2.2. Прибыль, цена, себестоимость: Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений,

Вопрос. Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности

2.2. Прибыль, цена, себестоимость:  Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений,

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий

В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:

1. На единицу продукции;

2. Балансовая;

2.1. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

2.2. Прибыль от прочей реализации;

2.3. Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты):

2.3.1. По ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;

2.3.2. Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;

2.3.3. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

2.3.4. Поступления долгов и дебиторской задолженности;

2.3.5. Поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.

3. Налогооблагаемая;

4. Льготируемая (необлагаемая налогом);

5. Остающаяся в распоряжении предприятия;

6. Чистая

Производственный процесс — это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага.

Основные элементы производственного процесса — это труд, средства труда и предметы труда.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (ПФ) [production function] (то же: функция производства) — экономико-математическое уравнение, связывающее переменные величины затрат (ресурсов) с величинами продукции(выпуска).

ПФ применяются для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска в определенный момент времени (статический вариант П. ф.) и для анализа, а также прогнозированиясоотношения объемов факторов и объема выпуска в разные моменты времени (динамический вариант Пф.

) на различных уровнях экономики — от фирмы (предприятия) до народного хозяйства в целом (агрегированная ПФ, в которой выпуском служит показатель совокупного общественного продукта или национального дохода и т. п.). В отдельной фирме, корпорации и т. п.

ПФ описывает максимальный объем выпуска продукции, которую они в состоянии произвести при каждом сочетании используемых факторов производства. Она может быть представлена множеством изоквант, связанных с различными уровнями объема производства.

25-вопрос. Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий

В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:

1. На единицу продукции;

2. Балансовая;

2.1. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

2.2. Прибыль от прочей реализации;

2.3. Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты):

2.3.1. По ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;

2.3.2. Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;

2.3.3. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

2.3.4. Поступления долгов и дебиторской задолженности;

2.3.5. Поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.

3. Налогооблагаемая;

4. Льготируемая (необлагаемая налогом);

5. Остающаяся в распоряжении предприятия;

6. Чистая

Производственный процесс — это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага.

Основные элементы производственного процесса — это труд, средства труда и предметы труда.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (ПФ) [production function] (то же: функция производства) — экономико-математическое уравнение, связывающее переменные величины затрат (ресурсов) с величинами продукции(выпуска).

ПФ применяются для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска в определенный момент времени (статический вариант П. ф.) и для анализа, а также прогнозированиясоотношения объемов факторов и объема выпуска в разные моменты времени (динамический вариант Пф.

) на различных уровнях экономики — от фирмы (предприятия) до народного хозяйства в целом (агрегированная ПФ, в которой выпуском служит показатель совокупного общественного продукта или национального дохода и т. п.). В отдельной фирме, корпорации и т. п.

ПФ описывает максимальный объем выпуска продукции, которую они в состоянии произвести при каждом сочетании используемых факторов производства. Она может быть представлена множеством изоквант, связанных с различными уровнями объема производства.

25-вопрос. Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равновесием спроса и предложения.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства продукции.

В краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным.

Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка.

Первое правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).

Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара. При этом цена должна превосходить средние переменные издержки.

Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство.

В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;

фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;

фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.

Эти три условия эквивалентны следующим:

фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;

для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;

фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде уровень прибыльности является регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Эффект масштаба -(англ. returns to scale) — в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример — экономия на массовости производства.

Чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средней себестоимость единицы продукции, следовательно, соотношение затрат и выпуска увеличивается.

Здесь сказывается влияние укрупненных единичных мощностей (на химических производствах или электростанциях), возможности применения автоматизации производств, процессов и другие факторы, отражающиеся на различии между постоянной и переменной долями издержек производства (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными). В приведенных случаях увеличение затрат ведет к непропорционально большому росту выпуска — имеет место положительный эффект масштаба (экономия на расширении производства).

Эффект масштаба не носит абсолютный характер, во многих случаях он не действует. Даже укрупнение производств, оборудования бывает целесообразно лишь до определенных, оптимальных пределов. То же относится к организационному укрупнению производств, компаний.

Может быть и отрицательныйэффект масштаба. Обычно он связан с проблемами координации, управления сложными производств, комплексами (их «неуправляемостью»).

Если рост продукции пропорционален росту затрачиваемых ресурсов, говорят либо об отсутствии эффекта масштаба, либо о постоянном эффекте.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1199 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-8408.html

Финансы организаций тема 6 денежные накопления и

2.2. Прибыль, цена, себестоимость:  Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений,

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

ТЕМА 6. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ И ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

ВОПРОСЫ: 1. Экономическая природа денежных накоплений, их основные формы. 2. Значение прибыли в деятельности организации и её основные виды. 3. Методы планирования прибыли. 4. Принципы распределения прибыли. 3

1. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ Если сопоставить величины цены и себестоимости, то имеет место превышение цены над себестоимостью.

Это превышение и выступает в виде денежных накоплений общества (их преобладающей части). Источником образования денежных накоплений является общественный труд, который создает прибавочный продукт.

Этот прибавочный продукт в стоимостном выражении выступает как чистый доход общества. 4

: 5

1. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ Чистый доход выступает в денежной форме. В процессе распределения (перераспределения) чистого дохода происходит его деление на две части: централизованную и децентрализованную.

Централизованная часть: q источник финансовых ресурсов государства и общества в целом, q аккумулируется в доходной части госбюджета в виде налогов, q поступает во внебюджетные фонды, q используется на нужды всего общества в целом.

Децентрализованная часть чистого дохода Ø остается у предприятий, Ø формирует их финансовые ресурсы, 6

1. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ Вопрос об экономической природе денежных накоплений, их сущности является дискуссионным и исследован недостаточно. Необходимо отличать денежные накопления от такого понятия как «накопление».

Термин «накопление» можно рассматривать с двух точек зрения: В экономическом смысле «накопление» означает направление части чистого дохода общества на финансирование расширенного воспроизводства, а именно, прироста основных фондов и 7

1. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ 2. «Накопление» в общепринятом смысле — изъятие части денежных средств из оборота с целью увеличения их размера до определенной величины и дальнейшего возможного их использования в будущем или тезаврации. Состав денежных накоплений 8

1. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ. Денежные накопления реализуются в различных формах. Каждая из форм отражает целевое направление первичного распределения создаваемого в отраслях материального производства чистого дохода общества. Формы реализации денежных накоплений промышленного предприятия динамичны и разнообразны. 9

1. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ. В настоящее время выделяют следующие формы реализации денежных накоплений: qприбыль; qотчисления на социальные нужды; qналог на добавленную стоимость; qпрочие (акцизы, лесной налог, таможенные сборы и пошлины, 10

1. ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ Прибыль — ведущая и всеобщая форма Прибыль реализации денежных накоплений. С развитием рыночных отношений ее роль постоянно повышается. Прибыль — цель и обязательное условие Прибыль успешного функционирования любого предприятия.

По своему экономическому содержанию прибыль — денежное выражение части прибыль стоимости прибавочного продукта, остающейся у предприятия в результате первичного распределения чистого дохода общества.

Реализация части денежных накоплений в форме прибыли обусловлена 11

2.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ Обособление части денежных накоплений в форме прибыли как финансового результата, выражающей доходность деятельности предприятия.

