2.3. Технология проведения управленческих игр в процессе обучения

Скачать материал

2.3. Технология проведения управленческих игр в процессе обучения
так то ЕНТ / Начальные классы / Технология обучения в начальных классах

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

29.11.2011 10886 1080

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ (ДИ)

Технологияучебной деловой игры

Деловыеигры – педагогическое моделированиеразличных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельныхличностей и их групп принятию решений ( Д.Г. Левитес).

Исходныеидеи

М.В.Кларинвыделяет следующие особенности учебных деловых игр:

·        в ходе учебнойигры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который ониполучили бы в действительности;

·        учебная играпозволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто бытьнаблюдателями;

·        игры создаютпотенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности изучебной ситуации в реальную;

·        учебные игрыобеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.

Вструктуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыреэлемента-этапа.

1.       Ориентация.
Учитель представляет изучаемую тему,знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он даетхарактеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2.       Подготовка к проведению.
Учитель излагает сценарий,останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах,правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. Послераспределения ролей между участниками проводится пробный «прогон” игры всокращенном виде.

3.

       Проведение игры как таковой.
Учитель организует проведение самойигры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетомочков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.

4.       Обсуждение игры.
Учитель проводит обсуждение, в ходекоторого дается описательный обзор-характеристика «событий” игры и ихвосприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которыеприходили в голову, и т.д., побуждает детей к анализу проведенной игры.

Особоевнимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующейобластью реального мира, установлению связи содержания игры с содержаниемучебного курса или курсов.

Одним из результатов обсуждения может быть ипересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Действияпреподавателя и учащихся. Впроцессе проведения игры учитель выступает в нескольких «ролях”:

Инструктор

Необходимымдля участия в игре является понимание правил, представление о последствиях игровыхдействий. Однако многолетняя практика показывает, что учителю не стоитстремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры.Многие правила по-настоящему уясняются участниками лишь по ходу игры — и в этомигра похожа на жизнь.

Чрезмерное инструктирование до начала самой игры можетзапутать учащихся или привести к снижению их интереса. В принципе,инструктирование лучше свести к минимуму.

Что же касается обсужденияпоследствий тех или иных игровых решений, «ходов”, то их имеет смысл проводитьуже после завершения игрового действия, когда их содержание становится болееясным для участников.

Судья-рефери

Ходигры безусловно нуждается в контроле и какой-то степени руководства со стороныучителя. Организационная сторона его деятельности обеспечивает педагогическуюрезультативность игры. Это сказывается, например, на характере распределенияролей, при котором учитель стремится добиться активного включения всех детей вдеятельность.

Действуяв качестве рефери, учитель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровыхправил (правил взаимодействия между играющими), но — в идеале — не вмешиваетсяв него.

Тренер

Внекотором смысле учитель выступает и в качестве тренера. Он может даже даватьучащимся прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнееиспользовать возможности игры.

Речь идет о подсказках, помогающих детямиспользовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает тоили иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета ит.д.).

В число тренерских действий учителя входит и прямое подбадриваниенерешительного участника).

Председатель– ведущий

Даннаяроль относится к завершающему игру обсуждению.

В ходе этого обсуждения учительизбегает «предлагать” классу свои выводы и обобщения, но, скорее, ставит передучащимися такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель иимитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры иизучаемым предметным материалом. Немало творческих идей и обобщений можнообнаружить в совместном обсуждении, если попросить учащихся предложить своисобственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

Примернаясхема организации и самоорганизации учебной деятельности в деловой игре

1.       Ознакомление с имитационной моделью объекта. 1.1.

Организационно-технологическаяструктура производства или его подразделения, имитируемая в данной игре: а) производственные подразделения, вычлененные из реальной организационнойструктуры для целей игры; б) содержание деятельности этих подразделений; в) взаимосвязь производственныхподразделений. 1.2.

