичном рынке.

Изучать потребности клиентов московские отели предпочитают своими силами, хотя для крупных проектов привлекаются специализированные консалтинговые компании. Так, в московском отеле Sheraton Palace даже учреждена должность маркетингового аналитика.

Это скорее исключение, чем правило. На практике даже в известных всему миру отелях деятельность по продвижению гостиничных услуг относят к маркетингу предприятия, а не к связям с общественностью.

Как правило, сведения об изменении запросов клиентов могут приходить по одному из трех каналов: анкетирование, личные беседы и итоговая статистика.

Анкетирование гостей сегодня практикуется многими отелями различной категории («Ирис», «Глобус», в московских гостиницах Marriott, Baltchug Kempinski, «Паллада», «Космос».). Это очень эффективный метод изучения потребностей клиентов.

Личное общение клиентов с администрацией отеля обычно происходит по телефону или при регистрации на стойке размещения. Зачастую анкетирование осуществляется по истечению срока пребывания в той или иной гостинице. Это позволяет выявить динамику и специфику клиентских предпочтений.

Так, например в «Глобусе», при заезде предлагается заполнить на русском или английском языках «анкету гостя», которая в последствие либо остается в номере, либо сдается администратору.

Иногда для установления с клиентами контакта в неформальной обстановке многие отели (этот инструмент особенно часто используется отелями сети Marriott) проводят с различной периодичностью бесплатные коктейли для гостей, на которых присутствует почти весь управленческий состав.

Анализ собранной информации позволяет значительно улучшить характер предоставляемых услуг. Так, в отеле Aurora Marriott Royal было решено подписаться на рассылку зарубежной прессы по электронной почте с возможностью последующего вывода на печать, что позволило избежать «опозданий» изданий из-за длительности доставки.

Подобную же услугу, оказывает отель Baltchug Kempinsky, уже утром клиенты отеля могут купить свежие международные газеты, также пересланные по e-mail. В отеле «Паллада» в дополнение к уже существующей возможности выхода в Интернет из номера будет открыт интернет-класс. Эту просьбу выдвигали гости, путешествующие без персонального компьютера.

А в отеле «Глобус» любому гостю в любое время суток могут быть предложены медицинские и юридические услуги.

Источник: http://www.new-hotel.ru/site/hotel-exploit/hotel-economics/

Scicenter1
Добавить комментарий