Прибыль — синтетический показатель деятельности предприятия, отражает все стороны его хозяйственной деятельности, связанные с производством и реализацией продукции.

Это позволяет использовать прибыль как обобщающий стоимостной показатель эффективности производства.

2.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ От размеров и темпов роста прибыли зависят объемы и темпы увеличения ВВП, НТП и повышение благосостояния членов общества.

Два аспекта анализа прибыли в экономической литературе: — Как экономическая категория прибыль – часть стоимости прибавочного продукта, создаваемая на предприятии в сфере материального производства и выражаемая в денежной форме. — Как финансовый показатель деятельности предприятия. 13

2.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ 14

2.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ Характерное свойство прибыли как показателя доходности — многофакторность.

Прибыль формируется в результате взаимодействия многих технико-экономических факторов, в процессе их комплексного анализа появляется возможность выявления недостатков деятельности предприятия и принятия мер по их нейтрализации Т. к.

в хозяйственной практике прибылью считаются доходы за вычетом расходов предприятия, на величину прибыли влияет совокупность факторов, как зависящих, 15

2.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ 16

2.

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ Виды прибыли, существующие в научной литературе и практической деятельности компаний: Ø Остающаяся в распоряжении предприятия. Ø Прибыль/убыток от продаж. Ø Доступная к распределению. Ø Оставшаяся у предприятия. Ø Балансовая. Ø Валовая. Ø Нераспределенная. Ø Чистая. Ø Плановая. Ø Фактическая. Ø До налогообложения. Ø Налогооблагаемая и др. 17

2.

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ 18

2.

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ Наличие разнообразных понятий прибыли отражает процессы планирования, формирования, налогообложения и распределения прибыли. Эти понятия не закреплены нормативно (кроме определения валовой прибыли) и могут употребляться в самых различных контекстах. Связь большинства показателей 19

2.

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ Выручка (нетто) – денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализуемую продукцию и оказанные услуги за минусом НДС, акцизов и др.

Себестоимость произведенных товаров или оказанных услуг, кроме коммерческих и управленческих доходов. Валовая прибыль. Управленческие и коммерческие расходы.

Прибыль или убыток от продаж (прибыль от обычных видов деятельности, если предметом деятельности предприятия является только 20

2.

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ Проценты к получению Проценты к уплате получению Доходы от участия в деятельности организаций Другие операционные доходы Другие операционные расходы Внереализационные доходы Внереализационные расходы Прибыль/убыток до налогообложения Налог на прибыль Чрезвычайные доходы расходы Чрезвычайные 21

2.

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ Чистая прибыль может быть синонимом распределяемой, доступной к распределению, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Допускается достаточно вольная трактовка или интерпретация перечисленных понятий в экономической литературе.

Например, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может соответствовать чистой прибыли, а в других источниках — прибыли, оставшейся после выплаты дивидендов. 22

2.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ Валовая прибыль – общий объем прибыли предприятия. Это — алгебраическая сумма следующих величин: 1. прибыли (+) или убытка (-) от реализации продукции, работ и услуг; 2. прибыли (+) ипи убытка (-) от реализации основных фондов (включая земельные участки) и иного имущества предприятий. 23

2.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ Прибыль от реализации продукции – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия (в соответствии с уставом).

Она определяется как — разность между выручкой от реализации продукции (работ и услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов и других косвенных налогов и затратами на ее производство и реализацию. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при расчете величины прибыли исключают из выручки от реализации экспортные тарифы.

(Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров. 24 Метод определения выручки от реализации продукции

2.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ Прибыль (убыток) от прочей реализации включает прибыль (убыток) от выполнения следующих хозяйственных операций: q выполнения работ и услуг непромышленного характера, включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту; q реализации услуг транспортного хозяйства, выделенного на самостоятельный баланс в составе предприятия; q реализации покупной электроэнергии, воды, газа, а также полученных со стороны полуфабрикатов; q реализации основных фондов и других активов (материалов, МБП, ценных бумаг и т. д. ); q реализации продукции подсобных 25 сельскохозяйственных операций;

2.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ Непосредственное влияние на величину общей суммы прибыли предприятия оказывают доходы и расходы от внереализационных операций. Состав доходов и расходов от внереализационных операций в современных условиях хозяйствования значительно расширяется.

Вместе с тем, внереализационные доходы, внереализационные доходы хотя и увеличивают прибыль предприятия, не всегда свидетельствуют о его положительной работе (например, поступления списанных безнадежных 26

2.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ Некоторые замечания: валовой прибыли как объекта обложения налогом отличается от традиционного толкования валовой прибыли. Дело в особенностях российского налогового законодательства – несовпадение прибыли как реального результата деятельности предприятия, с прибылью, являющейся объектом налогообложения.

В России объект налогообложения — не фактически полученная прибыль, а искусственный показатель, который получается в результате многочисленных корректировок балансовой прибыли. В этой связи необходимо различать два разных 27 показателя —

2.

ВИДЫ ПРИБЫЛИ Налогооблагаемая прибыль производный показатель от валовой прибыли как объекта налогообложения. Определяется специальным расчетом. Для этих целей валовая прибыль как объект налогообложения уменьшается на сумму доходов, облагаемых в особом порядке, и сумму налоговых льгот. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Определяется как разность между валовой (балансовой) прибылью и суммой всех налогов, сборов и обязательных платежей. 28

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ Планирование прибыли – определение ее оптимального размера на основе роста объема производства и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Методы планирования: 1. 2. 3. 4. Прямого счета Нормативный Аналитический Комплексный 29

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ К 30

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 1. Метод прямого счета. Сущность: Выручка исчисляется в ценах реализации за минусом НДС, акцизов и других косвенных налогов Планированию прибыли предшествует планирование выручки и полной себестоимости продукции, в основе которой лежит метод товарного баланса. Это принимается в расчет и при планировании прибыли. 1. Используется в отраслях с небольшим

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Птп (прибыль от выпуска товарной продукции пл. г. ) может планироваться как в разрезе ассортимента выпускаемой продукции, так и на весь объем предполагаемого выпуска. Основа расчета в первом случае – развернутый план выпуска продукции по всей номенклатуре в натуральном выражении, полная себестоимость единицы продаж, цена реализации за единицу

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Особенности определения прибыли в переходных товарных остатках: Поскольку товарные остатки в отчетности отражаются по производственной себестоимости, то прибыль определяется как разность между их величиной в ценах реализации и по производственной себестоимости.

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 2. Нормативный метод. Величина прибыли определяется на основе установленного единого норматива – процента рентабельности на всю реализованную продукцию. Используется: Ø в подрядных строительных организациях. Ø при производстве однородной продукции (бетонное, кирпичное производство, производство

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 3. Аналитический метод.