Ролевое распределение обязанностей участников игры: а) обязанности участников, обусловленные содержанием имитируемой деятельности(что конкретно должен делать каждый в соответствии с имеющимся на производстведолжностным, распределением обязанностей); б) характер принятого на производстве взаимодействия: какие конкретно вопросырешаются работником самостоятельно, что требует согласования с другимиподразделениями или вышестоящими инстанциями; в) принципы распределения обязанностей с учетом сформулированных требований(рекомендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое распределение, учетпрошлого опыта участника, личная инициатива, коллективное решение); г) характер формального и неформального общения в процессе игры. 1.3. Необходимый инструментарий и другой игровой материал, организация рабочегоместа. 1.4. Требования к конечному результату деятельности: а) индивидуальные результаты, включаемые в конечный продукт деятельности; б) конечные результаты работы коллектива; в) оформление результатов учебно-игровой деятельности.

2.       Самоорганизация индивидуальной и коллективнойдеятельности. 2.1.

Определение целейквазипрофессиональной деятельности: а) цели игрового коллектива (производственные, организационные,совершенствование способов действий и решения задач); б) индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены каждым участником иподразделением (профессиональные, организационные, межличностные, развитие исовершенствование качеств специалиста); в) уточнение характера результатов, которые должны быть получены отдельнымиучастниками, подразделениями, организацией в целом (промежуточные, конечные, ихуровень). 2.2. Определение требований к участникам игры: а) к «специалистам” определенного профиля (к их знаниям, умениям. опыту,готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к действиям в непредвиденныхситуациях); б) к должностным лицам —членам производственного коллектива, деятельностькоторых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает наних коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловыхотношений): в) к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуацию,компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное исвободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своихвозможностей и их совершенствование).

3.

       Выбор системы «оценки — санкции”:
а) разработка критериев оценкидействий и поступков «должностных лиц” и способов такой оценки —формализованных и неформализованных; б) подготовка «платежной матрицы” (если она предусматривается) — системыпоощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений,регламента игры;

в) предусмотрение возможности выработки оценок и санкций самим коллективомигроков в процессе игры.

Такимобразом, в деловой игре как форме обучения обучающийся находится в активнойпозиции по отношению как к предметной, так и социальной стороне егоквазипрофессиональной деятельности (Вербицкий А.А.).

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Источник: https://tak-to-ent.net/load/204-1-0-2550

Статья по теме

2.3. Технология проведения управленческих игр в процессе обучения

Весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Уильям Шекспир

Использование деловых игр в процессе обучения.

Общеизвестно, что отсутствие интереса к изучению того или иного предмета является одной их важнейших причин низких результатов обучения студентов. Как вызвать заинтересованность у студентов в изучении отдельных тем и всего предмета? На мой взгляд, одним из путей решения этой проблемы является использованием методов активного обучения.

Всем известно, что при традиционном изложении материала часть студентов перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, студенты пассивны.

Практика моей работы показывает, что активные методы обучения изменяют роль студента, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

Активность студента проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических заданий, развивает стремление к знаниям.

Одним из методов активного обучения являются деловые игры.

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф.

Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности.

В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач.

Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация.

Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме.

Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

В литературе нет определения понятия «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры — наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-то работ (заключение договора, составление плана работы и т. д.).

Для деловой игры характерно наличие:

  • имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений;
  • проблемной ситуации;
  • ролей;
  • ролевых целей и общей цели всего коллектива;
  • взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;
  • коллективной деятельности;
  • цепочки решений.

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные игры и др.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Деловые игры активизируют мыслительную деятельность студентов и являются одним из новых эффективных методов обучения.

Деловые игры приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей.

Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Они делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у ребят доброе рабочее настроение.

На мой взгляд, деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий.

Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

Деловые игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития в различных сферах педагогической деятельности техникума.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

К числу недостатков можно отнести:

– сложность соотнесения игрового пространства с реалиями жизни;

– отсутствие стандартного, четкого алгоритма проведения мероприятия;

–сложность при проведении объективной оценки.
Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.

Почему необходимы деловые игры? Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала.

Для чего необходимы деловые игры? Игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем.

Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.

Игра — идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра — основное времяпрепровождение любого подростка.

Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем.

Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.

Что я получаю в результате проведения игры?

• Понимание и усвоение материала любой степени сложности студентами;

• развитие умений и навыков их работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств;

• развитие у студентов продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей.

Таким образом, деловые игры позволяют мне за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия.

задача этого метода — развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.

В деловых играх могут моделироваться отношения конкретной борьбы или взаимодействия, а также соревнования между играющими.

Цели проведения деловых игр могут быть различными: учебные, для принятия решений, для проектирования, для проведения исследований.

Очевидно, что обучение любой дисциплине в техникуме должно быть организовано таким образом, чтобы студентам было интересно на занятиях, чтобы они сами стремились получать новые знания, и преподавателю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.

Дисциплина «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие дисциплины, так как использование на занятиях компьютера само по себе уже привлекательно для студентов. Но, с другой стороны, многие студенты связывают компьютер исключительно с играми, а их нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих.

Кроме того, даже на занятиях информатики студентам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.

Чтобы студенты продуктивно и деятельно работали на занятиях, требуется использовать активные методы обучения, в том числе и деловые игры.

Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков.

Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения (правильные или неправильные) и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт. Основным элементом игры является механизм имитации, т. е.

моделирование ситуации, близкой к реальности.

В качестве примера рассмотрим деловую игру «Сборка компьютера», которую я провожу со студентами первого курса и в которой моделируется работа какой-либо действительной компьютерной фирмы, занимающейся сборкой и продажей компьютеров на заказ.

Студентам предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе работают несколько фирм по сборке компьютеров на заказ. Группа делится на 2-3 подгруппы – фирмы с названием, руководителями и сотрудниками. Задание фирмам — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера).

Выполняя данное задание, студенты узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих.

В конце выполнения задания студенты должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Театрализованный урок по теме «Информационная безопасность».

Моделируется ситуация совещания правительства некоторой страны в период возникновения серьезной опасности. Каждый студент становится участником событий в качестве члена правительства, преподаватель выступает в роли председателя правительства.

Сетевая мастерская на уроке Информатики. Урок по созданию совместного веб-ресурса с применением возможностей локальных сетей. Группа студентов работает над проектом, создавая индивидуальные страницы. Называются пять пунктов, какой быть нашей родине.

Каждый из них будет отражен в одной из страниц будущего сайта. Определяются должности: администратор, дизайнер, веб-программист, ведущие специалисты. Каждый специалист, занимает свое место, получает должностную инструкцию, в которой указаны его обязанности и цель работы.

В конце занятия защита и обсуждение проекта.

При изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основное внимание уделяется изучению различных прикладных аспектов применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: студенты получают навыки использования приложений Windows для делопроизводства; изучают возможности поиска информации с помощью компьютера; знакомятся с многообразием средств обработки, хранения и использования текстовой, числовой и графической информации, а также с мультимедийными возможностями новых технологий. Студентам предлагается решение прикладных задач с учетом выбранного ими профиля обучения. И при изучении этой дисциплины использование деловых игр я считаю необходимым и актуальным. Так, например деловая игра по теме «Форматирование текста в текстовом редакторе Word». Студенты становятся работниками редакционно-издательской фирмы, и проводят оперативное совещание. Назначается главный редактор, который представляет интересы заказчика. Издательству поступил заказ на оформление стенда по теме «Год русской литературы». Заказ поступил от МО учителей русского языка и литературы школы № 15. На стенде должны быть расположены статьи на листах формата А4 об интересных фактах из биографии русских писателей (Лермонтов Михаил Юрьевич, Пушкин Александр Сергеевич, Гоголь Николай Васильевич, Достоевский Федор Михайлович, Булгаков Михаил Афанасьевич).

Задача студентов, разбиться на мини-группы по 2-3 человека, найти информацию, выбрать самое главное и интересное, отформатировать статью, расположив её на листе формата А4, вывести статью на печать и расположить текст на стенде.