Ø Применяется в отраслях с большим ассортиментом продукции при отсутствии ассортиментом продукции отсутствии к моменту планирования плановых калькуляций по всей номенклатуре выпускаемых изделий Ø Используется только для планирования прибыли по сравнимой продукции Ø Расчет по аналитическому методу ведется с помощью базового уровня рентабельности. Ø Аналитический метод позволяет рассчитать не только плановую величину

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Расчет ведется в следующей последовательности: Определяется ожидаемая прибыль текущего года. Ожидаемая прибыль текущего года складывается из: фактической прибыли на последнюю отчетную дату и ожидаемого выполнения плана по прибыли до конца текущего года. Рассчитываются базовая прибыль и базовая рентабельность. Для определения базовой прибыли

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Например, ожидаемая прибыль на последнюю отчетную дату составляет 4890 руб. Со второго полугодия отчетного года цена реализации на продукцию А возросла с 60 рублей до 62 рублей, а на продукцию Б — с 30 до 35 рублей. В первом полугодии было выпущено продукции А — 650 тыс. шт. , а продукции Б — 780 тыс. шт.

Поскольку в планируемом году будет действовать более высокая отпускная цена, то для определения базовой прибыли ожидаемую прибыль отчетного года необходимо увеличить на прибыль сумму, которая была бы получена дополнительно, дополнительно если бы и в первом полугодии отчетного года действовала более высокая цена. 650(62 -60)+780(35 -30)=5200.

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Базовая прибыль является расчетным или искусственным показателем. Она показывает прибыль, которое предприятие получило бы в текущем году, работая с начала года в условиях полностью сопоставимых с плановым годом (в нашем случае по фактору цен).

Для определения базовой рентабельности необходимо базовую прибыль разделить на базовую прибыль выпуск товарной продукции в базовом году по полной себестоимости.

Допустим, ожидаемый выпуск товарной продукции по полной себестоимости составляет 60540, тогда базовая рентабельность составит

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Плановая сумма прибыли определяется из базового уровня рентабельности и объема продукции в плановом году, но по полной себестоимости в отчетном году. Осуществляется пересчет сравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости отчетного года.

Пересчет себестоимости продукции планового года по себестоимости отчетного года — по следующей формуле: Р = (Т х 100) / 100 — З, где Р — товарный выпуск в плановом году по полной себестоимости текущего года. Т — товарный выпуск в плановом году по полной себестоимости планового года.

З — запланированное снижение себестоимости.

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Допустим, что в плановом году полная себестоимость составит 65320. Снижение себестоимости запланировано в размере 0, 5%. Тогда Р = (653230 * 100) / (100 – 0, 5) = 65648. Рассчитывается плановая сумма прибыли по сравнимой товарной продукции, исходя из базового уровня рентабельности:

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Определение влияния на плановую прибыль различных факторов: qизменения себестоимости, qсдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, qизменения цен реализации, qкачества продукции.

3. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 4. Комплексный метод. Сочетание метода прямого счета с элементами аналитического метода. Условие – небольшой ассортимент выпускаемой продукции. 5. CVP-aнализ (учебник Колчиной Н. В. ).

КЛАССИЧЕСКИЙ ГРАФИК КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ Денежные единицы Выручка от реализации Точка безубыточности Суммарные затраты Переменные затраты Постоянные затраты Объем производства в натуральных единицах

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СХЕМА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ Сумма, руб. Максимальная прибыль Точка безубыточности Область прибыли Объем продаж, при max прибыли Точка безубыточности Объем производства Область убытков

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ Полученная предприятием прибыль распределяется между государством, акционерами и самим предприятием.

Важнейшая задача менеджмента предприятия – установление экономически обоснованной системы распределения прибыли Основные принципы распределения прибыли: 1.

Максимальное обеспечение потребностей расширенного производства. 2. Выполнение финансовых обязательств перед обществом. 45

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ Пропорции распределения оказывают существенное влияние на деятельность предприятия.

Взаимодействие предприятия и государства по поводу распределения прибыли строятся на основе налогообложения (прежде всего, на основе налога на прибыль).

Уплатив все возможные налоги, сборы и обязательные платежи, предприятия получают прибыль, доступную к распределению на самом предприятии, — часть ее направляют на выплату дивидендов акционерам. 46

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ Регламентация процесса распределения чистой прибыли внутренними документами предприятия, уставом, учетной и дивидендной политикой предприятия.

Объективные причины, заставляющие предприятия расходовать прибыль по строго установленным направлениям. В случае нарушения предприятием действующего законодательства из этой части прибыли в первую очередь взыскивают экономические санкции.

Из чистой прибыли выплачивают штрафы по несоблюдению требований по охране окружающей среды и так далее. 47

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ Далее формируются фонды и резервы. В первую очередь, часть прибыли направляется в инвестиции с целью наращивания капитала (непреложный закон бизнеса). Одна из определяющих целей любого предпринимателя — увеличение стоимости фирмы, развитие бизнеса, средство достижения – капитализация. 48

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ Вложение прибыли в производство предполагает ее распределение по направлениям инвестирования.

Приоритетное направление — формирование собственного капитала (самое нежелательное последствие деятельности предприятия — снижение платежеспособности, что напрямую связано с недостатком собственных средств).

Следующее направление — формирование и пополнение финансовых резервов. Они не являются жесткой необходимостью, так как их отсутствие не приведет к такой же 49

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ Вместе с тем финансовые резервы рассматриваются как вложение в стабильное функционирование предприятия, функционирование так как они предназначены для финансирования непроизводственных расходов и потерь. А стабильность — одна из целевых установок финансового менеджмента на предприятии. 50

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ После финансирования названных направлений, прибыль может быть распределена между другими направлениями: накоплением и потреблениям.

Фонд накопления — на финансирование НИОКР, технологических работ, разработку и освоение новых видов продукции, на затраты, связанные с техническим перевооружением, а также погашение долгосрочных ссуд.

Фонд потребления — на социальное развитие, выплаты премий, оказание материальной помощи, проведение культурных мероприятий и т. д. Распределение фондов имеют широкий спектр, использование этих средств и пропорций их 51

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ Оптимальных пропорций распределения не существует, так как для каждого предприятия эти пропорции индивидуальны и зависят от множества факторов: Сложившейся конъюнктуры. Фаз развития предприятия. Потребностей финансирования различных проектов. Стратегического развития. Возможностей и нужд предприятия. 52

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ В 53

5. ФАКТОРЫ РОСТА ПРИБЫЛИ Ø Снижение себестоимости продукции. Ø Улучшение качества продукции. Ø Повышение производительности труда. Ø Внедрение НИОКР. Ø Рациональная организация производства и труда. Ø Совершенствование ценообразования. Ø Усовершенствование системы материально-технического

5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Показатели рентабельности наряду с прибылью важнейший критерий эффективности работы предприятий. Значение рентабельности как критерия эффективности деятельности предприятия более весомо, чем прибыли.

Объективное сравнение активов, объектов и предприятий возможно лишь на основе относительных показателей. Рентабельность — синоним понятия эффективность.

Рентабельность — отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего: q активам q выручке q себестоимости 55

5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Существует система показателей рентабельности, наиболее важные из них: q рентабельность активов q рентабельность продаж q рентабельность продукции q рентабельность производственных фондов q рентабельность вложений в предприятие Рентабельность рассчитывается всегда 56

5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Рентабельность активов. Наиболее общее представление о доходности предприятия дает именно эта рентабельность.

R= прибыль/ сумма активов*100%, в числителе может быть чистая прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT); в знаменателе берется среднегодовая сумма активов предприятия.

Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к сумме активов получило название «показатель экономической рентабельности фирмы» . Именно экономическая рентабельность характеризует 57

5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Рентабельность продаж. Характеризует доходность реализованной продукции, можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным видам: 1.

прибыль от реализации продукции/выручка от реализации продукции *100%. В условиях жесткой конкуренции предприятие должно отслеживать рентабельность всех продаж, но и их составляющих. 2.

прибыль от реализации отдельных видов/ полная себестоимость отдельных видов продукции. 58

Источник: https://present5.com/finansy-organizacij-tema-6-denezhnye-nakopleniya-i/

Показатели экономической эффективности. Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности

2.2. Прибыль, цена, себестоимость:  Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений,

Вопрос 76

Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий.

Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Различают два вида прибыли:

1) чистую экономическую;

2) бухгалтерскую.

Экономическая прибыль – это разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли:

1) валовая прибыль;

2) прибыль (убыток) от продаж;

3) прибыль (убыток) до налогообложения;

4) прибыль (убыток) от обычной деятельности;

5) чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды).

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов.

Рентабельность предприятия – это показатель эффективности, с которой используются основные фонды, рассчитываемый как отношение прибыли к усредненной стоимости основных, а также оборотных активов. Прибыль и рентабельность предприятия напрямую взаимосвязаны между собой.

Прибыль – это экономическая категория, выражающая производственно-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и последующего использования производимого продукта.

В реальном секторе прибыль принимает материальную форму в виде денежных средств, ресурсов, фондов и выгод.

Если предприятие получает какую-либо прибыль, то оно является рентабельным.. .

Рентабельность предприятия характеризует уровень прибыльности или убыточности производства. Сами показатели рентабельности представляют собой относительными характеристики результатов финансового роста и эффективности деятельности организации. Они отражают относительную доходность фирмы или предприятия, которая измеряется в процентах к затратам капитала с разных позиций. .

Основными показателями рентабельности являются: рентабельность продукции предприятия, рентабельность капитала и общая рентабельность.
Рентабельность продукции является отражением отношения прибыли на единицу реализованной продукции. Этот показатель увеличивается при росте цен на продукцию при неизменных затратах на производство либо снижении затрат на производство при сохранении постоянных цент на реализовываемую продукцию.
Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества, находящегося в распоряжении предприятия.
Общая рентабельность (рентабельность предприятия) выражает отношение балансовой прибыли к усредненной величине основных производственных фондов, а также нормируемых оборотных средств. Данное отношение фондов к затратам показывает доходность предприятия. Другими словами, уровень общей рентабельности, отражающий прирост вложенного капитала, равняется прибыли, образующейся до начисления процентов, умноженной на 100% и разделенной на активы. Общая рентабельность является ключевым показателем, используемым для анализа рентабельности. Для более точного определения развития организации вычисляются еще два показателя: рентабельность производственного оборота и число оборотов активов.

Рентабельность оборота равна зависимости валовой выручки от издержек. Число оборотов капитала равно отношению валовой выручки к величине капитала.

Показатели экономической эффективности

На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности.

Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

  1. Показатель эффективности использования материальных ресурсов. Снижение материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.
  2. Показатель эффективности использования основных производственных фондов.К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.
  3. Показателем эффективности капитальных вложений. Как известно, оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет.
  4. Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала.Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д.

Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов.

Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом.

В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам.

Рентабельность качественно характеризует работу предприятия и отражает сопоставление прибыли со всеми затратами. В различных отраслях на уровне отдельных предприятий могут иметь место специфические особенности.

Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект.

В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода.

  1. Динамический показатель эффективности менеджмента. Динамику экономической эффективности менеджмента характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента.

Приведенные динамические показатели целесообразно рассчитывать также при осуществлении коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных вариантов совершенствования системы управления.

Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования

ВОПРОС 77

Легальное определение инвестиций содержится в статье 1 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года.

В соответствии с этой статьей инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудова­ние, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и дру­гих видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта..

Понятие инвестиции имеет несколько значений, инвестиции подразделяются на потребительские, экономические (инвестиро­вание в бизнес), инвестиции в ценные бумаги. Под потребитель­скими инвестициями понимается покупка недвижимости и това­ров длительного пользования. Эти вложения имеют свои пре­имущества.

Вложенные в недвижимость, другие товары длитель­ного пользования средства не подвержены инфляции, с ростом цен растут и такого рода сбережения.

При коммерческом исполь­зовании товаров длительного пользования, например, при сдаче их в аренду, использования как предмета залога в финансовых операциях, они могут приносить и доход.

Целью экономических инвестиций является извлечение при­были. При этом виде инвестирования создаются реальные произ­водственные мощности. Под финансовыми инвестициями пони­мается инвестирование в ценные бумаги. В отличие от экономи­ческого инвестирования финансовое инвестирование не предпо­лагает обязательного создания новых производственных мощно­стей.

Под инвестиционной дея­тельностью понимается вложение материальных и нематериаль­ных ценностей в объекты предпринимательской и других видов деятельности, а также фактические действия, направленные на реализацию инвестиций с целью извлечения прибыли, достиже­ния положительного социального эффекта от использования этих объектов в будущем.

Инвестиционная деятельность осуществляется с соблюдени­ем следующих принципов: добровольности инвестирования; рав­ноправия участников инвестиционной деятельности; защищенно­сти инвестиций; невмешательства государственных органов Рос­сийской Федерации, субъектов Федерации и органов муници­пальных образований в законно осуществляемую инвестицион­ную деятельность; соблюдения прав и интересов граждан, юри­дических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность мажет осуществляться за счет раз­личных источников, в частности, источниками инвестирования могут быть:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов (прибыль, амортизационные отчисле­ния, денежные накопления и сбережения и т.п.);

• заемные финансовые средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

• привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы гра­ждан, юридических лиц);

• денежные средства, централизуемые объединениями (ас­социациями, союзами) предприятий в установленном по­рядке;

• инвестиционные ассигнования из государственных бюд­жетов Российской Федерации, субъектов Федерации, ме­стных бюджетов и внебюджетных фондов;

• иностранные инвестиции.

Для реализации общих программ, требующих значительных объемов инвестиций, инвесторы могут объединять свои средства.

Субъекты инвестиционной деятельности.Субъекты инвестиционной деятельности подразделяются на инвесторов, заказчиков, исполнителей работ, пользователей объ­ектов инвестиционной деятельности. Участниками инвестицион­ного процесса могут также быть поставщики, банковские, стра­ховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и др..

Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привле­ченных средств и обеспечивающие их целевое использование.

Инвесторами могут быть физические и юридические лица, инве­стиционные институты, государство (Российская Федерация), субъекты федерации, муниципальные образования, иностранные граждане и юридические лица, международные организации.Объекты инвестиционной деятельности.

Объектами инве­стиционной деятельности могут быть материальные и нематери­альные ценности, в частности, вновь создаваемые и модернизи­руемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция. Этот перечень не является ис­черпывающим, инвестирование возможно и в иные объекты.

Инвестиции, предназначенные для создания новых и воспроизводство действующих основных фондов, имеют форму капитальных вложений, которые обеспечивают простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Капитальные вложения включают следующие затраты:

1) затраты на строительно-монтажные работы. При строительство объектов производственного направления, водохозяйственное строительство, строительство объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, закладку и выращивание многолетних насаждений

2) затраты на приобретение машин и оборудования производственного и непроизводственного назначения, не входящих в смету строительства

3) прочие капитальные работы и затраты (затраты по улучшению земельных угодий, отвод земельных участков под строительство и т.д.).