Деловая игра «Совещание по компьютерной сети»

Группа специалистов на деловом совещании по локальной сети. Их задача — провести совещание и принять решения по текущим вопросам.

Группа делится на игровые группы по 3—4 человека в каждой. Их участники выступают в роли членов некоторой рабочей группы, созданной из сотрудников различных отделов, находящихся в соседних комнатах. Один из членов рабочей группы является администратором.

Все игроки сидят за своими компьютерами, и их общение происходит только по локальной сети, «живое» общение не предусматривается, так как предполагается, что все специалисты находятся в разных помещениях.

Необходимо заранее пригласить 2—3 экспертов из числа старшекурсников или преподавателей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является преподаватель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.

Деловая игра – защита проектов по теме «Дом 21 века». Студенты специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в программе ArCon визуальная архитектура, выступая в роли архитекторов, дизайнеров, ландшафтных дизайнеров и т.д. создавали проекты зданий и защищали их на конструкторском бюро.

Моя практика использования деловых игр в преподавании показывает, что студенты с интересом занимаются, проявляют самостоятельность, творческое мышление, учатся эффективно решать конкретные проблемы. У студентов развивается профессионализм, повышается успеваемость.

Даже самый слабый студент, получив свою роль, не плохо с ней справляется и получает положительную оценку. При этом обучение тесно связано с производством, знания усваиваются легко и просто.

Вырабатываются определенные практические навыки, устанавливаются межличностные отношения, что способствует нравственному совершенствованию будущих руководителей среднего звена. В итоге формируются более подготовленные специалисты.

Деловые игры можно успешно применять на любой дисциплине и на любом этапе урока на организацию студентов для самостоятельного добывания знаний, освоение умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности, с целью активизации мыслительной деятельности студентов.

Источники:

1. https://abireg.ru/sb/n_1883.html

2. http://studbooks.net

3. infourok.ru

4. nsportal.ru

Доклад подготовила преподаватель информатики ГПОАУ «Райчихинского индустриального техникума» — О.А. Ковтун.

Источник: https://infourok.ru/statya-po-teme-ispolzovanie-delovih-igr-v-processe-obucheniya-3453339.html

Деловая игра как метод активного обучения

2.3. Технология проведения управленческих игр в процессе обучения

«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2013, N 2

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены специфические особенности деловых игр в обучении, их отличия и преимущества по сравнению с традиционными методами обучения для получения специалистами практических навыков в профессиональной деятельности. На основе изучения исторического опыта, современной практики менеджеров раскрываются механизмы и этапы проведения деловой игры.

Деловая игра: сущность и основные характеристики

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми, специалистами в профессиональной деятельности.

Деловая игра — это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием математической и организационной моделей.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно.

Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [1].

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

— развивается активность обучаемых;

— формируется умение анализировать специальную литературу;

— активизируется творческое мышление обучаемых;

— вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

— прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Словарь управления персоналом. Навыки — действия, характеризующиеся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматическим, выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро.

Высокая степень владения действием отличает навык от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного его выполнения необходим сознательный самоконтроль.

В соответствии с видами действий различают двигательные, сенсорные, интеллектуальные навыки.

Для деловых игр характерны:

— жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

— регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

— конфликтность и скрытые резервы; как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы.

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми по следующим специальным дисциплинам: маркетингу, управлению предприятием, инновационному менеджменту, инвестиционному менеджменту, логистике, общему менеджменту.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует получению учащимися навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизни, экономической действительности и практике. Исследование любого явления с помощью имитационных моделей требует, как правило, использования электронной вычислительной техники.

Современная вычислительная техника в принципе дает возможность производить расчеты любой сложности, включая организацию работы с моделью о диалоговом режиме с человеком. Для этого в построенной модели выделяются параметры управления и указываются интервалы их изменения.

При работе в полностью автоматическом режиме происходит исчерпывающее «проигрывание» множества вариантов развития изучаемого экономического явления в деловой игре.