4) затраты по формированию стада продуктивного и рабочего скота

Капитальные вложения классифицируют по следующим признакам

1) Технологическая структура капитальных вложений – определяют соотношение затрат на активные и пассивные элементы основного капитала. К пассивным относят: здания, сооружения. Они непосредственно не участвуют в производственном процессе, но создают ему необходимые условия

2) по назначению капитальнее вложения делятся на производственные и непроизводственные

3) по способу проведения капитальных вложений: они выполняются хозяйственным способом или подрядным

4) по источникам финансирования капитальные вложения подразделяются на собственные источники(отчисления из прибыли на нужды инвестирования, амортизационные отчисления, привлеченные средства в результате выпуска и продажи акций, благотворительные взносы. средства, выплачиваемые страховыми организациями при возмещении ущерба от стихийных бедствий.

мобилизация внутренних ресурсов) и заемные или внешние(банковские и бюджетные кредиты, средства, полученные от выпуска облигаций, кредиторская задолженность); централизованные источники(ассигнования из бюджетов, из различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе);иностранные инвестиции– могут участвовать в уставном капитале или прямые вложения.

Источники финансирования капитальных вложений

К ним относятся денежные средства, аккумулируемые в целевых фондах, на счетах предприятий и направляемые на капитальные вложения: при строительстве объектов — на оплату проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, приобретение оборудования; при покупке объектов на оплату их цены.

Финансирование капитальных вложений производится за счет:

1) собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизации накопленных денежных средств и сбережений граждан, юридических лиц, средств страхования (возмещения потерь от пожаров, стихийных бедствий и др.;

2) заемных финансов инвестора или его средств (облигационных займов и др.);

3) привлеченных финансовых средств инвесторов (продажи акций, паевых взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

4) финансовых средств, предоставленных организациями, а именно союзами предприятий;

5) внебюджетных фондов и их средств;

6) федерального бюджета и его средств, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, и средств бюджетов субъектов РФ;

7) иностранных инвесторов и их средств.

Капитальное вложение и его финансирование по строительным объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. К заемным средствам организаций, которые финансируют капитальные вложения, относят: кредиты банков и инвестиционных фондов, компаний, страховых обществ, пенсионных фондов и др.; кредиты иностранных инвесторов; облигационные займы; векселя.

Способы финансирования:

1) централизованный;

2) децентрализованный.

Централизованный способ — источником финансирования капитальных вложений выступают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, централизованные внебюджетные инвестиционные фонды и пр.

Децентрализованный способ — источником выступают источники предприятий и индивидуальных застройщиков.

На предприятии главными источниками финансирования являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления; средства, полученные от выпуска и продажи акций; кредиты коммерческих банков; источники вышестоящих организаций; средства иностранных инвесторов и др. Но основными источниками финансирования капитальных вложений являются прибыль на накопление и амортизация.

Просмотров 967 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-37475.html

16.2. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ: Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых

2.2. Прибыль, цена, себестоимость:  Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений,
Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых пред­приятиями любой формы собственности. Как экономическая кате­гория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий.

Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и ка­чество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает сти­мулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, ин­тенсификацию производства.

Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организации. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техниче­скому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыльявляется нетолько источником обеспечения внутрихо­зяйственных потребностей предприятий, но приобретает все боль­шее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом эко­номики государства на основы рыночного хозяйства.

Акционерное, арендное, частное или предприятие другой формы предприниматель­ства, получив финансовую самостоятельность и независимость, впра­ве решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности пред­приятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убыт­ков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительными, так и с отрицательными знаками.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятель­ности обеспечивает потребности самой организации, а также госу­дарства в целом. Поэтому важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности.

Прежде всего, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и затрат на про­изводство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции — основная часть валовой прибыли.

Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реали­зации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (убыт­ки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе головного предприятия.

В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализа­ции основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валовой прибыли отражаются внереализаци­онные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

На рис. 7 представлена схема формирования валовой прибыли предприятия.

В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой ча­сти прибыли должно быть уделено главное внимание.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой при­были включается, как отмечено выше, прибыль от реализации про­чей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибы­ли приходится несколько процентов валовой прибыли.

Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрица­тельными.

Предприятия транспорта, торговые организации, находя­щиеся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей про­дукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответст­венно скажется на объеме валовой прибыли.

Рис. 7. Формирование валовой прибыли предприятия

Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результа­те изменения объема производства, недостатков в системе снабже­ния, реализации и других причин.

Длительное хранение этих ценно­стей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реали­зации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной це­ной и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, кото­рая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно ус­танавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.

Последним элементом валовой прибыли являются внереализаци­онные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не свя­заны с производством и реализацией продукции. В составе этих вне­реализационных результатов учитываются следующие доходы (рас­ходы):

доходы от долевого участия в деятельности других организаций;

доходы от сдачи имущества в аренду;

дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штра­фы, пени, неустойки и др.).

Традиционно включаемые в состав внереализационных доходов и расходов пени, штрафы и неустойки имеют непостоянный харак­тер. При этом штрафы, пени и неустойки уплаченные могут превы­шать полученные. Тогда образуются убытки, сокращающие внереа­лизационную прибыль.

Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то вне­реализационные доходы увеличиваются.

Все будет зависеть от харак­тера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-пла- тежной дисциплины, выполнения своих обязательств по поставкам, по платежам в бюджет, поставщикам и банкам.

Итак, анализ состава валовой прибыли предприятия показал ве­дущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а так­же от реализации основных фондов и другого имущества и усилива­ющееся в условиях развития предпринимательства значение внереа­лизационных доходов и расходов.

Важная роль в системе экономических показателей эффективно­сти предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабель­ность — это относительный показатель интенсивности производст­ва, так как отражает уровень прибыльности относительно опреде­ленной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от ре­ализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, пред­шествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фон­дов и материальных оборотных средств).

Этот показатель общей рентабельности (рентабельности произ­водственных фондов) в настоящее время официально трансформи­ровался в показатель рентабельности активов, который исчисляется по формуле:

Р = (П : А)х 100,

где Р — рентабельность активов (%);

П — сумма прибыли после уплаты налогов (руб.);

А — сумма активов предприятия (руб.).

Кроме рентабельности активов в процессе анализа предприни­мательской деятельности широко используется показатель рента­бельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реа­лизации продукции к полной себестоимости этой продукции.

При­менение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыль­ностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в про­изводство новых видов продукции и снятии с производства неэф­фективных изделий.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле:

Р = (П:Сп)х 100,

где Р — рентабельность продукции (%);

П — валовая прибыль предприятия (руб.);

Сп — полная себестоимость реализованной продукции (руб.).

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, можно исчислить рента­бельность продукции как отношение прибыли к стоимости реализо­ванной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Такой показатель рентабельности стал называть­ся рентабельностью продаж.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на произ­водство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов.

В процессе анализа финансового состояния предприятия могут исчислять и другие показатели рентабельности, имеющие частное значение. Например, может быть исчислена рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, соб­ственного капитала, перманентного капитала, инвестиций и др.

Рост любого показателя рентабельности зависит от общих эко­номических явлений и процессов.

Это прежде всего совершенство­вание системы управления производством в условиях рыночной эко­номики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах; повышение эффективности использования ре­сурсов предприятия на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений; индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Источник: https://finances.social/finansyi-kredit_815/162-pribyil-rentabelnost-58382.html

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой |- Gofinances.ru

2.2. Прибыль, цена, себестоимость:  Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений,

  • Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли. В зависимости от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована.

    В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, то есть такого ее объема, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие ее производства в условиях конкуренции, в краткосрочном — достижение необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды — обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

    Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

    На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли.

    Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

    Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, при этом отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития.

    При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение.

    Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях.

    Прибыль, прежде всего, выполняет функцию меры эффективности общественного производства, поскольку, представляя собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций, она определяет конечный результат финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики.

    В любой рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия.

    Во все времена прибыль являлась признаком компетентного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые результаты (валовая прибыль или убыток) деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

    Прибыль выступает и в качестве меры накопления. В данной функции прибыль выступает основным источником общественного воспроизводства на расширенной основе. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

    Если доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, будет недостаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников, то процесс общественного воспроизводства вообще может прекратиться.

    Выделяется функция прибыли как средство регулирования перелива капитала. Объективно капитал находит то место в отраслевой структуре, которое является более выгодным (различный уровень нормы прибыли).

    Это закон, который не знает ни хозяйственных, ни государственных границ. Поэтому в современной экономике можно наблюдать перелив капитала не только между отраслями хозяйства внутри страны, но и между различными государствами.

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

  • Источник: http://www.gofinances.ru/smarts-582-2.html

    1. Теоретическая часть

    2.2. Прибыль, цена, себестоимость:  Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений,

    Показателифинансовых результатов характеризуютабсолютную эффективность хозяйствованияпредприятия. Важнейшими из них являютсяпоказатели прибыли, которая в условияхрыночной экономики составляет основуэкономического развития предприятия.

    Прибыль– это денежное выражение основной частиденежных накоплений, создаваемыхпредприятиями любой формы собственности[11, с. 37].

    Какважнейшая категория рыночных отношений,прибыль вы­полняет определенныефункции.

    Во-первых,прибыль характеризует конечный финансовыйрезультат предпринимательскойдеятельности предприятия. Она являетсяпоказателем, наиболее полно отражающимэффективность производства, объем икачество произведенной продукции,состояние производительности труда,уровень себестоимости.

    Показателиприбыли являются важнейшими для оценкипроизводственной и финансовой деятельностипредприятия. Они характеризуют степеньего деловой активности и финансовогоблагополучия. По прибыли определяетсяуровень отдачи авансированных средстви доходность вложений в активы предприятия.

    Прибыль оказывает также стимулирующеевоздействие на укрепление коммерческогорасчета, интенсификацию производства.

    Во-вторых,прибыль обладает стимулирующей функцией.Ее содержание состоит в том, что прибыльодновременно является финансовымрезультатом и основным элементомфинансовых ресурсов предприятия.Реальное обеспечение принципасамофинансирования определяетсяполученной прибылью.

    Доля чистой прибыли,оставшейся в распоряжении предприятияпосле уплаты налогов и других обязательныхплатежей, должна быть достаточной дляфинансирования расширения производственнойдеятельности, научно-технического исоциального развития предприятия,материального поощрения работников[3, с. 13].

    Ростприбыли определяет рост потенциальныхвозможностей предприятия, повышаетстепень его деловой активности, создаетфинансовую базу для самофинансирования,расширенного воспроизводства, решенияпроблем социальных и материальныхпотребностей трудовых коллективов.

    Онапозволяет осуществлять капитальныевложения в производство (тем самымрасширяя и обновляя его), внедрятьнововведения, решать социальные проблемына предприятии, финансировать мероприятияпо его научно-техническому развитию.

    Помимо этого прибыль является важнымфактором в оценке потенциальныминвестором возможностей компании,служит показателем эффективногоиспользования ресурсов, т.е. необходимадля оценки деятельности предприятия иее возможностей в будущем.

    В-третьих,прибыль является одним из источниковформирования бюджетов разных уровней.

    Она поступает в бюджеты в виде налогови наряду с другими доходными поступлениямииспользуется для финансирования иудовлетворения совместных общественныхпотребностей, обеспечения выполнениягосударством своих функций, государственныхинвестиционных, социальных и другихпрограмм, принимает участие в формированиибюджетных и благотворительных фондов.За счет прибыли выполняется также частьобязательств предприятия перед бюджетом,банками, другими предприятиями иорганизациями [22, с. 44].

    Многоканальноезначение прибыли усиливается с переходомэкономики государства на основы рыночногохозяйства.

    Дело в том, что акционерное,арендное, частное или другой формысобственности предприятие, получивфинансовую самостоятельность инезависимость вправе решать на какиецели и в каких размерах направлятьприбыль, оставшуюся после уплаты налоговв бюджет и других обязательных платежейи отчислений. Стремление к получениюприбыли ориентирует товаропро­изводителейна увеличение объема производствапродукции, нужной потребителю, снижениезатрат на производство. При развитойконкуренции этим достигается не толькоцель пред­принимательства, но иудовлетворение общественных потреб­ностей.Для предпринимателя прибыль являетсясигналом, указывающим, где можно добитьсянаибольшего прироста сто­имости,создает стимул для инвестирования вэти сферы.

    Своюроль играют и убытки. Они высвечиваютошибки и про­счеты в направлениисредств, организации производства исбыта продукции.

    Прибылькак главный результат предпринимательскойдеятельности обеспечивает потребностисамого предприятия и государства вцелом. Поэтому прежде всего важноопределить состав прибыли предприятия.

    Емкиминформативным показателем являетсяваловая прибыль. Валовая прибыль — суммаприбылей (убытков) предпри­ятия отреализации продукции и доходов (убытков),не связан­ных с ее производством иреализацией [24, с. 39]. Под реализациейпродукции понимается не только продажапроизведенных това­ров, имеющихнатурально-вещественную форму, но ивыполне­ние работ, оказание услуг.

    Всоставе валовой прибыли учитываетсяприбыль от всех видов деятельности.Валовая прибыль включает прибыль(убыток) от реализации товарной продукции;прибыль от реализации прочей продукциии услуг нетоварного характера; прибыль(убыток) от реализации основных средств,их прочего выбытия, реализации иногоимущества предприятия; финансовыерезультаты от внереализационныхопераций.

    Прибыльот реализации продукции (работ, услуг)характе­ризует чистый доход, созданныйна предприятии. Остальные элементываловой прибыли отражают в основномперерас­пределение ранее созданныхдоходов.

    Прибыль(убыток) от реализации продукции (работ,ус­луг) — это финансовый результат,полученный от основной деятельностипредприятия, которая может осуществлятьсяв лю­бых видах, зафиксированных в егоуставе и не запрещенных законом.

    Финансовый результат определяетсяраздельно по каж­дому виду деятельностипредприятия, относящемуся к реализа­циипродукции, выполнению работ, оказаниюуслуг.