История деловых игр

Метод деловых игр известен с XVII — XVIII вв., и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как «военная или предпринимательская». Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте». Интересно, что в XIX в.

«военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении». Сами военные игры в качестве прототипа имели шахматы. В 1664 г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой реалистичностью. В 1780 г.

«военные шахматы» начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь — пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г.

игры проводились на карте, где фиксировалось передвижение военных отрядов. Таким образом, Наполеон проигрывал будущие сражения. Позже данные о продвижении войск Наполеона становились основой для формирования последующей игры. Игры становились более реалистичными и свободными.

Перед Второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры [2].

Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвращением к салонным играм и содержали такие компоненты, как пространство (ячейка, лунка, магазин, доска), игровые предметы, правила манипулирования и распространения информации, начальная позиция, цель.

По характеру они являлись чисто инструментальными. Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия «широта решений», зависящая от «силы власти», «удовлетворенности подданных». Для оценки последствий альтернативных решений в таких играх применяется математический аппарат теории игр.

Исходным моментом развития всех игр, которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Дальнейшее их развитие, возникновение спортивных, салонных игр связано с уменьшением драматического компонента, отражающего социальное взаимодействие. Начиная с военных игр значение этого компонента снова начинает возрастать.

С дальнейшим усилением драматического компонента связано возникновение деловых игр, которые произошли из военных. По оценкам экспертов, метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране.

В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [3, с. 143].

Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 г. на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 г.

Марией Мироновной Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Ее участниками стали студенты вузов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач».

Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанных в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и несовместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.

В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объяснялось тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые из включенных в каталоги не соответствовали требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы были без учета психологических закономерностей.

По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х гг. Московского методологического кружка, лидером которого был Г. П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г. П.

Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием «организационно-деятельностные игры (ОДИ)».

Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности.

Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем. Концепция Щедровицкого была органической частью тоталитарного сознания и тоталитарного общества. Ее основными особенностями были:

— понимание в качестве заказчика не участника игры, а государства или корпорации;

— ориентация не на интересы участника (личное развитие, решение своих проблем, обучение), а на решение задач заказчика;

— ориентация в качестве источника финансирования не на участника-заказчика, а на хозяина-заказчика (государство, корпорацию), который оплачивал эксплуатацию участника для решения своих задач;

— сильнейшее давление на участника, приводящее к интенсификации его психических процессов в интересах заказчика с неизбежными последствиями в форме депрессий или серьезных психических сдвигов.

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 г. в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском «игростроении»…

С момента звенигородской встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы.

Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например биологические, медицинские, архитектурные.

Итак, 70-е гг. — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения.

1970 — 1980 гг. — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллинская школа В. К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т. п.

80-е гг. — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе, а с другой стороны, их профессионализация, когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей.

В период экономических реформ 1980 — 1990-х гг.

начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических (например, «Введение арендного подряда» на пивоваренном заводе Омска, «Введение хозрасчета в конструкторско-технологических подразделениях» в Центре атомного судостроения в г.

Северодвинске, «Реорганизация верфи» в Николаевске-на-Амуре), экологических (например, игра, посвященная решению задачи сохранения экологии озера Байкал) и даже политических (например, выборы руководителя на АвтоВАЗе) проблем.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х гг. в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм.

Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г.

И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн менеджмент ассоциейшн», к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1956 г. (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр [4].

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр.

Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары.

Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

Классификация деловых игр

Сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география и т. д.

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

— наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

— наличие ролей.

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п.

Преимущества деловых игр

по сравнению с традиционным обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем.

Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам.

Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная.

В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

— игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

— игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;

— в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;

— игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;

— игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).

Структура и основные этапы деловой игры

Для разработки деловой игры принципиальным моментом является также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.

Для чего проводится данная деловая игра?

Для какой категории обучаемых?

Чему именно следует их обучать?

Какие результаты должны быть достигнуты?

Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (ее ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь, в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов: цели, предмет игры, графическую модель взаимодействия участников, систему оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах: цели, комплекс ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

Этапы прохождения деловой игры можно соотнести с характеристиками менеджмента, данными К. Хэррисом (табл. 1) [5].

Таблица 1

Характеристика этапов деловой игры

NЭтапы деловой игрыХарактеристики
1Этап проблематизации, когдаучастники должны осмыслить тепроблемы, которые мешаютразвиваться организации и ееподразделениямКласс действий, в которые участникивовлечены как представителисообщества или какого-либо родадеятельности.Понятия, с помощью которых общиецели или проблемы определяются иосмысливаются авторами в совместномдействии
2Этап оптимизации, целеполагания,когда участники генерируютоптимальную модель развитияОбщие цели или проблемы, дляразрешения которых участникисоздают или применяют общий язык
3Этап поиска ресурсов, с помощьюкоторых можно достичь поставленныхцелейСредства или ресурсы, посредствомкоторых выполняются проекты,значимые для участников
4Этап организационногопроектирования, заключительный,когда участники «привязывают»найденные в игре решения кконкретным производственнымусловиям и связям, отвечая навопрос: «то конкретно, что долженсделать, чтобы изменить реальнуюситуацию в организации»Конкретные условия илиобстоятельства, в которых протекаетсовместная деятельность, и связи, вкоторые включены участники

Советы практикам

Можно сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

— получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;

— систематизация уже имеющихся у обучающихся умений и навыков;

— получение опыта социальных отношений;

— формирование профессионального творческого мышления.

2. В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучаемые не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т. п.).

Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.

Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении обучаемых. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения с привычной точки зрения (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 ч. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991.

2. Атаманова Р. И., Толстой Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004.

3. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика: Учеб. пособие. М.: Знание, 1989. 280 с.

4. Филатов О. К. Современные образовательные технологии в высшей школе. М.: Изд-во МГУТУ, 2004. Том 2.

5. Обзор деловых игр [Электронный ресурс]. URL: http://md-HR. ru.

Н. Рыжик

К. э. н.,

зав. кафедрой

«Менеджмент»

ВФ МГУТУ

О. Молотова

Доцент

кафедры «Менеджмент»

ВФ МГУТУ

Подписано в печать 29.12.2012

Источник: https://hr-portal.ru/article/delovaya-igra-kak-metod-aktivnogo-obucheniya

2.26. Игровые технологии в обучении

2.3. Технология проведения управленческих игр в процессе обучения

(по материалам лекции А.В. Петрова «Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения». edu.novgorod.ru/fulltext/741/igra.rtf)

В педагогике игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта…

Под «игровыми технологиями» в педагогической науке понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко).

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры.

Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:

  • Двойственность — сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);
  • Неопределенность исхода — возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока — переходит из потенциального состояния в актуальное;
  • Добровольность — способствует росту внутренней организованности;
  • Полифункциональность — воспроизведение особенностей различных видов деятельности и расширение возможностей варьирования условий развития личности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Классификация игр в учебном процессе:

• по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.

• по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные.

• по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.

Существуют разные виды уроков с применением игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование дидактической игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одной параллели.

В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Наряду с педагогической или дидактической игрой существует понятие обучающая игра. «Обучающая игра» — термин до некоторой степени тавтологичен. Игра и учение — единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровой атмосфере.

Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы.

, иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества.

В каких же моментах обучающая игра не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений между детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.), которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить их особенности:

  • педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
  • педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;
  • педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.

Оптимальность использования игры может быть определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Источник: https://studfile.net/preview/2548381/page:40/

Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры

2.3. Технология проведения управленческих игр в процессе обучения

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Признак

Виды игр

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Эмоционально-деятельностная игра

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов.

В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность — менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Форма

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Источник: https://FB.ru/article/159475/primeryi-delovyih-igr-stsenariy-delovoy-igryi

Scicenter1
Добавить комментарий