    Он равен разнице между выручкойот реализации продукции (работ, ус­луг)в действующих ценах и затратами на еепроизводство и реализацию [18].

    Рис.1.1 Схема формирования прибыли

    Выручкапринимается в расчет без налога надобавленную стоимость и акцизов, которые,являясь косвенными налогами поступаютв бюджет.

    Из выручки также исключаемаясумма наценок (скидок), поступающаяторговым и снабженческо-сбытовымпредприятиям, участвующим в сбытепродукции.

    При этом денежные поступления,связанные с выбытием основных средств,матери­альных (оборотных) и нематериальныхактивов, продажная сто­имость валютныхценностей, ценных бумаг не включаютсяв состав выручки.[18]

    Приреализации продукции, имеющейнатурально-веществен­ную форму, расчетприбыли ведется исходя из выручки иполной себестоимости продукции,определяемыми на объем реализуе­мойпродукции.

    В натуральном выражении онвключает остатки готовой продукции наначало отчетного периода, не реализо­ванныев предшествующем периоде, и выпусктоварной продук­ции отчетного периодаза минусом той части продукции, котораяне может быть реализована в концеотчетного периода.

    Под периодом понимаетсяквартал, или год. Состав остатковнереа­лизованной продукции на началои конец периода зависит от избранногопредприятием метода учета выручки — попоступ­лению денег на расчетный счет(в кассу) предприятия или по отгрузкепродукции, расчетные документы покоторой предъяв­лены покупателю.

    Метод определения выручки от реализациипродукции устанавливается предприятиемна длительный срок (ряд лет) исходя изусловий хозяйствования и заключенныхдоговоров.

    Прибыльот выполнения работ и оказания услуграссчиты­вается аналогично прибылиот реализации продукции. [15] В строительныхорганизациях выручка отражает стоимостьзаконченных объектов строительстваили работ, вы­полненных по договорамподряда и субподряда.

    В торговле,снабженческих и сбытовых пред­приятияхвыручка соответствует валовому доходуот продажи товаров (сумма наценок илискидок в процентах к стоимости реализуемыхтоваров).

    На предприятиях транспорта исвязи выручка отражает денежные средстваза предоставляемые услуги по действующимтарифам [5, с. 51].

    Кромеприбыли от реализации продукции в составваловой прибыли включается прибыль отреализации прочей продукции и услугнетоварного характера. На долю этойприбыли приходится несколько процентовбалансовой прибыли. В ее состав входятприбыли (убытки) подсобных сельскиххозяйств, автохозяйств, лесозаготовительныхи других хозяйств, находящихся на балансепредприятия.

    Прибыль(убыток) от реализации основных средств,их про­чего выбытия, реализации иногоимущества предприятия — это финансовыйрезультат, не связанный с основнымивидами деятельности предприятия. Онотражает прибыли (убытки) по прочейреализации, к которой относится продажана сторону различных видов имущества,числящегося на балансе предпри­ятия.

    Упредприятия могут образовыватьсяизлишние материальные ценности врезультате изменения объема производства,недостатков в системе снабжения,реализации и других причин.

    Длительноехранение этих ценностей в условияхинфляции приводит к тому, что выручкаот их реализации окажется ниже ценприобретения.

    Предприятие вправесписывать, продавать, ликвидировать,переда­вать в уставные фонды другихпредприятий здания, сооружения,оборудование, транспортные средства идругие основные фонды, материальныеценности, продавать отдельные объекты,товарно-материальные ценности и другиевиды имущества.

    Финансовый результатимеет место только при продажеперечисленных видов имущества. Приреализации основных фондов финансовыйрезультат определяется как разницамежду продажной ценой реализованныхна сторону основных средств и ихостаточной стоимостью с учетом понесенныхрасходов по реализации. [21]

    Подиным имуществом предприятия понимаютсясырье, ма­териалы, топливо, запчасти,нематериальные активы (патенты, лицензии),валютные ценности, ценные бумаги. Разницамежду про­дажной ценой этих видовимущества предприятия и их балан­совойстоимостью (с учетом понесенных в связис этим расходов) составляет финансовыйрезультат, влияющий на сумму балан­совойприбыли.

    Финансовыерезультаты от внереализационных операций- это прибыль (убыток) по операциямразличного характера, не относящимсяк основной деятельности предприятия ине свя­занным с реализацией продукции,основных средств, иного иму­ществапредприятия, выполнением работ, оказаниемуслуг.

    Финансовый результат определяетсякак доходы (убытки) за минусом расходовпо внереализационным операциям.Значительный удельный вес могутсоставлять доходы от долгосрочных икраткосрочных финансовых вложений идоходы от сдачи имущества в аренду.

    Финансовые вложения означают такоеразмещение собствен­ных средствпредприятия в деятельность другихпредприятий, которое дает возможностьполучить доходы.

    Под долгосрочнымифинансовыми вложениями понимаютсязатраты предприятия по вкладу средствв уставной капитал других предприятий,приобретению акций и других ценныхбумаг, предостав­ление средств взаймына срок более года. К формам кратко­срочныхфинансовых вложений относятся приобретениекратко­срочных казначейскихобязательств, облигаций и других ценныхбумаг, предоставление средств взаймына срок менее года [26, с.155-156].

    Доходыот долевого участия в уставном капиталедругого предприятия представляют частьего чистой прибыли, которая поступаетучредителю в заранее обговоренномразмере, или в виде дивидендов по акциям,пакетом которых владеет учреди­тель.

    Доходами от ценных бумаг являютсяпроценты по обли­гациям, краткосрочнымказначейским обязательствам, дивиден­дыпо акциям. По средствам, предоставляемымвзаймы, предприятие получает доходы поусловиям договора между кредито- иссудозаемщиком.

    Всостав внереализационных прибылей(убытков) также входят сальдо полученныхи уплаченных штрафов, пени, неустоекдругих видов санкций (кроме санкций,уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетныхфондов в соответствии с законодательством),другие доходы и расходы (убытки, потери).

    Необходимостьи важность определения состава валовойприбыли обусловлена следующим:

    • во-первых, в связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятие получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;

    • во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры прибыли от реализации имущества и внереализационных доходов, а также факторов, влияющих на их изменения, никак нельзя.

    Вусловиях формирования рыночнойэкономической системы в России, наданном этапе происходит значительноеизменение в отношении к показателюприбыли в пользу возрастания его ролив хозяйственном механизме, так какполучение прибыли, которая обеспечиваетпроцветание фирмы и рост ее влияния нарынке, считается одним из основныхпоказателей успешного выполненияруководителями коммерческих структурих координирующих функций. [14] Такимобразом, прибыль является одной изважнейших категорий рыночной экономикии основной целью деятельности любойкоммерческой структуры, так как отражаетчистый доход, созданный в сферематериального производства. Часто, припринятии краткосрочных решений, когдачасть капитала фирмы уже вложена ипоэтому неподвижна, бизнесмены нерассматривают прибыль в экономическомсмысле, то есть разность между общимидоходами и общими затратами, а используютболее удобную концепцию прибыли, котораяизвестна как вложенная прибыль (предельныйвклад) – определяется как разностьмежду доходом и переменнымизатратами. Понятие «планированиеприбыли» относится к оперативнымрешениям, которые, в свою очередь, связаныс ценообразованием, объемом производства,технологией и т.д. Какую бы прибыль нежелала получить фирма, при планированииприбыли должны быть обязательно учтеныследующие моменты: ожидаемая потребностьв продукции, возможности производстватребуемого количества продукции и всезатраты. Как правило, при рациональномпланировании прибыли формулируют целии пути их достижения, указывают срокивыполнения необходимых для этогодействий. Управление прибылью не тольковажный аспект руководства краткосрочнымиоперациями, но и жизненно необходимодля оптимизации инвестиций, инновационныхвложений и стратегического планирования.Это помогает лучшим образом распределитьограниченные ресурсы фирмы для обеспечениянаибольшей эффективности деятельности.Таким образом, планирование прибылиявляется элементом системы управленияприбыли, которую можно определить какпроцесс разработки и принятияуправленческих решений по ключевымаспектам, связанным с образованием ирасходованием чистого доходаорганизации. Однимиз подходов к планированию прибылиявляется формирование бюджета прибыли,который обычно составляется на основеформального отчета об ожидаемых доходахс соответствующими прогнозами изменениядействующих цен, затрат и возможныйспрос на период составления бюджета.Плановый аспект бюджета прибыли даетменеджерам всех уровней возможностьуказать имеющуюся потребность вматериалах, оборудовании, рабочей силеи источниках финансирования и осуществитьна основе этих данных планирование.Координационный аспект является важнойсоставляющей подготовки и периодическойревизии бюджета, так как сам процесссоставления бюджета вынуждаеткоординировать деятельность отдельныхслужб фирмы. В отличие от координационногоаспекта, контроль не является автоматическимследствием составления бюджета, но онпозволяет устанавливать соответствиерезультатов текущей деятельностисделанным ранее прогнозам, и при наличиибольших расхождений между ожидаемымии полученными результатами можнопровести анализ причин такого расхожденияс целью увеличения прибыли.[19] Какправило, составление бюджета прибылитесно связано с управлением операциямикомпаниями. Можно отметить следующиеосновные способы контроля: составлениечетких описаний процедур и общейполитики, которые составляют основусистемы управления деятельностьюорганизации; для обеспечения обратнойсвязи, чаще всего, используютсяпериодические корректировки текущихпланов — в этом случае бюджет прибылииграет роль критерия для оценкиуправленческой (или организационной)деятельности организации. По мереусложнения организации и роста ееструктуры эффективная координацияуправления становится для руководствавсе более сложной задачей. В последнеевремя большинство компаний решает этузадачу путем децентрализации, котораяявляется комбинацией полуавтономныххозяйственных единиц, каждая из которыхпредставляет собой центр прибыли.Подобный метод управления находит всебольше сторонников среди крупныхтранснациональных корпораций как вСША, так и в других странах (из-за успешногопримера многих фирм США при переходе кдецентрализованной структуре). Управляющиеструктур, подчиненных отдельнымкорпорациям или материнской компании,получают полное право планироватьдеятельность своих единиц, приниматьлюбые краткосрочные решения и нести заних ответственность. То есть управляющиеструктур действуют так, как будто ихотделения представляют собой независимыефирмы, хотя в действительности они могутими и не являться. Головная структуракорпорации сохраняет за собой выработкудолгосрочной политики, в особенностив области капитальных вложений, подборруководителей структурных подразделений,оценку их деятельности, а такжеорганизацию, слияние и ликвидацию самихподразделений. В крупных компаниях дляболее эффективного управления, какправило, действует принцип умереннойдецентрализации управления в рамкахпринятой головной компанией интегрированнойструктуры стратегии развития.[13] Таккак именно прибыль является главнымкритерием процветания организации, то,обычно, у высшего руководства имеетсятенденция считать получение прибылиглавным показателем успешной работыруководителей подразделений. Но частообнаруживается, что использованиеприбыли в качестве меры внутреннегоконтроля – дело более противоречивоеи сложное, чем установление такогокритерия для компании в целом. Вдецентрализованной организации, гдеглавам подразделений, организованным,как отдельные корпорации, делегированыуправленческие полномочия, появляетсянеобходимость в определении такогопоказателя прибыли, который будетслужить для оценки работы администрацииэтих подразделений и контроля запринимаемые ею решениями. Такимпоказателем стала управляемая прибыльотделений – это прибыль, оставшаяся отполученного рассматриваемым подразделениемдохода за вычетом всех переменных затратданного подразделения (стоимостьпроданных товаров, торговые и управленческиезатраты) и всех накладных расходов,находящихся в ведении руководителейэтого подразделения. [28, c.84]. Этот показатель исключает все факторы,которыми руководители подразделенийне могут управлять, и он не зависит откачества работы тех других подразделений,с которыми взаимодействует рассматриваемоеподразделение. Особенностью планированиякрупного бизнеса является такженеобходимость учета роста активов(имущества) как компании в целом, так иимущества подразделений и соблюдениепри этом прав всех собственников. Такимобразом, в рамках данной задачи крупныекомпании осуществляют сводноепланирование, планируют стратегическиеи тактические цели компании и подразделений,также планируют их потенциал (роствозможностей), объемы и процессы(операционные, производственные,инвестиционные и инновационные). Всилу организационной и технологическойцикличности развития, крупные компаниив большей степени подвержены внутрифирменнымэкономическим колебаниям, поэтомусистема планирования должна учитыватьне только конкретные циклы, но ивзаимосвязи между ними и их влияние напланируемые результаты. При недостаточномуровне аналитической работы (учетанаметившихся тенденций воздействиявнутренних и внешних факторов) дляпринятия плановых решений, в крупныхкомпаниях, как ни в каких других,существует возможность большихматериальных потерь, что приводит кнеобходимости контроллинга какформируемых, так и реализуемых плановыхрешений. Контроллинг влияет на планированиекак на центральный инструмент управлениякорпорацией, особенно на эффективнуюкоординацию отдельных подпроцессов ичеткую ориентацию планирования надостижение прибыли как основной целевойпоказатель успешной деятельностиструктуры. Поэтому эффективная системаконтроллинга своим центральным элементом,как правило, имеет систему планированияприбыли или бюджетирования, согласованнуюс хорошо продуманным процессомпланирования отдельных акций (например,инвестиционных или инновационныхмероприятий). Понятие «бюджет» можноопределить как план, сформулированныйв стоимостных величинах, который сопределенной степенью обязательностивыполнения задается структурной единицес полномочиями принимать решения наопределенный временной период (какправило, сроком до 1 года), а бюджетированиекак управленческую технологию .Бюджетирование означает направленностьвсей деятельности организации на цели,имеющие стоимостное выражение, впротивоположность этому при планированииотдельных акций на первый план выдвигаютсяимущественные цели. На практике жеграницы между планированием акций ибюджетированием очень размыты, т.к.обоснованное планирование стоимостныхцелевых величин возможно только приодновременном планировании соответствующихнеобходимых мероприятий. В американскойпрактике часто говорят о «планированииприбыли»: при эффективном планированииприбыли неуклонно соблюдается принципустановления для каждого структурногоподразделения его вклада в итоговуюприбыль.

    Источник: https://studfile.net/preview/3187562/page:2/

    Scicenter1
    Добавить комментарий